Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование экологической культуры у младших школьников в учебно-воспитательном процессе средней общеобразовательной школы (На примере Южно-Якутского промышленного региона) Шаманова Татьяна Алексеевна

Формирование экологической культуры у младших школьников в учебно-воспитательном процессе средней общеобразовательной школы (На примере Южно-Якутского промышленного региона)
<
Формирование экологической культуры у младших школьников в учебно-воспитательном процессе средней общеобразовательной школы (На примере Южно-Якутского промышленного региона) Формирование экологической культуры у младших школьников в учебно-воспитательном процессе средней общеобразовательной школы (На примере Южно-Якутского промышленного региона) Формирование экологической культуры у младших школьников в учебно-воспитательном процессе средней общеобразовательной школы (На примере Южно-Якутского промышленного региона) Формирование экологической культуры у младших школьников в учебно-воспитательном процессе средней общеобразовательной школы (На примере Южно-Якутского промышленного региона) Формирование экологической культуры у младших школьников в учебно-воспитательном процессе средней общеобразовательной школы (На примере Южно-Якутского промышленного региона) Формирование экологической культуры у младших школьников в учебно-воспитательном процессе средней общеобразовательной школы (На примере Южно-Якутского промышленного региона) Формирование экологической культуры у младших школьников в учебно-воспитательном процессе средней общеобразовательной школы (На примере Южно-Якутского промышленного региона) Формирование экологической культуры у младших школьников в учебно-воспитательном процессе средней общеобразовательной школы (На примере Южно-Якутского промышленного региона) Формирование экологической культуры у младших школьников в учебно-воспитательном процессе средней общеобразовательной школы (На примере Южно-Якутского промышленного региона)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шаманова Татьяна Алексеевна. Формирование экологической культуры у младших школьников в учебно-воспитательном процессе средней общеобразовательной школы (На примере Южно-Якутского промышленного региона) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Комсомольск-на-Амуре, 2004 182 c. РГБ ОД, 61:04-13/1692

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Научно-теоретические подходы к формированию экологической культуры современных школьников 12

1.1. Экологическая культура: сущность, генезис, структура и функции 12

1.2. Экологическая культура как элемент общей культуры 19

1.3. Традиционная культура северных этносов Республики Саха (Якутия) - важный фактор формирования экологической культуры у младших школьников 30

ГЛАВА II. Аксиологические и психолого-педагогические аспекты формирования экологической культуры младшего школьника 43

2.1. Аксиологические аспекты формирования экологической культуры младших школьников 43

2.2. Опыт формирования экологической культуры школьников в зарубежной теории и практике 55

2.3. Критерии и уровни сформированности нравственно-экологической культуры у младших школьников 69

ГЛАВА III. Пути и средства формирования экологической культуры у учащихся начальной школы (по материалам опытно-экспериментальной работы) 87

3.1. Модель формирования экологической культуры школьников в условиях общеобразовательной школы 87

3.2. Целевая педагогическая Программа формирования экологической культуры у младших школьников г. Нерюнгри Южно - Якутского.региона Республика Саха (Якутия) 100

3.3. Содержания и пути формирования экологической культуры младших школьников 108

Заключение 128

Библиографический список 133

Приложение 141

Введение к работе

Актуальность исследования. На современном этапе развития цивилизации наиболее актуальными становятся проблемы взаимоотношения человека с окружающей средой. Социально-технический прогресс сопровождается преобразующим влиянием человека на природу со многими негативными последствиями социально-экологического характера.

Существующий сегодня экологический кризис представляется философско-мировоззренческим кризисом, разрешение которого связано с изменениями в сознании личности и общества в целом. Отношение человека к природной среде, социальному окружению, к себе как части природы во многом определяется его экологической культурой, сознанием, от уровня развития которых зависит понимание личностью ценности самой природы. Принципиально новой мировоззренческой установки, связанной с осознанием единства природы и общества, их целостности.

Справедливо утверждение профессора СИ. Глазычева о том, что на смену природопокорительскому взгляду на мир должна прийти новая система ценностей, в создании которой, по мнению ученого, особая роль принадлежит системе образования.

Особо значимую роль в этом процессе играет экологическое образование, гуманистическое содержание которого заключается в том, что оно призвано формировать адекватное мировосприятие современного человека, способствовать продуктивному переосмыслению места человека в природе, воспитывать чувство ответственности за свои дела. Это выдвигает проблему формирования экологической культуры современного человека в качестве первоочередных.

Исходными идеями в проблеме становления экологической культуры выступают идеи исторической взаимосвязи общества с природой (Л.Н. Гумилёв, В.О. Ключевский, Ф. Сен-Марк, В. Хеслс и др.). Особое значение имеет аксиологическое направление исследования, раскрывающее ценностное содержание среды, используемое обществом в жизнедеятельности (A.M. Коршунов, Н.Д. Никандров, В.Г. Прянникова, З.И. Равкин, М.А. Розов, П.З. Чавчавадзе и др.); отдельные его аспекты: отношенческий (Г.З. Апресян, И.Д. Бганба, Д.Н. Кавтарадзе, М.С. Каган, В.П. Тугаринов и др.), ресурсный (ІІ.Г. Агаджапян, М. Ичас, Н.Ф. Рсймерс Е.Я, Режабек и др.), социологический (И.В. Бестужев-Лада, О.Г. Дробницкий, М. Шеллер, В. Ядов и др.), сущностный (П. Агесс, В.П. Алексеев, Э.В. Гирусов, Н.М. Мамедов, Г.Г. Провадкин, А.Д. Урсул и

др-).

