Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Теоретические основы формирования мировоззрения подростка
Мировоззрение как новообразование подросткового возраста
Использование ценностного потенциала изобразительного
Подходы, используемые на уроках изобразительного искусства для формирования мировоззрения подростков:
Личностно-ориентированный подход
Глава II. Формирование мировоззрения подростка в процессе обучения изобразительному искусству
Модель формирования мировоззрения подростка на уроках
Специфические особенности изобразительного искусства
Концепция программы изобразительного искусства для учащихся5-8-х классов общеобразовательной школы
Опытно - экспериментальное исследование путей формирования мировоззрения подростков на уроках изобразительного искусства.. 138155
Заключение 163
Список литературы 170
Приложение 189
- Мировоззрение как новообразование подросткового возраста
- Использование ценностного потенциала изобразительного
- Модель формирования мировоззрения подростка на уроках
- Специфические особенности изобразительного искусства
Введение к работе
Актуальность исследования. Актуальность формирования мировоззрения учащейся молодежи определяется сегодня прежде всего масштабом изменений нашего общества на всех уровнях, требующих перестройки сознания. Формирование мировоззрения подростка является одной из важнейших задач современной педагогической науки и практики.
Успешное решение этой задачи имеет значение как для самой личности, так и для общества, которое в настоящее время особенно нуждается в инициативных людях с активной социальной позицией, обладающих творческим мышлением, самостоятельным, гибким и нестереотипным.
Большое значение в формировании мировоззрения подростков имеет изобразительное искусство. Многими исследователями признается тот факт, что оно является эффективным средством развития детей. Изобразительное -искусство является одним из предметов учебного плана, который с точки зрения его воспитательных возможностей аккумулирует духовный, культурный и социальный опыт. Актуальные задачи улучшения художественного образования и эстетического воспитания современных школьников предполагают развитие у них чувства прекрасного, формирование высоких эстетических вкусов, умения понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы.
В современных условиях особенно важно обосновать механизм формирования мировоззрения у молодежи: свобода слова, гласность, политический и интеллектуальный плюрализм, популярность религии
приобретают порой гипертрофированные формы. Чтобы общество было в состоянии противостоять указанным негативным явлениям, необходимо повышение престижа науки, научной интеллигенции, совершенствование системы образования.
В связи с этим для оптимизации процесса обучения, повышения интеллектуального потенциала школьников, освоения тек областей знаний, которые в недавнем прошлом не имели существенного значения для выпускников образовательных учреждений, возникает потребность в обновлении содержания и освоении новых технологий образования.
Одной из важных задач развития современного общества, как уже отмечалось, является формирование нового человека, главным жизненным ориентиром которого, должно быть подлинно научное мировоззрение,
Актуальность данной проблемы отмечена в документах Национальной доктрины образования, Законе «Об образовании» и определяется рядом факторов, наиболее существенным из которых можно назвать неуклонный рост удельного веса молодежи в обществе.
Актуальным представляется анализ закономерностей формирования мировоззрения учащихся общеобразовательных школ, формирования у них правильного понимания своего предназначения и своего места в жизни.
Анализируя данную проблему, ученые акцентируют внимание на интегрирующей роли диалектико-материалистической философии и ее центральном месте в формировании мировоззрения.
В работах, обращенных непосредственно к сущности и специфике научного мировоззрения, исследуется его состав, черты, функции, практически ориентирующие на значимость в социальной
действительности (В.И.Загвязинский, Г.Е. Залесский, Н.П. Морозова, М.Н. Скаткин и др.)
Освещению проблемы формирования научного мировоззрения учащихся общеобразовательных школ посвящены работы В.Н..Мезанского, B.C. Шубинского, А.П. Филоновской и др.; системный подход к формированию мировоззрения исследовался А.Н Афанасьевым, Г.А. Садовским и др. По различным аспектам этой проблемы защищен ряд диссертаций (И.В Суколеновым, А.В. Присяжным и др.).
Несмотря на достаточно серьезное освещение проблемы формирования мировоззрения и развития у подростков ценностных ориентации средствами изобразительного искусства, не все возможности предмета используются в полной мере, например, региональный компонент. Отсюда вытекают следующие противоречия:
между признанием значимости проблемы формирования мировоззрения подростка в современных социокультурных условиях и неразработанностью этой проблематики на программно-методическом уровне;
готовностью подростков к формированию мировоззрения и недостаточным осознанием значимости этого процесса педагогами.
имеющимися развивающими и воспитательными возможностями гуманитарного художественно-эстетического образования и недостаточным их использованием в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы;
В связи с этим проблема, решение которой позволит устранить
данные противоречия, может быть сформулирована следующим
образом: каковы педагогические условия, способствующие
эффективному формированию мировоззрения подростков на уроках изобразительного искусства?
Актуальность проблемы, ее практическая значимость и недостаточная теоретическая разработанность определили выбор темы нашего исследования: «Формирование мировоззрения подростков на уроках изобразительного искусства».
Цель исследования - определить организационно-педагогические условия, необходимые для эффективного формирования мировоззрения подростка на уроках изобразительного искусства.
Объект исследования - формирование мировоззрения подростка в процессе обучения изобразительному искусству.
Предмет исследования - организационно-педагогические условия, при которых процесс формирования мировоззрения подростка на уроках изобразительного искусства будет эффективным.
