Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование ценностных ориентаций у студентов средних специальных учебных учреждений на основе русских национальных традиций Шестаков Александр Дмитриевич

Формирование ценностных ориентаций у студентов средних специальных учебных учреждений на основе русских национальных традиций
<
Формирование ценностных ориентаций у студентов средних специальных учебных учреждений на основе русских национальных традиций Формирование ценностных ориентаций у студентов средних специальных учебных учреждений на основе русских национальных традиций Формирование ценностных ориентаций у студентов средних специальных учебных учреждений на основе русских национальных традиций Формирование ценностных ориентаций у студентов средних специальных учебных учреждений на основе русских национальных традиций Формирование ценностных ориентаций у студентов средних специальных учебных учреждений на основе русских национальных традиций Формирование ценностных ориентаций у студентов средних специальных учебных учреждений на основе русских национальных традиций Формирование ценностных ориентаций у студентов средних специальных учебных учреждений на основе русских национальных традиций Формирование ценностных ориентаций у студентов средних специальных учебных учреждений на основе русских национальных традиций Формирование ценностных ориентаций у студентов средних специальных учебных учреждений на основе русских национальных традиций Формирование ценностных ориентаций у студентов средних специальных учебных учреждений на основе русских национальных традиций Формирование ценностных ориентаций у студентов средних специальных учебных учреждений на основе русских национальных традиций Формирование ценностных ориентаций у студентов средних специальных учебных учреждений на основе русских национальных традиций
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Шестаков Александр Дмитриевич. Формирование ценностных ориентаций у студентов средних специальных учебных учреждений на основе русских национальных традиций : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Иркутск, 2000 195 c. РГБ ОД, 61:00-13/1247-8

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы формирования ценностных ориентации у студентов средних специальных учебных учреждений 17

1.1 Сущность нравственных ценностей и ценностных ориентации, генезис взглядов на развитие проблемы в отечественной науке 17

1.2 Возможности русских национальных традиций в формировании ценностных ориентации 43

1.3 Социально-психологические особенности студентов и их учет при формированийчценностных ориентации... 63

Глава 2. Содержание и организация- опытно- экспериментальной работы 86

2.1 Критерии и методика выявления уровня сформирован-ности ценностных ориентации 86

2.2 Модель формирования ценностных ориентации у студентов средних специальных учебных учреждений 108

2.3 Динамика формирования ценностных ориентации в процессе опытно-экспериментальной работы 134

Заключение 156

Литература 161

Приложения 177

Введение к работе

Коммерциализация общества, новые формы труда и его оплаты, изменившиеся отношения к собственности, расширяющееся информационное пространство затронули глубинные основы социальной жизни нынешнего поколения.

Когда рождается государство с новой идеологической ориентацией, остро возникают проблемы формирования нового человека, его сознания и самосознания, жизненных ценностей и духовных возможностей, сил, способностей. Сегодня происходит подмена идеалов, разрушение взглядов предшествующих поколений, интенсивное навязывание чужеродных российскому менталитету эталонов поведения, мышления. Современные публицисты, социологи, философы описывают духовную жизнь молодежи как «кипение митинговых страстей», «брожение умов», «разочарованное социалистическое сознание», утверждая при этом, что догмат веры в нашу страну как самую передовую, самую справедливую рухнул и уступил место безверию.

В это время иностранные суррогаты внешнего благополучия внедряются в психику людей на сознательном и бессознательном уровне. Мировоззренческая пустота быстро заполняется культом «золотого тельца». Порой власть денег буквально обожествляется, внушается безнравственная мысль, что все способы обогащения в период «дикого капитализма», поры первоначального накопления средств, приемлемы. Кризис гуманизма, кризис доброты, переход на рыночные рельсы вынуждает человека перешагнуть многие нравственные принципы. Страну захлестнул поток непристойностей, пошлости, садизма, который под лицемерным лозунгом свободы самовыражения вторгается в нашу обыденную жизнь.

На головы детей обрушивается информация, выставляющая зло в привлекательном свете. В молодежной среде нарастает потребительская психоло- гия, повышенная тревожность, агрессивность, эмоциональная напряженность, эгоизм, пренебрежение к истории и культуре своего Отечества.

Таким образом, сегодня отмечается своеобразный ценностный вакуум, разрушение ценностных нормативных оснований общества. Разрушению нравственных ценностей способствует и размытость социально-нравственных ориентиров, незавершенность процесса формирования законодательной базы Российской Федерации, несформированность отношения к Российскому государству и его символам.

Вызывает тревогу и тот факт, что наряду с вестернизацией важнейших сфер жизни российского общества, американизацией духовно-нравственных ориентации молодежи, насаждением в сознание россиян образчиков и стереотипов западной культуры, происходит уменьшение числа теле- и радиоканалов, по которым еще обеспечивается передача национальных, культурных ценностей подрастающему поколению.

В российском обществе возникает деструктивная для развития личности, опасная по своим последствиям социальная ситуация. Появление новых требований со стороны общества к личности, размывание и девальвация системы традиционных ценностей, сложившегося механизма социализации поколений и, как следствие, разрыв связей, нарушение преемственности между ними, усиливает бездуховность, падение образовательного и культурного уровня значительной части подрастающего поколения.

Вместе с тем, наряду с отмеченными выше негативными явлениями мы можем констатировать своеобразный национальный парадокс, выражающийся с одной стороны, в определенной популярности общечеловеческих ценностей, планетарного мышления, глобального менталитета, с другой - взрыва этнично-сти, национального сознания, интереса к национальным традициям и культуре.

