Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Теоретические основы формирования культуры межнационального общения у школьников
1.1. Социально-политические предпосылки проблемы формирования культуры межнационального общения 13
1.2. Сущность культуры межнационального общения как качества личности 23
13. Уровни сформированное культуры межнационального общения школьников 53
Выводы первой главы 72
ГЛАВА II. Процесс формирования культуры межнационального общения у школьников
2.1. Педагогические средства формирования культуры межнационального общения 76
2.2. Особенности процесса формирования культуры межнационального общения 95
Выводы второй главы 160
Заключение 165
Библиография . 168
Приложение 181
- Социально-политические предпосылки проблемы формирования культуры межнационального общения
- Сущность культуры межнационального общения как качества личности
- Педагогические средства формирования культуры межнационального общения
- Особенности процесса формирования культуры межнационального общения
Введение к работе
Актуальность исследования. Россия вступила на путь реформ, изменивших в короткие сроки всю общественную жизнь, значимо повлиявших и на сферу межнациональных отношений. Ряд факторов социально-экономического характера способствует формированию у населения негативного отношения к мигрантам, жителям бывших союзных республик, приезжающих на постоянное или временное (в поисках работы) место жительства в нашу страну. История знает немало примеров, когда доведенные до отчаяния ухудшениями жизненных условий, народные массы направляли свой гнев против инородцев, полагая, что от них исходят все беды и невзгоды. Нечто подобное можно наблюдать в обществе и сегодня. Крайние экстремистские группировки, состоящие в основном из молодежи, объединяются по всем регионам России в националистские организации, активизируя свою деятельность против представителей иных национальностей.
Ухудшению межнациональных отношений в обществе способствуют и военные действия на Северном Кавказе, и террористические акции, совершаемые во всем мире представителями исламских группировок. Недостаток знаний о других народах, крепкие национальные стереотипы в обществе определяют конкретные ситуации в межличностных отношениях, вызывающие психологическую неудовлетворенность людей, которая переносится на национальную почву. Вот почему в современной социальной ситуации актуальным является определение механизма снятия или хотя бы снижения межнациональной кон-ф ликтогенности.
В связи с этим появились нормативные акты, отображающие государственный заказ на воспитание в личности культуры межнационального общения. В разделе 6 Конституции Российской Федерации «Основные направления региональных программ государственной национальной политики» отмечается: «...обеспечить разработку программ и курсов, способствующих воспитанию культуры межнационального общения, ознакомлению детей, молодежи, населения с духовным богатством народов России, и их внедрение в систему до-
4 школьного воспитания, среднего и высшего образования, повышения квалификации кадров, а также в систему обучения в воинских частях и подразделениях».
Научные исследования и наши наблюдения показывают, что наиболее острые проблемы в сфере общения между представителями разных национальностей возникают у детей в подростковом возрасте. Как правило, подростки выбирают свою этническую группу для общения, пренебрегая людьми других национальностей. По результатам нашего фронтального исследования, в котором были продиагностированы 587 подростков, обучающихся в общеобразовательных школах Волгограда, 4,1% школьников враждебно настроены по отношению к людям других национальностей. Подавляющее большинство учащихся (55,6% школьников от общего числа опрошенных) тоже негативно относятся к представителям других национальностей, с той разницей, что данное отношение носит избирательный характер. Некоторые из них стесняются или не знают своего происхождения. Как видим, больше половины из опрошенных подростков не способны полноценно и спокойно взаимодействовать с людьми других национальностей. Такое положение в средних общеобразовательных учреждениях, конечно, беспокоит педагогические коллективы. В основном учителя для стабилизации отношений между учащимися разных национальностей применяют методы наказания и угроз, что не приводит к успеху. Некоторыми учителями предпринимаются попытки воспитывать терпимость к представителям разных национальностей, но проводимая ими работа носит бессистемный, фрагментальный характер. Учителя неподготовлены к этому направлению воспитания. В связи с этим мы говорим о необходимости формирования у школьников культуры межнационального общения как качества личности.
Разные аспекты национальной и советской многонациональной культуры и межнациональных отношений изучались в прошлые годы специалистами разных направлений, и нашли отражение в единой теории интернационально-патриотического воспитания.
Методологической основой воспитания учащихся советской школы на
5 идеях и традициях дружбы народов СССР являются марксистко-ленинское учение о национальных отношениях, пролетарском интернационализме, патриотизме и коммунистическом воспитании подрастающего поколения.
Важный вклад в развитие теории интернационального воспитания внесли выдающиеся советские педагоги и деятели просвещения П.П. Блонский, В.А. Ваганян, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, СТ. Шацкий.
