Содержание к диссертации
Введение
Глава I. ГУМАНИТАРНАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ — КАК СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 26
1. Категория «гуманизма» в контексте философии образования 26
2. Культура как способ существования, развития и деятельности человека 40
3. Проблема гуманизации и гуманитаризации высшего образования 55
4. Гуманитарная подготовка студентов педагогических специальностей как фактор профессионализации 68
Глава II. ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИИ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 91
1. Трансформация идей гуманизма: антропоцентризм—натуроцентризм—культуроцентризм 91
2. Гуманистическая традиция российского образования как историко-педагогический феномен 127
З. Роль гуманитарной подготовки в процессе гуманизации общественного сознания и социальных отношений в XXI веке 157
4. Этнокультурная терпимость будущих педагогов как основа формирования их гуманитарной культуры 169
Глава III. ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ИДЕИ В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ И ОБРАЗОВАНИИ ЯКУТИИ 181
1. Диалектика этнического и исторического сознания как основа культурного самоопределения индивида 181
2. Этнокультурные традиции формирования гуманной личности народов Якутии 200
3. Идеи гуманизма в фольклоре народов Якутии 225
4. Влияние этнопедагогических представлений на процесс гуманитарной подготовки студентов
Глава IV. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГУМАНИТАРНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
1. Проблема гуманитарной подготовки в условиях стандартизации высшего педагогического образования 268
2. Теоретическая модель гуманитарной подготовки студентов педагогических специальностей
3. Формирование гуманитарной культуры студентов педагогического вуза в условиях мультикультурной среды... 326
ААнализ результатов экспериментальной работы 3 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 406
ЛИТЕРАТУРА 411
ПРИЛОЖЕНИЕ 447
- Категория «гуманизма» в контексте философии образования
- Трансформация идей гуманизма: антропоцентризм—натуроцентризм—культуроцентризм
- Диалектика этнического и исторического сознания как основа культурного самоопределения индивида
Введение к работе
Пересмотр иерархии ценностей приводит к осознанию важности гуманитарного знания как основы духовной деятельности человека. Гуманизация образования является одним из основных факторов гуманизации общества, так как через систему образования обеспечивается процесс социализации, профессионализации индивида, и именно в данной структуре он усваивает нормы, правила и ценности культуры общества, в котором живет.
Ориентация на гуманизацию и гуманитаризацию образования и воспитания делает актуальным рассмотрение вопросов профессиональной подготовки педагогических кадров, а именно повышения роли гуманитарной подготовки в процессе развития будущего учителя.
Модернизация образования побуждает обратить серьезное внимание на гуманитарно-культурологические подходы в подготовке к жизни молодежи, на развитие молодых людей как субъектов становящейся культуры, стержнем и основным содержанием которой будет гуманизм. Вопросы гуманизации образования являются предметом пристального внимания представителей разных областей научного знания - философов, социологов, экономистов, педагогов, психологов, культурологов и т.д.
Во-первых, это работы ученых, в которых дается философское осмысление проблемы современного образования в контексте общего развития культуры, культурно-исторической динамики (Э.В.Ильенков, В.А.Лекторский, М.К.Мамардашвили, Т.И.Ойзерман, В.Н.Сагатовский и др.). При этом культурологический анализ образования неразрывно связан с исследованием процессов наследования культуры (С.С.Аверинцев, А.Я.Гуревич, Д.С.Лихачев, А.Ф.Лосев, Ю.М.Лотман и др.); системы сохранения и воспроизводства духовных ценностей, их роли в духовной жизни общества и личности (А.И.Арнольдов, Л.П.Буева, Л.Н.Коган,
В.А.Кругликов, В.М.Межуев, В.Г.Федотова, Н.З.Чавчавадзе, Б.И.Шенкман и др.); выявлением гуманистического и творческого содержания в различных воспитательных системах (Г.С.Батищев, В.С.Библер, Г.Д.Гачев, В.М.Кларин, Ф.Т.Михайлов, А.И.Пискунов и др.). В целом этот круг работ позволяет представить неразрывную связь идеи гуманизации с культурно-историческим временем, аксиологическими универсалиями культуры.
Во-вторых, это социально-философский подход, в рамках которого проводится анализ изменений в структуре образования и воспитания (гуманизация науки и образования, развитие непрерывного образования, формирование многоуровневой системы подготовки кадров и т.д.), выявление гносеологических аспектов образования (М.С.Слуцкий); места образования в структуре деятельности (Л.Н.Лесохина, А.К.Рычков, Д.А.Чеблакова); социально-философских аспектов подготовки специалистов (А.С.Запесоцкий, В.Д.Клементьев, Ю.Г.Круглов, Д.Н.Приходько и др.)
В-третьих, отдельное направление составляют прикладные
социологические и педагогические исследования, посвященные определению
социального статуса образования в обществе (Р.И.Федий, Ф.Ф.Филиппов);
осмыслению изменений в деятельности высших учебных заведений России
(Б.С.Гершунский, А.Ю.Гончарук, И.П.Клемантович, Н.В.Кузьмина,
В.Т.Лисовский Н.Д.Никандров, Р.Г.Резаков, В.А.Сластенин,
А.Д.Солдатенков, Л.В.Тодоров, А.А.Шаталов, Е.Н.Шиянов и др.).
В последние годы на первый план в исследовании гуманитарных проблем и в преподавании дисциплин гуманитарного и социально-экономического цикла выходят такие понятия, как «духовная жизнь» социума, его этические нормы, необходимость гуманизма в отношениях людей. Педагогическая проблема гуманитарной подготовки имеет три аспекта:
- формирование гуманитарного мировоззрения в процессе усвоения ценностей данного типа культуры;
ориентация на гуманитарную педагогику: формирование целостной картины мира ребенка и гуманитарного сознания;
педагогическая гуманизация образования через обеспечение вариативного обучения, многообразия программ и учебников, разнообразия педагогических приемов, дифференциации обучения, оптимального режима работы для учеников и т.д.
В проведенном исследовании проблема гуманитарной подготовки рассматривается в контексте образования как целостной системы, где образование, как справедливо отмечает А.А.Вербицкий, определяется как «сознание, созидание человеком образа мира в себе посредством полагания себя в мир культуры, формирования систем отношения к природе, к другим людям, обществу и к самому себе. Такое созидание не ограничивается включением человека в процессы обучения, а выступает особой координатой всей его жизнедеятельности...».