Разрешить данное противоречие, видимо, может приобщение новых поколений к общечеловеческой и национальной культуре, которая является созидательной и личностно - сберегающей по своей сущности, так как она утвер- ждает в качестве приоритетных ценностей духовность, отказываясь от индивидуализма как мировоззренческого принципа, намечает определенное отношение к вечному и природному миру, к другим людям и к самому себе.

Сегодня уже мало кто будет отрицать, что российское общество переживает кризис национальной культуры, поэтому все чаще звучат слова о том, что будущее русской нации связано с направленностью на нравственное развитие учащихся в свете национальных идеалов, на формирование национального самосознания, опирающегося на духовные традиции и ценности.

Трудно не согласиться с мыслью о том, что кто не уважает своей родины, тот не уважает себя, и не имеет права на уважение к себе со стороны других лиц. Факт, что именно высокий духовный потенциал общества может быть гарантом его выживания, признается в настоящее время всеми. Отсюда вполне понятны требования к формированию нравственных ценностей личности, которые одновременно могут стать условием нахождения общего языка коммуникации людей при разрешении основополагающих проблем современности.

Многочисленные исследования (16; 17; 33; 67; 184 и др.) показывают, что сегодня как никогда остро стоит проблема подготовки специалистов, подлинных интеллигентов, носителей национальных и общечеловеческих ценностей.

В ходе исследования нами были изучены фундаментальные работы философов, психологов, педагогов, социологов, этнографов, культурологов (14; 21; 34; 47; 51; 60; 70; 84; 100; 178 и др.).

Анализ литературы по изучаемой проблеме проводился в пяти направлениях.

Первое направление связано с изучением генезиса взглядов на проблему ценностей: антологии философско-педагогической мысли в области этики в эпоху Просвещения (М.Монтень, И.Кант, А. Дистервег и др.) и концептуальных подходов, отражающих содержание, условия и пути формирования новых взглядов и новых отношений в период смены идеологической парадигмы Рос-

6 сии 1907-20 г.г. (К.Н.Вентцель, П.П. Блонский, СТ. Шацкий, Н.Ф. Каптерев и

Второй аспект касался общих вопросов развития личности ( К.А. Абуль-ханова-Славская, Б.Г. Ананьев, С.Ф. Анисимов, Л.С. Выготский, и др.) и общетеоретических работ по нравственному воспитанию (А.И. Дулов, Е.В. Бон-даревская, В.И. Петрищев, Т.А. Стефановская, В.Г. Хворостовская, М.И. Шилова и др.)

Третье направление - изучение работ по проблеме нравственных ценностей и ценностных ориентации. Здесь мы выделяем работы, рассматривающие сущность морали и нравственных ценностей (Л.М. Архангельский, О.Г. Дро-бицкий, А.Г. Здравомыслов, В.П. Тугаринов, Л.Н. Столович, А.И. Титаренко и др.) Нами также изучены работы, где ценностные ориентации рассматриваются как объект исследования в педагогике (Р.А. Ахмадеева, В.В. Богатов, Г.Ф. Брайченко, Л.О. Валиева, и др.), философии (З.П. Баева, Е.А. Подольская, Т.И. Пороховская и др.)

Четвертое направление связано с изучением работ, посвященных раскрытию национальной обусловленности процесса формирования личности и ее ценностных ориентации: философов (И.А. Ильина, Н.А. Бердяева, Н.Я. Данилевского и др.), педагогов и психологов (А.А. Данилова, А.В. Кирьяковой, B.C. Колесник и др.), социологов (В.В. Водзинской, К.С. Сарингуляна, О.Ю. Овчинниковой и др.), культурологов и этнографов (Н.И. Кравцова, М.А. Некрасовой, К.В. Чистова и др.)

Пятое направление связано с изучением исследований, проводимых в рамках Иркутской лаборатории проблем нравственного воспитания НИИ ОПВ АПН СССР.

В плане интересующей нас проблемы заслуживают внимания диссертационные работы Е.И. Лемзяковой, в которой школьные традиции рассматриваются как средство повышения эффективности воспитательной работы; Г.И. Скретнева, изучающего влияние народных традиций на формирование нравст- венных качеств личности младшего школьника в семье; О.А, Лапиной, раскрывающей процесс формирования ценностных ориентации старших подростков в общественно-полезной деятельности. Ретроспективный взгляд на проблему позволил более четко представить динамику интереса к исследуемому вопросу, обозначить собственные подходы к его решению.

В целом анализ диссертационных работ последних лет показывает, что в них особое внимание уделяется исследованию особенностей национальной культуры и ее возможностей для духовно-нравственного развития личности. Так, изучению проблем возрождения национальной культуры посвящены диссертационные исследования Э.Ш. Анганова (Бурятия), В.И., О.Д. Овчинниковой (Удмуртия), Ш.Ш. Залялиева (Татарстан), З.М. Магомедова (Дагестан) М.А. Муратовой (Узбекистан) и др.

Особую ценность для нашего исследования представляет диссертационная работа О.М. Батчаева, где автор выявляет условия и возможности использования национальных народных традиций в подготовке учителя изобразительного искусства с учетом особенностей культуры региона. Рассматривая народные традиции Карачаево-Черкессии, О.М. Батчаев разработал и научно обосновал методические рекомендации по экспериментальному спецкурсу «Методика преподавания народного декоративно-прикладного искусства карачаевцев с учетом прогрессивных традиций народной педагогики». Интерес, на наш взгляд, представляет целостное отражение народного искусства народов Кавказа, России и зарубежных стран (18).

