Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этнопедагогические основы формирования жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников (На примере Республики Саха (Якутия)) Мордовская Анна Васильевна

Этнопедагогические основы формирования жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников (На примере Республики Саха (Якутия))
<
Этнопедагогические основы формирования жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников (На примере Республики Саха (Якутия)) Этнопедагогические основы формирования жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников (На примере Республики Саха (Якутия)) Этнопедагогические основы формирования жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников (На примере Республики Саха (Якутия)) Этнопедагогические основы формирования жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников (На примере Республики Саха (Якутия)) Этнопедагогические основы формирования жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников (На примере Республики Саха (Якутия)) Этнопедагогические основы формирования жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников (На примере Республики Саха (Якутия)) Этнопедагогические основы формирования жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников (На примере Республики Саха (Якутия)) Этнопедагогические основы формирования жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников (На примере Республики Саха (Якутия)) Этнопедагогические основы формирования жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников (На примере Республики Саха (Якутия))
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Мордовская Анна Васильевна. Этнопедагогические основы формирования жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников (На примере Республики Саха (Якутия)) : Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 : Москва, 2000 357 c. РГБ ОД, 71:01-13/60-9

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретическое и практическое обоснование формирования жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников на основе этнопедагогической культуры народа саха 14

1.1. Характерные этнические особенности народа саха 14

1.2. Предпосылки подготовки подрастающего поколения к жизненному и профессиональному самоопределению средствами народной педагогики якутов 37

1.3. Взаимосвязь эх но педагогического и профориентационного подходов к формированию жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников 52

Выводы 75

Глава II. Моделирование процесса формирования жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников в этнопедагогической среде 80

2.1. Оценка состояния готовности старшеклассников к жизненному и профессиональному самоопределению 80

2.2. Теоретические проблемы жизненного и профессионального самоопределения личности 108

2.3. Характеристика компонентов модели формирования жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников 124

2.4. Критериально-оценочный аппарат готовности старшеклассников к жизненному и профессиональному самоопределению 143

Выводы 157

Глава III. Педагогическая технология формирования жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников на основе этнопедагогической культуры народа саха 164

3.1. Трудовые и нравственные традиции якутского семейного очага в жизненном и профессиональном самоопределении старшеклассников 164

3.2. Открытая социальная среда в формировании ценностно-профессиональных ориентации старшеклассников 191

3.3. Национальные виды труда и жизненное, профессиональное самоопределение учащихся старших классов 214

3.4. Использование этнических традиций в подготовке будущего учителя к жизненному и профессиональному самоопределению 233

Выводы 259

Заключение 263

Литература 269

Приложения

Введение к работе

Актуальность исследования. В условиях экономических и социальных перемен, происходящих в российском обществе, характеризуемых нестабильностью, ростом безработицы, межэтнической напряженностью, требуется усилить воспитательный потенциал общества, в основе которого - приоритет самоценности человека, способного к саморазвитию. В этой связи смыслообразую-щим ядром новой стратегии образования становятся аксиологические аспекты его жизнедеятельности, интериоризация им гуманистических ценностей, влияющих на взаимоотношения личности с окружающей социальной средой.

Одной из отличительных особенностей гуманизации образования является переход от унифицированного воспитания к развитию этнопедагогики, национальных воспитательных систем. Приобщение растущей личности к национальной культуре, народным истокам духовности является важнейшим фактором вхождения ее во взрослую жизнь, мир труда и профессий, что актуализирует проблему возрождения прогрессивных идей народной педагогики, использования способов воспитания с учетом потенциала этнического окружения ребенка, особенностей национальной психологии, этнокультурных ценностей и народных традиций, философии народа, его менталитета.

Изучение отечественной и зарубежной философской, историко-этнографической, культурологической, социологической, психолого-педагогической, этнопедагогической литературы показывает, что в теории накоплены ценные идеи, положения, посвященные рассматриваемой проблеме.

Вопросы жизненного и профессионального самоопределения молодежи раскрываются в работах С.Г. Геллерштейна, Н.А. Рыбкина, И.Н. Шпилърейна, А.Е. Голомштока, В.Ф. Сахарова, Н.Н. Чистякова, Е.А. Климова, С.Н. Чистяковой, В.И. Журавлева, Н.Э. Касаткиной, Н,С. Пряжникова, М.С. Савиной, И.Д. Чечель, Т.И. Шалавиной и др., определивших научно-методические, дидакти-

ческие и организационно-педагогические условия для создания системы профориентации.

Научные основы этнопедагогики (принципы, пути, педагогические условия), подготовки подрастающего поколения к жизни и труду на основе применения народных традиций, обычаев, взглядов, нравственных ценностей этносов рассматриваются в трудах Г.Н. Волкова, В.Х. Арутюняна, В.Ф. Афанасьева, А.Г. Гордина, Ю.А, Рудя, Я.И, Хапбикова и др.

Определению оптимальных условий функционирования образовательной системы Республики Саха (Якутия) посвящены исследования П.П. Борисова, Д.А. Данилова, ЕЛ. Жиркова, А.В. Ивановой, А.Г, Корниловой, Е.И. Михайловой, Н.Д. Неустроева, И.С, Портнягина, в которых раскрыты концептуальные положения о возрождении национальных школ и показаны пути их развития.

В ряде диссертационных исследований раскрываются отдельные аспекты формирования профессионального самоопределения, подготовки учащихся к труду в условиях Крайнего Севера (Г.Р. Волков, А.А. Григорьева, Т.Т. Савви-нов, А.Д. Семенова, И.И. Черкасова и др.).

