Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этнопедагогические ценности в творческом наследии калмыцких писателей как национально-региональный компонент образования Айдарова Гилян Петровна

Этнопедагогические ценности в творческом наследии калмыцких писателей как национально-региональный компонент образования
<
Этнопедагогические ценности в творческом наследии калмыцких писателей как национально-региональный компонент образования Этнопедагогические ценности в творческом наследии калмыцких писателей как национально-региональный компонент образования Этнопедагогические ценности в творческом наследии калмыцких писателей как национально-региональный компонент образования Этнопедагогические ценности в творческом наследии калмыцких писателей как национально-региональный компонент образования Этнопедагогические ценности в творческом наследии калмыцких писателей как национально-региональный компонент образования Этнопедагогические ценности в творческом наследии калмыцких писателей как национально-региональный компонент образования Этнопедагогические ценности в творческом наследии калмыцких писателей как национально-региональный компонент образования Этнопедагогические ценности в творческом наследии калмыцких писателей как национально-региональный компонент образования Этнопедагогические ценности в творческом наследии калмыцких писателей как национально-региональный компонент образования
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Айдарова Гилян Петровна. Этнопедагогические ценности в творческом наследии калмыцких писателей как национально-региональный компонент образования : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Москва, 2001 170 c. РГБ ОД, 61:02-13/861-1

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Этнопедагогическая аксиология в творчестве калмыцких писателей 15

1.1. Сущность воспитания и педагогические ценности в представлениях калмыцких писателей 15

1.2. Дети и детская среда в творческом наследии калмыцких писателей 39

1.3 .Идеал совершенного человека как высшая этнопедагогическая ценность в творческом наследии калмыцких писателей 57

1.4,Единство слова и дела в просветительно-педагогической деятельности калмыцких писателей 67

Глава II. Теория и опыт этнопедагогического осмысления наследия калмыцких писателей

2.1 .Трансформация идей калмыцких писателей в национальную систему воспитания

2.2.Творчество калмыцких писателей в процессе этнопеда-гогизации системы учебно-воспитательной работы

национальных школ 103

2.3.Калмыцкая традиционная культура воспитания как факт российской и мировой цивилизации 120

Заключение 140

Библиография 153

Приложение 169

Введение к работе

Актуальность исследования. В условиях демократизации и гуманизации социально-экономической и культурной жизни Российского государства одним из приоритетных направлений развития общества становится духовное возрождение нации, ее традиционной педагогической культуры. В современной рыночной ситуации востребована активная творческая личность, которая, как показывают этнопедагогические исследования, может быть воспитана в процессе освоения национальной культуры, языка, обычаев и традиций своего народа как исходной и составляющей части российской и общечеловеческой культур.

Важной научной проблемой становится выявление основных направлений концепции развития национальной школы, этнопедагогизации образовательного процесса. Национальная школа призвана восстановить свои этнокультурные и этносоциальные функции, обеспечить содержание образования для современного цивилизованного развития нации, в котором достаточно полно будут представлены национальная культура, уклад жизни народа, его традиции, социальные формы поведения, духовные ценности.

Идея об актуальности педагогического наследия любого из народов -больших и малых - впервые была высказана Я.А. Коменским, В его труде «Мудрость старых чехов» представлен анализ педагогических воззрений крестьян и ремесленников, К.Д. Ушинский считал, что общей системы воспитания для всех народов не существует не только на практике, но и в теории. У каждого народа своя особенная система воспитания. В.А. Сухомлинским высказана идея о педагогической самоценности любого этноса, роли педагогических взглядов и дел народных, заботе о воспитании народа. При этом оказывается чрезвычайно важным специальное исследование индивидуальных особенностей народа, ибо национальная гордость и национальное самосознание обусловлены прежде всего индивидуальностью каждого народа как исторической личности.

Концептуальные основы этнопедагогики как науки, исследующей педагогическую культуру народных масс, выработанную тысячелетним опытом человечества, разработаны академиком Г.Н. Волковым. Несомненным вкладом в теорию и практику являются разработки и рекомендации по широкому кругу вопросов развития национального образования на примере республики Саха (Якутия), выполненные Е.П. Жирковым. Многочисленные работы О.Д. Мукаевой исследуют теорию и практику исторически сложившейся традиционной культуры воспитания калмыков, ее современное состояние и перспективы развития. Вместе с тем не столь обстоятельно исследован этнопедагогический потенциал в предметах гуманитарного цикла, в частности, национальной литературе, не определены достаточно четко этнопедагогические ценности для включения их в современную воспитательную систему, не раскрыты методы и технологии освоения национальной культуры на ценностно-смысловом уровне. До сих пор отсутствуют специальные исследования, посвященные педагогическим идеям произведений художественной литературы. В то же время актуальность этой проблемы подчеркивается в публикациях К.В. Кунаева об эстетических и этических ценностях литературы народов России (СССР), в статьях Б.З. Вульфова «Художественная литература как педагогика», Г.Н. Волкова -«Оптимистическая этнопедагогическая программа М.А. Шолохова» и другие.

