Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Устное народное творчество как источник формирования личности ребенка в семье Алиев Ракай Мухтарович

Устное народное творчество как источник формирования личности ребенка в семье
<
Устное народное творчество как источник формирования личности ребенка в семье Устное народное творчество как источник формирования личности ребенка в семье Устное народное творчество как источник формирования личности ребенка в семье Устное народное творчество как источник формирования личности ребенка в семье Устное народное творчество как источник формирования личности ребенка в семье Устное народное творчество как источник формирования личности ребенка в семье Устное народное творчество как источник формирования личности ребенка в семье Устное народное творчество как источник формирования личности ребенка в семье Устное народное творчество как источник формирования личности ребенка в семье
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Алиев Ракай Мухтарович. Устное народное творчество как источник формирования личности ребенка в семье : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Карачаевск, 2003 178 c. РГБ ОД, 61:04-13/527

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ В КАРАЧАЕВСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ 12

1.1 Воспитание как социальное явление 12

1.2 Общие вопросы воспитания в карачаевской народной педагогике 22

1.3 Основные тенденции использования национально-регионального компонента в современной воспитательной практике 41

Выводы 54

ГЛАВА 2. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ 57

2.1. Пословицы и поговорки— как средство умственного воспитания 51

2.2 Отражение в пословицах и поговорках требований нравственного воспитания , 71

2.3 Эстетические ценности в пословицах и поговорках 88

2.4 Пословицы и поговорки о важности физического воспитания 127

2.5 Народная мудрость о трудовом воспитании 147

Выводы 157

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 160

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 166

Введение к работе

Рост национального самосознания народов Российской Федерации, по-вышение роли регионов в решении экономических, социальных и политических вопросов выдвинули перед отечественной педагогической наукой и практикой проблему поиска средств развития этнокультурных потребностей граждан России в образовании, воспитания подрастающего поколения в духе уважения и любви к родной культуре. Национально-ориентированное образование и воспитание не являются новыми для многонациональной школы российского государства. В дореволюционный период в его разработку внесли вклад П.Ф. Кап-терев, В.Я. Стоюнии, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др. В 20-70-е годы XX в. проблема национального образования разрабатывалась Н.К. Крупской, ТТЛ. Блонским, В.Н. Сорока-Росинским, В.А. Сухомлинским и др.

В современных условиях решение этой проблемы требует новых подходов в контексте развивающихся в образовании тенденций вариативности, регионализации, гуманизации, демократизации школы и личности. С учетом образовательных потребностей народов, проживающих в России, Законом РФ «Об образовании» установлены образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты. Разработка этих стандартов определена как приоритетная в Федеральной программе развития образования на 2000-2005 гг. [44, С. 4].

Вопросы обновления содержания общего образования исследованы в трудах И.К. Журавлева, ВНВ. Краевского, B.C. Леднева, И.Я. Лернера, М.Н. Скат-кина и др. Проблема образовательного стандарта как механизма сохранения единого образовательного пространства и защиты системой образования национальных культур, региональных культурных традиций получила обоснование в работах B.C. Леднева, В.Г. Разумовского, М.В. Рыжакова,

СЕ. Шишова. Они раскрыли понятие «образовательный стандарт», определили его функции в содержании образования, разработали структуру стандарта. Исследователи И. А. Арабов, Л.Ф. Греханкина, А.В. Салихов, Н.Х. Сопоева, В.В. Судаков и др. охарактеризовали сущность национально-регионального компонента (НРК) как структуры государственных образовательных стандартов.

Особое место в современных исследованиях занимает проблема содержания НРК. В работах А.Ю. Белогурова, МН. Кузьмина, КБ, Семенова, Л.Л. Суттруновой, СБ. Уздсновой, В.К. Шаповалова, Е.Н. Шиянова, И.А. Шорова обоснованы эффективные средства обновления содержания образования в полиэтническом российском государстве. Созданы предпосылки для разработки НРК содержания общего образования в различных типах образовательных учреждений.

Актуальность исследования НРК в «начальной школе - детском саду» и в семье обусловлена тем, что в дошкольном и младшем школьном возрасте закладываются основы личности. От содержания и направленности образования и воспитания в этом учреждении во многом зависит будущее растущей личности.

В Законе РФ «Об образовании» отмечено: «Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом,

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права».

