Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретические основы до профессионального образования учащихся подросткового возраста на народных традициях художественной обработки дерева 15
1.1 Психолого-педагогические аспекты формирования личности подростка а процессе трудового обучения и воспитания 15
1.2Теоретические аспекты разработки содержания курса обучения художественной обработки дерева на народных традициях в образовательной области «Технология» с учащимися подросткового возраста 57
1.3 Роль и место народной резьбы по дереву в допрофессиональной образовании учащихся основной школы 93
Выводы по первой главе
Глава 2. Художественная обработка дерева как важный компонент до профессионального образования учащихся 8-9 классов 119
2.1 Содержание, формы и методы экспериментального обучения учащихся 8-9 классов художественной обработке дерева на уроках "Технологии"
2.2 Эффективность путей и средств до профессионального образования учащихся 8-9 классов на народных традициях художественной обработки дерева. 142
Выводы по второй главе 159
Заключение 154
Библиография 167
Приложения
- Психолого-педагогические аспекты формирования личности подростка а процессе трудового обучения и воспитания
- Роль и место народной резьбы по дереву в допрофессиональной образовании учащихся основной школы
- Содержание, формы и методы экспериментального обучения учащихся 8-9 классов художественной обработке дерева на уроках "Технологии"
Введение к работе
Актуальность исследования.
Воспитание личности невозможно в отрыве от национальной культуры и народных традиций. Очевидно, что без обращения к традиционным культурным ценностям, трудно воспитать настоящего человека - личность с серьезными духовными запросами. Эти задачи наиболее актуальны сегодня, в современном мире.
Народное искусство - это глубочайшая связь поколений, сумма конкретных знаний и отработанных приемов ремесла. От деда к внуку, от отца к сыну передавалось мастерство. На протяжении веков вырабатывались особые приемы и секреты технологии выбора, подготовки материала, а, в конечном итоге и технологии изготовления изделия.
Эти традиции живут и сегодня в сохранившихся художественных промыслах,- наследниках традиционного крестьянского искусства.
В современной педагогической науке актуален вопрос синтеза технологического творчества и декоративно-прикладного искусства в системе образовательной области "Технология". В этой связи разрабатываются проблемы единства трудового, нравственного и эстетического воспитания.
В исследовании мы опирались на труды ведущих ученых теории политехнического образования и трудовой подготовки: Атутова ПР., Бабкина Н.И., Батышева С.Я., Васильева Ю.К., Иванова А.И., Полякова В.А., Скаткина М.Н., Тюнникова Ю.С., Шацкого СТ.; на концептуальные подходы формирования трудовой культуры молодежи в работах ученых
Зарецкой И.И., Кожиной О.А., Овечкина В.П.Симоненко В.Д., Хотунцева Ю.Л, По вопросам эстетического зоспитания школьников на основе традиций народного и декоративно-прикладного искусства мы обращались к педагогическим исследованиям Корешкова В.В., Кузина В.С,Ростовцева Н.Н., Хворостова А.П., Шорохова Е.В., Шпикаловой Т.Я. и др.
В своей работе мы учитывали исследования Бакушинского А.В., Воронова B.C., Вагнера Г.В., Василенко ВМ, Некрасовой М.А., Рыбакова Б.А., Оршанского Л.Г. и др., в которых нашла свое отражение взаимосвязь духовных и материальных начал в народном искусстве.
Проблемам совершенствования содержания
профессионального образования посвящены исследования
Батицкого В.А., Беляевой А.П., Гершунского Б.С, Леднева
B.C., Лернера П.С, Махмутова М.И. и др.
Научно доказана важность профессиональной
направленности трудового воспитания личности человека, обусловленной тем, что такое воспитание есть процесс активный, действенный и что его эффективность может быть оценена конкретностью получения материальных результатов. В свою очередь, очевидно, что общественная ценность человека заключается в эффективности профессиональной, основной деятельности, то есть, где полнее всего проявляются его интересы, умения, навыки, все личностные качества. Таков подход и при подготовке человека к его будущей производственной деятельности.
