Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА ПЕРВАЯ ЭСТЕТИКО-ВОСПИТАТЕЛЬНЬШ ВОЗМОЖНОСТИ ДЕКОРАТИВНО-
ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 15
I. Художественно-эстетическое развитие и эстетическая воспитанность учащихся 16
2. Специфика декоративно-прикладного искусства и особенности его обучения 25
3. Эстетико-воспитательные возможности декоративно-прикладного искусства... 42
ГЛАВА ВТОРАЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА 72
I. Анализ состояния обучения декоративно- прикладному искусству 74
2. Педагогические условия развития художественной наблюдательности и творческого
воображения школьников. 96
3. Стимулирование творческой активности учащихся посредством декоративных работ 117
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 164
БИБЛИОГРАФИЯ 168
ПРИЛОЖЕНИЕ 180
- Художественно-эстетическое развитие и эстетическая воспитанность учащихся
- Специфика декоративно-прикладного искусства и особенности его обучения
- Анализ состояния обучения декоративно- прикладному искусству
Введение к работе
Актуальность проблемы. Одной из важнейших задач советского общества на современном этапе совершенствования зрелого социализма является воспитание всесторонне и гармонически развитой личности. Решение этой задачи зависит от ряда объективных и субъективных факторов. Особую роль в формировании нового человека призвано сыграть искусство.
В Программе КПСС сказано: "Партия Судет неустанно заботиться о расцвете литературы, искусства, культуры, о создании всех условий для наиболее полного проявления личных способностей каждого человека, об эстетическом воспитании всех трудящихся, формировании в народе высоких художественных вкусов и культурных навыков".1 В материалах ХХУ и ХШ съездов КПСС указывается необходимость дальнейшего повышения роли социалистической культуры и искусства в идейно-политическом, нравственном и эстетическом воспитании советских людей.
Возрастание роли искусства в жизни общества - одна из объективных закономерностей его развития. Эта закономерность обусловлена разными по своей общественной значимости причинами. Возрастание роли субъективного фактора в историческом процессе сделало воспитание всей массы лвдей важнейшей социальной задачей, в решение которой активно включено искусство. Усилению роли искусства способствуют также некоторые особенности современной идеологической борьбы. Искусство, обладая способностью одновременного воздействия на ум, волю, чувства человека, благодаря огромной эмоциональной действенности его идей, становится важным фактором I Материалы ХХП съезда КПСС. М.,1961,с.418-419. _ 4 - современной идеологической борьбы, непосредственно и активно участвуя в формировании мироощущения и мировоззрения.
Возрастанию роли искусства и потребности в нем массы людей способствует научно-техническая революция. При помощи современных технических средств искусство стало доступно почти всем жителям планеты. Это приводит к тому, что общие представления об искусстве получают многие, но какие произведения искусства становятся достоянием масс,зависит от того, в чьих руках находятся средства массовых коммуникаций и в какой художественной информации владельцы этих средств заинтересованы. Таким образом, само распространение искусства еще не есть гарантия высокой художественной образованности, не рождает автоматически хороший вкус, а создает дополнительную потребность в широкой постановке художественного образования и эстетического воспитания.
Подготовка молодого поколения к участию в трудовой, научной и общественной деятельности невозможна без участия искусства. В возрастании роли искусства наряду с причинами социального и идеологического характера большое значение имеют также причины психологические. Распространение науки и техники с их строгой рациональностью и жесткой детерминированностью, возникшая диспропорция между интеллектуальной и эмоциональной культурой рождают потребность в эмоциональности и духовности. Рациональность, логичность, продуманность мира,создаваемого наукой, рождает потребность в чувственной конкретности, эмоциональном богатстве, заключенном в искусстве.
Названы далеко не все причины, объясняющие неуклонное возрастание роли искусства в жизни современного общества. Но и они свидетельствуюго том, какое огромное значение в воспитании - 5 -подрастающего поколения имеет искусство и как важно, чтобы оно заняло подобающее место в системе коммунистического воспитания вообще и в эстетическом воспитании в особенности.
