Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование художественного интереса подростков средствами музыкального фольклора: в условиях дополнительного образования Путиловская, Виктория Валерьевна

Формирование художественного интереса подростков средствами музыкального фольклора: в условиях дополнительного образования
<
Формирование художественного интереса подростков средствами музыкального фольклора: в условиях дополнительного образования Формирование художественного интереса подростков средствами музыкального фольклора: в условиях дополнительного образования Формирование художественного интереса подростков средствами музыкального фольклора: в условиях дополнительного образования Формирование художественного интереса подростков средствами музыкального фольклора: в условиях дополнительного образования Формирование художественного интереса подростков средствами музыкального фольклора: в условиях дополнительного образования Формирование художественного интереса подростков средствами музыкального фольклора: в условиях дополнительного образования Формирование художественного интереса подростков средствами музыкального фольклора: в условиях дополнительного образования Формирование художественного интереса подростков средствами музыкального фольклора: в условиях дополнительного образования Формирование художественного интереса подростков средствами музыкального фольклора: в условиях дополнительного образования
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Путиловская, Виктория Валерьевна. Формирование художественного интереса подростков средствами музыкального фольклора: в условиях дополнительного образования : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01.- Волгоград, 2007

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы формирования художественного интереса подростков 15

1.1. Художественный интерес в структуре ценностей личности подростков 15

1.2. Музыкальный фольклор как средство формирования художественного интереса подростков 48

Выводы 64

Глава 2. Процесс формирования художественного интереса подростков (на примере приобщения их к национальным художественным традициям) 67

2.1. Диагностика художественного интереса подростков 67

2.2. Система формирования художественного интереса подростков в учреждении дополнительного образования 85

Выводы 123

Заключение 125

Литература 130

Введение к работе

Актуальность исследования. Одной из важных составляющих процесса реализации национальной доктрины образования является комплекс мер по улучшению художественного воспитания учащейся молодежи. Осуществляемое на достаточно высоком качественном уровне, именно художественное воспитание сможет противостоять разрушению отечественной культуры. Вместе с тем в сфере художественного воспитания и образования, как и в российском образовании в целом, существует очевидная противоречивость, выражающаяся в столкновении и противоборстве различных подходов к проведению национальной образовательной политики.

Сегодня становится все более очевидным, что, несмотря на различие в трактовках цели, задач и методов художественного воспитания, оно должно опираться на российские культурные традиции, фундаментом которых является народность, понимаемая как обращение к фольклорным источникам, одухотворяющим профессиональное художественное (и в том числе музыкальное) творчество.

Культуротворческая миссия фольклористики состоит в социокультурной, этнической и нравственной идентификации личности. Следовательно, художественное воспитание, основанное на фольклоре, есть, во-первых, важный инструмент осознания обучающимися себя как личности; во-вторых, способ совместного с педагогом осмысления и самоощущения личности в пространстве культуры; в-третьих, педагогическое средство формирования умения бережно использовать продукты человеческой культуры, народного творчества, присваивать накопленные духовные и материальные ценности, которые могут быть не только востребованы, но и приумножены творчеством новых поколений.

Современные жизненные условия требуют от молодежи активного, творческого отношения к окружающей действительности, которое формируется не только современной информационно насыщенной средой, но и в художественно-воспитательном процессе (в школе и учреждениях

дополнительного образования), где обеспечивается более интенсивное развитие и обогащение творческих возможностей обучающихся. Вместе с тем в теории и практике художественного воспитания остается нерешенным ряд серьезных проблем, среди которых — проблема формирования художественного интереса подростков как важнейшего фактора их культурной идентификации.

Известно, что художественные явления и процессы органически включены в ситуацию становления личности (В.В. Сериков), входят в систему важнейших детерминант этого процесса и являются действенными средствами развития ценностно-смысловой сферы подростков. Поэтому понятно то внимание, которое уделяется в психолого-педагогических исследованиях интересу, обеспечивающему продуктивность любой деятельности, а при определенных условиях становящемуся устойчивой чертой личности обучающихся.

Исследование интереса школьников предполагает обращение к сфере жизнедеятельности и особенностям личностного развития подростка. В педагогике проблема формирования интересов подростков всегда была и остается актуальной (Л.И. Божович, B.C. Ильин, Т.Е. Конникова, Л.С. Славина, Ю.В. Шаров, Г.И. Щукина). Пробуждение и сохранение у обучающихся интереса к культурным ценностям способствуют гуманизации и продуктивности образовательного процесса. В подростковом возрасте успешность всякой деятельности, в том числе и образовательной, во многом зависит от наличия или отсутствия интереса, который характеризует направленность личности на определенный вид деятельности, знаменует собой эмоциональный и интеллектуальный отклик на новые знания, избирательное отношение к определенной сфере деятельности, а также стимулирует высокие достижения в ней. Художественно-творческая деятельность во всем своем многообразии создает благоприятные условия для реализации личностного потенциала подростков, а значит, и для формирования их художественного интереса.

