Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование эстетического отношения к музыке у младших школьников Сыпко Елена Викторовна

Формирование эстетического отношения к музыке у младших школьников
<
Формирование эстетического отношения к музыке у младших школьников Формирование эстетического отношения к музыке у младших школьников Формирование эстетического отношения к музыке у младших школьников Формирование эстетического отношения к музыке у младших школьников Формирование эстетического отношения к музыке у младших школьников Формирование эстетического отношения к музыке у младших школьников Формирование эстетического отношения к музыке у младших школьников Формирование эстетического отношения к музыке у младших школьников Формирование эстетического отношения к музыке у младших школьников
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сыпко Елена Викторовна. Формирование эстетического отношения к музыке у младших школьников : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Карачаевск, 2004 184 c. РГБ ОД, 61:05-13/21

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА1. Теоретико-методологические основы формировании эстетического отношения к музыке 12

1.1 Историко-педагогический аспект эстетического воспитания 12

1.2 Эстетическое отношение к музыке как педагогическая проблема 36

1.3 Психолого-педагогические условия формирования эстетического отношения к музыке 60

Выводы 83

ГЛАВА 2. Пути формирования у младших школьников эстетического отношения к музыке 88

2.1 Экспериментальное изучение формирования эстетического отношения младших школьников к музыке 89

2.2 Система уроков по музыке в младших классах 125

2.3 Прослушивания и разбор музыкальных произведений как основное педагогическое условие формирования у детей эстетического отношения к музыке 141

Выводы 157

Заключение 159

Библиографический список

Использованной литературы 167

Приложения 184

Введение к работе

Духовная культура народов Российской Федерации является важным фактором, влияющим на деятельность человека. В настоящее время уделяется большое внимание вопросам гуманизации образования и воспитания, необходимым составляющим которого является формирование эстетического отношения к музыке. Музыка в процессе музыкально-эстетического воспитания выполняет познавательную и воспитательную функции. Поэтому перед общеобразовательной школой ставятся новые задачи воспитания и обучения подрастающих поколений, в том числе и эстетического воспитания.

При решении этих задач особое внимание следует уделять изучению предметов эстетического цикла, в частности, музыки, особенно в начальных классах общеобразовательной школы, где не только закладываются основы знаний, но и формируется эмоционально-оценочное отношение к действительности, что непосредственно связано с формированием положительной личности. Специфику эстетического воспитания широко исследовали философы А.И.Буров, В.И.Иванов, М.С. Каган, А.Э.Кондратенко, Л.Н.Нечко, В.А. Разумный, а особенности содержания и восприятия искусства психологи Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.А.Рубинштейн, Б.М. Теплов, Ш.А. Амонашвили, В. Штерн, Е. Келлер, Л. Гекель, В. Валькер, И.Эстергаус, И. Б. .Яворский и др. Значительный вклад в развитие теории и методики эстетического воспитания внесли; Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, СТ. Шацкий, В.Н.Шацкая, Б.Г.Лихачев, Б.Н.Юсов и др.

Важные аспекты художественно-эстетического воспитания школьников освещены в трудах Б.В.Асафьева, О.А. Апракси- ной, Ю.Б. Алиева, В.К. Белобородовой, Н.А. Ветлугиной, К.Л. Гродзенской, Д.Б. Кабалевского, Г.С. Ригиной, В.Н. Шацкой и др.

Историко-педагогический аспект эстетического воспитания

Эстетика (с греч., имеющий отношение к чувственному восприятию) наука, изучающая природу, основные законы развития и функционирования эстетического в природе, обществе, в материальном и духовном производстве, в образе жизни, общении людей, формы эстетического сознания (чувства, восприятия, потребность, вкусы, оценки, идеалы, категории), основные закономерности возникновения, развития и место в жизни общества искусства как высшей формы проявления эстетического. Составной частью эстетики является теория эстетического воспитания. Предмет эстетики изменяется в ходе развития человеческого общества и его культуры. Вместе с развитием общественно-исторической практики и общим прогрессом человеческого знания расширяется круг предметов и явлений, являющихся объектом эстетики, изменяются и понятия о них [253, С.20].

Термин «Эстетика» введен в научный обиход немецким философом-рационалистом Александром Баумгартеном в 1750 году. Но сама наука зародилась в глубокой древности, в эпоху рабовладельческого общества.