В формировании эстетического отношения к действительности участвуют все виды искусства, каждый из которых - присущими ему средствами. Большое место в формировании современного человека занимает изобразительное искусство, как специфическое средство эстетического воспитания и форма эстетического освоения окружающей действительности» Оно все больше входит в жизнь, становясь неотделимой частью повседневного окружения человека. Эта тенденция в развитии изобразительного искусства по-разному проявляется в каждом из его видов, но присуща всем им.
Особое место в жизни человека занимает декоративно-приклад ное искусство, призванное непосредственно служить ему, делать художественно оснащенным, красивым его повседневное бытие. В то же время оно может стать действенным средством эстетического воспитания в школе. }
Декоративно-прикладное искусство как никакой другой вид учебно-творческой работы школьников, не только вооружает их техническими знаниями, но и развивает у них трудовые умения и навыки, психологически и практически подготавливает к труду, к выбору профессии, и на основе всего этого формирует коммунистическое отношение к труду, помогает раскрыть красоту, огромные духовные ценности изделий народных мастеров, развивает эстетический вкус и идеал.
В отличие от других видов искусства, с произведениями декоративно-прикладного искусства человек встречается везде и всюду. Оно вырабатывает вкус посредством специфического воздействия. Таким образом, специфика декоративно-прикладного искусства, выражающаяся в единстве формы и практического назначения декоративной вещи, в единстве трудовых умений, навыков и художественно-эстетического вкуса,позволяет осуществлять комплексный подход к постановке занятий декоративно-прикладным искусством в школе, определяет органическое единство трудового и эстетического воспитания подростков. Это единство обусловлено и современным требованием международных стандартов в промышленных изделиях, которое выражается не только в высокоэффективном уровне рабочего процесса, но и в требованиях технической эстетики.
Научный интерес к декоративно-прикладному искусству особенно возрос в последние два десятилетия» Советскими учеными проведен целый ряд исследований, в которых изучалось значение декоративно-прикладного искусства в идейно-эстетическом воспитании учащихся. Появились публикации и кандидатские диссертации, в которых отражались прогрессивные тенденции методики преподавания декоративного рисования и эстетического воспитания средствами народного искусства. Так,кандидатская диссертация Ю.В.Максимова 'Толь народного прикладного искусства в художественном развитии детей 5-7 лет" (1970г,) посвящена определению значения и места детской изобразительной деятельности с использованием образцов русского народного декоративно-прикладного искусства в системе эстетического воспитания в детском саду.
Методике преподавания декоративного рисования, на материале народного искусства в общеобразовательных школах посвящены диссертации А.С.Хворостова, Т.Я.Шпикаловой, Л.Н.Любарского, Я.А.Сав-занова, Б.С.Белова, Р.Хасанова и др.
В кандидатской диссертации Д.Г.Пилипенко "Исследование эсте-тико-воспитательных возможностей занятий декоративным искусством в общеобразовательной школе" находят отражение некоторые положения о значении народного искусства в эстетическом воспитании. В диссертации Э.А.Мандалян "Формирование патриотических и интернациональных понятий и представлений подростков в процессе художественно-творческой деятельности" показаны пути формирования у подростков потребности в созидательном общественно-полезном труде через занятия по керамике как ведущей области национального декоративно-прикладного искусства.
Проведен ряд серьезных исследований, обобщенных в виде докторских диссертаций, среди которых наиболее важными для действительного повышения эффективности художественного образования эстетического воспитания являются диссертации Н.Н.Ростовцева, В.С.Кузина, Г.В.Беда и других ученых.
В основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы ставится вопрос о необходимости значительного улучшения художественного образования и эстетического воспитания школьников с использованием богатых возможностей искусства.
