Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Теоретические основы развития ценностного отношения студентов к институту семьи 16
1.1. Социально-педагогическая характеристика молодой семьи в научных исследованиях 16
1.2. Проблемы формирования у студентов ценностного отношения к семье в современных условиях 42
1.3. Внеучебная клубная работа как условие формирования у студентов ценностного отношения к семье 74
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 92
Глава II. Организация и методика экспериментальной работы по формированию ценностного отношения студентов к семье 94
2.1. Анализ начального уровня ценностного отношения к институту семьи студентов вуза 94
2.2. Апробация экспериментальной программы формирования ценностного отношения к семье в вузе 119
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы 136
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 146
Заключение 147
Список использованной литературы 155
Приложения
- Социально-педагогическая характеристика молодой семьи в научных исследованиях
- Проблемы формирования у студентов ценностного отношения к семье в современных условиях
- Анализ начального уровня ценностного отношения к институту семьи студентов вуза
- Апробация экспериментальной программы формирования ценностного отношения к семье в вузе
Введение к работе
В современных условиях вопросы семейных изменений, противоречия, вызванные их характером и негативной направленностью, приобретают особую актуальность, все более становясь одной из острейших проблем, имеющей глобальные масштабы в связи с последствиями депопуляции и упадка института семьи. Различные специалисты дают совершенно противоположные оценки глубине изменений семейных ценностей, их характеру и направленности. При этом четко выделяются две исследовательские парадигмы, имеющие помимо чисто содержательных аспектов специфическую ценностную окраску.
Многие ученые (СИ. Голод [40, 41], М.С. Мацковский [120], А.Г.Вишневский [28, 140] и др.), придерживаясь «модернизационной парадигмы» воспринимают изменения института семьи в основном как позитивный процесс «плюрализации» форм семьи, а с трудом признаваемые ими негативные явления - как свидетельство неполноты и незавершенности данного процесса.
С другой стороны, специалисты, принадлежащие к «кризисной парадигме» (А.И. Антонов [10, 11, 175], В.А. Борисов [192], В.М. Медков [11, 175], А.Б. Синельников [178] и др.) рассматривают семейные изменения как выражение глобального кризиса семейного образа жизни, упадка семьи как социального института. При этом негативные явления, связанные с невыполнением основных функций семьи, интерпретируются как выражение не просто кризиса одного института семьи, но, главным образом, ценностного кризиса всего общества. Под влиянием социально-экономических факторов происходит постепенная переориентация населения с ценностей семьи, основанной на стабильном браке, на ценности внесемейные, отражающие устремления людей к индивидуальным достижениям в других сферах жизнедеятельности. Этот ценностный сдвиг обусловливает дисбаланс в обществе, противоречие между его потребностями в воспроизводстве и социализации новых поколений, в
воспроизводстве исполнителей социальных ролей и тем, как социальный институт семьи выполняет свои важнейшие функции — репродуктивную и социализационную.
Необходимо отметить, что особый всплеск активности в изучении семьи и брака приходится на период до середины 90-х годов XX века. Характерен интерес к проблеме сходства - различия супругов в плане личностных характеристик, а также ролевых и ценностных отношений (Н.А. Волкова [31, 169], А.К. Дмитренко [55, 56], Т.В. Галкина [39], Д.В. Ольшанский [138], А.П. Ощепкова [141], Б.М. Петухов, К.Витек [27], Д. Майерс и др.); исследовались факторы супружеской совместимости и их влияние на стабильность брака. Большой перечень работ посвящен проблеме ориентации супругов в сфере семейных ролей (Н.Н. Обозов [135, 136], Н.Ф. Федотова, В.В. Матина, Е.В. Антонюк [12, 13] и др.). На необходимость учета в исследованиях изменений, происходящих в семье на разных стадиях ее жизни, указывают Ю.Е. Алешина [4, 5, 39], Н.А. Волкова, Т.М. Мишина, Т.А.Гурко [46, 47] и др. Проблемы молодой семьи нашли свое отражение в работах Э.К. Васильевой [25, 38], СИ. Голода, Т.А. Гурко, Л.М. Ивановой, СВ. Ковалев [94], М.С Мацковского, З.Н. Файнбурга [195], А.Г. Харчева.
