Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Общечеловеческие ценности - основа становления личности современного молодого человека 14
1.1. Исторический аспект рассматриваемой проблемы 14
1.2. Выработка современного подхода к ценностям и практическим Функциям обучения 21
1.3. Нравственные ценности как форма социального отражения и диалога культур 29
14. Понятие нравственных ценностей как совокупность факторов, регулирующих поведение людей 34
1.5. Язык - системообразующее начало деятельности личности и закрепляющий механизм общечеловеческих ценностей 44
Выводы 50
Глава 2. Сущность и специфика формирования общечеловеческих ценностных ориентации студентов вуза средствами иностранного языка .54
2.1. Образцы для подражания 54
2.2. Иностранный язык - инструмент, расширяющий границы и закладывающий основы практического овладения общечеловеческими ценностями 59
2.3. Иностранный язык - средство приобщения к иноязычной литературе и культуре и нравственным ценностям 65
2.4. Обоснование педагогических подходов формирования личности средствами иностранного языка 82
Выводы 107
Заключение 110
Библиография 119
Приложение 139
- Исторический аспект рассматриваемой проблемы
- Выработка современного подхода к ценностям и практическим Функциям обучения
- Образцы для подражания
- Иностранный язык - инструмент, расширяющий границы и закладывающий основы практического овладения общечеловеческими ценностями
Введение к работе
Актуальность исследования. Коренное переустройство экономики и социальных условий жизни нашего общества характеризуется новой, личностно-ориентированной парадигмой, сформировавшейся в результате переориентации общественного сознания на приоритет общечеловеческих ценностей. Следствием этого процесса является поиск новых форм и содержания учебного процесса, в большей степени отвечающий целям образования и воспитания в современных условиях.
Педагогический поиск и опыт реализации инновационных подходов естественным образом приводит к необходимости совершенствования сложившейся структуры дисциплинарной модели обучения и воспитания, более полного учёта межпредметных связей на основе интегрирующих подходов, прежде всего при реализации идей обучения, ориентированных как на всемерное удовлетворение познавательных интересов студентов, так и на формирование у них ценностных ориентации, установок, ведущих мотивов, основополагающих принципов нравственных общечеловеческих ценностей.
В последнее время в научной психолого-педагогической литературе образование веб чаще рассматривается как целостная система, базирующаяся на ценностях культуры.
Анализ педагогических исследований и практических наблюдений свидетельствуют о возрастающем интересе к проблеме воспитания и остро стоящей необходимости укрепления общечеловеческих нравственных ценностей. Анализ философской, психоло-
го-педагогической литературы, практики работы позволил нам сформулировать проблему исследования, которая определяется противоречиями между возрастающими потребностями общества, государства и самоопределяющейся личности, её высокой образованностью с одной стороны, и недостаточностью теоретической и практической разработанности педагогических основ воспитательной работы с личностью, системой её нравственных догм с другой стороны.
В соответствии с законом Российской Федерации "Об образовании" система образования и воспитания является одним из факторов экономического и социального прогресса общества, формирующего общечеловеческие качества личности в процессе и на основе усвоения мировой культуры, направленного на формирование высоконравственного гражданина, на создание условий для его самоопределения и самореализации.
Особое воспитательное значение придаётся таким дисциплинам, как история, литература, родной, русский и иностранный языки, причём в соответствии с тенденцией возрастания роли социокультурного компонента в процессе образования и воспитания изучение иностранного языка рассматривается не только как самоцель, но и как средство проникновения в иную культурную среду. Одним из социальных институтов, отражающих и формирующих основные этические ценности, наряду с образованием, международным и национальным правом, средствами массовой информации является искусство и в первую очередь мировая художественная литература, решающая как «вечные» вопросы права и
5 морали, так и острые нравственные проблемы современности.
Процесс обучения иностранному языку представляется более эффективным, если осуществляется использование художественных текстов, созданных в рамках разных культур. Это способствует более продуктивному осуществлению моделирования межкультурной коммуникации.
Воспитательный потенциал поэзии, художественной литерату
ры, практики перевода достаточно велик, ибо позволяет формиро
вать у студентов личностно значимое отношение к нравственным и
этическим явлениям, обеспечивающее личностное постижение вы
рабатываемых обществом ценностей, идей, принципов. Изучая
иностранный язык, студенты получают представление не только
об обычаях и традициях, но и о нравственных ценностях, прису
щих культурным сообществам разных типов. Очевидна важность
комплексного подхода к формированию и развитию у студентов
ценностных ориентации с применением системы методов, приё
мов и средств преподавания иностранного языка. Налицо и необ
ходимость интегрального подхода к этой проблеме: общефило
софского, социально-психологического, психолого-
педагогического.
