Содержание к диссертации
Введшие................ ........... ...................... ...... ... ..3
Глава І. Щучно-теореіичнжйеоаїовьїксспщованшвошшания духовности. 1. Понятие '^сультура'* как сисіема материальных и духовньїх ценностей, испо
льзуемое длявоешпшшдухошосшучащихш... .,........„,... , ........17
2. Методологические основы и опыт изучения понятий "культура" и "рели
гия" в научно-педагогической литературе... ...,.....,,....,,,,,...,..,.,...41
3. Овладение знаниями в области культуры и религии какважнейший фак-
^ тор педагогического воздействия в гфоцессевощитання духовности под
ростков , ....................... ,.89
ГлаваІІПедагогичеоеоеобошованиецшесообразностидож изу-
чения культуры и религии б практике современного школьного образования с цшью воспитания духовности.
1. Первый этапэкшерйменталызойработыгад^ кизучению
нового курса "Культура и религия", особенности егосодержанияивосприятйя.....ПЗ
2, Педагогические условия, способствующие развитию духовности личности .....120
3. Технологические приемы реализации и место курса "Культура и религия" в
учебном плане сбщеобразовательной школы „ ... 148
Глава Ш. Аналитические показатели экспериментальной работы и особен-
ности ведения курса "Культура и религия" как способа воспшжшя духовности в
практикеработы сучащимися 8-Йх классов общеобразовательных школ Мо
сковского региона.. ..,...,.„ ............. =,..153
Заключение. . 160
Библиография, Приложения.
Введение к работе
В Бэссии происходят общественно-политические и социальные преобразования, создающие ситуации, -требующие новых взглядов и новых подходов к их разрешению. ' Познание "духошосш" и возможность восшиания духовности педагогическими средствами сегодня одна из актуальных проблем. Современные шциокультурные изме нения открывают возможность осознания обществом целей и задач развития, определе ния системы ценностей, влияющей на все стороны жизни общества, При зюи духовные цешосшвсущноегаогіредедякугнапраш и содержание жизнедеятель- ности людей. Духовность - характеристика личностная. Она изначально влияет на состояние нравственного здоровья человека и социума. Успешное решение задачи развития творческой, самостоятельной, гоциальнснжтивной личности зависит от того, как в школьном учебно-воспитательном процессе будет осуществляться становление и развитие духовности учащихся. Духовно-нравственное воспитание традиционно занимало ключевое место в педагогике. За годы советской власти и существования марксистско-ленинской идеологии в государстве ігштное образование и восшоание ориентировалось на Моральный кодекс строителя коммунизма, СЪродняшние взгляды на проблему нравственного воспитания различны, но важность роли духовности в становлении личности общепризнанна. Воспитание духовности затрагивает сознание, мышление, эмоции, волю человека, которые проявляются в поведении, интедаешуальных способностях, отнощении к людям, к окружающему миру. "... углубление знания не приходит во лжи и насилии. Свободная, мирная воля знание твориг."(81,418) В жизнедеятельности человека могут быть добрые или злые начала, переходящие в намерения. Они зависят от представлений, сформированных в процессе развития личности и запечатленных в сознании ребеака. Благодаря духовности открывается человеку смысл жизни, ее многообразие и красота. Однако путь духовных исканий сложен и противоречив. Человечество постепенно осознает глобальность стоящих перед ним проблем и потребность в поиске пути их преодоления. Стремление к знаниям и к свободе духа сегодня становится естественной потребностью человека, велика радость - давать народу широкое мировоззрение, освобождать от суеверий и предрассудков и показать, насколько истинное знание есть путь прогресса "(81,272). Гуманизация образования позволяет вьщепить проблему воспитания духовности как приоритетную. Решение ее педагогическими средствами связано со светским характером образования. Необходимо учитывать мно~ гонационатіость и многоконфессионалыюапь, менталшость и социальность как факторы, определяющие содержание образования и соответственно влияющие на характер, формы и методы педагогического воздействия. Ориентируясь на потребности ребенка, его индивидуальность, особенности возраста и состояние здоровья, учитель-профессионал должен овладеть системой трансформации духовного опыта человечества в практику школьного образования и способами воспитания духовности. Осуществление идеи гармонизации процесса развития личности педагогическими средствами поможет в преодолении кризисных явлении, охватывающих важные сферы существования современного общества,
Вскэгаитывая духовно! учитель обращается к личности ребенка, создает среду, рашолагающую и учителя, и ученика, к творческому активному познанию и отражению образов духовного мира; обеспечивает доступность духовных переживаний, реально влияющих на сознательно-волевую и эмоциональную сторону личности, и восприятия духовного опыта человечества
В работе Бурцевой ИБ, (10) отмечено, что в психслош-педагогических исследованиях рассмотрены лишь отдельные аспекты данной проблемы, а вопросы воспитания гуманистической направленности школьников недостаточно отражены в педагогической теории. Следовательно, необходимо найти конкретный материал, который позволит обеспечить эффективность процесса воспитания духовности как ведущего начала в общем процессе становления и развития личности.
