Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Теоретическое обоснование возможностей народного музыкально-поэтического творчества как средства патриотического и интернационального воспитания школьников 12
1. Идейно-воспитательное значение народного музыкально-поэтического творчества 12
2. Объективные возможности народного музыкально-поэтического творчества как средства патриотического и интернационального воспитания школьников 30
ГЛАВА II. Воспитание советского патриотизма и социалистического интернационализма у подростков во внеурочной фольклористической деятельности 52
1. Опыт патриотического и интернационального воспитания подростков средствами народной песни в фольклорных кружках общеобразовательной школы 52
2. Пути совершенствования патриотического и интернационального воспитания подростков во внеурочной фольклористической деятельности 60
3. Научно-педагогическая организация внеурочной фольклористической деятельности подростков 78
ГЛАВА III. Экспериментальная проверка эффективности воспитания советского патриотизм и социалистического интернационализма у подростков средствами народного музыкально-поэтического творчества 114
1. Планирование и организация опытно-экспериментальной работы 114
2. Развитие патриотических и интернациональных чувств у подростков в ходе опытно-экспериментальной работы 124
3. Итоги опытно-экспериментальной работы по формированию у подростков опыта патриотического и интернационального поведения 14ft
Общие выводы 155
Список основной использованной литературы 159
Приложения 175
- Идейно-воспитательное значение народного музыкально-поэтического творчества
- Опыт патриотического и интернационального воспитания подростков средствами народной песни в фольклорных кружках общеобразовательной школы
- Научно-педагогическая организация внеурочной фольклористической деятельности подростков
- Развитие патриотических и интернациональных чувств у подростков в ходе опытно-экспериментальной работы
Введение к работе
Вопросы воспитания советского патриотизма и социалистического интернационализма у подрастающего поколения, утверждение в сознании юных граждан СССР коммунистических идеалов, глубокой преданности делу великого Ленина, Коммунистической партии, готовности в любую минуту встать на защиту социалистической Родины находятся в центре внимания Коммунистической партии и Советского государства. "Священный долг партии, - сказано в Отчете ЦК КПСС ХХУІ съезду партии, - воспитывать трудящихся в духе советского патриотизма и социалистического интернационализма, гордого чувства принадлежности к единой великой Советской Родине" /23/.
В этом процессе важная задача принадлежит средней школе. В разработанной ЦК КПСС школьной реформе конкретно указано на усиление воспитания учащихся в духе советского патриотизма и социалистического интернационализма, братской дружбы народов СССР, на необходимость приобщать к революционным, трудовым и боевым традициям, развивать у них чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умения правильно понимать и ценить произведения искусства, уделять постоянное внимание репертуару кружков художественной самодеятельности. "Поставить надежный заслон проникновению в молодежную среду безыдейности, пошлости, низкопробной духовной продукции" /ЗІ/. В связи с чем важное значение приобретает научная разработка проблемы воспитания советского патриотизма и социалистического интернационализма у подростков средствами народного музыкально-поэтического творчества во внеурочной фольклористической деятельности .
Народное музыкально-поэтическое творчество является действенным средством воспитания, обладающим огромными возможностями влияния на эмоционально-образное переживание и восприятие отражаемого в нем явления жизни, социального опыта, сплочения одними идеями, общими целями. Оно с древних времен служило верным помощником в борьбе за национальное и социальное освобождение, общественно-политическое и культурное развитие людей. На его непревзойденных образцах воспитывались лучшие человеческие качества многих поколений.
Советской школой накоплен большой опыт использования народного музыкально-поэтического творчества в коммунистическом воспитании учащихся. В научно-методических работах Б.В.Асафьева /38, С.95-Ш/, Е.Я.Гембицкой /61,62/, Н.Л.Гродзенской /217, с.201-224/» В.А.Дышлевской /69, 70/, В.Н.Шацкой /187, 188/ и других содержатся педагогические положения, которые сыграли важную роль в создании стройной системы по его изучению в общеобразовательной школе. Широко представлена народная песня и в школьных программах по музыке, однако, в связи с преобразованиями духовной культуры людей, усилением роли литературы и искусства в развитом социалистическом обществе, воспитательная работа школьников средствами музыкально-поэтического творчества народов СССР требует значительного улучшения. В материалах июньского /1983 г./ Пленума ЦК КПСС подчеркивается, что с усилением антисоветской, антикоммунистической пропаганды надо неустанно заботиться об идейно-нравственной, классовой, трудовой закалке молодежи, "добиваться органического соединения патриотического и интернационального воспитания, формирования у каждого высокой культуры межнационального общения, чувства гордости за нашу Советскую Родину" /30 а, с.60/.