Общение с музыкальным искусством оказывает значительное влияние на познавательные процессы, обеспечивает развитие духовной сферы ребенка, его чувств, мышления, воли. В арсенале средств художественного воспитания

особую роль играет народная музыка, которая доступна и близка обучающимся, начиная с самых ранних возрастных этапов. Учитывая большое разнообразие локальных фольклорных традиций, многожанровость народной музыки, можно, тем не менее, выделить ее общие свойства, использование которых развивает все виды интереса, закрепляет в сознании ребенка отношение к художественной деятельности как интересной и творческой. К таким свойствам относятся вариантная природа народной музыки, импровизационность и творческий характер ее исполнения, использование разнообразных средств коллективного музицирования, наличие определенного фольклорного материала, адресованного детям, понятного, занимательного и доступного для исполнения. Данные свойства могут выступать в качестве условий для эффективного формирования художественного интереса, транслируемого впоследствии в любую область искусства и художественного творчества.

За последние годы многое сделано в области методики приобщения детей к народной культуре (М.В. Картавцева, 1995; А.С. Каргин, 2000; М.Ю. Новицкая, 2001; П.Л. Таежная, 2001 и др.). Однако вопросы развития важных качеств личности ребенка в процессе освоения фольклора, специфические условия фольклорной художественной деятельности, способствующие формированию его ценностно-смысловой сферы, остаются малоисследованными. Особенно актуально выявление педагогического потенциала традиционной художественной культуры для обучающихся подросткового возраста, в период которого происходит формирование ценностных ориентации, начинается процесс самоопределения, структурируется эстетический опыт, происходит становление жизненных ориентиров.

Исследования Н.М. Борытко, Н.Л. Селивановой, Е.М. Сафроновой и др. показывают, что высокие результаты в воспитательной деятельности достигаются там, где воспитательная работа с детьми охватывает все стороны жизнедеятельности, в том числе и проведение ими свободного времени, предоставляет максимум возможностей для самореализации. Кроме того, наш собственный опыт показывает, что музыкальный фольклор может и должен

стать достойной альтернативой увлечению молодежи массовой культурой, фактором формирования характера, вкусовых предпочтений, благодаря чему свободное время становится пространством формирования художественного интереса подростков.

Художественный интерес понимается нами как мотив, который обозначает приоритет, ценность явлений культуры и искусства для подростка, конкретное состояние потребности, т.е. актуальное состояние, обусловленное осознанным выделением определенного художественного предмета. Художественный интерес является результатом художественного опыта, обретаемого подростком в различных видах творческой деятельности, в том числе на занятиях музыкальным фольклором в учреждениях дополнительного образования (УДО), деятельность которых специально ориентирована на развитие данных интересов, а также результатом общения с носителями соответствующих вкусов и интересов.

Анализ практического опыта учреждений дополнительного образования (Л.И. Виноградова, В.А. Березина, Е.Е. Чепурных) показывает, что, вследствие увлечения массовой культурой, наблюдаются культурная дезадаптация детей и подростков, отрыв от культурной преемственности поколений, нежелание изучать и сохранять многовековые культурные народные традиции. Это актуализирует необходимость разработки педагогической концепции, которая послужила бы теоретической и методической основой деятельности учреждений дополнительного образования детей, занимающихся формированием художественного интереса подростков средствами музыкального фольклора. Многие направления, реализуемые в данной сфере, уже не отвечают современной социокультурной ситуации и требуют своего пересмотра, переосмысления. Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена противоречиями между:

— потребностью в реализации художественно-творческого потенциала личности подростка и недостаточным использованием в этом процессе возможностей дополнительного образования;

необходимостью опоры на соответствующие возрастному развитию запросы и потребности подростков и отсутствием в системе художественного воспитания специальных направлений работы по формированию их художественного интереса;

высоким педагогическим потенциалом музыкального фольклора и недостаточно эффективным его использованием в качестве средства формирования художественного интереса подростков.

Исходя из данных противоречий, проблема исследования заключается в выявлении педагогического потенциала музыкального фольклора в процессе формирования художественного интереса подростков.

Таким образом, возникла необходимость и сложились условия для целостного изучения проблемы формирования художественного интереса подростков, которые приобщаются к фольклору в учреждениях дополнительного образования. Это определило тему исследования: «Формирование художественного интереса подростков средствами музыкального фольклора (в условиях дополнительного образования)».

Объект исследования — художественно-творческая деятельность подростков в условиях дополнительного образования.

Предмет исследования — процесс формирования художественного интереса подростков средствами музыкального фольклора.

Цель исследования — теоретическое обоснование и экспериментальная апробация психолого-педагогических и методических основ процесса формирования художественного интереса подростков средствами музыкального фольклора (в условиях дополнительного образования).

Гипотеза исследования — формирование художественного интереса подростков средствами музыкального фольклора будет более эффективным, если:

художественный интерес будет рассматриваться как ценностно-смысловое избирательное отношение подростков к художественным явлениям, органически связанное с ситуацией их жизненного самоопределения;

музыкальный фольклор будет включен в содержание процесса художественного воспитания подростков в качестве ведущего этнокультурного компонента и фактора формирования их художественного интереса;

занятия музыкальным фольклором будут организованы в контексте общей ситуации развития личности подростков, их художественного самоопределения («я — часть музыкальной этнокультуры») и направлены на поддержку творческого самовыражения подростков, осознание ими творческого потенциала собственной деятельности в коллективе сверстников;

формирование художественного интереса подростков будет основываться на механизме актуализации эстетических переживаний и смыслопоисковой активности, где структурообразующую роль будет выполнять система средств музыкального фольклора, реализуемая в ситуации коллективного художественного творчества подростков.

