Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Научно-теоретические основы проблемы культуры межнационального общения .
1.1. Культура межнационального общения как научно-педагогическая проблема .
1.2. Особенности развития культуры межнационального общения учащихся в начальной школе .
ГЛАВА 2 Реализация педагогических условий в процессе воспитания культуры межнационального общения младших школьников .
2.1 Исследование состояния культуры межнационального общения младших школьников .
2.2 Педагогическое руководство воспитанием культуры межнационального общения младших школьников в процессе экспериментальной работы .
2.3 Результаты опытно - экспериментальной работы. 119
Заключение. 133
Библиография. 140
Приложения. 156
- Культура межнационального общения как научно-педагогическая проблема
- Особенности развития культуры межнационального общения учащихся в начальной школе
- Исследование состояния культуры межнационального общения младших школьников
- Педагогическое руководство воспитанием культуры межнационального общения младших школьников в процессе экспериментальной работы
Введение к работе
В последнее время все чаще слышатся слова «этносы», «народы», «терпимость», «толерантность», «межнациональное общение». Межэтнические отношения стали важнейшим элементом социальной и политической реальности.
Особенность России состоит в том, что ее население составляют более ста коренных народов, проживающих на разных территориях с древних времен, - это множество языков, культур, традиций. Как неисчислимы природные богатства страны, также неизмеримы и безграничны ее духовные ценности, воплощенные в национальных культурах народов России - великом множестве исконных, но разных и непохожих культур, какого нет больше ни в одном государстве мира. Казалось бы, такое богатство должно стать предметом величайшей гордости каждого россиянина, однако дело обстоит совсем не так. Этнические конфликты, этническое насилие, к сожалению, сопутствуют новейшей истории России [116]. Их причины - территориальные, политические, экономические, этнические и религиозные претензии. Растущее национальное и религиозное самосознание порождает не только положительные тенденции, но, порой, генерирует нетерпимое отношение к представителям других этнических и религиозных групп, что в свою очередь является угрозой стабильности в обществе.
Пассивное и равнодушное отношение общества к национальной культуре в течение длительного времени привело к утрате позитивного восприятия своей этнической общности, отразилось на понижении национального самосознания детей и молодежи. Все это в итоге привело к тому, что дети, вырастая, остаются равнодушными не только к собственным этническим корням, но и культурному многообразию той земли, которая является их родиной. Поражает статистика почти полного отсутствия у школьников и студентов вузов представлений о народах России, их традициях, искусстве, даже их названиях.
Часто дети испытывают трудности, связанные с неумением, а отсюда и нежеланием принять и понять другого именно как другого. В большинстве своем они не могут даже представить себе, что перед ними другая культура со своей собственной, особой логикой мышления и поведения. И зачастую пытаются проецировать на других собственные мысли и качества.
Как показывают исследования B.C. Собкина, в начале XXI в. отмечается высокая степень распространения среди подростков межэтнических конфликтов. Почти каждый четвертый подросток г. Москвы принимает участие в подобных конфликтах. А склонных к проявлению интолерантного поведения около 10% школьников.
Исходя из этого, важнейшей задачей современной педагогики становится воспитание навыков и привычек позитивного межэтнического общения, культивирование у школьников уважения к истории и культуре своего народа, а затем и других народов, формирование у них высокой культуры межнационального общения.
Организация Объединенных Наций, ЮНЕСКО и другие международные организации в своих основополагающих документах рассматривают воспитание людей в духе мира и дружбы между народами как важнейшую цель системы воспитания и образования. Определение такой общей цели воспитания само по себе имеет огромное значение, поскольку подразумевает соблюдение прав и свобод личности без каких бы то ни было различий в отношении расы, религии, языка и национальности.
Чтобы относиться друг к другу дружелюбно, толерантно, без предвзятости и настороженности, необходимо располагать достаточной информацией об особенностях национального характера, его исторических корнях, традиционных добродетелях - моральных и этических ценностях народа. Ложные этнокультурные стереотипы, в которых находят выражение обыденные, поверхностные и в значительной степени не соответствующие действительности представления о «чужом мире», делают межкультурный диалог невозможным. Взаимоуважение возникает на основе понимания специфики «на-
5 ционального образа»: национального менталитета, особенностей мировосприятия и мироощущения, образа жизни, традиций, обычаев, и т.д.
Проблема гармонизации межэтнических отношений приобрела особую значимость с конца 80 г.г. XX в. Наиболее интенсивно разрабатываются за последние годы такие направления отечественной науки, как этносоциоло-гия, этнополитология, этнопсихология, этнопедагогика.
В связи с отсутствием достаточно разработанной теории проблемы межэтнических отношений, исследователи (Ю.В. Арутюнян, Д.М. Гилязидинов, Л.М. Дробижева, М.В. Иордан, К.Н. Хабибулин и др.) стали разрабатывать вопросы этничности, межнациональных отношений, этнического самосознания, этноязыковых тенденций, общественного развития и т.д.
В работах философов исследуется вопрос о роли общения в формировании личности и, в частности, о роли межнационального общения (С.С. Батенин и др.); рассматривается категория «общения» в связи с такими понятиями, как «коммуникация», «взаимопонимание» (В.М. Соковнин и др.); раскрывается суть патриотизма, непосредственно связанного с взаимоотношениями людей разных национальностей (А.Ф. Малышевский и др.).