Современный этап разработки вопросов эстетического воспитания органично связан с научно-техническим и социальным прогрессом, с усилением потребности общества в кадрах, способных творчески участвовать в материальном и духовном производстве. В связи с этим эстетическое воспитание и образование можно рассматривать как средства творческого развития личности.
Процесс эстетического виспитания не завершается приобщением школьника к занятиям искусством, с этого момента начинается новый, столь же важный этап. Однако, именно он остается менее всего изученным. По большей части мы имеем дело с описанием интересного, но частного педагогического опыта воспитания искусства, либо с теоретической постановкой этого вопроса. Даже в исследованиях по психологии искусства и художественного воспитания,где обращение к личностным характеристикам неизбежно, этот этап обычно рассматривается как условие или фактор успешных занятий искусством. Гораздо меньше внимания здесь уделяется изменению личностных характеристик под влиянием искусства. Незнание же педагогических условий и психологических механизмов формирования личности средствами искусства делает неконкретными те или иные рекомендации и весьма приблизительным управление данным воспитательным процессом.
Систематическое обучение основам декоративно-прикладного искусства, как составной части художественного образования и важнейшего фактора формирования творческой личности школьника, недостаточно изучено. Отсюда и вытекает проблема нашего исследования.
Объект исследования - процесс обучения декоративно-прикладному искусству и труду в І-ГХ классах.
Предмет исследования - активизация учебно-познавательной деятельности учащихся на занятиях декоративно-прикладного искусства и труда в целях формирования эстетического отношения к действительности.
Цель исследования - выявить и опытно-экспериментальным путем установить эффективность влияния декоративно-прикладного искусства на эстетическое развитие учащихся через межпредметные связи трудового обучения и изобразительного искусства. Исходя из этой цели были определены следующие задачи исследования: выявить состояние художественного развития учащихся; определить возможности декоративно-прикладного искусства и труда в формировании у школьников эстетического отношения к действительности; дать анализ психолого-педагогических основ художественного развития школьников на занятиях декоративно-прикладного искусства и труда в свете современных актуальных проблем, подготовить учащихся к жизни и труду в условиях развитого социализма; разработать методику преподавания предметов вышеназванного цикла и проектировать новую модель их обучения в соответствии с новыми программами и гипотезами нашего исследования; определить эффективность экспериментального обучения;
6) разработать методическое руководство для учителей. Гипотеза исследования. Эстетическое воспитание учащихся посредством декоративно-прикладного искусства является эффективным средством художественного развития, если: обеспечиваются межпредметные связи занятиями по изобразительному искусству и трудовому обучению с использованием средств и возможностей народного декоративного искусства; теоретические знания в области изобразительного искусства связаны с творческой деятельностью учащихся; осуществляется комплексное художественное воздействие, обеспечивающее единство рационального и эмоционального, эстетического и этического.
Методологической основой исследования явилась ленинская теория познания, марксистско-ленинская эстетика, документы КПСС по вопросам воспитательной роли искусства, документы органов народного образования по эстетическому воспитанию учащихся, а также работы по исследуемой нами проблеме, выполняемые представителями советской научно-эстетической, психолого-педагогической мысли.
Методы исследования определялись его целью, гипотезой, задачами и этапами работы. В работе использованы следующие методы: изучение и теоретический анализ литературы по философии, эстетике, психологии, педагогике, искусствознанию; изучение и обобщение передового опыта учителей советской школы; анкетирование учителей с целью выяснения практики обучения декоративно-прикладного искусства и труда; анкетирование учащихся с целью изучения интересов к этим учебным предметам, а также некоторых особенностей художественного развития; целенаправленные длительные наблюдения за процессом обучения; устные беседы с учителями, родителями, учащимися ; эксперименты: а) диагностирующий эксперимент для выявления соотношения уровней художественного и технического мышлений учащихся на осно ве решения ими системы художественных и технических заданий;
6) обобщающий эксперимент по развитию художественной наблю дательности и творческого воображения в процессе решения худо жественных задач; в) констатирующие эксперименты для выявления уровней творческой активности учащихся; б) изучение и анализ продуктов художественной деятельности подростков для определения творческих возможностей учащихся в данной области;
7) составление характеристик и другие. Названные методы дополнялись различными приемами вспомогательного характера.