Представьте себе нашего пещерного предка, одетого в звериные шкуры и вооруженного всего только каменным топором и дубиной против опасностей, подстерегающего его за каждым деревом. Ему было не до роскоши: суровая борьба за существование должна была поглощать его целиком. Однако этот первобытный человек еще пленник природы, уже был и художником.

Некоторые древние пещеры представляют собой прямо-таки подобие музеев: стены и потолки покрыты нарисованными краской, вырезанными и выцарапанными силуэтами зверей - бизонов, мамонтов, диких лошадей, оленей. Встречаются и скульптуры животных высеченных из скалы. Представьте себе, какая это была тогда трудоемкая работа. И, кроме того, люди каменного века (судя по аналогии с современными отсталыми племенами) отдавали свое время пляскам, пению, разыгрыванию тетрал изо ванных сцен охоты. Они, конечно еще не называли эти свои занятия искусством, - вероятно, такого слова вовсе не было в их небогатой речи, а такого понятия - в их сознании. То, что мы теперь называем искусством, для них было одновременно и актом познания, и магическим обрядом, и воспитанием трудовых навыков, и средством сплочения коллектива. Искусство, таким образом, старые науки старше земледелия, старше государства, «оно моложе разве только труда, этого прародителя всего человеческого» [223, С Л 7].

Проходят тысячелетия, возникают древнейшие цивилизации - Древнего Египта, Ассирии, Древней Греции. Общество разделилось на классы, его организация усложнилась, создалась сильная государственная власть. Человек уже подчиняет себе природу, его знания о мире колоссально возросли, он занимается математикой, астрономией, философией. Науки заняли в обществе почетное место.

Античная Греция была покрыта прекрасными храмами и статуями, -римский историк писал, что в Афинах было больше статуй, чем жителей. На огромных открытых сценах ставили трагедии профессиональных драматургов, устраивали состязания певцов и музыкантов [8, С. 19].

Древнее искусство прославляет власть богов и царей в нем почти нет интереса к личности Человека, господствуют символика и условность изображения.

В это время возникают различные виды искусства - архитектура, скульптура, живопись, художественные ремесла. Рождаются и совершенствуются изобразительные приемы, появляются профессиональные художники с появлением первых государств (4 тыс. до н.э.) искусство становится сферой собственно-художественного творчества, воплощением религиозно-философских представлений человека.

Эпоха Древнего мира завершилась крушением в 5в. Римской империи. Началась новая эпоха всемирной истории - средние века. В этот период были созданы поражающие своими масштабами сборы западной Европы, сияющие синевой куполов мусульманские мечети, белокаменные храмы Древней Руси, стройные пагоды Китая, многокилометровые пещерные монастыри Индии, вмещающие тысячи величественных статуй. Характерной чертой духовной жизни средневекового общества было сильнейшее влияние господствующих мировых религиозных учений - христианства, буддизма и ислама. Религия служила реальной силой, сплачивающей народы, объединяющей целые регионы. Вместе с тем на разных этапах истории различные народы усваивали наследие античности, образы Востока, представления кочевых племен. Многоликое искусство Средних веков предстает перед нами как сложное переплетение культур, традиций и эстетических закономерностей [8, С.84].

Следующий период исторического развития связан с формированием капитализма в Западной Европе. Культура этого периода получила название культуры Возрождения (Ренесанс). Эпоха Возрождения - важный этап в развитии мировой культуры. В течение трех веков, с 13 по 16 в.в., Европа стояла огромной кузницей, где выковывались новые формы жизни и новые человеческие характеры. Уходило средневековье, уходил феодальный мир, менялись общественные отношения, возникало новое светское мировоззрение. Главной темой эстетики и художественной культуры Возрождения стал человек.

Объективно это означало попытку создать новую светскую культуру, противопоставляющую себя феодально-церковной культуре раннего средневековья. Важнейшим требованием гуманистов было требование свободы от засилья церкви, от ее господства в экономической, политической и духовной жизни. Они выступали также за свободу разума, которая давала бы возможность человеку беспрепятственно развивать свои способности и творческие силы. В центре их внимания был свободный от феодально-церковных уз человек.

В искусство теперь вторгается пестрая, многокрасочная предметно-чувственная строчка реального мира. Художники и писатели, зодчие и скульпторы проявляют исключительный интерес к гармоничности, изяществу и красоте чувственно воспринимаемой действительности. Одновременно они ищут наиболее эффективные способы и средства для воспроизведения богатства и разнообразия ее форм. И тут они обращаются к науке: оптике, математике, анатомии. Учения о пропорции, перспективе и анатомическом строении живого организма ставятся в центре внимания теоретиков и практиков искусства эпохи возрождения. Это обращение к науке не случайно: само искусство, и в особенности живопись, непосредственно включается ими в сферу познавательной деятельности человека [8, С.38].