Социологи связывают межнациональное общение с изучением роли социальной среды и проблемами коллективного общения (АЛО. Гордин, Е.С. Кузьмин, А.В. Петровский и др.).
В этнопсихологии исследуются вопросы культурной вариативности, регуляторов социального поведения, психологии межэтнических отношений, межнациональных предрассудков, этнических стереотипов и установок личности в культурах и этносах (А.Н. Джуринский, B.C. Кукушкин, Н.М. Лебедева, О.В. Лунева, Л.Д. Столяренко, Т.Г Стефаненко и др.); анализируются причины этнических конфликтов, факторы, влияющие на протекание этнических конфликтов и возможные стратегии их разрешения (B.C. Кукушкин, Ю.В. Чернявская, Г.У. Солдатова, Ш. Неязолиев и др.).
Теоретические обобщения данных о своеобразии этнических групп, полученные в ходе исследований поведения и образа жизни народов мира,
проблемы теории этноса, этногенеза разрабатываются этнологами (Ю.В. Бромлей, Г.У. Солдатова и др.). Все эти исследования значительно обогатили теоретическую базу педагогической науки.
В области педагогики межнационального общения рассматриваются:
проблемы этнопедагогики и традиций народной педагогики (В.Ф. Афанасьев, Г.Н. Волков, А.Э. Измайлов, A.M. Сафин, Я.И. Ханбиков и др.);
воспитания межнационального самосознания и межэтнической терпимости (Р.Т. Горданов, Х.Х. Галимова, З.Т. Гасанов и др.); ^
проблемы управления общением в воспитательном многонациональном коллективе (Адылбек кызы Гулназ, Е.В. Батенкова, А.Б. Добрович, Д.И. Латышина, Л.Р. Мунирова, А.В. Мудрик, Г.В. Палаткина и др.);
проблемы формирования этнотолерантности (А.В. Авксентьев, B.C. Агеев, Ю.М. Политова, Д.И. Латышина, Н.М. Лебедева, О.В. Лунева, Т.Г.Стефаненко, Р.З. Хайруллин).
Однако, большинство работ, появившихся за последние годы, посвящено изучению феномена межнационального общения в целом и носит в основном философско-социологический характер (А.Н. Некрасова, С.А. Абдо-ков, Л.Р. Заурбекова и др.); либо - частично исследуют проблемы воспитания культуры межнационального общения в рамках внеклассной и внешкольной работы (В.П. Комаров и др.).
Исследователи отмечают, что сегодня требуются новые подходы к раз
работке методологии и теории воспитания, определению концептуально ори
ентированной перспективы, которая позволила бы осознать, какого гражда
нина следует воспитывать, какие качества необходимо у него формировать.
По мнению многих авторов, основным препятствием на пути выполнения
учебными заведениями, учреждениями культуры, СМИ социального заказа
федеративного государства по воспитанию детей, молодежи, населения в ду
хе патриотизма, дружбы народов, веротерпимости является отсутствие тео
рии разработанной с учетом перемен, происшедших в последние годы. Vу
Для создания такой теории необходимо интегрировать знания, накопленные философией, социологией, этнологией, языкознанием, социальной и общей психологией о формировании личности, межнациональных, межконфессиональных и межличностных отношениях, этнической и межэтнической социализации, формировании национальных, гражданских - патриотических и общечеловеческих чувств и сознания. Педагогическая интеграция знаний этих наук, анализ отечественного и зарубежного опыта воспитания людей разных этносов и конфессий в духе взаимоуважения дают возможность исследовать проблемы воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости, создать логически взаимосвязанную целостную систему знаний.
Существует несколько подходов к воспитанию культуры межнационального общения учащихся.
Так, когнитивный подход делает акцент на получение учащимися знаний и информации о культурах и межкультурных различиях разных народов.
Эмоциональный подход ориентирован на трансформацию установок, связанных с межкультурным взаимодействием, чувствами людей по отношению к «иным» (от предубежденности к толерантности или даже к активному энтузиазму по развитию близких взаимоотношений). Кроме того, ориентированные на эмоции обучающие программы могут помочь учащимся справиться с неуверенностью и тревожностью в новой культурной среде и таким образом успешно адаптироваться к ней.
Поведенческий подход призван формировать умения и навыки, которые повысят эффективность общения.
По форме основные типы обучающих программ для индивидов, находящихся в ситуации межкультурного взаимодействия или готовящихся к нему, включают просвещение, ориентирование, инструктаж и тренинг.
В качестве техник дидактического общекультурного просвещения также рассматривают лекции, дискуссии и видеоматериалы.
Преподавание следует основывать на сочетании интеллектуального, эмоционального и поведенческого уровней. Иначе информация не будет со-
8 ответствовать характеру межкультурных контактов. Кроме того, не подлежит сомнению, что каким бы не был объем передаваемой информации, учащиеся не могут быть полностью подготовлены к межкультурному взаимодействию, их необходимо учить этому.
Именно поэтому значительная часть моделей поликультурного образования делает акцент скорее на воспитании, нежели обучении. Их авторы исходят из того, что простой передачи знаний о культурно-этническом разнообразии мира недостаточно, и ребенок должен эмпирическим путем открывать для себя сходства и различия с «другими».
Иными словами, программа межкультурного обучения должна быть направлена на развитие межкультурной компетентности - компетентности в общении (перцептивной, коммуникативной и интерактивной) с представителями других культур.