В нашей работе проблема ценностей семьи и ценностных отношений является центральной. Семья является важнейшей социальной средой формирования личности и основным институтом воспитания, отвечающей не только за социальное воспроизводство, но и за воссоздание определенного образа жизни, образа мыслей и отношений. Поэтому общество заинтересовано в прочной, духовно и нравственно здоровой семье, а, следовательно, - благополучной. Система ценностей является динамичной системой, формирующейся в процессе всего периода воспитания и социализации, играющей ведущую роль в процессе принятия решения, позволяющей решать, что для человека значимо и важно в семейной жизни.
Сходство семейных ценностей отражает совпадение, ориентационное единство взглядов, отношений членов семьи к общечеловеческим нормам,
правилам, принципам формирования, развития и функционирования семьи как малой социальной группы. В настоящее время в динамике этого показателя наблюдаются две тенденции. Первая — поляризация ценностных отношений среди членов семьи, как правило, родителей и детей. Вторая — деформация семейных ценностей и появление отличных от традиционно сложившихся целей, идеалов, интересов и убеждений членов семьи. Каждая из этих тенденций оказывает дестабилизирующее воздействие на состояние современной семьи.
Немаловажным в системе ценностей является устремленность на семейное долголетие, которая представляет собой постоянное влечение к новым семейным целям, разумное их планирование и поддержание активности всех членов семьи в их достижении. Неотъемлемым атрибутом любой здоровой семьи являются ближайшие и перспективные семейные цели. В формировании, выборе способов их достижения и предполагаемом результате отражаются потребности, намерения, интересы, желания и установки, как правило, каждого члена семьи. Удовлетворенность их реализацией — важнейшее условие поддержания активности семьи в определении новых рубежей жизнедеятельности. В этом и состоит смысл основных механизмов устремленности на семейное долголетие.
Студенческий возраст (Б. Рубин [164], Т.В. Ищенко [83], Ю. Колесников [164], А.Н. Семашко [173]) является периодом интенсивного формирования системы ценностных отношений, оказывающей влияние на становление характера и личности в целом. Это связано с появлением на данном возрастном этапе необходимых для формирования ценностного отношения предпосылок: овладением понятийным мышлением, накоплением достаточного морального опыта, занятием определенного социального положения. Процесс формирования системы ценностных отношений стимулируется значительным расширением общения, столкновением с многообразием форм поведения, взглядов, идеалов. Появление убеждений в
этом возрасте свидетельствует о значительном качественном переломе в характере становления системы моральных ценностей.
Ценностное отношение — это сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, являющийся составной частью системы отношений личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам (А.П. Вардомацкий [21, 22], Е.А. Васина [25, 26], В.А. Геодакян, И.В.Дубровина, В.А. Куц [107, 108], В.Т. Лисовская [112]). Система ценностных отношений не является чем-то абсолютно упорядоченным и неподвижным, она противоречива и динамична, отражает как главные, существенные, стержневые изменения взаимозависимости личности с миром, так и смену текущих, мимолетных, в известной мере случайных жизненных ситуаций.
Формирование ценностных отношений является неотъемлемой частью развития личности человека. В переходные, кризисные периоды развития возникают новые ценностные отношения, новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и качества личности, характерные для предшествующего периода. Таким образом, ценностные отношения выступают в качестве личностнообразующей системы и связаны с развитием самосознания, осознания положения собственного «Я» в системе общественных отношений. Ценностные отношения относятся к важнейшим компонентам структуры личности, по степени сформированности которых можно судить об уровне сформированности личности.
Актуальность изучения ценностного отношения студенческой молодежи обусловила появление целого ряда работ, посвященных разным аспектам этой проблемы. В социально-психологических и психолого-педагогических исследованиях изучаются структура и динамика ценностного отношения личности в юношеском возрасте [77, С. 241-254.], роль ценностных отношений в механизме социальной регуляции поведения [121, С. 15],
взаимосвязи ценностных отношений с индивидуально-типическими и характерологическими особенностями личности [199, С. 108-115] и т.д. Исследуется специфическая роль содержательно-смысловых и структурно-динамических характеристик системы ценностных отношений личности в их связи с особенностями личности и факторами социализации в юношеском возрасте [26, С. 42].
