Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Роль фольклора в воспитании личности ребенка в семье (На примере адыгского народа) Дзамыхов Алибек Хусейнович

Роль фольклора в воспитании личности ребенка в семье (На примере адыгского народа)
<
Роль фольклора в воспитании личности ребенка в семье (На примере адыгского народа) Роль фольклора в воспитании личности ребенка в семье (На примере адыгского народа) Роль фольклора в воспитании личности ребенка в семье (На примере адыгского народа) Роль фольклора в воспитании личности ребенка в семье (На примере адыгского народа) Роль фольклора в воспитании личности ребенка в семье (На примере адыгского народа) Роль фольклора в воспитании личности ребенка в семье (На примере адыгского народа) Роль фольклора в воспитании личности ребенка в семье (На примере адыгского народа) Роль фольклора в воспитании личности ребенка в семье (На примере адыгского народа) Роль фольклора в воспитании личности ребенка в семье (На примере адыгского народа)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Дзамыхов Алибек Хусейнович. Роль фольклора в воспитании личности ребенка в семье (На примере адыгского народа) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Карачаевск, 2004 198 c. РГБ ОД, 61:04-13/1746

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ В АДЫГСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ 12

1.1 Сущность воспитания как социального явления 12

1.2 Особенности воспитания в адыгской народной педагогике 22

1.3 Основные направления подготовки молодежи к жизни в условиях адыгской семьи .39

Выводы 55

ГЛАВА 2. АДЫГСКИЙ ФОЛЬКЛОР КАК ИСТОЧНИК ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ 57

2.1 Отражение в паремиологических жанрах фольклора составных частей воспитания 57

2.1.1 Пословицы и поговорки - как средство умственного воспитания 57

2.1.2 Отражение в пословицах и поговорках требований нравственного воспитания. 74

2.1.3 Эстетические ценности в пословицах и поговорках 90

2.1.4 Пословицы и поговорки о важности физического воспитания 125

2.1.5 Народная мудрость о трудовом воспитании 146

2.2 Социализация личности в адыгской семье 155

Выводы 179

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 181

Введение к работе

Актуальность исследования НРК в «начальной школе - детском саду» и в семье обусловлена тем, что в дошкольном и младшем школьном возрасте закладываются основы личности. От содержания и направленности образования и воспитания в этом учреждении во многом зависит будущее растущей личности.

В Законе РФ «Об образовании» отмечено: «Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права».

Действительно, полноценное образование невозможно без учета национальных особенностей, в отрыве от воспитания.

Российское государство заинтересовано в сохранении и развитии национальных культур так, как культурные традиции включают в себя традиции воспитания.

Государство гарантирует права граждан Российской Федерации в области образования;

Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.

Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом (Закон РФ «Об образовании», С,в).

Здесь в помощь педагогической науки приходит народная педагогика со своим эмпирическим материалом, собранным веками.

Со времени появления воспитания до наших дней человеческие общества накопили огромный опыт воспитания и выработали свои взгляды, убеждения, идеи относительно этой важнейшей сферы человеческой деятельности. Иначе говоря, у народов сложились определенные системы воспитания подрастающих поколений. Эту народную систему воспитания деятели педагогической науки назвали народной педагогикой. Народная педагогика - это система обобщенного знания о воспитании подрастающих поколений, неразрывно связанная с воспитательной практикой людей; выработанная тем или иным народом на протяжении своей многовековой, истории; состоящая из взаимосвязанных элементов, а именно: осознание необходимости воспитания для развития личности и общества, цель, задачи, содержание, принципы, методы и средства воспитания, получившая отражение в народном творчестве.

Взгляды, идеи, концепции исследователей на проблему воспитания детей в адыгской семье средствами фольклора не исследовались с позиций целостного подхода. Отсутствие научных трудов, посвященных воспитанию детей в адыгской семье, противоречия народной педагогики вообще и воспитание детей в семье в частности, противоречия между необходимостью формирования всесторонне развитой личности и конкретными целями и задачами

формирования личности в адыгской семье с учетом народных традиций и обычаев, практическая потребность модернизации воспитания детей в семье средствами адыгского фольклора - все это рпределило тему нашей диссертационной работы: «Роль фольклора в воспитании личности ребенка в семье (на примере адыгского народа)».

