Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование ценностного отношения студентов к здоровью средствами межкультурной коммуникации Меньш Елена Александровна

Формирование ценностного отношения студентов к здоровью средствами межкультурной коммуникации
<
Формирование ценностного отношения студентов к здоровью средствами межкультурной коммуникации Формирование ценностного отношения студентов к здоровью средствами межкультурной коммуникации Формирование ценностного отношения студентов к здоровью средствами межкультурной коммуникации Формирование ценностного отношения студентов к здоровью средствами межкультурной коммуникации Формирование ценностного отношения студентов к здоровью средствами межкультурной коммуникации Формирование ценностного отношения студентов к здоровью средствами межкультурной коммуникации Формирование ценностного отношения студентов к здоровью средствами межкультурной коммуникации Формирование ценностного отношения студентов к здоровью средствами межкультурной коммуникации Формирование ценностного отношения студентов к здоровью средствами межкультурной коммуникации Формирование ценностного отношения студентов к здоровью средствами межкультурной коммуникации Формирование ценностного отношения студентов к здоровью средствами межкультурной коммуникации Формирование ценностного отношения студентов к здоровью средствами межкультурной коммуникации
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Меньш Елена Александровна. Формирование ценностного отношения студентов к здоровью средствами межкультурной коммуникации : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Меньш Елена Александровна; [Место защиты: Тюмен. гос. ун-т].- Тюмень, 2010.- 246 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/1067

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования ценностного отношения студентов к здоровью посредством межкультурной коммуникации 15

1.1. Здоровье как личностная ценность. Ценностное отношение к здоровью: сущность, структура, содержание 15

1.2. Межкультурная коммуникация как средство формирования ценностного отношения личности к здоровью 35

1.3. Модель формирования ценностного отношения студентов к здоровью средствами межкультурной коммуникации 67

Выводы по первой главе 93

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию ценностного отношения студентов к здоровью в условиях педагогического содействия активизации межкультурного диалога в вузе 96

2.1. Комплекс здоровьесберегающих средств в вузе как условие формирования ценностного отношения студентов к здоровью 96

2.2. Опытно-экспериментальное преобразование практики осуществления межкультурной коммуникации в вузе 107

Выводы по второй главе 162

Заключение 165

Список использованной литературы 171

Приложение

Введение к работе

Актуальность исследования. Российское общество предъявляет требования к подготовке выпускника высшей школы как личности, обладающей не только высоким культурным уровнем и профессиональной компетентностью, но и оптимальным состоянием здоровья. В период обучения в вузе формируется будущий профессионал, состояние здоровья которого непосредственно влияет на успешность его трудовой деятельности и стиль жизни в целом. Вместе с тем, студенческая молодежь в большинстве своем ведет нездоровый образ жизни (гиподинамия, неправильное питание, нарушение режима дня, табакокурение и т.д.). Это свидетельствует о неразвитости в студенческой среде ценностного отношения к здоровью, являвшегося одной из духовно-нравственных ценностей российской культуры и утратившей в современном обществе свой смысл.

Поскольку для воспитания ценностных отношений особо значим юношеский возраст — период становления самосознания и активизации ценностно-ориентационной деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, И.С. Кон, Э. Эриксон и др.), — необходимо в высшей школе оказывать педагогическое содействие формированию ценностного отношения студентов к здоровью. Ориентиром для этого служат работы по педагогической аксиологии: духовно-нравственные ценности мировой культуры определены Е.В. Бондаревской, Н.Д. Ни-кандровым как основы социализации и воспитания; иерархия ценностей образования предложена В.А. Сластениным, Г.И. Чижаковой; роль образования в приобщении учащихся к ценностям обоснована В.П. Бездуховым; этапы формирования ценностных ориентации обучающихся конкретизированы Н.А. Асташовой; внутриличностные условия развития ценностного отношения к здоровью студентов выявлены Т.В. Белинской, С.Н. Горбушиной. Вместе с тем остается открытым вопрос о педагогическом содействии освоению студентами позитивного опыта сохранения здоровья, сформированного в традициях российской культуры, основанных на приоритете духовно-нравственных ценностей, и иноязычной культуры, в которой здоровье рассматривается как личностный капитал.

Традиции и нормы в отношении к здоровью усваиваются студентами в процессе межкультурной коммуникации — диалога молодежи с социальным окружением (семья, сверстники, педагоги, средства массовой информации и т.д.), проецирующим сформиро-

ванное в российской культуре (науке, религии, искусстве, литературе) отношение к здоровью как терминальной (основополагающей) ценности. В годы советской власти ответственность за здоровье граждан несло государство, что не способствовало развитию их здоровьесберегающей активности. В современных экономических условиях возникает необходимость личной ответственности человека за свое здоровье, но, в отличие от носителей западной культуры, россияне не рассматривают здоровье как инструментальную ценность и объект собственной заботы.

В условиях единого информационного пространства современные российские юноши и девушки познают иноязычную культуру лишь на когнитивном уровне, не перенимая позитивный опыт отношения к здоровью представителей зарубежных стран. Последние, возможно, ввиду своей прагматичности рассматривают здоровье как условие для высоких достижений в профессиональной и бытовой сферах жизнедеятельности и, как следствие, проявляют личную ответственность за собственное здоровье. Межкультурная коммуникация как диалог «разных культурных смыслов бытия» (B.C. Библер) содержит в себе возможности для презентации студенту широкого спектра ценностно-регулятивных начал в отношении собственного здоровья, основанных как на традициях отечественной, так и иноязычной культуры. Однако пока этот потенциал используется фрагментарно в силу недостаточной теоретической обоснованности и практической неразработанности содержания, принципов и методов формирования ценностного отношения к здоровью в процессе межкультурной коммуникации.

