Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Нравственное воспитание студенческой молодежи на основе традиций в контексте социализации Абрамян Нелли Юрьевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Абрамян Нелли Юрьевна. Нравственное воспитание студенческой молодежи на основе традиций в контексте социализации : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Абрамян Нелли Юрьевна; [Место защиты: Волгогр. гос. пед. ун-т].- Волгоград, 2008.- 24 с.: ил. РГБ ОД, 9 08-4/1252

Введение к работе

Актуальность исследования. Современная социокультурная ситуация характеризуется, как показывают результаты социологических и психолого-педагогических (Т. И. Власова, Л. В. Мудрик, И. А. Со-ловцова и др.) исследований, системным духовно-нравственным кризисом, который проявляется в первую очередь в «размывании» традиционных ценностей, таких как Родина, семья, труд, знания, в искажении их содержания и подмене ложными ценностями. Так, результаты проведенного нами исследования свидетельствуют о том, что 64% студентов при участии в общественной работе руководствуются карьерными мотивами и эгоистическими соображениями, 92% не видят ничего плохого в том, чтобы давать взятки, и т. п. Поскольку именно ценности составляют ядро нравственности человека, поведение молодых людей и система их социальных отношений характеризуются неустойчивостью, ситуативностыо, молодежь легко подвергается манипуляциям со стороны недобросовестных политических деятелей, представителей деструктивных сект и других антисоциальных группировок. В результате процесс включения молодежи в общество, присвоения ею социокультурных норм оказывается деформированным.

Решению этих проблем может способствовать корректная организация нравственного воспитания молодежи, которое является неотъемлемой частью процесса социализации личности. Исходя из тесной взаимосвязи этих понятий, следует рассмотреть в контексте социализации нравственное воспитание студенческой молодежи, важным механизмом которого выступают традиции. Исследователи (М. Мид, А. В. Мудрик, И. С. Кон и др.) отмечают высокую эффективность традиционного механизма социализации.

Однако в социологических, социально-психологических, социально-педагогических исследованиях традиционный механизм рассматривается как механизм стихийной социализации, роль же традиционного механизма в социально контролируемой социализации, и особенно в нравственном воспитании, рассмотрена чрезвычайно слабо. Между тем законосообразное использование традиционного механизма социализации с целью нравственного воспитания студенческой молодежи может значительно повысить эффективность этого процесса. Кроме того, в имеющихся исследованиях акцент делается на усвоении скорее форм поведения, нежели нравственных норм, уделяется недостаточно внимания проблеме присвоения через традиции нравст-

венных ценностей как основы успешной социализации молодежи. Между тем для современной педагогики, основными понятиями которой являются «ценности» и «смыслы», чрезвычайно важно рассмотреть роль традиционного механизма социализации в присвоении человеком нравственных ценностей.

Таким образом, есть все основания утверждать, что существует актуальная потребность в разработке теоретических оснований нравственного воспитания студенческой молодежи в контексте социализации на основе традиций.

В педагогической науке сложились теоретические предпосылки для подобного исследования. При этом наиболее разработанными оказались социологический и психологический аспекты данной проблемы.

Первую группу составляют исследования, посвященные различным аспектам проблемы социализации человека, позволяющие выявить особенности социализации как контекста нравственного воспитания студенческой молодежи. Сущностные характеристики социализации представлены в трудах О. Конта, К. Маркса, Ф. Энгельса, Э. Дюркгейма, Г. Тарда, М. Вебера, Э. Фромма, Э. Эриксона и др. Условия и механизмы социализации раскрыты в трудах отечественных психологов Г. М. Андреевой, Л. С. Выготского, И. С. Кона, А. Н. Леонтьева, В. С. Мерлина, А. В. Петровского, К. К. Платонова, С. Л. Рубинштейна. Связи между понятиями «социализация» и «воспитание» раскрыты в работах отечественных исследователей С. Ю. Бурениной, Н. Ф. Головановой, И. С. Кона, А. В. Мудрика, В А. Ядова и др. Вторая группа исследований посвящена различным аспектам проблемы нравственного воспитания, что дает основания для выявления специфических содержательных и процессуальных характеристик нравственного воспитания как составляющей социализации. Данную проблему в той или иной мере разрабатывали все ученые, занимавшиеся исследованием воспитания. Она рассматривается в религиозной (Н. А. Бердяев, И. А. Ильин, В. В. Зеньковский, В. С. Соловьев), традиционной (А. С. Макаренко и другие исследователи советского периода), гуманистической (Е. В. Бондаревская и др.) и гуманитарной (Н. М. Борытко, И. А. Колесникова, Н. Е. Щуркова и др.) парадигмах. Исследования третьей группы дают представление о сущности традиций как воспитательного средства, раскрывая их сущностные характеристики с педагогических позиций (М.В. Савин), возможности в воспитании коллектива и личности (А.С. Макаренко, В.А. Сухо-млннский), в присвоении воспитанником социокультурных норм и

