Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия и особенности нравственного воспитания учащихся на марийских народных традициях (На основе сельских национальных школ Республики Башкортостан) Александрова Ирина Шамаевна

Педагогические условия и особенности нравственного воспитания учащихся на марийских народных традициях (На основе сельских национальных школ Республики Башкортостан)
<
Педагогические условия и особенности нравственного воспитания учащихся на марийских народных традициях (На основе сельских национальных школ Республики Башкортостан) Педагогические условия и особенности нравственного воспитания учащихся на марийских народных традициях (На основе сельских национальных школ Республики Башкортостан) Педагогические условия и особенности нравственного воспитания учащихся на марийских народных традициях (На основе сельских национальных школ Республики Башкортостан) Педагогические условия и особенности нравственного воспитания учащихся на марийских народных традициях (На основе сельских национальных школ Республики Башкортостан) Педагогические условия и особенности нравственного воспитания учащихся на марийских народных традициях (На основе сельских национальных школ Республики Башкортостан) Педагогические условия и особенности нравственного воспитания учащихся на марийских народных традициях (На основе сельских национальных школ Республики Башкортостан) Педагогические условия и особенности нравственного воспитания учащихся на марийских народных традициях (На основе сельских национальных школ Республики Башкортостан) Педагогические условия и особенности нравственного воспитания учащихся на марийских народных традициях (На основе сельских национальных школ Республики Башкортостан) Педагогические условия и особенности нравственного воспитания учащихся на марийских народных традициях (На основе сельских национальных школ Республики Башкортостан) Педагогические условия и особенности нравственного воспитания учащихся на марийских народных традициях (На основе сельских национальных школ Республики Башкортостан) Педагогические условия и особенности нравственного воспитания учащихся на марийских народных традициях (На основе сельских национальных школ Республики Башкортостан) Педагогические условия и особенности нравственного воспитания учащихся на марийских народных традициях (На основе сельских национальных школ Республики Башкортостан)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Александрова Ирина Шамаевна. Педагогические условия и особенности нравственного воспитания учащихся на марийских народных традициях (На основе сельских национальных школ Республики Башкортостан) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Йошкар-Ола, 2003 184 c. РГБ ОД, 61:04-13/274-0

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Этапы становления нравственного воспитания на марийских народных традициях

1.1. Формирование нравственного воспитания марийского народа в дореволюционный период 19

1.2. Внедрение просветительских идей в систему нравственного воспитания марийских народных традиций в Советский период

1.3.Проблемы нравственного воспитания в образовательной системе в современный период 47

Глава II. Содержание, основные компоненты и педагогические условия реализации системы нравственного воспитания учащихся в сельской национальной школе на марийских народных традициях 57

2.1. Система нравственного воспитания учащихся в национальной школе, ее компоненты

2.2. Анализ возможностей школьных дисциплин филологического цикла в нравственном воспитании учащихся на марийских народных традициях 71

2.3. Система внеклассной воспитательной работы на марийских народных традициях

2.4. Педагогические условия совершенствования системы нравственного воспитания школьников на основе использования народных традиции

2.5. Выводы 121

Заключение 123

Библиография 127

Приложение 1. Принятые сокращения 144

Приложение 2. Сценарии праздников и конспекты уроков

Приложение 3. Народные игры

Приложение 4. Табу 176

Приложение 5. Анкета 176

Приложение 6. Программа «Марийская народнаяпедагогика»

Введение к работе

Актуальность исследования. Сегодняшний взгляд на политику, экономику, культуру России позволяет по-новому оценить социальную ситуацию и говорить о проблемах нравственного воспитания молодежи Она возникла не сейчас, но сейчас стали все острее проявляться во всех сферах жизни страны. Происходящие в современном обществе социальные и экономические изменения обуславливают необходимость пересмотра подходов к образовательно-воспитательной системе.

Становление молодого поколения начинается в семье. Здесь молодежь усваивает нравственные ценности, духовные отношения, традиции и обычаи. Родители передают детям свои знания, нравственный опыт, унаследованные от старшего поколения. Богатство народной педагогики становится достоянием общества, если семья чтит свое прошлое, а школа использует и приумножает накопленное веками духовное богатство, народный опыт воспитания, поддерживая тесную связь с семьей. Однако в современной школе не обеспечивается целенаправленное системное использование опыта народного воспитания, народных традиций в учебно-воспитательной работе.