В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой были определены задачи исследования:

  1. Уточнить педагогическую сущность художественного интереса как приоритетной цели воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования.

  2. Выявить роль и место музыкального фольклора в процессе художественного воспитания и в системе художественных ценностей подростков.

  3. Определить условия и способы включения подростков в ситуации творческой самореализации, обеспечивающие формирование их художественного интереса в области музыкального фольклора.

  4. Обосновать и апробировать методику формирования художественного интереса подростков с учетом различия их отношений к музыкальному фольклору.

Теоретико-методологической основой исследования явились идеи гуманистической философии М.М Бахтина, Г.С. Батищева о смысловой структуре личности; философской герменевтики Г.-Г. Гадамера, Г. Дильтея,

Г. Риккерта, Ф. Шлеймахера — о природе восприятия, понимания и присвоения ценностей; интерпретация целостного и личностного подходов как методологических принципов исследования и проектирования образовательных систем (Е.В. Бондаревская, B.C. Ильин, В.В. Краевский, М.В. Кларин, Ю.П. Сокольников); культурологическая модель образования (И.Я. Лернер, Е.В. Бондаревская, Н.М. Борытко); положения теории личностно ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, В.И. Данильчук, В.В. Зайцев, Е.А. Крюкова, Л.П. Разбегаева, В.В. Сериков); концепции духовно-нравственного и художественно-эстетического воспитания (Ю.Б. Алиев, Т.И. Власова, Б.Т. Лихачев, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, Л.Н. Столович, Н.Е. Щуркова); идеи этнопедагогики о саморазвитии, самовоспитании, самообразовании личности в процессе изучения музыкального фольклора (Г.Н. Волков); концептуальные положения этномузыковедения о синкретической природе фольклора (A.M. Мехнецов, В.М. Щуров, Н.А. Шамина); идеи преемственности и непрерывности образования в области музыкального фольклора (Г.М. Науменко, Н.Н. Гилярова, М.А. Картавцева).

Поставленные задачи и выдвинутая гипотеза определили методы исследования: анализ философско-эстетической, культурологической, психолого-педагогической, специальной (музыкальной) литературы по проблеме; изучение и обобщение практики работы с детскими музыкально-фольклорными коллективами; анализ и внедрение передового педагогического опыта; педагогическое наблюдение, анкетирование, анализ концертно-творческой работы обучающихся с целью определения уровня сформированности их художественного интереса; педагогический эксперимент.

Достоверность результатов исследования обеспечивается целостным подходом к решению проблемы исследования, методологической непротиворечивостью исходных теоретических положений исследования, полнотой рассмотрения предмета исследования, использованием комплекса современных методов, адекватных его цели и задачам.

Научная новизна результатов исследования состоит в том, что проблема формирования художественного интереса подростков впервые стала предметом исследования в контексте современной социокультурной ситуации, обусловливающей сложные коллизии в сфере художественных ценностей. Обращение к музыкальному фольклору как средству формирования художественного интереса предполагает реализацию его педагогических возможностей как своего рода альтернативы массовой музыкальной культуре. Существенной новизной отличаются представленные в работе характеристики специфических условий приобщения подростков к музыкальному фольклору, при которых обеспечивается эффективность процесса формирования их художественного интереса. Дополнено представление о предметной сфере художественного интереса подростков, в которой, как показано в работе, важную роль играет увлечение фольклористикой во всем многообразии ее собственно музыкальных и историко-этнокультурных аспектов. Это послужило научной основой авторской программы и учебно-методического комплекса, нацеленного на педагогическую поддержку и стимулирование художественно-творческих исканий подростков, адекватных их возрастной ситуации. В исследовании выявлены новые характеристики процесса формирования художественного интереса подростков, связанные с дифференцированным подходом к обущающимся, разработана система деятельности учреждения дополнительного образования по формированию художественного интереса подростков средствами музыкального фольклора, основанная на взаимодействии педагогов и обучающихся в создании коллективного творческого продукта.

Теоретическая значимость результатов исследования определяется его вкладом в теорию личностно ориентированного образования, дополняя ее вариантом построения процесса музыкального этнообразования, обеспечивающего формирование художественного интереса подростков, а именно: раскрыта роль коллективной фольклорной художественно-творческой деятельности в процессе формирования художественного интереса подростков, выявлены пути интеграции различных сторон художественно-образовательного

процесса для достижения этой цели. Полученные результаты могут служить теоретической базой для проектирования деятельности учреждений дополнительного образования по формированию художественного интереса подростков средствами музыкального фольклора.

Практическая ценность результатов исследования определяется тем, что они представляют основу для решения актуальной задачи практики — формирования художественного интереса подростков в условиях музыкального этнообразования. Практическая ценность результатов исследования заключается также в апробации в ходе эксперимента методической системы по формированию художественного интереса подростков средствами музыкального фольклора. Предложенная последовательность этапов формирования художественного интереса подростков средствами музыкального фольклора может найти применение при организации учебного процесса в учреждениях дополнительного образования, в общеобразовательных учреждениях, в системе повышения квалификации музыкально-педагогических кадров, в средних учебных заведениях музыкального и музыкально-педагогического профиля, а также на музыкально-педагогических факультетах вузов.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Художественный интерес представляет собой ценностно-смысловое избирательное отношение подростков к художественным явлениям и выступает в качестве одного из ведущих способов их жизненного самоопределения. Компонентами художественного интереса являются потребность в устойчивом общении с одной из сфер художественной реальности; наличие системных знаний о данной области (жанре) искусства; опыт художественной деятельности в данной сфере; систематическое развитие способностей в избранной области искусства и наличие определенных достижений, отмеченных признанием со стороны окружающих; стремление к наращиванию своего творческого потенциала в избранной сфере как важнейшему способу самореализации.