Особенность воспитания советского патриотизма и социалистического интернационализма у школьников средствами народной песни заключается в том, что при ее педагогическом стимулировании открываются широкие возможности для целенаправленного эмоционально-образного восприятия, усвоения и внутреннего переживания идейно-художественного содержания народных песен во взаимосвязи с жизнью. Это позволяет активно влиять на формирование у подростков нравственных норм, любви к социалистической Родине и советскому народу, чувств дружбы и братской солидарности, преданности коммунистическим идеалам, коллективизма, трудолюбия, классового подхода к проблемам межнациональных отношений и музыкально-поэтической культуре.
Во внеурочной фольклористической деятельности подростки могут расширять свои знания и представления о национальном своеобразии и интернациональной характерности произведений фольклора, о географических и исторических условиях жизни, обычаях и культурных связях людей, развивать интерес к собиранию, записыванию и осознанному самостоятельному изучению многонационального народного музыкально-поэтического творчества социалистического общества.
Для успешного осуществления воспитательного процесса необходима четкая организация всех звеньев фольклористической деятельности, но в связи с отсутствием программ, методической литературы она проводится на уровне собирания местного народного творчества, только в тех школах, где к этому проявляют интерес учителя.
Патриотическому и интернациональному воспитанию подростков в разных видах внеклассной деятельности посвящено несколько исследований /63, ИЗ, 177/. В частности, раскрывалась проблема средствами музыки в урочной /171, 186/ и внеклассной /34/ работе со старшеклассниками. В некоторых исследованиях /197/ разрабатывается система использования песен народов СССР в музыкально-эстетическом воспитании учащихся. Вместе с тем, несмотря на имеющийся необычайно обширный фольклорный материал и богатейший опыт народной педагогики по его использованию в формировании лучших человеческих качеств, все же проблема патриотического и интернационального воспитания школьников средствами многонационального народного музыкально-поэтического творчества остается неразработанной, весьма актуальной и социально значимой.
Идейно-воспитательное значение народного музыкально-поэтического творчества
Освещение идейно-воспитательного значения народного музыкально-поэтического творчества с целью умелого использования его в -формировании у школьников интернационально-патриотического сознания, благородных чувств, высоких убеждений, устойчивых мотивов поведения, является актуальной задачей советской педагогической науки. "Песенное искусство, самое массовое и демократичное, по праву рассматривается в нашей стране как действенное средство формирования мировоззрения, нравственных качеств строителя нового общества, обогащения сферы его чувств" /163/, - отмечала газета "Правда".
В истолковании данного вопроса мы исходим из марксистско-ленинских положений о народном творчестве как искусстве высокой идейно-художественной социальной значимости. Основоположники марксизма, видевшие в народе непосредственного создателя материальных и духовных ценностей, теоретически обосновали закономерности развития духовной культуры общества, определили в ней место и роль народного художественного творчества. К.Маркс и Ф.Энгельс, указывая на революционность в своей основе положительных героев фольклора и высоко оценивая выражение в нем сокровенных чаяний народа, определили основные критерии народных художественных произведений.
В одном из ранних сочинений Ф.Энгельс высказал мысль о том, что народным можно считать только такое высокохудожественное произведение, которое удовлетворяет всем разумным требованиям и является во всех отношениях неуязвимым /5, с.ІІ/. На примере анализа немецких народных книг Ф.Энгельс убедительно показал, что оно отличается богатым поэтическим содержанием, сочным остроумием, нравственной чистотой и здоровым, честным духом /5, с.П/. Именно такие произведения К.Маркс и Ф.Энгельс считали образцами в формировании высоконравственных идеалов общества, поскольку главная их задача, как писал Ф.Энгельс, - помочь народу "прояснить его нравственное чувство, заставить его осознать свою силу, свое право, свою свободу, пробудить мужество, его любовь к отечеству" /5, с.II/.
