Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование культуры межнационального общения в школах со смешанным национальным составом (На примере старших школьников) Кадиева Роза Исмаиловна

Формирование культуры межнационального общения в школах со смешанным национальным составом (На примере старших школьников)
<
Формирование культуры межнационального общения в школах со смешанным национальным составом (На примере старших школьников) Формирование культуры межнационального общения в школах со смешанным национальным составом (На примере старших школьников) Формирование культуры межнационального общения в школах со смешанным национальным составом (На примере старших школьников) Формирование культуры межнационального общения в школах со смешанным национальным составом (На примере старших школьников) Формирование культуры межнационального общения в школах со смешанным национальным составом (На примере старших школьников) Формирование культуры межнационального общения в школах со смешанным национальным составом (На примере старших школьников) Формирование культуры межнационального общения в школах со смешанным национальным составом (На примере старших школьников) Формирование культуры межнационального общения в школах со смешанным национальным составом (На примере старших школьников) Формирование культуры межнационального общения в школах со смешанным национальным составом (На примере старших школьников)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Кадиева Роза Исмаиловна. Формирование культуры межнационального общения в школах со смешанным национальным составом (На примере старших школьников) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Махачкала, 1999 148 c. РГБ ОД, 61:01-13/158-4

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. воспитание культуры межнационального общения в школах со смешанным национальным составом как актуальная психолого-педагогическая проблема 18

Глава II. психолого-педагогические аспекты воспитания культуры межнационального общения в школах со смешанным национальным составом 33

1. Теоретический анализ проблемы воспитания культуры межнационального общения в школах со смешанным национальным составом (на примере старших школьников) . 33

2. Формирование межнациональной культуры в школах со смешанным национальным составом 45

3. Взаимодействие патриотического и интернационального как условие формирования культуры межнационального общения 70

Глава III. педагогические условия процесса воспитания культуры межнационального общения у старших школьников 80

1. Формирование национального самосознания у старших школьников с учетом возрастных особенностей 82

2. Социально-психологические механизмы межнационального общения 96

3. Совершенствование педагогического руководства процессом воспитания у старших школьников культуры

Межнационального общения 111

Заключени е 118

Библиография 128

Введение к работе

Содержание образования, его организация в нашей стране долгие годы были направлены на формирование интернационального сознания, понимаемого как безнациональное. При этом игнорировалось гуманитарное

знание, которое имеет свое "национальное" лицо. Стало очевидным, что не была достигнута цель, к которой стремились более 70 лет существования СССР, а именно - однородности общества, т.е. интернациональной, духовной интеграции на основе социалистического интернационализма, идентификации людей различных национальностей в единую общность -"советский народ". Но несмотря ни на что, жизнь шла по своим национальным и религиозным канонам, обычаям и традициям. Денационализирующая политика центра не смогла уничтожить национально-религиозные особенности. В народной жизни происходил естественный процесс передачи опыта достижений национальной культуры подрастающим поколениям. Сегодня для всех стало очевидным, что межнациональные отношения -одна из сложнейших, если не самая сложная проблема общественного бытия, которую мы ощущаем каждый день в различных регионах страны. Ни в какой другой сфере, как в этой, не отражаются так остро конкретные, порой непредсказуемые, противоречивые действия людей. Несомненно и то, что в условиях многонационального государства решение этой проблемы приобретает судьбоносное значение. Среди многих причин напряженности в межнациональных отношениях чаще всего называют послед ствия сталинской национальной политики, кризис социальной и экономической сфер, сверхцентрализацию управления, фактический отход от федерального устройства, чрезмерное индустриальное строительство в отдельных регионах, сопровождающееся усиленной миграцией кадров, низкий уровень культуры, политического и правового сознания населения, догма-тизацию теории национальных отношений. Не вдаваясь в анализ всех причин, приведших к конфликтам в стране, за каждой из них, как показало со циологическое исследование, просматривается отсутствие подлинной культуры межнационального общения. Большую долю ответственности за сложившееся положение несет система народного образования и воспитания, виновная в том, что осмысление молодежью процессов национального самосознания и национального возрождения происходит не на основе понимания общечеловеческих ценностей, а под влиянием коллизий в сфере этнонациональных отношений, которые в последнее время приобретают драматический и даже трагический характер.

Педагогическая наука в долгу и перед общественным мнением и перед учительством, поскольку недостаточно серьезно занималась межнацио нальными отношениями. С большим запозданием происходит переосмысление содержания понятия "межнациональные отношения", в которых

упор по инерции и поныне делается на политический и идеологический аспекты.

Напряженность в межнациональных отношениях, конфликты между

народами и республиками обнаружили ограниченность наших прежних представлений в отношении наций, рассматривалась перспектива их сближения как ускоренный процесс слияния и достижения безнациональной общности. Подразумевалось, что расцвет наций должно обеспечить именно их слияние. Это делало ненужным формирование культуры межнационального общения молодежи, ибо целью государственной политики было стирание национальных границ, и система воспитания выполняла этот за-каз. Таким образом, происходила дискредитация понятия интернационализма, который насаждался как официальная идеология, подавляющая в определенной степени национальное. Поэтому неудивительно, что до сих пор у молодежи не сформировалась потребность в получении информации об истории, культуре, обычаях и традициях других народов, в том числе

соседей по региону.

