Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этнорегиональный компонент в экологическом воспитании младшего школьника Узденова Зарема Кемаловна

Этнорегиональный компонент в экологическом воспитании младшего школьника
<
Этнорегиональный компонент в экологическом воспитании младшего школьника Этнорегиональный компонент в экологическом воспитании младшего школьника Этнорегиональный компонент в экологическом воспитании младшего школьника Этнорегиональный компонент в экологическом воспитании младшего школьника Этнорегиональный компонент в экологическом воспитании младшего школьника Этнорегиональный компонент в экологическом воспитании младшего школьника Этнорегиональный компонент в экологическом воспитании младшего школьника Этнорегиональный компонент в экологическом воспитании младшего школьника Этнорегиональный компонент в экологическом воспитании младшего школьника
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Узденова Зарема Кемаловна. Этнорегиональный компонент в экологическом воспитании младшего школьника : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Карачаевск, 2005 173 с. РГБ ОД, 61:06-13/71

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Экологическое воспитание как социально-педагогическая и психологическая проблема 13

1.1. Социально-педагогические основы использования этнорегионального материала в экологическом воспитании младших школьников 13

1.2. Народные природоохранительные традиции и обычаи, используемые в экологическом воспитании младших школьников 33

1.3. Устное народное творчество и современная литература в формировании экологической культуры младших школьников 45

1.4. Календарь и календарная обрядность народов Карачаево-Черкесии в формировании экологической культуры младших школьников 62

Выводы по первой главе 82

ГЛАВА II. Совершенствование процесса экологического воспитания младших школьников на народных традициях 85

2.1. Условия и факторы, стимулирующие развитие экологической воспитанности младших школьников 85

2.2. Критерии и уровни экологической воспитанности учащихся младших классов 103

2.3. Формы, методы и приемы экологического воспитания младших школьников средствами народной педагогики 122

Выводы по второй главе 143

Заключение 145

Библиографический список использованной литературы: 152

Приложение 169

Введение к работе

Актуальность исследования. В последние десятилетия технический прогресс достиг высокого уровня, сделав жизнь человека намного комфортнее и легче. Однако эти достижения, к сожалению, повлекли за собой и негативные последствия, так как активная деятельность человека по преобразованию окружающей среды породила одну из глобальных проблем всего мира -экологическую катастрофу, угрозу существованию всего живого на нашей планете Земля. В процессе своей жизнедеятельности человек все более влияет на природу, нарушая естественные законы, существующие на протяжении многих веков.

Ухудшение природной среды, прежде всего, отражается на здоровье человека. Дыша загрязненным воздухом, используя для питья загрязненную воду, человек по крупицам теряет здоровье. От ослабленных родителей рождается ребенок со слабым здоровьем, который попадает в еще более ухудшившуюся экологическую среду.

По данным Всемирной организации здравоохранения, воздействие химических веществ является ведущим фактором в развитии значительного числа болезней человека. Так, при воздействии выбросов предприятий цветной металлургии отмечается более высокий уровень заболеваний сердечнососудистой системы, предприятий черной металлургии - органов дыхания и др. В городах с неблагоприятной экологической обстановкой фиксируется повышенная детская смертность, функциональные отклонения у детей в системе иммунитета, кроветворения, нарушения опорно-двигательного аппарата.

Высокое содержание тяжелых металлов в воздухе приводит к различным заболеваниям. Свинец действует на печень и почки, приводя к нарушению психики и кровообращения; ртуть воздействует на нервную.

систему, сенсорные функции и координацию; никель провоцирует респираторные заболевания и др. [41,215].

В регионах с высоким уровнем загрязнения отмечается повышенный уровень заболеваемости населения. Неблагоприятное воздействие среды у каждого шестого человека является причиной смерти.

Загрязнение атмосферы вредно сказывается на растительном и животном мире. Так, в радиусе 1-3 км от источника выбросов продуктивность леса снижается на 30/50%, вблизи источников выбросов деревья вообще не могут расти. Сокращение лесов приводит к вымиранию различных представителей животного мира.

Дойдя до опасной черты, человечество только теперь оценило ущерб, наносимый природе. Разрабатываются технологии безотходного производства, очистительные сооружения, есть научно-исследовательские институты, работающие в данном направлении.

Не могла не коснуться эта проблема и школьного образования и воспитания. Экологизация образования затронула дошкольные учреждения, школы, высшие учебные заведения. Важнейшим звеном в этой цепи является школа, т.к. именно в детстве, особенно в младшем школьном возрасте, человек более всего ближе к природе, и именно в этом возрасте велика роль воспитания, вкладываемого в ребенка. И нельзя в процессе экологического воспитания не обращать внимание на экологическую обстановку региона, в котором проживают учащиеся, нельзя не учитывать своеобразие природной среды, невозможно не обращаться к педагогическому наследию прошлого.

Большие возможности в решении проблемы имеет народная педагогика. У каждого народа свой язык, традиции и обычаи. Все народы имеют богатый опыт по воспитанию подрастающего поколения. Этот воспитательный опыт затрагивает все аспекты жизни людей, в том числе и отношение к окружающей среде, к природе. Умение видеть красоту природы и ценить ее значение ребенок получал с малых лет через наставления родителей, старших родственников в доступной форме - через сказки, пословицы, поговорки, загадки, потешки.