Проблема исследования заключается в раскрытии роли фольклора в традиционном семейном воспитании адыгов.

Объект исследования: традиционная педагогическая культура адыгского народа.

Предмет исследования: формирование личности ребенка в адыгской семье средствами фольклора.

Гипотеза исследования: процесс формирования личности ребенка в адыгской семье средствами фольклора будет наиболее эффективным, если:

всесторонне изучить и использовать материалы устного народного творчества адыгского народа в воспитании детей в семье;

реализовать нравственные, трудовые, физические, умственные и эстетические задачи воспитания, с учетом воспитательных функций семьи;

конечной целью воспитания детей в адыгской семье является самовоспитание, самореализация и социализация;

использовать методики, основанные на материалах устного народного творчества адыгов в современной практике с целью снижения роста отрицательных факторов в процессе семейного воспитания;

разработать и внедрить рекомендации об использовании народного опыта воспитания адыгов в современный образовательный процесс и практику семейного воспитания.

Цель исследования: выявить и обосновать влияние устного народного творчества на традиции воспитания в адыгской народной педагогике. Задачи исследования:

раскрыть воспитательное значение устного народного творчества в адыгской народной педагогике;

выявить основные направления воспитания детей в адыгской семье;

определить и показать формы социализации личности в условиях функционирования адыгской семьи;

обосновать, что методики, основанные на активном использовании материалов устного народного творчества адыгского народа, могут оказать положительное влияние на общее воспитание и снизить рост отрицательных факторов в процессе возрождения народа;

показать значимость и пути использования традиций народной педагогики адыгов в воспитании для современной педагогической науки, семьи и школы.

Методологическая основа исследования. Автор руководствовался философскими идеями о единстве общего, особенного и единичного в социальных процессах; о взаимосвязи объективного и субъективного, логического и исторического, опирался на общие законы развития деятельности и сознания, диалектической взаимосвязи личности и общества. Анализ и обобщение педагогических фактов, явлений, концепций осуществлялся нами с позиций аксиологического, культурологического и системного подходов.

Методологическая основа исследования составляют положения ведущих ученых - философов, психологов, педагогов по проблеме формирования личности ребенка в семье в традиционной педагогической культуре адыгов. Анализ и обобщение педагогических фактов, явлений, концепций осуществлялся нами с позиций аксиологического, культурологического и системного подходов. Ни один из подходов не может претендовать на

исчерпывающее исследование объекта и, напротив, они дополняют друг друга по принципу комплиментарности, трансформируя положения народной педагогики в современное воспитательное пространство.

Теоретическую основу исследования составили идеи и концепции отечественных педагогов и психологов, раскрывающие сущность и аспекты гуманизации педагогического процесса (Ш.А. Амонашвили, Ю.К. Бабанский, B.C. Ильин, Т.А. Ильина, И.Ф. Исаев, Б .Т. Лихачев, А.И. Мищенко, Н.Д. Никандров, ИЛ. Подласый, С.А. Смирнов,1 В.А. Сластенин, К.Д. Ушинский, В.К. Шаповалов и др.), социальную сущность семьи и важнейшие аспекты ее жизнедеятельности (В.Г. Афанасьев, В.А. Борисов, А.Г. Вишневский, А.Г. Харчев и др.), социализацию ребенка в семье (И.В. Бестужев-Лада, И.В. Гребенников, А.В. Мудрик, С.Л. Рубинштейн и др.), историко-педагогический процесс как неотъемлемую часть культурного развития (Г.Н. Волков, Л.Н. Гончаров, А.Э. Измайлов, З.Б. Цаллагова и др.), влияние фольклора на культуру народа (Б.В. Асафьев, О.В. Лебедева, СИ. Миропольский и др.)> этнопедагогическую направленность воспитания и развития личности (И.А. Арабов, К.И. Бузаров, Х.Х-М. Батчаева, В,.К. Кочисов, Ш.А. Мирзоев, А.Н. Нюдюрмагомедов, Б.А. Тахохов, И.А. Шоров и др.), концепции, идеи и подходы к семейному воспитанию (ЯЛ. Коменский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, А.Ю. Гранкин, К.Б. Семенов и др.),