  2. Формирование художественного интереса подростков средствами музыкального фольклора предполагает актуализацию их эстетических

переживаний, опосредованную ситуацией коллективного творчества, возникающего в детско-взрослом сообществе учреждения дополнительного образования. Педагогическая поддержка рефлексии подростков в отношении музыкальной культуры русского народа, собственного творческого потенциала, реализуемого посредством участия в создании и сценической презентации коллективного творческого продукта, обеспечивает формирование у них художественного интереса.

  1. Процесс формирования художественного интереса подростков средствами музыкального фольклора предусматривает последовательность этапов, в ходе которых повышается творческая активность обучающихся, происходит дифференциация их художественных вкусов и интересов по ценностным критериям, устанавливается партнерская, диалоговая форма коммуникации через вариативность форм художественного взаимодействия.

  1. Процесс формирования художественного интереса подростков средствами музыкального фольклора обеспечивается реализацией последовательности ситуаций, включающей ситуацию собственных проб, в которой подросток переходит от прослушивания произведений музыкального фольклора к первым самостоятельным пробам; ситуацию открытия фольклора как самоценной сферы приложения собственных творческих сил; ситуацию становления творческой позиции в области занятий музыкальным фольклором, что выражается в обретении устойчивого интереса к данной сфере, в овладении необходимым познавательным, исследовательским, художественно-исполнительским и сценическим опытом; ситуацию превращения художественного интереса в доминанту творческого развития подростка, что выражается в обретении фольклорными занятиями статуса доминирующей сферы его самореализации.

Апробация результатов исследования осуществлялась в выступлениях на IV научно-практической конференции «Дополнительное профессиональное педагогическое образование: концепции, содержание, технологии» (Волгоград, 2001); областных научно-практических конференциях «Воспитание

подрастающего поколения: идеалы, ценности, ориентиры» (Волгоград, 2001); «Духовно-нравственное, патриотическое воспитание в учебных заведениях» (Волгоград, 2005); городской научно-практической конференции «Духовно-нравственное воспитание в образовательных учреждениях Волгограда: опыт и перспективы развития» (Волгоград, 2003); областном семинаре для руководителей детских фольклорных коллективов «Фольклор и дети» (Волгоград, 2004); межрегиональных научно-практических конференциях «Серебряковские чтения» (Волгоград, 2004), «Взаимодействие учреждений образования, культуры и семьи в гражданско-патриотическом воспитании дошкольников на культурно-исторических традициях региона» (Волгоград, 2006), I городских Рождественских педагогических чтениях (Волгоград, 2005), в процессе внедрения авторского педагогического опыта в МОУ ДОД Центра духовной культуры «Истоки» г. Волгограда. Основные положения и рекомендации исследования, имеющие теоретическое и практическое значение, отражены в 11 публикациях.

Внедрение результатов исследования. Одним из результатов проведенного исследования является создание авторской программы и учебно-методического комплекса «Музыкальный фольклор и народное хоровое пение», рекомендованных к применению в массовой педагогической практике. Авторская программа внедряется на протяжении 10 лет в практике УДО г. Волгограда.

Эмпирическую базу исследования составили участники фольклорных и народно-певческих коллективов 14—16 лет — фольклорно-этнографического объединения «Скоморошина» МОУ ДОД Центра «Истоки» г. Волгограда (группа «Мастер-класс»); детского фольклорного ансамбля «Ягодка» МОУ ДОД ДМШ № 8 г. Волгограда (старшая группа); детского фольклорного ансамбля «Карагод» МОУ ДОД ДМШ № 14 г. Волгограда (старшая группа); фольклорного ансамбля «Серебряный родник» МОУ ДОД «Центр детского творчества» Кировского района г. Волгограда; детского фольклорного ансамбля МОУ ДОД «Центр детского творчества» Дзержинского района г. Волгограда; фольклорного

ансамбля «Младушка» МОУ ДОД «Детско-юношеский центр» Тракторозаводского района г. Волгограда.

Этапы исследования:

Первый этап (1997—1999 гг.) — поисковый —анализ научной литературы по исследуемой проблеме, определение темы исследования, объекта, предмета, гипотезы, цели, задач, разработка методики опытно-экспериментальной работы, систематизация накопленного эмпирического опыта, концертно-просветительская деятельность.

Второй этап (1998—2002 гг.) — формирующий — разработка и внедрение авторской программы, обобщение результатов педагогического опыта, опытно-экспериментальная работа в детских и подростковых фольклорных коллективах.

Третий этап (2002—2006 гг.) — завершающий — анализ и систематизация полученных результатов, разработка теоретических выводов и практических рекомендаций, работа над текстом диссертации.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав (четырех параграфов), заключения, списка литературы (241 источник) и 5 приложений. В работе содержатся 4 таблицы и 2 диаграммы.