Сегодняшний школьник сильнее осознает свою национальную самобытность, нежели его ровесник 50-70-х годов. Поэтому проблема общения

детей различных национальностей приобретает особое значение. Достичь единства в оценках, деятельности, поведении подростков становится все сложнее, что можно объяснить причинами интернационального, национально-лингвистического и национально-религиозного характера. Первая обусловлена современными социально-психологическими факторами, к числу которых можно отнести усиление урбанизации, поток средств массовой коммуникации, информационный взрыв, изменения в образе жизни

и другие; немало трудностей возникает из-за незнания русского языка как средства межнационального общения. Определенные сложности обуслов лены различиями в национально-религиозных стереотипах, которые про-являются в "странных" обычаях, в характере трудовой деятельности, в представлениях об удобствах быта и домашнем уюте (52, с.65), одежде, в отношении к людям, в эстетических представлениях о прекрасном и безобразном, хорошем и плохом, в восприятии своей и иной веры. Способность к межнациональному общению можно считать врожденной, но и как другие способности ее надо развивать в процессе воспитания. Сегодня можно говорить о двух источниках, питающих национализм: национальная ограниченность, эгоцентризм. Первый связан с культурным консерватизмом, недостатком знаний о других народах, отсутствием опыта межнационального общения. Второй исходит из конкретных социальных ситуаций, вызывающих психологическую неудовлетворенность людей, которая переносится на национальную почву. Зачастую второй источник определяется первым, который можно нейтрализовать путем эффективного воспитания, профилактики и перевоспитания. Задача состоит в том, чтобы с малолетства открыть нравственно-эстетические, национальные черты представ лении разных народов, преодолеть их взаимное отчуждение.

Повсеместное стремление к национальному возрождению создает благоприятную почву для диалога культур, для воспитания молодых в духе национально-религиозных ценностей.

Формирование культуры межнационального общения между русскими

и коренными жителями препятствует старая антитеза "Восток - Запад",

отождествляемая с противопоставлением ислама христианству. В тех случаях, когда соприкасаются христианская и исламская культуры, идет естественное соревнование в борьбе за приоритеты, пропагандируя свои ценности. Среди христиан много веков насаждалось предвзятое отношение к исламу, который рассматривался как менее развитая религиозная система. Значит ли все это, что проблема глубокого взаимопонимания национальностей, религий непостижима, что нельзя достичь их гармонии? Вряд ли, тому есть немало примеров, когда давали советы люди, "вживаясь" в культуру других, неведомых народов, органически усваивая их ценности и их образ мышления, так как очистить собственное сознание от предвзятых представлений очень трудно, и не затратив на это годы, почти невозможно

ч

освободиться от предрассудков, занимаясь только собственной культурой или другой, близкой ей. Путь к взаимопониманию проходит не только через знания, представления, но и через чувства, стремление видеть прекрас ное в инонациональном, инорелигиозном. У школьников надо развивать понимание того, что каждый человек, будь то мусульманин или христианин, выходит за пределы рамок определенной религии, под влиянием которой он формировался, а общечеловеческая культура богаче и разнообразнее любой религиозной и национальной культур.

Гармонии между ними можно достичь при наличии высокой культуры межнационального и межрелигиозного общения. Культура межнационального общения должна рассматриваться как интегративная характеристика, освещающая три основных структурных компонента, в соответствии с которыми выделяются главные направления в педагогической деятельности:

1) познавательный (рациональный, интеллектуальный, когнитивный) - обогащение учащихся знаниями по проблемам теории и практики межнациональных отношений;

2) эмоциональный (эмоционально-психологический) - развитие

эмоционально-психологических характеристик;

3) поведенческий (волевой, деятельный) - формирование созна тельного активного, деятельного субъекта межнационального общения.

Каждая национальная культура отражается в этнопедагогике, имеющей свои концепции правил поведения и общения. Общение людей не просто универсальное, биологическое и социальное явление. Оно имеет национальную окраску, специфический этикет, который может показаться странным для инонационального человека. Ясно, что национально-религиозную специфику подростков надо учитывать в процессе воспитания. Но наша педагогика пока еще явно недооценивает трудности исследования проблем межнационального общения учащихся, связанных и с недостаточной разработанностью другими науками о человеке таких ключевых понятий, как "национальные чувства", "национальное самосознание", "национальный характер", "национальная психология" и других.

Пробуждение интереса молодежи к культуре других народов связано,

л

очевидно, с глубоким познанием среды обитания других наций, их психологических особенностей и т.п. А для этого необходима развернутая и разнообразная (телевизионная, литературная, музейная) пропаганда знаний о прогрессивных (72, с. 129) исторических традициях, особенностях культуры разных народов, особенно соседних. Многообразие культурных, в том числе и в сфере образования, проявлений способствуют рождению у учащихся различных регионов взаимного интереса, что подтверждает приоритет культурологического подхода к воспитательной работе. Наше общество переживает очень сложный период своего развития.

В целях повышения уровня развития экономики в стране осуществляют переход к рыночным отношениям, утверждают различные формы соб-ственности. Для того чтобы дать возможность свободному развитию личности, развивается демократия. Все это делается для того, чтобы новому поколению жилось лучше, а для этого необходимо предпринять меры по совершенствованию системы образования и воспитания. Жизненная необходимость воспитания культуры межнационального общения объясняется тем, что население многих государств и регионов по своему составу многонационально. Необходимость регулирования отношений между людьми разных национальностей объясняется и тем, что межнациональные отношения остаются сложнейшими. Обострилась межнациональная обстановка и в России. Даже выпускники педагогических учебных заведений не полу-чают минимум знаний, необходимых для организации или работы по вое питанию у населения культуры межнационального общения. Поэтому необходимо включить в учебный план педагогических заведений курс, который может восполнить этот пробел (курс "Психология и педагогика межнационального общения"). Это поможет избежать ошибок, способствовать развитию дружбы народов России. Все это свидетельствует об огромном значении формирования у школьников культуры межнационального общения. Для разработки научной теории воспитания культуры межнационального общения благоприятные условия имеет современный Дагестан (22, с. 13).

