Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Воспитание национального самосознания студентов педагогического вуза средствами иностранного языка Гвоздева Елена Николаевна

Воспитание национального самосознания студентов педагогического вуза средствами иностранного языка
<
Воспитание национального самосознания студентов педагогического вуза средствами иностранного языка Воспитание национального самосознания студентов педагогического вуза средствами иностранного языка Воспитание национального самосознания студентов педагогического вуза средствами иностранного языка Воспитание национального самосознания студентов педагогического вуза средствами иностранного языка Воспитание национального самосознания студентов педагогического вуза средствами иностранного языка Воспитание национального самосознания студентов педагогического вуза средствами иностранного языка Воспитание национального самосознания студентов педагогического вуза средствами иностранного языка Воспитание национального самосознания студентов педагогического вуза средствами иностранного языка Воспитание национального самосознания студентов педагогического вуза средствами иностранного языка Воспитание национального самосознания студентов педагогического вуза средствами иностранного языка Воспитание национального самосознания студентов педагогического вуза средствами иностранного языка Воспитание национального самосознания студентов педагогического вуза средствами иностранного языка
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гвоздева Елена Николаевна. Воспитание национального самосознания студентов педагогического вуза средствами иностранного языка : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Чита, 2006 190 с. РГБ ОД, 61:07-13/607

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Теоретические основы воспитания национального самосознания студентов педвуза средствами иностранного языка

1.1 Теоретико-методологические подходы к рассмотрению сущности национального самосознания 13

1.2 Общенаучные условия воспитания национального самосознания студентов педвуза 38

1.3 Педагогические условия воспитания национального самосознания студентов педвуза средствами иностранного языка 63

Глава 2 Процесс воспитания национального самосознания студентов педвуза средствами иностранного языка

2.1 Диагностика особенностей национального самосознания студентов педвуза 91

2.2 Приобщение к ценностям национальной культуры студентов педвуза в процессе реализации межкультурного сравнительного подхода 109

2.3 Овладение иноязычными традициями как средство воспитания национального самосознания студентов педвуза 130

Заключение 155

Список литературы 158

Приложения 180

Введение к работе

Актуальность исследования. Процессы глобализации и интеграции России в мировое пространство обостряют проблему сохранения уникальности и самобытности национальных культур в условиях культурного многообразия. Вместе с тем, стремление к сохранению собственной социокультурной идентичности должно протекать в единстве с процессами взаимосближения и взаимопроникновения различных культур, предотвращая проявления шовинизма, национальной и религиозной исключительности. Становится очевидным, что межнациональные отношения являются одной из самых сложных сторон общественной жизни России.

Перед системой образования встает проблема воспитания нового поколения социально активных членов общества, ответственных за развитие и сохранение духовных ценностей национальной культуры, обладающих высокой культурой межнационального общения, способных преодолевать стереотипы национального самосознания и строить конструктивный диалог с представителями других культур.

Одним из ключевых факторов решения данной проблемы является воспитание национального самосознания студентов педвуза, основная задача которых гармонизировать взаимоотношения учащегося и изменяющегося социокультурного окружения.

Для решения этой задачи в системе высшего педагогического образования особое внимание должно уделяться процессу воспитания, обеспечивающего становление человека, «укорененного» (П.А. Флоренский) в национальной истории и культуре.

Проблема национального самосознания исследовалась представителями различных научных отраслей знания. Философские аспекты проблемы формирования национального самосознания личности раскрываются в трудах Р.Г.Абдулатипова, Ю.В.Арутюняна, Г.Е.Глезермана, М.С.Джунусова,

4 С.Т.Калтахчана, И.С.Кона, Ю.А.Серебряковой, А.Г.Спиркина, А.К.Уледова, К.Н.Хабибуллина и др.

Содержательная характеристика национального самосознания, его структура и компоненты исследовались отечественными и зарубежными этнологами (Ю.В.Бромлей, М.Мид, П.И.Кушнер и др.) и социологами (Ю.В.Арутюнян, Л.М.Дробижева, З.В.Сикевич, Г.В.Старовойтова, А.А.Сусоколов и др.).

Национальное самосознание как органическая составляющая самосознания личности представлено в трудах психологов А.Г. Асмолова, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева и др. В исследованиях О.Г.Дробницкого, И.С.Кона, В.С.Мерлина, С.Л.Рубинштейна и др. подчеркивается активность самой личности в становлении субъектом определенной национальной общности. В работах ученых раскрыты основные этапы развития самосознания личности, показана возрастная специфика становления национального самосознания.

Теоретические основы гуманистического подхода в воспитании
национального самосознания заложены в работах С.И.Гессена, И.А.Ильина,
П.Ф.Каптерева, Н.О.Лосского, В.А.Сухомлинского Л.Н.Толстого,

К.Д.Ушинского.