ценностей (Н.М. Борытко), что позволяет выявить педагогический потенциал традиций в нравственном воспитании студенческой молодежи и разработать соответствующую модель воспитания.

Несмотря на всю ценность полученных к настоящему времени результатов исследования проблемы нравственного воспитания студенческой молодежи на основе традиций в контексте социализации, многие важные вопросы остаются недостаточно разработанными. Необходимо существенное уточнение понимания содержательных и процессуальных характеристик нравственного воспитания с учетом особенностей студентов как возрастной и социальной группы, выявление возможностей традиций в нравственном воспитании студенческой молодежи и определение границ этих возможностей, выявление педагогических условий, позволяющих эффективно использовать традиции с целью нравственного воспитания студентов с учетом специфики процесса социализации в современных условиях.

Одновременно с теоретическими формировались и практические предпосылки, способствующие разработке модели нравственного воспитания студенческой молодежи на основе традиций в контексте социализации. К ним, в первую очередь, следует отнести усиление внимания к воспитанию на государственном уровне, о чем свидетельствует принятие Федеральной программы развития воспитания в системе образовательных учреждений России, Концепции модернизации российского образования до 2010 г., где духовно-нравственное воспитание рассматривается как один из важнейших элементов системы воспитательной работы, и т.д. На основе этих документов в высших учебных заведениях предпринимаются попытки организации нравственного воспитания на основе лучших традиций народной культуры, организуются акции милосердия, имеющие ярко выраженную социальную направленность, проводятся мероприятия, направленные на приобщение студентов к национальной культуре, в первую очередь нравственной. Однако эти тенденции не получили еще должного теоретического осмысления и обоснования.

Все более остро обнаруживаются противоречия между:

необходимостью осуществления нравственного воспитания студенческой молодежи с учетом широкого социокультурного контекста и невыявленностью интегративных связей между социализацией и нравственным воспитанием;

целостным характером педагогической деятельности и отсутствием системного знания о нравственном воспитании молодежи на основе традиций в широком социокультурном контексте;

» потребностью в результативных средствах нравственного воспитания студентов и невыявленностью педагогического потенциала традиций в нравственном воспитании студенческой молодежи;

необходимостью эффективной системы нравственного воспитания студенческой молодежи в контексте социализации и неразработанностью модели педагогической деятельности в этой сфере.

Перечисленные противоречия свидетельствуют об остроте проблемы, состоящей в отсутствии целостного знания о нравственном воспитании студенческой молодежи на основе целенаравленного использования традиций как способа ее включения в современное социокультурное пространство.

С учетом этого и была избрана тема исследования: «Нравственное воспитание студенческой молодежи на основе традиций в контексте социализации».

Объект исследования — воспитательный процесс в высшем учебном заведении.

Предмет исследования — нравственное воспитание студенческой молодежи как составляющая ее социализации с использованием традиций как основного педагогического средства.

Цель исследования — разработать научные основы нравственного воспитания студенческой молодежи в контексте социализации.

Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:

  1. Уточнить сущностные характеристики нравственного воспитания в контексте социализации.

  2. Разработать уровневую модель процесса нравственного воспитания студенческой молодежи в контексте социализации.

  3. Выявить педагогический потенциал традиций в нравственном воспитании студенческой молодежи с учетом современных социокультурных условий.

  4. Обосновать логику воспитательной деятельности, направленной на решение задач нравственного воспитания студенческой молодежи в контексте социализации с использованием традиций как основного воспитательного средства.