В итоге, отмечаем, что в исследованиях содержатся концепции различных подходов к определению содержания допрофессионального и профессионального образования,
прогностические модели трудовой деятельности по некоторым профессиям современного производства. Однако, можно констатировать недостаточное внимание возможностям допрофессионального образования на народных традициях в общеобразовательной школе. Поэтому разработка содержания допрофессионального образования учащихся 8-9 классов на народных традициях художественной обработки дерева является актуальной.
С учетом сказанного проблема исследования может
быть сформулирована следующим образом: разработка и
научное обоснование путей и средств допрофессионального
образования учащихся на народных традициях
художественной обработки дерева на уроках "Технологии" в 8-9 классах, направленных на развитие художественно-трудового творчества.
Решение этой проблемы составило цель исследования.
Объект исследования, процесс обучения художественной обработке дерева на народных традициях на уроках "Технологии" в 8-9 классах, направленных на художественно-трудовое творчество.
Предмет исследования: содержание, формы и методы обучения художественной обработки дерева на народных традициях в системе допрофессионального образования учащихся 8-9 классов.
Гипотеза исследования: обучение художественной обработке дерева на традициях русского народного искусства окажет эффективное воздействие на художественно-трудовое
творчество личности школьника в системе допрофессионального образования при выполнении следующих условий:
- художественная обработка дерева на народных традициях в допрофессиональном образовании учащихся 8-9 классов в основной школе рассматривается как один из компонентов художественно-трудового образования;
учитываются возрастные особенности школьников старшего подросткового возраста (8-9 кл.);
осуществляется ориентация на развитие качеств личности, формирующихся в процессе развития худ ожествен но-труд ового тво рчества;
разрабатываем содержание, формы и методы предметно-трудовой деятельности на традициях народного искусства, на основе познавательной и образовательной функций народного искусства, направленных на углубление общего образования учащихся и гармоническое развитие личности. В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи:
1 .Проанализировать психолого-педагогические, политехнические, искусствоведческие и методические исследования, связанные с проблемой данного исследования.
2. Разработать содержание, эффективные формы и методы преподавания резьбы по дереву на традициях русского народного искусства и ремесла для учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы.
3. Разработать учебный методический комплекс обучения резьбе по дереву на традициях русского народного искусства для учащихся 8-9 классов.
4. Разработать критерии сформированное уровней художественно-трудового творчества учащихся 8-9 классов в процессе изучения русской народной резьбы по дереву.
5. В ходе опытно-экспериментальной работы апробировать эффективность разработанной методики обучения художественной обработке дерева на традициях русского народного искусства и ремесла в системе допрофессионального образования учащихся 8-9 классов в общеобразовательной школе.
Методологическую основу соста вл я ют фундаментальные работы выдающихся ученых по проблемам содержания общего образования, теории политехнического образования, теории технологической подготовки учащихся школы; психолого-педагогические концепции развития творческой личности; исследования ведущих ученых-педагогов в области художественно-трудового образования и эстетического воспитания средствами народного искусства, искусства резьбы по дереву, как одного из компонентов системы художественно-трудового образования и эстетического воспитания личности.
Методы исследования:
анализ психолого-педагогической, методической, политехнической, исторической, этнографической,
архивной, археологической, искусствоведческой литературы,
анализ школьной программы Министерства образования РФ по трудовому обучению "Технология" для 5-11 классов, программ учреждений дополнительного образования в системе комплексного художественно-трудового образования и эстетического воспитания средствами народного и декоративно-прикладного искусства и ремесла;
изучение художественно-творческого наследия народных мастеров России в области резьбы по дереву в экспозициях музеев, частных коллекциях, фондах библиотек и центрах традиционных художественных промыслов; моделирование педагогических ситуаций, открывающих мир народного и декоративно-прикладного искусства;
наблюдение и анализ художественно-трудовой деятельности школьников 8-9 классов (наброски; эскизы; чертежи; изделия, выполненные в материале); анализ самостоятельной деятельности обучаемых {рефераты, эскизы, выступления); представление и защита изделий на олимпиадах и конкурсах округа и города; экспертная оценка;
беседы, анкетирование, тестирование, видео и фотосъемка;
констатирующий, поисковый, формирующий психолого-педагогические эксперименты.
Организация исследования.
Экспериментальное исследование проводилось с 1993г. по 2000г. г. на базе Учебно-воспитательного комплекса № 1828 "Детский сад-школа" в 8-9 классах (ЮОО, г. Москвы), в Детской Академии русской культуры, Студии художественных ремесел (при УВК № 1828).
