Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические основы использования национального компонента содержания образования в процессе подготовки учителя Беринская Инна Владимировна

Педагогические основы использования национального компонента содержания образования в процессе подготовки учителя
<
Педагогические основы использования национального компонента содержания образования в процессе подготовки учителя Педагогические основы использования национального компонента содержания образования в процессе подготовки учителя Педагогические основы использования национального компонента содержания образования в процессе подготовки учителя Педагогические основы использования национального компонента содержания образования в процессе подготовки учителя Педагогические основы использования национального компонента содержания образования в процессе подготовки учителя Педагогические основы использования национального компонента содержания образования в процессе подготовки учителя Педагогические основы использования национального компонента содержания образования в процессе подготовки учителя Педагогические основы использования национального компонента содержания образования в процессе подготовки учителя Педагогические основы использования национального компонента содержания образования в процессе подготовки учителя Педагогические основы использования национального компонента содержания образования в процессе подготовки учителя Педагогические основы использования национального компонента содержания образования в процессе подготовки учителя Педагогические основы использования национального компонента содержания образования в процессе подготовки учителя
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Беринская Инна Владимировна. Педагогические основы использования национального компонента содержания образования в процессе подготовки учителя : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Иркутск, 2000 209 c. РГБ ОД, 61:01-13/1058-3

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические предпосылки исследуемой проблемы 15

1.1. Некоторые подходы к рассмотрению сущности понятия «национальная культура» 15

1.2. Диалектика соотношения общечеловеческого и национального в философской и педагогической литературе 37

1.3. Особенности использования национального компонента содержания образования в процессе подготовки будущего учителя 66

Глава 2. Процесс приобщения студентов педагогического вуза к русской национальной культуре при освоении образовательной области «Технология» 86

2.1. Педагогические условия обеспечения эффективности усвоения национально-культурных ценностей в процессе подготовки будущего учителя 36

2.2. Отбор и использование в процессе освоения образовательной области «Технология» национально-образного содержания образования 103

2.3. Организация, проведение и результаты опытно-экспериментальной работы 133

Заключение 164

Библиография 169

Приложения 184

Введение к работе

На современном этапе, в условиях коренного обновления содержания образования, тенденция интеллектуального и духовного возрождения общества стала ведущей в осуществлении реформы высшей и средней школы. Духовное возрождение России закономерно требует восстановления традиционной культуры русского народа, которая на протяжении нескольких столетий отражала и утверждала в нем соборность, религиозность, трудолюбие, доброту, сострадание и другие нравственные качества.

Сегодня, к сожалению, богатые традиции русского народа оказались забытыми и невостребованными педагогической наукой и практикой. В результате - у части молодежи сформировалась социальная апатия, антипатриотизм, жестокость, этнически нивелированное сознание, что грозит народу потерей национальной самобытности.

Возрождение России невозможно без национальной ориентации воспитания. Еще полтора столетия назад великий русский педагог К.Д. Ушинский разработал и во многом реализовал идею национального образования. Он считал, что в основе идеи лежит национальная сущность русского народа, его государственное сознание, верность этническим и культурным традициям. Социальная роль национального образования заключается в том, что оно строится с учетом региональных особенностей территорий, уникальности со-циокультуры, психологических особенностей населения, способствует передаче подрастающему поколению исторически накопленных народом духовных ценностей, традиций, нравственных и религиозных устоев и, в конечном итоге, обуславливает дальнейшее социально-экономическое и культурное развитие нации, каждой личности в отдельности.

В последние годы произошли кардинальные изменения в социально-политической, экономической жизни общества. Государственная политика, направленная на усиление хозяйственной самостоятельности, передача части функций управления на региональный, муниципальный и школьный уровни

усиливает задачу сохранения и развития как культурной самобытности регионов, так и единого культурно-образовательного пространства России. В этих условиях необходим поиск новых подходов, которые позволят сохранить преемственность в трансляции культуры.

Практически основным социальным институтом, способствующим сохранению богатейшего опыта отечественной культуры, является образование в целом и школа, в частности, поскольку именно образование позволяет осуществлять адаптацию к новым жизненным условиям, удерживать процесс воспроизводства социального опыта, закреплять в общественном сознании и практике новые ориентиры общества и личности. Утверждение духовных ценностей - выделяется как стержневое содержание личности, которую призвана воспитать образовательная система. При этом образ мира и человека представляется продуктом творческой деятельности человеческих сообществ, присущих им культурно-исторических укладов (B.C. Библер, С.Н. Иконникова, Д.С. Лихачев).

Таким образом, наметилась общая тенденция рассматривать образование как часть культуры в философско-методологическом, историческом, национальном и мировом аспектах (А.И. Арнольдов, С.Н. Артановский, Е.В. Бондаревская, В.П. Зинченко).

Успех совершенствования системы образования невозможен без понимания того, что становление индивидуального сознания человека происходит в результате усвоения им культуры, в ходе социализации (В.К. Бацын, Л.Н. Беленчук, М.Н. Кузьмин, Е.А. Семенова).