Происходящий процесс модернизации системы образования Российской Федерации определяет ее многоуровневый и многопрофильный характер. В то же время реальным становится необходимость учета этнорегиональных особенностей культуры. В Законе Российской Федерации «Об образовании» среди важнейших принципов называется и принцип защиты системой образования национальных культур, традиций в условиях многонационального

государства

Одной из задач системы образования является возрождение культурного потенциала каждого этноса и сохранение его посредством

образования, ориентации учебно-воспитательного процесса на сохранение и развитие этнических традиций. Народная культура и духовные традиции этноса сопровождают человека всю жизнь и существенно влияют на формирование характера, мировосприятия, мировоззрения личности. Особенно тесна связь человека с народной культурой на селе, поэтому использование этнопедагогического опыта в учебно-воспитательной работе сельской школы естественным образом вписывается в общую систему воспитания ребенка.

Для сельских марийских школ Республики Башкортостан нравственное воспитание детей, основанное на народных традициях, имеет свои особенности и трудности. Они вызваны с тем, что национальное воспитание детей мари осуществляется в условиях изоляции от родной культуры в сложной поликультурной среде. Известно, что именно в процессе приобщения к народным традициям обеспечивается развитие у детей-марийцев многих нравственно ценных этнических качеств, таких как: доброта, умение дружить, острое чувство необходимости сохранения национальной культуры, патриотизм, уважение к старшим, терпимость к другим народам и культурам.

Источниками нашего исследования явились архивные документы Центрального исторического архива Республики Башкортостан (далее ЦГИА РБ) фонды: и-11; и-113; и-151; и-223; р-798; р-801 [201; 202; 203; 204; 205; 206; 207; 298; 209; 210; 211: 212; 213;214] . О событиях до 1917 г. сведения даны в и-11, и-113, и-151, и-223. В этих фондах находятся отчеты инспекторов народных училищ представлена в фондах р-798 и р-801. Здесь мы опираемся на материалы, касающиеся состояния школьного дела и образования в 20-е г.г., подготовки учительских кадров.

В исследовании использованы документы, хранящиеся в фонде р-171 Центрального архива Республики Марий Эл (далее ЦГА РМЭ). В

6 этих документах содержатся сведения о численности марийских школ в Башкирии (Белебеевский и Уфимский уезды) в послеоктябрьский период, об образовательном центре учителей [215] .

Углубляют представление о предмете нашего исследования и другие научные публикации. В работе И.Г. Златоверховникова находим сведения о численности марийских детей, обучавшихся в церковноприходских школах Уфимской губернии [53]. В «Историческом очерке народного образования в Оренбургском учебном округе за первые 25 лет существования» даны статистические материалы о мари, обучающихся в Бирской инородческой учительской школе с 1883 по 1900 г.г. [69] . Вопросы образования, которые поднимались на первом Всероссийском съезде мари (1917), раскрыты в «Известиях Всероссийского съезда мари» [150] . Нами привлечены документы из личного фонда П.А. Апакаева, в которых содержатся сведения об открытии марийских начальных училищ в Уфимской губернии [147] . В 1892 г. «Уфимские губернские ведомости» опубликовали материалы об истории Бирской учительской школы. Богатая информация о развитии школы у восточных мари содержится на страницах журналов «Марла календарь», «У илыш»; в газетах «Ужара», «Марий илыш», «Марий Эл» [157] .

К сегодняшнему дню марийскими историками изучены лишь некоторые страницы жизни восточных мари: причины переселения, хозяйственный быт, материальная и духовная культура.

Большой интерес для понимания истории марийского народа, его культуры представляет монография Г.А. Сепеева «Восточные марийцы» написанная на основе многочисленных архивных документов и полевых наблюдений. В работе освещается история переселения восточных марийцев, дается характеристика особенностей хозяйственного быта (занятия, промыслы) и материальной культуры (поселения,

жилища, костюм, утварь) [155]. Но как этнографический материал ценен для проведения учебно-воспитательной работы по народным традициям.

В последнее время в связи с переменами в общественно-политической жизни страны возрос интерес к культуре малочисленных народов, в том числе и восточных мари. К сегодняшнему дню появилось немало исследовательских работ по проблемам развития школы у восточных мари.

Впервые к данной теме обратился марийский исследователь из Башкирии СИ. Исиметов. В статьях «Эрвел мэрий туныктышо- влак» «Учителя из восточных мари» [663 и «Свет знаний» [65] автор дает информацию об истории открытия, становления и развития марийских школ в Калтасинском районе Республики Башкортостан, о деятельности первых учителей из восточных мари в рассматриваемый период.

