Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы этнокультуро-логического образования учащихся 5-9 классов
1.1. Этнокультурологические аспекты развития современной системы российского образования 13
1.2. Психологические особенности этнокультурологического образования учащихся 5-9 классов 33
1.3. Педагогический потенциал изобразительного искусства в этнокультурологическом образовании учащихся 5-9 классов 47
Выводы по первой главе 65
ГЛАВА 2. Пути повышения эффективности влияния изобразительного искусства на процесс этнокультурологического образования учащихся 5-9 классов
2.1. Реализация модели этнокультурологического образования учащихся 5-9 классов на основе изобразительного искусства 67
2.2. Применение активных форм и методов изучения творчества якутских художников 81
2.3. Диагностика уровней этнокультурологических знаний учащихся 5-9 классов 105
Выводы по второй главе 130
Заключение 131
Библиография 134
Приложение 159
- Этнокультурологические аспекты развития современной системы российского образования
- Психологические особенности этнокультурологического образования учащихся 5-9 классов
- Реализация модели этнокультурологического образования учащихся 5-9 классов на основе изобразительного искусства
- Применение активных форм и методов изучения творчества якутских художников
Введение к работе
Актуальность исследования. Среди приоритетных задач «Концепции модернизации российского образования до 2010 г.» рассматривается выработка конкретных путей развития и совершенствования педагогической деятельности в полиэтнической и поликультурной среде. Гуманизация общества, провозгласившего человека наивысшей ценностью, нуждается в гуманитарных, эстетических и этических средствах, способствующих духовному развитию внутреннего мира человека. Необходимо исходить из признания того, что защита достоинства и прав каждого народа является основным принципом и гарантом политической стабильности Российской Федерации, которая исторически сформировалась как поликультурная страна, национальная образовательная политика должна быть направлена на сохранение и развитие всего богатства многообразия культур, развитие социальных механизмов, помогающих снимать напряженность в отношениях между этносами. Данную задачу можно эффективно решить, воспитывая детей на основе принципа диалога культур, способствующего гармонизации межнациональных отношений, духовной консолидации народов, которые может, несомненно, обеспечить этнокультурологическое образование.
Искусство как один из аккумуляторов и источников культуры играет в процессе этнокультурологического образования личности особенную роль в силу своего доступного интернационального языка - языка художественного образа. Оно не имеет коммуникативных национальных границ и может быть беспрепятственно использовано как фактор вхождения человека в этническую и мировую культуру. Искусство выступает опосредованным лицом человечества, а тот, кто воспринимает искусство, вступает в общение (М.С.Каган) с человеком, то есть с Другим, несущим в себе некоторый социальный опыт.
Проблемам культуры уделяли большое внимание выдающиеся отечественные ученые: Н.А. Бердяев, П.П. Блонский, П.Ф. Каптерев, А.С. Макаренко, В.А Сухомлинский, К.Д. Ушинский, СТ. Шацкий и др.
В современных исследованиях общим вопросам воспитания человека культуры, реализации личности детей посвящены работы Г.П. Выжлецова, Э.В .Ильенкова, М.С. Каган, Т.С. Комаровой, Н.Б. Крыловой, Н.И Киященко, К.Л. Лейзерова, М.Ф. Овсянникова.
Вопросы методологии и методики формирования культурологических знаний нашли отражение в трудах А.И. Арнольдова, B.C. Библера, Э.АБаллера, А.А. Балаяна, А.В. Вехова, С.А. Герасимова, Д.Б. Кабалевского, Б.Т. Лихачева, Э.С. Макарьяна, В.М. Межуева, Л.З. Немировской, В.А Разумного, В.В. Савельева, Э.В. Соколова, А.Н. Семашко и др.