Отмеченное позволяет говорить о противоречиях:

между высокими требованиями общества и государства к состоянию здоровья студенческой молодежи и несформированностью у нее ценностного отношения к собственному здоровью;

между широкой представленностью в теории образования исследований, посвященных вопросам формирования ценностного отношения к здоровью, и недостаточной разработанностью проблемы освоения опыта здоровьесбережения как в традициях российской, так и иноязычной культуры;

между потенциальными возможностями межкультурной коммуникации в формировании ценностного отношения студенчества к здоровью и их ограниченным использованием в системе высшего образования.

Вскрытые противоречия свидетельствуют об актуальности диссертационного исследования на тему «Формирование ценностного отношения студентов к здоровью средствами межкультурной коммуникации».

Проблема исследования заключается в выявлении путей и способов использования возможностей межкультурной коммуникации в формировании отношения студенческой молодежи к здоровью как терминальной и инструментальной ценности, позволяющего студентам благодаря собственным усилиям сохранять и развивать индивидуальное здоровье.

Объект исследования — образовательный процесс в высшей школе.

Предмет исследования: взаимосвязь педагогического содействия активизации межкультурного диалога как средства развития ценностного отношения студентов к индивидуальному здоровью и их здоровьесозидающей активности.

Цель: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность модели формирования ценностного отношения студентов к здоровью, основанной на актуализации и использовании потенциала межкультурной коммуникации.

Гипотеза: формирование ценностного отношения студенческой молодежи к здоровью будет успешным, если этот процесс организовать как педагогическое содействие:

освоению студентами филогенетического опыта человечества, заключенного в культурном потенциале макросоциума, посредством активизации внешнего диалога с общемировым и российским культурным наследием, и микросоциума (семья, референтная группа, преподаватели вуза и др.) путем погружения в диалог культур в процессе изучения учебных курсов здоровьесберегающей и гуманитарной направленности;

осмыслению здоровьесозидающей деятельности в качестве условия достижения студентом в перспективе уровня акме как индивидом, личностью и высококлассным, творчески проявляющим себя профессионалом через активизацию внутреннего диалога двух «культур сознания» (В.С.Библер) студента — «Я-реальный» и «Я-желаемый» с опорой на механизмы идентификации, рефлексии и переживания;

активизации лингвокультурологической деятельности студентов в изучении отношения к здоровью в иноязычной культуре, привлекая межпредметные связи и используя «мировоззренческий»,

«психоэмоциональный» и «операциональный» потенциал иностранного языка как учебной дисциплины;

развитию здоровьесозидающей активности молодежи в процессе разработки и реализации индивидуальных траекторий сохранения и развития здоровья с использованием комплекса гигиено-профилактических, физкультурно-оздоровительных и психолого-педагогических средств.

В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Изучить потенциальные возможности межкультурной коммуни
кации как внешнего и внутреннего диалога в формировании ценност
ного отношения студенческой молодежи к собственному здоровью.

  1. Разработать теоретическую модель формирования ценностного отношения студентов к здоровью в условиях педагогического содействия активизации межкультурного диалога в вузе; определить критерии оценки сформированности данного отношения.

  2. Экспериментально проверить эффективность разработанной модели в образовательном процессе высшей школы.

Теоретико-методологическую основу исследования составили субъектно-деятельностный (Л.И.Анцыферова, А.Г.Асмолов, А.А. Бо-далев, А.В.Брушлинский, Ю.Н. Кулюткин, А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.В. Сериков и др.) и диалоговый (М.М. Бахтин, В.С.Библер, М. Бубер и др.) подходы.

Вопросы исследования здоровья как ценности рассмотрены с использованием идей Б.Г. Ананьева, В.О. Василенко, А.Г. Здраво-мыслова, М.С. Кагана, В.П. Тугаринова, Ю.В. Чуфаровского и др. Возможности формирования ценностных отношений раскрыты при обращении к трудам по педагогической аксиологии Н.А. Асташовой, В.П. Бездухова, Е.В. Бондаревской, В.А. Сластенина, Г.И. Чижако-вой и др. Основой для выявления механизмов развития ценностного отношения студентов к здоровью явились психолого-педагогические труды А.Ф. Лазурского, Н.Н. Лебедевой, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна, Н.Е. Щурковой и др. В исследовании использованы принципы и методы формирования здорового образа жизни студенчества, разработанные Н.П. Абаскаловой, Т.Ф. Ореховой, Н.М. Полетаевой, ЪМ. Чимаровым, А.Г. Щедриной и др.

Изучение процесса межкультурной коммуникации осуществлено при обращении к трудам ЕМ. Верещагина, Н.Д. Гальсковой, Е.И. Пас-сова, И.Л. Плужник, Р. Сколлон и С. Сколлон, И.Н. Халеевой и др.

В работе применены положения методологии педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, Б.С. Гершунский, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский), теории коммуникативного подхода в обучении (Е.И. Пассов, В.В. Сафонова и др.), психологической концепции восприятия и понимания иноязычного текста (З.И. Клычникова, Н.П. Доценко), герменевтической интерпретации текста (А.Ф. За-кирова), лингвокультурологической концепции обучения иностранному языку (И.Л. Бим, Р.К. Миньяр-Белоручев и др.).

Из числа теоретических методов использованы: историко-логический, сравнительно-сопоставительный, аналитический методы, структурно-функциональное моделирование, проектирование, системный анализ, прогнозирование. Эмпирические включали: опросно-диагностические методы (анкетирование, тестирование, интервьюирование, рейтинги, шкалирование, ранжирование, оценка и самооценка), беседы, дискуссии, имитационные, деловые и ролевые игры, независимые экспертизы, опытно-экспериментальную работу, методы математической обработки ее результатов.

Экспериментальной базой исследования являлся филологический факультет Тюменского государственного университета.

