Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Формирование интереса у подростков к традициям народного декоративно-прикладного искусства как психолого-педагогическая проблема
1.1. История развития народного декоративно-прикладного искусства у народов Карачаево-Черкесской республики и воспитаниеподрастающего поколения 13
1.2. Формирование интереса у подростков к традициям народного декоративно-прикладного искусства 35
1.3. Состояние сформированности интереса у подростков к традициям народного декоративно-прикладного искусства в современной национальной школе 64
Выводы первой главы 85
Глава II. Основные условия формирования устойчивых интересов подростков к традициям народного декоративно-прикладного искусства в современной национальной школе
2.1. Совершенствование содержания образования по формированию у подростков устойчивого интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства 89
2.2. Формирование интереса у подростков к традициям народного декоративно-прикладного искусства в процессе изучения специального курса «Традиционные ремесла и современные технологии» 115
2.3. Развитие у подростков интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства в процессе использования форм, методов и средств обучения 138
Выводы ко второй главе 165
Заключение 167
Библиография 177
- История развития народного декоративно-прикладного искусства у народов Карачаево-Черкесской республики и воспитаниеподрастающего поколения
- Формирование интереса у подростков к традициям народного декоративно-прикладного искусства
- Совершенствование содержания образования по формированию у подростков устойчивого интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства
- Формирование интереса у подростков к традициям народного декоративно-прикладного искусства в процессе изучения специального курса «Традиционные ремесла и современные технологии»
Введение к работе
Актуальность исследования. На современном этапе развития общества образование все чаще обращается к этнопедагогике, к народным традициям образования и воспитания подрастающего поколения. Через традиции и обычаи передается историческое наследие народа, понимание самобытности культуры каждой национальности.
Основополагающие для развития педагогической науки принципы -демократизация всей системы образования, соревновательность различных моделей школ, гуманизация, интенсификация, субъектно-личностная направленность, креативность, непрерывность образования и др. - способствуют ориентации учебно-воспитательного процесса на развитие общечеловеческих ценностей; эмоциональной отзывчивости, творческой и социальной активности. Современная педагогическая теория направлена на воспитание уважения к самой личности, ее самобытности, которая невозможна без раскрытия потенциальных возможностей и способностей каждого. Преобразование общества через развитие личности должно стать основой общественного прогресса.
Региональное образование формируется в условиях особого социокультурного пространства, где национальный фактор играет важную роль -роль формирования личности, и национальный компонент в его содержании является объективно обусловленным. Это обусловливает необходимость разработать стратегию этнокультурной направленности в различных формах образования, в учебных предметах, в содержании факультативов. При разработке средств повышения эффективности формирования всесторонне развитой личности в условиях многонационального региона и определения условий целесообразного использования их в практике общеобразовательной школы, важное значение имеет народное декоративно-прикладное искусство, отражающее опыт многих поколений, накопленный на протяжении веков и
даже тысячелетий.
Именно народное декоративно-прикладное искусство, как часть отечественной и мировой художественной культуры, впитавшее в себя обогащен-t
ный опыт многовекового коллективного творчества, мудрость и талант многих поколений, позволит открыть широкий простор для творчества и развития учащихся, сделает их жизнь нравственно стабильнее и духовно богаче.
Подростки проявляют самый разнообразный интерес к жизни, в этом возрасте начинают формироваться черты будущей личности, поэтому очень важно формировать устойчивый интерес к традициям своего народа.
Формирование интереса к традициям народного декоративно-
прикладного искусства позволит обратить особое внимание на преемствен-
4г ность в народном искусстве и развивать у подростков историческое самосоз-
нание. То есть на уроках технологии необходимо приобщать детей к миру народного декоративно-прикладного искусства, формировать творческое отношение к сохранению и возрождению традиций народных промыслов.
Недостаточное использование в процессе обучения народного декора
тивно-прикладного искусства, отсутствие целенаправленного формирования
интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства и не-
g. обходимых педагогических условий и определяют актуальность нашего ис-
следования.
К проблеме использования народного искусства в учебно-
воспитательном процессе обращаются многие авторы. Важное значение для
исследуемого вопроса имеют работы В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского,
СТ. Шацкого, в которых подчёркнута общественная значимость народных
традиций в воспитании детей. Как никогда актуально звучат слова великого
педагога К.Д. Ушинского о том, что ещё «недавно мы старались во всём под
ражать иностранцам, теперь другая мода. Но, право, нам не мешало бы за
нять вместо всех прочих, одну черту из западного образования - черту ува-
^ жения к своему отечеству. А мы её-то, именно её, единственно годную для
заимствования во всей полноте, и пропустили. Не мешало бы нам занять её не затем, чтобы быть иностранцами, а лишь затем, чтобы не быть ими посреди своей Родины». Не менее великий педагог В.А. Сухомлинский был убеждён, что эффективную воспитательную работу школа может строить лишь на основе тысячелетнего опыта народной педагогики, культурно-исторических традиций и обычаев. И чем глубже и шире учащиеся изучают исторически сложившиеся виды народного творчества, тем последовательнее и успешнее они продолжают творческие традиции народа, и тем выше результаты формирования творческой личности.
