Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление эстетического вкуса в трудовой подготовке учениц 5-8 классов современной школы Сарже Анна Владимировна

Становление эстетического вкуса в трудовой подготовке учениц 5-8 классов современной школы
<
Становление эстетического вкуса в трудовой подготовке учениц 5-8 классов современной школы Становление эстетического вкуса в трудовой подготовке учениц 5-8 классов современной школы Становление эстетического вкуса в трудовой подготовке учениц 5-8 классов современной школы Становление эстетического вкуса в трудовой подготовке учениц 5-8 классов современной школы Становление эстетического вкуса в трудовой подготовке учениц 5-8 классов современной школы Становление эстетического вкуса в трудовой подготовке учениц 5-8 классов современной школы Становление эстетического вкуса в трудовой подготовке учениц 5-8 классов современной школы Становление эстетического вкуса в трудовой подготовке учениц 5-8 классов современной школы Становление эстетического вкуса в трудовой подготовке учениц 5-8 классов современной школы
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Сарже Анна Владимировна. Становление эстетического вкуса в трудовой подготовке учениц 5-8 классов современной школы : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : СПб., 1997 156 c. РГБ ОД, 61:98-13/50-8

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА В ТРУДОВОЙ ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНИКОВ 10

1 1. Эстетический вкус как философская и нравственная категория 10

1.2. Основа становления эстетического вкуса -мотивационно-потребностная сфера личности 24

1.3. Основа становления эстетического вкуса - активность личности в творческой деятельности 37

Глава II. ОПЫТ СТАНОВЛЕНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕВОЧЕК 5-8 КЛАССА. 49

2.1. Пробуждение эстетических чувств и осмысление ученицами понятия "эстетический вкус" в жизнедеятельности школы 50

2. LI. Погружение в мир красоты 50

2.1.2. Приобретение знаний о законах красоты и умений, необходимых для её создания 57

2.2. Возникновение и удовлетворение потребности учащихся действовать в соответствии с законами красоты 69

2.3. Результаты опытной работы по становлению эстетического вкуса у школьниц 5-8 класса школы "Ремёсел и искусств" 87

2.3.1. Методика изучения уровня сформированное эстетического вкуса 87

2.3.2. Характеристика уровня сформированности эстетического вкуса учениц школы до специальной работы по формированию 93

2.3.3. Характеристика уровня сформированное эстетического вкуса учениц, участвовавших в специально организованной работе 99

2.3.4. Монографические характеристики учениц-представителей разных групп по первоначальному уровню сформированности эстетического вкуса .110

2.4. Комплекс условий организации эстетической творческой деятельности учащихся с целью становления эстетического вкуса 120

2.4.1. Единство учебной и внеучебной работы 120

2.4.2. Целостность учебно-воспитательного процесса .128

2.4.3. Эмоциональная окрашенность деятельности 132

2.4.4. Успешность индивидуальной, групповой и коллективной деятельности 134

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 137

БИБЛИОГРАФИЯ 142

Введение к работе

Трудовая подготовка школьников - одна из коренных проблем современной системы народного образования.

Трудовая подготовка школьников в органичном сочетании с общеобразовательной помогает выпускникам школ с учетом потребностей общества и своими склонностями и возможностями выбирать профессию, сферу труда, продолжение образования.

Идеи трудовой подготовки учащийся молодёжи, заложенные в Законе Российской Федерации "Об образовании" (1992 год), нашли отражение в концепции трудовой подготовки учащихся общеобразовательных школ, разработанной коллективом НИИ трудового обучения и профессиональной ориентации АПН РФ и концепции "Трудовая подготовка подрастающего поколения и учащийся молодежи в условиях непрерывного образования", подготовленной ВНИК при Государственном Комитете по Народному Образованию.

Закон "Об образовании" открыл новые возможности для реализа ции творческих потенциалов учителей и удовлетворения разнообраз ных образовательных потребностей учащихся, требований их родите лей. Вместе с тем Закон предусмотрел закрепление: передового опыта образовательных учреждений и общественных требований к уровню образованности учащихся, условиям их образования в виде государ ственного образовательного стандарта. :и

Закон "Об образовании" предоставляет большую свободу образовательным учереждениям в разработке собсгвенных образовательных программ, признаёт необходимость гибкого учёта в этих программах региональных социокультурных особенностей.

Решение проблемы трудовой подготовки современного школьника предполагает воспитание устойчивой привычки трудиться в сочитании с осмысленным, качественным, творческим отношением к выполнению любого дела, что предполагает сочетание в личности общетрудовых, специальных, творческих умений, а также развитие духовного мира личности, на который огромное влияние оказывает красота.

