Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Гражданское и религиозное воспитание школьников в системе общего образования Германии Князькова, Наталья Павловна

Гражданское и религиозное воспитание школьников в системе общего образования Германии
<
Гражданское и религиозное воспитание школьников в системе общего образования Германии Гражданское и религиозное воспитание школьников в системе общего образования Германии Гражданское и религиозное воспитание школьников в системе общего образования Германии Гражданское и религиозное воспитание школьников в системе общего образования Германии Гражданское и религиозное воспитание школьников в системе общего образования Германии Гражданское и религиозное воспитание школьников в системе общего образования Германии Гражданское и религиозное воспитание школьников в системе общего образования Германии Гражданское и религиозное воспитание школьников в системе общего образования Германии Гражданское и религиозное воспитание школьников в системе общего образования Германии Гражданское и религиозное воспитание школьников в системе общего образования Германии Гражданское и религиозное воспитание школьников в системе общего образования Германии Гражданское и религиозное воспитание школьников в системе общего образования Германии
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Князькова, Наталья Павловна. Гражданское и религиозное воспитание школьников в системе общего образования Германии : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Князькова Наталья Павловна; [Место защиты: Ин-т семьи и воспитания].- Москва, 2011.- 191 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-13/1233

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Проблемы становления теории и практики гражданского и религиозного воспитания в системе общего образования Германии

1.1. Историко-педагогические предпосылки становления гражданского и религиозного воспитания в немецкой общеобразовательной школе

1.2. Соотношение целей, задач и содержания гражданского и религиозного воспитания в системе общего образования Германии

1.3. Специфические особенности и проблемы реализации гражданского и религиозного воспитания в современной немецкой школе

Выводы по I главе 64

Глава II. Социальное партнёрство государства, общества и конфессий в гражданском и религиозном воспитании школьников в Германии

2.1. Нормативно-правое регулирование гражданского и религиозного воспитания учащихся в Германии

2.2. Условия и средства интеграции гражданского и религиозного воспитания в немецкой школе

2.3. Возможности использования немецкого опыта воспитания в процессе духовно-нравственного развития российских школьников

Выводы по II главе 149

154 169

Заключение 152

Список литературы

Приложение

Введение к работе

Актуальность исследования. В государственной (светской) школе Германии наряду с всеобщим гражданским воспитанием осуществляется воспитание учащихся по выбору их семьи на основе духовно-нравственных ценностей традиционных в стране конфессий. Общее гражданское (Die staatsburgerliche Bildung und Erziehung) и вариативное религиозное (Die religise Bildung und Erziehung) воспитание в системе общего образования Германии (Die Allgemeinbildung) позволяет реализовать в школе как общенациональные интересы в части формирования будущих сознательных и ответственных граждан государства, так и потребности в сфере воспитания различных социокультурных групп. Это способствует сохранению сложившегося в стране культурного многообразия, взаимному доверию и социальной стабильности, обеспечивает единство образовательного пространства в немецком полимировоззренческом и поликультурном обществе. Такой результат достигается путём конструктивного взаимодействия, социального партнёрства общественных институтов (государства, семьи, школы, конфессий), интеграции общего гражданского и вариативного религиозного воспитания.

В связи с этим важно исследовать социально-педагогические условия и механизмы достижения баланса интересов государства и общества в реализации воспитательных функций общеобразовательной школы, формировании у школьников германской гражданской идентичности и реализации прав граждан на получение их детьми общего среднего образования с учётом мировоззренческих и культурных особенностей, потребностей семьи, других социальных групп.

Данная проблема актуальна и для российского общества и общеобразовательной школы, где с 1990-х гг. в условиях демократических преобразований, отказа от монополии атеистической идеологии развивается практика духовно-нравственного воспитания школьников при изучении истории и культуры таких традиционных религий как православие, ислам, иудаизм и буддизм. С 2011 г. преподавание основ религиозных культур и светской этики по выбору вводится в обязательную часть базисного учебного плана для государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений.

В отечественной педагогике исследовались различные аспекты общего образования и воспитания в немецкой общеобразовательной школе (О.Р.Зайцева, О.А.Зотова, М.Н.Костикова, Л.В.Образцова, О.Н.Орлова, И.А.Яценко и др.). Однако до сих пор специально не рассматривались теория и практика гражданского и религиозного воспитания школьников в их взаимосвязи и интеграции. Такое исследование актуально с учётом расширения взаимодействий образовательных систем Российской Федерации и государств Европейского Союза, а также в связи с процессами развития духовно-нравственного воспитания в российской школе, социального партнёрства государства, школы, семьи и традиционных российских конфессий в воспитании детей и молодёжи.

Указанные обстоятельства определили выбор темы исследования: «Гражданское и религиозное воспитание школьников в системе общего образования Германии».

Объект исследования: воспитание учащихся в системе общего образования Германии.

Предмет исследования: процесс интеграции гражданского и религиозного воспитания учащихся в системе общего образования Германии.

Цель исследования: раскрыть содержание, условия и средства интеграции гражданского и религиозного воспитания в системе общего образования Германии

Задачи исследования:

1. Исследовать историко-педагогические предпосылки становления гражданского и религиозного воспитания в немецкой общеобразовательной школе.

2. Определить цели, задачи, содержание, специфические особенности гражданского и религиозного воспитания школьников в современной Германии.

3. Охарактеризовать нормативно-правовую базу, выявить условия и средства интеграции гражданского и религиозного воспитания учащихся в немецкой общеобразовательной школе.