Нравственный потенциал калмыцкого эпоса представлен в работе Б.К. Секенова, где автор убедительно доказывает возможность формирования ценностного отношения к национальным традициям в условиях образовательного процесса гимназии на основе углубления этнокультурной направленности образовательного процесса. Рассматриваемые в работе проблемы этничности в рамках различных объяснительных моделей и теорий, (инструменталистская, концепция аффилиации и компенсаторных потребностей, гедонистическая и конструктивистская и т.д.) расширяют и углубляют знания о народной культуре в рамках ее философского, психологического, педагогического осмысления. В данном исследовании заслуживает внимания разработанная модель выпускника, способного транслировать национальные ценности и традиции последующим поколениям. Вместе с тем, «ценностное отношение к действительности», исследуемое автором, еще не может свидетельствовать о сформированной ценностной ориентации, так как является лишь одним из структурных компонентов этого сложного образования (158).

Существует ряд диссертационных работ, посвященных изучению нравственного потенциала русской национальной культуры. Так Н.А. Прямкова исследует возможности профессиональной подготовки учителя изобразительного искусства с учетом особенностей региональной традиционной культуры России (134).

В диссертационной работе А.С. Метелягина рассматриваются особенности духовно-нравственного воспитания старшеклассников сельских школ на традициях русской народной культуры (107).

Особый интерес для нашего исследования представляет диссертационная работа А.В. Палилей, в которой изучаются национальные хореографические традиции сибиряков (119).

Возможности нравственного воспитания старшеклассников на основе морально-этических традиций русских (семейских) Забайкалья исследует A.M. Леонов (99).

Проблема возрождения этнокультурных традиций русского народа раскрывается в диссертационном исследовании А.А. Поляковой, где автор дает развернутую характеристику педагогической сущности духовной традиции с точки зрения ее роли и места в системе гуманитарной подготовки школьников 5х-6х классов. Заслуживает внимания модель реализации интегративной функции духовной традиции русского фольклора в обучении гуманитарным наукам. Своеобразной «культурной амнезией» называет автор пренебрежение значи- тельной частью этноса исторически накопленным опытом, функционирующим в виде традиций. Нельзя не согласиться с автором, что деформация в национальном развитии России вызвала глубокий кризис и у русского народа, что в итоге отрицательно сказалось на его национальном самосознании, нравственном потенциале, этнической самобытности (126).

Анализируемые работы представляют различные аспекты изучаемой проблемы применительно к учащимся средней школы. Нами найдено весьма незначительное число работ, посвященных изучению ценностных ориентации студенчества (Л.Л. Андреев, Л.П. Волкова, Е.Е. Реброва, М.А. Скринник и др.) Отдельные вопросы формирования духовных потребностей студенческой молодежи анализируются в исследования Н.Ю. Ефимовой, А.Н. Семашко (66; 159). Рассматривая роль ценностных ориентации, формирующих знания, мировоззрение, самосознание, авторы видят их назначение в выявлении духовных потребностей человека. Е.И. Хачикян изучает формирование и развитие ценностных ориентации у учащихся техникума средствами художественной литературы (184).

Диссертационное исследование О.В. Ивановской углубляет понимание процесса становления личности новыми представлениями о механизмах и глубинных основаниях ценностной ориентации. Автор рассматривает такую ценность как «вера» в системе ценностных ориентации студентов педагогического ВУЗа и приходит к выводу о необходимости ее воспитания через актуализацию конкретного содержания, основываясь на механизмах переориентации сознания с фактов и значений на сущностный смысл. При этом процесс формирования ценностных ориентации включает в себя три формирующих этапа: рефлектив-но-аналитический, рефлективно-поисковый и созидательно-творческий. Внося существенный вклад в теорию формирования ценностных ориентации, данное исследование, на наш взгляд, оставляет в стороне такую важную проблему, как определение критериев сформированности ценностных ориентации молодежи и важнейшие приоритеты в их нравственном ориентировании (74).

В диссертационном исследовании А.Ю. Ефремова разработаны условия и средства педагогической поддержки самореализации ценностных ориентации у слушателей высших учебных курсов МВД РФ. Нельзя не согласиться с автором, что феноменология нравственных ориентации и ценностей позволяет обосновать научные основы их формирования с учетом возрастной и профессиональной специфики. Однако, вызывает сомнение, что специфика профессионального обучения априори предполагает у слушателей общие ценностные ориентации на такие понятия как духовность, культура, Кодекс чести сотрудника ОВД и др. Прежде всего, философско-этические категории и нормативные документы не являются рядоположенными понятиями и, рассматриваемые отдельно, вероятно могут составлять определенный ценностный ряд, но еще не свидетельствовать о ценностных ориентациях личности (67).

Проведенный анализ научной литературы позволяет заключить, что хотя вопросам формирования ценностных ориентации уделяется большое внимание в исследованиях философов, социологов, психологов, педагогов, изучение национальных традиций различных этносов в нравственном воспитании носит, как правило, фрагментарный характер. Учеными изучаются прикладное искусство, танцевальный и песенный фольклор, эпос и т.д. Нами не обнаружено работ, рассматривающих аксиологический потенциал русских народных традиций как целостного культурно-исторического феномена; практически отсутствуют исследования, раскрывающие суть взаимосвязи национальных и общечеловеческих ценностей в свете новой социокультурной ситуации, не разработана система формирования ценностных ориентации. Кроме того, при наличии значительного количества работ по проблеме ценностей и ценностных ориентации, объектом исследования выступают учащиеся общеобразовательной школы или студенты высших учебных заведений.

