Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование культуры межличностного общения младших школьников на традициях народного этикета якутов Васильева Татьяна Григорьевна

Формирование культуры межличностного общения младших школьников на традициях народного этикета якутов
<
Формирование культуры межличностного общения младших школьников на традициях народного этикета якутов Формирование культуры межличностного общения младших школьников на традициях народного этикета якутов Формирование культуры межличностного общения младших школьников на традициях народного этикета якутов Формирование культуры межличностного общения младших школьников на традициях народного этикета якутов Формирование культуры межличностного общения младших школьников на традициях народного этикета якутов Формирование культуры межличностного общения младших школьников на традициях народного этикета якутов Формирование культуры межличностного общения младших школьников на традициях народного этикета якутов Формирование культуры межличностного общения младших школьников на традициях народного этикета якутов Формирование культуры межличностного общения младших школьников на традициях народного этикета якутов
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Васильева Татьяна Григорьевна. Формирование культуры межличностного общения младших школьников на традициях народного этикета якутов : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Чебоксары, 2003 175 c. РГБ ОД, 61:03-13/1859-8

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретическое обоснование процесса формирования культуры межличностного общения младших школьников на традициях этикета народа саха 14

1.1 Формирование культуры межличностного общения младших школьников как социально-психологическая и этнопедагогическая проблема 14

1.2. Этническая специфика общения якутских детей младшего школьного возраста 30

1.3. Сущность и содержание культуры межличностного общения в контексте традиций народного этикета якутов 54

Глава II. Система учебно-воспитательной работы по формированию культуры межличностного общения младших школьников на традициях этикета народа саха 80

2.1. Аналитическое представление состояния учебно-воспитательной работы в якутских школах, ориентированной на формирование культуры общения младших школьников 80

2.2. Организация опытно-экспериментальной работы по формированию культуры межличностного общения учащихся начальной школы на традициях якутского этикета 97

Заключение 123

Библиография 126

Приложение 145

Введение к работе

Актуальность исследования. В настоящее время, когда остро встали сложные и противоречивые социально-экономические и духовно-нравственные задачи обновления Российского общества, наблюдается повышение агрессивного настроя, что часто приводит к конфликтам между людьми и целыми народами. В этих общественных условиях повышается роль образования как социокультурной технологии, обеспечивающей воспитание высоконравственной, толерантной и свободной личности с позитивной национальной идентичностью. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации одной из задач системы образования наряду с воспитанием граждан, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважение к языкам, традициям и культуре других народов, является формирование культуры мира и межличностных отношений. В связи с этим обращение исследователей к народной педагогике - педагогике терпимости, любви и сострадания является чрезвычайно актуальным. В педагогических традициях любого народа воспитание у подрастающего поколения уважительного, гуманного и деликатного отношения, выражаемого через народный этикет, было одним из основных задач.

Но, тем не менее, до сих пор совершенно не изучены, поэтому не выявлены и не реализованы многие воспитательные возможности традиций народного этикета якутов в формировании культуры межличностного общения младших школьников. Ведь именно в младшем школьном возрасте общение становится особой школой социальных отношений. Известный педагог -гуманист В.А.Сухомлинский отмечал, «что годы начального школьного обучения - наиболее ответственный период становления той грани человеческой воспитуемости, которая заключается в формировании потребности в человеке». В младшем школьном возрасте дети особое внимание уделяют нравственной стороне поведения, им свойственно желание получить положительную оценку окружающих, т.е. этот период является сеызитивным для усвоения правил культурного общения. А так как у ребенка в начальной школе небогатый личный опыт общения, целесообразно использовать воспитательный потенциал народного этикета, в котором заложены духовно-нравственные ценности. В то же время очень важно избежение чрезмерного культа народности, который может привести к национализму, сохрание баланса между традициями народной педагогики и принципами современной педагогической науки, соблюдение меры при адаптировании традиций народного этикета к современным реалиям жизни, чтобы не утратилась их самобытность и национальная фактура.

При этом этот закон «золотой середины» важно соблюсти и по отношению к ребенку, который, «в частности, значит, не ломай воли ребенка, иначе он станет рабом, бунтующим или не бунтующим, но рабом». (Б.М.Бим-Бад). Понимание через обсуждение, принимание через переживание, вот что должно быть главным, на наш взгляд, при обучении традиционным этикетным нормам общения.

Также в воспитательном процессе весьма значительное место занимает другой закон педагогики, названный Б.М.Бим-Бадом, как «закон золотого совпадения». Его суть состоит в том, что воспитание невозможно без оптимального соотношения педагогического воздействия со стихийным становлением и развитием личности, без совместных усилий педагога и ребенка, без саморазвития и самосовершенствования ученика. Соблюдение данных законов является основой педагогической парадигмы, акцентирующей внимание на ценности человека как уникального творческого существа, подлинного субъекта собственной жизни.

