Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Физическое воспитание как средство социализации личности ребенка в карачаевской семье Боташева Мариям Халисовна

Физическое воспитание как средство социализации личности ребенка в карачаевской семье
<
Физическое воспитание как средство социализации личности ребенка в карачаевской семье Физическое воспитание как средство социализации личности ребенка в карачаевской семье Физическое воспитание как средство социализации личности ребенка в карачаевской семье Физическое воспитание как средство социализации личности ребенка в карачаевской семье Физическое воспитание как средство социализации личности ребенка в карачаевской семье Физическое воспитание как средство социализации личности ребенка в карачаевской семье Физическое воспитание как средство социализации личности ребенка в карачаевской семье Физическое воспитание как средство социализации личности ребенка в карачаевской семье Физическое воспитание как средство социализации личности ребенка в карачаевской семье
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Боташева Мариям Халисовна. Физическое воспитание как средство социализации личности ребенка в карачаевской семье : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Карачаевск, 2004 152 c. РГБ ОД, 61:05-13/780

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА1. Теоретико-методологические основы физического воспитания детей в карачаевской народной педагогике 11

1.1 Состояние разработанности проблемы физического воспитания в истории отечественной и зарубежной педагогики 11

1.2 Народная оценка физической подготовленности детей в карачаевской народной педагогике 22

1.3 Карачаевская семья как фактор социализации личности 56

Выводы по первой главе 73

ГЛАВА 2. Физическое воспитание как средство социализации личности ребенка в карачаевской семье 77

2.1 Карачаевская народная педагогика о целях и задачах физического воспитания 77

2.2 Средства и формы физического воспитания 87

2.3 Игра как средство физического воспитания и социализации детей 97

Выводы по второй главе 130

Заключение 134

Библиографический список

Использованной литературы 141

Введение к работе

Человечество на протяжении многовековой истории своего существования изучает социолого-педагогические основы физической культуры. Физическая культура является составной частью общей культуры человечества. Карачаевцы эмпирически, чувственно, на основе здравого смысла определяли роль физической культуры и отражали ее в своей многовековой практике на первичном понятийном уровне.

Время требует возвращения к воспитательному опыту народа, корням развития физической культуры. Российское общество в настоящее время заинтересовано в воспитании гармонически развитых, физически хорошо подготовленных граждан своей страны. Усиление внимания государства к ухудшению здоровья молодежи связано с падением физической подготовленности наших граждан, снижением результативности спортсменов в соревнованиях высокого ранга и ростом числа заболеваний среди молодого поколения. В этих условиях становится актуальным использование опыта физического воспитания народов многонациональной России.

Идеалом человечества всегда была всесторонне развитая личность, т.е. человек, в котором гармонически сочетается духовное богатство, интеллектуальное и физическое совершенство. Социальный заказ меняется, время требует, и формирование всесторонне развитых людей становится реально осуществимой практической задачей. Какие бы задачи не стояли перед человеком или обществом, все они в значительной мере определяются характером человеческих отношений, умением жить вместе, разделять общие ценности, нормы поведения, идти на компромиссы в решении конфликтных ситуаций. В решении этих проблем огромное значение имеет личность, анализ особенностей ее формирования в современном обществе.

Оценивая состояние современной педагогической теории воспитания и гуманистической практики, можно отметить, что физическое воспитание тесно

связано с другими задачами воспитания, т.е. с трудовым, умственным, нравственным и эстетическим. Для физического воспитания этот вопрос наиболее сложен. В педагогике имеется противоречие между обширным материалом, фиксирующим нравственные нормы и нравственные требования воспитательного процесса в учении, физической культуре, спорте, труде, другой деятельности, и недостаточностью знаний о том, как, в каких процессах нравственные нормы, знания, нравственные требования педагога становятся достоянием личности. Так как проблемы социализации личности будут всегда актуальны, пока существует человечество, то использование опыта физического воспитания карачаевского народа в этих целях представляется уместным. В этом контексте, такие общечеловеческие ценности как культура, здоровье, активное долголетие могут рассматриваться как критерии социального прогресса.