4. Показать возможности использования немецкого опыта воспитания в процессе духовно-нравственного развития российских школьников.

Теоретико-методологическую базу исследования составляют базовые философские принципы диалектики: системности, историзма, всеобщей связи и причинности, педагогические идеи и принципы: преемственности и последовательности в образовании, культуросообразности образования (А.В.Дистервег), народности образования (К.Д.Ушинский и др.), направленности образования на формирование духовно-нравственной культуры, гражданственности школьников (Б.Т.Лихачев, Г.Н.Филонов и др.). В качестве основных методологических подходов в исследовании применялись культурологический, системный, логико-исторический, институциональный, сравнительный подходы. При разработке отдельных проблем исследования также учитывались индивидуально-личностный и средовой подходы.

Принципиальное значение для исследования теоретических и практических аспектов гражданского и религиозного воспитания школьников в Германии, организации социального партнёрства государства, общества и конфессий в немецкой школе имели труды немецких ученых: Р.Арнольда (R.Arnold), Г.Базедова (J.B.Besedow), Х.Барца (H.Barz), У.Баумана (U.Baumann), К.Ивена (K.Iven), Р.Ингеларта (R.Inglehart), Г.Леммерманна (G.Lemmermann), К-Э.Нипкова (K-E.Nipkow), К.Олига (K.Ohlig), Г.Отто (G.Otto), М.Расфелда (M.Rasfeld), Л.Ратса (L.Raths), Г.Рюппелля (G.Rppell), В.Хубера (W.Hueber), Х.Хэнтага (H.Hentag), К.-Т.Шайльке (K-T.Scheilke), В.Шнайдера (W.Schneider), а также работы российских ученых по сравнительной педагогике: Н.Е.Воробьева, Б.Л.Вульфсона, А.П.Джуринского, М.Н.Костиковой, Л.Д.Столяренко.

В части теории гражданского воспитания исследование осуществлялось с опорой на работы российских учёных Э.А.Аксеновой, Е.В.Бондаревской, П.А.Бровина, Б.З.Вульфова, А.С.Гаязова, Г.Е.Глезермана, М.И.Демкова, З.А.Мальковой, М.И.Мухина, А.М.Новикова, И.М.Курдюмовой, Е.М.Мирошниковой, Е.Г.Полупановой, В.А.Полякова, А.С.Прутченкова, И.В.Суколенова, В.М.Шепель, М.А.Шкробовой и др.

Существенное значение в определении теоретических основ исследования имели работы отечественных ученых о содержании воспитания современных школьников, его ценностных, правовых, духовно-нравственных основах (Е.В.Бондаревской, Л.П.Буевой, А.К.Быкова, Г.Н.Волкова, И.А.Галицкой, И.В.Метлика, Н.Д.Никандрова, Т.И.Петраковой, И.В.Понкина, Н.М.Романенко, В.И.Слободчикова, В.Ю.Троицкого, А.И.Шемшуриной и др.), в том числе по раскрытию воспитательного потенциала знаний о религии (Л.С.Гармаш, Г.Б.Корнетова, В.М.Меньшикова, Л.Н.Митрохина, М.П.Мчедлова, А.И.Пискунова, Т.В.Скляровой, Л.А.Харисовой, В.Л. Ширяева, О.Л.Янушкявичене и др.).

В исследовании использовались методы теоретического анализа источников; изучения и систематизации материалов по теме гражданского и религиозного воспитания школьников в Германии; логико-теоретического анализа философских, педагогических и методических трудов по исследуемой теме, периодической литературы, анализа нормативно-правовых документов, образовательных материалов, регламентирующих отношения государства и религиозных организаций в сфере образования. Обращение к методам лингвистически-морфологических и семиотических исследований обусловлено особенностями сравнительного исследования, осуществление которого в рамках социокультурной проблематики невозможно без анализа языкового материала.

Этапы исследования:

Первый этап (2005-2006 гг.): анализ степени научной разработанности темы, определение методов исследования, способов изучения зарубежного опыта, формирование теоретической и информационной базы исследования в процессе ознакомления с зарубежной научной литературой, документами. Второй этап (2006-2007 гг.): определение теоретико-методологических положений, составивших основу исследования, формирование эмпирической базы данных о состоянии проблемы исследования, сопоставительный анализ, апробация и внедрение результатов исследования в форме публикаций и участия в научно-практических мероприятиях. Третий этап (2008-2011 гг.): систематизация и обобщение полученных результатов, уточнение выводов, оформление диссертации.

Научная новизна результатов исследования.

1. Выявлены историко-педагогические предпосылки формирования практики интеграции гражданского и религиозного воспитания в немецкой общеобразовательной школе, важнейшими из которых являются исторически сложившиеся социокультурные основы педагогики и школы Германии, поликонфессиональный состав немецкого общества, осуществление общего гражданского воспитания наряду с обеспечением возможности религиозного воспитания по выбору в соответствии с конфессиональной принадлежностью.

2. В соответствии с целями, задачами, содержанием гражданского и религиозного воспитания школьников в Германии, практикой формирования германской гражданской и культурной идентичности и приобщением к социокультурной группе как части германского общества выявлено их соотношение в целостном учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы, а также специфические особенности реализации гражданского и религиозного воспитания, обусловленные моделью государственно-конфессиональных отношений и типом управления системой общего образования Германии; охарактеризованы современные проблемы реализации гражданского и религиозного воспитания школьников (различия условий воспитания школьников в восточных и западных землях; учет процессов европейской интеграции и глобализации; проблемы интеграции исламского воспитания в образовательное пространство немецкой школы).