В работе А.Т. Трефиловой «Очерки истории марийской начальной школы дооктябрьского периода» освещена история Бирской учительской инородческой школы, даны сведения, касающиеся подготовки марийских причетников для поступления в Уфимскую духовную семинарию [174]. Работа полезна тем, что в ней дается материал о постановке учебной работы в этом учебном заведении. Школа работала с использованием учебной литературы Казанской учительской семинарии. Перенимался опыт работы преподавателей этого учебного заведения, в частности преподавание литературы. В исследовании А.Ф. Эфирова характеризуется становление и развитие школ нерусских народов Поволжья, Приуралья и Сибири [197] . В целом, для нас важным представляется описание состояния образования у восточных мари в начале 20-х г.г. XX в.

В фундаментальной работе башкирских историков «Очерки по истории Башкирской АССР» имеются данные о состоянии грамотности марийского населения в начале XX в. [129] . Особый интерес представляет статья А.А. Кондратьева «Курымаш корно» («Вечная дорога»). Исследователь собрал богатый документальный материал об охвате марийских учащихся учебным процессом, об открытии школ в марийских селениях[84].

Одним из исследователей данной проблемы является П.А. Апакаев. На основе документальных материалов в его работе освещается развитие образования в марийском и башкирском краях, рассматривается жизнь и деятельность 15 педагогов-просветителей, в том числе выходцев из восточных мари: В.М. Васильева, Я.Я. Мендиарова, Г.Г. Кармазина, сыгравших большую роль в просвещении всего марийского народа [ 12] . В статье «Первые дореволюционные буквари и вопросы народного образования» рассказывается о первых авторах из восточных марийцев, издавших буквари, учебники и другие учебные пособия для марийских школ в дореволюционный период [58] .

Серьезно занимается проблемой школ малочисленных народностей Башкортостана Л.Ш. Сулейманова. Её работы написаны на основе архивных материалов, впервые вводимых в научный оборот [165] . Исследователь рассматривает вопросы развития образования малочисленных народов Башкортостана (мари, чувашей, удмуртов, мордвы, немцев, латышей, эстонцев), освещает целостную картину проблемы школ этих народов в 20-е г.г.

Этнопедагогическую ценность имеет книга А.Ф. Степанова «Просветитель С.А. Нурминский» [163]. С.А. Нурминский умело использовал свои этнографические исследования в учебно-педагогической практике. Собранные им фольклорные произведения послужили ма-

териалом для составления букваря, а также организации воспи гания нравственных качеств у учащихся на основе народных традиций.

В материалах научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения ученого В.М. Васильева - первого ученого мари, известного лингвиста, фольклориста и этнографа [34], рассматривается значение творчества ученого, который внес существенный вклад в развитие языкового и литературного потенциала марийского народа. Его учебники, содержащие небольшие марийские рассказы, несут огромную воспитательную нагрузку. Доступные и запоминающиеся фольклорные произведения отражают народную мудрость, которая используется в нравственном воспитании как младших, так и старших школьников.

Сборник статей «Из истории марийской филологии» посвящен рассмотрению деятельности и роли известного марийского ученого, филолога, педагога и составителя учебника Г.Г. Кармазина [64] . Его научные изыскания распространяются не только на область литературы, но и на язык. Собранные материалы по песенном творчестве народа, использование их им в учебниках для марийских школ, разработанная методическая система вполне преемлемы в школьной практике по нравственному воспитанию детей.

В книге Г.А. Сепеева «Этнография марийского народа» марийская народная этнография дана полно и разнопланово [156] . Сюда включены такие разделы, которые могут быть удачно использованы на факультативных занятиях. Мифология, фольклор, игры, обычаи и обряды являются эффективной основой для использования как на уроках, так и в внеурочных формах с нравственным содержанием..

П.А. Апакаев рассматривает вопросы этнопедагогики современного общества и проблемы методики преподавания марийского языка и литературы в период социалистического переустройства общества и

современное его состояние [13]. Анализируя проблемы формирования человека, вопросы интеграции теории педагогики и этнопедаго-гики в работе «Образование и просветительское движение в Марийском крае», профессор рассматривает жизнь и творчество видных теоретиков и практиков под углом зрения их вклада на воспитание нравственных основ у марийцев[11].

Монография видного башкирского ученого, педагога К.Ш. Ахия-рова «Народная педагогика и современная школа» представляет интерес как для ученых, так и для практиков, занимающихся вопросами народной педагогики в современной школе. Целая глава посвящена рассмотрению вопроса о роли народных традиций в нравственном воспитании. В ней раскрываются содержание, формы и методы, пути и средства нравственного воспитания средствами народной педагогики [20].