Анализ научных исследований и практики свидетельствует о наличии противоречия между накопленным народной педагогикой опытом по воспитанию детей н не использованием этнокультурного потенциала в профориентаци-онной работе. Поэтому мы предприняли попытку объединить накопленный в теории и практике опыт, посвященный специфике профориентации, подготовке школьников к труду и особенностям трудового воспитания подрастающего поколения, рассматриваемых в этнопедагогике. При этом акцентируем внимание на усилении формирования ценностных ориентации школьников как смысло-образующего компонента жизненного и профессионального самоопределения личности на основе этнопедагогическои культуры народа, что и определило выбор темы нашего исследования: «Этнопедагогические основы формирования

жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников (На примере Республики Саха (Якутия))»,

Цель исследования - разработать этнопедагогические основы формирования жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников и определить основные направления, условия их реализации в практике воспитательно-образовательного процесса.

Объект исследования - жизненное и профессиональное самоопределение старшеклассников.

Предмет исследования - процесс формирования жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников на основе этнопедагогической культуры народа саха.

Гипотеза исследования.

Привлечение этнопедагогической народной культуры позволяет активизировать процесс формирования жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников, если

обеспечивается усиление взаимосвязи этнопедагогического и профори-ентационного подходов к процессу жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников, учитывающей особенности воспитания старшеклассника; условия его жизнедеятельности; внешние и внутренние факторы, влияющие на этот процесс;

создается открытая социальная среда, влияющая на развитие общекультурных и трудовых качеств, определяющих жизненный и профессиональный выбор старшеклассников;

достигается ориентированность всех субъектов профориентации на ин-териоризацию старшеклассниками ценностей общества в целом и этнической общности, результатом которой является сформированность ценностных ориентации как смыслообразующего компонента в структуре жизненного и профессионального самоопределения;

- используется педагогическая технология формирования жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников, ориентированная на практическую подготовку их к труду и профессии с применением средств народной педагогики якутов, этнических традиций и учетом социально-экономических перемен в республике.

Задачи:

  1. Определить предпосылки, влияющие на формирование жизненного и профессионального самоопределения учащихся старших классов, и особенности подготовки старшеклассников к труду и будущей профессии средствами народной педагогики якутов»

  2. Обосновать характерные особенности народа саха, влияющие на становление жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников,

  3. Разработать теоретическую модель формирования жизненного и профессионального самоопределения учащихся старших классов на основе этно-педагогической культуры народа саха.

  4. Определить критерии, показатели и уровни сформированности жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников, предусматривающие нравственные и трудовые традиции народа саха.

  5. Разработать педагогическую технологию формирования жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников, ориентированную на практическую подготовку их к жизни и выбору будущей профессии с применением средств народной педагогики якутов, этнических традиций и учетом социально-экономических перемен в республике, и определить условия ее реализации.

6. Разработать научно-практические рекомендации по формированию
жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников на осно
ве этнопедагогической культуры народа саха.

Методологической основой исследования являются положения гуманистических теорий, системного подхода к развитию растущего человека, целостности и уникальности личности, аксиологического учения о ценностях, ценностных ориентациях, ценностных отношениях; принципы природосооб-разности, народности, связи с жизнью, культуросообразности воспитания; идеи воспитания детей на этнокультурных традициях, ценностях народной педагогики; отечественные и зарубежные теории профориентации; концепции о профессиональном самоопределении школьников и образовательной области «Технология» Института общего среднего образования РАО.

Методы исследования- Для осуществления цели исследования, решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы были использованы общетеоретические методы научного познания, (анализ, синтез, аналогия, сравнение и сопоставление, обобщение, классификация, систематизация); сравнительно-исторические методы (исторический, историко-логический, сравнительно-исторический); общепедагогические методы ^анализ философской, социологической, этнографической, культурологической, психологической, педагогической, этнопсихологической и этнопедагогическоЙ литературы по изучаемой проблеме; анализ программ, составляющих национально-региональный компонент государственного стандарта общего среднего образования; изучение практики и обобщение педагогически ценного опыта по организации профориентации; наблюдение; анкетирование; тестирование; интервьюирование; беседа; педагогический эксперимент; ранжирование); прогностические методы (моделирование, экспертные оценки и самооценки старшеклассников); статистические методы обработки полученных результатов экспериментальной работы.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- выявлены характерные особенности народа саха и совокупность предпосылок, влияющих на формирование жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников;

обоснована необходимость теоретического и организационно-педагогического обеспечения подготовки учащихся старших классов к жизни и выбору будущей профессии на основе этнопедагогическои культуры народа саха;

определено содержание процесса формирования жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников на основе этнопедагогическои культуры народа саха;

выявлены критерии, показатели и уровни сформированности жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников, предусматривающие нравственные и трудовые традиции народа саха;

разработана педагогическая технология формирования жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников, ориентированная на подготовку их к труду и профессии с применением этнических традиций, ценностей и учетом социально-экономических перемен в республике, и определены условия ее реализации.

Теоретическая значимость исследования состоит в разработке теоретической модели формирования жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников на основе этнопедагогическои культуры народа саха (традиции, ценности, национальные виды труда, содержание, формы, методы и средства воспитания), ориентированной на усиление ценностного отношения личности к себе, социально-профессиональной среде и в целом к жизни.

Практическая значимость исследования заключается в разработке: научно-практических рекомендаций по формированию жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников на основе этнопедагогическои культуры народа саха; программ учебных курсов, профессиональных проб по подготовке школьников к труду в современных условиях; учебных и методических пособий для студентов, преподавателей, учителей; положений о педагогическом общеобразовательном учреждении и педагогических классах; учебных планов для педагогических классов и педагогических вузов.