Для нашего исследования определяющее значение имеют важнейшие идеи К.Д. Ушинского: «Всякий народ в своей литературе ... выражает свои убеждения в том, каков должен быть человек по его понятию» (188, С. 122), то есть выражает то, что называется народным идеалом человека или целью народного воспитания: « Великие народные писатели периодами подвигают народное самосознание» (188, С. 162); «... предания, поэзия..., литература - все, из чего слагается историческая жизнь народа, составляет его действительную школу». (188, С. 148). Поэтому с точки зрения исследуемой проблемы в высшей степени актуально преодоление остановки на фольклоре при изучении

народной педагогики («фольклорной педагогики»). Для калмыков эта проблема имеет особенное значение, ибо они в трагические годы геноцида (этноцида) растеряли многие из своих духовных ценностей, более того, сосланные писатели были лишены возможности заниматься литературным творчеством.

Изучение педагогических идей, содержащихся в художественной литературе, во многом способствует восстановлению, воссозданию и сохранению духовно-нравственных сокровищ народа, главное же -существенно раздвигает границы этнопедагогического пространства.

В решении этой проблемы мы видим определенные трудности, проявившиеся в преодолении противоречий:

между богатством самобытной национальной культуры, созданной народом на протяжении многих веков, и уровнем востребованности этих культурных ценностей;

между возрастанием роли гуманизации и гуманитаризации образовательного процесса в целом и девальвацией гуманитарного знания, содержащего этнопедагогическую аксиологию и эпистемию;

между культурообразующей ролью творческого наследия национальной литературы, когда личность обучающего следует рассматривать как субъект культуры, являющийся носителем и творцом культурных ценностей, и существующим в педагогической практике представлении большинства преподавателей об обучении как воздействии на личность учащегося, при котором не обеспечивается реализация личностио-креативного аспекта обучения.

Актуальность научного подхода к проблеме возрастает еще и потому, что многовековая история калмыцкого этноса складывалась так, что он не раз оказывался на грани исчезновения. Так, одним из поворотных рубежей исторической судьбы ойратов (калмыков) явились события начала 17 века, когда от основной массы ойратов, кочевавших в степях Джунгарии

б (Монголии), отделилась значительная их часть и покинула историческую

Родину, обосновалась в низовьях Волги, а в 1608 году добровольно вошла в

состав Российского государства, оказавшись единственным этносом азиатского

происхождения в Европе, не прошедшим этапа индустриализации в развитии

экономики. Путь из Джунгарии до берегов Волги длился около сорока лет; за

время длительной перекочевки значительная часть калмыков погибла.

Одна из самых тяжелых страниц истории народа - его насильственная депортация 1943 года, которая справедливо считается одним из самых мрачных событий XX века, приведшая также к вымиранию народа; оставшихся в живых и родившихся в ссылке - к полной русификации, ассимиляции, деэтнизации, отчуждения от самобытной материальной и духовной культуры. В результате значительно снизился уровень владения родным языком, сократилось число населения, особенно среди молодежи, для которого он является языком реального общения. Литература на родном языке не востребована читателями. Интерес к печатному слову снизился,

Сохранить язык - значит сохранить народ. Его традиционную культуру воспитания. Потеря хотя бы одного языка - невосполнимая утрата для всего человечества.

Этнопедагогизация образовательных учреждений, формирование национального самосознания учащихся в условиях глубоко зашедшего процесса деэтнизации выявили противоречия между целевой установкой на целостное, системное восприятие этнопедагогических ценностей и разобщенностью ее элементов в силу отсутствия концептуальности.