В педагогике проблема экологического образования и воспитания школьника, изучается с различных позиций: с общетеоретической (М.Н. Берулава, Т.В. Ильясова, В.А. Сластеиин, А.П. Тряпицина, Л.В. Тарасов); с мировоззренческо-ценностной (Т.К. Лхаян, З.И. Васильева, Н.Д. Никандров, М.Г. Казакина, А.В. Кирьякова, СЕ. Матушкин, И.Я. Лернер, Е.А. Климов); с методической (И.П. Белов, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Д.Н. Кавтарадзе, Н.М. Мамедов, И.Т. Суравегина, В.М. Сенкевич).

Принципиальное значение для исследования проблемы становления и формирования экологической культуры имеют идеи В.И. Вернадского о возникновении на Земле такого специфического явления, как ноосфера. Проблемы экологического императива и обратной экологической связи разрабатывались академиком Н.Н. Моисеевым, систематизацией экологических и экосоциальных законов занимался Н.Ф. Реймерс, проблемы экологической деятельности исследовали А.Д. Урсул, Б. Небел, В. Хесле.

Ценные результаты, характеризующие различные аспекты экологической культуры, содержатся в работах В.Г. Бганба, Э.В. Гирусова, A.M. Галеевой, Ф.И. Гиренка, Е.И. Ефимовой, СВ. Куликовой, А.И. Зеленкова и П.А. Водопьянова, Н.Н. Киселева, Е.В. Пиконоровой, А.А. Шумейко и др.

Вместе с тем, практически отсутствуют методологические работы относительно процесса формирования экологической культуры у школьников в контексте ее взаимосвязи с культурой общества, что лишь в незначительной мере можно заменить работами общетеоретического плана таких отечественных социологов как А.Г. Здравомыслов, И.С Кон, В.А. Ядов и др. Наиболее ценными в прикладном плане являются работы Иоганзена Б.Г., Рыкова Н.А., Ожегова Ю.П. и Никоноровой Е.В., Аутлетовой А.Н., Докторова Б.З. и Сафронова В.В., Шагуна Г., Павлова В.И. и Рыжснкова П.Е. и др. И хотя в этих и других работах заложен значительный теоретический и практический потенциал, проблема, связанная со становлением экологической культуры у младших школьников на региональном уровне остается недостаточно разработанной.

Процесс формирования экологической культуры предопределен рядом проблем и противоречий общеметодологического и педагогического характера, в числе основных из которых можно отметить противоречия между человеком и биосферо-ноосферным комплексом, между назревшей необходимостью нового подхода к оценке экологической ситуации и сложившимся общественным сознанием, между необходимостью изменения общественного сознания и отсутствием разработанной научно-теоретической базы.

Указанные противоречия глобального характера усугубляются рядом

противоречий, характерных для системы образования на современном этапе ее развития, возникших в сфере отношений и проектирующих соответствующее становление экологической культуры между:

несоответствием сложившейся системы образования требованиям современной науки и практики и необходимостью формирования новых духовно-ценностных ориентации в отношениях «Человек - Общество - Природа»;

стройностью, четкостью взаимосвязи социально-экологической системы и разрозненностью отражающих ее знаний в экологической культуре личности;

необходимостью улучшения подготовки педагогических кадров, способных на высоком профессиональном уровне подготавливать школьников к становлению у них экологической культуры, и недостаточным состоянием этой подготовки.

Выделенные противоречия позволяют сформулировать проблему настоящего исследования: каковы педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования экологической культуры у младших школьников Южно-Якутского промышленного региона Республики Саха (Якутия) в учебно-воспитательном процессе средней общеобразовательной школы.

Решение данной проблемы составляет цель настоящего исследования.

Отмеченные противоречия и порожденные ими проблемы, актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы и определили тему нашего диссертационного исследования: «Формирование экологической культуры у младших школьников в учебно-воспитательном процессе средней общеобразовательной школы» (на примере Южно-Якутского промышленного региона).

Объект исследования - процесс формирования экологической культуры у младших школьников.

Предмет исследования - педагогические условия, обеспечивающие формирование экологической культуры у младших школьников в учебно-воспитательном процессе средней общеобразовательной школы.

Гипотеза исследования основывается на предположении, что эффективное формирование экологической культуры у младших школьников в учебно-воспитательном процессе средней общеобразовательной школы возможно при соблюдении следующих педагогических условий:

актуализации представлений младших школьников о природе, человеке, обществе, технике до уровня понятийных обобщений, основанных на принципе регионализма;

обеспечении поэтапного, последовательного и комплексного привлечения учащихся к различным видам, формам и методам практической деятельности;

экологизации специфически детских видов деятельности, обеспечения их социальной направленности;

развитии взаимодействующих эмоциональных устремлений у младших школьников в сферах «Я - Сам», «Я - Другие», «Я - Природа»;

обеспечении ориентации младших школьников на овладение природоохранными, исследовательскими и пропагандистскими умениями и навыками, направленными на сохранение, восстановление и воссоздание природы;

использовании в работе с младшими школьниками опыта родного народа по бережному отношению к природе;

обеспечении субъектной позиции ребенка в социально-экологической деятельности.

Проблема, цель, объект и предмет исследования обусловили решение ряда задач:

изучить состояние проблемы в современной педагогической теории и практике: выявить сущность и содержание критериев сформированности экологической культуры младших школьников;

определить содержание и пути формирования экологической культуры в системе школьного образования, в процессе эколого-мотивироваиной деятельности; разработать целевую педагогическую программу и социально-педагогическую модель становления экологической культуры младших школьников в системе социально-экологического образования региона (цели, задачи, принципы эколого-мотивированной деятельности и социально-экологического взаимодействия на основе развития экологического сознания и ответственности личности), реализация которой обеспечит изменения в экологическом сознании младших школьников;

выявить и обосновать оптимальные педагогические условия эффективного использования практической деятельности в формировании экологической культуры младших школьников;

выявить роль и значение природоохранных традиций народной педагогики в формировании экологической культуры младших школьников;

осуществить опытно-экспериментальную проверку эффективности научно-практических рекомендаций исследования.

