Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Научно-теоретические основы воспитания чувства патриотизма у подростков общеобразовательной школы 15
1.1. Генезис понятия «патриотическое воспитание», в истории отечественной педагогики 15
1.2. Методы, формы и средства патриотического воспитания школьников . 41
1.3. Диагностика уровня сформированное чувства патриотизма у школьников Карачаево-Черкесии 61
Выводы по первой главе 86
Глава 2. Педагогические условия формирования чувства патриотизма у подростков общеобразовательных школ КЧР 91
2.1. Педагогический потенциал песенной культуры народов КЧР и его возможности в патриотическом воспитании учащихся - подростков 91
2,2 Опытно-экспериментальная работа по использованию традиционного песенного творчества народов КЧР в воспитании чувства патриотизма у подростков в урочной и во внеурочной деятельности 137
2.3. «Патриотические мотивы в эпических песнях традиционного песенного творчества музыки народов КЧР», Воспитание чувства патриотизма у подростков в процессе изучения факультатива... 164
Выводы по второй главе 177
Заключение 180
Библиография 185
Приложения 200
- Генезис понятия «патриотическое воспитание», в истории отечественной педагогики
- Методы, формы и средства патриотического воспитания школьников
- Педагогический потенциал песенной культуры народов КЧР и его возможности в патриотическом воспитании учащихся - подростков
- Опытно-экспериментальная работа по использованию традиционного песенного творчества народов КЧР в воспитании чувства патриотизма у подростков в урочной и во внеурочной деятельности
Введение к работе
Актуальность исследования: Радикальные экономические и социальные преобразования нашего общества привели к необходимости решения ряда важных проблем, связанных с патриотическим воспитанием подрастающего поколения.
Современные условия социально-экономического развития страны, трансформация общественной жизни в сторону смены приоритетов и ценностей в сознании людей, национальное возрождение народов России вызвали большие модификации в области школьного образования.
На современном этапе развития общества наряду с модернизацией, диверсификацией образования мы должны особое внимание уделить и этнопе-дагогическим аспектам, так как Россия является многонациональной страной, и изучение культуры её народов обогащает содержательную основу образования и воспитания молодого поколения.
Актуальность темы определяется и тем, что общество все острее ощущает потребность в воспитании человека - патриота, гражданина, способного жить и активно творить в условиях демократического общества.
Задача общеобразовательной школы состоит в том, чтобы в полной мере сориентировать подростка на достижение такого уровня патриотизма, который позволит ему в дальнейшем стать активным гражданином и не только участвовать в правоотношениях без эксцессов, но и проявить себя свободной, толерантной личностью, обладающей системой сформированных нравственных и эстетических взглядов.
Формирование патриотического начала, запас знаний, нравственных воззрений, норм морали, право есть необходимая составляющая гармонично развитой личности XXI века, и они должны быть неотъемлемой частью школьного и семейного воспитания.
4 О колоссальном значении разработки данной проблематики говорит и
государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы» (утверждена Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2001, № 122), Ее цель - развитие системы патриотического воспитания: граждан России, способной на основе формирования патриотических чувств и сознания обеспечить решение задач по консолидации общества, поддержанию общественной и экономической стабильности, упрочнению единства и дружбы народов Российской Федерации.
В формировании чувства патриотизма очень велика роль искусства и в частности музыки. Слова, соединенные с мелодией и сложенные в песню, глубже воздействуют на сознание человека, формируя его чувства, настроения. Они легко запоминаются, надолго остаются в памяти благодаря своей эмоциональной окрашенности.
Традиционное песенное творчество народов Карачаево-Черкесии, в жанровом отношении представленное в значительной степени героико-патриотическими песнями способствуют передаче и сохранению духовно -нравственной культуры, частью которой является чувство патриотизма. Сегодня, когда феномен «патриотизм», «патриот» трактуются неоднозначно, они не так популярны, несмотря на усилия:, предпринимаемые государством, нам представляется необходимым использовать воспитательный потенциал мощного эмоционального воздействия песни не только на индивидуальное, но и на массовое сознание молодёжи.
Возможности для формирования такой личности предоставляет введенный Законом «Об образовании» национально-региональный компонент, предусматривающий постижение подростками самобытности местной культуры в процессе освоения учебных дисциплин, в том числе традиционного песенного наследия народов КЧР в учебной и во внеучебной работе, изучения краеведческих материалов и средств народной педагогики, сохранившихся в недрах традиционной культуры воспитания.
5 Анализ исследования по вопросу сущности, структуры, основных черт
и особенностей патриотизма, позволил вычленить теоретические положения,
которые определяют подход к рассматриваемой проблеме в трудах:
В.Г.Белинского, Н.И.Болдырева, B.C. Библера, Ю.В. Бромлея, Г.Н.Волкова,
A.M. Гашимова, Р.Г.Гуровой, Л.Н.Гумилева, М.А.Кузьмина,
М.В. Ломоносова, А.СМакаренко, П.И.Пидкасистого, А.Н.Радищева,
В.А.Сухомлинского, К.Д.Ушинского, Г.Н.Филонова и др.
Психологические особенности патриотического воспитания раскрывались в работах П.П. Блонского, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др.