Значимость процесса воспитания в приобщении личности к ценностям национальной культуры освещается в трудах современных педагогов (Б.М.Бим-Бад, О.С.Газман, И.Ф.Гончаров, Б.С.Гершунский, В.А.Кобылянский, В.Ю.Троицкий, В.Ю.Хотинец, В.Д.Шадриков, Е.А.Ямбург и др.).

Организационно-педагогические условия и принципы формирования национального самосознания исследованы Ю.С.Тюнниковым, Ф.Ф.Харисовым, Г.Ф.Хасановой и др.

Роль национально-культурных традиций в структуре этнокультурного образования и воспитания студентов педвуза в современных условиях раскрыта такими исследователями, как А.Н.Дубкова, Л.К.Зязева, Л.Е.Ишпаева и др.

Большинство диссертационных работ в области педагогики, появившихся главным образом за последние годы, посвящено изучению формирования национального самосознания учащихся общеобразовательных школ (О.В.Барканова,

5 А.В.Иванов, С.Н.Кириченко, З.Ф.Мубинова, Г.Д.Очиров и др.). Как правило, проблема воспитания национального самосознания исследуется в русле собственно национальных средств: национальная культура, традиции, декоративно-прикладное искусство и др. При всей значимости выполненных работ существует явная недооценка роли иностранного языка в воспитании изучаемого феномена как на уровне общеобразовательной школы, так и высшего, в том числе педагогического, образования, тем более, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к овладению иностранными языками.

При всей безусловной теоретической и практической значимости указанных исследований в существующей теории и практике высшего педагогического образования проблема воспитания национального самосознания студентов педвуза средствами иностранного языка на неязыковых факультетах не являлась предметом целостного изучения.

Таким образом, можно констатировать противоречия между:

последствиями глобализации и интеграции России в мировое сообщество, осложняющими процесс становления национального самосознания, и важностью воспитания национального самосознания у подрастающего поколения;

усилением внимания к национальным вопросам, способного привести к националистическим воззрениям и шовинизму, и необходимостью повышения адаптации личности к межнациональным взаимодействиям;

наличием большого количества научных философско-психологических, социологических исследований о сущности и структуре национального самосознания и недостаточностью педагогической интерпретации проблемы в целом, и в сфере высшего педагогического образования в частности;

признанием роли языка в процессе формирования национального самосознания личности и слабой изученностью роли иностранного языка в воспитании национального самосознания студентов педвуза;

серьезной разработанностью проблемы влияния изучения национальной культуры, национальных традиций на воспитание национального самосознания личности и недостаточным уровнем исследованности влияния иноязычных тра-

диций на этот процесс.

На основе вышеизложенного представляется возможным сформулировать проблему исследования, состоящую в выявлении и обосновании педагогических условий воспитания национального самосознания студентов педвуза средствами иностранного языка.

Социальная актуальность и практическая неразработанность проблемы обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Воспитание национального самосознания студентов педагогического вуза средствами иностранного языка».

Объект исследования - воспитание национального самосознания студентов педвуза.

Предмет исследования - условия воспитания национального самосознания студентов педвуза средствами иностранного языка.

Цель исследования - теоретически обосновать, экспериментально доказать и реализовать педагогические условия эффективного воспитания национального самосознания студентов педвуза средствами иностранного языка.

Гипотеза исследования формулируется следующим образом:

Воспитание национального самосознания представляет собой целенаправленное создание условий, способствующих самоопределению личности как представителя определенного национального сообщества, осознанию себя носителем и ретранслятором национальной культуры и формированию позитивной оценки представителей других национальных культур. Воспитание национального самосознания студентов педвуза средствами иностранного языка будет эффективным, если:

освоение содержания изучаемого предмета направлено на формирование эмоционально-ценностного отношения к нему и потребности в глубоком освоении ценностей национальной культуры;

изучение иностранного языка основывается на межкультурном сравнительном подходе в условиях диалога культур;

- осуществляется овладение традициями иноязычной культуры как средством со
хранения, передачи и творческого воспроизводства культурного наследия нации.

С учетом цели, объекта, предмета и гипотезы исследования определены следующие его задачи:

  1. Исследовать теоретические основы воспитания национального самосознания личности и выявить механизмы его формирования.

  2. Обосновать роль иноязычной культуры и межкультурного сравнительного подхода в воспитании национального самосознания студентов педвуза.

3.Выявить и обосновать педагогические условия воспитания национального самосознания студентов педвуза средствами иностранного языка.

  1. Разработать критерии и уровни воспитанности национального самосознания студентов педвуза.