Поиск источников, носителей и трансляторов этнопедагогических ценностей обратил нас к исследованию творческого наследия калмыцких писателей. Известно, что литература в каждой стране вырастает на почве национальной жизни. Она самобытна по своему содержанию, «по своим краскам». В национальном своеобразии - исток силы художественного творчества. Когда художник создает произведения на своем национальном

материале, разрабатывает свои национальные темы, он находит кратчайший путь к сердцу своих читателей. В этом заключается его этнопедагогическая ценность. Национальное заключает общечеловеческое, поэтому национальная литература получила общероссийское и мировое признание. Все великие художники отражают в своих произведениях разум своего народа, его идеалы, его вражду всему бесчеловечному.

При выявлении воспитательных традиций народа в творческом наследии калмыцких писателей мы опирались на труды Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Я. Корчака и другие. При этом мы исходили из того, что многие педагоги-классики свои идеи и опыт передавали в литературно-художественной форме. Никто бы не узнал о педагогической деятельности А.С. Макаренко, о его опыте, сохраняющем до сих пор всемирное значение, без его талантливых художественных произведений, В связи с этим важно иметь в виду, что многие из исследуемых нами калмыцких писателей являются педагогами-практиками, школьными учителями, что делает их творческое наследие еще более актуальным в этнопедагогическом отношении.

Для проведения сравнительного анализа полученных сведений использовались труды по истории, этнографии Г.О. Авляева, М.М. Батмаева, И.А. Житецкого, А.Ш. Кичикова, И.А. Нефедьева, Д.И. Прозрителева, И. Спасского, У.Э. Эрдниева. Их труды позволили нам в полной мере узнать историю калмыцкого этноса, специфические черты его общественного и культурного развития, что, в свою очередь, способствовало анализу творческого наследия калмыцких писателей с точки зрения современных социокультурных проблем народа, этнокультурной направленности образования в республике.

Истории народного образования в Калмыкии посвящены научные исследования В.Ф. Ефремовой, В.У. Килганова, Д.-Ц.Д. Номинханова, Н.Ш.. Ташнинова и др. В них содержится большой фактический материал, на основе

s которых мы сделали свои выводы, необходимые для понимания национальной

школы Калмыкии, осмысления творчества калмыцких писателей в процессе

целостной системы учебно-воспитательной работы национальных школ.

Отдельным аспектам функционирования современной национальной школы

посвящены работы Б.Н. Беляевой, Г.М. Борликова, З.О. Кекеевой, Л.Н,

Мукаевой, А.Б. Панькина, А.Л. Поляковой, И.И. Убушаева и др.

Этнопедагогические исследования, проведенные в последние годы, выявили роль национально-культурной среды, национальной системы воспитания в формировании личности, способной к социализации в современных условиях. Как показывают работы Ш.Х.-М. Арсалиева, В.Ф. Афанасьева, Г.С. Виноградова, Л.Д. Вавилова, Г.Н. Волкова, Я.И. Ханбикова, Т.К. Исхакова, Ю.А. Рудя, И.А. Шорова, Ш.А. Мирзоева, 3-М. Магомедова, Б.А. Кадырова, К.Ж. Кожахметовой, П.П. Матвеева, А.Э. Измайлова, Т.Н. Петровой, З.Б. Цаллаговой, Э.И. Сокольниковой, Р.К. Санабасовой и др., в состав педагогических условий входит влияние традиций, обычаев, устного народного творчества, обрядов, ритуалов, опосредующих формирование национального самосознания личности. Роль фольклора в литературных произведениях, взаимоотношения литературы и фольклора выявлены в трудах М.М. Бахтина, В.И. Белова, A.M. Горького, Г.М. Грехневой, П. Выходцева, У.Б. Далгат, Д.С. Лихачева, Д.Н. Кугультинова и др.

Изучение работ литературоведов Б. Бадмаевой, П. Громова, Р.А. Джамбиновой, З.И. КилгановоЙ, К.В. Кулаева, Н.Н. Полякова, В.Д. Пюрвеева и др. позволили исследовать проблематику и художественные особенности произведений калмыцких писателей, их воспитательное значение, выявить и систематизировать этнопедагогическуто аксиологию и эпистемию, трансформировать в учебно-воспитательный процесс национальной системы образования республики.

Изучение творческого наследия калмыцких писателей как явления национальной культуры требует особой педагогической среды, когда

представленный материал для учащихся будет личностно интересен и важен, где будут востребованы личностный опыт учащихся, опыт оценивания, сравнения, поиска смысла и т. д. Такая педагогическая задача может быть решена в условиях личностного подхода к образованию, использования технологии личностно ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, СВ. Белова, В.И. Данильчук, М.В. Кларин, А.В. Мудрик, В.В. Сериков и др.).

