Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы семейного воспитания в русской народной педагогике 13
1.1 Сущность воспитания как социального явления 13
1.2 Основные понятия воспитания в русской народной педагогике ...22
1.3 Семья как фактор социализации личности и ее основные функции ...40 Выводы по первой главе 55
ГЛАВА 2. Устное народное творчество русского народа как средство воспитания детей в семье. 59
2.1 Устное народное творчество как средство умственного воспитания ...59
2.2 Нравственное воспитание через устное народное творчество 72
2.3 Эстетические ценности в устном народном творчестве 96
2.4 Устное народное творчество о необходимости физического воспитания 129
2.5 Устное народное творчество о воспитании в труде 143
Выводы по второй главе 160
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 167
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 176
- Сущность воспитания как социального явления
- Семья как фактор социализации личности и ее основные функции
- Устное народное творчество как средство умственного воспитания
Введение к работе
Актуальность исследования. В Российской Федерации наряду с экономическим ростом происходят изменения и в социальной сфере. Ускоренное решение экономических, социальных и политических вопросов, а также интеграция России в мировое сообщество выдвинули перед отечественной педагогической наукой и практикой проблему поиска средств развития этнокультурных потребностей граждан в образовании, воспитании подрастающего поколения, уважения и любви к родной культуре. Несмотря на сильное влияние Запада, элементы самобытной культуры русского народа сохраняются.
Национально-ориентированное образование и воспитание не являются новыми для многонациональной школы российского государства. В дореволюционный период в его разработку внесли вклад П.Ф. Каптерев, В.Я. Стоюнин, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др. В 20-70-е годы XX в. проблема национального образования разрабатывалась Н.К. Крупской, П.П. Блонским, В.Н. Сорокой-Россинским, В.А. Сухомлинским и др.
В современных условиях решение этой проблемы требует новых подходов в контексте развивающихся в образовании тенденций вариативности, регионализации, гуманизации, демократизации школы и личности. С учетом образовательных потребностей народов, проживающих в России, Законом РФ «Об образовании» установлены образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты (Ст. 7). Разработка этих стандартов определена как приоритетная в Федеральной программе развития образования на 2000-2005 гг. (Разд. II). Вопросами народной педагогики активно занимаются ученые во многих регионах России, хотя некоторые вопросы русской народной педагогики остаются в тени.
Актуальность исследования в семье обусловлена тем, что в дошкольном и младшем школьном возрасте закладываются основы личности. От содержания и направленности образования и воспитания в этом возрасте во многом зависит будущее растущей личности.
С появлением воспитания по настоящее время русский народ накопил огромный опыт воспитания и выработал свои взгля-
}
ды, убеждения, идеи относительно этой важнейшей сферы человеческой деятельности, т. е. у народа сложилась определенная система воспитания детей. Эту народную систему воспитания деятели педагогической науки назвали народной педагогикой.
Потребность в обобщении опыта воспитания возникла еще в первобытном обществе, «когда, например, стали складываться определенные формы поведения, связанные, прежде всего с взаимоотношениями старших и младших». В последующем философы, педагоги, психологи из народа сформулировали идеи и положения, связанные с вопросами воспитания человека, формированием его личности, определением его положения в обществе, получившие отражение в фольклоре и других видах народного творчества.
Таким образом, народная педагогика - это система обобщенного знания о воспитании подрастающих поколений, неразрывно связанная с воспитательной практикой людей; выработан-кля.тем или иным народом на протяжении своей многовековой категории;состоящая из взаимосвязанных элементов, а именно осознание необходимости воспитания для развития личности и общества, цель, задачи, содержание, принципы, методы и средства воспитания, получившая отражение в народном творчестве.
В настоящее время педагогическая наука и практика нуждаются в модернизации педагогических основ, обеспечивающих применение народного опыта в воспитании детей в семье. Острота проблемы обуславливается накопившимися в последние десятилетия противоречиями между:
сложившейся воспитательной практикой в семье и требованиями времени;
ориентацией новых педагогических технологий на гуманизм и реальной практикой воспитания;
современными требованиями к родителям, педагогам и действительным состоянием общества.
