Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эмоционально-ценностное самоопределение старшеклассников в школе художественно-эстетического направления Кашекова Ирина Эмильевна

Эмоционально-ценностное самоопределение старшеклассников в школе художественно-эстетического направления
<
Эмоционально-ценностное самоопределение старшеклассников в школе художественно-эстетического направления Эмоционально-ценностное самоопределение старшеклассников в школе художественно-эстетического направления Эмоционально-ценностное самоопределение старшеклассников в школе художественно-эстетического направления Эмоционально-ценностное самоопределение старшеклассников в школе художественно-эстетического направления Эмоционально-ценностное самоопределение старшеклассников в школе художественно-эстетического направления Эмоционально-ценностное самоопределение старшеклассников в школе художественно-эстетического направления Эмоционально-ценностное самоопределение старшеклассников в школе художественно-эстетического направления Эмоционально-ценностное самоопределение старшеклассников в школе художественно-эстетического направления Эмоционально-ценностное самоопределение старшеклассников в школе художественно-эстетического направления
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Кашекова Ирина Эмильевна. Эмоционально-ценностное самоопределение старшеклассников в школе художественно-эстетического направления : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Москва, 1998 193 c. РГБ ОД, 61:98-13/363-9

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОЙ СФЕРЫ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ В НОВЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХУСЛОВИЯХ

1. Теоретические исследования в области эмоционально-ценностного формирования личности

2. Методологические основы принципов деятельности школы художественно-эстетического направления

Выводы по первой главе

ГЛАВА П. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИНЦИПОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

1. Эффективность принципов деятельности художественно- эстетической школы в формировании эмоционально-ценностных отношений старшеклассников на примере изучения курса "Искусство и культура моего народа"

2. Эмоционально-ценностное самоопределение старшеклассников как одна из целей изучения предмета ''Искусство и культура моего народа"

Выводы по второй главе

ГЛАВА Ш. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СГАРШЕЮТАССНИКОВ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ

1. Организация экспериментально-опытного исследования

2. Диагностический анализ уровня эмоционально- ценностного самоопределения старшеклассников

Выводы по третьей главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

ПРИЛОЖЕІЇИЕ

Введение к работе

Актуальность исследования. В настоящее время российское общество находится в процессе модернизации. Преобразовательный потенциал переустройства социальных и политических условий жизни народа отражается и преломляется в школьном образовании. Современные социокультурные условия диктуют необходимость гуманизации как внутренней жизни человека, так и внешних проявлений его деятельности, реализации общечеловеческих ценностей. Именно школа определяет необходимость поиска такого содержания образования и воспитания, а также таких методик и технологий его внедрения, которые помогут школьникам самоопределиться: осознавая себя как личность, принимая моральные нормы общества, соотнося их с общественно значимыми нравственными принципами.

Вопрос гуманизации личности непосредственно связан с воспитанием и формированием эмоционально-ценностной сферы. В школьном образовании эмоционально-ценностная сфера интегрирована, так ее содержание определяет направление общего и интеллектуального развития личности, ее интересов, потребностей, что характеризует уровень ценностного сознания, для которого фактор целостного и ценностного развития личности является доминирующим.

В осознании творческих возможностей развивающейся личности на первый план поставлена необходимость воспитания потребности в признании общечеловеческих ценностей как абсолютных норм жизнедеятельности. При этом механизм ценностного сознания выявляется по совокупности представлений, суждений вкусов, переживаний, идей с помощью которых строит человек свое эмоциональное отношение с окружающим миром. В Российском образовании активизируется и становится приоритетной личностно ориентированная политика, а в учебных аланах увеличивается количество часов на предметы гуманитарного и художественного циклов (культурология, искусство, культура русского речевого общения, риторика, МХК и др.). Личностно-ориентированная политика реализуется в 1. "Типовом положении о средней школе (классах) с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла", способствующим специализации учащихся в рамках средней школы, а главное, содействующим развитию творческих способностей, духовной культуры учащихся; 2. "Концепции художественного образования как фундамента системы эстетического развития учащихся в школе", в которой изложены новые взгляды на цели образования -переориентации школы на цели воспитания личности. Указывается на то, что именно искусство, художественное воспитание является : той областью, которая может стать "ведущей в воспитании личности ребенка, его духовно-нравственных ценностей, эмоциональной отзывчивости, творческого и ответственного отношения к жизни".