Анализ литературы, осуществленный в ходе диссертационного исследования, изучение практического опыта показали, что, несмотря на активную разработку научных основ этнопедагогизации системы образования в республике, недостаточно исследований по «характеристической» системе воспитания калмыков на уровне диссертационного исследования, а творческое наследие калмыцких писателей как источник этнопедагогических знаний и опыта, их жизнь и педагогическая, просветительная деятельность еще не были предметом специального исследования. Это и обусловило выбор темы исследования - «Этнопедагогические ценности в творческом наследии калмыцких писателей как национально-региональный компонент образования».

Цель исследования: выявить в творческом наследии калмыцких писателей этнопедагогические ценности, являющиеся средством формирования национального самосознания личности в условиях развития современной национальной школы и этнокультурной направленности образования в республике.

Объект исследования: воспитательный потенциал этнопедагогических ценностей в литературном наследии Калмыкии.

Предмет исследования: использование этнопедагогических ценностей в литературном наследии выдающихся калмыцких писателей XX века (A.M. Амур-Санан, А.Г. Балакаев, СБ. Балыков, Д.Н. Кугультинов, О.Л. Манджиев, Э.Д. Хара-Даван, К.Э. Эрендженов и др.) в учебно-воспитательном процессе.

Гипотеза исследования: выявление этнопедагогических ценностей в

произведениях калмыцких писателей может обеспечить эффективность формирования национального самосознания в условиях развития национальной школы и этнокультурной направленности образования в республике, если:

в едином российском образовательном пространстве содержание национально-регионального компонента образования, согласованное с федеральным, может включать изучение жизни и творчества калмыцких писателей. Отбор, структурирование содержания литературных произведений калмыцких писателей будет осуществляться в логике смыслового обогащения учащихся общечеловеческими ценностями через национальную культуру;

идеи калмыцких писателей трансформированы в национальную систему образования в республике; работа будет вестись исходя из языковой ситуации, с учетом социально-демографической характеристики этноса, многонационального характера республики;

использованы адекватные методы и технологии обучения, обуславливающие востребованность у учащихся изучения литературного наследия калмыцких писателей как источника сохранения и трансляции национальной культуры воспитания и обеспечения «диалога культур».

Цель, предмет и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:

1. Выявить сущность воспитания в представлениях калмыцких писателей,

традиционную систему воспитания калмыцкого этноса.

2. Разобрать трактовки детской среды как фактора функционирования

традиционной системы воспитания калмыков, а также понимание идеала совершенного человека как высшую педагогическую ценность,

3. Показать единство слова и дела в просветительно-педагогической

деятельности калмыцких писателей.

4. Доказать эффективность трансформации идей калмыцких писателей в

национальную систему воспитания.

11 5. Определить педагогические условия изучения этнопедагогической

аксиологии и эпистемии в творческом наследии калмыцких писателей в

процессе этнопедагогизации учебно-воспитательной работы школ

республики, дать анализ опыта их использования в образовательной

практике.

Методологическую основу исследования составляют разработанные в

отечественной педагогике системный, деятельностный, синергетический,

культурологический, аксиологический, этнопедагогический, исторический,

литературоведческий подходы в анализе творческого наследия представленных

калмыцких писателей, выявлении этнопедагогической аксиологии и эпистемии,

проектировании образовательного процесса; концепция личностно

ориентированного образования.

В исследовании использовалась комплексная система методов,

адекватных сложности изучаемого объекта. В теоретической части

применялись анализ философской, исторической, социологической,

этнографической и психолого-педагогической и художественной литературы,

изучение и обобщение педагогического опыта. Опытно-экспериментальная

часть включала психо лого-педагогические и социологические методы сбора

информации (наблюдение, анализ уроков и внеурочной деятельности, беседы с

учащимися и их родителями, преподавателями, тестирование, анкетирование,

изучение учебных планов и программ образовательных учреждений),

естественные констатирующий и формирующий эксперименты.

Исследование выполнено на материалах учреждений образования

Республики Калмыкия. Исследование проводилось в 1995-2001 г.г. и включало

три этапа:

первый этап (1995-1996 г.г.) - уточнение понятийного аппарата,

теоретическая разработка проблемы, выработка концепции, определение

методов исследования, сбор, анализ, систематизация материала по

исследуемой проблеме. В то же время диссертантом апробировались отдельные элементы исследования в практике собственной работы в качестве учителя литературы Элистинской средней школы №17;

второй этап (1996-1999 гг.) - изучение и анализ состояния развития национальной школы республики, апробация научных результатов и основных положений исследования в опытно-экспериментальной работе в контексте этнокультурной направленности образования, сравнительный анализ с массовой педагогической практикой;

третий этап (1998-2001 гг.) - завершение опытно экспериментальной работы, проверка эффективности использования в учебно-воспитательном процессе творческого наследия калмыцких писателей как источника этнопедагогической эпистемии и аксиологии, обобщение полученных данных, оформление результатов исследования.