Таким образом, особой интерес для развития теории и практики обучения и воспитания в новых условиях представляет разработка научно-педагогических основ межкультурной коммуникации, основанная на определении ценностных ориентации личности студента, а гуманистическая модель воспитательно-образовательного процесса предусматривает центрирование лич-
ности на национальные ценности и ориентацию её на ценности общечеловеческие. Признание приоритета общечеловеческого содержания нравственности над социально-групповым [профессиональным, религиозным, национальным] — один из ведущих принципов государственной политики в области образования как в России, так и за рубежом.
Неразработанность проблемы, отсутствие конкретных научно-педагогических рекомендаций по формированию у студентов общечеловеческих нравственных ценностей средствами иностранного языка обусловливают актуальность темы настоящего диссертационного исследования
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и практической разработке системы формирования общечеловеческих нравственных ценностей студентов вуза в сфере обучения иностранным языкам.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс обучения иностранному языку.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия формирования нравственных общечеловеческих ценностей средствами обучения переводу, устной немецкой речи на неязыковых факультетах вузов.
В основу исследования положена следующая рабочая гипотеза: если в процессе обучения студентов вуза иностранному языку выполнить следующие условия:
1] определить содержание работы преподавателей вуза по обучению иностранному языку в тесном взаимодействии с ориен-
7 тацией студентов на общечеловеческие нравственные ценности;
2] смоделировать воспитывающие ситуации в процессе перевода и сопоставительного анализа художественных иноязычных текстов;
3] разработать необходимый учебно-методический материал для обеспечения процесса формирования нравственных общечеловеческих ценностей у студентов вузов средствами иностранного языка - все' это приведёт студентов к ориентации на общечеловеческие нравственные ценности в сфере обучения иностранным языкам, так как первое условие обеспечивает студентам наряду с предметными знаниями ознакомление с системой общечеловеческих ценностей, второе и третье условия развивают у них способность моделировать ситуации межкультурной коммуникации как на уровне текста, так и в реальной профессиональной сфере.
В соответствии с указанной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:
1] проанализировать подходы к решению проблемы ориентации студентов вуза на общечеловеческие нравственные ценности в философской, психолого-педагогической литературе и определить новые подходы к решению данной проблемы через определение сущности содержания понятий «ценности», «ценностные ориентации»;
2] исследовать формы и методы работы над иноязычными художественными и поэтическими текстами, как особого вида цен-ностно-ориентационной деятельности средствами иностранного языка;
3] разработать метод определения уровней ориентации студентов на общечеловеческие нравственные ценности в сфере обучения иностранным языкам;
4] организовать работу преподавателей кафедры по ознакомлению будущих специалистов с системой общечеловеческих нравственных ценностей и определить её содержание;
5] определить технологию моделирования ситуаций, обеспечивающих ориентацию на общечеловеческие нравственные ценности в процессе сопоставительного анализа оригинальных иноязычных текстов и их переводов, создать возможности переноса ситуаций-моделей в реальные условия профессиональной деятельности [журналистики].
Методологическую базу исследования составили: философские и психолого-педагогические концепции, обосновывающие категории «ценность», «ценностные ориентации», «общечеловеческое», ценностная теория культуры; идеи демократизации гуманизации, гуманитаризации и дифференциации образования и воспитания. Для решения проблемы исследования использовались следующие теоретические и эмпирические методы:
изучение и теоретический анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования;
изучение, обобщение и распространение передового опыта формирования у студентов общечеловеческих нравственных ценностей в учебно-воспитательном процессе вуза, а также обобщение двадцатишестилетней преподавательской деятельности автора
исследования в учреждениях высшего профессионального образования;
педагогическое наблюдение, анкетирование, интервьюирование, групповые и индивидуальные беседы со студентами и преподавателями с целью выявления отношения респондентов к проблеме исследования;
педагогический эксперимент [констатирующий, формирующий, поисковый], математическая обработка полученных результатов.
Опытно-экспериментальная база исследования: Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова, факультет осетинской филологии и журналистики.
Работа выполнялась с 1994г. по 2002г. и включала четыре взаимосвязанных этапа.