Эстетическое отношение к музыке как педагогическая проблема

Эстетическое воспитание личности имеет длительную историю, ее обсуждали еще в античной Греции. Греки считали музыку основным средством формирования личности. По их убеждению, человек должен быть прекрасен как физически, так и духовно, и если физические упражнения способствуют красоте телесной, то музыка - красоте духовной. Эти два средства воспитания: физические упражнения и влияние музыки - являлись в античной Греции основой формирования гармонической личности. На вопрос о том, каким будет воспитание, Платон отвечал; «Для тела - это гимнастическое воспитание, для души - мусическое» [8, С. 155]. Образованным человеком греки считали того, кто получил музыкальное образование. «Тот, кто не упражнялся в хороводах, человек невоспитанный, а кто достаточно в них упражнялся, тот воспитан» [8, С.163]. Музыка развивает и упорядочивает душу, что, по мнению греков, способствует формированию гармонически развитого человека. Устраивались диспуты о том: изучение каких музыкальных ладов является целесообразным с точки зрения воспитательных и политических задач.

Эстетическое воспитание наряду с умственным, нравственным, физическим и трудовым воспитанием рассматривается как составная часть целостного воспитательного процесса. Основная учебно-воспитательная задача школы является формирование у детей социальных ценностей: материальных, моральных и эстетических. Решение этой задачи преследует цель получения всесторонне и гармонически развитой личности.

В решении этой задачи большую роль играет изучение в школе предметов эстетического цикла (художественная литература, изобразительное искусство и музыка), что способствует формированию у школьников эстетического отношения к действительности. «Искусство наиболее полно выявляет эстетические отношения к действительности»[219, С.183].

Следовательно, в решении данной задачи важную функцию выполняет художественное воспитание, которое является составной частью эстетического воспитания, так как эстетическое воспитание есть, как определяет И.С.Кон, «формирование эстетического отношения человека ко всему в мире, что обладает эстетической ценностью: природе, другим людям, к самому себе, ко всем формам человеческой жизнедеятельности, к созданной людьми «второй природе» - миру вещей, наконец, к искусству, как специфическому носителю эстетической ценности» [102, С.222].

Д.Кабалевский пишет: «Как восприятие картин, так и оценка их художественной ценности и эстетическое ценности их конкретизации - дело трудное, требующее от зрителя не только врожденного вкуса и чувства прекрасного, но и известного опыта и умения, иначе говоря, эстетической культуры. Только люди, обладающие такой культурой, имеют, строго говоря, давать оценку произведениям искусства» [88, С.103]. Вместе с тем, ряд авторов считает, что «у нас пока еще не существует методически сформированной системы, позволившей бы преподавателю дать учащимся систематическое знание об эстетических объектах, развить у них способность эстетического восприятия, понимания эстетических ценностей и сформировать у них систему положительных отношений к эстетическому миру» [88, С Л 42].

Велики сокровища музыкальной культуры, накопленные за многовековую историю человечества. Здесь и народные песни и танцы, и произведения композиторов разных стран и эпох. Они и сегодня доставляют нам высочайшее эстетическое наслаждение. Слушая музыку, мы не только постигаем ее красоту, но и задумываемся над нравственными проблемами, волновавшими ее создателей[142, С.55].

В детстве закладываются основы личности человека, пробуждаются интересы, увлечения. И все увиденное и услышанное усваивается быстро, легко, запоминается на долгие годы. А музыка - «самое эмоциональное искусство» [88, 38 С.45] . Ее воздействие на формирование личности огромно «Без музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы не полна, глуха, бедна... любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся...». Эти слова крупнейшего композитора современности Д.Д. Шостаковича говорят о необходимости воспитания в человеке любви к музыке, умения воспринимать ее [232, С.56].

Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Более того, и это доказано, даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека. Музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребенка (может быть, и формирует его вкусы и предпочтения).

Одной из главных задач музыкально воспитания является - формирование основ музыкально-эстетического сознания. Элементы музыкально-эстетического сознания, которые проявляются в раннем возрасте, носят пока еще ориентировочный характер и по содержанию полностью не соответствуют аналогичным элементам, которые проявляются в сознании взрослого человека.