Действительно, полноценное образование невозможно без учета национальных особенностей, в отрыве от воспитания,

В названном документе также определены принципы государственной политики в области образования, а именно:

  1. гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, родине, семье;

  2. единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

  3. общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

  4. светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

  5. свобода и плюрализм в образовании;

  6. демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений [44, С. 9],

Как видно из принципов, российское государство заинтересовано в сохранении и развитии национальных культур так, как культурные традиции включают в себя традиции воспитания.

Государство гарантирует права граждан Российской Федерации в области образования:

1. Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхожде-

ния, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.

Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом [44, С, 10].

Здесь в помощь педагогической науке приходит народная педагогика со своим эмпирическим материалом, собранным веками.

Со времени появления воспитания до наших дней человеческое общество накопило огромный опыт воспитания и выработало свои взгляды, убеждения, идеи относительно этой важнейшей сферы человеческой деятельности. Иначе говоря, у народов сложились определенные системы воспитания подрастающих поколений. Эту народную систему воспитания деятели педагогической науки назвали народной педагогикой.

Народная «педагогическая теория» не стала относительно самостоятельной и специальной областью воспитательной деятельности общества. Но это не основание для окончательного утверждения, что народная педагогика не знала теории. Потребность в обобщении опыта воспитания возникла еще в первобытном обществе, «когда, например, стали складываться определенные формы поведения, связанные, прежде всего с взаимоотношениями старших и младших». В последующем философы, педагоги, психологи из народа сформулировали идеи и положения, связанные с вопросами воспитания человека, формированием его личности, определением его положения в обществе, получившие отражение в фольклоре и других видах народного творчества.

Таким образом, народная педагогика - это система обобщенного знания о воспитании подрастающих поколений, неразрывно связанная с воспитательной практикой людей; выработанная тем или иным народом на протяже-

нии своей многовековой истории состоит из взаимосвязанных элементов, как осознание необходимости воспитания для развития личности и общества, цель, задачи, содержание, принципы, методы и средства воспитания^ получивших отражение в народном творчестве.

Вышеобозначенное определило тему нашей диссертационной работы; «Устное народное творчество как источник формирования личности ребенка в семье».

Проблема исследования заключается в изучении и анализе своеобразия содержания, средств и методов традиционной системы воспитания карачаевского народа с помощью материалов устного народного творчества.

Цель исследования: выявить и обосновать влияние устного народного творчества на традиции воспитания в карачаевской народной педагогике.

Объект исследования: традиционная педагогическая культура карачаевцев как продукт социального опыта народа.

Предмет исследования: устное народное творчество как источник формирования личности ребенка в семье.

Задачи исследования:

раскрыть воспитательное значение устного народного творчества в карачаевской народной педагогике;

выявить основные тенденции использования НРК в современной воспитательной практике;

обосновать, что методики, основанные на активном использовании материалов устного народного творчества карачаевского народа, могут оказать положительное влияние на общее воспитание и снизить рост отрицательных факторов в процессе возрождения народа;

показать значимость и пути использования традиций народной педагогики карачаевцев в воспитании для современной педагогической науки, семьи и школы.

Методологическая основа исследования. Автор руководствовался

философскими идеями о единстве общего, особенного и единичного в социальных процессах; о взаимосвязи объективного и субъективного, логического и исторического, опирался на общие законы развития деятельности и сознания, диалектической взаимосвязи личности и общества. Анализ и обобщение педагогических фактов, явлений, концепций осуществлялся нами с позиций аксиологического, культурологического и системного подходов.

Методы исследования: изучение первоисточников, сравнительно* исторический и ретроспективный анализ, обобщение и систематизация полученных результатов, наблюдение, беседы, изучение и обобщение опыта традиционного воспитания народа.

Теоретическую основу исследования составили идеи и концепции, раскрывающие:

сущность педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, B.C. Ильин, Т.А. Ильина, И.Ф. Исаев, БТ. Лихачев, А.И. Мищенко, Н.Д. Никандров, И.П. Подласый, С.А. Смирнов, В.А, Сластенин, К.Д. Ушинский);

историко-педагогический процесс как неотъемлемую часть культурного развития (Г.Н. Волков, JLH. Гончаров, А.Э. Измайлов и другие);

этнопедагогический процесс (И.А. Арабов, К.И. Бузаров, Х.Х-М. Батчаева, К.Б* Семенов, И,А. Шоров).

