Содержание к диссертации
стр.
ВВЕДЕНИЕ^ I
ГЛАВА. I. ГЩЛГОШЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ЗРИТЕЛЬНОЙ НАГЛЯДНОСТИ В ПРОЦЕССЕ
СЛУШАНИЯ МУЗЫКИ. 10
I. Развитие музыкального восприятия -
ва ннейшая психолого-педагогич еская
проблема 10
2. Использование зрительной наглядности
при обучении музыке в казахской шко
ле 20
3. Содержание музыкального образования
в 4-5 классах казахских школ 40
ГЛАВА П. ЗРИТЕЛЬНАЯ НАГЛЯДНОСТЬ КАК ФАКТОР
АКГИБЙЗАЩИ СЛУШАНИЯ МУЗЫКИ 57
I. Роль зрительной наглядности в музыка
льном восприятии школьников 57
2. Система средств формирования музыкаль
ного восприятия с использованием зри
тельной наглядности 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 139
БИБЛИОГРАФИЯ 146
Введение к работе
Образование, обучение, коммунистическое воспитание должны обеспечивать всестороннее развитие подрастающего поколения, формирование диалектико-материалистического мировоззрения, идейно-политических взглядов и убеждений, нравственного поведения, подготовку к трудовой деятельности. Важнейшей составной частью коммунистического воспитания является эстетическое воспитание. В документах партии и правительства, посвященных школе, ее организации и совершенствованию постоянно уделяется определенное внимание. В частности, в материалах июньского (1983г.) Пленума ЦК КПСС указывается, что школа должна обеспечить своим питомцам возможность "на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному творчеству" (7;2). Ведущим компонентом эстетического воспитания является музыкальное обучение и развитие учащихся.
В "Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы" сказано: "Важнейшая задача - значительное улучшение художественного образования и эстетического воспитания учащихся. Необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства. Лучше использовать в этих целях возможности каждого учебного предмета, особенно литературы, музыки, изобразительного искусства, эстетики, имеющих большую познавательную и воспитательную силу" (см.
Это указание мы расцениваем, как высокий ориентир в нашей деятельности и как методологический принцип в определении собственных позиций исследователя и педагога-практика (см.
"О реформе общеобразовательной и профессиональной школы". Сборник документов и материалов. Политиздат, 1984, стр.48).
Музыкально-эстетическое воспитание в современных общеобразовательных школах Казахстана развивается и совершенствуется. Однако есть еще ряд проблем, которые до сих пор не разработаны применительно к потребностям жизни.
Одним из нерешенных вопросов является вопрос формирования музыкального восприятия школьников, являющегося основой выполнения задач музыкально-эстетического воспитания в целом. Уметь слушать музыку и воспринимать ее осмысленно и творчески - задача трудная, особенно для школьников младшего, среднего возраста. Поэтому учителю необходимо использовать весь арсенал имеющихся средств воздействия на слух, зрение учащихся с тем, чтобы вызвать у них полноценное содержательное представление о музыкальных образах. Большая роль при этом отводится зрительной наглядности. Наша многолетняя практика показала, что именно при широком использовании зрительной наглядности осуществляется взаимосвязь слухо-зрительных анализаторов, что усиливает восприятие музыкального образа, углубляет понимание содержания музыкального произведения.
В диссертационной работе раскрывается роль использования зрительной наглядности в процессе слушания музыки. Зри~ тельная наглядность, как вспомогательное средство восприятия, вызывает у каждого школьника полноценное образное ощущение. К средствам наглядности на уроках слушания музыки мы относим художественную литературу, изобразительное искусство и технические средства, которые дополняют слуховую наглядность и в сочетании с нею служат прочной основой музыкальных навыков восприятия. Использование всех видов наглядности в
— 3 —
совокупности дает возможность содержательно и эффективно-качественно провести уроки слушания музыки. Кроме того, способность и умение понять содержания музыкального произведения, представить его образы, дополнить их игрой воображения, размышлять при этом, повышают музыкально-эстетическую культуру учащихся, расширяют их кругозор, углубляют знания, благотворно влияют на их память, художественный вкус, слух.