Педагогика межнационального общения предполагает решение следующих задач:

1) воспитание глубокого уважения к многонациональному народу России, любовь к Отечеству;

2) культивирование бережного отношения к людям различных национальностей страны, к их языкам, социальным ценностям;

3) воспитание в духе мира и уважения ко всем народам Земли;

4) воспитание в духе терпимости к религиозным чувствам людей,

обеспечение мирного разрешения возникающих конфликтов, куль туры на стыке различных религий.

Общение - важнейший фактор формирования личности, средство воспитания. Оно обеспечивает регуляцию поведения человека, его отношения с другими людьми, создает условия для целенаправленного регулирования

чувств, поведения, ориентации

Человек формируется как личность в определенной системе общественных отношений (в том числе и национальных), усваивая принятые в обществе нормы и правила, которые определяют в дальнейшем его линию поведения и поступки. Однако из этого не следует, что личность - пассивный продукт внешних воздействий, ибо социальная среда оказывает влияние на индивид, преломляясь через его внутренний мир. Человек имеет относительную социальную самостоятельность, взаимодействует с окружающей средой, активно участвует в преобразовании жизни общества (22,

с. 139).

включает

ность окружающей среды и общества, в узком - это целенаправленная деятельность по формированию у человека определенных качеств, взглядов, убеждений и культуры поведения. Как часть социализации оно осуществляется через образование (отбор необходимых знаний и обеспечение их усвоения ребенком через обучение и организацию жизнедеятельности), культуры поведения и общения.

Молодежь изначально включена в ту или иную систему связей, сложившихся между народами страны, республики, области, провинции, и они оказывают определяющее влияние на формирование культуры межнационального общения. Однако влияние межнациональных контактов на формирование у молодого поколения отношения к людям разных националь ностей не является прямым отражением воздействия социально-этнической среды, а воспитание - процессом прямого переноса жизненного опыта на внутренний мир человека, преобразования социальных норм и ценностей -в личное. Личность - продукт развития психики человека в определенных условиях. Чтобы формировать ее в нужном направлении, организуется педагогический процесс. Целенаправленное воспитание, организуемое обществом (школой, семьей, общественными организациями), протекает тем успешнее, чем полнее оно учитывает влияние, которое оказывают на чело Индивид

ко объект воздействия общественных отношений, но и субъект, который,

усваивая социальный опыт, избирательно относится к окружающей действительности. Он обладает относительной свободой в выборе формы по і

ведения. Следовательно, воздействие национальных отношений на человека приобретает значимость не само по себе, а через индивидуальную позицию личности (19, с. 6).

МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ - это определение взаимосвязи и взаимоотношения, в процессе которых люди, принадлежащие к разным национальным общностям и придерживающиеся различных религиозных взглядов, обмениваются опытом, духовными ценностями, мыслями, чувствами. Культура такого общения зависит от общего уровня обучающихся, от их умения воспринимать и соблюдать общечеловеческие нормы и мораль (20, с. 11).

Организационный процесс воспитания культуры межнационального общения включает: определение общей цели и конкретных задач, ознакомление молодежи с системой научных знаний о правах и свободах человека и народов, о нациях и их отношениях, о расах и религиозных конфессиях; формирование гражданских и общечеловеческих чувств и сознания; развитие позитивного опыта культуры общения с людьми разных наций, рас и религиозных конфессий; обеспечение высоконравственной мотивации поступков и поведения учащейся молодежи в процессе их общения.

Определение цели воспитания подрастающего поколения является прерогативой государств. Содержательные параметры целей воспитания отражают уровни развития экономики, культуры, духовной жизни об-щества. Государственные цели воспитания детерминированы социально -экономическими, политическими и этнокультурными условиями. Российская Федерация - многонациональное государство, в котором живет более ста народов. Развитие их отношений между собой и с другими народами мира обуславливает цели и содержание воспитания культуры межнацио 11

нального общения у молодежи всего населения страны.

При организации целенаправленного воспитания учебным заведениям

и всей системе образования следует исходить из того обстоятельства, что

межнациональные отношения влияют на детей самым различным образом. Раскрыть механизмы этого воздействия и определить обусловленные ими цели и содержание организованного воспитания, на наш взгляд, целесообразно по таким параметрам, как:

- отношение народов и стран мира и формирование общечеловеческих чувств, сознания и культуры межнационального общения;

- отношение народов СНГ и формирование у молодежи чувств и сознания принадлежности к Содружеству;

- отношение народов России и формирование у молодежи российского самосознания, патриотизма и гражданственности;

- этносоциальные условия национально-территориальных образований (республик, областей, округов) и формирование у молодежи национальных и гражданско-патриотических чувств и сознания.

Рассмотрим отношения народов и стран мира и попытаемся определить педагогические основы этих отношений при организации процесса воспитания у детей и молодежи культуры межнационального общения.

Взаимоотношения народов и стран мира, сложившаяся в человеческом сообществе этносоциальная ситуация оказывают реальное воздействие на формирование у людей общечеловеческих норм культуры поведения. Организованное воспитание как часть социализации личности следует проводить с учетом этих взаимоотношений. Оно призвано упорядочить влияние на личность этносоциальной среды, сформировать у нее собственный позитивный опыт межнационального общения, ослаблять возможное отрицательное воздействие на нее среды (20, с. 30).

Определенные чувства, сознание и нормы поведения формируются у

человека в процессе его взаимодействия с социальной средой под влиянием множества обстоятельств, реальных отношений, которые складываются

между странами и народами мира. В современных условиях жизнь людей, их будущее во многом зависят от общего положения в мире. Благодаря средствам массовой информации, туризму и пр. мир "сужается" и воспринимается детьми как среда, оказывающая на их жизнь, на судьбу каждого человека реальное влияние.