Организация и основные этапы исследования. Исследование охватывало период с 2000 по 2010 гг. и включало несколько этапов. На первом этапе — подготовительном (2000-2005 гг.) — анализировались теоретические и методические разработки и публикации по теме исследования; проводилось диагностическое исследование, направленное на изучение образа жизни и отношения студентов к здоровью. Второй этап — теоретико-моделирующий (2005-2006 гг.) — включал разработку дидактических и методических основ процесса формирования ценностного отношения к здоровью с использованием возможностей межкультурной коммуникации, конструирование его модели на основе внутриличностных механизмов. На третьем этапе — преобразующем (2006-2008 гг.) — проверялась эффективность модели формирования ценностного отношения студентов к здоровью. На четвертом этапе — заключительном (2008-2010 гг.) — подводились и анализировались итоги опытно-экспериментальной работы, формулировались основные выводы и рекомендации, оформлялся текст диссертации.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

разработана модель формирования ценностного отношения студентов к здоровью, реализующая идею педагогического содействия

активизации здоровьесберегающей компоненты в процессе установления межпредметных связей учебных дисциплин естественнонаучной (здоровый образ жизни) и гуманитарной (литературоведение, иностранный язык) направленности, построенная на использовании диалогического подхода (М.М.Бахтин, В.С.Библер) и механизмах рефлексии, идентификации и переживания;

определены формы межкультурной коммуникации, которые активизируются в процессе педагогического содействия формированию ценностного отношения студентов к здоровью: 1) интра-диалог — внутриличностный диалог студентов «Я-реального» (потребительское отношение обучающегося к здоровью в настоящем) и «Я-желаемого» (отношение к здоровью как самоценности и условию успешной профессиональной и личной жизни), позволяющий осмыслить здоровье как терминальную и инструментальную ценность и профессиональный ресурс, осознать необходимость самим творить свое здоровье; 2) интер-диалог — общение студентов со сверстниками и преподавателями вуза, транслирующими в собственных моделях здоровьесбережения богатый опыт россиян по сохранению и развитию индивидуального здоровья, а также взаимодействие с носителями иноязычной культуры, обладающими высоким уровнем здоровья и способными передать свой национальный опыт в отношении к здоровью как инструментальной ценности; 3) мета-диалог — погружение в мировую культуру (науку, искусство, литературу) с целью осмысления имеющегося опыта здоровьесберегающей деятельности, выявления продуктивного и непродуктивного потенциала по отношению к здоровью в родной и зарубежной культуре;

на основании структурных компонентов ценностного отношения к здоровью выявлены «мировоззренческий» (диалогичность позиций в отношении здоровья с акцентом на духовно-нравственных началах в российской культуре и восприятием здоровья в качестве материальной ценности в западном мире), «психоэмоциональный» (психокоррекционное воздействие) и «операциональный» (разнообразие, вариативность методов обучения и продолжительность курса) потенциал иностранного языка как учебной дисциплины в осуществлении анализа и сопоставительного изучения опыта отношения к здоровью в родной и иноязычной культуре и активизации здоровьесозидающего поведения студентов;

установлена зависимость между повышением уровня интер-нальности студентов и развитием их здоровьесозидающей актив-

ности в процессе реализации индивидуальных траекторий сохранения и развития здоровья;

выявлена активизирующая роль диалога «Я-реальный» и
«Я-желаемый» студента в становлении его субъектной позиции в
отношении здоровья как условия выхода на определенном отрезке
жизненного пути на вершину в своем индивидуальном, личностном
и профессиональном развитии (достижение акме);

доказана эффективность использованного пакета технологий
и методов для формирования ценностного отношения студентов к
здоровью, включающего: а) тренинговые технологии по осознанию
ценности здоровья (групповая дискуссия, психодрама); б) метод
кросс-культурного анализа,
открывающий возможность анализа,
обобщения и взаимного дополнения существующего ценностного
отношения к здоровью в российской и иноязычной культурах; в)
метод имитационного моделирования, который позволяет соз
давать в процессе группового обучения ситуации, отражающие
реальную проблематику нездорового человека и способствующие
ее разрешению (аутокомментирование витагенных межкультурных
ситуаций, ролевые игры, погружение в проблемно-жизненные си
туации); г) метод рефлексии, дающий возможность осмысливать,
оценивать, корректировать имеющийся субъективный опыт сохра
нения здоровья (написание писем и сочинений, герменевтический
анализ текстов, ассоциативное развертывание профессиональных
перспектив); д) метод проектов (защита проектов по темам, свя
занным с отношением к здоровью в разных странах, разработка и
осуществление индивидуальных траекторий поддержания и развития
здоровья); е) метод целенаправленного общения через Интернет
с целью изучения опыта сохранения здоровья (прямые диалоги, пере
писка с представителями различных стран, работа с сайтами зару
бежных вузов, поиск информации на иностранном языке).

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

содержание понятия «ценностное отношение к здоровью» струк
турно представлено как единство и взаимообусловленность когни
тивного (наличие представлений об особенностях отношения к
здоровью в российской и зарубежной культурах и о взаимосвязи
духовного, душевного и телесного здоровья, осведомленность о
факторах, разрушающих здоровье, знание основных способов, ме
тодов и приемов, восстанавливающих и развивающих здоровье),

мотивационно-волевого (осознание личностного смысла здоровья, ощущение телесного, душевного и духовного благополучия, способность к волевым усилиям в сохранении и развитии собственного здоровья, убеждение в необходимости здоровой жизнедеятельности как средства совершенствования и самоактуализации личности) и деятельностного компонентов (умение правильно питаться, осуществлять физическую активность и учебную деятельность адекватно индивидуальной динамике работоспособности, биоритмам и физиологическим особенностям, отказ от употребления психоактивных веществ, наработка собственных подходов и методов сохранения и развития индивидуального здоровья);