Карачаево-Черкесская Республика — уникальный регион Северного Кавказа. Изучение психолого-педагогического, исторического и этнографического материала дает основание полагать, что этнопедагогическое наследие народов Карачаево-Черкесии содержит богатый опыт бережного, разумного отношения к родной земле и природной среде. Проведенный анализ научной литературы позволяет сделать вывод о недостаточности специальных исследований по данной проблеме и лишь частичном рассмотрении ее отдельных аспектов.

Между тем использование опыта народа в экологическом воспитании детей, по нашему мнению, необходимо и окажет действенную помощь в работе образовательных учреждений, семейному воспитанию.

Великие педагоги А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский высоко оценивали роль природы в формировании гармонично развитой личности.

Вопросам экологического воспитания посвятили свои работы многие современные педагоги (С.Д. Дерябо, А.А. Захлебный, И.Д. Зверев, Л.Ф. Мельчаков, А.А. Плешаков, Л.П. Симонова - Салеева, Е.С. Сластенина, Т.И. Суравегина, А.Р. Текеева, В.А Левин). Обращались к проблеме экологического воспитания в своих работах Б.Т.Лихачев, В.А. Сластенин, А.Е.Тихонов.

Вопросы народной педагогики широко освещены в трудах М.Ю. Айбазовой, И.А. Арабова, Х.Х.-М. Батчаевой, Н.Ш. Блягоз, Г.Н. Волкова, М.Б. Гуртуевой, М.Т. Загазежева, Ф.Т. Кущетеровой, К.Б. Семенова, Л.Н. Толстого, Е.Е. Хатаева, Х.К. Цаллаева, З.Б. Цаллаговой, И.А. Шорова, К.Д. Ушинского и др.

Вопросы экологического воспитания и образования рассматривались в диссертационных исследованиях в различных аспектах: во внеучебной деятельности /С.А. Бабенкова/, в летних лагерях /В.Ф. Бахтиярова/, в игровой деятельности /М.В. Емельянова/, эстетическими средствами /Н.Х. Нагаева/, в условиях семьи и дошкольного учреждения /О.А. Овсянникова/, на материале сказок /Р.Ю. Посылкина/, в учреждениях дополнительного образования /Н.Н. Сотникова/, в условиях учебно-производственного комбината /Н.А. Чикильдина/, при подготовке учителя /Р.В. Степанец, Т.А. Скиба, А.И. Новик-Качан/, в педагогических системах К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского /Е.Ю. Кулиничева, С.А. Ускова/, с учетом народных традиций и регионального компонента /Б.Ш. Алиева, А.А. Афашагова, М.С. Багов, Н.Ш. Блягоз, И.А. Валиева, Н.В. Гусакова, Ш.И. Джанзакова, Т.Д. Замбалова, Д.Р. Керимова, Р.А. Махабадарова, СИ. Мургаева, Е.Г. Письменная, Т.И. Петрова, Л.Б. Рзаева, В.А. Рыкованова, А.Р. Текеева, Н.Г. Троицкая, СИ. Фомина, А.В. Хажин, СН. Черябкина/.

Проблеме национально-регионального компонента посвящены работы Л.А. Гаранина, М.М. Кардановой, Р.Б. Карабашевой, С.К. Колодезникова, Ю.В. Лазарева, Ю.В. Павличенко, Н.Х. Сапоевой, В.В. Судакова, В.Н. Тарасюк, Б.А. Тахохова и многих других.

В последние годы появилось много учебных программ, учебников и пособий, рассматривающих и проблемы экологического воспитания, и проблему использования в начальной школе прогрессивных традиций народа. Однако мало практико-ориентированных работ, которые могут оказать действенную помощь учителю начальных классов по использованию народных традиций в экологическом воспитании младших школьников.

Анализ большого количества этнографических, краеведческих материалов и источников по проблеме формирования экологически воспитанной личности и изучение реального состояния работы начальных школ подтверждает существование противоречий между:

- актуальностью экологических проблем в регионе и стране и недостаточной разработанностью, особенно в начальной школе, системы экологического воспитания;

- наличием ценных природоохранных обычаев и традиций в педагогическом наследии народов Карачаево-Черкесии и недостаточным использованием их в практике начальных школ нашей республики;

- необходимостью учета в процессе формирования экологической культуры личности младших школьников уникальности природного ландшафта Карачаево-Черкесии и недостаточным умением всесторонне использовать данное средство в воспитательном процессе педагогами начальной школы.

Наличие названных противоречий обусловило выбор проблемы исследования, которая сформулирована следующим образом: при каких условиях использование материалов этнорегионального содержания способствует формированию экологически воспитанной личности младшего школьника.

Решение данной проблемы является целью нашего исследования.

Объект исследования - экологическое воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы.

Предмет исследования - процесс использования этнорегионального компонента в экологическом воспитании учащихся младших классов.