Научная новизна исследования заключается в следующем:

установлено, что материалы устного народного творчества имели гуманистическую направленность и отражали национальную специфику в формировании личности;

показаны идеал, цель, средства и методы традиционного воспитания, нашедшие отражение в народной мудрости;

выявлены основные средства и методы воспитания, содержащиеся в материалах устного народного творчества.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что:

выявлены основные тенденции использования НРК в современной воспитательной практике;

опыт народного воспитания, накопленный карачаевцами представляет собой совокупность понятий и идей, составляющих фундамент народной педагогики, включавшей в себя идеал, цель, задачи, средства, методы воспитания подрастающего поколения, а также результаты воспитательного процесса в этой сфере.

Практическая значимость исследования. Теоретические положения и методические материалы могут использоваться в школе на уроках литературы, истории, на факультативах, во виеіслассной работе (организации занятий, вечеров, утренников, способствующих приобщению учащихся к педагогической культуре своего народа).

Источниками исследования явились материалы по истории, этнографии, педагогическая и документально-художественная литература, педагогическая периодическая печать, учебные программы и учебники, методическая литература.

Этапы исследования; Первый этап (2000-2002п\) - разработка теоретико-методологических подходов к исследованию, сбор, изучение и анализ материалов. Второй этап (2002-2003гг.) - осмысление и обобщение полученных результатов, их апробация, оформление текста диссертационной работы.

Обоснованность и достоверность научных результатов обеспечена широкой базой источников, соответствием методов исследования целям и задачам работы, апробацией полученных результатов.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Цель народного воспитания карачаевцев определялась социальными, экономическими условиями, своеобразием национальной культуры и находила отражение в устном народном творчестве;

  2. Выявленные в исследовании тенденции использования НРК могут быть

использованы в современной воспитательной практике.

3. Характеристика, созданных народом основных средств, методов умст
венного и нравственного воспитания доказывает достаточно высокий
уровень сформированное педагогической культуры карачаевцев.

4, Сложившиеся в карачаевской народной педагогике традиции по ши
рокому использованию материалов устного народного творчества мо
гут быть успешно использованы в современной национальной школе.

Апробация и внедрение результатов исследовании в практику. Основные положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и педагогических технологий КЧГУ, кафедр педагогики КЧРИПКРО, АГУ, КБГУ, докладывались на городской практической конференции учителей по вопросам теории воспитания (г. Черкесск, 2001, г. Кара-чаевск, 2002), на XIX и XX Региональных психолого-педагогических чтениях Юга России (г. Майкоп, 2002).

Опубликованные материалы использовались кафедрой педагогики и пед-технологий КЧГУ, Карачаево-Черкесским республиканским институтом повышения квалификации работников образования (КЧРИПКРО), кафедрой педагогики КЧГУ в учебном процессе со слушателями, студентами, а также в работе средних общеобразовательных школ г. Карачаевска.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы. Во введении показана актуальность исследования, определены цель, задачи диссертационной работы, сформулированы научная новизна, теоретическая значимость полученных результатов исследования и положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретике - методологические основы воспитания в карачаевской народной педагогике» раскрыты общие вопросы и основы воспитания в карачаевской народной педагогике и показаны основные тенденции использования НРК в современной воспитательной практике.

Во второй главе «Устное народное творчество как источник формирования личности ребенка в семье» выявлена роль пословиц, погово-рок, народных сказок и песен в традиционном воспитании карачаевцев и показаны возможные пути использования результатов исследования в современном воспитании молодежи.

Воспитание как социальное явление

Воспитание появилось и развивалось вместе с человеческим обществом. В самом начале своего возникновения оно осуществлялось в самых примитивных формах: уход за детьми, обучение их приемам и способам добывания продуктов питания, изготовление предметов одежды, строительство жилища. Основным методом воспитания был пример старших в процессе жизни, самого труда, обеспечивающего существование людей. Шли века и тысячелетия, совершенствовались орудия и средства труда, появлялись новые виды и формы трудовой деятельности, изменялись взаимоотношения людей в процессе труда. Вместе с развитием производительных сил и производственных отношений, развивалось и осложнялось воспитание, усложнялось то, чему надо было учить и то, как надо было учить, т. е. содержание, а также методы и средства образования и воспитания.