Основные этапы исследования.
На первом этапе (1993-1997г.) - изучались теоретические материалы по проблеме исследования, изучались произведения народного искусства России в региональных центрах традиционной культуры (Московская область - Абрамцево, Богородское; Новгород, Вологда, Архангельск и т.д.); проводились экспедиции учащихся по изучению художественно-творческого наследия народных мастеров России в области резьбы по дереву в экспозициях музеев, частных коллекциях и центрах традиционных художественных промыслов.
Уточнялись проблема, гипотеза, предмет, задачи и методы экспериментальных исследований.
Констатирующий эксперимент позволил определить начальный художественно-трудовой уровень в 8-9 классах общеобразовательной средней школе. Разработана
экспериментальная программа, методические рекомендации и серия художественно-дидактических таблиц.
На втором этапе (1997-1999гг.1) апробировалась эффективность экспериментальной программы обучения "Художественная обработка дерева на народных традициях"; оптимальные педагогические условия использования народных художественных традиций во взаимосвязях урочной, внеурочной и внешкольной художественно-трудовой деятельности учащихся, уточнялось примерное тематическое планирование художественно-трудовой деятельности и объем художественно-практических работ в рамках программы "Художественная обработка дерева на народных традициях".
Уточнялось содержание УМ К.
Определялись критерии художественно-трудовой активности учащихся с последующим тестированием и экспертной оценкой, выполненных индивидуальных и коллективных творческих работ учащихся 8-9 классов общеобразовательной средней школы.
На третьем этапе (1999-2000гг.) были осуществлены анализ, систематизация и обобщение результатов опытно-экспериментального исследования, сформулированы выводы, подтвердивших гипотезу исследования.
На данном этапе исследования использовались такие методы, как систематизация результатов педагогического эксперимента, делались научные сообщения на заседаниях методического совета и выступления на педагогических советах Учебно-воспитательного комплекса N 1828 (ЮОО, г.Москва).
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что определены, научно обоснованы и экспериментально проверены пути и средства допрофессионального образования в области художественной обработки дерева на народных традициях учащихся 8-9 классов на уроках "Технологии":
Научно обосновано, что художественная обработка дерева - составной компонент допрофессионального образования старших подростков на уроках "Технологии" в общеобразовательной школе, создающие условия для художественно-трудового творчества учащихся.
Научно разработаны и экспериментально подтверждены содержание, формы и методы предметно-трудовой деятельности на основе познавательной и образовательной функций народного искусства, направленных на художественно-трудовое творчество.
Определены педагогические условия допрофессионального образования учащихся 8-9 классов на уроках "Технология" на народных традициях художественной обработки дерева.
Определены пути и средства комплексного формирования художественно-трудовых умений, навыков и творчества подростков в процессе допрофессионального образования художественной обработки дерева в общеобразовательной школе.
Разработаны критерии художественно-трудового творчества в процессе ознакомления с художественной
обработкой дерева на народных традициях: выполнение художественно-конструкторских задач разного типа на основе творческих принципов народного искусства, формирование специальных политехнических знаний, трудовых умений и навыков, освоение приемов художественной обработки дерева.
Практическая значимость исследования состоит в разработке методики обучения художественной обработки дерева на традициях русского народного искусства, отраженной в экспериментальной программе "Художественная обработка дерева на народных традициях", методических рекомендаций и художественно-дидактических таблиц к ней. Материалы исследования могут быть использованы при разработке и составлении программ, методических пособий по освоению резьбы по дереву на основе традиций русского народного искусства, а также в работе по повышению квалификации учителей технологии и педагогов дополнительного образования в ИПКРО.
Достоверность и обоснованность полученных результатов
обеспечиваются объективным экспериментальным подходом к решению поставленной задачи исследования, их соответствия основным принципам и положениям отечественной педагогики и психологии, высоким результатом экспериментального обучения.