Сравнить теоретические подходы различных научных направлений в исследовании личности позволили труды зарубежных учёных Р. Бернса, А. Маслоу, А. Роджерса и др. Идея сочетания обучения и воспитания рассматривалась в трудах педагогов прошлого: Ф. Герберта, Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци и др. Отечественной и зарубежной психологией и педагогикой накоплен солидный научно-практический материал по использованию художественных произведений в общем развитии личности ребенка (Ш.А. Амонашвили, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Б.Т. Лихачев, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский и др.). Содействуют продвижению научно-теоретического понимания роли искусства в жизни и становлении человека и общества эстетико-философские работы М.С. Кагана, который анализирует проблему с позиции культурологии.
Представления народа саха об этапах формирования достойного, трудолюбивого поколения, умеющего своим трудом украшать и облагораживать жизнь, оформились в глубоко гуманные педагогические принципы, поэтому главный недостаток современного образования Д.А. Данилов видит именно в «отрыве развивающейся личности от своей национальной культуры, от истоков народных промыслов и народной педагогики в сфере труда».
За последние годы в Республике Саха (Якутия) сформировалась этнопедагогическая школа с богатыми традициями и оформившимися
приоритетными направлениями: история этнопедагогики (А.И Гоголев, Д.А. Данилов, Н.Д. Неустроев, А.Д. Семенова, И.С. Портнягин и др.), этнопедагогический менеджмент (А.А. Григорьева, Е.П. Жирков, А.Г Корнилова), этнофилософия (У.А. Винокурова, А.Г. Новиков, Б.Н. Попов), этнокультурология (М.А. Абрамова, Б.Н. Попов, В.Д. Михайлов, К.Д. Уткин).
Региональные аспекты проблемы этнокультурологического образования изучаются такими учеными-исследователями, как М.А. Абрамова В.Ф. Афанасьев, А.А.Григорьева, Д.А. Данилов, З.И. РІванова, У.А. Карамзина, П.П. Кондратьев, Н.Д. Неустроев, А.П. Оконешникова, И.А. Потапов, И.С. Портнягин и др.
Анализ проведенных в последние годы исследований
по этнокультурологическому образованию учащихся показывает, что, несмотря на огромную теоретическую и практическую значимость современных методик ознакомления с изобразительным искусством, они отражают достаточно узкие аспекты проблемы, в основном, связанные с разработкой конкретных средств, форм, методов обучения и воспитания.
Актуальность и востребованность исследуемой темы определяются реальными потребностями системы отечественного образования и существующими противоречиями между:
необходимостью теоретического осмысления этнокультурологического потенциала изобразительного искусства и снижением интереса к нему со стороны семьи и педагогов;
потребностями в знаниях о процессе этнокультурологического образования личности на всех этапах ее развития и недостатком теоретических и практических разработок сущности этого процесса применительно к учащимся 5-9 классов;
потенциальными возможностями изобразительного искусства в этнокультурологическом образовании учащихся и отсутствием специально разработанных педагогических условий для реализации этих возможностей.
Таким образом, необходимость разрешения выявленных противоречий обусловила выбор темы нашего исследования «Изобразительное искусство как
средство этнокультурологического образования учащихся 5-9 классов (на примере Республики Саха (Якутия)».
Объект исследования: процесс этнокультурологического образования учащихся 5-9 классов.
Предмет исследования: совокупность педагогических условий, способствующих этнокультурологическому образованию учащихся 5-9 классов на основе изобразительного искусства.
Цель исследования состоит в том, чтобы раскрыть теоретико-методологические аспекты этнокультурологического образования учащихся 5—9 классов на основе изобразительного искусства и обосновать педагогические условия его осуществления.
В основу положена гипотеза, согласно которой процесс этнокультурологического образования учащихся 5-9 классов на основе изобразительного искусства будет наиболее эффективным, если:
включить изобразительное искусство, раскрывающее особенности этнической культуры народа саха, как этнокультурологический феномен в процесс обучения и воспитания учащихся в качестве ее неотъемлемого содержательного компонента;
раскрывать внутренние связи между современной социокультурной ситуацией в республике и историко-культурологическими предпосылками ее формирования на примере сопоставления этнических и искусствоведческих материалов;
разработать и апробировать технологию этнокультурологического образования учащихся 5-9 классов на основе изобразительного искусства, которая строится на принципах культуросообразности, глобализации, наглядности, единства эстетических и этических переживаний учащихся, учета эмоционально-экспрессивного восприятия учащихся, практической экстраполяции, связи искусства с жизнью, целостности и систематичности, фундаментализации,
ретроспективное, социализации, инкультурации и включает в себя три компонента (аксиологический, креативно-антропологический, технологический).