Достоверность полученных результатов обеспечивается

методологической обоснованностью выявленных исходных положений, применением комплекса теоретических и практических методов, адекватных его предмету, объекту, задачам и этапам исследования, эффективностью результатов, получаемых на протяжении длительного времени.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что в нем впервые выявляются и систематизируются этнопедагогические ценности в творческом наследии калмыцких писателей. Диссертация является первой работой, в которой на основе анализа национального литературного наследия, научных обобщений, практики внедрения этнопедагогических ценностей литературы выявлена традиционная культура воспитания калмыков с учетом сложившихся культурно-исторических условий развития калмыцкого этноса; она вносит несомненный вклад в понятие цели, содержания и средства реализации этнокультурной направленности российского образования; раскрывает возможности формирования национального самосознания на

литературном наследии калмыков.

Практическая значимость диссертации связана с возможностью использования полученных результатов, апробированной технологии и методов обучения в разработке и реализации национально-регионального компонента содержания образования в Калмыкии (учебных планов и программ, учебников, методологических рекомендаций и т. д.), при организации научно-исследовательской работы студентов.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Творческое наследие калмыцких писателей является источником этнопедагогической аксиологии и эпистемии, показывает, что калмыки, как и другие этносы многонационального российского государства, имеют свою «характеристическую» систему воспитания, обусловленную культурно-исторической ситуацией и менталитетом нации, о чем свидетельствуют жизнь и творчество национальных писателей.

  2. Представления калмыцких писателей об идеале совершенного человека являются конкретизацией и дальнейшим развитием народного понимания роли и значения идеальных образов. Интегративные качества совершенного человека: патриотизм, трудолюбие и нравственность - могут быть основой при определении цели воспитания в современных условиях.

  3. Образы детей, детская среда в произведениях калмыцких писателей являются фактором функционирования национальной системы воспитания, где ведущая роль отводится семье, родителям, родственным отношениям, личному примеру взрослых в формировании трудолюбия и нравственности, традициям, обычаям и обрядам. Особое внимание уделяется изучению личности ребенка, воспитанию чувства национального достоинства, развитию его природных способностей.

  4. Этнопедагогические ценности литературного наследия калмыцких писателей трансформированы в национальную систему образования и направлены на личностно ориентированное образование, в основе которого лежит диалог как

учебно-коммуникативная единица педагогической деятельности, как форма взаимообогащения учащихся - представителей различных культур, проживающих в поликультурной среде. Степень проявляющихся в учебной ситуации личностного опыта избирательности, самостоятельности, определения смысла изучаемого материала является критерием перехода от низкого уровня диалогичное к более высокому уровню, характеризующему сознательное усвоение материала, выработку собственной позиции, определяющей национальное самосознание личности.

5. Условия изучения этнопедагогической аксиологии (место, значение, ценность, смысл), эпистемии (познание, знание, идея, мысль), в наследии калмыцких писателей в процессе этнопедагогизации учебно-воспитательной работы школ определяются гармонизацией взаимодействия учителей и учеников.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе Международной практической конференции в 1997 году «Этнопедагогика калмыков и развитие национальной школы» в г. Элисте, на V, VI собраниях Южного отделения РАО «Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона» в 1998, 1999 г.г., на Международном симпозиуме, посвященном 400-летию со дня рождения основателя ойратской письменности «Тодо бичг» (ясное письмо) Зая-Пандиты и 390-летию вхождения калмыцкого народа в состав России в 1999г., на научно-практической конференции «Образование Калмыкии на рубеже веков. Состояние и перспективы развития в 2001г., на заседании кафедры психологии и педагогики Калмгосуниверситета, методсовете Элистинской средней школы №17. Результаты исследования отражены в 6-ти научных публикациях.

Сущность воспитания и педагогические ценности в представлениях калмыцких писателей

На протяжении многих веков педагоги выходили на философское осмысление целей, ценностей, проблем в сфере образования, воспитания и развития личности. И это не случайно. Философское осмысление многих современных проблем обучения и воспитания важно как для разработки философско-методологических основ педагогики, так и для профессионального становления учителя, осознания им своей воспитательной миссии.