Гипотеза исследования - процесс экологического воспитания младших школьников будет более результативным, если в начальных школах будет разработана и использована система экологического воспитания, учитывающая в своем содержании:

— специфику географических, этнокультурных условий;

— народные традиции, устное народное творчество, обычаи, имеющие как национальную, общероссийскую, так и общечеловеческую значимость;

— взаимодействие форм, методов, средств и приемов обучения и воспитания учащихся;

— ценность в этнорегиональном экологическом воспитании взаимодействия системы школа-семья.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой в исследовании были поставлены следующие задачи:

1. Установить степень изученности проблемы экологического воспитания средствами народной педагогики.

2. Определить источники экологического воспитания, содержащиеся в педагогике народов Северного Кавказа.

3. Выявить и раскрыть педагогические условия развития экологических знаний, умений и навыков младших школьников в процессе использования передовых традиций народа и краеведческого материала.

4. Доказать значимость взаимодействия содержания, форм, методов использования традиций экологического воспитания, накопленных народами Карачаево-Черкесии, в современной практике начального образования.

Методологической основой исследования явились: принцип связи теории и практики; философская трактовка принципа всеобщей связи и взаимообусловленности явлений; концепция целостного системного подхода к рассмотрению педагогического процесса, аксиологический, культурологический и личностно-ориентированный подходы.

Теоретической основой исследования исследования явились общая методология педагогической науки (И.А. Арабов, Ю.С. Бабанский, Б.М. Бим-Бад, Е.В. Бондаревская, Б.С. Гершунский, Б.А. Тахохов), теория обучения и воспитания младших школьников (Ш.А. Амоношвили, СП. Баранов, В.В. Давыдов, И.А. Малашихина, Таранова Т.Н.), теория социального становления личности (экологической социализации) (Б.Ш. Алиева, М.С. Багов, Н.Ш. Блягоз, И.А. Валиева, С.Н. Глазачев, С.Д. Дерябо, И.Д. Зверев, И.Б. Котова, Б.Т. Лихачев, Н.Н. Моисеев, Н.Д. Никандров, А.А. Плешаков, Е.С. Сластенина, А.П. Сидельковский), теория психологии личности (А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, B.C. Мухина, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, Д.Б. Эльконин), теория этнорегионального обучения и воспитания (М.Ю. Айбазова, И.А. Арабов, Х.Х. Батчаева, М.Б. Гуртуева, К.Б. Семенов, В.К. Шаповалов, И.А.Шоров).

Методы исследования: 1)теоретический анализ философской, историографической, психолого-педагогической литературы по теме;

2) изучение национальных обычаев и традиций народов Карачаево-Черкесии, связанных с экологическим воспитанием;

3)наблюдение за учебным процессом, творческой деятельностью учащихся и педагогов;

4) беседы, анкетирование;

5) констатирующий и формирующий эксперимент;

6)статистическая обработка результатов исследования.

Организация и база исследования. Исследование проводилось в несколько этапов в школах Карачаево-Черкесии, а именно в СОШ а. Сары-Тюз, СОШ п. Правокубанского, школах г. Карачаевска.

На первом этапе (2000-2001 гг.) осуществлялся направленный анализ научных источников по педагогике, этнопедагогике, психологии, этнографии; разрабатывалась рабочая гипотеза, уточнялась концептуальная база исследования, разрабатывалась программа экспериментальной работы, проводилась подготовительная работа к осуществлению эксперимента.

На втором этапе (2002-2003 гг.) проводился формирующий эксперимент, также был продолжен анализ литературы и диссертационных исследований по близким к нашей теме проблемам.

На третьем этапе (2004-2005 гг.) уточнялись некоторые теоретические положения исследования, проводился анализ опытно-экспериментальной работы, разрабатывались практические рекомендации, оформлялась рукопись диссертации.

Научная новизна состоит в том, что:

-доказана степень значимости использования этнорегиональных знаний в контексте формирования экологической воспитанности младших школьников;

-обобщены формы, методы и приемы экологического воспитания младших школьников средствами народной педагогики в школе и семье;

-разработана и внедрена программа факультативного курса по использованию этнорегиональных традиций «Экология Карачаево-Черкесии для младших школьников».

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

-выявлены и раскрыты педагогические условия развития экологических знаний, умений и навыков в контексте этнорегионального компонента;

-синтезированы концептуальные позиции народной педагогики горцев по вопросу формирования экологической воспитанности подрастающего поколения;

-разработаны критерии для определения уровня экологической воспитанности младшего школьника.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

— выявлены критерии (когнитивный, эмотивный, эпативный), уровни экологической воспитанности, которые могут быть использованы в оценке работы с учащимися младших классов в школе и семье;

— доказана значимость использования этнорегионального компонента в процессе методической помощи учителям начальных классов при подготовке школьных занятий и внешкольных мероприятий, в работе с семьей;

— выявлены возможности внедрения материалов исследования в учебно-воспитательном процессе начальной школы, при выполнении рефератов, дипломных проектов студентами университетов и педагогических учебных заведений, а также при разработке спецкурсов для студентов педагогических училищ и университетов.