В монографии Г.Н. Волкова «Этнопедагогика чувашского народа» впервые четко разграничиваются понятия «народная педагогика» и «этнопедагогика». В данном исследовании особое внимание уделяется проблемам духовной общности народов, которые стали объектом специального рассмотрения. Настоящий труд впервые рассматривает традиции народов в сфере воспитания, обосновывает пути возрождения и использования народных традиций в системе воспитания [42] .

Большой интерес представляет учебник Г.Н. Волкова «Этнопедагогика» [40] . В нем рассматривается и характеризуется национально-региональная и этническая культура воспитания, а также освещаются важные темы этнопедагогики, в частности, этнопедагогическая система как национальный и общечеловеческий феномен, педагогическая эволюция, затрагиваются вопросы методов, средств и приемов народного воспитания, факторы, влияющие на народное воспитание и функционирование народной педагогики в современных условиях.

11 Эта книга содержит богатый этнопедагогический материал, является первым учебником по этнопедагогике для будущих учителей.

Монографическое исследование Г.Н. Волкова «Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса» ставит проблемы этнопедагогизации в контексте функционирования народных традиций воспитания, историко-педагогической концепции этнопедагогизации целостного процесса воспитания, среды обитания народа как этнопедагогического диалога культур и цивилизаций, как условие сохранения национальной системы воспитания (сельская цивилизация как синтез диалога земледельческих культур и т.д.) и этнопедагогизации процесса взаимодействий учителей и родителей, этнопедагогического кодекса семьи. В книге рассматриваются актуальные проблемы этно-педагогической технологии [41 ] .

Вопросам изучения народной педагогики в современной марийской школе посвящены сборники «Шочмо йылме ден литературым школышто туныктымаш». В них рассматривается опыт учителей по использованию устного народного творчества в целях нравственного воспитания школьников, где учителя обращаются к национальным формам и приемам педагогического воздействия на детей. [195].

В работе И.А. Чурикова «Марийская народная педагогика» систематизированы общие основы и содержание народной педагогики, в том числе опыт нравственного воспитания на основе марийских народных традиций, имеются сведения о марийском народе и его культуре [188].

Подведению итогов исследований проблем быта, культуры, национальных традиций, атеизма и верования населения Марийской АССР посвящена работа B.C. Соловьева «По пути духовного прогресса». Автор проводит сравнительный анализ обширного социологического материала, характеризующий духовный мир разных категорий жите-

лей республики, рассматривает актуальные вопросы нравственного, трудового, семейного, эстетичного, интернационального, атеистического воспитания детей[160].

Сборник научных трудов МАРНИЙ «Вопросы марийского фольклора и искусства» включают статьи, в которых рассматривается взаимосвязь марийского фольклора, искусства и литературы, вопросы взаимосвязи фольклора с этнографией, использованы архивные материалы [15]. В нём представлены сведения и факты, общее направление, тенденции, теоретическое обобщение, что может быть применимо в школьной практике и в организации процесса нравственного воспитания молодёжи на основе народных традиций.

В 90-е г.г. значительное внимание уделялось нами сбору и изучению фольклора восточных мари. Например, сборник «Песни восточных мари: Свод марийского фольклора», составленный Г. Гадиато-вым, снабжен предисловием, комментариями и словарем восточно-марийского диалекта [ 132] . В книге «Давайте споем» С.С. Сабитов опубликовал песни и частушки марийского народа [4] . Собранные материалы представляют особую ценность в свете нравственного воспитания.

В «Словаре марийских пословиц и поговорок» А.Е. Китиков дает подробное толкование терминологической лексики. Элементы нравственного воспитания содержатся в подобранных для объяснения примеров [81] . Представленный фольклорный материал имеют сильное эстетическое и нравственное воздействие на душу человека. Хотя они различны по своей тематике и жанрам, но их содержание отражает глубокие национальные духовные качества.

Неоценимую помощь в организации и проведении уроков и мероприятий оказало учебное пособие Ю.А. ЬСалиева [76] . В нем автор подробно анализирует весь учебный школьный материал и дает мето-

дические рекомендации, где и каким образом можно рассматривать нравственное воспитание на материале традиций марийского народа.

Проблемам марийского этноса посвящена работа Н.Г. Айваровой «Развитие ребенка в условиях этноса». В ней содержится анализ основных социально-культурных, исторических и психолого-педагогических факторов, которые влияют на формирование личности ребенка в современных условиях марийского этноса. Эта книга помогает разобраться в причинах низкой социальной мобильности марийцев [2].