Выявленные противоречия стали основой для формулировки проблемы исследования: каковы средства, методы русского устного народного творчества в воспитании детей в семье.
Учитывая актуальность проблемы мы выбрали тему исследования - «Воспитание детей в семье средствами устного народного творчества».
Решение вышеобозначенной проблемы является целью
исследования.
Объект исследования: традиционная педагогическая культура русского народа как продукт исторического и социального развития.
Предмет исследования: русское устное народное творчество как источник формирования личности ребенка в семье.
Задачи исследования:
выявить основные подходы к определению воспитательного значения устного народного творчества в русской традиционной педагогической культуре;
рассмотреть сущностные характеристики семьи и показать ее возможности в социализации личности;
выявить и проанализировать, созданные народом основные средства, методы и приемы воспитания детей в семье, содержащиеся в материалах устного народного творчества;
обосновать, что методики, основанные на активном использовании материалов устного народного творчества русского народа, могут оказать положительное влияние на общее воспитание и снизить рост отрицательных факторов;
показать актуальность традиций русской народной педагогики в семейном воспитании для современной педагогической науки и школы.
Методы исследования: изучение первоисточников, сравнительно-исторический и ретроспективный анализ, обобщение и систематизация полученных результатов, наблюдение, беседы, изучение и обобщение опыта традиционного воспитания народа.
Методологическая основа исследования. Автор руководствовался философскими идеями о единстве общего, особенного и единичного в социальных процессах; о взаимосвязи объективного и субъективного, логического и исторического, опирался на общие законы развития деятельности и сознания, диалектической взаимосвязи личности и общества. Анализ и обобщение педагогических фактов, явлений, концепций осуществлялся нами с позиций аксиологического, культурологического и системного подходов.
Теоретическую основу исследования составили идеи и концепции,раскрывающие:
- сущность педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, B.C. Ильин, Т.А Ильина, И.Ф. Исаев, Б.Т. Лихачев, А.И. Мищенко,
Н.Д. Никандров, И.П. Подласый, С.А. Смирнов, В.А. Сластенин, К.Д. Ушинский);
историко-педагогический процесс как неотъемлемую часть культурного развития (Т.Н. Волков, Л.Н. Гончаров, А.Э. Измайлов и другие);
этнопедагогический процесс (И.А. Арабов, К.И. Бузаров, Х.Х-М. Батчаева, К.Б. Семенов, И.А. Шоров);
- процесс семейного воспитания (Ю.П. Азаров, А.Г. Ахвердов,
АЛО. Гранкин, Т.А. Куликова, Е.Д. Марьясис, К.Д. Ушинский и
другие)
Научная новизна исследования заключается в следующем:
установлено, что материалы устного народного творчества русского народа имели гуманистическую направленность;
проанализированы идеал, цель, средства и методы традиционного воспитания, нашедшие отражение в мифах, былинах, преданиях, пословицах, поговорках, песнях, загадках, сказках, играх, «учительной» литературе Древней Руси;
показаны основные средства и методы воспитания (игра, труд, искусство, общение с родителями, традиции и христианская религия, беседа, упражнение, пример, поощрение и наказание), содержащиеся в материалах устного народного творчества
рассмотрены основные задачи воспитания и показано их проявление в фольклорных произведениях.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается втом, что:
систематизированный и нашедший отражение в устном народном творчестве педагогический опыт воспитания детей русского народа представляет собой научную характеристику понятий и идей, составляющих основу семейного воспитания;
система воспитания, выработанная русским народом представляет собой совокупность понятий и идей, составляющих фундамент народной педагогики, включавшей в себя идеал, цель, задачи, средства, методы и приемы педагогического воздействия на ребенка, самовоспитание и социализацию личности в условиях семьи и общины, а также результаты воспитательного процесса в этой сфере.