Воспитание - социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека- Воспитание является одной из основных категорий в педагогике. Исторически сложились различные подходы к рассмотрению этой категории. Характеризуя объём понятия, многие исследователи выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом (т. е. отождествляя воспитание с социализацией), и воспитание в узком смысле - как целенаправленную деятельность, призванную формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в ещё более локальном значении - как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание общественной активности, коллективизма).

Физическое, психическое и социальное развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов. Оно идёт в процессе социализации - усвоения человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводства им социальных связей и социального опыта. Социализация происходит как в условиях стихийного воздействия на развивающегося человека факторов общественного бытия (по сути, весьма противоречивого), так и под влиянием социально контролируемых обстоятельств и специально создаваемых в процессе воспитания условий. Процесс и результат развития человека под влиянием наследственности, среды и воспитания в педагогике принято называть формированием личности. Влияние наследственности и среды корректируется воспитанием. Оно - главная сила, способная дать обществу полноценную личность. Эффективность воспитательного воздействия заключается в целенаправленном, систематичном и квалифицированном руководстве. Слабость воспитания в том, что оно основывается на сознании человека и требует его участия, тогда как наследственность и среда действуют бессознательно и подсознательно, Этим определяется роль, место, возможности воспитания в формировании человека. Роль воспитания оценивается по-разному, причем диапазон этих оценок очень широк, от утверждения его полной бессильности и бессмысленности до признания единственным средством изменения человеческой природы. Воспитанием можно добиться многого, но полностью изменить человека нельзя.

Воспитание подчиняет развитие человека намеченной цели. Целенаправленное и систематическое влияние воспитателей приводит к образованию новых связей, которые никакими иными путями созданы быть не могут. Одна из важнейших задач правильно организованного воспитания - выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека, его способностями и возможностями.

Способность к развитию - важнейшее свойство личности на протяжении всей жизни человека. В то же время традиционной была точка зрения, что воспитание осуществляется лишь по отношению к подрастающим поколениям. Только в 20 в. начала активно разрабатываться проблема воспитания взрослых.

Воспитание, будучи частью социализации личности, осуществляется через образование и организацию жизнедеятельности общностей воспитуемых. Образование включает в себя просвещение, т.е. пропаганду и распространение культуры, которое предполагает высокий уровень избирательности субъектов в отборе и усвоении тех или иных знаний, и обучение. Организация жизнедеятельности происходит в организациях и группах, создающих условия для участия воспитуемых в различных видах деятельности - познавательно предметно-практической, духовно практической, коммуникативной, игровой, спортивной. Особую роль в воспитании играет искусство, которое отражает в эмоционально-образной форме различные виды социальной деятельности и развивает способность человека творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя. Естественно, что систематичность, интенсивность, характер, содержание, формы и методы образования и организации жизнедеятельности непосредственно зависят от возраста, этнокультурной и социально-профессиональной принадлежности воспитуемых, от специфики систем воспитания у различных народов.

С содержательной точки зрения воспитание классифицируется по разному. Наиболее обобщённая классификация включает в себя умственное, трудовое, нравственное, эстетическое и физическое воспитание.

Общие вопросы воспитания в карачаевской народной педагогике

Общими вопросами воспитания в народной педагогике можно считать отношение к рождению и воспитанию детей; основные педагогические понятия - «воспитание» (в широком и узком педагогических смыслах), «образование», «обучение», «развитие человека», «самовоспитание», «знание», «умение», «навык», «средство», «метод», «прием» и т. д.; основные факторы, влияющие на развитие человека; возрастные этапы в развитии детей; проблема цели воспитания; принципы воспитания; содержание воспитания и образования. Это вопросы, отношение к которым оказывает влияние на умственное, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое воспитание. Известны ли они были народной педагогике? Да, несомненно. Об этом свидетельствуют фундаментальные исследования по народной педагогике Г. Н. Волкова, А. Ф. Хинтибидзе, Я.И, Ханбикова, А. Ш, Гашимова и других. Известны они были и карачаевской народной педагогике [169, С.238].

Рождение и воспитание детей - это потребность и счастье каждого физически и психически здорового человека, поддержание родителей в старости -долг каждого здорового и трудоспособного человека. Такова одна из основных идей анализируемых памятников народной педагогики. В карачаевской народной педагогике ясно осознавалось, что выполнение семьей репродуктивной функции (состоящей в воспроизводстве жизни) связано с осуществлением ею и других функций - хозяйственно-экономической и воспитательной.