Таким образом, в современном обществе обостряются противоречия между социальным заказом на подготовку человека к жизни в полиэтническом пространстве и между теоретическим обоснованием и методическим обеспечением, необходимым для специально организованного систематического процесса.
Следовательно, налицо необходимость воспитания с детского возраста культуры межнационального общения и систематической, целенаправленной работы школы в этом направлении.
Отмеченные противоречия обусловили выбор темы исследования: «Воспитание культуры межнационального общения у младших школьников».
Проблема исследования: как осуществляется воспитание культуры межнационального общения у младших школьников? Решение этой проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - культура межнационального общения.
Предмет исследования - процесс воспитания культуры межнационального общения у младших школьников.
9 Гипотеза исследования предполагает: воспитание культуры межнационального общения младших школьников будет успешным при соблюдении следующих педагогических условий:
разработке специально подготовленной программы систематической и углубленной работы учителя с учащимися начальной школы, направленной на воспитание культуры межнационального общения младших школьников;
проведении отбора соответствующего и дидактически целесообразного содержания, направленного на воспитание культуры межнационального общения младших школьников;
реализации деятельностного подхода при осуществлении воспитания культуры межнационального общения в начальной школе;
осуществлении системы группового межнационального взаимодействия младших школьников;
организации взаимодействия учителя с родителями в работе по воспитанию культуры межнационального общения младших школьников;
осуществлении взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности учащихся по воспитанию культуры межнационального общения младших школьников.
В соответствии с проблемой, целью и предметом исследования сформулированы следующие задачи:
раскрыть сущностную характеристику и состояние теоретической и методологической изученности проблемы воспитания культуры межнационального общения у младших школьников;
выявить особенности и определить педагогические условия развития культуры межнационального общения у младших школьников;
осуществить педагогический мониторинг по выявлению уровня культуры межнационального общения у младших школьников, разработав для измерения этого уровня критерии;
разработать систему педагогического руководства по воспитанию культуры межнационального общения у младших школьников, основанную
10 на выявленных педагогических условиях;
- провести опытно-экспериментальную проверку эффективности разработанной системы педагогического руководства по воспитанию культуры межнационального общения младших школьников.
Методологическую основу исследования составляют: концептуальные положения о социальной сущности личности (А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.); теория управления и формирования личности в деятельности и общении (Б.Г.Ананьев, Л.С. Выготский, В.А. Кан-Калик, А.В. Мудрик и др.); идеи формирования личности ребенка (Ш. Амонашвили, Г.Н. Волков и др.), а также теория этноса, этногенеза (Ю.В. Бромлей, Л.Н. Гумилев, Г.У. Солдатова и др.); теоретические проблемы этнических отношений, этнических стереотипов и установок (Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дроби-жева, В.А. Иванников, Ю.П. Платонов, Л.Д. Столяренко и др.); проблемы традиций народной педагогики, педагогики межнационального общения школьников (В.Ф. Афанасьев, А.Э. Измайлов, Д.И. Латышина, Г.В. Палатки-на и др.). Исследование опирается и на важнейшие общенаучные принципы -принципы достоверности, объективности, диалектической взаимосвязи общего, особенного и единичного, системный подход к анализу явлений и фактов воспитания и образования.
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ философской, социологической, этнологической, педагогической, психологической, учебно-методической литературы и массового педагогического опыта по проблеме исследования; наблюдения за деятельностью учителей и учащихся с целью изучения условий и средств формирования культуры межнационального общения младших школьников, анкетирование, тестирование, изучение продуктов детской творческой деятельности, проведение опытно-экспериментальной работы, обобщение собственного опыта работы в качестве учителя начальных классов, статистическая обработка материала.
Опытно-экспериментальная база исследования. Изучение опыта орга-
низации воспитания культуры межнационального общения у младших школьников, определение уровней культуры межнационального общения проводилось в 3-4 классах средних школ № 17, 76 г. Пензы. Опытно- экспериментальная работа осуществлялась на базе средней школы № 76 г. Пензы.
Исследование выполнялось в несколько этапов. На разных этапах исследования было охвачено 26 учителей, 200 детей в возрасте 9-11 лет, 102 семьи.
Первый этап (2002- 2004 г.) - поисковый.
Изучение философской, методологической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Анализ и оценка современного состояния проблемы в теории и практике. Проведение констатирующего эксперимента по выявлению уровней сформированности культуры межнационального общения у младших школьников. Разработка научного аппарата исследования.
Второй этап (2004 - 2006г.) - опытно-экспериментальный.
Уточнение и обогащение общей гипотезы исследования. Проведение формирующего эксперимента, включение в учебно-воспитательный процесс экспериментальной программы по воспитанию культуры межнационального общения младших школьников.
Третий этап (2005 - 2006 г.) - обобщающий.
Завершение формирующего эксперимента. Коррекция, систематизация и обобщение его результатов. Апробация основных идей и положений исследования. Литературное оформление диссертации.
Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем, состоят в том, что автором:
выявлены необходимые педагогические условия воспитания культуры межнационального общения и обоснована их содержательная характеристика применительно к начальной школе;
разработаны содержание и педагогические технологии для воспитания культуры межнационального общения детей в младшем школьном возрасте;
- впервые представлена целостная система педагогического руководства вос
питанием культуры межнационального общения учащихся начальной школы.