Практическая значимость исследования. Материал диссер-
тации, положения и выводы, полученные в процессе исследования, могут быть включены в курсы теории и истории педагогики в средних и высших педагогических заведениях, в учебные пособия по педагогике для названных заведений. Теоретические положения и методические материалы могут использоваться в школе на уроках литературы, истории, на факультативах, во внеклассной работе (организации занятий, вечеров, утренников, способствующих приобщению учащихся к педагогической культуре своего народа). Результаты исследования представляют интерес для учителей и родителей в их воспитательной работе не только русского народа, но и других народов России.
Источниками исследования явились материалы по истории, этнографии, народному творчеству, краеведению, педагогическая и документальная литература, психолого-педагогические труды по исследуемой проблеме, педагогическая периодическая печать, учебные программы и учебники, методическая литература.
Этапы исследования:
Первый этап (2001-2002гг.) - определение темы исследования и изучение научной литературы по проблеме.
Второй этап (2002-2003гт.) - сбор, изучение и анализ материалов, разработка теоретико-методологических подходов к исследованию.
Третий этап(2003-2004гг.) - осмысление и обобщение полученных результатов, проводилась их апробация, оформлялся текст диссертационной работы.
Обоснованность и достоверность научных результатов обеспечена широкой базой источников, соответствием методов исследования целям и задачам работы, апробацией полученных результатов.
На защиту выносятся следующие положения:
Цель воспитания русского народа определялась социальными, экономическими и духовными условиями развития общества, своеобразием национальной культуры нашедшими отражение в устном народном творчестве;
Выявленные в исследовании технологии применения материалов устного народного творчества могут быть использованы родителями в семейном воспитании и педагогами
в их воспитательной практике.
3. Характеристика, выработанных народом основных
средств, методов формирования совершенной личности
доказывает достаточно высокий уровень развития педаго
гической культуры русского народа.
4. Целесообразность использования материалов устного на
родного творчества и традиции семейного воспитания в
русской народной педагогики в современной националь
ной школе, в повышении уровня воспитанности учащихся.
Апробация и внедрение результатов исследования в практику. Основные положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и педагогических технологий Карачаево-Черкесского государственного университета, кафедр педагогики Карачаево-Черкесского республиканского института повышения квалификации работников образования, Адыгейского государственного университета, Кабардино-Балкарского государственного университета, докладывались на городской практической конференции учителей по вопросам теории воспитания (г. Невинномысск, 2003).
Опубликованные материалы использовались кафедрой педагогики и педтехнологий Карачаево-Черкесского государственного университета, в учебном процессе со слушателями, студентами Карачаево-Черкесским республиканским институтом повышения квалификации работников образования, а также в работе средних общеобразовательных школ г. Невинномысска.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы. Во введении показана актуальность исследования, определены цель, задачи диссертационной работы, сформулированы научная новизна, теоретическая значимость полученных результатов исследования и положения, выносимые на защит)'.
В первой главе «Теоретико — методологические основы семейного воспитания в русской народной педагогике» раскрыты общие вопросы и основы воспитания в русской народной педагогике и показаны основные тенденции использования материалов устного народного творчества в современной воспитательной практике.
Во второй главе «Устное народное творчество русского
народа как средство воспитания детей в семье» выявлена роль пословиц, поговорок, народных сказок и песен в традиционном семейном воспитании русского народа и показаны возможные пути использования результатов исследования в современном воспитании молодежи.
Сущность воспитания как социального явления
Воспитание появилось и развивалось вместе с человеческим обществом. В самом начале своего возникновения оно осуществлялось в самых примитивных формах: уход за детьми, обучение их приемам и способам добывания продуктов питания, изготовление предметов одежды, строительство жилища. Основным методом воспитания был пример старших в процессе жизни, самого труда, обеспечивающего существование людей. Шли века и тысячелетия, совершенствовались орудия и средства труда, появлялись новые виды и формы трудовой деятельности, изменялись взаимоотношения людей в процессе труда. Вместе с развитием производительных сил и производственных отношений, развивалось и осложнялось воспитание, усложнялось то, чему надо было учить и то, как надо было учить, т. е. содержание, а также методы и средства образования и воспитания.