Однако задача семьи, по народным воззрениям, заключается не только в том, чтобы иметь детей, но и вырастить и воспитать их, передать детям социальный опыт (знания, убеждения, жизненные цели, правила поведения в обществе и др.), накопленный до их рождения. Этот опыт может быть передан следующему поколению только путем воспитания. Поэтому народные педагоги учили будущих и молодых родителей.

Идея о том, что духовное богатство человечества передается молодому поколению через воспитание, широко отражена в героическом эпосе «Нарты» на примере его героев Сосруко, Ерюзмек и другие, человеческие качества которых, позволили им свершить замечательные деяния, - результат воспитательной деятельности их родителей и воспитателей, а также самовоспитания героев [124, С- 257].

Воспитание в общем виде понимается народной педагогикой как подготовка к жизни в обществе, В более обширном понимании воспитание - процесс передачи подрастающему поколению того, что уже накоплено обществом, т. е. знаний, трудовых умений, норм и опыта поведения в обществе; выработки определенной системы миропонимания. С помощью воспитания происходит постоянное приобретение и обогащение личного опыта в различных областях познания, труда, общения.

Народная педагогика признает наличие объективно действующих закономерностей воспитания. В частности, она считает, что формирование общественно ценных качеств личности во многом зависит от деятельности и общения, о чем свидетельствуют пословицы: «Лучше тот, кто много видел, чем тот, кто долго жил», здесь под «много видел» имеется ввиду не созерцание, а «много испытал», «много действовал», значит больше знает, опытнее); «Кто больше бывал, тот больше знает» и т.д.[112, С. 59]

Конечно, карачаевская народная педагогика знала, что если бы новым поколениям приходилось познавать мир только через личный опыт, им бы не хватило жизни. Поэтому она вооружала подрастающее поколение богатством знаний и опыта, «которое выработало человечество» путем обучения. В этом обучении большую роль играло общение детей и молодежи с взрослыми, опытными людьми. Карачаевские народные педагоги говорили: «Человека создает человек», т. е. человек становится человеком через воспитание, «Кто не бывает среди людей, подобен еще не родившемуся», т. е. ребенок еще не личность, станет он человеком или нет - зависит от общества, от взаимодействия его с обществом, с другими людьми. Социальный опыт не передается человеку по наследству, знания и трудовые навыки не являются врожденными. Таким образом, народ считает, что, только приобщаясь через старшее поколение к достижениям материальной и духовной культуры, к формам сознания, выработанным человечеством, ребенок становится личностью.

Народные педагоги считали, что воспитать человека гораздо труднее, чем произвести его на свет. Воспитание детей требует много труда и разнообразных забот, малых и больших. «Кто воспитывает человека, теряет столько, сколько стоит человек», т, е, воспитание человека требует большого труда, много времени, терпения; воспитатель человека лишается многих удовольствий.

Пословицы и поговорки— как средство умственного воспитания

Карачаевцы еще с древнейших времен высоко ценили в человеке ум, мудрость, знания и ставили их на первое место в воспитании. Об этом мы узнаем из сказок: «Умный учитель», «Находчивый мышонок» и др,, а также из пословиц: «Билеги кючлю - бирни джыгъар, акъылы кёб - онну джыгъар» («Кто силен физически, тот одного победит, icro силен умом - тот десятерых победит»); «Байлыкъ тауусулур, билим тауусулмаз» («Богатство иссякнет, знания не иссякнут»); «Билимни тгобю джокъ» («У знаний нет дна») [112, С.45], что соответствует русским пословицам: «Главная сила в человеке -ум»; «У кого ум, тот опора для всех», «Ученье - свет, неученье - тьма» и др.

Народные пословицы и поговорки доказывают, что все жизненно важные вопросы человек решает своим умом, поэтому человек ценится по уму: «Чыпчыкъ - учханы бла3 адам - билими бла сыйлыдыла» («Птицу поднимают ее крылья, а человека - его ум»)[1І2, С.44]. Примерно то же самое говорят русские пословицы: «Красна птица пером, а человек умом»; «Птице даны крылья, а человеку - разум». Ум является, по мнению народа, одним из основных качеств, отличающих человека от животных. Подтверждением этого положения служит то, что в сказках о животных, созданных на ранней ступени развития человеческого общества, люди приписывают животным те качества, которыми обладают сами. В карачаевском устном народном творчестве имеется не одно произведение, в котором воспитателями детей являются животные («Сын медведя» и другие), Об этом же говорят и те произведения, в которых рисуются фантастические картины сотрудничества человека и животных.