  2. Экспериментально проверить эффективность разработанных педагогических условий воспитания национального самосознания студентов педвуза средствами иностранного языка.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

труды отечественных и зарубежных ученых, раскрывающие проблему самосознания личности (Л.С.Выготский, Э.Кассирер, И.С.Кон, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский, КЛоппер, Б.Ф.Поршнев, С.Л.Рубинштейн, В.В.Столин, Э.Фромм и др.);

положения о национальном самосознании личности как частном случае общей категории сознания (Г.М.Андреева, Ю.В.Бромлей, И.С.Кон и др.);

этносоциологические и этнопсихологические концепции национального самосознания (А.Г.Агаев, Н.А.Бердяев, Ю.В.Бромлей, В.Вундт, Л.М.Дробижева, И.С.Кон, В.П.Левкович, В.С.Мерлин, Б.Ф.Поршнев, С.Л.Рубинштейн, Г.У.Солдатова, С.А.Токарев и др.);

идеи возрастной психологии, раскрывающие особенности юношеского возраста (К.А.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, Р.Бернс, Л.С.Выготский, О.Г.Дробницкий, И.С.Кон, Д.И.Фельдштейн, Э.Эриксон и др.);

теории культуры (А.И.Арнольдов, В.С.Библер, Г.П.Выжлецов, П.С.Гуревич, М.С.Каган, Л.Н.Коган, Ю.М.Лотман, В.М.Межуев, Н.З.Чавчавадзе и др.);

концептуальные идеи историко-педагогических исследований по этнопедагоги-ке (Г.Н.Волков, П.Ф.Каптерев, К.Д.Ушинский и др.);

концептуальные идеи личностно-ориентированного образования (Е.В.Бонда-ревская, Н.Б.Крылова, С.В.Кульневич, А.В.Рогова, В.В.Сериков, И.СЯкиманская и др.);

- идеи диалогичное культуры (М.М.Бахтин, В.С.Библер, М.Бубер,
Б.С.Гершунский, Ю.М.Лотман, М.С.Мамардашвили и др.);

исследования в области межкультурной коммуникации (Е.М. Верещагин, З.К.Гутнова, И.Л.Плужник, В.В.Сафонова, С.Г.Тер-Минасова и др.);

идеи взаимосвязи языка и культуры с национальным самосознанием (Ю.В.Бромлей, В.Гумбольдт, А.Д.Райхштейн, Э.Сепир и др.).

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования: теоретические (изучение и анализ философской, психологической, этнологической, социологической, педагогической, культурологической, лингвистической, методической и другой литературы по теме исследования); эмпирические (педагогическое наблюдение, групповые и индивидуальные беседы, устные и письменные опросы, тестирование, анкетирование, педагогический эксперимент); математические методы (регистрация полученных данных, метод математической обработки результатов экспериментального исследования).

Основные этапы исследования:

Первый этап (2001-2003) был посвящен выбору и теоретическому осмыслению проблемы исследования, определению ее актуальности, степени изученности, разработке понятийного аппарата, формулированию и обоснованию цели, предмета, объекта, гипотезы, задач исследования, подготовке программы опытно-экспериментального исследования.

Второй этап (2003-2004) включал проведение констатирующего эксперимента на базе ЗабГТПУ им. Н.Г. Чернышевского с целью анализа уровня сформи-

9 рованности национального самосознания студентов. На данном этапе осуществлялся отбор текстового материала, разработка спецкурса.

Третий этап (2004-2006) заключался в проведении формирующего эксперимента на базе ЗабГТПУ им. Н.Г. Чернышевского с целью апробации разработанных условий воспитания национального самосознания студентов педвуза. На данном этапе подводились итоги работы, систематизировались и анализировались полученные данные, оформлялись материалы диссертационного исследования.

Базой исследования явились естественно-географический, технолого-экономический, физико-математический, филологический и исторический факультеты ГОУ ВПО «Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского».

Научная новизна исследования заключается в следующем:

показана специфика реализации механизмов формирования национального самосознания личности в процессе его воспитания у студентов педвуза средствами иностранного языка;

обоснована роль изучения иноязычной культуры в процессе воспитания национального самосознания студентов педвуза;

разработаны и теоретически обоснованы педагогические условия воспитания национального самосознания студентов педвуза средствами иностранного языка;

подтверждено влияние изучения иноязычных традиций на воспитание национального самосознания студентов педвуза;

разработаны критерии эффективности воспитания национального самосознания студентов педвуза средствами иностранного языка.

Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании научных предпосылок воспитания национального самосознания студентов педвуза средствами иностранного языка. В результате исследования:

уточнены понятия «национальное самосознание», «национальное самосознание студентов педвуза»;

выявлены средства иностранного языка, способствующие воспитанию национального самосознания студентов педвуза (иноязычная культура, иноязычные

10 традиции, текст);

раскрыты и содержательно наполнены компоненты (информационно-культурологический, эмоционально-ценностный, поведенческо-дятельностный) национального самосознания студентов педвуза;

уточнены содержательные характеристики уровней сформированности национального самосознания студентов педвуза.