Национальное самосознание формируется на основе целостного восприятия содержания культуры народа. Гармоническое восприятие национальной культуры базируется на целостных представлениях национального языка и литературы, истории народа, национального искусства, фольклора, традиций, образа жизни (Н. Арсеньев, В.И. Белов, Е.Г. Ковальская, В. Личутин).

Реализация идей гуманизации в образовании, укрепление связи обучения с истоками национальной культуры, достижениями отечественной и ми-

ровой национальной мысли, преодоление разрыва между культурой, наукой и образованием требуют качественно нового подхода к проблеме подготовки будущего учителя. Данным вопросам уделяли внимание в свое время П.П. Блонский, А. Дистервег, Я.А. Коменский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, СТ. Шацкий и другие выдающиеся педагоги прошлого, которые отмечали, что успех обучения зависит, прежде всего, от личности учителя, его культуры, являющейся фундаментом профессионального мастерства.

Приобщение к народной культуре целесообразно начинать с детского возраста, ибо нация сохраняется, пока в детях живы национальные черты. Ориентация школы на национальную культуру является важнейшим условием сохранения, развития и освоения этнической культуры, формирования национального самосознания. Не случайно Закон Российской Федерации «Об образовании» (1996 г.) объявил приоритетным направлением государственной школьной политики - защиту системой образования культурных национальных традиций в условиях многонационального государства.

В предшествующие годы в нашей стране проведена значительная работа по изучению проблем этнизации и регионализации образования. При этом рассматривались историко-философские, государственно-правовые, социально-экономические, психолого-педагогические аспекты регионализации образования. В этнопедагогических исследованиях (Т.Н. Березина, Л.М. Бирюкова, Е.В. Борисова, З.П. Васильцова, Г.С. Виноградов, Е.И. Корнеева) раскрываются веками выработанные принципы и закономерности этнической педагогики народов России. Анализ состояния проблемы в современной теории и практике показал, что центральной проблемой в исследованиях является формирование основ духовной культуры в интеллектуальной надстройке личности, полноценное воспитание подрастающего поколения.

Наиболее ценными для нашего исследования являются труды Г.Н. Волкова, который рассматривает воспитательный потенциал народного творче-

ства различных этносов, использование этнопедагогических идей в учебных предметах.

Вопросы возрождения и развития гуманистических традиций воспитания в народной педагогике представлены в исследованиях А.Г. Абсалямовой, Е.И. Корнеевой, Л.И. Ляшко, Е.С. Троицкий, С.Н. Шадриной.

Большая группа педагогов плодотворно исследует проблему воспитания эстетической культуры: старших дошкольников в процессе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством (И.А. Старкова), старшеклассников (О.Б. Гордиенко), сельских школьников средствами народного искусства (Л.И. Алдошина).

В ряде исследований (А.Г. Андреева, Е.В. Борисова, Н.Н. Макарцева, А.А. Полякова, А.Д. Солдатенков) поднимается проблема возрождения духовных ценностей, развития возможностей и способностей, заложенных в человеке. Данные исследования содержат ряд важных теоретических и методологических выводов по проблеме формирования личности и ее нравственности.

Представляют определенный интерес работы, рассматривающие вопросы художественно-творческого развития: в системе приобщения школьников к русской культуре (Н.М. Сокольникова); учащихся воскресной художественной школы в системе эстетического воспитания (Л.А. Трубникова); в процессе ознакомления с русской архитектурой детей старшего дошкольного возраста (СЮ. Болотова).

Более тесно с проблемой нашего исследования связаны работы Т.И. Березиной, А.Б. Панькина, А.Л. Поляковой, Г.С. Поповой. В них раскрываются теоретические и научно-методические основы формирования различных качеств личности в условиях этнокультурной направленности образования. Отдельные аспекты этой проблемы изучались Г.Ю. Нагорной, В.А. Николаевым. Названные исследователи рассматривают развитие этнопедагогической культуры будущих учителей. Одним из факторов, сдерживающих развитие школы, ориентированной на национальную культуру, они отмечают слабую

подготовку учителей в данном направлении. Наряду с этим, в исследованиях СМ. Шакарян, О.Г. Яковлевой раскрывается недопустимо низкий уровень духовной культуры основной массы школьников и выпускников школ; отмечается снижение нравственной устойчивости человека, его способности к сохранению национальных ценностей.

Будущие педагоги должны оценить значимость народной культуры в образовательном процессе школы, необходимость глубокого изучения обобщенного опыта традиционного русского воспитания. Только овладев его средствами и источниками, будущие учителя смогут использовать свои знания в работе с детьми. Вьщающиеся педагоги прошлого П.П. Блонский, В.И. Водовозов, П.Ф. Каптерев, К.Д. Ушинский и другие - считали изучение народной педагогики одной из важнейших задач подготовки учителей. В.А. Николаев, изучая западный опыт, сделал вывод, что освоение народных начал воспитания во многом обуславливает становление профессионализма учителей, способствует формированию у них любви к Родине, к своему народу.