Данный подход определил исходную для исследования позицию рассмотрения обучающегося как активного субъекта учебной деятельности, гуманизация которой соотносится со всеми сторонами ее осуществления -целевой, содержательной, организационной в общей системе непрерывного образования. Гуманность при этом рассматривается как качество личности, определяющее характер включенности с точки зрения содержания нравственно-психологических параметров, выражающих осознанное отношение к человеку как главной ценности.
Исходно гуманизация образования понимается нами как
осуществляемое на протяжении всего образовательного процесса единство
аксиологически-смыслового, культурологического, социально-
исторического, личностного воздействия всего педагогического пространства на студентов. Цель гуманизации образовательного процесса — становление полноценной личности, носителя культурных ценностей, источника развития будущей культуры (традиции русской философии), гармонично сочетающей в себе нравственные, духовные и гносеологические аспекты.
Гуманитаризация образования как часть общей тенденции гуманизации российского общества определяет культуроцентрическую парадигму организации образования, взаимодействующую с социоцентрической и человекоцентрической. Гуманитаризация образования заключается в освоении тех аспектов культуры, которые обеспечивают способность личности к самосознанию и пониманию других людей, что актуализирует роль педагога в процессе гуманизации общественного сознания и социальных отношений. Поскольку именно он призван решать важнейшую общественную задачу по обучению будущих поколений, именно он, являясь хранителем культуры прошлого, настоящего и будущего обязан передавать ее от поколения к поколению. По мере развития общества, требования к образованию, а значит и к педагогическим кадрам постоянно возрастают. Поэтому одной их актуальных проблем науки стала проблема совершенствования подготовки педагогических кадров, то есть проблема педагогического образования.
Актуальным вопросам подготовки педагога, изучению содержания
высшего педагогического образования, посвящены исследования
А.В.Антоновой, С.И.Архангельского, Л.Г.Арчажниковой, М.Я.Виленского,
Г.Н.Волкова, И.Ф.Исаева, Т.С.Комаровой, П.В.Конаныхина, Н.В.Кузьминой,
Е.А.Левановой, М.М.Левиной, М.Л.Левицкого, И.И.Легостаева,
А.А.Леонтьева, Б.Т.Лихачева, А.Ф.Михайлова, А.В.Мудрика,
Н.Д.Никандрова, В.И.Петровой, Г.П.Скамницкой, В.А.Сластенина, В.А.Ситарова, Т.И.Шамовой, А.А.Шаталова, Е.Н.Шиянова и др.
К сожалению, необходимо признать, что социокультурные кризисы в российском обществе коснулись и педагогов, выполнение профессиональных задач которых, становится все труднее и труднее. Происходит смена образовательной парадигмы, в результате чего формирование и развитие гуманитарной культуры, профессионально-педагогической культуры, этнокультурной терпимости обучающих и обучаемых становится очень важной проблемой.
Процесс профессиональной подготовки педагога в контексте нашего исследования мы понимаем как путь творческого осмысления и усвоение учителем смыслов и ценностей культуры, обуславливающих превалирование этических компонентов. Одной из задач современной концепции развития образования является обеспечение качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Научный поиск путей преодоления противоречий направлен в первую очередь на изменение:
целевой ориентации;
статуса знаний: из цели обучения в средство, фундамент для постижения окружающего мира;
характера взаимодействия «преподаватель-студент»;
содержательной стороны учебного процесса.
В данном контексте становится значимым переосмысление ценности гуманитарной подготовки будущих педагогов. Гуманитарная основа педагогического образования - это прежде всего ориентация будущего специалиста и его профессиональных знаний на другого человека и на постоянное профессиональное саморазвитие, самообразование независимо от направления подготовки или специальности.
Цель гуманитарной подготовки студентов предусматривает воспитание социальных ценностей и идеалов личности, осознающей свою социальную принадлежность и общественные интересы, возможности их реализации в конкретных условиях, способную к преобразованию производства, общественных отношений, к участию в управлении ими, обладающую этнокультурной терпимостью, эмпатией, чувством гражданской ответственности за результаты своего труда, судьбу страны, мира.
В контексте нашего исследования под термином «гуманитарная подготовка» мы будем понимать процесс гуманитарного воспитания и
образования, имеющий своей конечной целью формирование целостного мировоззрения, социализацию и инкультурацию личности.
Актуальность исследования проблемы гуманитарной подготовки студентов педагогических специальностей обусловлена степенью значимости данной профессии для становления будущего страны, сохранения культурного потенциала нации. Значимыми критериями уровня профессионализма в аспекте гуманитарной подготовки учителя являются:
целостность видения картины развития культуры, основывающаяся на фундаментальной подготовке и формировании гуманистического мировоззрения с учетом региональных и национальных аспектов;
эмпатия;
терпимость, в том числе этнокультурная;
чувство гражданственности, ответственности перед собой и обществом, что обуславливает сформированность мотивации, потребностей и ценностей.
Реализация культурно-гуманистической функции образования становится на сегодняшний день одной из самых важных для будущего не только самой системы образования, но и всего общества в целом. В нашей работе мы также попытались затронуть эту проблему в связи с процессом подготовки студентов педагогических специальностей в условиях Республики Саха (Якутия), вследствие чего проанализировали идеи гуманизма, существовавшие и присутствующие в культуре и образовании Якутии. Ни один анализ социокультурной ситуации современности не был бы полон, если бы мы не затронули предысторию ее развития. Глубокое и систематическое изучение педагогических идеалов и опыта народа, раскрытие их могучего воспитательного потенциала остается одной из важных и актуальных проблем. Г.Н.Волков, раскрывая созидательную роль народа как творца педагогической культуры, обозначил место педагогических традиций в духовной культуре народов России. При этом народная педагогика была определена им как совокупность педагогических сведений и воспитательного
опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх, игрушках и т.п. В науке пока не существует единой системы реализации аксиологического потенциала народной педагогики. На данный момент проведен ряд исследований, посвященных проблемам использования возможностей народной педагогики в воспитании детей (Г.Н.Волков, Т.С.Комарова, М.Г.Тайчинов, Т.Я.Шпикалова, Н.С.Александрова, К.П.Аргунова, Т.И.Бабаева, Е.С.Бабунова, З.А.Богатеева, Л.Д.Вавилова, Г.Н.Гришина, З.-Б.Ф.Контаутене, Г.В.Лунина, и др.). Но необходимо указать и на роль народного идеала гуманной личности в процессе становления личности педагога, поскольку именно этот образец представляет собой модель, идеальную для формирования будущего специалиста.