Достоверность результатов исследования обеспечивается использованием системного подхода; обоснованностью теоретико-методологических позиций, опирающихся на данные философской, исторической, этнографической, культурологической, социологической и психолого-педагогической литературы; комплексным использованием методов теоретического и эмпирического исследования, адекватных его объекту, цели и задачам; длительностью изучения практики и проведения экспериментальной работы; сопоставлением полученных результатов с массовым педагогическим опытом и материалами исследований в обозначенном направлении.

На защиту выносятся:

  1. Совокупность предпосылок, влияющих на формирование жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников (личностные, социально-экономические, демографические, миграционные, этнорегиональные особенности Якутии); обоснование типичных этнических особенностей народа саха, характеризующих его этнопедагогическую культуру (традиции, ценности, национальные виды труда, содержание, формы, методы и средства воспитания) и определяющих жизненное и профессиональное самоопределение учащихся старших классов,

  2. Теоретическая модель формирования жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников на основе этнопедагогаческой культуры народа саха (традиции, ценности, национальные виды труда, содержание, формы, методы и средства воспитания), состоящая из следующих компонентов и совокупности элементов: целевого (цели, принципы, задачи), содержательного (функции, основные направления деятельности), операционно-действенного (этапы, формы, методы, условия), оценочно-результативного (критерии и показатели), а также системообразующих связей (целеполагания, рефлексивных, функциональных).

  3. Критерии (активность и степень творческого отношения старшеклассников к выбору жизненного пути и профессии), показатели (ценностно-

нравственный, когнитивный, эмоционально-волевой, проектировочный, конструктивный, организационно-практический, рефлексивный), уровни (потребительский, репродуктивный, творческий) сформированности жизненного и профессионального самоопределения учащихся старших классов, предусматривающие нравственные и трудовые традиции народа саха.

4. Педагогическая технология формирования жизненного и профессио
нального самоопределения старшеклассников, ориентированная на практиче
скую подготовку их к жизни и выбору будущей профессии с учетом этнических
традиций, ценностей и предусматривающая социально-экономические переме
ны в республике.

5, Комплекс педагогических условий, обеспечивающих реализацию раз
работанной технологии: насыщение гуманистическим содержанием жизнедея
тельности школьников; обеспечение взаимодействия школы и окружающего
социума; ориентированность всех субъектов профориентации на интериориза-
цию старшеклассниками ценностей общества» общечеловеческой культуры и
этнической общности; использование в профориентационнон деятельности
воспитательного потенциала этнопедагогической среды; практико-
ориентированная направленность содержания деятельности старшеклассников.

Экспериментальная база исследования - средние общеобразовательные школы: Бедиминская Мегино-Кангаласского, Верхневилюйская № 1, Оро-сунская Верхневилюйского, Чаранская Усть-Алданского улусов республики, педагогический институт Якутского государственного университета.

В исследовании принимали участие 477 старшеклассников, 125 семей, 324 студента, учителя школ, психологи, социальные педагоги, преподаватели вуза.

Основные этапы исследования. Работа над проблемой исследования проводилась в четыре этапа с 1981 по 2000 гг.

На первом этапе (1981-1990 гг.) - изучение теории и практики по исследуемой проблеме, сбор эмпирического материала, формирование научного ап-

парата исследования, защита диссертации на соискание ученой степени кандидата наук на тему: «Формирование профессиональных интересов учащихся в процессе факультативных занятий».

На втором этапе (1990-1994 гг.) - теоретическое переосмысление проблемы, выбор концептуальных положений, методологии исследования, отбор понятийного аппарата, используемого в работе; анализ эмпирических данных, выявление противоречий, характерных для системы образования республики, установление основных тенденций, способствующих их преодолению, определение особенностей процесса самоопределения учащихся общеобразовательных учреждений республики, конструирование теоретической модели формирования жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников на основе этнопедагогической культуры народа саха.

На третьем этапе (1994-1999 гг.) - выявление факторов и условий, способствующих выбору школьниками жизненного пути и будущей профессии, организация экспериментальной проверки разработанных теоретических положений, модели формирования жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников, определение педагогических условий, анализ их эффективности.

На четвертом этапе (1999-2000 гг.) - систематизация экспериментальных данных, качественно-количественный анализ полученных результатов, их обобщение и анализ, проверка достоверности выводов, оформление диссертации.

Исследование проводилось в рамках выполнения темы НИР 53-УР МО РФ, проекта РГНФ № 00-06-00004а, программы 6 РНТ СО РАН.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты работы обсуждались и получили одобрение на международных, всесоюзных, всероссийских, региональных, республиканских, межвузовских, общеуниверситетских научно-практических конференциях, симпозиумах в городах: Москва (1988-1990 гг., 1994 г,), Благовещенск (1989 г.), Кемерово (1989, 2000 г,), Улан-

Удэ (1989 г.), Самарканд (1990 г.), Пермь (1992 г.), Кемерово (1994 г.), Ленинск-Кузнецкий (1994 г.), Якутск (1992-2000 гг.), республиканских совещаниях руководителей улусных управлений образования, организаторов довузовского педагогического образования, семинарах совета директоров школ г. Якутска, заседаниях кафедры педагогики педагогического института Якутского государственного университета.

Результаты исследования (учебные планы, программы учебных курсов, профессиональных проб, научно-практические рекомендации) внедрены в практику работы средних общеобразовательных школ: Покровской № 1 Ханга-ласского, Момской Момского, Ытык-Кюельской Таттинского, Намской № 1 Намского, Дюпсинской Усть-Алданского, Сунтарской № 1 Сунтарского улусов республики, факультетов Якутского государственного университета.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

Предпосылки подготовки подрастающего поколения к жизненному и профессиональному самоопределению средствами народной педагогики якутов

Осмысление особенностей традиционной культуры якутов и этнопедагогики народа, их взаимосвязи в общем процессе подготовки молодежи к жизни и труду предполагает обращение к общефилософским, культурологическим категориям национального, этнического.