Апробация и внедрение результатов исследования:
материалы и результаты исследования обсуждались на заседании лаборатории эстетического воспитания и художественного образования средствами изобразительного искусства Института общего образования Министерства образования Российской Федерации. Материалы исследования ежегодно докладывались на педагогических и методических советах УВК 1828 "Детский сад-школа" (ЮОО г. Москвы); на Окружной научно-практической конференции директоров общеобразовательных школ в 1998 г. (ЮОО г.Москва); освещались в материалах научно-практических конференций Московского университета культуры в 1997г. и Ассоциации "Педагогика ненасилия" в 1998г.
Результаты исследования внедрены в практику учебно-воспитательного процесса УВК 1828 "Детский сад - школа", Студию художественных ремесел и Детскую Академию русской культуры (при УВК 1828).
Психолого-педагогические аспекты формирования личности подростка а процессе трудового обучения и воспитания
Актуализация глобальных проблем человечества со всей остротой ставит сейчас перед школой задачи общегуманистического звучания.
Гуманитаризация образования выступает как условие и процесс творческого развития личности. Гуманитаризация содержания образования подразумевает новый подход к формированию его содержания. Понятие «гуманитаризация школы» означает, прежде всего, включение элементов человекознания в структуру общего и среднего образования и соответственно предполагает повышение роли ряда дисциплин, в том числе таких, как образовательная область «Технология», связанных с социальным познанием, с осознанием общечеловеческих ценностей и себя самого как ценности для других.
Однако структура содержания школьного образования не может ограничиваться только набором знаний. Необходим опыт творческой деятельности, эмоционально-целостного отношения к окружающему миру, другому человеку, самому себе, формирование гуманитарного мировоззрения.
Ориентация школы на обучение основам наук приводит к тому, что организация педагогического процесса, структура программ, приемы и методы преподавания следуют логике объектных отношений.
Допрофессиональное образование учащихся 8-9 классов на уроках «Технологии» художественной обработке дерева определяется нами как интеграционный процесс разрозненных вначале психических состояний школьника в устойчивые свойства целостной личности:
- формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности;
- формирование знаний и умений использовать средства и пути преобразования материалов, энергии и информации в конечный потребительский продукт или услуги в условиях ограниченности ресурсов и свободы выбора;
- подготовку учащихся к осознанному профессиональному самоопределению в рамках дифференцированного обучения и гуманному достижению жизненных целей;
- формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности;
- развитие разносторонних качеств личности и способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям. (Программа МО РФ Трудовое обучение. Технология. 5-11 кл. - С.5)
В диссертации учтены и проанализированы наиболее важные исследования, проведенные педагогами, искусствоведами, историками, этнографами, фольклористами, используются личные наблюдения автора за современной практикой бытования народного декоративно-прикладного искусства на материале народных традиций художественной обработки дерева.
В нашем теоретическом исследовании особое значение мы придаем результатам психолого-педагогических изысканий В.А. Крутецкого (S5), посвященным проблеме развития познавательных процессов школьников на разных возрастных этапах развития, соотношения способностей с умениями и навыками.
Особое внимание мы уделяли изучению психолого-возрастным особенностям учащихся подросткового периода (12-15 лет).
В подростковом возрасте (8-9 кл) происходит интенсивное формирование мировоззрения, нравственных убеждений, принципов и идеалов, системы оценочных суждений. Закладываются основы исторического, нравственного, эстетического сознания, стремления к самовоспитанию, чувства взрослости и критичности. Эмоционально окрашенное стремление принимать активное участие в жизни коллектива. Формируется более высокий уровень учебной деятельности, сознательное отношению к учению. Расширяется уровень и устойчивость художественно-творческих интересов. У учащихся 8-х классов начинает формироваться интерес к профессиональной деятельности. Происходит переход к более высокой и организованной умственной деятельности, увеличивается аналитико-системное восприятие предметов и явлений. Память и внимание постепенно приобретают характер организованных, регулируемых и управляемых процессов. Механическое запоминание уступает место логическому осмыслению и запоминанию. Развивается способность к абстрактному мышлению.
Конкретно-образные (наглядные) компоненты мышления не исчезают, а продолжают играть существенную роль в конкретизации, иллюстрировании, раскрытии содержательных понятий, образов и представлений. Ярко проявляются способности подростка к различным видам художественно-творческой деятельности (художественные, музыкальные, литературные и т.д.), овладения умениями и навыками и достижение объективно высоких результатов.