Основу гипотезы исследования составили предположения о том, что нравственное воспитание студенческой молодежи будет осуществляться более эффективно в сравнении с имеющейся практикой при соблюдении следующих условий:

1) нравственное воспитание студенческой молодежи будет рассмат-рираться как составляющая социализации, имеющая нормативный,

деятельностный и поведенческий аспекты, что будет учитываться при формулировании целей нравственного воспитания;

  1. динамика процесса нравственного воспитания студенческой молодежи в контексте социализации будет определяться логикой становления отдельных его составляющих и их единства (от разрозненности к гармоничному целому, от ситуативности в деятельности и поведении к надситуативному поведению и деятельности, от фрагментарных знаний о нравственных ценностях к руководству ими в повседневной жизни);

  2. в воспитательной деятельности вуза будут использованы виды традиций, оказывающих наибольшее влияние на присвоение студентами нравственных норм и ценностей, при этом будут учтены разные уровни традиций — от общекультурных до традиций образовательного учреждения;

  3. логика воспитательной деятельности, направленной на решение задач нравственного воспитания студенческой молодежи, будет представлять собой последовательность этапов, обусловленную динамикой процесса нравственного воспитания и основанную на последовательной смене педагогических целей — от ознакомления студентов с нравственными ценностями и нормами до становления их субъектами нравственно ценной и социально значимой деятельности.

Теоретико-методологическую основу исследования составили концептуальные положения гуманитарной педагогики о ценностных и культурологических основаниях воспитания (Е. В. Бондаревская, Н. М. Борытко, Т. И. Власова, И. А. Колесникова, Л. М. Лузина, Н. Е. Щуркова); идеи целостного подхода о системности, структурированности педагогических феноменов на каждой стадии их становления (В. С. Ильин, Н. К. Сергеев); идеи аксиологического подхода к пониманию педагогической действительности (М. С. Каган, В. А. Малахов, А. В. Кирьякова, Л. П. Разбегаева); положения социальной педагогики о роли традиционного механизма в социализации человека (И. С. Кон, А. В. Мудрик); положения гуманитарной педагогики о специфике социально-нормативного аспекта воспитания (Н. М. Борытко).

В ходе исследования были использованы следующие группы методов:

теоретические: анализ литературы по проблеме исследования, системный и структурно-функциональный анализ, моделирование, проектирование, классификация, систематизация и др.;

эмпирические: опросно-диагностические методы (анкетирование, интервьюирование, беседы), экспертная оценка, изучение педагогической документации, анализ работ студентов, наблюдение, обобщение педагогического опыта, диагностика отдельных нравственных качеств студентов, формирующий эксперимент, математическая и статистическая обработка полученных в ходе исследования результатов.

Достоверность полученных результатов обусловлена методологической обоснованностью исходных позиций, теоретических положений; целостным подходом к решению поставленной проблемы; длительным характером изучения педагогической практики и организации опытно-экспериментальной работы и устойчивой повторяемостью ее основных результатов; соответствием концептуальных позиций тенденциям развития социально-педагогической реальности; единством общенаучных и конкретных методов исследования, адекватных объекту, цели, задачам и логике исследования; репрезентативностью объема выборки; разнообразием источников информации; сочетанием количественного и качественного анализа; контрольным сопоставлением полученных результатов с массовым педагогическим опытом.

Эмпирическиую базу исследования составили негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (Волгоградский филиал) «Международный институт управления» и негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (Волгоградский филиал) «Современная гуманитарная академия».

Исследование проводилось в 2002—2007 гг. и включало в себя три этапа.

На первом этапе (2002—2004 гг.) на основе изучения и критического анализа отечественной и зарубежной научной литературы по проблемам нравственного воспитания студенческой молодежи и проблемам социализации были выявлены основные подходы к пониманию нравственного воспитания, его специфика как составляющей социализации. На этом этапе был разработан концептуальный замысел исследования, определена его эмпирическая база, организован констатирующий эксперимент. Поисковая работа велась на базе НОУ ВПО ВФ «Международный институт управления» и НОУ ВПО ВФ «Современная гуманитарная академия».

Второй этап (2004—2006 гг.) был связан с выявлением педагогического потенциала традиций как средства нравственного воспита-

пия студенческой молодежи в контексте социализации, с разработкой модели процесса нравственного воспитания студенческой молодежи в контексте социализации и модели деятельности педагога по нравственному воспитанию студенческой молодежи в контексте социализации на основе применения традиций, ее опытно-экспериментальной апробацией и уточнением. В этот период автор апробировала разработанную модель в НОУ ВПО ВФ «Международный институт управления».