На первом этапе исследования [1994-1996г.] был проведён анализ и дана оценка современного состояния проблемы в теории и практике педагогики. Изучалась и анализировалась философская, психологическая и педагогическая литература, определялся научный аппарат исследования.
На втором этапе [1996-1998г.] исследовались содержание и структура нравственных общечеловеческих ценностей, определялся уровень их сформированности у студентов указанного факультета университета. Полученные материалы позволили определить исходные положения исследования: объект, предмет, проблему, цель, гипотезу, задачи и методы исследования
На третьем этапе исследования [1998-2000г.]: проверялась
гипотеза исследования, моделировались психолого-педагогические условия формирования у студентов общечеловеческих нравственных ценностей, разрабатывались, апробировались и внедрялись в учебный процесс практические рекомендации.
На четвёртом заключительном этапе [2000-2002г.] обрабатывались, систематизировались полученные данные, формулировались выводы, оформлялся текст диссертации.
Научная новизна и теоретическая значимость исследова
ния состоят в том, что в нём теоретически обоснована сущностная
характеристика процесса формирования и развития ценностных
ориентации; определена специфика формирования и развития цен
ностных ориентации студентов вузов средствами иностранного
языка; выявлены психолого-педагогические условия, влияющие на
эффективность данного процесса; разработана и экспериментально
проверена система педагогических воздействий по формированию
общечеловеческих ценностных ориентации студентов в процессе
преподавания иностранного языка; предложенные в диссертации
практические методические рекомендации для преподавателей мо
гут быть использованы при разработке спецкурсов и спецсемина-
ров по исследуемой проблеме профессиональной подготовки спе-
циалистов.
Практическая значимость исследования определяется конкретными методическими рекомендациями, направленными на повышение эффективности нравственно-этического воспитания студентов вуза путем формирования их ценностных ориентации сред-ствами иностранного языка. Результаты исследования открывают
возможность для повышения роли гуманитарных предметов в формировании и укреплении ценностных ориентации студентов путем усиления этического аспекта изучаемого материала и совершенствования процесса превращения этических знаний во внутренние убеждения студентов. Материалы и выводы исследования могут быть использованы в практике преподавания иностранных языков не только в системе университета, но и других вузов . На основе приобретённого опыта составлено учебное пособие по развитию навыков устной речи и перевода, получившее в 2000 году гриф УМО РФ и рекомендованное для использования в других вузах, для обучения студентов старших курсов факультетов журналистики, а также всех заинтересованных лиц. Опубликованы статьи автора, а также тезисы докладов по данной проблеме объёмом в 1,5 п.л.
Достоверность исследования обеспечена методологическим подходом, опирающимся на использование комплекса методов, адекватных объекту и предмету исследования, его цели и задачам; достаточной экспериментальной базой, необходимой для качественной характеристики рассматриваемых процессов и явлений; целенаправленным анализом психолого-педагогической практики, а также многолетним опытом автора в качестве преподавателя немецкого языка Северо-Осетинского государственного университета.
На защиту выносятся следующие положения:
- формирование общечеловеческих ценностных ориентации студентов неязыковых вузов средствами иностранного языка - это
12 часть общепедагогического процесса влияния на личность;
— повышение продуктивности процесса формирования и раз
вития ценностных ориентации студентов средствами иностранного
языка обеспечивается комплексом социальных, психолого-
иедагогических и организационных условий;
- разработанная совокупность критериев [наличие определен
ной суммы знаний в области иностранного языка и литературове
дения, умение оценить в литературном произведении его граждан
ский, нравственный и художественный аспекты; стремление сту
дентов к повышению своего культурного уровня, готовность опи
раться на усвоенные знания в качестве регулятора сознания и по
ведения] и соответствующие им показатели, а также уровни сфор-
мированности ценностных ориентации студентов вуза средствами
иностранного языка - низкий, средний и высокий - составляют
систему педагогических воздействий на формирование и развитие
ценностных ориентации студентов вуза средствами иностранного
языка.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством публикаций в печати, выступлений на международных научно-практических конференциях [Ростов-1999, 2001, Нальчик-2000, Пятигорск-1999, Москва-2001, Владикавказ-2001 ], в виде докладов на заседаниях научно-методологического семинара межфакультетской кафедры немецкого языка и методического совета Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л. Хетагурова.
