Содержание к диссертации
Введение
Глава 1 Теоретические основы формирования ценностных ориентации у младших школьников на основе традиций русской национальной школы 15
1.1 Ценностные ориентации личности как междисциплинарная проблема исследований 15
1.2 Традиции русской национальной школы как основа формирования ценностных ориентации у младших школьников 45
1.3 Модель формирования ценностных ориентации у младших школьников на основе традиций русской национальной школы 76
Выводы по 1 главе 90
Глава 2 Экспериментальная проверка эффективности модели формирования ценностных ориентации у младших школьников на основе традиций русской национальной школы 93
2.1 Обоснование возможности формирования ценностных ориентации у младших школьников на основе традиций русской национальной школы 93
2.2 Анализ хода и результатов экспериментальной проверки авторской модели формирования ценностных ориентации у младших школьников 113
Выводы по 2 главе 143
Заключение 145
Библиография
- Ценностные ориентации личности как междисциплинарная проблема исследований
- Традиции русской национальной школы как основа формирования ценностных ориентации у младших школьников
- Обоснование возможности формирования ценностных ориентации у младших школьников на основе традиций русской национальной школы
- Анализ хода и результатов экспериментальной проверки авторской модели формирования ценностных ориентации у младших школьников
Введение к работе
Актуальность исследования.
Перемены, происходящие в нашей стране в: последние десятилетия, глубоко затронули не только социально-экономическую, но и духовно-нравственную сферу жизни общества. В настоящее время имеет место сложный противоречивый процесс переоценки и переосмысления социально-культурных ценностей. При этом в наиболее затруднительном положении оказывается подрастающее поколение, поскольку становление их жизненной позиции, мировосприятия осуществляется в ситуации, когда прежние, неоспоримые ценности отвергнуты, а новые, к которым общество стремится прийти, еще не полностью определены.
Особая ответственность в современных непростых условиях ложится на школу, которая очень часто является основным, а порой и единственным культурным центром жизни многих детей. Школа существенно влияет на жизнь детей, развивает их, формирует их потребности, интересы, ценностные ориентации. Одновременно, являясь одним из институтов общества, школа сама в настоящее время претерпевает серьезные изменения. Одним из направлений модернизации и реформирования светской школы является обновление содержания общего социально-гуманитарного образования, направленное, в частности, на преодоление негативных последствий отказа государства и светской школы в предшествующий период от опоры на ценности традиционной духовной культуры.
При этом приходится констатировать, что воспитательные функции школы находятся в тени, приоритет отдается обучению; связанному с постоянно обновляющейся системой знаний. Активно разрабатываются новые программы, учебники, технологии преподавания и т.п., а целенаправленная воспитательная работа ведется гораздо менее активно. Вместе с тем, вполне очевидно, что сама сущность воспитания восходит к ценностно-мотивационным структурам личности, к ее нравственно-духовной культуре. То есть развитие нравственности, формирование ценностных
4 ориентации личности должно стать ведущим направлением воспитательной деятельности в школе.
Одной из основных задач современной российской общеобразовательной школы является социализация учащихся в современном российском обществе и интеграция их в пространство' российской культуры. Она не может быть адекватно решена без учета традиций, существующих в русской народной школе, поскольку именно традиции сохраняют национальный характер воспитания, что очень важно при вхождении страны в мировое экономическое и культурное пространство. Приобщение детей и молодежи к традиционным ценностям, характерным для русской национальной школы и имеющим общенациональную культурную значимость, является необходимым условием формирования человека и гражданина, интегрированного в современное российское общество, нацеленного на его совершенствование и развитие.
При этом в последние годы в педагогической теории и практике заметно возрос интерес к изучению возможностей духовной культуры в воспитании школьников, одним из элементов которой является православие. Культура России исторически формировалась под воздействием православия, и все ее сферы, в том числе и школа, глубоко с ним связаны. Росту интереса значительной части учащихся и их родителей к православной культуре во многом способствуют новые социально-культурные условия - открытость, приверженность демократическим институтам и принципам, отказ от односторонней идеологизации светского образования, ориентация4 российской школы на ценности традиционной духовной культуры в обучении и воспитании.
Одной из традиционных задач духовной культуры всегда было воспитание нравственной личности, обладающей устойчивой системой ценностных ориентации. От правильного понимания ценностей, соблюдения нравственных норм каждым человеком в значительной степени зависит
5 эффективность решения задач во всех сферах государства: образовательной, экономической, социальной, военной и т.д.
Для формирования системы ценностных ориентации необходимо создание специальных условий, как особых обстоятельств передачи позитивных ценностей общества, которые обеспечивают развитие ребенка в интересах и общества, и самой личности. В наиболее общем значении ценности представляют собой формы положительного и отрицательного отношения личности к предметам или явлениям социальной действительности. Они играют важную роль в саморегуляции поведения личности, определяют в целом цели и средства ее деятельности.
Проблема ценностных ориентации не является в науке новой. Изучая ценностные ориентации личности, Б.Г.Ананьев, Н.А.Бердяев, В.Н.Мясищев пришли к выводу, что исследуемые характеристики - это качества личности, отражающие содержательную сторону ее направленности настолько, что степень развития ценностных ориентации позволяет судить об общем уровне развития личности.
