Введение к работе
Актуальность тр."». Исторический путь развития человечества неотделим от процесса развития культури. Голое того, именно культура, но окопам П.Л.Сдорснского, есть язик, обьедшьчю^іні: человечество, и срода, растящая н лкташіал личность.
Однако в ходе развития нашего общества, несмотря на провозглашаемые аколыше реформы а лозунги, произошла дезориентация л направлениях культурного развития личности. Сведение содержания образования к определенному кругу знаний, умениі! и найшов значительно ослабило его культурник потенциал. Все чащо культура стала рассматриваться как нечто желательное, но не обязательное в школьном процессе.
Противоречия культури и образования вызвали глубокую озабоченность специалистов в области философии, культуры, психологии, педагогики и народного образования. Еез культури, отмечает академик Д.С.Лихачев, не колет существовать и развиваться человеческая личность.
Несмотря на это образование постепенно утрачивает своіі куль--турнир, и личностный контекст п скисл. И уіїо длительное время оно существует при остроГшем дефпкито духовной культуры.-Произошло or-чумдонно образования от духовности, от культуры и от личности.
Первыми осознали критическое положение культуры в школе представители гуманитарного цикла. Результатом творческих поисков явг-лось создание в 70х г.г. концепцпи массового музыкального еосіш-тания Л.Кабалевского, программы но изобразительному искусству Б.Йеменского ц курса "нровой художественной культуры Л.Предтечон--ской. Период конца 00х - начала 90х г.г. XX века ознаменован дальнейшей интенсивной разработкой обозначенной проблеми п рождение?* нових концепции : художественного образования как фундамента системы эстетического развития учащихся в школе / НКИ худокестнпн-ного воспитания АПН СССР/, взапмодеПствся п интеграции искусств в полихудозестЕОішом развитии школьников /научный рук. Е.П.Юсов/.
Направленность лодвшкничоскоіі деятельности авторов концоп -пни на процесс гуманизации школы имеет глубокий смисл. От.тачнто-льпоЛ особенности) современных концепций является критическое ОС-
-г -
мысленно предшествующего опыта художественно-эстетического ЕОСПИ-танкя школьников,возвышение значимое^ искусства в школьном процессе, преемственность с традициями прогрессивной дореволюционной подагопікл и культуры.
Вопросы организации и содержался музыкальных занятий в учебных заведениях дореволюционной Росспп освещаются в трудах: Н.А.Афанасьева, О.М.Еольгаевского, Н.Л.Чуковского, А.Н.Карасева, В.В.Лебедева, Н.М.Соловьева, Н.П.Калинина, Л.Пузыревского, Д.И.Зарина.В.Зп-ковьева, В.П.Гутора, Л.Стадницкого, В.Петрова, А.Н.Еетхера, СО.Цибульского, В.Д.Корганова, Л.Д.Бутовского, В.С.Шовича, Л.Л.Маслова, К.З.Вебера. Н.А.Вптсеовского, Н.Нолленгауэра, А.И.Рожвова, Н.И.Суворова, В.И.Рашевской, П.Тихова, Л.Остроумова.
В советский период наиболее значительный вклад в разработку музыкального воспитания учащихся на уроке к во внеклассных формах внесли : 0.А.Апраксина, В.К.Белобородова, Н.Я.Брюсова, Е.Я.Гембип-кал, Н.Л.Гродзенская, М.А.Румер, В.Н.Шацкая, С.Т.Шацкий, Б.Л.Яворский. Ими отмечалась необходимость формирования музыкальной культура учащихся и осуществления преемственности школьного урока ггузытго и внеклассной музыкальной работы в атом процессе.
Последующий этап в музыкальной педагогике / 50-70 г.г./ связал с разработкой путей совершенствования отдельных аспектов музыкального воспитания и развития учащихся посредством апробации п внедрения частіші методик.
Настоящий период отмечен все возрастающим вниманием исследо -вателей к проблеме музыкальной культури как целостного явления. В то хе время интеграция различных областей знания оставляет за каждой из них право специфического ракурса изучения феномена музыкальной культуры.
С точка зрения социологии музыкальная культура представляет собой вид художественной культура и изучается как жизнь музыки в обществе /Б.Асафьев, Р.Грубер, М.Каган, Л.Коган, А.Сохор, В.Цукер-ман, Г.Ермакова/.
В психолого-педагогической литературе изучаются компоненты музыкальной культури,определяются критерии и уровни сформированкос-ти.пути развития у индивидов различных возрастных групп.Подходы к решению проблемы предлагают : Э.Б.Абдуллин, Ю.Б.Алиев, Л.В. Го-
ршова, Р.И.Грубер, T.G.Зиновьева, К.Д.Критская, Р.А.Тельчарот, В.О.Цанн Кай-си, Л.В.й'коляр.
