Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Мультикультурный подход к обучению и воспитанию школьников Шафикова Адиля Валеровна

Мультикультурный подход к обучению и воспитанию школьников
<
Мультикультурный подход к обучению и воспитанию школьников Мультикультурный подход к обучению и воспитанию школьников Мультикультурный подход к обучению и воспитанию школьников Мультикультурный подход к обучению и воспитанию школьников Мультикультурный подход к обучению и воспитанию школьников Мультикультурный подход к обучению и воспитанию школьников Мультикультурный подход к обучению и воспитанию школьников Мультикультурный подход к обучению и воспитанию школьников Мультикультурный подход к обучению и воспитанию школьников
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шафикова Адиля Валеровна. Мультикультурный подход к обучению и воспитанию школьников : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Казань, 1999 193 c. РГБ ОД, 61:00-13/906-X

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Мультикультурны и подход как современная тенденция развития образовательных систем

1.1. Педагогическое содержание основных понятий, раскрывающих сущность мультикультурного образования 12

12. Различные концепции мультикультурного образования в зарубежной педагогике 28

1.3. Конструирование содержания мультикультурного образования на основе интеграции различных культур 40

Глава 2. Возможности реализации мультикультурного образования в школьной практике

2.1. Регионализация образования как тенденция мультикультурного образования 84

2.2. Педагогические условия реализации мультикультурного образования в учебно-воспитательном процессе в средней школе 99

2.3. Экспериментальное исследование уровней усвоения знания, структурированного на основе мультикультурного подхода 120

Заключение 138

Библиографический список использованной литературы 142

Приложения 157

Введение к работе

Актуальность исследования. Процессы демократизации, отказ от монополитической и моноидеологической модели общества, затронувшие все сферы жизни, определили и характер изменений в системе образования. В связи с распадом СССР в отечественной системе образования наметилась тенденция децентрализации образования, концепция перехода единой системы образования к формированию национально-региональных систем образования.

В настоящее время перед регионами встают задачи создания региональных программ, учитывающих социально-экономические, духовно-нравственные, этническо-национальные, культурно-исторические и другие специфические особенности конкретных областей, краев, автономных республик, крупных городов и т.п. Создание региональных образовательных программ невозможно без рассмотрения разностороннего опыта разных периодов советской школы.

Одно из важнейших достижений советской школы — ликвидация в кратчайшие сроки массовой неграмотности, введение обязательного начального обучения, доступного семилетнего и среднего образования. Благодаря централизации системы народного просвещения были решены проблемы обучения и воспитания детей в окраинных республиках.

Развитие системы образования в стране позволило ей выйти на передовые рубежи во многих областях науки и культуры, это и освоение космоса, и развитие театрального искусства, живописи, в том числе и у народов, где это было развито недостаточно.

Если в 1953-1954 гг. СССР занимал по КИМ (коэффициент интеллектуализации молодежи) 3-е место в мире (около 9%), располагаясь после США (19%) и Канады (14%), то в 1964 г. вышел на 2-е место в мире (20-21%), после США (25%) . Надо заметить, что за годы советской власти была проделана значительная работа по влиянию культурного фактора на нацию, в ходе которой необходимо было учитывать имеющийся культурный диапазон народов,

5 населявших бывшую российскую империю - от народов, имевших богатые и древние традиции в культуре, в том числе и в системе образования, до народностей, не имевших даже своего алфавита. Только в 20-30-е годы было разработано более 40 алфавитов, а к 1929 г. на территории РСФСР учебники издавались уже на 56 языках.

Проблема поликультурного образования представлена в научной литературе разносторонне. В зарубежной педагогике анализируется влияние культурного фактора на нацию, иерархию ее ценностей (М.Анбер, К.Бенедикт, Ж.Пуассон и др.), возможности преодоления расовых (национальных) предубеждений и дискриминации (С.Дж.Белл, С.Брок, С.Грент и др.). Национальная культура в учебно-воспитательном процессе рассматривается в трудах Е.В.Бондаревской , Р.В.Волкова , В.П.Комарова. В Республике Татарстан этой проблеме посвящены работы Г.В.Мухаметзяновой, Ю.С. Тюнникова, Л.В.Харисовой, Ф.Ф.Харисова, Г.Ф.Хасановой и др.

В исследованиях Ф.Ф.Харисова представлен сущностный анализ национальной культуры как интегративного образования, определены основные организационно-педагогические условия функционирования культуры, показан практический опыт по реализации педагогического потенциала национальной культуры в татарских школах .