Теоретическую основу дальнейшего решения проблемы межнациональ
ного общения советского общества заложили известные философы, социологи,
политологи Р.Г. Абдулатипов, Ю.В. Арутюнян, Ю.В. Бромлей,
Т.Ю. Бурмистрова, М.С. Джунусов, О.А. Дмитриев, Л.М. Дробижева. Особое внимание уделялось изучению типов межнационального общения в условиях социализма.
Одним из факторов, определяющих особенность педагогического процесса, является специфика формируемого качества личности. Поэтому выявлению сущности культуры межнационального общения посвящены работы философов, психологов, педагогов, в том числе Н.А. Асиповой, З.Т. Гасанова, А.Р. Исаева, Л.Н. Коган, В.П. Комарова, А.Н. Некрасовой, Л.З. Немировской, И.И. Серовой, К.И. Султанбаевой и др.
Проблематика культуры межнационального общения рассматривалась
также педагогами-теоретиками Г.Н. Волковым, Р.Т. Гардановым,
А.И. Доронченковым, В.Г. Крысько, О.Д. Мукаевой, B.C. Мухиной, А.Б. Панькиным, Э.А. Саракуевым, М.Г. Тайчиновым в контексте этнокультурного образования, этнопедагогики, этнопсихологии, интернационального и гражданско-патриотического воспитания молодежи.
Возникли концепции многокультурного образования Г.Д. Дмитриева, поликультурного образования В.В. Макаева, З.А. Мальковой. Ведутся исследования в области мультикультурного образования Н.Б. Крыловой, Г.В. Палаткиной, А.В. Шафиковой, вопросы воспитания национального самосознания и межэтнической толерантности находятся в поле научного внимания О.В. Лебедевой, Н.В. Мольденгауэр, А.Д. Солдатенкова и других ученых.
К проблеме воспитания толерантности у школьников и студентов отнесены публикации A.M. Байбакова, СЮ. Ивановой, И.В. Крутовой, М.А. Перепелицыной.
Все исследования, несомненно, представляют большую ценность для педагогики как науки и практики, но проблема изучения процесса формирования культуры межнационального общения у школьников в младшем подростковом возрасте остается недостаточно изученной. Так в научных исследованиях мало внимания уделяется изучению функций и структуры рассматриваемого качества, практически нет работ, раскрывающих пути его формирования у подростков. Не описаны в должной мере процесс и условия эффективного формирования культуры межнационального общения.
Таким образом, анализ научной литературы, работы массовой общеобразовательной школы показал, что существуют противоречия между потребностью личности российского гражданина в культуре межнационального общения и фактическим недостаточным уровнем сформированности этого качества у преобладающего числа школьников, между потребностью педагогической практики в научном осмыслении формирования культуры межнационального общения у школьников и неразработанностью в науке целостного представления о процессе формирования этого качества.
Названные противоречия обусловили проблему исследования, состоящую в необходимости обоснования процесса формирования у школьников культуры межнационального общения в современных условиях.
С учетом вышеизложенного нами была сформулирована тема диссертационного исследования: «Формирование у школьников культуры межнационального общения».
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе.
Предмет исследования - процесс формирования культуры межнационального общения школьников.
Цель исследования состоит в выявлении основ построения педагогиче-
7 ского процесса формирования культуры межнационального общения.
В соответствии с объектом, предметом и целью были поставлены следующие задачи исследования:
Уточнить научное представления о сущности культуры межнационального общения как качества личности.
Выделить уровни сформированности культуры межнационального общения.
Определить совокупность средств формирования культуры межнационального общения.
Раскрыть особенности процесса формирования культуры межнационального общения.
Гипотеза исследования - формирование культуры межнационального общения у школьников станет более успешным, чем в массовом опыте, если:
в целях процесса будет отражено понимание культуры межнационального общения как системы характерных для личности нравственных идей и представлений, форм и способов поведения, специфических видов деятельности, которые осуществляются в целях взаимодействия, углубления взаимопонимания и взаимовлияния культур между людьми разных национальностей;
процесс формирования культуры межнационального общения будет состоять из нескольких этапов, соответствующих логике развития рассматриваемого качества, и на каждом из которых один из структурных компонентов этого качества будет выделен в качестве приоритетного в соответствии с их иерархической соподчиненностью: на первом этапе процесса система средств будет ориентирована на развитие когнитивного компонента, на втором этапе центр тяжести будет перенесен на развитие перцептивного компонента, на третьем и четвертом этапах - практического компонента;
будут учтены специфические условия действенности системы средств на каждом этапе процесса.
Методологическую основу исследования составили идеи целостного
8 учебно-воспитательного процесса (B.C. Ильин, В.В. Краевский, Н.К. Сергеев, В.А. Сластенин); системного подхода (B.C. Ильин, A.M. Саранов); личностно ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.); деятельностного подхода к развитию личности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); культурологического подхода (М.М. Бахтин, Е.Б. Бондаревская, И.А. Колесникова); теории культуры межнационального общения (Н.А. Асипова, З.Т. Гасанов, В.П. Комаров, Р.И. Кусарбаев, И.И. Серова).