К\тпураираШіШжяіж>ки.щмотомв&ттькт источниками и проводниками духовности в современных условиях существования различных конфессий. Следовательно проблема заключается в поиске соответствия государственного светского характера образования и новых средств, фурм, методов передани знаний, создающих духов- шунравагтгтьш поттцшш, содействующих воспитанию духовности. Особую актуальность эта. проблема обретет, если рассматривать ее в преломлении па пооростковый возраст учащихся. Последовательно создавая предпосылки трансформации духовных ценностей, учитель вырабатывает в своих воспитанниках позитивное отношение к культурным ценностям, традициям в жизни общества, мировым религиям, национальной и мировой художественной культуре, творчеству.
Правовые основы для воспитательного воздействия на развитие духовности личности учащегося исходят из современной политики государства. Конституция РФ (12.12.1993) закрепляет право граждан на образование (с 43) и свободу совести (с, 2S). Закон Российской Федерации "Об образовании" (Ш.07.І992 г) определяет гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободного разви- тия личности, воспитания гражданственности и любви к Родине. В Федеральном зако- ! не "О свободе совести и религиозных объединениях" ( 24.09.97 ) подгверзкдаегся право каждого на свободу совести и вероисповедания ,счнтаеіся важным содействие досш- | іжшиювзаїшнош понимания, терпимости и уважения. ;
Авторские программы, предлагаемые системе образования, до последнего времени не смогли решить обозначенную проблему по целому ряду причин, данное исследование - это попытка обозначить более четко некоторые возможности решения проблемы духовно-нравственного воспитания, которые помогут реально стимулировать ре- , формационные процессы в системе образования.
Цель тсяещжашт - обоснование и зкспфиментальное подтверждение возможности решения проблемы воспитания духовности подростков педагогическими средствами, в рамках светского образования.
Объект иседедовадош - практически осуществляемое решение вопросов воспита ния духовности при взаимодействии культуры, религии, нравственного, эстетического, ! экологического воспитания учащихся 8-9 классов в общеобразовательной школе. ;
Предмет якжяедсжаник - пути и средства воспитания духовности личности учащегося 8-9 класса общеобразовательной школы.
Таким образом определено направление теоретических изысканий и практического предположения предполагаемой гипотезьї, опираясь на законодательные и пра-вовыедокументы.