Методологическую базу исследования составляют основные философские, естественнонаучные, психолого-педагогические положения о единстве природы и общества; о взаимосвязи человека и окружающей среды; диалектико-исторические концептуальные положения о народе как носителе и созидателе собственной материальной и духовной культуры, научные положения гуманистической

педагогики о сущности целостного воспитания ребёнка в условиях деятельности, общения и познания. Методологическими основаниями в исследовании выступают следующие положения личностно-ориентированиого подхода о гуманизации образовательного процесса, о личности как высшей ценности, как субъекте деятельности и отношений.

Методы и база исследования. Решение поставленных задач и проверка выдвинутой гипотезы осуществлялась с помощью комплекса методов: теоретических (аналитико-синтетического, сравнительно-сопоставительного, абстрагирования, формализации, аналогии, индуктивно-дедуктивного, моделирования); эмпирических (опроса, наблюдения, педагогического эксперимента); математических методов (статистическая обработка данных, графическое отображение результатов, таблицы, рисунки и др.).

Эмпирической базой диссертационного исследования явились результаты практической и исследовательской работы соискателя, материалы эколого-биологического Центра г. Нерюнгри Республики Саха (Якутия).

Опытно-экспериментальная работа проводилась в г. Нерюнгри PC (Я): (376чел.). Экспериментальной работой на этапе констатирующего эксперимента было охвачено 300 человек, в т.ч.: 196 школьников 1-4-х классов, 60 участников ежегодных краевых и городских экологических конференций и конкурсов, 90 студентов вузов, 30 учителей школ и сотрудников экологических центров системы дополнительного образования, слушателей институтов повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров,

Этапы исследования:

/ этап (1995-1997 гг.) - изучение и анализ научной литературы по проблеме исследования, сбор и накопление эмпирического материала. Выявлялась степень разработанности проблемы формирования экологической культуре в педагогической, психологической, социологической, естественнонаучной литературе; изучался опыт отечественной и зарубежной педагогической практики по формированию экологической культуры, отношений, поведения, культуры.

  1. этап (1997-2000 гг.) - проведение теоретической и опытио-эксперимен-тальной работы но проблеме формирования экологической культуры у учащихся общеобразовательных школ, построение общей гипотезы исследования, определение задач и программы действий. Разрабатывалась методика и программа эксперимента; проводился констатирующий эксперимент.

  2. этап (2000-2001) - расширение теоретической и практической базы опытно-экспериментальной работы, апробация экспериментальных материалов, конструирование теоретической модели экологически культурной и экологически

культурной личности учащегося.

4 этап (2001-2003 гг.) - формулирование и уточнение выводов теоретической и экспериментальной работы; систематизация материалов, продолжался социально-педагогический эксперимент, в ходе которого подвергались корректировке основные компоненты, осуществлялось обобщение и систематизация результатов исследования. Их статистическая обработка, формулировались выводы по исследованию; подготовка Программы, апробация через участие в научных конференциях, выступлениях на заседаниях кафедры, педагогических советах школ № 3, 17, оформление кандидатской диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что в ней с позиций системного, личностно-ориентированного, деятелыюстного, гуманистического подходов:

1. Определена категория экологической культуры, которая рассматривается и
определяется не только как ментальное образование, но и как совокупность
элементов духовной культуры общества и его материальной социально-
экологической инфраструктуры, как индивидуальный вариант функционирования
человека в общесоциалыюй экокультурной системе, обусловливаемой образом
жизни и особенностями мышления конкретной личности.

  1. Обоснованы с социально-психологических и аксиологических позиций сущность экологической культуры, се становление и основные структурные компоненты (экологическое образование и воспитание, эколого-мотивированная деятельность, экологическое сознание и самосознание, экологическое мировоззрение, традиции, экологический идеал, экологический долг и ответственность, экологическая убежденность, мотивы, интересы, ориентации, установки, экологические знания, умения, навыки).

  2. Разработана социально-педагогическая модель становления экологической культуры учащихся начальной школы, включающая в себя четыре блока: I - черты и качества экологически культурной личности младших школьников как этапов, к которым необходимо стремиться при образовании и воспитании учащихся; II -условия развития и становления экологической культуры учащихся; III - средства становления экологической культуры младших школьников; IV - уровни становления экологической культуры как инструмент сравнения и анализа экологической воспитанности школьников.

  3. Обоснованы и предложены критерии становления экологической культуры и ее показатели, которые включают в себя проявления экосознания, экочувств, озабоченность экологической проблематикой, информированность в данной сфере,

социально-экологическую ответственность, долг, экофильныс принципы и социальные установки и другие значимые факторы.

5. Выявлены педагогические условия, благоприятствующие формированию экологической культуры у младших школьников (экологическое образование и воспитание, включение в активную эколого-мотивированную деятельность, участие в эколого-исследовательской и учебно-научной деятельности, использование возможностей учебного процесса, эколого-природоохранное просвещение, составление экологических программ, проектов, грантов, накопление практического опыта в создании экологических троп особо охраняемых и заповедных зон и сред обитания и др., в которых развивается экологическое сознание, ответственность, активность, аксиологический потенциал учащегося на всех ступенях экологической образовательной вертикали). Практическая значимость исследования:

  1. Разработана Программа и социально-педагогическая модель формирования экологической культуры у учащейся начальной школы г. Нерюигри Южно-Якутского региона Республики Саха (Якутия) в системе социально-экологического образования (цели, задачи, принципы эколого-ориентированной деятельности и социально-экологического взаимодействия на основе развития экологического сознания и ответственности личности);

  2. Разработаны методические рекомендации по реализации содержательного компонента экологической культуры у учащихся начальной школы в системе школьного и дополнительного образования;

3. Разработан спецкурс "Частные вопросы изучения естествознания:
формирование экологической культуры младших школьников".