Ход и результаты исследования неоднократно обсуждались на
13 заседаниях кафедры немецкого языка. Материалы исследования апробировались в процессе преподавания иностранного [немецкого] языка на факультете осетинской филологии и журналистики СОГУ. На основе материалов исследования подготовлены методические рекомендации.
Цель и задачи исследования определили структуру и объем диссертации, состоящей из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы на русском и немецком языках и приложения.
Исторический аспект рассматриваемой проблемы
Моральные нормы человечества вырабатывались на протяжении веков и тысячелетий. Обычно они выражали интересы различных социальных общностей: племени, класса, возрастных групп и т.д. Иногда моральные ценности различных слоев общества совпадали и по существу становились общечеловеческими.
Прежде всего, остановиимся на том, что понимается под словосочетанием "общечеловеческие ценности".
"Ценность - то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться, созерцать, относиться с уважением, почтением" [П. Менцер]. Ценность является не свойством какой-либо вещи, а сущностью и одновременно условием полноценного бытия объекта. Наличие множества человеческих потребностей и способов чувствования объясняет существование разнообразия оценок: то, что для одного имеет большую ценность, для другого - малую или вообще никакой. С формальной точки зрения ценности делятся на позитивные и негативные [малоцен-ность, отсутствие ценности], на относительные и абсолютные, на субъективные и объективные. По содержанию различаются вещные ценности, логические, этические и эстетические ценности: приятное, полезное и пригодное; истина, добро, прекрасное. Фон Ринтелен в своей логике ценностей пытался бороться с релятиви-сткими и историческими течениями, основывающимися на таком понимании: суть какой-либо неизменной идеи ценности, напр. любви, заключается в том, что она способна иметь различные степени интенсивности и реализоваться в самых различных видах: эрос, агапе, любовь к людям, социальная любовь. Н.Гартман осуществил синтез кантовского априоризма и материальной этики ценностей Аристотеля: имеется существующее для себя царство ценностей, настоящий kosmos noetos, который находится по ту сторону действительности, так же как и по эту сторону сознания. Вопрос о сущности ценности он относил к метафизическим, иррациональным, никогда не разрешимым проблемам; Ф.Ницше сделал очевидным то огромное значение, которое имеют ценности и ценностные оценки для мировоззрения. Ценностные оценки являются для него "физиологическими требованиями сохранения определённого способа жизни"; в них выражается "воля к власти". Он [Ницше - прим. авт.] требовал и пытался осуществить переоценку всех ценностей и "упорядочение их по рангам" .Высшую ценность воплощает в себе великий человек, который устанавливает ценности" [191, с.507].
Из этого определения философского энциклопедического словаря можно сделать вывод, что нравственные качества характеризуются безусловной ориентированностью обладающей ими личности на то, что считается добром, на реализацию его в опыте. Эта ориентированность подчеркивается самим словосочетанием: "нравственная ценность" - это деятельная совокупность добродетелей является одним из наиболее важных компонентов нравственного сознания и опыта личности на протяжении всей человеческой истории. Нравственные ценности играли и играют важную социально-культурную роль. Они являются одним из существенных факторов, регулирующих поведение людей, объединяющих их в совместной жизни и поддерживающих устойчивое существование общества. Это моральные качества, неотъемлемые от нравственного сознания и диктующие правила поведения индивида в социуме. Они - принадлежность внутреннего мира личности, то особенное и персонифицированное, что составляет основу человеческого характера. Они задают человеку желательный идеал личности, жизненную программу "Каким следует быть", а также те ценности и цели, исходя из которых, он будет руководствоваться при совершении определенных действий и поступков [1, с.335].
Известно, что конкретное содержание основных категорий общечеловеческих ценностей от эпохи к эпохе претерпевает существенные изменения. Меняется, однако, и сам характер представленности этого содержания в мире культуры, степень реальности, которая ему в этом мире принадлежит.
Например, категория долга. В период от классической ее разработки у И. Канта до наших дней не столь уж много изменилось в нормативных функциях этой категории как чистой формы нравственного сознания, в ее собственно идеальном бытии. И тем не менее у Канта не было никаких сомнений в непреложной духовной реальности долга, безусловно заставляющей считаться с собой и уважать себя, перевешивающей все обстоятельства эмпирической жизни [21, с.216]. Ныне же, помимо прочего, достаточно перечесть, что и как пишут о долге в современной литературе, чтобы убедиться, как это высокое понятие, в сущности, в нашей сегодняшней жизни приобретает иллюзорный характер.