Научная новизна исследования заключается в следующем:

установлено, что фольклор имеет гуманистическую направленность и отражает национальную специфику в формировании личности ребенка в адыгской семье;

показаны идеал, цель, средства и методы традиционного воспитания, нашедшие отражение в народной мудрости;

раскрыт воспитательный, потенциал паремиологического жанра фольклора, нашедший отражение в задачах воспитания адыгской народной педагогики;

выявлены основные средства и методы воспитания, содержащиеся в фольклоре.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что в нем обобщен и научно переосмыслен исторический опыт теории семейного воспитания адыгов. Народный опыт воспитания, накопленный адыгами представляет собой совокупность понятий и идей, составляющих фундамент народной педагогики, включающий в себя идеал, цель, задачи, средства, методы воспитания подрастающего поколения, результаты воспитательного процесса в этой сфере, а также формы социализации личности. Результаты исследования способствуют раскрытию историко-педагогического процесса в адыгской народной педагогике как движения к гуманистической педагогике.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования основных фактов, положений, выводов в решении задач семейного воспитания адыгской народной педагогики. Теоретические положения и методические материалы могут использоваться в школе на уроках литературы, истории, на факультативах, во внеклассной работе (организации занятий, вечеров, утренников, способствующих приобщению учащихся к педагогической культуре своего народа). Положения и выводы диссертационного исследования могут использоваться в подготовке студентов высших и средних педагогических учебных .заведений к работе с родителями учащихся, в повышении квалификации учителей, работников образования. Материалы диссертации представляют интерес для работников системы дошкольных учреждений и родителей для воспитания детей в семье.

Источниками исследования явились материалы по истории, этнографии, педагогическая и документально-художественная литература, педагогическая периодическая печать, учебные программы и учебники, методическая литература.

Этапы исследования: Первый этап (2000-2002гг.) - разработка теоретико-методологических подходов к исследованию, сбор, изучение и анализ материалов. Второй этап (2002-2003гг.)- осмысление и обобщение полученных результатов, проводилась их апробация, оформлялся текст диссертационной работы.

Обоснованность и достоверность научных результатов обеспечена широкой базой источников, соответствием методов исследования целям и задачам работы, апробацией полученных результатов.

На защиту выносятся следующие положения: ЫДель народного воспитания адыгов определяется социальными, экономическими условиями, своеобразием национальной культуры и находит отражение в фольклоре;

  1. Основные направления подготовки молодежи к жизни используются в современной воспитательной практике.

  2. Созданные народомосновные средства и методы воспитания свидетельствуют о высоком уровне сформированности педагогической культуры адыгов.

  3. Сложившиеся в адыгской народной педагогике традиции по широкому использованию материалов фольклора в воспитании детей в семье и школе являются эффективными.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику. Основные положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и педагогических технологий КЧГУ, кафедр педагогики КЧРИПКРО, АГУ, КБГУ, докладывались на городской практической

11 конференции учителей по вопросам теории воспитания (г. Черкесск, 2001, г. Карачаевск, 2002), на XIX и XX Региональных психолого-педагогических чтениях Юга России (г. Майкоп, 2002).

Опубликованные материалы 'использовались 'кафедрой педагогики и педтехнологий КЧГУ, Карачаево-Черкесским республиканским институтом повышения квалификации работников образования (КЧРИПКРО), кафедрой педагогики КЧГУ в учебном процессе со слушателями, студентами, а также в работе средних общеобразовательных школ г. Карачаевска.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы.