По вопросам общей и возрастной психологии наше исследование опирается на фундаментальные труды: Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина,
^г В.В.Давыдова, Е.И.Игнатьеа, А.Г.Ковалева, В.А.Крутецкого, А.Н.Леонтьева,
Б.Ф.Ломова, Н.А.Пономарева, Д.В.Эльконина и др. Особое значение имели работы педагогов и ученых, связанных с исследованием проблемы формирования и развития интересов Б.Г. Ананьева, В.В. Давыдова, Е.Г. Кайдаш, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, А.К. Марковой, A.M. Матюшкина, B.C. Мухиной, Н.Г. Морозовой, С.Л. Рубинштейна, Г.И. Щукиной и др.
Большое значение в решении сформулированных в диссертации задач
у имеют труды видных искусствоведов, обращавшихся к изучению проблем
декоративно-прикладного искусства, таких, как М.С. Каган, К.М. Кантор, К.А. Макаров, С.Х. Раппопорт. Анализируя особенности развития традиционного и современного искусства, автор опирался на труды А.Б. Салтыкова, Г.Г. Газимагомедова, М.Х. Дикинова, А.С. Канцедикаса, М.А. Некрасовой, Т.Я. Шпикаловой.
В соответствии с введением «Закона об Образовании» (1998), национально-регионального компонента образования, в программу включены предметы, изучающие быт, самобытную культуру многонациональной России. Возникло противоречие между потребностью овладения этим богатст-
b вом, накопленным народами в течение веков и отсутствием учебников, учеб-
ных пособий, содержащих в себе всю гамму информации о богатстве культурного наследия в образовательных учреждениях, призванных формировать всесторонне развитую личность.
Проблема исследования: каковы педагогические условия овладения культурным наследием автохтонных народов Карачаево-Черкесии в стенах национальной школы? Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объектом исследования является процесс обучения школьников декоративно-прикладному искусству.
Предметом исследования является формирование у подростков инте
реса к традициям народного декоративно-прикладного искусства.
А На основе изучения теоретических источников и собственного педаго-
гического опыта была выдвинута следующая гипотеза исследования: деятельность по формированию интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства на занятиях технологии будет более эффективной, если:
- использовать активные методы обучения и будут созданы педагогиче
ские условия, необходимые для их реализации;
- использовать личностно и социально-значимые учебно-творческие зада-
К ния разного уровня сложности, которые позволяют увеличить эмоциональ
ную восприимчивость отдельных видов народного декоративно-прикладного
искусства, развивать способность самостоятельно пополнять свои знания из
различных источников;
учителя технологии будут обладать знаниями традиций народного декоративно-прикладного искусства;
использовать педагогические приемы, формы и методы обучения, соответствующие возрастным индивидуальным особенностям подростков и их психофизиологическим возможностям;
- структура содержания будет разработана как гибкая динамичная систе-
V ма, учитывающая традиции автохтонных этносов и обеспеченность матери-
ально-технической базы конкретной школы.
В соответствии с проблемой, целью, предметом и гипотезой были определены задачи исследования:
проанализировать и выделить активные методы обучения, способствующие эффективному формированию интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства и определить необходимые педагогические условия их успешной реализации;
определить особенности процесса формирования интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства на занятиях по технологии;
изучить историю развития народного декоративно-прикладного искусства у народов Карачаево-Черкесской республики с целью определения учеб-
А но-воспитательных возможностей воздействия на подрастающее поколение;
выявить возможности диагностики и критерии оценки уровня развития интереса к декоративно-прикладному искусству с целью определения педагогических условий эффективной организации этого процесса;
апробировать, внедрить разработанные содержание, формы и методы творческой деятельности, направленные на формирование интереса к народному декоративно-прикладному искусству в национальной школе.
м Методологической основой исследования явились:
учение о всеобщей связи и взаимообусловленности явлений, системный и аксиологический подходы, учение о гуманизации образования, которые на-шли реализацию в выявлении особенностей и динамики процесса формирования интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства;
антропологический, личностный и деятельностный подходы к обучению и воспитанию, положение о гуманизирующем воздействии декоративно-прикладного искусства на формирование личности нашли свое отражение в выработанной технологии формирования интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства.
)* Теоретической основой исследования явились: концепции непрерыв-
ного образования (П.Р. Атутов, СИ. Архангельский, Б.С. Гершунский и др.), гуманизации образования (Б.С. Гершунский, И.Б. Котова и др.), теория мотивации (Л.И. Божович, Е.П. Ильин, А.Н. Леонтьев, П.М. Якобсон, О.С. Гребе-нюк, А.К. Маркова и др.) и формирования интереса (Л.И. Божович, А.К. Маркова, А.Н. Леонтьев, Е.П. Ильин, А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, Г.И. Щукина, В.Б. Бондаревский, А.Я. Горошко, Н.А. Зубачевская и др.), основные положения теорий общего развития (Б.Г. Ананьев), содержательных обобщений (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, З.Ф. Талызина), проблемного обучения (Т.В. Кудрявцев, А.А. Вербицкий, Т.А. Ильина, М.И. Махмутов), интенсификация учебного процесса (Ю.К. Бабанский),
А концепция регионализации образования (И.А. Арабов, Г.Н. Волков, И.А. Шо-
ров, Е.Н. Шиянов и др.), исследования народного искусства Северного Кавказа (А. Атманских, Б.Х. Мальбахов, А.Я. Кузнецова, Е.Н. Студенецкая, О.Ф. Маргграф, Х.М. Дикинов, Ю.В. Бромлей, И.Х. Калмыков и др.) и методики его использования в учебном процессе (М.А. Ершова, Б. Апышев, Е.Г. Вакуленко, Т.Я. Шпикалова, А.С. Хворостов и др.).
На разных этапах опытно-экспериментальной работы использовались
^ следующие методы исследования:
анализ и обобщение научно-педагогической, методологической литературы по рассматриваемой проблеме, диссертационных и монографических исследований;
анализ учебных планов и программ дополнительного образования для школ, факультативов по основам декоративно-прикладного искусства в процессе художественного образования и эстетического воспитания;
синтез передового педагогического опыта на основе педагогических наблюдений, собеседований, анкетирования, тестирования и интервьюирования учащихся, учителей, руководителей и организаторов дополнительного образования, народных мастеров;
^ - анализ учебно-творческой деятельности учащихся на уроках техноло-
гии и занятиях по декоративно-прикладному искусству и их влияние на формирование национального самосознания;
- организация и проведение констатирующего и формирующего экспериментов.
Базу исследования составили школы № 1,2,3,5,6 г. Карачаевска, 3 школы Карачаевского района, школа № 13 г. Черкесска, формирующий эксперимент проводился на базе средней общеобразовательной школы № 3 г. Карачаевска с охватом более 350 учащихся в 5-9 классах. Методы исследования определялись задачами, стоящими на каждом этапе.
На первом этапе (1997-1998 гг.) были сформулированы тема, цель, ги
потеза исследования, которые определили необходимость разработки про-
А блемы интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства
после определения влияния декоративно-прикладного искусства на формирование исторического самосознания подростков. Был дан анализ состояния проблемы в педагогической науке и школьной практике. Широко использовались методы анализа, обобщения, анкетирования, наблюдения и беседы с детьми, их родителями и учителями.
На втором этапе (1999-2000 гг.) изучалась степень сформированности
- интереса к традициям НДПИ на конец учебного года в 5-9 классах. Проведен
констатирующий эксперимент, в ходе которого использовались методы сбора необходимой информации, анализа, обобщения, наблюдения, моделирования, статический метод обработки полученных материалов. Была подготовлена модель интенсификации процесса формирования интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства.
На третьем этапе (1999-2001 гг.) проводился базовый эксперимент.
Цель его заключалась в проверке гипотезы и теоретических выводов экспе
риментатора, а также в конкретизации и корреляции процесса формирования
интересов к традициям НДПИ с учетом полученных результатов.
Ь На четвертом этапе (2001-2002 гг.) проводились анализ и теоретиче-
ское обобщение материалов, полученных ранее. Оформлялась диссертационная работа.
На защиту выносятся следующие положения:
формирование интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства у подростков выступает как фактор роста их познавательной активности, а также развития исторического и национального самосознания подростков;
модель процесса формирования интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства у подростков в национальной школе, состоит из необходимых педагогических условий, объективных и субъективных факторов, влияющих на этот процесс, и воздействия интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства на личность подростка, их самосознание, отношение к жизни;
формирование интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства у подростков обусловлено этнокультурной направленностью содержания образования, эффективным использованием межпредметных связей и активных методов обучения.
Научная новизна исследования заключается:
в уточнении специфики интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства, выполняющего не только эмоциональные, но и познавательные функции и влияющего на формирование исторического и национального самосознания подростков;
в определении педагогических условий формирования устойчивого интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства (поэтапно-преемственный подход, интегративно-комплексный подход, художественно-педагогическая идея, объединяющая урок и внеклассную работу в единое целое);
в разработке критериев сформированности интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства (наличие теоретических знаний,
желание дополнительно приобретать теоретические знания, положительное отношение к урокам технологии, стремление совершенствовать свои умения и навыки, потребность в работе с более сложными заданиями);
- в выявлении возможности использования занятий по технологии для всестороннего изучения национальной, художественной культуры и регионального декоративно-прикладного искусства и ремесел.
Теоретическая значимость исследования состоит в педагогической интерпретации понятия «интерес к традициям народного декоративно-прикладного искусства»; в выявлении интеграционных и процессуальных факторов формирования устойчивого интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства: социального (семья), социально-педагогического (школа) и педагогического (учебный процесс); в разработке комплексного подхода к структуре урока и созданию факультатива «Народные ремесла и современные технологий» на основе традиционных промыслов, раскрывающих своеобразие исторического наследия автохтонных народов; в доказательстве целесообразности построения урока технологии на основе принципов проблемного обучения; в разработке модели формирования интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства у подростков в национальной школе.
Практическая значимость исследования состоит в определении критериев сформированности интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства; в разработке технологии формирования интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства; в методической разработке содержания межпредметных связей на факультативных занятиях, в возможности широкого использования факультатива в работе по формированию устойчивого интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства и корректировке программ по технологии; во внедрении результатов исследования в школьную практику (успешно используется модель формирования интереса к традициям народного декоративно-
прикладного искусства в школах г. Карачаевска, г. Теберда).
Достоверность полученных результатов обеспечена проведением исследования на основе комплекса научно-педагогических принципов, обеспечивающих системный, деятельностный и комплексный подходы; поэтапного проведения экспериментальной работы; многократной проверки полученных результатов; апробацией предложенной методики учителями школ республики.
Апробация и внедрение результатов исследования проводились в педагогических коллективах Карачаевского района, г. Карачаевска, г. Черкесска. Основные положения диссертации освещались на теоретических семинарах и научно-практических конференциях учителей технологии г. Карачаевска (1997-2002); на научной сессии преподавателей и аспирантов Карачаево-Черкесского госпеуниверситета (1998-2002 гг.); на научно-практических конференциях: Карачаевск - 1998; Ростов-на-Дону - 1999; Уфа - 1999; Тольятти - 1999; Пятигорск - 2001; Махачкала - 2002. Автор выступала с лекциями перед слушателями курсов повышения квалификации РИПКРО КЧР. Выводы исследования изложены в публикациях автора. Учащиеся из экспериментальной группы успешно участвовали в конкурсах, олимпиадах по технологии, на которых были награждены дипломами «За возрождение народных традиций» (Брянск, 2000), «За практическую направленность проекта» (Тула, 2002).
История развития народного декоративно-прикладного искусства у народов Карачаево-Черкесской республики и воспитаниеподрастающего поколения
Карачаево-Черкесия издавна была заселена многочисленными племенами и народностями. Основными среди них являются карачаевцы, черкесы, абазинцы и ногайцы.
В традиционном декоративном искусстве любого народа природная среда его обитания всегда проявляется ярко и многогранно. Она диктует материалы, из которых мастера создают свои произведения, определяет в немалой степени утилитарные качества. Природа не только поставляла мастерам все основные материалы, в которых они создавали свои произведения, но и диктовала наиболее целесообразные приемы их обработки, на основе которых воспроизводились эстетические нормы и принципы гармонии, возникавшие в народном представлении в результате живого общения с многообразной природной средой. Камень, дерево, шерсть и кожа - основные материалы, которыми располагали горцы. Современному человеку трудно представить себе до какой степени в народе существовало ощущение близости к материалу, как бы утверждавшему единение человека с природой, в которой он жил. Отсюда и та неизменная приверженность к определенным видам местных материалов, весьма неохотное обращение к привозному сырью, за исключением тех случаев, когда оно оказывается совершенно необходимым для создания вещи, освещенным длительной традицией, как это было с золотыми нитями, имевшими преимущественное значение в национальной вышивке.
Все без исключения виды традиционного искусства Карачаево Черкесии носят декоративный характер - это творчество вещей, создание предметов, необходимых в повседневной жизни. Потребительские и эстетические свойства связаны неразрывно. Большинство создававшихся мастерами вещей имели прямое бытовое значение, использовались в каждодневной жизни.
До XX в. на территории Карачаево-Черкесской республики (КЧР) отсутствовала какая-либо промышленность, данные же письменных источников и археологических раскопок свидетельствуют о древности художественных ремесел на территории республики. Подтверждением могут служить памятники культуры, датируемые XII-VII веками до н.э., найденные при раскопках Хумаринского, Учкуланского, Архызского и др. поселений. [174] Каждая старая вещь, дошедшая до нас, является весточкой из прошлого, носит отпечаток жизни, предшествующей нашему времени. Восстановление искусства народных промыслов в виде прикладного творчества является связующим звеном прошедшего с настоящим, настоящего с будущим народа.
Традиционное прикладное искусство - это сосредоточение духовного мира, выражающегося в его философии и истории развития национального искусства, культуры, в формировании этнопсихологических особенностей ощущения и восприятия внешнего мира и его воплощения в материальном продукте. [78]
Занятия декоративно-прикладным искусством были неотъемлемой частью быта горцев и всей системы воспитания подрастающего поколения. За исключением немногих видов ремесел, требовавших высокой специализации, все работы выполнялись самими крестьянами в свободное от основных занятий время. Следовательно, взаимоотношение ремесла и искусства, взаимоотношение промышленного производства и художественного творчества имеют социально-исторический характер.
В наши дни народное искусство приобретает все большее значение. Возникая в виде художественного промысла, вызванное к жизни разнообразными причинами, народное искусство становится необходимой частью художественной, экономической культуры. Отражая в своем содержании исторически сложившиеся национальные черты, народное искусство традиционно, его суть в преемственности, в его непрерывном существовании во времени. Утверждая народное прикладное искусство как живую культуру, в которой скрещивается прошлое и настоящее, необходимо понимать как творческую структуру, стимулирующую развитие.
Так же, как и сами народы, принадлежащее им прикладное искусство прошло тысячелетний путь развития, сохраняя исконные традиции, оберегая художественный язык произведений, развивая исторический, социальный и нравственный опыт многих поколений. Сегодня многие ученые пришли к пониманию того, насколько глубоким источником изучения сложных процессов развития народов - этносов является созданное ими прикладное искусство с его разнообразной символикой. На многообразные проявления единства человеческой общиности в традиционных образах искусства различных народов указывает в ряде своих теоретических статей А.С. Канцеди-кас. [101] Его идеи оказываются плодотворными при рассмотрении особенностей формирования художественной культуры Карачаево-Черкесии. На их основе может быть определен и обоснован сложный исторический цикл проявлений интернационального начала в различных видах художественной культуры Карачаево-Черкесии с древнейших времен до наших дней. Автор, в частности, справедливо подчеркивает мудрую рачительность народного искусства, упорно сохраняющего свой многовековой опыт. В отличие от профессионального искусства, в котором смена исторических стилей происходит в значительной степени на основе отрицания каждого предыдущего этапа, противопоставления нового старому, в народном искусстве происходит постоянное накопление художественных средств, непрерывное обогащение традиций за счет усвоения нового и, в частности, привнесенного извне, но созвучного характеру местной культуры, художественного опыта. [101; 40; 75]. Именно так можно объяснить сохранение в декоративно-прикладном искусстве народов Северного Кавказа художественных образов, средств и решений, относящихся к различным историческим эпохам. Можно выделить четыре формы бытования народного искусства на Кавказе.
Формирование интереса у подростков к традициям народного декоративно-прикладного искусства
«Ключом ко всей проблеме психологического развития подростка является проблема интересов в переходном возрасте. Все психологические функции человека на каждой ступени развития действуют не бессистемно, не автоматически и не случайно, а в определенной системе, направляемые определенными, отложившимися в личности стремлениями, влечениями и интересами», - утверждает Л.С. Выготский. [63, С. 11]
К осознанию этой идеи психология подошла только в первой половине XX века. В старой субъективной психологии интересы то отождествлялись с умственной активностью и рассматривались как чисто интеллектуальное явление (И. Гербарт), то помещались в сферу эмоциональных переживаний и определялись как радость от проходящего без затруднений функционирования наших сил (В. Иерузалем, Т. Липпс), то выводились из природы человеческой воли, сближались с действием и надстраивались на основе желания. К началу XX века так и не появилось понимание категории интереса. Именно поэтому в 1915 году С.А. Ананьин ставит вопрос об исключении термина «интерес» из педагогики и психологии, аргументируя тем, что интерес рассматривается как сложное психическое образование, под которым понима-ются всевозможные явления и их сочетания. Сам ученый утверждает, что интерес одновременно и потребность, и наклонность, и влечение, и расположение, такое состояние нашего духа, для обозначения которого не имеется в языке подходящих терминов. Определив интерес как сложное психическое образование, ученый тем самым расширил границы исследования этого феномена. Объединение в дефиниции интереса и потребностей, наклонностей, влечений, расположений помогло в дальнейшем более глубокому про никновению в природу интереса. Несмотря на обилие работ, посвященных проблеме интереса, единого мнения в трактовке данного понятия до сих пор не достигнуто.
Интерес (лат.) в переводе - иметь значение, важно. Категория интереса является предметом разных наук. В философии интерес определяется как причина действий индивидов или социальных общностей, являясь побудительным стимулом их поведения. При этом выделяется объективная и субъективная стороны интереса. Объективная сторона интереса выражена в социальном положении субъекта, а субъективная - совокупности идеальных побуждений деятельности, в восприятии собственного социального положения [193, С. 168]. С позиции этики, как составной части философской науки интерес - это целеустремленное отношение человека (класса, общества в целом) к чему-либо, являющемуся объектом его потребности [221, С. 94], что позволяет нам выявить в природе интереса динамику его развития, направленность на конечный результат.
Наиболее полно проблема интереса рассмотрена в психологической науке (М.Ф. Беляев, Л.С. Выготский, А.Г. Ковалев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн и др.). [18; 63; 68; 182; 195]
В психологии интерес представляется как потребностное отношение человека к миру, реализуемое в познавательной деятельности внутреннего характера по усвоению окружающего предметного содержания [193, С. 138].
По А.В. Петровскому «интерес - мотив, способствующий ориентировке в какой-либо области, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности». [179]
В повседневном бытовом, да и в профессиональном педагогическом общении термин «интерес» часто используется как синоним учебной мотивации. Интерес — это сложное неоднородное явление. Интерес определяется «как следствие, как одно из интегральных проявлений сложных процессов мотивационной сферы» [57], и здесь важна дифференциация видов интереса и отношения к учению. Интерес, согласно А. К. Марковой, «может быть широким, планирующим, результативным, процессуально содержательным, учебно-познавательным и высший уровень - преобразующий интерес». [149]
Мнения других ученых по этому вопросу расходились, так как далеко еще не все было ясно в природе понятия "интерес". Одни понимали его как связь, идущую от объекта к субъекту, другие, напротив, - от субъекта к объекту, третьи - переживание. В ряде работ ставились вопросы формирования того или иного интереса и выяснялись педагогические (прежде всего - мето-дические) пути развития интереса, его своеобразие на разных этапах обучения. Путем постановки ряда экспериментов были проведены исследования по определению места интересов в системе мотивов деятельности школьников, выявления своеобразия природы интересов учащихся разных возрастов.
Существует точка зрения, что посредством интереса устанавливается связь субъекта с объективным миром. Все, что составляет предмет интереса, почерпнуто из объективной действительности. Однако предметом интереса для человека является не все, а лишь то, что имеет для него необходимость, значимость, ценность и привлекательность. Так, С.Л. Рубинштейн пишет: "Интерес всегда принимает характер двустороннего отношения. Если меня интересует какой-то предмет, это значит, что этот предмет для меня интересен". [195, С. 116]
Исследования отечественных психологов доказывают, что формирование интереса обусловлено социальным окружением, сферой и характером деятельности не только самого человека, но и людей его окружающих, процессами обучения и воспитания, которые располагают особыми силами возбуждения интереса, активностью самой личности.
Роль интересов в процессах деятельности исключительно велика. Интересы заставляют личность активно искать пути и способы удовлетворения возникшей у нее жажды знания и понимания. Удовлетворение интереса, выражающего направленность личности, как правило, не приводит к его угасанию, а внутренне перестраивая, обогащая и углубляя его, вызывает возникновение новых интересов, отвечающих более высокому уровню познавательной деятельности.
Совершенствование содержания образования по формированию у подростков устойчивого интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства
Современное общество нуждается в воспитании самостоятельного, ответственного, думающего человека. Для достижения этой цели необходимы: расширение прав ребенка и родителей; уважение к личности ребенка; учет образовательных интересов каждого ученика; соответствие образовательного процесса возрасту; обеспечение полноценного психического и физического развития; охрана здоровья детей. Чтобы эти принципы не остались чистой декларацией, они должны быть воплощены в конкретных образовательных технологиях.
На первом этапе исследования наше внимание было направлено на анализ и ознакомление с имеющимися программами по «Трудовому обучению» и «Технологии», цель которого было - выявление возможностей предмета, его воздействия на процесс формирования устойчивого интереса к НДПИ, на совершенствование нравственно-эмоциональной воспитанности учащихся, углубление эстетических знаний, приведение их в логическую систему. Общая структура и содержание образовательной области «Технология» изложены в требованиях обязательного минимума содержания основного, среднего (полного) общего образования, утвержденных приказами Минобразования России №1236 от 19. 05. 98 и №56 от 30. 06. 99. На их основе разработаны примерные программы по «Технологии», которые опубликованы в 1998, 2000 гг. [187; 188]. В 1993 г. Министерством образования Россииской Федерации в базисный учебный план общеобразовательных учреждений России была включена образовательная область «Технология», которая заменила «Трудовое обучение» в школе". В нее включалось трудовое и профессиональное обучение, черчение (8-9 классы). Первые программы по Технологии были опубликованы в 1996 году, асі 997-98 годов этот предмет был внедрен в школах страны. В программе нового предмета появились разделы «Культура дома», «Художественная обработка материалов», «Основы проектирования», которые позволяют заниматься элементами народного декоративно-прикладного искусства. Предмет Технология выступает как действенное средство формирования интереса к НДПИ, и, как следствие, интереса к традиционным народным ремеслам своего народа, к традициям своего народа в целом. Для доказательства этой мысли мы проанализировали сборники, содержащие учебные планы и программы: «Трудовое обучение», выпущенные в 1983 и 1988 гг., «Технология» - 1996 г.; «Примерные программы основного общего образования по образовательной области «Технология»» [186, С. 3].
В сборники включены: цель и задачи нового учебного предмета, учебные планы, сводно-тематические планы и программы, тематические планы и программы по отдельным разделам. Вся информация в сборнике программ приведена безсистемно: очень много вариантов ведения разделов предмета «Технология», а четкого взаимодействия этих разделов или последовательности их изучения нет.
Примерные программы среднего (полного) общего образования подготовлены на основе «Обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования» и рассчитаны на количество часов, отводимое на изучение каждой образовательной области в инвариантной части Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства образования России № 322 от 09.02.98. В программах определяется примерное количество часов на изучениє основных разделов курсов и предусматривается выделение 10-15% времени на региональный компонент содержания образования. 3 программы включены требования к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы и требования к минимальному оснащению учебного процесса. Примерные программы являются ориентиром для составления авторских программ, разработки календарно-тематических планов и создают условия для творчества учителя, свободного выбора форм и методов обучения, дифференциации образовательного процесса.
Особое значение в деятельности учителя по осуществлению образовательного процесса, созданию педагогических условий обучения по технологии имеет программно-методическое обеспечение. Оно предоставляет ему возможность реализовать содержание технологической подготовки, обеспечить соответствующее качество обучения, уровневую и профильную дифференциацию, вариативность, достичь единства и целостности при формировании у обучающихся основных понятий и видов технологической деятельности, провести эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования.
В решении коллегии Минобразования России «О проблемах и перспективах развития образовательной области «Технология» в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации и подготовке учащихся к трудовой деятельности» от 27 июня 2000 года подчеркивалась приоритетная роль технологической подготовки школьников в их жизненном и профессиональном самоопределении, осознанном выборе ими пути получения образования, трудовой деятельности, адаптации к меняющимся социальным условиям жизни общества.
Предлагалось осуществить следующие меры: уточнить базовое (инвариантное) и профильное содержание технологического образования, разработать систему требований к уровню подготовки выпускников с учетом выбранных ими профилей обучения и со 92 ответствующих измерителей (преимущественно в деятельностной форме); разработать учебно-методическое обеспечение образовательного про цесса, обеспечить создание системы учебно-методических комплектов в соответствии с обязательным минимумом содержания начального, ос новного общего и среднего (полного) общего образования по образова тельной области «Технология», обратив особое внимание на пособия, учебники, дидактические и справочные материалы для основной школы и старших классов гуманитарного и других профильных направлений, основанных на включении учащихся в деятельность по реализации лич ностно и общественно значимых проектов; осуществить обоснование теоретико-методологических основ образова F" тельной области «Технология» в системе общего среднего образования, объема и содержания технологического образования в структуре непрерывного образования; определить соотношение и связи технологического, естественно-математического и гуманитарного образования; обеспечить разработку учебного оборудования и средств обучения для образовательной области «Технология». Обновить с этой целью Пере чень учебного оборудования по «Технологии» для общеобразователь ных учреждений России. Органам управления образованием субъектов Российской Федерации fL, было рекомендовано - принять меры по обеспечению выполнения инвари антной части Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений, не допуская сокращения учебных часов по предметам образовательной области «Технология».
Формирование интереса у подростков к традициям народного декоративно-прикладного искусства в процессе изучения специального курса «Традиционные ремесла и современные технологии»
Очевидно, что на данном этапе развития нашего общества происходит снижение уровня духовности населения, перерождение и утрата некоторых нравственных качеств личности. Как показывают новейшие исследования отечественных педагогов, следствием этого стали бездушие, нерадивое отношение к учебе, труду собственному и других людей, низкая трудовая этика, исчезновение творческого начала в труде, быту, общественной деятельности, бесхозяйственное отношение к земле, природе и т.д. Перестройка привела к коммерциализации всей духовной сферы, просвещения и воспитания, нравственной жизни, к развитию таких низменных проявлений человеческой натуры, как алчность, стяжательство, безнравственный эгоизм, пренебрежение национальными достоинствами, антипатриотизм, холуйское низкопоклонство перед другими странами и народами. Стали насаждаться сомнительные ценности западного образца, которые, в свою очередь, порождают бездуховность, насилие, преступность и т.д.
