Содержание к диссертации
Введение 3-9
Глава I. Совершенствование регионального компонента как этнопедагогнческая проблема образования в Калмыкии 9-59
§ 1. Соотношение федерального и регионального компонентов образования в контексте решения задач воспитания на основе народных традиций 9
§ 2. Этнопедагогические особенности содержания регионального компонента образования 30
Глава II. Воспитание на народных традициях калмыков в процессе реализации регионального компонента 59-146
§ 1. Обоснование целей воспитания в этнопедагогике калмыков 59
§ 2. Обеспечение единства воспитания и обучения школьников в процессе реализации регионального компонента 80
§ 3. Условия эффективности воспитания школьников на основе народных традиций в образовательном процессе 133
Заключение 144-146
Приложения. Анкеты и опросники по выявлению уровня знаний школьников по проблеме 147-157
Библиография 158-170
Введение к работе
В эпоху перемен, когда разрушаются многие моральные и этнические нормы, единственным, что может объединить общество, остаются культура и образование, сохраняющие духовные ценности народа, дающие ему надежду на будущее. Реальные процессы усиления этнической мобилизации, этнической самоидентификации, которые нарастают во всем мире начиная с 60-х гг. XX века, сопутствуют нарастающей унификации духовной и материальной культуры, процессам глобализации. В настоящее время практически невозможно найти ни одной этнической общности, которая не испытала бы на себе воздействия со стороны культур других народов. Именно эта тенденция культурной глобализации особенно обостряет интерес к культурной самобытности. О том, что глубина, многоаспектность, исключительная социокультурная значимость проблемы этнического до сих пор не осознана в нашей стране, свидетельствует хотя бы то, что до сих пор межэтнические, межнациональные конфликты решаются исключительно ситуативно, в основном политическими, экономическими или военными путями. При этом не признается фундаментальный, хотя и безусловно отсроченный по результатам, характер образовательного, образовательно-гуманитарного решения проблемы, связанный с целенаправленным формированием современного этнокультурного сознания [112, с. 13].
Социально-экономическое развитие России в современных условиях делает насущной разработку проблем образования не только на уровне и в масштабах страны, но и на уровне каждого региона. Предпринимаемые в последние годы меры по возрождению этнокультурных ценностей не принесут желаемого результата без восстановления национальной системы образования, традиций этнопедагогики. Это в свою очередь предполагает научное осмысление содержания, методов и средств воспитания применительно к реалиям сегодняшнего времени. Появление регионального компонента в федеральном стандарте общего образования рассматривается как условие воспроизводства на ционально-культурных и национально-исторических корней личности. Современная система образования стремится продуктивно использовать возможности регионального компонента в целостном воспитательно-образовательном процессе. Изучение образовательного процесса в школах Республики Калмыкия позволяет отметить, что проблемы этнически ориентированного воспитания молодежи отличается теоретической неразработанностью, процесс не обобщен и не конкретизирован, недостаточна подготовка учителей в области этнопеда-гогики. Сложность определяется, главным образом, отсутствием учебно-методической литературы по проблеме этнического воспитания в процессе реализации регионального компонента. Развитие инновационных процессов в поликультурном образовании значительно актуализирует данную проблему.
Принимая во внимание вышеизложенное, мы избрали темой исследования: «Воспитание на основе народных традиций в содержании регионального компонента образования» (на материале Республики Калмыкия).
Объект исследования - система учебно-воспитательной работы в школах Республики Калмыкия.
Предмет исследования - воспитание на основе народных традиций в содержании регионального компонента образования.
Цель исследования - выявление условий эффективности воспитания школьников на основе народных традиций в образовательном процессе.
Гипотеза исследования - воспитание в процессе реализации регионального компонента образования эффективно, если:
• учебно-воспитательный процесс в учреждениях образования органически насыщен этническими традициями;
• учащийся включен в сферу национальной культуры как активный субъект, постигающий ее ценности в выборе жизненной позиции;
• учитывается своеобразие этнокультуры в общем культурном развитии учащегося как одного из важнейших элементов системы развивающего знания о мире.