Эстетика, искусство призваны одухотворить труд, украсить быт и облагородить человека. Общение с прекрасным доставляет ему ни с чем не сравнимую радость, помогает глубже познать "диалектику ду-ши'1, обогащает нравственно, развивает творческие силы.

Однако характер воздействия прекрасного во многом зависит от уровня эстетической образованности и воспитанности человека, особенно юного. Не секрет, что порой подростки не умеют отличить истинную красоту в произведениях искусства от ложной "красивости', не замечают прекрасного в природе, труде, поведении людей. Таким образом, необходимо познакомить учащихся с важнейшими эстетическими понятиями, сформировать способность к самостоятельным суждениям и оценкам, а также потребности следовать им на практике.

Актуальность исследования во-многом определяется возникшими в современном обществе противоречиями между нормами эстетики и реальным их воплощением в общественном опыте, между потребностью молодёжи в овладении красотой и неудовлетворённостью методическим оснащением эстетического воспитания, между требованиями государственного стандарта по воспитанию личности и содер-; жанием учебных программ.

Эти противоречия могут быть решены в трудовой подготовке школьников. Само эстетическое воспитане школьников в трудовой подготовке является нерешенной проблемой. Частным вопросом эстетического воспитания рассматривается становление эстетического вкуса, которое особенно необходимо для девочек, будущих матерей № воспитателей целого грядущего поколения. Не развитый эстетический вкус снижает социальные и воспитательные функции женщины. Именно в школе в трудовой подготовке должно осуществляться становление эстетического вкуса девочек.

Данное обстоятельство обусловило настоятельную необходимость активного поиска решения данной проблемы и разработки адекватных цели и задачам трудовой подготовки учениц технологий учебно-воспитательной работы по формированию у них эстетического вкуса.

Анализ специальной литературы по проблеме исследования показал, что рассматривались, главным образом, категориальная сторона эстетики, эстетического вкуса, а также процесс формирования эстетической культуры в целом; мало исследовался процесс формирования эстетического вкуса и почти совсем не подлежала изучению методика формирования эстетического вкуса в трудовой подготовке школьников.

С учётом актуальности и научно-практической значимости проблемы, а также её недостаточной разработанности в теории и практике трудовой подготовки, был сделан выбор темы диссертационного исследования, которая сформулирована следующим, образом: "Становление эстетического вкуса в трудовой подготовке учениц 5-8 классов современной школы."

Цель исследования: Теоретическое обоснование и практическая реализация процесса становления эстетического вкуса в трудовой подготовке учениц 5-8 классов современной школы.

Объект исследования: Трудовая подготовка учениц современной школы.

Предмет исследования: Становление эстетического вкуса в.трудовой подготовке учениц 5-8 классов современной школы.

Гипотеза исследования, включает предположения о том, что:

Становление эстетического вкуса в трудовой подготовке - явление длительное, этапное, в котором личность вначале погружается в многообразное содержание красоты, раскрывающейся ей во всей жизнедеятельности, потом в соответствии со своими индивидуальными возможностями находит способ "присвоить" раскрывающиеся ей элементы красивого; "присвоив" себе элементы красоты, личность поступает в деятельности и отношениях соответственно законам красоты.

Становление эстетического вкуса в трудовом обучении может осуществляться в деятельности, связанной с обучением учениц обслуживающему труду и декоративно-прикладному искусству.

В обучении обслуживающему труду и декоративно-прикладном у искусству будет формироваться эстетический вкус, если будут соблюдаться следующие условия его организации: будет учитываться ведущая характеристика направленности личности школьников - их мотивационно-потребностная сфера; обучение обслуживающему труду и ДПИ будет предусматривать развитие творческой активности учащихся и реализацию их развивающихся потребностей в присвоении прекрасного как эстетических ценностей; стандартная образовательная программа "Технология" будет направлена не только на приобретение учащимися технико-технологических знаний и умений в области технологии обработки ткани и пищевых продуктов, художественной обработки материалов, но и на самореализацию личности в этих видах деятельности, как ведущего механизма становления их эстетического вкуса; прикладная программа обучения ("Технология", построенная по модульному принципу проектирования,) будет предусматривать единство учебной и внеучебной деятельности учениц как базу становления эстетического вкуса.

Цель, предмет и гипотеза определили следующие задачи исследования: охарактеризовать ведущие идеи исследования на основе теоретического анализа философской, социологической, психолого-педагогической литературы и специальных исследований; разработать теоретически и экспериментально обосновать технологию становления эстетического вкуса в процессе трудовой подготовки; разработать и внедрить в практику трудовой подготовки учениц современной школы программу 'Технология", ориентированную на становление эстетического вкуса; определить комплекс педагогических условий, обеспечивающих становление эстетического вкуса; разработать методику выявления уровня развития эстетического вкуса учениц.