Недостаток сегодняшней образовательной системы состоит в том, что в ней недооценивается воспитание - оно растворяется в образовании, вследствие чего утрачиваются общечеловеческие ценности, народ теряет свою историческую память. А "без памяти исторической - нет традиций, без традиций -нет культуры, без культуры нет воспитания, без воспитания - нет духовности, без духовности - нет личности, без личности - нет народа", подчеркивает Г.Н. Волков. [58]
Нет сомнения в том, что без обращения к национальной культуре, национальному идеалу воспитания невозможно возрождение России, которое должно строиться с учетом региональных особенностей территории общения этноса, уникальности социокультуры, этнопсихологических особенностей населения; должно способствовать передаче подрастающему поколению исторически накопленных народом духовных ценностей, традиций, нравственных и религиозных устоев.
Народное искусство является одной из важных предпосылок формирования социальной мобильности школьников, развития нравственно-трудовой, эстетической и художественной культуры, роль которой в современном обществе велика. Оно формирует эмоционально-волевую сферу учащихся, сказывается положительно на развитии их мышления, вызывает стремление к творческой деятельности и т.д.
Сейчас в печати появляются статьи, подтверждающие научную самостоятельность системы народного творчества, подчеркивающие важность уточнения его воспитательных возможностей в деле нравственного воспитания учащихся школ. Задача педагогической науки - развить, максимально использовать этот потенциал народного искусства для формирования духовного облика молодежи. Одним из таких средств являются изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Ему как одному из воспитательных средств в работе с подрастающим поколением, на уроках технологии придается существенное значение, но на изучение различных видов народного декоративно-прикладного искусства программой выделяется лишь пятая часть учебного времени, а это 10-12 часов за учебный год.
Возможности учебных предметов в общеобразовательной школе по дополнительному введению материалов народного искусства ограничены. Поэтому, основное внимание было обращено на внеклассную работу. Известно, что внеклассная работа преследует цели и задачи те же, что и учебные задания (создание условий для развития творческих способностей учащихся, для формирования у ребенка способности нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества, для формирования социальной мобильности и адаптации), но она помогает решать эти задачи шире и глубже. Здесь учащиеся реализуют полученные в школе знания по различным предметам в конкретной творческой работе, видят свой осязаемый, общественно значимый результат, что благотворно сказывается на воспитании исторического самосознания подростков и на формировании интереса к народному декоративно-прикладному искусству. За рамками учебной деятельности продолжается духовное и физическое развитие учеников, раскрываются подчас неизвестные ни учителю, ни родителям потенциальные возможности детей, обнаруживаются особые свойства их личности.
Не повторяя учебного процесса, внеклассная работа дополняет его, углубляет, расширяет, удовлетворяя индивидуальные интересы и наклонности, выявляет задатки школьников, развивает и совершенствует художественные способности, обогащает творческую деятельность по созданию социально значимых ценностей.
Координирующим центром внеклассной работы по технологии стал факультативный курс "Традиционные ремесла и современные технологии". Основной упор сделан на народное декоративно-прикладное искусство КЧР, традиционные промыслы по обработке шерсти и текстильных материалов.
Цели и задачи курса подчинены становлению и развитию личности учащихся на основе национального народного искусства. Цели факультативного курса - формировать интерес к традициям народного декоративно-прикладного искусства, расширив набор методов, средств обучения и разнообразив индивидуальные задания; формировать творческую личность, способную использовать в работе всё то, что опирается на прогрессивные традиции народа, что связано с его национальной самобытностью и неповторимостью во всех областях художественной жизни.
Нами поставлены следующие задачи: формирование знаний о народном декоративно-прикладном искусстве; формирование интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства; выявление возможностей народного творчества, его воздействия на совершенствование нравственно-эмоциональной воспитанности учащихся, углубление эстетических и художественных знаний, приведение их в логическую систему; формирование практических навыков по изготовлению разнообразных изделий декоративно-прикладного искусства; организация непосредственного общения учащихся с народными умельцами, с произведениями народного искусства; приобщение учащихся к миру прекрасного, пробуждение у них творческого отношения к работе, стремление вносить красоту в повседневную жизнь; воспитывать уважение к творческому труду, его продуктам и стремление к творчеству.