Введение к работе
Актуальность исследования. Как известно, образование есть целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней, а художественное образование следует рассматривать как совокупность форм и методов художественного воспитания и обучения. Для раскрытия форм и методов художественного воспитания и обучения необходимо выявить основные положения художественного воспитания и художественного образования. В связи с этим уточним ведущие понятия, на которые мы будем опираться в последующем изложении.
Изучив труды педагогов и ученых, занимающихся вопросами художественного образования и воспитания, мы установили, что особенностью художественного воспитания является органическое сочетание художественного образования и художественной практики (как практики восприятия художественных произведений, так и практики творчества). Задачами художественного воспитания выступают художественное образование и обучение профессиональной художественной деятельности; обучение осмыслению искусства и его специфики; художественное постижение и формирование способности воссоздающего творческого воображения, художественной интуиции и фантазии; выработка ценностных ориентаций в области искусства.
Мы определили свое понимание «художественного образования»: художественное образование – есть процесс и результат освоения совокупности знаний, умений, навыков, мировоззренческих установок в области теории и истории искусства посредством развития художественно-творческих способностей, основанном на понимании и умении оценивать произведения искусства.
Нужно отметить, что государственная политика основывается на общепринятых принципах в области образования, указанных в ст. 2 Закона РФ «Об образовании»: «единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства». Реализация данного принципа в образовательном пространстве предполагает вводить элементы краеведческого материала, средства национальной культуры, а также народной педагогики в обучении и воспитании подрастающего поколения, в частности, в художественном воспитании учащихся. Также установлены государственные образовательные стандарты, включающие в себя федеральный и региональный (национально-региональный) компоненты, компонент образовательного учреждения (ст. 7), поэтому важным является реализация в учебном процессе высших учебных заведений национально-регионального компонента.
Исходя из Закона, содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений (ст. 14, п. 4), этот принцип в полной мере осуществляет художественное поликультурное образование.
Художественное образование учащихся – это целенаправленный процесс формирования способности воспринимать, чувствовать, любить, оценивать искусство, наслаждаться им и создавать художественные ценности; процесс освоения совокупности искусствоведческих знаний, умений, навыков и применение их в своем творчестве. Для осуществления художественного образования необходима правильная организация процесса обучения, в результате которой у детей складывается общее представление о красоте, о материальных и духовных ценностях. Поэтому важно с детства научить ребенка любить, уважать, сохранять предметы искусства, т.к. в школе формируются основы художественной культуры.
Научить ребенка ценить материальную и духовную культуру представляется сложной задачей, поэтому педагог должен изначально сам быть наглядным примером этой культуры, постоянно исследовать и творчески действовать. Современные образовательные стандарты содержат национально-региональный компонент для реализации его в учебно-воспитательном процессе. Этот фактор дает основание для того, чтобы учитель прекрасно знал искусство и культуру своего региона и мог систематически осуществлять художественное образование по данному проекту. Многим выпускникам вузов приходится самостоятельно изучать искусство своего региона и включать его в образовательную программу. Следует отметить, что проблема по целенаправленной подготовке студентов художественно-графического факультета к реализации художественного образования учащихся средствами татарского народного декоративно-прикладного искусства остается до сих пор неразработанной. Не выявлен до конца художественный потенциал татарского народного и профессионального декоративно-прикладного искусства, и нет специальных исследований, посвященных данной теме.
Вопросам изучения художественного образования обращаются такие педагоги, как Т.С. Комарова, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, Н.М. Сокольникова, Т.Я. Шпикалова и др.
Вопросам, связанным с использованием учебно-воспитательных возможностей декоративно-прикладного искусства в школьной практике, уделяют внимание Б.М. Неменский, Т.Я. Шпикалова, В.В. Алексеева, В.Н. Петров, И.П. Глинская, М.С. Чернявская, Б.П. Юсов и др.