Наряду с этим, было указано и на то, что народное художественное произведение должно отвечать своему времени /5, с.II/. Ф.Энгельс писал, что из богатого наследия, даже самых высокохудожественных произведений, народ практически использует только ту часть, которая отвечает запросам и требованиям, выдвигаемым временем /5, с.П-12/.
Важную мысль о связи искусства с конкретными условиями жизни общества высказал К.Маркс, отмечая, что традиционные формы художественного творчества с течением времени исчезают неизбежно /3, с.737/, однако созданный в глубокой древности эпос продолжает доставлять наслаждение, "служит нормой и недосягаемым образцом" в последующие эпохи /3, с.737/.
К.Маркс и Ф.Энгельс подчеркивали классовый характер художественных произведений и высоко ценили в них прогрессивные элементы, которые имеют огромное идейно-воспитательное значение, поднимают революционный дух. На примере песни силезских ткачей К.Маркс показал, как рабочий класс бросает "смелый клич борьбы... и властно заявляет во всеуслышание, что он противостоит обществу частной собственности" /4, с.443/.
О творчестве рабочих К.Маркс и Ф.Энгельс писали как о развивающемся явлении, как о поэзии "будущего" /2, с.214/» отмечая, что сознательная организованная борьба пролетариата порождает и новые формы народной культуры, рабочий класс с жаждой тянется к знаниям, коллективного и индивидуального, любительского и профессионального дает возможность правильного подхода и в определении понятия народного музыкально-поэтического творчества.
Основоположники марксизма-ленинизма с диалектических и социально-исторических позиций дали теоретический образец характеристики народного искусства, отбросив от него все привнесенное, антихудожественное, антиреалистическое, псевдонародное и, обосновав высокую идейность и подлинную художественность этого замечательного явления, играющего выдающуюся роль в историческом, культурном и социологическом аспектах общественной жизни.
Исходя из марксистско-ленинских высказываний о народном художественном творчестве, советские ученые уделяют большое внимание исследованию фольклора. Их интересует судьба народного искусства, его природа, структура, эволюция в современных условиях. Однако многие вопросы народного музыкально-поэтического творчества, особенно касающиеся современных его форм проявления, являются для исследователей еще предметом дискуссий /191, с.10/.
В определении сущности фольклора, его специфики, особенностей современного состояния, эволюции в современных условиях ученые в ряде работ выдвигают глубоко обоснованные идеи. Так в исследовании, осуществленном М.Колесовым, фольклор рассматривается в структуре культуры дифференцированно, в сочетании эстетических критериев и социологических признаков, на основе которых сущность фольклора раскрывается со стороны социального носителя и социальных функций, содержания и формы в единстве всех сторон /85, с.76/.
Опыт патриотического и интернационального воспитания подростков средствами народной песни в фольклорных кружках общеобразовательной школы
Воспитательный процесс носит деятельный характер, и эффективность воздействия народного музыкально-поэтического творчества на результаты патриотического и интернационального воспитания школьников зависит не только от их ознакомления с песнями, а прежде всего от того, какова позиция самих учащихся по отношению к усвоению данного материала и насколько эмоционально-образно воспринятое содержание содействует развитию высоконравственных чувств, убеждений, поведения. "Хорошо исполненная революционная песня будит у слушателей патриотические чувства, зовет к подвигу, но тот, кто сам принимает участие в исполнении песни, глубже переживает эти чувства и несет их своим товарищам-слушателям" /160, с.143/.
В одной из работ С.А.Рубинштейн писал, что человек в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности может направлять и формировать себя самого, но для этого "важно нащупать внутреннюю зацепку" /152, с.139/, то есть выявить желания и возможности ребенка.
Необходимость опоры в воспитании на активность самой личности учащегося, с учетом его собственных потребностей, желаний, стремлений, взглядов и оценок нашла свое выражение в трудах советских педагогов Н.К.Крупской, П.Г.Блонского, А.С.Макаренко, В.А.Су-хомлинокого, С.Т.Шацкого, В.Н.Шацкой и других. Касаясь художественного воспитания в общеобразовательной школе, Н.К.Крупская писала, что в подростковом возрасте, когда у ребят начинает проявляться потребность в анализе и самоуглублении, искусство имеет особое значение, оно становится"активным средством самовыражения и знакомства с жизнью, "позволяет подростку лучше познать себя" /90, с.316/.