Данная идея является основой работ Я.А.Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Л.Н. Толстого, А. Нилла, И.Я.Яковлева, С.Френе и других. Они видели цель образования в воспитании человека, который способен обрести себя в окружающем мире, и призывали воспитателей способствовать естественному росту детей, т.е. не нарушать принцип природосообразности, который является одним из постулатов народной педагогики. Принятие в качестве приоритетной гуманистической парадигмы позволяет по-новому взглянуть на роль уникального культурно-исторического наследия каждого народа, отражающего многовековые традиции воспитания, нормы взаимоотношений, национального самосознания.

Народная педагогика, сохраняющая и передающая бережное отношение к национально-культурным корням, способствует учету конкретных условий при решении общепедагогических проблем благодаря трудам В.Ф.Афанасьева, Г.Н.Волкова, В.М.Григорьева, М.Б.Гуртуевой, А.Э.Измайлова, К.Ж.Кожахметовой, Т.Н.Петровой, И.С.Портнягина, Я.И.Ханбикова, З.Б.Цаллаговой, И.А.Шорова и др.

Общетеоретическое представление о сущности общения, культуре межличностного общения, а также понятийный аппарат определены с опорой на труды Б.Г.Ананьева, А.А. Бодалева, А.Б.Добровича, И.А.Зимней, Я.А.Коломинского, В.Н. Кунициной, А.А. Леонтьева, А.В.Мудрика, В.Н.Мясищева, М.И.Станкина и др. Вопросы этнической специфики культуры общения и этикетных традиций освещаются в работах А.К.Байбурина, Б.Х.Бгажиокова, Д.Ж.Валеева, А.А.Никишенкова, А.Л.Топоркова и др.

Анализ психолого-педагогических исследований показал, что формирование культуры межличностного общения младших школьников на традициях народного этикета якутов в учебно-воспитательном процессе до сих пор не являлось предметом специального изучения.

В связи с этим нам удалось выделить следующие противоречия:

- жизненная необходимость постоянного налаживания младшими школьниками социальных связей наталкивается на их небольшой личный опыт общения, что не создает благоприятные условия для установления оптимальных отношений с окружающими их людьми;

- педагогические возможности традиций этикета якутов являются важнейшим средством нормализации межличностного общения, однако, в формировании культуры общения их использование, как в школе, так и в других социальных институтах недостаточно;

- практическая значимость использования воспитательных возможностей традиций народного этикета якутов как важного средства нормализации межличностного общения и отсутствие достаточной научно-методической базы для её реализации в педагогическом процессе начальной школы.

Данные противоречия, существующие в теории и реальной практике воспитания, обусловили выбор проблемы исследования, которая формулируется следующим образом: каковы педагогические условия формирования культуры межличностного общения младших школьников на традициях народного этикета якутов? Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования

Объектом исследования выступает система учебно-воспитательной работы начальной школы, ориентированная на формирование культуры общения.

Предметом исследования является процесс формирования культуры межличностного общения младших школьников на традициях народного этикета якутов.

Гипотеза исследования основана на том, что процесс формирования культуры межличностного общения младших школьников на традициях народного этикета якутов будет более эффективным, если реализовать следующий комплекс педагогических условий: •построение учебно-воспитательного процесса в рамках парадигмы педагогики поддержки, принимающей во внимание возрастные, социально-культурные, национальные и религиозные особенности ребенка; •учет национально-культурных и возрастных особенностей общения якутских детей; •рассмотрение традиций народного этикета якутов как этнически своеобразных форм регуляции, ориентации и контроля отношений к окружающим, базирующихся на общечеловеческих нравственных ценностях и идеалах; • проведение систематической и целенаправленной работы с учащимися младшего школьного возраста педагогами и родителями с использованием методов и средств народной педагогики на основе этнопедагогического диалога культур, в том числе внедрение в учебно-воспитательный процесс начальной школы факультативного курса «Традиции якутского этикета».

Задачи исследования:

1. Обосновать совокупность положений, составляющих теоретико-методологическую основу исследования формирования культуры межличностного общения младших школьников на традициях народного этикета якутов.

2. Раскрыть этническую специфику общения якутских детей младшего школьного возраста.

3. Определить сущность и содержание культуры межличностного общения в контексте традиций народного этикета якутов.

4. Выявить, теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования культуры межличностного общения младших школьников на традициях народного этикета якутов.

Методологическую основу исследования составили идеи и принципы философии о взаимодействии частного и общего, этнического и общечеловеческого; принцип народности К.Д.Ушинского, этнопедагогическая концепция воспитания и образования (Г.Н.Волков, Е.П.Жирков), фундаментальные положения теории личности, деятельности и общения (А.А.Бодалев, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, В.А.Кан-Калик, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.).