По единодушному мнению многих исследователей, занимающихся проблемой ценностных отношений, несмотря на специфику подходов к ней, система ценностных отношений во многом определяет формирование личности человека. К сожалению, далеко не все результаты можно сравнить между собой, так как различные авторы рассматривают феномен ценностных отношений с позиций различных психолого-педагогических направлений. Проблема ценностных отношений должна быть решена с позиций целостного, системного подхода к изучению человеческой индивидуальности, что выражает наиболее прогрессивную тенденцию современной науки. Этот подход наиболее близок нашему пониманию ценностных отношений, что позволяет рассматривать ценностные отношения как сложное, многокомпонентное, иерархически организованное образование, детерминированное, с одной стороны, факторами социализации, с другой стороны — всей системой организованной целенаправленной педагогической деятельности.
Вопрос структуры системы ценностных отношений личности был подробно раскрыт в исследовательских работах З.И. Файнбург [197, С. 85].
Данная проблема волновала многих ученых, в связи с чем активно исследовались различные характеристики структуры ценностных отношений: иерархичность [171, С.24], соотношение целей и средств [226, С. 13], значимого и относительно незначимого, позитивно-негативная асимметрия [42, С. 17], монотипичность — политипичность структуры ценностей, гармоничность — дисгармоничность системы ценностных отношений, проясненность — размытость ценностей [34, С.31] и др.
Изучение ценностей и ценностных отношений, в том числе семейных, методов их измерения, факторов, оказывающих влияние на их формирование, возможных последствий преобладания в обществе тех или иных ценностей и ценностных отношений относится к ряду важнейших направлений педагогики. Так проблеме измерения ценностей семьи в контексте концепции кризиса рождаемости, семьи и семейных ценностей посвящены работы А.И. Антонова [10, 11] и В. А. Борисова. В работах В.Н.Архангельского, В.Б. Ольшанского [138], Ю.П. Сикс рассмотрены факторы, влияющие на формирование семейных и внесемейных ценностных отношений.
Снижение ценности семьи приводит ко все более широкому распространению среди населения разнообразных способов самореализации во всех сферах жизнедеятельности, исключая семейную. Причины замещения семейных ценностей другими рассматривали в своих работах В.А.Попов [151], В.И. Максименков, Л. Хозяинова, а также зарубежные исследователи Э. Бек, М. Боуэн, X. Бриджер, Э. Кейн, Э. Кэтчер, Л.Оконевски, Л. Саймон, супруги Салмон, С. Смит, Б. Фогль и другие.
Таким образом, анализу семейных ценностных отношений посвящены работы многих ученых. Тем не менее, методология их формирования у студентов в условиях клубной деятельности на наш взгляд, не получила достаточного освещения ни в отечественной, ни в зарубежной психолого-педагогической литературе. Недостаточная разработанность многих вопросов, значимых для данного научного исследования, весьма ограниченное количество соответствующих педагогических исследований, необходимость использования опыта отечественных и зарубежных ученых обусловили выбор темы настоящей диссертации, ее объект, а также цели и задачи.
Таким образом, необходимость данного исследования определяется следующими противоречиями между:
- кризисным состоянием института семьи и традиционной аксиологической
парадигмой образования, не реализующей в достаточной мере
возможности формирования ценностных отношений студентов к браку и
семье;
потребностью в формировании у студентов ценностного отношения к семье и недостаточной разработанностью теоретических и методических положений относительно педагогической стороны данного процесса;
диалектической взаимосвязью отечественных культурных традиций брака и семьи и ценностных отношений студенчества и недостаточным ее проявлением в процессе внеучебной деятельности вуза;
- необходимостью организации клубной работы, нацеленной на
формирование ценностного отношения студентов к институту семьи, и
сложившимися в вузе способами приобщения будущих специалистов к
традиционным культурно-семейным ценностям.
Из противоречий вытекает проблема исследования: выявление особенностей организации внеучебной клубной работы в вузе по формированию ценностного отношения студентов к институту семьи.
Цель исследования: разработать содержание и технологию реализации клубной работы по формированию у студентов ценностного отношения к институту семьи.
Объект исследования: внеучебная клубная работа в вузе.
Предмет исследования: развитие ценностного отношения студентов к институту семьи в условиях клубной деятельности как формы внеучебной работы в вузе.