Но это, по ее мнению, только одна сторона дела, вторая - умение понимать других, что вызывает потребность в личном перекивании чужого опыта. Базой для такого воспитания должны быть сильные коллективные переживания, а в числе средств Н.К.Крупская назвала совместное исполнение близкой и понятной высокохудожественной песни, коллективный труд, сопровождаемый песней /90, с.316/.
Впервые в практике воспитательной работы положение о формировании личности в процессе деятельности средствами музыкального искусства, в частности песенного, было реализовано В.Н.Шацкой в колонии "Бодрая жизнь", где она сумела организовать работу детей так, что колония стала центром музыкальной культуры района.
Результаты проведенной ею опытно-музыкальной работы показали, что при умелой организации музыкально-творческой деятельности можно охватить большое число учащихся и осуществлять многие воспитательные задачи, внедряя такие формы работы, которые способны увлекать ребят, возбуждать в них новый интерес, расширять их мировоззренческие взгляды и способствовать эстетическому восприятию и нравственному формированию, а также более глубокому пониманию и оцениванию жизни. В "Отчете о музыкальной работе и очерках работы в опытной станции" В.Н.Шацкая писала о том, что она не только учила детей музыкальному искусству - задача ставилась в более широком масштабе: "Мы стремимся создать из своей работы центр музыкальной жизни района. Такой музыкант является не только педагогом, но и общественником и пропагандистом и, быть может, в скромной мере строителем нового быта, поскольку он помогает вносить в этот быт новое, свежее и созвучное современности /148, с.236/.
Из производственного плана музыкальной работы колонии можно выделить довольно значительное число форм музыкальной деятельности, в основе которых лежит народная песня. Это - изучение музыкальной грамоты, пение и проигрывание песен на фортепиано, развитие способностей подбирать по слуху знакомые мелодии, собирание образцов песенного творчества в пределах района, усвоение ребятами народных и вновь созданных песен - как русских, так и других народов, пропаганда лучших произведений музыкально-поэтического творчества среди населения в быту, участие в политических советских праздниках, концертах, инструктирование деревенских хоровых кружков, а также объединение в самой колонии школ первой и второй ступени с целью исполнения и обмена песнями /148, с.236-237/.
Таким образом, возможность воспитания учащихся средствами песенного творчества во внеурочное время, во взаимосвязи с окружающей средой через приобщение их к активной деятельности была доказана еще в двадцатые годы, причем такой метод именовался музыкальным, художественным. Но, поскольку в основе этой деятельности лежит народная песня, го можно называть ее и фольклористической. Раскрывая процесс усвоения отдельным индивидом опыта, накопленного человечеством и воплощенного в объективных продуктах коллективной деятельности, А.Н.Леонтьев писал: "Чтобы овладеть предметом или явлением, нужно активно осуществить деятельность, адекватную той, которая воплощена в данном предмете или явлении" /202, с.545/. Отсюда следует, что тождественной фольклору, в основе которого лежит народная песня, является фольклористическая деятельность.
Анализ предмета фольклористики показывает, что фольклористическая деятельность представляет собой творческую работу по собиранию и исследованию фольклора с целью его сохранения, распространения и разумного потребления в разных направлениях /162, с.9-79; 183/.
Назначение этой деятельности очень объемно и широко, поскольку она связана с духовной жизнью человека и имеет жизненно необходимый смысл в его потребности самовыражения своих духовных сил, творческой фантазии, эмоций, чувств, мечтаний, стремлений, надежд, то есть отражает весь жизненный уклад в определенном художественном содержании и форме.
Научно-педагогическая организация внеурочной фольклористической деятельности подростков
Научно-педагогическая организация внеурочной фольклористической деятельности представляет собой наилучший способ активного постижения подростками народного музыкально-поэтического творчества во взаимосвязи с жизнью, бытом людей и, вместе с тем, позволяет расширить границы их самостоятельной работы за счет фольклорного материала союзных республик и зарубежных стран, активизирует интерес ребят к художественно-творческим проявлениям, развивает самодеятельность, инициативу, общественную активность в проведении досуга. В таком варианте фольклористическая деятельность, обусловленная функциональной природой народного художественного творчества, способна обеспечить комплексный подход к успешному решению задач идейно-политического, трудового, нравственного, эстети-ческого воспитания с учетом индивидуальных особенностей подростков, проявляемого ими интереса, когда каждый вид и форма фольклористической деятельности определяются не только своей сущностью и специфическими особенностями, но и возможностями воспитательного воздействия, характерными для определенной сферы развития личности.