Функционирование культуры в средней профессиональной школе рассматривается Л.А.Воловичем и Г.В.Мухаметзяновой. В их исследованиях анализируется национальный компонент как составная часть профессионального образования, пути его усиления в деятельности профессиональных школ по учебным предметам и циклам.

Формирование национального самосознания учащихся в школе, предполагающее отбор содержания образования, выбор средств и методов обучения, рассмотрено в исследованиях Г.Ф. Хасановой и Ю.С. Тюнникова.

В философской и этнографической литературе утвердилось справедливое мнение о том, что культура любого народа, его национальная специфика могли рассматриваться только в отношении к другим культурам, даже в самоанализе национальной культуры заложена и присутствует та или иная степень сравнения, соприкосновения. Понятно, что само национальное своеобразие определенной культуры проявляется в окружении других культур. Но взаимосвязь между различными культурами и возможности реализации их в содержании учебно-воспитательного процесса мало изучены. В связи с этим можно утверждать, что существуют противоречия между потребностью общества во взаимодействии между людьми различных национальных культур и неразработанностью образовательной стратегии взаимодействия культур в учебно-воспитательном процессе; между необходимостью реализации мультикультурного подхода в образовательной практике и малой изученностью на методологическом и методическом уровне данной проблемы в педагогической науке; между существованием идеи мультикультурного образования и ее недостаточном методическом обеспечении в педагогической практике.

Выявленные противоречия определили постановку проблемы исследования: каковы условия реализации мультикультурного подхода в обучении и воспитании школьников ?

Тема исследования. «Мультикультурный подход к обучению и воспитанию школьников».

Объект: учебно-воспитательный процесс в школе.

Предмет: мультикультурный подход к организации учебно-воспитательной работы в школе.

Цель исследования: выявление условий реализации мультикультурного подхода к обучению и воспитанию учащихся.

Гипотеза: формирование общечеловеческих ценностей у школьников возможно, если учебно-воспитательный процесс в школе базируется на диалектическом единстве множества культур. Это может быть реализовано на основе мультикультурного подхода, который предполагает, что: — будет дана педагогическая интерпретация понятия "мультикультурный под- "ход"; — в содержании гуманитарных предметов, а также во внеклассной работе по этим предметам будут учтены в диалектическом соотношении культуры разных народов. Это позволит формировать личность, способную воспринимать любую культуру как общечеловеческое достояние, быть толерантной ко всем народам, расам, культурам, языкам и предопределит возможность личности интегрироваться в мировые научно-технические, производственные и культурные процессы. Задачи исследования.

1. Определить содержание понятия «мультикультурный подход» к обучению и воспитанию школьников.

Выявить педагогические условия реализации мультикультурного подхода в учебно-воспитательной работе со школьниками.

Выявить влияние мультикультурного подхода на уровень усвоения гумани-тарного знания в средней школе.

Разработать содержание уроков и воспитательных мероприятий, реализ\то-ших основные стратегии мультикультурного подхода в обучении языкам (иностранному, русскому, родному) и удовлетворяющих педагогическим условиям реализации мультикультурного образования.

Методологической основой нашего исследования являются концепция мира и человека в мире М.М.Бахтина, концепция диалога культур В С Библера, \чение Ю.А.Самарина об ассоциативном мышлении.

В исследовании использовались идеи личностно ориентированной педагогики, гуманизации и гуманитаризации образования, которые в последние годы получили значительное освещение в работах В.И.Андреева, Е.В.Бондаревской, Р.А.Валеевой, Л.А.Воловича, В.Г.Каташева, Г.В.Муха-метзяновой, Н.Ю Посталюк и др.

Современные взгляды на регионализацию образования обоснованы в работах Ю.А.Громыко, В.М.Петровичева, М.М.Поташника, Ф.Ф.Харисова и др.

8 Интеграция различных культур в содержании образования рассмотрена в работах В.П.Абергана, В.С.Безруковой, МН.Берулавы, В.А.Молчанова,

В.М.Полонского и др.

Учтены методические рекомендации, высказанные в последних исследованиях М.Н.Архиповой, С.А.Хайруллиной.

Обоснованность и достоверность результатов исследования определяются использованием различных научных методов:

Теоретические методы: теоретический анализ и синтез работ педагогов, психологов, этнографов, касающихся темы исследования, в том числе работ на иностранных языках, не введенных прежде в научный оборот в России; сравнение и классификация, мысленный эксперимент.