Практическая значимость исследования заключается в том, что: адаптированы методики диагностирования уровня воспитанности национального самосознания студентов педвуза; апробирована методика проведения занятий по иностранному языку, обеспечивающая воспитание национального самосознания студентов педвуза средствами иностранного языка; разработан спецкурс «Праздники и традиции Германии», способствующий более глубокому освоению студентами педвуза традиций родной и иноязычной культуры; отобран информационный материал для использования на занятиях по иностранному языку с целью углубления лингвострановедческих и межкультурных знаний. Полученные в процессе исследования научные результаты могут быть использованы при дальнейшей разработке проблем воспитания национального самосознания студентов педагогического вуза в современных условиях и совершенствовании содержания и методики обучения иностранным языкам на неязыковых факультетах педвузов. Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Развитое национальное самосознание выступает предпосылкой духовного развития и саморазвития личности. Национальное самосознание есть интегративная личностная характеристика, включающая в себя осознание принадлежности к определенной национальной общности, наряду с позитивной оценкой представителей других национальных культур, представления индивида о языке, культуре, о типичных чертах своей общности, об общности исторического прошлого, религии, территории, государственности. Национальное самосознание предполагает функционирование на уровне общественного и личностного самосознания.

  2. Основными механизмами, способствующими воспитанию национального самосознания, выступают механизмы приобщения к ценностям национальной куль-

туры в ходе межкультурного диалога, противопоставления «мы - они», национальной (этническая) и культурной самоидентификации, стереотипизации, инте-риоризации, приобщения к национальным традициям, поэтому воспитание национального самосознания студентов педвуза мы рассматриваем в качестве культурологического феномена, предполагающего анализ в контексте культурологического подхода.

  1. Средства иностранного языка представляют собой явления культуры, отраженные в языке, и различные материальные объекты, в том числе искусственно созданные и вовлекаемые в педагогический процесс в качестве носителей информации, что позволяет рассматривать иноязычную культуру, иноязычные традиции и текст как совокупность культурных объектов, форм, черт, выраженных в знаковой форме, в качестве средств иностранного языка, способствующих воспитанию национального самосознания студентов педвуза.

  2. Осознание принадлежности к своей нации, предполагающее освоение национальной культуры, имеет ценностно-смысловую природу, поскольку оно не ограничивается только познавательной сферой, но и затрагивает эмоциональную сторону личности. Овладение содержанием обучения иностранного языка предполагает создание условий, способствующих осознанию и принятию студентами педвуза ценностей, воплощенных в родной культуре, установлению духовной связи с культурным опытом предшествующих поколений, развитию потребности в освоении, присвоении и творческом развитии ценностей национальной и мировой культуры.

  3. Использование сопоставительного анализа родной и иноязычной культуры в процессе изучения иностранного языка способствует воспитанию национального самосознания студентов педвуза и уважительного отношения к культуре других народов. Встреча двух культур на занятиях по иностранному языку дает возможность студентам, знакомясь с феноменами иноязычной культуры, глубже осознать самобытность родной и иноязычной культуры.

  4. Национальные особенности культуры наиболее отчетливо проявляются в традициях и обычаях нации, являющимися исторически сложившимися стереотипи-

12 зированными видами деятельности и отражающими опыт ценностно-смыслового освоения мира. Изучение иноязычных традиций обогащает видение истории развития культур, их взаимодействия и взаимовлияния, содействует осознанию общего и особенного в этих культурах и тем самым способствует освоению национально обусловленных способов деятельности и поведения.

Достоверность результатов исследования обеспечивается исходными методологическими и теоретическими положениями, лежащими в основе исследования; использованием методов, адекватных объекту, предмету, цели, задачам исследования; достаточным объемом экспериментальных данных, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики, кафедры иностранных языков Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г.Чернышевского, на международных конференциях: «Образование и воспитание в XXI веке: глобальный и региональный аспект» (Чита, 2003), «Молодежь Забайкалья: дорога в будущее» (Чита, 2004), «Молодежь Забайкалья: творчество и прогресс» (Чита, 2005), «Традиции и инновации: проблемы качества образования» (Чита, 2005), «Художественное образование, эстетическое воспитание и культура в XXI в.» (Чита, 2006); научно-практических конференциях: «Проблемы экономики, социальной сферы и права» (Иркутск, 2006), «Историческая связь времен: духовность, нравственность, патриотизм: Девятые Иннокентьевские чтения» (Чита, 2006); опубликованы в сборниках научных статей: «Педагогические науки» (Москва, 2006), «Вестник БГУ» (Улан-Удэ, 2006), «Молодая наука Забайкалья» (Чита, 2005,2006).

Основные результаты исследования отражены в 11 публикациях и учебно-методическом пособии «Праздники и традиции Германии».

Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав (по три параграфа в каждой), заключения, списка литературы из 291 источника и приложений. Текст иллюстрирован 16 таблицами и 8 диаграммами.