Степень овладения знаниями русской культуры характеризует уровень нравственной культуры личности, который зависит и от состояния общей культуры личности. В связи с этим, мы ставим вопрос о некоторой переориентации образования с тем, чтобы знания в области национальной культуры смогли занять в нем достойное место и усилили гуманитарную направленность образования. Ведущая роль в определенной мере отводится собственно национальной культуре, ее общечеловеческой направленности, что призвано обеспечить стремление личности студента к нравственному совершенствованию. Это должно происходить и в учебном процессе, и в научно-исследовательской деятельности, и в период педагогической практики. Очевидным является то, что только владеющий знаниями национальной культуры студент сможет приобщить к ней учеников, используя при этом возможности учебных предметов.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что проблема приобщения будущих учителей к национальной русской культуре не получила достаточного отражения как в теории, так и в практике. Нет единого понятийного аппарата этнопедагогической подготовки учителя; целостное восприятие национальной культуры пока не является ведущим принципом образования. Не разработана система ознакомления студентов с разными аспектами национальной русской культуры, не определены эффективные методы и приемы этой работы.

На основе анализа литературы и в результате наших исследований мы выявили следующие противоречия:

между общественной потребностью в повышении духовно-нравственной культуры молодежи и реальной практикой ее состояния в вузе;

между имеющимся потенциалом, заложенным в произведениях народного творчества и неумением молодежи пользоваться содержанием национальной культуры;

между решением проблем воспитания школьников средствами национальной культуры и уровнем подготовки будущих учителей к этому процессу.

Представляется, что разрешение данных противоречий будет способствовать формированию духовной культуры будущих специалистов в области школьного воспитания.

Очевидная социальная актуальность, педагогическая значимость проблемы и определили выбор темы исследования «Педагогические основы использования национального компонента содержания образования в процессе подготовки учителя».

Цель исследования состоит в разработке, теоретическом обосновании педагогических основ приобщения будущего учителя к русской национальной культуре и практической реализации их в процессе изучения образовательной области «Технология».

Объект исследования - учебный процесс в педагогическом вузе.

Предмет исследования - процесс приобщения студентов педвуза к русской национальной культуре посредством образовательной области «Технология».

Гипотеза исследования. Приобщение студентов к культуре своего народа ориентировано на становление личности будущего учителя с высоким уровнем культуры, способной к активному интеллектуальному труду, творческой деятельности в различных областях, что определяет личный профессиональный рост будущего учителя и его возможности саморазвития и самореализации в образовательном процессе.

Эффективное приобщение будущих учителей посредством образовательной области «Технология» к русской национальной культуре обеспечивается при выполнении таких условий как:

усвоение студентами сущности и специфики явления русской национальной культуры;

использование в процессе изучения образовательной области «Технология» национального компонента содержания образования, позволяющего студентам воспринимать и передавать национальный образ в самостоятельной творческой деятельности;

включение будущих учителей в процесс создания предметов декоративного искусства по собственному замыслу;

ориентация студентов на самостоятельные творческие методы приобщения к национальной культуре;

мобилизация педагогической рефлексии, которая означает, что студент, воспринимающий национальную культуру как совокупность общечеловеческих нравственных ценностей, может сформировать это восприятие у школьников;

активная позиция студента в ходе усвоения национально-культурных ценностей.

Цель и гипотеза исследования определили следующие его задачи:

обосновать исходные теоретические и практические предпосылки приобщения будущего учителя к русской национальной культуре;

выявить и обосновать возможности приобщения будущих учителей к русской национальной культуре в процессе изучения образовательной области «Технология»;

определить психолого-педагогические пути и условия, обеспечивающие эффективность усвоения студентами национально-культурных ценностей, используя национальный компонент содержания образования;

определить критерии сформированности знаний национально-культурных ценностей в процессе приобщения будущих учителей технологии к культуре русского народа;

разработать практические рекомендации к решению поставленной проблемы в общеобразовательном процессе педагогического вуза.

Методологическую основу исследования составляют: совокупность философских, психологических и педагогических положений, раскрывающих идеи целостности человеческой культуры (А.И. Арнольдов, Р.Г. Абдулати-пов, Э. Баграмов, БД. Бадмаев, М.М. Бахтин, А.О. Бороноев, Л.С. Выготский, П.И. Гнатенко, И.А. Ильин, Л.Н. Коган, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, Д.С. Лихачев, А.Ф. Лосев, С.Л. Рубинштейн, B.C. Степин); сущности национальной культуры, обусловленной особенностями исторического пути развития народа (Н.Я. Данилевский, И.А. Ильин, И.В. Киреевский, П.Н. Милюков, Л.В. Милов, СМ. Соловьев); идеи о человеке, как высшей ценности, его духовной культуры, соотношение общечеловеческого и национального как гуманистических и реалистических основах сознания и жизнедеятельности индивидов, роли народных традиций в образовании (А.Г. Абсалямова, Г.Н. Волков, Б.С. Гершунский, И.Ф. Гончаров, А. Дистервег, О.В. Лебедева, В.Ю. Троицкий, К.Д. Ушинский, В.Д. Шадриков); социальной и культурной обусловленности образования (Л.П. Буева, И.В. Бестужев-Лада, Г.С. Киселев,