В соответствии с характером поставленных задач в работе использован комплекс методов исследования: теоретические (изучение философской, социологической, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования, теоретический анализ и синтез научных концепций, позволивший сравнить различные точки зрения на изучаемую проблему и выявить положения, ставшие базовыми в нашем исследовании); эмпирические (изучение и обобщение педагогической практики; опытно-экспериментальная работа, включавшая в себя диагностический, констатирующий и формирующий эксперимент, наблюдение, опрос, тестирование, анкетирование, статистический и качественный анализ результатов эксперимента).
Достоверность результатов исследования обеспечивается целостным подходом к решению проблемы; методологической обоснованностью и непротиворечивостью исходных теоретических положений исследования; корректной организацией опытно-экспериментальной работы; оптимальной количественной базой эксперимента; применением методов исследования, адекватных объекту, цели, задачам и логике исследования; репрезентативностью объема выборки; сочетанием количественного и качественного анализа; сопоставлением полученных результатов с контрольными группами.
Научная новизна результатов исследования состоит в том, что впервые дается целостное осмысление понимания культуры межнационального общения как качества личности, уточнено научное знание о его специфике, конкретизировано содержание компонентов данного качества. Впервые выявлены
9 уровни становления этого сложного феномена у школьников, обоснованы поэтапность процесса, особенности системы педагогических средств и условий их эффективного использования на каждом этапе.
Теоретическая значимость результатов исследования обусловлена его вкладом в теорию целостного учебно-воспитательного процесса и заключается в обосновании необходимости целенаправленного формирования культуры межнационального общения у школьников, в разработке организационных, содержательных и методических основ учебно-воспитательного процесса по формированию исследуемого качества. Выводы исследования способствуют разработке проблематики гуманизации учебно-воспитательного процесса.
Практическая ценность результатов исследования определяется возможностью их использования для анализа эффективности и совершенствования учебно-воспитательного процесса в средних общеобразовательных учреждениях. Разработанные в исследовании комплекс диагностических методик и рекомендации по организации процесса формирования культуры межнационального общения в школе могут быть использованы учителями в воспитательной работе со школьниками.
Апробация результатов исследования осуществлялась на педагогических советах и заседаниях эстетической кафедры МОУ «лицей № 5» г. Волгограда; VI, VIII Региональных конференциях молодых исследователей Волгоградской области (Волгоград, 2001, 2003 гг.); на региональной научно-практической конференции «Социализация и развитие детей и подростков в общеобразовательных учреждениях интернатного типа в контексте национального подхода» (Волгоград, 2004 г.).
Материалы исследования отражены в пяти публикациях.
Внедрение результатов исследования в практику осуществлялось в МОУ «лицей № 5» г. Волгограда (2003 - 2004 гг.).
Положения, выносимые на защиту:
1. Культура межнационального общения - это система характерных для личности нравственных идей и представлений, форм и способов поведения,
10 специфических видов деятельности, которые осуществляются в целях взаимодействия, углубления взаимопонимания и взаимовлияния культур между людьми разных национальностей. Рассматривая структуру культуры межнационального общения как единство ее компонентов (когнитивного, перцептивного и практического), мы оцениваем ее сформированность по внешним признакам: национальное самосознание; ориентация на общечеловеческие ценности; интерес к истории, литературе, культуре, науке других народов; отношение к представителям иного народа и его культуре; практические поступки.
Определены четыре уровня сформированности искомого качества -негативный, низкий, средний, высокий. Высокий уровень характеризуется наличием у школьников устойчивого интереса к истории, литературе, культуре, науке других народов, прогрессивного национального самосознания, развитием отношений с людьми других национальностей по пути интеграции культур. Средний уровень характеризуется избирательным интересом в овладении знаниями об истории, культуре, науке других народов и предубеждением к людям некоторых национальностей. Низкий уровень характеризуется отсутствием интереса к истории и культуре как своего, так и других народов, неуважением людей других национальностей, возможно отсутствие идентификации по национальному признаку. Негативный уровень характеризуется регрессивным национальным самосознанием, в котором собственная нация возводится в ранг «сверхценности», нетерпимым и высокомерным отношением к людям других национальностей, которое отражается в соответствующих негативных поступках.
Комплекс средств формирования культуры межнационального общения основывался на принципах их соответствия специфики качества, возможности их использования в учебно-воспитательном процессе средних общеобразовательных учреждениях; адекватности структуре и содержанию исследуемого качества. К искомым средствам отнесены информирование учащихся о культуре и быте народов, населяющих Россию; национальные праздники; олимпиады, выставки по национальной культуре; народные игры; фольклорные
концерты; вовлечение учащихся в процесс принятия решений в реальных жизненных ситуациях; патриотическое воспитание.