В последних работах по общим проблемам философии, теории и практики образования (А.В.Антонова, Э.Н.Гусинский, Ю.Г.Круглов, Н.Н.Пахомов, Б.Ф.Петин, В.М.Розин, Л.И.Романова, Н.А.Селезнева, А.И.Субетто, Ю.Г.Татур, Ю.Г.Фокин и др.), а также в работах, посвященных гуманизации образования (Г.С.Арефьева, М.Н.Берулава, А.А.Добряков, А.С.Запесоцкий, М.С.Каган, Л.И.Коханович, Е.А.Леванова, А.В.Макаров, Г.В.Мухамедзянова, А.В.Непомнящий, В.А.Разумный, В.А.Ситаров, В.Н.Стегний и др.), подчеркивается сложность и все еще недостаточная разработанность проблемы гуманизации в целом, в то же время чрезвычайная важность ее решения на общем фоне роста агрессивности и криминогенности российского общества.
Анализ научно-педагогической литературы, традиционных условий профессиональной деятельности учителя и его подготовки в педагогических учебных заведениях показывает, что на данный момент существует ряд нерешенных проблем:
- инновационные процессы, затрагивающие все стороны общественной жизни и влияющие на мировоззренческий аспект подготовки будущих учителей, не всегда своевременно отражаются в учебных планах и стандартах системы высшего образования;
гуманитарная подготовка студентов педагогических специальностей, которая имеет своей целью решить проблему формирования целостного мировоззрения, социализации и инкультурации личности, происходит дифференцированно, без учета междисциплинарных связей, что приводит к формированию «мозаичного» мировоззрения, к отсутствию у студентов целостного видения картины развития культуры и, естественно, ведет к снижению уровня подготовки выпускника педагогического вуза;
в качестве приоритетов в процессе гуманитарной подготовки выделяется обучение, что обуславливает менее значительную роль воспитания, в результате чего существенно искажается содержание принципа гуманизации образовательного процесса, в основе которого лежит идея о полноценной личности, носителе культурных ценностей, источнике развития будущей культуры (традиции русской философии), гармонично сочетающей в себе нравственные, духовные и гносеологические аспекты.
Таким образом, возникло противоречие: с одной стороны, назрела необходимость углубления гуманитарной подготовки, формирования духовно-нравственных ценностей гуманитарной культуры у студентов педагогических специальностей как условия развития ее у детей дошкольного и школьного возраста, а с другой — в теории и практике педагогического образования на данный момент недостаточно разработаны вопросы гуманитарного воспитания и образования в процессе профессиональной подготовки студентов в педагогическом вузе.
Существующее противоречие обуславливает актуальность темы нашего научного исследования, а недостаточная теоретическая разработанность и практическая значимость определили выбор темы диссертационного исследования: «Гуманитарная подготовка студентов педагогических специальностей (на примере Республики Саха (Якутия)».
Объект исследования: профессиональная подготовка студентов педагогических специальностей
Предмет исследования: психолого-педагогические условия повышения эффективности гуманитарной подготовки студентов педагогических специальностей как компонента их профессионального образования.
Цель исследования состоит в выявлении психолого-педагогических условий повышения эффективности гуманитарной подготовки студентов педагогических специальностей на основе концептуального обоснования содержания, форм и методов данного процесса.
Гипотеза исследования: повышение качества, уровня гуманитарной подготовки студентов возможно если:
научно-методический отбор содержания подготовки специалиста в вузе будет обусловлен выполнением заказа общества и государства и практической необходимостью современной педагогики высшей школы в подготовке учителя качественно нового типа, что зависит от формирования таких приоритетных личностных качеств педагога, как гуманизм, эмпатия, уважение к свободе и воле другого человека, этнокультурная терпимость, способность к сопереживанию, самовоспитанию, саморазвитию. Это является одной из главных целей гуманитарной подготовки специалистов, которая должна представлять единство общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития личности будущего учителя;
будет разработана и апробирована модель гуманитарной подготовки студентов педагогических специальностей, учитывающая следующие условия:
реализацию системного и культуроцентрического подходов как методологической основы современной педагогической теории и практики;
организацию учебно-воспитательного процесса на основе
принципов гуманитаризации, фундаментализации и
деятельностного подхода в обучении, что обуславливает:
интегративную совокупность областей духовно-нравственного,
интеллектуального и волевого развития личности; установку на
восприятие и воспроизведение не части, а целого, не деталей, а
композиции; использование активных методов обучения, метода
индукции, междисциплинарных связей, информационных
технологий, возможностей внеаудиторной форм работы;
понимание процесса профессиональной подготовки педагога как
пути творческой трансляции смыслов и ценностей культуры в
личность учителя, превалирование аксиологических компонентов;
создание условий для осуществления принципа
культуросообразности при разработке учебных программ, с учет мультикультурного восприятия северных жителей. Цель, предмет и гипотеза исследования предопределили необходимость постановки и решения следующих задач исследования:
охарактеризовать сущность гуманитарной подготовки студентов педагогических специальностей на основе исследования ее содержания и значения в философско-историческом, этнологическом, социологическом и этическом контекстах;
выявить гуманистические компоненты этнопедагогики народов Якутии и определить их значение в подготовке педагога;
проанализировать и охарактеризовать современную теорию и практику гуманитарной подготовки будущих учителей;
определить психолого-педагогические условия повышения эффективности гуманитарной подготовки специалистов в современной вузовской системе обучения в условиях Республики Саха (Якутия) на основе концептуального обоснования содержания, форм и методов данного процесса;
5) обосновать и апробировать гипотетическую модель гуманитарной подготовки студентов педагогических специальностей на основе культуроцентрического подхода.
Методологической основой исследования послужили диалектическая теория познания и системно-структурный подход к объекту исследования.
Представления о сущности человека как абсолютной ценности, как творца самого себя и обстоятельств своей жизни, как свободной, ответственной, творческой личности, как целостности, возможности человека быть ценностью и самоценностью сложились в гуманистической отечественной и зарубежной философии и представлены в трудах Н.А.Бердяева, Г.С.Батищева, В.С.Библера, Б.П.Вышеславцева, И.А.Ильина, И.Канта, В.С.Соловьева, Е.Н.Трубецкого, П.А.Флоренского, С.Л.Франка, Э.Фромма и др.