4. Результаты и выводы исследования имеют прикладное значение для
деятельности государственных и общественно-политических организаций,
занимающихся решением социально-экологических проблем, экологического
воспитания и образования молодежи, могут быть использованы при формировании
региональной экологической политики Южно-Якутского региона Республики Саха
(Якутия), при планировании и проведении региональных образовательных
экологических проектов, в работе природоохранительных органов и др.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Экологическая культура личности выступает: а) средством сохранения и развития человека, продолжения человеческой цивилизации, необходимым условием возрождения государства; б) индивидуальньїм вариантом отображения человека в общесоциальной экокультурной системе, обусловливаемой образом жизни и мышления конкретной личности; в) средством разрешения экологической

проблемы подрастающего поколения на основе научных знаний процессов развития биосферы и ноосферы, гуманистических идеалов и прогрессивных национальных традиций.

2. Эффективность формирования экологической культуры у младших
школьников обеспечивается посредством совокупности следующих
педагогических условий: актуализации представлений младших школьников о
природе, человеке, обществе, технике до уровня понятийных обобщений,
основанных на принципе регионализма; экологизации специфически детских видов
деятельности, обеспечения их социальной направленности; развития
взаимодействующих эмоциональных устремлений у детей в сферах «Я - Сам», «Я -
Другие», «Я - Природа»; побуждения младших школьников к внутренней
мотивации и рефлексии собственной социально-экологической деятельности;
обеспечения субъектной позиции младшего школьника в социально-экологической
мотивированной деятельности.

3. Объективная оценка уровня сформированности экологической культуры у
младших школьников возможна на основе следующих критериев и показателей: 1)
наличие у школьников нравственно-экологических представлений и первоначальных
понятий
(показатели этого критерия: их полнота, осознанность их содержания и
взаимосвязи между ними, действенность); 2) развитость нравственно-
экологических чувств
(показатели: степень выраженности этих чувств, степень их
единства со знаниями, проявление их в практике); 3) интерес к людям, к природной
окружающей среде, в которой они э/сивут, к нравственно-экологической
деятельности в этой среде
(показатели: широта и разносторонность этого
интереса, его действенность, устойчивость); 4) потребность и способность
школьника заботиться о людях и окружающей их природной среде
(показатели
этого критерия: систематичность проявления этой потребности, наличие умений
для её реализации, наличие волевых качеств для этого); 5) проявление нравственно-
экологической культуры в практической деятельности
(показатели: активность
пропаганды нравственно-экологических знаний, сформированность привычек
бережного отношения к природе, стремление к охране окружающей среды).

4. Социально-педагогическая модель становления экологической культуры учащихся начальной школы и Программа формирования экологической культуры у младших школьников г. Перюнгри Южно-Якутского региона Республики Саха (Якутия) в условиях реализации которых происходит эффективное духовно-нравственное развитие личности ребенка в онтогенезе.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются обоснованностью исходных теоретико-методологических

позиций, связанных с личностно-ориентированным и системным подходами; применением комплекса методов исследования, адекватных его цели, задачам, логике; экспериментальной проверкой основных положений; репрезентативностью объема выборок; длительным характером и возможностью повторения опытной работы; контрольным сопоставлением результатов с массовым педагогическим опытом.

Апробация результатов исследования.

Научно-теоретические результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на научно-методической конференции «Проблемы учебного процесса высшего профессионального образования на рубеже XXI века» (г. Нерюнгри, 2000г.), Республиканской научно-практической конференции «Пути эффективного использования экономического и промышленного потенциала Южно-Якутского региона в XXI веке» (г.Нерюнгри, 2000г.), Межвузовской научно-практической конференции «Наука - невостребованной потенциал» (г. Якутск, 1996г.), 4-ой Международной научно-практической конференции «Реальность этноса. Образование и проблемы межэтнической коммуникации (г. Санкт-Петербург, 2002г.), Международной научно-практической конференции «Экология образования: актуальные проблемы» (г. Архангельск, 2001г.), Научно-практической конференции Амурского института повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров (г. Благовещенск, ноябрь, 2002г.), научном семинаре аспирантов и соискателей ЯГУ (г. Нерюнгри, 2003г.), педагогическом Совете средней школы №17 в г. Нерюнгри (2002г., сентябрь), заседаниях кафедры педагогики и методики начального образования Технического института (филиала) в г. Нерюнгри.

Внедрение результатов исследования.

Учебные пособия, методические рекомендации и дидактический материал внедрены в практику работы технического института (филиала Якутского государственного университета) г. Нерюнгри, Амурском областном институте повышения квалификации учителей (г. Благовещенск).

Структура и объем работы.

Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка, включающего 137 источников и приложения. В тексте диссертации имеется 21 таблица, 9 рисунков, 13 приложений. Общий объем работы составляет 194 страницы.

Экологическая культура: сущность, генезис, структура и функции

Экологическая культура оказалась сегодня в центре дискуссий учёных и практиков. Без неё не мыслится ныне ни отдельный человек, ни политическая, ни экономическая, ни другие сферы общественной жизни. Однако в современной науке до сих пор не существует однозначного представления об экологической культуре как о социальном феномене, недостаточно разработаны теоретические вопросы её исторической эволюции, типологии, структуры и социальных функций, несмотря на то, что данная тема поднималась многими авторами в различных ракурсах. Этому способствует то, что «неоднозначность общего понятия культуры и неопределенность общего понятия экологии раскрывают широкие возможности для их сочетания» [81, С.56].