Анализ исследований показал, что в педагогической теории также сложилось объективно существующее противоречие между необходимостью формирования ценностных ориентации на качественно новом уровне и отсутствием

11 содержательной и методической основы адекватной новой социальной ситуации.

Поиск путей разрешения данного противоречия составляет проблему нашего исследования, актуальность которого определяется объективными потребностями социальной и педагогической практики.

Актуальность и недостаточная теоретическая и практическая разработанность исследуемой проблемы определили тему диссертации: «Формирование ценностных ориентации у студентов средних специальных учебных учреждений на основе русских национальных традиций».

Целью настоящего исследования является разработка модели формирования ценностных ориентации у студентов.

Объектом исследования является педагогический процесс в среднем специальном учебном заведении.

Предметом исследования выступает процесс формирования ценностных ориентации средствами русских национальных традиций.

Гипотеза исследования: процесс формирования ценностных ориентации, представляющих собой сложное образование, структурными элементами которого являются идеалы, убеждения, оценочные отношения, умения руководствоваться знаниями в поведении, будет протекать наиболее эффективно, если реализуется разработанная автором модель, а именно: при формировании ценностных ориентации будет соблюдена определенная иерархия целей-перспектив: аутентичные ценности, национальные ценности, общечеловеческие ценности, которые выступают в качестве содержательной основы и этапов формирования ценностных ориентации; на каждом этапе формирования ценностных ориентации расставляются акценты в педагогических влияниях на когнитивный, эмоционально-оценочный или поведенческий компоненты; студенты включены в практическую деятельность через участие в фольклорных ансамблях, работе центра народного творчества; установлено соотношение средств обучения с целью создания ритма во влияниях при формировании ценностных ориентации на основе русских национальных традиций.

Задачи исследования.

Определить суть корреляции общего (общечеловеческие ценности), особенного (национальные ценности) и единичного (личностно-значимые ценности).

Определить содержательную основу и этапы формирования ценностных ориентации.

Установить логику формирования компонентов ценностных ориентации и виды деятельности, способствующие развитию когнитивного, эмоционально-оценочного и поведенческого компонентов.

Определить взаимосвязь содержания программного материала, работы по предмету и внеаудиторной работы при формировании ценностных ориентации на основе русских национальных традиций.

Теоретико-методологическую основу исследования составили диалекти-ко-материалистические положения о единстве законов природы и общества в развитии человека, о социально-деятельностной сущности сознания и самосознания личности, философское учение о всестороннем духовно-гармоничном развитии личности, о социальной сущности личности, теоретическая концепция этнографии, в основе которой лежит представление о единстве человечества, человеческой истории и культуры, концептуальные подходы отечественных философов, педагогов, психологов по вопросам народной духовной культуры, основополагающие положения ученых философов, культурологов, психологов в области теории ценностей.

Для решения поставленных задач использовалась совокупность теоретических и эмпирических методов, базирующихся на законах материалистиче- ской диалектики.

Исходным теоретическим методом исследования выступило восхождение от абстрактного к конкретному, как движение к все более полному, всестороннему и целостному анализу, выявление путем абстрагирования, путем индукции и дедукции сущностных характеристик, закономерностей формирования и развития нравственных ценностных ориентации, осуществление теоретического синтеза, в результате которого выявлены различные теоретико-исследовательские подходы к изучаемой проблеме.

Нами также использовалась совокупность эмпирических методов, в частности различные виды наблюдения, беседы с преподавателями и студентами анализ учебной литературы, изучение опыта работы по формированию ценностных ориентации. Применение метода опытной проверки и эксперимента вызвано необходимостью апробации модели работы по формированию ценностных ориентации.

Решение поставленных задач по проверке выдвинутой гипотезы осуществлялось в три взаимосвязанных этапа.

На первом этапе (1994-1995 г.г.) изучалась философская, социологическая, психологическая, этнографическая, культурологическая литература по теме исследования, определялась его общая стратегия. Разрабатывалась рабочая гипотеза, методика выявления уровня сформированности ценностных ориентации, обобщался опыт работы педагогов средних специальных учебных заведений по формированию ценностных ориентации. Осуществлялась апробация отдельных идей исследования, была проведена диагностика сформированности уровня ценностных ориентации.

На втором этапе (1995-1998 г.г.) осуществлялась опытно-экспериментальная работа, содержание которой было направлено на апробацию модели формирования ценностных ориентации, уточнялись и корректировались ее отдельные элементы, систематизировались и обобщались эмпирические данные. Всего в эксперименте приняли участие 890 студентов, проведено анкети- рование 102 педагогов, изучался опыт работы Тулунского, Усольского педагогических колледжей, музыкально-педагогического факультета Иркутского государственного педагогического университета.

На третьем этапе (1999-2000 г.г.) обрабатывались, обобщались результаты опытно-экспериментальной работы, формировались выводы, оформлялся текст диссертационного исследования.

Экспериментальной базой исследования явились музыкально-педагогический колледж г. Иркутска, музыкальное училище г. Иркутска, школа музыкантских воспитанников г. Иркутска.

Научная новизна исследования состоит в том, что уточнена аксиологическая составляющая русских национальных традиций, определено ее соотношение с общечеловеческими ценностями, введено и обосновано понятие «аутентичные ценности», углублены представление об иерархии общего (общечеловеческого), особенного (национального) и единичного (индивидуального) в системе ценностных ориентации студентов, определены этапы в формировании ценностных ориентации и логика развития их отдельных компонентов. Определены возможности содержания программного материала работы по предмету и внеаудиторной работы для формирования ценностных ориентации на основе русских национальных традиций.

Практическая значимость исследования состоит в разработке критериев, конкретных показателей и методики выявления уровня сформированности ценностных ориентации, позволяющих определить ценностную типологию студентов; в разработке модели формирования ценностных ориентации, обосновании соотношения учебной, внеаудиторной работы и работы по предмету с целью создания ритма во влияниях; определении организационных и методических особенностей формирования ценностных ориентации, определении видов деятельности для гармоничного развития когнитивного, эмоционально-оценочного и поведенческого компонентов на основе русских национальных традиций.

Материалы исследования могут быть использованы в педагогическом процессе средних специальных учебных заведений, общеобразовательных школ и высших учебных заведений, в ходе семинарских занятий, спецкурсов, лекций по педагогике, специальным дисциплинам, при повышении квалификации работников образования.

На защиту выносятся следующие положения;

Модель формирования ценностных ориентации в современных условиях включает иерархию целей-перспектив, которые определяют содержательную основу и выступают в качестве этапов формирования ценностных ориентации, последовательность которых осуществляется в логике аутентичные ценности —> национальные ценности —* общечеловеческие ценности.

Эффективность формирования ценностных ориентации обеспечивается рас-ставлением акцентов во влияниях на когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий компонент в соответствии с этапами их формирования и включением студентов в активную творческую деятельность через участие в фольклорных ансамблях, работе центра народного творчества.

Соотношение программного материала, работы по предмету и внеаудиторной работы определяется необходимостью создания ритма во влияниях на основе доминирующего характера одного из средств обучения, исходя из содержания воспитательных возможностей на основе русских национальных традиций.

Достоверность полученных выводов подтверждается количеством респондентов, включенных в педагогический эксперимент, результатами опытно-экспериментальной работы, сочетанием комплекса методов, адекватными задачам исследования.

Апробация результатов исследования осуществлялась при обсуждении основных положений, хода и предварительных итогов научного поиска на ежегодных собраниях Иркутской межвузовской лаборатории проблем педагогического образования (г. Иркутск, 1998-1999 г.г.) на V съезде работников образо-

16 вания Иркутской области (г. Иркутск, 1997 г.), Августовских конференциях педагогических работников педагогических училищ, колледжей Иркутской области (1997-1999 г.г.), на заседаниях научно-теоретического семинара Иркутского музыкально-педагогического колледжа (1996-1999 г.г.)

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, 6 параграфов, заключения, списка литературы, включающего 204 наименования и 14 приложений.

Сущность нравственных ценностей и ценностных ориентации, генезис взглядов на развитие проблемы в отечественной науке

Изучение сущности ценностных ориентации не может происходить вне контекста рассмотрения философской категории «ценность». Ценности всегда принадлежат конкретной эпохе, но обладают способностью на новом витке исторического движения обретать новый смысл, вступать в контакт с ценностями последующего периода, сохраняя конструктивно-позитивное, непреходящее значение. Задачей данного параграфа является установление содержания ценностей свойственных данному этапу развития Российского государства, определение категорий и сущности изучаемых явлений.

Еще с древнейших времен люди пытались обосновать и описать моральные нормы, облик идеального человека как средоточия определенных ценностей. Так, например, такие заповеди как «чти отца своего и мать свою», «не убий», «не прелюбодействуй», «не кради», «не лжесвидетельствуй», «не пожелай добра ближнего твоего» воспринимаются положительными человеческими нормами поведения. Славянская евангелистическая ассоциация выделила 46 христианских ценностей, которые, очевидно, исповедуют и другие религии.

В качестве высшей ценности в эпоху античности признавался идеал гармоничного всесторонне развитого человека. Тогда же возникла новая ценностная категория —красота (идеал прекрасного), обращенная, прежде всего, к духу и телу человека.

В эпоху Возрождения, которую характеризовали пафос утверждения во всех сферах духовной жизни веры в безграничные возможности человека, его воли и разума, античный идеал обретает более глубокое социальное и философско-этическое звучание, формируются представления о гармоничной, раскрепощенной творческой личности как высшем начале бытия. Человек, его внутреннее богатство и достоинство, становится в один ряд с Истиной, Добром и Красотой. Он оказывается центральным пунктом всей системы ценностей, ее главным носителем, концентрируя в себе самом, в своей созидательной деятельности этические и эстетические идеалы века.

Изучение антологии философско-педагогической мысли в области этики в эпоху Просвещения (М. Монтень, И. Кант, А. Дистервег и др.) позволяет заключить, что система ценностей обусловлена экономическими условиями деятельности общества, и ее разрушение в определенной степени связано с реформированием экономики. Великие просветители боролись за установление «царства разума» всех членов общества, высшей ценностью считали истинное Знание, преодоление заблуждения. Эпоха Просвещения углубила понимание нравственных ценностей, сформировавшихся в античном мире и под воздействием идеологии Возрождения. Они были существенно дополнены ценностями социально-политическими: провозглашение равенства, свободы личности, справедливости.