Возникновение и развитие ценностных ориентации, их влияние на все стороны жизнедеятельности человека является предметом изучения многих областей науки: философско-социологической (Л.М.Архангельский, О.Г.Дробницкий, А.Г.Титаренко, В.П.Тугаринов и др.), социально-психологической (И.С.Кон, А.Маслоу, Н.Ф.Талызина и др.), психолого-педагогической (М.И.Бобнева, В.А.Василенко, В.Д.Ермоленко, ИБ.Крылова и др.).
Ряд исследователей связывает ценностные ориентации личности со здоровьем (М.В.Антропова, А.А.Балабин, В.Г.Боуэр, В.А.Сухомлинский, О.Л.Терещева и др.). Другие (Л.И.Любышева, М.Я.Сараф и др.) подчеркивают обязательность связи ценностных ориентации с развитием волевых качеств личности, или с формированием эстетических представлений (В.И.Столяров, А.М.Шимина и др.).
Выделяются работы, авторы которых связывают формирование личностных ценностей на основе традиционной духовной культуры. Так, Г.Нисский, И.А.Ильин, Н.А.Бердяев, Н.Д.Никандров, Б.В.Ничипоров в разные исторические периоды доказывали обязательность выстраивания всех воспитательных воздействий на православной основе.
Результаты проведенного анализа показывают, что, несмотря на неоспоримую теоретическую и практическую значимость проблемы формирования ценностных ориентации, она остается открытой для научно-практических изучений. В частности, с научно-теоретических позиций недостаточно изучен компонентный состав ценностных ориентации; не исследована возможность формирования ценностных ориентации посредством изучения православной культуры и традиций русской национальной школы. С позиций- образовательной практики недостаточно разработаны различные модели формирования ценностных ориентации, не отработан критериально-диагностический аппарат, позволяющий определить уровень их сформированное.
В ходе всестороннего анализа исследуемой проблемы обнаружены следующие противоречия:
-между объективной потребностью общества в нравственных, духовно развитых гражданах и традиционной организацией процесса формирования ценностных ориентации в школе, недостаточно учитывающей возможности традиций русской национальной школы в нравственном развитии личности;
-между необходимостью совершенствования процесса формирования ценностных ориентации у младших школьников и отсутствием модели, реализация которой позволит повысить уровень их сформированности.
Вследствие этого в педагогической теории и практике имеет место проблема, связанная с поиском путей и средств, позволяющих повысить эффективность процесса формирования ценностных ориентации у младших
7 школьников на основе традиций русской национальной школы. Потребность в разрешении данной проблемы определила выбор темы исследования: «Формирование ценностных ориентации у младших школьников на основе традиций русской национальной школы».
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в начальной общеобразовательной школе.
Предмет исследования - процесс формирования ценностных ориентации у младших школьников с учетом традиций русской национальной школы.
Цель исследования - теоретическое обоснование, разработка и опытная проверка модели формирования ценностных ориентации у младших школьников на основе традиций русской национальной школы.
Гипотеза исследования - формирование ценностных ориентации- у младших школьников на традициях русской национальной школы будет эффективным, если:
- оно рассматривается как личностный и социально значимый процесс,
направленный на выработку духовно-нравственного отношения к социально-
культурным ценностям, который реализуется в совместной деятельности
учащихся, их родителей, школы и представителей русской православной
церкви (РПЦ);
реализуется в учебном процессе разработанная, научно обоснованная и экспериментально проверенная модель формирования ценностных ориентации у младших школьников на основе использования традиций русской национальной школы;
- обоснованы условия эффективной реализации авторской модели
формирования ценностных ориентации у младших школьников на основе
традиций русской национальной школы.
Исходя из понимания цели и предмета исследования, а также для подтверждения выдвинутой гипотезы были определены следующие задачи:
уточнить сущность и компонентный состав ценностных ориентации младших школьников с учетом традиций русской национальной школы;
разработать модель формирования ценностных ориентации у младших школьников и экспериментально проверить ее эффективность в соответствии с обоснованными уровнями сформированности ценностных ориентации;
выявить и экспериментально проверить условия, обеспечивающие эффективность формирования ценностей личности младшего школьника на основе традиций русской национальной школы.
Методологическую основу исследования составили
основополагающие философские, социальные и психолого-педагогические теории и положения; научные труды по философии и методологии образования (F.C. Батищев, В.П. Беспалько, B.C. Библер, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, Н.Б. Крылова, Н.В. Кузьмина, В.А. Левин и др.); общие идеи социокультурной концепции образования; концептуальные идеи аксиологической теории (Аристотель, Демокрит, Р.Дёкарт, И.Гердер, И.Гете, и др.).