Философская разработка проблем теории культуры способствовала определению культуры как специфического способа человеческой деятельности (В.Е. Давидович, Ю.А. Жданов, М.С. Каган, Э.С. Маркарян и др.). Культура как феномен исторического развития людей является особой формой их жизнедеятельности и характеризует качественное своеобразие ее проявлений в различных аспектах социальной жизни: в определенные эпохи; для различных обществ, народностей, наций; особенностей сознания, поведения и деятельности людей в конкретных сферах жизни (182).

Осмысление философами общей природы культуры позволило рассматривать ее как сложное, комплексное общественное явление культурного развития человечества.

Для нашего исследования наиболее значимым является системный подход к определению культуры, разработанный Э.С. Маркаряном, который обосновал целесообразность ее рассмотрения как системы надбиологически выработанных средств осуществления человеческой деятельности, благодаря которым происходит функционирование и развитие общественной жизни людей. Исследователь предлагает культуроведческое рассмотрение той или иной исторической общности людей и ее компонентов: «как, каким образом организована и реализуется ее деятельность по сравнению с иными историческими общностями людей, иначе говоря, каков способ их исторического существования» {138. С. 179).

Системное рассмотрение феномена культуры позволяет соединить воедино различные элементы общественной жизни людей, единицы исторического процесса и применить при определении типов культуры философские категории общего и локального. При таком подходе национальная культура отражает локально-неповторимые свойства культуры определенной этнической общности, своеобразие этнических процессов. Качественно иные культурно-исторические связи наблюдаются у формационных типов культуры, которые характеризуют общие свойства развития общества и культуры человечества.

Формирование национальной культуры как локального типа культуры происходит благодаря историческому развитию этноса, зависит от характера связей с окружающей природой и социально-культурной средой, характерных для определенной нации. В ней выражены особенности национальной психологии народа, его духовное богатство. Национальная культура как уникальное своеобразие самобытной жизни этноса, по определению Л.Н. Когана, отражает подлинную душу и лицо любого народа (106).

В работах философов А.И. Арнольдова, Э.А. Баллера, Н.А. Бердяева, Н.С. Злобина, И.А. Ильина, Н.О. Лосского, B.C. Соловьева, Н.З. Чавчавадзе подчеркнута значимость формирования ценностей национальной культуры как основы саморазвития народа, осуществления преемственности между поколениями.

Поэтому в определении понятийно-категориального аппарата исследования для нашей работы наиболее значимой является аксиологическая направленность данной философской трактовки национальной культуры как совокупности созданных человеком ценностей, в которой отражены внутренние составляющие ядра любой локальной культуры - гуманистические цели и ценности. Рассмотрение национальной культуры в качестве ценностной категории позволило определить ее сущностную природу как мира материальных и духовных ценностей, наполненного человеческими смыслами жизнетворчества. Следует подчеркнуть, что ценности национальной культуры служат ориентирами человеческой деятельности, способствуют приращению культурного наследия и преемственности между поколениями, поскольку важнейшей характеристикой ценностей является преломление их через призму индивидуальной жизнедеятельности человека. Личность усваивает ранее созданную культуру, которая внутренне обогащает человека и приобщает к созданным ценностям предшествующими поколениями.

В такой интерпретации национальная культура определяется как совокупность созданных конкретным народом материальных и духовных ценностей, которые передаются из поколения в поколение и являются связующим звеном между этнической общностью и личностью,

Ценности национальной культуры, с одной стороны, содержат духовный потенциал, накопленный человечеством - общечеловеческие ценности, присущие в обобщенном виде всем локальным культурам. Но с другой стороны, раскрывают самобытность народа, характерные только для определенной национальной культуры отличительные особенности ее проявления, выраженные в ценностях материального и духовного труда, традициях, отношении людей к природе, обществу и к самим себе.

Самобытность той или национальной культуры исходит из условий жизнедеятельности народа: природных, географических, исторических, социально-экономических, демографических, особенностей языка, философии, религии, менталитета, национальной психологии и др. В результате возникает то уникальное, неповторимое сочетание интегральных характеристик культуры, которое отличает ее от других национальных культур.

Национальная культура народа саха как самобытный феномен формировалась веками, в ней выражена духовность нации, ее жизнеутверждающее начало, народная мудрость. Сокровищницу мировой культуры народ саха обогатил самобытными произведениями, известными всему миру; героическим эпосом - Олонхо, удивительно мелодичным музыкальным инструментом - хому-сом, уникальным обрядовым праздником - ысыах.

Раскрытию особенностей национальной культуры народа саха посвяще-ны работы А.Е. Кулаковского, П.А. Ойунского, А.И, Гоголева, К.Д. Уткина, Р.И. Бравиной, П.А. Слепцова и др-, в которых представлены традиционная система духовных и материальных ценностей этноса, совокупность социальных норм, обычаев, традиций.

В культурологической литературе рассматриваются особенности развития традиционной и созданной на ее основе современной национальной культуры якутов: язык, литература, театр, балет, изобразительное и декоративно-прикладное искусство, профессиональная и самодеятельная музыка и др.

К.Д. Уткин, определяя этнокультурное своеобразие многогранной деятельности якутов, рассматривает национальную культуру как «совокупность систем ценностей, уровнен материальной и духовной деятельности людей, достигнутых длительным историческим развитием» (225, С. 5).

В процессе жизнедеятельности народ саха сформировал своеобразную философию "кут-сюр" о трехсоставности души-кут человека, определенные законы жизни в гармонии с природой и людьми, этические законы, правила поведения, традиции, обычаи, обряды, праздники.