Вместе с тем изучение опыта работы учителей ряда марийских школ Мишкинского, Бирского, Калтасинского, Краснокамского и Янаульского районов показывает, что потенциальные возможности марийской народной педагогики в воспитательном процессе используются не в полном объеме, особенно в работе с учащимися среднего звена общеобразовательной школы, которые наиболее подготовлены к восприятию заповедей народной педагогики и этнокультурных традиций. Все это говорит о недостаточных возможностях использования в учебно-воспитательной работе марийских народных традиций в этнокультурном воспитании школьников и отсутствием специальных исследований, направленных на выявление педагогических условий совершенствования этого процесса как на уроке, так и во внеклассной работе.

Данное противоречие обусловило формулировку темы нашего исследования: «Педагогические условия совершенствования нравственного воспитания учащихся на марийских народных традициях».

Проблема исследования: каковы педагогические условия, способствующие эффективному нравственному воспитанию школьников с использованием марийских народных традиций.

Целью нашего исследования является решение этой проблемы.

Объект исследования: система нравственного воспитания учащихся марийской сельской школы в условиях поликультурной среды.

Предмет исследования: процесс нравственного воспитания учащихся сельской общеобразовательной школы на марийских народных традициях.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что процесс нравственного воспитания учащихся в условиях сельской общеобразовательной школы будет наиболее эффективным, если: - учитывать особенности взаимодействия и взаимовлияния прогрессивных традиций народной педагогики в национальной среде в современных социокультурных условиях;

воспитательная работа сориентирована на овладение учащимися прогрессивными народными традициями и их нравственными основами в процессе преподавания марийской литературы, во внеклассной и внешкольной воспитательной работе с учетом возрастных особенностей учащихся.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить становление и развитие нравственного воспитания школьников на основе марийской народной педагогики.

  2. Разработать педагогические основы нравственного воспитания учащихся на марийских народных традициях.

  1. Выявить, теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия совершенствования нравственного воспитания учащихся сельской школы на основе марийских народных традиций.

Методологической основой исследования являются следующие положения: общефилософская идея о роли народа в создании духовной и материальной культуры; философско-педагогические основы нравственного воспитания; учение о приоритете общечеловеческих ценностей над национальными; учение о национально-специфическом и национально-особенном в решении воспитательных задач; личностно-деятельностныи и системный подходы к процессу воспитания; идеи демократизации, гуманизации и гуманитаризации образования; принцип единства национального, межнационального и общечеловеческого в формировании духовной культуры народа и др.

Методы исследования: изучение и анализ философской, психолого-педагогической, социологической, этнографической, культурологической и исторической литературы, материалов периодической печати по исследуемой проблеме; педагогическое наблюдение за ходом учебно-воспитательного процесса в условиях сельской национальной школы; устные и письменные методы опроса (учащихся, родителей и учителей); анализ опыта работы учителей Республики Башкортостан; самоанализ опыта работы диссертанта в качестве школьного учителя марийского языка и литературы и преподавателя Бир-ского пединститута; анализ учебных программ и учебников для национальных школ, планов воспитательной работы школы, классных руководителей; педагогический эксперимент.

Организация исследования. Исследование проводилось в 3 этапа:

Первый этап (1998 - 1999 гг.) был посвящен теоретическому анализу проблемы и обобщению и передового опыта учителей по теме исследования, изучению монографических и диссертационных исследований в области педагогики, психологии, философии, социологии, этнографии, культурологии, истории по исследуемой проблеме; анализу учебно-воспитательных планов сельской общеобразовательной

16 школы, учебных программ, учебников и учебных пособий; проведению констатирующего этапа эксперимента.

Второй этап (1999 - 2001 гг.) включал в себя проведение формирующего этапа эксперимента, в ходе которого было организовано погружение учащихся, родителей и учителей в нравственно насыщенное идеями народной педагогики образовательное пространство, включающее в том числе и преподавание основ национальной культуры, организацию системы внеклассной и внешкольной воспитательной работы с использованием возможностей марийских народных традиций и национальной (поликультурной) среды.

Третий этап (2001 - 2002 гг.) предусматривал углубление и закрепление знаний учащихся о традициях марийского народа и прогрессивных подходах к воспитанию в народной педагогике; творческое использование учащимися, учителями и родителями прогрессивных воспитательных идей марийской народной педагогики на; проведение контрольного этапа эксперимента; обработку, обобщение и систематизацию результатов всех этапов зксперименіа; подведение итогов исследования, обобщение полученных данных, а также оформление диссертации.