Исследование проводилось поэтапно, в течении 9 лет. - II -
На первом этапе (1975-77 гг.) диссертант, изучая эстетическую, психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме предстоящего исследования, собирал и обобщал материал, характеризующий зависимость процесса художественного развития и формирования эстетического отношения учащихся к действительности от методики преподавания и характера художественной деятельности подростков.
Второй этап (1978-80 гг.) был посвящен изучению состояния и выяснения сложившейся в школах (городских и сельских) Арм.ССР практики обучения декоративно-прикладного искусства и труда. Был собран и проанализирован материал ряда школ по художественному развитию подростка в процессе обучения вышеуказанных предметов. Это помогло выявить недостатки в организации работы по развитию художественно-творческих сил учащихся.
Далее были собраны и проанализированы творческие работы учащихся, выполненные в ходе предварительного эксперимента, разработана методика экспериментального обучения.
На третьем этапе (I98I-I984 гг.) была продолжена экспериментальная работа. Проводился контрольно-проверочный эксперимент по уточненной методике. Анализ результатов педагогического эксперимента подтвердил истинность исходных положений исследования.
На каждом этапе исследования конкретизировалась общая гипотеза.
База исследования. Исследование проводилось на базе общеобразовательных школ Арм.ССР; было охвачено 3400 учащихся. Обучающий эксперимент проводился в 1980-1984 гг. со 1700 учащимися из четырех школ: № 95, МОЗ г.Еревана, школа $2 Наирийского района и школа поселка Чаренцавана.
Научная новизна исследования состоит в научно-теоретическом обосновании и комплексном использовании возможностей декоративно-прикладного искусства и труда, в развитии художественных умений, навыков, способностей и формирования эстетического отношения подростков к действительности; выяснении эстетико-педаго-гической ценности освоения произведений декоративно-прикладного искусства. Создана соответствующая методика обучения, ее эффективность проверена экспериментально. Разработан комплекс средств анализа и оценки ученических работ по декоративному рисованию.
Практическая значимость исследования. Нами разработана экспериментальная методика и методические рекомендации по изучению декоративно-прикладного искусства и труда, предназначенные для учителей. Написано методическое пособие по изучению декоративного рисования. Сделанные в диссертации выводы и предлагаемые методические рекомендации могут быть использованы учителями изобразительного искусства и труда общеобразовательных школ, студентами факультетов рисования, черчения и труда, а также дошкольной педагогики и психологии, методистами изобразительного искусства и труда в вузах, лекторами на курсах усовершенствования учителей.
Достоверность полученных результатов и основных выводов исследования обеспечена общим методологическим подходом к процессу художественного образования и эстетического воспитания, основой которого служили: положения марксистско-ленинской теории эстетического воспитания; соответствие научного аппарата объекту и предмету исследования; применение комплекса адекватных объектов, предмету цели и задачам исследования методов; репрезентативная выборка обследования учащихся и учителей; эксперименталь- нов обучение и теоретическая интерпретация его педагогических условий; результаты анализа педагогической работы, выразившиеся о одной стороны,в изменении мотивов школьников, с другой - в росте стремления к самостоятельному поиску и творчеству.
Апробация "Результатов исследования. Результаты работы и положения диссертации апробированы в докладах, прочитанных на: научно-педагогической конференции , посвященной проблемам теории и практики эстетического воспитания учащихся (Ереван, 1977г.); конференции молодых ученых и аспирантов Армпединститута (Ереван,1984); республиканских научных конференциях художников-педагогов (Ереван,І982,1983,1984 гг.);
Закавказской научно-практической конференции, посвященной эстетическому воспитанию учащихся (Ереван,1984г.).