Если воспитание духовности как целенаправленное воздействие на становление личности учащегося бздагск^ществлшъся на основе: актуализащш и усвоения материала, содержащего гуманистический и духовный потенциал; непрерывного рашипия его этических, нравственных качеств, сознательно-волевых, интеллектуальных, умственных способностей; атіщшртшіші потребностей общаться с миром искусства, расширять кругозор, развивать эстетический вкус, интересоваться и овладевать знаниями из области культуры и религии; мвпшащт актавной, позитивной жизнедеятельности, альтруистической и творческой; пробуждении чувства патриотизма, трепетного отношения и уважения к историко-культурным памятникам прошлого и народным традициям; желания беречь природу, сохранять и создавать материально-духовные ценности; овладения и применения педагогами специальных средств, способствующих осуществлению поставленной цепи и личносгно ориентированного подхода; определения и использования оптимальных условий решения проблемы педагогическими средствами, то, учитывая особеанностй возраста учащихся, уровень их потребностей и возможностей, социокультурные условия региона, менталитет, профессионализм педашгаческих кадров и желание достичь намеченной цели, проблему воспитания духовности педагогическими средствами можно решить не нарушая светского характера образования.
Задатаиссяедованин.
1. Изучить современное социокультурное содержание основных понятий "духовность", '^с<питание духовности'', "культура" и '^религия", их взаимосвязь, влия- ниє на формирование ценностной ориентации подростка, соотношение в процессе, изучения и освоения этих ШНЯ2ИЙ учащимися 8-9 классов общеобразовательной школы.
2 Лыяшить и описать условия воспитания духовности учащихся педагогическими средствами.
3. Определить и практически проверить ііаучнс^теордическую модельшсгемного подхода к воспитанию духовности личности подростка.
4, Разработать программу факультативного курса "Культура и религия" для дополни тельного образования учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы.
5. Зкшфиментально проверить предлагаемую программу совершенствования воспи тательного процесса,
Шудоя новиэда и теореіичеекал знюююсіь дгксфтшдаяжшсо исслзкжашш будет состоять в изучении социокультурного содержания основных понятий исследования " духовность", "воспитание духовности", "личность", "культура", "религия", "ценности ", 'Ценностная ориентация", их взаимосвязь и роль в процессе духовного воспитания. Обосвавашш необходимости воспитания духовности педагогическими средствами, втжющего на развитие чувств, духовно-нравственных качеств личности учащегося, его сознательно-волевых способностей, ттивирующего позитивную творческую направленность его жизнедеятельности, стимум^уюіцего формирование ценностной ориентации и духовных потребностей с учетом новых социокультурных условий развития общества, ГтріФотке модели системного подхода к воспитанию духовности учащихся 8-9 классов в общеобразовательной школе, основанной на взаимосвязи: принципов и методов деятельности учителя в процессе воспитания духовности; -диагассгировашш состояния и гфоявткния нравственных качестве^ учете специфических условий творческой деятельности субъектов - участников процесса воспитания ( наличие гшастической психики, огфедшенньш возрастной: уровень физического развития, духовные потребности) и специального метода огфеделения "оптимального коридора", ТЫтверждешт эффективности применения программно- целевого подхода к воспитанию духовности учащихся (определение целей воспитания на основе ігооблемно-ориетіфовашіого анализа; разработка интегрированной программы обучения ; определение условий и возможностей реализации программы, спо-собствующих достижению намеченной п^і). Рщшоопже и пртерке способа решения проблемы специального курса культура и религия" обеспечивающего включение учащихся в процесс духовного развития через разнообразные способы общения, виды деятельности ( коммуникативный, интеллектуальный, практической, творческой) и ее форм (тренинг, инсценирование, эвристическая беседа, игра, рассказ, сочинение, дискуссия, творческий отчет, экскурсия, интервьюирование, моделирование, конструирование и др.). Это способствует раскрытию возможностей использования духовно-эаического кода (ощущение, переживание, осмысление) при передаче, восприятии и усвоении знаний из определенной области, обеспечивающих достижение целей и осуществление задач при качественном насьпцении содержания курса, духовно-нравственной установке, гедонизме, личностной значимости, альтруистической направленности, развитии культуры общения и навыка "грамотного" зрителя, гармонизации процесса развития, личности преддагаемыми средствами (использование качественно-смысловых блоков, доступности понятий, "язык", "дружба", "красота", "материнство", "дом", "семья" и др., возможности свободного выбора темы), совершенствует педагогическое воздействия (свободная деятельность субъекта в "оптимальном коридоре" развития), позволяет в комплексе плодотворно решать проблему воспитания духовности.