Эмпирические методы: педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование, контрольные срезы, формирующий эксперимент.

Экспериментальная база исследования: экспериментальная работа проводилась на базе лингвистической школы-гимназии №139 и школы-лицея №24 Приволжского района г.Казани. Всего в эксперименте участвовало 212 школьников гуманитарных и общеобразовательных классов гимназии и лицея.

Этапы исследования: исследование проводилось с 1994 по 1997 гг. в три этапа.

На первом этапе (1994-1995 гг) определялись основные проблемы и противоречия общечеловеческого и национального компонентов взаимодействия культур в учебно-воспитательном процессе, осуществлялась выработка гипотезы, постановка целей и задач исследования.

На втором этапе (1995-1996 гг.) осуществлялось теоретическое исследование проблемы, проводилась работа по анализу и синтезу педагогического, психологического, общенаучного знания, разрабатывалась и научно обосновывалась методика эксперимента.

На третьем этапе (1996-1997гг) проводилась экспериментальная работа, анализировались результаты эксперимента, делались выводы и разрабатыва-

9 лись научные рекомендации.

Основные положения, выносимые на защиту,

Педагогическая интерпретация понятия "мультикультурный подход".

Результаты сравнительного анализа уровней усвоения знания, структурированного на основе мультикультурного подхода.

Педагогические условия реализации мультикультурного подхода в учебно-воспитательном процессе школы: обоснование педагогической интерпретации понятия "мультикультурный подход" и его отличия от сопряженных понятий; представление культурной картины мира в единстве гуманитарного и естественного знания; построение процесса обучения на альтернативных культурах и человеческих ценностях, выступающих основой формирования диалогичности мышления как фундаментавзаимопонимания народов ; изучение национальной культуры народов совместного проживания как основы приобщения к мировой культуре; учет этнопсихологических особенностей учащихся (этнические особенности мышления и традиционные воззрения на человека и его место в мире) в планировании учебно-воспитательной работы; оптимальное сочетание в содержании учебного и воспитательного материала общечеловеческого и национального компонентов культур народов совместного проживания; конструирование содержания учебно-воспитательных мероприятий на основе интегрированных представлений о человеческих ценностях, сложившихся в различных культурах; отражение в содержании гуманитарных предметов, а также во внеклассной работе по этим предметам диалектического соотношения культур разных народов, в первую очередь культуры народов совместного проживания;

Это позволит воспринимать любую культуру как общечеловеческое дос-

10 тояние, быть толерантным ко всем народам, расам, культурам, языкам, и предопределит возможность личности интегрироваться в мировые научно-технические, производственные и культурные процессы.

Апробация результатов исследования. Материалы диссертации докладывались на межвузовской научно-практической конференции «Переходная экономика и объективные тенденции становления новой экономической системы (г.Казань, 1995 г.), Всероссийской научной конференции «Новые техно-логии обучения диагностики и творческого самообразования личности (г.Иошкар-Ола, 1995 г.), межвузовской научно-методической конференции «Подготовка специалистов с высшим образованием в современных условиях (г.Казань, 1996 г.), на межвузовской научно-практической конференции «В.М.Бехтерев и современная психология» (г.Казань, 1995 г.).

Научная новизна и практическая значимость состоят в следующем: - дана педагогическая интерпретация понятия "мультикультурный подход" в учебно-воспитательном процессе, основанный на анализе основных понятий, ассоциированных с мультикультурным образованием. - выявлены условия реализации мультикультурного подхода в учебно- воспитательном процессе; - выделены общие признаки и идеи зарубежных мультикультурных программ, которые можно интегрировать в отечественную педагогику.

Практическое значение исследования. Предложена стратегия мультикультурного подхода в подготовке уроков (^Путешествие по Татарстану", "Юмор в произведениях английских писателей") и воспитательных мероприятий (''Диалог с веком", "Фестиваль народов Поволжья"), удовлетворяющих педагогическим условиям реализации мультикультурного образования. Результаты эксперимента показывают, что организованный таким образом процесс обучения и воспитания готовит личность к толерантному восприятию чужой культуры, к эмпатии, преодолению националь- ных стереотипов и предрассудков, в конечном итоге к признанию равноправия и равноценности культур

Педагогическое содержание основных понятий, раскрывающих сущность мультикультурного образования

Реализация идеи мультнкультурного образования в отечественной педагогической практике требует четкого понимания содержания основных понятий, связанных с данной тенденцией.