3. Представлен комплекс условий и средств интеграции гражданского и религиозного воспитания школьников в Германии, включающий ведущую роль общенациональных германских базовых ценностей в воспитании, закрепленных в Конституции страны, наличие развитой, многоуровневой нормативно-правовой базы и институциональной среды, обеспечивающий конструктивное социальное партнёрство государства, общества и традиционных конфессий в воспитании учащихся немецкой государственной школы, диалог и сотрудничество представителей различных конфессиональных групп.

4. Показаны возможности использования немецкого опыта воспитания в процессе духовно-нравственного развития российских школьников с учетом социокультурных особенностей российского общества, законодательства Российской Федерации в условиях развития духовно-нравственного компонента общего образования.

Теоретическая значимость исследования состоит в расширении научных представлений о генезисе современной теории и практики воспитания учащихся в системе общего образования Германии, о целях, задачах, содержании гражданского и религиозного воспитания в современной немецкой школе, об условиях и средствах взаимодействия социальных институтов воспитания в общеобразовательной школе Германии. Актуализированы материалы исследований немецких ученых и педагогов в области воспитания школьников; уточнено педагогическое содержание терминологии, относящейся к сфере воспитания, а именно: понятие системы общего образования (Die Allgemeinbildung), гражданского образования и воспитания (Die staatsburgerliche Bildung und Erziehung), религиозного образования и воспитания (Die religise Bildung und Erziehung) школьников. Исследованы теоретические, философско-педагогические, нормативно-правовые, методические, организационные аспекты функционирования системы гражданского и религиозного воспитания, их интеграции в рамках учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе Германии. Раскрыты социально-педагогические механизмы согласования общенациональных интересов и интересов отдельных социокультурных групп, которые дополняют представления современной теории и практики воспитания, обогащают её педагогический инструментарий и могут в определенной мере быть использованы в практике современной российской школы.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы при разработке и реализации учебных модулей, разделов по теории и практике воспитания школьников в европейских государствах в рамках курсов по истории педагогики и образования, современной зарубежной и сравнительной педагогике. Они могут учитываться при разработке государственных федеральных и региональных документов, образовательных, методических материалов в процессе регулирования организации и практики духовно-нравственного воспитания учащихся в российской школе с учётом образовательных потребностей мировоззренческих, этнокультурных, этноконфессиональных групп населения, социального партнёрства в воспитательном процессе основных институтов общественного участия. Результаты исследования могут найти применение в деятельности органов управления образованием, учреждений повышения квалификации педагогических кадров по разработке содержания образовательных программ, повышению квалификации и подготовке учителей.

Достоверность результатов исследования обеспечена методологической обоснованностью концептуальных теоретических позиций исследования; использованием комплекса методов, адекватных предмету и задачам исследования; опорой на достоверные источники, количеством и полнотой исследованных источников по проблеме; непосредственным изучением автором социально-педагогической действительности, педагогической литературы и документов, деятельности государственных и церковных учреждений в Германии, консультациями ведущих немецких специалистов.

Апробация и внедрение результатов работы осуществлялись посредством участия автора в научно-практических мероприятиях: всероссийских, региональных, научно-практических конференциях, выступлений с докладами на межвузовских и вузовских семинарах, конференциях в г. Калуга (2008-2009), г. Рязань (2009), г. Саранск (2008), г. Москва (2007-2010), а также при обсуждении результатов исследования на научно-практических мероприятиях в Институте семьи и воспитания Российской академии образования, публикации тезисов и научных статей по проблеме исследования в научных сборниках, журналах, периодических изданиях, в том числе из перечня ВАК.

Положения, выносимые на защиту:

1. Поликонфессиональный состав немецкого общества, исторически сложившиеся социокультурные основы педагогики и школы Германии, осуществление общего гражданского воспитания наряду с возможностью религиозного воспитания по выбору в соответствии с конфессиональной принадлежностью, закрепление гарантий религиозного образования и воспитания школьников в немецких нормативно-правовых документах обусловили современную практику гражданского (Staatsburgerliche Erziehung) и религиозного воспитания (Religise Erziehung) учащихся в системе общего образования Германии, которые являются самостоятельными направлениями воспитания и, вместе с тем, взаимосогласованными и интегрированными, в комплексе обеспечивающими решение задач социализации подрастающих поколений, воспитания гражданственности и приобщения к культуре своей семьи как части гражданского общества. Гражданское воспитание школьников способствует формированию германской гражданской и культурной идентичности, социальной ответственности, приверженности демократическим и общепринятным в немецком обществе нравственным ценностям. Религиозное воспитание школьников нацелено на формирование духовно-нравственных компонентов этноконфессиональной идентичности на основе исторических, культурных и нравственных ценностей традиционных в стране религий.