В основу нашего исследования была положена гипотеза, суть которой заключалась в том, что развитие ценностного отношения студентов к институту семьи в процессе клубной деятельности будет более эффективной, если:
-содержательный аспект внеучебной клубной работы будет включать: раскрытие для студентов ценности семьи; выявление нравственных основ
семьи; анализ психологического климата семьи; обсуждение проблемы создания трудовой атмосферы и эстетики быта семьи; рассмотрение вопросов бюджета и хозяйства семьи, воспитания детей;
-в основу клубной работы будет положен аксиологический подход, реализующийся в: организационной, информационной, культурно-массовой, спортивно-оздоровительной деятельности клуба;
-у студентов будет сформирован позитивный образ института семьи, признание социальной ценности брака, как условия самореализации, развития потенциальных возможностей молодых людей.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:
определить теоретические основы развития ценностного отношения студентов к институту семьи;
раскрыть социально-педагогическую характеристику молодой семьи;
выявить проблемы формирования у студентов ценностного отношения к семье в условиях внеучебной клубной работы;
провести экспериментальное исследование по реализации программы формирования ценностного отношения к семье в вузе;
проанализировать результаты исследовательской работы, проверяющие эффективность разработанной экспериментальной программы деятельности студенческого клуба.
Методологическую основу исследования составили: системный подход, позволяющий относительно самостоятельные компоненты рассматривать не изолированно, а в их взаимосвязи в развитии и движении; целостный подход, предполагающий ориентацию педагогического процесса на целостные характеристики личности; аксиологический подход, в рамках которого семья рассматривается как одна из высших ценностей человечества и общественного развития; теория деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев [111], М.С. Каган и др.); развития личности в деятельности и
общении (С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, А.А. Леонтьев); личностно-ориентированного образования (Н.А. Алексеев [3], В.И. Горовая, В.Н. Гуров [18,49], И.А. Малашихина, И.А. Шаповалова, И.С. Якиманская).
Теоретической основой исследования являются: идеи о ценностях и ценностных отношений молодежи (Л.А. Аза [2], Ц. Вачек [205], Н.А.Волкова [31], В.А. Поддубньш [2], А.А. Ручка [2, 166], Б.А. Ручкин [167], Е.Ф.Рыбалко [168,169], Ю.Р. Саарнийт [171], Р.З. Силаев [177], Т.Н.Таранова [193], И. Хорак [205]); исследования в области проблем молодой семьи (Е.В. Антонюк [12, 13], Т.А. Гурко [46, 47], В.Н Гуров [48, 49], И.Ф. Дементьева [54], А.Н.Елизаров [64, 65], И.В. Жигалова [68], Л.М. Иванова [81], В.И. Косачева [98], Ю.Н. Олейник [137], Л.Я. Селюкова [48], С.Г. Шуман [216]); педагогические исследования ценностных отношений студентов на семью (А.С. Власенко [29], А.Н. Волкова [31, 169], Б.И. Говако [38], А.В. Дмитриев [114], Т.Г. Исламшина [82], Т.В. Ищенко [83], В.А. Каблуков [84], Т.Н.Кухтевич [105, 106, 184], В.Т. Лисовский [ИЗ, 114], О.А. Максимова [82], Н.Л. Московичева [133], Е.Ф. Рыбалко [168, 1690], Г.Р. Хамзипа [82], Е.М. Черняк [207, 208], Л.С. Щениикова [217]); теоретические положения о деятельности студенческих клубов (Г.А. Евтеева [63], Л.Ф. Казарян [86], Т.И.Лагутина [109], С.А. Паладьев [142], В.В. Полукаров [143-148], С.Г.Разуваев [157], В.А. Скиданов [179], Г.И. Фролова [201], Е.В.Шамсутдинова [209-211]).
Методы исследования определялись целью, решением теоретических и практических задач, реализованных в ходе экспериментальной работы.
В исследовании были использованы методы теоретического уровня'. изучение и анализ философской, психолого-педагогической, социально-педагогической литературы по проблеме исследования, теоретическое моделирование.
Были использованы методы эмпирического уровня: изучение и обобщение педагогического опыта, педагогическое наблюдение, анкетирование, эксперимент.
Также мы использовали статистические методы: количественный и качественный анализ обработки данных, графическое представление результатов исследования.