Во введении показана актуальность исследования, определены цель, задачи диссертационной работы, сформулированы научная новизна, теоретическая значимость полученных результатов исследования и положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Научно-педагогические основы воспитания в адыгской
народной педагогике» раскрыты общие вопросы и основы воспитания в
* адыгской народной педагогике и показаны основные направления подготовки

молодежи к жизни в условиях адыгской семьи.

Во второй главе «Адыгский фольклор как источник воспитания личности ребенка в семье» выявлена роль пословиц, поговорок, народных сказок и песен в традиционном воспитании адыгов, произведена классификация материалов фольклора по задачам воспитания. В этой же главе показаны формы социализации детей в адыгской семье и рассмотрены возможные пути использования результатов исследования в современном семейном воспитании,

Сущность воспитания как социального явления

Воспитание появилось и развивалось вместе с человеческим обществом. В самом начале своего возникновения оно осуществлялось в самых примитивных формах: уход за детьми, обучение их приемам и способам добывания продуктов питания, изготовление предметов одежды, строительство жилища. Основным методом воспитания был пример старших в процессе жизни, самого труда, обеспечивающего существование людей. Шли века и тысячелетия, совершенствовались орудия и средства труда, появлялись новые виды и формы трудовой деятельности, изменялись взаимоотношения людей в процессе труда. Вместе с развитием производительных сил и производственных отношений, развивалось и осложнялось воспитание, усложнялось то, чему надо было учить и то, как надо было учить, т. е. содержание, а также методы и средства образования и воспитания.

Воспитание - социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека. Воспитание является одной из основных категорий в педагогике. Исторически сложились различные подходы к рассмотрению этой категории. Характеризуя объём понятия, многие исследователи выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом (т.е. отождествляя воспитание с социализацией), и воспитание в узком смысле - как целенаправленную деятельность, призванную формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в ещё более локальном значении - как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание общественной активности, коллективизма).

Физическое, психическое и социальное развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов. Оно идёт в процессе социализации - усвоения человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводства им социальных связей и социального опыта. Социализация происходит как в условиях стихийного воздействия на развивающегося человека факторов общественного бытия (по сути, весьма противоречивого), так и под влиянием социально контролируемых обстоятельств и специально создаваемых в процессе воспитания условий. Процесс и результат развития человека под влиянием наследственности, среды и воспитания в педагогике принято называть формированием личности. Влияние наследственности и среды корректируется воспитанием. Оно - главная сила, способная дать обществу полноценную личность. Эффективность воспитательного воздействия заключается в целенаправленном, систематичном и квалифицированном руководстве. Слабость воспитания в том, что оно основывается на сознании человека и требует его участия, тогда как наследственность и среда действуют бессознательно и подсознательно. Этим определяется роль, место, возможности воспитания в формировании человека. Роль воспитания оценивается по-разному, причем диапазон этих оценок очень широк, от утверждения его полной бессильности и бессмысленности до признания единственным средством изменения человеческой природы. Воспитанием можно добиться многого, но полностью изменить человека нельзя.

Воспитание подчиняет развитие человека намеченной цели. Целенаправленное и систематическое влияние воспитателей приводит к образованию новых связей, которые никакими иными путями созданы быть не могут. Одна из важнейших задач правильно организованного воспитания -выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека, его способностями и возможностями.

Способность к развитию - важнейшее свойство личности на протяжении всей жизни человека. В то же время традиционной была точка зрения, что воспитание осуществляется лишь по отношению к подрастающим поколениям. Только в 20 в. начала активно разрабатываться проблема воспитания взрослых.

Воспитание, будучи частью социализации личности, осуществляется через образование и организацию жизнедеятельности общностей воспитуемых. Образование включает в себя просвещение, т.е. пропаганду и распространение культуры, которое предполагает высокий уровень избирательности субъектов в отборе и усвоении тех или иных знаний, и обучение. Организация жизнедеятельности происходит в организациях и группах, создающих условия для участия воспитуемых в различных видах деятельности - познавательной, предметно-практической, духовно практической, коммуникативной, игровой, спортивной. Особую роль в воспитании играет искусство, которое отражает в эмоционально-образной форме различные виды социальной деятельности и развивает способность человека творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя. Естественно, что систематичность, интенсивность, характер, содержание, формы и методы образования и организации жизнедеятельности непосредственно зависят от возраста, этнокультурной и социально-профессиональной принадлежности восгіитуемьіхі от специфики систем воспитания у различных народов.