В соответствии с выдвинутыми целью и гипотезой решались задачи исследования:
Разработать и обосновать совокупность исходных положений, образующих теоретико-методологические аспекты этнокультурологического образования учащихся 5-9 классов на основе изобразительного искусства.
Раскрыть сущность и содержание этнокультурологического образования учащихся 5-9 классов на основе изобразительного искусства.
Определить критерии, показатели и уровни этнокультурологического образования учащихся 5-9 классов на основе изобразительного искусства.
Обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий этнокультурологического образования учащихся 5-9 классов на основе изобразительного искусства.
Предложить научно-практические рекомендации по применению изобразительного искусства в этнокультурологическом образовании учащихся 5-9 классов.
Методологическую основу исследования составляют важнейшие положения философии об отражении мира в сознании человека, о сущности прекрасного как отраженной и преломленной в сознании человека картины мира: об искусстве как форме познания и оценки мира; положения мира психологии и педагогики о развитии личности в подростковом возрасте; о воспитании человека как вхождении в контекст современной культуры; о сущности и движущих силах развития человека как личности, которая в процессе своего становления испытывает на себе особенности быта, традиций, обычаев; концепция возрождения этнокультурных ценностей.
Теоретической основой исследования являются психологические теории личности (А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.); теории диалога культур, смысла и назначения
культурологии (А.И. Арнольдов, М.М. Бахтин, B.C. Библер, Г.С. Гершунский, П.С. Гуревич, А.А. Гусейнов и др.); аксиологичекие основания современного образования, теория ценностей (Е.В. Бондаревская, Н.В. Бордовская, И.Ф. Исаев, А.А Реан, Н.С. Розов, В.П. Тугаринов и др.); теории об искусстве как форме познания и оценки мира (М.М. Бахтин, М.С. Каган и др.); о воспитании человека, вхождении его в контекст современной культуры (М.А. Верб, Б.Т. Лихачев, Б.М. Неменский, В.А. Разумный, В.К. Скатерщиков, П.М. Якобсон и др.); концепции этнокультурологического образования (Л.Н. Бережнова, О.Д. Мукаева, И.Л. Набок и др.); этнопедагогические теории обучения и воспитания учащихся (Г.Н. Волков, А.А. Григорьева, Д.А. Данилов, В.Н. Иванов, Н.Д. Неустроев, Т.Н. Петрова, И.С. Портнягин, К.С. Чиряев и др.).
Методы исследования: теоретический анализ философской, культурологической, искусствоведческой, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; наблюдение; анкетирование; тестирование; интервьюирование; беседы; теоретическая и методическая интерпретация педагогического эксперимента; анализ собственного опыта с детьми и научное обобщение материалов исследования.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
Выявлен педагогический потенциал изобразительного искусства как средства этнокультурологического образования учащихся.
Расширена научно-педагогическая интерпретация искусства не только как средства воспитания личности, но и как составляющей процесса этнокультурной самоидентификации.
Разработана и апробирована модель этнокультурологического образования учащихся 5-9 классов на основе изобразительного искусства.
Определены критерии, показатели и уровни этнокультурологического образования учащихся 5-9 классов на основе изобразительного искусства.
5. Выявлен и обоснован комплекс педагогических условий, обеспечивающий эффективность этнокультурологического образования учащихся 5-9 классов на основе изобразительного искусства.
Теоретическая значимость исследования состоит в разработке концептуальных основ, теоретической модели этнокультурологического образования учащихся 5-9 классов и обосновании научных подходов к нему на основе изобразительного искусства.
Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенные педагогические условия, формы и методы этнокультурологического образования учащихся 5-9 классов на основе изобразительного искусства, а также разработанная авторская программа, диагностический материал, методические рекомендации по использованию изобразительного искусства могут быть реализованы педагогами в воспитательно-образовательном процессе школы. Материалы исследования могут быть использованы при разработке спецкурсов для студентов педагогических колледжей и вузов; при проведении курсов повышения квалификации и переподготовки педагогов, в массовой практике школьного и семейного воспитания.
Достоверность результатов исследования подтверждается
методологической обоснованностью исходных теоретических позиций автора, теоретическим анализом проблемы; организацией экспериментальной работы с применением комплекса методов, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследования; сочетанием качественного и количественного анализов, проведенных на основе использования разнообразного математического аппарата при обработке полученных данных.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и результаты исследования обсуждались на педагогических советах национальной гимназии МУО г. Якутска; включены в преподавание предмета «Национальная культура народов Якутии»; докладывались на следующих научно-практической конференциях:
II международной "Диалог: музей и общество" (Якутск, 2003 г.), V международной "Реальность этноса. Этнонациональные аспекты модернизации образования" (Санкт-Петербург, 2003 г.), российской "Художественное образование и духовное развитие личности" (Якутск, 2002 г.), межрегиональной "Образование в условиях формирования нового типа культуры" (Якутск, 2003 г.), региональной "Язык, литература и культура народа саха в первой четверти XXI века" (Якутск, 2002 г.), межрегиональной «Этнопедагогика в условиях модернизации российского образования» (Якутск, 2004 г.), а также на ежегодных семинарах, методических объединениях учителей г. Якутска.
Базой исследования явилась национальная гимназия МУО г. Якутска.
В ходе эксперимента участвовали 420 человек, среди которых учащиеся 5-9 классов, педагоги, родители.
Исследование проводилось поэтапно с 1992 по 2005 гг.
этап - 1992-1995 гг. (поисково-теоретический). Изучение научной литературы по теме исследования. Анализ и оценка современного состояния проблемы исследования, организация констатирующего эксперимента.
этап - 1995-2003 гг. (опытно-экспериментальный). Осуществление формирующего эксперимента, в процессе которого определялись эффективность подходов, принципов, форм и методов, уточнялись условия, обеспечивающие этнокультурологическое образование учащихся 5-9 классов на основе изобразительного искусства.
3 этап - 2003-2005 гг. (обобщающий). Завершение эксперимента,
коррекция, систематизация и обобщение результатов исследования.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Этнокультурологическое образование - процесс приобретения учащимися этнокультурологических знаний, формирования их образовательных, духовных, этнокультурных и жизненных потребностей, становления индивидуальности и развития навыков самореализации в культурно-образовательном пространстве. Одним из средств, повышающих эффективность этнокультурологического
образования учащихся 5-9 классов, является изобразительное искусство, восприятие которого становится условием адекватного освоения детьми ценностей этнической и мировой культуры, в целом, воспитания в них чувства патриотизма, уважения к культуре своего народа и толерантности к чужим культурам. Учитывая возрастные особенности учащихся средних классов, необходимо включать материал, раскрывающий особенности этнической культуры, ярко проявляющиеся в изобразительном искусстве Республики Саха (Якутия), в процесс обучения и воспитания, что будет содействовать расширению интегральных характеристик личности, как когнитивная, коммуникативная, аксиологическая и эмоционально-волевая; введение материалов по изобразительному искусству Якутии в содержание учебных образовательных программ, а также в систему воспитательной работы содействует развитию и становлению мировоззренческой позиции учащихся.
2. Технология этнокультурологического образования учащихся 5-9 классов
на основе изобразительного искусства строится на принципах
культуросообразности, глобализации, наглядности, единства эстетических
и этических переживаний учащихся, учета эмоционально-экспрессивного
восприятия учащихся, практической экстраполяции, связи искусства с жизнью,
целостности и систематичности, фундаментализации, ретроспективности,
социализации, инкультурации и включает в себя три компонента (аксиологический,
креативно-антропологический, технологический).