Выработка современного подхода к ценностям и практическим Функциям обучения
Сегодня иногда привязанность к одним ценностям приводит их носителей не только к яростному неприятию других ценностей, но и суровой, непримиримой борьбе с теми, кто их проповедует.
Зная о ценностных противоречиях, лучшие умы человечества всегда пытались найти разумный выход из этого, примирить враждующих, научить людей жить в соответствии с высшей мудростью и рассудочностью. Так рождались идеи выработки единого подхода к уяснению ценностных сущностей окружающей действительности, конкретной вещи, явления, поступка с точки зрения их полезности или бесполезности для людей и человека. "Если бы человек был мудр, он расценивал бы всякую вещь в зависимости от того, насколько она полезна и нужна ему в жизни" [128, с 99].
Сторонником такого подхода к выявлению значимых для человека ценностей был известный педагог Ян.А. Коменский. "Истинная мудрость, - говорил он, - заключается в том, чтобы судить о вещах справедливо, чтобы считать каждую вещь только такой, какая она есть на самом деле, не стремиться к пустому, как будто бы оно было драгоценным, или не отбрасывать драгоценного, принимая его за пустое, не порицать того, что заслуживает похвалы и не восхвалять заслуживающего порицания" [97, с.405].
Сам Я.А. Коменский всегда заботился о ценностях, которые давали бы и человеку, и обществу больше "света, порядка, мира и спокойствия". "Цель не будет достигнута,- предупреждает он,-если души всех не будут подготовлены ко всему, что предстоит в жизни". Наиболее важными для растущего человека в младшем возрасте, по его мнению, являются такие ценности: благочестие, умеренность, опрятность, почтительность, предупредительность, стремление к правде и справедливость, благотворительность, трудолюбие, терпение, деликатность и готовность служить старшим, умение держать себя с достоинством. Кроме того, ряд познавательных ценностей из физики, оптики, астрономии, географии, истории, экономики, арифметики, грамматики и др. наук [97, с. 210-213].
В более старшем возрасте важны, по мнению Коменского, такие ценности как "воздержание, умеренность, гигиена, послушание, правдивость, радушие, стремление к деятельности, умение молчать, терпение, услужливость, вежливость, приветливость, понятие о том, что является приличным и что неприличным и др." [97, с. 299].
В России выбору необходимых для школы ценностей много внимания уделял К.Д. Ушинский. Современная школа, отмечал он, основывается на отживших, схоластических ценностях, "притупляющих" умственную деятельность школьников и "уродующих" их нравственность. Главная причина, по его мнению, - формализм как педагогической науки, так, и педагогической практики. "Небольшая мудрость и не большой труд написать: тому-то учить, тому-то не учить, то существенно полезно, это совсем бесполезно и даже вредно во всех возможных отношениях - умственном, нравственном, религиозном, эстетическом, политическом и т.д. Но написать и предписать еще не значит сделать дело: в продолжении последних лет несколько раз менялись у нас подобные предписания и кончилось совершенной путаницей" [189, с. 321].
Ценности, на которые должна ориентироваться российская школа, подчеркивает К.Д.Ушинский, и это актуально и сейчас, обязаны отражать потребности народа, и должны быть не только тщательно продуманными, но и самобытными. "Чтобы повести народное образование прямым и верным путем надобно смотреть не на то, что нужно для Германии, Франции, Англии и т.д., а на то, что нужно России в ее современном состоянии, что согласно с ходом ее истории, с духом и потребностями народа. Не одного круга ученых, не одного сословия, не одной литературной или какой-нибудь партии, а всего народа от мала до велика" [189, с. 322].
А.Макаренко отмечает необходимость формирования верного отношения ко всему комплексу ценностей, размышляя о том, что именно должно стать содержанием жизни воспитанников, жизненно важных ценностей, позволяющих "прожить как можно дольше и как можно радостнее. Надо уметь видеть прелесть сегодняшнего и завтрашнего дня и жить этой прелестью. В этом и заключается мудрость жизни..." [123, с. 225].
Как показывает анализ исследований, в большинстве современных работ по педагогике вопрос о ценностях воспитания также находится под пристальным вниманием авторов. По мнению многих из них, главной задачей в этой области является развитие у воспитанников не только правильного представления обо всех важнейших для них ценностей, входящих в понятие "культура человечества", но и умелого освоения тех из них, которые составляют основу их личности.