Теоретическими основами исследования явились:
научные труды по философии и методологии образования (Г.С.Батищев, В.П.Беспалько, Н.А.Бердяев, В.И.Загвязинский, Н.Б.Крылова, Н.В.Кузьмина, А.Л.Никифоров и др.);
исследования культурологического аспекта образования (А.В.Бородина, И.Е.Видт, Б.С.Ерасов, В.И.Журавлев, Н.Б.Крылова, О.М.Леонтьева и др);
исследования аксиологического аспекта в педагогике (Л.А.Зандер, И.А.Ильин, И.Ф.Исаев, Б.В.Ничипоров, А.И.Осипов, В.Певницкий, Н.Е.Пестов, В.А.Сластенин, Т.И.Пороховская, Е.Н.Шиянов);
идеи гуманистической психологии (Н.А.Бердяев, Д.Брунер, А.Маслоу, К.Р.Роджерс, С.Л.Рубинштейн и др.);
- теория формирования ценностных ориентации личности в процессе
социализации (И.В.Авдеева, В.Г.Алексеева, В.С.Бакиров, О.М.Бакурадзе,
Н.А.Волкова, Г.А.Головых, О.Г.Доброцкий, В.Д.Ермоленко, А.В.Зубова,'
В.А.Караковский, Б.Т.Лихачев, А.В.Мудрик, В.П.Тугаринов, Л.А.Чугунова и
др-);
идеи нравственного формирования личности школьника в учебно-воспитательном процессе (А.А.Балабин, М.И.Бобнев, О.С.Богданова, В.М.Вахтеров, В.В.Давыдов, А.Косичев, С.А.Локтева, С.В.Любимов, Б.И.Минаев, . Н.Е.Синица, Н.Ф.Талызина, Н.М.Трофимова, Б.М.Шиян, С.Г.Якобсон, А.В.Ярошенко, Е.Шестун, В.В.Зеньковский, К.Д.Ушинский);
исследования особенностей организации учебно-воспитательного процесса младших школьников (Ш.А.Амонашвили, Н.Ф.Виноградова,
В.В. Давыдов, Л.В. Занков, С.Н. Лысенкова, Н.М.Трофимова, Б.Д. Эльконин и др.);
- исследования влияния аксиологического компонента православной культуры на развитие человека и общества (Аврелий Августин, Г.Нисский, М.Грек, Василий Великий, Г.Богослов, И.А. Ильин,..- Н.Д.Никандров, Б.В.Ничипоров, Е.Шестун, А.Зелененко, Е.Белозерцев, А.А.Корольков, Е.А.Азарова, А.А.Игнатов, А.Е.Шишкин, С.А.Ефименкова, Н.Я.Рыбина, С.И.Минкин и др.)..
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования:
-теоретические: анализ и обобщение информации по проблеме исследования, представленной в философской, исторической, социологической, психологической, педагогической, методической литературе, а также в нормативных документах, прогнозирование, систематизация, моделирование;
-эмпирические: интервьюирование, включенное наблюдение, экспертное оценивание, рейтинг, анализ продуктов деятельности
10 младших школьников, тестирование, изучение и обобщение опыта, констатирующий и формирующий эксперимент.
-методы обработки результатов: статистические, качественный
анализ, графическое представление экспериментальных данных.
Опытно-экспериментальной базой исследования, проводимого с 1996 по 2007 год, служили образовательные учреждения - Основная образовательная школа № 11 г. Вольска, МОУ СОШ № 6. Реализация задач исследования и проверка его гипотезы осуществлялась в три этапа.
На первом, теоретическом этапе (1996-1998 гг.) изучалась степень разработанности проблемы в психолого-педагогической, философской, православной литературе, анализировался опыт формирования ценностных ориентации школьников, накапливался эмпирический материал, были определены цель, задачи, методика исследования, выстраивалась рабочая гипотеза, конкретизировался общий методологический подход к процедуре исследования и оценке его результатов. На данном этапе был проведен констатирующий эксперимент с целью выявления исходных уровней сформированности ценностных ориентации, изучалось отношение учителей и родителей к данной проблеме исследования.
На втором, практическом этапе (1998-2003 гг.) был проведен отбор содержания и разработана модель формирования ценностных ориентации на основе традиций русской национальной школы, обоснованы педагогические условия формирования ценностных ориентации у младших школьников; определялись и уточнялись критерии уровней сформированности ценностных ориентации младших школьников. Проводился формирующий эксперимент по внедрению и апробации авторской модели с одновременным внесением корректив в методику исследования, формировались предварительные выводы и рекомендации.
На третьем, обобщающем этапе (2003-2007 гг.) осуществлялось осмысление и аналитическое изложение материалов, анализировались полученные экспериментальные данные, проводилась статистическая
количественная и качественная обработка результатов эксперимента, полученный аналитический материал сопоставлялся с целью, задачами и гипотезой исследования; определялись окончательные результаты эксперимента. Осуществлялось внедрение результатов исследования в практику работы учебных учреждений, оформлялся текст диссертационной работы.
Научная новизна проведенного диссертационного исследования определяется тем, что:
- расширено понимание сущности ценностных ориентациях с позиций
философии, психологии, педагогики, теологии и определен
компонентный состав процесса формирования ценностных ориентации;
дано определение ценностных ориентации младших школьников;
разработана модель формирования ценностных ориентации у младших школьников на основе традиций русской национальной школы, состоящая из компонентов: целевой, содержательный, организационно-процессуальный, критериально-диагностический, результативный, а также включающая педагогические принципы и условия. Обозначены этапы ее внедрения и экспериментально проверена ее эффективность;
определен критериально-диагностический аппарат по выявлению уровней сформированное ценностных ориентации, включающий следующие параметры: направленность на духовный рост посредством изучения православной культуры; теоретические представления о социально-культурных ценностях; ' руководство ценностными ориентациями в реальной жизни; наличие первичных рефлексивных умений;
выявлены педагогические условия формирования ценностных ориентации школьников на основе традиций русской национальной школы: учет возрастных возможностей младших школьников и уровня
сформированности ценностных ориентации- у них; реализация воспитательного духовно-нравственного потенциала содержания учебных дисциплин; создание образовательной среды, обеспечивающей участие школьников в разных видах деятельности; обеспечение единства воспитательных взаимодействий участников образовательного процесса: учащихся, родителей, школы и представителей РГЩ.