Задачи исследования:
• Определить этнопедагогические особенности содержания регионального компонента как фактора воспитания.
• Обосновать цели воспитания в этнопедагогике калмыков.
• Выявить условия эффективности воспитания школьников на основе народных традиций в образовательном процессе.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили:
• принципы культуросообразности (Я.А.Коменского), народности (К.Д.Ушинского);
• исследования Г.Н.Волкова и учеников его научной школы: В.Ф.Афанасьева, А.А.Григорьевой, К.Ж.Кожахметовой, О.Д.Мукаевой, Т.Н.Петровой, Я.И.Ханбикова, З.Б.Цаллаговой и др., в которых они дают методологическое обоснование этнопедагогики как науки, а также раскрывают ее сущность, значение и сферу влияния;
• философские, этносоциологические, психолого-педагогические работы Ю.К.Бабанского, Л.И.Божович, Ю.В.Бромлея, Г.С.Виноградова, Л.С.Выготского, В.И.Ильина, А.Н.Леонтьева, Б.Т.Лихачева, Д.С.Лихачева, Н.Д.Никандрова, С.Л.Рубинштейна, В.Д.Шадрикова, В.К.Шаповалова;
• концепции личностно ориентированного подхода в обучении (Е.В.Бондаревская, В.В.Сериков, В.А.Сластенин);
• исследования проблем регионализации образования в организационно-структурном и содержательном плане Э.Д.Днепрова, Е.Л.Жиркова, В.И.Журавлева, В.Г.Кинелева, А.Б.Панькина, А.В.Салихова, В.В.Судакова;
• работы по этнопедагогике, истории, фольклору, культуре и религии калмыцкого народа Э.П.Бакаевой, Н.Ц.Биткеева, И.А.Житецкого, А.Б.Имкеновой, А.Ш.Кичикова, В.Л.Котвича, Б.Б.Оконова, Н.Н.Пальмова, А.Б.Панькина, Э.Хара-Давана, У.Э.Эрдниева, К.Э.Эрендженова;
• исследования по истории русской народной культуры А.К.Байбурина, А.И.Мазаева, В.Я.Проппа, И.В.Суханова.
Историческую базу исследования составили теоретические труды отечественных и зарубежных исследователей; монографии, диссертационные исследования по проблемам истории культуры, этнографии, психологии, педагогики; материалы из фондов Российского и Калмыцкого государственных архивов, Диссертационного отдела Российской государственной библиотеки, Государст- Ф венной педагогической библиотеки имени К.Д.Ушинского, Калмыцкой нацио нальной библиотеки имени А.М.Амур-Санана, Калмыцкого института гуманитарных прикладных исследований Российской академии наук.
Методы исследования:
• теоретический анализ психолого-педагогической, учебно-методической, культурологической литературы;
• социологический (анкетирование, интервьюирование школьников, родителей, педагогов);
• педагогический (наблюдение за учебно-воспитательным процессом, устные и письменные опросы учащихся);
• опытно-экспериментальная работа как ведущий метод исследования (констатирующий срез и преобразующий эксперимент по формированию национального самосознания и культуры школьников).
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в:
• разработке целей и задач воспитания на основе народных традиций калмыков в образовательном региональном компоненте;
• обосновании этнической специфики целей воспитания (воспитание трудолюбия, забота о сохранении самобытных сторон трудовой деятельности;
воспитание патриотизма, любви к родной земле, народу, языку; формирование
отношения к своему здоровью - нравственному и физическому; сохранение, укрепление и развитие народных традиций и обычаев);
• обосновании педагогической технологии, повышающей эффективность воспитания в структуре регионального образовательного компонента (использование активных методов обучения и воспитания: творческо-поисковая
деятельность, групповая и индивидуальная самостоятельная работа учащихся, диспуты, семинары, ролевые игры).