Психологической основой исследования явилась деятельностная теория развития личности и учет поэтапного процесса формирования понятий. Основой гуманитарной направленности в педагогике явились положения гуманитарной психологии А.Адлера, Р.Бернса, В.А.Кан-Калика, А.Маслоу, Н.Д.Никандрова, К.Роджерса, Э.Эриксона и др. Психологические механизмы формирования и развития личности учителя раскрыты в работах О.А.Абдулина, Б.Г.Ананьева, В.И.Андреева, Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, М.И.Дьяченко, В.И. Загвязинского, В.А.Сластенина и других ученых, которые актуализировали задачу педагогической высшей школы - создание системы образования будущего учителя, которая бы обусловила его интеллектуальное, духовное и профессиональное развитие, становление активной, творческой личности.
Дидактической основой исследования стала система
общедидактических принципов, выступающая в качестве фундамента построения содержания профессиональной подготовки учителя.
Общая методология исследования определялась важнейшими положениями теории о единстве форм движения и материи в диалектическом
отражении этого движения в формах общественного сознания (идеология, философия, наука); учения об общественно-исторической обусловленности развития личности, ее творческой и деятельностной сущности. В основу исследования легли идеи гуманизации профессионального образования А.В.Антоновой, С.И.Архангельского, Б.С.Гершунского, М.А.Данилова, А.С.Запесоцкого, Т.С.Комаровой, Ю.Г.Круглова, А.М.Новикова, В.И.Петровой, А.Д.Сазонова, В.А.Сластенина, А.Д.Солдатенкова, Е.Н.Шиянова и др.
Системный подход, дающий возможность проследить разрыв между
социокультурными требованиями и уровнем подготовки педагогов,
определяет необходимость исследования гуманитаризации обучения в
культурологическом контексте. В основу культуроцентрической модели
гуманитарной подготовки студентов педагогических специальностей легли
труды отечественных и зарубежных философов: В.Г.Афанасьева,
М.М.Бахтина, Н.А.Бердяева, В.С.Библера, И.В.Блауберга, Ю.Б.Борева,
Н.Я.Данилевского, Э.В.Ильенкова, М.С.Кагана, К.Н.Леонтьева,
Ю.М.Лотмана, С.Н.Садовского, В.С.Соловьева, Э.Тайлора, А.Тойниби, Д.Д.Фрейзера, П.Я.Чаадаева, О.Шпенглера и др.
Теоретическая база исследования опирается на принципы отечественной педагогики и психологии об интегральных, целостных характеристиках личности, разработанные в трудах Б.Г.Ананьева, Л.И.Божович, А.А.Бодалева, С.Л.Рубинштейна и др.
Дидактические основы теории интеграции гуманитарного
образования разработаны в трудах С.И.Батуриной, Г.И.Беленького,
М.Н.Берулавы, В.М.Богуславского, Т.Г.Браже, И.Д.Зверева,
И.А.Колесниковой, М.Г.Качурина, Д.М.Кирюшкиной, Е.М.Колокольцева, Н.И.Кудряшева, П.Г.Кулагина, В.Н.Максимовой, В.А.Разумного, М.Н.Скаткина, В.И.Федоровой, Г.И.Федорца и др. С точки зрения анализа педагогических технологий и проектирования интересны исследования
В.П.Беспалько, В.М.Богуславского, В.В.Гузеева, Е.С.Заир-Бека,
Г.Д.Кириллова, М.В.Кларина, В.В.Краевского, ИЛ.Лернера и др.
Опираясь на концепцию о предметно-деятельностной сущности
человека, мы исходим из объектно-субъектного характера человеческой
деятельности, идеи профессионально-деятельностного подхода,
предусматривающего не только формирование компонентов деятельности,
но и их интеграционное взаимодействие. Это позволяет рассматривать
учебную, профессиональную деятельность студентов как
системообразующий фактор, определяющий личностные и
профессиональные качества учителя (А.В.Антонова, В.С.Безрукова, Г.А.Бокарева, Н.Б.Борисова, Э.Ф.Зеер, В.И.Петрова, Г.П.Скамницкая, В.А.Сластенин, Л.В.Тодоров и др.). Профессиографический подход, в основе которого лежит конкретизация требований, позволяет описать модель гуманитарной подготовки студентов педагогических специальностей. А культуроцентический подход ориентирует на интерпретацию проблемы гуманистического воспитания будущих специалистов как на этико-культурологический аспект профессиональной подготовки (Г.Н.Волков, А.С.Запесоцкий, Ю.Г.Круглов, Л.А.Рапацкая, М.Г.Тайчинов).
Программно-целевой подход дает возможность рассмотреть учебный процесс в единстве всех сторон обучения и на этой базе создать лаконичную модель гуманитарного образования и воспитания, имеющую своей целью формирование всесторонне подготовленной активной нравственной личности педагога.
Принципы моделирования педагогических систем рассмотрены в трудах И.В. Блауберг, В.П.Кузьмина, Н.В. Кузьминой, Ф.Ф.Королева, Э.Г.Юдина. Методы проектирования социально-педагогических систем представлены в работах Ю.А.Конаржевского, Н.П.Литвинова, ВЛ.Нечаевой, А.А. Орлова, В.М.Петровичева, М.М.Поташника.
Разработанные гуманистические основы в системе обучения будущего учителя опираются на труды Б.Г.Ананьева, М.М.Бахтина, А.С.Запесоцкого,
В.П.Зинченко и др. Смещение акцентов в системе вузовского на личностно-ориентрованную технологию обучения обусловлено приоритетом духовно-нравственных императива, а также попыткой развития и совершенствования с помощью приобретенных познаний профессиональных и социальных умений и навыков.
Поскольку сущность процессов интеграции в образовании предстает в единстве универсализации (всеобщность и разносторонность) элементов и гармонизации (соразмерность и слияние в единую органичную целостность) связей между ними, это рассматривается в качестве важного средства интегративного подхода: осуществлении интеграционной связи методологической, теоретической, методической и практической профессиональной подготовки будущих специалистов (И.П.Яковлев). Интеграция применительно к гуманитарной подготовке педагогов рассматривалась нами как объединение в одном учебном предмете обобщенных знаний с целью формирования обобщенных профессионально-значимых для учителя понятий на основе персонализировнаного, модульного обучения, позволяющего с одной стороны индивидуализировать процесс развития личности учителя, а с другой — сделать его более технологичным: блочное (модульное построение) учебных курсов с использованием межпредметных связей, идей проблемного и «опережающего» обучения (Б.Гольдшмидт, А.А.Гучинский, М.Г.Тересявичене, Н.МЛковлева и др.).