Теоретическая значимость проведенного исследования состоит: в обосновании соответствия формирования ценностных ориентации у младших школьников тенденциям реформирования системы начального образования с позиций усиления роли традиций русской национальной школы включающих в себя элементы православной культуры; в определении теоретических положений, уточняющих понимание сущности ценностных ориентации на основе православной аксиологии и использование их при создании педагогической модели; в разработке критериально-диагностического инструментария, позволяющего выявить и обосновать возможные уровни сформированности ценностных ориентации младших школьников, исходя из особенностей их личностного развития.
Практическая значимость исследования определяется: конкретными методическими рекомендациями, направленными на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса с позиции формирования ценностных ориентации; возможностью широкого использования результатов исследования в модернизации образовательного процесса на начальной ступени обучения; применением разработанных научно-методических материалов и рекомендаций студентами педагогических учебных заведений при подготовке к процессу формирования нравственных качеств учащихся начальной школы.
Достоверность и обоснованность результатов исследования подтверждается научной обоснованностью выдвигаемых теоретических
13 положений, внутренней непротиворечивостью логики работы, адекватностью применяемых методов цели и задачам исследования, ведением педагогических исследований в единстве с практической деятельностью; оперативным внесением корректив в гипотезу исследования; решением поставленных в исследовании задач; сравнением полученных результатов с итогами экспериментальной деятельности коллег других учебных заведений, работающих по этой же проблеме; широким использование результатов исследования в учебно-воспитательном процессе; личным участием автора в экспериментальной работе в качестве педагога-практика.
На защиту выносятся следующие положения:
1. В условиях учебно-воспитательного процесса начальной школы
ценностные ориентации понимаются как. элементы внутренней
структуры личности учащихся, на формирование которых
значительное влияние оказывает организация учебно-воспитательного
процесса в школе. Программа формирования ценностных ориентации,
которая состоит из четырех блоков: мотивационно-целевого,
теоретического, деятельностного, рефлексивно-оценочного
обеспечивает устойчивость мировосприятия младших школьников.
2. Модель формирования ценностных ориентации у младших
школьников на основе традиций русской национальной школы
представляет собой логику и структуру целенаправленного процесса,
ориентированного на становление духовно-нравственных норм
учащихся, проявляющихся в трех уровнях сформированности
ценностных ориентации - ориентационном, процессуальном и
рефлексивном.
3. Эффективность процесса формирования ценностных ориентации у
младших школьников на основе традиций русской национальной
школы обеспечивается соблюдением следующего комплекса
педагогических условий:
- учета возрастных особенностей и возможностей младших школьников в овладении традициями русской национальной школы и первоначальных уровней сформированности их ценностных ориентации при внедрении авторской модели;
-реализации воспитательного потенциала учебных дисциплин регионального компонента;
-создания воспитательной среды, обеспечивающей участие школьников в разных видах культурной деятельности;
-обеспечения единства воспитательных взаимодействий участников образовательного процесса - учащихся, их родителей, школы и представителей РПЦ.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на научно-практических семинарах и педагогических советах школ г.Вольска, семинарах для учителей в рамках деятельности городского методического объединения учителей начальных классов г.Вольска, в ходе подготовки и участия в областном конкурсе методических разработок при СарИПКРО (1998 г.), на заседаниях кафедры педагогики Педагогического института СГУ им. Н.Г.Чернышевского. Отдельные положения работы апробировались в ходе научно-исследовательской работы студентов отделения «начальных классов» педагогического училища № 2 им. Ф.И. Панферова в рамках подготовки курсовых и дипломных работ. Основные положения, выводы и рекомендации исследования, имеющие теоретическое и практическое значение, содержатся в публикациях автора.'
Структура диссертации определяется задачами и логикой исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии (169 источников) и проиллюстрирована 4 рисунками и 9 таблицами.
Ценностные ориентации личности как междисциплинарная проблема исследований
По замечанию П.И.Пидкасистого, любое педагогическое исследование, прямо или опосредованно, является вкладом в практическую педагогическую деятельность [126]. Развивая эту идею, мы предполагаем, что реализация теоретических исследований на практике представляется как последовательное внедрение взаимосвязанных моделей педагогической действительности, что требует обращения к междисциплинарному анализу педагогических явлений. В нашем исследовании таким явлением становятся ценностные ориентации личности, являющиеся предметом изучения в философии, психологии, педагогике. Прежде всего, обратимся к представлению о ценностных ориентациях в философии.