Актуальность анализа фактора целостного и ценностного развития личности, ее самоопределения в культуре не вызывает сомнения, педагогические исследования этой проблемы приобретают все большее значение. Современное состояние изучения проблемы эмоционально-ценностного самоопределения личности в культуре определяется исследовательскими данными не только педагогики, но и таких наук как философия, психология, культурология, искусствоведение.

В исследованиях рассматриваются пути формирования эмоциональной личностной оценки (Л.М.Архангельский, Л.Н.Столович); ценностного сознания, фундаментом которого является эстетическое сознание. обладающее чувственным характером (Е.П.Велихов. В.П.Зинченко, Н.И.Киященко.

И.А.Коников, В.И.Самохвалова, Н.Л.Лейзеров); разрабатываются системы фундаментальных ценностей для освоения и личностного восприятия учащимися (О.Г.Дробницкий, В.П.Тугаринов, Л. М. Архангельский, С.Ф.Анисимов, А.Г.Здравомыслов,

Р.М.Рогова), на основе которых формируются ценностные ориентации личности (Л.Н.Столович, С.Х.Раппопорт). Используют анализ необходимых условий гуманизации личности с воспитанием эмоционального мира человека (В.К.Вилюнас, Б.И.Додонов, К.Изард, И.С.Кон, А.Н.Леонтьев, А.В.Мудрик, А.В.Петровский, А.П.Скрипник, -К.Б.Соколов, П.М.Якобсон). Учитывается положение о важнейшем федстве воспитания эмоционального мира человека, каким является искусство (Л.С.Выготский, А.Г.Асмолов, А.А.Мелик-Пашаев, И.Г.Сапего, К.Б.Соколов, А.В.Толстых, Г.Шеферн-Зиммерн).

К искусству как модели ценностного и целостного познания мира, помогающей индивиду получить конкретно-чувственный опыт обращаются педагоги, например, А.И.Буров, И.К.Скворцова. В.С.Собкин, Л.И.Божович, в работах которых определяется характер процессов общения с искусством школьников, формирования умений мыслить образами. Их выводы, что образное 'мышление дает возможность целостно воспринимать объекты, оценивать их, сравнивать одно целостное впечатление с другим, влияет на становление эмоциональной сферы личности, на характер ценностных ориентации, так как эмоциональное "вникание" в суть произведения искусства позволяет ассоциировать его с собственным жизненным опытом, со своим культурным кругозором и рождает чувство ценности (Б.В.Асафьев). Взгляд на искусство как мощный фактор воспитания гуманистической личности, непосредственно влияет на развитие идей различных подходов к использованию искусства как средства воспитания: от ценности отдельных видов искусства (В.В.Богатов, П.С.Писарский, Е.В.Волкова, Л.М.Пунаева и др.) до комплексного воспитания синтезом искусств (Н.К.Карпова, Л.И.Ильенко, С.И.Назарова, Б.П.Юсов).

Однако, несмотря на эффективность полученных сведений, их важность в научном и практическом плане в структуре научного знания существует потребность в исследованиях с позиции системно-функционального подхода, характера современных социокультурных условий, их роли в реализации общечеловеческих ценностей на современной методологической основе, в разработке восприятия и переживания этих ценностей, определения характера закономерностей их уровней и этапов эмоционально-ценности ого самоопределения школьников, т.е. феномена эмоционально-ценностной сферы человека, являющейся фактором целостного, ценностного развития личности, способной к самоопределению в культуре и др.

Все это позволило сформулировать проблему исследования -определить педагогические возможности эмоционально-ценностного самоопределения старших школьников.

Тема исследования - Эмоционально-ценностное самоопределение старщеклассников в школе художественно-эстетического направления.

Объект - педагогические закономерности формирования эмоционально ценностного самоопределения, его уровни, этапы, формы.