Пра&ютеекая зевдуодсхпь жслщсж&&щ предполагает: разработку и опытно-экспериментапьную проверку теоретических предложений и рекомендаций на уровне сельский и городской школы ; подготовку и публикацию программы специального инте-грированного курса "Культура и религия"; пособия для учителя.
Результаты проведенного исследования могут быть широко использованы: в практике шкшдощназий; при разработке спецкурсов в педагогических вузах, при чтении лекций, проведении семинаров работников образования и переподготовки кадров по специальностям история, литература, мировая художественная культура, ила педагогами дополнительного образования, работающими с подростками, осуществляющими профилактику правонарушений, родителями, в диапазоне, включающем как детей одаренных так и требующих педагогической коррекции.
Осуществить исследование объжгивно позволит шіучшншюреішмешт бащ отражающая основные источники, методологию и описание методов исследования. Различные аспекты исследуемой проблемы рассматривались в трудах КДУшинского, ЛН.Толстого, ПАФлоренского, НАБердяева, ЇІФ.Федорова, В.ССоловьева и др. Новый взгляд на проблему предложили ИАИльин, В.ИВернадский, К.Э.Циопковский, ИФ.Каптерев, КЖВенщель, НКРерих и др., размьшшявшие о школе будущего. Несомненный интерес представляют труды В.В.Зеньковского, основательно представившего цель и методьі традиционного воспитания духовности, а также исследовавшего особенности развития детей в различные периоды жизни. Продолжение злого научного направления представлено в трудах АНОсипова ССКуломзиной, AJB Лаеадова, АКураева.
Важное и меіодологическое и теоретическое значение имеют работы отечественных ученых по вопросам происхождения, сущности и роли духовности { Симонов П.В., Ершов П.М., Вяземский Ю.П., Рыбаков Р.Е, Мурашов В.И., Марков А.П., Андреева АХ., Бурцева Ю. и др,); теорий воспитания гуманистической направленности (Мясищев ВЛ, Конаковский ВА, Логунова ЕП, Шубенкова ЕЙ., Д&ячкова М.А., Репина ГА, Андреева АГ\, Ященко ЕФ., Титова ЕВ., Рогова Р.М., Харламов И.Ф. и др.); концепции личностного подхода в образовании ( Ясъко AM., Кон И.С., Мудрик AJB.T Орлов АБ., Белухин ДА. и др.); теории развития личности ( Леонтьев АН,, Выготский Л.С, Давыдов В.В., Занков Л.В., Сосновская И.В., Забродин Ю.М., Сосновский БА, Дубровин И.В. и др.); теории деятельностного подхода { Рубинштейн СЛ, Ад-бульханова - Славская КА ), концепции поэтапного формирования умственных действий (Гальперин П.Я.), культурологического образования (Бахтин М.М., Лункая ЙЛ., Протанская ЕС.,ГуревшП.С.,ГараджаВ.Й.идр.).Вряде работ содержатся методы овладения произведениями искусства: ААМелик-Пашаева, ШІМосковцевой, АЛУжанкова, Пилнчяускаса А.А., Насыпной Г.А., АЛХЕршовой, В.СЕиолера, Мо-синой В,Р., Тодорова Л.В., Манджневой B.F, Бурцевой ИВ. и зарубежных авторов; ИЛГэна, ГЛ5епьфпина, М,Дворжака,
К исшедованию творческой деятельности учителя обращены работы Анисимо-ва О.С, БерикхановояЛЮ., МоисеевШЖ,Кан-КаликаВ А, НикандроваНД, Шепелв В.М.идр.