Сочетание теоретико-методологического уровня исследования с решением задач методико-практического характера обусловило выбор комплекса методов. Основным методом, который используется в нашем исследовании, является метод системного анализа, включающий в себя изучение и оценку философских концепций человека, мировоззрения, достижений педагогики и психологии по проблеме исследования, обобщение опыта работы вузовских педагогов по гуманитарной подготовке студентов педагогических специальностей. Обобщая, можно утверждать, что при проведении исследования нами использовались методы трех уровней:
эмпирического: прямое, косвенное и включенное наблюдение, опрос (анкетирование, интервьюирование, беседа), анализ результатов деятельности, эксперимент (констатирующий, формирующий, диагностический), тестирование, изучение результатов эксперимента, диагностические (тестирование, экспертных оценок, обобщения независимых характеристик) методы статистической обработки данных;
теоретического: анализ (историографический, сравнительно-сопоставительный, ретроспективный, моделирование), синтез, классификация, обобщение, дедукция, индукция, аналогии, моделирование;
метатеоретического: конкретизация отдельных концептуальных
положений педагогической теории, синтез ряда теоретических
позиций из смежных областей научного знания.
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось в
течение 1993-2004 гг. на базе Якутского государственного университета,
Саха государственной педагогической академии, Якутского филиала
Московского института современного искусства, Якутского педагогического
училища №2, Намского педагогического училища, Института повышения
квалификации работников образования РС(Я) и состояло из трех этапов.
Исследованиями были охвачены учителя, преподаватели вузов, студенты I-V
курсов, учащиеся педагогического училища, всего около четырех тысяч
человек.
Первый этап (1993-1997 гг.) - прогностико-диагностический: изучение имеющегося опыта гуманитарной подготовки студентов, отношения к данному процессу обучающихся и преподавателей, что позволило выявить многоаспектность проблемы. Одновременно осуществлялся эвристический этап и констатирующая часть экспериментального исследования проблемы в сочетании с глубоким теоретическим поиском и осмыслением научных подходов к системно-целостному изучению гуманитарной подготовки
студентов педагогических специальностей. Анализ противоречий в системе высшего педагогического образования позволил определить проблему, разработать пути и сформулировать рабочую гипотезу исследования. На основе разработанной модели гуманитарной подготовки студентов педагогических специальностей были подготовлены учебно-методические комплексы для студентов, составлены программы обучения.
Второй этап (1997-2002 гг.) - педагогически-формирующий: реализация модели гуманитарной подготовки студентов педагогических специальностей, апробация учебно-методических комплексов, продолжение эвристического этапа исследования, проведение контрольных срезов, анализ результатов, корректировка модели.
Третий этап (2002-2004 гг.) - методолого-теоретический: происходило теоретическое осмысление результатов исследования; определение функциональной значимости модели гуманитарной подготовки студентов педагогических специальностей в современной вузовской системе подготовки профессионала; расширение границ обучающего эксперимента, включение училищ, педагогических классов; обобщение и анализ результатов экспериментов, подготовка монографии по теме исследования, оформление результатов работы в виде докторской диссертации.
Научная новизна исследования заключаются в том, что
охарактеризована сущность гуманитарной подготовки студентов педагогических специальностей на основе исследования ее содержания и значения в философско-историческом, этнологическом, социологическом и этическом контекстах; проанализированы связанные с данным феноменом понятия: «гуманизм», «гуманность», «культура», «этническое сознание и самосознание», «историческое сознание», «духовно-нравственные ценности», «идеал»;
определены истоки гуманистических представлений в культуре народов Якутии, выявлены гуманистические компоненты
этнопедагогики региона, в частности ценностные ориентации, являющиеся основой для формирования этнопедагогических традиций народа и влияющие на современную систему образования;
на основе анализа современной теории и практики гуманитарной подготовки будущих педагогов определены психолого-педагогические условия повышения ее эффективности;
на основе концептуального анализа обоснованы содержание, формы и методы гуманитарной подготовки/-будущих педагогов, разработана гипотетическую модель данного процесса, которая прошла апробацию в учебных учреждениях Республики Саха (Якутия)
Теоретическая значимость исследования. Представленная работа вносит вклад в разработку проблемы профессиональной подготовки педагогов, охарактеризовывается сущность гуманитарной подготовки как компонента профессионального образования; предлагается рабочее определение понятия «гуманитарная подготовка»; исследуются гуманистические представления, заложенные в традиционной культуре народов Якутии и являющиеся основой для развития гуманизма у будущих учителей; на основе проведенного анализа обосновываются психолого-педагогические условия повышения эффективности гуманитарной подготовки и разрабатывается ее гипотетическая модель для студентов педагогических специальностей.
Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенная в нем научно обоснованная модель гуманитарной подготовки студентов педагогических специальностей (на основе которой разработаны и внедрены в практику вузовского образования учебно-методические комплексы по дисциплинам «История мировых цивилизаций», «Культурология», «Мировая художественная культура», «Этнология», «Методика преподавания изобразительного искусства в начальных классах»,
«Методика преподавания художественного труда в начальных классах», в том числе и для студентов дистанционной формы обучения, разработаны и апробированы учебные программы дисциплин и спецкурсов: «Этика», «Эстетика», «Культура умственного труда», «История изобразительного искусства Якутии». По материалам работы подготовлены монографии «Гуманитарная подготовка студентов педагогических специальностей: «Этнокультурная и педагогическая проблематика», «Гуманистические представления в культуре народов Якутии», «Идеи гуманизма в культуре и образовании Якутии») позволит усовершенствовать процесс гуманитарной подготовки студентов педагогических специальностей.
Результаты исследования могут быть использованы при составлении учебных планов и программ подготовки педагогов, при создании новых поколений учебно-методических пособий для студентов, в том числе дистанционной формы обучения, на курсах повышения квалификации учителей в педагогических университетах, в институтах усовершенствования учителей.
Концептуальные положения исследования могут послужить ориентиром при дальнейшей теоретической и практической разработке проблем, связанных с гуманитарной подготовкой студентов педагогических специальностей.