Предмет - эмоционально ценностное самоопределение старшеклассников в школе художеств енно-эстетического направления, как одного из типов культурологической школы.

Цель - организация учебного процесса в структуре художественно-эстетической школы и разработка авторского курса "Искусство и культура моего народа", как компонента эмощюнально-ценносгного воспитания старшеклассников средствами искусства.

Гипотеза - эмоционально-ценностное самоопределение старшеклассников будет эффективно, если: на интеллект, эмоции, этически-нравственные установки будет влиять сформированный общением с искусством эмоциональный опыт; управлять учебным процессом в целенаправленно созданной ценностной среде, богатой личностно значимым общением, направленным на получение эстетических эмоций, выражающих эстетическое отношение и восприятие действительности; выработать в процессе общения с искусством умение мыслить образами и целостно воспринимать окружающие явления, формировать самоопределение старшеклассников в культуре, опираясь на процесс социализации и эстетизации личности.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены задачи исследования:

Обосновать в социальном и педагогическом аспектах цели создания и организации деятельности школы художественно -эстетического направления: .

Определить место и роль художеств енно-эстетического воспитания и развития старших школьников в их эмоционально-ценностном самоопределении;

Смоделировать образовательный процесс в школе художественно-эстетического направления и определить эффективные педагогические средства формирования эмоционально-ценностной сферы школьников в процессе общения с искусством;

На основе представленного направления разработать содержание курса "Искусство и культура моего народа" в 8-11 классах, как компонента художественно-эстетического цикла и методические рекомендации к формированию эмоционально-ценностной сферы старших школьников в процессе изучения этого предмета.

Методологической основой исследования являются "Концепция художественного образования как фундамента системы эстетического развития учащихся в школе", а также приняты во внимание рекомендации "Типового положения о средней школе с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла"; аксиологические теории о формировании личности и ее ценностных ориентации; теория онтогенетического развития личности и ее формирования в деятельности - игре, познании, общении - в связи с условиями организации этой деятельности; фундаментальные положения психологии о роли эмоций в творческих проявлениях личности; теория художественного познания; концептуальные положения теории культуры; эстетического воспитания; философские, искусствоведческие концепции синтеза искусств.

Методы исследования: анализ современного состояния изучаемой проблемы в философии, психологии, педагогике; моделирование, синтез целостного воспитательного процесса, эмперическое исследование (изучение документов и результатов деятельности, включенное наблюдение, опросы устные и письменные -детей, родителей, учителей); эксперимент (констатирующий и преобразующий).

База исследования. Исследования проводились на базе общеобразовательных школ N996 и N594 г.Москвы, классической гимназией "Эллада" г.Москвы.

Этапы исследования: - подготовительный этап (1988 г.): изучение состояния проблемы в теории и практике и разработка программы развития

А л- А. Л Л. _\ А. іь школы с углубленным изучением предметов художеств енно-эстетического цикла; второй этап (1988-1990гг.): создание художеств енно -эстетических классов на базе школы 996 г.Москвы. Реализация содержания предметов художественно-эстетического цикла в их связи с гуманитарными предметами. Коррекция учебного плана. Организация внеклассной работы средствами художественно-эстетического направления. Психолого- педагогическая диагностика учащихся; третий этап (199Ы997 гг.): проведение эксперимента на расширенной базе: продолжение педагогического эксперимента в школе ,N996, в классах с частичным углублением художественно-эстетического воспитания в школе №594, в классической гимназии "Эллада". Выход на допрофессиональную подготовку учащихся школы Ш?96 (связи: школа - ВУЗ, школа -среднее профессиональное учреждение). Диагностика эмоциональной сферы и ценностных предпочтений учащихся. Формулирование окончательных выводов и оформление диссертации.

Научная новизна исследования:

Теоретически обоснованы условия эмоционально-ценностного самоопределения старшеклассников.

Разработана технология организации учебно-воспитательного процесса в школе художественно-эстетического направления базирующаяся на междисциплинарном анализе феномена "эмоционально-ценностное самоопределение"; предусматривающая целостный подход к формированию личности ученика, разностороннее раскрытие резервов творческого потенциала ребенка, усиленное пополнение эмоционального опыта за счет эстетических переживаний, вызванных целенаправленным общением С ИСКУССТВОМ.