Воспитание - социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека. Воспитание является одной из основных категорий в педагогике. Исторически сложились различные подходы к рассмотрению этой категории. Характеризуя объём понятия, многие исследователи выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом (т. е. отождествляя воспитание с социализацией), и воспитание в узком смысле - как целенаправленную деятельность, призванную формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в ещё более локальном значении - как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание общественной активности, коллективизма) [193, С. 167].
Физическое, психическое и социальное развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов. Оно идёт в процессе социализации - усвоения человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводства им социальных связей и социального опыта. Социализация происходит как в условиях стихийного воздействия на развивающегося человека факторов общественного бытия (по сути, весьма противоречивого), так и под влиянием социально контролируемых обстоятельств и специально создаваемых в процессе воспитания условий. Процесс и результат развития человека под влиянием наследственности, среды и воспитания в педагогике принято называть формированием личности. Влияние наследственности и среды корректируется воспитанием. Оно — главная сила, способная дать обществу полноценную личность. Эффективность воспитательного воздействия заключается в целенаправленном, систематичном и квалифицированном руководстве. Слабость воспитания в том, что оно основывается на сознании человека и требует его участия, тогда как наследственность и среда действуют бессознательно и подсознательно. Этим определяется роль, место, возможности воспитания в формировании человека. Роль воспитания оценивается по-разному, причем диапазон этих оценок очень широк, от утверждения его полной бессильности и бессмысленности до признания единственным средством изменения человеческой природы. Воспитанием можно добиться многого, но полностью изменить человека нельзя.
Воспитание подчиняет развитие человека намеченной цели. Целенаправленное и систематическое влияние воспитателей приводит к образованию новых связей, которые никакими иными путями созданы быть не могут. Одна из важнейших задач правильно организованного воспитания — выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека, его способностями и возможностями.
Способность к развитию — важнейшее свойство личности на протяжении всей жизни человека. В то же время традиционной была точка зрения, что воспитание осуществляется лишь по отношению к подрастающим поколениям. Только в 20 в. начала активно разрабатываться проблема воспитания взрослых.
Воспитание, будучи частью социализации личности, осуществляется через образование и организацию жизнедеятельности общностей воспитуемых. Образование включает в себя просвещение, т.е. пропаганду и распространение культуры, которое предполагает высокий уровень избирательности субъектов в отборе и усвоении тех или иных знаний, и обучение. Организация жизнедеятельности происходит в организациях и группах, создающих условия для участия воспитуемых в различных видах деятельности - познавательной, предметно-практической, духовно практической, коммуникативной, игровой, спортивной. Особую роль в воспитании играет искусство, которое отражает в эмоционально-образной форме различные виды социальной деятельности и развивает способность человека творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя. Естественно, что систематичность, интенсивность, характер, содержание, формы и методы образования и организации жизнедеятельности непосредственно зависят от возраста, этнокультурной и социально-профессиональной принадлежности воспитуемых, от специфики систем воспитания у различных народов[35, С. 139].
С содержательной, точки зрения воспитание классифицируется по-разному. Наиболее обобщённая классификация включает в себя умственное, трудовое, нравственное, эстетическое и физическое воспитание.
Семья как фактор социализации личности и ее основные функции
В семье происходит интенсивный контакт ребенка с родителями и другими взрослыми членами семейной группы. Именно в семье формируются культура поведения и внешнего вида, происходит развитие культурных интересов и потребностей. Вместе с тем, семья - одна из высших моральных ценностей общества.
Семья выполняет разнообразные функции, но главная из них — это физическое и социальное воспроизводство новых людей. Репродуктивность не сводится лишь к рождению и уходу за ребенком. Она включает и социальное воспроизводство, т.е. формирование ребенка как социально самостоятельного существа, способного выполнять трудовую, общественную деятельность, социальные роли. Воспитательная функция семьи выражается в сознательных воздействиях родителей на детей в соответствии с уровнем их понимания, стремлениями и надеждами.