В Х1Х-ХХ веках русские философы (Н.А. Бердяев, Н.Я. Данилевский, Вл. Соловьев и др.) рассматривали проблему содержания ценностей в свете православия и во главу угла ставили такие нравственные понятия как семья, добродетель, бескорыстие, правда, община, добро, которые по сути сочетали в себе общечеловеческие ценности христианства и национальные особенности россиян.

Октябрь 1917 года привнес в систему ценностей новые компоненты. В 20-е годы появилось множество концепций, где обосновывались содержание, условия и пути формирования новых взглядов и новых отношений. Представители социально-рационалистического направления (Н.И. Бухарин, П.П. Блон-ский, А.В. Луначарский), социально-реформистского (Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, СТ. Шацкий, В.Н. Шульгин), антрополого-гуманистического (А.С. Выготский, Н.Ф. Каптерев, М.Н. Рубинштейн, В.Н. Сорока-Росинский, К.Н. Вентцель) выдвигали различные этические ценности в качестве базисных, однако, общим при этом являлась их гуманистическая направленность. Советский период в качестве приоритетных, провозглашал такие ценности, как ответственность, любовь к Родине, ненависть к врагам, коллективизм, законопос-лушание, трудолюбие.

Ценности этого периода, отраженные в «моральном кодексе строителя коммунизма», включали многое из того, что сейчас мы называем общечеловеческими ценностями, однако их декларирование расходилось с реальностью, в жизни действовали иные нормы и образцы поведения.

Тем не менее, социальные ценности были достаточно четко прописаны в рамках базового содержания образования и зафиксированы в таком документе как «Примерное содержание воспитания школьников: Рекомендации по организации системы воспитательной работы общеобразовательной школы». К системе ценностей, которую следует формировать у учащихся относили стремление к истине, социальное благополучие общества; социальная справедливость; нравственные гуманистические нормы; приобретение знаний; уважение к умельцам и талантам; порядочность в крупном и в мелочах; собственное достоинство; ценность личности; здоровье свое и окружающих; сохранность природы и возможность ею наслаждаться; социальная активность; нравственное здоровье коллектива и общества; ценность других народов, их специфики и культуры; доброжелательность в отношениях и взаимопомощь; гуманистическая направленность научно-технического прогресса (129).

Анализ литературы (24; 28; 42; 43; 53; 57; 76; 108; 129; 178 и др.) показывает, что иерархия ценностей изменялась в зависимости от уровня культурного и общественно-политического развития общества. Вместе с тем, следует отметить, что классический банк ценностей выглядел следующим образом: труд как основание культуры и цивилизации рассматривался не только как источник материальных и духовных ценностей, ядро ценностных ориентации личности, но и сам по себе ценность непреходящего значения. Ценностями высшего порядка являлись социальная защищенность человека, социальное равенство, идея мира между народами, возможность развития всего человечества по пути общественного прогресса, интернационализм, патриотизм.

В период перестройки была предпринята попытка их обновления. В качестве одной из задач воспитания выдвигалась необходимость формирования гуманистически ориентированной личности, руководствующейся в своем поведении общечеловеческими ценностями.

Возможности русских национальных традиций в формировании ценностных ориентации

В первом параграфе нашего исследования мы определили, что феномен нравственных ценностей является не только важной социально-педагогической проблемой, его философско-психологический аспект связан с содержательной стороной направленности личности и выражает внутреннюю основу ее отношений к действительности. Вместе с тем, известно, что от того, с какими целями и ценностями соотносит себя человек, на какие идеалы ориентируется, какие отношения к окружающему миру культивирует, зависит смысл его жизни.

В соответствии с задачами нашего исследования в данном параграфе мы попытаемся установить возможности русских национальных традиций в формировании ценностных ориентации. С этой целью мы, прежде всего, выясним место традиций в жизни современного общества, уточним представления, которые вкладываются в термин «традиция», определим аксиологический потенциал русских традиций.

Мы разделяем точку зрения В.П. Зинченко, утверждающего, что поиск ценностей должен идти по пути обращения каждого народа к собственному историческому опыту, своим нравственным истокам, осознания значимости собственных культурно-исторических традиций (72, 9).

Примечательны данные социологических исследований, приведенные в монографии «Русские этно-социологические очерки». При ответе на вопрос: «Роднит ли Вас что-то с людьми Вашей национальности? Если «да», то, что именно?» - в каждой возрастной группе опрошенных свыше 22% отметили обряды, обычаи, традиции (153,96).

Указания на действие традиций в сфере морали, жизни общества есть и у целого ряда ученых. А.А. Данилов отмечает, как неоспоримый факт, «что легче воспитывать человека на тех примерах, которые ближе и понятнее ему в национально-психологическом плане. «Свои» образы, цветовые решения, ритмы, исходные материалы и другие формообразующие элементы при воплощении общечеловеческих нравственных ценностей не случайны: они всегда выражают естественное следствие восприятия конкретных условий жизни, особого эмоционального строя, психологических особенностей людей данной местности... Все это лишний раз подтверждает вывод о том, что в нравственном воспитании конкретного народа как можно шире необходимо использовать его национальный материал» (55, 101). То есть, воспитательная сила традиций состоит в том, что люди, включенные в систему таких традиций, воспитываются в соответствии с моральными императивами естественно и просто.