Научная достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается широкой методологической и теоретической обоснованностью исходных мировоззренческих и научно-педагогических позиций; комплексным решением теоретических задач; использованием методов, соответствующих предмету, цели и задачам исследования; репрезентативностью экспериментальной выборки; подтверждением концептуальной непротиворечивости научных положений и выводов диссертации основным положениям современной дидактики высшей школы, а также многоуровневой базой исследования; методологическими подходами (культурологическими, системным, деятельностным) к раскрытию понятий:
«культура», «гуманизм», «гуманность», «историческое сознание», «этническое сознание», «гуманизация и гуманитаризация процесса обучения», «культуроцентрическая парадигма», «гуманитарная подготовка». Положения выносимые на защиту:
Гуманитарная подготовка в контексте педагогического образования представляет собой фактор гармоничного развития личности учителя, процесса концептуального этико-аксиологического выбора, что является основой развития профессионально важных личностных качеств специалиста в современных социокультурных условиях.
Выявленный комплекс психолого-педагогических условий повышения эффективности гуманитарной подготовки студентов педагогических специальностей, включает в себя следующее:
учет принципов: гуманизации, социализации, инкультурации, фундаментализации, учета междисциплинарных связей, деятельностной направленности обучения, обусловливающих интегративную совокупность областей духовного, интеллекутального и волевого развития личности в процессе гуманитарной подготовки;
организацию и проведение проблемных занятий, курсового проектирования, групповых форм работы, интегрированных занятий, дистанционной и внеаудиторной форм обучения: конференций, круглых столов, конкурсов, экскурсий, работы в библиотеках, факультативов, создание студенческих электронных журналов;
использование активных методов обучения, дидактических игр, индукционного изложения учебного материала, учебного диалога, ситуационных задач, творческих заданий, информационных технологий, междисциплинарных исследований, принципа
восприятия и воспроизведения не части, а целого, не деталей, а формы;
учет и развитие мультикультурного восприятия северных жителей, обусловившего принцип культуросообразности при составлении учебных программ;
реализацию системного и культуроцентрического подходов как методологической основы современной педагогической теории и практики.
3. Модель гуманитарной подготовки студентов педагогических
специальностей, разработанная на основе культуроцентрического
подхода и представляющая собой интегративную совокупность
областей духовно-нравственного, интеллектуального и
деятельностного развития личности, обусловленная процессом
становления таких свойств личности педагога, как эмпатия,
гуманизм, этнокультурная терпимость, ответственность,
гражданственность, способность к сопереживанию, саморазвитию,
самовоспитанию, стремление к самореализации, имеет структуру, в
которую входят три основные направления: теоретическое,
историко-культурологическое и направление специализации. Каждое
направление тесно связано с другим и углубляет все знания, весь
комплекс понятий о предмете, получаемый на занятиях различной
предметной направленности. Отражение всех трех направлений
можно найти в любом предмете образовательно-профессиональной
программы.
Апробация и внедрение первичных результатов исследования
осуществлялись в ходе экспериментальной работы в Якутском
государственном университете, Саха государственной педагогической
академии, Якутском филиале Московского института современного
искусства, Якутском педагогическом училище №2, Намеком педагогическом
училище, Институте повышения квалификации работников образования РС(Я), Институте развития образования при МО РС(Я).
Сообщения по теме исследования были представлены на
международных конференциях: «Подготовка специалиста XXI века»
(Иркутск, 1998 г.); «Интернет. Общество. Личность» (СПБ, 2000 - 2002 г.г.);
«Automation, Control and Information Technology» (ACIT 2002) (Novosibirsk,
2002 г).; Международной научно-практической конференции «XXI век:
Россия и Запад в поисках духовности» (Пенза, 2003 г.); «Этические
проблемы развития современной цивилизации» (Пенза, 2004 г.); VI
международном философско-культурологическом конгрессе
«Дифференциация и интеграция мировоззрений: динамика ценностных ориентации в современной культуре» (СПб, ноябрь 2003 г). Автор принимал участие во Всероссийском конкурсе «Дистанционный учитель года - 99», (организатор А.В.Хуторской), на Всероссийских научно-практических конференциях «Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности" (Екатеринбург, 2000 г.); «Проблемы региональной культуры и образование России на пороге III тысячелетия» (Авторы проекта проведения конференции М.А.Абрамова, Л.А.Сидорова — Якутск, 2000 г.), «Художественное образование в России» (Арзамас, 2002 г.); V Всероссийской объединенной конференции «Технологии Информационного общества — Интернет и современное общество» (IST/IMS—2002) (Санкт-Петербург 2002 г.); «Образование для XXI века: доступность, эффективность, качество» (Москва, 2002 г.), VI Всероссийской объединенной конференции. «Технологии информационного общества — Интернет и современное общество» (Санкт-Петербург, 3—6 ноября 2003 г.). Результаты работы были представлены на региональной научной конференции молодых ученых Сибири в области гуманитарных и социальных наук «Перспективы гуманитарных и социальных исследований в XXI веке» (Новосибирск, 2003г.); на страницах журналов «Педагогика», «Педагогическое образование и наука», «Народное образование Якутии», в сборнике РГБ им. В.И.Ленина.
«Панорама культурной жизни стран СНГ и Балтии», в Интернет-конференциях: «Историческая культурология», «Российская наука: новые формы организации и принципы научной политики», «Культурогизация образования: потребность или изыски дилетантов?», «Первая российская интернет-конференция по когнитивной науке» (февраль 2003 г.).
В Республике Саха (Якутия) автор выступал на научных конференциях «Наука РС(Я)» (Якутск, 1997 г.), «Логос. Культура. Цивилизация.» (Якутск, 1999 г.), «Национально-региональные системы образования РС(Я) в условиях нового педагогического мышления" (Якутск, 2000 г.), «Этнопедагогические аспекты обучения и воспитания» (Якутск, 2000 г.), «Приоритетные направления развития науки в первой четверти XXI века: опыт, проблемы, перспективы», организованной Лигой «Женщины — ученые Якутии» (Якутск, 2002 г.), «Духовность — веление времени» (Якутск, 2002 г.) и др., а также на ежегодных научно-практических конференциях ЯГУ, на страницах республиканской печати, в сборнике для малочисленных народов Севера «Илкэн».