Музыкальное восприятие в настоящее время в общеобразовательных школах характеризуется определенными успехами. Оно развивается. Однако в работе учителей музыки есть существенные недостатки: не во всех школах организован процесс слушания музыки, репертуар, включенный в программу, однообразен, нет методических указаний, которые могли бы быть использованы в процессе слушания музыки и др.
Таким образом, отмечаем объективно существующее противоречие: повышение требований к музыкально-эстетической культуре школьников, вытекающих из необходимости совершенствования всего дела воспитания и обучения подрастающих граждан (социальный заказ), и несовершенство практической постановки музыкального развития детей, еще сохраняющееся в условиях современной школы, В преодолении этого противоречия мы видим суть проблем, в решение которых намерены внести посильный вклад.
Проблемы музыкально-эстетического воспитания и, в частности, образовательно-воспитательного влияния слушания музыки освещаются в трудах О*А,Апраксиной, Ю.Б.Алиева, Е.Я.Гембицкой, Б.Гизатова, Н.Л.Гродзенской, В.Г.Ерзаковича, Б.Д.Кабалевского, В.Н.Шацкой, М.А.Румер, П.М.Момынова. В их работах рассматриваются вопросы организации, содержания,
методов и средств музыкального образования и воспитания, характеризуется значение слушания музыки в процессе обучения, даются некоторые методические рекомендации повышения эффективности обучения музыке, некоторые методические рекомендации повышения эффективности обучения в общеобразовательных школах.
Продолжая развивать идеи, выдвинутые перечисленными авторами, мы, темой своего исследования, взяли использование зрительной наглядности в процессе слушания музыки с целью улучшения музыкального образования и воспитания учащихся 4-5 классов школ с казахским языком обучения.
Было уже сказано, что уметь слушать музыку и воспринимать ее творчески- задача сложная. Учителю приходится использовать богатый арсенал средств, содействующих полноценному восприятию музыкального произведения» Зрительная наглядность, как важнейшее средство активизации музыкального восприятия. Она усиливает воздействие на школьников музыкального искусства. К средствам зрительной наглядности на уроках музыки мы относим произведения живописи: репродукции картин художников, иллюстрации и другие виды изобразительного искусства, кото~ рые особенно эффективны в сочетании с использованием произведений художественной литературы, технических средств обучения и др. В совокупности все эти средства облегчают процесс усвоения музыкального произведения и служат прочной основой совершенствования психических механизмов восприятия,
В диссертационной работе говорится об опыте работы казахских школ по развитию у учащихся 4-5 классов навыков слушания музыки. Выделяя для исследования в качестве существенного компонента урока слушания музыки, мы считаем, что формирование музыкального восприятия зависит от умелого'исполь»
- 5 —
зования различных видов и средств зрительной наглядности, что позволяет школьнику овладеть содержанием музыкального произведения, почувствовать его чарующее влияние.
Таким образом, использование всего многообразия средств зрительной наглядности при слушании музыки обеспечивает взаимосвязь слуховых и зрительных анализаторов. Это усиливает восприятие музыкального образа, углубляет осмысление содержания музыкального произведения, развивает эмоциональную и духовную культуру учащихся»
Объектом исследования является процесс обучения музыке учащихся с казахским языком обучения»
Предметом исследования является музыкально-эстетическое обучение и воспитания в процессе слушания музыки с использованием различных видов наглядности.
Гипотеза. При проведении исследования мы исходили из предположения, что: полнота и уровень музыкального восприятия, умение слушать музыку находятся в прямой зависимости от использования многообразия видов зрительной наглядности: произведений живописи, графики, художественной литературы, отрывков из кинофильмов, применения технических и других средств, так как сочетание зрительных и слуховых ощущений и представлений усиливает эмоциональное отношение учащихся к музыкальному произведению, его восприятие и осмысление; введение зрительной наглядности в процесс слушания и восприятия музыки вносит четкость в условные музыкальные образы, стимулирует работу воображения, повышает музыкальную и общую культуру учащихся.
Цель исследования. Определить влияние различных видов наглядности, применяемых в процессе слушания музыки на раз-
витие у учащихся 4-5 классов казахских школ музыкального восприятия, воображения, мышления, на становление их музыкально-эстетической культуры.