В современных научных дискуссиях нет единомыслия относительно определения экологической культуры как общества, так и личности. Все многообразие точек зрения на экологическую культуру социума принципиально несводимо друг к другу. В общем массиве выделяются два подхода к данной проблеме: экологический и культурологический [84, С.28; 66, С.21; 120, С.23; 64; 71,С.8;60;94,С.20;71].

В рамках первого экологическая культура понимается как культура так называемой «экологической деятельности» общества, под которой понимается природоохранная деятельность и связанная с ней ментальность. В частности, такой точки зрения придерживаются Э.В. Гирусов, Н.Н., А.Д. Урсул, Н.Н. Храменков и др.

Очень точно, на наш взгляд, характеризует сущность экологической культуры Э.В. Гирусов, определяя её как "часть культуры, которая обуславливает соответствие социальной деятельности требованиям жизнепригодности среды". Вместе с тем, автор считает, что экологическая культура подразумевает совокупность достижений экологического знания, экологически продуманную технологию и инфраструктуру общества, всю систему поведения людей, направленную на сохранение природных условий, необходимых для прогрессивного развития общества.

Большинство авторов, работающих над вопросом экологической культуры, относят её к явлениям, непосредственно связанным с научно-экологическим развитием общественного и индивидуального сознания. Мы согласны с утверждением, что «в современной литературе понятие экологической культуры большей частью рассматривается вне связи с конкретно-историческим процессом развития человеческого общества». Данное Э.В. Гирусовым определение отражает, на наш взгляд, истинное историческое время существования экологической культуры как социального феномена: экологическая культура - это имманентно встроенный элемент общей культуры каждого общества, начиная с первобытной стадии развития, так как социальная деятельность всегда соотносилась с требованиями жизнепригодности среды. Следовательно, всегда существовала сфера культуры, отвечающая за социо-природные отношения.

Специфический культурологический подход к определению экологической культуры, выходящий за рамки данного недостатка, даёт Э.С. Маркарян. Он предлагает выделять в системе общесоциальной культуры три подсистемы, из которых две обращены к внешней среде, а третья - к самой социальной сфере. Последнюю Э.С. Маркарян обозначает как «интрасоциорегулятивную» (регуляция внутренних параметров общественной жизни людей), выделяя наряду с ней -«иптерсоциорегулятивиую», или общественно-экологическую (регуляция отношений между различными обществами) и «природно-экологическую» подсистему, регулирующую взаимоотношения между обществом и природой [69. С.119]. При таком взгляде на экологическую культуру она изначально включается в общесоциальную культуру как её неотъемлемая часть.

На наш взгляд, экологическая культура, как часть общей культуры социума, -явление системное, затрагивающее как духовную, так и материальную сферы жизни общества. В основе экологической культуры всякого общества лежит материально-практический блок, включающий в себя экологическую инфраструктуру общества и совокупность методов эксплуатации природы с их материально-техническим обеспечением. Под экологической инфраструктурой общества мы подразумеваем всю ту материальную организацию жизнедеятельности данного общества, как производственную, так и бытовую, которая задействована в экологически значимой практике. Аналогично, в совокупность методов эксплуатации природы мы включаем только те, которые используются на практике.

Рассматривая развитое общество как систему, которая находится в имманентной связи с природой, очевидной становится неравномерность причастности к экологически значимой деятельности различных групп населения и, одновременно, зависимость эко-социальной системы от способов взаимодействия всех её социальных компонентов с природой. Поэтому, несмотря на то, что в современном обществе трудно представить себе реально всю совокупность методов эксплуатации природы как на бытовом, так и на производственном уровне, объективно эта совокупность существует и представляет материально-практический блок экологической культуры данного общества.

На базе материально-практического блока строится блок теоретически информационный, функцией которого является рационализация, то есть осмысление, осознанная детерминация элементов первого из упомянутых блоков. Рационализируя определённым образом элементы материально-практического блока члены общества мотивируют тем или иным образом стандарты своего поведения и мышления, исходя из экономических или этических соображений.

Этическая рационализация принимает во внимание значимость и влияние процесса и результатов экологически значимой деятельности для общества, его членов, других субъектов социально-экологической системы, зависимых от этой деятельности. Особое внимание в этом типе рационализации имеет поддержание гармонии во взаимоотношениях между субъектами (как природными, так и социальными). Этот тип рационализации закрепляется, чаще всего, в мифологии, сказках и т.п., также переходя в общественные традиции, осуждающие леность и жадность, глупость и жестокость по отношению к социо-природным феноменам.

В связи с появлением и развитием в обществе науки в противовес традиционной форме рационализации эко-культурных явлений возникает новая форма - научная. Экономический тип рационализации на этой стадии - это научная интерпретация эко-социальных процессов и технологий, научно-прогностические исследования, развитие точных и естественных наук в целом. Научно-этическая рационализация - это развитие гуманитарных наук и общественной морали, зафиксированной в административных и юридических нормах и правилах. К примеру, русский космизм, экзистенциализм, экофилософия, социальная экология являются наивысшей точкой развития научно-этической рационализации.

Экологическая культура как элемент общей культуры

Экологическая культура российского общества, выполняя регулирующую функцию в природоохранительной деятельности, претерпевает в настоящее время существенные изменения. Влияние экологии и её проблем на принятие кардинальных государственных решений затруднено рядом причин, одной из которых является несформированность социальных качеств рабочих, служащих, специалистов, руководителей, их неподготовленностью к работе в новых условиях, к созданию этих условий. Для дальнейшего развития и процветания общества, в том числе и экономики нужны новые социальные качества людей, новая экологическая культура, а для формирования этих качеств, культуры необходима другая система образования. Именно в процессе образования человек усваивает социокультурный опыт предшествующих поколений, на основании чего происходит формирование ценностей, потребностей, интересов, норм поведения, а также вырабатываются новые, отвечающие современным требованиям личностные характеристики, следует отметить, что именно экологическое образование призвано в определенной мере решить эту проблему.