В древней китайской, индийской, греческой философии человек мыслится как часть космоса, некоторого единого сверхвременного «порядка» и «строя» бытия (природы), как «малый мир», микрокосм (Демокрит), отображение и символ Вселенной, макрокосма (в свою очередь понимаемого антропоморфно - как живой одухотворенный организм; человек содержит в себе основные элементы космоса, состоит из тела и души, духа рассматриваемых как два аспекта единой реальности (аристотелизм) или как две разнородных субстанции (платонизм).
В философии Аристотеля нашло выражение определяющее для античной философии понимание человека как живого существа, наделенного духом, разумом (разумной душой, в отличие от сенситивной и вегетативной души) и способностью к общественной жизни. В средние века в философии намечается понимание личности как отличной от психофизической индивидуальности и несводимой, к какой-либо всеобщей природе, или субстанции (телесной, душевной, духовной) как неповторимого отношения (Ришар Сен-Викторский XII век).
Эпоха Возрождения проникнута пафосом автономии человека, его безграничных творческих возможностей (Пико делла Мирандола). Специфичность человеческой сферы бытия» остро переживается Николаем Кузанским («О предположениях»).
Представление Декарта о мышлении как единственно достоверном свидетельстве человеческого существования («мыслю, следовательно, существую») легло в основу новоевропейского рационализма, который именно в разуме, мышлении усматривает специфическую особенность человека, его сущность.
Картезианский дуализм души и тела надолго определил постановку антропологической проблематики. При этом тело рассматривалось как автомат, машина, общее у человека с животными (Ламетри «Человек машина»), а душа отождествлялась с сознанием. Франклин определяет человека как «животное, производящее орудия».
В философии И.Канта вопрос «что такое человек?» является основным. Исходя из дуалистического понимания человека как существа, принадлежащего двум различным мирам - природной необходимости и нравственной свободе, И.Кант разграничивает антропологию в «физиологическом» и «прагматическом» отношении. Первая исследует то, «...что делает из человека природа...», вторая - то, «...что он, как свободно действующее существо, делает или может и должен делать из себя сам».
С опорой на картезианский рационализм и сенсуалистический эмпиризм, в немецкой философии конца XVIII - начала XIX века происходит возвращение к пониманию человека как живой целостности, характерному для эпохи Возрождения (Гердер, Гете натурфилософия романтизма). Гердер называет человека «первым вольноотпущенником природы»: его органы чувств и телесная организация, в отличие от животных, не специализированы более неопределенно, что составляет источник его специфического, он сам должен формировать себя, создавая культуру. Гердер, Гегель - романтики, развивают идеи историчности человеческого существования (Новалис называет историю «прикладной антропологией»).
Для немецкой классической философии определяющим является представление о человеке как субъекте духовной деятельности создающем мир культуры, как о носителе общезначимого сознания, идеального всеобщего начала - духа, разума. Критикуя эти идеи немецкого идеализма, Фейербах осуществляет антропологическую переориентацию философии, ставя в центр ее человека, понимаемого, прежде всего как чувственно телесное существо, как живую встречу Я и ТЫ в их конкретности.
В России антропологический принцип в философии развивал НТ.Чернышевский. В иррациональных концепциях Н.Г. Чернышевского XIX-XX веков доминирующими становятся внемыслительные способности и силы (чувство, воля).
Подобно взглядам Чернышевского, Кьеркегор также выдвигает на первый план волевой акт, в котором человек «рождает себя», выбор, благодаря которому индивид, непосредственное природное существо, становится личностью, то есть бытием духовным, самоопределяемым. Проблема личности - центральная для концепции человека в персонализме и экзистенциализме, согласно которой человек не может быть сведен к какой-либо «сущности» (биологической, психологической, социальной, духовной).
Идеи философии жизни (Дильтей) и феминологии (Гуссерия) послужили исходной основой для возникновения философской антропологии как особого течения в немецкой философии XX века (Шелер, Плеснер Гелен, «культурантропология» Э.Ротхаккера и другие).
Диалектико-материалистическое понимание человека предполагает выявление социальной сущности, конкретно-исторической детерминации его духовного мира, психологии, сознания и форм практической деятельности, раскрытие соотношений социального и биологического в человеке. Согласно исследованиям в этом направлении, человек есть живая система представляющая собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и прижизненно приобретенного. Как живой организм человек включен в природную связь явлений и подчиняется биологическим закономерностям на уровне психики и личности человека обращен к социальному бытию с его специфическими закономерностями. Физическая, морфологическая организация человека является высшим уровнем организации материи в известной нам части мироздания.
Традиции русской национальной школы как основа формирования ценностных ориентации у младших школьников
Рассмотрев теоретические основы формирования ценностных ориентации, мы выяснили, что ценностные ориентации обнаруживаются в системе личностного мировосприятия - интересах, идеалах, межличностных отношениях, отношении к религии и вере и т.д. И формируются, развиваются, изменяются в процессе социализации личности, то есть на протяжении всей жизни.