Исходя из вышесказанного, актуальность исследования вызвана обострением противоречия между объективной необходимостью подготовки студентов к реализации художественного образования средствами татарского декоративно-прикладного искусства и недостаточной разработанностью теории рассматриваемой проблемы в его сущностном, системном и концептуальном смысле. Это общее противоречие выявило несоответствие между:
– интенсивным развитием художественного образования и воспитания в Республике Татарстан в целом, а также усилением художественного образования учащихся средствами татарского декоративно-прикладного искусства в частности и неразработанностью проблемы подготовки студентов к данной деятельности в педагогической науке;
– требованиями общественной жизни и практики, предъявляемыми студентам по художественному образованию учащихся средствами декоративно-прикладного искусства татарского народа, и традиционно устоявшейся системой подготовки педагогов образовательных учреждений;
– потребностью современных вузов в теоретическом обосновании и научно-методическом обеспечении процесса образования и отсутствием необходимых материалов по формированию готовности студентов к художественному образованию учащихся средствами татарского декоративно-прикладного искусства.
Из данных противоречий на теоретико-методологическом уровне формируется научная проблема исследования: какова готовность студентов к реализации художественного образования учащихся средствами татарского декоративно-прикладного искусства?
Актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная разработанность послужили основанием для определения темы исследования: «Формирование готовности студентов к художественному образованию учащихся (на материале татарского декоративно-прикладного искусства)».
Объект исследования
Объектом исследования является процесс подготовки студентов к реализации задач художественного образования в общеобразовательной школе.
Предмет исследования
Предметом исследования является процесс формирования готовности студентов к художественному образованию учащихся средствами татарского декоративно-прикладного искусства.
Цель исследования: разработать содержание, теоретически обосновать и экспериментально проверить учебно-методический комплекс по формированию готовности студентов к художественному образованию учащихся средствами татарского декоративно-прикладного искусства.
Гипотеза исследования
В процессе исследования была выработана следующая гипотеза: формирование готовности студентов к реализации художественного образования учащихся станет наиболее эффективным, если:
– разработать учебно-методический комплекс по художественному образованию учащихся на основе татарского декоративно-прикладного искусства;
– содержание подготовки студентов обогатить материалом татарского декоративно-прикладного искусства;
– разработать спецкурс, обеспечивающий готовность студентов к реализации художественного образования средствами татарского декоративно-прикладного искусства.
Задачи исследования
В соответствии с целью и гипотезой исследования поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть социально-педагогические предпосылки формирования готовности студентов к художественному образованию учащихся в целом, средствами татарского декоративно-прикладного искусства в частности.
2. Определить формы и методы художественного образования учащихся средствами татарского декоративно-прикладного искусства, способствующие развитию художественной культуры детей.
3. Разработать содержание учебно-методического комплекса, а также спецкурса для студентов по формированию их готовности к реализации татарского декоративно-прикладного искусства и экспериментально апробировать их в учебном процессе.
Методологическую основу исследования составляют системный подход, ориентированный на выделение, прежде всего, интегративных инвариантных системообразующих связей и отношений, на изучение и формирование того, что в системе является устойчивым или второстепенным; личностный подход, обращенный на личность как цель, субъект, результат, требующий признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение; деятельностный подход, организующий полноценную в социальном и нравственном отношении жизнедеятельность; этнопедагогический подход, предполагающий единство интернационального, национального и индивидуального; антропологический подход, отмечающий системное использование данных всех наук о человеке как предмете воспитания.
Теоретическая база исследования
Теоретической базой исследования подготовки студентов к реализации художественного образования учащихся явились теории личностно-деятельностного подхода к воспитанию (Н.М. Борытко, В.А. Сластенин, И.Ф. Харламов, Н.Е. Щуркова и др.), воспитательные системы (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова и др.), дидактические концепции формирования личности (Д.В. Вилькеев, В.Ф. Габдулхаков, Е.М. Ибрагимова, А.А. Кирсанов, М.И. Махмутов и др.), формирования гуманистического мировоззрения (Р.А. Валеева, А.Г. Козлова, Г.В. Мухаметзянов, З.Г. Нигматов и др.).