Обоснованность и достоверность научных результатов обеспечена использованием широкого круга литературы по близкой проблематике; применением различных методов исследования, соответствующих цели работы и ее задачам; апробацией результатов и внедрением их в практику учебно-воспитательной работы ряда начальных школ; осуществлением качественного и количественного анализа результатов эксперимента.

На защиту выносятся следующие положения:

1) Источники экологического воспитания отражены в педагогике народов Карачаево-Черкесии. Среди них мы рассмотрели традиции, обычаи, фольклор, календарную обрядность.

2) Экологическое воспитание младшего школьника и возможности его формирования на основе традиций народной педагогики мы характеризуем как воспитательную систему, предусматривающую формирование современной личности, понимающей взаимозависимость и взаимодействие человека, общества и природы, необходимость сохранения её и улучшения, умеющей ценить прекрасное в окружающем мире, с нравственно-эстетическим и правовым отношением к окружающей среде.

3) Среди условий и факторов, необходимых для формирования экологической воспитанности младшего школьника, определены и реализованы:

- соответствие экологического воспитания требованиям социокультурного прогресса;

- учет уровней этноэкологической подготовки младших школьников;

- необходимость использования природоохранных традиций, обычаев, устного народного творчества этносов Карачаево-Черкесии;

- сотрудничество школы и семьи;

- интеграция этнических и региональных влияний в экологическом воспитании младшего школьника в целостном педагогическом процессе.

4) Содержание, формы и методы формирования экологической воспитанности детей младшего школьного возраста на национальной педагогике народов Карачаево-Черкесии должны удовлетворять требованиям:

- интегрированное™ экоматериалов на основе межпредметных связей;

- использования специальных программ, направленных на приобщение учащихся к традициям этносов Карачаево-Черкесии;

- взаимодействия учебной и внеучебной деятельности.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику. Ход и результаты исследования обсуждались и проверялись на заседаниях кафедры педагогики и педтехнологий Карачаево-Черкесского государственного университета. Различные аспекты содержания диссертации излагались на ежегодных научных конференциях преподавателей и аспирантов Карачаево-Черкесского госуниверситета «Алиевские чтения» (Карачаевск, 2001-2005 гг.), региональной научной конференции «Формирование и развитие креативности и концептуального мышления дошкольника и младшего школьника средствами искусства и природы» (Карачаевск, май 2000 г.), межвузовской научно-практической конференции «Педагогическая наука и практика - региону» (Ставрополь, апрель 2004г.), международной научно-практической конференции «Кавказ сквозь призму тысячелетий. Парадигмы культуры» (Нальчик, май 2004 г.), международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы экологии в условиях современного мира» (Майкоп, апрель 2005 г.).

Результаты исследования внедрялись в учебно-воспитательный процесс школ республики.

Социально-педагогические основы использования этнорегионального материала в экологическом воспитании младших школьников

В 1866 г. Эрнст Геккель ввел четкий научный термин «экология». Так была названа им наука об образе жизни животных и их многосторонних и сложных связях с органической и неорганической природной средой, включая их поведение и распространение. Тогда Э. Геккель и предположить не мог, что сто лет спустя это понятие претерпит значительные изменения и приобретет даже некую социально-политическую окраску.

Позволяя преступную беспечность, человек, воздействуя на природу, быстро изменяет естественную среду обитания. На месте оставшейся относительно нетронутой природной среды возникают культурные ландшафты и городские агломерации. Озера и реки, эти поистине «кровеносные сосуды суши», превращаются в стоки нечистот и промышленных отходов. При сжигании топлива и мусора атмосфера все больше и больше загрязняется газами, при этом нередко ядовитыми. В результате быстро скудеет животный мир, беднеют растительные сообщества. Человек - этот наиболее одаренный и могущественный представитель всего живого на Земле - приступил к широкому преобразованию естественного облика нашей планеты, и прежде всего ее растительного и животного царства [189, 419].

Человек, благодаря своим интеллектуальным и физическим способностям, создал для себя искусственную среду обитания, весьма удобную, но порой вредную для всего живого планеты [168, 62]. Сейчас даже известен термин «эколого-социальная комфортность», который, как отмечает Аппоева Л.И. [9, 8], отражает парадоксальность и критическую экологическую ситуацию в сегодняшнем мире. Он соединяет параметры с противоположными векторами: чем выше социальная комфортность, подразумевающая экономическое процветание, тем меньше шансов остается для сохранения экологической комфортности природной среды.

Экологическая ситуация, сложившаяся в России и во всем мире, глобальный характер экологических проблем и своеобразное их проявление в каждом регионе планеты настоятельно требуют скорейшей перестройки мышления человечества, отдельных народов и каждого конкретного человека [142,45].

Приведем всем известные два афоризма. Первый принадлежит ученому И.В. Мичурину: «Мы не можем ждать милостей у природы, взять их у нее -наша задача». А второй - русскому певцу природы И.С. Тургеневу, который устами своего героя Базарова говорит: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Очевидно, сегодня этими идеями нельзя руководствоваться в условиях, когда возрастает угроза экологического кризиса, когда всеобщее и непрерывное экологическое образование стало социальной необходимостью [109, 94].