Период младшего школьного возраста занимает в процессе социализации человека особое место. Это связано с изменением социального статуса личности - из дошкольника ребенок превращается в школьника. В этот период происходит психологическая перестройка в деятельности; переход от игры к учению сопровождается изменениями в мотивах поведения, дает «толчек к развитию его познавательных и нравственных сил» [166]. Процесс психологической перестройки предусматривает первоначальное вхождение в новые условия школьной жизни, вхождение в учебный процесс и новую систему отношений детского и взрослого коллектива; появление начальных форм отношения к нормам и правилам школьной жизни [166]. Следовательно, мы можем говорить о том, что и в процессе формирования ценностных ориентации личности период обучения в начальной школе играет особую роль. А.С.Белкин определяет ведущую педагогическую идею в работе с младшими школьниками - формирование первоначальных детских убеждений, построенных на главных постулатах общечеловеческих ценностей, создание ситуации успеха в учебной деятельности. Подчеркнем, что для нашего исследования наиболее значимой является первая ее часть.
Начальная школа со времен Я.А.Коменского носит в каждом государстве ярко выраженный национальный характер.
В работе «Краткое предложение о восстановлении школ в Чешском королевстве» Я.А.Коменский, предлагая создать четыре школы -материнскую, общинную, латинскую и академию подчеркивает национальный характер общинной школы, называя ее «чешской». А в «Великой дидактике» еще раз уточняет ее статус, называя ее «школой родного языка» [77] и включая в содержание образования сначала умение «легко читать все напечатанное и написанное на родном языке»,...усвоить учение о нравственности, выраженное в правилах, поясненное примерами сообразно с развитием этого возраста, понимать его и стараться применять на деле». [77,С449].
В дальнейшем идеи Я.А.Коменского постепенно получили распространение по всей Европе.
В XIX веке, по свидетельству К.Д.Ушинского, школы в Европе имели ярко выраженный национальный характер. Одним из основных выводов по обзору систем воспитания в Европе и Северной Америке был вывод о том, что «У каждого народа своя особенная национальная система воспитания; а потому заимствование одним народом у другого воспитательных систем является невозможным».[151,С256]. То же самое, в полной мере, можно отнести и к русской школе. Отличительной чертой русской школы и педагогики («родимою грудью») является «наша народность и наша народная религия», «воспитывайте детей-не вне церкви и не рядом с нею, а в самой церкви и вместе с нею» (К.Д.Ушинский). Третьей основой народного образования является, по его мнению, наука. При этом народность должна подчинятся христианству, а наука-народности. По Ушинскому, есть три основы народного воспитания и образования: 1. выше всего православная христианская религия, а потом другие христианские вероучения; 2. народности, подчиняющиеся христианскому идеалу, но служащие источником жизни и воспитания при соответственном, возбуждении общественного мнения по педагогическим вопросам; 3. наука, служащая необходимым средством при воспитании и образовании, но подчиненная народности, представляющая собой простое сознание жизни, созданной народностью. Этого же мнения, фактически придерживался и П.Ф.Каптерев. Отмечая, что ...русские педагоги, которые ездили за границу для непосредственного ознакомления со школьным делом в Западной Европе, встречали весьма определенно выраженный национальный характер школ и образования. Русская школа, по его мнению, должна быть национальной и отражать народный характер, особенности народной жизни.
Далее, анализируя развитие отечественной школы, П.Ф.Каптерев отмечает ее характерные черты в каждый из выделенных этапов развития школы и педагогики-церковной, государственный и общественный. При этом приходит к выводу, что каждый из периодов «не. представляют господства исключительно начал церковного, государственного и общественного и исчезновения этих начал вслед за окончанием каждого из этих периодов. Все эти начала являются действующими в каждом из трех названных периодов, а все дело заключается только в преобладании одного из этих начал над другими и в командующем положении» [76С.267]. После известных событий 1917г. и первых декретов советской власти церковь была отделена от государства, а школа от церкви: Светский характер образования зафиксирован как ведущий принцип государственной политики в области образования в Закон РФ «Об образовании» 1992г. Однако, современная ситуация вносит некоторые коррективы в существующее положение вещей и в 2002г. появляется письмо Министерства образования РФ «О примерном содержании курса «Основы православной культуры», а в 2003г. «О дополнительных разъяснениях к письму Минобразования России от 22.10.02г. № 14-52-87 ин/1б «О примерном содержании курса «Основы православной культуры», а затем в июле 2003г. Приказ Минобразования РФ «О предоставлении государственными и муниципальными образовательными учреждениями религиозным организациям возможности обучать религии вне рамок образовательных программ (Зарегистрировано в Минюсте РФ 5 августа 2003г. рег.№4955).
В этих и других документах (Фед. Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях, Международном пакте о гражданских и политических правах...) констатируется возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы. Это еще раз доказывает мысль П.Ф.Каптерева о том, что .все начала (в нашем понимании-традиции) отечественной школы сохраняются и продолжают действовать.