На третьем этапе (2006—20007 гг.) на основе изученной литературы и практического опыта применения разных видов традиций с целью нравственного воспитания студенческой молодежи в контексте социализации, экспериментальной проверки гипотезы разрабатывалась система воспитательной работы в вузе, реализация которой повышает эффективность деятельности по нравственному воспитанию студенческой молодежи в контексте социализации. На этом этапе уточнялись возможности традиций как средства нравственного воспитания студенческой молодежи в контексте социализации, отрабатывалась методика их применения.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Под нравственным воспитанием в контексте социализации понимается присвоение воспитанником системы нравственных норм, которыми руководствуегся человек в различных ситуациях общественной жизни, базирующихся на принятых в данном обществе и усвоенных человеком ценностях и находящих выражение в нравственно ценной, общественно и личностно значимой деятельности, осуществляемой в характерных для данного общества формах. Нравственное воспитание выполняет следующие функции в становлении личности: ценностно-смысловую, направленную на присвоение в процессе нравственного воспитания ценностей различного уровня; нормативно-ориентирующую, которая позволяет передать человеку социальный опыт через принятие общественного мнения, норм, традиций, ритуалов; деятельностно-коммуникативную, благодаря которой человек реализует нравственные нормы во взаимодействии с другими людьми и социальными институтами, становится не только носителем, но и выразителем нравственных ценностей и норм; формально-поведенческую, предполагающую усвоение форм поведения, которые уместны в той или иной ситуации в определенном социокультурном окружении. При этом ведущая роль принадлежит ценностно-смысловой функции. В структуре нравственного воспитания выделяются

следующие составляющие: присвоение ценностей национальной и мировой культуры и «открытие» в них собственных смыслов; освоение нравственных норм поведения, взаимоотношений и взаимодействия с людьми, социальными институтами; освоение принятых в обществе форм поведения, общения, взаимодействия; организация нравственно ценной, общественно и личностно значимой деятельности.

  1. Процесс нравственного воспитания студенческой молодежи в контексте социализации предполагает прохождение воспитанниками четырех уровней: аморфного (у студентов разрозненные знания о нравственных ценностях, их поведение ситуативно и может противоречить нравственным нормам); фрагментарного (студенты пытаются осмыслить нравственные ценности, ориентируясь на них в отдельных ситуациях, принимают от случая к случаю участие в нравственно ценных видах деятельности); структурного (у студента в целом складывается внутренняя иерархия ценностей, которые определяют его поведение и деятельность, однако достигнутый высокий уровень он сохраняет лишь в условиях благоприятного социокультурного и педагогического окружения); целостного (у студента сложившаяся устойчивая индивидуальная иерархия ценностей, которая полностью регулирует его поведение и деятельность, студент выступает в качестве организатора нравственно ценной и социально значимой деятельности как субъект собственной жизни и как самостоятельная, активная личность, интегрированная в общество с его нравственными нормами и ценностями).

  2. Одним из эффективных механизмов нравственного воспитания студенческой молодежи в контексте социализации выступает традиционный механизм, который становится педагогически управляемым благодаря целенаправленной организации активности студентов как субъектов воспитательного взаимодействия и формированию в вузе воспитывающей среды, предполагающей целенаправленное использование существующих и создание новых традиций на основе нравственных ценностей. В воспитательном процессе вуза целесообразно использовать следующие виды традиций: национальные, обеспечивающие присвоение студентами общечеловеческих, национальных, региональных социокультурных ценностей, присвоение соответствующих норм, формирование характерных для той или иной культуры способов нравственного поведения; региональные, способствующие включению студента в национальную и общечеловеческую культуру,

позволяя ему в то же время постигнуть многообразие способов взаимодействия и культурного самовыражения представителей разных социокультурных групп и осознать единство ценностей и нравственных норм на уровне нации и человечества; традиции высшего учебного заведения, позволяющие как организовать процесс формирования индивидуальной системы ценностей каждого студента, так и обеспечить включение молодого человека в широкий социокультурный контекст.