При определении методологической основы мы также опирались на педагогическую парадигму, определенную Г.Б.Корнетовым как педагогика поддержки (в противовес педагогике авторитета и манипуляции). Её элементы просматриваются в педагогической деятельности и взглядах Я.А.Коменского, И.Г.Песталоцци, Л.Н.Толстого, К.Н.Вентцеля, А.Нилла и др. По их мнению, педагогика поддержки является механизмом, обеспечивающим индивидуализацию человека, формирование у него способности к самоопределению, самоидентификации и самореализации на принципах природосообразности и культуросообразности. Теоретическая база исследования. Исследование базируется на работах выдающихся педагогов и мыслителей Я.А.Коменского, И.Г.Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, И.Я.Яковлева, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского; этнопедагогов В.Ф.Афанасьева, Г.Н.Волкова, В.М.Григорьева, А.А.Григорьевой, М.Н.Егорова, К.Ж.Кожахметовой, Л.В.Кузнецовой, Т.Н.Петровой, Б.Н.Попова И.С.Портнягина, З.Б.Цаллаговой, К.С.Чиряева и др; на трудах этнографов, посвященных исследованию мира детства Г.С.Виноградова, И.С.Кона, М.Мид, М.В.Осориной и др.

Основой литературой для изучения психологии общения явились труды Б.Г.Ананьева, А.А.Бодалева, А.Б.Добровича, Я.А.Коломинского,

А.А.Леонтьева, А.В.Мудрика, В.Н.Мясищева, В.Н.Кунициной, М.И.Станкина и других. «Общение в своей первичной форме, в форме совместной деятельности или в форме общения речевого, - подчеркивал А.Н.Леонтьев, - составляет... обязательное условие процесса усвоения индивидами достижений общественно-исторического развития человечества».

Проблемы формирования культуры общения у детей разных возрастов на традициях этикета разных народов были рассмотрены в диссертационных исследованиях М.С.Васильевой (бурят), Ф.Ю.Гяургиевой (кабардинцев и балкарцев), А.М.Изиевой (народов Дагестана), К.П.Овчинниковой (чувашей) и т.д.

Основу для изучения вопросов этноэтикета составили работы этнологов А.К.Байбурина, Б.Х.Бгажнокова, А.Л.Топоркова и т.д. В настоящее время существует много работ посвященных исследованию этикета отдельных народов. Самой фундаментальной из них, на наш взгляд, является труд Б.Х.Бгажнокова «Адыгский этикет». Кроме этого интерес представляет работа А.А.Никишенкова «Традиционный этикет народов России XIX - начало XX вв». Традиции этикета башкирского народа рассмотрены в работе Д.Ж.Валеева. По его мнению, этикет в большей мере относится к сфере морали, чем к какой -либо другой сфере, так как в нормы этикета органически вплетена моральная мотивация.

Исследованию нравственной ценности этикета посвящены работы Л.Б.Волченко, А.В.Колесовой и т.д. Для нашей диссертационной работы представляет интерес работа З.Р.Валеевой по определению места этноэтикета в механизме нравственного урегулирования общения.

Источником для изучения традиций народного этикета саха явились труды А.Е. Кулаковского, Г.В. Ксеыофоытова, В.Л. Серошевского, П.А. Ойунского, Г.У.Эргис, а также Л.А.Афанасьева, М.А.Поповой, Е.Н.Романовой, и Др.

Особенный вклад в дело изучения культуры общения якутов в XIX в. внесли политические ссыльные. Одним их них был известный русский фольклорист и этнограф И.А.Худяков. В его труде «Краткое описание Верхоянского округа» нашли отражение многие стороны этноэтикета народа саха, в частности собран интересный материал по якутским благопожеланиям. Этот труд он писал, «живя в Верхоянске с апреля 1867г. по август 1874 г. в тесной юрте бедного якута, обреченный на бесправие и материальные лишения...без всякой надежды на его издание» [138, С. 121].

Одним из самых ценных источников по якутской лингвистике до сих пор остается капитальный труд Э.К.Пекарского «Словарь якутского языка». В этом словаре раскрываются не только значения слов, но и часто приводятся различные обряды, поверья, приметы, связанные с данным словом, бытовые, этнографические, культовые подробности. И что особенно важно для нас из этого словаря можно почерпнуть интересные сведения о культуре общения якутского народа. Обширный материал по национальной культуре якутов, собранный в этом труде, соответствует эпиграфу словаря, который гласит: «Язык племени - это выражение всей его жизни, это музей, в котором собраны все сокровища его культурной и высшей умственной жизни» [135, С.З].