Раскрывая педагогическое содержание основных понятий, связанных с термином "мультикультурное образование", на наш взгляд целесообразно рассмотреть, прежде всего, ключевые понятия "культура" и образование, а также их соотношение.

Культура Гот лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание). Специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе) [152, С. 297].

Организующая роль человека в выборе соответствующего набора знаний, ценностей, символов, идеалов и т.п. принадлежит системе образования. Она изначально предполагает выбор информации разных видов, определение пропорций, этапов и методов ее усвоения, что и составляет суть педагогически организованного процесса усвоения культуры.

Человек пол и культурен, если даже он воспитывался и образовывался в определенном типе культуры и сознательно разделяет ее нормативы и ценности. Он открыт не только существующим формам культуры своего общества, но и прошлому разнообразию истории, сменяющимся друг друга типам знако-во-символических систем во всем их своеобразии и богатстве, как духовное существо он свободен и вправе выбирать направления и содержание своей духовной жизни и ценностей из всего культурного хранилища человечества, особенно с развитием средств массовой коммуникации. И хотя он выбирает то, что отвечает запросам и условиям его бытия, все же выбор его может быть альтернативным - принять или отвергнуть. Человек может совершать поступки и определять свой жизненный путь, не только адаптируясь к наличным условиям, следуя их нормам и традициям, но и организовывать жизнь согласно избранным ценностям и выработанным убеждениям, не только опираясь на свой, но и на чужой опыт.

В этом сложность и противоречивость культурной динамики, как человека, так и человечества. Возможность адаптации или противостояние наличному бытию являются условиями развития, задающими его противоречивость и множество вариаций и возможностей. А если это так, то и система образова-ния и его содержание не могут быть однозначно адаптационными, в них должна быть многовариантность выбора, создаваемая культурным разнообразием и внутренней динамикой освоения как можно большего культурного пространства как расширения возможностей развития личности. Даже в неблагоприятных условиях, в кризисной ситуации человек, сделавший внутренним достоянием значительное и разнообразное культурное поле, имеет возможность устоять под ударами судьбы, уйти от неприемлемых форм жизни во внутренний, духовный контекст иного культурно-исторического среза. Можно назвать его бегством от реальности, но оно может быть не менее спасительным, чем открытая конфронтация.

Культурный контекст образования ликвидирует обособленность знаний, придавая им социометорические измерения, сообщая целостность процессу усвоения знаний и укореняя их в социальной и национально-этнической почве, в геополитическом пространстве и историческом времени.

Образование и культура. Образование сближается с культурой в том ее качестве, в каком она предстает как национальная культура, существующая в традиции не столько устной, сколько письменной речи и языка. Школа - главный институт национальной культуры, основной способ приобщения к ней. В отличие от этнической (народной культуры), передаваемой от поколения к поколению на уровне естественных способностей человека — его памяти, живой речи, природного слуха, органической пластики, национальная культура усваивается каждым посредством специальной подготовки, называемой образованием. В ситуации национальной культуры, базирующейся на письменной традиции, образованность и культурность трактуются почти как синонимы. Недаром в период формирования национальной культуры в нашей стране в 20-е годы образование и культура являлись предметом управления и опеки одного и того же государственного органа (Наркомпроса), наделенного функцией организации общенародного или национального просвещения. Просвещать -значит с помощью образования школы вырабатывать у людей культурное самосознание, всегда облеченное в конкретную национальную форму.

Образование и культура в современном мире далеко отошли друг от друга, что само по себе свидетельствует о глубоких переменах в обществе. Суть этих перемен - в возникновении массовой культуры, создаваемой и транслируемой средствами массовой коммуникации. Массовая культура лишена четко выраженной окраски, оказывает воздействие на современного человека ничуть не меньше, чем национальная культура. Образование утрачивает при этом функцию формирования национального самосознания, ставя перед собой задачу подготовки человека к профессиональной деятельности в той или иной отрасли материального и духовного производства (так называемое политехническое образование). С попытками возродить культурную функцию образования связаны все современные дискуссии об его идеализации, об усилении в образовательном процессе роли гуманитарных наук, прямо не связанных с получаемой профессией. Поможет ли такая гуманитаризация противостоять натиску индустриального общества, массовой культуры, покажет время [112, С.4].