Определены объем и содержание информативно-педагогического цикла проблем искусства, необходимых для формирования гуманистического мировоззрения старшеклассников: духовные проблемы искусства, традиционные представления и новаторские открытия, обеспечивающие стабильность, прогресс и связь вр ем ен в культуре, взаим овлияние культур; ассоциативная образность искусства.

Обоснованы организационно-педагогические основы и принципы деятельности школы художественно-эстетического направления.

Разработаны оптимальные формы процесса эмоционально-ценностного самоопределения старшеклассников.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработана модель художественно-эстетической школы с доминантой предметов изобразительного искусства, направленных на воспитание гуманистической личности с развитой эмоционально-ценностной сферой, готовой к самоопределению в культуре. Разработана технология организации учебно-воспитательного процесса в художественно-эстетической школе. Разработана программа и дидактические материалы курса "Искусство и культура моего народа", ориентированная на понимание основных проблем становления, развития и сохранения культуры. Разработаны методические рекомендации для учителей искусства, истории, МХК, с целью активизации эмоционально-образного ассоциативного языка искусства в обучении.

Апробация результатов исследования воплощалась в ходе организации и методического обеспечения опытно-экспериментальной работы в школах, в публикациях по теме исследования, лекциях для учителей курсов повышения квалификации РИПКРО и ИПК и ПРНО МО. Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на кафедре культуры и гуманизации ИПК и ПРНО МО, на Всероссийской научно-практической конференции работников образования "Преподавание предметов гуманитарно-художественного цикла в современных социокультурных условиях" (г.Москва,РИПКРО, 1994г.), на VII Международном научно-практическом семинаре "Язык. Общение. Бизнес." (г.Москва, ИПК ПРНО, МГУ,МГУК,МГПУ, 1996г.). На защиту выносятся:

Педагогические условия совершенствования процесса эффективного формирования эмоционально-ценностной сферы старшеклассников средствами искусства.

Принципы организации деятельности художеств енно-эстетической школы (или классов художественно-эстетического направления в общеобразовательной школе).

Теоретические исследования в области эмоционально-ценностного формирования личности

Изменение структуры общества обусловило переоценку ценностей, пересмотр идеалов. В масштабах государства идет интенсивный поиск новых форм общественного бытия. Социальный заказ определяет общественную ситуацию, на приоритет общечеловеческих ценностей, когда на первое место в школьном образовании и воспитании поставлено формирование эмоционально-ценностной сферы подрастающего поколения. Сегодня нельзя вести речь лишь о совершенствовании существующей школьной парадигмы. Совершенно очевидно, что для достижения своей главной цели - воспитания гуманистической личности, способной, включаясь в социум, участвовать в его развитии и сохранении, необходимо коренным образом пересмотреть содержание школьного образования и его задачи, которые направлены на саморазвитие личности, на формирование эмоционально-ценностной сферы учащихся, включающей в себя богатство эмоционального восприятия и переживания нравственных, эстетических, коммуникативных и других ценностей во всем их многообразии.

Анализ существующих точек зрения на поставленные выше вопросы показывает, что однозначного определения эмоционально-ценностной сферы пока нет, само словосочетание "эмоционально-ценностный" в литературе встречается крайне редко. Хотя исследований эмоциональной сферы, а также ценностных ориентации личности, тесно связанных с эмоционально-ценностной сферой интегративными процессами представлены достаточно широко.

Поэтому, раскрывая понятие "эмоционально-ценностного" обратимся к таким широко применяемым в современном человековедении понятиям как "ценность" и "эмоция", а также основаниям их объединяющим.

В Философском словаре "ценности" трактуются как "специфические социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества (благо, добро, зло, прекрасное и безобразное, заключенные в явлениях общественной жизни природы)... Наряду с предметными ценностями, которые являются объектами направленных на них интересов, в качестве ценностей выступают также некоторые явления общественного сознания, выражающие эти интересы в идеальной форме (понятия добра и зла, справедливости и несправедливости, идеалы, моральные нормативы и принципы)" (203).