В связи с происходящими социально-политическими переменами в стране, вопрос о ценностном содержании учебно-воспитательного процесса особенно обострился. В средствах массовой информации на эту тему появилось немало высказываний, прошли дискуссии, состоялись круглые столы с участием ведущих педагогов страны. В центре внимания все тот же нерешенный вопрос о разумном, научно обоснованном отборе ценностей, а также связанный с ним вопрос о том, как эти ценности "встроить в школу, как довести их до каждого учителя, а затем и каждого ученика" [129, с15].
Образцы для подражания
Остались ли у молодежи образцы для подражания? Ответ чаще всего отрицательный. Многие из старшего поколения считают, что у современной молодежи вообще нет образцов, она индивидуалистична, эгоистична и эгоцентрична. Ее волнуют сиюминутные выгоды и удовольствия. В самом деле ли?
Сначала нужно провести различие между идолами и образцами. Идолы - это то, что мы называем «кумирами». В раннем детстве это крутой друг или обожаемая подруга, затем первые школьные красавицы и, наконец, кинозвезды и певцы, которыми обычно восхищаются в 20-25 лет. Выбор богат, и он не обязательно должен быть «от мира сего». От обаятельных топ моделей и кинозвезд до скалолазов-экстремалов, а также совершенно виртуальных фигур.
В современной поп-культуре такие идолы рождаются как из пробирки. Они скроены всегда по одному образцу и одинаково раскручиваются на рынке, так как приносят огромные деньги. Они настроены немного бунтарски, что проявляется в озлобленных нотках песен и вызывающей одежде. С другой стороны, они инсценируют «полную нормальность». Идолы сменяются очень быстро и сулят возможность утром проснуться знаменитым, таким же, как они.
Звезды являются образцом лишь в той мере, что вызывают нежелание быть точно таким же, а быть таким же обожаемым, красивым или знаменитым. Сама звезда не очень-то интересует. Феномен отнюдь не нов. Он возник вместе с культурой индустриального общества, а с появлением электронной массовой культуры начал распространяться с такой быстротой, что проникла даже в глухие деревушки.
Образцы для подражания - нечто иное. У них хотят учиться. С их помощью стремятся стать более широкими и цельными. Ищут образцы иначе, чем идолов - и в более старшем, студенческом возрасте, так как для саморазвития необходим сильный, персонифицированный импульс извне.
Несколько опросов, проведённых в нашем исследовании, с перерывом в два года дают одну и ту же картину. Во главе образцов, стабильно, родители, причем мальчики нередко видят главный образец в отце, а девочки - в матери. За ними почти всегда следуют президенты и известные политические и государственные деятели. На некотором отдалении идут люди, которые оказывает прямое, конкретное и активное влияние на жизнь опрашиваемого. Молодёжь всегда окружала сеть ориентации, новые образцы возникают почти ежечасно. Примеры глубокого анализа иноязычных художественных текстов, образов помогает студентам разобраться, кого они могут, должны уважать и ценить; разъяснять, что образцы функционируют в обществе, которое требует от нас учиться всю жизнь, а не копировать отдельного человека пли отдельный тип, а то и вовсе бездумно поклоняться им.
Анкетируя нашу студенческую молодёжь последних лет, мы сразу отбросили некоторые ложные представления о молодом поколений: на поверку они оказываются мифами, которые часто распространяются через средства массовой информации. Во-первых, достаточно большая часть не являются единственными детьми, без родителей или детьми разведенных родителей, и далеко не часто, скорее редко они склоняются к оправданию насилия. Правда заключается в другом: у 70% молодых людей есть братья и сестры, 80% живет вместе со своими родителями. Они достаточно коммуникабельны - большинство имеет лучшего друга/подругу, и около 50% входит в одну или несколько группировок среди ровесников. Большинство решительно отвергает насильственные действия среди ровесников, а также не участвует в них. [Эти и следующие констатации основываются на данных исследования студентов в 1994, 1996, 1998, 2000гг. ]
Тревогу вызывает физическое здоровье некоторой части студентов, влияющее на восприятие других ценностей. Свидетельство этому - высокий уровень заболеваемости. 25% признаются, что страдают от хронических болезней, в первую очередь, от разного рода аллергических заболеваний. К ним добавляются жалобы, указывающие на повседневный стресс. 20% чаще всего страдают от головных болей, нервных срывов, фобий, отсутствия концентрации внимания и бессонницы. Молодые люди более старшего возраста уже могут назвать множество критических ситуаций в своей жизни, например, тяжелые заболевания [собственные или близких [15%], дорожное происшествие [10%] или какие-то семейные нерешаемые проблемы, угнетающие психику молодых людей [30%].