Гипотеза исследования основана на предположении, что формирование мировоззрения подростка на уроках изобразительного искусства в современной общеобразовательной школе будет успешным, если:
-выявлен и использован в урочной и внеурочной деятельности ценностный потенциал художественно-эстетического образования;
-учтены специфические особенности изобразительного искусства на материале историко-культурного наследия древнего и современного г. Углича;
-разработано программно-методическое обеспечение процесса формирования мировоззрения подростка на уроках изобразительного искусства;
-обеспечена интеграция теории и практики в процессе обучения и
воспитания по формированию мировоззрения подростка на уроках
изобразительного искусства;
-использованы межпредметные связи (литература, музыка, история и
др.) с учетом специфики и основных тенденций педагогического
взаимодействия в процессе формирования мировоззрения подростка.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования и выдвинутой гипотезой поставлены следующие задачи:
Определить ценностный потенциал предмета «Изобразительное искусство» в формировании мировоззрения подростка.
Рассмотреть процесс формирования мировоззрения подростков на уроках изобразительного искусства на основе личностно-ориентированного, аксиологического и культурологического подходов. .
Определить критерии сформированное мировоззрения подростков на уроках изобразительного искусства.
4. Выявить эффективные организационно-педагогические условия
учебно-воспитательного процесса, способствующие формированию
мировоззрения подростков.
Теоретической базой исследования является анализ научной литературы, где большое внимание особенностям мировоззрения как феномена духовной жизни человека уделяют такие ученые, как А.П. Алексеев, П.Е. Астафьев, В.И. Вернадский, Л.С. Выготский, Д. Гудинг, Дж. Леннокс, Г.Е. Залесскии, B.C. Кузин, И.Б Котов, Б.Т. Лихачев, Б.Ф. Ломов, В.П. Морозова, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, СВ. Франк, 3. Фрейд, Е.Н. Шиянов и др.
Основной вклад в разработку нашей проблемы в области возрастной и педагогической психологии внесли ученые: Г.С. Абрамов, К.А. Абульханова - Славская, А.Д. Алферов, Б.Г Ананьев, Л.И. Божович,
А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Г.Е. Залесский, Е.И. Игнатьев, И.С. Кон, B.C. Кузин, И.Ю. Кулагина, А.Н. Леонтьев, Б.Т. Лихачев, В.А. Мазилов, А. Маслоу, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, и др., - которые рассматривают развитие познавательной активности, интеллектуальные и творческие способности подростка; внутренние изменения различных позиций подростков, проявляющих повышенный интерес к собственным переживаниям и самостоятельности; вопросы нравственности и духовности.
В плане нашего исследования особый интерес представляют труды известных ученых, педагогов, психологов, деятелей государства, практиков-новаторов, русских художников и педагогов XIX - начала XX века Д. Беда, Д.Н. Кардовского, И.Н. Крамского, И.Е. Репина, А.П. Сапожникова, К.Д. Ушинского, П.П. Чистякова, К. Юнона и др. Вопросы организации и постановки эстетического воспитания учащихся нашли отражение в работах известных ученых И.Н. Бахтина, Н.Я. Брюсова, П.П. Блонского, Ю. Бонди, А.С. Макаренко, Н.Н. Саца, Г.Л. Рошаля, СТ. Шацкого, В.Н. Шацкой, Н.С. Шера и мн. др.
Значительное влияние на разработку проблем художественного и эстетического воспитания дошкольников и школьников оказали исследования И.Л. Люблинского, В.А. Сухомлипского, В.И. Шацкой и
ДР-
Принципиальное значение для решения проблемы формирования мировоззрения учащихся имеют труды педагогов, философов и психологов П.В. Алексеева, Б.Г. Ананьева, В.Н. Вернадского, М.А. Верба, Н.И. Волкова, Д. Гудинга, Ю.Б. Гиппенрейтор, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, В.В. Зеньковского, И.А. Ильина, Е.И. Игнатьева, К.Н. Корнилова, B.C. Кузина,
В.Е. Кириенко, A.H. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, А.А. Люблинской, М.В. Ломоносова, B.C. Мухина, С.Л. Рубинштейна, В.К. Скатерщикова, Б.М. Теплова, К.Д. Ушинского, Д.Н. Узнадзе, П. Фресса, У. Фохта, Е.В, Шорохова, Д.Б. Эльконина, Л.Г. Юлдашева, П.М. Якобсона, В.Г. Яковлева, М.Г. Ярошевского и др.
В своей работе мы также опирались на научные исследования в области методики преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства А.Д. Алехина, Н.Н. Анисимова, С.Ф. Абдулаева, Ю.К. Бабанского, Г.В. Беда, Н.С. Боголюбова, С.С. Булатова, И.Н. Волкова, ЭЛО. Кубышкиной, B.C. Кузина, Т.С. Комаровой, Н.Н. Ростовцева, Г.Б. Смирнова, Н.М. Сокольниковой, Е.В. Шорохова, Т.Я. Шпикаловой, Р.Х. Хасанова и др.
Попытки освещения, проблемы формирования научного мировоззрения учащихся общеобразовательных школ уже были сделаны Б. Зиямухамедовым, В.Н. Мезанским, B.C. Шубинским, АЛ. Шептулиным, С.А. Шапоринским, А.П. Филоновской, Ж.И. Яхшиликовым и другими; системный подход к формированию мировоззрения исследовался Афанасьевым, Блаубергом, Садовским, Юдиным. По различным аспектам этой проблемы защищен ряд диссертаций Р.А. Арцишевским, А. В.Бубновичем, К.Ш. Гогеадзе, А.В. Присяжным, И.В. Суколеновым и др.
Методологическую основу исследования составляют положения ведущих ученых в области педагогики, психологии, философии, аксиологии, культурологии, художественного образования и роли изобразительного искусства в формировании мировоззрения подростка; труды известных специалистов о роли методики преподавания изобразительного искусства в развитии творческой активности
овладения изобразительной грамотой и средствами художественной выразительности; работы по эстетике и искусствоведению.
Педагогические основы формирования научного мировоззрения учащихся общеобразовательных школ и системы дополнительного образования рассматривались с позиций педагогических идей П.Ф. Каптерева, В.Ю. Кричевского, В.Ф. Кривошеева, B.C. Лазарева, А.С. Макаренко, В.И. Рыбакова, В.А. Сластенина, В.А. Сухомл и некого, Е.А. Ямбурга и др.
Настоящее исследование опирается па труды видных ученых в области личностно-ориентированного обучения: Г.С. Абрамовой, Е.В. Бондаревской, В.И. Данильчука, И.А. Колесниковой, B.C. Ледневым и др.; аксиологии и культурологии В.Г. Ананьева, А.И. Арнольдова, Q JLH. Божович, Н.А. Бердяева, А.Б. Есина, К.Ф. Завершинского В.А. Караковского, И.Я. Лернера, Б.Т. Лихачева, А. Маслоу, А. Уайтхеда, Э. Фромма, В. Окуня, И.М. Осмоловской и др., а также раскрывающих сущность категории мировоззрения и ее научности B.C. Кузиным, А.П. Алексеевым, В.Н. Вернадским, А.Н. Леонтьевым, Э.И. Моносзон, В.А. Сухомлинским, А.Г. Спиркиным, М.Н. Скаткиным и многими другими.
Первостепенное значение для осмысления проблемы нашего исследования имеют труды учёных в области теории и методики преподавания изобразительного искусства, таких, как А.Д. Алёхин, Н.Н. Анисимов, Н.С. Боголюбов, В.В. Корешкова, Э.И. Кубышкина, B.C. Кузин, Д.Н. Кардовский, Б.Ф. Ломов, Н.Н. Ростовцев, Е.В. Шорохова, Т.Я. Шпикалова и другие. Выдвинутые отечественной педагогикой принципы: единство обучения, воспитания и развития, комплексный подход к обучению и воспитанию - легли в основу системы работы над диссертационным исследованием.
В качестве необходимых источников для раскрытия образа древнего и современного Углича мы использовали архивные материалы Угличского Кремля и библиотечный фонд музея угличских учёных, педагогов-новаторов, художников-педагогов, писателей и общественных деятелей, искусствоведов: П.Д. Бучкина, А.Н. Горстки, СВ. Горстки, В.В. Денисова, В.И. Ерохина, Б.М. Кирикова, В.А. Калгановой и многих других, - для более глубокого понимания рассматриваемой нами проблемы формирования мировоззрения подростка, что значительно дополняет эксперимент.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: изучение теории и анализ научных трудов по проблеме исследования; анализ реального педагогического процесса; моделирование учебного процесса; констатирующий и формирующий эксперимент; анкетирование, тестирование, собеседование; анализ процесса и продуктов художественно-творческой деятельности-подростков, направленных на формирование мировоззрения.
Опытно-экспериментальная база исследования. Теоретическую * базу исследования составили публикации философов, педагогов и психологов по изучаемой проблеме. Практической базой исследования явились муниципальные общеобразовательные средние школы № 2, 3, 7 города Углича и Дивногорская, Ильинская, Ниноровская школы Угличского района Ярославской области.
Основные этапы исследования: На первом этапе (1993-1997) изучалась проблема формирования мировоззрения подростков, ее актуальность; определилась тема, проблема, гипотеза исследования, предмет, цели и задачи.
На втором этапе (1998-2001) выдвигалась гипотеза исследования, разработка структуры диссертации, проведение опытной работы и обобщение ее результатов.
На третьем этапе (2001-2004) осуществлялись обобщение и систематизация результатов исследования, их апробация и оформление кандидатской диссертации.
Достоверность и обоснованность результатов проведённого исследования обеспечена использованием комплекса взаимосвязанных методов изучения проблемы, в соответствии с задачами исследования, использованием современных достижений педагогики, психологии, искусствознания, философии, эстетики, культурологии, аксиологии и методики преподавания изобразительного искусства. Достоверность проведённого исследования гарантируется полнотой и качеством собранных в процессе экспериментальной работы материалов, их репрезентативностью, а также методами научного анализа результатов эксперимента.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в -л следующем:
выделены приоритетные направления в содержании, формах и методах урочной и внеурочной деятельности, обеспечивающие моделирование и коммуникативно-ориентированное обучение изобразительному искусству и оптимизацию формирования мировоззрения подростков;
разработана и апробирована концептуальная модель дифференцированного формирования мировоззрения подростков в процессе обучения изобразительному искусству;
исследованы эффективные возможности аксиологического, культурологического и личностно-ориентированного подходов в процессе формирования мировоззрения подростков;
выявлены место и роль историко-культурного наследия г. Углича в системе художественно-эстетического развития подростков, направленной на формирование их мировоззрения;
определены специфические особенности и современные тенденции изобразительного искусства в системе формирования мировоззрения подростков в общеобразовательной школе;
определены критерии эффективности формирования мировоззрения подростков на основе интеграции теории и практики в процессе обучения изобразительному искусству.
Теоретическая значимость исследования: определены современные организационно-педагогические условия формирования мировоззрения учащихся (методика отбора содержания материала на основе историко-культурного наследия г. Углича) на уроках изобразительного искусства; уточнены принципы и подходы ' к формированию методической и содержательной основы образовательного процесса.
Практическая значимость исследования определяется тем, что - на основе регионального многообразия историко-культурного наследия древнего и современного Углича при обучении изобразительному искусству разработаны специальные программы образовательного и воспитательного характера по формированию мировоззрения подростка;
- на основе ценностного потенциала предмета изобразительное
искусство и историко-культурного наследия древнего и
современного Углича разработана система урочных и внеурочных занятий по изобразительному искусству;
теоретические положения, результаты исследования могут быть
использованы в процессе профессиональной подготовки и
переподготовки учителей изобразительного искусства, педагогов
дополнительного образования, воспитателей детских садов и др. в
системе курсов повышения квалификации.
Личный вклад автора в исследование заключается в разработке
программно-методического обеспечения по формированию
мировоззрения подростков на уроках изобразительного искусства; в
разработке и внедрении в практику концептуальной модели
образовательного процесса в общеобразовательных школах; в
разработке критериев по проведению процедуры контроля
сформированности мировоззрения у подростков на уроках
изобразительного искусства.
На защиту выносятся следующие положения:
Формирование мировоззрения подростков в условиях общеобразовательной школы на уроках изобразительного искусства осуществляется на основе возможностей планомерного систематического использования специально отобранных средств и использования в структуре знаний на каждой ступени обучения мировоззренчески -ценностных идей.
Формирование мировоззрения подростков осуществляется на основе личностно-ориентированного, аксиологического, культурологического подходов и концептуальной модели, содержащей теоретико-методологический блок, блок организационно-педагогических условий, содержательный и результативный,
позволяющие эффективно решать задачи по формированию мировоззрения.
Условия эффективности, способствующие формированию мировоззрения подростков на уроках изобразительного искусства: внутренние (условия организации учебно-воспитательного процесса; условия организации воспитательного процесса; условия методического обеспечения работы, общешкольные организационные условия, кружки и факультативы) и внешние (наличие социального заказа со стороны учащихся и их родителей; готовность учащихся к процессу формирования мировоззрения; наличие внешней социальной среды; дополнительные образовательные учреждения).
Критериями сформированное мировоззрения подростков на уроках изобразительного искусства являются когнитивный, эмоционально-волевой и деятельностный.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством отражения результатов исследования в публикациях автора; в выступлении на научно-практической конференции на тему «Школа-2000 г.» Углич, 2000 г.; в выступлении на областном конкурсе «Учитель года - 96»; в выступлении на соискание губернаторской премии по научным работам среди учителей школ, преподавателей техникумов и вузов (с представлением авторской программы «Искусство в школе» 5-8 класс) (Ярославль, 2001); в выступлении на международной конференции «Психологическое и социально-педагогическое сопровождение детей и молодежи» в ЯГПУ (Ярославль, 2005).
По теме диссертации разработаны пять курсов повышения квалификации учителей 1-8 классов по изобразительному искусству.
Структура диссертации. Выполненное диссертационное исследование имеет следующую структуру: введение, две главы, выводы, заключение, список использованной литературы и приложения.
Во введении обоснована актуальность исследования, сформулированы его объект, предмет, цель, задачи, выдвинута гипотеза научного поиска, раскрыты методологический и методический аппарат диссертации, определены научная новизна, теоретическая и практическая значимость, приведены сведения об апробации результатов исследования, изложены положения, выносимые на защиту.
В первой главе - «Теоретические основы формирования
мировоззрения подростка» - проанализированы проблемы;
формирования мировоззрения подростков, обобщены теоретические изыскания, представленные в психолого-педагогической литературе по'' данной проблеме, определена сущность понятия «мировоззрение» и обосновано обращение к подростковому возрасту, показаны возможности использования ценностного потенциала изобразительного искусства в формировании мировоззрения подростков; проанализирован процесс формирования мировоззрения подростков при обучении изобразительному искусству на основе личностно-ориентированного, аксиологического, культурологического подходов.
Во второй главе - «Формирование мировоззрения подростков в процессе обучения изобразительному искусству» - представлена модифицированная модель учебного процесса; программно-методическое обеспечение; организационно - педагогические условия; дано обоснование использования историко-культурного наследия родного города, способствующего формированию мировоззрения
подростков. Определены критерии сформировапности мировоззрения у учащихся на уроках изобразительного искусства.
В заключении обобщены результаты теоретического и опытного изучения процесса формирования мировоззрения у учащихся на уроках изобразительного искусства, изложены выводы исследования, обозначены перспективы дальнейшего изучения проблемы.
В приложениях представлена программа поурочного планирования для учащихся 5-8-х классов «Изобразительное искусство в школе» для общеобразовательных средних школ, анкеты, тесты и практические задания для осуществления процедуры проверки и контроля сформированности мировоззрения подростков.
Мировоззрение как новообразование подросткового возраста
Необходимость возрождения духовности и развитие интеллектуального потенциала - одна из неотложных задач, требующих усилий всего общества. По целому ряду причин знания, компетентность в профессиональной сфере потеряли свою престижность, перестали быть безоговорочной и жадно востребуемой ценностью. Рыночные отношения не сразу и не скоро восстановят роль и престижность квалификации. При этом надо учитывать, что современная цивилизация невозможна без опоры на нравственно ориентированный интеллект, проявляющийся во многих процессах и явлениях жизни.
Современная цивилизация несет с собой опасность не только атомной, экологической, но, что еще страшнее, и антропологической катастрофы (уничтожение человеческого в человеке). Поэтому у человечества возникает необходимый стимул к пересмотру системы ценностей: человеческая жизнь, личностный выбор, единение человеческого рода, единое для всех понимание добра, порядочности, достоинства, сохранение совокупного духовного опыта, диалог между разными культурами и т.д. Происходящие изменения в социальной и экономической жизни страны предопределяют основные направления развития отечественной системы образования.
Задача школы, каждого учителя в том и состоит, чтобы эту систему сделать достоянием молодежи.
При организации педагогического процесса необходимо учитывать эмоционально-ценностные характеристики учащихся, постоянно соотносить любой педагогический акт с этими характеристиками, то есть направлять весь педагогический процесс в русло названных ценностей и идеалов.
Ослабление внимания государства и общества к целенаправленному формированию общественного сознания, к вопросам воспитания, к школе в целом привело к изменению психологии учащихся. Чтобы устранить негативные тенденции (наркомания, алкоголизм, проституция, суицид и др.) в среде подрастающего поколения, необходимо повышение престижа науки, научной интеллигенции, совершенствование системы образования. Вместе с тем процесс духовного обновления общества непрерывно связан с теоретическими разработками диалектико-материалистической концепции мировоззрения учащейся молодежи. Жизнь заставляет сегодня каждого молодого человека формировать глубокое понимание характера современных задач, прочное научное мировоззрение, принципиальность, высокую духовную и нравственную культуру, ответственное отношение к делу.
В современных условиях особенно важно обновить содержание и технологии образования, непрерывно повышать интеллектуальный потенциал молодежи в быстром и эффективном освоении тех областей знаний, которые имеют существенное значение для выпускников общеобразовательной школы [133].
Когда человек оканчивает школу и продолжает учиться дальше, он сталкивается с множеством проблем. Одна из них встает особенно остро, ибо связана с тем, что мир взрослой независимой жизни, в который он вступает, очень сложен. С одной стороны, этот мир полон увлекательных вещей. А с другой стороны, он не может не пугать, так как бремя независимости оказывается не таким уж легким: нужно встать на собственные ноги, выбрать профессию, определить свои жизненные цели, ценности и принципы.
Каждому ясно, что на это нужны длительные и серьезные размышления, приобретение знаний и опыта. Однако если откладывать принятие столь важных решений в долгий ящик, то можно поддаться течению жизни и превратиться в слабовольное существо, лишенное мировоззрения, Тогда как всякому человеку нужна ясная система взглядов, которая придает жизни осмысленность, ясность цели и определяет ценности, способные принести удовлетворение. Выработка в себе такого мировоззрения во времена, когда рушатся традиционные идеологические системы, может потребовать от молодого человека незаурядной смелости и упорства. Ведь мировоззрение обычно складывается из множества элементов, которые восходят к целому ряду источников, таких, как наука, философия, литература, искусство, история и религия. В то же время нельзя ожидать от человека, вступающего в жизнь, огромных знаний и опыта. Вряд ли найдется такой универсально образованный человек.
Однако нельзя откладывать разрешение вопроса о смысле жизни «на потом», так как взрослая жизнь уже началась, и вместе с ней возникли новые идеалы и новые желания, которые требуют принятия решений «здесь и сейчас». Возможно, что они могут повлиять на всю оставшуюся жизнь. Пренебрежительное отношение к себе может привести к необратимым последствиям и вызвать чувства сожаления и раскаяния, но время не повернуть вспять. А потому не следует ждать время, когда накопленная с годами мудрость поможет разобраться в главных вопросах бытия. Если разобраться в них своевременно, будет гораздо легче принимать мудрые и продуманные решения. Сама природа человека такова, что он неминуемо вырабатывает то или иное мировоззрение, и всегда у него возникает потребность занять ту или иную позицию по отношению к окружающей действительности, к людям, обществу.
В мировоззрении человека всегда проявляются черты соответствующего времени, которые определяют общие жизненные ориентации людей, их стиль мышления, представления о реальности. Каждая историческая эпоха имеет свое, присущее ей мироощущение, свои представления о природе и обществе, времени и пространстве, порядке мироздания, отношении людей в обществе и т. д.
Исследование понятия «мировоззрение» в процессе эволюционного развития исторических эпох в контексте с искусством, дает нам значительный импульс к научным поискам.
В своих исследованиях по решению данных проблем мы основывались на трудах и учебных пособиях ведущих современных ученых в области истории, философии, педагогики и эстетического образования: это П.В. Алексеев, П.Е. Астафьев, B.C. Библер, В.В. Ванслов, В.И. Вернадский, Д. Гудинг, Дж. Лешюкс, Н.А. Дмитриева, И.В. Кондаков, B.C. Кузин, Д.С. Лихачев, 3. Фрейд; Е.И. Шиянов и др. [7,16,25,44,47,76,83,118,132,137,233,215,225].
В основе миросозерцания и миропредставления человека лежит особая система ценностей, созданная образом жизни. Жизненная необходимость образного познания действительности (рисунки, фигуры животных) и была причиной возникновения искусства. Оно является одним из самых древних атрибутов человеческого существования. Искусство одна из форм общественного сознания -развивалось, помогало первобытному человеку закрепить накопленный опыт, сохранить память о прошлом и передать новым поколениям, а также составляло картину мира, На протяжении многих тысячелетий в
Использование ценностного потенциала изобразительного
Концепция нашего исследования ставит в центр внимания подростка, способ его существования и образ жизни. Мы считаем, что в нем есть сокрытые, невыявленные духовные и культурные возможности, которые можно полностью раскрыть.
Рассматривая формирование мировоззрения у подростка с позиции нашей концепции, мы считаем, что она может осуществляться за счет взаимодействия учащегося с системами обучения (преподавания и учения), воспитания, самовоспитания и управления.