Человеческое изменение природы изначально было мизерным. То, что шло в пищу, на выработку одежды или на постройку жилища естественным образом восполнялось. Но это восполнение замедлялось по мере роста численности людей, по мере расселения людей и повышения уровня удовлетворения потребностей. В связи с промышленным прогрессом пошел счет необратимым изменениям в природе. Самым неприятным оказалось такое деформирование природы, которое обернулось повышением заболеваемости людей и в этой связи преждевременной старостью и смертностью.

Хозяйственная деятельность человека все более оказывает прямое и побочное влияние на химический состав и свойства атмосферы, тепловой режим планеты, фон радиоактивности, Мировой океан и т.д. Следствиями этой деятельности являются эрозия и истощение почв, загрязнение водоемов, уменьшение запасов пресной воды, а также невозобновимых сырьевых и энергетических ресурсов, выделение в биосферу не- перерабатываемых биологически и токсичных отходов, воздействие антропогенных, особенно урбанизированных, ландшафтов, влияние экологических факторов на физическое и психическое здоровье человека и на генофонд человеческих популяций [167, 446].

Нам представляется важным обращение к русским философско-педагогическим концепциям. Новый взгляд на личность и ее взаимоотношение с миром природы разработан в учениях представителей русской философии «космизма» B.C. Соловьева, Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского и др. Человек рассматривался ими не только как микрокосм мироздания. Взаимоотношения человека и природы, возникающие в результате целенаправленного воспитания личности, воспринимались как основа сохранения космического единства и гармонии. B.C. Соловьев человека считал частью природы, причем лучшей ее частью. Спасая природу от омертвления, человек спасает себя от нравственного распада, от смерти. Без нравственного отношения к природе не может быть гуманного отношения к человечеству. Н.Ф. Федоров важнейшим условием спасения Вселенной от техногенной катастрофы видел в спасении человека, поскольку считал человеческий род «той же природой, только пришедшей в сознание». Н.Ф. Федоров пытался объединить судьбы человека и вселенского бытия, синтезировать антропологизм и космизм. К.Э. Циолковский утверждал, что космос всегда живой, и каждый человек неразрывно связан с процессами, происходящими во Вселенной. Космическая этика, по его мнению, предполагает полное отсутствие страданий, поэтому истинную мораль можно извлечь только из естественных начал Вселенной. В размышлениях представителей философии русского космизма можно увидеть в общих чертах прообраз идей В.И. Вернадского о жизни как космическом феномене, взаимодействии между природой и человеком, о ноосфере как всепланетарном царстве человеческого разума. Учение В.И. Вернадского проникнуто верой в человеческий разум, убежденностью, что человечество может разрешить экологические проблемы и достичь безопасного существования, ведущего к процветанию. Эта вера имеет целью не притупить чувство тревоги, но напротив, призвать к ответственности, к мобилизации воли каждой личности для необходимых совместных действий по сотворению безопасной, разумной и гармоничной среды обитания.

Во многом созвучными «космической философии» и чрезвычайно актуальными с позиции современных проблем экологической безопасности представляются взгляды Л.Н. Толстого. Он также приходит к мысли о том, что человек включен в окружающий мир, неразрывно связан с ним, а мысль и деятельность людей имеют космическое значение. От того, какой выбор сделан отдельным человеком, зависит не только его собственное счастье, но и судьба всего народа, всего человечества.

Актуальным для осмысления проблемы формирования у школьников качеств экологически безопасной личности является восприятие природы как источника саморазвития личности. Такой взгляд на природу и ее место в педагогическом процессе характерен для целого ряда педагогических концепций: А.П. Щапова, В.П. Вахтерова, В.П. Острогорского, Д.И. Менделеева и др. Они подчеркивали исключительное значение природы в деле развития ребенка. Вместе с потерей связи с природой прерывается и умственная связь с ней, что создает серьезные барьеры для гармоничного развития [70, 32-37].

Народные природоохранительные традиции и обычаи, используемые в экологическом воспитании младших школьников

В последние годы появилось большое количество диссертационных работ, рассматривающих экологическое воспитание на народных традициях, с учетом региональных особенностей. Исследования Багова М.С., Валиевой И.А., Гусаковой Н.В., Джанзаковой Ш.И., Замбаловой Т.Д., Керимовой Д.Р., Петровой Т.И., Письменной Е.Е., Текеевой А.Р., Троицкой Н.Г., Хажина А.В., Черябкиной С.Н. и многих других исследователей показывают ценность педагогического наследия народов Кавказа, Севера, мордвы, башкир, бурят, казахов, дагестанцев, экологичность сознания, экологичность традиций и обрядов наших предков. Васильцова З.П. [36] отмечает: «Народ - воспитатель, народ - педагог. Задачу вырастить свою смену умной, смелой, доброй, трудолюбивой жизнь ставила не только перед нами, нашими отцами и дедами, но и перед дедами наших дедов — в веках и тысячелетиях. И века, и тысячелетия решалась эта задача: осмысление, сохранение и передача следующим поколениям того всеобщего, на чем зиждется человечество, и того частного, что составляет неповторимое лицо данного народа». Солидарен с ней Подласый И.П. [128,24]: «Человечество выжило, окрепло и достигло современного уровня развития благодаря воспитанию, благодаря тому, что выстраданный предшествующими поколениями опыт использовался и приумножался последующими. История знает случаи, когда опыт терялся, жизнесущая река воспитания пересыхала. Люди оказывались отброшенными в своем развитии далеко назад и вынуждены были заново восстанавливать утраченные звенья своей культуры».