В.Л. Рабинович); педагогической культуре, являющейся неотъемлемой частью национальной культуры, которая несет в себе социальные, природные, экономические, политические, традиционные и инновационные черты своего времени (А.В. Антонова, Т.И. Березина, П.В. Кириллов). Положения о том, что культура неотделима от духовного мира людей и не может быть понята современным человеком, если ему непонятен этот духовный мир (Е.Г. Ковальская, В.А. Николаев).

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы; диагностические методы (анкетирование, устные и письменные опросы, беседа); обсервационные методы (прямое и косвенное наблюдение, ретроспективный анализ педагогического опыта); педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий варианты); метод статистической обработки эмпирических данных.

Исследование проводилось в три этапа:

  1. этап (1991 - 1993 гг.) носил поисково-эмпирический характер, в ходе которого определялись теоретические аспекты проблемы, анализировалась специальная литература, изучался массовый опыт образовательно-воспитательной деятельности в русле темы исследования.

  2. этап (1993 - 1996 гг.) был связан с дальнейшим осмыслением проблемы, выделением и уточнением объекта и предмета педагогического поиска; проведением диагностирующего изучения состояния сформированности знаний о русской национальной культуре у студентов педагогического вуза.

  3. этап (1996 - 2000 гг.) посвящался реализации программы использования национального компонента содержания образования с целью эффективного приобщения к русской национальной культуре будущих учителей; проверке и обобщению результатов исследования.

На защиту выносятся:

  1. Исходные теоретические и практические предпосылки приобщения будущего учителя к русской национальной культуре.

  2. Сущность понятия «национальный компонент содержания образования».

  3. Особенности, способы и условия использования национального компонента содержания образования в подготовке будущего учителя.

  4. Положение о том, что формирование духовно-нравственной культуры у будущих учителей является важной приоритетной задачей подготовки учителя в условиях гуманизации и гуманитаризации образования, возрождения культуры народов России.

  5. Программы спецкурсов, ориентированных на культурологическую проблематику.

  6. Диагностика уровней сформированности знаний национально-культурных ценностей.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что на основе комплексного изучения трудов философов, историков, психологов, педагогов и их критического осмысления обоснован авторский подход к сущности понятия «национальный компонент содержания образования»; обоснован теоретико-педагогический подход к проблеме овладения будущими учителями национально-культурных ценностей; проведен анализ содержания учебных программ специализации девушек образовательной области «Технология», с выявлением их особенностей и возможностей для приобщения к русской национальной культуре и выработкой рекомендаций по реализации воспитательного воздействия учебного материала; разработаны методики педагогической диагностики уровней усвоения национально-культурных ценностей студентами педагогического вуза. Научно обоснованы педагогические условия, повышающие эффективность приобщения будущих учителей к освоению национально-образного содержания русской культуры, что может быть положено в основу для разработки учебных программ специальных предметов данного направления подготовки учителей.

Вышеизложенное позволило выявить основные функции педагогического процесса, ориентированного на личностное самопознание, саморазвитие и самореализацию будущего учителя; разработать совокупность методов, приемов по целенаправленному стимулированию, активизации, поддержке в овладении студентами национально-культурных ценностей при использовании национального компонента содержания образования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

предложена методика использования национального компонента содержания образования для эффективного приобщения будущих учителей к национальной культуре русского народа, позволяющая обогатить учебно-воспитательный процесс в вузе внутренней мотивацией личности студента как носителя культуры;

дополнено содержание учебных программ по курсам специальных дисциплин (специализация девушек факультета «Технология и предпринимательство») циклом лекций и практических занятий по усвоению национально-культурных ценностей;

разработана методика исследовательской работы студентов в ходе изучения национальной культуры русского народа и оформлена в виде методических рекомендаций к выполнению студентами курсовых и дипломных работ по курсу «Культура дома»;

подготовлена программа спецкурсов «История русского костюма», «Традиции воспитания в русских семьях», позволяющие более эффективно приобщать студентов к национальной и общечеловеческой культуре;

содержание спецкурсов и методические рекомендации по обогащению этнокультурной направленности учебных дисциплин, педагогической практики являются инвариантными, что не исключает возможность их использования в других регионах России;

полученные в исследовании результаты могут быть использованы на занятиях по педагогике, психологии в педвузах и педучилищах, при

разработке учебных и методических пособий по дисциплинам общекультурного и психолого-педагогического циклов.

Достоверность и обоснованность научных результатов, выводов и рекомендаций обеспечиваются применением комплекса методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования; всесторонним изучением проблемы, объемом выборки объектов эксперимента, внедрением в практику разработанных нами рекомендаций и их положительной оценкой студентами и преподавателями; применением методов математической статистики и качественным анализом полученных данных.