Проблему иерархии ценностей рассматривали Н.А.Бердяев, М.Шелер, Э.Фромм. Они признавали существование "Высших ценностей", имеющих самоценный характер, и "низших ценностей", зависящих от качества связи с высшими (20, 2 И, 2Ю).

Многообразие классификаций ценностей обусловлено сложностью природы субъектно-объектных отношений, которые отражаются в виде этих ценностей. О.Г.Дробницкий выделяет два рода ценностей: предметные ценности, являющиеся объектами наших оценок и ценности сознания, выступающие в качестве высшего критерия для таких оценок (59, с.29).

Эффективность принципов деятельности художественно- эстетической школы в формировании эмоционально-ценностных отношений старшеклассников на примере изучения курса "Искусство и культура моего народа"

В настоящее время проблема гуманизации общества, воспитание личности в нравственном и эстетическом аспекте исследуется многими учеными.

Говоря о гуманизации личности, мы в первую очередь должны ставить вопрос о воспитании эмоционально-ценностной сферы учащихся. Эмоционально-ценностная сфера это сложное интегративное образование, определяющее направленность личности, ее интересы, потребности, уровень интеллектуального развития человека, она характеризуется целостным восприятием и является необходимым основанием к самоопределению старшеклассников. Именно искусство способно дать представление о целостном богатстве мира. Поэтому, используя информацию об искусстве, его нравственный и эстетический потенциал в педагогической деятельности мы можем надеяться на развитие эмоциональной сферы учащихся, включенность в социум позитивных ценностных ориентации.

Потребность признания общечеловеческих ценностей как абсолютных норм жизнедеятельности каждого индивида - одна из доминантных идей гуманизма, без этого ставится под сомнение само выживание человечества. Так, философия рассматривает пути формирования ценностного сознания личности и в первую очередь развитие эстетического сознания, помогающего эстетическому самоопределению человека (Е.П.Велихов, В.ПЗинченко, Н.И.Киященко, М.К.Мамардашвили, В.И.Самохвалова).

Сформированность понятия красоты, представления об эстетическом идеале, способности эстетического восприятия природы» эстетизации окружающей среды дают возможность правильного взаимодействия с миром, творческой самореализации человека. Эстетическое развитие способствует проявлению интеллектуальных способностей, формированию нравственных принципов отношения к окружающему, выработке гуманистической направленности человеческой деятельности. Эстетическое сознание наиболее объемная по своим содержательно-ценностным качествам форма сознания, так как оно отражает эмоциональное восприятие мира. Через эмоционально-эстетическое переживание факты внешнего мира получают личностно значимый смысл и становятся внутренне воспринятыми и осознанными мотивами к поведению.

Развитие совокупности представлений, суждений, вкусов, переживаний, идей, с помощью которых человек строит свое эмоционально-ценностное отношение с окружающим миром, формирует эстетическое сознание. Эстетическое же воспитание предстает прежде всего как формирование определенной системы ценностей, которая поможет ориентироваться человеку в мире. Эстетическое воспитание предполагает развитие эстетических чувств, художественных умений и навыков, способности к эстетическим суждениям, оценкам, отношениям.

Особенно показательны в этой связи эстетические отношения, рассматривая их бескорыстность, отмечаем, что человек в своих эстетических переживаниях живет жизнью другого человека, а своя собственная приобретает сверхиндивидуальный смысл (185, с.374). Чем бескорыстнее мотивы поступков и поведения, тем они нравственно и эстетически ценнее. Близость нравственных и эстетических чувств отмечают не только философы. Еще невропатолог и психиатр ААТокарский в 1895 году писал: "Нравственные чувства развиваются в точной параллели с эстетическими из одного источника достигают наибольшей интенсивности по отношению к наиболее организованной человеческой жизни" (195, сЛ7). Нравственные чувства способствуют нравственной ориентации, которая основывается на отражении человеком объективных явлений, воспринимаемых субъективно, ценностно, личностно. Категориями нравственности являются высшие человеческие ценности - совесть, справедливость, сочувствие, добро, любовь. Интуитивно воспринятые нравственные требования усваиваются лишь в результате их эмоциональной личностной оценки. Совокупность категорий, характеризующих художественное, эстетическое, нравственное сознание позволяет говорить о сформированности у индивида эмоционально-ценностной сферы.

