Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Формирование общечеловеческих нравственных ценностей в процессе становления личности 17-69
1.1. Общечеловеческие нравственные ценности как исторический аспект 17 - 27
1.2. Формирование основ общечеловеческих нравственных ценностей на теоретическом уровне 27- 42
1.3. Характеристика содержания общечеловеческих нравственных ценностей на современном этапе 42-68
Выводы по первой главе 68-69
Глава II. Педагогические подходы к формированию общечеловеческих нравственных ценностей у студентов средствами иностранного языка 70-132
2.1. Иностранный язык как основа овладения общечеловеческими нравственными ценностями 70-98
2.2. Формирование общечеловеческих нравственных ценностей в процессе внеучебной работы со студентами по иностранному языку 98-109
2.3. Опытно-экспериментальная работа по выявлению общечеловеческих нравственных ценностей у студентов 109-129
Выводы по второй главе 129-132
Заключение 133 142
Библиографический список 143-157
Приложение 158-172
- Общечеловеческие нравственные ценности как исторический аспект
- Формирование основ общечеловеческих нравственных ценностей на теоретическом уровне
- Иностранный язык как основа овладения общечеловеческими нравственными ценностями
- Формирование общечеловеческих нравственных ценностей в процессе внеучебной работы со студентами по иностранному языку
Введение к работе
Развитие общечеловеческих ценностей, формирование личности нового типа - важнейшая веха развития человечества. Мы сегодня способствуем развитию морального прогресса, совершающегося под знаком общечеловеческого гуманизма, неотделимого от формирования личности гармонически развитого человека, от совершенствования его морального сознания, благородной целеустремлённости его исканий, замыслов и дел. Основным стержнем в общей системе развития личности является обучение и воспитание на основе общечеловеческих нравственных ценностей.
Демократизация общественной жизни в Таджикистане ставит многие проблемы нравственного и духовного воспитания наряду с другими педагогическими проблемами. Повышается значение моральных исканий личности и её ответственность за их содержание. Всё большее значение приобретают гуманизм, справедливость, достоинство, трудолюбие, толерантность - терпимость, чуткость, патриотизм, милосердие, уважение к старшим, любовь к Родине.
Педагогические взгляды классиков персидско-таджикской литературы: А. Рудаки, А.Фирдоуси, Абуали ибн Сино - в течение многих веков покоряли умы читателей, восхищая их многоаспектностью и многогранностью процесса воспитания. Корифеи литературы призывали современников воспитывать детей и юношество в духе гуманизма и высокой морали, прививать им скромность, вежливость, чуткость, трудолюбие, чувство дружбы и коллективизма. Как лучшие человеческие качества провозглашались мужество, ненависть к врагу, беззаветная любовь к Родине и самопожертвование во имя её процветания [145, 177, 1].
В исследованиях Х.С.Авзалова, И.Х.Каримовой, К.Б.Кадырова, М.Лутфуллоева, А.П.Пахлавонова, Ф.Шарипова анализируются значимость и ценность их воззрений на формирование личности [4, 80, 74, 105, 123, 185].
В работах Б.Маджидовой, Б.Ашуровой, С.З.Бойматова, А.Нурова, Д.Н. Латыпова, Ф.Жемабаева и М.Раджабова акцентируется внимание на системе
общечеловеческих ценностей, которые сложились в современном обществе, где превалируют ценности гуманизма, справедливости, совершенствования демократического и светского общества [106, 17, 26, 118, 99, 62, 135].
В научных работах И.Э.Васильевой, Н.А.Комар, Т.Г.Сорокиной, К.Ч.Толбакова, Н.П. Селезнёвой рассматриваются вопросы приобщения личности к общечеловеческим ценностям и воспитание у учащихся и студентов этих качеств в учебно-воспитательном процессе посредством коммуникативно-познавательных функций, в частности, средствами иностранного языка [33,87, 156, 166, 152].
В национальной системе оценки качества высшего образования, в Законе Республики Таджикистан «Об образовании», в Национальной Концепции образования утверждается, что главной задачей общеобразовательных учреждений на современном этапе является формирование у подрастающего поколения исторического самосознания, усвоение ими общечеловеческих ценностей. Молодое поколение должно быть преемником нравственного и культурного наследия, занимать активную жизненную позицию, иметь навыки исследователя в науке, технике, культуре и других областях общественной жизни [64, 113].
В.В.Кунгуров, Н.Ю.Сосунова, Э.Ш.Хамитов, И.П.Иванова, А.Нуров, И.В.Перчук акцентируют внимание на том, что понятие «общечеловеческие ценности» надо рассматривать как совокупность жизненно важных ценностей и значений, связывающих индивида с миром и создающих единство человека и мира. При этом «общечеловеческое» не предполагает отказ от национально-культурной принадлежности. Как отмечают авторы, реконструкция современной культуры возможна только через формирование общечеловеческих ценностей у школьников и студентов через систему образования [97, 157, 179,69, 118, 127].
Л.Ф.Пшеничная и А.В.Болдырев отмечают, что, обращаясь к ценностным аспектам воспитания, надо выделять ценность творческого труда и научного познания в формировании всесторонне развитой личности. Роль педа-
гога в этом процессе состоит в организации культурной среды, формирующей целесообразные ценности [133, 27].
«В очень большой мере действенность нравственного воспитания определяется личным примером самого воспитателя. Особенно важно не допускать, чтобы слова, даже искренние, страстные, расходились с его делами и поступками», - подчёркивает А.В.Засимовский в статье «Нравственное воспитание и учитель в условиях социальных перемен» [63: 12].
В психолого - педагогических исследованиях последних лет учёные Л.М.Архангельский, В.И.Бойко, С.Ф.Анисимов, И.А.Арабов [11, 25, 8, 10] подчёркивают значимость нравственного воспитания учащихся, отмечая низкий уровень сформированности нравственных ценностей у подрастающего поколения. Многие исследователи: Н.Артыков, А.С.Койчуева, А.Нуров, Х.М.Асоев, Г.Н.Волков, Ф.Жемабаева, А.Э.Измайлов, Д.Н.Латыпов - всё чаще обращаются к проблеме формирования нравственной личности на основе национальных ценностей [12, 86, 118, 14, 39, 62, 70, 99].
Большой интерес вызывают публикации, раскрывающие национально-культурные ценности народов России (И.А.Арабов, Г.Н.Волков, В.В.Бурков) [10, 39, 32].
Проблему соотношения общечеловеческого и национального в своих
исследованиях рассматривали Л.М.Архангельский, В.И.Бойко,
А.В.Кирьякова [11, 25, 83]. Народные словесные методы воспитания описывают Г.Н.Волков, С.Л.Рубинштейн [39, 144].
Педагогическая интерпретация национального и общечеловеческого прослеживается в исследованиях К.Д.Ушинского, П.Ф.Каптерова, А.Нурова [173,79,118].
В отечественной психологии к осмыслению и изучению особенностей юношеского развития обращались С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский, Д.И.Фельдштейн [144, 40, 176]. Исследователи акцентировали внимание на выделении задач интеллектуального развития, связанных с необходимостью самоопределения.
В Республике Таджикистан знание родного, а также иностранных языков способствует развитию нравственности общества. Наше государство последовательно принимает меры по созданию благоприятных условий для развития не только государственного языка, но и других иностранных языков, распространённых на территории республики, и содействует решению возникающих проблем.
Указ Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона «О совершенствовании преподавания и изучения русского и английского языков в Республике Таджикистан» и «Государственная программа совершенствования преподавания и изучения русского и английского языков в Республике Таджикистан на 2004-2014 годы» определяют языковую политику государства на ближайшую и долговременную перспективу.
Идеи этих документов касаются и преподавания, изучения немецкого языка. Ситуация с формированием государственного языка и состоянием многоязычия в республике во многом определяется языковой политикой предыдущих лет.
Преподавание иностранного языка в настоящее время, когда крепнут и расширяются международные связи республики с другими государствами, приобретает особое значение.
Иностранный язык как учебный предмет содействует общему образованию молодёжи, развивает её мышление, речь. Обучаясь иностранному языку, студенты получают элементарное представление о строе данного языка, постигают его особенности. Изучение иностранного языка обогащает конкретные представления студентов в области географии, истории, литературы страны изучаемого языка.
На сегодняшний день в Республике должна быть разработана новая концепция обучения иностранному языку в вузе. Её основные положения заключаются в том, что
- иностранный язык - неотъемлемый компонент профессиональной подготовки совершенного специалиста;
преподаватель и студент — активные участники учебно-воспитательного процесса;
студент - не только объект обучения и воспитания, но и их субъект, имеющий право принимать самостоятельные решения по ряду вопросов;
кафедры иностранных языков имеют право самостоятельного выбора программы, методов обучения и воспитания, учебных материалов, а также самостоятельного решения конкретных вопросов организации учебного процесса при условии обеспечения конечных результатов, зафиксированных в программе.
Такие всемирно известные педагоги и философы, как А.Дистервег, Я.А.Коменский, Дж.Локк, И.Г.Песталоцци, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский, в своих трудах затрагивали не только общечеловеческие ценности, но и познавательную деятельность и активность в обучении [54, 89, 101, 128, 170, 173].
В отечественной педагогике XX столетия проблемы формирования общечеловеческих ценностей всесторонне осветили в своих научных трудах А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский [107, 163].
По мнению ряда авторов: Г.Р.Рахмонова, М.Т.Менлашева, К.Пирова, Л.В.Саидовой, С.С.Авганова, Л.А.Лужных, исследовавших процесс обучения иностранному языку, учебно-воспитательный процесс в школе и вузе будет проходить более эффективно, если будет осуществляться комплексное использование и моделирование межкультурной коммуникации в учебной и во внеучебной работе. Воспитательный потенциал внеучебной работы так многогранен и велик, что позволяет формировать у учащихся и студентов личностно значимое отношение к нравственным ценностям, обеспечивает личностное достижение вырабатываемых обществом ценностей, идей, принципов. Очевидна важность комплексного подхода к формированию и развитию у студентов ценностных ориентации с применением системы методов, приёмов и средств на учебных и внеучебных занятиях по иностранному языку [НО, ПО, 129,149,3,104].
Актуальность темы исследования обусловлена углубляющимися
преобразовательными процессами в жизни суверенного Таджикистана, идущего по пути демократизации гражданского общества в условиях перехода к рыночной экономике, расширения связей с другими государствами, что кардинально способствует сближению народов, взаимоконтакту, взаимообмену общечеловеческими ценностями. Коренное переустройство экономики и социальных условий жизни характеризуется новой личностно-ориентированной парадигмой, сформировавшейся в результате переориентации общественного сознания на приоритет общечеловеческих ценностей.
Педагогический поиск и опыт реализации инновационных подходов естественным образом приводят к необходимости совершенствования сложившейся структуры дисциплинарной модели обучения и воспитания, более полного учёта межпредметных связей на основе интегрирующих подходов, прежде всего при реализации идей обучения, ориентированных как на всемерное удовлетворение познавательных интересов студентов, так и на фор- мирование у них ценностных ориентации, установок, ведущих мотивов, основополагающих принципов нравственных общечеловеческих ценностей.
Анализ педагогических исследований и практических наблюдений свидетельствует о возрастающем интересе к проблеме воспитания и острой. необходимости укрепления общечеловеческих нравственных ценностей. Анализ философской, психолого-педагогической литературы, практики работы позволил нам сформулировать проблему исследования, которая определяется противоречиями между возрастающими потребностями общества, государства и самоопределяющейся личностью с её высокой образованностью, с одной стороны, и недостаточностью теоретической и практической разработанности педагогических основ воспитательной работы с личностью, системой её нравственных норм - с другой стороны.
В соответствии с Законом Республики Таджикистан «Об образовании» система образования и воспитания является фактором экономического и социального прогресса общества, формирующего общечеловеческие качества личности в процессе и на основе усвоения мировой культуры, направленной
на формирование высоконравственного гражданина, создание условий для его самоопределения и самореализации [64].
Особое воспитательное значение придаётся таким дисциплинам, как история, литература, родной, русский и иностранный языки, причём в соответствии с тенденцией возрастания роли социокультурного компонента в процессе образования и воспитания изучение иностранного языка рассматривается не только как самоцель, но и как средство проникновения в иную культурную среду.
И.П.Иванова, Л.Е.Ищенко, В.И.Козаренко, Л.И.Комарова отмечают, что процесс обучения иностранному языку представляется более эффективным, если осуществляется он не только в учебное, но и во внеучебное время с использованием различных воспитательно-педагогических подходов. Это способствует более продуктивному осуществлению моделирования межкультурной коммуникации [69, 73, 75, 88].
Изучая иностранный язык, студенты получают представление не только об обычаях и традициях, но и о нравственных ценностях, присущих куль- турным сообществам разных типов. Очевидна важность комплексного подхода к формированию и развитию у студентов ценностных ориентации с -применением системы методов, приёмов и средств преподавания иностранного языка. Налицо и необходимость интегрального подхода к этой проблеме - общефилософского, социально-психологического, психолого-педагогического.
Таким образом, особый интерес для развития теории и практики обучения и воспитания в новых условиях представляет разработка научно-педагогических основ межкультурной коммуникации, базирующаяся на определении ценностных ориентации личности студента, а гуманистическая модель воспитательно-образовательного процесса предусматривает сосредоточенность личности на национальных ценностях и ориентацию её на ценности общечеловеческие.
Неразработанность проблемы, отсутствие конкретных научно - педагогических рекомендаций по формированию у студентов общечеловеческих
нравственных ценностей во внеучебное время средствами иностранного языка обусловливают актуальность темы настоящего диссертационного исследования.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс, обучение студентов иностранному языку.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия формирования нравственных общечеловеческих ценностей у студентов в учебно-воспитательном процессе средствами иностранного языка.
В основу исследования положена следующая рабочая гипотеза: Формирование общечеловеческих нравственных ценностей у студентов средствами иностранного языка в учебно-воспитательном процессе будет протекать успешно, если:
определить содержание работы преподавателей вузов, направленное на воспитание общечеловеческих нравственных ценностей средствами ино-v странного языка;
смоделировать воспитывающие ситуации в процессе внеучебной pa- , боты со студентами;
3) смоделировать вариативность и динамичность использования -Л
средств, форм и приёмов формирования общечеловеческих нравственных
ценностей в зависимости от познавательных интересов студентов;
обеспечить достаточно высокий уровень профессиональной готовности педагогов к пропаганде общечеловеческих нравственных ценностей;
разработать необходимый учебно-методический материал для обеспечения процесса формирования нравственных общечеловеческих ценностей средствами иностранного языка.
Первое условие обеспечивает студентам наряду с предметными знаниями ознакомление с системой общечеловеческих ценностей. Второе и третье условия развивают у них способность моделировать ситуации межкультурной познавательной коммуникации, как на уровне общения, так и в реальной профессиональной сфере.
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и практической разработке внеучебных мероприятий по формированию общечеловеческих нравственных ценностей студентов средствами иностранного языка.
В соответствии с выдвинутой гипотезой и указанной целью определены следующие задачи исследования:
проанализировать подходы к решению проблемы ориентации студентов на общечеловеческие нравственные ценности в философской, психолого-педагогической литературе и определить новые подходы к решению данной проблемы через определение сущности содержания понятий «ценности», «ценностные ориентации»;
дать содержательную характеристику общечеловеческим нравственным ценностям;
исследовать формы и приёмы внеучебной работы по ценностно -ориентационной деятельности средствами иностранного языка;
разработать метод определения уровней ориентации студентов на общечеловеческие нравственные ценности в сфере обучения и воспитания средствами иностранного языка;
организовать работу преподавателей вузов по ознакомлению студентов с системой общечеловеческих нравственных ценностей и определить её содержание;
определить критерии и показатели сформированности общечеловеческих нравственных ценностей у студентов.
Методологическую базу исследования составили философские и психолого-педагогические концепции, обосновывающие категории «ценность», «ценностные ориентации», «ценностная теория культуры», «общечеловеческое», идеи демократизации, гуманизации, гуманитаризации и дифференциации образования и воспитания.
Для решения проблемы использовались следующие теоретические и эмпирические методы:
- изучение и теоретический анализ философской, психолого-
педагогической, методической литературы по проблеме исследования;
- изучение, обобщение и распространение передового опыта формиро
вания у студентов общечеловеческих нравственных ценностей в учебно-
воспитательном процессе вуза, а также обобщение двадцатидевятилетней
преподавательской деятельности автора исследования в учреждениях высше
го профессионального образования;
- педагогическое наблюдение, анкетирование, интервьюирование,
групповые и индивидуальные беседы со студентами и преподавателями с це
лью выявления отношения респондентов к проблеме исследования;
- педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, кон
трольный), математическая обработка полученных результатов.
Опытно-экспериментальной базой исследования явились Российско-Таджикский (славянский) университет (филологический факультет), Таджикский государственный педагогический университет имени С. Айни (факультеты романо-германских и английского языков).
Работа выполнялась с 2000 по 2008 годы и включала четыре взаимосвязанных этапа.
На первом этапе исследования (2000-2002 гг.) был проведён анализ и дана оценка современного состояния проблемы в теории и практике педагогики. Изучалась и анализировалась философская, психологическая и педагогическая литература, определялся научный аппарат исследования.
На втором этапе (2003-2004 гг.) исследовались содержание и структура общечеловеческих нравственных ценностей, определялся уровень их сформированности у студентов 1-5-х курсов. Полученные материалы позволили определить исходные положения исследования: объект, предмет, проблему, цель, гипотезу, задачи и методы исследования.
На третьем этане исследования (2005-2006 гг.) проверялась гипотеза исследования, моделировались психолого-педагогические условия формирования у студентов общечеловеческих нравственных ценностей, разрабатывались, апробировались и внедрялись в учебно-воспитательный процесс прак-
тические рекомендации.
На четвёртом этапе (2007-2008 гг.) обрабатывались, систематизировались полученные данные, формулировались выводы, оформлялся текст диссертации.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что в нём теоретически обоснован процесс формирования и развития ценностных ориентации; определена специфика формирования и развития ценностных ориентации студентов средствами иностранного языка; выявлены психолого-педагогические условия, влияющие на эффективность данного процесса; разработана и экспериментально проверена система педагогических воздействий по формированию общечеловеческих ценностных ориентации студентов в процессе учебной и внеучебной деятельности. Предложенные в диссертации методические рекомендации могут быть использованы при подготовке бесед, диспутов, дискуссий, конференций, тематических вечеров, олимпиад, КВН, викторин, кураторских часов, спецкурсов и спецсеминаров.
Практическая значимость исследования определяется конкретными методическими рекомендациями, направленными на повышение эффективности нравственно-этического воспитания студентов путём формирования их ценностных ориентации средствами иностранного языка. Результаты исследования открывают возможность для повышения роли гуманитарных предметов в формировании и укреплении ценностных ориентации студентов путём усиления этического аспекта изучаемого материала и совершенствования процесса превращения этических знаний во внутренние убеждения. Материалы и выводы исследования могут быть использованы в практике преподавания иностранных языков не только в системе школ и университетов, но и других учебных центров. На основе приобретённого опыта составлены методические рекомендации по проведению бесед, диспутов, дискуссий, конференций, тематических вечеров, олимпиад, КВН, викторин, которые проводились педагогами вузов при обучении и воспитании студентов. Объём опуб-
ликованных автором методических рекомендаций, пособий, статей и тезисов докладов по проблеме составляет 8,4 печатных листа.
Достоверность и обоснованность научных результатов, выводов и рекомендаций обеспечивается методологическим подходом, опирающимся на использовании комплекса методов, адекватных объекту и предмету, целям и задачам исследования; всесторонним изучением проблемы; достаточной экспериментальной базой, необходимой для качественной характеристики рассматриваемых процессов и явлений; целенаправленным анализом психолого-педагогической практики; внедрением в практику разработанных рекомендаций; положительной оценкой преподавателей вузов и студентов; личным педагогическим опытом автора; применением методов математической статистики и качественным анализом полученных данных.
На защиту выносятся следующие положения:
формирование общечеловеческих ценностных ориентации у студентов средствами иностранного языка как части общепедагогического процесса, влияющего на личность;
повышение продуктивности процесса формирования и развития ценностных ориентации студентов средствами иностранного языка, которые обеспечиваются комплексом социальных, психолого-педагогических и организационных условий;
педагогическое проектирование учебно-воспитательных задач по формированию общечеловеческих нравственных ценностей студентов во внеучебной среде;
идея взаимодействия педагога и студента, основанная на единстве воспитательных усилий, выработке общих подходов, единой целевой установке, направленной на формирование общечеловеческих нравственных ценностей студентов.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования обсуждались в 2006 -2008 гг. в Научно-исследовательском институте педагогических наук и были одобрены на заседаниях кафедры педагогики в Таджикском государственном
педагогическом университете им. С.Айни (ТГПУ) и Российско-Таджикском (славянском) университете (РТСУ). Внедрение результатов осуществлялось посредством публикаций в печати, выступлений на республиканских и межвузовских научно-практических конференциях (Душанбе, 2000-2008 гг.), в виде докладов на заседаниях научно-методического семинара межфакультетской кафедры иностранных языков и методического совета в Российско-Таджикском (славянском) университете (2003 — 2008 гг.).
Материалы исследования апробировались в процессе учебных занятий и внеучебных мероприятий, направленных на формирование общечеловеческих нравственных ценностей средствами иностранного (немецкого) языка на филологическом факультете РТСУ и на факультетах романо-германских и английского языков ТГПУ. На основе материалов исследования подготовлены методические рекомендации.
Цель и задачи исследования определили структуру и объём диссертации, состоящей из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, библиографического списка и приложений.
Библиографический список насчитывает 198 наименований. Работа содержит 16 таблиц и 10 диаграмм.
Во введении обоснована актуальность и новизна темы, охарактеризована проблема, определены объект, предмет, цель и задачи исследования, выдвинута гипотеза и указаны методологические основы и методы исследования, сформулированы положения, выносимые на защиту, объяснены научная новизна, теоретическая и практическая значимость результатов исследования и представляются основные положения исследования, выносимые на защиту.
В первой главе «Формирование общечеловеческих нравственных ценностей в процессе становления личности» представлен обзор педагогической, философской, психологической и лингвистической литературы по рассматриваемой теме; определены теоретические и методологические основы работы; систематизированы и проанализированы педагогические условия формирования общечеловеческих ценностей студентов Таджикского государственного педагогического университета им. С.Айни и Российско-
Таджикского (славянского) университета.
Основу подходов к изучению проблемы формирования ценностей прочно занимает определение понятия «ценность». Это то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем, к чему должен стремиться человек, к чему он относится с уважением.
Во второй главе «Педагогические подходы к формированию общечеловеческих нравственных ценностей средствами иностранного языка» обосновывается психолого-педагогическая сущность понятия формирования у студентов общечеловеческих нравственных ценностей средствами иностранного языка и на основе эмпирического восприятия выявляются основные факторы, обеспечивающие овладение ценностями, описаны организация и проведение эксперимента, даётся анализ и интерпретация его результатов.
Процесс формирования и развития ценностных ориентации у студентов средствами иностранного языка является составной частью учебно-воспитательной деятельности. Успешному проведению указанного процесса будут способствовать, по нашему мнению, активные формы обучения на занятиях и во внеучебной работе по иностранному языку.
В заключении обобщены результаты исследования, сформулированы методы, определены основные направления дальнейшего исследовательского поиска.
Общечеловеческие нравственные ценности как исторический аспект
В условиях современного разгула преступности молодёжь всё труднее воспринимает моральные устои предыдущих поколений. Но есть уверенность в том, что восстановление морального здоровья общества положительно повлияет на восприятие детьми и юношеством нравственных ценностей.
Проблема ценностей и ценностных ориентации привлекает внимание представителей различных отраслей знания: философов, социологов, психологов и педагогов. В центре её изучения находится теория ценностных отношений (С.А.Васильева, В.П.Тугаринов, А. Г.Здравомыслов) [34, 171, 67], а также исследования, в которых отдельные аспекты проблемы ценностных ориентации рассматриваются в общетеоретических и методологических трудах в контексте общих философских (Г.И.Александров, Н.Д.Никандров, Л.А.Юрова) [5, 114, 192] и психологических проблем развития личности (Л.С.Выготский, В.В.Водзинская, А.Н.Леонтьев, К.К.Платонов, Д.Н.Узнадзе) [40, 37, 100, 130, 172]. Немало специальных исследований посвящено процессу становления ценностных ориентации личности (В.Д.Ермоленко, М.Ю.Кузьминов, Е.А.Подольская) [60, 94, 131].
Государственная политика и государственные гарантии прав граждан в области высшего образования отражены в Конституции и Законах Республики Таджикистан «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и других республиканских и международных нормативно-правовых актах [91, 64, 66]. Они направлены на обеспечение конституционных прав граждан Республики Таджикистан независимо от национальности, расы, вероисповедания, пола, языка и гарантируют качественное образование, достижение его целей и задач.
Образование определяется как процесс, который по значению предусматривает благо человека, общества, государства и природы, а образованным считается человек, воспитанный в духе традиций своего народа, национальной культуры, общечеловеческих ценностей, систематически получающий необходимые знания, умения и навыки, сохраняющий высокий уровень своего личного, государственного и общественного труда, уважающий себя и другие народы, сознательно и самостоятельно созидающий свою жизнь, воспитывающий в этом духе своих детей и близких. Целями разработки и утверждения Национальной концепции образования были: - построение современного базиса образования на основе национальных и человеческих ценностей; - вхождение в единое международное пространство образования и укрепление связей с культурой, образованием и человеческой цивилизацией [6: 18-19].
Современные педагоги, психологи и социологи довольно подробно проанализировали природу возникновения ценностных ориентации, их осо-, бенности и связь с развитием личности. Социологи при оценке ценностных ориентации берут за основу социальную установку личности, регулирующую её поведение.
Само понятие «ценностные ориентации» (фр. orientation - установка) было введено в социологию в 20-е годы XX века. В работах А.Г. Здравомы-слова и В.АДцова данное понятие связывается с приоритетом определённой совокупности ценностей материальной и духовной культуры общества, а формирование и развитие ценностных ориентации личности связано с её общественным сознанием и деятельностью и регулируется системой норм поведения данного общества. Образование социально-психологических установок происходит на уровне волевого поведения человека [67, 193].
Исследователь Л.П.Буева полагает, что «совокупность воспринятых личностью в процессе обучения и воспитания, а также выработанных в личном опыте ориентации и установок сознания формируют индивидуальную систему ценностей, определяющую избирательное отношение человека к окружающей действительности» [30: 493]. С другой стороны, В.В. Водзинская, анализируя категории установки, ценностной ориентации, отмечает смысловую дифференциацию, существующую между ними. Ценностная ориентация предстаёт как «конкретное проявление отношения личности к фактам действительности, в то время как система фиксированных установок регулирует поведение личности в каждый данный момент времени» [37: 52-55].
В.Д. Ермоленко рассматривает ценностные ориентации как «интегрирующий системообразующий компонент структуры личности, воздействующий на развитие мотивационной сферы, определяющий направленность личности и являющийся одним из важнейших механизмов её саморегуляции» [60: 19].
Интересную точку зрения высказывает М.Ю. Кузьминов, сформулировавший ценностную ориентацию личности как общую направленность интересов, объединённых жизненными принципами, идеалами, концепцией жизни и акцентировавший внимание на важности противодействия антиценностям, которые, влияя на сознание индивида, могут искажать ценностные ориентации [94: 18].
Таким образом, понятие ценностной ориентации получает следующее содержание: жизненная позиция личности, направленность её устремлений, система норм жизнедеятельности.
Современное обществознание принимает термин «общечеловеческие нравственные ценности» для обозначения объектов и явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих в качестве эталонов.
К числу основных признаков ценностей большинство ученых относит значимость, нормативность, полезность, необходимость и целесообразность (С.Ф.Анисимов, А.Г.Здравомыслов, В.П.Тугаринов, В.Я.Ядов) [8, 67, 171, 193].
Моральные нормы человечества вырабатываются на протяжении веков и тысячелетий. По нашим понятиям они выражают интересы различных со циальных общностей: племени, класса, возрастных групп. Иногда моральные ценности различных слоев общества могут совпадать и становиться общечеловеческими.
Прежде всего, остановимся на том, что понимается под словосочетанием «общечеловеческие ценности».
Ценность - то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться, созерцать, относиться с уважением, почтением. Ценность является не свойством какой-либо вещи, а сущностью и одновременно условием полноценного бытия объекта. Наличие множества человеческих потребностей и способов чувствования объясняет существование разнообразия оценок: то, что для одного имеет большую ценность, для другого -малую или вообще никакой. С формальной точки зрения, ценности делятся на позитивные и негативные (малоценность, отсутствие ценности), относительные и абсолютные, субъективные и объективные. По содержанию разли- чаются вечные ценности, логические, этические и эстетические ценности: приятное, полезное и пригодное, истина, добро, прекрасное. Ф.Ницше сделал очевидным то огромное значение, которое имеют ценности и ценностные оценки для мировоззрения. Ценностные оценки являются для него «физиоло- ,_ гическими требованиями сохранения определённого способа жизни»; в них выражается «воля к власти». Он требовал и пытался осуществить переоценку всех ценностей и «упорядочение их по рангам». Высшую ценность воплощает в себе великий человек, который устанавливает ценности [115: 57].
Формирование основ общечеловеческих нравственных ценностей на теоретическом уровне
Центральной идеей современного стиля мышления является признание фундаментальной роли общечеловеческих ценностей, понимание того, что они стоят выше узкоклассовых, политических, национальных ценностей. Это вызвано, прежде всего, угрозой ядерной и экологической катастрофы, общей потребностью сохранить человечество, желанием людей объединить усилия и обеспечить необходимые условия для существования и дальнейшего развития детей.
Признание приоритетности общечеловеческих ценностей положено в основу не только внешней, но и внутренней политики мирового сообщества. Общность ценностей, духовно соединяющих людей, находит выражение в нравственных ориентациях, в культуре, национальных традициях, в которых закреплялись и закрепляются общечеловеческие установки и интересы. А.А.Гусейнов, размышляя о проблемах взаимосвязи нового мышления и этики, отмечает, что «речь идёт о том, чтобы перевести ценности общечеловеческой морали на язык политики, экономики, культуры, чтобы они - эти ценности - действительно стали внутренней мерой и предметными критериями многообразной предметной деятельности людей, всех противоречий между индивидами, социальными группами, государствами, культурами» [45: 27].
Под ценностью понимают предметы или явления как материального, так и идеального порядка, которые обладают положительной значимостью для общества, группы, индивида и способностью удовлетворить их интересы и потребности. Все ценности делятся на три группы: материальные, общественно - политические и духовные. Высшие общечеловеческие ценности - мир на Земле, экологическое равновесие, дружба народов, права человека, его свобода, экономические и политические гарантии на получение образования, профессии, трудоустройство. К духовным ценностям относится и научная деятельность человека, воплощённая в виде теории символов, понятий [25: 21].
Большинство философов (О.Г.Дробницкий, А.Г.Здравомыслов, Л.Н. Столович, В.П.Тугаринов, В.В.Додонов) признают деление ценностей на материальные и духовные, а одним из принципов классификации ценностей считают представления людей о должном, справедливом, прекрасном, о благе и счастье, формируют идеалы, нормы поведения и принципы переустройства общества, критерии оценки [58, 67, 160, 171, 56]. Определённый интерес в плане изучаемой проблемы представляет классификация духовных ценностей А.А. Радугина [136: 45]. Автор выделяет следующие ценности: - смысложизненные (представление о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни); - универсальные (жизнь, здоровье, семья); - общественного признания (трудолюбие, социальное положение); - межличностного общения (честь, бескорыстие, доброжелательность); - демократические (свобода, национальный суверенитет). Проблема общечеловеческих духовных ценностей в трактовке современных философов, таким образом, не может считаться однозначно решённой. Она не исчерпывается теми работами, которые имеются на сегодняшний день, но продолжает развиваться в соответствии с изменениями в жизни общества и новыми веяниями времени.
Указывая на некоторые общие тенденции трактовки проблемы ценностей, мы хотим подробнее остановиться на теоретических положениях отдельных философов, которые имеют особое значение в свете проблемы приобщения студентов вузов к общечеловеческим ценностям в хронологических рамках избранного периода. Интересными являются рассуждения О.Г. Дроб-ницкого о противоотносительной природе ценностей [59]. Действительно, еще философы древности обратили внимание на то, как удача, счастье, бла женство, успех оцениваются по сравнению с их противоположностью: страданием, несчастьем, бедой, горем. «Болезнь приятным делает здоровье, зло-добро, голод-насыщение, усталость-отдых», - говорил Гераклит [42: 54]. Вывод сделан Гераклитом в соответствии с логикой ценностных представлений. Всякая ценность имеет смысл только в сравнении со своим антиподом: хорошее потому и зовется таковым, что есть ещё и дурное. Нужда, недостаток порождают потребность, без нужды нет и блага. Но удовлетворение потребности, достигаемое деятельным усилием со стороны человека, рождает новую потребность, и в этом заключена безграничность человеческого прогресса.
То же самое относится и к моральным ценностям. Здесь также действует закон «противоотносительности». Чем выше оценивается достоинство того или иного поступка, тем реже он совершается: люди считают самым возвышенным то, что исключительно. Так, представления о добре утрачивают всякий смысл в мире без зла. Они имеют значение лишь как сравнение хорошего с плохим, как мера прогресса от худшего сегодня к лучшему завтра.
Общественная историческая практика показывает, что существуют не только ценности вечные. В каждую эпоху появляются аксиологические ориентиры, порожденные временем.
В современной отечественной философии этой точки зрения придерживается В.П.Тугаринов, считавший, что не все ценности имеют вечный и общечеловеческий характер, что определённая часть их имеет характер временно-исторический [171].
Малоизученной, но достаточно актуальной является проблема эстетических ценностей. Наиболее последовательно она трактуется в работах Л.Н. Столовича, хотя, бесспорно, заслуживает более глубокого и широкого философского осмысления и анализа, поскольку эстетическое начало в той или иной степени присутствует практически во всех видах человеческой деятельности и, соответственно, эстетические ценности могут образовывать с другими комплексные аксиологические образования: эстетико-нравственные, эс тетико-социальные, эстетико-познавательные [160]. Однако сами эстетические приоритеты до сих пор в должной мере не классифицированы, что создает определённые трудности в их аксиологическом осмыслении.
Ценностные отношения, как указывают исследователи в области педагогики, являются неотъемлемой частью позиции личности. Давая определение ценностным ориентациям, мы вслед за В.А.Ядовым [194:21] считаем, что это установка личности на те или иные социальные ценности, предпочтительное отношение к некоторым из них, динамическое состояние готовности к определённой форме реагирования.
Современная аксиология относит к ценностям объекты материальной и духовной культуры, явления общественного сознания, идеи, выступающие как должное, как общественный идеал и имеющие положительную значимость для общества, социальных групп. Ценности производятся обществом, имеют свою логику развития, историю. В них выражается движение науки, развитие сознания. Функционируя в деятельности отдельных людей, ценности вступают в новую систему отношений: они индивидуализируются, но не утрачивают своей объективности, общественной значимости.
Отдельно взятая ценность не оказывает определённого воздействия на формирование личности. Та или иная ценность воздействует на личность во взаимосвязи с социокультурными факторами, образовательной средой, со всей системой отношений в обществе, и тогда она является социально-ориентированной. Ценности становятся достоянием личности, присваиваются, осваиваются, субъективируются в процессе её деятельности и накопления жизненного опыта. Тогда они становятся личностно-ориентированными.
Иностранный язык как основа овладения общечеловеческими нравственными ценностями
Формирование и развитие ценностных ориентации средствами иностранного языка - сложный воспитательный процесс, в котором необходимо учитывать психолого-педагогические особенности восприятия чужого языка и культуры, а также выявлять зависимость становления нравственных суждений от уровня развития чувственно-эмоциональной сферы студентов.
В процессе обучения, помимо удовольствия и удовлетворения от понимания чужой речи, человек получает огромную информацию о народе, его истории, достижениях, обычаях, традициях, культурных и нравственных ценностях. Знакомство с иноязычной культурой повышает интерес к более глубокому познанию своего языка, всех сторон развития своего этноса, что должно наполнять гордостью за причастность ценностей своего народа к общечеловеческим.
Иностранный язык - инструмент, расширяющий границы нашего мира. Каждый может найти и выбрать для себя любой язык, красивый и нужный, узнать много интересного про язык вообще и избранный в частности, открыть много для себя неузнанного и поучительного.
Для обязательного изучения в неязыковых вузах введены английский, французский, немецкий языки, а в РТСУ изучают и китайский язык. Принимаются во внимание не только распространённость языка, но и то, сколько на нём издаётся печатной продукции, как широко используется язык в межгосударственном общении. Например, больше всего книг издаётся на русском языке, больше всего на русском выходит и технической литературы. На английском языке больше выходит газет - столько же, сколько на всех остальных языках мира. Переводится книг больше всего с английского языка, затем следуют русский, французский и немецкий.
Знать язык нужно для широкого его применения, значит, и для знакомства с литературой, новостями научной и культурной жизни, другой информацией. Очень важно знать географическое распространение языка.
Сейчас доказано, что способности к языкам - удел не избранных. Все дети быстро и легко усваивают языки. Успешное изучение иностранного языка происходит в пору юности. Значит, чем раньше человек начнет заниматься языком, тем больших результатов он добьётся. И ещё: чем больше языков знает человек, тем легче он усваивает новый. По авторитетному мнению полиглотов, трудно только начать, а каждый последующий язык усваивается быстрее.
Опыт показал, что надо изучать сначала основные языки, например, в романской группе языков - французский, а затем родственные: испанский, португальский, итальянский. Знание русского языка, принадлежащего к славянской группе, приближает к овладению другими славянскими языками: сербским, чешским, болгарским, польским.
Анализ эксперимента показал, что учебные занятия и внеучебные мероприятия, проводимые со студентами по иностранному языку могут выступать в следующих педагогических функциях и соотноситься с личностью обучаемого как средство: общения; вхождения в языковой коллектив; приобщения к культурным и историческим ценностям; развития познавательного интереса; удовлетворения коммуникативной потребности выражения чувств, воли и познавательной потребности; решения коммуникативных, познавательных и профессиональных задач.
Умение говорить, вести беседу на чужом языке так же, как умение излагать письменно на нём свои мысли,- это уже активные формы знания языка. Владеть в совершенстве иностранным языком значит думать на нём.
Хочется отметить и некоторые опасения, которые могут возникнуть в будущем. Расширение возможностей и развитие личности каждого зависят не только от уровня профессионализма и наличия способностей, но и от знания нескольких языков. Как в системе среднего, так и в системе высшего образования намечается спад уровня знания русского языка у студентов и специалистов. Увеличение часов на английский, немецкий язык во многих неязыковых вузах тоже сопровождается нехваткой опытных преподавателей и качественных учебников. Но знание языков для студентов вузов и молодых специалистов необходимо не только для того, чтобы они могли иметь доступ к новым знаниям по своей специальности посредством использования литературы на других языках, не ожидая перевода на таджикский, но и для того, чтобы знание повышало конкурентоспособность студентов и специалистов на рынке труда. Именно этим объясняется принятие в 2003 г. Государственной программы усовершенствования преподавания и изучения русского и английского (следовательно, и немецкого) языков на период 2004-2014 годы. [65].
При реализации языковой политики необходимо учесть внешние факторы, влияющие на подготовку специалистов. Реальные условия Таджикистана таковы, что система высшего образования страны непосредственно связана с системой образования Российской Федерации: утверждение кандидатских и докторских диссертаций до сих пор проводится российским ВАКом, а российский рынок труда занимает особое место в распределении рабочей силы Таджикистана.
Таким образом, необходимо разработать более эффективный механизм осуществления политики страны в области языка, который мог бы способствовать гармоничному развитию многоязычия, эффективному изучению иностранных языков [6: 27-28].
Важным критерием успешности вуза и подготовки специалистов является уровень обеспеченности материально-технической базы вуза (библиотека, компьютерные классы, Интернет, периодическая литература). 54,2% опрошенных студентов недовольны уровнем обеспеченности материальной базы своего вуза. Что касается информационно-компьютерной технологии (ИКТ), то для 51,6% студентов она вовсе недоступна, примерно 30% студентов имеют к ней ограниченный доступ, и только менее 18,4% студентов имеют неограниченный доступ к ИКТ.
Анализ полученных результатов даёт основание полагать, что многие вузы, имея наряду с государственным источником финансирования достаточные дополнительные средства, поступающие за счёт договорных групп, мало уделяют внимания развитию библиотечной сети ИКТ. В современном, быстро меняющемся мире одним из главных требований к выпускникам вузов является не только специальная подготовка, но и знание английского (немецкого или французского) языка и компьютерной технологии. Однако уровень преподавания этих предметов устраивает чуть больше половины (50,2%) опрошенных, что указывает на наличие нерешённых проблем в данной области [6: 38].
Формирование общечеловеческих нравственных ценностей в процессе внеучебной работы со студентами по иностранному языку
Внеучебной работе всегда уделялось пристальное внимание со стороны многих педагогов, методистов и учёных. В методической литературе сущест вует много определений внеучебной работы [50, 69, 73, 75, 104, 148, 156]. Учебно - воспитательный процесс, реализуемый во внеучебное время сверх учебного плана и обязательной программы коллективом педагогов и студентов на добровольных началах, обязательно учитывает интересы всех её участников, является неотъемлемой составной частью воспитательного процесса. Суть внеучебной работы определяется деятельностью студентов во внеурочное время при организующей и направляющей роли педагога. Но эта организация осуществляется таким образом, что творчество и инициатива студентов должны всегда выходить на первый план.
С.Н.Савина и В.С.Цетлин считают, что, без сомнения, внеучебная работа по предмету играет огромную роль в школе и вузе [148, 189]. В условиях перестройки социальной и экономической жизни общества возрастает роль внеучебных занятий в воспитании нового человека. Эта работа вносит вклад в формирование таких качеств личности, как инициатива, активность, творчество, способность к саморазвитию, самовоспитанию, самообразованию.
Внеучебная работа - это, с одной стороны, педагогическая система, обладающая специфическими свойствами и закономерностями функционирования, а с другой - неотъемлемая часть отечественной системы образования. Практический опыт выдающихся отечественных педагогов: А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, СТ. Шацкого - в 20-50-е годы XX века показал необходимость интеграции урочной и внеурочной работы для формирования творческого стиля жизнедеятельности и саморазвития личности [107, 163, 186].
Анализ взаимодействия учебных и внеучебных занятий позволяет нам выделить три типа связей между ними: - информационные, - вещественные, - развитие личности. Информационные связи реализуются через получение, передачу и обмен информацией (учебной, научной, познавательной, этической) между участниками образовательного процесса в ходе совместной деятельности.
Вещественные связи реализуются в форме обмена и применения материальных продуктов деятельности педагога и студентов, как на уроках, так и на внеучебных занятиях.
Связи развития личности обучаемых реализуются посредством единого процесса формирования и развития интеллектуальной, волевой, ценностной сфер личности, её качеств, отношений, интересов, потребностей, как на уроках, так и в процессе внеучебных занятий.
Тесная взаимосвязь учебной и внеучебной работы во многом определяла цели и задачи последней, которые менялись вместе с изменениями целей и задач отечественного образования в целом и в то же время выступали по отношению к ним как дополнительные.
Иностранный язык Расширение и углубление знаний, умений и навыков в овладении иноязычной коммуникативной деятельностью; содействие всестороннему развитию личности студента
Литература страны изучаемого языка Формирование личности студента; развитие самостоятельности и творческой активности; расширение и углубление знаний по литературе страны изучаемого языка Родной язык Углубление и расширение знаний по предмету, углубление связи теории с практикой; развитие самостоятельности и творческой активности студентов
История и культура страны изучаемого языка Расширение и углубление базовых знаний и умений студентов; развитие способностей студентов; развитие познавательного интереса ; приобщение студентов к исследовательской работе; организация социальной деятельности студентов Изучая в вузе определённые циклы образовательных предметов, оказывающих интеллектуальное влияние на расширение кругозора студентов, мы пришли к выводу, что - один круг предметов оказывает поверхностное влияние на другие предметы; - другой круг предметов подталкивает студентов к более глубокому изучению отдельных предметов, которые влияют на расширение кругозора, знакомят с окружающей действительностью, пробуждают мотивацию к познанию иностранной речи.
Как видно из перечисленных целей внеучебной работы (таблица 9) по нескольким вузовским дисциплинам, расширение и углубление знаний по предмету является общей целью, существенной для внеучебной работы по всем перечисленным предметам. Можно отметить, что внеучебная работа ставит перед собой еще одну очень важную цель - формирование и развитие творческой личности студента. Однако среди перечисленных целей внеучебной работы в высших учебных заведениях четко просматривается, что в рамках некоторых из представленных вузовских предметов существуют характерные только для данного предмета цели.
Анализ отдельных учебных предметов в вузе (таблица 9), способствующих изучению иностранных языков демонстрирует, что в вузах, один предмет дополняет другой, т.е. существуют межпредметные связи. Они расширяют и углубляют знания и умения обучаемого контингента, развивают познавательный интерес, углубляют связи теории с практикой, способствуют всестороннему развитию личности.
Цели внеучебной работы в вузе по предмету и цели межпредметных связей требуют решения ряда задач, к которым мы относим формирование познавательного интереса к предмету, связывание вузовского предмета с жизнью, углубление и расширение содержания изучаемого предмета, развитие способностей студентов, осуществление индивидуального подхода, профессиональную организацию внеучебной работы по предмету, совершенствование умений и навыков использования источников информации.
Задачи внеучебной вузовской работы по предмету со студентами могут быть конкретизированы и изменены педагогом в соответствии со спецификой и возможностями предмета.
Общие принципы внеучебной работы, характерные для всех учебных предметов, - добровольность (принцип, учитывающий желание студентов принять участие во внеучебной работе), учёт индивидуальных особенностей студентов (принцип учёта различия направленности интересов и черт характера студентов). Существуют принципы внеучебной работы, характерные только для определённого предмета. Таковы коммуникативная активность (принцип, стимулирующий и вовлекающий студентов в использование новых, неизвестных им материалов, познавательная ценность и занимательность которых, вызывают потребность в общении, повышают его качественный уровень, что способствует развитию коммуникативной компетентности студента); учёт уровня языковой подготовленности студентов и преемственность с уроками иностранного языка (принцип направлен на осознанное применение знаний студентов, имеющих непосредственное отношение к изучаемой программе).