Разнообразные аспекты патриотического воспитания, формы и методы его реализации, особенности патриотического и гражданского воспитания нашли освещение в работах И.А. Арабова, А.В.Беляева, О.С. Богдановой, Н.И. Болдырева, И.С.Марьенко, Э.И. Моносзона, В.А. Разумного, Л.Л.Супруновой, Г.Н. Филонова, И.Ф.Харламова, В.К. Шаповалова и др.
Первостепенное значение придавали патриотическому воспитанию подрастающего поколения через традиционную культуру, ознакомлению его с устным и письменным творчеством известные деятели просвещения карачаевского народа второй половины XIX и начала XX веков И.М. Байрамуков, И.П Крымшамхалов, С.А.. Урусбиев, И.Х.-Ш. Хубиев, И.А.-К. Хубиев, и др.
За последние годы появились работы, посвященные использованию национального музыкального фольклора разных народов в воспитании школьников: Л.С. Бабенко, М.Х. Богатыревой, Л.Л. Куприяновой, Н.С. Меликма-медова, И.Н. Реутской, А.Ш. Хасанова, Ю.В. Юзбашяна, З.М. Явгильдиной и
др.
Большое значение для нашей работы имели исследования: М.Б. Гур-туевой, МЛ. Джуртубаева, МЛ. Кудаева, Х.Х. Малкондуева, Р.А.-К. Орта-баевой, Ф.К. Ортабаевой, А.И. Рахаева, СИ. Танеева, В.Б. Тугова, В.М. Ме-ремкулова, Ш.Ш. Хуранова, В. Х.-У. Баталова, А. А. Даурова, Б. Б. Кардано-
вой и др., в которых определенное внимание было уделено исследованию фольклора народов КЧР.
В определении подходов к исследованию понятий «патриотическое воспитание», «гражданское воспитание», «патриотически ориентированная личность», «патриотизм» и использовании краеведческого материала большую помощь нам оказали диссертационные исследования последних лет, выполненные такими авторами как А.А. Байчорова, Х.Х. Боташева, В.М. Джашакуев, П.К. Кечерукова, Е.В. Кузнецова, А.С. Койчуева, О. М. Омаров, СЮ. Иванова, В.Т. Татаренко, М.М. Михнев, Н.А. Савотина, СА. Чотчаев, также научные публикации А.В. Беляева, СМ. Шакаряна, В.А. Кобылянско-го, З.Я. Капустиной, О.В. Лебедевой, Г.Н. Филонова и др.
В использовании устного народного творчества мы опирались на труды Х..Х.-М. Батчаевой, Б. М. Борлаковой, М.Б. ГуртуевоЙ, А.О. Караевой, М.Д. Каракетова, Ш.А. Мирзоева, К.Б. Семенова, СБ. Узденовой, И.А. Шорова и
ДР*
Возросшая .потребность нашего государства в патриотически-ориентированной личности, этнорегионализация российского образования, достаточное теоретическое обоснование её необходимости, многочисленные исследования в области этнокультуры и этнопедагогики, а также недостаточный уровень сформированности чувства патриотизма у школьников, малое обращение в учебно-воспитательной практике к воспитательному потенциалу традиционной песенной культуры народов, в частности, народов Карачаево-Черкесии, обозначили имеющиеся в данной области противоречия между:
потребностью государства и общества в воспитании патриотизма и необходимостью обновления форм учебно-воспитательной работы по его реализации с учетом изменившихся социокультурных условий;
необходимостью использования воспитательного потенциала народного искусства и в частности традиционного песенного творчества народов
7 Карачаево-Черкесии в воспитании чувства патриотизма у подростков и недостаточной разработанностью содержательной и методической основ для её осуществления в практике общеобразовательной школы.
В этой связи проблему нашего исследования, мы определили следующим образом: каковы педагогические условия формирования чувства патриотизма у подростков общеобразовательной школы в процессе освоения традиционного песенного творчества народов Карачаево-Черкесии. Решение данной проблемы составило цель нашего исследования.
Объект исследования - патриотическое воспитание учащихся общеобразовательной школы.
Предмет исследования - организация образовательного процесса по воспитанию чувства патриотизма у подростков на основе традиционного песенного творчества народов Карачаево-Черкесии .в учебной деятельности.
Гипотеза исследования: процесс воспитания чувства патриотизма у подростков средствами традиционного песенного творчества народов Карачаево-Черкесии будет проходить эффективно, если:
- прослежена эволюция развития патриотического воспитания в России
и выявлены подходы к определению понятий «патриотизм», «патриотическое
воспитание»;
проведена диагностика уровня сформированности патриотизма у подростков общеобразовательной школы на основе традиционного песенного творчества народов КЧР;
раскрыты основные формы, методы и средства воспитания чувства патриотизма у подрастающего поколения;
выявлен педагогический потенциал традиционного песенного творчества народов Карачаево-Черкесии и его образовательные возможности в формировании патриотических чувств у подростков;
разработаны и внедрены в учебный процесс специальные курсы по воспитанию чувства патриотизма у подростков.
8 Задачи исследования:
на основе анализа научно-методической литературы установить состояние изученности проблемы, выявить и осмыслить понятийно-категориальное поле исследования;
раскрыть сущностные характеристики и структуру понятий «патриотизм», «патриотическое воспитание» применительно к особенностям подросткового возраста и социокультурных условий;
выявить воспитательное влияние традиционного песенного творчества народов Карачаево-Черкессии на воспитание чувства патриотизма у подростков общеобразовательной школы;
разработать и обосновать эффективность технологии изучения специального (факультативного) курса, основанного на использовании традиционного песенного творчества народов КЧР в процессе формирования патриотических чувств и поведения подростков;
раскрыть психологические особенности подростков, способствующие успешному усвоению традиционного песенного творчества народов республики.