Фундаментальный труд ссыльного поляка В.Л.Серошевского «Якуты» является наиболее полной и ценной монографией о якутах. В этой своеобразной энциклопедии Якутии собран материал, охватывающий все стороны жизни нашего народа. Многие стороны изучаемой темы затронуты в этой работе, например, такие как вопросы культуры общения и воспитания в якутских семьях XIX в.

Одним из самых незаменимых пособий по изучению быта и фольклора якутского народа являются научные труды А.Е.Кулаковского. О ценности собранных им около одной тысячи пословиц и поговорок автор писал, что они отражают «все мировоззрение данного народа, его быт, характер, наблюдательность и даже историческое прошлое» [91, С. 102].

Методы исследования. Для решения задач, поставленных в исследовании, и проверки гипотезы был использован комплекс взаимодополняющих методов: изучение и анализ философской, культурологической, социологической, психолого-педагогической, этнопедагогической и этнографической литературы по проблеме исследования; сбор и изучение материалов по этикету якутов в условиях включенного наблюдения, педагогическое наблюдение в школах, методы опроса (беседа и анкетирование); педагогический эксперимент; метод статистической обработки данных исследования и др.

Опытно-экспериментальной базой исследования явились

Чурапчинская республиканская средняя спортивная школа - интернат им. Д.П. Коркина и Мугудайская средняя школа им. Д.Д. Красильникова Чурапчинского улуса Республики Саха (Якутия).

Исследование проводилось втри этапа:

На первом этапе исследования (1997-2001 гг.) осуществлялось предварительное ознакомление с актуальными проблемами воспитания и образования, анализировалась философская, культурологическая,

этнографическая, социологическая, психолого-педагогическая и

этнопедагогическая литература. Определялись основные направления научного поиска. Проводился сбор первичного фактического материала в Чурапчинской средней школе и в якутских семьях, проживающих в сельской местности. Выполнялись курсовая и дипломная работы.

На втором этапе (2001-2002 гг.) разрабатывались структурно-содержательные основы научного исследования, определялись ее методологические положения. Основное внимание уделялось разработке научного аппарата и обоснованию теоретической концепции диссертационного исследования. Проводилась опытно-экспериментальная работа, позволившая осуществить проверку выдвигаемых теоретических положений.

На третьем этапе (2002-2003 гг.) были осуществлены апробация полученных результатов и оформление диссертационной работы.

Научная новизна исследования:

- уточнено определение этнической культуры межличностного общения не только как уровня коммуникативных способностей представителя данного этноса, а как особой диалоговой культуры собеседников на принципах толерантности, на основе духовных ценностей народов;

- уточнены сущность и содержание культуры межличностного общения в контексте традиций народного этикета якутов;

- выявлена и обоснована этническая специфика общения якутских детей младшего школьного возраста: сдержанность, застенчивость, тихий нрав, внешняя неэмоциональность, немногословность и др.

- определены и экспериментально проверены педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса формирования культуры межличностного общения младших школьников на традициях народного этикета якутов.

Теоретическая значимость заключается втом, что:

- расширены имеющиеся теоретические представления о содержании этнической культуры межличностного общения младших школьников;

- дано теоретическое обоснование содержательной сущности традиций народного этикета якутов как одного из важных средств формирования культуры общения младших школьников;

полученные результаты теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы уточняют представление о сущности и особенностях процесса формирования культуры межличностного общения младших школьников на традициях народного этикета якутов.

Практическая значимость исследования заключается в разработке научно-обоснованных методических рекомендаций для учителей, родителей, программы факультатива «Саха сиэрин угэстэрэ» («Традиции якутскою этикета»). Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в учебно-воспитательной работе начальной школе по формированию культуры межличностного общения на народных традициях этикета якутов, при чтении спецкурсов для студентов педагогического института, а также на курсах повышения квалификации учителей.

Апробация и внедрение результатов. Основные идеи работы обсуждались и получили одобрение на международных, российских и республиканских научно-практических конференциях в городах: Москва (2000-2003 гг.), Санкт-Петербург (2001-2002 гг.), Чебоксары (2002-2003 гг.), Якутск (2001-2002 гг.). Результаты исследования и отдельные методические рекомендации сообщались на семинарах, педагогических советах, встречах -беседах с учителями, родителями и учащимися.

Достоверность результатов исследования обеспечена исходными методологическими позициями, комплексной методикой исследования, адекватной его проблеме, предмету, задачам и логике, опытной работой и личной педагогической деятельностью автора в качестве учителя начальной школы, а также соблюдением таких важных общенаучных принципов, как достоверность и объективность фактов, связь истории с современностью, системный подход к анализу явлений воспитания и образования.

На защиту выносятся:

1. Обоснование сущности и содержания традиций народного этикета якутов, как ориентированных на гуманизацию, толерантность и гармонию межличностных отношений, и их места в воспитании культуры общения у учащихся начальной школы.

2. Комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования у учащихся культуры межличностного общения на традициях народного этикета якутов в начальной школе.