Воспитание ставит целью приобщить учащихся к общечеловеческим

достижениям и ценностям. На наш взгляд, в содержании образования должны быть следующие направления: этнодемографические ситуации в различных странах, на материках и в мире в целом; социально-этнические

ч

изменения, происшедшие в мире; единство и неделимость противоречивого, многоэтнического мира; тенденция народов к интеграции в Европе и других регионах мира; планетарные и глобальные проблемы народов.

Важнейшей задачей учебных заведений становится сообщение детям и молодежи определенного круга систематизированных знаний о народах и государствах мира, об их взаимоотношениях, о взаимозависимости и неделимости мира.

В содержании школьного и вузовского образования следует отразить и изменения, происшедшие в Азии в последнее время. Стремительное развитие стран Тихоокеанского региона (особенно Китая и Японии) уравняло их с Западом, создав ситуацию равного партнерства между Западной Европой и Азией.

При организации воспитательного процесса следует исходить из того, что народы стремятся не только к взаимосближению, но и к сохранению собственной социокультурной идентичности.

При организации целенаправленного воспитания необходимо исходить из этих объективных процессов, которые и сегодня составляют сердцевину национальных отношений как на мировой арене, так и внутри многонациональных обществ. Из этого обстоятельства вытекает конкретная педагогическая задача - воспитание у детей и молодежи общечеловеческих, гражданско-патриотических и национальных чувств сознания и поведения.

Значительную работу по ее распространению в школах и вузах страны проводит Российский центр по проблемам глобального образования.

Глобальное образование предусматривает включение в учебные планы школы таких направлений педагогической деятельности, как воспитание у учащихся интереса и уважения к культурам народов мира, достижение понимания общемирового и специфического в этих культурах, воспитание внимания к глобальным, общемировым событиям, понимание их характера и последствий, развитие навыков системного подхода к изучению мировых процессов, воспитание признания равноправными и равноценными различных точек зрения на мировые явления.

Перед школой ставится задача через глобальное образование преодолеть этот пробел в знаниях учащихся, приобщить их к культурам и тради циям различных национальностей, корректировать воздействие на детей социально-этнических факторов и формировать у них чувства и сознание граждан мира.

Культура межнационального общения зависит от уровня общего развития общающихся, их умения соблюдать общечеловеческие нормы нравственности и поведения, взаимной готовности правильно воспринимать инонациональные ценности, их стремление обогащать себя знанием этих ценностей. Очень важно вооружить население многонационального государства минимумом знаний по основам межнациональных отношений, дать им представление о культуре, традициях народов. В Дагестане был проведен ряд провокаций, с целью возбудить в среде дагестанцев волну взаимной национальной розни. И малейший неосторожный поступок мог привести к гибели. Многие говорят, что нужно обращаться к своим истокам, к заветам предков, к возрождению культуры. Все это бесспорно правильно. Если вспомнить, как жили наши предки, то с нашим временем это не сравнить. Но что же для этого нужно? Очевидно, это прежде всего уважение к этнической свободе личности, то есть каждый человек вправе решать сам, кем он является по своей национальности, какой язык он

признает для себя родным. Но это не главное. Наши предки говорили, что главным был человек, а не его национальность. Они проявляли вниматель-ное, уважительное отношение к человеку, личности, помогая ему решить проблемы. И мы стараемся придерживаться этого понимания. Уважение к человеку независимо от его национальности является залогом единства и сплоченности народов России. Поэтому гуманное, внимательное отношение к человеку необходимо воспитывать в семье, школе, трудовых коллективах, в средних специальных учебных заведениях. Все учебные заведения должны воспитывать уважение к свободному человеку независимо от национальной принадлежности.

Актуальность исследования. Реализация демократической и гуманистической стратегии образования у любого этноса, региона, государства невозможна без формирования культуры межнационального общения независимо от того, будет ли регион моно- или полинациональным. Ведь только при диалоге культур, при их взаимодействии возможно ослабление межнациональных конфликтов,

ч

взаимопонимание между различными нациями и народами, формирование национального самосознания и эффективное развитие самих традиционных культур.

В то же время в стране, особенно в постсоветский период наблюдается резкий рост межнациональных конфликтов, вызванных самыми различными объективными и субъективными факторами, главными из которых являются социально-экономические, а также отсутствие государственной национальной политики и стратегии развития образования в многонациональном Российском государстве. В результате утраченной оказывается важнейшая социальная функция образования - быть транслятором не только национальной, этнической культуры, но и средством приобщения подрастающих поколений к общечеловеческим ценностям, к мировому культурному процессу, неотъемлемой частью, равноправным компонентом которого является культура любого народа.

А для этого необходим диалог культур, межнациональное общение.

Сегодняшний школьник сильнее осознает свою национальную самобытность, нежели его ровесник 50-70-х годов. Поэтому проблема общения детей различных национальностей приобретает особое значение. Действительно в настоя щее время все сильнее и сильнее проявляются националистические тенденции, объясняющиеся стремлением этносов возродить, сохранить и развивать свои культурные традиции, язык и утвердить современную культуру на личностном и групповом уровнях посредством национальных форм и символов. Но эти идеи, по своей сути прогрессивные и продуктивные для совершенствования учебно-воспитательных систем, воспринимаются крайне односторонне, вне контекста единого федерального образовательно-воспитательного и культурного пространства, вне принципа диалогичности воспитания. Последнее особенно важно для полиэтнических регионов, в которых формирование личности - как представителя своего этноса напрямую зависит от степени гармонизации культурных интересов этноса и многонационального окружения. Диалог, культура межнационального общения в полиэтнической культурной среде возможны лишь тогда, когда каждый из ее субъектов, осознавая свою самоценность и самодостаточность, видит, понимает и принимает ценности другого партнера в этом диалоге. Если же этого не происходит, то возникают явления либо этноцентризма и куль ч

турного национализма, либо культурного тоталитаризма, когда государство, отстаивая свои интересы, противится развитию национальных культур. И то и другое одинаково отрицательно влияет как на развитие традиционных культур, так и на культуру межнационального общения.