Перспективность направления музыкально-педагогических исследований в сфере музыкальной культуры требует своей дальнейшей разработки. Особенно актуальным представляется изучение музыкальной культурі; детей младшего школьного возраста, так как с психолого-педагогических позиций этот период является наиболее сепэнтипным в формировании структуры личности и ее культуры /Л.С.Зчготский, А.Н.Леонтьев, А.Г.Ковалев, А.А.Люблинская/. Среди исследования, посвященных особенностям развития музыкальной культуры младших школькикоп в определенной музыкально-культурной среде, - дисеер-тационный труд О.И.Кеернг /в условиях художественной самодеятельности/, С.А.Серуза /в медсеыейном объединении/, А.И.Роздымахи /в условиях школы-интерната/.
Однако проблема целенаправленного формирования музыкальной культуры младоих пкольников в единстве классных и внеклассных форы работы изучена недостаточно полно.
Новизна и убедительность современной постановки и решения проблемы преподавания художественных дисциплин в пгколе, все более осознаваемая потребность формирования музыкальной" культуры учащихся младшего школьного возраста на основе единых концептуальных подходов к классным и внеклассным формам музыкального воспитания во многом предопределила выбор темы: Взаимодействие урока музыки и вне-классных занятий в формировании музыкальной культуры младших школьников.
Цель исследования - теоретическое и методическое обоснование путей формирования музыкальной культуры младших школьников на основе единству принципов преподавания музыки в пколе.
Объект исследования - взаимодействие различных форм музыкального воспитания в начальной школе.
Предмет исследования - процесс формирования музыкальной культуры младших школьников в единстве классных и внеклассных занятий.
Гипотеза исследования. В условиях взаимодействия урока музыки и внеклассных музыкальных занятий будут созданы необходимые и достаточные предпосылки для формирования музыкальной культуры младзих
шсольникоб, если:
- приобщение детей к музыке на уроках и во внеклассной работе будет происходить на единой концептуальной основа, что найдет свое отражение в общей цели занятий и средствах ее достижения, адекватїшх духов-
пой сущности музыкального искусства;
существующая d практико разобщенность задач внеклассных занятий г. урока музыки уступит место преемственности между различными форами музыкального воспитания, содержанием которых явятся "... выразительное и говорящее бытие" ЛІ.Бахтин/ з единстве образов мира и звука;
музикальная культура станет рассматриваться как целостный, универсальный и доступный для всех детей /независимо от уровня их музыкальной образованности/ комплекс индивидуальных особенностей и потенциальных музыкально-творческих возможностей, способствующий осознании и воплощения в музыке личностно-значимого смысла перояи-ванпй ребенка. Зто позволит трактовать музыкальную культуру младших: школьников как обшув, являюауюсп необходимым отапои для даль-койлюП специализации в области (музыкального искусства.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих .задач:
изучение и обобщение философской, социологической и ненхолого-педягогической литературы, раскрывающей суг^юсть понятия "музыкальная культура";
анализ проблеми взаимодействия классных м внеклассных форі музц-калыюго воспитания в отечественной и зарубежной литературе;
выдвижение и обоснование теоретических установок и принципов, способствующих достижению едшіства подходов в приобщении детей к музыке;
разработка и обоснование содер.тания занятий по формированию общей музыкальной культуры младших школьников.
Методологической основой исследования явились: теория завершенности возрастных циклов развития и принципы художественного воспитания А.В.Бакушинского; положения теории деятельности Л.Н.Леонтьева о роли личностного смысла в психологическом развитии детей; исследования в области психологии художественного восприятия /Б.М.Теплов, В.В.Медушевский, А.А.Молик-Пашаев, В.Г.Раяшков/; принципы общего музыкального образования и воспитания Музыкальной секции Наркомпроса /Н.Я.Брхх:оБа, А.А.Шеншин и др./; выводы исследований В.Н. Шацкой об особенностях профессионального и массового музыкального образования и воспитания; концепция массового музыкального воспитания Д.Б.Кабалевского.
Исследование велось следующими методами:
- ретроспективный анализ музыкального воспитания в учебных заведе
ниях России;
изучение передового опыта зарубежной музыкальной педагогики;
педагогический оцеперимент, анализ музыкально-творческих работ учащихся, беседа, анкетирование, целенаправленное педагогическое наблюдение, анализ документации.
Исследование проводилось в течение 1986 - 1991 г.г. и иколач № 69 г.Свердловска, № 8 г.Ирбита Свердловской области, школе поселка Совхозный Белолрского р-на Свердловской области. В формирующем эксперименте приняло участие семь экспериментальных и семь контрольних групп учащихся начальных икол. Разными методами исследования было охвачено около 63U школьников начальных классов.
Работа над диссертацией проводилась в несколько этшГов. На первой етапе /1986 - 1937 г.г./ изучалась философская, эстетическая, социологическая и пенхолого-педагогическая литература по исследуемой проблеме; обобщался педагогический опыт внеклассной музыкальной работы в общеобразовательной школе, ее ф.ормы и содержание; анализировалось состояние проблемы взаимодействия и преемственности школьного урока музыки и внеклассных музыкальных занятий.
На втором етапе /1937 - 1990 v.г,/ разрабатывались теоритеч'.с-кио и методические положения исследования, уточнялись организационные и.содержательные аспекты опытно-экспериментальной работы.