2. Реализация гражданского и религиозного воспитания в современной немецкой школе определяется сложившимися социокультурными особенностями, получившими отражение в национальном законодательстве: соотношением полномочий федерации и субъектов (земель), преференционной моделью государственно-конфессиональных отношений, децентрализацией управления системой образования, нормативно-правовой базой, которая представляет три уровня регулирования (федерация, регион, образовательное учреждение). Основные проблемы в реализации гражданского и религиозного воспитания школьников в современной Германии связаны с задачами постепенного выравнивания условий воспитания в школах западных и восточных земель (бывшей ГДР); необходимостью учета проблем, связанных с интенсификацией процессов европейской интеграции и глобализации; активизацией исламского воспитания в немецкой школе

3. Интеграция гражданского и религиозного воспитания в целостном учебно-воспитательном процессе в общеобразовательных учреждениях Германии осуществляется на основании сформированного комплекса условий, в том числе, таких как единство общенациональной системы базовых ценностей воспитания граждан Германии, их признание и соблюдение всеми субъектами воспитания; наличие развитой институциональной среды, обеспечивающей эффективное взаимодействие субъектов воспитания; взаимодействие религиозных и нерелигиозных сообществ в отборе содержания воспитания; межконфессиональное взаимодействие при посредничестве государства с целью устранения возможных межконфессиональных противоречий.

Средствами интеграции гражданского и религиозного воспитания выступают: содержание религиозного воспитания, не противоречащее общенациональным гражданским ценностям и нормам; воспитательная направленность содержания учебных предметов; подготовка педагогов, направленная на расширение знаний в области различных традиций, культур; развитие познавательной активности школьников, интереса к религии, культуре, традициям на основании открытости и диалога; актуализация содержания воспитания в соответствии с потребностями личности школьника, регионального социума, германского общества в целом.

4. Опыт социального партнерства государства, общества и конфессий в воспитании школьников в системе общего образования Германии не может быть использован в условиях российской школы без учёта социокультурных особенностей российского общества, законодательства Российской Федерации, развивающейся практики духовно-нравственного воспитания в системе общего образования и может найти свое применение в осуществлении нормативно-правового, методического и организационного обеспечения преподавания основ религиозных культур и светской этики на основании добровольности, многообразия и свободы выбора; выстраивании сотрудничества государства и конфессий, государственных и религиозных образовательных центров, учреждений с целью обеспечения общенациональных государственных интересов в воспитании подрастающих поколений, а также в подготовке учебно-методических пособий по предметам, курсам, модулям религиозной культуры и в повышении квалификации учителей.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.

Историко-педагогические предпосылки становления гражданского и религиозного воспитания в немецкой общеобразовательной школе

Для квалифицированной характеристики гражданского и религиозного воспитания в системе общего образования Германии необходимо выявить предпосылки становления современной немецкой общеобразовательной школы в контексте исторического развития общества, государства, немецкой педагогики. Решение этой исследовательской задачи предполагает рассмотрение изменений в образовательной политике государства, в государственно- религиозных отношениях в сфере образования на разных исторических этапах и уровнях государственного управления (центральном и земельном), изменения в роли общества, граждан в организации общественного воспитании детей в процессе получения ими общего образования.

Исторически немецкий народ, общество в Германии формировались и развивались в пространстве европейской христианской культуры при ведущем влиянии римского католицизма. Соответственно мировоззренческой и методологической основой немецкой педагогики исторически является западное христианство (римский католицизм и позднее протестантизм). Принципиальным с точки зрения формирования практики гражданского и религиозного воспитания школьников в Германии является период Реформации. Социокультурные особенности этого периода (ХУ-ХУ1 вв.) определялись территориальной раздробленностью, сосредоточением власти в торговых городах, множеством помещичьих и церковных княжеств, имеющих автономность и самоуправление. Этот исторический отрезок приходится на правление династии Габсбургов и представляет особый интерес для нашего исследования, так как в этот период общество в германских землях впервые приобретает черты поликонфессио- нальности. Светская власть в германских землях ограничивает власть римских пап, выходившую за пределы духовно-религиозной сферы, что способствует возникновению широкого реформаторского движения в западном христианстве. Наступление эпохи Реформации определило дальнейшие пути развития и «школьного дела», способствовало созданию в Германии государственной системы общего образования, потребовало изменения условий занятий религией в общественных школах, утвердило лозунг всеобщего образования детей на родном языке с целью укрепления их национальной германской идентичности.

Значительный вклад в развитие религиозного воспитания и укрепление прав граждан на свободный выбор вероисповедания внесли идеологи Реформации М. Лютер, Ф.Меланхтон и И.Штурм [58]. Они выступали против монополии Римско-Католической Церкви в сфере образования, утверждая идеи трансформации религиозного сознания людей путем рационального переосмысления католического вероучения, осознания собственных образовательных и духовных потребностей и поиск возможностей для их удовлетворения. Ключевой фигурой стал Мартин Лютер, вся религиозная деятельность которого основывается на базовых принципах протестантизма: спасение личной верой, священство всех верующих, исключительный авторитет Священного Писания. В образовательные задачи школы, по его мнению, должна входить задача научить молодого христианина правильно поступать в жизненных ситуациях и тщательно выполнять свои общественные обязанности. Уже здесь мы видим как определенное единство, так и особенности задач общего для всех детей или гражданского воспитания и религиозного воспитания в связи с вероучением определенной конфессии. В работах М. Лютера важное место занимали идеи всеобщего народного образования, в том числе путем осознания значимости религиозного воспитания детей в школах. Говоря о школе для детей, он писал: «там всегда будут священники, пасторы, писатели, ученые, учителя, т. к. мы не можем без них обходиться» [102, с. 28].

Последователи М.Лютера Ф.Меланхтон и И.Штурм, выступали за реорганизацию школьного дела с целью разработки более рационального содержания образования и воспитания и установления преемственности между средней школой и университетом [102].