Подростковый возраст (от 10 - 11 до 15 лет) ученые считают переломным, т.к. происходит переход от детского к взрослому состоянию, связанный с перестройкой психических процессов, физического развития и деятельности личности школьника.
Важнейшей психологической характеристикой подросткового возраста является интенсивное нравственное формирование личности, формирование нравственного сознания, овладение морально -этическими нормами поведения. В.А. Крутецкии считает, что подростковый возраст - это возраст начала интенсивного формирования мировоззрения, нравственных убеждений, принципов и идеалов, системы оценочных суждений, которыми подросток начинает руководствоваться в своем поведении [123,с.88-89].
Такой важный аспект как формирование мировоззрения у подростка еще не стал предметом специального научного исследования ученых -педагогов, что объясняет выбор темы нашего исследования. Центральное психологическое новообразование у подростка - формирование мировоззрения - стало объектом нашего эксперимента. Интенсивное нравственное развитие подростка, его огромный внутренний потенциал заметно увеличивают объем внимания к собственной взрослости, что способствует готовности формирования его мировоззрения.
В нашем исследовании для успешного формирования мировоззрения подростка необходимо опираться на закономерности возрастного и индивидуального психического развития ребенка. Основные характеристики возрастных периодов развития ребенка отражены в теоретических работах Л.Н. Божовича, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, Д.Н. Фельдштеина, Д.Б. Эльконипа, и других. В центре формирования личности лежит процесс развития аффективно-потребностной сферы, который проходит тот же культурно-исторический путь, что и познавательные процессы -«интеллектуализацию», «волюнтаризацию» - и возникновение на этой основе высших психических систем, являющихся источником особой побудительной силы, специфичной только для человека [31, 32, 56, 57, 58,77, 139,231,232].
Рассмотрим основные тенденции развития ребенка:
первоначальные элементы мировоззрения складываются у ребенка еще в дошкольном возрасте: в семье, в детском саду, где дети учатся наблюдать окружающую жизнь, знакомятся с природой, взрослые объясняют им закономерности жизни растений, животных, людей, истории страны. Особенно ярко раскрывается процесс развития изобразительного творчества дошкольников в монографии Т.С. Комаровой, которая акцентирует внимание на роли изобразительной деятельности во всестороннем гармоническом развитии ребенка [115,116];
младший школьный возраст (7-10 лет) - приобретается внутренняя позиция школьника, учебная мотивация, развивается теоретическое мышление; он получает новые знания, умения, навыки, создавая необходимую базу для своего последующего обучения. Формируются основы научного представления об окружающем мире, о природе, нашей Родине.
Переход процессов мышления на новую ступень и связанная с этим перестройка всех остальных процессов и составляет основное содержание умственного развития в младшем школьном возрасте;
подростковый период (11-15 лет) - в самосознании происходят значительные изменения. В данный период можно считать центральным новообразованием «Я - концепцию». Ведущей деятельностью в этом возрасте становится интимно-личностное общение.
Современный подросток - человек с кипучей энергией, инициативностью, с оптимистическим восприятием жизни, стремящийся быть общественно полезным. Жизнь подростка в целеустремленной, сплоченной семье - важнейший путь формирования полноценной личности.
Особенности мыслительной деятельности подростка позволяют приступить к систематическому изучению основ наук, когда расширяется его кругозор, область его интересов становится значительно более широкой и разнообразной. Умение оперировать гипотезами в решении интеллектуальных задач является основным новообразованием мыслительной деятельности подростка.
В процессе обучения развивается абстрактное мышление, навыки анализа и синтеза изучаемых явлений [127].
Эстетические чувства отличаются большей сложностью. Они значительно осознаны и начинают связываться с более или менее самостоятельными эстетическими суждениями об искусстве, музыке, литературе и т. д.
Характерной чертой этого этапа является рождение у подростка рефлексии, то есть осознания себя как личности, обладающей определенными, именно ей присущими качествами. Рождение рефлексии изменяет весь строй сознания учащегося и его отношение к окружающему (И.С. Кон) [117].
А.С. Макаренко считал, что воспитывать человека - значит воспитывать у него перспективу [153]. Это является обогащением жизни подростка за счет освоения содержания разных видов деятельности, дающих богатый материал для воображения, для построения жизненных целей. Это самый бурный эмоционально насыщенный период мышления.
юность (16-17 лет) — тот период формирования личности, который может быть назван периодом самоопределения учащихся в их будущей взрослой жизни. Он характеризуется формированием научного мировоззрения и процессом осознания себя как члена общества.
Формирование мировоззрения является весьма существенным моментом в становлении внутренней позиции старшего подростка. На этом этапе убеждения сводятся в некоторую единую систему. Именно мировоззрение начинает выступать в качестве основных мотивов поведения и деятельности.
Формирование мировоззрения, связанное в единый узел с потребностью самоопределения, накладывает печать на всю психическую жизнь старших подростков. Они не просто познают окружающую действительность, но вырабатывают в ней точку зрения.
Модель формирования мировоззрения подростка на уроках
В начале XXI века «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» устанавливает приоритет образования в государственной политике. Главными качествами человека признаются способность учиться, терпимость к отличающемуся, культурная компетентность и грамотность. Возрастает значение культуры человеческого общения, знания в области этики и эстетики.
История отечественной школы свидетельствует, что в начале XVIII века впервые появляется как учебный предмет - рисование, способствующий развитию образного представления и навыков, которые можно применить в любой профессии. Большой вклад в методику преподавания рисунка был сделан художником Академии художеств4 А.П. Лосенко. Используя опыт западной художественной школы, он сумел сформулировать принципы национальной методики и сделать ее одним из высоких проявлений школы национальной, так как искусство каждой эпохи неразрывно связано с национальной культурой и историческими условиями, с классовой борьбой, с уровнем духовной жизни общества.