В дальнейшем, по мере освобождения человека от предрассудков народ начинает понимать, что в роли воспитателя ребенка может выступать только человек. Эта мысль прослеживается во многих сказках, легендах и преданиях. Причем в роли воспитателей обычно выступают старые люди, умудренные опытом. Так постепенно человек узнает себя. Убедившись, что той огромной силой, которая называется умом, обладает только он, человек уже показывает в фольклоре свою победу над противоборствующими силами: стихией природы и созданными его фантазией злыми силами, а также угнетателями и грабителями народа.

Герои нартского эпоса одерживают победу над богатыми, физически сильными великанами благодаря уму, решительности и смелости. Народ показывает в приведенных материалах, что когда невозможно силу противопоставить силе, на помощь приходит разум. Значит разум выше физической силы. Карачаевская пословица так и говорит: «Билеги кючлю - бирни джыгъар, акъылы кеб - онпу джыгьар» («Кто силен физически, тот одного победит, кто силен умом -тот десятерых победит»).

Народ в фольклоре проводит еще мысль, что ум дороже золота, имущества, роскоши; что с помощью ума человек может достигнуть всего. Он говорит: «Акъылы болгъанны хар неси да болур» («У кого есть ум, у того есть все»); «На вопрос: «Что тебе дать, ум или богатство?» - был ответ: «Мне дай ум, а богатство я сам найду». Русские пословицы говорят: «Ум золота дороже», «Если голова на плечах есть, так и шапку достанешь», «Был бы ум, будет и рубль; не будет ума, не будет и рубля», «Богатство - вода: пришла и ушла», «Богатство - грязь, ум - золото».

Народ убежден, что вес заботы родителей должны быть направлены на то, чтобы воспитать детей, дать им ум, а не па то, чтобы накопить им богатство. В свое время на это явление обратил внимание великий русский педагог К. Д. Ушинский. «Отец, человек, проложивший сам себе дорогу, трудится, бьется из всех сил, чтобы избавить своих детей от необходимости трудиться, и, наконец, оставляет им обеспеченное состояние. Что же приносит это состояние детям? Оно весьма часто не только бывает причиной безнравственности в детях, не только губит их умственные способности и физические силы, но даже делает их положительно несчастными... О дельном воспитании он не заботится: к чему оно? - были бы деньги! Пусть-де воспитывается тот, у кого их нет»,- писал он. Эти мысли великого педагога вполне сходны с идеями народной педагогики о значении ума и умственной деятельности в жизни человека.

Народ прямо говорит: «Малынг болмасын да, билиминг болсун» («Лучше тот, у кого в голове есть, чем тот, у кого в загоне (много скота) есть»), т. е. человек ценится по уму, а не по богатству и положению; «Джашха къарама да, башха къара» («Не смотри на того, кто говорит, а смотри на то, что он говорит»), т. е. важно не то, кто говорит, а то, что он говорит. Эквивалентом этой карачаевской пословицы является азербайджанская - «Не смотри на говорящего, а вслушайся в то, что он говорит». Эти пословицы и сегодня имеют педагогическое значение. И в наше время немало случаев, когда человека восхваляют не за ум, а за высокое место, за богатство, против чего народ всегда вел решительную борьбу.

Анализ пословиц, поговорок, сказок приводит нас к выводам о том, что народная педагогика проявляла большой интерес к проблеме качества ума человека. Многие трудные обстоятельства, в которые попадают герои сказок, требуют от них быстроты мышления, оригинальных решений. В материалах фольклора немало таких ситуаций, когда поставленные перед персонажами задачи решаются с использованием их прошлого опыта, а также ситуации, когда имеющийся опыт приходит в столкновение с требованиями задачи. В пословицах, поговорках, сказках народ показывает, что ум человека должен проявляться в способности переноса приобретенных знаний в новые ситуации.

Похожие диссертации на Устное народное творчество как источник формирования личности ребенка в семье