В успешном решении обозначенной проблемы существенную помощь может оказать народный опыт физического воспитания детей. Положения народной педагогики, хотя и носят эмпирический характер, тем не менее, имеют высокий воспитательный потенциал.

Рассмотрение проблемы с различных сторон, выявление ее связей, в том числе и глубинных, сущностных, незаметных на первый взгляд, со многими явлениями культуры и истории, рассмотрение ее в системе других ценностей, не изолированно и узконаправленно, а всесторонне, является важным и полезным для насыщения научной мысли, открытия в ней новых творческих возможностей и в какой-то мере восполнения этого пробела. Такой подход, на наш взгляд, продуктивен и необходим, особенно для нынешнего состояния проблемы физического воспитания.

Актуальность исследования возрастает и в связи с тем, что в Карачаево-Черкесии проблема физического воспитания в народной педагогике карачаевцев до сих пор не являлась предметом специального исследования, из-за чего

невозможно определить роль физического воспитания в возрождении традиционной системы физического воспитания молодого поколения.

Актуальность темы исследования обусловлена вышеизложенным, а также использованием обоснованных методологических подходов при характеристике материалов устного народного творчества как источников народной педагогики, а также необходимостью использования национальных традиций в целях улучшения средств и методов физической подготовки молодого поколения.

Недостаточная теоретическая и практическая разработанность проблемы, потребность семьи, образовательных учреждений в активизации физического воспитания и возможность использования в решении этой проблемы народного опыта определили выбор темы исследования «Физическое воспитание как средство социализации личности ребенка в карачаевской семье».

Существуют противоречия между:

требованиями времени и современным состоянием системы физического воспитания детей в семье;

необходимостью эффективного использования народного опыта физического воспитания с целью социализации личности и недостаточной разработанностью вопросов, связанных со спецификой физической подготовки в карачаевской народной педагогике.

Актуальность исследования и наличие противоречий определили проблему исследования: каким образом использование опыта физического воспитания карачаевского народа способствует социализации детей в условиях карачаевской семьи.

Решение этой проблемы является целью нашего исследования.

Объект исследования: традиционная педагогическая культура карачаевского народа как продукт исторического развития и социального опыта.

6 Предмет исследования: физическое воспитание как средство социализации личности ребенка в карачаевской семье. Задачи исследования:

- показать, что использование опыта физического воспитания карачаевского
народа может оказать положительное влияние на процесс социализации детей в
условиях семьи;

охарактеризовать идеал и цель физического воспитания в карачаевской народной педагогике;

- раскрыть содержание физического воспитания и выявить роль детских игр как
средства социализации личности ребенка;

- показать актуальность традиций народной педагогики в физическом
воспитании для современной педагогической науки, семьи и школы.

Методологическая основа исследования. Автор руководствовался философскими идеями о единстве общего, особенного и единичного в социальных процессах; о взаимосвязи объективного и субъективного, логического и исторического, опирался на общие законы развития деятельности и сознания, диалектической взаимосвязи личности и общества. Анализ и обобщение педагогических фактов, явлений, концепций осуществлялся нами с позиций аксиологического, культурологического и системного подходов.

Теоретическую основу исследования составили идеи и концепции, раскрывающие:

сущность педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, B.C. Ильин, Т.А. Ильина, И.Ф. Исаев, Б.Т. Лихачев, А.И. Мищенко, Н.Д. Никандров, И.П. Подласый, С.А. Смирнов, В.А. Сластенин, К.Д. Ушинский, В.К. Шаповалов, Е.Н. Шиянов и др.);

историко-педагогический процесс как неотъемлемую часть культурного развития (Г.Н. Волков, Л.Н. Гончаров, А.Э. Измайлов, В.В. Макаев, В.К. Кочисов, Б.А. Тахохов и др.);

- этнопедагогический процесс (И.А. Арабов, Х.Х-М. Батчаева, К.Б. Семенов, СБ. Узденова, Е.Е. Хатаев и др.);

педагогические, культурологические и социологические работы, анализирующие физическую культуру как общественное явление, как фактор воспитания личности (В.У. Агеевец, И.М. Быховская, М.В. Выдрин, Н.Н. Визитей, Л.И. Лубышева, В.П. Лукъяненко, В.А. Магин, Л.П. Матвеев, О.А. Милыитейн, Н.А. Пономарев, В.И. Столяров и др.);

- теории о социальной роли физической культуры и спорта (Дж. Дьюи, Ф. Ницше, X. Ортега-и-Гассет, Д. Сантаяна, М. Шиллера, О. Шпанглера и др.).