Благодаря творчеству народа, лексическому богатству языка создавалось устное народное творчество: героический эпос - олонхо, народные песни (той-ук), сказки (осгуроуйа), исторические предания (сэЬэн), скороговорки (чабыр-гах), загадки (таабырын), пословицы и поговорки (ос хоЬооно), благословения (алгыс), шаманский фольклор (ойуун тойуга).

Взаимосвязь эх но педагогического и профориентационного подходов к формированию жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников

Проблема развития растущего человека является предметом изучения многих наук: философии, психологии, биологии, антропологии, социологии, политологии, экономики, этнологии, акмеологии, физиологии, эргономики и др. Существует множество различных характеристик человека как природного существа, части космоса, носителя сознания, высокоорганизованного животного и др. Однако в последние годы наметилась тенденция рассмотрения человека с позиций целостного его восприятия как многомерной системы его универсальных характеристик. Появление данной трактовки человека обусловлено антропологическими философскими взглядами, гуманистическими традициями отечественной и зарубежной педагогики и психологии.

В работах сторонников антропологической философии обосновывается необходимость целостного рассмотрения человека, единого принципа, который бы объяснил его особенности, проявление душевно-эмоциональной сферы, познавательных способностей, культуры и социальности (Шелер, Плеснер, Гелен и др.). Объектом философской рефлексии становится Человек с неповторимым и уникальным своеобразием, неисчерпаемым миром человеческой субъектно-сти. Появлению данных взглядов предшествовали трактовки антропологического принципа Л. Фейербахом и Н.Г. Чернышевским, которые раздвинули первоначальные границы понимания философами сущности человека, переориентировав философию, поставив в ее центр Человека. Существенным вкладом в разработку данного основного вопроса философии явилось обоснование Н.Г. Чернышевским теоретического положення о том, что природа человека - это сочетание биологических и социальных категорий. Исследователь раскрывает особенности влияния на индивида социально-экономических условий и пути, обеспечивающие раскрытие человеком собственных возможностей и сил для удовлетворения его стремления к счастью.

В трудах К-Д. Ушинского, JT.R Толстого, П.П, Блонского, К.Н. Вентце-ля, П.Ф.Каптерева, М.М. Рубинштейна, В.А. Сухомлинского раскрываются гуманистические и демократические идеи формирования личности ребенка в целом, признания свободы и прав растущего человека, создания условий для его свободной творческой деятельности. Важным положением отечественной гуманистической теории является использование личного воспитательного руководства в развитии детей, не стесняющего свободы воспитанника, обеспечивающего максимальное раскрытие внутренних сущностных возможностей личности, стимулирования развития личностных качеств человека.

В отечественной педагогике в 60-70 гг. гуманистический подход к обучению детей представлен в практической деятельности педагогов-новаторов Ш.А. Амонашвили, И.П. Волкова, Е.Н. Ильина, С.Н. Лысенковой, В.Ф. Шаталова и др., которые разработали и подтвердили собственным опытом работы эффективность личностно-ориентированной "педагогики сотрудничества". Сущность гуманистической системы обучения и развития детей реализуется в следующих идеях авторов: ориентация на зону ближайшего развития школьников, опережающее обучение, обучение - радостный труд, создание психологической поддержки в обучении при помощи дидактических способов и средств (ориентировочная основа действий, опорные схемы и др.).

Гуманистические идеи образования Человека на рубеже веков раскрываются в работах Б.М. Бим-Бада, Б.З- Вульфова, Б.С. Гершунского, В,Д. Иванова, И.Ф. Исаева, О.С. Газмана, В.А. Сластенина, В.Д. Шадрикова и др., в которых разработаны теоретические аспекты процесса созидания и самосозидания целостного человека, показаны пути развития свободной личности.

В исследованиях отечественной школы психологов Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, А.В. Запорожца, А.Н, Леонтьева, С.Л, Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, В.Г. Иванова, В.В. Давыдова, представлены теоретические положения о приоритетности субъектности и личности ребенка в процессе воспитания, обучения и развития.

В зарубежной истории образования и педагогической мысли идеи целостного развития человека, природосообразного воспитания детей рассматриваются в трудах ЯЛ. Коменского, И.Г. Песталоцци, Ж-Ж, Руссо, А. Дистервега, работах Р. Оуэна, А. Сен-Симона, Ш, Фурье и др. Дальнейшее развитие гуманистических идей осуществлено в теориях М. Монтессори, П. Наторна, Г. Киршенштейнера, Р. Штайнера, в которых в качестве важного условия рассматривается создание внешней среды, способствующей свободному развитию детей (гуманные отношения в коллективе, человеческом сообществе, ориентация на способности и возможности ребенка и др.).

Гуманистическое направление в зарубежной теории личности представлено работами А. Адлера, К. Юнга, А Маслоу, К. Роджерса, В, Франкла, Э. Фромма и др., рассматривающих человека как единое и самосогласующееся органичное целое, который благодаря своей внутренней природе, потенциальным возможностям стремится к самосовершенствованию. По мнению исследователей, источником и основным побуждением, приводящим в движение все структурные индивидуальные характеристики, является творческая сила, которая дает возможность личности распоряжаться собой и определять свой стиль жизни. Существенным вкладом в становление гуманистического направления зарубежной психологии явилась разработка теоретических положений о том, что главной жизненной целью индивида является обретение "самости"; человеку свойственны стремление к реализации собственных целен для удовлетворения наивысших потребностей в самоактуализации, самосовершенствовании, способность самому определять свою судьбу. Важно отметить, что особую значимость для нашего исследования имеет обоснование тезиса о наличии у индивидуума творческой жизненной энергии, которая способствует обретению им индивидуальности, полному раскрытию всех элементов личности, ее самореализации.