Формирование культуры межличностного общения младших школьников как социально-психологическая и этнопедагогическая проблема

Вопрос формирования культуры общения в рамках педагогической парадигмы поддержки с давних пор является одним из приоритетных направлений. Вследствие того, что «заиытерсованное общение всегда является фактором поддержки» (Г.Н. Волков). Парадигму педагогики поддержки, наряду с педагогикой авторитета и манипуляции, выделил Г.Б. Корнетов. В его трактовке педагогическая парадигма образования означает «совокупность устойчивых повторяющихся смыслообразующих характеристик, которые определяют сущностные особенности схем теоретической и практической педагогической деятельности и взаимодействия в образовании независимо от степени и форм их рефлексии» [81, С.52]. Основной идеей педагогической парадигмы поддержки является равноправие воспитателя и воспитуемого как субъектов педагогического процесса. Данная идея прослеживается в трудах основоположника научной педагогики Я.А. Коменского, который видел идеал педагогики в самом человеке, реализующем свои природные дарования. И при этом он особо выделял ценность педагогических традиций парода в развитии этой «врожденной силы нашей души, которая делает нас людьми». Великий реформатор западной педагогики Ж.-Ж. Руссо призывал воспитателей способствовать естественному росту детей, т.е. не нарушать принцип природосообразности, который является одним из постулатов народной педагогики. Педагог-демократ И.Г. Песталоцци видел цель образования в поддержке ребенка в его самостоятельном развитии, в творчестве ребенком самого себя. Он стремился приблизить образование к природе ребенка, связывал становление личности с формированием чувства достоинства. Создатель теории «свободного образования» в яснополянский период своей педагогической деятельности Л.Н. Толстой был убежден в том, что учитель должен следовать за ребенком, как за более совершенным и гармоничным существом, а не вести его за собой, формируя в соответствии со своими представлениями о том, каким он должен стать. Он считал, что свобода есть необходимое условие всякого истинного образования. Л.Н. Толстой писал: "... угрозы наказаний и обещания наград (прав и т.п.), обуславливающие приобретение тех или иных знаний, не только не содействуют, но более всего мешают истинному образованию" [186, С.409]. Одним из ярких пропагандистов педагогики поддержки являлся А. Нилл, основавший школу Саммерхилл. Он видел цель образования в воспитании человека, который способен обрести себя в окружающем мире. В контексте парадигмы педагогики поддержки особое внимание в нашем исследовании уделяется обеспечению формирования у ребенка способности самореализовываться в общении. Без общения, без субъект-субъектных отношений, без самоопределения и самореализации становится невозможным развитие ребенком себя как субъекта собственной жизнедеятельности.

В общении человек приобретает свою индивидуальность, находит признание и подтверждает призвание. Этой главной форме жизнедеятельности человека посвящены многие работы психологов Б.Г.Ананьева, А.А.Бодалева, А.Б.Добровича, Я.А.Коломинского, А.А.Леонтьева, А.В.Мудрика, В.Н.Мясищева, В.Н.Кунициной, М.И.Станкина и других. В соответствии с темой исследования из их работ мы выделили критерии межличностного общения: это непосредственное взаимодействие небольшого числа людей, при котором они познают друг друга; это взаимодействие вне деятельности, т.е. не связанное общественными регуляторами и ограничителями; это общение, в котором его участники всегда вносят элемент творчества для превращения его в общение, отвечающее высоким эталонам нравственности и духовности; его целью является создание или поддержание эмоционально удовлетворяющих взаимоотношений с окружающими; это личностно-ориентированное общение, в котором каждый из его участников признает незаменимость, уникальность своего партнера, принимает во внимание особенности его эмоционального состояния, самооценки, личностных характеристик; это общение, проникнутое чувством гуманности и доброжелательности участников друг к другу. Перечисленные критерии позволяют отличить межличностное общение как особый вид общения, основанный на принципах гуманизма, свободы и равенства, что является основной идеей педагогики поддержки. Но для эффективного взаимодействия необходимо владение культурой межличностного общения. Для определения сущности культуры межличностного общения целесообразно выявить семантику слова «культура». Термин «культура» (от лат. - «culture») первоначально означал возделывание, обработку почвы, её культивирование, т.е. изменение в природном объекте под воздействием человека в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами. Возделывание почвы невозможно без особого душевного настроя. Без предельного интереса к участку не будет и культуры, иначе говоря, должного возделывания [51, С. 22]. Таким образом, в этом значении выражена первостепенная особенность культуры - заложенное в ней человеческое начало и акцентировано внимание на единство культуры, человека и его деятельности. В дальнейшем культура как категориальное