4. Процесс формирования культуры межнационального общения реализуется в четыре этапа. Первый этап был направлен на ликвидацию негативных чувств обучающихся по отношению к людям иных национальностей. С этой целью целесообразно использовать слово, тренинги, народные игры. Особую значимость имеет слово как средство формирования личностного образования с условием предварительного настроя учащихся на восприятие необходимой информации. На втором этапе необходима ориентация учащихся в национальной идентификации, воспитание уважительного отношения ко всем народам. Решение этих задач происходит посредством информирования обучающихся о культуре и быте народов, населяющих Россию; патриотического воспитания, тренинга; народной игры. Ведущими средствами на данном этапе являются слово при условии разнообразия форм его использования, а именно: самостоятельное изучение дополнительного материала; использование метода сравнений на основе проблемных ситуаций; совместная оценка хода и результатов работы; беседа, выступающая в форме рефлексии после выполнения заданий, и национальные праздники как явление яркое, связанное с позитивными чувствами. На третьем этапе необходимо научить школьников преодолевать межнациональные конфликтные ситуации. В связи с этим важно вовлекать учащихся в процесс принятия решений в реальных жизненных ситуациях с условием предварительной установки на игровую или тренинговую деятельность, наличия заранее подготовленных вопросов для исключения «провала» выбранной формы, пояснения своих действий подростками и тактичный их анализ. Дополнительными средствами на данном этапе являются слово и выставка народного творчества. На четвертом этапе необходимо совершенствование оценочных суждений о деятельности людей своей и других национальностей; способов поведения. В качестве доминирующего метода выступает анализ конкретных ситуаций, событий и явлений, ориентированный на совершенствование умения анализировать и принимать адекватные решения.
Базой исследования явилось Волгоградское муниципальное образовательное учреждение «лицей № 5». Исследование проводилось в рамках школьных уроков физической культуры, технологии и изобразительного искусства; внеурочных мероприятий (классные часы, минуты общения, праздники, вечера); кружков «Народное творчество» и «Кукольный театр».
Исследование проводилось в период с 2000 по 2004 гг. и включало три этапа:
На первом этапе (2000 - 2001 гг.) на основе изучения и анализа научной литературы выявлялось понимание культуры межнационального общения. На этом этапе был разработан замысел исследования, определена его эмпирическая база, разрабатывались диагностические методики определения уровней сформированности исследуемого качества.
Второй этап (2002 - 2003 гг.) был связан с проведением диагностирующего и констатирующего экспериментов, изучением массовой педагогической практики и началом опытно-экспериментальной работы в МОУ лицее № 5 г. Волгограда.
Третий этап (2003 - 2004 гг.) посвящен дальнейшему проведению экспериментальной проверке выдвинутой гипотезы, поиску эффективной реализации средств формирования культуры межнационального общения, систематизации и оформлению результатов исследования, завершению научного обоснования положений исследования, оформлению диссертации.
Объем и структура диссертации. Диссертация, общим объемом 200 страниц, состоит из введения (10 с), двух глав (59 с, 84 с), заключения (3 с), списка литературы (169 наименований), 2 приложений. Текст диссертации содержит одну схему, 9 таблиц и 3 диаграммы.
Социально-политические предпосылки проблемы формирования культуры межнационального общения
Россия сложилась как многонациональная страна. Ее территорию населяют многие десятки народов с различными самобытными культурами, разными историческими традициями, религиозными верованиями. Известно, что человек не может существовать вне общения с другими людьми, а нации не могут развиваться обособленно, вне общения друг с другом. Поэтому проблема взаимоотношений разных народов, особенно в пределах одного государства, присутствовала во все времена. Уровень общения, степень актуальности общения напрямую зависел от конкретной исторической обстановки, от политики режима и других объективных факторов.
В современной России в пределах одного населенного пункта проживают люди разных национальностей. А социальные и политические условия таковы, что бедное сословие россиян винит во всех своих бедах богатых инородцев. Террористические акции, совершаемые на территории России представителями исламских группировок, зародили ненависть в сердцах людей ко всему мусульманскому миру. Как сохранить или наладить добрососедские отношения жителям сел и городов, населенных людьми разных национальностей в сложных современных условиях? Как сделать культуру межнационального общения личностным достоянием каждого человека, которое позволило бы адекватно оценивать события, происходящие в стране? Поиск решения данной проблемы приводит нас к необходимости исследовать исторический опыт формирования культуры межнационального общения.
А.Р. Исаев [53], исследовавший феномен сложившейся культуры межнационального общения, ее источники, нормы и ценности, важнейшие факторы и условия ее формирования в контексте культурно-исторического своеобразия Российского государства, сделал заключение, что культура межнационального общения осмысливалась сообразно потребностям развивающихся контактов и взаимоотношений между народами и философско-мировоззренческих позиций той или иной эпохи, конкретного автора.