С учетом этих особенностей и вследствии с Положениями о Всесоюзном марше пионерских отрядов, направляющими пионеров на организацию экспедиционных отрядов с целью широкого развертывания собирания народного творчества и всестороннего его изучения, Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы" /27/, определяющим меры по дальнейшему совершенствованию воспитательного процесса и конкретно указывающим: "Поощрять создание таких добровольных обществ школьников, как "Юный патриот", "Юный натуралист", "Юный техник" и другие" /27, с.96/, а также последними постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР в процессе нашей опытно-экспериментальной работы на базе Сгароприлукской школы-интерната Винницкой области при активной поддержке директора школы Г.К.Онищука и учителя музыки А.Н.Майданюка, было организовано общество "Юный фольклорист".
В основу организационной структуры общества был положен накопленный педагогический опыт работы по коммунистическому воспитанию школьников Н.К.Крупской /89, 90/, А.С.Макаренко /Ш/, С.Т.Шацкого /190/, В.Н.Шацкой /188/, В.А.Сухоылинского /172,173/, Т.Е.Конниковой /86/ и других, были заимствованы лучшие стороны содержания и формы фольклорно-краеведческих и художественно-творческих кружков, клубов интернациональной дружбы, учитывались общие педагогические требования по научной организации воспитателной работы: творческая активность, связь с урочной работой, с де-ятельностью пионерской и комсомольской организаций, с другими внеклассными формами воспитательной работы.
Весь процесс научно-педагогической организации фольклористической деятельности осуществлялся на основе принципов творческой активности и общественной направленности как исходной методической позиции; педагогических принципов последовательности, доступности, систематичности, учета индивидуальных и возрастных особенностей, склонностей и приобретенного опыта работы школьников, сознательной дисциплины, деятельного осмысленного изучения фольклорного материала; ведущих принципов народного художественного творчества; партийности, народности, связи с жизнью, с соблюдением целостности восприятия фольклора как явления синкретической природы, в конкретных художественно-творческих формах создания и бытования.
Нами учитывалось и появление особенно благоприятных условий для развития личности школьника, создаваемых в фольклористическом обществе, каждый участник которого должен работать над углублением и расширением своих теоретических знаний по народно-песенному творчеству, овладевать системой практических навыков и умений во всех делах коллектива.
Перед фольклористическим обществом были поставлены конкретные цели и задачи: развивать у ребят интерес к осмысленному изучению народно-песенной культуры социалистического общества, способствовать ее сбережению, развитию и разумному потреблению; помочь подросткам познать особенности приемов народного художественно-творческого мышления, постигнуть критерии оценок произведений музыкально-поэтического творчества, воспитывать эмоциональную отзывчивость, нравственные и эстетические чувства, убеждения, поведение, инициативу, самостоятельность, доброжелательное отношение и готовность оказывать бескорыстную помощь в работе товарищам и носителям фольклора, дисциплинированность, честность, пунктуальность, тактичность.
. Изучение и апробация различных видов и форм фольклористической деятельности, учет типологических особенностей ориентации подростков на восприятие народно-песенного творчества ведущей тематики, их установок, интересов и уровня знаний, а также программных требований по музыке и литературе позволили нам построить организационную структуру фольклористического общества на основе трех взаимозависимых и взаимосвязанных мевду собой звеньев: совместных занятий;, секций и экспедиций /приложение 5, 6/.
Это придало фольклористическому обществу динамичность и гибкость, создало условия для активного участия ребят в групповых и индивидуальных формах фольклористической работы по интересам, уров ням подготовки, возможность проявления собственных художественно-творческих способностей, общественной активности в любом порученном деле. Вместе с тем, появились предпосылки для приобщения к деятельности фольклористического общества большего числа учащихся различных возрастных групп.