Для реализации гипотезы и решения поставленных задач исследования использованы следующие методы: теоретический анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы и специальных исследований; изучение, анализ и обобщение реального педагогического опыта учителей трудового обучения; диагностические методы (анкетирование, интервьюирование, беседа); обсервационные методы (самонаблюдение, самооценка, прямое и косвенное наблюдение); прогностические методы (метод экспертных оценок, обобщение независимых характеристик, моделирование); анализ продуктов деятельности; экспериментальные методы (констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты); ретроспективный и послеоперационный анализ собственной педагогической деятельности; методы статистической обработки эмпирических данных.

Исследование строилось в русле следующих теоретических концепций: о личности как субъекте деятельности, общения и собственного развития (Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Г.И.Щукина, А.К.Громцева); об активности и самостоятельности личности как характеристике субъекта деятельности (С.Г.Вершловский, В.И.Гинецинский, В.Ю.Кричевский, К.Д.Радина, Н.Ф. Радионова, С.А.Расчётина, Е.В.Титова, А.П.Тряпицына); о формировании эстетической культуры личности (М.А.Верб); об убеждениях, как одном из внутренних механизмов развития субъектной позиции личности в деятельности (Т.К.Ахаян); об успешности в обучении и воспитании как одном из ведущих принципов развития и саморазвития личности (Е.И.Казакова).

Требования современной общеобразовательной школы определяла Петербургская концепция воспитания.

В исследовании нашёл отражение личный опыт работы диссертанта в качестве учителя трудового обучения и председателя методического объединения учителей трудового обучения и ИЗО общеобразовательной школы, а также ассистента кафедры методики обучения технологии и предпринимательству РГПУ имени А.И.Герцена.

Исследование проводилось в 1992-1997 годах.

База исследования: констатация сформированности эстетического вкуса у девочек до опытной работы проводилась в школах 247, 269, 291 г.Санкт-Петербурга, опытная работа была организована в средней общеобразовательной школе №269 "Ремёсел и искусств" Кировского района г. Санкт-Петербурга. В констатирующем эксперименте приняли участие девочки шести пятых классов (90 человек). В формирующей работе приняло участие 30 учениц школы №269 "Ремёсел и искусств".

Эстетический вкус как философская и нравственная категория

Эстетика, как философская наука, обладает собственными категориями, посредством которых она познаёт действительность и формулирует результаты своего познания. В этих категориях отражается опыт художественного познания, специфические закономерности эстетического освоения мира человеком.

Категория вкуса является пограничной категорией по отношению к сфере "эстетического" и "художественного". Если эстетические категории относятся ко всей широкой сфере деятельности человека "по законам красоты", то художественные категории характеризуют только область художественного творчества. Вкус же, с одной стороны, выступает как признак совершенства, как качество, необходимое для полноценного эстетического развития личности, безотносительно к тому, занимается ли эта личность искусством или нет. С другой стороны, на протяжении многих веков во вкусе видели признак художественного таланта. (172,с.317)

Эстетический вкус - это способность человека по чувству удовольствия или неудовольствия дифференцированно воспринимать и оценивать различные эстетические объекты, отличать прекрасное от безобразного в действительности и в искусстве, различать эстетическое и неэстетическое, обнаруживать в явлениях черты трагического и комического. По отношению к оценке произведений искусства эстетический вкус конкретизируют как художественный вкус. (180,с.42) Вкус есть способность избирательно-оценочного отношения к эстетическим объектам, умение отличать прекрасное от безобразного на основе глубокого знания законов эстетики.

Вкус может проявляться не только в избирательно-оценочном отношении к эстетическим объектам, но и в процессе созидательной деятельности человека (И.Л.Маца, А.П.Велик).

Древние мыслители задумались над особенностями эстетического отношения человека к действительности, пытались их классифицировать. Появились понятия прекрасное (безобразное), трагическое, комическое, несколько позже возвышенное (низменное). Большинство мыслителей того времени полагали, что прекрасное присуще самой действительности. Одним понятием космос древние греки обозначали Вселенную и красоту. Одни и те же понятия - гармония, мера - они употребляли для характеристики окружающей действительности, поведения человека и искусства. Они считали, что искусство подражает действительности не только в том смысле, что оно воспроизводит его стороны, но и поскольку следует присущим действительности законам. Так, Гераклит, считая, что гармония мира есть результат сочетания противоположностей, борьба которых, определяя его непрерывное изменение, определяет и его красоту, утверждал, что искусство достигает красоты лишь благодаря сочетанию противоположностей. Пифагорейцы, придавая особое значение исследованию числовых отношений, как определяющих сущность Вселенной, сущность всех вещей, высказывали интересные соображения, связанные с достижением гармонии в искусстве и неутратившие своего значения до сих пор.