Достоверность и обоснованность научных результатов исследования обеспечены опорой на фундаментальные исследования по проблеме; современным методологическим подходом при определении исходных теоретических позиций, опирающихся на теоретические положения о человеке как высшей ценности общества, на положения ведущих педагогических концепций образования и развития личности в педагогическом процессе; на положения о социальной сущности личности, закономерностях ее формирования и развития; многоаспектным рассмотрением проблемы. Достоверность теоретических выводов достигалась адекватностью избранных методов исследования поставленным целям и задачам, логике исследования; опытно-экспериментальной проверкой выводов и практических рекомендаций; подтверждением результатов в ходе их апробации в школьной практике.
Научная новизна исследования:
обоснована необходимость систематического педагогического руководства воспитанием культуры межнационального общения учащихся начальной школы;
конкретизирована сущность и содержание понятия культуры межнационального общения младших школьников;
выявлена критериальная характеристика понятия культуры межнационального общения.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем:
расширены имеющиеся теоретические представления о культуре межнационального общения младших школьников;
выявлены основные структурные компоненты культуры межнационального общения учащихся начальной школы, ее показатели и уровни;
выявлена зависимость воспитания культуры межнационального общения младших школьников от педагогических условий, необходимых для его реализации.
Практическая значимость исследования в том, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы позволяют совершенствовать процесс воспитания культуры межнационального общения. Определенные в соответствии с теоретическими положениями педагогические условия, необходимые для воспитания культуры межнационального общения младших школьников, были подтверждены практикой учебно-воспитательной работы в начальной школе. Созданная в процессе исследования система работы, рекомендованная учителю и внедренная в практику начальной школы, способствовала повышению уровня межнационального общения учащихся. Результаты исследования отражены в опубликованных работах автора и используются в школьной практике: серии учебных и внеучебных занятий, играх, пособиях; используются при подготовке учителей к занятиям по воспитанию культуры межнационального общения школьников в педагогических университетах и колледжах; в программах курсов ИГЖ и ПРО. Полученные результаты исследования представляют собою научно-практическую базу для дальнейшей разработки проблемы воспитания культуры межнационального общения у младших школьников.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Основные положения и результаты исследования были обсуждены на заседаниях кафедры педагогики начального обучения Московского педагогического государственного университета; на межвузовской научно-практической конференции «Педагогические идеи К.Д. Ушинского и модернизация современного начального образования» (г. Москва, 22-24 апреля, 2004 г.); на Всероссийской межвузовской научно-практической конференции «Патриотическое воспитание подрастающего поколения в современных условиях» (г. Москва, 6 апреля, 2006 г.); на научно-практической конференции МПГУ (г. Москва, 16 марта 2006 г.).
На защиту выносятся следующие положения:
1. Воспитание культуры межнационального общения - это целенаправленный процесс формирования навыков этнотолерантного поведения млад-
14 ших школьников, заключающийся в выборе оптимальных средств воспитания, создания системы педагогического воздействия на учащихся.
Развитие у детей культуры межнационального общения требует единства у них этнокультурных знаний (когнитивный компонент), позитивного отношения к своему и другим этносам (эмоционально-оценочный компонент), мотивации и потребности в освоении культуры различных народов (мотивационно-потребностный компонент) и толерантного поведения личности в отношении представителей других этносов (поведенческий компонент).
Эффективность воспитания культуры межнационального общения младших школьников обуславливается реализацией в начальной школе следующих педагогических условий:
- наличия специально подготовленной программы систематической и
углубленной работы учителя с учащимися начальной школы, направленной
на воспитание культуры межнационального общения младших школьников;
проведения отбора соответствующего содержания, направленного на ознакомление учащихся начальной школы с культурой, историей, традициями различных народов; осознание значимости этнокультурных знаний, необходимости их приобретения и пополнения;
реализации деятельностного подхода, предполагающего организацию активной деятельности младших школьников по освоению этнокультур, навыков межнационального общения и переход от деятельности в учебной ситуации к деятельности по реализации культуры межнационального общения, основанной на этнотолерантности в жизненной ситуации;
организации группового межнационального взаимодействия учащихся, которая предполагает обучение детей разных национальностей умению бесконфликтного сотрудничества в процессе парной, групповой, коллективной работы; индивидуально-дифференцированную работу с учащимися разного уровня этнотолерантности и культуры межнационального общения в процессе урочной и внеурочной деятельности;
создания системы взаимодействия учителя с родителями по включе-
15 нию их в процесе межнационального общения и межкультурного диалога учащихся класса.
Структура диссертации.
В соответствии с общим замыслом и логикой исследования его научные результаты изложены в диссертации, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Культура межнационального общения как научно-педагогическая проблема
Сегодня для всех стало очевидным, что межнациональное общение -одна из сложнейших, если не самая сложная проблема общественного бытия, которую мы ощущаем каждый день в различных регионах страны. Ни в какой другой сфере, как в этой, не отражаются так остро конкретные, порой непредсказуемые, противоречивые действия людей.
В двадцатом веке, известном своими техническими достижениями, люди столкнулись с неведанными ранее страданиями и неисчислимыми жертвами. Многие конфликты, ставшие причиной войн и масштабного терроризма носили откровенно национальную окраску. В научных кругах заговорили о том, что обитатели земли обрекли себя на этнокультурную войну, не желая понимать и уважать друг друга, видеть общечеловеческие идеалы и ценности.