Методологическую основу составили: научные взгляды и идеи выдающихся мыслителей и педагогов об отношении к творческому наследию народа; аксиологический подход к воспитанию, согласно которому человек является высшей ценностью в обществе; диалектическое единство в изучение педагогических явлений; конкретно - исторический подход к изучению педагогических фактов и явлений; связь логического и исторического, объективного и субъективного, прошлого и современного; использование культурологического и системно - структурного подходов к исследованию педагогических фактов, явлений (гуманистических, культурных и духовно - нравственных ценностей).
Теоретической основой исследования явились фундаментальные идеи, концепции, посвященные педагогике и психологии этноса (B.C. Биб-
9 лер, Ю.В. Бромлей, Г.Н. Волков, Л.Н. Гумилев и др.); изучению творческого наследия прошлого (В.Г. Белинский, А.М.Гашимов, М.Б. Гуртуева, З.Г. Ниг-матов, К.Д. Ушинский Я.И. Ханбиков, И.А. Шоров и др.); регионализации образования (И.А. Арабов, А. Ю. Белогуров, Г.Н.Волков, М.А.Кузьмин, П.И. Пидкасистый, Л.Л. Супрунова, В.Ю. Троицкий, В.К. Шаповалов и др.); культуре, педагогике и быту народов Северного Кавказа ГХ.Х-М.Батчаева, К.И. Бузаров, А.И. Караева, К.Б. Семенов, Ш.А. Мирзоев, А.И. Мусукаев, К.М. Текеев, С.Б.Узденова, И.М. Шаманов, И.А. Шоров и др.). При изучении вопросов, касающихся истории музыкального искусства и культуры народов Карачаево-Черкесии, особое значение для нас имели работы А.А. Даурова, Б.Б. Кардановой, ф.к. Ортабаевой, А.И. Рахаева, СИ. Танеева, В.Б. Тугов, В.М. Меремкулов, М. А. Хубиева, Ш.Ш. Хуранова и др.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической, философской, историко-этнографической, краеведческой литературы, в том числе песенного народного творчества; анализ материалов о регионализации образования, республиканской концепции обновления учебно-воспитательных систем, учебных программ, учебников, пособий; обобщение педагогического опыта; эмпирические: опросы (анкетирование, интервьюирование); наблюдение; тестирование учителей, учащихся и родителей, беседы; праксиметрические (изучение школьной документации и результатов деятельности учащихся); статистические (количественная и качественная обработка материалов методами математической статистики).
Организация, база и этапы исследования.
Исследование проводилось в 2003-2006гг.' на базе общеобразовательных школ г. Карачаевска№1, №4, №5 и Карачаевского района-СОШ№1 с. Верхняя Теберда.
На первом этапе (2003-2004 гг.) - поисково-теоретическом - изучалась теоретико-методологическая литература по теме исследования, литера-
10 тура по гражданскому, патриотическому, нравственному воспитанию, культуре межнационального общения, педагогическая литература по проблемам этнопедагогики, традиционной песенной культуры народов КЧР. Проводился анализ и синтез собранного материала.
На втором этапе - экспериментальном (2004-2005 гг.) - проводился констатирующий и формирующий эксперименты. Выявлялись условия и база для проведения опытно-экспериментальной работы. Был разработан и апробирован факультатив, содержанием которого являлась традиционная песенная культура народов КЧР как средство патриотического воспитания подростков.
Третий этап - обобщающий (2005-2006 гг.) - завершение опытно-экспериментальной работы, анализ полученных данных, обобщение результатов исследования, оформление диссертации.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- выявлены педагогические условия (обеспечение поэтапности форми
рования чувства патриотизма подростков на основе введения в образователь
ный процесс факультативного курса на базе фольклорного материала; опти
мальное сочетание различных форм, методов и приемов использования пе
сенного фольклора народов КЧР в процессе формирования чувства патрио
тизма у подростков; подготовка учителей музыки общеобразовательных
школ к использованию этнопедагогического материала в формировании чув
ства патриотизма у подростков и др.) использования традиционного песенно
го творчества народов КЧР в процессе воспитания чувства патриотизма, то
лерантности, культуры межнационального общения у подростков;
- уточнена и конкретизирована жанровая классификация традицион
ного песенного творчества народов КЧР (архаические, нартские, эпические,
исторические, героические, лиро-эпические, лирические - карачаево-
балкарская и адыго-абхазская группы; эпические, лирические, драматиче
ские - ногайская и казачья группы);
- дифференцированы дидактические материалы, подобраны адекват
ные им методические инструментарии (соблюдение вариативности образова
ния при использовании новых учебных планов, программ, учебников, музы
кального материала, учебно-методических, дидактических комплектов с уче
том современных требований к общеобразовательной школе и др.) которые
способствовали оптимальной организации учебно-воспитательной работы по
патриотическому воспитанию школьников.