Внедрение в практику, вытекающих из исследования основных положений и результатов, проводилось на всех этапах работы. На защиту выносятся следующие положения:
Развитие художественных способностей и формирование эстетического отношения к произведениям декоративно-прикладного искусства и результатам труда, процесс совершенствования эстетических оценок, эмоциональных переживаний, эстетических мотивов, положительно влияющих на учебно-познавательную деятельность подростков.
Декоративно-прикладное искусство, в сочетании с занятиями по труду, обладает большими потенциальными возможностями для систематического развития творческих способностей и формирования эстетического отношения, а целенаправленная научно обоснованная реализация этих возможностей в практике школьного обучения с подростками выступает как педагогическая необходимость.
3. Эффективность изучения декоративно-прикладного искусства в системе изобразительного искусства способствует пониманию взаимосвязей между различными видами искусства, лучшему усвоению языка этих видов искусства - развивает интерес к соответствующим искусствам с одной стороны, и активизирует учащихся в применении полученных теоретических знаний в творческих работах, связанных с указанными видами искусства, с другой стороны.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложения.
Первая глава посвящена решению проблемы художественно-эстетического развития и воспитания учащихся, выявлению их компонентов и критерий формированности. Далее рассматривается специфика декоративно-прикладного искусства, раскрываются дидактические основы обучения и эстетико-воспитательные возможности этого вида искусства в сочетании с занятиями труда в I-IX классах общеобразовательной средней школы.
Во второй главе по материалам обучающего эксперимента выявляется воздействие разных методических приемов и творческих заданий по изучению декоративного искусства и занятий по труду на эстетическое развитие и воспитание учащихся. Раскрываются педагогические условия развития художественной наблюдательности и творческого воображения, а такде стимулирование творческой активности средствами декоративных работ.
В заключении делаются соответствующие обобщения и выводы»
class1 ЭСТЕТИКО-ВОСПИТАТЕЛЬНЬШ ВОЗМОЖНОСТИ ДЕКОРАТИВНО-
ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ class1
Художественно-эстетическое развитие и эстетическая воспитанность учащихся
Вопрос о художественно-эстетическом развитии подрастающего поколения стал ныне общегосударственной, общенародной проблемой, поскольку, как уже отмечалось, он связан с задачей всестороннего развития человека, с формированием его как личности.
Художественно-эстетическому воспитанию принадлежит важная роль в общей системе эстетического развития учащихся в общеобразовательной школе. Его значение в развитии и формировании личности вытекает из самой природы эстетического, из универсальности эстетических отношений проявляющихся во взаимоотношениях человека с природой, искусством, обществом, с самим собой и охватывающих, таким образом, всю потенциальную сферу сознания и деятельности личности. Формирование собственно эстетических отношений школьника теснейшим образом переплетается с художественным развитием его, с формированием его нравственных отношений, убеждений, идеалов. А это значит, что художественно-эстетическое воспитание оказывает значительное воздействие на формирование всей системы ценностей личности, на процессы упорядочивания и иерархизапии этих ценностей. Отсюда вытекают, в частности, функции художественно-эстетического воспитания при формировании мировоззрения личности, ее гражданской позиции как социально-активной, идейно-убежденной, творческой личности советского общества.