К.Д. Ушинский в своих работах показал, что общество развивается с учетом естественных законов. Общественное развитие зависит и от географических особенностей окружающей среды. По его мнению, историческое развитие общества и уровень его развития зависит от нравственного, национального и религиозного самосознания народа, которые в свою очередь находятся во взаимосвязи с отношениями человека и природы. Развитие культуры, искусства, общественных структур, религиозных институтов зависит от этногеографических особенностей того или иного народа [94, 46].

В современном мире оживляется тяга к традициям. Резко возросшие культурные контакты, а с ними воздействия создали угрозу развитии) той стандартной культуры, которую обычно называют городской, урбанистической. Ответом на это стало повсеместное стремление народов отстоять, развить и подчас даже возродить свои собственные культурные ценности, воплощенные в самобытных традициях. Традиции сделались как бы этническими, национальными символами [111,9].

Традиции и обычаи зародились еще в глубокой древности. В первобытнообщинном обществе, например, обычай выступал как нравственный закон. Поведение людей и взаимоотношения, поступки, что можно, чего нельзя, что хорошо, что плохо регулировались строгими требованиями нравственного закона - обычая, соблюдение его обеспечивалось силой воздействия общественного мнения. Но далее в силу вступают новые формы - правовые, регулирующие людские взаимоотношения силой власти, законом.

Категории «традиция» и «обычай» относятся к духовной стороне жизни людей. Они подвижны и динамичны, как сама общественная жизнь людей. Они возникают, вызываются жизненными потребностями, развиваются и изменяются с изменением этих же потребностей. Традиция отражает преемственную связь в развитии, связь времен, эпох [178,8-9].

Приведем наиболее используемые трактовки понятий «традиция», «обычай», «обряд». Традиция - исторически сложившиеся и передаваемые от поколения к поколению обычаи, обряды, общественные установления, идеи и ценности, нормы поведения и т.п.; элементы социально-культурного наследия, сохраняющиеся в обществе или отдельных социальных группах в течение длительного времени (Философский словарь); - элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени (Большая советская энциклопедия); - своеобразный способ накопления опыта людей, а также условие развития человеческой культуры. Традиции не переходят автоматически от одного поколения к другому, им необходимо поддерживать, соотносить эффективное средство формирования личности. Они складываются на основе только тех форм деятельности, которые неоднократно подтвердили свою общечеловеческую и личную значимость (Палаткина Г.В.); это исторически сложившаяся устойчивая форма концентрации и передачи опыта общественных отношений от старших к подрастающим поколениям, являющаяся побудителем к творческой деятельности (Белоусова Е.В.); - сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, общественный порядок, нормы поведения, идеи. В воспитании традиций означает преемственность педагогического опыта в формировании и развитии личности (Хажин А.В.); - устойчивая форма аккумулирования и передачи опыта общественных отношений от предшествующих поколений к подрастающим поколениям, являющаяся побудителем к разнообразной репродуктивной и творческой деятельности (Чотчаева Ф.А.-А.); - вошедшие в привычку, закрепившиеся формы человеческого поведения. К числу традиций относятся любые преемственные правила поведения независимо от того, к какой области жизни относятся или в какой форме бытуют (Бузоева З.С.).

Этнокультурные традиции воспитания Арабов И.А., Нагорная Г.В. [10,74] определяют как совокупность исторически сложившихся умений, навыков и средств воспитания подрастающего поколения, сформировавшихся в историческом опыте народа, передаваемых из поколения в поколение в процессе живой практики. Главное условие их существования -повторяемость, сохранение и передача их от старших к младшим

Обычаи - повторяющиеся, привычные способы поведения людей в определенных ситуациях (Философский словарь); традиционно установившиеся правила общественного поведения (Хажин А.В.); - содержание поведенческой нормы (обычай отмечания свадебного торжества) (Бузоева З.С.). Обряд - совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом, в которых воплощаются какие-нибудь религиозные представления, бытовые традиции (свадебные обычаи, похоронные обычаи и т.д.) (Хажин А.В.); - внешнее оформление обычая: как именно заключить брак, отметить рождение (Бузоева З.С.). Воспитательная роль традиций заключена в стереотипных требованиях к поведению личности в обществе.

Условия и факторы, стимулирующие развитие экологической воспитанности младших школьников

Если обратиться к понятиям «условия», «факторы», «стимулы», то можно увидеть весьма разнообразные подходы.