Музыкально-эстетическое сознание на разных этапах жизни ребенка проявляется и развивается неравномерно. Компоненты его тесно связаны между собой и составляют единую систему. С помощью музыкально-эстетического сознания происходит постижение музыкального произведения. Развиваясь в музыкальной деятельности, музыкально-эстетическое сознание помогает человеку воспринять содержание музыкального произведения и определить для себя его значение. Музыкальное сознание ребенка постепенно поднимается на более высокий уровень, если создается интерес, дается установка на восприятие музыки, произведение исполняется так, что затрагивает чувства ребенка, вызывает сопереживание; если малыш способен дать оценку прозвучавшему произведению, высказать свое суждение, пусть элементарное [135, С.68].

С каждым годом все больше детей получает в детских садах систематическое музыкальное развитие. Как художественное слово или картина, музыка должна стать для детей доступным средством выражения чувств, настроений, мыслей.

Музыкальное искусство, как и любое другое, помогает детям постигать красоту окружающего мира, способствует обогащению их жизненного опыта, вызывает разнообразные эмоциональные переживания.

Впечатления, накопленные от восприятия окружающего мира, а также музыкальные впечатления дети переносят в свою художественную деятельность. На их основе у ребенка формируются художественные интересы, склонности, способности, развивается эстетический вкус. Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства, радости, грусти, нежности, доброты, педагог воспитывает такое же отношение и к образам реальной жизни.

Нравственно - эстетическое отношение детей к окружающему предполагает эмоциональный отклик на все прекрасное, выражение добрых чувств, бережное отношение ко всему живому, оценку красивого и в окружающей действительности, и в искусстве (оценка красивых, гармоничных сочетаний красок, звуков и т.д.).

Учителя младших классов должны знать, что формирование у ребенка умения эмоционально воспринимать прекрасное в жизни в музыке, творчески переносить его элементы в художественную деятельность в большой степени зависит от обучения. В связи с этим большую роль играет педагог, помогающий ребенку эстетически воспринимать и оценивать окружающее, познавать природный мир, постигая его красоту и гармонию через красоту и гармонию музыкальных звуков[135, С.86].

Экспериментальное изучение формирования эстетического отношения младших школьников к музыке

Как мы уже отмечали, эстетическое отношение включает в себе эстетическую потребность, эстетический интерес, эстетический вкус, эстетическое воспитание, эстетическое суждение, эстетическое образование.

Для определения общего положения эстетического отношения к музыке учащихся общеобразовательных школ мы провели экспериментальную проверку эстетических потребностей, интересов и уровня знаний в начальных классах.

Изучение эстетических интересов подрастающего поколения имеет свою длительную историю. Еще в 20-е годы изучение художественных интересов школьников производилось социологическими методами. Примерно с середины 50-х годов, когда «среди педагогов опять возросло внимание к конкретно-социологическим исследованиям, начался новый этап в изучении художественных интересов школьников. Этот новый этап в изучении, с одной стороны, является продолжением и развитием работы, проделанной в 20-е и 30-е годы, а с другой - отличается принципиально иными подходами к исследованию проблемы» [16, С.89].

Особенно примечательно, что в последние годы исследователи все чаще стараются рассматривать интересы школьника комплексно, пытаясь связать воедино три сферы: профессиональность, учебные интересы и интересы в сфере досуга.

В исследовании значительное место отводится изучению художественных интересов и потребностей учащихся. «Делается попытка определить влияние среды на развитие художественных интересов ребят: учитывается роль семьи, школы, особенности культурной жизни населенных пунктов различных типов - крупный город, малый город, село. После длительной работы была установлена динамика художественных интересов и потребностей учащихся 4-5 классов.

В исследовании, также большое внимание уделяется месту искусства в структуре интересов современного школьника. Мы пришли к выводу, что интерес к искусству 4-5 классов возрастает, этот процесс не препятствует росту и другим духовным потребностям. Надо при этом отметить, что 3-4 классах доминируют интересы к литературе и кино, а с 4 класса начинается увлечение музыкой, но при этом не понижается интерес к литературе.

Сравнительно ниже интерес к изобразительному искусству. Это можно объяснить тем, что дети, живущие в районах, не могут посещать выставки, поэтому их интересы ограничены.