Теоретическая значимость исследования заключается:
в обосновании методологических подходов (личностный: признание уникальности личности; её интеллект и нравственная свобода, право на уважение, опора на творческий потенциал личности. Деятельностный: вовлечение ребёнка в творческую музыкальную деятельность, перевод ребёнка в позицию субъекта познания, труда, общения и др. Культурологический: освоение личностью культуры, способов творческой деятельности. Этнопедагоги-ческий: проявление единства интернационального (общечеловеческого), национального и индивидуального) к воспитанию чувства патриотизма у подростков средствами традиционной песенной культуры народов Карачаево-Черкесии;
в разработке модели воспитания чувства патриотизма у подростков с использованием возможностей традиционного песенного творчества народов КЧР, включающую в себя: целевую установку; основные направления воспитания чувства патриотизма у подростков (воспитание в процессе теоретического обучения, во внеклассной работе, общественно - полезной деятельности с учетом этнорегионального материала; целенаправленную работу с семьёй, профессиональную подготовку учителей, взаимодействие школы, родителей, общественности); условия (социальные, организационные, психологические, методические, педагогические); основные этапы (диагностический, организационно-деятельностный, рефлексивно-оценочный); критерии
12 (мотивационныи, поведенческо-деятельностностный, когнитивный, эмоционально-коммуникативный).
- в рассмотрении эволюции национально - культурных традиций наро
дов КЧР, проведении исторических параллелей с современными нормами их
использования в воспитания чувства патриотизма подростка (сравнительный
анализ показал, что эволюция содержательного' и воспитательного контек
стов музыкальной культуры изучаемых народов была адекватна эволюции
социально - культурного развития этих народов на протяжении с древних
времен до нашего времени, так же в основе понятия «патриотизм» лежит
чувство любви к родине, родному языку, культуре, вера в её идеалы и др.).
Практическая значимость исследования заключается в следующем:
- разработке содержания факультативного курса по традиционному пе
сенному творчеству народов КЧР, который способствовал воспитанию у
подростков патриотических чувств и убеждений. Некоторые теоретические
выводы и методические указания явились важным дополнением при изуче
нии школьных и вузовских дисциплин эстетического цикла (музыка, история
народов КЧР, мировая художественная культура, литература и др.).
- уточнении критериев (когнитивный: знание и понимание норм, принципов и требований общей гуманистической этики; проблем теории и практики межнациональных отношений; знания традиционной песенной культуры народов КЧР. Мотивационныи: желание освоить историю и культуру, в том числе песенную своей нации, а также других народов; интерес к общению с другими людьми, представителями других национальностей. Эмоционально-коммуникативный: способность к идентификации, эмпатии, рефлексии, толерантность; способность к эмоционально-положительному восприятию народного творчества, в том числе и песенного фольклора и др. Пове-денческо-деятельностный: владение своими эмоциями, непримиримость к нарушению прав человека любой национальности и веры, проявление уважи-
13 тельного отношения к народной культуре, в том числе к песенному фольклору народов КЧР) и уровней (высокий: конструктивное разрешение возникающих конфликтов на межнациональной почве, потребность бесконфликтного общения, гордость за Отчизну и др.; средний: стремление к взаимопониманию, при этом на первое место личностью ставятся личностные потребности, пассивная толерантность; низкий: непонимание личностью необходимости толерантного поведения в обществе, неумение, а иногда и нежелание конструктивного разрешения возникающих конфликтов.) сформированное чувства патриотизма у подростков средствами традиционного песенного творчества народов КЧР
- обосновании спектра возможностей традиционного песенного творчества народов Карачаево-Черкесии (формирование радостного мироощущения, открытие мира, добра и нравственности, развитие интереса к поэтическому слову, приобщение к народным праздниками и обычаям, формирование оптимистических ориентации к жизни, воспитание уважительного отношения к трудовой деятельности, формирование чувства патриотизма и др.) явился важным дополнением для разработки специальных курсов по изучению песенного народного творчества в школе и на соответствующих факультетах педагогических учебных заведений (музыкально-педагогических факультетах), общеобразовательных школах руководителями фольклорных кружков, а также в процессе повышения квалификации работников образования.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается ориентацией диссертанта на современные методологические подходы к проблеме изучения историко-культурных традиций народа; широтой источниковой базы исследования; использованием комплекса методов, адекватных предмету и задачам исследования, апробацией полученных результатов и их внедрением в школьную практику.
Положения, выносимые на защиту:
- обновление содержания учебно-воспитательной работы общеобразова
тельной школы в его национально-региональном компоненте предусматрива
ет успешное овладение подростками краеведческими знаниями, в том числе
традиционным песенным творчеством народов КЧР, для воспитания у них
чувства патриотизма, толерантности, культуры межнационального общения,
веротерпимости;
традиционное песенное творчество народов Карачаево-Черкесии является важным условием не только воспитания чувства патриотизма, но и сохранения уважительного отношения к национальной культуре, преодоления этнического нигилизма у молодого поколения и разработки стратегии приоритетности общечеловеческих ценностей, развития музыкальных способностей;
исторические парадигмы реализации идей патриотизма, отраженные в песенном народном творчестве, тесно связаны с воспитанием у подростков общеобразовательной школы чувства принадлежности к человечеству, осознания себя частью единого целого - семьи, племени, народа, «малой» и «большой» Родины;
успешность творческого использования педагогического потенциала песенного народного творчества в воспитании чувства патриотизма, толерантности, культуры межнационального общения, веротерпимости личности подростка во многом определяется тесным сотрудничеством учителей и родителей, развитием у них профессиональной и педагогической культур.