Касаясь вопросов социализации, мы опирались на труды Б.Г. Ананьева, Г.М. Андреевой, И.С. Кона, А.В. Мудрика и других.

Методы исследования: изучение первоисточников, сравнительно-исторический и ретроспективный анализ, обобщение и систематизация полученных результатов, наблюдение, беседы, изучение и обобщение опыта физического воспитания.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- осмыслены идеал и цель физического воспитания, нашедшие отражение в
фольклорных источниках карачаевской народной педагогики;

раскрыто содержание физического воспитания и показана его связь с умственным, трудовым, нравственным и эстетическим воспитанием в традиционной педагогической культуре карачаевцев;

выявлена роль детской игры как средства социализации личности ребенка в условиях карачаевской семьи;

обоснована гуманно-демократическая направленность физического воспитания карачаевцев и показана национальная специфика самобытной системы физической подготовки молодого поколения;

- показана актуальность традиций народной педагогики в физическом
воспитании для современной педагогической науки, семьи и школы.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что опыт физического воспитания, накопленный карачаевским народом, представляет собой совокупность понятий и идей, составляющих фундамент системы физического воспитания в карачаевской народной педагогике, включавшей в себя идеал, цель, задачи, средства, методы воспитания подрастающего поколения, а также результаты воспитательного процесса и социализации в этой сфере. Материалы исследования и ее результаты свидетельствуют о том, что физическое воспитание в карачаевской народной педагогике и процесс социализации детей в семье имели преимущественно гуманистическую направленность.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования основных фактов, положений, выводов в решении задач физического воспитания в карачаевской семейной педагогике. Теоретические положения и методические материалы могут использоваться в школе на уроках физической культуры, на факультативах, во внеклассной работе (организации занятий, вечеров, утренников, способствующих повышению эффективности физической культуры). Положения и выводы диссертационного исследования могут использоваться в подготовке студентов высших и средних педагогических учебных заведений к работе с родителями учащихся, в повышении квалификации учителей физической культуры, работников образования. Материалы диссертации представляют интерес для работников системы дошкольных учреждений и родителей для воспитания детей в семье.

Источниками исследования явились материалы по истории, этнографии, педагогическая и документально-художественная литература, педагогическая периодическая печать, учебные программы и учебники, методическая литература.

Этапы исследования:

Первый этап (2001-2002гг.) - разработка теоретико-методологических

подходов к исследованию, сбор, изучение и анализ материалов.

Второй этап (2002-2004гг.) - осмысление и обобщение полученных

результатов, проводилась их апробация, оформлялся текст диссертационной

работы.

Обоснованность и достоверность научных результатов обеспечена широкой базой источников, соответствием методов исследования целям и задачам работы, апробацией полученных результатов. На защиту выносятся следующие положения:

  1. Идеал и цель физического воспитания в народной педагогике карачаевцев обуславливались социальными, экономическими условиями, традиционной системой жизнеобеспечения, что явилось предпосылкой для создания самобытной системы физического воспитания.

  2. Физическое воспитание в карачаевской народной педагогике, кроме формирования физических качеств личности имеет социокультурное содержание, которое направлено на социализацию личности в условиях семьи и общества.

3. Сложившиеся в карачаевской народной педагогике традиции по
физическому воспитанию могут быть успешно использованы в физическом
воспитании детей в семье и современной национальной школе.