Этническая специфика общения якутских детей младшего школьного возраста

Культура общения каждого народа несет на себе печать национального своеобразия, учет которого является необходимым условием педагогического процесса. При этом особое внимание должно уделяться традиционной системе воспитания народа, ведь как сказал Конфуций: «От природы все люди существенно одинаковы, воспитание и привычки делают их отличными друг от друга». По этому поводу Г.Б.Корнетов пишет: «В зависимости от типа культуры и общества, в которых человек живет, он и образовывается. Речь идет о такой социокультурной направленности образования, которая позволяет человеку обрести образ, созвучный эпохе его бытия, соответствующий определенному историческому типу личности, способному успешно реализовывать социально типические формы культурного поведения в конкретных ситуациях общественной жизни» [82, С.30]. В данном диссертационном исследовании мы не претендуем на раскрытие всей истории развития культуры общения якутского ребенка, целью данного параграфа является определение факторов, повлиявших на развитие их этнической специфики общения. Ведь любая детская субкультура имеет свою особую картину мира, которая не только порождает особенности поведения, сознания и деятельности, но и сохраняет элементы различных исторических эпох, архетипы коллективного бессознательного, национального верования. Или как пишет А.В.Мудрик, «нормы возрастной субкультуры значительно различаются в зависимости от того, в каком регионе страны живут школьники» [108, С.63]. Региональными нормами, влияющими на общение учащихся, он назвал нормы, специфические для жизни и общения людей, живущих на определенной территории, входящих в ту или иную национальную общность. Это этнические нормы, связанные с культурой, обычаями и традициями национальной общности. Или другими словами культура общения этноса оказывает влияние на общение младшего школьника.

Понятие «культура общения этноса» определяется по-разному. По мнению З.Р. Валеевой, исследователя нравственной ценности этноэтикета, культура общения этноса -это система ценностных ориентиров, определяющая способность представителей данного этноса следовать установленным и одобряемым нормам общения, отражающая нравственные требования к поведению человека [26, С. 12]. Этнограф Б.Х.Бгажноков рассматривает её как систему исторически сложившихся, характерных для данного народа средств коммуникативной (знаковой) деятельности [13, С.43]. В связи с темой исследования мы определяем этническую культуру межличностного общения, как определенный уровень коммуникативных способностей представителя данного этноса строить диалогическое общение на принципах доброжелательности, уважительности к собеседнику, на признании его свободы и уникальности, основываясь на духовно-нравственных ценностях своего народа.

Для изучения этнической специфики общения якутов в XIX веке содержательный фактический материал дают исследования политссыльных В.Л.Серошевского, Э.К. Пекарского, И.А.Худякова, ученых - этнографов Р.К. Маака, А.Ф. Миддендорфа и других.

В начале XX века исследованием традиционного общения якутов занимались А.Е.Кулаковский, П.А. Ойунский, Г.В.Ксенофонтов, СИ. Боло и т.д.

В современное время особый вклад в изучение традиций общения якутов внесли философы А.Г.Новиков, этнографы И.А.Гоголев, Р.И.Бравина, Е.Н.Романова и другие.

Ценным источником для изучения традиционного общения якутов является героический эпос олонхо, как и для многих других народов, например киргизов - «Манас», узбеков - «Дастан», бурят - «Улигер» и т.д. Как отметил известный исследователь якутского фольклора Н.В.Емельянов, «олонхо воплотило в себе всю духовную культуру якутского народа и выразило его мечты о будущем, синтезировало все лучшее, чего достигла устная поэзия якутов». [59, С.З]. Кроме этого в нем раскрываются «взаимоотношения людей эпического периода исторического развития якутов». [59, С.7].

На этнической культуру общения якутов, и конечно, якутских детей, оказало несомненное влияние природно-климатическая особенность проживания - суровая природа, требующая много дополнительных усилий для жизнеобеспечения каждого человека. Якутия расположена в зоне вечной мерзлоты. Здесь находится полюс холода северного полушария (-71 С), а перепады зимних и летних температур достигают 100 градусов по Цельсию. Сильные холода, сковывающие движение человека и сужающие возможности его общения, обусловили несколько замедленный темп жизни. А это в свою очередь сказалось на поведении и общении людей: они более степенны, хладнокровны, рассудительны по сравнению с южными «темпераментными» людьми.

Второе обстоятельство, оказавшее влияние на национально-культурную специфику общения якутов - относительная замкнутость этой нации. Кроме небольших групп или одиночек русских, якуты практически не общались с другими народами. В Якутии не было больших торговых городов и путей сообщения, широкого товарного обмена. Конечно, это не значит, что якуты, оставаясь в своей массе неграмотными, не имели своих представителей в науке и культуре, особенно в XIX и начале XX века. Одним из ярких просветителей, основоположником якутской литературы, общественным деятелем был А.Е.Кулаковского. Его идеи о народном благе сравнимы с взглядами чувашского педагога-просветителя И.Я.Яковлева. Оба трудились на благо своих народов, для поднятия их культурного уровня, что и сказалось на их близости по духу, по идее. Особенно заметно это прослеживается в их отношении к проблеме взаимодействия с русским народом.