Возникают глубокие, действительные, устойчивые художественно-эстетические интересы, формируется сознание, активное отношение к окружающей действительности, развивается творческое мышление.
Учащиеся средних и старших классов - активные участники внеклассных и внешкольных художественно-творческих объединений (кружков, студий, мастерских и т.д.) Активизация школьников в художественно-практической деятельности представляет собой возможность реализовать формирующееся у них чувство взрослости. Коллективные формы художественно-творческой деятельности в системе эстетического воспитания и художественного образования на материале народной резьбы по дереву отвечают их возрастным способностям и потребностям.
Роль и место народной резьбы по дереву в допрофессиональной образовании учащихся основной школы
Народное декоративно-прикладное искусство - это бытовое крестьянское ремесло по изготовлению многих нужных вещей, которые делались не только удобными с утилитарной точки зрения, но и в силу разумения мастера красивыми. И в нынешних условиях нужда в таких изделиях не отпала, несмотря на массу промышленных товаров, обеспечивающих быт крестьянина. Но главное в художественном ремесле - это его обучающее и воспитывающее влияние на подрастающие поколения.
В районах художественных промыслов, как правило, наибольшее распространение имела семейная педагогика, когда наставником молодежи выступал старший в семье. Поэтому искусство мастеров передавалось из поколения в поколение. И отец в соблюдение традиций долго не позволял сыну вносить свои изменения в форму изделия или характер декора, которые складывались веками и, которые в основе надо было сохранить, а затем, уже глубоко поняв их вводить какие-то свои творческие новации. Можно привести воспоминания многих выдающихся мастеров народных художественных промыслов, где основное место занимают детские годы ученичества под наблюдением родителей.
Другой формой народного ученичества в области художественной обработки материалов было определение детей к лучшему на селе мастеру. В районах функционирования промыслов эта форма перерастала в другую - крупные мастера организовывали специальные мастерские для набора и обучения детей. Это были прообразы профессиональных школ и училищ, которые возникли позднее. Среди последних можно назвать профессиональную школу в Красном на Волге Костромской области по изучению основ ювелирного дела.
Наряду с государственными профессиональными школами были различного рода частные школы, где дети крестьян осваивали те или иные виды декоративной обработки материалов. Такая школа была, например, организована в Абрамцеве под Москвой Е.Д. Поленовой. Что касается сельских общеобразовательных школ, где широко и эффективно в учебном процессе использовалось народное искусство, то здесь следует прежде всего назвать школу в селе Талашкино под Смоленском, организованную известным художником и ученым княгиней М.К. Тенишевой.
Разработанная в ходе исследования система методов обучения детей приемам художественной обработки материалов, основанная на изучении и использовании богатейшего опыта народной педагогики, дала положительные результаты. При этом было замечено, что освоение в школе технологии художественного ремесла и эффективность применения тех или иных методов зависит от ряда причин. В частности, от:
- четкости задач, которые ставит перед собой учитель;
- содержания занятий, которые учитель предполагает предложить учащимся;
- от возрастных особенностей детей;
- от их психологических особенностей;
- от анатомо-физиологических особенностей детского организма;
- от сложившихся традиций:
- традиций в художественной обработке материалов в данном регионе;
- от традиций (если они имеются), сложившихся в школе по приобщению детей к вопросам технологии художественной обработки материалов;
- от средств обучения, имеющихся в распоряжении учителя.
В исследовании И.Я. Богуславской {20, с.20) о проблемах традиции в искусстве современных народных промыслов особая роль отводится сохранению и творческому развитию традиций народных художественных промыслов. «В народном искусстве живут традиции коллективного творчества. Эти традиции складывались веками и шлифовались многими поколениями людей. Кровная связь народного искусства с жизнью, трудом, бытом народа обусловила историческую преемственность традиций народной культуры, формирование не только общенародных, национальных традиций, но и их местных локальных проявлений в крестьянском творчестве и народных промыслах».
Народная резьба по дереву представляет собой сложную систему, основной самостоятельной единицей которой выступает произведение народного декоративно-прикладного творчества с ее типологическими свойствами и индивидуальной неповторимостью.