К философско-педагогическим стратегиям или методологическим принципам образования мы относим прежде всего аксиологический метопринцип. Понятие «аксиология» введено в научный оборот в 1902 году французским философом П. Лапи, а уже в 1908 г. его активно использовал в своих работах немецкий ученый Э. Гартман. В настоящее время в философских словарях аксиология определяется как наука о ценностях. Мы рассматриваем аксиологический принцип как подход к анализу приоритетных педагогических ценностей в образовании, воспитании и саморазвитии человека (3). Следует отметить, что тема ценностей возникает в любой сфере человеческой деятельности, в любой науке о человеке. Что касается педагогической деятельности, то ценности, как и цели образования, только за последнее столетие сильно изменились. Изменение социально-политической ориентации России на демократическое общество, с одной стороны, и на рыночные отношения, с другой, резко изменили цели и ценности образования. Прежде всего в обществе все более осознается, что нам нужно не любое образование, а образование высокого качества, образование, отвечающее высоким государственным и мировым стандартам. Мировое сообщество на пороге XXI века подошло к пониманию того, что своеобразным мостом от техногенной цивилизации к антропогенной может быть только такое по качеству образование и воспитание человека, которое формировало бы у него планетарное мышление, направленное на решение проблем, связанных с такими приоритетными ценностями, как качество жизни человека, проблем, решение которых не причиняло бы вреда планете Земля.

В настоящее время в оценках состояния образования и воспитания в России можно встретить две принципиально разные, часто полярные точки зрения. Одна точка зрения, которой придерживается Б.С. Гершунский и многие другие, акцентирует внимание на кризисных явлениях в области образования и воспитания.

Другая точка зрения, которой придерживается не менее многочисленная группа ученых-педагогов, более оптимистична. Но этот оптимизм чаще всего строится на ложной посылке о том, что если интегрировать все лучшее, что создано за последние 70 лет в советской педагогике с тем, что наработано в области образования и воспитания в Европе и Америке, то мы непременно решим свои педагогические проблемы. Как и в экономике, так и в области педагогики, в такой огромной стране, как Россия, которая имеет свою уникальную евразийскую традицию и культуру, помочь себе мы можем сами, опираясь на собственные ресурсы.

Система образования и система воспитания в российских условиях, в условиях евразийского континента должна прежде всего опираться на отечественные философские идеи. Это означает, что залогом нашего прогресса в области образования и воспитания является выполнение одного непременного условия - постоянная опора на самих себя, на свои культурно-образовательно-воспитательные традиции, на этнопедагогику.

Наша стержневая генеральная стратегия развития личности в разработке российской педагогики строится не на пустом месте, а опирается на философские идеи самопознания и самосовершенствования Н. Бердяева, на приоритеты духовных ценностей П. Флоренского, на идеи становления «пассионарных личностей» Л. Гумилева. Евразийский континент выступает как самодостаточное пространство для синтеза и диалога самобытных культур, проживающих на нем народов и народностей. Вот почему не востребованные многие годы идеи народной педагогики получают все большее понимание и распространение как в академической среде, так и в повседневной деятельности педагогов-практиков. Преподаватель в этнопедагогике может найти ответы на многие сложные, порой еще не решенные в теоретической педагогике вопросы. И это не игра слов, а педагогический факт: народная педагогика, будучи в своей основе практическим, эмпирическим методом, в своем многовековом опыте выработала порой универсальные механизмы приобщения детей к труду, к духовным и нравственным ценностям, к постижению гармонии и красоты окружающей нас природы.

Дети и детская среда в творческом наследии калмыцких писателей

Тема детства не является новой в отечественной литературе. Проблема детского горя, детских страданий очень остро поставлена в сочинениях Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, Н.И. Короленко и др. Глубокое проникновение во внутренний мир детей, убедительное раскрытие связи процесса воспитания и самовоспитания личности с процессом переустройства общества характерно для таких мастеров слова, как М.М. Шолохов, Ч. Айтматов, В.И. Белов и др., которые высоко ценили духовно-нравственные сокровища народа.