Иностранный язык - инструмент, расширяющий границы и закладывающий основы практического овладения общечеловеческими ценностями
Формирование и развитие ценностных ориентации средствами иностранного языка - сложный воспитательный процесс, в котором необходимо учитывать психолого-педагогические особенности восприятия чужого языка и культуры студентами вуза, а также выявлять зависимость становления нравственных суждений от уровня развития чувственно-эмоциональной сферы студентов.
"Кто не учит иностранный язык, тот не знает ничего о своём собственном". Эти слова великого И.В. Гёте действительно гениально просто определили значение изучения языков разных народов. В процессе обучения помимо удовольствия и удовлетворения от понимания чужой речи, человек получает огромную информацию о народе, его истории, достижениях, обычаях, традициях, культурных и нравственных ценностях. Знакомство с иноязычной культурой повышает интерес к более глубокому познанию своего языка, всех сторон развития своего этноса, что должно наполнять гордостью за причастность ценностей своего народа к общечеловеческим.
Иностранный язык - инструмент, расширяющий границы нашего мира. Каждый может найти и выбрать для себя любой язык, красивый и нужный, узнать много интересного про язык вообще и избранный в частности, открыть много для себя неузнанного и поучительного.
В настоящее время люди говорят почти на трех тысячах языков. На некоторых говорят миллионы людей, на других — только сотни. Самый распространенный в мире язык — китайский. Английским языком пользуются 350 миллионов 139, с. 177.
Один из самых распространенных, выразительных и богатых языков — русский. Его изучают сейчас на всех континентах, пользуются им теперь почти 240 миллионов человек.
Из общего числа языков чуть меньше половины приходится на долю американских индейцев, а их численность более 30 миллионов, то есть в среднем на каждом языке говорит около 20 тысяч человек. Есть очень малочисленные народности, но и они имеют свой язык и письменность. На Кольском полуострове живут саами, их всего две тысячи человек, но у них есть свой язык и письменность.
Из огромного числа языков выделяют тринадцать великих языков. Это те, на которых говорит почти пятьдесят процентов людей, живущих на Земле. Кроме китайского, английского и русского, надо назвать испанский — 210 млн. человек, хинди и урду—200, индонезийский—130, арабский—127, бенгальский—125, угальский — 115, японский — 111, немецкий —100, французский—90, итальянский — 65 миллионов человек.
Кто знает эти языки, тот теоретически имеет возможность разговаривать почти с двумя миллиардами человек и не испытывать языкового барьера, затрудняющего общение между народами.
Для обязательного изучения в неязыковых вузах введены традиционно английский, французский, немецкий, а сейчас все чаще испанский и др. Принимаются во внимание не только распространенность языка, но и сколько на нем издается печатной продукции, на каком происходит межгосударственное общение и другие параметры.
Например, больше всего книг издается на русском языке, больше всего на русском выходит и технической литературы. На английском языке больше выходит газет — столько же, сколько на всех остальных языках мира. Переводится книг больше всего с английского языка, затем следует русский, французский, и немецкий.
Знать язык нужно для широкого его применения, значит, и для знакомства с литературой, новостями научной и культурной жизни, с различной другой информацией, а также очень важно географическое распространение языка. Здесь на первом месте — испанский.
Помимо того, нельзя сбрасывать со счета и моду на язык. Сейчас самые модные языки в мире — английский, немецкий, французский и русский. Чаще, чем раньше, стали изучать, как уже говорилось, испанский и восточные языки — китайский, японский, языки народов Индии.
Известно, например, что если Генриху Шлиману, знаменитому немецкому археологу, нашедшему Трою, для изучения первых двух языков требовалось по году, то позднее он овладевал новым языком в считанные недели. Так, например, было с испанским, им ученый овладел за несколько месяцев. И каждый раз, когда он приступал к изучению нового языка, запасался новым переводом этой книги. Всего же Шлиман знал четырнадцать языков, но только благодаря своей настойчивости и трудолюбию.
В юности у Шлимана была очень плохая память. Но он собирался посвятить себя изучению древнего мира. А для этого нужно было знание многих языков. Упорнейшей тренировкой Шлиман