База исследования:

Исследование проводилось на базе Иркутского государственного педагогического университета, факультета «Технология и предпринимательство». В опросе участвовали учителя школ №№ 17, 27 г. Иркутска, школ №№ 1, 3, 4 г. Шелехова, выпускники факультета (1991 - 1996 гг.).

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на всех этапах научно-исследовательской работы. Результаты исследования, основные положения и выводы обсуждались на кафедре педагогики ИГЛУ, на семинарах аспирантов ИГЛУ, на ежегодных научно-практических конференциях ИГПУ, на Всероссийской научно-практической конференции «Социальные и педагогические технологии в системе образования» (Белгород 1998 г.), на II Международной научно-методической конференции «Качество образования. Проблемы оценки. Управление. Опыт.» (Новосибирск 1999 г.), на Международной научно-практической конференции «Этнопедагогика на рубеже нового тысячелетия: проблемы и перспективы» (Республика Башкортостан, Стерлитамак 2000 г.).

Разработанные рекомендации внедрены в образовательный процесс факультета «Технология и предпринимательство» ИГПУ.

Структура диссертации:

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Некоторые подходы к рассмотрению сущности понятия «национальная культура»

В период коренных преобразований нашего общества все большую значимость приобретают проблемы духовного и культурного развития людей разных национальностей, живущих на территории Российской Федерации. Происходящие в последние десятилетия социальные процессы существенно повлияли на рост национального самосознания, побудили интерес у всех народностей России к истории своего народа, его культурным ценностям и традициям.

Нельзя чувствовать себя носителем той или иной национальной культуры, традиций, не усвоив истории происхождения своего народа, его мировоззрения и представлений о взаимоотношениях человека с природой, окружающим миром. Исторические знания дают возможность глубже понимать истоки нации, ее культуру и формируют основу национального самосознания. Это создает необходимые предпосылки приобщения будущих учителей к национальной и общечеловеческой культуре.

Научная разработка проблемы педагогических основ использования национального компонента содержания образования в процессе подготовки будущего учителя требует рассмотреть такие ключевые понятия, как «культура», «национальная культура», «народная культура»; изучить понимание философами и педагогами XIX-XX в.в. соотношения общечеловеческого и национального в культуре, образовании. Задача состояла в том, чтобы раскрыть особенности русской культуры, русского характера, просмотреть эволюцию понимания соотношения и оценить значимость для развития современного общества.

Философскую основу подхода к проблеме приобщения будущих учителей к ценностям национальной культуры составляет современное понимание культуры, ее сущности, роли в жизни общества, взаимосвязи общечеловеческой и национальной культур.

Анализ литературы позволяет выделить несколько подходов к данным понятиям. Культура (лат.) - возделывание, образование, развитие, воспитание. Она представляет собой сложное и многогранное явление, охватывающее все стороны существования человека в мире, все его многообразные связи и отношения с ним. В этой связи представляет интерес определение культуры, данное авторским коллективом под руководством А.И. Арнольдова [12] в одном из трудов по культуре. С данной точки зрения рассматривается культура как исторический процесс развития человеческих сил и отношений, самого человека как общественного субъекта деятельности, получающий свое внешнее выражение во всем богатстве и многообразии создаваемой людьми предметной действительности, во всей совокупности результатов человеческого труда и мысли. Пронизывая собой все стороны и сферы общественной жизни людей, культура здесь не только в теории, но и в действительности оказывается таким условием человеческой жизнедеятельности, которое обеспечивает прогресс и процветание общества в целом и каждого индивида в отдельности.

Во всех указанных компонентах общества имеется то, что входит в духовную культуру: ее материально-техническая база, духовные и эстетические ценности, творческая (научная и эстетическая, духовная вообще) деятельность, такие формы общественного сознания как мировоззрение, нравственные и эстетические взгляды, художественная культура.

Здесь следует отметить, что в структуре целостной системы культуры выделяют две большие области: материальную культуру, связанную с изменением человека в процессе преобразования им природы, и духовную культуру, связанную с преобразованием духовного мира человека и его социального бытия. Это деление, конечно, условно, относительно. В реальной действительности все эти элементы единой системы культуры тесно взаимосвязаны и взаимопроникают друг в друга.

А.И. Арнольдов, С.Н. Артановский [15] в материальную культуру включают культуру труда, культуру производства, культуру отношения к природной среде (экологическая культура). Составляющим духовной культуры они считают познавательную культуру (связанную с приобретением знаний и научной деятельности, то есть со средствами образования и науки), нравственную и эстетическую культуру. Примечательно, что названные авторы выделяют социально-политическую культуру, раскрывающую развитие сущностных сил человека в процессе преобразования общественно-политических отношений. Причем, по их мнению, духовная культура включает не только всю совокупность созданных данным обществом духовных и эстетических ценностей, но и сам процесс их создания, распространения и усвоения обществом и каждым отдельно взятым человеком. В основе развития материальной и духовной культур, которые находятся в органическом единстве, лежит материальное развитие производства.