содержание понятия «межкультурная коммуникация», представленного в научной литературе как внешний (интер- и мета-) диалог между коммуникантами, являющимися носителями разных культур, языков и ценностных отношений к здоровью, расширено за счет внутреннего (интра-) диалога — диалога двух «культур сознания» студента — «Я-реальный» (представления о себе как обучающемся, пренебрегающим здоровьем) и «Я-желаемый» (представления о себе как здоровом человеке, благополучном в семейной и профессиональной сферах благодаря собственным усилиям);

определены принципы педагогического содействия формированию ценностного отношения студентов к здоровью: диалогич-ности (организация межкультурного образовательного процесса как диалога культур с изучением различных традиций здоровьес-бережения на основе признания их ценностной значимости в качестве основы нормативного взаимодействия); культуросообразности (активизация познания накопленных предшествующими поколениями ценностей, значений, идеалов и норм здоровья, проникновение в суть особенностей отношения к здоровью в родной и иноязычной культуре и выявлении в них продуктивного потенциала); рефлексивности (помощь в осознании студентами смысла здоро-вьесозидающей деятельности как жизненно необходимой и профессионально значимой, осмысленное овладение методами и приемами сбережения и развития здоровья); субъектности (авторство и ответственность молодых людей за собственные действия в отношении здоровья).

Разработанные теоретические положения о роли педагогического содействия активизации межкультурной коммуникации в осу-

ществлении здоровьесозидающей деятельности студентов расширяют научные представления о путях и способах формирования ценностного отношения молодежи к индивидуальному здоровью. Результаты исследования открывают возможность диалогового подхода к формированию ценностного отношения молодежи к здоровью.

Практическая значимость исследования состоит в разработке: 1) программы формирования ценностного отношения студентов к здоровью, основанной на идее педагогического содействия становлению субъектной позиции юношей и девушек в отношении здоровья посредством погружения в ценностные смыслы здоровье-созидания в родной и иноязычной культурах и использовании синхронизированного содержания предметов естественно-научного (здоровый образ жизни) и гуманитарного (иностранный язык, литературоведение) профиля, 2) и учебно-методического комплекса «Health is your Treasure» («Здоровье — твое богатство»), содержательно отражающего традиции в отношении здоровья в российской и иноязычной культурах с акцентом на продуктивный здоровье-сберегающий опыт, которые могут быть использованы в практической деятельности учреждений высшего профессионального и общего среднего образования.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Ценностное отношение к здоровью — это психологическое новообразование, возникающее в сознании человека в результате избирательного восприятия им здоровья как объекта, представляющего для него личностный смысл, и проявляющееся в эмоционально-чувственной, словесной и практически-действенной формах.

  2. Потенциал межкультурной коммуникации для формирования ценностного отношения к здоровью заключается в предоставлении студентам возможности для изменения стиля мышления, личностных качеств, моделей поведения и способов здоровьесозидающей деятельности. В отличие от традиционного понятия межкультурной коммуникации как процесса, участники которого привносят в интеракцию различающееся знание, специфичное для их социокультурной группы, межкультурная коммуникация представлена в качестве внешнего и внутреннего диалога. Внешний диалог включает мета-диалог студентов с российскими и зарубежными культурными традициями среды, представленными в науке, литературе, искусстве, и интер-диалог студентов как с ближайшим микросоци-

альным окружением, транслирующим в своих моделях здоровьес-бережения национальный опыт россиян по сохранению и укреплению индивидуального здоровья, так и с носителями иноязычной культуры, рассматривающими здоровье как личностный капитал, приумножая который можно добиться поставленных в жизни целей. Внутренний (интра-) диалог «Я-реального» (отношение к здоровью в настоящем) и «Я-желаемого» (отношение к здоровью как условию выхода на ступень акме) позволяет молодым людям принять собственное здоровье как терминальную и инструментальную ценность, осмыслить свое здоровьеразрушающее поведение и осознать необходимость самим творить собственное здоровье.

3. Модель формирования ценностного отношения к здоровью реализует идею педагогического содействия межкультурному диалогу студентов, при осуществлении которого происходит предъявление им здоровья как терминальной и инструментальной ценности, ее осознание и принятие через активизацию механизмов рефлексии, идентификации и переживания. Внедрение модели в вузе происходит путем погружения студентов в диалог культур на основании межпредметных связей учебных курсов естественно-научной и гуманитарной направленности. Педагоги, руководствуясь принципами диа-логичности, культуросообразности, рефлексивности, субъектности, помогают студентам через рефлексирование собственных позиций осмыслить здоровье как личностную ценность и, стимулируя мотивацию на здоровьесозидающую деятельность, повысить активность молодежи в сохранении и созидании индивидуального здоровья. При этом используются тренинговые технологии, методы рефлексии, имитационного моделирования, кросс-культурного анализа. Преподаватель иностранного языка высвечивает и обогащает ценность здоровья в родной культуре, способствует ее закреплению, используя «мировоззренческий», «психоэмоциональный» и «операциональный» потенциал предмета, стимулирует саморазвитие у студентов качеств субъекта (интернальность и активность) здоровьесозидающей деятельности. Результатом саморазвития здоровьесозидающей активности студентов является разработка и реализация ими индивидуальных траекторий сохранения и развития здоровья.

Достоверность исследования определяется адекватностью методологических подходов (субъектно-деятельностного и диалогового) характеру предмета и цели исследования; значительным массивом экспериментальных материалов и его качественным и

количественным анализом; проработанностью условий валидности опытно-экспериментальной работы, обеспеченных сравнением результатов обучения в экспериментальной и контрольной группах; использованием методов кросс-культурного анализа, рефлексии, проектов и др. и тренинговых технологий, позволивших добиться положительных результатов опытно-экспериментальной работы; ретроспективным анализом собственного 11-летнего опыта работы в качестве старшего преподавателя кафедры иностранных языков гуманитарных факультетов Тюменского государственного университета. Автором разработаны и проведены все этапы опытно-экспериментальной работы.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения работы доложены на: международных (Омск, 2006; Тобольск, 2007; Тамбов, 2008; Тюмень, 2009); всероссийских (Тюмень, 2006; Пенза, 2008; Тюмень, 2009) и межрегиональных (Тюмень, 2006) научно-практических конференциях.