Апробация и внедрение полученных результатов. Апробация результатов исследования проводилась в образовательно-воспитательном процессе Карачаево-Черкесского и Кабардино-Балкарского государственных университетов и Карачаево-Черкесского республиканского института повышения квалификации работников образования. Результаты исследования представлены на конференциях в гг. Пятигорске (2004), Ставрополе (2003), Карачаевске (2004), Ростове-на-Дону (2004). Опубликованные материалы использовались членами кафедр педагогики Кабардино-Балкарского и

Карачаево-Черкесского государственных университетов на занятиях по дисциплинам педагогического цикла, при выполнении студентами учебной и научно-исследовательской работы.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы.

Во введении показана актуальность исследования, определены цель, задачи диссертационной работы, сформулированы научная новизна, теоретическая значимость полученных результатов исследования и положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретико-методологические основы физического воспитания детей в карачаевской народной педагогике» раскрывается цель воспитания, факторы и принципы формирования личности, а также дается определение семьи, ее функции и непосредственное этнопедагогическое воздействие на воспитание детей. Карачаевская семья рассматривается как фактор социализации личности.

Во второй главе «Физическое воспитание как средство социализации личности ребенка в карачаевской семье» раскрыты цели и задачи физического воспитания в карачаевской народной педагогике, определены основные средства и формы физического воспитания, в частности, детская игра рассматривается как одно из средств. Дается народная оценка физическому воспитанию, и приводятся народные игры, способствующие физическому развитию и более успешной социализации подрастающего поколения.

Состояние разработанности проблемы физического воспитания в истории отечественной и зарубежной педагогики

Физическое воспитание - одна из составных частей общей системы воспитания, имеющая целью укрепление здоровья человека и его правильное физическое развитие. В единстве с умственным, нравственным, эстетическим и трудовым воспитанием и обучением. Цель физического воспитания - разностороннее развитие личности человека, его физических качеств и способностей, формирование двигательных навыков и умений, укрепление здоровья.

Основные средства физического воспитания - физические упражнения, использование естественных сил природы (солнечная энергия, воздушная и водная среда и т. п.), соблюдение правил гигиены (личной, трудовой, бытовой и т. п.). Физические упражнения разносторонне воздействуют на развитие физических способностей. Познание закономерностей влияния физических упражнений на организм, научная методика их выполнения дают возможность использовать физические упражнения для достижения целей физического воспитания. Естественные силы природы в физическом воспитании выступают в качестве условий успешной организации и проведения занятий физическими упражнениями и как средство закаливания организма. Соблюдение условий гигиены необходимо для сохранения здоровья и физического совершенствования. Развитию физических возможностей человека способствует труд (особенно на воздухе), который можно использовать как вспомогательное средство физического воспитания. Осуществляется физическое воспитание по основным направлениям: общая физическая, профессионально физическая и спортивная подготовка [109, С. 510].

Зачатки физического воспитания существовали уже при первобытнообщинном строе в форме различных игр и состязаний, имитирующих трудовые процессы, охоту, военные действия взрослых, а также в форме различных обрядов и испытаний физической выносливости юношей. Физическое воспитание органически связывалось с воспитанием волевых качеств, требовавшихся первобытному человеку в его борьбе с природой и врагами. Большого развития физическое воспитание достигло в рабовладельческом обществе, в частности в Древней Греции и Риме, где оно приобрело характер государственной системы подготовки юношей рабовладельческих классов к несению гражданских обязанностей и военной службы.

В феодальном обществе в ранний период средневековья в связи с проповедью аскетизма и умерщвления плоти физическое воспитание приходит в упадок. С расцветом феодализма физическое воспитание входит в систему рыцарского воспитания юношей; оно включает верховую езду, плавание, стрельбу из лука, фехтование, единоборство на рыцарских турнирах, охоту. С усилением значения городов физические упражнения начинают распространяться и среди горожан (стрелковые и фехтовальные братства, игры в мяч и т. д.).

Интерес к физическому воспитанию значительно возрастает в эпоху Возрождения. В Италии Витторино да Фельтре в начале 15 в. открыл школу, в которой большое внимание уделялось физическому воспитанию. Однако попытки гуманистов ввести физическое воспитание в школе не имели успеха.