Анализ социальной литературы позволяет определить духовную культуру как исторически обусловленную (опосредованную) определенным способом материального производства совокупность жизненных условий, духовных ценностей, идей, знаний, достижений общества в области идеологии, воспитания, просвещения, образования, науки и искусства, а также закрепление этих ценностей в произведениях искусства, научных трудах и т. п.

Вместе с тем, духовная культура - это и процесс творческой активной деятельности, направленной на создание, распространение и усвоение духовных богатств, и вся сумма созданных обществом духовных и эстетических ценностей.

Диалектика соотношения общечеловеческого и национального в философской и педагогической литературе

Одной из фундаментальных проблем развития культуры является соотношение национального и общечеловеческого, которое развивалось исторически. Подтверждением этому является многочисленные исследования в области философии, истории XIX-XX в.в., требующие осмысления в современную эпоху. Основанием для этого стали исследования, посвященные данной проблеме в философской (В.Г. Белинский, Н.А. Бердяев, Н.Я. Данилевский, И.А. Ильин, Н.М. Карамзин, В.О. Ключевский, Л.В. Милов, СМ. Соловьев), педагогической (П.П. Блонский, А. Дистервег, А.Н. Радищев, С.А. Рачин-ский, В.Н. Сорока-Росинский, К.Д. Ушинский), психологической (Б.Г. Ананьев, Б.Ц. Бадмаев, А.О. Бороноев, Л.С. Выготский, А.Д. Карнышев, А.Н. Леонтьев) литературе. Оценить состояние и значимость изучаемой проблемы в современном обществе позволило осмысление концепций современной национальной (в том числе, русской) школы (В.К. Бацьш, Е.П. Белозерцев, Г.Н. Волков, И.Ф. Гончаров и др.).

Обращаясь к исследованию педагогических основ использования национального компонента в процессе подготовки будущего учителя, мы считали необходимым также проследить эволюцию соотношения общечеловеческого и национального в философской и педагогической литературе.

Зарождение проблемы соотношения общечеловеческих и национальных идеалов и ценностей в культуре и педагогике относится к середине Нового времени. Ее развитие и обострение произошло в XIX веке, и отразило сложившиеся в Европе реалии - активный процесс формирования национальных государств и становления национальных культур.

В России тема национальной культуры и ее отношения к мировой культуре впервые получила серьезное теоретическое осмысление в «Философских письмах» П.Я. Чаадаева [192] и дискуссии вокруг них между славянофилами и западниками. Для многих русских мыслителей проблемы нацио нальной культуры стали личной проблемой, вопросом смысла существования России во всемирной истории.

Уже в XVIII веке - времени крутых перемен не только в экономике, социальных отношениях или политике, но и общественной мысли и культуре России произошла трансформация, а вернее дробление самой русской идеи, которая выглядела непоколебимой и в течение предыдущих столетий. Потерявшая свое единство, выраженное в лозунге «Москва - третий Рим», русская мысль устремилась на поиски утраченной монолитности. Русская идея -это, по словам игумена И. Экономцева [200], мечта о Небесном Иерусалиме, небесном граде Китяже, с г іугой стороны - это мысль об идеальном государстве, граждане которого связаны духовным единством, и благополучие которого не зависит от его размеров и формы политического правления.

Необходимо отметить, что именно в XIX в. не отдельные проявления российской культуры (иконопись, летописание или портретная живопись, скульптура), а вся она в целом становится частью мировой культуры, привнеся в нее национальное своеобразие, особый взгляд на мир, будущее человечества и человека.

Западники (П.В. Анненков, В.Г. Белинский, В.П. Боткин, А.И. Герцен) хотя и признавали исторические особенности развития России, тем не менее, считали, что она развивается в русле мировой цивилизации, в том же направлении, что и Запад [10, 28, 52, 73]. Они утверждали, что познание родной культуры не самоцель, а лишь способ приобщения к общечеловеческой культуре. Однако, В.Г. Белинский считал, что человек является, прежде всего, сыном отечества, гражданином своей страны. «Общее является только в частном, кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству» (29, с.84).

Славянофилы (Л.П. Карсавин, И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин, А.С. Хомяков) подчеркивали самобытность российского пути, усматривая в петровских реформах и прочих попытках модернизации страны несомненное зло для России [104, 105, 157, 191]. Их идеалом была патриархальная, традиционная Русь.

Они, опираясь на идею национальной самобытности России и специфики русского характера, обосновывали особый путь развития России, несоот-носимый с западным. А.С. Хомяков, одним из первых, поднял вопрос о недопустимости безнационального характера развития школы. Мыслители видели будущее России на пути религиозно-нравственного преображения и опирались на традиционные ценности народа: патриархальность русской общины и семьи, гармонию с природой, духовность, религиозность, трудолюбие, устойчивость многовековых традиций, т.е. на то, что способствовало единению, а не разобщению людей.