Ставится вопрос: можно ли вполне довериться ответам детей об искусстве? Если ребенок интересуется литературой и музыкой это еще не значит, что он интересуется подлинно художественной музыкой или литературой. Дети, часто даже не могут назвать: какие произведения они любят или знают. Надо отметить, что девочки чаще называют высокохудожественные произведения по всем видам искусства, чем мальчики.

В заключении мы приходим к выводу, что «примерно с третьего класса происходит существенный рост количественного уровня художественных предпочтений, что приводит в 5 классе к заметным изменениям художественной ориентации: от увлечения приключенческой тематикой разносторонним жанрово-тематическим интересам».

Выводы правильны и убедительны, уроки музыки в школе мало интересны, т.к. они сводятся к пению, разучиванию песенок, мало внимания уделяется изучению музыкальных произведений, бесадам о музыке, изучению и структуре музыкальных произведений и т.д. Крайне на низком уровне находится образовательная сторона уроков музыки в школе. Все это способствует тому, что уроки музыки, как правило, являются «второстепенным» предметом в школе. Свои музыкальные потребности и интересы дети удовлетворяют слушанием легкой музыки, для которой не требуется никаких специальных знаний и умений.

Сравнительно высокие показатели музыкального воспитания достигается за счет того, что почти 45% детей учатся в специальных детских музыкальных школах, где получают соответствующие знания и навыки игры на музыкальных инструментах (фортепиано, скрипка, виолончель, флейта, аккордной, гитара и др.). Определенное количество детей, около 25% учатся до 5-6-го класса. Остальные проходят полный курс 7-летнего обучения, а остальные поступают в специальные музыкальные училища или получают среднее музыкальное образование.

Для экспериментальной проверки мы разработали три анкеты. Анкета №1, предназначалась для педагогов, чтобы определить какой вид учебной деятельности детей больше интересует: 1 .Пение. 2. Слушание музыки и беседы о ней. 3. Изучение музыкальной грамоты. Анкета 2. Дети должны были ответить (подчеркнуть), что их больше интересует: 1. Изучение песен. 2. Слушание музыкальных произведений и беседы о них. 3. Изучение музыкальной грамоты. Анкета 3. Дети должны были ответить (подчеркнуть) на три вопроса. 1 .Любите ли музыку? (да, нет); 2. Какую музыку любите (классику, эстраду, народную) 3. Назовете своего любимого композитора.

В опросе участвовало свыше 200 детей. Собранный анкетный материал (анкета №1) показал, что в первом классе интерес к музыке и знание о ней обусловлены у детей личным опытом. Дети, которые приходят из детских садов, где обучались музыке, отличаются от детей, которые не ходили в детский сад.

В первом случае, т.е. дети, которые посещали детский сад, знают некоторое количество песен и имеют определенный музыкальный опыт, а остальные поют одну или две популярные народные детские песни, или песни, не соответствующие их возрасту. Есть и такие, которые произносят только текст (стихотворение) песен, думая, что этой есть пение. Надо отметить, что в одном дети схожи: почти всем нравится и всех интересует музыка и пение. Но у детей, пришедших из детского сада, в отличие от других, имеется определенная позиция отношения к музыке, что проявляется в том, что и музыка, и пение являются для них определенной действительностью и объектом удовольствия. Музыка для них не ограничивается только пением, а включена в комплекс их поведения (музыкальная игра, упражнения, танец, слушание музыки, участие в ритмическом оркестре). Все это и дало возможность составить экспериментальную программу начальных классов, где велись различные формы обучения (музыкальные игры, упражнения, шумовой оркестр).

В конце года почти у всех детей сложилось определенное эмоционально-оценочное отношение к музыке, выражающееся в их положительных эмоциональных реакциях и оценке, проявляющейся в процессе учебной деятельности.

Система уроков по музыке в младших классах

В процессе обучения музыке в младших классах (1-4) можно выделить различные формы деятельности детей: слушание музыки, ритмический оркестр, музыкальное движение (музыкальные игры, танцы) и пение.

Все эти формы тесно взаимосвязаны и должны способствовать разрешению тех задач, которые стоят перед музыкальным обучением в школе.

В 1 классе (6-7лет) основное место в деятельности детей должны занимать слушание музыки, музыкальные игры, занятие в музыкально-ритмическом оркестре, пение и т.д. Эти формы деятельности детей вносят творческий момент в процесс занятий, способствуют развитию таких музыкальных способностей, как музыкальный слух, музыкальный ритм, музыкальная память.