Борьба за правильную постановку физического воспитания детей усилилась в период перехода от феодализма к капитализму; был выдвинут ряд прогрессивных теорий в этой области. Во Франции Ф. Рабле и М. Монтень проповедовали необходимость физического воспитания в единстве с умственным образованием. Я.А. Коменский рассматривал физическое воспитание как важнейшую часть педагогического процесса. В своих работах «Великая дидактика» и «Материнская школа» он отводил большое место вопросам гигиены, питания и здорового режима детей, их играм и физическим упражнениям, указывал, что заботы о физическом воспитании должны начинаться с самого раннего возраста.

Большое внимание физическому воспитанию уделял английский философ Дж. Локк («Мысли о воспитании»). Он видел главную задачу физического воспитания в укреплении здоровья детей и вместе с тем в удовлетворении их естественной потребности в движении. Французский философ и педагог Ж. Ж. Руссо в педагогическом трактате «Эмиль, или о воспитании» подчёркивал значение физического воспитания для умственного развития и трудового обучения детей; указывал на особую важность физического воспитания женщины.

Усовершенствованию методов физического воспитания способствовали возникшие в 18 в. в Германии, в основном под влиянием идей Руссо, «школы человеколюбия и добрых нравов», т. н. филантропины. В филантропинах зародилась немецкая национальная система гимнастики. Так, деятели филантропии Фит (1763-1836) и И.Х. Гутс-Мутс создали основы немецкой системы гимнастики, которая в дальнейшем была усовершенствована Ф. Яном (1778-1852).

Большое значение в развитии методики физического воспитания имели элементарные «суставные» упражнения, предложенные швейцарским педагогом И.Г. Песталоцци. Немецкий педагог А. Шпис (1810-53) приспособил систему немецкой гимнастики к условиям работы в школе, включив в неё порядковые упражнения, разнообразные вольные движения и упражнения на снарядах. П. Линг (1776-1839) положил начало созданию шведской системы гимнастики, в основу которой были взяты упражнения для укрепления отдельных частей тела.

В Чехии М. Тырш создал национальную систему гимнастики, получившую название «Сокольской». В её содержание, помимо упражнений на гимнастических снарядах, входили разнообразные вольные движения, групповые упражнения, гимнастические пирамиды, хороводы и т. д.

Во Франции С. Демени (1850-1917) в разработанной им системе физического воспитания уделял особое внимание естественным движениям, а также специальным прикладным упражнениям, предназначенным для развития двигательных способностей человека. Последователь Демени Г.Эбер (1875-1957) в начале 20 в. создал свой «естественный метод» физического воспитания, придав ему резко выраженный военно-прикладной характер. В Дании Нильс Бук (1880-1950) создал систему «основной» гимнастики, упражнения которой подобраны так, чтобы содействовать развитию силы, ловкости и гибкости [109, С. 510].

Передовые русские педагоги и общественные деятели всегда уделяли большое внимание вопросам физического воспитания детей. К правильной постановке физического воспитания с самого раннего детства призывал В.Г.Белинский, указывая, что до 7 лет воспитание ребёнка должно быть преимущественно физическим, обеспечивающим его здоровье; большое внимание вопросам физического воспитания уделяли также Н. А. Добролюбов и Н.Г.Чернышевский. К.Д. Ушинский связывал физическое воспитание и с физическим трудом, считая его необходимым условием умственного, нравственного и физического развития человека. Он указывал на необходимости введения физических упражнений в программу школьных занятий, т. к. они содействуют борьбе с умственным утомлением, освежают внимание и укрепляют память учащихся.

Народная оценка физической подготовленности детей в карачаевской народной педагогике

В народной педагогике существуют понятия и факторы, на которых строится вся система воспитательной деятельности, в том числе физического воспитания. К ним можно причислить: «воспитание», «образование», «обучение», «развитие человека», «самовоспитание», «знание», «умение», «навык», «средство», «метод», «прием» и т.д.; основные факторы, влияющие на развитие человека; возрастные этапы в развитии детей; проблема цели воспитания; принципы воспитания; содержание воспитания и образования, социализация. Эти и другие вопросы были рассмотрены в фундаментальных исследованиях по народной педагогике Г.Н. Волковым, А. Ф. Хинтибидзе, Я.И.Ханбиковым, А.Ш. Гашимовым и других. Многие из этих вопросов рассматривались и в карачаевской народной педагогике.