Экспериментальной базой исследования явились школы Миш-кинского района Республики Башкортостан (Чебыковская, Чураев-ская, Баймурзинская).

Научная новизна исследования:

- впервые изучены особенности нравственного воспитания детей-
марийцев в условиях поликультурной среды;

- разработана научно обоснованная система нравственного воспи
тания учащихся на основе использования в ней марийских народ
ных традиций народной педагогики в условиях сельской общеоб
разовательной национальной школы;

- выявлены и обоснованы педагогические условия, совершенствова
ния системы нравственного воспитания учащихся с использовани
ем возможностей марийских народных традиций.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что: - разработанная система нравственного воспитания учащихся с использованием марийских народных традиций является реальным вкладом в развитие теории и практики воспитания подрастающих поколений, обогащает необходимой информацией педагогическую общественность для модернизации системы образования;

- определены особенности нравственного воспитания учащихся на

марийских народных традициях. Практическая значимость исследования:

разработаны и апробированы научно обоснованные методические рекомендации по использованию прогрессивных этнопедагогиче-ских традиций в системе нравственного воспитания учащихся в условиях многонациональной сельской школы;

предложены конкретные пути повышения эффективности нравственного воспитания школьников на традициях марийской народной педагогики. Материалы исследования будут полезны педагогам, психологам, воспитателям, учителям городских и сельских марийских национальных школ, а также могут быть использованы в подготовке студентов педвуза с применением марийских народных традиций.

Достоверность и обоснованность научных положений, выводов и рекомендаций, сформулированных автором, обусловлены выбором методологической основы и комплекса методов, соответствующих цели и задачам исследования; длительностью апробации основных теоретических позиций; широким обсуждением хода и результатов

исследования; обработкой экспериментальных данных и опытной проверкой результатов исследования, длительным педагогическим опытом диссертанта в качестве учителя школы и преподавателя вуза.

Апробация работы. Основные теоретические положения и результаты экспериментального исследования обсуждались на республиканских научно-практических конференциях (Янаул, 1996; Уфа, 1998; Йошкар-Ола, 2000; Благовещенск, 2000; Таллин, 2000), внутри-вузовских (Бирск, 1996-2001), районных семинарах (Мишкино, 2001; Калтасы, 2001) и методических объединениях. По материалам исследования опубликованы 7 статей и тезисов. Результаты эксперимента использовались в педагогической практике студентов, на семинарских и практических занятиях на филологическом факультете Бир-ского государственного педагогического института, в школах Миш-кинского, Калтасинского районов Республики Башкортостан.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. Во введении обоснованы актуальность, объект, цель, задачи, методы, научная новизна и практическая значимость исследования, охарактеризованы источники исследования. Первая глава посвящена анализу этапов становления и развития нравственного воспитания на марийских народных традициях. Вторая глава посвящена обоснованию системы нравственного воспитания учащихся в национальной школе, анализу возможностей школьных дисциплин филологического цикла и марийских традиций в нравственном воспитании учащихся, характеристике внеклассной воспитательной работы на марийских народных традициях, а также обоснованию педагогических условий по нравственному воспитанию школьников с использованием марийских народных традиций. В заключении даны основные выводы по исследованию и результатам эксперимента. Объем литературы в библиогра-

фии составил 215 единицы. В приложениях представлены: список условных сокращений, разработки мероприятий, конспекты уроков. На защиту выносится следующее:

  1. Характеристика особенностей нравственного воспитания детей-марийцев в условиях поликультурной среды.

  2. Система нравственного воспитания учащихся на основе марийских народных традиций.

3. Педагогические условия, обеспечивающие эффективность процес
са нравственного воспитания учащихся сельской национальной
школы с использованием марийских народных традиций.

Формирование нравственного воспитания марийского народа в дореволюционный период

Культура каждого народа имеет свои особенности. Марийцы -один из народов, который имеет свое культурное наследие. Духовное богатство, общественный и социальный опыт народа передаются из поколения в поколение как материальная и духовная культура.

Вместе с тем с историей народа меняются и их мировоззрение, мировосприятие, уклад жизни. На его развитие влияли экономические и духовные традиции народов, живущих по соседству, происходит взаимообогащение культур каждого из этносов. Словарь СИ. Ожегова определяет традицию как то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи и др.), и как «обычай, установившийся порядок в поведении, в быту» [128, с. 805].