специально разработанная программа «Патриотические мотивы в эпических песнях традиционной музыки народов КЧР » по воспитанию чувства патриотизма у подростков способствует активизации интереса подрастающего поколения к песенному творчеству других этносов и формированию положительной установки на взаимодействие с ними.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования обсуждались и были одобрены на заседаниях кафедр педагогики и педагогических технологий,
15 педагогики Карачаево-Черкесского государственного университета; на ежегодных Алиевских чтениях в Карачаево-Черкесском государственном университете (2001-2006гг); обсуждались и были одобрены в рецензируемом издательстве Ростовском государственном педагогическом университете (2006).
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложения. Общий объем работы составляет ) 80 страниц. Библиографический список используемой литературы включает 201 наименование. В работе имеется 7 таблиц, 1 схема, 8 диаграмм.
Генезис понятия «патриотическое воспитание», в истории отечественной педагогики
Под патриотизмом понимают любовь к своей Родине, к своему дому,
деревне, городу или области, ко всей стране. Патриотизм - одно из наиболее глубоких человеческих чувств, выражающих любовь к Родине, готовность служить ее интересам, выполнять конституционные обязанности по защите Родины. Он неразрывно связан с воспитанием чувств чести, долга, ответственности человека в обществе. Это естественная привязанность к своему народу, родным местам, языку, национальным традициям. Фундаментальные основы этого понятия существуют в любой стране мира. Более того, как идея - это необходимое условие существования любого государства. [144, с. 162]
Исследуя теоретический анализ по данной проблеме, мы пришли к выводу что, определений патриотического воспитания в педагогической литературе приводится немалое количество, мы приведем некоторые из них.
В словаре СИ. Ожегова «патриотизм» трактуется как «преданность и любовь к своему отечеству и своему народу». [122, с.437] Так же определение приводится в философском словаре, где он трактуется как «принцип, обозначающий любовь к отечеству, готовность служить интересам своей родины», [85, с.244]
В этическом словаре патриотизм определяется как «социально-политический и нравственный принцип, в обобщенной форме выражающий чувство любви к родине, заботу о ее интересах и готовность к ее защите от потенциальных или реальных врагов. [156, с.244]
В современных словарях это понятие сохраняется так - патриотизм (греч. штришке; - соотечественник, патриот, от тгатрк; - родина, отечество) -любовь к родине, отечеству и своему народу, к лучшим национальным традициям. [157, с.138]
Патриотизм - явление историческое, в каждую данную эпоху имеет различное социальное, классовое содержание. [29, с.236 -237]
«Патриотическое воспитание молодежи, - пишет Ю.В. Лазарев, - это формирование у нее чувства любви к «малой Родине, к родительскому дому и близким людям, принадлежности к своему отечеству, стремление собственным трудом приумножить его достоинство и благополучие, готовность беззаветно и самоотверженно защищать его интересы и честь». [91, с. 12]
Перечисленные выше определения, мы считаем, наиболее приемлемыми для нашего исследования, и в дальнейшем будем придерживаться их при теоретическом анализе понятия «патриотическое воспитание».
Следуя Алиевой Д.К., изучение теоретических положений показывает, каким образом повысить эффективность патриотического воспитания молодежи, поколебавшееся в последние годы. Причину усиления именно патриотического воспитания ученые связывают с ухудшением социального положения и физического развития российской молодежи, которая стала менее здоровой физически, более отсталой в умственном отношении, а также более безнравственной и криминальной, индифферентной к общественно-полезной деятельности. [3]
Необходимо иметь в виду, что первоначальный смысл понятия «национализм» как приверженность и любовь к своему народу и отличие его от шовинизма, который означает высокомерное превозношение своего народа за счет других и презрительное отношение ко всему чужеродному. Отметим, что в советских словарях «национализм» определяется как «превосходство одной нации над другой» и рассматривается как идеология буржуазии. В этом контексте национализм отождествляется с шовинизмом.
Неопровержим, однако, тот факт, что патриотическое и национальное имеют сферу сближения не только в понятиях, но и явлениях малой родины, среде обитания, детства, семейного, бытового уклада жизни, так как патриотизм функционирует и выражается через национальное.
Национальная идея осознается с разной степенью глубины, но без нее человек перестает быть полноценной личностью. Именно поэтому одна из важных задач школы - передать будущим поколениям человеческий опыт в его национальной форме, воспитать людей высоконравственных, образованных, духовно богатых, обладающих чувством гражданского долга и любовью к Родине. Такой личностью может быть только человек с чувством национального достоинства, опирающийся на национальные идеалы.
Чувство человеческого достоинства немыслимо без национального самосознания, основанного на ощущении духовной связи с родным народом. Национальные сознание и чувства - особо деликатная область отношений, нуждающаяся и чуткости, выдержанности, уважительном проникновении в образ жизни, верования другого народа. Особая бережность необходима по отношению к народам малочисленным, с обостренным чувством своих национальных прав и интересов.
Заметим, что национальное чувство ведет народ к духовному расцвету. Чем выше чувство национального, чем более человек осознает сущность и историческую роль своего народа, тем более человек - личность, тем ярче ее достоинства. Здоровое чувство принадлежности к собственной нации так же естественно, как любовь ребенка к родителям, родному дому, как его склонность к родному языку.