Аналитическое представление состояния учебно-воспитательной работы в якутских школах, ориентированной на формирование культуры общения младших школьников

Для решения проблемы и определения перспектив важно аналитическое представление состояния учебно-воспитательной работы в якутских школах, ориентированной на формирование культуры общения у младших школьников.

В конце XX века в нашей стране остро встал вопрос о необходимости возрождения национальных языков, расширения сферы их функционирования, развития национальных культур, сохранения самобытности народов. И в связи с этим в Республике Саха (Якутия) в 1991 году была принята Концепция обновления и развития национальных школ республики. Эта концепция предусматривает реализацию права каждого ребенка на обучение и воспитание на родном языке, приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, прогрессивным обычаям и традициям народа, возрождение принципов этнопедагогики, введение в содержание всех школьных дисциплин национально-регионального компонента. Одним из её основных принципов является реализация права обучения и воспитания детей на их родном языке с дошкольного возраста до окончания средних учебных заведений. В связи с этим в школах республики не только изучаются родной язык и литература, но и обучение некоторым учебным предметам идет на родном языке. Ведь как говорил К.Д.Ушинский, «...этот удивительный педагог - родной язык - не только учит многому, но и учит удивительно легко, по какому-то недосягаемо облегчающему методу» [194, С.229]. Ушинский видел в родном языке отражение миросозерцания и «цвет всей духовной жизни» народа, «самую живую, самую обильную и прочную связь поколений», которые именно с помощью родного языка соединяются «в одно великое, исторически живое целое».

Вторым принципом концепции является формирование интеллектуальных способностей и нравственных качеств детей с учетом этнопсихологических особенностей познавательных процессов и традиций народной педагогики. При этом использование традиций народной педагогики не означает возврата к прошлому, простую реанимацию забытых или полузабытых ценностей. Это, прежде всего, восстановление нарушенных функций социокультурных организмов в духовной жизни. В рамках реализации Концепции процесс приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного народа, к его духовным и нравственно-этическим ценностям проходит при обязательном сочетании национальной и общечеловеческой культур. Как отмечал Л.С.Выготский, «национальная окраска человеческого поведения представляет из себя, как и все культурные приобретения, величайшую ценность, однако только тогда, когда она не становится футляром, который замыкает в себе человека, как улитку в раковину, и отгораживает его от внешней влияний» [156, С. 150].

Правительством Республики Саха (Якутия) была принята Целевая программа поэтапной реализации концепции и законы: «Об образовании», «Об учителе», «О правах ребенка» [124]. Концепция обновления и развития национальных школ стимулировала повышение национального самосознания, сыграла решающую роль в деле сохранения языка и, следовательно, спасения самого народа саха. Идейный вдохновитель разработки и реализации данной концепции Г.Н.Волков отметил, что «на общем историческом и социальном фоне Концепция обновления и развития национальной школы воспринимается как важнейшее из событий, суммирующее, концентрирующее, аккумулирующее все предыдущие культурные, просветительские, педагогические накопления» [37, С.46].

Благодаря концепции в учебный план школ республики был введен национальный региональный компонент, разработаны вариативные программы и учебные пособия. В школах изучается предмет национальной культуры русских, якутов, малочисленных народов Севера. Были разработаны следующие программы по национальной культуре якутов: «Ураанхай саха огото» (автор М.Д.Неустроева), «Национальная культура народов Якутии» (И.Г.Баишев), «Учение Айыы» (О.Винокурова), «Изучение фольклора в якутских школах» (Е.Николаев), «Фольклор якутов» (М.Прокопьева), «Кыыс Куо» (В.Н.Иванова, С.В.Федорова), «Национальная культура народов Якутии» (Л.И.Избекова) и т.д.

В начальной школе наибольшее распространение по предмету национальной культуры якутов получила программа М.Д.Неустроевой «Сиэр -майгы уруоктара - Ураанхай саха огото» (Уроки нравственности - Дитя племени саха). Эта программа нацелена на формирование национального самосознания, ведь только через него развивается духовная культура народа. Автор программы разработала данный проект исходя из того, что, начиная с семьи постепенно, в процессе общения с природой и окружающими людьми, ребенок начинает формироваться как личность. И на основе этого, а также опираясь на традиции народной педагогики и с учетом этнопсихологии народа, определила содержание программы, в которую включены следующие разделы: 1 класс - «В родной семье», 2 класс - «Родственники и друзья», 3 класс - «Якут - дитя природы», 4 класс - «Человек среди людей».