Так русский ученый В.Н. Татишев, осуждая религиозную нетерпимость между народами и проистекающие отсюда трудности в их общении, отмечал, что умному до веры другого ничто не касается и ему равно, лютер ли, кальвин ли, или язычник с ним в одном городе живет, или с ним торгуется, ибо ... смотрит на его товар, на его поступки и нрав, и потому с ним обхождение имеет [цитируется по 55]. В.Н. Татишев ратовал за сближение русского народа с другими народами России и считал, что оно лучше всего происходит через экономические связи и через школу.
А.Р. Исаев отмечает, что СП. Крашенинников, И.Е. Вениаминов, Г.И. Невельской и другие передовые представители офицерства, науки, духовенства с симпатией отзывались о традициях и обычаях малых народов и расценивали как ущерб для истории их возможное забвение. Доверие и дружеское расположение туземцев к русским они считали возможным обеспечить лишь уважительным отношением к ним, познанием их нравов и обычаев. Было отмечено не только положительное влияние русской культуры, но и отрицательные последствия официальной политики «просвещения» туземных народов, причину которых, они усматривали в том, какими способами вносится это просвещение.
Несмотря на насильственные формы присоединения многих народов, политика царизма была неоднозначной. Например, в трудах Н. Дубровина, по наблюдениям А.Р. Исаева, есть упоминание, что Павел I указывает командующему на Кавказе Гудовичу, чтобы «народы горские удерживать в кротости и повиновении ласкою, ... чтобы удерживать в них приверженность к России». Заслуживает внимания факт, что у Павла I относительно кавказских дел зрела идея «составления из благожелательных России владельцев федеративного государства, зависящего от нас, яко от верховного государя их и покровителя который, тем менее тягостен будет, поскольку мы ни в образ правления их вмешиваться не будем, ниже от них дани или иные повинности, кроме верности единой к нам требовать не намерены».
Вхождение народов в состав крупного централизованного государства в целом имело большое значение, создавая благоприятные условия для их развития и для социально-экономического и культурного развития страны. Мы говорим со справедливой гордостью, — писал Г. Федотов [цитируется по 55], - что эта гегемония России почти для всех её народов была счастливой судьбой, что она дала им возможность приобщиться к всечеловеческой культуре, какой является культура русская.
Одним из важных документов, регламентирующих отношение Центральной власти к народом, населяющим Россию является «Устав об инородцах», разработанный при непосредственном участии графа М. Сперанского. Этот устав определял систему управления коренными народами Сибири, подразделив их на три категории: бродячих, кочевых и оседлых. М.М. Сперанский [цитируется по 55] отмечал: «Пространство Империи, разнообразие населения и степень нашего просвещения требуют, чтобы правительство имело всю возможную силу действовать во благо, и сила сия в одном только злоупотреблении ея должна быть умеряема».
А.Р. Исаев отмечает, что государственный деятель Д.А. Милютин в период либеральных реформ 60-70-х годов XIX в. рекомендовал проводить на Кавказе гибкую политику, чтобы «горцы терпеливо несли иго русского владычества», чтобы они были убеждены в неприкосновенности их религии, обычаев и образа жизни. «Мы должны всеми силами согласовать наше владычество с интересами самих горцев - как материальными, так и нравственными», - писал он. Наместник Кавказа М.И. Воронцов-Дашков в своих докладах императору Николаю II дал много ценных советов по управлению этим регионом и, в частности, по вопросам национальной политики. В 1907 году он заявил: «Я не допускаю возможности управления Кавказом из центра, на основании общих формул, без напряженного внимания к нуждам местного населения, разнообразного по вероисповеданию, религиозным воззрениям и преданиям, по племенному составу и политическому прошлому».
Сущность культуры межнационального общения как качества личности
Особенность педагогического процесса определяется спецификой формируемого качества. В силу чего необходимо выполнить анализ сущности культуры межнационального общения. Но прежде обратимся к определению сущности: это категория, отражающая всеобщие формы предметного мира и его познание человеком. Сущность - это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия [149]. Имеются и другие определения: Сущность - смысл данной вещи, то, что она есть сама по себе, в отличие от всех других вещей и в отличие от изменчивых состояний вещи под влиянием тех или иных обстоятельств. Сущность - совокупность глубинных связей, отношений и внутренних законов, определяющих основные черты и тенденции развития материальной системы [146]. Из приведенных определений видим, что сущность - это устойчивое единство содержания системы, определяющее основные черты и тенденции развития, позволяющие отличать ее от всех остальных предметов.
Познание сущности представляет собой качественный скачок от чувственной к рациональной ступени познания, связано с раскрытием главного и определяющего в предметах, с формулировкой законов их развития. Один из критериев познания сущности - возможность предвидения будущих событий на основе точно определенных законов их изменения. Сущность может считаться познанной, если известны причины возникновения и источники развития рассматриваемого объекта, раскрыты пути его формирования или технического воспроизведения, если в теории или на практике создана его достоверная модель, свойства которой соответствуют свойствам оригинала [146].