Для раскрытия сути термина "экологическая культура" необходимо проанализировать понятие "культура". Тем более, что ни одно понятие общественной науки не вызывает, пожалуй, такого многообразия суждений, трактовок, определений как понятие "культура". Французский ученый Л. Моль насчитывает свыше 250 определений этого понятия [78].

Выдвигаются различные теоретические концепции о сущности культуры, перспективах ее развития, влияния на духовный облик человека. О культуре рассуждают применительно к разным сферам общественной жизни и в связи с различными сторонами существования человека в мире.

Анализируя историографию культуры, можно выделить несколько доминирующих подходов к ее трактовке. Едва ли не самой характерной чертой современных определений культуры оказывается их все более возрастающее и усложняющее многообразие и многозначность: культура материальная и духовная; культура производства и торговли; культура поведения и т.д. Кроме того, свои понятия культуры возникают в социологии, педагогике, психологии, технических и прикладных науках.

Первый и наиболее известный подход к определению культуры заключался в выделении предметной стороны культуры. Культура рассматривалась как совокупность материальных и духовных ценностей, являющихся результатом общественно-исторической трудовой деятельности человечества. Эта точка зрения представлена в работах Г.Г. Карпова, СИ. Глазычева [37, 55].

Сегодня особо актуальное значение приобретает изучение методологических проблем культуры в связи с практикой экономической жизни, производственной деятельности людей, демократизацией общества, и в этом контексте возникли понятия "производственная культура", "технологическая культура", "экологическая культура", " экономическая культура", "правовая культура" и т.д.

Н.Ф. Тарасенко раскрывает некоторые понятия. Приведем одно из них: «технологическая культура - формирование и осуществление отношений как специфического человеческого изменения объективной реальности, то есть отношения, которые являются исключительно человеческим достоянием и через которое раскрываются вес другие отношения: гносеологические, технологические, управленческие и т.д. Технологическая культура - способ способов, т.е. в данном случае рассматривается культура в формах, адекватных конкретно-научному знанию и общенаучному методу» [107, С.35].

Можно сказать, что культура - это духовный компонент человеческой деятельности как составная часть и условие всей системы деятельности, обеспечивающей различные стороны жизни человека. Это означает, что культура "вездесуща", но вместе с тем и в каждом конкретном виде деятельности она представляет лишь ее собственно духовную сторону - во всем разнообразии социально значимых проявлений.

Вместе с тем, культура - это процесс и результат духовного производства, что и делает ее существенной частью совокупного общественного производства и социальной регуляции наряду с политикой, экономикой и социальной структурой.

Культура раскрывает свое содержание через систему норм, ценностей, значений, идей и знаний, получающих выражение в системе морали и права, религии, в художественной сфере и науке. Кроме того, культура существует и в практически- действенной форме, в форме событий и процессов, в которых проявились установки и ориентации участников, т.е. различных слоев, групп и индивидов. В культуре находит выражение богатство и дифферепцированность общественной жизни, а вместе с тем, ее системность, поддерживающая единство общества и преемственность его развития. Через социальные и профессиональные субкультуры происходит адаптация общества к потребностям сложной деятельности.

Выработка научного определения понятия культуры, раскрывающего общеисторический смысл и содержание данного явления, его место в общественной жизни, наталкивается на серьезные методологические и теоретические трудности. Они вызваны не только многогранностью феномена культуры, по и многозначностью самого термина "культура".

Культура возникает вместе с появлением на Земле человечества, и каждый таг человека по пути общественного прогресса был одновременно шагом вперед в развитии культуры. Уже на ранних этапах человеческой истории выделяется особая категория людей, которые профессионально заняты воспроизведением, поддержанием и обновлением культурных норм, ценностей и смыслов.

Поэтому понимание культуры было расширено и переосмыслено за счет перенесения внимания на процесс культурной деятельности, в ходе которой вырабатываются, распределяются и потребляются культурные ценности. Эта позиция нашла свое выражение в статье В.М. Межуева "О понятии культуры". Автор разграничивает широкое и узкое понятие культуры, понимая под последним, духовную культуру. "Духовную культуру, - указывает В.М. Межуев, - нельзя свести лишь к сумме жертв, достигнутых результатов духовной деятельности людей, к простой совокупности духовных ценностей... Духовная культура... есть производство, распределение и потребление духовных ценностей; она является единым процессом созидания и освоения всего духовного богатства общества" [72, С.ЗЗ].

Наиболее интересной и аргументированной представляется концепция B.C. Семенова. Указывая на неразрывность развития культуры и развития человека, он приходит к выводу, что культура играет особую специфическую роль во взаимоотношениях человека и мира: "С философской точки зрения, культура есть особый деятельностиый способ овладения человеком мира, включая как весь внешний мир - природу и общество, так и внутренний мир самого человека в смысле его формирования и развития" [102, С. 18]. Из сказанного следует, что человек в культуре присутствует не только как ее творец, но и как ее главный результат. Следовательно, творение человека, формирование и развитие его личности его внутреннего мира является важнейшей целью духовной деятельности общества.

Аксиологические аспекты формирования экологической культуры младших школьников

Мир человека - это мир ценностей. Ценности - это значимые для человека объекты (материальные или идеальные). Так что в широком смысле слова ценностями называются обобщенные, устойчивые представления о чем-то как о предпочитаемом, как о благе, т.е. о том, что отвечает каким-то потребностям, интересам, намерениям, целям, планам человека (или группы людей, общества).

В ценности чего-то или кого-то для человека отражается его отношение к чему-то или кому-то. Ценность - это не природное свойство чего-то - внешнего предмета, события или явления; в ценности отражено отношение индивида к предмету, событию или явлению; а именно, отношение, в котором проявляется признание этого чего-то как важного, значимого для человека.