3. Эффективность протекания процесса этнокультурологического
образования учащихся 5-9 классов на основе изобразительного искусства
обеспечивают следующие педагогические условия: отбор произведений
изобразительного искусства, содержащих общечеловеческие ценности; раскрытие
учащимся этнокультурологического потенциала произведений изобразительного
искусства при ориентации на эмоциональное восприятие детьми мира;
гуманистическое начало воспитательного юаимодеиствия учащихся с опорой
на личностный опыт и творчество детей; расширение освоенного
этнокультурологического пространства учащихся за счет использования активных форм и методов обучения.
Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.
Этнокультурологические аспекты развития современной системы российского образования
Махатма Ганди как-то сказал, что мечтает, чтобы ветры культуры всех стран и народов веяли вокруг родного дома, но он против того, чтобы какой-нибудь ветер сорвал крышу его дома. Хотелось бы, чтобы именно этой заповеди следовало наше образование. Мировая культурная коммуникация может осуществляться лишь в форме равноправного диалога культур, и это единственно продуктивная философия для сохранения мира на планете, а значит, и богатейшего духовного и историко-культурного наследия человечества [152, с.337-338].
Термин «культура» происходит от латинского слова colere, что означает культивировать, возделывать почву, искусство земледелия. Впоследствии его стали употреблять и по отношению к людям: искусство воспитания человека. Если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали «культурным». Этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить его от "некультурного" человека - представителя народа простого сословия.
Культура предстает, в концепции М.С.Кагана [117-118], как целостная система, имеющая сложное, многоуровневое, многоаспектное и многофазовое строение, система, исторически развивающаяся, саморефлексирующаяся и поэтому саморегулирующаяся. Происходит это благодаря тому, что у нее исторически выработались два взаимодополняющих «механизма» - ее сознание и самосознание; роль сознания культуры выполняет философия, которая, будучи мировоззрением, поставляет культуре информацию о том, что происходит вовне - в мире, в природной и социальной среде, а роль самосознания - информировать культуру о происходящем в ней самой, о динамике ее духовных состояний. Философия и искусство — инструменты культуры [114, с.23].
Культура представляет собой способ существования, деятельности и развития человека во всех масштабных срезах его бытия: и родового человека, когда мы имеем дело с культурой человечества, и разнообразных частей человечества, деятельность которых приводит к появлению конкретных модификаций общечеловеческой культуры - к культурам племени и нации, сословия и класса, поколения и профессионального объединения, наконец, индивидуального бытия человека, который является живым носителем культуры [1, с.7].
В связи с этим культуру можно представить как многоуровневую систему, обусловленную уровневым членением социального субъекта, который может быть индивидуальным (личность), групповым (социальная группа) и родовым (человечество в целом). Иначе говоря, культура состоит из трех слоев: а) культура человечества; б) культура социальной группы; в) культура личности [115, с.26].
В содержании групповой культуры два уровня - этнический и национальный. Этнический уровень фиксирует исторический переход от докультурного существования человечества к его социокультурному бытию [81, с.20]. Этнос или этногенетическая общность - это социальная группа, членов которой объединяет этническое самосознание. Этническое самосознание индивида строится на его представлениях о своем происхождении. В этнографическом смысле термин «этнос» близок понятию «народ» (но не равнозначен ему). Иногда под ним подразумевается сообщество нескольких народов (этнолингвистические группы) или же, наоборот, отдельные обособленные части внутри одного народа (этнографические и субэтнические группы).
Этническая общность имеет биологическую основу. Греки использовали понятие «этнос» для обозначения других народов (негреков), которые отличались по образу жизни, речи и др. [2, с. 16]. Этнические параметры человеческого бытия представляют собой биологические черты, общие для расы, племени, народности, которые передаются из поколения в поколение и не зависят от социальных отношений, от уровня культуры, от воли отдельных представителей этноса. Этническая общность - исходная почва сложения наций.