Структура диссертационного исследования: диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Категория «гуманизма» в контексте философии образования
Анализ трактовки понятия «гуманизм» позволил сделать вывод о многозначности его определения. Гуманизм определяется как: «совокупность взглядов, выражающих уважение достоинства и прав человека, заботу о благе людей, их всестороннем развитии, о создании благоприятных для человека условий общественной жизни»[582]; «принцип мировоззрения (в т.ч. нравственности), в основе которого лежит убежденность в безграничности возможностей человека и его способности к совершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идея о праве человека на счастье и о том, что удовлетворение его потребностей и интересов должно быть конечной целью общества» [520]; (от лат. humanus - человеческий) - "исторически изменяющаяся система воззрений: признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой между людьми; в узком смысле - культурное движение эпохи Возрождения"[5 82].
Еще более многообразны определения данного понятия в монографиях и диссератционных исследованиях: Б.Н. Березина «Теоретические основы формирования содержания гуманитарного образования в школе в системе профессиональной подготовки учителя»; А.С. Запесоцкого «Гуманитарная культура как фактор индивидуализации и социальной интеграции молодежи»; В.В. Кешелавы «Гуманизм действительный и мнимый»; СМ. Ковалева «Реальный гуманизм и его противники»; В.П. Лежниковой «Гуманизация образования»; Л.И. Недели «Гуманизм и научное управление нравственным формированием личности»; З.Г.Нигматова «Социалистический гуманизм: педагогика и школа»; А.А.Новиковой «Условия развития гуманитарной среды педагогического университета»; И.М.Орешникова «Феномен гуманитарной культуры»; С.И.Попова «Социализация и гуманизм»; Н.Г. Сикорской «Развитие гуманитарной культуры учителя как основания его профессионализма»; Г.М.Фомина «Социалистический гуманизм и основные закономерности его развития»; И.Т.Фролова «О человеке и гуманизме»; В.И.Шинкарук, А.И.Яценко «Теоретические основы гуманизации педагогического образования»; Е.И.Шулевой «Воспитание гуманитарной культуры студента педагогического вуза, как основы развития профессионализма». Анализ представленных авторами определений позволил установить, что понятие «гуманизм» употребляется по крайней мере в десяти смысловых значениях: название эпохи Возрождения и различных культурных движений, идейных течений, направлений общественной мысли; название той области теоретического знания, которая отдает предпочтение гуманитарным наукам; характеристика марксистского мировоззрения, пролетарской идеологии, социалистического образа жизни; обозначение нравственных качеств личности — человечности, доброты, уважения; определение важнейшего фактора гармонического развития личности; выражение особого отношения к человеку как высшей ценности, как к цели; название практической деятельности, направленной на достижение общечеловеческих идеалов и др.
Аналогичное положение наблюдается и в отношении понятия «гуманность», нередко отождествляемого с понятием «гуманизм». Как утверждает З.Г.Нигматов, авторы педагогических исследований часто употребляют понятия «гуманизм» и «гуманность», даже не пытаясь установить их действительный смысл [393]. Гуманность, как и гуманизм, в педагогике называется одновременно мировоззрением, чертой характера, качеством, принципом, элементом морали, составной частью идеологического воспитания. Отсюда в психолого-педагогических работах появляются выражения, употребление которых, по нашему мнению, является неправомерным (например, «воспитание социалистического гуманизма» [617]). Даже в учебных пособиях по педагогике нет четкого определения понятий «гуманизм» и «гуманность», а «воспитание социалистического гуманизма» и «воспитание гуманности» употребляется как синонимичные выражения [422].
На необходимость различения понятий «гуманизм» и «гуманность» указывала еще в 60-х годах М.И.Петросян. Она отмечала, что «гуманизм часто отождествляется с гуманностью и рассматривается лишь как черта или принцип коммунистической нравственности, или идеологии. Такое понимание вопроса неполно. Понятие гуманизм ... гораздо шире, чем гуманность, человечность» [430]. В самом деле, гуманизм и гуманность — латинские слова (humanus, humanitas), отличающиеся по своему значению. Humanus — человеческий, свойственный человеку; человечный, человеколюбивый; высокообразованный. Humanitas — человеческая природа, человеческое достоинство; человеколюбие, гуманность, доброта, обходительность; образованность, духовная культура; утонченный вкус, тонкость обращения, изящество манер, изысканность речи, учтивость, воспитанность [317]. Сравнительный анализ семантического значения данных слов приводит к выводу, что оба они связаны с выражением взглядов, качеств, свойств, отношений духовного мира человека. Однако слово «humanitas» в большей степени обозначает готовность помогать другим людям, оказывать уважение, проявлять заботу, участие, без которых невозможно существование человеческого рода. «Гуманность», по-видимому, является первичным понятием по отношению к «гуманизму», хотя последнее представляется гораздо шире первого.
Трансформация идей гуманизма: антропоцентризм—натуроцентризм—культуроцентризм
Великий мыслитель Гегель считал, что «наипервейшей» следует считать ту деятельность мысли, которая направлена не на постижение вещей предметного мира, а «занята самой собой», т.е. направлена на самое себя. Вся история человеческой мысли есть история нахождения мыслью самой себя. Гегель утверждает, что «с мыслью дело обстоит так, что, только порождая себя, она себя находит», более того, «дело даже обстоит так, что, лишь тогда, когда она себя находит, она существует действительно» [142], т.е. мысль обретает статус действительной мысли в подлинном смысле этого слова. Это и есть рефлексия, которая таким образом состоит в размышлении над самим собой, в контролировании самого себя и в способности отдавать себе отчет в том, что знает. Подобная деятельность мысли строится на удвоении: целостное мышление распадается на мышление отражающее и мышление отраженное, т.е. мысль предстает в виде собственно мысли и мыслимой мысли.
Мы проследили за рассуждениями великого философа, поскольку они в предельно абстрактной форме представляют всю историю человечества. Человек, преодолевая свою биологическую видовую ограниченность, попадает в социальность. Таким образом, он становится не только биологическим, но и социальным существом. Как род человек заключает в себе все виды живого, всю природу, но стоит над ними, над ней.
Вся история человечества показывает, что человек превратившись, в существо социальное еще не становится человеком действительным в подлинном смысле этого слова. Ибо это лишь стадия «порождения», стадия «удвоения». Необходима еще одна стадия — стадия «нахождения» себя. Эти идеи обусловили трансформацию гуманитарного знания в процессе эволюции человечества.
По мнению ряда ученых, современная наука и система образования соответственно нуждаются в методологической паузе, ибо своевременное осознание целей и направлений развития есть верный залог кратчайшего расстояния до их осуществления. «Пауза» уже проявляется в запросе практикующих психологов на философское знание; в запросе современной медицины на психологическое знание; в осознании через социальные технологии роли концепции жизни, которую несет в себе человек, реализующий эти технологии [409], и во множестве бытовых фактов и наблюдений, в которых конкретизируются экзистенциальные поиски наших современников, в первую очередь поиски оснований для осуществления процесса идентификации [5].