Реформационное движение в Германии поддерживалось тремя основными общественными силами: бюргерством, ведущим борьбу за свои политические права, антикатолическим королевско-княжеским сословием и крестьянством. Это позволяет проследить взаимосвязь, взаимообусловленность интересов государства, церквей и общества, граждан. Одним из следствий противостояния широких общественных слоев с Римско-Католической Церковью стало повышенное внимание к обучению и воспитанию детей в общественных школах [29]. Часто выбор прихожанами того или иного течения в христианстве в существенной степени определялся фактором наличия церковных школ и качеством образования в них. Закономерным явлением в период Реформации стала значительная реорганизация католических, монастырских и приходских школ, повлекшая за собой существенные преобразования их структуры, изменение в содержании и методах религиозного обучения и воспитания, а также тенденция усиления процессов централизации светской, общественно-государственной школы.

Определенным ответом на эти социальные процессы со стороны Римско- Католической Церкви стала активизация образовательной деятельности католических орденов, прежде всего ордена иезуитов (1540 г.) [4]. Приоритетным направлением деятельности ордена иезуитов являлось религиозное воспитание и образование, усиление взаимодействия Церкви с молодежью, руководство мирянами, соподчинение светского общества Римско-Католической Церкви. Иезуитские школы и система обучения в них были организованы в соответствии с программой иезуитской педагогики «Система изучения наук» (Ratio studiorum) 1559 г. Впоследствии воспитательный и образовательный потенциал иезуитских школ способствовал учреждению университетов и коллегиумов.

Социально-политическая ситуация Германии XVI в. характеризуется напряженной борьбой между католиками и представителями различных течений протестантизма, князьями и имперской властью, вылившаяся позже в Тридцатилетнюю войну (1618-1648). В этот период значительное воздействие на развитие общества и школы в немецких землях оказывало течение пиетизма [75, с. 199]. Являлись строгими апологетами религии, сторонники пиетизма Х.Землер, А.Г.Франке осознавали необходимость приспособления религии к насущным потребностям жизни граждан, обновления религиозного чувства, подчеркивая значение практического переустройства жизни, личного нравственного совершенствования, служения обществу и государству. Приоритетное место отводилось нравственности, которая граничила с аскетизмом и предполагала формирование у прихожан таких качеств как бережливость, умеренность, прилежность, терпеливость, признание авторитета власти и государства. Идеалы пиетизма соответствовали взглядам обнищавщего в межконфессиональных войнах народа, желающего восстановить свое экономическое благополучие. Это религиозное направление не обошло стороной и восстанавливающуюся после межрелигиозных распрей немецкую школу: учащихся надлежало воспитывать как в духе смирения, богобоязненности, так и преданности монарху, существующему общественному порядку. Один из ярких представителей пиетизма, протестантский пастор Х.Землер, отмечал, что воспитание детей следует осуществлять «... чтобы путем изучения полезных наук подготовить простую молодежь своей будущей деятельностью служить Богу и ближним» [131, с. 28].

Таким образом, Эпоха Реформации отмечена ликвидацией монополии римского католицизма на воспитание детей в процессе получения общего образования, а также постепенным усилением гражданской составляющей в воспитании учащихся, что обусловлено более тесной связью, взаимозависимостью протестантских религиозных объединений и светских властей.

Соотношение целей, задач и содержания гражданского и религиозного воспитания в системе общего образования Германии

Исследование задач и соотношения гражданского и религиозного воспитания учащихся в системе общего образования Германии в целостном учебно- воспитательном процессе, а также возможностей использования немецкого опыта в этой сфере в российской системе общего образования предполагает предварительное определение исследовательского поля и уточнения основных понятий исследования. В связи с этим согласно избранной цели исследования необходимо: 1) вычленить в системе образования Германии в целом систему общего образования, в которой реализуется общественное обучение и воспитание, обязательное для всех детей в стране; 2) выявить соотношение целей, задач, содержания гражданского и религиозного воспитания школьников в системе общего образования Германии.

В немецких нормативных документах и педагогической литературе под «общеобразовательной школой» (Die allgemein bildende ffentliche Schule) понимаются учреждения начального, среднего и среднего полного образования, реализующие цели и задачи образовательных стандартов. В образовательных стандартах Германии (Die Bildungsstandarts der BRD) система общего образования (Das System der Allgemeinbildung) понимается как «совокупное взаимодействие государственных программ и государственных стандартов, органов управления образованием и образовательных учреждений, реализующих их на земельном уровне» [178].

Как и в любом другом современном государстве, общеобразовательная школа в Германии, помимо задач освоения учащимися основ научных знаний и первичной профессиональной ориентации, решает задачи общественного воспитания и социализации подрастающих поколений. Основные направления образовательной и воспитательной политики Германии определяются Конституцией (Основным законом) страны, школьным законодательством на уровне регионов (земель), уставом школ и учебными планами каждой конкретной школы [48]. В российской системе образования общее образование, аналогичное охарактеризованному общему образованию в Германии, также включает три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование [45]. Законодательно установлена обязательность получения полного среднего образования (с 2007 г.), следовательно и обязательность общественного воспитания детей в процессе получения общего образования [45].

В государственной системе общего образования Германии (Die Allgemeinbildung) реализуется обязательное для всех учащихся вне зависимости от мировоззренческого самоопределения семьи школьника и его самого, отношения к религии, религиозной и этнической принадлежности общее гражданское воспитание и соответствующее образование. Наиболее полно понятие гражданского воспитания, используемое в отечественной литературе, отражает соответствующий переводческий эквивалент — die staatsbrgerliche Bildung und Erziehung (буквально «гражданское образование и воспитание»).