В результате развития государственно-политических, хозяйственно-экономических связей над этногенетическими общностями надстраивается этносоциальная общность - нация (от лат. племя, народ) - тип этноса, исторически возникшая социально-экономическая и духовная общность людей. Нация может включать несколько этносов, характеризуется общностью территории, языка, экономических связей, психического склада, культуры и самосознания. Национальная принадлежность обретается индивидом в ходе его вхождения в культуру, начиная с овладения национальными языками — словесным, музыкальным и всеми другими, кристаллизации обусловленной ими ментальной структуры (так называемого «национального характера») и вырабатываемым прижизненным типом поведения [2, с.22].
В последнее время произошло несколько искусственное разделение на сторонников трактовки нации как социально-этнической общности и как этносоциальной общности. Представляется, дело в том, что в одном случае акцент делается на социальном в нации, а в другом - на этническом в нации. «Нация - есть динамическая субстанция, а не преходящая историческая функция. Она корнями своими врастает в таинственную глубину жизни. Национальность есть положительное обогащение бытия, и за нее должно бороться как за ценность. Национальное единство глубже единства классов, партий и всех других преходящих исторических образований в жизни народов» [28, с.95].
Психологические особенности этнокультурологического образования учащихся 5-9 классов
Вплоть до XX века искусство, внутренний мир человека (его фантазии, подсознательная стихия) рассматривались как вторичные, как форма знаково-символического отображения мира реального. Извечное противостояние гуманитарного и технократического. Как говорил в свое время Л.Шестов о роли науки: «Наука не констатирует, а судит. Она не изображает действительность, а творит истину по собственным, автономным, ею же созданным законам. Наука, иначе говоря, есть жизнь перед судом разума. Разум решает, чему быть, а чему не быть. Решает он по собственным - этого нельзя забывать ни на минуту - законам, совершенно не считаясь с тем, что именует «человеческим, слишком человеческим». Не ошибается ли разум в своих выгодах» [270, с.52-55]. Основной результат технократического развития -формирование сознания людей узкого, ограниченного, рецептурно-технологического, мистического и агрессивного. Технократическое сознание -это стремление отгородиться от окружающего мира забором. В противоположность широкому и открытому гуманитарному сознанию, когда, например, еще в XVIII веке великий американский гуманист Томас Пейн провозгласил: «Весь мир - моя деревня» [269].
Проблема развития этнокультурного знания - это комплексная, междисциплинарная проблема, поскольку формирование целостного образа человека - задача всех наук о человеке и человеческом обществе, обуславливающая путь синтеза всех типов знаний о нем, науки, нравственности, искусства. «Человековедением», «наукой о человеческой душе» часто называют искусство. И это очень верно. Конечно же, в способности оказывать воздействие на душу человека, на его чувства, а не только на сознание и заключено самое важное свойство искусства. Ни одному школьному предмету недоступно эмоциональное воздействие на детей и подростков в такой же мере, в какой это доступно искусству. Ни один учебник по силе воздействия не может стать в ряд с художественной литературой, музыкой, живописью, театром, кино... Нет таких предметов и нет таких учебников, которые могли бы выполнить ту особую воспитательную роль, какую способно выполнить искусство [116, С.106].
Ценности и нормы культуры, искусство, нравственность, все достижения духовной сферы жизни должны создавать атмосферу обращенности к человеческой личности, проникать во все структуры целостного педагогического процесса, обеспечить его ориентацию на гуманитарно-личностное развитие учащихся. Объективное единство общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития личности современного специалиста актуализирует формирование у детей гуманитарной культуры, которая, по определению В.А. Сластенина, представляет собой упорядоченную совокупность общечеловеческих идей, ценностных ориентации и качеств личности, универсальных способов познавания и гуманистических технологий деятельности [227, с.4-10].
Главную ценность искусства в воспитании человека, на наш взгляд, выделил Д.С. Лихачев: «Самая большая ценность, которой награждает человека искусство, — это ценность доброты. Награжденный даром понимать искусство человек становится нравственно лучше, счастливее. Ибо, награжденный через искусство даром доброго понимания мира, окружающих людей, прошлого и далекого, человек легче дружит с другими людьми, культурами, национальностями, ему легче жить» [151, с.77-78].