Задачи исследования: I. Выявить комплекс видов и средств зрительной наглядности, используемых в процессе слушания музыки, их влияния на формирование музыкального восприятия, усвоение изучаемых музыкальных произведений»
Определить условия, обеспечивающие возможности полноценного использования зрительной наглядности в процессе слушания музыки с целью решения задач музыкального обучения и воспитания школьников,
Психолого-педагогически обосновать значение зрительной наглядности в музыкальном восприятии школьников и правомерность использования многообразных методов и форм ее применения на уроках с целью вооружения учащихся музыкальными знаниями и умением слушать музыку.
На основе обобщения опыта учителей казахских школ
и опытно-экспериментальной работы по использованию зрительной наглядности в процессе слушания музыки с целью музыкального обучения, воспитания и развития учащихся определить пути совершенствования практической постановки этого дела*
Методологической основой исследования являются произве-дения классиков марксизма-ленинизма, документы ЦК КПСС и Советского правительства по вопросам коммунистического воспитания, образования и обучения подрастающего поколения.
Методика исследования. Исследование проблемы велось в течение десяти лет (1972-1982 гг.), На первом этапе в 1972-1974 гг. было выявлено состояние теоретического и практического решения основных вопросов исследования в научно-педа-
гогическои литературе и школах, определены экспериментальные школы, проведен констатирующий эксперимент с целью определения музыкальной подготовленности учащихся 4-5 классов казахских школ, уровней развития их музыкального восприятия.
На втором этапе - в 1975-1980 гг., в соответствии с программой музыки для казахских школ, был произведен отбор содержания тематики для эксперимента, определены основные виды зрительной наглядности, применяемые при слушании музыки с целью развития музыкального восприятия, привития умения слушания музыки и др., проведен обучающий и констатирующий эксперименты, охарактеризованы результаты экспериментально-опытной работы.
На третьем этапе - I98I-I982 гг. была проведена проверка в школах разработанной методики использования зрительной наглядности в процессе слушания музыки, а также литературное оформление диссертации.
Методы научно-педагогического исследования; изучение методологических источников, теоретический анализ педагогических и литературных источников, наблюдение, анкетирование, беседа, изучение школьной документации, изучение и обобщение передового опыта, констатирующий и обучающий эксперимент и др. Опытно-экспериментальная работа проводилась в школах Jfi№ 2, 4, 9 г.Алма-Аты.
Научная новизна и практическая значимость. Охарактеризовано влияние многообразных видов наглядности, применяемых в процессе слушания музыки в 4-5 классах казахских школ, на развитие музыкального восприятия, формирование умения слушать музыку. Разработана, применительно к школьной программе, система уроков, обеспечивающая музыкальное обучение и
~ 8 -воспитание учащихся; выявлены эффективные формы и методы применения зрительной наглядности в процессе слушания музыки.
Практическая значимость исследования состоит в разработке методических рекомендаций, позволяющих плодотворно использовать возможности уроков слушания музыки с применением зрительной наглядности для формирования музыкального восприятия, развития музыкальных вкусов, чувств и общей культуры школьников.
Результаты исследования опубликованы в статьях и получили положительные отзывы педагогической общественности.
Апробация. Предложенная методика и рекомендации апробированы в ходе экспериментальной работы в казахской школе-интернате № 2, казахских школах № 8, № 4 и дали положительные результаты. Основные итоги работы были доложены на XXI Республиканских педагогических чтениях (1978), на научно-практических конференциях НИИ педагогических наук (1978-1980 гг.) и получили одобрение.
Структура диссертации продиктована логикой исследования. Определив сущность проблемы научного поиска» его цель, задачи, и гипотезу мы проанализировали и оценили достигнутое в педагогической теории и на практике (применительно к условиям казахской школы) в области использования зрительной наглядности на уроках музыки, что составило содержание I главы ("Педагогические проблемы использования зрительной наглядности в процессе слушания музыки"). Установление собственных теоретических позиций позволило объективно оценить роль зрительной наглядности в повышении педагогической эффективности процесса слушания музыки, разработать и оценить программу опытно-экспериментальной работы в аспекте нашего исследова-
ния. Процесс и результаты этой части работы составили содержание П главы ("Зрительная наглядность как фактор активизации слушания музыки"). Основные выводы по исследованию и практические предложения по совершенствованию обучения учащихся восприятию музыки оформлены в заключении.
Основное содержание данной диссертации отражено в публикациях: