Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Формирование духовно-нравственных ценностных ориентации личности на морально-этических традициях адыгов как актуальная социально-педагогическая проблема 14
1.1. Роль ценностей и ценностных ориентации в духовно-нравственном становлении личности и проблемы их трансляции в современных условиях 14
1.2. Сущность морально-этических традиций как истоков и базовых установок в формировании духовно-нравственных ценностных ориентации личности 42
1.3. Критерии и уровни освоения духовно-нравственных ценностей школьной молодежью 98
Выводы по I главе 109
Глава II. Социально-педагогические условия формирования ценностных ориентации учащейся молодежи на морально-этических традициях адыгов 112
2.1. Особенности формирования духовно-нравственных ценностных ориентации учащихся на адыгских морально-этических традициях 112
2.2. Социально-педагогическая модель формирования духовно-нравственных ценностных ориентации в ходе учебно-воспитательной работы в общеобразовательной школе 125
2.3. Условия оптимизации освоения нравственных ценностей школьной молодежью 139
Выводы по II главе 162
Заключение 164
Приложения
Список использованной литературы 167
- Роль ценностей и ценностных ориентации в духовно-нравственном становлении личности и проблемы их трансляции в современных условиях
- Сущность морально-этических традиций как истоков и базовых установок в формировании духовно-нравственных ценностных ориентации личности
- Особенности формирования духовно-нравственных ценностных ориентации учащихся на адыгских морально-этических традициях
- Социально-педагогическая модель формирования духовно-нравственных ценностных ориентации в ходе учебно-воспитательной работы в общеобразовательной школе
Введение к работе
Происходящий в стране глубокий системный кризис явился толчком для конфликта ценностей. Суть происходящего в том, что россияне, унаследовавшие от длительной истории развития России свои ценности и идеалы, в последние годы столкнулись с предложенной системой неолиберальных ценностей преимущественно американо-фридмановского типа, которые всячески пытаются навязать народу. Между тем, не были приняты во внимание как сложившаяся система ценностей, обусловленная особенностями развития страны, так и менталитет народа.
Россияне были поставлены перед выбором, какие ценности и идеалы для них наиболее предпочтительны, отвечают их интересам и духовным запросам. Переоценка ценностей, изменение их иерархической системы и приведение ее в соответствие с общечеловеческими, является характерным для современного периода развития нынешнего российского общества и деятельности ее социальных институтов. Ценностно-ориентировочная деятельность социальных институтов не может переломить ситуацию, когда одни ценности нивелированы, а пришедшие им на смену принимаются неоднозначно.
Эти проблемы, появившиеся в России и принявшие характер массового отказа от одних ценностей и неприятия новых, привели к ценностному вакууму, породили массу негативных явлений, таких, как правовой и государственный нигилизм, смена базовых традиционных национальных ценностей на менее значимые. В значительной мере это касается духовно-нравственных ценностей, являющихся основным компонентом духовной жизни личности, определяя его отношение к миру, обществу.
В таких условиях процесс формирования ценностных ориентации затормаживается или происходит ориентация не на те ценности, которые в своей сущности должны определять национальную стратегию государства, на-
правленную на формирование всесторонне развитой личности идет замена духовно-нравственных ценностей на утилитарно-прагматические, что противоречит целям и задачам воспитания, которые ставит перед педагогической наукой общество.
Нравственное развитие личности ребенка тормозится вследствие отсутствия условий для нравственного самосовершенствования, вызванного отсутствием ценностных установок на новые духовно-нравственные ценности.
Ценностно-ориентировочная деятельность социальных институтов не может переломить ситуацию, когда одни ценности нивелированы, а пришедшие им на смену принимаются неоднозначно. Особое значение приобретает при этом поиск новых путей и технологий, формирование ценностных ориентации, которые бы могли практически реализовать теоретические знания и превратить их в эффективное средство для формирования качеств личности.
Важность вопроса формирования духовно-нравственных ценностных ориентации как общечеловеческих, так и национальных, видна еще и из того, что аксиологические проблемы и проблемы нравственности рассматривались на XII сессии Научного Совета РАО (1992) по проблемам исторического образования и педагогической науки, а также на XV сессии (1994) и на XVII сессии Научного Совета РАО (1996), на XIX сессии (1998), XX сессии (2000) того же Совета. На последней сессии Совета, посвященной проблеме духовности, была выражена серьезная озабоченность состоянием нравственности современной молодежи и намечались пути выхода из нравственного кризиса.
Один из них - это поиск национальной идеи, которая смогла бы консолидировать все слои населения, направить страну на путь духовного возрождения и создать условия для формирования высоконравственной личности.
На сегодняшний день эта задача не решена. Поиск путей выхода из нравственного кризиса продолжается, и важное значение приобретает фор-
мирование ценностных ориентации на духовно-нравственную культуру народов, населяющих РФ, осуществляющееся в числе прочих воспитательных средств и на морально-этических традициях народной педагогики. Формирование ценностных ориентации личности - процесс многоступенчатый, сложный, требующий не только знаний особенностей национальной системы воспитания и адаптации ее к современным условиям, но и творческого применения этих знаний с учетом инновационных технологий, позволяющих оптимизировать как процесс обучения в школе, так и воспитательную работу в ней.