Методы, формы и средства патриотического воспитания школьников
Для более объективного раскрытия методов и форм патриотического воспитания, необходимо определиться с основными задачами и составными частями воспитания патриотизма в поликультурной среде. Основными задачами (составными частями) воспитания чувства патриотизма у подростков в поликультурной среде являются: во-первых, воспитание культуры межнационального общения; во-вторых, воспитание толерантности и веротерпимости. Анализ сущности и особенностей патриотизма народными просветителями (А.Г. Агаев, ПМ.Рогачев, М.А. Свердлин, Р.Я. Мирский и др.) позволил выделить следующие структурные компоненты: 1) чувственно-эмоциональный: чувство любви к родине, народу, передовым традициям, героическому прошлому родины, преданность отечеству, общенациональная гордость; 2) интеллектуальный: научные знания о явлениях общественной жизни, взгляды, идеи, убеждения, сознание ответственности за судьбы отечества; 3) действенно-практический: добросовестный труд на благо общества, заботливое отношение к сохранению и уважению общественного достояния родины. Патриотизм личности - одна из тончайших сфер влияния на духовный мир подростка. Патриотические чувства - это самые высокие и благородные движения души, они возвеличивают человека, утверждают в нем общественное сознание, честь, гордость. Патриотическое достоинство выражается в гордости за свою Родину, народ в беспокойстве и тревоге за судьбу Отечества. Заслуживает внимания тот момент, что каждый человек говорит на языке своего Отечества, усваивает в той или иной мере его культуру, традиции. Его личная судьба, жизнь его «близких» связаны с судьбой Отечества, поэтому он не может быть равнодушным к своей Родине, государству, своему народу. У подростков необходимо пробудить чувство того, что «Отчизна - это родной дом: счастье Родины - это мое личное счастье: ее горе в годину тяжелых испытаний-мое горе». [165, с. 128] В истории нашего государства, как мы отметили в предыдущем параграфе, множество светлых, героических страниц, которые возвеличивают наш народ. Активизируя у подростков чувство гордости за все возвышенное, прогрессивное и героическое, учителя развивают у учащихся понимание того, что юная смена является наследником славы и чести своих предков. Но в истории Отчизны есть и темные, тяжкие моменты. Поэтому необходимо стремиться к тому, чтобы эти страницы истории пробуждали чувство боли в юных сердцах. Однако некоторая часть юношей и девушек воспринимают трагическое прошлое нашего государства, трудности и неудачи современного развития общества как отказ от гордости за историю своей родной страны, за ее общественный строй, культуру, традиции. Критикуется свое родное, восхваляется все зарубежное. Непривлекательный образ россиянина, низкопоклонствующего перед заграницей, с огромной сатирической силой изобразил еще Салтыков-Щедрин: «В России он ехал на перекладных и колотил по зубам ямщиков; за границей он пересел в вагон и не знает, как и перед кем излить свою благородную душу. Он заигрывает с кондуктором и стремится поцеловать его в плечико (потому что ведь известно, у нас нет середины: либо в рыло, либо ручку пожалуйте!); он заговаривает со своими vis-a-vis и все-то удивляется, все-то удивляется, все-то ахает!». [201, с. 142] Одной из задач по воспитанию чувства патриотизма является важность уберечь их от озлобленности, нетерпимости, утраты здравого смысла. На протяжении многих лет школа внушала учащимся, что все в нашей стране должно вызывать восхищение, не учила молодежь патриотическому неповиновению по отношению ко всему тому, что подавляет личность, достоинство людей, подрывает устои социальной справедливости. Данная философская установка сводила к нулю усилия многих честных воспитателей. В итоге воспитывались люди с двойной моралью, с двойственными взглядами: одно -для сочинений, выступления на школьном собрании, ответа на уроке, другое - для себя, для общения с друзьями. К счастью, прошло то время, когда учителю приходилось находить выход из положения и кривить душой, отвечая на сложные вопросы школьников. Учителя откровенно говорят им о трудностях, которые переживает страна, но при этом порой уходят от объективной оценки фактов или впадают в гиперболизацию недостатков. В собеседованиях с подростками необходимо подчеркивать, какой гигантский путь не только экономического, но и культурного прогресса прошла наша страна и какой путь надо ей пройти при их непосредственном участии, какая огромная ответственность за страну, ее сохранение и развитие ложится на их плечи. То, что входит в сферу повседневного поведения подростков (доброжелательное отношение к людям, помощь слабым, трудолюбие, добросовестное выполнение своих обязанностей, неукоснительное соблюдение законов), и составляет ответственность юного патриота перед Родиной. Подрастающее поколение должно уяснить, что от каждого человека, от его патриотической позиции зависит судьба страны, ее будущее. [194, с. 54] Возвращаясь к трудам В.А. Сухомлинского, хотим заметить, что чувство патриотизма и гордости включает в себя эстетическое наслаждение высоким моральным поступком. Это чувство доступно человеку уже в детские годы, а в подростковом возрасте оно ярко озаряется сознанием, пониманием гражданской сущности морального благородства. В.А. Сухомлинский, воспитывая у подростков чувство патриотического достоинства, рассказывал им о вершине человеческого благородства - о подвигах героев Великой Отечественной войны, которые, отдавая жизнь во имя свободы и независимости Родины, выражали гневное презрение к врагу, в страшных муках сохраняли гражданскую гордость и ощущали свое моральное превосходство над врагом. Познавая красоту и величие патриотического подвига, подростки обращают- ся именно к себе, задумываются над вопросом «А каков же я?». Вдумываясь в высокие подвиги героев, они поднимаются до понимания героического. Их воображение рисует величественные картины гордости народа, силу его духа, красоту чувств. Благодаря высоким патриотическим чувствам, учащиеся постигают мысль, что в человеческой жизни есть вещи, которые нельзя ни с чем, ни сравнить, ни сопоставить: это свобода и независимость родной земли, ее слава, могущество, достоинство.