Исследователи Г.Н. Волков, О.Д. Мукаева, Т.Н. Петрова, З.Б. Цаллагова и другие предлагают рассматривать вечные духовно-нравственные и педагогические ценности как высшие общечеловеческие ценности. Они являются глобальными, часто общими, но с национально-этнической фактурой. К ним они относят: 1) любовь к детям - культ ребенка, 2) любовь к матери, переходящая в культ, 3) преданность семье и памяти предков - культ предков, 4) трудолюбие, 5) любовь к Родине, к человеку, 6) искренность и открытость, честность, 7) чувство справедливости и взаимной терпимости, благодарности, 8) гостеприимство и т.д. Через эти вечные духовные ценности мы знакомимся с прошлыми эпохами и поколениями. Усвоение духовных ценностей обогащает не только каждого человека в отдельности, но и целые народы и поколения обогащаются, постигая культуру других народов, других поколений. Из века в век происходит умножение духовных ценностей, а сам факт появления новой ценности есть, по существу, факт огромного социального и культурного значения в масштабе нации, в масштабе человечества. Национальная культура складывается веками, собирает по крупице духовные ценности каждого поколения, отсеивая и совершенствуя их содержание и форму (42, С.34), (124, С.45), (142, С. 14), (198, С.44).

Высшая и вечная ценность - любовь к матери, детям, забота об их воспитании, преданность семье. Она считалась первой нравственной заповедью детей.

Любовь к детям проявляется у разных народов по-разному. Вся народная мысль, зафиксированная в творческом наследии калмыцких писателей, пронизана любовью к детям, желанием иметь детей, обучать и воспитывать их, пожелать здоровья и блага и т.д.

Вклад калмыцких писателей в педагогику реален, и практическая деятельность народных педагогов, коими они являются, многообразна и существенна. Их опыт и идеи касаются многих сфер народного воспитания. Калмыцких писателей характеризует прежде всего решительная поддержка народных традиций воспитания. Писатели многое делают для сохранения народных обычаев, в числе которых важнейшими являются прогрессивные традиции отношения к родине, природе, труду, к людям, особенно к детям и их воспитанию.

Обращение к народному воспитательному опыту присуще многим современным писателям. Педагогична каждая страница повести О. Манджиева «Дорога в один дун» Книга обращена к современности. Ее главная тема - тот суровый экзамен, который приходится проходить молодым людям на право называться настоящими людьми. Герои повести Наран и Бадма - современные городские молодые люди - работают на заводе. Бездушие, грубость по отношению к близким, бесцельность существования - вот что отличает Нарана и Бадму в начале повествования. Их постепенное духовное перерождение начиналось с того момента, когда они уехали сакманить (пасти ягнят во время весеннего окота овец) на чабанскую точку. Там они познакомились со старым чабаном Мер геном, его внуками Амулангой и Джамухой, познали тяжелый чабанский труд. Чабан Мерген, Амуланга, Джамуха всю жизнь жили в степи, знали в ней каждый куст, каждую травинку, всех зверей, животных, живущих рядом. Постоянно ощущается их связь с родной природой, прошлым своего народа. Вся семья свято чтила народные традиции, придерживалась национальных обычаев. Внуки чабана с детства узнали премудрости чабанского труда, с молоком матери впитали все национальное, народное: любовь к песне, сказаниям, легендам. И это определило их национальное самосознание, поведение и поступки, отношение к окружающему. На примере семилетнего внука чабана автор описывает традиционное воспитание привязанности и любви к домашним животным. В пословице «Мал асрхла- амн тоста» («Скот растить - рот в масле») точно передано народное отношение к исконному труду калмыков.

Традиционная жизнь калмыков проходила в постоянном общении с природой. Городские ребята, попав в степь, заново должны были проникнуть в мир своих предков, освоить «безлюдную степь, изредка попадающиеся курганы-насыпи, бездонное степное небо...» (115, С. 14). Раньше из поколения в поколение предавались экологические знания, то есть умение ухаживать за скотом: места выпаса, места водопоев, время выгона скота, лечение и различная охранительная магия. Повседневное общение детей с окружающей природой, труд развивали наблюдательность, обогащали представления о жизни, а участие во всех сферах деятельности родителей и взрослых расширяло кругозор.

.Трансформация идей калмыцких писателей в национальную систему воспитания

Сегодня, на рубеже 21 века, к нам пришло осознание роли и значения национальной системы образования в возрождении национальных ценностей: родного языка, традиций, обычаев и обрядов, - являющихся необходимым условием формирования самосознания, определяющего ментальность нации и личности, единения культурного и образовательного пространства в условиях полиэтнической Российской Федерации.

Анализ генезиса калмыцкой национальной школы показал, что путь развития национальной системы образования был драматичен и сложен, он во многом зависел от политики государства в области образования, национальном вопросе, а также от активной деятельности представителей национальной интеллигенции (137, С. 54).