Развитие патриотических и интернациональных чувств у подростков в ходе опытно-экспериментальной работы
Анализ опытно-экспериментальной работы показал, что подростки, включившись в добровольное фольклорное общество, начинают проявлять активность в разных видах и формах его деятельности, в сознательном и добросовестном выполнении заданий, а народное музыкально-поэтическое творчество становится эффективным средством развития у них чувств советского патриотизма и социалистического интернационализма, способствует формированию духовного мира, познавательного интереса.
В научно-педагогически организованной внеурочной фольклористической деятельности вначале подростков влечет романтичность формы общества, стимулирующая психологическая настроенность на приобщениє к осмысленному усвоению народных песен: нерегламентированность во времени, неторопливость восприятия песен во взаимосвязи с другими видами художественного творчества и окружающей жизнью, неощутимость ущемлений вследствии неумения быстрого и точного интонирования мелодий, свобода самовыражения душевного состояния посредством подходящей песни. Особенно интенсивное проявление данных качеств происходит в ходе активных самостоятельных поисков фольклорных произведений, в экспедиционных походах, во время встреч с носителями, собирателями, в совместном импровизационном пении на полях, лесах, у озер, рек, в кругу желанных друзей с инсценизацией, ведением хороводов, игрой на музыкальных инструментах, в культурном общении, когда проявляются чувства слитности, бодрости, принимаются близко к сердцу содержащиеся в произведениях значительные социальные идеи.
Песенный репертуар юных фольклористов заметно меняется и качественно обогащается произведениями ведущей тематики, гражданского характера, патриотического и интернационального содержания. В итоге, как показало исследование, из 180-240 названных подростками песен 89$ составляли музыкально-поэтические произведения патриотического и интернационального характера, высокого идейно-художественного содержания. Если в момент прихода подростков в фольклорное общество знание ими произведений ведущей тематики численно выражалось в среднем в количестве 29 песен, то к концу пребывания в нем достигло 107. Уровень знаний песен возрос в 3,7 раза. Отрадно, что происходили как количественные, так и качественные изменения, выражавшиеся в том, что песня для юных фольклористов становилась не только одним из видов развлечения, но и средством выражения потребности в познании жизни, источником морального удовлетворения и эстетического наслаждения.
Существенным признаком, определяющим положительное отношение подростков к многонациональной народно-песенной культуре, является возросший уровень знания ими песен нашей страны: в среднем юный фольклорист знал по 6-8 песен каждой союзной республики. У ребят развивался познавательный интерес к многонациональному народному музыкально-поэтическому творчеству, эмоционально-образно переживалось появление новых элементов в идейно-художественном содержании народных песен.
Ответы на опосредствованные вопросы во время бесед, на анкетные данные, наблюдения за эмоционально-образным разучиванием и усвоением песен свидетельствуют, что подростки в фольклорном обществе выражают бережное отношение к музыкально-поэтической культуре, уважение к создателям, исполнителям, носителям и собирателям фольклора.
Исследование показало, что школьники, правильно понимая и осознанно усваивая идейно-художественное содержание народных песен, глубже познают жизнь братских народов, их историческое прошлое, особенности психологии, а также процесс взаимодействия и сближения национальных народно-песенных культур, притом песня эмоционально охватывает их, становится эффективно воздействующим средством в воспитании чувства глубокой проникновенности к событиям общественной жизни, образам воспетых героев. Осмысленно усваивая такие произведения, как "Песня о Родине" В.Лебедева-Кумача - И.Дунаевского, "Спасибо тебе, Отчизна" Л.Ревы - А.Филиппенко, "Отчизна, моя дорогая" А.Бачилы - В.Оловникова, "Родина моя" Р.Рождественского - Д.Тухманова, "Родина" /русская/, "Лине слава невмируща" уукраинская/, "Подарила нам Отчизна" В.Татаринова - М.Парцхаладзе, "Ленина помнит земля" Л.Ошанина - А.Новикова, "Орел сизокрылый летал высоко" /русская/, "Это Ленин наш родной" /башкирская/, "Путь Ленина" /таджикская/, "Партия" /латышская/ и многие другие, юные фольклористы эмоционально сопереживали идейно-художественное содержание песен, отмечали особенности передачи в песнях народов СССР патриотического отношения к социалистической Родине, убеждались в том, как советский народ чтит память о В.И.Ленине, выполняет его заветы, претворяет в жизнь предначертания родной Коммунистической партии, проникались глубоким чувством любви к священной Советской земле.