Педагогический потенциал песенной культуры народов КЧР и его возможности в патриотическом воспитании учащихся - подростков
Сколько бы мы не продвигались вглубь веков и тысячелетий, изучая жизнь человека в обществе, мы всегда обнаруживаем в нем музыку. У всех народов и во все времена, вплоть до настоящего, мы застаем музыку как могущественное средство общения и сплочения людей, как способ закрепления сложившихся в данной общности национальных и культурных традиций, духовного и нравственного опыта и как эффективный способ их передачи подрастающим поколениям. Вместе со звукошумовыми и танцевальными развивалось и речевое общение, дополняя друг друга, часто переплетаясь или идя рядом. Это установили археологи, этнографы и лингвисты, философы и эстетики, музыковеды и социологи. [47, с. 15] Подходя к изучению избранной темы, мы не претендовали на исчерпывающее исследование всего народного опыта воспитания, а сосредоточили внимание на такой важной проблеме народной педагогики как - воспитательный потенциал синкретичного песенного творчества народов Карачаево-Черкесии, его авизирующие возможности в воспитании чувства патриотизма. Обосновывая свои педагогические положения, многие педагоги-демократы широко пропагандировали прогрессивные народные идеи воспитания, народные произведения. Духом народности пронизана вся деятельность основоположника демократического направления в педагогике, великого гуманиста, известного общественного деятеля Я.Л. Коменского и его достойных преемников: И. Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, В. Г. Белинского, К. Д. Ушинского, Л Н. Толстого и др. Мы использовали в нашей работе труды выдающихся деятелей российской культуры, ученых-педагогов о значительности народной педагогики в развитии общественного прогресса, которые послужили естественной предпосылкой появления публикации и исследований, посвященных выявлению педагогической культуры всенародных масс и разработке методов ее созидательного претворения и практику воспитания. Немалую популярность получили научные исследования Г-Н. Волкова, Я.И. Ханбикова, Л.Ф. Хинтибидзе, А.Ш. Гашимова. Их труды словно инициировали у ; последующих исследователей глубокий интерес к педагогическим корням их народов, и в конце 60-х - начале 70-х годов появляется целое соцветие исследовании в области этнопедагогики. К сожалению, большинство авторов в основном исследуют лишь содержание традиционного педагогического наследия своих народов, т. е. они обычно ограничиваются тем, что раскрывают наследие. Однако время требует следующего шага в этнопедагогическои теории - раскрыть методы творческого использования этого наследия в практической деятельности современного общества и, прежде всего, в учебно-воспитательной работе учебных заведений. Этнопедагогика последовательно, очень старательно отвечает тре-бован%ножрвднвн.Дезсй]гилетие исследовательская работа в области этнопедагогики заметно набирает темпы и на Северном Кавказе. Этнопедагогические проблемы становятся проблемами кандидатских исследований в вузах Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии - Алании и Адыгее. Надо отметить, что Северный Кавказ оригинален в смысле накопления здесь горцами и его равнинными жителями такого опыта воспитания, который предвосхищал европейских ученых и деятелей культуры. Тем не менее, этот опыт не есть нечто отдаленное от общечеловеческой культуры, а является частью этой культуры и однородно с ней. Так, например, МБ. Гуртуева посвящает целое исследование научно-педагогическому анализу карачаево-балкарской народной педагогике, педагогической сокровищнице этноса «таулула». Данное исследование раздвигает границы кандидатской диссертации, так как М.Б. Гуртуева и И.А. Шоров расширили поле научного анализа народного опыта воспитания. Их работы также как и работы многих других исследователей, мы частично используем в нашем диссертационном исследовании. Данные исследователи пишут о том что, горские просветители раскрывали миру нравственные истинные ценности народов Северо-Кавказского региона. Так же видный просветитель из Карачая Ислам-Бий Крымшамхалов утверждал, что каждый инородный наблюдатель или исследователь может понять Кавказ по-настоящему, лишь войдя в духовный мир его народов, в частности, в «былое хорошее», на чем, по сей день, стоит древо жизни этих народов. Этот момент широко отмечен в педагогической практике всех народов Кавказа. Восхищенный гостеприимством черкесов, М.Ю. Лермонтов в поэме «Измаил-бей» дал поэтическое описание горским обычаям: ... Из сакли кто-то выбегает, Идет - «великий Магомет К нам гостя, верно, посылает»; «Кто здесь» - «Я странник!» - был ответ. И больше спрашивать не хочет, Обычай предков храня, Хозяин скромный... [57] «Не подумайте, - писал И. Крымшамхалов, - что я хочу идеализировать горца, сказать, что все только хорошее присуще одному ему, или что все горцы одинаково обладают хорошими качествами души и натуры». Однако он и его просвещенные соплеменники из горской интеллигенции были правы в том, что народ никогда не следует представлять носителем зла, а репрессии следовало бы направлять против отдельных его представителей, если они того заслуживают. [57, с.75]
Опытно-экспериментальная работа по использованию традиционного песенного творчества народов КЧР в воспитании чувства патриотизма у подростков в урочной и во внеурочной деятельности