Различные концепции мультикультурного образования в зарубежной педагогике

Процессы демократизации, затронувшие все сферы жизни, отказ от монополитической и моноидеологической модели общества, определил и характер изменений в системе образования. Философия плюрализма - основная тенденция развития общественного сознания и современной культуры состоит в том, что от поисков единственно верного и истинного представления о мире и утверждение его за счет игнорирования и подавления других представлений, переходят к признанию возможности множественности истин, признанию их своеобразия и ценности, к поискам диалога и взаимопонимания. В сфере образования этой тенденции соответствует отказ от единой модели культурного, образованного человека, признание множественности целей образования, предоставление личности права выбора и самостоятельного определения своего идеала и культурного образца. Сфера образования должна представлять все многообразие мира, культур или культурных образцов или, по крайней мере, способствовать ознакомлению с ними [148, С. 86].

Культурная среда - есть всегда уникальное проявление жизнедеятельности сообщества людей. Назовем культурной всю сферу такого образования, которая нацелена на культурные (не когнитивные, но прежде всего на нравственные духовные) ценности, ставит целью самобытное культурное развитие и самоопределение личности (т.е. индивидуальное культурное развитие и самоопределение каждого ребенка и воспитывающего взрослого). Такая сфера складывается сегодня из трех основных культурных компонентов образования -поликульт рного, мчльтикультурного и межкультурного образования. В основе введения этих компонентов лежит идея о том, что внутри себя культура не осознается, лишь при взаимодействии, диалоге разных культур становятся видимыми и понятными принципы и особенности каждой отдельной культуры.

Принцип диалога культур лежит в идее создания инновационной школы В.Библера - "школа диалога культур", которая существует с 1985 года. Это "воображаемые уроки", "бумажные школы", учебники, которые представлены в форме воображаемого диалога учителя и учеников. Определяя цель воспитания, В.Библер пишет, что "развитие индивидуальности, культивирование чувства личной чести, понимание того, что мир удивителен, бесконечно возможен и не может быть сведен к одной какой-нибудь системе ценностей, какой-то одной норме культуры, одной идеологии, иными словами, развития "человека культуры" - это, конечно, не гарантия успехов в XXI в., но это все же подстрахует человека, который развивался в таких школах, как "школа диалога культур" [19, С. 14].

Мультикультурное образование в развитых странах стало неотъемлемой частью их культурной политики. В настоящее время ученые многих стран мира разработали и используют на практике различные методики и поликультурные программы. Обсуждение проблемы мультикультурного, поликультурного, интеркультурного образования, широко развернувшееся во всем мире, раскрывает важность иного подхода, важность понимания того, что уже в содержании образования должна обрисовываться возможность культурной идентичности. Общность и взаимопонимание не могут строиться на ассимиляции и уничтожении культур, но предполагают признание права быть не похожими, при-знаиие непреходящего значения культуры каждой этнической группы и, конечно, культуры национального меньшинства. "Каждый человек ... имеет право открыто заявить о нормах и ценностях, установках и традициях своей культуры и соответственно заслуживает уважение со стороны других членов общества, включая, в частности, представителей культуры большинства. Требова-ние уважения фундаментально основано на осознании индивидом принадлежности к своей культуре" [105, С. 67].

Целью реформы учебной программы в контексте поликультурного образования, по мнению Т.Палькер, должно стать сочетание программы, учитывающей жизненный опыт ученика, с усовершенствованной предметной программой. Предлагается отводить специальные часы для занятий, на которых ученики пытаются с помощью учителя осознать проблемы, связанные с их повседневной средой, взглянуть по-новому на то, что они прежде воспринимали как само собой разумеющееся. Для успешного достижения этой цели педагогом желательно иметь представление о мире учеников, чтобы поставить перед ними соответствующие задачи [105, С. 69].

Фактически речь идет о переходе к иному способу конструирования содержания образования. Первичным здесь оказывается не знание, связанное с нормативной моделью науки, но знание, впитанное в культуру, начиная с повседневной жизни. Источником такого знания является прежде всего опыт учащихся, культурное своеобразие различных этносов и регионов.

Наиболее явно заметные признаки - это "социальные привычки", возникшие в результате иных социальных процессов и проявляющиеся в манере одеваться и есть, в ритуалах приветствия и дружбы, процедуре заключения соглашений, а также в жестах и знаковом языке. За внешними формами обнаруживаются более фундаментальные различия, будь то система ценностей, соответствующие субъективные подходы или структура социальных ролей, в частности тех, которые отводятся разным полам, религиозным верованиям и обязанностям или конкретному историческому опыту разных народов...