Элементы программы формирования ценностного отношения к здоровью были внедрены в работу со студентами Института физической культуры и Института психологии, педагогики, социального управления Тюменского государственного университета.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии (содержащей 180 наименований, из них 17 на иностранном языке), 39 иллюстраций, 7 приложений.

Здоровье как личностная ценность. Ценностное отношение к здоровью: сущность, структура, содержание

Ценности имеют огромное значение в любой культуре, поскольку определяют отношения человека с природой, социумом, ближайшим окружением и самим с собой. В соответствии с ними происходит отбор информации в процессе общения, устанавливаются социальные отношения, навыки взаимодействия и т.д. Поэтому проблема ценностей в отечественных и зарубежных философских, социологических и психологических теориях сегодня является центральной.

В философии ценностной проблематикой занимались такие ученые, как Л.А. Риккерт, В. Виндельбанд, И.Г. Фихте и другие. В системе философского знания существуют следующие основные подходы к определению понятия «ценность»: 1) понимание смысла ценности как значимости (значения); 2) понимание ценности не как средства, а цели, не как сущего, а как должного; 3) определение ценности одновременно как значимости и идеала (Хабибова, 2004).

Классическим определением ценности является предложенное Ф. Клакхоном (1998) понимание ценностей как аффективных или когнитивных символов, формализующих понятия и представления о желаемом, которые, в свою очередь, влияют на форму, средства и цели действия.

Ценности рассматриваются в двух аспектах: с одной стороны, ценность как оценка - положительная или отрицательная (здоровый или нездоровый образ жизни) - какого-либо предмета или явления, а с другой стороны, ценности как критерии, стандарты, на основании которых производится такая оценка, и на основании которых индивиды и группы оправдывают и защищают сделанный поведенческий выбор (Грушевицкая, Попков, Садохин, 2003).

В социологию понятие «ценности» впервые ввели У. Томас и Ф. Знанецкий (1918). Они отмечали, что индивид интернализует основные социальные ценности и осознанно руководствуется ими в своем поведении. При этом индивид не только свободно ориентируется на социальные ценности других, но и анализирует их, и на этой основе формирует свои ценности, а также принимает участие в выработке ценностей группы. Обращение социолога Дюркгейма к ценностной проблематике стимулировалось общим ростом интереса к ней в конце XIX века. Заслуга ученого в том, что он разглядел земное происхождение ценностей, показал, что даже самые высокие ценности основаны на реальностях общественной жизни (Ольшанский, 1994).

Начало широкому использованию категории «ценность» в советской психологии положил В.П. Тугаринов (1960), по определению которого под ценностями понимаются те явления природы и общества, которые в качестве идеала составляют блага жизни и культуры людей. Эти блага называются ценностями потому, что люди их ценят, так как они обогащают личную жизнь.

Значение различных ценностей для жизнедеятельности людей неодинаково, что и является основанием для построения иерархии ценностей. На протяжении многовековой человеческой истории выкристаллизовались основные общечеловеческие ценности, следование которым обеспечивает общественный прогресс. При построении субординации ценностей личности часто говорят о ценностях-целях, или высших (абсолютных) ценностях, и ценностях-средствах (инструментальных ценностях) (Rokeach, 1992). Самая высшая и абсолютная ценность - сам человек, его жизнь. К этой ценности следует подходить только как ценности-цели. Человек - это самоценность, абсолютная ценность. Он - субъект ценностей и ценностного отношения. Вне человека говорить о ценностях беспредметно. К высшим необходимо отнести и такие наиболее общие для людей ценности, как смысл жизни, свобода, здоровье, справедливость, равноправие, добро, красота (Журавлева, 2005).

Проблему высших ценностей и прежде всего смысла жизни В.Франкл связывает с проблемой «экзистенциального вакуума», в котором оказывается человек, не нашедший своих ценностей. Люди, не решившие для себя проблему смысла жизни, встают на путь «бесцельного» существования, что иногда кончается печально (Франки, 1990).

Ценности-средства рассматриваются как промежуточные ценности. Они имеют немаловажное значение в процессе социализации личности, хотя и подчинены, обусловлены высшими ценностями. Без ценностей-средств невозможны никакие ценности-цели. На ценности-средства сильнее, чем на высшие ценности оказывают влияние конкретно-исторические обстоятельства. Ценности-средства разнообразны: материальные и духовные, экономические, социально-политические и т.д.

Таким образом, ценность - термин, широко используемый для указания на личностное, социальное и культурное значение определенных явлений действительности. Ценности выражают цели и устремления человека, «...без познания ценностных представлений индивида невозможно понять его поведение» [Ананьев, 1996:332], они представляют собой моральную основу характера личности, детерминируют характер поведения и образ мыслей людей (Чуфаровский, 1995).

Ценности формируются как функции наиболее настоятельных потребностей и возможностей их удовлетворения. Положительное сочетание потребностей и ценностей закрепляет определенную потребность, позволяет ей в дальнейшем выполнять функцию эталона, с которым сопоставляются вновь возникающие потребности и в котором концентрируется предшествующий опыт субъекта (Сагатовский, 1996).