Содержание, формы и методы экспериментального обучения учащихся 8-9 классов художественной обработке дерева на уроках "Технологии"
Содержание, формы и методы обучения, обеспечивающие реализацию системно-комплексного подхода к разработке проблемы допрофессионального образования на народных традициях художественной обработки дерева в 8-9 классах отражены в экспериментальной программе, методических рекомендациях и серии художественно-дидактических таблиц.
На основе современных требований к допрофессиональному образованию подростков средствами народного искусства, в экспериментальном обучении обеспечивалась реализация комплексной системы освоения духовного и материального наследия нашего прошлого, осознание своих корней, формирование культурной и исторической памяти.
Главная цель экспериментального обучения состоит в разработке и научном обосновании путей и средств допрофессионального образования учащихся на народных традициях художественной обработки дерева на уроках "Технологии" в 8-9 классах, направленных на развитие художественно-трудового творчества.
В проводимом эксперименте нами учитывались принципы педагогического исследования: принцип целостного изучения педагогического явления или процесса, комплексного использования методов исследования, объективности; принцип единства изучения и воспитания ребенка; одновременного изучения коллектива и личности; изучения явления в изменении и развитии; историзма; сочетания научной смелости с величайшей предусмотрительностью; глубинного рассмотрения изучаемой проблемы; педагогической эффективности.
Опытно-экспериментальная работа проводилась нами в несколько этапов:
- диагностический этап - анализ состояния учебно-воспитательного процесса по проблеме изучения художественной обработки дерева на народных традициях, выявление проблемы и обоснование ее актуальности;
- прогностический этап - постановка цели, задач эксперимента, построение модели новой методики преподавания художественной обработки дерева в основной школе, формирование гипотезы, прогнозирование положительных результатов и негативных последствий, т.е. разработка развернутой программы эксперимента;
- организационный этап - организация опытно-экспериментальной работы;
- экспериментальное обучение - проведение исходных констатирующих срезов, реализация новой методики, отслеживание процесса, промежуточных (текущих ) результатов, корректировка испытываемой методики, контрольные срезы;
Осуществление учебно-воспитательного процесса способствовало воспитанию у школьников целого ряда ведущих качеств предметно-трудового образования:
1. Формирование общетрудовых умений и навыков, навыков рациональной организации рабочего места. В экспериментальном обучении мы учитывали основные условия формирования трудовых навыков, общие для всех видов навыков, разработанные в отечественной педагогике, главные из которых:
- определение задачи, понимание цели и способов ее достижения;
- наличие у учащихся необходимых знаний;
- соответствие методов обучения особенностям видов навыков;
- эффективность инструктажа;
- достаточное количество упражнений.
2. развитие графической грамоты при выполнении рабочих чертежей, эскизов, а также в процессе создания проектов изделий и эскизов их декора, техникой измерений линейных и объемных величин, умением читать технологическую документацию;
3. формирование умений выполнить художественно-конструкторские задачи разного типа на основе творческих принципов народного искусства (повтор, вариации, импровизации)
4. формирование специальных политехнических знаний, трудовых умений и навыков, освоение приемов художественной обработки дерева, выработка самоконтроля за ходом и качеством результатов творческо-трудового процесса.
Достижение единства трудового и эстетического воспитания учащихся 8-9 классов в процессе художественной обработки дерева на народных традициях возможно при условии соответствующего содержания, правильной организации и методической грамотности построения занятий.
Основные принципы, на которых должно строиться содержание предметно-трудовой деятельности, состоят в следующем:
- идейная направленность тематики и художественная
ценность выбранных объектов трудового обучения;
- учет основных дидактических принципов обучения, возрастных возможностей психического и физического развития учащихся 8-9 классов;
- широкое использование исторического наследия и современных образов народного искусства; учет региональных особенностей и национальных традиций в художественной обработке дерева;
- изучение нескольких видов художественной обработки дерева, доступных и близких интересам школьников старшего подросткового возраста; доступность и технологичность художественной обработки дерева в условиях основной общеобразовательной школы; - общественно-полезная направленность объектов труда, акцент на практические упражнения с учетом теоретических сведений из области формообразования и композиции декоративного образа, а также знаний и практических навыков, получаемых школьниками на уроках; всесторонние прочные межпредметные связи с дисциплинами школьного цикла; - учет требований школьной гигиены, охраны труда школьников и техники безопасности труда.