В настоящее время имеется целый ряд диссертационных исследований, которые посвящены изучению традиций как основы формирования специалиста-педагога (Ю.К. Беджанов, О.М. Батчаев, Н.А. Прямкова и др.), духовно-нравственного воспитания учащихся (А.А. Полякова, А.С. Метелягин и др.).

Последнее из вышеназванных исследований интересно тем, что в нем определяется парадигма нравственного воспитания старшеклассников на основе традиций русской культуры.

А.С. Метелягин представляет ее следующим образом: - в методологическом плане она основана на дифференцированном мировоззренческом подходе как к религиозно-ориентированным старшеклассникам, так и учащимся имеющим научное мировоззрение. При этом детерминантой данного подхода служит традиционная народная философия с ее толерантностью в идейном аспекте; - в плане целеполагания она основана на неизменной цели отечественной педагогики (как научной, так и православной) - воспитание гармоничной, духовно развитой личности, способной достойно служить Родине; - в плане содержания основана на системе традиций русской культуры, национального образа жизни, отраженных в фольклоре, в народном календаре, в праздниках, обрядах, обычаях и ритуалах; - в плане форм и методов воспитания - на применении средств народной и православной педагогики; - в социально-философском плане - на системе этнически обусловленных русских приоритетах соборно-коллективного над индивидуальным; нации над личностью; самовоспитания над направленным со стороны педагогическим воздействием (107, 87).

Трудно возразить автору, в аспекте столь широкого восприятия сущности традиций и определения ее воспитательных функций. Однако, конкретизация ее аксиологического потенциала требует более глубокого изучения данного феномена.

В диссертационном исследовании A.M. Леонова раскрывается сущность морально-этических традиций как истоков и базовых установок нравственного воспитания личности, при этом выявляется воспитательный потенциал содержания морально-этических традиций в народной педагогики русских Забайкалья (семейских). Т.А. Крючкова рассматривает народные традиции Урала как фактор воспитания младших школьников.

Этнопедагогические исследования, посвященные вопросам нравственного воспитания на прогрессивных традициях народа, предприняты М,М, Буруло-вой, А.Г. Омыриным, З.М. Магомедовой и др.

Исследования В.В. Богатова, Г.В. Брайченко, Д.М. Камалова и др. доказывают актуальность формирования нравственных ценностей средствами музыки.

Критерии и методика выявления уровня сформирован-ности ценностных ориентации

Для того, чтобы определить исходный уровень сформированности ценностных ориентации, фиксировать развитие каждого отдельного компонента ценностных ориентации, всего комплекса компонентов в целом, необходимо руководствоваться определенными критериями.

Проблема критериев сформированности ценностных ориентации поднимается в целом ряде диссертационных исследований.

Так, для определения общей картины ценностных ориентации школьников, общей направленности старшеклассника, Н.В. Фролова прибегает к сочетанию двух подходов в диагностике: компонентному и системному, в совокупности обеспечивающих диагностику ценностных отношений на достаточно надежной основе. Вряд ли можно возразить автору относительно правомерности данного подхода, однако мы ставим перед собой задачу разработки критериев определения сформированности ценностных ориентации, что не идентично ценностному отношению. Вместе с тем, подход к определению когнитивных и эмоциональных аспектов нравственной позиции на основании прямых и косвенных вопросов анкеты, проверяющих истинность ответов на прямые вопросы кажется нам правомерным (181; 98).

Иногда, с целью выявления сформированности ценностных ориентации, студентам предлагается ряд вопросов: «Какие черты характера вы цените и презираете в людях больше всего?», и в результате анализа полученных данных выявляются «устойчивые ориентации на нравственные ценности» (177). Нам трудно согласиться с подобным подходом к изучению сформированности ценностных ориентации, так как перечень оцениваемых качеств, представляемый студентам позволяет говорить лишь о нравственных предпочтениях студентов, их субъективной оценке значимости тех или иных качеств личности, что противоречит структуре и компонентам ценностных ориентации, выделенных нами на основании изучения научной литературы.

Достаточно полная система критериев разработана Е.И. Хачикян, при этом общим критерием сформированности ценностных ориентации студентов техникума средствами литературы, выступает, по мнению автора, готовность опираться на усвоенные знания в качестве регулятора сознания и поведения (184, 52). В разработанной ею теоретической модели процесса формирования и развития ценностных ориентации выделяется мотивационный компонент (показателем которого является стремление студентов к повышению своего культурного уровня), содержательный (наличие определенной суммы знаний в области литературоведения), деятельностный (умение оценить в литературном произведении его гражданский, нравственный и художественный аспекты).

В целом подобный подход, на наш взгляд, является вполне оправданным. Однако, в диссертационном исследовании не дается ответ на вопрос, как выявить стремления студентов к повышению культурного уровня, остается не совсем понятным, в чем конкретно оно может проявляться. Вызывает ряд вопросов и трактовка деятельностного компонента как умения оценки нравственного, гражданского, художественного, литературного аспекта. Мы полагаем, что вербальные умения не всегда могут однозначно свидетельствовать о проявлении ценностных ориентации в деятельности.

Изучение различных источников показывает, что критерии, показатели и уровни освоения ценностей в психолого-педагогической литературе, как правило, рассматриваются в рамках показателей нравственной воспитанности или через сформированность нравственной позиции подростков. Так, предприняв детальный анализ критериев нравственной воспитанности, нравственной позиции и взаимосвязи их с нравственными ценностями, Г.П. Савкина вычленяет общие подходы к разрешению данной проблемы, состоящие в том, что характер направленности нравственных ценностей отражает содержательный аспект нравственной воспитанности и нравственной позиции, система отношений человека к обществу, другим людям, самому себе, присуща всем названным категориям (156, 55).