Отражение в паремиологических жанрах фольклора составных частей воспитания

В воспитании подрастающего поколения и в формировании мировоззрения взрослых членов адыгского общества большое значение имеют пословицы, поговорки, предания, легенды, сказания, притчи и хабары. Все названные жанры несут в себе исторический опыт народа, что делает их неиссякаемым духовным источником народной мудрости. Пословицы и поговорки адыгов отражают психологию народа, его характер, образ его мышления, его обычаи и традиции, т. е. многовековой опыт целого народа. Нет такой области человеческой жизни, которая не отражалась бы в адыгских пословицах и поговорках, поэтому они обладают огромной воспитательной силой. Отшлифованные временем, умом народа, жизнью многих поколений, они сверкают как бриллианты изумительной огранки. «В простоте слова сама мудрость, пословицы и песни всегда кратки, а ума, чувства вложено в них на целые книги», - писал русский писатель А. И. Горький.

В том, что в жизни человека большое значение имеет ум, никто не сомневается. «У кого есть ум, у того есть все»; «Ум не имеет цены, знание -предела»- говорят адыги. Они с раннего детства стараются развить в своих детях умственные способности. Многие пословицы и поговорки призывают подрастающее поколение к овладению знаниями, показывая все превосходство человека, обладающего умом. «Ум - богатство, богатство - роса», «Кто умен, тот счастлив», «Лучше ум, чем богатство», «Человека украшает не одежда, а ум», «Ум - корень всех дел», «Мать ума - мысль», «У кого нет ума, тот несчастен», «У кого есть ум, тот всегда учится» [118, С. 69]. Для развития умственных способностей детей и подростков адыги использовали увлекательные задачи и загадки, которые заставляли мыслить образно и быстро. Например, как перенести через реку ягненка, волка и сено, чтобы ягненок не съел сено, а волк - ягненка? Сочинялись небольшие подобные рассказы, рисующие определенную ситуацию, из которой нужно было найти выход. Вот один из таких рассказов «Чей конь отстанет, тот заберет собственность».

Перед смертью один старик позвал двух своих сыновей и сказал им: - Я не делю свое добро между вами и не хочу, чтобы вы его делили, но если вы пожелаете жить отдельно, устройте состязание. Чей конь отстанет, тот и заберет все мое богатство.

Отец умер. Вскоре братья решили жить отдельно и чтобы не нарушить завет отца, они решили устроить состязание. Братья вышли за околицу, сели на своих коней, чтобы испытать их в скачке. Но как только начинались скачки, каждый из них натягивал поводья и останавливал своего коня - никто не хотел, чтобы его конь пришел первым. Так они поступали много раз.

Однажды проезжавший всадник увидел, чем занимаются братья, и подошел к ним. Когда он спросил, почему братья так поступают, они рассказали ему о завете отца. Всадник сказал им всего два слова и поехал дальше, после чего братья пустили коней вскачь и тот, чей конь отстал, забрал все добро отца. Что же сказал братьям проезжавший всадник? (Ответ: проезжавший сказал, чтобы братья поменяли коней).

Хорошо понимая значение ума в жизни человека и всего общества, отсутствие его адыги считают большой бедой. «Самый большой урод - человек без головы». Л тех, кто не хочет развивать свои умственные способности, считая себя самыми умными, народ осуждает в своих пословицах и поговорках. Такие люди приносят большой вред не только себе, но и обществу, в котором они живут. «Активный дурак страшнее врагам, «Лучше иметь умного врага, чем глупого родственника», «Встретишь дурака, отдай свою шапку и пройди мимо», «Побеспокойся за того, кто потерял богатство, оплачь того, кто потерял разум», «Тупой человек что очаг без огня», «Рецепта нет от глупости» [118, С. 73].