Традиции нашли отражение в народном творчестве, составной частью которого является народная педагогика.

Педагогическая культура марийцев зародилась в глубокой древности. Она включает в себя думы и чаяния народа, «отражает его идеалы, воззрения, представление о человеке, о воспитании подрастающего поколения» [188, с. 4].

Богатство педагогической культуры народа сосредоточено в устном народном творчестве (поговорках, пословицах, загадках, сказках, песнях, в прикладном декоративном искусстве, танцах), в традициях гостеприимства, добрых обычаях хорошего тона и правилах приличия, в отношениях к природе и к поэзии земледельческого труда.

В переломное для России время обостряется интерес общества к проблемам духовности, нравственности. В настоящее время рушатся привычные жизненные принципы, ценности, идеалы, и человек обращается к своему прошлому, к своим истокам, чтобы извлечь духовные и моральные ценности, которые станут залогом жизнеспособности и нравственности народа. Нравственные ценности различных народов определяются не только историческими памятниками культуры, архитектуры, но и сложившимися веками духовными традициями, нравами, обычаями и национальным языком. Ни одна традиция, ни один обряд не могут существовать сами по себе. Они - элементы народной педагогики, народной культуры. В наши дни общество утратило старые прогрессивные традиции, потеряло связи времен и поколений, испытывает духовное обнищание. Поэтому возникает необходимость искать новые пути для национального возрождения культуры, науки и школьного образования.

Взаимодействие народной педагогики, системы народного воспитания этносов отчетливее всего прослеживается в творческом наследии великих педагогов. Особенно поучительными и значимыми в этом отношении являются опыт и идеи Я. А. Коменского. Выдающийся педагог, основоположник новой гуманистической педагогики Я.А. Комен-ский был одним из первых, кто обратил внимание на ценные стороны народного воспитания. Им были обоснованы и развиты теоретические положения о народном воспитании у «чешских братьев», у славянских народов Чехии, Польши, Украины, Белоруссии. Собранный материал памятников культуры Я.А. Коменский изложил в учебниках и пособиях. Учить и совершенствовать людей он считал своим предназначением. В результате кропотливой работы Я.А. Коменский составил сборник поговорок и пословиц чешского народа, в котором сосредоточено все педагогически ценное из народной мудрости, имеющее воспитательное значение [40].

Продолжателем педагогических идей Я.А. Коменского был великий русский педагог К.Д. Ушинский, основательно изучивший характер образования народов Европы. Ему принадлежит вывод о том, что у каждого народа существует своя система воспитания. По мнению К.Д. Ушин-ского, «народ имеет свою особую характерологическую систему воспитания», «в душе человека черта национальности коренится глубже всех прочих», «воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальностью более, чем что-либо другое». В статье «О нравственном элементе в русском воспитании» он писал: «Напрасно мы хотим выдумать воспитание: воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ, - с ним родилось, с ним выросло, отразило на себя всю его историю, все его лучшие и худшие качества» [179, с. 45]. По идейному содержанию, силе наблюдательности, точности мысли и выражения народная мудрость о воспитании настолько оригинальна, что воистину «никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа» [178, с. 308].

Внедрение просветительских идей в систему нравственного воспитания марийских народных традиций в Советский период

В период социалистического переустройства общества, после Октября 1917 г., «начинается ломка устоев старых, введение новых идейно-политических и научно-педагогических принципов, организация производственного труда учащихся в народном хозяйстве, предприниаются попытки решения организационно-методических вопросов, создаются соответственно программы и учебники» [13, с. 40].

Уже в период предреволюционных волнений в стране в мае 1917 г. в Казани состоялся I Объединенный Съезд мелких народностей Поволжья, а на территории Башкирии в г. Бирске 15-25 июля 1917 г. собрался Всероссийский съезд представителей народа мари, где остро поднимались вопросы создания народной школы с целью возрождения языка, духовной культуры древней языческой веры.

Марийские школы одновременно находились в подчинении органов народного образования Башкирии и их деятельность контролировалась Марийским отделом НКП РСФСР (советом национальных меньшинств).