Научная новизна работы состоит в том, что впервые:
определены содержание и технология деятельности клуба по развитию ценностных отношений студентов к семье;
определены уровни и критерии сформированности ценностного отношения к семье у студентов (низкий, средний и высокий уровни);
раскрыты возможности внеучебной клубной работы по формированию у студентов ценностного отношения к институту семьи.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что педагогические понятия, являющиеся основополагающими для нашей работы, рассмотрены и проанализированы в многоплановом аспекте с точки зрения различных психолого-педагогических, философских и социологических подходов в различные исторические периоды. Теоретически обоснованы проблемы формирования у студентов ценностного отношения к семье в современных условиях. Как особое педагогическое условие формирования у студентов ценностных отношений на семью выделена внеучебная клубная работа в вузе. На основе данных, полученных в ходе исследования сформированности ценностного отношения к семье у студентов, определены ее уровни: низкий, средний и высокий. Результаты, полученные в ходе экспериментального исследования, представляют собой определенное пополнение теоретико-методических сведений в изучении ценностных отношений студентов к институту семьи и внеучебной клубной работы вуза как педагогического условия развития ценностей семьи и брака у студенческой молодежи.
Практическая значимость исследования состоит в том, что сформулированные в диссертации идеи и положения могут способствовать успешному внедрению программ аксиологической направленности в общую практику внеучебной клубной деятельности. Результаты исследования
внедрены в практику Ставропольского государственного университета и могут использоваться в любом высшем учебном заведении при развитии у студентов ценностного отношения к институту семьи. Совокупность положений и выводов по формированию семейных ценностей в процессе клубной деятельности студентов позволяет расширить варианты содержательной обеспеченности внеучебной работы в вузе. Реализация предложенных направлений работы клуба «Студенческая семья» позволяет повысить уровень ценностного отношения к институту семьи, активизировать их семейные потребности, развить и впоследствии расширить родительские качества молодых супругов. Выявленные у студентов в результате исследования уровни сформированности ценностного отношения к семье могут учитываться также в ходе организационно-педагогической и воспитательной работы в вузе.
Организация, база и этапы исследования.
Эксперимент проводился на базе Ставропольского государственного университета. Исследованием были охвачены студенты очного отделения 4 курсов в период с 2001 по 2005 год. Всего участвовало 96 студентов, из них 54 - оптанты экспериментальной группы (студенты, состоящие в браке и готовящиеся вступить в брак), 42 - оптанты контрольной группы (студенты, не состоящие в браке). Выборка была сделана из числа студентов физико-математического, юридического факультетов, факультета психологии, факультета физической культуры. Наше исследование предусматривало три основных этапа.
Первый этап работы (2001-2002 гг.) связан с изучением теоретических основ проблемы, анализом литературы и педагогического опыта, знакомством с опытом работы клубных коллективов. Осуществлялся анализ деятельности молодежных клубов. Была разработана основная концепция исследования, определены цели, задачи, методика исследования, спланирован и проведен констатирующий этап эксперимента, направленный на выявление сформированности ценностного отношения к семье у
студентов дневной формы обучения в Ставропольском государственном университете. Со студентами были проведены методики научного исследования, проанализированы полученные результаты констатирующего этапа эксперимента.
На втором этапе (2003-2004 гг.) разработана и реализована программа деятельности клуба «Студенческая семья» по формированию ценностного отношения студентов к семье в вузе. Спроектирована и проведена опытная работа. Проверялась гипотеза, решались выдвинутые задачи, проводилась апробация результатов исследования. На данном этапе был проведен контрольный срез.
Третий этап (2005 г.) включил анализ полученных данных в ходе проведения итогового контрольного среза, систематизацию, обобщение результатов исследования, формулирование выводов.
На защиту выносятся следующие положения.
Программа формирования ценностного отношения студентов вуза к институту семьи.
Организация внеучебной клубной работы вуза как педагогического условия формирования у студентов ценностного отношения к институту семьи.
Критерии и уровни сформированности ценностного отношения студентов к институту семьи.
Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе внеучебной клубной работы на дневном отделении факультета психологии Ставропольского государственного университета (2001-2005 гг.).
Материалы диссертационной работы нашли отражение в докладах, обсуждавшихся на региональной научно-практической конференции «Социально-психологические проблемы развития личности учащейся молодежи» (Ставрополь, 2002), региональной научно-практической конференции «Эвристическое образование» (Ставрополь, 2006), научно-методической конференции преподавателей и студентов «Университетская
наука - региону» (Ставрополь, 2006), межрегиональной научно-практической конференции «Социально-политические и культурно-исторические проблемы современности: философская рефлексия и научный анализ» (Ставрополь, 2006).