Семья - древнейшее устройство на земле, и она занимает важное место в человеческом обществе. На протяжении всей истории крепкие семьи были залогом стабильности в обществе.
Семья - первичная форма общности людей (малая социальная группа), своего рода «элементарная частица» общества, коллектив, основанный на супружеском союзе и родственных связях, т.е. на отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство. Л. Фейербах считал семью формой реализации человека: «только муж и жена вместе образуют действительного человека», без чего каждый представляет собой лишь «частичное существо».
Главной духовной силой, скрепляющей семью, является чувство родства, кровное содружество. Русский ученый И.А. Ильин (1882-1954) показал, что человеческая семья, в отличие от «семьи» у животных, есть «целый остров духовной жизни». И если семья этому не соответствует, она обречена на разложение и распад. История показала и подтвердила это достаточно наглядно: великие крушения и исчезновения народов возникают из духовно-религиозных кризисов, которые выражаются прежде всего в разложении семьи» [68, С. 123]. Характеризуя семью как «первый, естественный и в то же время священный союз, в который человек вступает в силу необходимости», И.А. Ильин подчеркивал, что человек «призван строить этот союз на любви, на вере и на свободе, научиться в нем первым совестным движениям сердца и подняться от него к дальнейшим формам человеческого духовного единения - родине и государству» [68, С. 142].
Одной из главнейших ценностей у всех народов являются дети. В семье непосредственно сочетаются индивидуальное и коллективное начала, связывается индивидуальная (личная) жизнь людей с общественной. Жизнедеятельности семьи присущи материальные и духовные процессы. Однако задача семьи по народным воззрениям заключается не только в том, чтобы иметь детей, но и вырастить и воспитать их, передать детям социальный опыт (знания, убеждения, жизненный цели, правила поведения в обществе), накопленный до их рождения. Этот опыт может быть передан следующему поколению только путем воспитания. Основная цель воспитания по народным представлениям заключается в подготовке всесторонне и гармонично развитых людей, способных преодолевать любые трудности.
Старшие всегда очень переживали за судьбу своего народа, за его подрастающее поколение, понимая, что от качества воспитания молодежи зависит будущее народа. Рассчитывая на молодых, как на продолжателей жизни народа, на защитников Родины, они заботливо их воспитывали, готовили к жизни.
Успех воспитания детей только тогда возможен, когда взрослые твердо знают, чего они добиваются, ясно ставят перед собой определенные общественно-значимые педагогические задачи, имеют конкретную «программу воспитания». Родившийся индивид должен успеть за очень короткое время развиться в личность — носителя социальных отношений, члена общества, способного взаимодействовать с людьми. Сам по себе индивид не обладает способностью к таким преобразованиям, он не получает биологических гарантий личностного развития. Личностью надо стать в процессе социально-активной жизни, на уровне современной культуры. Но, чтобы ребенок смог принимать активное участие в общественных событиях и отношениях, он должен быть воспитан, т.е. усвоить данный уровень духовной и материальной культуры [66, С. 119].
Устное народное творчество как средство умственного воспитания
Русский народ, как и другие народы, еще с древнейших времен высоко ценил в человеке ум, мудрость, знания и ставил их на первое место в воспитании. Об этом мы узнаем из сказок: «Один догадливее другого», «О том, как победил человек» и др., а также из пословиц: «Ум — основа всякого дела», что соответствует русской пословице: «Голова — всему начало»; «Главная сила в человеке — ум»; «У кого ум, тот опора для всех» [51, С. 146] и др.