Художественный интерес в структуре ценностей личности подростков

Проблема интереса, как важнейшего стимула развития личности, издавна привлекала к себе внимание исследователей. В результате контакта с окружающим миром человек постоянно сталкивается с новыми предметами и сторонами, которые могут принимать для него определенную значимость, «опредмечивать» его потребности (А.Н. Леонтьев). В этом случае возникает специфическая направленность на этот предмет или явления, называемая интересом. Проблематика теории интереса, рассматриваемая в философской, психологической и педагогической науке (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Е.В, Бондаревская, B.C. Мухина, С.Л. Рубинштейн, Г.И. Щукина) раскрывает особенности данного вопроса, рассматривая интерес как особое свойство личности, интегрирующееся в своем формировании и развитии с другими ее качествами. Взаимодействие личности с окружающим миром определяется не только особенностями влияния среды, но и психологическими свойствами личности, ее мотивационной сферой, активностью и деятельностью. Теоретические исследования интереса обширны, рассмотрены его психологически (Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, С.Л. Рубинштейн), педагогические (Г.И. Щукина, М.И. Скаткин, Ф.К. Савина, И.Г. Шапошникова), социологические (В.Г. Асеев), личностные (В.Г. Ананьев, Ю.В. Шаров, В.Н. Мясищев), мотивационные (А.К. Маркова) аспекты.

Исследование различных сторон, характеристик, видов и форм проявления интереса является частью общих проблем воспитания и развития школьников. Интересы одновременно являются и предпосылкой к обучению, и его результатом. Обучение опирается на интересы детей, но оно же и формирует их. Поэтому интересы, с одной стороны, служат средством, которым педагог пользуется, чтобы сделать образовательный процесс более эффективным, с другой стороны, интересы, их формирование и развитие является целью педагогической работы. Следовательно, формирование полноценных интересов является важнейшей задачей образования. Интерес выступает сильным побудительным мотивом к знаниям, познавательной деятельности, учению в целом. Мотивы, которые определяют преобладание интереса к тому или иному предмету, виду деятельности многообразны: непосредственный интерес к самому содержанию предмета; интерес, вызывающий характер той умственной, познавательной или художественной деятельности, которой требует сам предмет; интерес, вызываемый и подкрепляемый соответствующими склонностями, либо успешностью той или иной деятельности; опосредованный интерес к предмету, вызываемый связью его с намеченной в будущем практической или профессиональной деятельностью.

Интерес проявляется в сложном комплексе психологических факторов, его сложность как психического явления обусловила появление большого числа трактовок понятия «интерес».

Одни авторы видят интерес в стремлениях человека, другие определяют его как познавательное отношение к предметам и явлениям действительности, как направленность на определенные объекты (М. Полани), другие -отождествляют интерес с потребностями и подчеркивают эмоциональную окрашенность интереса (П.В. Симонов). Пересечением данных взглядов является предметная направленность интереса как его характерная особенность, а также выражение через интерес позиции личности, ее отношения к жизни (В.В. Сериков).

Интерес богат свойствами, отражающими личностный опыт индивида, а значит, двухсторонним образом связан со всеми подструктурами личности, что позволяет рассматривать интерес как «качество личности, как ее интегративное проявление, способное к расширению сферы познания с одного предмета на другой» [232,52]. В нашем исследовании мы рассматриваем интерес в комплексе значений: - как цели обучения и воспитания; - как средства формирования и развития личности; - как условия эффективности образовательного и воспитательного процесса; - как мотива деятельности; как потребности в деятельности; - наконец, как результата формирования и развития личности. В западной психологии долгое время господствовали обособленные интеллектуалистические теории интереса, а также теории интереса - чувства. Отвергая односторонние трактовки интереса: теории прирожденности интересов (Гебарт), их биологического происхождения (Джемс), признание их свойством возраста (Клапаред), российская наука утверждает, что интерес - не умозрительная категория, он отражает объективно существующее отношение личности, которое рождается под влиянием реальных условий жизни, а источники интереса лежат в общественной жизни. С. Л. Рубинштейн подчеркивал осознанный и интегративный характер интереса: «Интерес - это сосредоточенность на определенном предмете мыслей, помыслов личности, вызывающая стремление ближе познакомиться с предметом, глубже в него проникнуть. Под помыслом при этом разумеем сложное и, вместе с тем, неразложимое образование - направленную мысль, внутри себя содержащую и специфическую эмоциональную окрашенность» [179,56]. Интерес в динамике своего развития может превращаться в склонность как проявление потребности в осуществлении деятельности, вызывающей интерес. Удовлетворение интереса не ведёт к его угасанию, а вызывает новые интересы, отвечающие более высокому уровню позновательной деятельности. Интересы детей очень разнообразны, что позволяет исследователям данной проблемы разделить их на несколько видов. В частности А.Г. Ковалевым [100] представлена следующая их классификация. 1. По содержанию (направленности): а) материальный интерес (с подвидами); б) общественно-политический; в) профессионально-трудовой; г) познавательный: учебный; специально научный; д) эстетический; е) читательский; ж) спортивный и другие. 2. По направленности: а) непосредственный - интерес к самому процессу деятельности: процессу познания, в том числе - овладению знаниями, процессу труда, творчеству (Я.Л. Коломинский связывает его с какой-либо потребностью); б) опосредствованный - интерес к результатам деятельности: образовательному цензу, приобретению профессии, служебному или общественному положению, ученому званию, материальным результатам (его Я.Л. Коломинский [102] связывает с осознанием жизненной значимости какого-либо явления). 3. По уровню действенности различают пассивный интерес - созерцание; и активный интерес - действие. 4. По объему, который характеризует структуру интересов личности: а) широкий - «многим интересуется», «глубоко разбирается»; б) узкий фактически являющийся любознательностью, нет постоянного увлечения. 5. По глубине интерес разделяется на: а) глубокий - стремление глубоко проникнуть в предмет познания, в совершенстве овладеть профессией; и б) поверхностный - легкомысленность в практике, верхоглядство в познании. 6. По устойчивости: а) устойчивый - развитые способности и глубокое сознание своего долга и призвания; б) неустойчивый - антипод первого, характерен взрослым и детям.