Изучение специальной литературы показывает, что на рубеже XIX - XX в.в. в России существовали элементы традиционных общинно-патриархальных отношений и самые новейшие формы капитализма, полуазиатская деспотическая власть царя и развивающееся социал-демократическое движение, неграмотность, забитость крестьянства и подлинный расцвет культуры. Российское государство, вырываясь из оков варварства, расплачивалось огромной ценой за прогресс, не уничтожая при этом традиционной основы. Русские мыслители одними из первых обратились к внутреннему миру человека. Они развивали идею всеединства, соборности, т.е. такого гармоничного общества, которое объединяет нравственно и духовно возвышенные личности на основе христианской любви и добра.

Эта особенность развития России нашла отражение в оценке россиянами своего прошлого и перспектив на будущее. Взгляды историков были далеко не однозначны, а зачастую противоречивы. Но все они - и западники, и славянофилы исходили из одного - благо России.

Педагогические условия обеспечения эффективности усвоения национально-культурных ценностей в процессе подготовки будущего учителя

В современных социокультурных, цивилизационных условиях выделяются ряд тенденций, определяющих изменение в содержании, характере и условиях образования: усиление общекультурной и гуманитарной направленности; повышение роли средового образования, заключающегося во взаимодействии образования и социокультурной среды общества, их взаимообогащение и развитие (Л.Н. Коган [110], Б. Коссов [113], Р. Петрунева [146], Л. Фридман [188]).

Ситуация в образовательной сфере характеризуется разработкой теории школы, ориентированной на национальную культуру и развернувшейся реализацией национально-региональных образовательных концепций, этнопеда-гогизацией учебно-воспитательного процесса, что, в свою очередь, приводит к формированию социального заказа на разработку программно-методического обеспечения подобного рода концепций .

Это связано, прежде всего, с основными направлениями развития национального образования и воспитания, разработанные Министерством образования Российской Федерации (1996 г.), среди которых важными являются: овладение основами этнопедагогики, реализация прогрессивных традиций народной педагогики и на этой основе приобщения детей к культуре предков, укрепление межнациональных отношений; формирование воспитательного пространства в малом социуме, освоение части социальной среды педагогическими средствами.

В связи с этим, исследования многих авторов (Е.С. Жиркова, А.Б. Пань-кин, Г.С. Попова) указывают на необходимость возрождения национальных культур народов России; приобщение подрастающего поколения к культуре своего народа, как наиболее острой проблемы в духовно-нравственном воспитании школьников, в формировании менталитета нации, в приобщении к мировой культуре [88, 145, 149]. В своих работах исследователи определяют методологическую позицию изучаемой проблемы, выявляют и обосновывают педагогические пути и условия, необходимые для формирования национальной и общечеловеческой культуры.

Близки нам в своих позициях работы Л.Д. Вавиловой, И.А. Старковой [173], О.Г. Яковлевой [202], которые выделяют необходимые условия, обеспечивающие эффективность процесса национального воспитания детей:

- приобщение и целенаправленное знакомство с народным искусством;

- включение детей в процесс создания предметов декоративно-прикладного искусства по собственному замыслу;

- целенаправленное руководство детской изобразительной декоративной деятельностью;

- разработанное доступное освоению дошкольниками содержание национальной культуры.

Ряд авторов (Т.В. Андронова, М.Г. Ахметзянов [16], О.Б. Гордиенко [81]) рассматривают воспитание у учащихся черт национального характера в процессе изучения русской литературы (М.Г. Ахметзянов), мировой художественной культуры (О.Б. Гордиенко); патриотическое воспитание средствами национальной культуры на занятиях по труду (Л.И. Ляшко); в процессе проведения фольклорных праздников (Е.И. Корнеева) - патриотическое воспитание.

При разных целях и задачах, в своих работах они уделяют особое внимание таким условиям, как:

- активизация эмоционально-чувственной сферы ребенка с последующим развитием интеллектуальной и деятельностной сферы личности;

- поэтапное осуществление формирования нравственных качеств;

- системный процесс воспитания у школьников любви к родному краю и других социально ценных личностных качеств с помощью образцов народного творчества и национальной культуры.

Представляют определенный интерес работы СЮ. Бологовой, Н.М. Сокольниковой, Л.А. Трубниковой [185], которые в процессе ознакомления с архитектурой; с декоративно-прикладным искусством, в системе эстетического воспитания поднимают проблему художественно-творческого развития детей. Предполагаемые данными авторами условия также делают процесс более эффективным, если происходит:

- раскрытие роли декоративно-прикладного искусства в современной теории и практике художественно-эстетического воспитания;

- учет возрастных и индивидуальных особенностей развития учащихся;

- разработка результативной системы обучения декоративно-прикладному искусству своего народа.