Проблема обретения человеком самого себя имеет много причин для появления. Одну из них мы видим в быстро расширяющемся процессе технизации (т.е. постоянного увеличения и совершенствования мира инструментальных средств), и в сопровождающей данный процесс системе ценностей, господствующих в культуре, в результате чего европейская цивилизация стала приобретать техногенный характер. Самая существенная ее черта — утрата человеком власти над техническим прогрессом и его последствиями. Как утверждает Бертран Рассел, «наука и техника движутся сейчас вперед, словно танковая армада, лишившаяся водителей, — слепо, безрассудно, без определенной цели» [464, с. 171]. Перед опасностью быть погребенным под этим натиском человек обращается к своим истокам к природе, к личности, что было ему свойственно лишь в отдельные периоды истории развития западного общества. В западноевропейской культуре Мир, Природа всегда рассматривались как поле для приложения сил человека. Вспомним укоренившуюся в нашем сознании парадигму: «природа не храм, а мастерская, а человек в ней — работник», «мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее — наша задача» и т.п.
Сравним этот принцип с важнейшей ценностной установкой восточной культуры на невмешательство в природу. В характере мифологических представлений, в народном творчестве и в профессиональном искусстве ярко проявился синтетизм мышления, иллюстрирующийся представлениями о внутренней взаимообусловленности мира природы и мира человека. В мифологии это нашло выражение не только во взаимосвязях мира растительного с животным, но также в синтезе взаимодействия и единения всех природных сил: солнца, воды, воздуха и др. Особенно интересно то, что по этим представлениям во Вселенной постоянны процессы развития, циклических смен, периодических этапов разрушения и созидания.
Диалектика этнического и исторического сознания как основа культурного самоопределения индивида
В контексте культурологической проблематики суть культуры проясняет ее понимание как специфической формы концентрации духовной энергии человека, этноса, нации. Культура как выразитель духа народа объединяет всю систему целесообразной деятельности человека: его сознание, производящий труд и творчески - преобразующий акт созидания, а также результаты освоения и преобразования мира (природы, общества и человека). Духовность, гуманизм пронизывает весь спектр структурных компонентов культуры. В этом сложном явлении Человек всегда выступает значительной и основопологающей величиной. Человек — семья — род, а дальше народ с единой языковой традицией, с самобытными признаками культуры составляют структурную иерархию общественного образования [571, с Л 6]. Сотворенное личностью культурное поле как сосредоточие социальных противоречий воздействует на человека так же, как сам индивид воссоздает себе подобную и удобную культурную среду. Взаимообусловленность и взаимозависимость социального бытия и индивидуального человека зеркально отражается во всех проявлениях созидательной и разрушающей деятельности общества в целом.
Известный русский философ Николай Бердяев в книге «Судьба России» очень точно выразил соотношение общечеловеческого и этнического в культуре. «Культура никогда не была и никогда не будет отвлеченно-человеческой, она всегда конкретно-человеческая, т.е. национальная, индивидуально-народная и лишь в таком своем качестве восходящая до общечеловечности. ... Благородство всякой истинной культуры определяется тем, что культура есть культ народов, почитание могил и памятников, связь сынов и отцов ... . Творческое утверждение национальности и есть утверждение человечества. Национальность и человечество одно».
В 1997-м году завершилось Всемирное десятилетие развития культуры (ВДРК). Этот проект был провозглашен по инициативе ЮНЕСКО 41-ой сессией Генеральной ассамблеи ООН в 1996 году. В программе были представлены четыре основные цели Десятилетия:
- учет культурного аспекта развития;
- утверждение и обогащение культурной самобытности;
- расширение участия в культурной жизни;
- содействие международному культурному сотрудничеству.
В целом программа была направлена на решение крупных задач всемирного масштаба, которые возникли на рубеже XXI века. Она одновременно имела своей целью «привлечь внимание всех лиц, действующих в области экономического, социального и культурного развития на национальном и международном уровнях, к значению культуры для жизни народов и национального прогресса, а также роли международного культурного сотрудничества как фактора взаимного обогащения и взаимопонимания между народами» [232, с.З].
Действие данного проекта и сотрудничество с ЮНЕСКО предоставило уникальный шанс Якутии заявить о себе. Многие проекты, выдвинутые республикой, вошли в мероприятия Всемирного десятилетия развития культуры. В том числе проект «Ысыах — якутский национальный ритуальный и церемониальный праздник». Усиление внимания к проблемам этнической культуры обусловило важность формирования этнического и исторического сознания на основе проведения глубокого анализа духовного развития населения республики.
К сожалению, надо признать, что современная ситуация в России и в Якутии, в частности, создает благоприятные условия для смешения элементов культуры и псевдокультуры. Идет переоценка нравственных и материальных ценностей. В этих условиях выбор молодых людей не всегда остается в плоскости духовной культуры. Но еще известный русский писатель Ф.М. Достоевский писал, что «....без высшей идеи — и с деньгами общество провалится» [155, с.80]. В буддийском учении среди пяти пагубных черт, способных воспламенить и разрушить людские души, названы жадность, гнев и невежество [177, с. 16]. Под жадностью понималось пристрастие к материальным ценностям, под гневом — возмущение и ревность, под невежеством — незнание подлинной сущности Вселенной и жизни. При этом мудрость именуется светом, невежество — тьмой [177]. Знание подлинной сущности Вселенной, признание истинных ценностей культуры человечества, обретение себя в историческом развитии, сохранение традиций прошлого — вот признаки сформированного этнического сознания и самосознания. Но для достижения этого необходимо научное осмысление всего происходящего. К сожалению, в настоящее время наблюдается разрыв между практикой и теорией. Научное осмысление не успевает за процессом культурного развития в республике. А это ведет к формированию исторического псевдосознания.
Огромное бремя ответственности ложится на плечи педагогов, которые в силу своей профессиональной деятельности должны быть основными проводниками молодого поколения к истокам культуры как отечественной, так и мировой. Именно педагогам выпала честь развития исторического, этнического сознаний у нового поколения будущих специалистов, ценителей прекрасного и знатоков культуры. Без этих познаний, без сформированного этнического самосознания нельзя говорить об адекватной оценке наследия прошлого и потенциала настоящего.