Процессы, происходящие в общероссийском масштабе, характерны и для малых народов, сохраняющих свои национальные особенности за счет функционирования национальной системы воспитания. Для народов с богатыми этнокультурными традициями процесс нивелирования духовно-нравственных ценностей происходит очень болезненно, широко осуждается общественным мнением, но надо признать, кризис ценностной системы налицо.
В современной педагогической практике возникает, таким образом, ряд противоречий между:
духовно-нравственными требованиями адыгской народной педагогики и состоянием духовности и нравственности современного общества;
богатством духовно-нравственных ценностей традиционной педагогической культуры адыгов и недооценкой важности их использования в учебно-воспитательном процессе средних образовательных школ;
- необходимостью разработки теоретических основ, включающих
элементы национальной культуры, в т.ч. морально-этических традиций как
ее составной части в содержание общего образования и слабой организаци
онно-педагогической базой их практической реализации.
Это порождает снижение уровня сформированности духовно-нравственных ориентации подрастающего поколения и вызывает необходимость применения в учебно-воспитательном процессе средней общеобразо-
вательной школы методов и средств традиционной этнопедагогической культуры, в частности, морально-этических традиций.
Между тем, отсутствуют специальные работы, исследующие особенности духовно-нравственного воспитания адыгов, специфику формирования ценностных ориентации на духовно-нравственные ценности и, в частности, влияние адыгских морально-этических традиций на их формирование.
Проблема исследования: каковы педагогические условия, возможности, роль, содержание, характер и этническое своеобразие формирования ценностных ориентации личности на адыгских морально-этических традициях.
Объект исследования: воспитательная деятельность адыгского народа, основанная на морально-этических традициях.
Предмет исследования: процесс формирования духовно-нравственных ценностных ориентации адыгов средствами народной педагогики.
Гипотеза исследования:
Процесс формирования духовно-нравственных ценностных ориентации подростков на основе морально-этических традиций будет успешным, если:
- ценностно-ориентировочная деятельность социальных институтов
будет скорректирована с учетом новых социокультурных условий и направ
лена на возрождение, изучение и передачу накопленного опыта воспитания
на морально-этических традициях адыгов;
содержание и сущность морально-этических традиций адыгов будет изучаться в ходе учебно-воспитательного процесса в средней школе как составная часть национальной (этнической) культуры;
будет налажено тесное взаимодействие семьи, школы и общественности в вопросах духовно-нравственного просвещения подростков и интерио-ризации полученных в ходе этого процесса знаний во внутренний план личности;
- разработаны новые педагогические технологии формирования духов
но-нравственных ценностных ориентации личности на морально-этических
традициях адыгов и определены организационно-педагогические условия их
реализации.
Задачи исследования:
рассмотреть зависимость между трансляцией духовно-нравственных ценностей, соблюдением морально-этических традиций в обществе и сфор-мированностью духовно-нравственных ценностных ориентации молодёжи;
разработать критерии и уровни освоения национальных духовно-нравственных ценностей школьной молодежью и схему их формирования основными средствами адыгской народной педагогики - морально-этическими традициями народа.
проанализировать и использовать сущность этнических ценностей, этно-педагогическое, национально-культурное и общечеловеческое содержание адыгских морально-этических традиций при разработке педагогических технологий формирования духовно-нравственных ценностных ориентации подростков;
- опираясь на результаты исследования разработать научно-
методические рекомендации, раскрывающие механизм формирования духов
но-нравственных ценностных ориентации личности;
Методологическую основу исследования составляют философские, психологические и педагогические концепции, рассматривающие категорию "ценности" и "ценностные ориентации" в структуре целостного развития личности; аксиологический подход к личности человека, признающий его высшей ценностью; культурологический подход, рассматривающий национальную культуру как базу для воспитания и формирования личности, трансформации духовно-нравственных ценностей подрастающему поколению; положение о динамике соотношения общего, особенного и единичного, философских концепций в оценке гуманистических культурных, духовно-
нравственных ценностей.
Методы исследования:
При проведении исследования был применен комплекс методов, соответствующих исследовательским задачам:
- изучение и анализ аксиологической, философской, психолого-
педагогической и этнопедагогической литературы;
изучение и обобщение передового педагогического опыта;
теоретический анализ и синтез;
социологические методы (беседы, анкеты, интервью);
наблюдение, в том числе, включенное;
педагогический эксперимент;
обобщение и систематизация полученных результатов;
математическая обработка результатов исследования. Теоретическую основу исследования составили идеи и концепции,
раскрывающие:
- содержание и сущность понятий "ценность" и "ценностная ориента
ция" (Б.Г. Ананьев, С.Ф. Анисимов, Л.М. Архангельский, Г. Беккер, Л.П.
Буева, В. Виндельбанд, В.В. Водзинский, А.Г. Здравомыслов, М.С. Каган,
И.С. Кон, К. Клакхон, А.Н. Леонтьев, Р.Б. Перри, А. Печчеи, Г. Риккерт, В.Н.
Сагатовский, В.П. Тугаринов, И.Т. Фролов, З.Н. Чавчавадзе, Р. Шуерман,
В.А. Ядов);
- сущность ценностноориентировочной деятельности в социальных
институтах (С.Ф. Анисимов, В.А. Блюмкин, М.В. Делин, О.Г. Дробницкий,
А.Г. Здравомыслов, М.С. Коган, А.В. Кирьякова, А.С.Койчуева, А. Маслоу,
И.С. Нарский, Н.Д. Никандров, СИ. Попов, З.И. Равкин, В.Н. Сагатовский,
В.А. Титов, В.П. Тугаринов, А.Ф. Шишкин);
принципы градации ценностей (Р.Б. Перри);
концепцию феномена человека (В.И. Вернадский, Н.Н. Моисеев, П.Т. Шарден);
концепцию поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, З.Ф. Талызина);
концепцию регионализации образования (И.А. Арабов, Г.Н. Волков, И.А. Шоров, Е.Н. Шиянов и др.);
различные аспекты формирования ценностных ориентации средствами этнической педагогики (И.А. Арабов, Х.Х-М. Батчаева, К.И. Бузаров, Г.Н. Волков, СБ. Узденова, Е.Н. Шиянов, И.А. Шоров) и этнической психологии (B.C. Агаев, А.А. Деркач, Л.М. Дробижева, Б.А. Душков, В.Г. Крысько, B.C. Мухина, Д.Н. Узнадзе);
философию и теорию морали (Л.М. Архангельский, К.И. Гулиан, А.А. Гусейнов, О.Н. Крутова, Т.И. Пороховская, Ф.А. Селиванов, В.Ф. Сержантов, А.Т. Федотова, Т.В. Холостова, А.Ф. Шишкин, и др.);
- специфику нравственной ценности, социально-психологического
анализа морали (А.А. Гусейнов, Е.Н. Дубко, Ю.В. Соломонова, А.И. Тита-
ренко, Ю.М. Федорова, О.П. Целикова, Е.И. Шубенкова и др.) и теорию
нравственного содержания духовности (Н.А. Бердяев, Н.Н. Добкина, Н.О.
Лосский, B.C. Соловьев);
-теорию мотивации (Л.И. Божович, Е.В. Бондаровская, О.С Гребенюк, М.А. Зубчевская, Е.П. Ильин, А.Г. Ковалев, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, В.Н.Тарасюк, Г.И. Щукина, П.Я. Якобсон и др.);
теорию потребности (Н.А. Бердяев, Н.Г. Добролюбов, А. Маслоу, В.Н. Мясищев, К. Роджерс, Л.Н. Толстой);
теорию формирования интереса (Л.И. Божович, Н.А. Зубчевская, Е.П. Ильин, А.К. Коваль, А.К. Маркова, В.Н. Мясищев, СП. Рубинштейн, Г.И. Щукина, и др.)
Научная новизна заключается в том, что
уточнен механизм трансляции духовно-нравственных ценностей педагогической культуры адыгов в новых социокультурных условиях;
уточнено влияние морально-этических традиций адыгов на формиро-
вание духовно-нравственных ценностных ориентации, доказана гипертрофия прагматично-утилитарных ценностей в структуре личности и этноса, приводящих к маргинализации личности и нивелированию особо значимых духовно-нравственных ценностей;
адыгские морально-этические традиции рассматриваются в их органической связи с другими ценностями, в том числе исламскими, раскрывается позитивная роль религии в духовно-нравственном становлении личности;
обоснована необходимость определения путей комплексного использования народных традиций в учебном процессе и внеклассной работе школы, а также в совместной работе школы, семьи и общественности.
Теоретическая значимость:
Разработаны новые педагогические условия совершенствования ценностно-ориентировочной деятельности по формированию духовно-нравственных ценностей.
Представлен механизм формирования духовно-ценностных ориентации подростков посредством интериоризации знаний о сущности морально-этических традиций в сознание личности.
Разработаны критерии и уровни сформированности духовно-нравственных ценностей у учащихся школ с учетом новых социокультурных, мировоззренческих и технологических парадигм учебно-воспитательного процесса.
Практическая значимость исследования. Положения и выводы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы:
- в разработке проблемы ценностей, а также нормативных положений
при изучении таких дисциплин как педагогика, психология, этнопедагогика,
этнопсихология и этика для студентов педагогических вузов;
в организации спецкурсов, спецпрактикумов, курсов по выбору, предлагаемых по национально- региональному компоненту;
в практике институтов воспитания для повышения эффективности
формирования ценностных ориентации подростков;
- при обновлении региональной программы образовательно-воспитательной системы Карачаево-Черкесской республики.
Достоверность исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных позиций, обширной источниковедческой базой, адекватностью методов исследования поставленным задачам, количественным и качественным анализом хода и результатов опытно-экспериментальной работы, совпадением положений, выносимых на защиту с результатами, полученными в ходе диссертационного исследования, а также репрезентативностью респондента.
Апробация и внедрение результатов исследования проводились постоянно, по мере их получения. Ход экспериментальной работы, научные идеи и выводы обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и педагогических технологий Карачаево-Черкесского государственного педагогического университета, научных семинарах, посвященных проблемам этнопедаго-гики в Карачаево-Черкесском РИПКРО (2000-2004), на Алиевских чтениях в г. Карачаевске (2001-2005), на XVIII Межвузовской научной конференции в Карачаево-Черкесском государственном технологическом институте "Проблемы высшего образования в Российской Федерации состояние и перспективы" и на V научно-практической конференции "От фундаментальной науки - к решению прикладных задач современности" (2003-2004) в г. Черкесске, на IX научно-практической конференции "Политические, правовые, социальные и экономические проблемы современного российского общества" в г. Ставрополе, на II Международной научно-практической конференции "Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования" в г. Тамбове (2004).
Результаты исследования нашли отражение в 10 публикациях автора.
Базой исследования послужили 182 ученика двух Хабезской средних школ (№ 1 и № 2), 136 учеников Хумаринской средней школы Карачаевского
района, 118 учеников Зеюковской средней школы и Хабезского национального лицея, всего 436 учащихся.
Основные этапы исследования:
Исследования проводились в 1998 - 2004 гг. и включали в себя три этапа:
На I этапе - информационно-поисковом (1998 - 2001) изучалось современное состояние проблемы, разрабатывалась научная концепция исследования, определялись исходные теоретические позиции, анализировалось содержание учебных планов и программ, учебной литературы, изучался опыт ценностно-ориентировочной деятельности учителей школ КЧР, разрабатывалась программа опытно-экспериментальной работы, спецкурсов для старшеклассников "Истоки" и "Возрождение традиций". Был осмыслен категориальный аппарат исследования.
На II этапе - теоретико-экспериментальном (2001-2004) - проведение констатирующего и формирующего экспериментов: исследование сформированности духовно-нравственных ценностных ориентации у школьной молодежи, определение уровней и критериев их сформированности; обобщение результатов опытно-экспериментальной работы по формированию ценностных ориентации старшеклассников с использованием авторских экспериментальных материалов.
На III этапе - завершающем (2004-2005) - уточнение теоретических и экспериментальных выводов, обобщение результатов исследования, оформление диссертационной работы
Положения, выносимые на защиту:
I. Характеристика этнопедагогического потенциала морально-этических традиций как части национальной культуры, проявляющегося в идеальных представлениях о человеке, национальных ценностях, ценностном отношении к морально-этическим нормам, моральным требованиям, стереотипам поведения в обществе и семье, а также организации взаимодействия
членов этнического сообщества с целью формирования духовно-нравственных ценностных ориентации подростков.
П. Морально-этические ценности являются основой формирования духовно-нравственных ценностных ориентации личности; их знание позволяет интериоризировать национальные ценности, что содействует вхождению подростков в личную социальную жизнь.
III. Теоретически обоснованная концепция использования национальной культуры (в т.ч. морально-этических традиций адыгов), определила необходимость разработки организационно-педагогических условий, которые отражают требования к новым педагогическим технологиям по формированию духовно-нравственных ценностных ориентации подрастающего поколения.
Уровень профессиональной готовности педагогов к использованию духовно-нравственной культуры в процессе обучения и воспитания определяется их общекультурной компетентностью, которая включает культуру познания, методологическую и духовно-нравственную культуру. Модель повышения общекультурной компетентности педагогов включает следующие блоки: психолого-педагогический, культурологический и методологический.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, библиографического списка литературы включающего 202 источника. Работа содержит 4 диаграммы, 7 таблиц. Общий объем рукописи 181 страница.
Роль ценностей и ценностных ориентации в духовно-нравственном становлении личности и проблемы их трансляции в современных условиях
Анализ понятия ценность показывает, что существует множество определений этого феномена. В словаре СИ. Ожегова даны три смысла - «стоимость», «значение», собственно «ценность» [122]. В англо-русском словаре слово «value» имеет еще и другой смысл - «оценка» [88]. Согласно немецкому философу и физиологу Р.Г. Лотце, понятие «ценность» соответствует смыслу значимости чего-либо в отличие от существования объекта или его качественных характеристик.
Более объемлющее значение понятия «ценность» выражает этимологический словарь русского языка А.Т. Преображенского, трактующее его в значении ставить, придавать достоинство [129,46].
Философские энциклопедические словари также дают разные определения: «Ценность - то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться, созерцать, относиться с уважением, признанием, почтением» (Г. Менцер) [168].
Философский словарь под редакцией И.Т. Фролова определяет понятие «ценность» как «специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющих их положительное или отрицательное значение для человека или общества: благо, добро и зло, прекрасное и безобразное, заключенные в явлениях общественной жизни и природы» [169].
В современном философском словаре под общей редакцией Е.В. Кемерова «ценность» понимается как сложившаяся в условиях цивилизации и непосредственно переживаемая людьми форма их отношения к общезначимым образцам культуры и к тем предельным возможностям, от сознания которых зависит способность каждого индивида проектировать будущее, оценивать «иное» и сохранять в памяти прошлое [168].
Понятие «ценность» была введена в специальную философскую лексику в 60-х годах XIX века. Изучением ценностей занимается наука аксиология - раздел философии (axios - ценный; logos - учение), сложившаяся в конце XIX - начале XX веков из-за необходимости разрешить некоторые сложившиеся вопросы философии, относящиеся к общей проблеме ценностей [169].
В силу развития аксиологии как науки в настоящее время выделен ряд аксиологических концепций:
- Объективно-идеалистические, к которым относятся неокантианство, феноменология, неотомизм, интуитивизм. Все они рассматривают ценность, как потустороннюю сущность вне пространства и времени.
- Субъективно-идеалистические теории, к которым относятся логический позитивизм, эмотивизм, лингвистический анализ в этике, (П. Ноуэлл-Смит, Р. Хеар, Г. Эйкен, Д. Мелден), аффективно-волевая теория ценности У. Эрбана, Д. Пролла, Л. Люиса и др., где ценности рассматриваются как явление сознания, и в которых проявляется психологический настрой, субъективное отношение человека к оцениваемым объектам.
- Натуралистические теории ценности: теория интереса (Р.Б. Перри, Д. Паркер, Ф. Теннант), эволюционная этика (Г. Спенсер, Дж. Хаксли и др.), этика космической теологии (Ф. Вудбридж, У.Н. Шелдон) и их авторы видят в ценности выражение естественных потребностей человека или законов природы в целом.
- Трансценденталистические, где ценность - идеал, имеющий самостоятельную сферу существования, к которой человек может (или не может) приобщиться. Впервые трансценденталии (латинское: transcendere - переступать) упоминаются французскими схоластами Александром Галльским (XII -XIII века), Альбертом Великим и Фомой Аквинским. Согласно схоластике три основные трансценденталии обозначают: - единство - отношение бытия к самому себе или тождество бытия; - истину - сопоставление бытия с бесконечным духом, или умопости-гательность бытия в божественном разуме; - благо - сопоставление бытия с бесконечной волей, или целесообразность бытия, обусловленную божественной волей [185]. - Социологическая концепция, представители которой (М. Вебер, Э. Дюркгейм, У. Томас, Ф. Знанецкий и др.) под социальными ценностями понимают обусловленные социальной средой равноправные системы представлений. Системы моральных, эстетических, религиозных и тому подоб ных ценностей несводимы друг с другом. Социальные ценности, с одной стороны, оказывают воздействие на поведение человека, с другой - помога ют ему воздействовать на социальную среду, преобразуя ее. - Диалектико-материалистическая теория рассматривает систему ценностей с позиций исторического, экономического, социального развития общества [189].
Говоря о генезисе ценностей, можно утверждать, что они отражены уже в философских воззрениях античных философов, а также философов более позднего периода развития человечества и религиозных книгах (например, в древнеегипетской «Книге мертвых»). В частности, к ним относятся заповеди пророка Моисея, нравоучения Корана, а также они отражены во взглядах многих просветителей как древности, так и настоящего времени. В частности, Конфуций считал необходимыми две главные добродетели: человеколюбие и почтительность к старшим, которые входят и сейчас в число общечеловеческих ценностей.
При этом добродетель и добродетельный человек выступают у него мерой истинной ценности.
Эстетические и нравственные аспекты Блага он разделил на материальные (телесные) и считал ими здоровье и красоту, а под духовными, которые в его философских воззрениях считались высшими - добродетель, разумность, наслаждение. Знание само по себе не делает человека доброжелательным, он становится таковым лишь при свершении благоразумных поступков. Тем не менее, считал он, природа облагораживается знанием.
Представители различных философских школ в качестве блага, т.е. ценностей выставляли различные понятия. Ф. Бэкон считал, что в качестве мнимого (кажущегося), лежат страсти.
Кроме того, он различал благо телесное (здоровье, красота, сила) и душевное. У Т. Гоббса, разделявшего взгляды Ф.Бэкона об истинном и мнимом благе, самосохранение считалось величайшим благом. Он же впервые употребил понятие «ценность», которое Т.В. Лейбниц определил как «значительное с точки зрения блага». Г.В. Гегель считал, что «основными ценностями были обозначены образование и воспитание, т.к. только образованный человек как существо духовное может управлять чувствами».
Эпоха Средневековья выдвигала идею Бога как высшего блага с позиций христианской философии, причем идея абсолютной ценности Бога является неизменной в течение долгого времени и лишь в эпоху Нового Времени И. Кант впервые связывает понятие «ценности» со сферой свободы (область нравственности), противостоящей сфере необходимости (природы).
Иммануилом Кантом впервые было дано направление развитию аксиологии (греч. axion - ценность и logos - слово, понятие), где ценности как значимые события выступают ориентирами для должного поведения, т.е. этическими нормами. Его «категорический императив», согласно которого он определял свои основные требования, предлагал, что необходимо воспитывать долг как основу поведения, соблюдать достоинство и подчинять чувства разуму, чтобы личное поведение человека могло стать правилом для всех [60].
Сущность морально-этических традиций как истоков и базовых установок в формировании духовно-нравственных ценностных ориентации личности
В современном обществе вопросам формирования духовно-нравственных ценностных ориентации уделяется большое внимание. Ряд ученых видят выход в усилении работы по духовно-нравственному воспитанию с учетом народных средств и методов воспитания (И.А. Арабов, Х.М. Батчаева, Б.Х. Бгажноков, Т.Н. Волков, А.С. Койчуева, A.M. Узденов, СБ. Узденова, И.А. Шоров).
Важность духовно-нравственного воспитания в современных условиях заключается в том, что такие феномены, как нравственность и духовность, отходят на второй план по сравнению с материальными ценностями.
Это побуждает искать более эффективные средства и методы работы по формированию ценностных ориентации.
Рассмотрим взгляды некоторых ученых на процесс формирования духовности и нравственности.
Процесс духовно-нравственного воспитания, проводимый в социальных институтах, по мнению Н.А. Пархоменко можно подразделить на пять этапов. 1. Осознание воспитательных требуемых нравственных норм и правил поведения. Без этого формирования с заданного типа поведения не может быть успешным. 2. Переход знаний в убеждения путем осознания необходимости именно такого типа поведения. Убеждения - это твердые, основанные на определенных принципах и мировоззрении взгляды, которые служат руководством к жизни. 3. Воспитание чувств - непременный и очень важный компонент духовно-нравственного воспитания. Без человеческих эмоций нет и не может быть человеческого искания истины. 4. Главный этап воспитательного процесса - деятельность, которая характеризуется устойчивостью духовно-нравственных поступков. Нравственными должны быть как сами по себе действия, так и порождающие их мотивы и цели. 5. Формирование ценностного отношения к другому человеку и себе. Этот этап становления личности характеризуется внутренней смысловой устремленностью человека на достижение результатов, которые принесут благо другим, обществу, человечеству в целом. По сути, только с этого мо мента можно говорить о духовности, нравственности, именно на этом этапе выполняется «золотое правило» нравственности - поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы они поступали с тобой [121].
Нам представляется, что ценными являются и взгляды СИ. Маслова на формирование ценностных ориентации молодежи.
Для организации деятельности, направленной на присвоение ценностей, важным является его положение о критериях усвоения ценностей и механизме их усвоения. СИ. Маслов, определяя четыре уровня усвоения ценностей, выделяет следующие критерии, соответствующие каждому уровню:
- первый уровень - знания о ценностях. В этом случае ценности остаются на уровне знания без внутреннего принятия и руководства к действию в жизненном опыте человека;
- на втором уровне значимые для окружающих ценности становятся для человека основанием для поступков, но не из-за принятия ценности и убежденности в ее «правильности», а из-за страха осуждения, наказания и т.п. (так называемое «оперантное» поведение, по (Скиннеру)). При изменении внешних требований и критериев оценки человек способен изменить и поведение;
- третий уровень характеризуется внутренним принятием ценностей без осознания их значимости. В этом случае ценности становятся внутренним руководством действий человека, но в случаях диссонанса поступков и ценностей нравственного кризиса не возникает;
- для четвертого уровня характерно эмоциональное принятие и сознание ценностей. Именно этот уровень характеризует систему ориентации личности. Внешние влияния проникают в глубь личности, входят в собственные отношения человека к миру и к самому себе, становятся частицей его «Я». На этом уровне поступать вопреки усвоенной ценности становится невозможным без нанесения удара по представлению о самом себе, без обесценивания человека в собственных глазах, ущемления его стремления к самоутверждению. При усвоении ценностей на этом уровне у человека возникает не только желание, но и потребность совершать поступки и действия по реализации нравственного выбора, он поступает согласно нравственным ценностям, а на четвертом уровне он ищет, где ему можно реализовать эту ценность [103].
На формирование духовно-нравственных ценностных ориентации молодежи изначально влияет культурный уровень общества, усвоение культурно-исторического наследия молодежью. Однако культурные традиции того или иного этноса за счет взаимопроникновения культур изменяются, взаимодополняются, тем самым адаптируясь и выживая в сложных для этноса условиях.
Диалог культур в современном мире явление реальное, а их итог отражается на состоянии иерархической шкалы ценностей и, как следствие, формирование ценностных ориентации молодого поколения.
Тем не менее, именно усвоение культурно-исторического наследия этноса, его духовной сущности, морально-нравственных требований, которые воплощаются главным образом в морально-этических традициях - прямой путь к формированию высоконравственной личности.
Делая анализ взглядов разных ученых на формирование духовно-нравственных ценностных ориентации, можно предположить, что решение проблемы заключается в объединении усилий семьи и школы в этом направлении. Остановимся на народном воспитании.
Народное воспитание предусматривало задачу осмысления, сохранения и передачи сменяющим друг друга поколениям того всеобщего, что было создано человечеством и частного, что составляет то неповторимое своеобразие, чем каждый народ отличается друг от друга.
Народная педагогика, являясь составной частью коллективного народного творчества, направлена на формирование личности, которая сумеет адаптировать члена этнической группы к условиям жизни в обществе, социализироваться в нем. Отражая народные идеалы, воззрения на природу и общество, народная педагогика ставит перед собой задачу донесения до каждого члена этноса требований к идеалу должного, а перед социальными институтами - требование реализации поставленных задач по формированию личности.
Особенности формирования духовно-нравственных ценностных ориентации учащихся на адыгских морально-этических традициях
В современном обществе вопросам формирования духовно-нравственных ценностных ориентации уделяется большое внимание. Ряд ученых видят выход в усилении работы по духовно-нравственному воспитанию с учетом народных средств и методов воспитания (И.А. Арабов, Х.М. Батчаева, Б.Х. Бгажноков, Т.Н. Волков, А.С. Койчуева, A.M. Узденов, СБ. Узденова, И.А. Шоров).
Важность духовно-нравственного воспитания в современных условиях заключается в том, что такие феномены, как нравственность и духовность, отходят на второй план по сравнению с материальными ценностями.
Это побуждает искать более эффективные средства и методы работы по формированию ценностных ориентации.
Рассмотрим взгляды некоторых ученых на процесс формирования духовности и нравственности.
Процесс духовно-нравственного воспитания, проводимый в социальных институтах, по мнению Н.А. Пархоменко можно подразделить на пять этапов.
1. Осознание воспитательных требуемых нравственных норм и правил поведения. Без этого формирования с заданного типа поведения не может быть успешным.
2. Переход знаний в убеждения путем осознания необходимости именно такого типа поведения. Убеждения - это твердые, основанные на определенных принципах и мировоззрении взгляды, которые служат руководством к жизни.
3. Воспитание чувств - непременный и очень важный компонент духовно-нравственного воспитания. Без человеческих эмоций нет и не может быть человеческого искания истины.
4. Главный этап воспитательного процесса - деятельность, которая характеризуется устойчивостью духовно-нравственных поступков.
Нравственными должны быть как сами по себе действия, так и порождающие их мотивы и цели.