И все же большая часть человеческого сообщества жаждет мира и взаимопонимания. Для этого необходимо содружество всех землян.
Ввиду выше сказанного, не случайно первое десятилетие двадцать первого века объявлено ЮНЕСКО десятилетием культуры мира и ненасилия. Для обеспечения мира необходимо воспитание в каждом не только межрасовой, межконфессиональной и межнациональной толерантности, но и искреннего интереса к культуре всех народов Земли. [82]. Формирование культуры межнационального общения становится важнейшей составной частью нравственного воспитания.
Проблема межнационального общения была и остается предметом изучения многих специалистов: философов, социологов, психологов, педагогов.
В целом, общение есть потребность человека как социального разумного существа, как носителя сознания. Общение свойственно всем живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становится осознанным и опосредованным речью [131].
Общение играет огромную роль в жизни общества. Без него немыслимы процесс воспитания, развития личности, межличностные контакты, а также управление, обслуживание, научная работа и иная деятельность во всех сферах, где необходима передача, усвоение информации и обмен ею.
Таким образом, в известном смысле, суть человеческой жизни можно определить как общение, так как все пространство жизнедеятельности человека межличностно по своему характеру. Человек всегда вступает в контакт с другими - партнерами реальными, выбранными и т.д. С этой точки зрения трудно переоценить значение общения в качество человеческой жизни, в формирование творческой личности человека, в судьбу в целом.
Обратимся к пониманию термина «общение». Исследования данного понятия в различных научных областях свидетельствуют, что «общение» не имеет однозначного определения.
Рассмотрим, как трактуют данное понятие различные авторы.
Нельзя не согласиться с определением общения, которое предлагает в своей книге Кадиева Р.И. Автор отмечает, что «общение - важнейший фактор формирования личности, средство воспитания. Оно обеспечивает регуляцию поведения человека, его отношения с другими людьми, создает условия для целенаправленного регулирования чувств, поведения, ориентации» [71,с.7].
Буева Л.П. рассматривает общение как непосредственно наблюдаемую и переживаемую реальность и конкретизацию общественных отношений, их персонификацию, личностную форму [71, с.27].
Ряд исследователей отмечает, что общение - это «свободное взаимодействие уникальных партнеров, каждый из которых самостоятельно выбирает другого и соотносит себя с другим именно в своей и его особенности, единственности и неповторимости» [102, с.45].
В.Н.Мясищев в своих трудах рассматривает общение как процесс взаимодействия конкретных личностей, определенным образом отражающих друг друга, относящихся друг к другу и воздействующих друг на друга. Формирование человека, как объекта и субъекта общения, самым тесным образом связано с развитием всех других сторон его личности. При этом, познание людьми друг друга, как отмечает автор, является обязательной стороной их взаимодействия и условием регулирования каждым из них своего поведения ].
Нельзя не согласиться с точкой зрения В.Ф.Ломова и М.И. Лисиной, что общение - взаимодействие двух и более людей, которые вступают в него как субъекты. При этом общение зависит от системы общественных отношений, которые сложились в данном обществе на данной исторической ступени его развития [71,90,130].
Среди исследователей существуют различные точки зрения на сущность, функции и другие составляющие общения.
Одни ученые [73] считают, что общение играет важную роль в овладении человеком культурными и общечеловеческими ценностями, общественным опытом. В.М.Бехтерев, Г.Г.Мюнстерберг и другие считают, что общение людей приводит к увеличению и продуктивности их памяти, способствует сближению субъектов в оценках, мнениях, суждениях.
Дальнейшие исследования проблемы общения [89,130] показали, что при общении происходит обмен информацией, знаниями, способами действия, совместные обсуждения, отработка гипотез, путей и способов решения задач, взаимная коррекция идей и мнений, их уточнение и обогащение, сужение зоны поиска.
Б.Г.Ананьев, А.А.Леонтьев и др. считают общение одним из видов деятельности (прежде всего речевой деятельности). Относительно ее они отыскивают все элементы, свойства деятельности вообще (действия, операции, мотивы и пр.) [9,24].
По мнению некоторых авторов, общение не всегда представляет самостоятельную деятельность: оно часто лишь компонент деятельности практической или познавательной [131].
Другие ученые полагают, что общение может существовать в различных формах: в своей исходной внешней форме, в форме совместной деятельности, в форме общения речевого или даже только мысленного [11, 89].
Следующая группа исследователей рассматривает общение как «самостоятельный вид деятельности со своими специфическими мотивами, действиями и операциями» [129, с.69], как сложную систему, «включающую в себя на правах подсистем другие деятельности» [89,с.211].
Однако среди исследователей нет единого подхода к пониманию специфики самой этой деятельности, которая предстает то, как особая форма активности человека, то, как целенаправленная активность людей, то, как сторона деятельности или ее специфическая форма [9,11,130].
Одной из важнейших форм человеческого общения является межнациональное общение. Общение людей не просто универсальное биологическое или социальное явление. Оно имеет национальную окраску, специфический этикет [Кадиева].
Особенности развития культуры межнационального общения учащихся в начальной школе
Дети, равно как и взрослые, испытывают на себе все социально-психологические особенности нынешнего периода, изменения в социально-экономической, духовной, политической жизни страны.
В связи с этим, важной воспитательной задачей современной школы признано воспитание у детей чувства дружелюбия, добрососедства, готовности к толерантному социальному взаимодействию в условиях многонациональной среды, формирование культуры межнационального общения.