В раскрытии проблемы использовались также концептуальные идеи историко-педагогических исследований (Г.Н. Волков, А.Н. Джуринский, Р.Ш. Маликов, А.И. Пискунов, В.Г. Пряникова, И.Я. Ханбиков).
Исследование художественного образования учащихся выполнялось с опорой на теорию и практику, выдвинутую Ю.Б. Алиевым, А.И. Буровым, С.А. Герасимовым, Ш.М. Германом, Г.С. Голошумовой, Б.Т. Лихачевым, И.Л. Любинским, В.К. Скатерщиковым и др.
Источниковедческая база исследования
Источниковедческой базой исследования послужили Закон об образовании РТ и РФ, Концепция художественного образования, Концепция воспитания учащейся молодежи РФ и РТ о необходимости обогащения учебно-воспитательного процесса элементами национальной культуры, искусства и широкого использования народных традиций, программно-методические документы, учебники и учебно-методический комплекс, передовой опыт учителей республики по художественному образованию учащихся, татарское декоративно-прикладное искусство, материалы педагогической и общественной периодики.
Методы исследования
В процессе исследования использовался комплекс методов: прежде всего исторический метод, который позволил проследить тенденции подготовки студентов к реализации образовательных программ, а также развития художественного образования учащихся; теоретический анализ и синтез; индуктивные и дедуктивные методы; изучение и анализ психолого-педагогической, философской, методической литературы из области художественного образования; изучение и анализ исследований по использованию педагогического потенциала татарского декоративно-прикладного искусства; эмпирические методы, в частности, наблюдение, анкетирование, опрос, беседа, экспертная оценка, педагогический эксперимент и др.
Экспериментальной базой исследования стали Набережночелнинский государственный педагогический институт и Лениногорский, Мензелинский, Бугульминский педколледжи.
Исследование проводилось в несколько этапов.
Первый этап (2005–2006 гг.) включал изучение соответствующей психолого-педагогической, философской, социологической, исторической литературы, идей художественного образования, инновационной деятельности в общеобразовательных школах, организацию эмпирического исследования по изучению практики художественного образования учащихся, подготовку учебно-методического комплекса для учителей, художественных руководителей и студентов по художественному образованию учащихся средствами татарского декоративно-прикладного искусства.
Второй этап (2006–2007 гг.) состоял в сущностном изучении развития художественного образования в общеобразовательных школах РТ и подготовки студентов к его реализации. На данном этапе также сформулирована гипотеза и началась подготовка к апробации результатов исследования, проведен педагогический эксперимент со студентами по формированию готовности к реализации художественного образования учащихся средствами татарского декоративно-прикладного искусства.
Третий этап (2007–2008 гг.) связан с систематизацией и оформлением результатов исследования в виде диссертации.
Научная новизна исследования:
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Раскрыты социально-педагогические предпосылки формирования готовности студентов к художественному образованию учащихся в целом, средствами татарского декоративно-прикладного искусства в частности, среди которых недостаточный уровень грамотности населения по художественному образованию, что препятствует налаживанию межкультурных связей народов, населяющих республику; привлечение внимания подрастающего поколения к художественной практической деятельности; внедрение национально-регионального компонента в Государственные образовательные стандарты; расширение программных требований к объему и содержанию художественного образования учащихся и т.д.
2. Выявлен и раскрыт художественный образовательный потенциал татарского декоративно-прикладного искусства, в частности, творчества художников-прикладников отдельных видов декоративно-прикладного искусства (вышивка, ткачество, ковроделие, кожаная мозаика, резьба по дереву и камню, обработка металла, керамика, ювелирное дело, каллиграфия), которые содержат ценный познавательный материал об искусстве татарского народа; учат детей бережно относиться к материальной и духовной культуре народа.