В своём поведении, в принятии решений, в суждениях человек исходит из тех или иных ценностей, ориентируется на ценности. Важнейшие для индивида ценности определяют его «систему координат» - систему ценностных ориентации. Л ценностные ориентации, как показывают данные современной философской антропологии и психологии, представляют собой одну из важнейших потребностей человека.

Ценность чего-то для человека определяется тем, отвечает ли это что-то (предмет, событие, явление) его потребностям, интересам и т.д. Как различны потребности и интересы, так различен «удельный вес» ценностей, их значимость в жизни человека.

«Во всех явлениях культуры, - писал Г. Рикерт, - мы всегда найдем воплощение какой-нибудь признанной человеком ценности, ради которой эти явления или созданы, если они уже существовали раньше, взлелеяны человеком; и наоборот, всё, что возникло и выросло само по себе может быть рассматриваемо вне всякого отношения к ценностям, а если оно и на самом деле есть не что иное, как природа, то должно быть рассматриваемо таким образом» [97, С.53].

А.Л. Ручка считает, что «... ценность есть материальный или идеальный предмет, который обладает определенной жизненной значимостью для данного социального субъекта, то есть способностью удовлетворять его потребности и интересы» [99, С. 132].

Деятельность человека можно условно разделить на два вида. С одной стороны, это активность по выживанию в узком и широком смыслах слова (добывание пиши, устроение жилища, вынужденная работа за плату и т.п.). С другой - свободная реализация себя, обретение и утверждение смысла за пределами вынужденной работы (игра, творчество, религия). Таковы различия ие в предмете деятельности, а в отношении к ней.

Ценности различаются по содержанию: наслаждение, польза, слава, власть, безопасность, красота, истина, добро, счастье и т.д. Ценности различаются по знаку - на положительные и отрицательные: наслаждение - страдание, польза -вред, слава - позор, власть - подвластность, безопасность - опасность, красота -безобразие, истина - ложь, добро - зло, счастье - несчастье и т.д. Одни ценности принято относить к практическим, другие - к духовным. Ценности также принято разделять на высшие и низменные. Речь не идёт, конечно, о том, что положительные ценности - возвышенны, а отрицательные - низменны. Положительность и отрицательность определяется тем, отвечают ли ценности потребностям и интересам человека или нет. Для деления же ценностей на высшие и низшие необходим иной критерий. Различение возвышенного и низменного, духовного и плотского при кажущейся очевидности этих слов в обычной речи отнюдь не однозначно.

Один из возможных подходов к такому делению мы находим у Аристотеля -в его учении о благах. Благом, говорит Аристотель, называют то, к чему все стремятся. Но к одним вещам люди стремятся ради них самих, к другим - как к средствам для первых. То, что ценно для человека как такового вообще и отвечает его назначению, Аристотель называл высшим благом.

Исходя из того, что разумность является специфическим свойством человека, отличающим его от растений и животных, Аристотель считал, что высшее благо для человека заключается в разумной деятельности души. Всё остальное имеет смысл и ценность в отношении к этому высшему благу. Высшее благо -безусловно, т.е. абсолютно и универсально. Это утверждение можно смягчить в духе нашего времени: в рамках определенной системы ценностей высшая ценность мыслится как бы безусловной, т.е. абсолютной (не зависящей от преходящих обстоятельств) и универсальной (должной быть принятой каждой личностью). В современной аксиологии и этике высшее благо называют идеалом.

Представитель психоаналитической философии Э. Фромм считает, что в отличие от животного, которое не обладает разумом, человек является частью природы и живет в гармонии с ней. Человек, будучи частью природы, эмансипирован от неё и стоит вне её; он наделён разумом, понимает своё бессилие, границы своего существования, а также свою смертность. Вместе с тем, человек -духовное существо, а значит способен выходить за рамки самого себя, определять себя в ином, т.е. трансцендироваться. Человек рождается из единства (единства с природой, другими людьми), но живёт в мире внутренне обособленном. Человек рождается из единства не только в том смысле, что он исторически выходит из гармоничного природного состояния. Каждый индивид рождается из единства -утробного и младенческого единства с матерью. Младенческое существование органично, бессознательно и безмятежно — таков изначальный, актуально неосознаваемый, бессознательный, но существенный опыт каждого индивида. Раннее сознание не имеет трагичности, обособленности, безысходности, первые ростки которых пробиваются лишь в отрочестве.

«Потребности в слиянии, единении с другими, в идентификации, стремление к стабильности в контактах с другими, - говорит Фромм, - суть основные из базовых потребностей человека». Развивая эту мысль, следует сказать, что, в конечном счете, полное удовлетворение этих базовых потребностей (реально редко осуществимое) воспринимается человеком как высшее благо, или идеал, которым и задаётся иерархия ценностей.

Другое обоснование деления ценностей на высшие и низшие мы находим в рамках религиозного мировоззрения. В любой религии конечное предназначение человека усматривается в приобщении к Богу - обожений, через личное совершенствование и спасение. В религиозном мировоззрении Бог выступает как абсолют, а мораль - как одно из средств обретения человеком этого абсолюта. Богом заповеданы и санкционированы основные нравственные ценности и требования. Соответственно, всё, что приближает к Богу, возвышает человека. Высшие ценности - это ценности, посредством которых человек приобщается к Богу; низшие - такие, которые отвращают человека от Бога. Можно сказать по-другому: высшие ценности - это такие, посредством которых личность получает возможность трансценденции, выхода за пределы своего частного существования, возвышения над ними; низшие - такие, ориентируясь на которые, индивид погрязает в обыденности и суете, обрекает себя на духовное прозябание и потаканиях плоти.