5. Формирование ценностного отношения к другому человеку и себе. Этот этап становления личности характеризуется внутренней смысловой устремленностью человека на достижение результатов, которые принесут благо другим, обществу, человечеству в целом. По сути, только с этого мо мента можно говорить о духовности, нравственности, именно на этом этапе выполняется «золотое правило» нравственности - поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы они поступали с тобой [121].
Нам представляется, что ценными являются и взгляды СИ. Маслова на формирование ценностных ориентации молодежи.
Для организации деятельности, направленной на присвоение ценностей, важным является его положение о критериях усвоения ценностей и механизме их усвоения. СИ. Маслов, определяя четыре уровня усвоения ценностей, выделяет следующие критерии, соответствующие каждому уровню:
- первый уровень - знания о ценностях. В этом случае ценности остаются на уровне знания без внутреннего принятия и руководства к действию в жизненном опыте человека;
- на втором уровне значимые для окружающих ценности становятся для человека основанием для поступков, но не из-за принятия ценности и убежденности в ее «правильности», а из-за страха осуждения, наказания и т.п. (так называемое «оперантное» поведение, по (Скиннеру)). При изменении внешних требований и критериев оценки человек способен изменить и поведение;
- третий уровень характеризуется внутренним принятием ценностей без осознания их значимости. В этом случае ценности становятся внутренним руководством действий человека, но в случаях диссонанса поступков и ценностей нравственного кризиса не возникает;
- для четвертого уровня характерно эмоциональное принятие и сознание ценностей. Именно этот уровень характеризует систему ориентации личности. Внешние влияния проникают в глубь личности, входят в собственные отношения человека к миру и к самому себе, становятся частицей его «Я». На этом уровне поступать вопреки усвоенной ценности становится невозможным без нанесения удара по представлению о самом себе, без обесценивания человека в собственных глазах, ущемления его стремления к самоутверждению. При усвоении ценностей на этом уровне у человека возникает не только желание, но и потребность совершать поступки и действия по реализации нравственного выбора, он поступает согласно нравственным ценностям, а на четвертом уровне он ищет, где ему можно реализовать эту ценность [103].
На формирование духовно-нравственных ценностных ориентации молодежи изначально влияет культурный уровень общества, усвоение культурно-исторического наследия молодежью. Однако культурные традиции того или иного этноса за счет взаимопроникновения культур изменяются, взаимодополняются, тем самым адаптируясь и выживая в сложных для этноса условиях.
Диалог культур в современном мире явление реальное, а их итог отражается на состоянии иерархической шкалы ценностей и, как следствие, формирование ценностных ориентации молодого поколения.
Тем не менее, именно усвоение культурно-исторического наследия этноса, его духовной сущности, морально-нравственных требований, которые воплощаются главным образом в морально-этических традициях - прямой путь к формированию высоконравственной личности.
Делая анализ взглядов разных ученых на формирование духовно-нравственных ценностных ориентации, можно предположить, что решение проблемы заключается в объединении усилий семьи и школы в этом направлении. Остановимся на народном воспитании.
Народное воспитание предусматривало задачу осмысления, сохранения и передачи сменяющим друг друга поколениям того всеобщего, что было создано человечеством и частного, что составляет то неповторимое своеобразие, чем каждый народ отличается друг от друга.
Народная педагогика, являясь составной частью коллективного народного творчества, направлена на формирование личности, которая сумеет адаптировать члена этнической группы к условиям жизни в обществе, социализироваться в нем. Отражая народные идеалы, воззрения на природу и общество, народная педагогика ставит перед собой задачу донесения до каждого члена этноса требований к идеалу должного, а перед социальными институтами - требование реализации поставленных задач по формированию личности.
Социально-педагогическая модель формирования духовно-нравственных ценностных ориентации в ходе учебно-воспитательной работы в общеобразовательной школе
Формирующий эксперимент был проведен на базе пяти средних общеобразовательных школ - Хабезской № 1,2, Кош-Хабльской, Хумаринской и Зеюковской средней школы.
В каждой школе в качестве экспериментальных классов были использованы параллельные - 6, 7, 8, 9, 10 -ые классы. Выбор классов был продиктован возрастными особенностями - именно в этом возрасте учащиеся наиболее сензитивны к получаемой информации, легче идет интериоризация во внутренний план личности получаемых извне знаний (P.P. Накохова).
Всего в эксперименте участвовало 436 учащихся, в контрольных классах - 176 учащихся, итого 612 учащихся.
В ходе эксперимента реализовалось 2 программы - «Истоки», согласно которой проводилась экспедиция по поиску неизвестных произведений УНТ, описанию этикетных норм, а также старинных обычаев и обрядов, в том числе религиозных, старинных предметов быта и архитектурных памятников, национальных игрищ и забав, танцев и песен, предметов детского быта, игрушек, предметов изобразительного и национально-прикладного искусства, т.е. всех составных частей национальной адыгской культуры.
Вторая программа - «Возрождение традиций» была составлена как вторая часть формирующего эксперимента и нацелена на возрождение морально-этических традиций, позволяющих формировать духовно-нравственные ценностные ориентации личности.