На рубеже XX-XXI веков к положительному опыту религии в воспитании подрастающего поколения обратились ученые-педагоги
Лихачев Б.Т.,Кочетов А.И. и др., которые констатировали, что «религия предлагает миру непоколебимый идеал, вечные духовные ценности, и это делает ее привлекательной для всех людей во все времена». [91],[80]
Обоснование возможности формирования ценностных ориентации у младших школьников на основе традиций русской национальной школы
Обоснование возможности формирования ценностных ориентации у младших школьников посредством приобщения их к традициям русской национальной школы позволило нам перейти к констатирующему этапу эксперимента, в ходе которого перед нами стояли следующие задачи: 1. дать качественные характеристики уровням ценностных ориентации младших школьников; 2. определить исходный уровень ценностных ориентации в контрольных и экспериментальных группах; 3. подготовить содержательно-технологическое обеспечение процесса формирования ценностных ориентации у младших школьников с учетом разработанной ранее модели. Перейдем непосредственно к рассмотрению констатирующего эксперимента, который протекал согласно поставленным задачам. Достаточно подробное изучение возможности формирования ценностных ориентации у младших школьников на основе традиций русской народной школы позволило определить сущность формирования ценностных ориентации, а также обосновать их уровни. Сформированность ценностных ориентации школьников нами рассматривается как интегральное личностное образование, включающее в себя высокую мотивацию к самосовершенствованию и духовному росту, знание теоретических аспектов ценностных ориентации и пополнение их объема в образовательном процессе школы, проявление соответствующих эмоциональных качеств и следование сформированным ценностным ориентациям в различных жизненных ситуациях.
Однако прежде чем перейти к рассмотрению возможности формировать ценностные ориентации младших школьников посредством изучения православной культуры, следует выделить блоки формирования ценностных ориентации и критерии их сформированности. Для этого мы будем опираться на выведенное определение и проведенный в предыдущей главе анализ теоретических аспектов ценностных ориентации в разных областях знания.
Анализируя механизм действия и развития ценностных ориентации, мы обращали внимание, что он связан с необходимостью разрешения противоречий и конфликтов в мотивационной сфере, которые проявляются в борьбе между долгом и желанием, мотивами нравственного и утилитарного порядка. Это дает нам основание в качестве первого блока ценностных ориентации выделить мотпвационно-целевой, критерием сформированности которого является стремление к духовному росту посредством изучения православной культуры.
При рассмотрении философских представлений о ценностных ориентациях мы акцентировали положение, что на современном этапе развития общества знания - взаимообогащение информацией, опытом, достижениями, является одной из общепризнаваемых ценностей. Это обстоятельство, дополненное учением (познавательной деятельностью) как ведущим видом деятельности для школьников, предопределяет выделение теоретического блока в структуре ценностных ориентации, характеризуемого познавательной деятельностью, направленной на освоение социально-культурной действительности посредством логических операции анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения. По мере овладения обобщенными знаниями об этих объектах изменяются и ценностные ориентации. Поэтому критерием сформированности данного компонента служит наличие определенной суммы знаний в области социально-культурных процессов.
Следующим блоком ценностных ориентации выступает деятелъностный. Его выделение связано с постулатом о ведущей роли деятельности в процессе развития личности и с доказанным выше - положением о- формировании ценностных ориентации как в процессе социализации, так и посредством учения и воспитания, причем преимущественно не пассивными, а активными методами. Критерием деятельностного блока ценностных ориентации является реальное следование в жизни личностно принятым духовно-нравственным ценностям.
В контексте изучения механизмов приобщения человека к культуре у него, как было доказано выше, вырабатываются механизмы самоконтроля, выражающиеся в способности волевыми усилиями регулировать широкий диапазон потребностей, влечений, осуществлять рефлексию процесса формирования ценностных ориентации, сопоставляя их реальный, личностный уровень, с идеальным. Все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений может выступать в качестве «предметных ценностей» как объектов ценностного отношения, то есть оцениваться в плане добра и зла, истины и не истины, красоты и безобразия, допустимого и запретного, справедливого и несправедливого. Поэтому непременно последним блоком ценностных ориентации является рефлексивно-оценочный. Критерием его сформированности является способность к рефлексии, а так же, как было доказано Н.А.Волковой, В.Д.Ермоленко, Н.М.Трофимовой, эмоциональное восприятие личностью социально-культурных ценностей [34; 53; 146]. При этом способы и критерии, на основании которых проводятся сами процедуры оценивания соответствующих явлений, закрепляются в общественном сознании и культуры как «субъектные ценности» (установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, выраженные в виде нормативных представлений) выступая в дальнейшем ориентирами деятельности человека.
Анализ хода и результатов экспериментальной проверки авторской модели формирования ценностных ориентации у младших школьников
Результаты констатирующего этапа эксперимента позволили перейти к его формирующей части, которая ставила задачи: 1) апробировать авторскую модель формирования ценностных ориентации посредством православной культуры; 2) продиагностировать характер изменения ценностных ориентации младших школьников по итогам формирующего эксперимента; 3) подтвердить достоверность гипотезы, что формирование ценностных ориентации младших школьников будет эффективно, если с опорой на православную аксиологию определена сущность и компонентный состав ценностных ориентации учащихся, выявлены критерии их сформированное; разработана и научно обоснована модель формирования ценностных ориентации младших школьников, ориентированная на выработку духовно-нравственного отношения к социально-культурным ценностям и реализуемая в процессе совместной деятельности субъектов учебно-воспитательного процесса - учащихся, их родителей, школы и церкви; выявлены и обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективную реализацию модели формирования ценностных ориентации у младших школьников. Внедрением авторской модели формирования ценностных ориентации младших школьников занимался весь педагогический коллектив ГОУ ООШ № 11 г. Вольска и священнослужители Благовещенского Храма г. Вольска, в частности отец Михаил (Воробьев).