Анализ работ сторонников гуманистической теории становления человека показывает, что в них представлены следующие общие положения: - признание человека наивысшей ценностью; - трактовка человека как единого, уникального, организованного целого; - защита самобытности каждого человека; - восприятие человека как изначально положительного, доброго, ответственного и созидательного существа; - вера в возможности человека; - признание приоритета творческого начала в человеке; - определение внутренней природы человека как источника сто самоопределения, саморазвития и самореализации; - раскрытие способности человека к постоянному самосовершенствованию врожденного природного потенциала; - развитие внутренне свободного человека; - признание человека активным созидателем и творцом собственной жизни, обладающим свободой выбора и правом выбирать самостоятельно свой жизненный путь; - выбор педагогических технологий, ориентированных на стимулирование активности человека; - позитивный и оптимистический взгляд на все человечество,

С позиций гуманистической теории личности развитие человека осуществляется как становление особой формы целостности, интегрирующей в себе четыре формы субъектности: субъект витального отношения к миру, субъект предметного отношения, субъект общения, субъект самосознания, В этом проявляется, по П.А. Флоренскому, «единомножие» человека.

В последние годы в педагогике заметна тенденция к рассмотрению человека с точки зрений параметров биопсихосоциоприроднокосмического существа в многомерных характеристиках его существования (В.И. Журавлев, B.C. Шубинский, В.А. Сластенин и др.). Таким образом, изменяется сущностное представление человека, когда в нем учитывается не только социальное, но и природно-космическое, психологическое и биологическое развитие. По мнению B.C. Шубинского, сущность человека - это творческое начало, что «означает формирование человека-творца», «проектировщика» собственной жизни, «субъекта социально-исторического творчества», способного обновлять куль-гуру существования в социально-экономических, экологических условиях на Земле и в космосе (262, С. 39),

В соответствии с рассмотренным методологическим подходом к пониманию многомерности человека изменяется взгляд на процесс его развития, который предполагает самодвижение - раскрытие сущностных сил и возможностей личности, В результате парадигма воспитательного процесса должна быть ориентирована на развитие человека, tro творческой индивидуальности. Поэтому мы считаем, что методологическим подходом к рассмотрению проблемы жизненного и профессионального самоопределения школьников должны стать основные положения гуманистических теорий понимания человека как творца и созидателя, способного при необходимой психологической поддержке и наличии педагогических условий жизнедеятельности самостоятельно осуществить выбор жизненного пути и будущей профессии в соответствии со своими индивидуально-психологическими особенностями.

Необходимость использования гуманистического подхода к рассмотрению проблемы формирования жизненного и профессионального самоопределения личности обусловлена следующими условиями:

- усилением гуманистической направленности образования, ориентацией на развитие растущего человека, максимальное раскрытие его возможностей;

- потребностью системы образования в переориентации на личностно-ориентированные технологии воспитательной работы с учащимися;

- требованиями современного рынка труда к образовательной, профори-ентационной подготовке выпускников, способных успешно адаптироваться к меняющимся условиям жизни и профессии, самоопределиться в сложных социально-экономических реалиях рыночной экономики.

Логика изучаемой проблемы с позиции гуманистической направленности воспитания требует личностно-ориентированной подготовки растущего человека к выбору своей жизненной траектории развития и определения будущей сферы профессиональной деятельности. В центре всей многообразной воспитательной деятельности - личность, развитие субъектных свойств, служащих основой для саморазвития.

Для определения исходных позиций исследования нам необходимо уточнить, что мы рассматриваем жизненное и профессиональное самоопределение учащихся в контексте общего развития человека. При этом в нашем понимании жизненное и профессиональное самоопределение старшеклассников -это процесс формирования личностью упорядоченной системы своих основополагающих отношений к окружающему миру, собственной жизни и профессионально-трудовой среде, позволяющей выработать позицию субъекта выбора жизненного пути и будущей профессии.

Оценка состояния готовности старшеклассников к жизненному и профессиональному самоопределению

В настоящее время процесс социализации старшеклассников осуществляется в сложных условиях функционирования рынка труда Якутии, для которого характерно влияние не только факторов формирующейся рыночной экономики, внешней федеральной экономической и денежно-кредитной политики, но и особенностей экономики самой республики. К ним следует отнести:

- социально-экономические (реструктуризация экономики, ее индустриально-аграрный характер, многоотраслевая основа, сырьевая направленность производства, приоритетность алмазодобывающей и золотодобывающей промышленности s модернизация горнодобывающей промышленности, развитие нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности, многообразие форм собственности и хозяйствования в сельском хозяйстве, развитие технологий по переработке промышленного и сельскохозяйственного сырья и др.);

- демографические и миграционные (замедление и сокращение темпов естественного прироста, отток трудоспособного населения за пределы республики, внутриреспубликанская миграция (переселение сельских жителей в город, закрытие промышленных населенных пунктов));

- этнорегиональные (суровые природно-климатические условия, большая территория, богатейшие природные запасы полезных ископаемых и сырья, очаговый характер хозяйственной деятельности и расселения, малая плотность населения, сезонность циклов производства, сложная транспортировка и завоз основных продуктов жизнеобеспечения, затратность содержания отраслей производственной и социальной инфраструктуры, зависимость от состояния рынков сырьевых ресурсов, накопленный многовековой опыт северян по традиционным видам труда, полиэтническая, поликультурная среда, малочисленность коренных народностей Севера).

Находясь в едином экономическом пространстве Российской Федерации, для экономики республики также характерны те негативные социально-экономические процессы и тенденции, которые имеются на федеральном уровне. Снижение объемов производства, рост числа убыточных предприятий, кризис денежного обращения и взаиморасчетов, высокий уровень инфляции, низкая инвестиционная активность, неэффективная налоговая система, затратность и издержки производства обуславливают сокращение спроса на рабочую силу, оказывают неблагоприятное влияние на состояние рынка труда республики. Рост уровня безработицы, снижение численности занятого населения» увеличение общей и регистрируемой в органах службы занятости населения численности безработных, изменение структуры безработных граждан, нарастание социальной напряженности - основные характеристики современного рынка труда республики.