Мегодатгачесшйоакнуж исследования служит диалектический подход в рассмотрении сущжівующих евшей, явлений и процессов в социокультурном развитии как закономерных, объективных и необходимых. Противоречие между необходимостью сохранения светского характера образования и потребностью свободного развития личности может быть разрешимо на основании законов отрицания отрицания и перехода количества в качество. Связь изменений в объеме получаемых знаний из области кртьтуры и религии может существенно изменить качественные характеристики, что будет соответствовать положению о единстве теории и практики, сознания и поведения (основное положение современной философии воспитания о необходимости гуманизации образования, ценностного ошошения к человеку и утверждения человеческих ценностей в общественном сознании, развития этических качеств личности, как субъекта существенных отношений), преемственности творческого характера педагогической деятельности.
Методы исследовании, Адекватно поставленным задачам исследования в работе потребуется комплекс методов, соответствующих природе изучаемого явления: контент-анализ, социологические методы - анкетирование и интервьюирование учащихся и родителей, систематическое наблюдение учащихся; организадаошо-методическая работа с учителями, участвующими в эксперименте, школьной администрацией, родителями, теоретический анализ педагогической, философской, искусствоведческой и методической литературы; изучение передового педагогического опыта; опытно-экспериментальная работа, метод статистической обработки полученных данных иссле- дования, тестяроваюїЯ учащихся с цепью определения фщиологичесізїх и личностных особенностей, днагасчлирования и коррекции.
Досняк^яюсть полученных результатов воспитания духовносги учащихся 8-9 классов и выводов будет проверена опьпно - экспериментальной работой, организованной в соответствии с целями и задачами исследования, использованием адекватных задачам исследования методов, поэтапно. / этап (І994-І995) - изучение психолого-педагогической и научной литературы по исследуемой проблеме, анкетирование учащихся, учителей, родителей с целью определения значимости работы в данном направлении, отбор близких по целевой направленности программных материалов, используемых в практике работы школ, учебных пособий и дидактического материала, определение целей и задач исследования, формулирование рабочей гипотезы.
2 этап (19954996).Определениеивьгоор^ жания работы, подбор оптимальных форм, средств и приемов педагогического воздействия. Разрабатка программы, принципов работы учителя, определение оптимальных норм объема и глубины знаний. Осуществление взаимодействия с городской администрацией и администрацией школ, отделами образования:, представителями церкви с целью определения правовых основ педагогической деятельности, затрагавающих вопросы религии. Накапливание опьпа проведения занятий по изучению вопросов культуры и религии в различных формах. Определение способа выявления результатов деятельности с цепью воспитания духовности. Подготовка экспфимента,
3 этап (1996-1997) На этом этапе экспериментальная работа позволит уточнить и проверить эффективность разработанных диссертантом методических приемов и средств воспитания духовности учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы. Будут обобщены, обоснованы теоретически и проверены на практике данные исследования, сформулированы результаты и научные выводы, проведена статистическая обработка полученных данных.
Положения, выкоснмые на заащту; Ї. Обоснование возможности ранения проблемы воспитания духовности педагоги-'« ческимисрчгкявамипри условиишетхжогох^акхера образования.
2, Модель шстеьшота подхода воспихашіт: духовности. .7,3. Система целшштравленного педагогического воздействия, проверка ее эффектив ности и целесообразности использования в системе образования, . .''../ Бэзей шяіщжшйш определены; средняя общеобразовательная школа N 7 і гДубны, іу&їштш^но-зсі^гичссі«я пашазинКг11гЛубны Московской области, сред- | няя общеобразовательная школа N4 г.Кимры Тверской области, средняя общеобразо- 1 БатщькаягтпсолаК! посЗапрудня Талдомского района Московской области, средняя -'. | общеобразовательная школа псю.Акатьевскйй Коломенского района Московской об- і ласти. Возможна проверка отдельные положения исследования в других школах Мо-' сковжого региона. " J
Информация о ходе исследования и получения результатов в процессе экшфшден-- , | тальной работы явится материалом для рассмотрения и обсу:вдения на заседаниях ка- ';.: федры кудьтуры и гуманизации образования ИПК и ГХРНО МО, ушеопьньгк, городских, региональных научнек^актичееких конференций, встреч с учителями, работающими _ над проблемой воспитания духовности.