Формирование теоретических основ, определение целей изадач гражданского воспитания в немецкой педагогике и школе связывается с работами выдающегося немецкого педагога Г. Кершенштейнера (1854-1932). Он определял «гражданское воспитание» (die staatsbrgerliche Erziehung) как «...воспитание личности в духе преданности немецкому отечеству и кайзеру», выделяя такие задачи как «...приучение молодёжи служить общине», при этом подчеркивая значимость в определении основ гражданского воспитания общетрудовой подготовки учащихся. Основная цель этого воспитания — «воспитать гражданина. .. который будет в состоянии, по меньшей мере, понять в общих чертах самые задачи государства и может, пожелает занять сообразно с ними подобающее ему по его способностям и силам место в государственном организме» [41, с. 24]. Само слово «гражданин», по мнению педагога, подразумевает наличие в структуре личности определенных устойчивых нравственных идеалов и этических ценностей: «...воспитание должно будить чувство ответственности за свои поступки; укоренять в учениках умение притуплять противоречия интересов» [41, с. 24]. Он также определяет функциональное соотношение «гражданского воспитания» (die staatsbrgerliche Erziehung) с такими смежными понятиями как «политическое образование и воспитание» (die politische Bildung und Erziehung) и наиболее общим понятием: «общественное воспитание» (die soziale Erziehung) [41, с. 20].

Системный анализ этих терминов осуществлен в работе российского исследователя И.А. Тютьковой «Основополагающие идеи гражданского воспитания Георга Кершенштейнера». Анализируя цели, задачи и содержание гражданского образования, автор приходит к следующему выводу: «гражданское образование предполагает знание гражданских принципов, свобод, прав и обязанностей, цельное ознакомление с ними, рассмотрение их с различных точек зрения. Политическое образование может быть лишь составной частью гражданского воспитания и то, только в том случае, если «...оно движется по рельсам научной объективности», то есть если в политическое образование заложены фундаментальные идеи гражданского общества» [93, с.157-158]. Гражданское вое- питание, по мнению автора, включает такие составляющие как политическое образование и воспитание патриотизма, их главные различия состоят в целях и задачах. Цель общественного воспитания шире и зависит от различных условий: исторического периода, в котором находится данное общество; традиций, национальных особенностей, менталитета общества; от социального положения семьи ребенка и других факторов. Цель гражданского воспитания более конкретна — воспитать гражданина данного государства [93].

Основы современного гражданского воспитания в Германии представлены в Конституции. Воспитание и образование будущих граждан Германии определяется исходя из их гражданских прав на свободное развитие личности в пределах конституционного строя и принятых в обществе нравственных норм. В Конституции гарантируется равенство гражданских прав и обязанностей немцев, право на осуществление мировоззренческого выбора, другие основные гражданские права и свободы. Главный закон страны гарантирует права граждан на неприкосновенность, свободное развитие своей личности, свободу вероисповедания, печати, информации, поддерживает идеи взаимопонимания народов. Значимой в этом отношении является статья 136: «(1) Личные и гражданские права и обязанности вследствие осуществления свободы вероисповедания не обусловливаются и не ограничиваются» [46, с.21]. В Конституции представлены основные права человека и гражданина, а также некоторые обязанности, в то время как их детальная характеристика устанавливается в статьях земельных конституций или в законе об организации школьного образования каждой конкретной земли [48].

В содержании общего образования гражданское воспитание учащихся в немецкой школе опирается, прежде всего, на предметный комплекс учебных дисциплин гражданского образования («Гражданские отношения», «Политическое образование» и др.), соответствующих учебному предмету «Обществозна- ние» в современной российской школе. Это отдельное направление общего образования и соответствующая предметная область — политическое образование и воспитание (Politische Bildung und Erziehung). Следует отметить, что в немецкоязычных странах термин «политическое образование» корреспондирует с широким пониманием гражданского воспитания, не исчерпывающегося преподаванием одного или нескольких учебных предметов типа политологии. Целью преподавания этих учебных курсов является воспитание учащихся в духе равноправия и демократии, выработка лояльного отношения к существующему политическому строю, формирование знаний о структуре и составе современной политической системы. Когда говорится о гражданском воспитании школьников в таком более полном и широком смысле, употребляется понятие die staatsbrgerliche Erziehung, подразумевая не только формирование знаний о политико-правовой системе государства, но и совокупность обучения и воспитания с более общей целью — формирования германской гражданской принадлежности (идентичности) учащегося.

Нормативно-правое регулирование гражданского и религиозного воспитания учащихся в Германии

Нормативно-правое регулирование гражданского и религиозного воспитания учащихся в системе общего образования Германии освещается в работах немецких ученых, а в последние годы и отечественных специалистов; исследование в данном разделе диссертации опирается на материалы их публикаций.

Рассматривая нормативно-правовое регулирование гражданского и религиозного воспитания школьников в современной Германии, прежде всего, следует отметить, что в настоящее время оно не замыкается в национальных рамках и осуществляется с учетом принятых ФРГ международных правовых актов. В них закрепляется возможность реализации прав и свобод ребенка и его семьи в учебно-воспитательном процессе в общеобразовательных школах. Правовым основанием этого положения является статья 25 Основного закона ФРГ: «Общепризнанные нормы международного права являются составной частью федерального права. Они имеют приоритет перед законами и определяют права и обязанности проживающих на территории Федерации лиц» [47].