На третьем етапе /1990 - 1991 г.г./ проводился анализ и интерпретация результатов экспериментальной работы, формулировались и уточнялись основные выводы исследования, готовились методические рекомендации.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту:
-
Эффективность фор-мирования музыкальной культуры младших школьников во многом определяется уровнем и степенью взаимодействия у," о-чішх и внеурочных форм музыкального воспитания, их концептуальны'.' родством.
-
Конкретизация понятия "музыкальная культура младших школьнике.Л подразумевает правомерность разграничения её, в зависимости от целей и задач в воспитании детей музыкальных и общеобразовательных школ, на профессиональную и общую, и определение последней как полостного, универсального и доступного для всех детей /независимо от уровня их музыкальной образованности/ комплекса индивидуальных особенностей и потенциальных музыкально-творческих'возможностей ребенка, предшествующего профессиональной подготовке музыкантов.
-
Достижению единства подходов в музыкальном воспитании, формированию общей музыкальной культуры младших школьников способствуем
опродолсішая последовательность этапов в музикально!: робото с детьми: от восприятия явлений окружающего мира или музикального образа - через опознание личностно-значимого смысла перезваний, вызванных восприятием жизненного явления пли его звукового преобразования, - к поиску адекватных яичностно-значимому смыслу му-зыкалышх красок и виразителышх средств для его воплощения. 4.Планиі>ованис и организация содеркания музыкальных занятий с уладш мл пколышками осуществляется по двум направлениям.В одном пз них прочувствование нерасторжимости образов г.мра и звука связано с постижением искусства и клзнп в единстве их личностно- значимого егшела для ребенка.Практическая реализация этого направления строится на основе принципов вариативности сглсловах трактовок при воплощении аизненного явления ь музико л множественности РМОІШ-оналышх контекстов госприятия. В другом направлении порез прпзку ментальности рассматриваются обрядовая музыкальная культура РЭД-г.ого края и национальная самобытность музыкальных культур других народов к стран.Названному направлению соответствуют принципи общности музыкально-культурных традиций к музыкально-исторического детерминизма.
Научная ноЕиапа исследования. Пд теоретической уровне обосновано понятие "общая музикальная культура младших ап-юльниксв", определены его основино структурные кошонентн;обосьоьани исход-пне теоретические установки,позиции и принципы, обуслаЕ-якващие достижение единства подходов приобщения детой к музыке б классных II внеклассных формах музыкального Еоспктапая;разработапо содорха-пио музыкальных занятп!'; по ^ор.тщювыиа общей музыкально!; культуры учащихся. Предложенное направление работа открывает еоз;.:охпос-тк для осуществления целостного подхода в формировании и развитии музыкально": культуры млодппх школьников,
їїракткчоская значимость исследования заключается в определении наиболее элективных путей 5ор.'лирования мугыкалыюп культуры младших школьников б условиях взаимодействия урока и шеклассноГ? работц;коіп:ретнзащ'.п методических положении и принципов внеклассных музыкальных занятий.Разработанное содержание музыкальных занятий с детьми монет бить внедрено в шпрокоГ; практике .музыкального воспитания учащихся как на уроках музыки, так и во внеклассной работе.Результаты исследования могут быть использованы в работе общеобразовательных школ,центрах п классах эстетического воспита-
ния, школах искусств, лицеях. Материалы могут найти применение а курсе лекций по методико музикального воспитания для студентов педагогических училищ, музыкально-педагогических факультетов педагогических институтов, слусателей курсов поручения квалификации.
Достоверность исследования обеспечивается выбором методологических и теоретических полиции, сопоставлением и анализом литературы по данной проблеме, использованием разнообразных методов исследования, адекватных его целям и задачам.
Апробация материалов исследования осуществлялась в процессе опытно-экспериментальной работы, в выступлениях на: Ме;»;^народііоЯ конференции по эстетическому воспитанию молодэчи /Херсон, 1991/, Всероссийском сооещании-сешшаро /Ленинград, 1990/, областном методическом семинаре для учителей музыки /Свердловск, 1990/, районном семинаре по внеклассной музыкальной работе /Свердловск, 1990/, научно-практических и научно-методических конференциях в Свердловском пединституте /1988 - ІУЗІ/, научно-практических конференции в пос. Заречный Еелоярского р-на Свердловской области /1968, 1989/> областном семинаре-практикуме /Б.Салдз, 1988/, в выступлениях на кафедро пения и методики музыкального воспитания Свердловского пединститута.
Внедрение результатов исследования осуществлялось при чтении лекций по методике музыкального воспитания для слушателей факультета повышения квалификации преподавателей музыкально-педагогических училии; РС'СР, студентов очного и заочного отделений музыкально-педагогического факультета Свердловского государствеїшого пединститута, через проведение занятии в школе молодого учителя при музыкально-педагогическом факультете СГПИ, ігубликацию материалов исследования в печати, практическую работу в школе № 69 г.Свердловска в качестве учителя музыки и организатора внеклассных музыкальных занятий в начальных классах.
Структура диссертации - веєдєниз, две главы, заключение, библиография.