Этими идеями мы будем руководствоваться в изучении сущности культуры межнационального общения..
В научной литературе имеет место понятие культуры межэтнического общения. Поэтому важно выяснить различие между категориями "этнос" и "нация", чтобы определиться в выборе понятия исследуемой характеристики .
Слово "этнос" греческое по происхождению и обозначало в древнегреческом языке племя, народ, группу людей, род. В современном научном языке отсутствует единое понимание сущности этноса. Такое положение с научной терминологией характерно в целом для современной науки.
Наличие этнической составляющей в человеческом обществе связано с одним важным вопросом: как и когда в социуме возникло качество, которое стало придавать множеству древних человеческих популяций своеобразие и неповторимость не в контексте родственных связей, а в отсутствии таковых.
Современное человечество представляет собой совокупность различных социальных коллективов, исторической максимой которых до сих пор является государство-нация. В самый ранний период доминантой существования этих коллективов было естественно фиксируемое кровное родство их членов. Вся научная литература по родоплеменному периоду истории человечества, так или иначе, подтверждает тот факт, что ранние догосударственные общности людей строились исключительно на принципе родственных связей и теснейшего взаимодействия с окружающей средой. Можно сказать, что человек в те далекие времена был более природен, чем социален. Этничность же, наследуя от родоп-леменных отношений определенные биологические параметры, является все же категорией социальной. В ней признак фактического или иллюзорного родства замещается сакральным ощущением общности происхождения всех тех, кто причислят себя к тому или иному народу. Поэтому и само понятие "этнос" возникло в древнегреческом государстве, сформировавшемся в результате длительного процесса взаимодействия различных эллинистических племен. Этнос как историческая общность людей самоиденфицируется не столько сознанием единого происхождения, сколько ощущением претензий на неповторимость и исключительность своих обычаев и обрядов, то есть традиций, в значительной мере имеющих материальное воплощение в хозяйственной деятельности, пище, одежде, жилье и, наконец, языке. На родоплеменном этапе развития человечества этничность как социальный феномен только формируется, находясь в зачаточной форме. Развивается же она лишь с возникновением сравнительно больших человеческих популяций, в которых счет родства становится невозможным. Однако окончательно этничность заявляет о себе в качестве реальной социальной структуры в процессе образования классового общества и государства.
Особую роль в становлении концепции, где этнос рассматривается как сложная система, сыграло такое историческое понятие, как нация, возникшее в период становления и развития государств буржуазного типа. Являясь детищем западного мира и обозначая там совокупность членов таких государств, т.е. их граждан независимо от этнического происхождения, на нашей российско-советской почве это понятие-термин сильно этнизировалось. В «теории этноса» нация стала высшей стадией развития этноса, или третьим ее типом после племени и народности.
Нация - это тип этносов, консолидирующийся благодаря потребности капиталистического общества в единый, целостный организм, прежде всего, на основе общности экономической жизни, едином рыночном пространстве. Выдающуюся роль в консолидации нации играет единое, обычно сильно централизованное государство.
Так, например, французы как нация сложилась в XVII-XVIII веках в период становления капиталистических отношений на территории современной Франции. Основой для формирования французской нации послужили, прежде всего, две родственно этнические общности, оформившиеся в раннем средневековье северофранцузской и провансальской. Различие между ними прослеживается и сегодня, однако, доминирующей чертой на территории Франции стали объединение и интеграция, что и завершилось консолидацией французов как нации.
Во многом был схожим этот процесс у немцев, хотя и протекал несколько позже, завершившись в основном во второй половине XIX века.