По народным воззрениям, основная функция заключается не только в том, чтобы иметь детей, но и вырастить и воспитать их, передать детям социальный опыт (знания, убеждения, жизненные цели, правила поведения в обществе и др.), накопленный до их рождения. Этот опыт может быть передан следующему поколению только путем воспитания. Поэтому народные педагоги учили будущих и молодых родителей.

Идея о том, что духовное богатство человечества передается молодому поколению через воспитание, широко отражена в героическом эпосе «Нарты» на примере его героя Сосруко, дающиеся человеческие качества, позволившие им свершить замечательные деяния - результат воспитательной деятельности их родителей и воспитателей, а также самовоспитания героев [84, С. 156].

Воспитание в общем виде понимается народной педагогикой как подготовка к жизни в обществе. В более обширном понимании воспитание -процесс передачи подрастающему поколению того, что уже накоплено обществом, т. е. знаний, трудовых умений, норм и опыта поведения в обществе; выработки определенной системы миропонимания. С помощью воспитания происходит постоянное приобретение и обогащение личного опыта в различных областях познания, труда, общения.

Народная педагогика признает наличие объективно действующих закономерностей воспитания. В частности, она считает, что формирование общественно ценных качеств личности во многом зависит от деятельности и общения.

Конечно, карачаевская народная педагогика знала, что если бы новым поколениям приходилось познавать мир только через личный опыт, им бы не хватило жизни. Поэтому она вооружала подрастающее поколение богатством знаний и опыта, «которое выработало человечество» путем обучения. В этом обучении большую роль играло общение детей и молодежи с взрослыми, с опытными людьми. Карачаевские народные педагоги говорили: «Адамны адам этген - адамды» («Человека создает человек»), т. е. человек становится человеком через воспитание. Социальный опыт не передается человеку по наследству, знания и трудовые навыки не являются врожденными. Таким образом, народ считает, что, только приобщаясь через старшее поколение к достижениям материальной и духовной культуры, к формам сознания, выработанным человечеством, ребенок становится личностью.

Народные педагоги считали, что воспитать человека гораздо труднее, чем произвести его на свет. Воспитание детей требует много труда и разнообразных забот, малых и больших. Об этом говорится в карачаевской народной пословице: «Адам баланы есдюрген, кесини джанын бериб есдюреди» («Кто воспитывает человека, теряет столько, сколько стоит человек»), т. е. воспитание человека требует большого труда, много времени, терпения; воспитатель человека лишается многих удовольствий.

Карачаевская народная педагогика о целях и задачах физического воспитания

В подготовке многосторонне развитых людей, способных преодолевать любые трудности в жизни, народная педагогика карачаевцев физическому воспитанию отводила важную роль.

Об этом свидетельствуют произведения фольклора, герои которых наряду с высокими умственными и нравственными качествами обладают и хорошим физическим развитием. Таковы герои эпоса «Нарты» Сосруко, Ачемез и другие, которые побеждают великанов с помощью хитроумных методов, но нельзя забывать, что народ, воздавая должное разуму героя, иронизирует над его физической слабостью. Умственно и нравственно слабые герои, если даже они физически и сильны, легко терпят поражение в произведениях устного народного творчества, но и в незавидном положении оказываются и физически слабые персонажи[84, С. 208].

Поэтому народ считает, что физическая подготовка в сочетании с умом и высокой нравственностью является одним из необходимых условий победы того или иного героя.

Этнографические материалы также показывают, что карачаевцы всегда придавали большое значение физической подготовке подрастающих поколений. Так, например, И. Дебуа писал, что карачаевцы «при воспитании детей приучают их быть бодрыми, смелыми, живыми и проворными. По прошествии семи лет учат владеть конем, стрелять из лука и ружья».