Сократ и его ученики также пытались объяснить сущность прекрасного. Они сближали прекрасное с его практической целесообразностью, определяя прекрасное через пригодность и полезность. Эстетическая теория Платона по своему содержанию противостояла этой теории, но всё же она примерно одинаково характеризовала формальные признаки прекрасного (соразмерность, симметрия). Аристотель, как последователь Сократа, пытался объяснить сущность прекрасного с позиции развитой им объективной телеологии: основу прекрасного составляет система отношений как внутри самой вещи, так и во внешних взаимодействиях её с другими вещами, со средой. Он выдвигал тезис о том, что в прекрасном важна качественная определённость частей, важна своеобразная природа вещей. Аристотель выдвигал на первый план такие признаки прекрасного как единство, цельность и важнейшими видами прекрасного считал определённость, слаженность, соразмерность, т.е. гармонию. (14, с. 131) Вся теория Аристотеля пронизана деятельностью человека в прекрасном, что особо ценно для нашего исследования.

В истории эстетики интерес к проблеме эстетического вкуса проявился уже в ХУ11 в. Одно из первых употреблений термина "вкус" в эстетическом смысле принадлежит известному испанскому мыслителю Грасиану-и-Моралес в трактате "Настольный предсказатель" (1647), где вкус определяется как познание прекрасного и оценка произведений искусства.

Основа становления эстетического вкуса -мотивационно-потребностная сфера личности

Вывод об индивидуальности эстетического вкуса предложил нам рассмотреть мотивационно-потребностную сферу личности как основу его становления. В данном параграфе мы стараемся показать теоретические исследования, в которых основой формирования личностных качеств являются мотивы поведения. Среди всех,анализируемых исследований мы пытаемся найти наиболее преемлемую для нашей опытной работы последовательность становления эстетического вкуса к&к явления, опосредованного индивидуальными особенностями учащихся и организацией формирования.

Богатство мотивационно-потребностной сферы личности, наиболее ярко выражающее её неповторимую индивидуальность, во многом определяет нравственные качества человека, которые по мнению ряда психологов, педагогов оказывают существенные влияния на успешность творческой деятельности (Д.Б.Богоявленская (32), А.Эйнштейн, В.А.Сухомлинский (155-159), Ш.А.Амонашвили (7,8)).

Нравственные качества человека во многом определяют его позицию в поиске, которая наряду с рефлексией, личностным смыслом деятельности, определяет цель и результативность творчества, его характер, направленность. Это прежде всего относится и к формированию эстетического вкуса, который находится в прямой зависимости от ценностных ориентации, потребностей, направленности личности.

Понимание этой зависимости вызвало необходимость для нахождения теоретических основ становления эстетического вкуса рассмотреть феномен направленности личности, её ценностных ориентации, нравственных убеждений, их взаимосвязи в процессе целостного развития личности.

Психологи различно характеризуют направленность личности"как своеобразное переживаемое избирательное отношение к действительности", "как доминирующее, решающее и определяющее отношение" (В.Н.Мясищев (125) ), как "систему побуждений, определяющих избирательность отношений и активность человека" (А.Г.Ковалёв (96)). Направленность личности, полагают они, конструирует её целевые и программные отношения, которые определяются и выражаются в мировоззрении, нравственных убеждениях, мотивах, ценностных ориентациях, интересах человека. Эти духовные ценности, независимо от того, представлены ли они неосознанными установками или осознаными намериними, уже сами по себе понуждают активность личности.

Учёные считают, "направленность личности определяется системой сложивщихся в результате жизненного опыта и воспитания материальных и духовных потребностей, обусловивших соответствующую иерархическую структуру мотивов, выступающих как свойства личности (Ю.В.Шаров ), что "направленность обеспечивает целостность личности и представляет собой иерархическую устойчивую систему доминирующих мотивов, которые своим господствующим положением обуславливает строение всей мотивационной сферы" (Л.И.Божович (33)).

Как фундаментальную психологическую характеристику личности рассматривает направленность В.Э.Чудновский (170). Продолжая традиций изучения направленности личности, заложенные С.Л.Рубинштейном, Л.И.Божович, он вместе с тем считает, что мотивация, которая в своих высших проявлениях совпадает с общечеловеческими ценностями, воплощает в себе наиболее высокий, сформированный уровень самоопределения личности. \: ч г .