Функция всех культурных систем, - заключает Т.Палькер, - как бы они ни отличались друг от друга, - ориентировать человека в беспорядочном мире и создать прочную основу для развития личности и самосознания. Цель поликультурного образования не в том, чтобы заставить других людей отказаться от своей культурной самобытности, а в том, чтобы помочь каждой этни-ческой группе оценить в равной мере собственную культурную идентичностьп [105, С. 72].

Регионализация образования как тенденция мультикультурного образования

В настоящее время европейское сотрудничество и интеграция составляют часть повседневной жизни правительств, деловых кругов, профессиональных групп и частных лиц. Они оказывают влияние на все области политики, включая образование. В грядущие годы еще более усилится роль общеевропейского измерения в планировании и предоставлении образования во всех европейских странах [37].

В течение долгого времени общеевропейское измерение образования рассматривалось как просто "образование с целью примирения и лучшего понимания " и волновало лишь нескольких идеалистов и преподавателей [37, С. 56]. В настоящее время наблюдается кардинальное изменение мнения относи-тельно общеевропейского измерения в связи с процессами демократизации в Восточной и Центральной Европе, развитием европейского сотрудничества и интеграции, в частности Единого европейского рынка, Европейского экономического пространства. Оно превратилось в более широкую и более динамичную концепцию, имеющую важное значение для всех секторов образования: школы, высшего образования и образования взрослых.

Примером интеграционных связей в высшем образовании могут служить усиление непосредственного сотрудничества между европейскими университетами, иногда на региональной и выходящей за пределы национальных границ основе. Например, 7 университетов в Страсбурге, Мулхаузе, Базеле, Фрайбурге и Карлсруэ создали европейскую конфедерацию университетов Верхнего Рейна для разработки общих учебных курсов, совместных проектов обмена студентами, преподавателями и исследователями. В последнее время в Европе и в других регионах мира наблюдается увеличение числа учебных заведений, предлагающих обучение на расстоянии. Благодаря спутниковой связи и интегрированным средствам обработки открываются великолепные международные перспективы. Сейчас можно рассматривать новые формы европейских университетов, предоставляющих обучение на расстоянии. На парламентской ассамблее Совета Европы прозвучал призыв к созданию европейской сети открытых университетов, предлагающих обучение на расстоянии во всех европейских странах [41].

Основные направления международного сотрудничества российской высшей школы определяются его направленностью на интеграцию в мировую образовательную систему и разделение труда, создание условий для совместимости информационного и методического обеспечения и признания эквивалентности документов об образовании [114].

Государственное содействие академической мобильности предусматривает развитие инфраструктуры международных связей. Для этого сформированы следующие программы: активизация изучения иностранных языков и русского языка как иностранного, развитие российских и международных изданий высшей школы, дистанционного образования, в том числе международного. Предусмотрено также создание информационно-библиотечного центра по международным проектам и программам в высшем образовании [114].

Между странами европейского региона стираются государственные границы, но остаются границы языковые, которые грозят стать серьезной помехой дальнейшему развитию Европейского сообщества. В настоящее время в странах Европейского Экономического Союза считаются государственными: английский, французский, немецкий, итальянский, испанский, португальский, нидерландский, датский, греческий, ирландский. В 1990 г. вступила в действие принятая сообществом программа "Лингва", цель которой стимулировать изучение этих языков в странах Западной Европы. В ближайшем будущем предполагается введение иностранных языков в учебные планы всех начальных школ и изучение в средних школах не менее двух иностранных языков. Должен изменяться и характер обучения вместо прежней преимущественной установки на усвоение грамматических структур наибольшее внимание будет уделяться на овладение прочными навыками живой речи. Лингвистическая стратегия состоит в том, что в недалеком будущем каждый выпускник обязательной школы в любой европейской стране мог свободно разговаривать на двух языках. В качестве образца берется новый тип международных школ с классами для каждого из национальных языков стран Европейского Союза, бесплатные для служащих его учреждений [125]. Предполагается, что каждый ребенок учится на родном языке и постоянно контактирует с детьми и учителями других национальностей. Идеология таких школ — позитивная психологическая подготовка к жизни в мультикультурных сообществах. Основные требования к ученику европейской школы — владеть в совершенстве двумя языками: родным и одним из рабочих языков Союза — английским, немецким, французским. Кроме того, на второй ступени школы / второй год обучения / по крайней мере в течение трех лет каждый изучает еще, и третий язык, любой госу-дарственный язык одной из стран Европейского Экономического Союза. Таким образом, достигается выравнивание по степени трудности овладения иностранными языками для представителей всех стран. У учеников европейских школ воспитывается двойное самосознание: как гражданина своей страны и как гражданина Европейского Союза. Предотвращается проявление этнолингвистических предрассудков и явных националистических эмоций. Равенство достигается еще и за счет того, что все сдают выпускные экзамены на разных языках по одинаковым критериям, независимо родной это язык ребенка или нет.