20 октября 1917 г. в Царевококшайске (в нынешней Йошкар-Оле) по результатам решений съездов была открыта русско-черемисская учительская семинария под руководством Л.Я. Мендиарова. Учебное заведение стало образцовым в плане реализации прогрессивных педагогических и этнопедагогических идей, внедрения в учебно-воспитательную практику демократических и гуманистических начал. В нем, кроме общепринятых дисциплин, изучались марийский язык, предметы краеведческого и этнографического цикла, были созданы специальные программы по истории марийской народности, этнографии мари и родино-ведению. В 1919 г. эта учительская семинария в целом, была преобразована в педтехникум. Некоторые предметы местного значения были сняты, подготовка будущих учителей стала осуществляться в соответствии с требованиями новой педагогики. Постановлением III пленума Мароб-кома РКП(б) от 24 - 26 сентября 1925 г. было введено обязательное изучение марийского языка в школах и создана комиссия по проверке знаний. В связи с этим составляются и утверждаются учебные программы, методические рекомендации утверждались на педагогических советах школы. Была издана программа Государственного ученого совета (ГУС) для руководителей органов народного образования и учителей. Ее ведущей идеей стало воспитание подрастающего поколения посредством истории и духовной культуры, его языка, обычаев и народных традиций. С наших, современных позиций это явление: изучение марийского языка как объязательного, было реакционным.

Во II половине 20-х г.г. видные представители интеллигенции были заняты составлением учебников для лугомарийских школ. Среди них можно отметить В.А. Мухина, Г.Г. Кармазина, И.А. Шабдарова, В.И. Мосолова.

Активным сторонником национальной школы, с национальным характером воспитания, за обучение на родном языке в 20-е г.г. была Н.К. Крупская.

В те годы удалось реализовать принцип народности. Подняли роль родного языка в обучении и воспитании учащейся молодежи, были реализованы общедидактические принципы в школе, которые повлекли за собой формирование этнопсихологических особенностей учащихся.

На уроках родного языка и литературы были попытки включить в учебный материал произведения истории, фольклора и художественной литературы. Это были небольшие отрывки, которые имели своей целью знакомство с традициями и искусством марийского народа и развития у школьников национального самосознания. Произведения подбирались с учетом их нравственной ценности для подрастающего поколения.

Система нравственного воспитания учащихся в национальной школе, ее компоненты

Под составными частями или компонентами нравственного воспитания понимается формирование нравственного сознания, воспитание нравственных чувств и выработка соответствующего им нравственного поведения.

Содержание нравственного воспитания расшифровывается посредством обращения к конкретным признакам и требованиям морали. В этом смысле компоненты нравственного воспитания и его содержание находятся в тесном взаимодействии.

Результатом целостного воспитательного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.

Основополагающей базовой категорией нравственного воспитания являются нравственные чувства- постоянное эмоциональное ощущение, переживание, реальные нравственные отношения и взаимодействия.

Признание нравственных чувств базовыми не означает пренебрежения нравственным сознанием. Развитое нравственное сознание предполагает знание моральных принципов, норм и одновременно постоянное осознание и осмысление своего нравственного положения в обществе, морального состояния, ощущения, чувства. Нравственное сознание - активный процесс отражения ребенком своих нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление - процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов. Нравственные переживания, мучения совести порождаются единством чувственных состояний, отраженных в сознании, и их осмыслением, оценкой, нравственным мышлением. Нравственность личности складывается из субъективно освоенных моральных принципов, которыми она руководствуется в системе отношений и постоянно пульсирующего нравственного мышления.

Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. Вне нравственной воли и действенно практического отношения к миру не существует реальной нравственности личности. Она реализуется в единстве нравственного чувства и сознательной непреклонной решимости осуществить свои нравственные убеждения в жизни [97, с. 266].

Действенным проявлением формируемых у детей моральных качеств являются их поступки, поведение. Поэтому формирование осознанных поступков, осознанного поведения детей в различных кон-сознание - активный процесс отражения ребенком своих нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление - процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов. Нравственные переживания, мучения совести порождаются единством чувственных состояний, отраженных в сознании, и их осмыслением, оценкой, нравственным мышлением. Нравственность личности складывается из субъективно освоенных моральных принципов, которыми она руководствуется в системе отношений и постоянно пульсирующего нравственного мышления.

Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. Вне нравственной воли и действенно практического отношения к миру не существует реальной нравственности личности. Она реализуется в единстве нравственного чувства и сознательной непреклонной решимости осуществить свои нравственные убеждения в жизни [97, с. 266].

Действенным проявлением формируемых у детей моральных качеств являются их поступки, поведение. Поэтому формирование осознанных поступков, осознанного поведения детей в различных конкретных условиях их жизни - цель всей работы по нравственному воспитанию.

Похожие диссертации на Педагогические условия и особенности нравственного воспитания учащихся на марийских народных традициях (На основе сельских национальных школ Республики Башкортостан)