Несмотря на известное своеобразие взглядов, у всех авторов проявляется общая тенденция в определении направленности как структурного "ядра" личности, воплощающего в себе объективные и субъективные, материальные и идеальные, реальные и прогнозируемые стороны социальной жизни человека, выражающего единство; социального и психологического, типическую сущность и цельность нравственную красоту и полезность личности общестау.;

Общими для всех исследователей является мнение о том, что направленность, будучи сложным феноменом личности, характеризует процесс её самоопределения. Неизменным компонентом её выступают ценностные ориентации личности, связывающие мотивацию и ориентацию на цели жизнедеятельности, выбор, профессии, образа "Я ", образа будущего.

Значительный вклад в разработку педагогического аспекта направленности внесли члены научной лаборатории под руководством Т.Е.Конниковой, Т.К.Ахаян, З.И.Васильевой, М.Г.Казакиной. Ими были определены основные направления, найдены методики изучения этого сложного личностного феномена, выявлены ведущие закономерности его формирования.

Пробуждение эстетических чувств и осмысление ученицами понятия "эстетический вкус" в жизнедеятельности школы

Памятуя о том, что в качестве красивого выступает прежде всего внешний облик предметов и явлений, который выражается в соблюдении таних закономерностей как симметрия, ритм, пропорциональность, целесообразность, гармоничность, цветовые и светотеневые сочетания,- наша опытная 269 школа старалась так оформить все школьные помещения, классы, мастерские и даже подсобные помещения, чтобы они вызывали тепло души,, светлые, радужные, оптимистические настроения, тот комплекс чувств, который дал бы импульс, стремление быть причастным к познанию и созданию подобной красивой, естественной, выразительной обстановки и нахождения в ней. С целью создания эстетической обстановки учебно-воспитательного процесса были оформлены помещения школы, как учебные классы, так и вестибюль школы, коридоры, актовый зал, столовая, открыты два постоянно действующих выставочных зала лучших творческих работ учащихся. Поэтому с первого момента как учащийся входит в школу, он попадает в мир красоты.

В уютном вестибюле его встречают зеркальные стены, гармонично сочетаемые с деревянной обшивкой и множеством цветов. Здесь же висит доска объявлений, выполненная в едином стиле с общим убранством помещения, где можно найти информацию о жизни школы.

Поднявшись по нескольким ступенькам, попадаешь в светлую и чистую столовую, где стоят отдельные деревянные столики всегда покрытые чистыми скатертями. Ца тепло-розовых стенах эффектно расположены сюжетные деревянные панно, росписанные масляными красками и дарящие радость. Композиционную законченность помещению придают легкие занавы, обрамляющие витражи на окнах, люстры и большая китайская роза.

Поднимаясь на любой этаж школы, ученик оказывается в коридоре, окна которого расписаны витражами, а стены украшены картинами, выполненными самими учащимися на уроках живописи, рисунка, композиции и обрамленными самостоятельно сделанными рамами. Ученики всегда с уважением и гордостью относятся к этим работам, демонстрируя их.

Заглянув в актовый зал, в котором проходят все школьные праздники и вечера, высокий свод потолка и шёлковые расписные занавесы, выполненные в стиле "батик" самой учительницейч запечатлившие растительные орнаменты, в единстве с убранством сцены и мебелью создают чувство восторженности, радости и в то же время тепла и уюта. Это достигается двумя моментами. Во-первых, зал небольших размеров., что соответствует количеству учеников; во-вторых, современный дизайн и спокойные цветовые.сочетания делают зал хорошо подходящим для любых мероприятий.

Напротив актового зала расположились два выставочных зала лучших творческих работ учащихся всех возрастов по различным направлениям трудовой деятельности. Эти работы композиционно оформлены и создают единое целое с общим убранством помещения.

На развитие эстетического вкуса учеников влияет сама атмосфера процесса обучения.Одним из составляющих этой атмосферы является учебный кабинет. Мы заботимся о том, чтобы в классе было удобно не только учителю, но и ученикам. Чтобы дети, попадая в кабинет, не чувствовали себя отчуждённо, скованно, а наоборот, чтобы ощущали себя его частью. Тогда процесс освоения прекрасного будет у них протекать неосознанно, так как часто находясь в красивом, оно незаметно проникает во внутренний мир человека, становясь неотъемлемой частью.

Похожие диссертации на Становление эстетического вкуса в трудовой подготовке учениц 5-8 классов современной школы