Этот факт начинают понимать как ученые-педагоги, так и учителя-практики. Наряду с исследованиями, выявляющими воспитательные возможности отдельных компонентов традиционных культур и способов использования их в современном учебно-воспитательном процессе, начали появляться работы, направленные на поиски теоретических основ и практической реализации диалога культур как ведущего принципа воспитания человека, позволяющего сформировать его как носителя национальной и мировой культур (Е.Жгудков, Ш.Мирзоев, В.Шаповалов и др.)

В плане практическом диалог культур нашел отражение в разработке содержания национально-регионального компонента путем выделения инварианта, объединяющего традиционные культуры. Это набор обобщающих спецкурсов: "Ставропольский край в истории России", "Литература народов Северного Кавказа", "Коренная культура народов Республики Саха" и др. Для школ с полиэтническим составом учащихся разрабатываемые курсы очень важны, ибо они знакомят учащихся с различными национальными культурами, с историей своего народа во взаимосвязи и взаимодействии с другими народами. Но этого недостаточно, так как не снимает "дисбаланса образовательных интересов субъектов федерального образовательного пространства, обособления региональных образовательных подсистем и, что более опасно, - может привести к проявлению националистических тенденций в образовании". (Коломинский Я.П.)

Путь к взаимопониманию проходит не только через знания, представления, но и через чувства, умение видеть в каждом человеке, будь то русский, чеченец или та-тарин, мусульманин или христианин, носителя общечеловеческих ценностей: добра, любви к ближнему, высокой духовности и морали. А это понимание есть результат общения, межнационального, межрелигиозного.

Именно этот аспект формирования "этнокультурной личности" (В.Шаповалов) не стал еще объектом всестороннего изучения в педагогической науке, хотя именно в школах со смешанным национальным составом, (которых, как известно, в Российской Федерации подавляющее большинство), проблема культуры межнационального общения и ее формирования является ведущей в процессе совершенствования, поисков путей повышения эффективности воспитания подрастающего поколения. Ее решение имеет и большое значение и в социальном плане, ибо именно школа как воспитательный социальный институт в отличие от других институтов социализации в состоянии обеспечить целенаправленное, систематическое воспитание человека, дать ему систему норм и правил общения, долженствующих выполнять роль "эталонов" оценки поведения других людей своего собственного. В этом мы и видим актуальность выбранной темы исследования "формирование культуры межнационального общения в школах со смешанным национальным составом (на примере старших школьников)".

Объект исследования: объективно существующая культура межнационального общения, обеспечивающая взаимоотношения между различными государствами, этносами, регионами.

Предметом исследования является процесс формирования культуры межнационального общения у старших школьников в школах со смешанным национальным составом.

Цель исследования: выявить педагогические условия и разработать методи ч

ческое обеспечение процесса формирования культуры межнационального обще-ния в школах с полиэтническим составом учащихся.

В соответствии с целью, объектом и предметом определены следующие задачи исследования:

- дать характеристику состояния межнациональных отношений в современных условиях;

- выявить теоретические основы (психологические, педагогические и социологические) процесса формирования культуры межнационального общения в школах с многонациональным составом учащихся;

- выявить педагогические условия, способствующие эффективному формированию культуры межнационального общения в школах с многонациональным составом учащихся;

- разработать научно обоснованные рекомендации по организации деятельности школ по формированию культуры межнационального общения.

Гипотеза исследования. Формирование культуры межнационального общения в школах со смешанным национальным составом будет эффективным, если

- четко определено соотношение национального и интернационального в воспитании;

- выявлены инвариантные и вариативные компоненты традиционных культур, функционирующих в процессе формирования культуры межнационального общения;

- представлена конкретная целевая установка школы на формирование национального самосознания учащихся;

- методически обеспечены пути содержания педагогического руко ч

водства процессом воспитания у старших школьников культуры межнационального общения.

Методическую основу исследования составляют работы философов и психологов по межнациональным отношениям (Г.Чавчавадзе, Н.Махмадов, М.Джунусов, Ш.Исмаилов и др.); по общей теории общения (А.Леонтьев, Б.Ломов, А.Петровский, И.Кон, Л.Буева и др.); по проблеме межнационального

общения (В.Комаров, Я.Коломинский, Н.Иконников, А.Махмадов, С.Гетхлер, З.Гасанов и др.).

Большую помощь в разработке проблемы оказали работы Д.С.Лихачева "О духовной культуре личности, красоте поведения и отношений личности с окружающей действительностью и искусством", З.Г.Гасанова "Роль межнационального об щения в жизни учащейся молодежи , О психологии формирования общенациональный ценностей", а также работы Л.И.Божович, Б.М.Теплова, Я.Л.Коломинского и других отечественных психологов.

Методы исследования, В исследовании использовались три группы методов:

- эмпирические методы (анкетирование, наблюдение, беседа и др.) для выявления состояния изучаемой проблемы в практике школ и для фиксации промежуточных и конечных результатов опытно-экспериментальной работы;

- теоретические методы, связанные с анализом литературы по философии, психологии, этнологии, межнациональным отношениям и педагогике, направленные на построение гипотетической модели формирования культуры межнационального общения у старшеклассников в полиэтниче-ских регионах и ее опытно-экспериментальную проверку;

- обобщение передового опыта школ республики по формированию культуры межнационального общения.

Новизна исследования состоит в том, что в нем разработана совокупность теоретических положений, которые содержат в себе решение научной проблемы реализации культуры межнационального общения в школах с полиэтническим составом учащихся:

- выявлены теоретико-методологические основы формирования

культуры межнационального общения в школах с многонациональным

составом учащихся;

- определена педагогическая сущность культуры межнационального

общения: необходимые знания и умения их применять в различных ситуа

циях, оценочная функция знаний с выходом на общение.

- разработана целенаправленная система деятельности школы по

формированию культуры межнационального общения.

Практическая значимость исследования заключается в разработке и осуществлении на практике рекомендаций содержательного, организационного и методического характера, способствующих значительному повышению эффективности процесса формирования культуры межнационального общения.

Приведенный фактический материал, а также основные положения и выводы диссертации могут быть использованы в практической работе учебно-воспитательных заведений.

Положения, выносимые на защиту:

- общеметодологический принцип соотношения инвариантных и ва

риативных компонентов традиционных народных культур как содержа

тельная основа процесса формирования культуры межнационального об

щения в школах с многонациональным составом учащихся;

- теоретическая модель многонациональной школы, эффективно

реализующая формирование культуры межнационального общения;

- педагогический аспект формирования культуры межнационального

общения, опирающийся на современную трактовку этой проблемы, ори

ентированную не только на частные, но и на общечеловеческие ценности.

Достоверность и обоснованность полученных научных выводов обеспечены методологической обоснованностью исследования, связанного с философскими, психологическими, социологическими и этнокультурными подходами к проблеме

ч

формирования культуры межнационального общения в полиэтнических регионах, системой методов исследования, адекватные его предмету, цели и задачам, позволившим получить репрезентативную информацию как в теоретической, так и практической частях исследования.

Апробация результатов исследования.

Результаты исследования нашли отражение в докладах, сообщениях, с которыми автор выступал на конференциях, семинарах, симпозиумах.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, трех глав,

заключения и библиографии.

Теоретический анализ проблемы воспитания культуры межнационального общения в школах со смешанным национальным составом (на примере старших школьников)

Этнодемографические процессы, происходящие в мире и в нашей многона циональной стране, оказывают на молодое поколение реальное воздействие, которое следует учитывать при разработке теории и в организации практики воспитания культуры межнационального общения. Особое зна чение имеет учет отношении нации и народностей родной страны, позитивных и негативных явлений в этой сфере. Отсутствие адекватной поли тической и правовой оценки государства в отношении межэтнических конфликтов приводит к тому, что его институты утрачивают авторитет гаранта мира между народами и личной безопасности людей. Перемещение масс беженцев, лишение их крова, средств к существованию, погромы, захваты заложников, безвинные жертвы - все это создает резко отрицательный межнациональный социально-психологический климат. Процветает национальный эгоизм, сеющий национализм в открытых душах детей. Межэтническое напряжение возникает и в результате объективных миграционных и демографических процессов. Межнациональные отношения развиваются и на психологическом уровне. С этой позиции попытаемся определить причины возникновения межнациональных трений. (18, с. 28). Нередко происходит сравнение людей, различающихся языком, культурой, традициями и т.д. Это механизм, посредством которого формируется образ человека другой нации.

К сожалению, практика межнационального общения способствует продолжению искаженного восприятия человека иной национальности, иной культуры. Энергия социального протеста переносится в межнациональное русло. Этим пользуются экстремисты, для того чтобы отвести от себя народное недовольство. При этом они учитывают, что молодежь стремится к самоутверждению и национальные проблемы, порой, становятся почвой для такой самореализации. В толпе человеку непроизвольно передается эмоциональное состояние окружающих. Здесь происходит многократное взаимное усиление эмоционального возбуждения, игнорируются аргументы и логика. При этом снижаются оценка и контроль собственного поведения, собственных поступков. Усиление стихийно-эмоциональных настроений - одна из причин межнационального напряжения. Вряд ли можно считать возникновение межнациональных трений следствием лишь плохой постановки работы в учебных заведениях. Запущенность воспитания нельзя считать основной причиной возникновения этих трений и осложнений. Большое значение имеет знание психологического состояния людей, оказавшихся вовлеченными в межнациональные конфликты. Чело-век, воспринимая действия окружающих, может заражаться и следовать их поведению. В толпе он может сделать то, что никогда не совершил бы в одиночку. Преобладание эмоций локализирует функции сознания, а восприятие внешнего мира искажается. Внимание общающихся акцентируется не на восприятии сходства, идентификации людей, а на старых обидах, игнорировании их культурных ценностей, ущемление национальных интересов. Воспитательная задача заключается в том, чтобы научить молодежь умело предупреждать ситуации, порождающие эмоциональную напряженность в отношениях между людьми разных национальностей. Следует оздоровлять морально-этический и психологический климат, создавать обстановку уважения, дружелюбия и доверия к окружающим, их культуре, языку, традициям. На этой основе формируется культура межнационального общения. Серьезным препятствием в решении воспитательных задач стало своеобразное толкование гласности средствами массовой информации, когда нередко история нашей страны освещается с антипатриотических, нигилистических позиций, внушается идея неполноценности нашей молодежи. Преодолевая пессимистическое, по существу антинаучное от ношение к героической истории своей страны, усиливая у людей чувство ответственности перед страной и народом, следует четче определить куль турные, морально-этические ценности нации и народностей нашей страны, разумно отбирая их из "арсенала" мировой цивилизации.

Формирование межнациональной культуры в школах со смешанным национальным составом

Специфические для школ со смешанным национальным составом учащихся педагогические проблемы возникают, прежде всего, в связи с тем, что дети растут и развиваются в своеобразной этносоциальной среде, в особых условиях происходит их социализация. Известно, что формирование личности происходит в процессе социализации, воспитания и саморазвития человеческого индивида. Под социализацией понимают развитие человека под воздействием окружающего его мира. Воспитание - часть процесса социализации, протекающая под определенным социальным и педагогическим контролем. Школа не может оградить детей от негативных влияний среды, но в состоянии включить в жизнь заботы и проблемы бли жаишего окружения, превращая школу в культурный, духовный центр, способствующий совершенствованию жизни в микросоциуме.

Одним из элементов социальной среды, оказывающим влияние на процесс (25, с. 8 - 132) социализации человеческого индивида, являются этнокультурные условия, в которых он растет и развивается, национальный состав окружающих его людей. Каждый этнос имеет специфические черты и свойства, совокупность которых составляет его национальный характер или психологический склад. Они проявляются и преломляются в различных видах национальной культуры. Духовный склад этноса, его менталитет, оказывает большое влияние на процесс социализации подрастающих поколений. Выяснением того, какое влияние на процесс социализации личности оказывают культура и традиции народов, занимается этонопедаго-гика. Этнос как фактор социализации подрастающих поколений, нельзя игнорировать. Не следует также абсолютизировать его влияние. В различ ч

ных ситуациях он выступает как фактор социализации разного уровня. Влияние этноса как фактор социализации существенно меняется и в зависимости от конкретных условий, в которых ребенок растет и развивается. В условиях, когда дети растут и развиваются в однородной этнической среде, к которой они принадлежат, систематически подвергаются воздействию родного языка, отраженной в нем природы родного края, различных видов материальной и духовной культуры и обычаев. Повседневное общение с людьми своей национальности в самых различных ситуациях, участие в различных обрядах и праздниках, сказки и предания народа, которые доходят до учащихся в самой различной форме, песни и танцы, которые повседневно исполняются в различных случаях, как бы привязывают ребенка к данной общности. Формированию национального сознания, развитию национальных чувств способствует и то, что в школе изуча 49 ется родной язык и родная литература и то, что имеется реальная возмож ность слушать радиопередачи, читать газеты, журналы, книги на родном языке. В современных условиях даже дети, живущие в самых высокогорных аулах, подвергаются также воздействию различных факторов, связанных с тем, что они живут в Российской Федерации, которая представляет огромное многонациональное государство. При необходимости школа может регулировать воздействие тех или других факторов. Что касается учащихся школ со смешанным национальным составом, то они чаще и полнее подвергаются воздействию факторов, способствующих сближению наций. Здесь более зримо проявляются процессы межнациональной, межэтнической интеграции.

К таким явлениям можно относить, прежде всего, широкое распространение в этих населенных пунктах многонациональных производственных коллективов. Когда отец или мать работает в дружном многонациональном производственном коллективе и у них складываются добрые отношения с людьми других национальностей, эти отношения так или иначе передаются детям, которые воспитываются в этих семьях. Другим явлением, создающим благоприятные условия для возникновения и развития добрых отношений между детьми, которые растут и развиваются в городе со смешанным национальным составом, является соседство людей разных национальностей. В условиях, когда большинство людей живет в современных многоквартирных домах, и они заселяются людьми самых различных национальностей, это явление оказывается весьма распространенным. А соседи по квартире - это люди, с которыми человек общается каждый день в самых различных ситуациях. У детей, живущих в одном и том же подъезде или в одном и том же доме, такое общение начинается с самого раннего возраста, а систематическое общение детей разных национальностей приводит к тому, что между ними возникают и развиваются самые различные отношения. Они очень многое перенимают друг от друга.

Формирование национального самосознания у старших школьников с учетом возрастных особенностей

Проблема формирования национального самосознания, рассматриваемая в последние годы в этносоциальном, философском и психологическом аспектах, нуждается также в педагогическом осмыслении. Одна из важных составных национального самосознания - овладение национальной культурой. Анализ многочисленных педагогических исследований показывает, что различные компоненты национальной культуры (музыка, традиции, обычаи, устное народное творчество, игры и т.д.) рассматриваются в них несколько односторонне: только как средство интернационального, героико-патриотического, трудового, нравственного воспитания. Важным стимулом деятельности молодежи способным обеспечить ее включение в производительный труд, могут стать национальные интересы. Большую роль в их формировании играет национальная культура, пробуждающая у личности чувство национальной гордости и национального достоинства. Эта важная сторона воспитания касается формирования национальных ценностей, выражающих духовно-нравственные принципы народа. Однако в повседневной жизни сегодня нередко наблюдается неосознанный перенос преклонения молодых людей перед культурой Запада, оценивать которую по достоинству мешает отсутствие художественного вкуса. Следствием становится отрицание подлинных достижений национальной культуры. Эмпирический уровень интернационального сознания вступает в противоречие с национальным самосознанием личности. Утрата национальных корней формирует безнравственность и антипатриотизм. Подростки, познакомившись через средства массовой информации с "западным" образом жизни и уверовав в его преимущества, не испытывают желания активно трудиться в родном отечестве. Выбор чужой национальности свидетельствует об отсутствии осознания подростками своей этнической принадлежности и выдвигает в качестве одной из педагогических задач формирование национальной гордости. Игнорирование формирования национального самосознания в подростковом возрасте приводит в дальнейшем к проявлению индифферентного и подчас нигилистического отношения к культурно-историческим достижениям родного народа, порождает неверие в его творческие способности. Познавательный и эмоциональный компоненты, характеризующие национальное самосознание и выражающие отношение к культурным и историческим ценностям, требуют не только их изучения, но и организации специального воспитательно го воздействия.

Подростковый возраст считается самым трудным с точки зрения организации с детьми этого возраста учебно-воспитательной работы, и в то же время этот период исключительно важен в отношении психического развития, формирования личности. Именно в этот период происходит усиленное усвоение национальных ценностей, формирование активной жизненной позиции, причем соответствующие психологические и личностные процессы изменения и развития подростков совершаются не плавно, а очень сложно и противоречиво. Ни в одном другом возрасте не проявляется так ярко диалектический закон единства и борьбы противоположностей. Этот период, когда как раз и происходит переход от детства к взрослости, это означает, что подросток в одно и то же время - и ребенок, и взрослый, а точнее сказать подросток - это уже не ребенок, но в то же время еще и не взрослый. Психологи в своих исследованиях показывают, что решающая роль в психическом развитии подростка принадлежит, прежде всего, устанавливающейся системе социальных взаимоотношений с объективным миром, что биологический фактор свое влияние оказывает на подростка не прямо, а через систему его социальных взаимоотношений с окружающими.

Основные новообразования личности подростка связаны с изменением ведущего типа деятельности, ведущего типа отношений. Движущая сила психического развития подростка - разрешение тех внутренних противоречий, которые возникают в этот период в связи с активным взаимодействием подростка с социальной сферой.

Известно, что одна из существенных особенностей подросткового периода - бурное физическое и половое развитие, которое осознается и переживается подростками. Но у разных подростков эти изменения протекают по-разному. Это во многом определяется и тем, как взрослые учитывают влияние изменений происходящих в организме подростка, на его психику и поведение.

Так, под влиянием усиленного функционирования желез внутренней секреции повышается возбудимость нервной системы подростка. Поэтому в этом возрасте нередко наблюдается повышенная раздражительность, чрезмерная обидчивость, вспыльчивость, резкость и т.п. Физическое и половое развитие порождают интерес подростка к другому полу и одновременно усиливают внимание к своей внешности. Но подростки ни социально, ни психологически еще не готовы правильно решать эти проблемы, что создает для них большие трудности.

Социально-психологические механизмы межнационального общения

Изменения в современном мировом развитии настолько глубоки и значительны, что требуют комплексного анализа всех факторов, оказывающих влияние на исторический процесс. Пристального внимания заслуживает человеческое общение как явление, пронизывающее все стороны жизни общества. Оно является точкой пересечения сложных проблем современного мира. Его социальное содержание, направленность включенных в него людей существенным образом влияют на развитие общества и гуманизацию общественных отношений. Вне контактов с другими людьми человек не может представить себе жизнь в обществе.

В настоящее время распространены два основных концептуальных подхода к пониманию общения как особой формы взаимодействия и межличностных отношений людей. Во-первых, в общесоциологических теориях и исследованиях категории "общение", "формы общения" применены при анализе особых условий и форм существования общественных отношений, производственных отношений, форм обмена, при выявлении спе цифики общественно-экономических формаций и т.д. Во-вторых, в конкретно-социологических и социально - психологических исследованиях понятие "общение" используется как близкое к понятиям "взаимодействие", "контакт".

Общение - одна из форм человеческого взаимодействия, благодаря которой "индивиды как физически, так и духовно творят друг друга". Общение выступает как межличностное взаимодействие людей, членов об щества, представителей определенных социальных групп, которое осуществляется на основе отражения социальной действительности.

Сегодня общение из проблемы частной жизни индивида превращается в глобальную. В ней, как в фокусе, концентрируются проблемы войны и мира, диалога между государствами и народами, понимания между отдельными людьми. Общение высвечивает в качестве глобальной проблемы жизнь конкретного человека, во имя которого возрастают производственные силы, идет научно-техническая революция.

Следует подчеркнуть, что общение является важным фактором социальной детерминации поведения человека. В процессе общения индивид всегда стремится определенным образом воздействовать на своего партнера, и сам подвергается воздействию со стороны последнего. Таким образом, общение - это взаимодействие людей как субъектов. В этом состоит и специфика общения как межличностного взаимодействия. Поэтому нам представляется, что есть основание рассматривать общение как специфическую форму социальной активности, представляющую собой субъектно-объектную форму отношений.

Сейчас, больше чем когда-либо, люди испытывают потребность в общении. Откликаясь на эту потребность, психологи, социологи, педагоги, публицисты размышляют о культуре человеческих контактов, дают ответы и даже некоторый свод правил как вести себя в различных жизненных ситуациях, как сделать свое общение с другими не только достигающим цели, но и нравственным. Предлагаются книги по методике социального тренинга. Эти книги пользуются популярностью, но каждая из прочитанных оставляет некоторое неудовлетворение, возникающее от того, что жизненные ситуации оказываются гораздо сложнее.

Дать правила на все случаи жизни невозможно, а практика общения показывает, что в реальной действительности человек не всегда поступает согласно предписаниям. Поэтому встает вопрос: почему люди вступают в контакты с другими так, а не иначе, почему набираемые ими способы общения не всегда соответствуют уровню развитию общества и тому типу культуры, которая их взрастила.

Общение предполагает на всех уровнях (межличностном и международном) высокую культуру. Культура общения сегодня понимается в литературно-публицистическом толковании как качественная оценка поведения людей. Это, конечно, так. Но такое понимание охватывают лишь то, что лежит на поверхности. Безусловно, внешние формы поведения имеют значение для выявления уровня культуры общества. Они характеризуют способы включения индивидов в социальное целое, в систему исторически определенных общественных отношений.

Издавна считалось, что культуре общения, или "искусству жизни" в обществе может научить лишь философия, в которой, как полагал Цицерон, теория и практика слиты воедино. Но философия формировала лишь общие принципы культуры общения, опосредованно отражая содержание и характер того или иного способа производства, интересы соответствующих ему классов.

Например, Демокрит считал, что "искусство жизни" состоит в умении хорошо мыслить, хорошо говорить и хорошо поступать. Б.Мандевиль на основании частных и доступных примеров, описывая своеобразные правила общения в молодом буржуазном обществе, впервые дал этико-психологическую картину межличностных отношений, определяемых обстоятельствами (65, с. 5 - 7).

Похожие диссертации на Формирование культуры межнационального общения в школах со смешанным национальным составом (На примере старших школьников)