Ребенок, независимо от возраста, характера и успеваемости, - личность, т. е. член общества, имеющий права и обязанности перед собой и другими. Поэтому даже краткие моменты общения - это целостная активность, имеющая у детей своеобразную форму существования [96, с.5].
В младшем школьном возрасте существенно изменяется по сравнению с дошкольным, характер общения и взаимоотношений ребенка со сверстниками. В группах сверстников локализуются основные связи и отношения учащихся: они становятся тем полем, на котором развертываются столь значимые для детей коллизии отношений. Уже для первоклассников особенно значимыми качествами являются такие, как готовность помочь товарищу, дружелюбие отзывчивость, доброта [57,63,77,89,90].
Чтобы научиться жить в коллективе, ребенку необходимо общество детей. Это главная задача жизни ребенка. Регулярно общаясь с другими детьми, ребенок учится отстаивать свои права.
В общении со взрослыми ребенок усваивает общественно важные критерии оценок поступков и качеств людей, цели и мотивы поведения, способы анализа окружающей действительности. В сфере отношений со сверстниками ребенок все это осваивает на практике, приобретая опыт самостоятельного решения этических проблем. Именно поэтому общение между детьми одного и того же возраста является важным психологическим условие развития нравственного сознания ребенка. Отсутствие или дефицит такого общения может осложнить формирование его нравственной феры замедлить накопление багажа морально-этических понятий и представлений [135].
Потребность ребенка в признании сверстника связана с познавательным общением. Одна из характерных особенностей этой потребности - споры, в которых ребенок отстаивает свою позицию знающего и умеющего.
Таким образом, процесс утверждения себя как знатока и умельца разворачивается преимущественно в общении младших школьников со сверстниками и протекает в форме конкурентного сопоставления с ровесником и прямого утверждения своего превосходства.
Итак, общение со сверстниками - обязательная предпосылка становления личности ребенка. В процессах общения ученик вырабатывает коммуникативные умения и навыки, формирует знания об окружающем мире людей и о собственном «Я» путем сравнения себя со сверстниками, а затем и взрослыми. Совместная деятельность и общение образуют единство [24,89].
Таким образом, общение можно определить как решающий фактор общего психического развития ребенка.
Школа неотрывна от национально-культурной почвы, родного языка, которые являются важными факторами формирования национально-культурного своеобразия личности [72].
В условиях многонациональной школы младшие школьники включаются в процесс межнационального общения. Отсюда следует необходимость воспитания культуры межнационального общения.
Как показывают наблюдения, в детской и особенно в подростковой среде, все большее распространение получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин тому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в школу. В связи с этим активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, уважения прав и свобод других, не похожих на тебя людей.
Гуманистическая педагогика приходит к пониманию невозможности таких изменений без усилий самой личности, связанных с процессами самопознания, самоопределения, самостроительства. Однако существуют и факторы, препятствующие этому.
Дети часто испытывают трудности, связанные с неумением, а отсюда и нежеланием принять и понять «другого» именно как другого. В большинстве своем они не могут даже представить себе, что перед ними другая культура со своей собственной, особой логикой мышления и поведения. И зачастую пытаются проецировать на других собственные мысли и качества [15,120,150].
Как отмечают исследователи, уже в начальных классах среди учащихся русской национальности встречаются проявления элементов неосознанного шовинизма, пренебрежения к нерусским ученикам. Явления наивного шовинизма среди какой-то части детей, как правило, развиваются в условиях отсутствия специальной воспитательной работы по их предупреждению и влиянию социально-психологического феномена преобладания чувства «толпы» [116, с.ЗЗ].
Иногда нерусские учащиеся плохо владеют русским языком. Это затрудняет возможность их общения со сверстниками, препятствует взаимодействию с другими членами многонационального коллектива, социализации. Такие дети могут иметь низкую самооценку и испытывать чувство национальной неполноценности.
По мнению педагогов, эффективность воспитания культуры межнационального общения во многом зависит от учёта этнокультурных и этнопсихологических особенностей всех участников многонационального коллектива. Ибо в многонациональном общении представитель любого народа проявляет себя как носитель самобытной культуры, своеобразной психологии данного народа.
Считаем необходимым, в контексте данной работы, немного подробнее остановиться на национально-психологических особенностях детей, принадлежащим той или иной этнической группе. Следует отметить, что в формировании этих особенностей большую роль играет история этноса, религиозные воззрения, природа и другие факторы.
Русские всегда вступали в контакты с другими этносами, населявшими Восточно-Европейскую равнину. Данное обстоятельство сделало русских открытыми для сотрудничества с другими народами. Таким образом, одной из основных национально-психологических особенностей русских детей можно считать этническую терпимость. Кроме того, русские дети отличаются стремлением к добру и правде, снисходительностью, душевностью, доброжелательностью, чуткостью к душевному состоянию своих родных.
Подобными национально-психологическими особенностями характеризуются и дети, являющиеся представителями народов Поволжья и Приура-лья. Поскольку Поволжье и Приуралье - яркий пример многовекового сосуществования разных народов, представителей различных культур, языков и религий (это башкиры, марийцы, мордва, чуваши, татары, удмурты и др.), дети данной этнической группы также отличаются этнической терпимостью, радушием, гостеприимством и т. д.