Сегодня требования к духовному миру личности возрзстшот. Для эоош есть необхо- v: : диїдость и возможность введения в содержания образования современного актуального :; Ї материала. Ведущее место в злом занимают гуманитарные наука. Гуманизация в целом ."' \ создает динамику, позвелжнггую усилить духовно-ценностные компоненты образования. Развитие духовных потребностей личности, укрепление целостного научного мировоззрения и цивилизованного образа жизни - процесс противоречивый, но естественный и закономерный. Динамизм его выражается также в выборе средств: в создании и введении в учебный план аїнгетяческих, интегрированных: курсов, вбирающих в себя сведения из нескольких смежных дисшітлш.
ГУ&.А
1'.. '''.
Одним из таких способов может стать новый интегрированный курс "Культура и религия".
Автор данного научного исследования преддодагает ввести в програшу и содер- .:. ' жание курса материал из области философии, истории, культуры, практической психологии, социологии, народной культуры, искусствоведения, этики, права, истории религий, лиіературьі и шїгературоБедешїя, языкознания. Этот вид работы может быть избираем ребенком только добровольно, т.к. передача богатств духовных, использование их в ішзни человеком, возможны только как факт свободного и доброго волеизъявления: человека, его интереса и потребности. К концу подросткового возраста интересы уча-гдшся относительно стабилшї-іруЕотся. От гфсфесшонализма учителя будет зависеть успедцеленаправленного шсгштательного воздействия. %' Перейдем к вьщелению ряда категорий, которые имеют особо важное значение в' процессе исследования: дузшшсть, восшпаїшє духовезета^ хщ^твсщ. лйрз-жусїь» дей-
ТЄЖШСТЬ? ОШ?ЙЕЙЇ&, [ В ряду гуманиспгческих ценностей можно выделить отдельную дефиницию - ду-хтносїїт. В плане содержания ее можно рассматривать в широком и узком смысле.сло- ка, возвьшшюгдееего дух, гражданственность, патриотизм, силу воли, устремленность к совершенству; в узком смысле, духовность можно понимать как признак, принадлежность человека к конкретному виду деятельности - духовное лицо. Здесь оно содержит.; религиозно-культовый оттенок. ( Далее в ходе исследования будет продолжено и опре- ..' делено это понятиен сочетании "Боепитание духовности1).
Духовность - высшее гуманистическое качество личности. Человек духовен в і той мере, в какой он задумывается над вопросами о сущем и должном, oQ истине и правде, встающими пред человеческим умом, и стремится получить на них ответ (90,21). Восаштіше духо$яос&т - основа человеческого воспитания, позволяющее человеку жить и развиваться, обладая: "искренними убеждениями", %ерой, вдохновением, ...-.* J нравственной свободой мысли, способностью отвлечения и самознания", умением под- :-. чиняться требованиям "духа человеческого", (102,169).
Ценность Говоря о них, можно обозначить: ценности обіцгчтоеєчеаш: обще-;.' ственного сознания, ітманисїические, нравственные, экономические, политические (все , это, в целом, охвачено понятием 'культура';); ценности абсолютные ; жизнь, свобода, \ мир; относительные - счастье, удача, успех, порядок,
Гумстиаптеские ценности - это культура, религия, человек... Культура, как совокупность достижении в области материальной и .духовной жш^едеягшпькосш челове- ; ка и общества. Редшия - часть ашровой культуры. Религия - ценность универсальная и наднациональная (Далее в І ш.ї будет предложено рассмотрение к определено понятие "ценности",) Например, нравственные заповеди, содержащиеся в Нагорной проповеди Евангелия близки и понятны каждому цивилизованному человеку, т.е.. религия содер- і жїгг общечеловеческие нравственные ценности, интерпретируя их по-своему. В этом случае религия может быть частью национальной культуры. То, что ценит христианин,-бывает не ценно для мусульман или буддистов. Религия огромное влияние оказывает на дуцгучеловека, на развитие искусства (архитектура например), на общественное созна- * ние, на поведение и деятельность людей.