Аксиологический и этнопедагогический подходы к анализу литературного творчества калмыцких писателей XX столетия, проведенному в предыдущей главе, позволили сделать вывод о том, что представленные нами произведения сохранили и обобщили воспитательный опыт народа и обогатили основные положения этнопедагогической концепции воспитания, ставшей теоретической базой для составления и реализации программы национальной системы образования, определения дидактической цели, содержания и средств воспитания в учебных заведениях. Концепция в образовании, в нашем понимании, - совокупность взглядов на исходный замысел (проектную идею) и разнопозиционных отношений к нему: концентрирует в себе предельно общий (образовательный, культурный, социальный) смысл проекта, цель его реализации, результаты комплексного анализа конечного положения дел, абрис «потребного будущего». (173, С.7).

Каковы же основные положения концепции национального воспитания в представленных нами произведениях?

1. Основная ценность и одновременно цель воспитания - это ребенок во всем многообразии своей индивидуальности. Задача состоит в развитии природной сущности ребенка, которая изначально всегда положительна; воспитании детей в соответствии с представлениями каждого народа об идеале совершенного человека с учетом общественного развития.

2. Важную роль в воспитании ребенка играет национально-культурная среда взаимодействия взрослых и детей, детей друг с другом. Необходимым условием такого взаимодействия является родной язык как средство коммуникации и социализации, постижения, сохранения и созидания национальной и общечеловеческой культур, формирования национального самосознания и жизнеспособности самого этноса,

3. Произведения калмыцких писателей дают возможность систематизировать средства народного воспитания и выделить в три основные группы: средства материальной культуры (природа, деятельность), средства духовной культуры (родное слово, фольклор, религия, искусство), средства соционормативной культуры (традиции, обычаи, обряды, ритуалы и т.д. (133, С. 18).

4. Литературные произведения калмыцких писателей дают нам знания о процессуальных аспектах семейного воспитания, где основными ценностями являются воспитание трудолюбия, стремления к знаниям, учению, нравственных качеств. Родители в семье, приобщая своих детей к традиционным видам жизнедеятельности, являются примером для подражания.

Калмыцкие писатели A.M. Амур-Санан, Э.Д. Хара-Даван и другие представители калмыцкой интеллигенции приняли активное участие после установления Советской власти в организации и проведении первого общекалмыцкого съезда, состоявшегося 9 июля 1920 года в п. Чилгир, где была принята программа в области народного образования, многие пункты которой начали реализовываться только через 70 лет. Так, съезд постановил создать школы на материнском языке, открыть университет, развернуть издательскую деятельность.

К 90-м годам XX века предпринимается уже третья попытка после 1920 года организации калмыцкой национальной школы.

В 20-30-е годы в республике существовало в аймаках, хотонах и улусах около 50 начальных школ, где детей обучали на калмыцком языке. В учебных программах ГУСа (Государственного ученого Совета), переработанных применительно к условиям Калмыкии, широко использовался национально-региональный компонент, отражающий своеобразие калмыцких степей, трудовую деятельность, настоящее и будущее народа. В 1927 году для школ первой ступени (1-5 классы) было издано более 20 наименований учебников. Казалось бы, начинался реальный процесс по возрождению калмыцкого языка и культуры, ликвидации массовой неграмотности народа, но с 1926 года вместо традиционной зая-пандитской письменности тодо бичг (ясного письма), вводится новая письменность, основанная на кириллице. А с 1930 года производится замена кириллицы на латинский алфавит, и, наконец, в 1938 году вновь начинает функционировать кириллица. Трижды народ практически становился неграмотным и должен был трижды начинать свое образование с букваря. Только в 1937 году, через 10 лет, учащиеся начальных классов в Калмыкии начали обучаться на своем родном языке. К 1934 году начинается подготовка к переходу на обучение учащихся II ступени (5-9 классы) на калмыцком языке. Для чего при Калмыцком отделении Астраханского пединститута были открыты годичные и двухгодичные учительские курсы на 40 человек. В созданном в Саратове при ОГИЗе специальном секторе калмыцкого издательства было напечатано около полумиллиона экземпляров учебной и общественной политической литературы на калмыцком языке. С 1933 года стали создаваться стабильные учебники для начальной и средней школы.

Похожие диссертации на Этнопедагогические ценности в творческом наследии калмыцких писателей как национально-региональный компонент образования