Международные декларации и нормативно-правовые документы в этой сфере: Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г.), Международный пакт о гражданских и политических правах от 10 декабря 1966г., Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 30 июня — 1 августа 1975г.), Итоговый документ Венской встречи представителей государств-участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1986г.), Декларация об устранении всех форм нетерпимости и дискриминации в связи с религией и убеждениями (принята Генеральной Ассамблеей ООН 25 ноября 1981г.), Парижская хартия для новой Европы (1990г.) и др.

Принципиальную важность представляют положения Декларации прав человека, в которой наряду с политическими правами и свободами, подчеркиваются права человека на свободу мысли, совести, и вероисповедания: «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии» [61, сЛО]. Эти права, в частности, включают: - свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения, в том числе в сфере образования «как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных порядков» (ст. 18), - свободу убеждений и выражения их (ст. 19): «Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на их свободное выражение».

Не менее значимой является европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая 4 ноября 1950 г. В статье 9 Конвенции юридически закреплены права на свободу выражения мыслей, свободу объединений, запрет на дискриминацию, также и в сфере образования:

1. Каждый имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу сменить религию или убеждения, самостоятельно или в обществе единомышленников, явно или скрыто выражать свою религиозную принадлежность или убеждения в культе, учении, практике или обрядах.

2. Свобода выражения религии или убеждений подлежит только тем ограничениям, которые предписывает закон и которые необходимы в демократическом обществе в интересах соблюдения общественной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности, или в интересах защиты прав и свобод других людей» [83; с .70].

Особую значимость для нашего исследования представляет статья 2 протокола № 1 к указанной выше Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Париж, 20 марта 1952 г.). В этой статье содержится прямая правовая норма, устанавливающая обязанность государства обеспечивать получение общего образования в соответствии с мировоззренческими убеждениями семьи, родителей несовершеннолетнего учащегося: «Никому не может быть отказано в праве на образование. Государство при выполнении любых обязанностей, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечивать детям такое образование и обучение в соответствии с собственными религиозными и философскими убеждениями» [83; с .78].

Важно отметить, что здесь идёт речь именно о светском, государственно- общественном образовании («государство... принимает на себя»), которое должно учитывать религиозные и философские (нерелигиозные) убеждения, принятые в семье ребёнка. Важно подчеркнуть, что эта Конвенция является не просто декларацией, а международным обязывающим договором, ратифицированным как Германией, так и Российской Федерацией, поэтому данная норма фактически обязательна для исполнения и в нашей стране [83].

Статьи другой Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования от 14 декабря 1960 г. дополняют и расширяют понятие образования в аспекте соблюдения прав родителей на удовлетворение образовательных и культурных потребностей в процессе обучения и воспитания детей в средней школе, при условии соблюдения свободы совести и вероисповедания.

Таким образом, ряд международных документов, ратифицированных правительством ФРГ и соответственно правительствами германских земель, закрепляет основные принципы соблюдения прав личности на свободу совести и вероисповедания, свободное развитие в учебно-воспитательном процессе в общеобразовательных учреждениях. Анализируя приведенные выше документы, можно отметить, что образование (учение) и воспитание детей в учебном процессе является сферой общественной жизни, на которую вполне распространяются все гарантии свободы совести и вероисповедания. Указанные правовые нормы фактически определяют, что воспитание ребенка в школе в соответствии с мировоззренческими особенностями его семьи не должно вести к формированию неуважения к основным правам и свободам граждан, чья мировоззренческая позиция базируется на других основаниях. Более того, оно должно способствовать установлению уважительных взаимоотношений между представителями различных мировоззренческих групп в государстве. Очевидно, что несоблюдение этих норм способно привести к возникновению конфликтов и неконструктивных дискуссий в учебно-воспитательном процессе, обострению социальной напряженности в обществе в целом. Поэтому реализация прав семьи на свободу вероисповедания в школе сопровождается необходимостью удовлетворения требований общепринятой морали, норм общественного порядка и безопасности.

Обратимся теперь к анализу собственно национального законодательства Германии. Нормативно-правовые основы реализации гражданского и религиозного воспитания в государственных общеобразовательных школах Германии определены постоянной Комиссией министерства культуры Земель Германии (КМК, 7 июля 1972) на основе совокупности правовых документов разного уровня, которые иерархически соотносятся следующим образом: 1. Основной Закон (Конституция) Германии. 2. Конституция земли или другие земельные законодательные акты, касающиеся регулирования школьного дела. 3. Соглашения между правительством земли (региона) и руководством религиозных организаций. 4. Нормативные акты образовательных учреждений и религиозных организаций (церковные уставы и положения, нормативные акты школ и т.п.).

Условия и средства интеграции гражданского и религиозного воспитания в немецкой школе

В научно-педагогической литературе понятие «интеграция» используется в следующих смыслах: 1) объединение в целое каких-либо частей, элементов (противоположное дезинтеграции); 2) восполнение, пополнение целого необходимыми, недостающими частями, компонентами. Исходя из цели и задач нашего исследования, мы рассматриваем интеграцию гражданского и религиозного воспитания как объединение двух относительно самостоятельных направлений воспитания школьников в целостном воспитательном процессе, реализуемом в общеобразовательных учреждениях.

И гражданское, и религиозное воспитание имеют свои особые задачи, свой предмет и своё содержание, ориентированы на достижение определённого результата или воспитательного идеала. Это гражданская идентичность, идеал ответственного гражданина государства и определенная мировоззренческая и культурная идентичность согласно самоопределению семьи ребенка и его самого с определенного возраста, интеграция в определённой религиозной общине или мировоззренческое самоопределение вне религий. Вследствие этого гражданское и религиозное воспитание в школе не могут быть ранжированы как более или менее значимые для семей, учащихся, тем более в терминах восполнения одного другим недостающим содержанием.