Педагогические средства формирования культуры межнационального общения
Формирование качеств личности, как утверждает Селиванов B.C. [121], происходит в результате духовной деятельности, "труда души": эмоционального восприятия, переработки в сознании и формирования выводов для себя, а не прямого воздействия материальных предметов на органы чувств. Каким же образом можно дать душе возможность трудиться? Уточним для начала понятия, которыми будем пользоваться в последующем изложении. Формирование личности - вид развития личности; изменение психологической динамической функциональной структуры личности, но главным образом ее содержания под влиянием внешних воздействий. Формирование личности имеет несколько видов, каждый из которых специфичен для определенного ее иерархического уровня: тренировка, упражнение, обучение и воспитание. Различают стихийное и целенаправленное формирование личности [114]. Качества личности формируют с помощью специальных средств воспитания и обучения. Средство - это, как гласит философская энциклопедия, центральное звено в структуре осмысленной, полагающей и реализующей определенную цель человеческой деятельности. Предметы или действия, с которыми человек имеет дело как со средствами, объективно, т.е. в качестве налично данных предметов или действий, вовсе не необходимо есть средство. Лишь в силу отношения к какой-то цели они приобретают значение средства [150]. Вот, что говорят современные педагоги о средствах обучения и воспитания: "К средствам относятся, с одной стороны, различные виды деятельности..., а с другой - совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых для педагогической работы...Нередко методические приемы и сами методы отождествляются со средствами обучения и вое- питания" [121]. При рассмотрении проблем формирования культуры межнационального общения, необходимо учитывать, что этот процесс имеет непрерывный характер и происходит не только в учебной среде. В нем участвуют как отдельные личности (подростки, их родители и педагоги), так и различные общности (этнические группы, группы друзей и знакомых, семейные коллективы и т.п.), как формальные объединения, такие как класс, так и неформальные (разновозрастные группы подростков по месту жительства), как привычные педагогам элементы (образовательная и воспитательная системы), так явления и понятия, ранее не привлекавшие их внимания, например, языковая и традиционно-обрядовая сферы. Следовательно процесс воспитания культуры межнационального общения будет успешным и эффективным только при научно-обоснованном, комплексном, спланированном воздействии на все названные компоненты, влияющие на социализацию личности подростка [49]. Конечно, изучить влияние всех указанных сфер воздействия на личность в рамках одной исследовательской работы не представляется возможным, поэтому в данном исследовании речь пойдет об определении эффективных средства и благоприятных условий их реализации для формирования культуры межнационального общения во время обучения подростка в школе. Как нами уже отмечалось в первом параграфе первой главы, предпосылки к формированию культуры межнационального общения обнаруживаются с конца 17 века (времена правления Петра І). А в начале прошлого века великие классики педагогики искали и находили средства по воспитанию детей разных национальностей в дружбе, взаимовыручке и уважении друг к другу. Именно к их опыту нужно обратиться в первую очередь. Вопросы формирования культуры межнационального общения у подрастающего поколения в педагогическом наследии А.С. Макаренко исследовал Фарфоровский В.Ф. [145]. Формирование культуры межнационального общения А.С. Макаренко видел в уважении к трудящимся вех наций и народностей. Этому способствовало сплочение разнонациональных коллективов детских учреждений, которые создавал и которыми руководил выдающийся педагог. Общественно-полезный труд детей разных наций, организованный А.С. Макаренко, объединял их воедино в решении общих задач, укреплял интернациональную дружбу. Педагог нашел эффективные способы преодоления националистических предрассудков среди детей разных национальностей, сплочения их в единый многонациональный коллектив, укрепления дружбы и товарищеской взаимопомощи внутри этого коллектива [145]. Одной из форм патриотического и интернационального воспитания, прочно вошедших в практику детских учреждений, возглавляемых А.С. Макаренко, были проводимые ежегодно походы и экскурсии по республикам и областям нашей многонациональной страны, из которых воспитанники выносили глубокие впечатления и обогащенные чувства дружбы народов и любви к Родине. Теоретические разработки А.С. Макаренко, сделанные с учетом передовой практики воспитания, проверенные на собственном опыте, содействовали формированию у его питомцев чувства дружбы народов и культуры межнациональных отношений, и в настоящее время являются основой для организации воспитательной работы с детьми и подростками, с учащейся молодежью. В них мы находим глубоко гуманные идеи, конкретные предложения, советы и отдельные приемы педагогической техники, которые еще так мало используются в современной школе. В многочисленных трудах павлышского учителя В.А. Сухомлинского нет такого термина, как культура межнационального общения. Вместе с тем Сухо-млинский В.А. в сущности раскрыл, как считает Мухин М.И. [90], основополагающие компоненты, составляющие содержание работы школы по воспитанию учащихся в духе дружбы народов. Его подходы к решению этой проблемы, формы и методы проводимой работы в Павлышской школе в этом направлении весьма продуктивны. В.А. Сухомлинский обращал внимание на то, что воспитание детей в духе дружбы народов надо начинать задолго до школы. Важную роль в этом процессе он отводил семье. Именно в семье, подчеркивал он, закладываются первоос- новы формирования интернациональных чувств. Дети, общаясь с родителями, другими старшими членами семьи, слушая из их уст теплые слова в адрес людей другой национальности по поводу совместной работы или по поводу взаимовыручки в трудную минуту, проникаются к ним уважением и благодарностью. Такие рассказы, по мнению В.А. Сухомлинского, обогащают «представление детей о единой братской семье всех братских народов» [136]. В воспитании детей в духе дружбы народов В. Л. Сухомлинский выделял два взаимосвязанные направления. Цель первого — пробуждение чувств. Планомерно решая ее, «педагог устанавливает духовное общение, связь своих воспитанников с детьми трудящихся других национальностей» [28]. Основными формами этой работы в Павлышской школе были рассказы, беседы, которые чередовались с чтением книг об исторических корнях дружбы народов нашей страны, о тяжелых испытаниях, выпавших на их долю, о совместном ратном труде.