Публикации: по теме диссертации опубликовано 5 печатных работ.
Структура диссертации. Диссертация включает в себя введение, 2 главы, выводы, заключение и приложение. Список литературы включает 229 наименований, в том числе 214 - отечественных, 15 — зарубежных авторов.
Социально-педагогическая характеристика молодой семьи в научных исследованиях
Семейно-брачные отношения прослеживаются в истории человечества с довольно ранних эпох. Уже в неолите (15-20 тыс. лет назад), к которому относится появление человека разумного, существовали устойчивые общности людей, основанные на естественном половозрастном разделении функций, совместно ведущие хозяйство, воспитывающие детей [185, С. 166]. Как видим, историей зафиксированы факты социально-педагогических исследований в области изучения вопросов семьи.
Еще в период античности такими философами как Сократ, Платон, Аристотель разрабатывались концепции государства, которые полностью подчиняли себе личность и семью на основании законов, которые этим государством должны были приниматься. Примером может послужить позиция Платона, считавшего, что государство должно само создавать человеческие пары, а общество - превратиться в одну семью. Как мыслил ученый, при отсутствии института отдельной семьи роль родителей принадлежит государству, которому граждане преданы с ранних лет [137, С. 59-67].
Несколько иной точки зрения придерживался Аристотель: семью он выделял как продукт естественного происхождения, а регулировать брачное поведение граждан, по его мнению, должен законодатель [128]. Оба философа, исходя из цели получения здорового потомства, отмечали необходимость учета возраста вступления в брак и рождения детей [10].
В эпоху Средневековья взгляды на- брак и семью претерпевают некоторые изменения. На протяжении IV и V веков Европа подвергалась нашествию северных племен варваров, которые приносили свои представления о браке, свои брачные обряды. Например, в соответствии с традициями германских племен брак был моногамным, а супружеская неверность как мужа, так и жены строго каралась моралью и законом. Французские племена, напротив, одобряли полигамию и разрешали куплю-продажу невест. При этом почти у всех варварских племен считалось, что брак существует ради семьи, ради сексуального и экономического удобства.
Средние века овеяны ореолом рыцарства. Однако в брачной сфере ситуация выглядела следующим образом: рыцари должны были жениться на дамах своего круга. По существу брак был социально-экономической сделкой.
Браки, основанные на добровольном союзе, стали возможны к эпохе Возрождения и Реформации. Одновременно стала распространяться и более либеральная точка зрения на брак, появились новые духовные и сексуальные веяния [215, С. 55]. В немецкой классической философии семья чаще рассматривалась в неразрывности с институтом брака. Кант, Фихте рассматривали брак с точки зрения естественного права. Гегель считал, что брак носит нравственный характер, семья стоит ниже народов, индивид как член семьи стоит ниже индивида как гражданина [35].
В современной науке существует множество различных подходов к рассмотрению семьи. Л.Б. Шнейдер выделяет следующие направления: эволюционизм, биологизм, эмпиризм, сциентизм и функционализм [215, С. 20].
Наибольший вклад в развитие первого подхода сделали швейцарский историк И.Я. Баховен и шотландский юрист Дж.Ф. Мак-Леннан. Оба выделяют идею изменчивости форм брака. Согласно эволюционизму, как подчеркивает П.А. Сорокин, семейные отношения развиваются в прогрессивном направлении: от низших форм к высшим, при этом учитывается их социальная обусловленность, историческая предопределенность и репрезентированность в семейной жизнедеятельности и системе родства. В связи с этим отечественный социолог А.И. Антонов именует данный подход концепцией инвариантности семьи, так как суть его сводится к тому, что люди всегда будут вступать в брак, обзаводиться детьми и тем самым участвовать в родственно-семейных отношениях [11]. Швейцарский психолог А. Гуггенбюль-Крейг рассматривает брак как выражение архетипического начала, более фундаментального, чем можно было бы предполагать, судя по социальным и личным проблемам, свойственным браку [45].