Организация экспериментально-опытного исследования

Реальная образовательная парадигма, существующая с XVII века, приходит в противоречие не только с необъятными, стремительно изменяющимися научными данными, но и с психологическими особенностями современных детей, с потребностями социума, направленными на гуманистическое развитие ученика путем личностно ориентированного образования.

Вопрос о том, как приблизить концепцию образования к структуре современного детства вот уже несколько десятилетий занимает умы психологов и педагогов всего мира. Этим можно объяснить возникновение новых школ на Западе и появление их в последние годы у нас, провозглашающих в качестве основной ценности - развитие личности в процессе образования. Эти школы получили название "свободных" или "альтернативных". Принцип этих школ состоит в том, что образование - это развитие, идущее от природных способностей ребенка; в отличие от существующей парадигмы образования , говорящей, что образование - это процесс преодоления природных наклонностей и формирование личности путем привития определенных научных знаний и социальных навыков.

Мы не можем не согласиться с глубоко гуманистической основой современных образовательных идей. Но в то же время надо отметить, что культура не возникает в индивиде сама по себе. Для самоактуализации личности необходима не только определенная информация, но и образцы, эталоны, ценности, на которые она может ориентироваться.

Другой вопрос "как предоставить ребенку эту информацию и "что" брать за образцы? Вели образцы, ценности мы смогли уже обозначить в данном исследовании, то вопрос "как" в гуманистической педагогике остается открытым, так как зависит от уникальности каждого отдельного индивида и уникальности сложившейся ситуации. Исходя из этого мы можем предположить, что при таком управлении образовательным процессом, когда педагог будет опираться на природные способности каждого ребенка и вместе с тем создавать для него ценностную среду, богатую личностно значимым общением, направленным на получение эстетических эмоции, выражающих эстетическое отношение и восприятие действительности; самоопределение школьника в культуре будет происходить как социализация личности.

В ходе пересмотра концепции образования и направление его в гуманистическое русло в настоящее время создаются специализированные школы, гимназии, лицеи в которых идет поиск новых форм и содержания образования. Мы знакомы с деятельностью ряда московских и подмосковных школ (школа №351, школа-гимназия №43, гимназия №1543, школы №548, 594, 936, школа-кинолицей №1057, лицей "Надежда" г.Москвы; школы №3 г.Мытищи, №5 г. Дубна, №7 гЛыткарино, №! г.Чехов, №3 г.Видное и щ .) ведущих работу в этом направлении. Анализ их наработок позволяет нам сделать вывод, что в настоящее время в этом направлении наметились три тенденции:

1.В учебный план школы кроме общеобразовательных предметов вводятся 2-3 курса гуманитарно-эстетического направления: Москвоведение, история религии, история цивилизаций, культурология, эстетика, этика, МХК и т.п., ориентированные на расширение кругозора учащихся. Набор этих предметов, как правило, случаен и зависит от квалификации педагогов.

2. Создание специализированных классов с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла, ориентирующих учащихся на профессиональные занятия в том или ином виде искусства. Такие классы фактически дублируют работу детских школ искусства: музыкальных, хоровых, художественных, танцевальных и т.д., адаптируя их образовательные программы для школ.

3. Специализированные классы с комплексом художественных дисциплин, ориентированные на знакомство учащихся с определенными видами искусства, народными промыслами на уровне умений и навыков в приемах работы этих промыслов.

Все эти тенденции характерны для сегодняшнего исторического момента, переживаемого нашей страной. Как отмечает психолог НАминов: "Чем сильнее ощущается в обществе дух свободы и право личности на самоопределение, тем более приоритетной становится персонологически (личностно) ориентированная политика в образовании: увеличение в учебных планах места предметов гуманитарно-художественного цикла и эстетизации предметов естественно-технического типа" (4, с.9).

Похожие диссертации на Эмоционально-ценностное самоопределение старшеклассников в школе художественно-эстетического направления