Отдельно следует остановиться на народах, исповедующих ислам (башкиры, ногайцы, татары). Детям мусульман прививается гибкость в преодолении проблем; собранность, организованность; реализация себя в активной деятельности; умение сопереживать в беде, сострадать, оказывать помощь нуждающимся; миролюбие, стремление мирно решать сложные жизненные проблемы, терпимость к иным взглядам, религиям, обычаям; уважение старших; доброжелательство.
Исследование состояния культуры межнационального общения младших школьников
Исходя из проблемы, цели исследования, его гипотезы и задач, которые получили отражение во введении, была разработана программа экспериментальной работы и определена общая целевая установка исследования: описать реальный уровень культуры межнационального общения в практике начальной школы, выявить педагогические условия и пути воспитания культуры межнационального общения младших школьников.
Эксперимент включал 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент.
Цель констатирующего эксперимента - выявить уровень культуры межнационального общения младших школьников.
В констатирующем эксперименте участвовали ученики 3-х, 4-х классов средних школ №76 и №17 (200 человек) г. Пензы, учителя и родители учащихся.
Это позволило в дальнейшем считать выборку достаточно презента-тивной и отражающей типичную картину изучаемой проблемы.
В целях получения объективных данных о реальном уровне культуры межнационального общения младших школьников использовались следующие методы: анкетирование учащихся, учителей, родителей, тестовые задания, анализ продуктов творческой деятельности, наблюдение за учебным процессом.
Для осуществления формирующего эксперимента необходимо было иметь исходные данные об уровне культуры межнационального общения учащихся в начале эксперимента.
Так как культура межнационального общения представляет собой единство знаний о культуре межнационального общения как сложной системе, об истории и культуре своего народа и других национальных групп (когнитивный компонент), отношения к своему и другим этносам (эмоционально-оценочный компонент), мотиваций и потребностей в освоении родной культуры и культуры народов-соседей (мотивационно-потребностный компонент), действий и поступков по отношению к людям другой национальности (поведенческий компонент), в данном исследовании будем выделять уровни культуры межнационального общения при помощи соотнесения уровней сформированности ее отдельных компонентов.
Поскольку знание коренных народов России, а также родного народа является исходным моментом культуры межнационального общения, то в ходе данного исследования для выявления уровня знаний младшими школьниками различных народов с учащимися школ, участвующим в констатирующем эксперименте, была проведена беседа (См. Приложение 1).
Результаты изучения исходного уровня знания учащимися начальных классов народов России и других стран показали, что самоидентификация сформирована только у 60% опрашиваемых учащихся; дети знают лишь русских и некоторые этнические группы, проживающие на данной территории (например, мордва известна - 6%; чуваши - 2,5% детей), при этом сведения об этих народах весьма ограничены. Зачастую дети чувашей, мордвы не знают о своей этнической принадлежности. Основные называемые учениками признаки людей других этнических групп - особенности их одежды и язык.
Анализируя полученные в результате исследования данные, мы выделили следующие уровни сформированности когнитивного компонента культуры межнационального общения младших школьников: низкий, средний, высокий. Дадим характеристику каждому из уровней. Низкий уровень. Ребенок не знает названий других этнических групп, их культуры, либо знает названия небольшого числа ближайших национальных групп. Уровень знания истории и культуры своего народа низок. Ученик не задумывается о необходимости соблюдения культуры межнационального общения, не имеет представления о нормах и правилах поведения при взаимодействии с людьми разных национальностей. Средний уровень. Уровень знания учеником представителей других этнических групп невелик. Ребенок путается в названиях национальных групп, имеет некоторые неточные сведения об истории и культуре своего народа и культурных особенностях других этнических групп. Ученик осознает необходимость соблюдения культуры межнационального общения, имеет некоторые представления о нормах и правилах поведения при общении с людьми разных национальных групп, но чаще всего их не придерживается. Высокий уровень. Ученик демонстрирует знание нескольких народов России, имеет первоначальные сведения о культуре, истории, быте своего народа и других этнических групп. Ребенок знает, что культура межнационального общения является необходимым условием жизни в многонациональном обществе. Знает и соблюдает нормы поведения при общении с людьми других национальных групп.
В данном исследовании мы исходим из положения о том, что одного знания названий других этнических групп, их культуры, истории, быта недостаточно для воспитания культуры межнационального общения учащихся, поскольку данный процесс включает в себя не только усвоение системы знаний о различных народах нашей страны и других государств, но и формирование адекватных оценочных суждений, наличия позитивных чувств по отношению к своему и другим этносам. Кроме того, воспитание культуры межнационального общения включает в себя анализ поступков, действий учащихся по отношению к людям другой национальности.
На следующем этапе эксперимента выявлялся эмоционально-оценочный и поведенческий компоненты культуры межнационального общения, для чего были использованы: методика «Сестренки», «Цветовой тест отношений А.Н. Лутошкина», методика «Угости конфетой» и «Шкала социальной дистанции. Вариант Л.Г. Почебут» (См. Приложение 2,3,4, 5). Результаты исследования показали: - 14% детей одинаково доброжелательны в своих действиях к представителям этнических групп; - 46,5 % детей проявляют индифферентное отношение к людям других национальностей; - 39,5 % детей демонстрируют недоброжелательное отношение к людям других этнических групп. В процессе опроса дети, как правило, передают в своих ответах ту информацию, которую они слышат от окружающих. Отрицательное отношение к отдельным национальностям обусловлено родительским влиянием: так, цыганами детей запугивают, всех чеченцев считают виновниками террористических актов и т. д. Анализируя полученные в результате исследования данные, мы выделили следующие уровни сформированности эмоционально-оценочного и поведенческого компонента культуры межнационального общения младших школьников: низкий, средний, высокий. Дадим характеристику каждому из уровней.