Пословицы и поговорки - как средство умственного воспитания

Социализация это есть развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.

В глубокой древности человек включался в жизнь социума стихийным, естественным образом, органично усваивая то, что требовало от него социальная практика. В раннеклассовых обществах выделился особый период в жизни человека (детство) и специальная деятельность отдельных представителей социума по подготовке подрастающего человека к жизни, то есть в социализации появился относительно автономный процесс воспитания [126, С.369].

Социализация и воспитание имеют свои цели. Говоря словами Никандрова Н.Д. в настоящее время: «... цель социализации и воспитания сейчас и на перспективу - патриот России, ориентированный на приоритет национальных российских ценностей при уважении к ценностям других культур; стремящийся в разумных пределах сочетать личные интересы с интересами общества, государства и других людей; способный правильно выбирать жизненные цели, избегая как крайностей коллективизма, так и крайностей индивидуализма; терпимый к другим людям и их ценностям..,» [107, С.266].

Мы понимаем социализацию личности как процесс вхождения человека в различные типы социальных объединений (группа, община, коллектив, общество). Этот процесс представляет собой непрерывное развитие, саморазвитие и самореализацию личности в условиях той или иной общности. Первой стадией социализации личности является социальная адаптация. Она представляет собой усвоение действующих в группе, общности норм жизнедеятельности и овладение средствами разносторонней деятельности в этих условиях, т.е. приспособление к изменяющимся социальным условиям. Вторая стадия социализации личности интериоризация - процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека [107, С.43].

Социализация личности может происходить стихийно, под воздействием жизненных обстоятельств, Однако народ всегда стремился к тому, чтобы этот процесс был целенаправленным и управляемым. Одним из основных факторов социализации личности являлась семья - как малый коллектив. Социализация личности в обществе охватывала подготовку ее к производительному труду на благо всего общества, овладение ролями мужчины и женщины, нормами и требованиями морали, выполнение гражданских обязанностей, усвоение культурных ценностей, а так же реализацию активности личности, ее саморазвитие и самореализацию.

Социализация — процесс непрерывный, так как человек постоянно взаимодействует с социумом. Воспитание — процесс дискретный, ибо, будучи планомерным, осуществляется в определенных организациях, то есть ограничено местом и временем. Вопрос о том, каким образом человек становится членом общества, с древнейших времен был в центре внимания мыслителей и философов, изучался в рамках традиционных проблем человекознания (воспитание, формирование и развитие личности, преемственность поколений и т.п.). [126, С.359].

Молодому поколению отводилось особое место в усвоении социальных норм к функций, которые им предстояло выполнять с определенного возраста, т.е. приспособление его к имеющимся социальным условиям, вхождение в жизнедеятельность семьи, трудовых объединений, общин. Эта проблема включала такие основные вопросы, как приспособление подростков, юношей н девушек к новым условиям труда в коллективе, выработка у них умения считаться с общественным мнением, подготовка к выполнению новых социальных ролей в общине, формирование умения выполнять гражданские обязанности, предусмотренные требованиями общества, развитие чувства гражданского долга, выработка общественных потребностей, подготовка к семеййо - брачным отношениям и др.

Социализация осуществлялась прежде всего в семье. Здесь ребенок овладевая родным языком, учился обращаться с окружающими, начинал осознавать свою принадлежность к семье, определенной группе общества, становился членом той или иной детской группы, молодежного коллектива, подчинялся установленным а них правилам, законам, традициям. Социализация личности включала самоутверждение и самовыражение личности. В конечном итоге молодежь овладевала понятиями, навыками, необходимыми полноправному гражданину общества, усваивала ценности и социальные роли мужчины (женщины), которые они должны принять на себя в обществе.

Похожие диссертации на Роль фольклора в воспитании личности ребенка в семье (На примере адыгского народа)