Особое место в 1 классе уделяется игре на музыкальных инструментах, которая хотя и является новой формой обучения в школьной практике, имеет длительную историю. Известно, что композитор К.Орф разработал систему обучения детей игре на «детских» инструментах,

К. Орф создал специальные ксилофоны и блокфлейты, различные ударные инструменты, на которых можно играть без специального обучения. Дети сами выдумывают различные мелодии и движения. Такой характер обучения, вся атмосфера, создаваемая в классе способствует развитию творческих сил ребенка.

Мелодические инструменты позволяют детям выполнить уже чисто музыкальные задания. Дети проигрывают мелодии напевов, вступление к песням, их заключение; они подпрыгивают, напевая различные интонации.

Итак, организуя разнообразные занятия детей, самостоятельно пользующихся музыкальными игрушками и инструментами, направляя внимание детей на ритмические, тембровые и динамические отношения, преподаватель создает благоприятную ситуацию для последующих действий детей, выполнение которых позволит освоить простейшую музыкальную грамотность. Накопление опыта слуховых ощущений, постоянно возникающие задачи дифференцирования различных свойств звуков, необходимость действовать в меняющихся ситуациях с разнообразными инструментами - все это создает атмосферу, способствующую музыкальному развитию детей.

Дети слушают такие инструментальные произведения и песни, которые по своему характеру и содержанию являются более сложными, чем те, которые они поют,

В результате систематического прослушивания музыкальных произведений дети должны научиться определять характер этих произведений (веселое или грустное, марш это или танец), отгадывать их темп (медленный, быстрый, умеренный), силу звучания (громко, тихо), отличать музыкальные произведения по характеру. Прослушиваемый музыкальный материал должен сопровождаться комментарием педагога облегчающим восприятие детьми художественного содержания музыки.

Учащиеся прослушивают музыкальные произведения и стараются передать их характер с помощью ритмических движений.

В принципе весь музыкальный материал взаимосвязан и то, что дети исполняют в оркестре, им хорошо знакомо. На занятиях в оркестре дети не только «исполняют» ритмический рисунок произведения, но и прослеживают мелодическую линию, эмоционально реагируют на характер, играя то громко, то тихо, в соответствии с характером произведения.

В оркестре ребенок решает определенные музыкальные задачи с помощью соответствующих действий, связанных с ритмическим слухом, с музыкальным слухом. Занятия в оркестре являются эффективной формой обучения музыке. Тем более, что внесение игровой ситуации в процесс обучения вызывает большой интерес детей, формирует у них готовность к учебной деятельности.

Для иллюстрации можно, привести два примера. В одной группе на занятиях с оркестром систематически присутствовала девочка Наташа Белкина. На уроках «она первоначально не проявляла особой активности, а через некоторое время села за ксилофон и с напряжением, но точно исполнила партию. Следовательно, систематическое участие этой девочки в оркестре не прошло бесследно - она внутренне «включилась» в занятия, и это проявилось в ее игре на ксилофоне, т.к. создание учебной ситуации способствует активизации музыкальных способностей ребенка.

Примечателен и другой факт: появление дирижера в оркестре. Во время занятий Маша Хилова рассказала педагогу, что она видела по телевидению оркестр и дядю, который размахивал палочкой. Это ей очень понравилось. Она попросила научить ее «махать палочкой». Учительница провела маленькую беседу о дирижере и объявила детям, что Маша станет дирижером. Она будет показывать оркестру, как играть, когда начинать, когда останавливаться и т.д. Так, в процессе занятий появился дирижер. Постепенно все участники стали «дирижировать». Дирижировали одни интересно, другие менее эмоционально, но в целом дети стали более собранными, подтянутыми внимательными.

Музыкальный материал позволяет ребенку передать движениями характер музыкальных произведений. Такие игры, как «Бездомный зайчик», «Мухи и паук» интересны детям.

Музыкально-ритмические движения (музыкальные игры и движения). В первом классе при обучении музыке ведущее место занимают музыкальные игры и упражнения. Цель музыкальных игр и упражнений выработать у детей способность двигаться по характеру музыки и через движения передать ее настроение. Здесь даются игры: «Мухи и паук», «Цыплята», «Бездомный зайчик», «Прогулка в зоопарк», а упражнения: «Спортивное», упражнение с цветами и «Ветер-ветерок».

Мы в подготовительных (в первых) классах больше внимания уделили «оркестру» и музыкальным играм. Далее мы даем описание нескольких музыкальных игр.

Похожие диссертации на Формирование эстетического отношения к музыке у младших школьников