Организация опытно-экспериментальной работы по формированию культуры межличностного общения учащихся начальной школы на традициях якутского этикета

Анализ состояния учебно-воспитательной работы по развитию культуры общения учащихся младшего школьного возраста, показал необходимость педагогически инструментированного процесса формирования культуры общения, обусловленного возрастом, построенного на тесной взаимосвязи знаний, чувства, поведения, приоритетности подхода к ребенку как субъекту воспитания и как представителя отдельного этноса.

Перед организацией такой работы представлялось необходимым проведение подготовительной работы, которая заключалась в подборе соответствующей методики, консультации с учителями, определении педагогических условий, разработке программы работы.

При разработке программы работы по формированию культуры межличностного общения младших школьников на традициях народного этикета якутов мы понимали, что нельзя нарушать закон единства, целостности, неразрывности воспитания, нельзя направлять усилия только на привитие знаний и умений этикетного поведения. Без уравновешенного развития эмоциональной, умственной, ценностной, волевой и физической сторон личности невозможно его включение в социально ценную активность и обеспечение самовоспитания, самосовершенствования ребенка.

В начале формирующего эксперимента было определено, что главный акцент важно сделать на желании младших школьников быть хорошими, свойственным детям данного возраста. В процессе занятий основное внимание важно уделять характерному для младшего школьника вниманию к нравственной стороне этикетного поведения, желанию дать ему моральную оценку, получить оценку окружающих. Младший школьный возраст является сензитивньш периодом для усвоения этикетных норм поведения, поэтому в этом возрасте необходимо развить умение и привычку к постоянной моральной оценке поведения и самооценке.

Ценные указания по проведению эксперимента были даны М.Д.Неустроевой, автором региональной учебной программы «Ураанхай саха огото». Она указала наиболее оптимальные пути введения в учебно-воспитательный процесс веками проверенных ценнейших богатств народного фольклора, мудрости и жизненной практики, что оказывает влияние на формирование не только культуры общения, но и позитивной идентичности своей национальной общности, национального достоинства и самое главное толерантности. В начальной школе основной акцент делается также на то, что освоение собственной культуры является выходом к общечеловеческой культуре.

Воспитание культуры межличностного общения с позиций этикета народа саха проводилось при соблюдении педагогических и этикетных принципов: воспитание детей осуществлялось в процессе их деятельности, при единстве требований учителей и родителей; педагогическое руководство сочеталось с развитием детской инициативы и самодеятельности, учитывались этнопсихологические, возрастные и индивидуальные особенности детей. Соблюдались принципы обучения: научность, энциклопедичность, наглядность, систематичность, сознательность и активность детей, прочность обучения, индивидуализация развития учеников. Принципы этноэтикета: разумность и необходимость поведенческих правил, доброжелательность и дружелюбие, уважение к старшим, отсутствие мелочей, уважение национальных традиций.

Для эффективного воспитания культуры межличностного общения у младших школьников на традициях этикета якутов представлялось необходимым учитывать следующее:

1. Опора на народные традиции, народную культуру. Как писал К.Д.Ушинский: «Обращаясь к народности, воспитание всегда найдет ответ и содействие в живом и сильном чувстве человека, которое действует гораздо сильнее убеждения, принятого одним умом, или привычки, вкорененной страхом наказаний» [194, С. I 17].

2. Позитивный настрой учащихся. Нельзя забыть или обидеть никого из воспитанников, для чего используются обращение по именам, похвала, призы и прочие способы обучения, увлекающие детей.

3. Пример взрослых, прежде всего учителя. Ребенок наблюдает и оценивает взрослых. Желательно всегда оценивать свое поведение с позиций доказательности разумности и необходимости соблюдения этикета, соответствия его собственным поучительным словам. Действия учителей были направлены на достижение главной цели — создания для развития личности ребенка творческой, доброжелательной, дружеской обстановки.

4. Связь с семьей — необходимое условие, позволяющее сохранить единство требований и преемственность воспитания. Общая цель семьи и школы - хорошо воспитанный, культурный и образованный человек. Кроме этого «сейчас семья уже сама в состоянии оказывать мобилизующее, стимулирующее влияние на всю систему воспитания. Она даже в состоянии сдерживать разлагающее воздействие окружающей среды, особенно в нынешних условиях» [34, С.351].

5. Большую роль в обучении и воспитании поведенческой культуры играет родной язык. К.Д.Ушинский пишет: «Вводя дитя в народный язык, мы вводим его в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа. Нет родного языка - растворяется нация, деградирует культура и духовные ценности, исчезает из обихода такое действенной средство народной педагогики как устное народное творчество». Обучение правильному, красивому поведению способствует и речевому развитию воспитанника. С этой целью расширялся круг этико-поведенческих

Похожие диссертации на Формирование культуры межличностного общения младших школьников на традициях народного этикета якутов