Понятие «условие» в «Словаре русского языка» Ожегова СИ. определяется как «обстоятельство, от которого что-нибудь зависит» [118, 821]. Энциклопедический словарь приводит такую трактовку понятия «фактор» -«фактор - движущая сила какого-либо процесса, определяющая его характер или отдельные его черты» [191, 565].

Гедыгушева Т.Х. [44, 64] считает, что хотя факторы и условия близки друг другу, но под термином «фактор» имеются более широкие, чаще всего социальные явления, которые имеют начало в морали, экономике, религии, культуре. Под факторами она понимает совокупность условий, благоприятствующих эффективной организации учебного процесса и способствующих формированию конкретных социальных, моральных, интеллектуальных качеств личности. Для выявления формирования организационных умений она выделяет 5 групп условий: дидактические, технологические, организационные, личностно-ориентированные, психологические, этнорегиональные.

Хачирова И.Х [174,119] считает условия обстоятельствами, от которых зависит наличие или изменение чего-либо другого, называемого в таком случае обусловленным. Выделяются общесоциальные условия, то есть социальный заказ общества школе; социально-педагогические условия; внешние или объективные условия и внутренние или субъективные условия.

Павличенко Ю.В. [121,54-55], рассматривая интегральную индивидуальность, выделяет внешние и внутренние условия, причем важным считает соотношение внешних и внутренних условий.

Аляева О.Е. [8, 13], исследуя проблему формирования мировоззренческих позиций учащихся при изучении экологических проблем, процесс формирования мировоззренческих позиций рассматривает как взаимодействие внешних и внутренних факторов. Внутренними являются возникающие у школьников определенные психологические состояния, которые при определенных условиях закрепляются и превращаются в свойства личности в результате изменений в мотивационной, интеллектуальной, ценностно-оценочной сферах учащихся. При этом на передний план выдвигается то одно, то другое из этих образований. Внешними факторами для учащихся выступают: деятельность и требования учителей, других учеников, содержательная сторона учебных предметов, а также средства массовой информации, чтение научно-популярной литературы.

Совокупность внешних и внутренних условий реализуется в педагогическом процессе через ряд ситуаций.

Ляу М.М. [101,85], выполнившая исследование на материале естественнонаучных дисциплин, под условиями эффективного формирования мировоззренческих ценностей понимает такие обстоятельства (действия или способы действий), которые ведут к результату, задуманному как цель, т.е. сформированности базового, целостного мировоззрения, которое позволило бы включать каждую личность в новые социально-экономические условия жизни общества, и выделяет следующие важнейшие условия этнорегиональной мировоззренческой подготовки учащихся:

- необходимость включения по возможности в каждую тему естественнонаучных дисциплин этнорегионального материала; привлечение разносторонних практических заданий и упражнений; опора на личный опыт старшеклассников в этнорегиональной мировоззренческой подготовке; опора обучения на традиции народов, населяющих Карачаево-Черкесской Республики; включение фольклора в содержание учебных предметов; использование произведений местных художников, поэтов, писателей. Отдельные исследователи тесно связывают условия и стимулы, считая, что они побуждают, мотивируют деятельность. Л.Ю. Гордин дает следующее определение понятию «стимул»: «стимулы - это такие побудители деятельности и активности человека, которые опосредствуют потребности и средства их удовлетворения, связывают их, образуя промежуточные звенья, «цепочки». В отличие от них мотивы - это такие побудители деятельности и активности личности, которые, отражая своим содержанием внешние и внутренние стимулы, характеризуют индивидуальные особенности связей потребностей данной личности со средствами их удовлетворения через осознание личностью конкретной ситуации соответствующие эмоциональные состояния». Из всех разнообразных видов стимулирования Л.Ю. Гордин выделяет педагогическое стимулирование и характеризует его как сознательное использование в целях развития личности объективно присущих обществу материальных и идеальных, внешних и внутренних стимулов, состоящее в целесообразном отборе, необходимой модификации и включении в учебно-воспитательный процесс.

Особенно сближает феномен «условия» со стимулами З.И. Равкин. По мнению З.И. Равкина, стимул - средство, побуждающее людей к усиленной деятельности, своеобразный внешний толчок, и, касаясь проблемы соотношения стимулов и мотивов, он делает вывод о том, что первые (т.е. стимулы) становятся серьезным фактором и условием формирования направлености личности, т.к. при определенной системе и последовательности их применения они активно воздействуют на мотивационную сферу человека, лежащую в основе его поведения, деятельности, всей целостной структуры, определяемой направленностью личности [155].

Герюгова З.К. [45,80] в своем диссертационном исследовании, в котором рассматривались стимулы эстетического воспитания, выделяет следующие условия, стимулирующие формирование идеалов, взглядов, поведения, мотивов эстетических ценностей:

1) Творческий стиль деятельности учителя, совокупность его гностических, организаторских, конструктивных, коммуникативных качеств, которые он способен направить на результат руководства процессом эстетического воспитания школьников. 2) Наличие системы эстетического воспитания в образовательных учреждениях. 3) Традиция поддержания красоты во всем. 4) Учет возрастных особенностей детей.