Истоки биологического направления следует отнести к появлению книги Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой отбор», впервые переведенной в России в 1873 г. С этой точки зрения многообразие брачно-семейных отношений является удивительным фактом, так как брачная система — видовой признак и является константой [58].
В эмпирическом подходе, родоначальником которого считается Ф. Ле Пле, семья рассматривается как малая социальная группа, имеющая свою историю возникновения, функционирования и распада. Семейные отношения строятся на эмоциональной близости членов семьи, на их потребностях и влечениях.
Семейные отношения в сциентистском подходе рассматриваются во взаимосвязи личности и общества. К создателям и сторонникам это подхода относят У. Джемса, Ч. Кули, У. Томаса, Ф. Знанецкого, Ж. Пиаже, 3. Фрейда и других.
На наш взгляд, наиболее значимыми с точки зрения педагогических исследований семьи являются теория функционализма и теория конфликта.
У истоков рассмотрения семьи с позиций функционализма стоял Э.Дюркгейм. Историю супружества он видел в разделении труда, истинная функция которого заключалась в создании между двумя и несколькими личностями чувства солидарности. По его мнению, половое разделение труда способно быть большим или меньшим, оно может относиться либо только к половым отношениям, либо, наоборот, распространяться на все органические и социальные функции. Продолжая мысль о разделении труда, Э. Дюркгейм полагал, что с течением времени половое разделение все более возрастает, ограниченное в начале одними сексуальными функциями, оно простирается теперь и на другие эмоциональные, интеллектуальные, экономические функции [62].
Сторонники теории конфликта отрицали роль семьи как единого целого, считая необходимым учитывать различия интересов и конфликтов между всеми членами семьи [219, С. 64]. Например, К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривали семью как модель социального неравенства - «класс мужчин угнетает класс женщин». Они утверждали, что промышленная революция способствовала преобразованию семьи в совокупность денежных отношений. Так, в результате использования детского труда дети в семье рабочего класса стали товаром и орудиями труда. В семьях среднего класса с женщинами обращались как с домашними рабынями. Женщины из рабочего класса были вынуждены работать вне дома, чтобы заработать деньги, необходимые для выживания семьи. Но, поскольку, они получали зарплату, их положение в большей мере приближалось к статусу мужчин, чем к положению женщин среднего класса [119, С. 227].
Анализируя приведенные выше научные подходы, можно сказать, что взаимоотношения между мужчиной и женщиной в семье неразрывно связаны с разделением труда. Данный факт не утратил своей актуальности в современных социально-экономических условиях. Доказательством тому может служить трансформация «традиционной концепции семейной жизни» не только в «эгалитарную», но и в «эксплуататорскую», когда женам дается право на равное с мужчинами участие в общественном труде наряду с исключительным правом на домашнюю работу. В качестве примера можно привести социолого-педагогическое исследование М.А. Арутюнян, в котором была показана подобная позиция части мужчин на определенном этапе развития брачно-семейных отношений [188, С. 81].
С позиции М.Н. Красновой, абсолютно противоположную ситуацию мы могли наблюдать на протяжении нескольких десятилетий советского периода в развитии нашей страны, когда происходило возрастание и преобладание женского лидерства в большинстве сфер внутрисемейной жизни [102, С. 11]. Современная женщина того периода играла ведущую роль в семье, этому процессу способствовали безработный муж или муж-алкоголик. Однако, это могло привести к новой социальной проблеме: все рычаги власти в семье переходят к женщине, супруг становится неавторитетным для детей, что отрицательно скажется на результатах воспитания.
Проблемы формирования у студентов ценностного отношения к семье в современных условиях
В современных условиях социально-экономической нестабильности, дальнейшего расслоения общества семья, как динамическое образование претерпевает определенные изменения, отражающиеся в структуре и характере внутрисемейного общения, составляющего основную особенность семьи как малой социальной группы. В настоящее время в условиях урбанизации среды обитания, сыгравшей свою роль в отчуждении людей, анонимности общения, семья рассматривается как уникальная социальная единица, где восполняется дефицит личностного общения [215, С. 20]. Семья как социальный институт выполняет ряд различных функций. Немаловажной из них является социальный контроль за поведением отдельных членов семьи. С помощью социального контроля институт семьи стремится обеспечить состояние стабильности каждой отдельной семьи, ограничивает возможности ее распада. Социальный контроль включает социальные нормы, правила, ценности. На примере современной молодой семьи можно видеть отход от традиционных условностей. Брак, семья перестают быть самоценностью. Благополучие семьи зависит все больше от личных качеств супругов. Молодежь не настроена на терпимое, внимательное отношение друг к другу в первые годы брака, наоборот, боясь, что период стабильности семьи не настанет по причине разности характеров, взглядов, идей, ценностей, спешит расторгнуть брачные отношения, чтобы попытать счастье с другим человеком.