Специфический язык художественного образа определяет особое место искусства среди аккумуляторов культуры: благодаря интернациональному языку, доступному любому человеку, произведения искусства приобретают широчайшую возможность фиксировать, хранить и передавать через границы национальные, государственные и региональные всю совокупность культурных достижений человечества (см. схему 1).
Реализация модели этнокультурологического образования учащихся 5-9 классов на основе изобразительного искусства
В условиях модернизации системы общего и среднего образования, с усилением этнокультурологической проблематики необходимо признать, что значение изобразительного искусства незаслуженно принижается. Анализ инновационных процессов в современном образовании, путей реформирования средней школы, поиск новых подходов к конструированию содержания образования и воспитания содержащийся в трудах известных философов, педагогов, психологов, дидактов, методологов: Г.Н. Волкова [58], Б.З. Вульфова, B.C. Гершунского [71], В.В. Давыдова [92], М.В. Кларина, Я.Л. Коломинского, Т.С. Комаровой [127], Б.Т. Лихачева [151], A.M. Новикова [187], Н.Д. Никандрова [179], Т.Н. Петровой, Н.М. Сокольниковой [232], Э.М. Сокольниковой, А.В. Сухомлинского [238], И.Ф. Харламова [262], Т.И. Шамовой, П.Г. Щедровицкого и др., позволил выявить проблемные места в процессе построения этнокультурологической модели образования. Одним из первых является отсутствие представления о поэтапном развитии модели от этнокультурной к поликультурной (см. рис. 1 "Уровни культурологического образования учащихся". Автор Ф.Г. Ялалов [277]). Реализация данного процесса наиболее успешно происходит в условиях формирования в современной системе образования учебных заведений, ориентированных на дифференциацию и углубленное изучение общего среднего образования. Анализ данной проблемы представлен в трудах ученых, разрабатывающих философские и педагогические проблемы образования (СИ. Архангельский [19], Е.П. Белозерцев, Г.Н. Волков [59]. Б.С. Гершунский [72] и т.д. В.В.Давыдов [86], В.И. Загвязинский [197], Б.Т. Лихачев [151, М.М. Левина, А.В. Мудрик [10], Н.Д. Никандров [179], А. Сластенин [228] и др.).
Современные проблемы жизнедеятельности учебных заведений нового типа обсуждаются в работах Н.В. Горбатовой, С.А. Егорова, А.И. Жука, А.В. Козулина, В.А. Караковского, А.И. Кочетова, В.Ф. Кривошеева, З.Г. Нигматова, В.И. Пирогова, А.П. Сманцера, М.А. Станчиц, В.Н. Сысоева, П.И. Третьякова, Е.А. Ямбурга и др.
За последние годы в этом направлении сделаны определенные шаги: создана новая законодательная база, учитывающая реалии современного образования, реорганизована его структура, разработаны новые учебные планы, программы, учебники. Наиболее ощутимые перемены наблюдаются в школьном образовании: появились многообразные модели школ (гимназии, лицеи, школы-комплексы, школы с углубленным изучением ряда предметов и т.п.), наряду с государственными функционируют частные учебные заведения, расширился спектр применяемых в школе образовательных развивающих технологий (Г.Н. Волков [60], В.В. Давыдов [86], Д. Дьюи [92], Л.В. Занков [98], М. Монтессори [168], С. Френе [262], Р. Штейнер, Д.Б. Эльконин [275] и др.), более тесными стали интеграционные связи школ с вузами, многие педагогические коллективы включились в инновационную деятельность, разработали оригинальные авторские программы, методики, курсы. -І.
Противоречивые тенденции развития современного общества создают условия, чреватые угрозой его стабильности, появляются реакционные идеологии, национальные и конфессиональные конфликты. Решение этих проблем требует укрепления общеобразовательной школы как важнейшего инструмента сохранения и развития этнического своеобразия культур, бережного отношения к традициям, верованиям, менталитету народов, их философскому, этнокультурному и нравственному наследию.