Теоретики (А.Н.Буров, Б.Т.Лихачев, А.Н.Коган, А.А.Балян) утверждают, что эстетическое воспитание обладает полнотой воздейст-вущей силой лишь тогда, когда органически включается в общепедагогическую теорию (в практику) и когда оно связано со всеми остальными факторами развития и воспитания. Отличительная особенность эстетического развития и воспитания заключается в его синкретическом, всеобщем характере. "Всестороннее эстетическое развитие, - пишет А.А.Балян, - предполагает расцвет всего богатства человеческой личности, универсальной духовно-практической способности творить по законам красоты, способность художественно-образного мышления и эстетического отношения, способность переживать, наслаждаться и добиваться гармонического совершенства во всех областях человеческой деятельности (подч. нами.-Л.Н.), поведения и мировосприятия". Согласно принятому в советской теории эстетического воспитания положению, одной из основных задач художественно-эстетического развития является формирование творческих способностей школьников. Основным средством художественно-эстетического воздействия и развития этих способностей у учащихся в общеобразовательной школе являются дисциплины эстетического цикла (в нашей работе: декоративно-прикладное искусство),
Специфика декоративно-прикладного искусства и особенности его обучения
Декоративно-прикладное искусство на сегодняшний день является одним из самых распространенных видов искусства. Оно основано на взаимоотношениях: человек-действительность-искусство; исходит, превде всего, из социально-исторической и психологической закономерностей и вытекает из прекрасного, выступающего главной эстетической категорией. Декоративное искусство - главный диспетчер эстетических взаимоотношений, не только потому, что имеет прикладное значение, но и потому, что является объектом и проблемой прекрасного.
Чтобы были ясным специфика декоративно-прикладного искусства и особенности его обучения в общеобразовательной средней школе, необходимо выявить его необычный диапазон (восприятие, тема, средства выражения, художественная техника). Это - резьба по дереву, художественная чеканка, ковер, карпет, палас, гобелен, национальный костюм, внешнее и внутреннее оформление архитектурных строений, игрушки, оформление стендов, стенгазет, плакатов, адресов, афиш и многих других областей, которые окружают человека, обогащая его будни.
Многие из перечисленных видов декоративно-прикладного искусства имеют непосредственно прикладное значение. "Понять прикладное искусство - это значит понять его образность, идейность, красоту в их связях и взаимодействиях с технологическим и утилитарным". Главной особенностью декоративно-прикладного искусства является единство прикладного и эстетического. Прекрасное в его произведениях рождается вместе с прикладным. Здесь невозможно создать сначала инженерную сторону предмета, а потом добавить красоту. Как и невозможно создать чисто прикладную сторону без эстетической; декоративно-прикладное искусство в самом предмете слито с ним, рождено вместе с ним. Каждый прикладной предмет в своей основе имеет эстетические элементы, т.к. он должен удовлетворять те или другие потребности человека. Здесь особенно велика роль эстетического.
Что из себя представляет прекрасное в вещах, к чему так стремится человек на протяжении веков? Чем ближе структура предмета к его прикладному значению, чем лучше, интереснее, богаче выражены эстетические возможности материала, тем красивее и удобнее кажется предмет. Декоративное искусство непосредственно свя- с зано с конкретными материальными предметами, красота работы связана с конкретными вещественными результатами. Следовательно, в процессе эстетического стимулирования труда и развития художественного начала очень важную роль играет декоративно-прикладное искусство. Художественное богатство, которым наделено декоративно-прикладное искусство не только украшает пространство, но и усиливает, и обогащает художественно-картинное содержание, выразительность предмета. Это основное назначение декоративно-прикладного искусства несмотря на то, что оно выполняет все это совместно с архитектурой, живописью, скульптурой и др. видами искусства.
Важнейшей особенностью декоративно-прикладного искусства является и то, что оно шагает в ногу со временем. Любой предмет, пространство оформляется соответственно требованиям времени. Современная архитектура выглядела бы оголенной, если бы ее не дополняли монументальная графика, картина и плоскость, мебель и декоративная растительность, чеканка и художественная обработка камня.
class2 ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА class2
Анализ состояния обучения декоративно- прикладному искусству
Еще в 1906 году на III съезде русских деятелей технического и профессионального образования была принята резолюция, на основании которой разрешалось на уроках изобразительного искусства в качестве образца использовать формы растительного и животного мира. Резолюцией была предусмотрена программа, которая содержала1) всеобъемлющий план, формы и способы добывания необходимых мате- j риалов для преподавания изобразительного искусства и возможности для издания литературы по этой области. Задания носили чисто декоративный характер. Предлагались стилизация форм представленных образцов, использование национальных особенностей, оригиналь- ! ность. В программе особое место отводилось экскурсиям и походам.