Практическая значимость заключается в том, что предложенная этнопе-дагогическая модель воспитания в региональном компоненте учебно-воспитательного процесса может быть использована при составлении программ, учебников, учебных пособий, факультативных курсов для учащихся общеобразовательных школ Республики Калмыкия, а также в организации процесса воспитания.
Экспериментальная база исследования
Опытно-экспериментальной базой исследования были Прудовская и Ча-гортинская средние школы Целинного района Республики Калмыкия.
Этапы исследования
I этап (1997-1998 гг.) был посвящен изучению и анализу научной литературы по исследуемой проблеме с целью определения теоретических основ исследования; изучались нормативные документы и литература по региональному образованию. Итогом работы на этом этапе явились построение гипотезы, формулировка проблемы и темы исследования.
II этап (1998-2001 гг.) - организация и проведение опытно-экспериментальной работы исследования, в ходе которой проверялась гипотеза, уточнялись исходные теоретические положения концепции, осуществлялось исследование содержания регионального компонента образования, выявлялись наиболее эффективные методы его включения в содержание образования средней общеобразовательной школы.
III этап (2001-2003 гг.) был посвящен обобщению результатов исследования, уточнению теоретических и методических выводов, работе над содержанием диссертации.
Апробация и внедрение результатов исследования
Результаты исследования были представлены и обсуждены на международных научно-практических конференциях «Реальность этноса» (Санкт-Петербург, 2000 г.), «Этнопедагогика и этнопсихология в современной системе
образования и воспитания» (Элиста, 2000 г.); на VII и VIII годичных собраниях Южного отделения РАО и региональных психолого-педагогических чтениях Юга России «Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона» (2000 г., 2001 г.).
Результаты исследования были апробированы и внедрены в ходе форми- іЦ рующего педагогического эксперимента в Прудовской и Чагортинской средних
общеобразовательных школах Целинного района Республики Калмыкия. Экспериментальной работой было охвачено 200 учащихся данных школ.
Достоверность результатов исследования
Обеспечена обоснованностью исходных теоретических позиций, соответствием общим положениям дидактики, педагогической психологии и задачам исследования; обобщающие выводы сделаны на основе анализа данных, полученных в ходе экспериментальной работы.
Положения, выносимые на защиту:
• Использование этнопедагогических традиций в региональном компо-ненте образования способствует формированию личности, соответствующей этническому идеалу совершенного человека.
• Этнопедагогические цели воспитания определяют содержание и механизмы реализации регионального образовательного компонента.
• Результативность учебно-воспитательного процесса в этнокультурном развитии учащихся повышается за счет органического включения материальной и духовной, художественной и мировоззренческой этнической культуры в содержание образования.
• Воспитание на народных традициях является определяющим механиз мом этнопедагогизации целостного учебно-воспитательного процесса, способствующим гармонизации межпоколенных отношений.
Структура диссертации:
Введение, 2 главы, заключение, приложения, библиография.
Во введении обосновывается актуальность, формируются цель и гипотеза исследуемой темы; определяются объект, предмет, задачи и методы; раскрыва ются новизна, теоретическая и практическая значимость работы; формулируются основные положения, выносимые на защиту; представляются этапы исследования и апробация его результатов.
В первой главе рассматривается процесс регионализации образования в различных субъектах РФ, анализируются этапы становления региональной системы образования в Республике Калмыкия, дается этнопедагогическое обоснование регионального компонента образования.
Во второй главе рассматриваются цели и специфика воспитания в этно-педагогике калмыков, особенности формирования национального самосознания школьников в процессе реализации регионального компонента образования. Анализируются активные методы воспитания и образования в содержании целостного учебно-воспитательного процесса. Дается описание организации и результатов опытно-экспериментальной работы.
В заключении делаются выводы о результатах проведенного исследования, определяется роль регионального компонента образования в процессе воспитания школьников.
В приложениях представлены методические и опытно-экспериментальные материалы.