Особенности процесса формирования культуры межнационального общения
Для экспериментального выявления особенностей организации процесса формирования культуры межнационального общения определимся в понимании категории «процесс». По определению в энциклопедическом словаре «процесс» - это последовательная смена явлений, состояний, в развитии чего-нибудь [14]. В более подробном толковании под «процессом» понимают закономерную, последовательную и непрерывную смену следующих друг за другом моментов развития определенной системы из одной формы в другую. С этой точки зрения педагогический процесс есть изменение, смена состояний педагогической системы, отличающихся друг от друга своими возможностями в решении педагогических задач [133]. Для того чтобы построить такой учебно-воспитательный процесс, в котором более успешно по сравнению с массовым опытом формируется личностное качество, необходимо сконструировать его «состояния, части, отличающиеся друг от друга характером влияния» [50] на культуру межнационального общения. Каждая стадия этого процесса имеет одну структурную организацию, включающую: изучение исходного состояния и постановку задачформирования культуры межнационального общения, отбор средств и построение их системы, организацию деятельности на основе данной системы средств, получение итогов как результата преломлений этих деятельностей через внешние и внутренние условия, анализ итогов с точки зрения реализации целей и постановку новых задач формирования [122]. С позиций целостного подхода к воспитанию при моделировании процессов формирования отдельных личностных свойств речь должна идти о структуре не этих процессов внутри воспитательного процесса, а его функций. В связи с этим движение процесса становления человека в воспитании рассматривается как преобразование его функциональных состояний, переход от одного функционального состояния (когда, например, стимулируется активность несложного комплекса свойств личности) к другому (когда стимулируется активность более сложного комплекса свойств личности) Эти переходы осуществляются внутри каждой воспитательной ситуации и при переходе от одной ситуации к другой, от одного этапа, стадии движения процесса к другому этапу, стадии [18]. Обоснование и реализация модели целостного процесса формирования изучаемого нами качества, должна отвечать следующим требованиям: соответствовать объективной логике становления и развития исследуемого качества, носить этапный характер, отражающую место постепенность, непрерывность и преемственность становления свойств личности [124]; носить целостный характер в аспекте «статической структуры личности» [50], предполагающий проектирование и реализацию всей последовательности: изучение исходного состояния - постановка целей и задач (включая задачи не только формирования, но и собственно исследовательские); отбор и конструирование системы средств (отвечающих по составу иерархии особенностям конкретного этапа процесса и возможностям их в формировании данного качества) - применение этой системы, включая коррекцию процесса по ходу анализа результатов; носить целостный характер в аспекте «динамической структуры процесса» [50], отражаемый более всего последовательной сменой этапов и стадий процесса, устремленной на развитие исследуемого качества и личности в целом преемственной связью их задач, системы средств их решения, условий эффективного достижения результатов. Исходя из всего вышесказанного, необходимо определить количество этапов процесса формирования культуры межнационального общения. Мы считаем, что целесообразно разделить этот процесс на четыре этапа. Основанием для этого в нашем случае является логика развития культуры межнационального общения как качества личности. Переход от одного этапа процесса к другому связан с достижением определенного «уровня» сформированности этого качества у школьников. Основываясь на системно-целостном подходе (B.C. Ильин, В.В. Краевский, A.M. Саранов, Н.К. Сергеев и др.), при постановке целей процесса формирования культуры межнационального общения, мы ориентировались на следующие положения: 1. Цели каждого этапа процесса должны соответствовать конечной цели. При постановке целей этапов процесса необходимо предусматривать развитие основных компонентов культуры межнационального общения как качества личности. 2. Для обоснованной постановки целей на каждом из этапов процесса необходимо ориентироваться на распределение школьников по уровням сформированности культуры межнационального общения. 3. В качестве целей процесса формирования культуры межнационального общения должны намечаться: актуализация, развитие, закрепление, обобщение позитивных достижений предыдущего уровня и проектирования определенных состояний, компонентов культуры межнационального общения, их взаимосвязей, качества в целом. Ведущим методом на данном этапе исследования стал педагогический эксперимент, направленный на выявление особенностей организации и содержания педагогического процесса формирования культуры межнационального общения как качества личности. Цель этого процесса - сформировать у школьников культуру межнационального общения как качества личности до максимально возможного уровня, учитывая возрастные особенности подростков. Базой исследования был избран лицей № 5 города Волгограда. Экспериментальная работа проводилась в период с февраля 2003 года по май 2004 года, в которой приняли участие около 150 школьников (пятые - седьмые классы), а также эстетическая кафедра МОУ лицея № 5: один учитель музыки, два учителя физкультуры, один учитель изобразительного искусства, три учителя технологии и шесть классных руководителей.