Н.М. Сокольникова предлагает также подбор содержания заданий с учетом того, чтобы оно было доступным и интересным детям; изменение содержания - последовательное, с целью постепенного нарастания требований к организации деятельности школьников, обеспечения единства развития творческой активности учащихся и формирования у них знаний, умений, навыков по изобразительному искусству; обеспечение вариативности в использовании методов и средств обучения.

Отбор и использование в процессе освоения образовательной области «Технология» национально-образного содержания образования

Основная задача любого общества - это обеспечение выживания составляющих его членов, его самосохранения и развитие, обеспечение системной целостности. Любое общественное явление возникает как реакция на определенную историческую необходимость, поэтому интерес исследователей к вопросам этнопедагогики не случаен. Нам представляется, что в выборе идеала, ценностных ориентиров для будущего учителя могут служить нравственные традиции народа, в которых фиксируются исторически сложившиеся нормы и принципы взаимоотношений; идеалы, утвердившиеся в социуме, обеспечивающие его выживание и активное функционирование.

Народные традиции гуманистических отношений (уважение к старшим, любовь к детям, человеку труда, гостеприимство, вежливость, скромность, взаимопомощь, сочувствие, сострадание, чуткость, отзывчивость и т.д.) возникли и крепли, проходя проверку массового опыта в течение веков, глубоко проникали в сознание и психологию людей, входили в жизнь народа. Освобождаясь от старых, реакционных моментов и обогащаясь новыми элементами, народные воспитательные традиции послужили той благодатной почвой, на которой базируются гуманистические идеи научной педагогики.

Сущностным моментом образования, определяющим его качество, является постоянное обновление содержания (А.А. Полякова [147], С.Н. Шадрина [196]). Обновление может проходить по различным направлениям. Одним из ключевых направлений обновления содержания образования высшей педагогической школы в соответствии с современными требованиями является усиление этнокультурной направленности гуманитарных знаний учебных предметов. Включение национального компонента в содержание образования в контексте современных задач обучения и воспитания требует вполне определенного обращения к ценностям национальной культуры, социально-исторической памяти народа. В связи с этим, такой образовательный путь, ориентированный на развитие субъектной профессиональной позиции, педагогической направленности студентов, нам видится на основе расширения, реализации альтернативных возможностей образовательного учреждения, учебно-воспитательного процесса.

Вслед за исследователем Г.Ю. Нагорной, в своем исследовании мы руководствовались положением о том, что формирование личности будущего учителя уважающего свою культуру, представляет собой процесс непрерывный, состоящий из ряда последовательно сменяющихся стадий, качественные особенности которых зависят от конкретных условий и обстоятельств. В связи с этим был сделан вывод, что в условиях учебного процесса содержатся активные предпосылки для такого построения содержания специальных дисциплин, которое обеспечивало бы целостное усвоение национально-культурных ценностей, приобщая студентов к родной и общечеловеческой культуре.

Наличие исследовательской методики (СЮ. Бологова, Т.Б. Старостина, О.Г. Яковлева), позволили провести на необходимом уровне работу по выявлению состояния проблемы на современном этапе, отношения к ней интересующей нас группы будущих учителей, наметить возможные пути ее решения. В связи с этим основными этапами констатирующего эксперимента для нашего исследования явились:

- анализ содержания программ учебных предметов, образовательной области «Технология» (специализация девушек), ориентированных на приобщение студентов к культуре русского народа, с целью выявления возможности предметов в решении данной проблемы;

- анкетирование, наблюдение и беседы со студентами, преподавателями с целью определения затруднений и недостатков в работе молодых учителей и студентов-практикантов по данному кругу вопросов;

- определение уровня сформированное знаний национально-культурных ценностей у студентов; уровня овладения знаниями и умениями по выделенным нами критериям на основе анкетирования. бесед, наблюдений, творческих работ студентов, решения педагогических задач и ситуаций. Это представляется возможным путем создания модели поэтапного погружения в национальную идею, национальную культуру. Образовательная область «Технология» выступает как средство эффективного усвоения национально-культурных ценностей.

Для этого необходимо рассмотреть содержание образовательной области «Технология», организацию и методы приобщения будущих учителей к русской национальной культуре, а именно:

1) определить механизм приобщения к культуре русского народа, формирование духовной культуры студентов на национально-культурных ценностях в совместной учебной и внеучебной деятельности;

2) выделить национальный компонент содержания образования курса «технология» и использовать его в процессе подготовки будущих учителей технологии;

3) разработать оптимальные формы, методы и приемы работы со студентами для усвоения опыта предшествующих поколений; обогащения теоретическими знаниями о культуре народа; непосредственное участие в различных народных праздниках; воспроизводство народной культуры в различных видах деятельности;

4) обосновать творческую познавательную и практическую деятельность, как одно из эффективных условий усвоения национально-культурных ценностей студентами;

5) разработать инновационные подходы к учебной деятельности; становлению и сохранению традиций семьи, национальных и региональных традиций и общечеловеческих ценностей.

Похожие диссертации на Педагогические основы использования национального компонента содержания образования в процессе подготовки учителя