Мальчик и юноша в старину воспитывались очень строго: из них вырабатывали воина, владыку семьи, свободного и свободолюбивого члена своего государства. Мальчики воспитывались на женской половине, в «хозяйской», до семи лет. После семи лет мальчики и девочки воспитывались отдельно. Мальчика воспитывал отец и вся мужская половина дома, а девочки оставались с матерью в женской половине дома. Отец тогда упражнял сына в метании ножа, копья, камня, кинжала, в стрельбе в цель, сначала в неподвижную, затем в движущуюся. Затем следовали верховая езда, джигитовка со всеми ее головоломными упражнениями. Идя на охоту, отец брал сына с собой и приучал его ко всем охотничьим хитростям.

Карачаевцы отличались необыкновенной чуткостью, ловкостью в преследовании добычи, мышечною силою: они зачастую в одиночку отправлялись на опасную охоту за зубрами, барсами и медведями. Без сомнения, мальчик, выросший в подобной охотничьей и боевой обстановке, сам становился отважным охотником.

О большом внимании карачаевцев к физическому воспитанию подрастающего поколения писали и многие другие исследователи.

Хотя почти все они носят описательный характер они рассматривают отдельные стороны вопроса, тем не менее, представляют большой интерес для общей характеристики физического воспитания в народной педагогике карачаевцев.

Изучение фольклорных материалов, историко-этнографической литературы, наблюдений русских и иностранных путешественников и ученых и других документов приводит к выводу, что физическое воспитание у карачаевцев преследовало разрешения следующих задач:

1. Укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию и закаливанию молодежи.

2. Формирование двигательных навыков и умений, необходимых для овладения трудовыми навыками и защиты Родины.

3. Воспитание основных физических качеств — силы, быстроты, выносливости и ловкости,— необходимых в жизни.

4. Воспитание морально-волевых качеств. При всех условиях жизни карачаевцы внушали подрастающему поколению любовь к жизни. В фольклорных материалах мы встречаем много мыслей о ценности жизни. Так, например, в адрес преждевременно умершего человека карачаевцы говорят: «Елюб кетген джарлы ды ансы, саула къалай болса да джашарла» («Несчастен тот, кто покинул свет, а те, которые остались как-нибудь проживут»), «Къартлыкъгъа дери джашамагъан» («Не доживший до старости»), т. е. безвременная кончина, «Джашауу къысха эди джарлыны» («Да, короткая жизнь была у несчастного!»). В благопожеланиях молодым людям часто встречаются такие пожелания: «Джарыкъ кюннге къууан» («Чтобы ты нарадовался белым светом!»), «Кеб джаша» («Чтобы твоя жизнь была долгой!») [102, С. 48].

В этих словах заключена идея о том, что человеку надо прожить на земле возможно больше, чтобы он мог успеть принести как можно больше пользы для людей и чтобы он мог насладиться жизнью.

Карачаевцы здоровье считали самым большим счастьем Человека: «Саулукъдан уллу насыб джокъду» («Здоровье выше всякого счастья»), «Саулукъдан багъалы зат джокъду дунияда» («Дороже здоровья нет ничего на свете»). И призывали беречь его, говоря: «Аурууну келгени тынч болгъанлыкъгъа, кетгени къыйын болады» («Болезнь приходит легко, но уходит трудно»), что равнозначно русской пословице: «Болезнь входит пудами, а выходит золотниками» [102, С. 38].

Средства и формы физического воспитания

Те периоды детства, которые в народе обычно характеризуют как «свободно бегающих» (4-5 лет), «которых за дровами да по воду можно посылать» (6-7 лет), «способных серьезные поручения выполнять» (8-12 лет), «готовых пастухов» (10-12 лет), богаты такими играми, которые требуют для своего проведения определенных правил. Особого внимания в связи с темой нашего исследования заслуживают подвижные игры карачаевских детей.

Они богаты по своему содержанию и предназначены в своей совокупности для физического развития всех частей тела. Они имели также назначение быть средством нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания. Мы лишь условно обособляем их как средство физического развития и оздоровления молодого поколения, чтобы особо выделить их значение в народной практике организации физического воспитания детей.