Определенный вид деятельности - общение, в процессе которого возможно воспитание духовности в широком смысле слова. Что такое деятепьноапь и как она соотносится с общением? Рассмотрим с точки зрения использования этих категорий в данном научном исследовании.
Дезтшшоегшв считается разностороннее проявление активности человека, Дшнашюсіт - форма акшвности, проявляемая субъектами, целенаправленно преобразующая личностные качества субъектов в процессе шулении факультативного курса "Культура и религия" для воспитания духовности учащихся 8-9 классов образовательной школы рассматривается особо.
Деятельность субъекта (педагога) может быть в целом мотивирована , целенаправленна. Она возможна как гшактическая (соїшальї-юттеобразовательная); духовная (познавательная, ценносіноориентировочная, прошосіичежая) - как связанная с изме-, нениями в сознании субъектов. Эха классификация условна. Характер деятельности преддолагается творческий, созидательный^ т.е. направленность на порождение нечто качественно нового, ранее не существовавшего. Она наукоемка,
Деятельность, специальным образом организованная, должна быть направлена на достижение практически полезного результата. Следовательно, это трудовая деятельность. ' Особое место в деятельности субъекта выделено для игры, тж. она представляет со-" бой особую и необходимую форму жизни человека в любом возрасте. : Обітнт можно рассмотреть как вид активности субъекта, нссящий осшна^іньга и целшаправлекный характер. Активность эта проявляется свободно или под воздействием объективных обстоятельств. Общение предполагает взаимодействия субъекта с субъектом (учитель - ученик).
Личность - категория трудно поддающаяся определению. Личность - субъект от ношений. Личность - это устойчивая система социально значимых черт, характеризую щих индивида как члена общества, |
Личность связана как с индивидом, так и с обществом. Сущностные характеристики личности показывают способность ее свободного участия в деятельности как субъекта познания и изменения мира ( важен образ жизни, самооценка, соответствие установленным общественным нормам). Важны условия, в которых действует личность. Мож-'. но обратить внимание на ролевые характеристики личности, т.е. как человек проявляет себя в разных обстоятельствах^ в зависимости от индивидуальных черт и от общественных условий.
Основное.содержание исследования отражено в главах диссертации.
В главе Ї прздполагается рассмотреть научно-тесрешческие основы воспитания духовности в современных условиях и бобщить важные положения научных работ из' области общей педагогики, авторы которых отстаивают направление гумаїтизации об- " разования. Обозначить кризисные ситуации в обществе, изменению которых может w ' I снособсшоваїь поиск и использование новых подходов к воспитанию духовности уча- 1 щихся при сохранении государственного светского характера образования и меняющихся социокультурных условий. Используя методы научного познания (наблюдения, | сравнение, абстрагирование и др.) выяснить и описать ключевые понятия спецкурса "Культура и религия", основы их изучения и использования в цепях воспитания духовности.
Во вто|кш главе будет дано педагогическое обоснование целесообразности использования новой возможности и способа изучения культуры и религия для воспитания духовности личности учащегося-подростка. Представлены материалы опытной и ре- - , I зультаты экшфиментальнои раооты, их анализ и выводы, подтвержпаюигие достовер- ; ность теоретических положений и выводов. Зафиксированы технологические приемы j способствуюпхие духовно-нравственному развитию и становлению личности учащегося ! 8-9 классов. Обозначено место курса в учебном плане общеобразовательной школы.
На основании аналитшееких показателей экспериментальной деятельности в = і ііжолахр^шона^ теоретических вьшодов к І ной работы будет сделано заключение о шдгвержденин выдвинутой гипотезы и пер-. * спективносш развития педагогики свободного' воспитания, что позволяет использовать дополнительное изучение культуры и религии в целях духовно-нравственного развития и становления личности учащегося при сохранении государственнош светского образования. г і І