Поскольку ценности возникают на основе общественной практики, деятельности человека в определенных конкретно-исторических условиях, базовые ценности индивида формируются в период первичной социализации и обычно остаются достаточно стабильными. На динамику ценностей оказывают влияние система знаний и жизненный опыт человека. Все сколько-нибудь значимые факторы человеческой деятельности постоянно влияют на процесс формирования ценностей и ценностное восприятие. Из индивидуального сочетания этих факторов формируется личностный характер ценностей человека. Базовые ценности изменяются лишь в кризисные периоды жизни человека и его социальной среды. Эти изменения в основном касаются структуры ценностей, когда одни ценности получают более высокий статус, другие - становятся менее значимыми. Таким образом, изменяется их социокультурный смысл (Беляева, Здравомыслов, Лапин, Наумова, 1996).

Межкультурная коммуникация как средство формирования ценностного отношения личности к здоровью

История возникновения феномена межкультурной коммуникации (далее МК) относится к периоду после второй мировой войны. Начало этому направлению было положено философскими школами США и связано с развитием бизнеса, расширением контактов между странами и глобальной перестройкой экономики, которая требовала преодоления проблем, возникающих при взаимодействии работников из стран с различными культурами. К этим проблемам относились конфликтные ситуации, вызывавшие у людей чувства дискомфорта, неприязни, отчуждения, которые возникали в силу несформированности у представителей различных культур умений общения друг с другом, и владения иностранным языком оказалось недостаточным для преодоления проблем межкультурного взаимодействия. Так возникла новая область «МК», в которой был теоретически обоснован новый взгляд на взаимодействие коммуникации и культуры.

Термин «коммуникация» имеет латинское происхождение и означает «общение», «объединяющее», «совместное». Если понятие «общение» описывать в тех же признаках, что и понятие «коммуникация», а это не лишено основания, тогда оба понятия можно рассматривать как эквивалентные. Но поскольку термин «коммуникация» вышел из теории информации и связей, то под коммуникацией как научным понятием стали понимать простой обмен или передачу информации или сообщения. В западной социальной психологии термину «коммуникация» стали придавать иное значение. Коммуникация - это не столько передача информации от одного лица к другому, сколько поведенческая сторона взаимодействующих между собой людей. В мировой философии сложилась совокупность взглядов на коммуникацию как на особую нишу становления человека.

Термин «МК» впервые был употреблен британским социальным антропологом Б. Малиновским. В подавляющем большинстве литературных источников (Грушевицкая, Попков, Садохин, 2003; Тер-Минасова, 2000; Gudykunst, 1984, 1989; Jandt, 1995; Samovar, Porter, 1994 и др.) определение МК производится за счет сочетания ключевых составляющих -коммуникации и культуры, что верно в свете традиционного подхода.

Мы разделяем точку зрения авторов Р. Сколлон и С. Сколлон, которые рассматривают МК с позиций интегрирующего подхода как весь спектр коммуникации через границы групп или дискурсивных систем, начиная от наиболее широко включающих в себя групп - культурных - до коммуникации между мужчинами и женщинами или коллегами разных возрастов. Авторы утверждают, что каждый из нас является членом одновременно многих различных дискурсивных систем, поскольку фактически любая коммуникация - это коммуникация через границы, разделяющие нас в разные дискурсивные группы или системы дискурса (R. Scollon, S.W. Scollon, 2001).

МК в собственном смысле возникает тогда, когда партнеры по коммуникации взаимно осознают друг друга как «других» в смысле культурной принадлежности. При этом МК возникает и происходит постоянно, поскольку люди различных культур живут в одном государстве, в одном городе, составляют одну нацию.

На необходимость становления МК как учебной дисциплины впервые указал Э. Холл (1976), который не только подчеркнул, что МК - особая область человеческих отношений, объединяющая коммуникацию и культуру, но и высказал мысль о необходимости обучения культуре для успешной коммуникации с представителями других стран.

В современных гуманитарных науках понятие «культура» относится к числу фундаментальных. Закономерно, что оно является центральным и в МК. Среди огромного количества научных категорий и терминов трудно найти другое понятие, которое имело бы такое множество смысловых оттенков и использовалось бы в столь разных контекстах. В обычном словоупотреблении термин «культура» служит оценочным понятием и выражает определенную совокупность черт личности человека, которые точнее было бы назвать не культурой, а культурностью.

Обыденные представления о культуре зачастую отождествляются с художественной культурой (искусством) или с образованностью и воспитанностью человека. Однако наиболее распространенным значением понятия «культура» является его понимание как совокупности материальных предметов, объектов, идей, образов, созданных человеком на протяжении его истории. В таком понимании культура предстает как сумма всех достижений человечества, как «вторая природа», сотворенная самим человеком (Видт, 2002).

Именно такое понимание культуры было предложено К. Клакхоном (1998), который считал, что культура состоит из выраженных и скрытых схем мышления и поведения, являющихся специфическим, обособляющим достижением человеческих общностей, воплощенным в символах, при помощи которых они воспринимаются и передаются от человека к человеку и от поколения к поколению. Сюда необходимо включить также и те достижения, которые проявляются в созданных культурным обществом материальных благах. Ядром любой культуры являются идеи и ценности, передающиеся при помощи традиций. Культурные системы могут рассматриваться, с одной стороны, как результат совершенных действий, с другой стороны, как одна из основ действия в будущем.

Согласно определению К. Клакхона, культура представляет собой сложный феномен, который включает в себя как материальные и социальные явления, так и различные формы индивидуального поведения и организованной деятельности. Таким образом, культура как предмет культурной антропологии выступает в виде совокупности результатов деятельности человеческого общества во всех сферах его жизни, составляющих и обусловливающих образ жизни нации, этноса, социальной группы в любой период времени. Культурная антропология изучает человеческую способность развивать культуру через общение, через коммуникацию, рассматривает все разнообразие человеческих культур и их взаимодействие (Грушевицкая, Попков, Садохин, 2003).