Теоретико-методологические подходы к рассмотрению сущности национального самосознания

Национальное самосознание - сложный предмет исследования, анализ научной литературы, посвященной проблемам национального самосознания, показывает, что на сегодняшней день не существует целостной, единой точки зрения на природу, содержание и структуру этого феномена. Различные аспекты данной проблемы становятся объектом исследований в разных областях научного знания: философии, социологии, психологии, этнологии и других смежных дисциплинах.

Для понимания сущности национального самосознания, а также для выявления структуры и психологических механизмов его развития, обратимся к научным исследованиям, посвященным данной проблеме.

Системообразующим элементом термина «национальное самосознание» является самосознание, поэтому целесообразно выявить сущностные характеристики данного понятия.

Философский словарь определяет «самосознание» как «... выделение человеком себя из объективного мира, сознание и оценка своего отношения к миру, себе как личности, своих поступков, действий, мыслей и чувств, желаний и интересов» [255,448].

Проблема самосознания является одной из самых древних в истории человечества, постичь природу данного феномена пытались многие выдающиеся мыслители античности (Аристотель, Декарт, Платон, Эпикур и др.). Средневековье обогатило новыми идеями исследования в данной области, что нашло отражение в трудах П.Гассенди, Т.Гоббса, Р.Декарта, Б.Спинозы и др.

Проблема национального самосознания нашла отражение в немецкой классической философии. В частности, Гегелю принадлежит идея стадиального развития самосознания, соответствующего как степени зрелости субъекта и характеру его взаимодействия с миром, так и этапам всемирной истории. Для нашего исследования большой интерес представляет подход Гегеля к самосознанию как диалектическому продукту отношения, сопоставления и сравнения. Принципиально важным являются идеи ученого о том, что самосознание человека развивается через совершенствование предметной деятельности, общения, через усвоение общих принципов «семьи, отечества, государства, равно как и всех добродетелей - любви, дружбы, храбрости, чести, славы» [Цит.по 278, 248].

Согласно воззрениям Л. Фейербаха, источником самосознания является диалог одного человека с другим. Формирование и развитие самосознания, согласно ученому, происходит в процессе общения, причем не только интеллектуального, но и чувственного [Цит.по 176,20].

Роль общения как ведущего фактора социального становления личности акцентируется в трудах Ф.Ницше, согласно которому, самостное основание Я познается через отношение к окружающему. Освоение Себя происходит через отличие себя от Других [171,454].

Материалистическое понимание самосознания опирается на социальное качество данного феномена, сущность которого представляет собой результат практической деятельности человека. В соответствие с этим К.Маркс видит источник формирования самосознания, как и Л. Фейербах, в общении [148].

Современная философия рассматривает самосознание как источник и условие человекообразования. Эту идею подчеркивает Э. Фромм: «Наивысшая сила индивида основана на максимальном развитии его личности, а это предполагает максимальное понимание самого себя» [258, 208]. Аналогичной точки зрения придерживается Э. Кассирер, для которого «человек - это существо, которое постоянно находится в поиске самого себя, которое в каждый момент своего существования испытывает и перепроверяет условия своего существования. В этой проверке, в этой критической установке по отношению к собственной жизни и состоит реальная ценность этой жизни» [109,446]. К. Поппер, анализируя особенности самосознания человека, пишет, что самосознание - тот механизм, который помогает человеку постоянно оценивать себя, корректировать свои действия, творчески порождать новые смыслы, позволяет человеку относиться к себе как к «другому», осуществлять самооценивание и рефлексию[181,58].

В работах отечественных философов А.Г.Спиркина [220], К.Н.Хабибул-лина [259; 260] рассматриваются гносеологическая сущность самосознания и соотношение самосознания личности с объективным бытием ее существования.

Таким образом, философские исследования самосознания раскрывают его основные сущностные характеристики, такие как стадиальность развития, зависимость формирования от практической деятельности, общения.

С точки зрения психологии самосознание представляет собой «осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям... самосознание выражается также и в эмоционально-смысловой оценке своих субъективных возможностей, выступающей в качестве основания целесообразных действий и поступков» [185,388].

В отечественной психологии является устоявшимся положение, согласно которому самосознание в психической жизни субъекта неразрывно связано с сознанием, хотя они и качественно отличаются друг от друга. Характерная особенность самосознания заключается в том, что в нем личность выступает как объект и субъект познания.

Проблема самосознания получила детальную теоретическую разработку в трудах Л.И. Божович, Л.С. Выготского, И.С. Кона, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Поршнева, А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна и др. Так, Л.С. Выготский считал, что механизмы самосознания и познания других идентичны, поэтому мы сознаем себя потому, что мы сознаем других, и тем самым способом хотим и сознаем других, потому что в отношении себя являемся тем же самым, чем другие в отношении нас [54; 55].

Общенаучные условия воспитания национального самосознания студентов педвуза

Рассмотрев в предыдущем параграфе основные теоретические подходы к исследованию сущности национального самосознания, необходимо проследить существующее в научной литературе структурирование национального самосознания, т.к. для правильного построения процесса воспитания национального самосознания необходимо опираться на структурные составляющие национального самосознания.

Анализ научной литературы показал, что на сегодняшний день нет единого определения структуры национального самосознания. Построение структуры национального самосознания, как правило, осуществляется только по какому-то одному критерию, что выглядит явно неполным. В результате, в этнологической и в философской литературе проблема структурирования национального самосознания по-прежнему продолжает оставаться одной из самых дискуссионных.

Одним из вариантов структурирования национального самосознания, получившим распространение в философской литературе, является структурирование по вертикали. В данном случае национальное самосознание рассматривается как особый вид общественного сознания, в основу структурирования которого положен принцип отражения.

Аналогично с общественным сознанием и самосознанием в структуре национального самосознания исследователи выделяют уровни, которые по-разному обозначаются. Так, А.Н. Мельников в структуре национального самосознания выделяет национальную психику и теоретически систематизированное самосознание нации [152], М.О. Мнацаканян отмечает обыденный и теоретический уровни [158]. В.Г. Бабаков и В.М. Семенов разграничивают в национальном самосознании, с одной стороны, обыденный и теоретический уровни, с другой - национальную психологию и национальную идеологию [21]. В.К.Трофимов выделяет обыденный, теоретический и метафизический уровни национального самосознания [249], А.В. Иванов ведет речь о рационально-критическом, духовно-национальном и дорефлексивном уровнях национального самосознания [94].

Кроме того, в общественном самосознании принято выделять также специфические формы: экономическую, политическую, моральную, эстетическую, мифологическую, религиозную, научную, философскую. Е.В. Головнева предлагает выделять в составе национального самосознания: по глубине отражения - обыденный и теоретический уровни; по способу функционирования - мифологическую, религиозную, художественную, научную формы; по направленности отражения - когнитивную, ценностно-регулятивную и эмоционально-волевую сферы национального самосознания [69, ПО].

Другим вариантом структуры национального самосознания является структурирование по горизонтали, который нашел широкое распространение в отечественной этнографической науке. Анализ литературы позволил выявить основные структурные компоненты национального самосознания, систематизированные нами в таблице 1.

Таким образом, анализ структуры национального самосознания, имеющийся в научной литературе, позволяет сделать вывод, что этот феномен включает в себя осознание своей этнической принадлежности, представления об общности территории, языка, отличительных особенностях культуры и психики, представления об общности происхождения и исторических судеб входящих в него членов, национальные интересы.

Для нашего исследования принципиальное значение имеет выделение в структуре национального самосознания таких элементов, как осознанное отношение к материальным и духовным ценностям нации (Ю.В.Бромлей), ценностное отношение к характерным чертам своей общности (Р.М.Нигоматулина), другим нациям (С.Т.Калтахчян), осознание общности культуры. Данные положения позволили нам сделать вывод о существенной роли национальной культуры и ценностного отношения к ней в процессе формирования национального самосознания.

Ряд авторов уделяет особое внимание такому компоненту в структуре национального самосознания, как историческая память, переходящая от одного поколения к другому. Так, B.C. Полянский утверждает, что историческая память взаимодействует с другими формами общественного сознания. Характер восприятия индивидом настоящего во многом зависит от его понимания прошлого [180, 15]. Данное положение имеет важное значение для нашего исследования, т.к. способствует определению истории как фактора, помогающего становлению национального самосознания. Аналогии, найденные человеком в прошлом, помогают ему определить свою жизненную позицию в настоящем.

Анализ литературы показывает, что предпринимаются попытки изучить структуру национального самосознания, положив в основу классификации характеристики внутреннего содержания психических процессов личности, при этом выделяют когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты.

Так, А.Х. Гаджиев выделяет в структуре национального самосознания три стороны: познавательную, эмоциональную и волевую. Познавательная сторона, по его мнению, включает в себя: осознание человеком своей этнической принадлежности, осознание им своего социального положения, осознание санкционированных этнической общностью традиций, норм-моделей поведения, осознание своих жизненных интересов и насущных потребностей. Эмоциональная сторона этнического самосознания включает чувство национальной гордости, чувство собственного достоинства за вклад в приумножение богатства своей страны. Волевая сторона регулирует и направляет все проявления этнической психологии, обеспечивая самоконтроль во всех сферах общественной жизни [57,114-115].

В.А. Михайлов отмечает, что психологический подход к национальному (этническому) самосознанию приводит к разграничению в его составе трех компонентов: когнитивного (совокупность представлений о своем и других этносах), эмоционального (отношение к своему этносу и другим этносам), подсознательного [156,15-16].

Л.М. Дробижева в структуре этнического (национального) самосознания вычленяет: 1) когнитивный элемент, включающий знания, представления о народе; 2) эмоциональные элементы - переживания за свою культуру, язык; отношение к историческим событиям, памятникам и 3) регулятивные элементы, те, которые от знаний и переживаний, приводят к действиям людей [83, 67].

Таким образом, анализ структурного содержания феномена национального самосознания, данное представителями психологии и этнологии, указывает на родство позиций, по крайней мере, в основных определениях. Почти все определения исходят из того, что национальное самосознание представляет собой совокупность или процесс эволюции чувств, стереотипов (эмоционально-психологических элементов), идей, взглядов, знаний (рационально-информационных представлений) и устойчивых представлений, мировоззренческих форм (когнитивно-поведенческих установок) личности по отношению к своей и другим нациям. Различия заключаются в том, что одни авторы преувеличивают роль эмоциональных элементов, принижая или исключая рациональное (знание, представления и т.д.), а другие, наоборот - основывают свой подход на преобладании информационно-рационального начала.

Диагностика особенностей национального самосознания студентов педвуза

В первой главе настоящего исследования нами рассмотрены теоретические аспекты проблемы воспитания национального самосознания студентов педвуза средствами иностранного языка. Для практического подтверждения теоретических положений, рассматриваемых в первой главе исследования, с 2004 по 2006 гг. на базе кафедры иностранных языков Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г.Чернышевского было проведено экспериментальное исследование. Его целью являлась разработка и реализация условий, обеспечивающих эффективное воспитание национального самосознания студентов педвуза средствами иностранного языка. Всего в эксперименте принимало участие 120 студентов I, II курсов естественно-географического, технолого-экономического, физико-математического, филологического и исторического факультетов. В экспериментальную группу 1 вошли (далее ЭГ 1) 40 студентов естественно-географического, филологического, технолого-экономического и физико-математического факультетов; экспериментальную группу 2 (ЭГ 2) составили 30 студентов естественно-географического факультета, изучающие спецкурс «Праздники и традиции Германии». В качестве контрольной группы выступили 50 студентов технолого-экономического, естественно-географического, исторического и физико-математического факультетов. Основной формой организации процесса экспериментального обучения стали практические занятия в рамках изучения учебной дисциплины «Иностранный язык» (немецкий) студентами физико-математического, естественно-географического, филологического, исторического и технолого- экономического факультетов. Обучение в экспериментальных и контрольной группах осуществлялось автором исследования. Исследование проводилось в три этапа - с 2003 по 2006 годы. Первый этап (2003 - 2004) включал проведение теоретического анализа философской, историко-этнографической, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования. На данном этапе была сформулирована основная гипотеза исследования, разработан научно-логический аппарат, решены основные теоретические задачи исследования. На втором этапе был проведен констатирующий эксперимент (2003 -2004), целью которого являлась диагностика сформированности национального самосознания студентов; разработана программа экспериментального исследования. Третий этап (2005-2006) состоял в осуществлении формирующего эксперимента на базе Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета. Данный этап явился завершающим, на котором были обработаны полученные результаты. В качестве основных были определены следующие задачи эксперимента: 1) проверка эффективности педагогических условий, сформулированных в гипотезе исследования; 2) разработка и обоснование методик формирования национального самосознания студентов педвуза; 3) обобщение результатов экспериментального исследования. Для решения поставленных задач использовались следующие методы: - целенаправленное педагогическое наблюдение; - система анкетирования и тестирования; - разработка и апробация специально разработанного практического курса по иностранному языку «Праздники и традиции Германии»; - проведение констатирующего и формирующего экспериментов; - анализ результатов с последующей обработкой полученных данных. Для проведения наблюдений за становлением и развитием национального самосознания у студентов средствами иностранного языка возникла необходимость разработать методику осуществления мониторинга. Для этого требуется выявление критериев, показателей и уровней сформированности исследуемого параметра личности студентов. Кроме того, исследование предполагает выявление комплекса диагностических методик, позволяющих сделать выводы о соответствии достигнутых результатов поставленным в эксперименте задачам. Основными объектами мониторинга явились следующие структурные составляющие национального самосознания: -информационно-культурологический; - эмоционально-ценностный; - поведенческо-деятельностный. Исходя из структурных компонентов национального самосознания, для оценки эффективности проводимой экспериментальной работы были выбраны следующие критерии: целостность знания о национальной культуре; отношение к своей нации (ее истории, языку, религии, менталитету, укладу жизни, национальной пище, одежде, особенностям, идеалу, качествам личности, этнокультурным потребностям); творческая активность личности; степень выраженности этнонима или самоназвания. Данный критерий был выделен нами в качестве самостоятельного, т.к. он наиболее адекватно отражает сформированность национальной (этнической) идентичности в структуре национального самосознания личности.

Приобщение к ценностям национальной культуры студентов педвуза в процессе реализации межкультурного сравнительного подхода

Согласно гипотезе нашего исследования, воспитание национального самосознания студентов педвуза будет происходить эффективно при условии изучения иностранного языка на основе межкультурного сравнительного подхода в условиях диалога культур, актуализирующего у студентов потребность в изучении родной культуры, побуждающий их к анализу, рефлексии, т.к. каждое занятие по иностранному языку представляет собой перекресток культур, потому что каждое иностранное слово отражает иностранный мир и иностранную культуру; за каждым словом стоит обусловленное национальным сознание представление о мире [238,25]. Основным постулатом методики преподавания иностранного языка является сегодня мысль о том, что язык должен рассматриваться в образовательном процессе не просто как орудие коммуникации и познания, но как путь, по которому мы проникаем в культурное поле и менталитет нации. Одновременно язык - это ключ для открытия уникальности и своеобразия собственной народной самобытности. Таким образом, иноязычное образование обладает в плане обогащения интеллектуального потенциала и эмоциональной сферы студентов совершенно уникальным дополнительным преимуществом, а именно возможностью развития индивидуальности в диалоге культур. Познание чужой культуры и ментальносте ценно в двух отношениях. С одной стороны, оно связано с обогащением картины мира, формированием диалогического отношения к феноменам иного образа жизни, иного образа сознания, иной иерархии ценностей. С другой стороны, познающий чужую культуру лучше и глубже постигает свою собственную, в большей степени осознает себе ее носителем. Межкультурный подход к преподаванию иностранного языка, предполагающий рассмотрение и обсуждение общечеловеческих проблем из перспективы не одной, а двух или более культур, является эффективным средством личностной и национальной самоидентификации студентов. А.Д. Райхштейн, развивая идеи отражения культуры нации в языке и о знаниях национально-культурных особенностей речи, поднял вопрос аналитического подхода к изучению зарубежной литературы в сопоставлении с культурой собственного народа [186]. Только пережив родную культуру в живой ее соотнесенности с культурами стран изучаемых языков, можно стать настоящим гражданином Отечества и полноправным гражданином мира. Восприятие иных культур позволяет овладеть ценностями родной культуры более глубоко и всесторонне. Общение представителей различных культур осуществляется в рамках межкультурной коммуникации, рассматриваемой как адекватное взаимопонимание участников коммуникации, являющихся представителями разных национальных культур[48], как процесс взаимодействия коммуникативных партнеров, принадлежащих к разным этническим и национальным культурам [127, 116]. Межкультурная коммуникация - это процесс непосредственного взаимодействия культур, осуществляемого в рамках несовпадающих национальных стереотипов мышления и поведения, что существенно влияет на взаимопонимание сторон в коммуникации [75]. В.В. Сафонова определяет межкультурную коммуникацию как «функционально обусловленное коммуникативное взаимодействие людей, которые выступают носителями разных культурных сообществ в силу осознания ими или другими людьми их принадлежности к разным геополитическим, континентальным, региональным, религиозным, национальным и этническим сообществам, а также социальным субкулитурам» [202,18]. По мнению И.Л. Плужник, «педагогическая интерпретация межкультурной коммуникации предполагает развитие способности понимать общее и различное между родной и инофонной культурой в целях совершенствования свойств межкультурного ориентированной личности, которая имеет полифоническое видение мира, толерантное поведение» [179, 9]. Таким образом, межкультурная коммуникация предполагает освоение чужой культуры, сопоставляя ее со свой родной культурой. В процессе меж- культурного общение человек получает возможность не только познакомиться с иной культурой, но и лучше осознать свою, в результате чего происходит обогащение культурного потенциала личности. Иностранный язык относится к предметам общекультурного блока, направленных на формирование и развитие мировоззрение студентов педвуза, расширение их общего культурного кругозора. Таким образом, дисциплина «Иностранный язык» гармонично сочетает в себе условия необходимые для воспитания национального самосознания студентов педвуза: приобщение к родной культуре через ее сопоставление с культурой страны изучаемого языка. Погружение в мир родного и иностранного языков формирует личные убеждения, социокультурные ориентации, глобальное мышление студентов. Язык народа своеобразен, оригинален и отражает историческое и духовное развитие народа. Язык отражает для человека окружающий его мир, культуру, созданную человеком, хранит его для человека и передает ее от поколения к поколению. Язык - орудие познания, с помощью которого человек познает мир. Вслед за С.Г. Тер-Минасовой, мы считаем, что язык формирует человека, определяет его поведение, образ жизни, мировоззрение, менталитет, национальный характер, идеологию. Язык является средством включения индивида в мир национальной культуры как сокровищницы накопленного народом, является связующей нитью к культурному богатству своей и чужой культуры. Именно через языковой контакт осуществляется взаимодействие различных национальных и мировых культур, когда язык становится формой межкультурного обмена.

Похожие диссертации на Воспитание национального самосознания студентов педагогического вуза средствами иностранного языка