3. Раскрыты особенности процесса подготовки будущих учителей к реализации художественного образования средствами татарского декоративно-прикладного искусства, которые заключаются в формировании толерантного поведения; в расширении художественного мировоззрения, этики, культуры и знаний материала национально-регионального компонента и умении применять их в практической деятельности; в воспитании активной жизненной позиции по отношению к регионально-культурным проблемам; в умении планировать, а также реализовывать формы и методы художественного образования учащихся.
4. Разработано содержание учебно-методического комплекса по художественному образованию учащихся средствами татарского декоративно-прикладного искусства и экспериментально апробирован спецкурс, формирующий готовность студентов к его реализации.
Теоретическая значимость исследования
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обоснованы научно-методические основы формирования готовности студентов к реализации художественного образования учащихся средствами татарского декоративно-прикладного искусства, среди которых глубокое знание будущими педагогами татарского декоративно-прикладного искусства на примере творчества художников-прикладников и умение применять эти знания в учебно-воспитательном процессе; нацеленность содержания учебного материала на национально-региональный компонент. Создан кардинально новый тип учебно-программных материалов, позволяющий упорядочить, согласовать и корректировать подготовку студентов к реализации художественного образования учащихся средствами татарского декоративно-прикладного искусства. В работе уточнена также возможность использования татарского декоративно-прикладного искусства в качестве национально-регионального компонента в художественном образовании детей.
Практическая значимость исследования
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная система подготовки студентов к художественному образованию учащихся средствами татарского декоративно-прикладного искусства может быть использована при организации учебно-воспитательного процесса в педагогических вузах и училищах, осуществляющих подготовку кадров по специальности 050602 (030800) «Изобразительное искусство»; содержание спецкурса «Художественное образование учащихся средствами татарского декоративно-прикладного искусства» может быть использовано в процессе подготовки студентов, а также при повышении квалификации учителей, художественных руководителей общеобразовательных и художественных школ на курсах повышения квалификации; методические рекомендации могут быть использованы родителями, заинтересованными в художественном образовании своих детей, органами управления образованием, учеными-методистами, широкими слоями педагогических работников с целью научной организации художественного образования детей на материале национально-регионального компонента.
Достоверность и обоснованность результатов исследования
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается четкими методологическими позициями; адекватной целью, задачами и логикой исследования комплексного научно-исследовательского инструментария; целостным и системным подходами к исследованию проблемы; опорой на исследования о сущности человека и его формирования в деятельности; синтезом и сопоставлением данных педагогики, философии, психологии, социологии и художественной культуры; научной апробацией основных идей и полученных результатов в практике среднего специального и вузовского образования и использованием их в научных трудах автора.
Апробация и внедрение результатов исследования
Результаты исследования получили отражение в учебно-методическом комплексе и спецкурсе, научных статьях, докладах и их тезисах. Важнейшие результаты исследования докладывались и получили одобрение на всероссийских, республиканских и региональных конференциях, проведенных в городах Москва (2007), Санкт-Петербург (2007), Нижний Новгород (2007–2008), Чебоксары (2007), Казань (2006–2008). Внедрение результатов исследования осуществлялось в процессе работы соискателя в качестве учителя рисования в школе, а также преподавателя курса «Теория и методика обучения изобразительному искусству» (ОПД.Ф.04)», «Рисунок» (ДПП.Ф.03), «Композиция» (ДПП.Ф.05) студентам Набережночелнинского государственного педагогического института, а также в группах дистанционного обучения в городах Лениногорск, Мензелинск, Бугульма.
На защиту выносятся:
1. Обусловленность формирования готовности студентов средних педагогических образовательных учреждений и педагогических вузов к художественному образованию учащихся средствами татарского декоративно-прикладного искусства, связанная с необходимостью выполнения ГОС в части национально-регионального компонента.
2. Комплекс требований, предъявляемых к формированию готовности студентов к художественному образованию учащихся в целом, средствами татарского декоративно-прикладного искусства в частности.
3. Содержание учебно-методического комплекса и спецкурса по формированию готовности студентов к художественному образованию учащихся средствами татарского декоративно-прикладного искусства.
Структура и объем диссертации