Педагогические условия реализации мультикультурного образования в учебно-воспитательном процессе в средней школе

В данном параграфе мы выделяем педагогические условия реализации содержания мультикультурного образования в учебно-воспитательном процессе в средней школе на основе ан&пиза отечественного педагогического опыта, в частности школы-гимназии №139 Приволжского района г. Казани.

Концепция мультикультурного образования развивается в русле культуросообразного образования, поэтому, на наш взгляд, целесообразно начать выявление педагогических условий реализации мультикультурного образования с принципа культуросообразности.

Принцип культуросообразного образования на современном этапе в отличие от марксистской концепции не сводит сущность человека к совокупности общественных отношений, к невозможности автономии независимой личности от культуры и общества. Эти противоречивые утверждения разрешаются положением, что общество и культура никогда не станут однородными, а всегда будут представлять собой смешение конгломерат, взаимодействие различных культур и субкультур и именно здесь, на границах культур, по линиям их взаимодействия возможно проявление творческой, относительно независимой личности. В условиях регионализации принцип культуросообразности дополняется принципом национально-культурной сообразности, который предполагает сообразность, т.е. соотношение национальной и общечеловеческой культуры в учебно-воспитательном процессе.

Принцип научности предполагает оптимальное сочетание общечеловеческого и национального (регионального) компонентов содержания образования путем сравнительного анализа "общего" и "частного" в содержании предметов гуманитарного цикла. Например, одним из критериев отбора материала по литературе может быть ориентация тех или иных произведений на отражение народного, идеала совершенного человека. И здесь сами произведения наглядно иллюстрируют: идеал совершенного человека у разных народов является носителем гармоничного сочетаний общечеловеческих нравственных ценностей честь, совесть, любовь к родине, трудолюбие/ с национальными приверженность тому или иному этикету пантеону богов и др./. Важно акцентировать внимание учеников на наличие у разных народов схожих элементов тематики, сюжета, композиции такая близость обусловлена во многом, историческими взаимосвязями народов, типологической общностью. Близость народов, живших подчас на разных континентах, кроется в сходстве исторического развития: все народы мира развиваются по общим законам истории, несмотря на своеобразие условий обитания, обычаев, языков. Систематически обращение к сокровищнице мирового фольклора не только развивает умение мыслить аналитически, сопоставляя категории "частного" и "общего", взаимосвязи "национального" и "интернационального", но и обогащает нравственно, заставляя осознать себя носителями родной культуры, древних народных традиции Учет ланного фактора во многом спосоостзоваї бы решению задач формирования гражданского сознания и национального самосознания личности учащегося. В преподавании иностранных языков развитию аналитической способности "общего", "частного" способствует подбор первичных эквивалентов, таких как пословицы, поговорки, которые являются своеобразными лингвистическими формулами-знаками для обозначения типичных жизненных ситуаций, вобравшие в себя народную мудрость.

В современных условиях перед школой стоят не только задачи передачи опыта знаний и опыта навыков, но и передачи творческого опыта и опыта элю-ционально-ценностного отношения к миру. Для решения этих проблем, кроме научности, необходимо еще предусмотреть и художественность как второй равнозначный принцип общей педагогики. При этом возникает как один из основных и равноправных методов познания, путь осмысления через переживание - путь искусств [39, С. 104].

Фактически единство мысли и чувства - целостное человеческое мышление. И нет пока в школе иных учебных средств, кроме предметов искусств /литература, музыка, изобразительного искусства и архитектуры/, которые именно как учебные предметы содержали бы это единство.

Таким образом, игнорирование предметов искусств в содержании образования не только обедняет культуру личности, но и нарушает формирование целостности мышления учащихся.

Похожие диссертации на Мультикультурный подход к обучению и воспитанию школьников