На основании концепций ученых-педагогов о критериях нравственной воспитанности, сформированности нравственной позиции, а также стадиях процесса усвоения социальных значений, разработанной Б.Д. Парыгиным, автор выделяет следующие критерии освоения подростками нравственных ценностей: когнитивный, оценочно-эмоциональный, мировоззренческий, поведенческий. Следует отметить, что в диссертационном исследовании Г.П. Савкиной, представлена, на наш взгляд, наиболее полная характеристика показателей выделенных критериев.

Отмечая достаточно глубокую теоретическую разработанность критериев и показателей в данном исследовании, мы все же хотели бы заметить, что выделение критериев освоения подростками нравственных ценностей без хотя бы гипотетичного банка социально-значимых ценностей, представляется нам несколько абстрактным. Практическое выявление поведенческого критерия на основе устных ответов респондентов на вопросы исследователя также представляется не совсем корректным.

Модель формирования ценностных ориентации у студентов средних специальных учебных учреждений

Разработка и опробация модели процесса формирования ценностных ориентации явилась сутью опытно-экспериментальной работы. Нами также проводились частные эксперименты, направленные на изучение особенностей развития когнитивного, эмоционально-оценочного и поведенческого компонентов. Так, в ходе опытно-экспериментальной работы мы проверяли предположения - о поэтапном формировании ценностных ориентации на основе восхождения к общечеловеческим ценностям через аутентичные и национальные ценности; - логике формирования компонентов ценностных ориентации посредством расставления акцентов во влияниях сначала на когнитивный, а затем эмоционально-оценочный и поведенческий компонент; - влиянии культурологически направленной деятельности на гармоничное развитие когнитивного, эмоционально-оценочного и поведенческого компонентов.

Педагогический процесс в экспериментальной группе осуществлялся в соответствии с разработанной нами моделью в течение трех лет, изменения, происходящие в развитии отдельных компонентов ценностных ориентации подвергались тщательному изучению, фиксировались в специальных картах-характеристиках (приложение 6,7), систематически обсуждались на заседаниях предметно-цикловых комиссий, педагогических советах. Педагогический процесс у студентов контрольной группы был организован традиционным образом.

Разумеется, содержание учебного материала объективно оказывало латентное влияние на студентов не участвующих в эксперименте. Яркие, интересные формы внеаудиторной работы, носящие диалогичный характер аппели-ровали к различным сторонам их личности. Однако, ведущим отличием все же являлось отсутствие системы внешних влияний, целенаправленное использование аксиологического потенциала русских национальных традиций. Студенты не участвовали в работе спецкурсов, содержание которых может быть объединено единым тематическим направлением «Народное творчество».

Прежде чем рассмотреть организацию педагогического процесса в экспериментальной группе остановимся на тех положениях, которые легли в основу нашей модели процесса формирования ценностных ориентации.

Под моделью понимается «схема какого-нибудь явления, представляющая его в наиболее общем виде» (154, 299).

Изучение теоретических основ формирования ценностных ориентации дает нам основание представить модель их формирования в виде рисунка (Рис. 6).

Основу модели формирования ценностных ориентации составляет педагогический процесс, состоящий из ряда компонентов. В качестве компонентов педагогического процесса Т.А. Стефановская выделяет цель, содержание, формы, методы, средства и результат.

Целью и результатом нашей модели является формирование ценностных ориентации. В качестве идеального мысленного предвосхищения результата деятельности выступают общечеловеческие ценности, восхождение к которым начинается с идентификации себя как русского (через освоение аутентичных ценностей), последующую идентификацию как гражданина России (национальные ценности).

Последовательное выдвижение целей (ближних, средних и дальних перспектив) является одновременно содержательной основой и отражает этапы формирования ценностных ориентации. О реализации цели мы будем судить по убеждениям, оценке событий и явлений, устойчивом умении руководствоваться знаниями в поведении.

В качестве форм работы по формированию ценностных ориентации (которые мы в соответствии с философским определением понимаем как «способ существования и выражения»), мы использовали такие подсистемы как вербальную (диспуты, беседы, конференции и т.д.) и деятельностно-практическую (участие в работе клубов, факультативов, кружков). Характерной особенностью методов работы являлось развитие у студентов стремления к духовному саморазвитию, нравственному самоопределению, самоидентификации личности. Для того чтобы обеспечить целостность компонентов педагогического процесса, гармонизировать учебный и внеучебный процесс, мы, основывались на идее доктора педагогических наук, профессора А.И. Дулова, в соответствии с которой целостность компонентов педагогического процесса обеспечивает система педагогических влияний, расположенных определенным образом во времени.

В основе нашей модели лежит процесс обучения, как ведущее звено, ведущее средство в системе воспитания. Система обеспечивается глубокими межпредметными связями, использованием дополнительного и дидактического материала в процессе обучения, взаимосвязью обучения, внеаудиторной работой и работой по предмету. Все эти связи необходимы для осуществления компенсации в создании условий переноса, обеспечивающих логические связи предыдущего и последующего в воспитании.

Похожие диссертации на Формирование ценностных ориентаций у студентов средних специальных учебных учреждений на основе русских национальных традиций