Основу проектирования образовательного стандарта составляет системно-структурная модель. Система требований к уровню подготовленности учащихся должна быть структурирована по следующим составляющим:
-комплексное социально-психологическое, духовно-нравственное и физическое становление (ВОСПИТАНИЕ) учащегося;
-усвоение системы знаний о закономерностях природы, общества и мышления, безотносительно к познающему и действующему субъекту; закономерностях отношения мышления к бытию, субъекта к объекту, а также закономерностях деятельности (ОБУЧЕНИЕ);
-формирование системы методов познания и деятельности (коммуникативной, аксиологической) - знание, организованное как средство познания или деятельности (ОБРАЗОВАНИЕ).
Применение активных форм и методов изучения творчества якутских художников
Национальная гимназия в соответствии с Концепцией обновления и развития национальных школ в Республике Саха ориентирована на возрождение духовного потенциала человека - носителя национальной и мировой культуры, способного творчески участвовать в преобразованиях общества. Выпускник гимназии - это личность, интеллектуально готовая к обучению в высшем учебном заведении, к продолжению непрерывного образования.
Идея этнокультурологического гимназического образования опирается на исторический опыт гимназий в странах Западной Европы, дореволюционной России, на современные принципы построения общего среднего образования, содержащиеся в Законах Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) «Об образовании», в республиканских законах «О языках», «О правах ребенка», «Об учителе». Вместе с тем она исходит из понимания воспитания ребенка-саха на основе этнофилософии Кут-Сюр, направленной на сохранение духовной гармонии всех компонентов, составляющих сущность человека в его взаимосвязи с Природой - Творцом [208].
Концептуальная модель национальной гимназии основывается на гуманистической идее этнопедагогики саха как духовного феномена в современной образовательной ситуации региона.
Наше исследование проводилось с 1992 по 2005 гг. на базе национальной гимназии г. Якутска. В ходе эксперимента участвовали 420 человек, среди которых учащиеся, педагоги, родители.
С целью подтверждения выдвинутой нами гипотезы исследования, мы провели эмпирическое изучение результатов констатирующего и формирующего эксперимента. Для обеспечения валидности данных и обоснованности полученных фактов мы проводили замеры в процессе констатирующего этапа эксперимента и после завершения формирующего этапа в качестве контрольных срезов.
В процессе подготовки формирующего эксперимента мы определили план проведения исследования: выбор и обоснование актуальности целей и задач педагогического эксперимента; обоснование выбора объектов исследования педагогических систем и их элементов; обоснование соответствующей теории и разработки центральной части технологического аспекта модели объекта и методов описания; создание схемы проведения эксперимента, ее научное обоснование и определение необходимых параметров плана эксперимента количественного и качественного характера; выбор способов и методов формальной обработки информации и анализа, методов содержательного анализа результатов и их педагогической интерпретации.
Исследование проводилось поэтапно с 1992 по 2005 гг.
1 этап - 1992-1995 гг. (поисково-теоретический). Изучение научной литературы по темо исследования. Анализ и оценка современного состояния проблемы исследования, организация констатирующего эксперимента.
2 этап - 1995-2003 гг. (опытно-экспериментальный). Осуществление формирующего эксперимента, в процессе которого определялись эффективность подходов, принципов, форм и методов, уточнялись условия, обеспечивающие этнокультурологическое образование учащихся 5-9 классов на основе изобразительного искусства.
3 этап - 2003-2005 гг. (обобщающий). Завершение эксперимента, коррекция, систематизация и обобщение результатов исследования.
С учетом описанных выше требований была разработана серия учебно-методических пособий с использованием материалов по творчеству художников Якутии, которая прошла апробацию в гимназии и была издана в 1997 году.
Этнокультурологический подход к обучению учащихся строился на трехуровневой основе учебного плана национальной гимназии:
- предметы, основное содержание которых остается без изменения (математика с информатикой, физика с астрономией, химия);
- предметы, в которых наряду с федеральным, есть и национально-региональный комаонент (история, география, природоведение, ботаника, зоология, биология, музыка, изо);