Введение к работе
r '"'''і'"4 І
-^^ЗКі'уасьность темы. Разработка аксиологического аспекта ап.ч'^щ^Щгп ипртдтсчид дотей продиктована возрастанием роли личностного фактора в принятии и реализации социально-экономических програші, ориентированных не только на настоящее, но а на будущее.
В материалах ХХЛІ съезда КПСС содержится важный выпод о їеобходимости формировать ценностные ориентации у советских, иодей, обогащать их духовный мир. В соответствии с постанов-тениями февральского (1980 г.) Пленума ЦК КПСС необходимо в большей мере использовать нравственно-эстетические возглозшо-;ти каждого учебного предаета, особенно предметов творческого управления (литератури, музыки, изобразительного искусства, эстетики). Этим определяется социально-педагогическая акту-ільность исследования процессов формирования эстетических >риентации школьников.
Формирование личности детерминировано конкретно-иоторк-іескими социальными условиями. Б процессе воспитания и обра-ювания личность обретает те эстетичешгие ценности, которые в ;вою очередь влияют на общественные процессы и духовную куль-уру. Эстетические ценности играют роль регулятора в отноше-:кях людей друг к другу и к обществу в целом, выполняют коор--пниругащую функцию в их взаимосвязях. Специфика эстетической .ктивцости личности обусловлена рядом факторов, связанных' с .отребностно-мотизационной и эмоциональной сферами человека, его ценностными ориентациями. От того, насколько полно и. лубоко будет освоена система ценностей (в -том числе и эсте-ических) каждой отдельной личностью, насколько эта система оответствует ценностям общества в целом, зависит и степень азвитости индивидуальных ценностных ориентации. Исходя из иалектической взаимозависимости сознания и практики, наибо-ее эффективным следует признать активное освоение ценностей самостоятельной целенаправленной деятельности.
Принимая во внимание специфику формирования ценностных риентаций, особое значение приобретают ранние этапы этого роцзсса, когда закладываются основы ценностного отношения еловека к действительности а к искусству. Это определяет
- З ~
важность исследования педагогических условий, обеспечивающих оптимальные возможности эстетического образования и воспитания детей в младших классах общеобразовательной школы. Этим определяются предмет и проблематика данного диссертационного исследования.
Решение задач эстетического, воспитания школьников . на уроках музыки общеобразовательной школы возможно при целенаправленном формировании ценностных ориентации на материале произведений музыкального искусства в процессе включения учащихся в эстетическую деятельность.
Категория "ценностная ориентация." в последнее десятилетие широко применяется в советской педагогике. Тем не менее нуждаются в специальном-изучении ранние возрастные этапы процесса формирования эстетических, ценностных ориентации у школьников. Б поисках возможных решений актуальных задач эстетического воспитания учащихся на уроках музыки, исходя из социальной'значимости и педагогической актуальности проблемы учитывая.её недостаточную разработанность, мы определили тем; исследования - "Формирование эстетических ориентации у младших школьников общеобразовательно! школы (на материале музыки)". ...
.Объект исследования.- эстетическая деятельность учащихсі первого-чагвертого классов на уроках музыки в общеобразовательной школе.......
Предмет исследования - воспитание эстетических ценностных ориентации учащихся на материале произведений музыкально го искусства.. .....
Цель исследования ~ выявление педагогических условий во спитаная эстетических ориентации у младших школьников в процессе освоения шли произведений музыкального искусства.
.. Гипотеза исследования -: формирование эстетических, ценно стных ориентации у младших школьников при определённых педагогических, условиях- протекает как единый процесс становления знаний о музыке, развития эстетических чувств и умения адекватно оценивать произведения музыкального.искусства. Результатом этого процесса является ценностное отношение к музыкальным произведениям, которое выражается.в целостном их восприятии и в стремлении к эстетическому освоению предметно-
практической деятельностью в сфере музыки. Задачи исследования:
-
На основе теоретического анализа философской, эстетической, психологической и педагогической литературы обосновать эстетическую ориентацию как ценностную категорию.
-
Изучить педагогические условия формирования .эстетических ориентации у младших школьников на уроках музыки.
-
Разработать педагогическую модель формирования эстетических ориентации и выявить особенности динамики этого процесса у учащихся начальной школн на уроках музыки.
. Методологической основой исследования является.диалекти-ко-материалистическая теория общественного развития;, основополагающим принципом для настоящего исследования является ленинская концепция о двоякой роли практики, которая выступает "и как критерий истины и как практический определитель.связи, предмета с тем, что нукно человеку"*; на основании того, "что нужно человеку", т.е. его потребностей, вырабатываются .его ценностнцо ориентации, от которых зависпт выбор соответствующего поведения не только в настоящем, но и в будущем.