Эксперимент проводился в течение трех лет - 1999-2000, 2001-2002, 2002-2003 учебные годы. В ходе эксперимента были определены главные направления деятельности по формированию духовно-нравственных ценностных ориентации на морально-этических традициях адыгского народа. 1. Внедрение в учебный процесс основ адыгского УНТ. 2. Введение в планы воспитательной работы школ экспериментальных программ «Истоки» и «Возрождение традиций». Установлено, что одним из важнейших источников народных традиций является содержание национальной культуры, составными частями которой следует считать: 1. Устное народное творчество (фольклор) и письменная литература. 2. Национальные обряды и обычаи. 3. Этикет, моральные нормы. 4. Религиозные праздники, принятые в качестве национальных обычаев и обрядов. (К примеру, описанные в Коране и «Преданиях о пророке» и регламентированные ими законы и правила сливались в процессе исламизации с народными обычаями и обрядами и становились особыми моральными нормами.) 5. Исторические памятники и национальная архитектура. 6. Народные песни и музыка. Национальные музыкальные инструменты. 7. Национальные танцы. 8. Детские игры и игрушки. 9. Народные ремесла, искусство. 10. Изобразительное искусство.
В ходе формирующего эксперимента нами было использовано содержание национальной культуры для возрождения морально-этических традиций адыгов.
Адыгское народное творчество, создававшее наиболее привлекательные для народа идеалы, которые использовались впоследствии для воспитания подрастающего поколения, было весьма разножанровым и выражало чаяния народных масс. Особенно следует еще раз подчеркнуть действенность народных пословиц и поговорок, выражающих заповеди народного морального кодекса «нэмыс» и способствующих духовно- нравственному становлению личности. Тем более, что для их применения есть самое широкое поле - начиная с учебных занятий воспитательной работы в школе и кончая индивидуальными внушениями. В ходе экспериментальной работы в Ха-безских школах нами были проведены Дни пословиц и поговорок, которым предшествовал сбор памятников УНТ в ходе поисковой экспедиции «Истоки». Учащиеся 4-7 классов выпустили стенные газеты, в которых отразили, что говорит народная мудрость об идеале человека, о труде, нравственности, природе, гостеприимстве, уважении к старшим и т.д.
Несмотря на достаточно широкое освещение в литературе адыгского УНТ, ученики нашли несколько нигде не опубликовавшихся притч, пословиц, поговорок. Например, притча о слепом и зрячем, в котором доказывается, что слепой может быть нравственно более зрелым, чем те, у кого зрение в порядке - нужно только «видеть» сердцем, чувствовать боль и горе другого.
Учителя с учениками провели ряд внеклассных мероприятий, на которые были приглашены представители старшего поколения. Они выступали в роли судей на конкурсах пословиц и поговорок, объясняли суть некоторых устаревших слов (например, названий орудий труда), вводили учеников в мир добрых старых обычаев и обрядов, объясняя, в чем их суть. Изучение традиций, обрядов и обычаев шло во всех школах, к примеру, в Хумаринской средней школе для 7 классов прошел вечер, посвященный обычаю «Аульские посиделки», на котором была воспроизведена обстановка XIX века, ребята принесли веретена, пряжу, спицы, которые использовались для вязания и производства шерстяных ниток. Главным было создание атмосферы, позволяющей общаться согласно адыгскому этикету - т.е. с учетом возраста, пола, степени родства. В ходе общения учитывались требования к культуре речи, т.е. речевые формулы, умение поддержать беседу, жесты, мимика в общении и т.д. Вечер прошел живо, интересно. Девочки научились основам прядения из шерсти - подготовка шерсти к прядению, и, несмотря на то, что не всегда получалось правильно крутить веретено, что вводило веселую суматоху, ученики заинтересовались старинным способом прядения. Речевые формулы, применяющиеся в подобных случаях, также хорошо усваивались ребятами. В процессе подготовки к вечеру семиклассники нашли национальную одежду, надели старинные украшения из серебра, а после посиделок признались, что эта одежда как-то дисциплинировала, приобщила к национальной культуре.
Такие же вечера прошли и в других школах. Наиболее интересной была работа по определению сложившихся исторических и современных моральных норм. В ходе развития общества моральные нормы меняются, претерпевая изменения, наиболее позволяющие приспособиться к требованиям современного общества.
В частности, молодая сноха в черкесской семье долго жила затворницей в комнате для молодых (лэгъунэ), ее обслуживала, выполняя работу за стенами комнаты, девушка, которая свободно перемещалась по аулу - ходила за водой, дровами, выносила мусор и т.д. Действовал обычай избегания невесткой старших членов семьи - ей даже приносили еду в комнату. На сегодня эти требования пересмотрены - все молодые невестки работают, как и девушки, проводящие с нею все дни. Поэтому срок затворничества резко сократился, молодая сноха ведет, как правило, привычный образ жизни. По этому и другим изменениям в моральных требованиях были проведены диспуты «Мораль и нравственность адыгов: актуальны ли они сейчас?». Интересны результаты опроса, проведенного перед этим диспутом: из 264 опрошенных лишь 18 % считают, что моральные требования необходимо сохранить в неприкосновенности, остальные считают, что их нужно изменить в сторону большей демократизации. Можно предположить, что проблемы нравственности, возникающие сейчас, имеют в своей основе более сложные причины, нежели демократизация моральных норм. Это и пропаганда свободных отношений, которую ведут СМИ и наблюдавшиеся повседневно нарушения моральных норм в этносоциуме, и принижение роли общественного мнения и множество других причин, существующих в этносоциуме - безработица, вовлечение молодежи в теневую экономику, криминализация общества.