Указанные проблемы обуславливают необходимость осмысления происходящих социально-экономических изменений, их влияния на растущего человека для подготовки социально и профессионально мобильных выпускников общеобразовательных учреждений, способных психологически адаптироваться к жизненным реалиям рынка труда и успешно самореализоваться в профессии. В этой связи особую значимость приобретает взвешенная, продуманная государственная политика в области профессиональной ориентации, позволяющая снизить остроту безработицы, обеспечить занятость молодежи, учитывающая развитие экономики регионов, национальных республик и территорий, комплекс социально-экономических, демографических, миграционных, этнорегио-нальных особенностей.

Вследствие этого необходимо проанализировать состояние рынка труда Якутии, определить его специфику, выявить потребность в кадрах с учетом особенностей республики.

Рынок труда республики характеризуется снижением численности занятого населения всеми видами экономической деятельности, увеличением общей и регистрируемой в органах службы занятости населения численности безработных, ростом уровня безработицы.

Спад объемов производства, реструктуризация отраслей экономики, ухудшение демографической ситуации в республике (замедление и сокращение темпов естественного прироста населения, миграционный отток трудоспособного населения) обуславливают снижение численности экономически активного населения.

По данным Госкомстата PC (Я), численность зарегистрированных безработных на конец 1998 года составила по республике 12,7 тыс. чел., по вопросам трудоустройства в службы занятости обращались 39094 чел,

По оценке специалистов службы занятости, реальное количество безработных в республике значительно превышает численность официально зарегистрированных на биржах труда, так как примерно 40% граждан, нуждающихся в трудоустройстве, ищут работу самостоятельно.

По республике неполная занятость отмечается у 35 тыс. человек, работающих в режиме сокращенного рабочего дня (недели) или находящихся в вынужденных отпусках.

По половозрастному составу официально зарегистрированных безработных 62,8% составляют женщины, 37,2% - мужчины, что свидетельствует о социальной незащищенности женщин.

По данным Госкомстата PC (Я), средний возраст безработных составляет 34 года. В возрастной структуре безработных наиболее многочисленны граждане в возрасте до 30 лет - свыше 40%. В составе зарегистрированных безработных высока доля подростков и молодых людей до 19 лет - 9,2%.

В целом по республике высок удельный вес зарегистрированных безработных в возрасте 16-29 лет - 34% (4300 чел.). Однако по сравнению с последними годами намечается тенденция к уменьшению доли молодежи в общей численности безработных. Одной из существенных причин такого снижения является республиканская политика в области высшего образования, реализуемая Правительством Якутии, направленная на увеличение набора студентов в высшие учебные заведения, выделение целевых мест для обучения в центральных вузах Москвы и Санкт-Петербурга.

Следует отметить, рынок труда республики характеризуется повышенными требованиями к уровню образования работников, профессиональной подготовки. Вследствие этого выпускники общеобразовательных учреждений и учреждений начального, среднего профессионального образования имеют неравные стартовые возможности по сравнению со специалистами с высшим образованием. Низкая конкурентоспособность молодежи на рынке труда обусловлена рядом факторов: недостаточностью профессиональных знаний, трудовых умений, отсутствием необходимой квалификации; не отлаженной системой предоставления молодежи информации о развитии рынка труда и услуг, востребованности профессий, потребности республики в конкретных специалистах; отсутствием у работодателей финансовых средств для организации профессионального обучения.

Анализ образовательного уровня безработных показывает, что около 51% имеют высшее или среднее специальное образование, 35% * полное среднее и начальное профессиональное образование, в числе зарегистрированных безработных показатели следующие: 24,5% получили высшее и среднее профессиональное образование, 63,2% - полное среднее и начальное профессиональное образование.

Особенно неблагоприятная обстановка по занятости населения наблюдается в промышленных центрах PC (Я): г. Якутске, г, Нерюнгри, г. Мирном, г. Ленске (46%), а также в арктической и центральной, северо-восточной группах сельскохозяйственных улусов, где высокие показатели длительности регистрируемой безработицы.

Трудовые и нравственные традиции якутского семейного очага в жизненном и профессиональном самоопределении старшеклассников

Необходимость организации экспериментальной работы обусловлена имеющимися противоречиями в практике профессиональной ориентации, поиском эффективных условий, путей и технологий формирования жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников.

В основу нашей экспериментальной работы положены гуманистический, этнопедагогический, профориентационный подходы; концептуальные положения о развитии целостного человека, формировании самости личности, многофакторности влияния на растущего человека внешних и внутренних условий его жизнедеятельности; принципы гуманистической направленности, культуро-сообразности, целостности, субъектное.

Экспериментальная работа с целью проверки теоретических положений и модели формирования жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников осуществлялась в три этапа: констатирующий, формирующий и заключительный.

Констатирующий этап экспериментальной работы предусматривал изучение начального состояния предмета для дальнейшего его преобразования, исходных условий проводимого педагогического эксперимента,

В ходе констатирующего этапа экспериментальной работы проведены диагностика сформированности жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников, изучение возможностей этнического социума, общеобразовательных учреждений по профессиональной ориентации учащихся; определены педагогические условия» способствующие эффективности подготовки школьников к жизни и выбору профессии; определена педагогическая технология профориентационной деятельности; отобран состав участников педагогического взаимодействия.

Формирующий этап экспериментальной работы был направлен на преобразование условий, в которых осуществлялся процесс жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников, участвующих в педагогическом эксперименте.