Различие во всеобщности и обязательности гражданского воспитания и вариативности и добровольности религиозного воспитания является существенным для способов их реализации в школе, например обеспечения свободы выбора или участия конфессий в религиозном воспитании. Однако для развития личности ребёнка как человеческого существа, члена определенной семьи, народа, социокультурной группы, немецкого общества в целом, а ныне и европейского сообщества можно говорить о самостоятельной значимости как общего гражданского, так и религиозного воспитания в процессе получения общего образования. При этом государство как социальный институт является главным «заказчиком» гражданского воспитания, как это прямо указано в нормативных документах. А «заказчиком» религиозного воспитания выступает семья и соответствующие религиозные или иные мировоззренческие сообщества, являющиеся частью гражданского общества в Германии.

Интеграция гражданского и религиозного воспитания учащихся в немецкой общеобразовательной школе направлена на обеспечение единства основных содержательных компонентов среднего образования (прежде всего гуманитарного), непротиворечивости воспитательных воздействий на детей в школе Согласованное взаимодействие участников образовательного процесса в решении этой задачи опирается на определённые созданные для этого условия и реализуется посредством комплекса педагогических средств.

Анализ теоретических источников и практики воспитания школьников в Германии позволил выделить следующие основные социокультурные условия интеграции религиозного и гражданского воспитания школьников.

1. Детальная нормативно-правовая база, регулирующая права и обеспечивающая законные интересы всех участников образовательного процесса, процедуры их взаимодействия в воспитании школьников. Её характеристика представлена в первом параграфе работы и здесь мы отметим лишь основные моменты, касающиеся этого условия в части решения задачи интеграции гражданского и религиозного воспитания в школе: - развернутость, тщательность и проработанность всех аспектов взаимодействия семьи (родителей или законных представителей несовершеннолетних учащихся), школы и государства; - высокий уровень преемственности нормативно-правовых документов (Веймарская конституция 1919 г., Имперский закон 1921 г.); - структурированность национального законодательства о воспитании школьников на всех уровнях: федеральном, земельном, уровне образовательных учреждений, в нормативных документах конфессий; - гарантия религиозного воспитания школьников в форме преподавания учебных дисциплин о религии в основной части школьной программы на основе добровольности, свободы выбора и многообразия.

2. Единство общенациональной германской основы базовых целей и ценностей воспитания, формирования будущих граждан Германии в системе общего образования.

Воспитательные задачи учебных предметов религиозной и нерелигиозной этической направленности и формируемые посредством их преподавания ценностные ориентиры школьников совпадают с общими задачами немецкой средней школы как социального института, выполняющего заказ общества и государства на воспитание социально ответственных граждан и патриотов своей страны — Германии.

Воспитательная деятельность общеобразовательной школы в Германии осуществляется на основании приоритетных базовых гражданских ценностей, , которые формируются как на обязательных для всех уроках гражданско- обществоведческой направленности и в целом в воспитательной деятельности школы, так и в преподавании предметов религиозной и нерелигиозной этической направленности по выбору. Анализ образовательной документации на разных уровнях позволяет выделить следующие из них: формирование уважения к достоинству человека; уважение к противоположным мнениям и убеждениям людей посредством учёта различий в мировоззренческих установках и представлениях; критическая оценка общественно-значимых ценностей и норм; формирование личной ответственности ученика за собственное поведение; воспитание ребенка гражданином, знающим свои права и обязанности; воспитание любви к Родине; забота об окружающей среде [173]. Эти базовые ценности не противоречат вероучениям, основным ценностным ориентирам традиционных религиозных конфессий в Германии и соответственно реализуются в содержании и гражданского и религиозного воспитания школьников.

Содержание учебных дисциплин конфессиональной направленности позволяет осуществлять духовно-нравственное воспитание ребенка на основании определенной мировоззренческой традиции. Важным моментом является непротиворечивость содержания учебных предметов конфессиональной направленности и формируемых духовно-нравственных ценностей базовым гражданским ценностям. Такое соответствие оказывается возможным потому, что общенациональные немецкий ценности ориентированы, прежде всего, на конструктивное взаимодействие людей в общественной жизни и не затрагивают духовные, смысложизненные цели, характерные для религиозных и философских учений, идеологий, которые осваиваются и свободно избираются школьниками при изучении религий и этики по выбору.

Взаимодействие представителей различных мировоззренческих, социокультурных групп осуществляется в единой немецкой общеобразовательной школе, выполняющей определенный государственный и общественный заказ — формирование мировоззрения и нравственной культуры учащихся в соответствии с гражданскими, общенациональными установками. Немецкая школа, как специально организованное культурное жизненное пространство для коллективного и индивидуального развития, выполняет свои образовательные задачи, гармонично сочетая общие, групповые и индивидуальные цели воспитания. Это подчеркивал один из выдающихся немецких педагогов XIX в. А.Дистервег, утверждая, что в фундамент воспитательной деятельности следует закладывать общие нравственные основы: «...сначала человек, потом немецкий гражданин, затем профессионал, а не наоборот. Тем самым определяется общечеловеческая основа всякого образования» [88, с. 71].

Похожие диссертации на Гражданское и религиозное воспитание школьников в системе общего образования Германии