Педагогическое руководство воспитанием культуры межнационального общения младших школьников в процессе экспериментальной работы
Цель исследовательской работы по воспитанию культуры межнационального общения учащихся в процессе урочной и внеурочной деятельности на этапе формирующего эксперимента заключалась в том, чтобы последовательно и дифференцированно, применяя специальные формы организации работы и систему заданий, обеспечивать переход более слабой, условно выделенной типологической группы, в более сильную.
Для реализации процесса воспитания культуры межнационального общения учащихся в начальной школе была разработана система педагогического руководства деятельностью младших школьников, рассчитанная на два года обучения. Первый год обучения - курс «Я и мои друзья»; второй год обучения - курс «Моя Родина - Россия».
Основные задачи образовательной работы по воспитанию учащихся в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения в начальной школе определены следующим образом: - обеспечить глубокое и всестороннее изучение учащимися культуры своего собственного народа, что является непременным условием интеграции в иные культуры; - знакомство учащихся с многообразием культур в мире и России; - развитие у детей толерантного отношения к этнокультурным различиям; - создание условий для формирования у учащихся потребности в этнокультурных знаниях; - развитие умений и навыков эффективного взаимодействия с представителями различных культур; - педагогическая поддержка детей иных национальностей, снятие у них комплекса неполноценности. В результате ознакомления с системой занятий предполагалось дать школьникам представление: - о многонациональном составе Российского государства; - о самобытности разных народов России, их культуре и истории; - о нормах и правилах поведения при межнациональном общении и следовать им в процессе взаимодействия с людьми разных национальных групп; - об умении позитивно оценивать людей - представителей различных народов, иметь о них свое суждение на основании качественных характеристик личности, а не по национальной принадлежности; - об интересе к самостоятельному освоению родной культуры и культуры других народов страны.
Экспериментальная система занятий включала в себя информационный блок - специально отведенные уроки, на которых дети получали знания о культуре, ценностных ориентациях, этикете, традициях, быте различных народов. Уроки были тесно переплетены с внеклассными занятиями, на которых проводились народные праздники. Кроме того, экспериментальная система включала систему уроков по организации практической деятельности детей на занятиях художественного труда, физической культуры, музыки, изобразительного искусства. Таким образом осуществлялось системное развитие всех компонентов культуры межнационального общения (когнитивного, эмоционально-оценочного, мотивационно-потребностного и поведенческого).
Следует отметить, что при отборе этнокультурного материала, мы руководствовались положением дидактики - идти от близкого к далекому. Исследования психолого-педагогических особенностей младших школьников доказали, что содержание учебного материала по воспитанию культуры межнационального общения школьников должно быть не только доступным учащимся, но и опираться на их жизненный опыт, учитывать интересы и потребности младших школьников. Необходимо было показать всем учащимся богатство и своеобразие, неповторимость культуры отдельных народов, представители которых учатся в классе, вызвать чувство гордости за свой народ. Поэтому в начале осуществлялось знакомство детей с теми народами, представители которых учатся в классе. Этапность формирования знаний о разных этнических группах определялась народными календарными праздниками. Внеклассное занятие по каждой теме совпадало со временем проведения традиционного национального праздника изучаемого народа.
Тематика экспериментальной системы занятий отражена в приложении 14 (таблицы №2 и №3).
Важным моментом разработанной системы занятий являлась организация на уроках по воспитанию культуры межнационального общения младших школьников группового взаимодействия, которое способствовало обучению детей приемам коллективной работы, созданию атмосферы уважения к личности каждого ребенка. Уроки предполагали организацию активной деятельности учащихся, направленной на формирование навыков толерантного поведения.
Остановимся подробнее на системе занятий первого года обучения. Курс «Я и мои друзья» состоит из нескольких циклов. Первый цикл уроков по воспитанию культуры межнационального общения (1-5 урок) предполагал знакомство учащихся с такими понятиями, как «национальная группа», «многонациональное общество», «межнациональное общение», «культура межнационального общения». Первый цикл занятий был направлен на выявление уровня знаний учащегося своей народной культуры, истории, а также других национальных групп. В ходе уроков дети знакомились с национальным составом Пензенского края, а также с национальным составом своего класса.
Одной из задач данного цикла уроков было развитие представлений учащихся о себе как представителе той или иной этнической группы, собственной индивидуальности, принятие своей «отличности» от других. Важно было научить ребенка с вниманием, уважением относиться как к мнению другого человека, так и к самому человеку не зависимо от его национальной принадлежности. Мы стремились к тому, чтобы такие ценности как толерантность, сочувствие, сострадание прочно вошли в жизнь каждого ребенка.
Через переживание собственного отличия от других, через осознание и принятие уникальности и неповторимости каждой личности, ребенок должен был понять, что существования многонационального общества невозможно без правил, норм межнационального общения, принимаемых всеми членами общества. Поэтому логическим итогом этого цикла уроков была выработка и принятие некоторого перечня необходимых правил жизни собственного класса, включающего детей разных национальностей.