Русские народные пословицы и поговорки говорят, что все жизненно важные вопросы человек решает своим умом, поэтому человек ценится по уму: «Птицу поднимают ее крылья, а человека— его ум»; «Красна птица пером, а человек умом»; «Птице даны крылья, а человеку — разум». Ум является, по мнению народа, одним из основных качеств, отличающих человека от животных. Подтверждением этого положения служит то, что в сказках о животных, созданных на ранней ступени развития человеческого общества, люди приписывают животным те качества, которыми обладают сами. В устном народном творчестве имеется не одно произведение, в котором воспитателями детей являются животные - «Сын медведя», «Лиса и кот», «Волк и коза» и другие. Об этом же говорят и те произведения, в которых рисуются фантастические картины сотрудничества человека и животных [8, С. 78].
В дальнейшем, по мере освобождения человека от предрассудков народ начинает понимать, что в роли воспитателя ребенка может выступать только человек. Эта мысль прослеживается во многих сказках, легендах и преданиях. Причем в роли воспитателей обычно выступают старые люди, умудренные опытом. Так постепенно человек узнает себя. Убедившись, что той огромной силой, которая называется умом, обладает только он, человек уже показывает в фольклоре свою победу над противоборствующими силами: стихией природы и созданными его фантазией злыми силами, а также угнетателями и грабителями народа.
Герои былин одерживают победу над богатыми, физически сильными великанами благодаря уму, решительности и смелости. Народ показывает в приведенных материалах, что когда невозможно силу противопоставить силе, на помощь приходит разум. Значит разум выше физической силы. Русская народная пословица так и говорит: «Лучше большой ум, чем большая сила».
Народ в фольклоре проводит еще мысль, что ум дороже золота, имущества, роскоши; что с помощью ума человек может достигнуть всего. Он говорит: «У кого есть ум, у того есть все»; «На вопрос: «Что тебе дать, ум или богатство?» — был ответ: «Мне дай ум, а богатство я сам найду». Русские народные пословицы говорят: «Ум золота дороже», «Если голова на плечах есть, так и шапку достанешь», «Был бы ум, будет и рубль; не будет ума, не будет и рубля», «Богатство — вода: пришла и ушла», «Богатство — грязь, ум — золото» [50, С. 128].
Народ убежден, что все заботы родителей должны быть направлены на то, чтобы воспитать детей, дать им ум, а не на то, чтобы накопить им богатство. В свое время на это явление обратил внимание великий русский педагог К.Д.Ушинский. «Отец, человек, проложивший сам себе дорогу, трудится, бьется из всех сил, чтобы избавить своих детей от необходимости трудиться, и, наконец, оставляет им обеспеченное состояние. Что же приносит это состояние детям? Оно весьма часто не только бывает причиной безнравственности в детях, не только губит их умственные способности и физические силы, но даже делает их положительно несчастными... О дельном воспитании он не заботится: к чему оно? — были бы деньги! Пусть-де воспитывается тот, у кого их нет» [222, С. 198],— писал он. Эти мысли великого педагога вполне сходны с идеями народной педагогики о значении ума и умственной деятельности в жизни человека.
Народ прямо говорит: «Глупому сыну не в помощь богатство», т.е. человек ценится по уму, а не по богатству и положению; «Не смотри на того, кто говорит, а смотри на то, что он говорит», т.е. важно не то, кто говорит, а то, что он говорит; «Нет в голове, нет и в мошне» [51, С. 153]. Эти пословицы и сегодня имеют педагогическое значение. И в наше время немало случаев, когда человека восхваляют не за ум, а за высокое место, за богатство, против чего народ всегда вел решительную борьбу.
Анализ пословиц, поговорок, сказок приводит нас к выводам о том, что народная педагогика проявляла большой интерес к проблеме качества ума человека. Возможность получения ответов, далеко отклоняющихся от привычных; возможность построения предложений для объяснения тех или иных явлений, ситуаций. Многие трудные обстоятельства, в которые попадают герои сказок, требуют от них быстроты мышления оригинальных решений. В материалах фольклора немало таких ситуаций, когда поставленные перед персонажами задачи решаются с использованием их прошлого опыта, а также ситуации, когда имеющийся опыт приходит в столкновение с требованиями задачи. В пословицах, поговорках, сказках народ показывает, что ум человека должен проявляться в способности переноса приобретенных знаний в новые ситуации.