Наряду с перечисленными экспериментальными мероприятиями основным содержанием опытно-экспериментальной работы по воспитанию чувства патриотизма у подростков было внедрение факультатива «Патриотические мотивы в эпических песнях традиционной музыки народов КЧР » в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных школ, а также специальный комплекс мероприятий, таких как родительские собрания, встречи, тематические вечера, вокально-хоровая работа, инсценировки музыкальных этюдов на историко-героические сюжеты и пр. Опытно-экспериментальная работа проводилась в СОШ №4 г. Карача-евска и СОШ №5. В формирующем эксперименте принимало участие 127 учащихся средних классов. По логической структуре доказательства гипотезы исследования, проводился параллельный эксперимент, то есть одновременно участвовали две пары групп: контрольные и экспериментальные. Из них 65 человек были отнесены к экспериментальной группе (ЭГ) и 62 человека - к контрольной (КГ). Анализ эффективности эксперимента проводился методом сравнения полученных результатов в контрольной и экспериментальной группах. Экспериментальные и контрольные группы были подобраны по принципу идентичности исходных данных (общий уровень развития и успеваемости учащихся, возраст, уровень сформированности чувства патриотизма, общий уровень нравственной культуры). Предположением эксперимента явилась теория о том, что проведение мероприятий по воспитанию патриотического начала (внедрение факультатива «Патриотические мотивы в эпических песнях традиционной музыки народов КЧР», родительские собрания, встречи, тематические вечера, вокально-хоровая работа, инсценировки музыкальных этюдов на историко-героические сюжеты и пр.) в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных школ, может способствовать формированию чувства патриотизма у подрастающего поколения. Педагогический эксперимент выступает как специально сконструированный процесс обучения. Суть педагогического эксперимента заключается в том, что в процесс обучения вносятся немаловажные, ключевые изменения в соответствии с гипотезой и задачами исследования. Объектом исследования в педагогическом эксперименте являются процессы воспитания и обучения. В соответствии с целью педагогического эксперимента мы различаем следующие его виды: констатирующий и формирующий, которые в ходе нашего исследования проводились не изолированно, а в неразрывной последовательности. Учитывая методологические требования к организации педагогического эксперимента, важно было обеспечить как можно более точный контроль за развитием экспериментальной ситуации. С этой же целью в начале и конце намеченного периода исследования были проведены подробные измерения, как в экспериментальных, так и в контрольных классах, касающиеся изменений в развитии чувства патриотизма подростков на основе сопоставления данных его исходного уровня с результатами, полученными в конце эксперимента. Построение работы по патриотическому воспитанию подростков в опытно - экспериментальной деятельности мы уделим внимание следующим аспектам: а) развитию их патриотических чувств; б) формированию способов деятельности учащихся; в) формированию патриотических знаний. В педагогическом исследовании, проанализировав педагогические взгляды выдающихся педагогов, мы, учли индивидуальные особенности школьников, их интересы, желания, потребности. Так же постарались, построить деятельность подростков во внеклассной работе более разнообразной, полезной, эффективной. Вместе с тем, безусловно, рассматривалась роль, функции учителя в данной деятельности. В процессе внеклассной работы для успешного выполнения нашей задачи мы старались учеников поближе познакомить с историей России, карачаевского народа, важно было, чтобы школьники знали о своих этнических корнях, а также во время внеклассных занятий мы знакомили учеников с национальной культурой, традициями. [190,с.143] Основными задачами опытно-экспериментальной работы нами были выделены следующие: 1. Создание модели по воспитанию чувства патриотизма у подростков. 2. Проведение комплекса мероприятий по воспитанию чувства патриотизма у подростков в учебной, внеучебной и внешкольной деятельности. 3. Выявление эффективности проделанной работы по воспитанию чувства патриотизма у подростков. 4. Подготовить научно-методические рекомендации по оптимизации процесса воспитания чувства патриотизма у подростков. При организации экспериментального исследования, направленного на воспитание чувства патриотизма у подростков, мы руководствовались теоретическими положениями, изложенными в первой главе. Система и методы воспитания чувства патриотизма в поликультурной среде рассмотрена нами в параграфе 1.2., таким образом, мы, не останавливаясь на этих компонентах модели, перейдем к основным этапам воспитания чувства патриотизма у подростков. Первостепенно была установлена задача определения специфических форм, методов и приемов работы с учащимися подросткового возраста. В выборе и определении форм, методов и приемов обучения мы руководствовались рядом принципов: 1. При выявлении наиболее эффективных методов обучения ведущим критерием предпочтительности должны выступать их развивающие возможности. 2. Формы, методы и приемы должны соответствовать содержательному компоненту процесса обучения, так как фольклорный материал требует особой подачи, способов предъявления, приемов развития и усвоения его детьми в отличие от других видов учебного материала. 3. Целесообразность выбора тех или иных методов обучения должна быть связана с принципом поэтапности в воспитании чувства патриотизма у подростков. При организации воспитательного процесса мы постарались раскрыть механизмы воздействия и определить обусловленные ими цели и содержания организационного воспитания.