Музыкальный фольклор как средство формирования художественного интереса подростков

Проблемами развития личности подростка в художественной среде занимались выдающиеся педагоги - П.П. Блонский, Б.Л. Яворский, Б.В. Асафьев, В.Н. Шацкая, Н.Л. Гродзенская и др. В исследованиях этих авторов показано, что включение элементов творческого опыта в содержание образования стимулирует в ребенке потребность в фантазии, воображение, желание сделать что-то новое. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.

Искусство в этом отношении обладает наиболее эффективным творчески-развивающим потенциалом, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей способности развивать творческий потенциал человека общение с искусством занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. Без актуализации художественно-творческих способностей невозможно решение многих задач воспитания подростков.

В соответствии с выдвинутой нами гипотезой, важнейшим условием формирования художественного интереса подростка является создание в учреждении дополнительного образования особого рода духовно-культурной среды, проникнутой интересом к народным песенным и танцевальным традициям, принятием смыслов народной музыкальной культуры, желанием участвовать в ее сохранении и распространении, приобщении к ней все новых и новых поклонников. Задача формирования художественных интересов детей в процессе обучения - одна из центральных в системе дополнительного образования. Ее решение связано с двумя вопросами: 1) содействия наиболее полному отражению в сознании обучающегося явлений творческой художественной деятельности; 2) пробуждения, поддержки и подкрепления такого отношения к знаниям, к учению, которое наполнено готовностью овладеть новым, стремлением углубляться в творческий поиск, потребностью в упражнении своих творческих сил. Источниками формирования художественного интереса являются культурно-эстетическое содержание и сам процесс обучения, который выступает как организация художественной деятельности обучающихся.

Этого можно достичь, как мы предположили, включая обучающихся в доступные им формы художественного творчества, пробуждая в их сознании чувства, ассоциации, образы, соответствующие историческим и духовным корням их этнических предков, создавая условия для органичного включения подростков в особую художественную коммуникацию - коллективное создание художественного образа. Осуществление данного процесса, на наш взгляд, полностью обеспечивается использованием средств музыкального фольклора. Душа подростка, соприкасающегося с этим культурным и художественным явлением, открывается восприятию прекрасного во всех сферах действительности.

Е.Э. Гавриляченко справедливо указывает на тот факт, что «динамика современной культуры обусловлена раздробленностью, размытостью нормативных структур, в наиболее уязвимом положении оказалась сфера обыденной жизни» [48, 46-47], с которой наиболее тесно связана такая сфера искусства как фольклор. В прошлом функции идеала, нравственного ориентира, художественного эталона в обществе выполняли обычаи, обряды, ритуалы, в которых молодой человек находил для себя образцы поведения, систему взаимоотношения с миром, художественно-эстетические ориентиры. В настоящее время молодежь испытывает значительные трудности в определении сферы самореализации и самовыражения. В этих условиях возрастает стремление к поиску форм самореализации в виде любительских занятий, предоставляющих возможность самореализации в различных творческих группах, ансамблях и т.п. Словом, речь идет об использовании подростками элементов традиционной культуры в форме занятий музыкальным фольклором, участия в фестивалях и конкурсах исполнителей.

В современной русской народной культуре выделяют несколько типов ориентации на традицию. Прежде всего, это аутентичный фольклор, бытующий и поныне естественным изустным способом, ареал которого сужается, но сохраняет свою жизнеспособность. Другой тип представлен фольклорным исполнительством в сценических формах (и профессиональных, и самодеятельных), применительно к которому можно говорить о вторичной жизни традиции в условиях демонстрации образцов художественной традиции прошлого. Самостоятельным типом претворения и продолжения народной традиции также является формирование набора унифицированных вариантов национальной культуры вне качеств аутентичного фольклора (регионально-этнической специфики, вариативности, импровизационности и др.), т.е. образцов народного искусства вообще. Наконец, следует выделить такой тип, как творчество на традиционной основе в молодежных фольклорных группах, преимущественно в городской среде. Для него характерна ориентация на многостороннее вживание в народную культуру прошлого, близкое общение с ее носителями, ее «практикование» в собственном быту в сочетании с исполнением на сцене. То есть, происходит одновременное вживание в традицию и внедрение ее в сегодняшнюю культурную ситуацию. Здесь важно сохранение установки на максимальную подлинность воспроизводимого фольклорного материала, максимальную личностную идентификацию с этим материалом.