В процессе преобразующей педагогической деятельности осуществлялась экспериментальная проверка теоретической модели формирования жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников, педагогических условий, способствующих данному процессу: насыщение гуманистическим содержанием жизнедеятельности школьников; обеспечение взаимодействия школы и окружающего социума; ориентированность всех субъектов профориентации на интериоризацию старшеклассниками ценностей общества, общечеловеческой культуры и этнической общности; использование в профориентационной деятельности воспитательного потенциала этноледагогической среды; практико-ориентированная направленность содержания деятельности старшеклассников.

На заключительном этапе экспериментальной работы проведена проверка полученных результатов, обработка экспериментальных данных, уточнены условия реализации теоретической модели формирования жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников и определена их результативность, осуществлено обобщение материалов исследования.

Экспериментальная работа проводилась в школах Усть-Алданского, Ме-гино-Кангаласского, Верхневилюйского улусов Республики Саха (Якутия). В эксперименте приняли 477 старшеклассников малокомплектных школ.

При выборе способов формирования жизненного и профессионального самоопределения мы уточнили содержание, которое вкладываем в понятие "педагогические технологии". Мы придерживаемся точки зрения В.А. Сласте-нина, И.Ф. Исаева, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянова, которые дают определение педагогической технологии как совокупности знаний о способах и средствах осуществления тех или иных процессов (162),

Поэтому, исходя из задач нашего исследования, мы рассматриваем педагогическую технологию как совокупность знаний о способах и средствах, способствующих процессу жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников, формированию у личности позиции субъекта, активно участвующего в выборе жизненного пути и будущей профессии.

Педагогическая технология профориентационной деятельности реализо-вывалась в ходе работы с семьями по возрождению трудовых и нравственных традиций народа, созданию открытой этносоциальной среды в формировании ценностных ориентации будущего профессионала, организации включения учащихся в национальные виды труда как социальной поддержки выпускников в рыночных условиях, обеспечению раскрытия возможностей педагогических классов в решении проблемы жизненного и профессионального самоопределения школьников.

Поиск оптимальных педагогических условий, способствующих жизненному и профессиональному самоопределению старшеклассников, обусловил наш интерес к проблеме семейного воспитания, выявлению возможностей собственного потенциала семейной среды в подготовке детей к жизни и выбору профессии,

В связи с этим в данном параграфе рассматриваются трудовые и нравственные традиции якутского семейного очага в жизненном и профессиональном самоопределении старшеклассников.

Рассмотрение проблемы семейного воспитания потребовало выяснения сущности, основных функций семьи, специфики ее формирующего влияния на личность, факторов, обеспечивающих особую роль семейной среды в жизненном и профессиональном самоопределении учащихся.

В философии и социологии существуют различные определения семьи как первичной ячейки общества; группы людей, соединенных узами родства; социальной системы, имеющей черты социального института и малой социальной группы. При этом отмечается ее главенствующая роль в выполнении социальных функций,

В отечественной педагогической литературе, в которой наиболее значимы идеи народных истоков воспитания, подчеркивается приоритет семьи в передаче культурных и духовных ценностей народа (П.Ф. Каптерев, В.В. Розанов, К.Н. Вентцель, В,М, Бехтерев и др.). К.Д. Ушинский отмечает, что для народа общественное воспитание означает его семейное воспитание (226, С, 133).

Как показывает история человеческого существования, семья, являясь общественным образованием, колыбелью цивилизации, отражает существующие отношения в обществе, под влиянием социально-экономических условий трансформируется, удовлетворяя потребности определенной общественно-экономической формации, общественные и групповые запросы. Н.В. Шелгунов выразил данную особенность следующим образом: «Семья есть микрокосм того общества, которое ее создало, и поэтому между обществом и семьей существует самая тесная солидарность» (257, С. 216).

Принято считать, что семья как малая социальная группа обеспечивает стабильность и поступательное движение человеческой цивилизации. Благодаря устойчивости внутрисемейных отношений институт семьи образует системообразующие связи, скрепляющие сообщество людей.

Под влиянием социально-экономических условий, происходящих в обществе, изменяется функциональная сторона жизнедеятельности семьи, как следствие этого некоторые ее функции утрачиваются, другие приобретают устойчивость и выступают в качестве основной деятельности.

Пониманию особенности семьи в выполнении ее основных функций способствовали работы таких авторов, как: СИ. Голод, А.Г. Харчев, Э.К. Васильева, З.А. Янкова, Ю.П. Азаров и др. Анализ исследований показывает, что к числу важнейших функциональных особенностей современной семьи следует отнести такие ее свойства: репродуктивная (воспроизводство и продолжение рода), экономическая (организация семейного быта, ведение хозяйства, материальное обеспечение), воспитательная (воспитание детей, передача и воспроизведение социального опыта, нравственных норм, ценностей, традиций), регулятивная (создание благоприятного внутрисемейного микроклимата, регуляция отношений между членами семьи), коммуникативная (организация общения внутри семьи и вне ее), досуговая (организация досуга, использование свободного времени).

Функциональная сторона жизнедеятельности семьи представляет собой комплекс социальных ролей, обусловленных различными отношениями между людьми, включающих естественно-биологические, экономические, нравственные и др.

В период быстрых изменений в социально-экономической жизни общества возрастает значимость факторов устойчивости семьи, адаптации к внешним условиям, способности ее к саморазвитию, сохранению своего внутреннего воспитательного потенциала.

Следует особо подчеркнуть, что семья - это социальная самоорганизующаяся система. С одной стороны, она сама включена в сложную систему функционирования общества и представляет собой часть данного образования. С другой стороны, семья — самостоятельный организм, живущий по своим законам саморазвития.

Похожие диссертации на Этнопедагогические основы формирования жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников (На примере Республики Саха (Якутия))