Со второй половины XIX века в России проблемам художественного образования школьной молодёжи уделяется всё больше и больше внимания. Достаточно сказать, что только с середины прошлого века и до начала XX века в России были изданы многие десятки учебной и методической литературы по изобразительному искусству, в составлении которых принимали участие известные русские художники-педагоги И.Н. Крамской, П.П. Чистяков, И.Е. Репин и т.д. Большое влияние на художественную педагогику оказали исследования в области психологии изобразительного творчества детей, способствующие развитию методики обучения искусству в общеобразовательной школе. Художественное творчество сообразно природе ребёнка и призвано «готовить руку ребёнка к движению, глаз к видению, а душу к чувствованию» [154 с. 10].
В 1970 году переработаны и утверждены новые учебные программы, где сформулированы цели и задачи преподавания изобразительного искусства, определено содержание учебного материала. Расширение задач эстетического воспитания, знакомство с творчеством великих художников прошлого и выдающихся современных художников привело к тому, что вместо предмета «рисование» возник новый учебный предмет -«изобразительное искусство».
Программа гармонического развития личности в нашей стране требует от общеобразовательной школы такой подготовки подрастающего поколения к жизни, чтобы она соответствовала научно-техническому прогрессу, уровню развития современной культуры. В 1990 году для школ Российской Федерации рекомендовалась программа «Изобразительное искусство и художественный труд», которая сохранила многие положения предыдущей.
Итак, «Изобразительное искусство» в соответствии с письмом министерства общего среднего и профессионального образования РФ (№1398/14 - 12 от 14.11.97) «О преподавании искусства в общеобразовательных учреждениях» изучение изобразительного искусства осуществляется по двум государственным программам -«Изобразительное искусство» для общеобразовательной школы, утверждённым и рекомендованным Министерством общего и профессионального образования РФ [1].
1.Программа «Изобразительное искусство» для 1-9 классов подготовлена коллективом авторов под научным руководством заслуженного деятеля науки РФ, члена-корреспондента, академика РАО B.C. Кузина, д.п.н. Н.К. Ростовцева, к.п.н. Э.И. Кубышкиной и др., 1996 г. (перераб.) [129].
2. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» для 1-8 классов разработана под руководством и редакцией народного художника РФ, академика РАО Б.М. Неменского и коллективом сотрудников Московского центра непрерывного художественного образования [162].
Каждая из этих государственных программ может функционировать в общеобразовательной школе по выбору учителя. В настоящее время появилась возможность для педагога в связи с им же определенными целями, менять содержание предмета по своему вкусу и идти интерпретированным путем.
Преподавание изобразительного искусства в школе осуществляет целый ряд учебно-образовательных задач. Процесс решения этих задач, в свою очередь, дает возможность развивать мышление учащихся, углублять и обобщать их представления об окружающей действительности, способствуя, таким образом, формированию мировоззрения подростка.
Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются: формировать представление об общечеловеческих ценностях, свойственных каждой конкретной национальной культуре; овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков; развитие у учащихся способностей, художественного вкуса, творческого воображения и фантазии, пространственного мышления, эстетического чувства прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.
Изобразительное искусство как один из предметов художественно-эстетического цикла, благодаря своим специфическим особенностям, выступает как средство формирования мировоззрения подростка. При всей своей специфике изобразительное искусство подчиняется общим законам развития художественной культуры, которая является средством познания действительности.
Духовная культура личности - идейная основа мировоззрения, успешное формирование которого в общеобразовательной школе осуществляется по четко определенным направлениям в обучении и воспитании человека:
развитие художественно-творческих, индивидуально выраженных способностей подростка, освоение им методов и способов эстетического и художественного познания мира средствами искусства: музыки, изобразительного искусства, хореографии и т.д., - освоение традиций русской художественной и музыкальной школы, народных художественных ремесел;
воспитание нравственных качеств подростка, обеспечивающих успех познания материальных и духовных культурных ценностей, способность сохранять и развивать народные традиции в культуре, искусстве, возрождать все ценное, что имеется в родном крае, в родном отечестве.
Специфические особенности изобразительного искусства
Изобразительное искусство - это немой диалог, спор, внутренняя беседа художника со зрителем. Произведения искусства - это стержневые основы художественного отображения действительности, одно из главных выразительных средств передачи мысли и чувств художника. Освоив основы изобразительной грамоты, человек учится понимать и ценить искусство, наслаждаться им.
Искусство - одна из форм общественного сознания, познаёт и оценивает мир, формирует духовный облик людей, их чувства и мысли, их мировоззрение, воспитывает человека, расширяет его кругозор, способствует развитию творческих способностей [49,92].
Прогресс искусства сильнее и ярче проявляется в гуманистических и реалистических тенденциях и завоеваниях каждой эпохи. Реализм художественный метод, характеризующий познавательную функцию искусства: правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства, мера его проникновения в реальность, глубина и полнота ее художественного познания, процесс, наиболее отвечающий познавательной природе человека. Среди крупнейших представителей реализма в различных видах изобразительного искусства художники И.Е. Репин, В.И. Суриков, В.А. Серов, К.П. Брюллов, В.М. Васнецов, Д.Н. Кардовский, П.А. Крамской и др. ярко передали весь спектр окружающего мира и действительности в своем творчестве [44,108,122,179].