Особенный интерес для нашего исследования представляет последний из упомянутых типов ориентации, так как он связан и с вживлением в этносоциальную среду и с практикованием фольклора в современном быту. Кроме того, подобное фольклорное творчество (особенно песенное) - это путь выживания аутентичной культуры в неаутентичной среде.

По данным экспертного опроса, проведенного сектором современной народной культуры РИК в 90-х гг., имеет место опыт выращивания местных фольклорных очагов в условиях города среди молодежи, роль традиций народной культуры в современной жизни оценивается высоко (более половины респондентов), наблюдается тенденция оживления и поддержания традиций усилиями специалистов - этнографов, фольклористов, историков, краеведов, деятелей культуры (45-50 %), а также исконных носителей традиций, местных жителей (30 %).

Диагностика художественного интереса подростков

В предыдущих разделах работы мы остановились на условиях, способствующих формированию художественного интереса в творческой деятельности, а также выявили средства народной музыки, использование которых, на наш взгляд, может повысить эффективность процесса. На основе этого, приступая к экспериментальной работе, мы выделили основные компоненты художественного интереса: 1) потребность в устойчивом общении с явлениями художественной реальности; 2) наличие системных знаний о данной области искусства; 3) опыт художественной деятельности; 4) постоянное, систематическое развитие способностей в избранной области искусства и наличие определенных достижений, отмеченных признанием со стороны окружающих; 5) стремление к наращиванию своего творческого потенциала в избранной сфере как важнейшему способу самореализации. Для оценки эффективности процесса формирования художественного интереса в музыкально-фольклорной деятельности, опираясь на названные компоненты исследуемого качества, нами были определены следующие критерии для диагностики: эмоциональный, характеризующийся сопричастностью и наличием переживаний, как за собственные действия, так и за действия коллектива в художественной деятельности; эмоционально-волевыми взаимодействиями участников; эмоциональным статусом в отношении к фольклорным произведениям, к творческой художественной деятельности; наличием эмоционального отклика на разучиваемое произведение; получением эмоционального удовольствия от процесса работы над произведением на всех его этапах, а не только при конечном исполнении; адекватностью реакции на успех и неудачу, поскольку ситуация успеха имеет стимулирующее значение в учебной деятельности, а реакция на неудачу, чтобы не повредить результатам учения, должна быть адекватной; в качестве сопутствующего показателя мы обращали внимание на «захваченность» деятельностью, способность в этот момент отстраниться от внешних раздражителей; мотивационный (1 и 5 компоненты), характеризующийся стремлениями, потребностями и установками подростка, оценками художественных явлений и творческой деятельности на основе системы нравственных и эстетических ценностей; наличием оценки поступков, недостатков; полезности и продуктивности деятельности; самооценки собственной деятельности в области музыкального фольклора; самопроизвольным поведением при затруднениях, когда трудности в исполнении вызывают рефлексию, настойчивость поиска, активизируют творческую деятельность, расширяют круг поиска решений; самоконтроль, позволяющий сосредоточить внимание не работе над наиболее слабо развитыми способностями, сложными моментами произведения, найти решение проблемы без внешнего контроля и помощи (или хотя бы стремиться к этому); творческую активность, подразумевающую стремление к овладению новыми знаниями, навыками, умениями, опытом в области музыкального фольклора. деятельностный (3 и 4 компоненты), характеризующийся участием в жизни и творческой деятельности коллектива; осознанном развитии собственных способностей, повышении мастерства и профессионализма в области музыкального фольклора; участием в построении взаимоотношений в коллективе; самоопределением в музыкально-фольклорной деятельности; продуктивным характером творческой деятельности, включающей в себя поиск, создание новых (для себя) способов и приемов разучивания и исполнения музыкального фольклорного произведения; стремлением к собственной интерпретации произведения; способность к импровизированию в процессе исполнения; информационный (2 компонент), характеризующийся объемом, глубиной и широтой знаний в области музыкального фольклора как компонента этнокультуры; наличием системных знаний в избранной художественной области.

Все выделенные нами критерии художественного интереса реализуются в личностной сфере подростков, потому что художественный интерес - ведущий мотив художественной творческой деятельности, в которой формируется личность подростка.

Данным компонентам и критериям соответствуют различные уровни сформированности художественного интереса - высокий, средний и низкий. Заметим, что для обучения музыке необыкновенно важно наличие на высоком уровне всех показателей. Мы считали необходимым выделять уровни сформированности художественного интереса в музыкально-фольклорной деятельности не только по отдельным проявлениям подростка в деятельности, но и по степени влияния художественного интереса на целостные качества личности. Так, высокий уровень художественного интереса влияет: - на нравственные устремления и ориентации личности (в обращенности к сущности, закономерностям художественных явлений; в доказательности собственной творческой позиции; в интересе к противоречиям и проблемам в процессе творческого развития; в нравственных мотивах изучения фольклора; в стремлении к художественному самообразованию); - на свободу личности в выборе целей и средств деятельности; свободу творчества (когда деятельность самоуправляема, самоконтролируема, рефлексивна, продуктивна); - на работоспособность и активность подростка (мобилизация внутренних сил на успешное выполнение трудоемких заданий, ответственность за результат художественной деятельности, профессиональная ориентированность).