4. В организации педагогической деятельности по нравственному воспитанию студенческой молодежи в контексте социализации на основе традиций целесообразно выделение следующих этапов: «введение в нравственную составляющую культуры», целью которого является ознакомление студентов с ведущими ценностями региональной, национальной и общечеловеческой культуры, с нравственными нормами и формами поведения, принятыми в национальной и общечеловеческой культуре и в среде конкретного вуза, с различными видами нравственно ценной и социально значимой деятельности, в которой он может проявить себя; «погружение», цель которого — присвоение студентами ценностей разного уровня, нравственных норм и освоение ими культурно и социально приемлемых форм поведения путем включения их в социальную микросреду (в данном случае среду вуза), где эти ценности, нормы и формы поведения функционируют в виде традиций; «осмысление», целью которого является выявление студентами смыслов, заключенных в ценностях, явлениях культуры, нравственных нормах и формах поведения, а также в различных видах общественно полезной деятельности; «самореализация», цель которого — становление студентов субъектами собственной жизни и деятельности в профессиональном и социокультурном контексте, формирование у них индивидуальной системы ценностей. Деятельность по нравственному воспитанию студенческой молодежи в контексте социализации регулируется следующими принципами: повышения степени идеальности, направленным на приближение системы к идеальному состоянию; единства противоположностей, требующим разрешения на научной основе возникающих при осуществлении деятельности противоречий; динамизации, требующим постоянного развития воспитательной системы; полноты частей системы, проявляющимся в ее многофункциональности.

Научная новизна результатов исследования состоит в том, что в нем впервые на основе уточненных с позиций задач исследования со-

держательных характеристик нравственного воспитания в контексте социализации выявлены стадии воспитательного процесса, направленного на решение задач нравственного воспитания студенческой молодежи в контексте социализации с использованием традиций как основного воспитательного средства; сформулированы принципы деятельности педагога по нравственному воспитанию студенческой молодежи на основе традиций в контексте социализации; уточнено представление о воспитательном потенциале традиций в сфере нравственного воспитания, конкретизировано знание о видах традиций, использование которых целесообразно для решения задач нравственного воспитания студенческой молодежи в контексте социализации.

Теоретическая значимость результатов исследования обусловлена обоснованием содержательных характеристик нравственного воспитания в контексте социализации, что существенно дополняет современную теорию нравственного воспитания и вносит вклад в теорию социализации личности; разработкой уровневой модели процесса исследуемого феномена, конкретизирующей фундаментальное положение гуманитарно-целостного подхода о стадийном характере воспитательного процесса; уточнением научных представлений о воспитательном потенциале традиций, что означает углубление научных знаний о средствах нравственного воспитания, применяемых в условиях вуза; обоснованием логики деятельности по нравственному воспитанию студенческой молодежи и включению ее в современный социокультурный контекст, что вносит существенный вклад в теорию организации воспитательного процесса в вузе. Разработанные теоретические положения могут также служить основанием для дальнейших научных исследований в области социальной педагогики.

Практическая ценность результатов исследования определяется возможностью их практического использования преподавателями, кураторами студенческих групп в воспитательной работе вузов различного профиля, при разработке методического обеспечения нравственного воспитания студенческой молодежи. Сформулированные принципы могут выступать регуляторами деятельности по нравственному воспитанию молодежи. Разработанные в ходе исследования программы, а также апробированные диагностические и формирующие методики, обеспечивающие качественно новый воспитательный эффект, имеют практическую ценность при решении проблем оказания студенту помощи в преодолении трудностей социализации на нравственной основе.

Апробация материалов исследования осуществлялась через участие аві ора в работе научно-исследовательского центра современных проблем воспитания при кафедре педагогики Волгоградского государственного педагогического университета, выступления на Международной научно-практической конференции (г. Архангельск, 2007 г.), публикацию материалов исследования в различных научных и научно-методических изданиях (всего опубликовано 7 работ общим объемом 3,2 п. л.).

Внедрение результатов исследования в практику образования осуществлялось в НОУ ВПО ВФ «Международный институт управления» (г. Волгоград) и НОУ ВПО ВФ «Современная гуманитарная академия» (г. Волгоград).

Структура и объем диссертации обусловлены логикой проведенного научного исследования. Диссертация (160 с.) состоит из введения (13 с), двух глав (1-я гл. — 58 с, 2-я гл. — 58 с), заключения (5 с), списка использованной литературы (215 наименований) и 2 приложений. Текст диссертации содержит 3 таблицы, 7 иллюстраций.

Похожие диссертации на Нравственное воспитание студенческой молодежи на основе традиций в контексте социализации