. В исследовании применялись следующие метода - теоретический анализ научной литературы; длительное включенное.наблюдение за музыкально-эстетическим развитием-учащихся на уроках музыки; беседы с родителями и учениками на всех этапах опыт-но-экслериментальной работы; анкетирование; изучение планов работы учителей музыки и обсуждение с ними протоколов уроков; личная практическая работа на уроках музыки в экспериментальном классе; систематизация и анализ- ответов учащихся на вопросы учителя.
База исследования. Экспериментально-опытная работа проводилась в школе & 4 ВО РОНО г.Ленинграда, контрольные."срезы" осуществлялись в школе 1Ь 300 Куйбышевского района г.Ленинграда и на педагогической практике студентов педагогического факультета ЛШИ им. Л.И.Герцена. Исследуемый контингент - учащиеся 1-4 классов.
Этапы исследования. На первом этапе анализировалась фи-
I. В.И.Ленин. Полное собрание сочинений. Изд.5-ое. Т.42. М., 1963. 0.290.
лоеофская, эстетическая, социологическая, социально-психологическая и педагогическая литература по предмету диссертационного исследования. В итоге были определены теоретические предпосылки изучения эстетических ориентации учащихся и вняв лен педагогический аспект категорші "эстетическая цешюстная ориентация".
На втором этапе на основе проведенной опытной работы в общеобразовательной школе били определены параметры музыкаль но-эетзтического восприятия у младших школьников.
На третьем этапе одновременно проводилась диагностика исходного уровня музыкальной подготовленности учащихся 1-го класса и формирование эстетических ориентации у младших школьников; виявлялись педагогические условия изучаемого процесса.
Научная новизна исследования состоит в теоретической и экспериментальной разработке педагогической модели формирова нка эстетических ориентации у учащихся младших, классов в про цессе преподавания музыки в общеобразовательной школе. Эта модель зключает компоненты эстетического восприятия, показатели и динамику этого процесса.
Практическая значимость диссертации зшслючается в определении педагогических условий формирования эстетических ори ентаций у учащихся начальной школы, в разработке методически рекомендаций для учителей о поэтапной (с первого по четверти классы) программе преподавания музыки.'
На защиту выносятся следующие положения.
-
Принципиальное условие успешности эстетического воспитания учащихся на уроках музыки - целенаправленный отбор музыкальных произведений как ценностей с позиций ыарксистско ленинской эстетики,, направленный на развитие индивидуальных интересов и эстетических вкусов каждого школьника, на воспитание их потребности в общении с музыкальным искусством. В качестве приоритетных ценностей целесообразно выделить- доступную понимания младших школьников классическую музыку (как отечественную, так и зарубежную), народную музыку и прогрессивные направления современного музыкального искусства.
-
Целенаправленное формирование эстетических ориентации з гюллективо младших школьников осуществляется в процес о
-. 6 -
практической музыкально-эстетической деятельности, организованной с учётом определённых педагогических условий: создание творческой атмосферы на уроках, учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, соблюдение принципа поэтапности формирования эстетических ориентации, использование методов активизации музыкально-эстетической деятельности учащихся.
3. Развитие эстетических ценностных ориентации у учащихся пер'вого-четвертого классов выступает как динамичный процесс, имеющий определённую структуру; в ней следует различать четыре возрастных этапа и три основных уровня сформированнос-ти эстетических ориентации с характерными для каждого из них доминантами эстетического восприятия музыки в общем комплексе его параметров. На первом уровне преобладает непосредственное эмоциональное восприятие и зарождается способность переживания, понимания музыкального произведения и его осмысления учащимися; на втором уровне наблюдается усиление сопереживания художественному образу; на третьем - углубление способности учащихся воспринимать музыкальное произведение в единстве его содержания и формы, возникает его целостное восприятие, приближающееся к адекватному по отношению к замыслу композитора, появляется стремление к активному общению с музыкой не только на уроках, но и за пределами школы.
Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе обсуждений: на кафедре марксистско-ленинской эстетики и искусствоведения ЛИШ им. А.И.Герцена (1987 и 1988 гг.); на кафедре эстетического воспитания (ЛГПИ'им. А.И.Герцена, 1983); на заседаниях лаборатории по нравственному воспитанию школьников (ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1984-1988 гг.); на научно-практических конференциях (ITEM им. А.И.Герцена, "Герценовские чтения" 1975, 1976, 1977); на научно-практических сешшарах в Центральном институте усовершенствования учителей (Москва, 1975, 1976, 1978, 1979); на научно-практической конференции Центрального института усовершенствования учителей (Пермь, IS80); на совещании-семинаре "Проблемы совершенствования эстетического воспитания и образования студентов педвузов РСФСР ..." (Архангельск, 1985); на научно-практической конференции (ЛГПИ'им. А.И.Герцена, 1986); на научно-практической конференции "Личность ученика и личность учителя в школе будущего"
(ЛПШ игл. А.И.Герцена, 1988); входе обсуждения экспериментально-опытного материала на педсоветах, семинарах классных руководителей (Ленинград); в институте усовершенствования учителем (Ленинград); а также в семи опубликованных работах.