Система формирования художественного интереса подростков в учреждении дополнительного образования

Проводя работу по приобщению детей и подростков к традиционной музыкальной культуре, мы считали необходимым ориентироваться на современную социокультурную ситуацию. Н.Г. Михайлова выделяет в ней две глобальные тенденции, находящиеся в оппозиции друг к другу. «Одна из них определяется образованием неких единых эталонов универсальной и национальной культуры, обращенной ко всему миру и представляющей ценности, нормы, идеи, образы, символы, близкие всему человечеству. Это широкий слой культуры и в основе его лежат общие мощные процессы интеграции. Другая тенденция связана с не менее интенсивными процессами регионализации, национально-этнического возрождения культур и народов. В ней реализуется потребность в осознании своего, самобытного культурно-исторического пути, в чувстве укорененности на некотором своем социальном и культурном пространстве, на своей земле, потребность в идентификации своей судьбы с этой землей, страной, религией, с ее прошлым, настоящим, будущим» [141,100].

Вторая тенденция, на наш взгляд, чрезвычайно важна. Все элементы народного творчества, фольклора (включая музыку, хореографию, словесное, визуально-пластическое искусство, театрально-игровые действа в разных жанровых формах) объединены в некую целостную систему, функционируют согласованно и способны оказывать определенное влияние на социокультурную ситуацию, участвовать в формировании национального и этнического сознания. При этом, элементы этнокультуры, и в частности виды и жанры народного творчества, фигурируют в качестве активного или пассивного слоя культуры. Автор справедливо указывает на то, что в условиях оживления национального этнического сознания, усиления регионального начала в разных его проявлениях, можно наблюдать переход из пассивного в активное состояние элементов фольклорной традиции, которая таким образом как бы получает вторую жизнь в обществе.

Организованная в ходе опытной работы воспитательная система в детско-юношеском фольклорно-этнографическом объединении выполняет следующие функции: реализует разностороннюю образовательную деятельность, своеобразие которой состоит в опоре на самообразование, самостоятельное расширение знаний в области фольклора; строится на интересах подростков; выражается в занимательной, часто игровой форме с элементами соревновательности и не носит обязательно-принудительного характера; воспитательную, которая нацелена на развитие нравственно - эстетического сознания, устойчивого художественного интереса к одной из сфер художественной культуры, основана на педагогике сотрудничества; осуществляется в сфере досуга, когда подростки более раскрепощены и свободны; главным средством воспитания выступает духовная культура народа; культурно-творческую, носящую преобразующий, созидательный характер, поскольку подростки через включение в процесс создания культурных ценностей преобразуют себя, формируют свои творческие способности, художественные интересы; организации досуга подростков, который превращается не в разовое, приуроченное мероприятие, а совершенно новый образ жизни, опирающийся на традиции, нравственно-этические идеалы, проверенные временем художественные ценности; реабилитационную, способствующую социально-психологической адаптации детей в трудный для них подростковый период, путем определения сферы личностных познавательных и художественных интересов и творческой самореализации в этой сфере, признанной окружающими. Целью представленной педагогической системы является духовно-художественное воспитание и музыкально-эстетическое образование детей и подростков средствами народно-песенного искусства, способствующее формированию художественного интереса у обучающихся на занятиях музыкальным фольклором. В ходе достижения этой цели решались следующие задачи: 1) воспитание у подростков системы нравственных убеждений, национального самосознания, высоких духовно-нравственных качеств, глубины причастности к своему народу, его истории и культуре; 2) воспитание активной личности, способной творчески мыслить и проявлять творческую инициативу; 3) воспитание любви к фольклору, песнетворчеству; 4) воспитание и формирование в них художественного интереса через призму знаний и восприятия народного музыкально-поэтического творчества и на основе развития комплекса различных навыков и умений, приобретенных с помощью предложенных нами методов, воссоздание этого творчества. Анализ закономерностей художественного, творческого взаимодействия в музыкальном фольклорном коллективе и получаемые результаты работы позволили сделать выводы: - источником процесса взаимодействия, при котором происходит социально-корректируемое (благодаря условиям творческого подросткового коллектива) формирование художественного интереса, является музыкальный фольклор, как часть традиционной культуры, который насыщает данный процесс социально и личностно ценными нравственными и эстетическими ориентирами; - целенаправленная организация художественной среды, опирающаяся на природу музыкального фольклора (синкретичность, вариативность, импровизационность, специфическую коммуникативность и т.д.), активизирует формирование художественного интереса в творческом, игровом взаимодействии участников фольклорного коллектива; - в процессе взаимодействия участников фольклорного коллектива между собой и с руководителем (педагогом) происходит общение, развивающее сотрудничество в поисковой, художественно - игровой форме, посредством которого непринужденно, естественно активизируются в опыте подростков ценности традиционной культуры; - динамика процесса поискового, художественно-игрового взаимодействия в фольклорном подростковом коллективе отражает способность к самоорганизации, корректировке и содержанию внутренних и внешних связей коллектива, влияющих на эффективность формирования ценных качеств личности подростка, в том числе, его художественного интереса.

Похожие диссертации на Формирование художественного интереса подростков средствами музыкального фольклора: в условиях дополнительного образования