Эксперимент проводился в обычной общеобразовательной школе, не этноконфессиональной, поэтому в одном классе могли учиться школьники разной веры. Учитывая это обстоятельство, и дабы не провоцировать разговоры о возможном нарушении прав и свобод детей, мы апробировали модель формирования ценностных ориентации школьников на факультативном курсе «Основы православной культуры», заручившись согласием родителей на участие детей в эксперименте и привлекая школьников к участию в христианских обрядах лишь по их выбору и желанию. Подчеркнем еще раз, что изучение православной1 культуры, согласно представлениям автора апробируемой модели, не сопровождалось обязательным совершением религиозных обрядов, отправлением религиозного культа, не имело цели вовлечение учащихся или их родителей в религиозную организацию. Участие школьников (а также их родителей) в религиозных службах, а также их православная самоидентификации и конфессиональное самоопределение осуществлялись независимо, по личному выбору.
Научно-методическое обеспечение модели формирования ценностных ориентации у младших школьников включало в себя практическую реализацию комплекса организационно-педагогических и программно-методических предложений и разработок создаваемых всем коллективом школы и корректируемых по ходу проведения эксперимента. При создании программы мы стремились ориентироваться на идеи личностно ориентированного образования, как поддержку индивидуального развития ребенка, предоставление ему необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, выбор содержания и способов учения и поведения. Одним из важных положений явилось отношение к школьнику как к постоянно изменяющейся личности, что отражено в варьировании приемов педагогической работы на разных этапах внедрения модели.
Следует заметить, что проверка эффективности модели формирования ценностных ориентации школьников проходила в рамках целой школы, но в данной работе мы уделим внимание только начальному звену, школьникам 1-3 классов. Внедрение модели осуществлялось в три этапа, соответствующих трем классам начальной школы.
Был разработан план учебно-воспитательной работы на основе православного календаря с включением цикла бесед священнослужителя с учениками и их родителями, были запланированы совместные паломнические поездки по святым местам, благотворительные акции для детских домов и приютов, тоже не стали исключением данного плана. Чтобы подготовить педагогический коллектив данной школы для участия в данном эксперименте были организованы образовательные курсы по данной проблеме с последующей сертификацией в Саратовском институте повышения квалификации работников образования. В это время разрабатывались сценарии празднований православных праздников и конспекты бесед на душевно полезные темы во время постных дней. Совместно с детским коллективом был разработан проект детской организации «Дорога добра». Пополнился библиотечный фонд соответствующей учебной литературой и наглядно-раздаточным материалом. Вся подготовка осуществлялась в период с 1997-1998 год. Новый учебный год (1998-1999) начался с торжественного освящения здания школы.
Результатом плодотворного взаимодействия всех участников педагогического эксперимента была подготовлена авторская программа и намечено введение нескольких факультативных дисциплин, таких как «Нравственное воспитание на основе Православия с элементами Церковнославянского языка», «Основы православной культуры с элементами православного краеведения», а также запланированы занятия в творческих студиях (вышивание, лепка, резьба по дереву, живопись).
Для удобства и качественного проведения намеченных факультативных дисциплин они были запланированы на вторую половину дня в группах продленного дня.
Осуществление данного эксперимента началось с начального звена (детей 7-10 лет), на воспитательной программе для которых мы остановимся подробнее. При описании хода экспериментальной работы мы считаем целесообразным выделить: а) адекватные возрастным возможностям образовательные задачи при переходе к православно-ориентированному обучению; б) планируемые результаты учебно-воспитательного процесса по окончании начальной школы; в) поэтапные воспитательные задачи для каждой возрастной группы.
А. Характеристика возрастных возможностей школьников и адекватных им задач в период перехода к школьному обучению в православно - ориентированной школе.
В рамках эксперимента преподавателем Тимукиной В.Г. была разработана авторская программа по курсу «Основы православной культуры» для младших школьников. Данный курс основывался на пособиях «Дерево доброе» О. Янушкевичене, «Наша жизнь с Богом» К.Тарасар, а также православных детских изданиях «Купель», «Зорька», «Свирель», «Пчелка», «Божий мир» и проявил готовность семилеток выступать с различными монологическими высказываниями, а также их стремление осмысленно и глубоко изучать, пересказывать тексты духовно-нравственного содержания, излагать выделенное событие, яркое явление. Характер изучаемого материала позволил детям легко усваивать минимальные христианские понятия, названия православных праздников, простые молитвы. Полученные знания в процессе специальных занятий дети закреплялись в повседневной жизнедеятельности, в подготовке к православным праздникам и участия в них. Мы заметили, что особенно активно идет это усвоение, когда старшие ученики устраивают сцены для малышей и родителей, вовлекая их в совместное исполнение духовных праздничных песнопений. На занятиях по художественному конструированию и декоративному искусству учащиеся готовили подарки для малышей в больницах и детских домах, ощущая радость от благотворительной деятельности, учились готовить подарки к Рождеству, Пасхе, именинникам и вручать их с добрыми пожеланиями. Но главным по этой программе остается не техническая деятельность, а духовная направленность всех занятий и конечный нравственный результат.