Многие виды игр детей, особенно подвижные, начинаются с жеребьевки и завершаются поощрением победителя, наказанием проигравшего или нарушителя правил. Жеребьевка устанавливает справедливость и порядок, устраняет возможность корыстных устремлений игроков, не желающих водить. Жеребьевка - своеобразное вступление в игру - была широко применяема во всех населенных пунктах Северного Кавказа. О ней напоминают многие фольклорно-этнографические памятники культуры горских народов Северного Кавказа. Жеребьевка не менее популярна среди детей и в современных условиях препровождения ими досуга.

Жеребьевка проводилась в различных формах. Наиболее популярными из них были считалки. Игроки становились в круг, вытянув кулаки, а «счетовод», включая и свои кулаки, вел по кругу счет, слегка ударяя по выставленным кулакам в ритм произносимым слогам или словам. На чей кулак падало последнее слово или слог, тот убирал кулак. Так продолжалось до тех пор, пока не оставался последний кулак, обладатель которого становился водящим. Если игроков было мало, выставлялось не по одному, а сразу два кулака, чтобы дольше шел счет.

Текстовое содержание считалки, применяемой для жеребьевки, могло быть связным изложением, или оно составляло набор слов. Однако соблюдение ритма при этом было строго обязательно. Ритмика выступала в данном случае главным содержанием считалки. Так, карачаевские дети считали: «Бир, бирди, бир, экиди, эки, ючдю, юч; алтыды, оналтыды, бир да сана, онджетиди» - Один один есть, один два есть, два три есть, три шесть есть, шестнадцать есть, еще один прибавь, получается семнадцать. Тот, на кого падали два последних слога, при «онджетиди», выходил из круга, а счет вновь повторялся, пока не выбывали из круга все, кроме одного игрока, который становился водящим.

Так же обыгрывалась величина «пятнадцать» в считалке: Онбеш, онбеш, онбеш, Мен санасам да - онбеш. Сен санасанг да - онбеш. Сюйсенг - сана, сюйсенг - къой, Онбеш, онбеш онбеш. (Пятнадцать, пятнадцать, пятнадцать. Я посчитаю - пятнадцать. Ты посчитаешь - пятнадцать. Считай иль не считай, а все же - Пятнадцать, пятнадцать, пятнадцать).

Жеребьевки довольно часто проводились и с помощью палки. Палка, в зависимости от количества игроков в первую очередь, могла быть различной длины. Однако могли пользоваться при этом и соломинкой любой длины, стебельком растения или ремешком мальчика, заменявших палку.

Значительными компонентами большинства детских игр являлись поощрения и наказания, выносимые в основном в финале игры. Формами поощрения служили присуждаемые очки, выигранные альчики, пронесение «победителя» на спине побежденного, благодарственные возгласы в честь победителя-игрока или команды-победительницы. Однако по своему многообразию количество наказаний, на наш взгляд, превалирует над разновидностями поощрений. Видимо, недостаток в ловкости, сметливости, силе, решительности вызывал серьезную озабоченность я привлекал больше внимания, нежели сложившиеся навыки движений и ориентировки.

Отступившего от общепринятых и строго соблюдаемых правил игры или проигравшего участника били с определенного расстояния мячом в спину; щипали тыльную сторону кисти руки определенное количество раз; «женили» мальчика условно на самой отвратительной, некрасивой, безобразной «невесте» или на тех же условиях девочку «отдавали замуж»; ершили волосы на голове у мальчика; заставляли на спине пронести победителя или одного из игроков на определенное расстояние; палкой придавливали к дереву; драли ухо; щелкали по лбу, по носу или по голове; заставляли имитировать голоса животных; приказывали выполнить поручения, сопряженные с трудностями различного характера, например, «сбегать без передышки до определенного места и обратно», «поцеловать прохожего», «стащить незаметно какой-либо предмет в так же незаметно вернуть его на место», «съесть луковицу», «ходить на своих руках», «станцевать», «спеть смешную песенку», «надеть на голову лопух -«колпак позора», «оказаться внизу «кучи мала» и т. д. Конечно, эти наказания применялись не к каждой игре подряд, они в таком порядке я не подошли бы как меры наказания[30, С. 109].

Похожие диссертации на Физическое воспитание как средство социализации личности ребенка в карачаевской семье