Критерии и уровни экологической воспитанности учащихся младших классов

Одним из условий, указанных в числе приоритетных, мы назвали опору на уровень экологической воспитанности учащихся. Для его определения мы обратились к характеристике критериев экологической воспитанности.

Ильина Т.А. [71, 381] критерии воспитанности определяет как то, «на что следует равняться, с чем сверять те или иные достижения и результаты». Процесс проверки воспитанности можно разделить на две подструктуры: 1) выявление характеристики личности в целом; 2) проверка промежуточных, более частных результатов, связанных с формированием отдельных черт и качеств, применением определенных методов воспитательного воздействия. А сами критерии обычно дифференцируют на три группы: 1) когнитивный -знание норм, наличия понятий, идей; 2) отношение к тем или иным событиям, поступкам, высказываниям - эмотивный или эмоционально-мотивационный критерий; 3) действие - поведенческий или эпативный критерий.

Лихачев Б.Т. [99, 234] показателями экологической воспитанности считает понимание школьниками современных экологических проблем, сознание ответственности за сохранение природы, активную природоохранительную деятельность, развитое чувство любви к природе, умение видеть красоту, любоваться и наслаждаться ею.

Джанзакова Ш.И. [56, 66] определяет экологическую воспитанность как интегративное свойство личности современного человека, проявляющееся в бережном ответственном отношении к природным богатствам, в готовности и способности осознавать, принимать и действовать с нормами и ценностями, осознании чувства гражданского долга за принимаемые решения по отношению к природной среде.

Нами в ходе исследования педагогам был задан вопрос: «Что такое «экологическая воспитанность?». Данное понятие педагоги определяли как «умение вести себя в природе», «умение беречь природу и оказывать ей помощь» и т.д.

Обратимся к исследованиям в этой области. Проблема определения уровня воспитанности учащихся по отношению к природе по-разному решалась в отечественной педагогике. Так, Панова В.А. [123,16-17], исследуя дидактические основы экологизации процесса содержания образовательного процесса в школе, определяет 4 уровня экологической культуры:

Высший, когда учащиеся осознают ценность экологически компетентного поведения в природной среде, творчески решают как бытовые, так и другие экологические проблемы, испытывают потребность внести личный вклад в решение экологических проблем, свободно владеют системой знаний об экологическом взаимодействии природы, человека и общества;

- Высокий - знание закономерностей существования, организованности и развития природных систем, потребность в их познании, убежденность в единстве человека, общества и природы, осознание необходимости рационального использования экологических систем в хозяйственной деятельности человека, умение решать экологические проблемы на уровне бытового поведения;

- Средний - учащиеся владеют основными знаниями об экологических проблемах, влиянии человека на окружающую природную среду, убеждены в единстве человека и природы, осознают ценность природы как национального достояния, пытаются решать бытовые экологические проблемы;

- Низкий уровень - для ребят хотя и характеризуется пониманием истинного влияния человеческого общества в целом, а не самого себя на окружающую природную среду, осознание своей принадлежности к природе и значимости ее как среды обитания всего живого, но наблюдается позиция невмешательства в природную среду, основанная на неоправданном ощущении бессилия, осознании себя маленьким человеком, неспособным оказать существенное влияние на природу, непонимание своей роли при взаимодействии с окружающей средой; иногда даже наблюдается агрессия по отношению к природе.

Новик-Качан А.И. [116,156] выделяет несколько иные уровни сформированности экологической культуры:

Высокий уровень характеризуется: - осознанием роли и необходимости знаний, умений и навыков в области экологии, постоянную потребность в работе над собой в целях повышения уровня своего экологического образования, адекватную оценку сформированности экологической компетентности; - овладением умениями и навыками в практической экологической и природоохранной деятельности. Средний уровень предполагает: - осознание необходимости работы над собой в плане приобретения знаний и умений в области экологии, укрепившийся интерес в работе над собой в целях повышения уровня своей экологической образованности, адекватную оценку сформированности экологической компетентности; - овладение отдельными умениями и навыками в практической экологической и природоохранной деятельности. Низкий уровень означает: - недостаточное представление о необходимости знаний в области экологии, ситуативный интерес в работе над собой в целях повышения своего экологического образования, неадекватную оценку сформированности экологической компетентности (либо заниженную, либо завышенную); - слабое представление об особенностях природоохранной деятельности, у ребят этого уровня практически отсутствует умение осуществлять экологическую практическую деятельность.

Петрова Т.И. [125,67-68] приближает свое понимание уровней подготовки ребят к младшему школьному возрасту и совершенно оправданно выделяет следующие ступени - проявление интереса к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, животных, оценка их состояний с позиции «хорошо» - «плохо»; - желание участвовать в экологически ориентированной деятельности; - эмоциональная реакция при встрече с прекрасным, попытки передать свои чувства в доступных видах творчества (рассказ, рисунок и т.п.); - выполнение правил поведения на улице, в транспорте, во время прогулок в сад, лес и др.; - готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям; - контроль своего поведения, поступков, чтобы не причинить вреда окружающей среде.

Похожие диссертации на Этнорегиональный компонент в экологическом воспитании младшего школьника