Модель формирования экологической культуры школьников в условиях общеобразовательной школы

Оптимальным условием научной организации любой деятельности является представление об её исходном и конечном результате. В нашем случае рассматривается проектирование системы требований к результату работы школы - выпускнику-подростку, который, оканчивая среднюю школу, должен иметь качества и свойства экологически культурной личности.

При моделировании обычно прибегают к изучению и разработке вспомогательной или естественной системы, находящейся в некотором объективном соответствии с предметом познания, способной замещать его в определённых отношениях, дающей в итоге информацию о самом моделируемом объекте [78]. Огромная сложность педагогических процессов, их зависимость от большого числа переменных, отражающих внешние условия и состояния людей, очень осложняют построение модели и её практическое использование. Эти трудности связаны: во-первых, с многофакторностью социальных явлений и процессов; во-вторых, с наличием субъективного фактора,...; в-третьих, факторы и условия, определяющие социальные явления, ... складывающиеся на качественных признаков, которые труднее поддаются количественному описанию, чем... в естественных процессах.

Понятию моделирования Ю.А. Гастеев отводит центральную роль в «позитивном подходе к вопросам научного познания». Он утверждает: «При самом естественном... понимании термина «моделирование» - как построение... изучение различного рода «моделей» в той или иной мере «подобных» моделируемому объекту, системе, процессу, явлению и т.д., а также, по возможности, последующее «программирование» (воспроизведение) рассматриваемого процесса или явления с помощью ... построенной модели - в схему «моделирования» без какого бы то ни было насилия укладываются любые проявления точной и активной познающей деятельности» [33].

«Под моделью, по утверждению В.А. Штоффа, - понимается такая мысленно представляемая или материально реализуемая система, которая, отражая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что её изучение даёт новую информацию об объекте» [121].

В соответствии с этим модель означает некоторую конечную систему, некоторый единичный объект независимо от того, существует ли он реально. А.А. Брудпый предлагает рассматривать модель как явление, сущность которого определяется двумя соответствиями: цели моделирования и объекту моделирования. Иначе говоря, как отмечает автор, данное явление может быть описано как модель, если описание позволяет удовлетворительно ответить на два вопроса: а) зачем эта модель? б) что моделируется?

Роль модели в процессе научного исследования Л.Л. Брудный видит в следующем: во-первых, модель способна выполнять функцию компактной или в воображении. Общее свойство всех моделей, по мнению В.Л.Штоффа, их способность так или иначе отображать действительность. Модель в эксперименте выполняет двоякую роль: она, одновременно, и объект изучения (поскольку она замещает другой, подобный ей объект), и экспериментальное средство (поскольку она является средством познания этого объекта). Для модельного эксперимента, как отмечает В. Штофф, характерны следующие операции: а) переход от натурального объекта к модели - построение модели - моделирование в собственном смысле; б) экспериментальное исследование модели; в) переход от модели к натуральному объекту, состоящий в переносе результатов, полученных при исследовании на этот объект [121].

А.А. Брудный предлагает рассматривать модель как явление, сущность которого определяется двумя соответствиями: цели моделирования и объекту моделирования, то есть но мнению автора отмечает, что данное явление может быть описано как модель, если описание позволяет удовлетворительно ответить на два вопроса: зачем эта модель и что моделируется.

Роль модели в процессе научного исследования А.А. Брудный видит в том, что: а) модель способна выполнять функцию компактной организации фактов. Значительные усилия, затраченные на то, чтобы достоверно установить и описать конкретные факты, могут остаться втуне, пока не прояснится их взаимосвязь. Модель включает в себя предположение о взаимозависимости установленных фактов; б) модель имеет некоторую сферу приложения, в которую входят, в частности, и ожидаемые явления - те, которые, вероятно, будут определены; в) она пригодна для того, чтобы планировать дальнейшие эксперименты и проводить новые наблюдения; г) сформулированная, концептуальная модель позволяет привлечь к анализу количественные данные, построить объяснение с помощью каких-то новых переменных.

С учётом изложенных требований отметим, что целью моделирования в пашем случае является необходимость изучения состояния и совершенствования учебно-воспитательного процесса современной общеобразовательной школы по формированию экологической культуры младших школьников. Весь процесс формирования экологической культуры развивающейся личности начинается ещё с младенчества, продолжается в детских дошкольных образовательных учреждениях, школе и других учебных заведениях. Нас интересует, прежде всего, процесс формирования экологической культуры у школьников 6-9 лет. То есть, речь идёт о младшем школьном возрасте.

Процесс формирования экологической культуры младшего школьника -многогранен и сложен, протекает далеко не всегда по прямой восходящей линии, ибо интересы, мотивы, стремления, установки личности младшего школьника очень подвижны и неустойчивы. Именно в этот период развития и становления личности происходит значительная «переоценка ценностей», выработка «своего индивидуального стиля» поведения, взаимоотношения с природой, с окружающей средой [13,61].

Успешность формирования экологической культуры младших школьников зависит от многих факторов и условий: направленность всего учебно-воспитательного процесса (УВП) на развитие личности младшего школьника; готовность педагогического коллектива к проведению этого процесса; влияние окружающей социальной среды; компетентность работников внешкольных учебно-воспитательных учреждений; направленность работы этих учреждений дополнительного образования; личная заинтересованность младших школьников и другие условия и факторы.

Большое значение в этом процессе играют положительные традиции в обществе, представление младшему школьнику возможности «действовать», то есть быть активным участником процесса формирования экологической культуры. Здесь важна и степень осознанности младшими школьниками необходимости совершенствования своей личной культуры, понимание важности этого.

Похожие диссертации на Формирование экологической культуры у младших школьников в учебно-воспитательном процессе средней общеобразовательной школы (На примере Южно-Якутского промышленного региона)