В нашем исследовании мы базируемся на трёх основных подходах к определению культуры: аксиологическом, деятельностном и личностном. Особенностью аксиологического подхода является традиция определять культуру в качестве некой объективной по отношению к человеку данности - совокупности достижений общества в его материальном и духовном развитии. Данный подход определяет ценностные ориентации индивида, объединяющие систему его установок и убеждений, регулирующих его поведение в ситуациях межкультурного взаимодействия. Здесь действует механизм интериоризации культурных ценностей во внутренний мир личности. Система ценностей включает универсальные (носят общечеловеческий характер, например, здоровье, свобода, справедливость и др.), национальные (основополагающие традиции, обычаи, принципы, нормы, идеалы, выработанные народом на протяжении исторического развития), демократические (основываются на признании равенства людей) ценности (Зворыкин, 1964).

В деятельностной концепции культура рассматривается как специфический (культурный) способ деятельности. В этом случае действует механизм экстериоризации — претворения человеческих сил и способностей в объективные социально-значимые продукты деятельности и ценности (Э.А. Баллер 1987; В.Е. Давидович, Ю.А. Жданов, 1979). М. Коул, отмечает, что культура, с точки зрения понимания человеческой деятельности как опосредованная артефактами (продуктами истории человечества), может быть представлена как целостная совокупность артефактов, накопленных социальной группой в ходе ее исторического развития. Это «история в настоящем» [Коул, 1997:133].

Комплекс здоровьесберегающих средств в вузе как условие формирования ценностного отношения студентов к здоровью

Мы предлагаем формировать ЦО студентов к здоровью, расширяя и усиливая здоровьесберегающую компоненту в предметах естественнонаучного (ЗОЖ) и гуманитарного профиля (литературоведение, иностранный язык) на основе межпредметных связей, что реализует условие последовательного погружения студентов в ценностные смыслы родной и иноязычной культур и их углубленного понимания. Встреча с культурой Запада - это установление не только духовной связи между собой и иноязычным народом, переживание чувства принадлежности к национальной культуре, но и осмысление ценности здоровья в диалоге разных культур. Сопоставительное изучение опыта отношения к здоровью в иноязычной и родной культуре позволяет высветить духовный аспект здоровья в российской ментальности и прагматическое отношение к нему в западной цивилизации. Условием эффективного формирования ЦО студенчества к индивидуальному здоровью является использование комплекса гигиено-профилактических, физкультурно-оздоровительных и психолого-педагогических средств вуза.

Опыт Тюменского государственного университета является ярким примером наличия полного комплекса здоровьеобеспечивающих средств в вузе, который осуществляется в процессе реализации программы «Университет здорового образа жизни». Авторами данной программы являются Н.А.Ермакова, В.М.Чимаров, Н.Н.Малярчук, И.В.Манжелей и др.

Цель программы «Университет здорового образа жизни» - создание и реализация в образовательном пространстве университета системы формирования ЗОЖ, обеспечивающей становление социально-активной, нравственно-устойчивой, психически и физически здоровой личности. Задачи программы: 1. Внедрение в учебно-воспитательный процесс механизмов формирования ЦО к здоровью, культуры ЗОЖ, мотивации к активному сохранению и укреплению личного и общественного здоровья. 2. Разработка и реализация комплекса мероприятий по духовно-нравственному воспитанию студентов как основы формирования полноценной личности. 3. Создание и совершенствование здоровьесберегающих, здоровьеформирующих условий обучения, труда, отдыха, быта, оздоровления и лечения студентов, преподавателей и сотрудников университета. 4. Развитие спортивно-оздоровительной базы и условий формирования полноценной личности. 5. Развитие научно-методической, производственной, образовательной, просветительской деятельности университета в сфере формирования и сохранения здоровья. 6. Привлечение студентов и студенческих организаций как активных участников работы среди сверстников по осуществлению здорового образа жизни, противодействовать злоупотреблению психоактивных веществ. 7. Реализация единой для всех участников образовательного процесса системы требований по осуществлению ЗОЖ, разработка системы поощрений.

Реализация поставленных задач осуществляется через: создание среды, способствующей формированию ЦО к своему здоровью и здоровью окружающих; ресурсное обеспечение укрепления и сохранения здоровья, социальной защиты преподавателей, сотрудников, студентов; осуществление научно-образовательной миссии университета через распространения знаний, идей, разработок, здоровьесберегающих технологий, просвещение.

Организаторы программы «Университет здорового образа жизни» нацелены на: осознанное отношение участников образовательного процесса к здоровью как к одной из главных ценностей жизни; мотивацию к его формированию, сохранению и совершенствованию собственными усилиями; устойчивую ориентацию на ЗОЖ; улучшение здоровья участников программы, повышение качества их жизни, эффективности труда и обучения. Реализация данной программы основана на формировании позитивных социальных и психологических навыков, ЗОЖ как мировоззрения. Мировая практика показала, что в плане профилактики зависимости наиболее приближенной по своим характеристикам к предъявляемым современностью требованиям является модель факторов риска и защиты. Таким образом, в самых общих чертах вся работа по формированию ценностного отношения к здоровью основывается на снижении активности факторов риска и повышении действенности защитных факторов.

В основе реализации Программы лежит установка на изменение отношения к своему здоровью, принципам ЗОЖ, на формирование ЦО к индивидуальному здоровью и здоровью окружающих людей. Работая над изменением поведения, человек неизбежно приходит к так называемой «ситуационной обусловленности» - поведение является «откликом» на сложившуюся ситуацию. При изменении отношения к той или иной проблеме индивиду предоставляется возможность осознанно формировать ситуации и организовывать собственное жизненное пространство, являясь в этом процессе активным субъектом. Этот путь может осуществляться через самоуправляемый процесс преодоления, который состоит из осмысления, понимания и оценки требований среды. После когнитивной переоценки ситуации происходит выбор наиболее оптимальной и эффективной формы поведения, его реализация и закрепление в форме жизненного поведенческого стиля.