В процессе исторического развития изобразительной деятельности сложились различные виды искусства: пластические, временные, синтетические. С общими для многих видов и присущими каждому из них в отдельности основными художественными средствами создания художественных произведений. Они отличаются по объектам изображения, по содержанию, по материалам и средствам художественного выражения, по своему образно-познавательному воздействию. Специфика каждого вида заключается в свойственной только ему силе выражения мысли, глубине эстетического отражения определенных сторон жизни. В действительности же все средства, используемые художником в каждом произведении, слитпы, спаяны и взаимосвязаны. Все они неотделимы друг от друга и все они активно участвуют в выражении, в раскрытии художественной идеи произведения [14,44,70,161,233,237].
Архитектура, скульптура, живопись, графика, прикладное искусство обладают своими художественными средствами и возможностями, позволяющими отражать наиболее ярко ту или иную грань жизни общества и природы. Все эти пластические искусства, выросшие на основе зрительного восприятия и создающие изображения мира на плоскости и в пространстве, вступают друг с другом в содружество. Синтез искусства — важнейшее завоевание художественной культуры Древнего мира.
Вместе с тем, с глубокой древности пластические искусства особенно тесно связаны с материальным производством, обработкой и оформлением предметного мира, среды, окружающей человека, то есть с созданием материальной культуры. Тем самым художественная вещь воспринимается как овеществленное творчество, эстетическое освоение мира. Окружающий нас мир становится предметом изображения художника, фиксируется им в пластических образах. Основная их особенность заключается в том, что, материализуясь на плоской или иной поверхности, они дают нам художественное представление о многообразии предметов и их расположении в пространстве.
Пластические виды искусства: архитектура, живопись, скульптура и др., -с XYIII века называют прекрасными, изящными, этим подчеркивается их красота и совершенство образов.
К.Д.Ушинский, рассматривая вопрос о единстве нравственного и эстетического, о их роли в жизни человека, отмечал, что нравственное, следует понимать как часть эстетического, как эстетическое в отношениях между людьми: «Изящное - не может быть безнравственным, и нравственное не может быть неизящным» [211].
Художественность пластического изображения раскрывается в отборе тех качеств предметно-пространственного мира, которые дают возможность передать характерную выразительность и выделить эстетически ценное.
Художественная деятельность есть своеобразная форма познания и творческого труда, истоки которой очень древние. Жизненная необходимость образного познания окружающего мира (рисунки фигур животных, людей...) и была причиной возникновения искусства. Люди трудились и в процессе этого труда познавали окружающий мир. Археологические открытия обнаружили многочисленные произведения изобразительного творчества человека (росписи, статуэтки из камня и кости, изображения и орнаментальные узоры и т.п.) [14,68,119].
Известно, что главной особенностью изобразительного искусства является его способность раскрывать явления реального мира через конкретные зрительные образы. Образ в живописи, графике, скульптуре выражается не в словах, а в предметном изображении, а также через композицию, цвет, рисунок, язык символов и аллегорий и т.д., то есть через огромный арсенал художественно-выразительных средств. Именно эта его особенность и создаёт видимость простоты, доступности, понимания произведений живописи, графики, скульптуры.
Внимание к живым и выразительным особенностям, их воплощение с помощью изобразительных средств делают образ эмоциональным и содержательным, способным вызывать чувства, мысли, идеи. Одним из главных художественных приёмов выразительности является обобщение образа и его стилизация. Стилизация позволяет ярко показать прекрасное в жизни, обнажить безобразное, зло. Для правильного восприятия изобразительного искусства надо научить ребенка видеть внутренний смысл, главную идею произведения. Воплощая идеал прекрасного, искусство вдохновляет на подвиги, на борьбу во имя светлого будущего человечества.
Познавательная роль искусства сближает его с наукой. Художники, как и учёные, стремятся понять смысл жизненных явлений, увидеть в случайном наиболее характерное и типичное, закономерности в развитии деятельности. Выдающиеся зарубежные художники: Леонардо да Винчи, Леон Баггист Альберти, Дюрер, Пикассо и другие; отечественные -П.П. Чистяков, А.Г. Веницианов, А.П. Лосенко, В.К. Шебуев, И.Н. Крамской, И.Е. Репин, В.И. Суриков и многие другие, пытались наполнить смыслом созданный ими мир, прогнозируя дальнейшее развитие мира и свое место в нем [132].
«Великая цель искусства - потрясать воображение, поэтому художник не должен подчёркивать те средства, которыми он это достигает: зритель должен только почувствовать воздействие результата его усилий», сказал Д. Рейнольде [195]. В произведениях художника находит отражение его мировоззрение, его оценка жизненных явлений как выражение взглядов.
Однако социальная, т.е. содержательная сторона искусства, может быть воспринимаема только человеком, знающим язык данного искусства. В искусстве каждого вида (архитектура, скульптура, живопись, графика, декор) есть свой язык. Живопись воспринимается во всем ее красочном богатстве; графика - через линейно-тональное, светло-теневое изображение; скульптура - в осязаемых трехмерных формах и т.п. Язык данных видов построен на единых элементах: цвет, тон, линия, объем, пространство, ритм и т. д. Но постичь язык искусства можно только в процессе творчества или сотворчества (с автором произведения). В каждом произведении искусства используются, во — первых, средства, общие для всех видов, во - вторых, типические только для своего вида и, в - третьих, характерные единственно для данного произведения и его автора.
Наша задача состоит в том, чтобы возможно рельефней выделить каждый элемент художественной формы и языка, выявить его место среди остальных, показать его весомость, содержательность в искусстве.