В связи с новым направлением преподавания изобразительного искусства изменилось также содержание выполнения рисунка. Об этом изложено в методическом пособии А.В.Захарова Но новому пути", изданном в те годы. Далее, до конца Великой Отечественной войны было издано очень мало работ, посвященных вопросам обучения декоративно-прикладному искусству. 16 октября 1918 г. была издана "Декларация единой трудовой школы", которая провозгласила новые идейно-политические и научно-педагогические принципы советской школы. Большое место в декларации отводилось эстетическому воспитанию учащихся, особенно рисованию и лепке.
На преподавание изобразительного искусства свое отрицательное воздействие имела "Комплексная" программа (1923-1925 гг.), в основе которой лежала биогенетическая теория Бакушинского. Согласно этой теории, чем меньше будет влияние учителя, тем больше будет самостоятельности и эмоционального самовыявления ученика на уроках изобразительного искусства.
Это направление, как и футуризм подверглись основательной критике со стороны Н.К.Крупской, которая считала, что при таком подходе ученики не могут достигнуть высокого уровня, что в творческой работе учеников руководство учителя является не только излишним, но и необходимым.
5 сентября 1931 г. Центральным Комитетом было принято поставі новление, где отмечалось неудовлетворительное состояние преподавания общеобразовательных предметов и была представлена новая программа, согласно которой уточнились также цели и задачи преподавания в школе изобразительного искусства. Особое место в про- у грамме заняло и декоративное рисование.
В 30-е годы в область преподавания изобразительного искусства свой вклад внесли Кардовский и Юон. Они многое сделали для развития методики преподавания рисования. Будучи учеником Чистякова, крупнейший мастер графики Кардовский начал развивать методы реалистического рисования. Он в 1942 году в Москве основал первый педагогический институт с факультетом рисования и черчения. Целью факультета являлась подготовка учителей по изобразительному искусству для общеобразовательных школ.
Благодаря деятельности Кардовского и Юона обучение изобразительному искусству в советской школе в 40-е годы окончательно было поставлено на реалистические основы, в деле укрепления и развития которого большую роль сыграли Академия художеств СССР, созданная в 1947 году, и Академия педагогических наук РСФСР, созданная в 1943 году.
В 1945 году вышел в свет труд Г.В.Лубановской "Детское худо- , жественное творчество", где автор основное внимание уделяет активному отношению учащихся к окружающему предметному миру.
В 1952 году под редакцией Г.В.Лубановской вышел в свет сборник докладов "Из опыта работы с детьми по изобразительному искусству", куда вошли доклады, прочитанные в 1949 г, во время "педагогических чтений" в Институте художественного воспитания.
В сборнике затрагивались вопросы преподавания декоративного рисования. Так, например, С.А.Коморский посвятил свой доклад "Декоративному рисованию в начальных классах", обратив особое внимание на используемые в процессе урока растительных и животных натуральных форм, декоративный цвет и другие обстоятельства. Вопросам эстетического воспитания посвятил свой доклад С.Т.Шацкий, который в 1955 году издал объемистый труд "Общие вопросы эстетического воспитания в школе". В 1956 году вышла работа Н.А.Дмитриева "Эстетические вопросы в школе", а в 1957 году впервые вышел в свет учебник по изобразительному искусству Н.И.Ростовцева, для 1-2 классов.
В 1959 году вышло в свет новое методическое пособие З.Д. Масленникова для учителей "Работа с красками в школе". Здесь отдельным разделом представлено применение цвета в декоративном рисовании. Даются практические советы в области цветовых решений орнаментации.