При такой трактовке становится понятным, что поведение (умение действовать) как таковое является индикатором, указывающим на отношение. Поэтому главная задача - формировать отношение к здоровью таким образом, чтобы даже при широких возможностях «навредить» ему у большинства людей не возникло бы желания ими воспользоваться.

Для реализации данной программы в ТюмГУ создана, оптимально функционирует и постоянно развивается материально-техническая и спортивно-оздоровительная база, вкладываются значительные средства в социальную защиту всех членов университетского коллектива. В университете широко представлены сеть спортивных и физкультурно-оздоровительных сооружений (спортивные залы, залы силовой нагрузки, залы фитнеса и аэробики, плавательный бассейн, центр зимних видов спорта, стрелковый центр, открытые мини-футбольные площадки, теннисные корты), центр вузовского питания (более 20 предприятий общественного питания в учебных корпусах и других подразделениях), медико-санитарная часть, аптека, региональный научно-образовательный и консультативный центр формирования здоровья, базы отдыха «Солнышко» (Туапсинский район Краснодарского края) и «Лукашино» (Тюменский район), база практики -биостанция «оз. Кучак» (Нижнетавдинский район) и т.д.

Опытно-экспериментальное преобразование практики осуществления межкультурной коммуникации в вузе

Опытно-экспериментальная работа проводилось с 2000 года по 2010 год на базе Тюменского государственного университета в ходе учебного процесса, основанного на межпредметных связях учебных дисциплин литературоведение, здоровый образ жизни и иностранный язык с расширением и усилением в них здоровьесберегающей компоненты.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность модели формирования ЦО студентов к здоровью, основанной на педагогическом содействии актуализации и активизации потенциала МК.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи опытно-экспериментальной части: 1. Формирование экспериментальной и контрольной выборки. 2. Разработка программы, обеспечивающей формирование у студентов ценностного отношения к здоровью. 3. Обследование студентов экспериментальной и контрольной выборок на предмет выявления актуального ценностного отношения к здоровью. 4. Организация специального процесса педагогического взаимодействия преподавателя и студентов с целью актуализации и активизации возможностей МК при формировании ценностного отношения студентов к своему здоровью. 5. Изучение эффективности данного процесса. 6. Статистическая обработка данных исследования.

В исследовании приняли участие 154 студента филологического факультета Тюменского государственного университета, из которых 120 девушек (78%) и 34 юноши (22% от общей выборки). Возраст испытуемых на начальном этапе эксперимента - от 17 до 19 лет; на завершающем этапе эксперимента - от 20 до 22 лет.

В контрольную выборку были отнесены студенты, обучающиеся ИЯ по традиционной методике преподавания. В контрольной выборке 70 студентов, из них 15 юношей, 55 девушек. В экспериментальную выборку были отнесены студенты, обучающиеся в рамках специально организованного процесса педагогического взаимодействия преподавателя и студентов с целью актуализации и активизации возможностей МК при формировании ЦО к здоровью. В экспериментальной выборке 84 студента, из них 19 юношей, 65 девушек.

На данном этапе происходила разработка программы, обеспечивающей формирование у студентов ЦО к здоровью, формирование экспериментальной и контрольной групп, обследование студентов экспериментальной и контрольной выборок на предмет изучения исходного отношения к здоровью и усвоенных студентами ценностей, эталонов и норм здоровья в качестве составляющих прошлого опыта, а также личностных качеств юношей и девушек: интернальности и здоровьесозидающей активности.

Для обследование студентов экспериментальной и контрольной выборок на предмет изучения исходного отношения к здоровью и усвоенных студентами ценностей, эталонов и норм здоровья в качестве составляющих прошлого опыта, а также личностных качеств юношей и девушек: аксиологичности, интернальности, здоровьесозидающей активности были использованы следующие методы (Приложение 2-6): методика исследования ценностных ориентации (М. Рокич); методика исследования парциальных позиций интернальности -экстернальности личности (Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, A.M. Эткинд); 16 факторный опросник Кеттелла, форма А, (фактор Q3 -самоконтроль); экспертная оценка ценностного отношения к здоровью. Методика исследования ценностных ориентации (М. Рокича) представляет собой тест личности, направленный на изучение ценностно-мотивационной сферы человека. Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу её отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни».

Разработанная М. Рокичем методика основана на прямом ранжировании списка ценностей, в которой он различает два класса ценностей: 1. Терминальные — убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться. Стимульный материал представлен набором из 18 ценностей. 2. Инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Стимульный материал также представлен набором из 18 ценностей. Это деление соответствует традиционному делению на ценности - цели и ценности-средства.

Методика исследования парциальных позиций интернальности -экстернальности личности (Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, A.M. Эткинд) направлена на исследование парциальных шкал локуса контроля. Одной из важных интегральных характеристик самосознания, вызывающих чувство ответственности, готовность к активности и переживание «Я», является качество личности, получившее название локуса контроля. Существуют два крайних типа локуса контроля - интернальный и экстернальный. В первом случае человек убежден, что происходящие с ним события зависят от его личностных качеств и являются закономерным итогом его собственной деятельности, во втором случае человек уверен, что его успехи и неудачи -это результат внешних сил (везение, случайность, давление окружения, другие люди и т. д.). Любой индивид занимает определенную позицию на континууме, задаваемом этими полярными типами локуса контроля.

На профиле прямая линия, проходящая через 5,5 стена, соответствует норме. Отклонение вверх по отдельным шкалам свидетельствует об интернальном типе контроля над соответствующими ситуациями, отклонение вниз — об экстернальном типе контроля. Таким образом, может быть оценен как общий тип контроля, так и соотношение показателей по отдельным шкалам между собой. Общая интерналъностъ (Ио). Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять и, следовательно, чувствуют собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Низкий показатель по этой шкале соответствует низкому уровню субъективного контроля.

Похожие диссертации на Формирование ценностного отношения студентов к здоровью средствами межкультурной коммуникации