Как видим, особую значимость в данных условиях приобретает актуализация ценностного отношения молодежи к семье как социальному институту. В ценностном мире каждого человека существуют некие «сквозные» ценности, которые являются практически стержневыми в любой сфере деятельности. Сегодня рушатся ценности, которые еще вчера казались стабильными, так как исчезают социальные гарантии, растут экономические катаклизмы [114].
Понятие «ценность» возникло на стыке ряда дисциплин - философии ценностей (аксиологии), социальной и культурной антропологии, социологии, социальной психологии и общей психологии, а также многочисленных теорий и течений в этой области (М. Вебер, У. Томас, Т.Парсонс, М. Рокич, В.П. Тугаринов, С.Л. Рубинштейн и др.).
Нередко в определении этой категории относительно ее природы, роли, значимости для различных сторон жизнедеятельности и поведения людей существуют взаимоисключающие суждения. Это обусловлено тем, что данные проблемы являются не только теоретическими, а представляют собой реальные критерии, основы, ориентиры для поведения и поступков людей.
Различные суждения о ценностях можно обнаружить в древнегреческой философии, когда нет еще самого понятия ценности, но есть круг вопросов, связанных с ценностной проблематикой. К таковым можно отнести проблемы добра и зла, правды и лжи, прекрасного и безобразного, любви и ненависти. Проблемное поле ценностей очерчивалось достаточно четко и рельефно, так как вопросы, касающиеся смысла человеческой жизни и смерти, счастья и страдания, волновали личность эпохи античности не меньше, чем волнуют личность нашего современника. Актуальность ценностной проблематики подтверждается положением современных теоретических наук о принадлежности ценностей к безусловным феноменам.
Категория ценности была введена представителями неокантианства, В. Виндельбандом и Г. Риккертом, выделившими в философской парадигме проблему ценности и обозначив ее как основную проблему философии. Ценность рассматривалась как абсолют, не имеющий реального аналога, существующий в области идеального долженствования, которая и является миром ценностей. Для понимания явления было введено понятие оценки, которая обусловлена целью человека, определяющей его отношение к ценности. Согласно этой теории, всякая оценка может быть выражена в альтернативной форме и иметь смысл и значение только для того, кто признает эту цель.
Отечественная наука впервые обратилась к проблеме ценности как таковой в 60-х годах XX века, находясь до этого времени в статусе недозволенной для научного познания в силу затрагивающей мировоззренческую сферу, что не согласовывалось с проводимой в советский период идеологической концепцией. Категория ценности стала предметом философского осмысления в отечественной науке, когда возрос интерес к проблемам человека, морали, гуманизма, к субъективному фактору в целом. Однако, начиная с этого времени, проблема ценностей получает резонанс в научных кругах и выходит ряд работ, посвященных ей. В принципе, понятие ценности в отечественной литературе можно условно разделить на группы, где она раскрывается посредством утилитарных характеристик — полезности, субъективного отношения к объекту, идеальных представлений в сознании общества и индивида, а также как значение вещей, явлений, процессов и идей для жизнедеятельности социальных субъектов.
Категория ценности применима к миру человека и обществу. Вне человека и без человека понятие ценности существовать не может, так как оно представляет собой особый человеческий тип значимости предметов и явлений. Ценности не первичны, они производны от соотношения мира и человека, подтверждая значимость того, что создал человек в процессе истории. В обществе любые события так или иначе значимы, любое явление выполняет ту или иную роль. Однако к ценностям относятся только положительно значимые события и явления, связанные с социальным прогрессом.
Ценностные характеристики относятся как к отдельным событиям, явлениям жизни, культуре и обществу в целом, так и к субъекту, осуществляющему различные виды творческой деятельности, процессе творчества создаются новые ценные предметы, блага, а также раскрывается и развивается творческий потенциал личности. Следовательно, именно творчество создает культуру и гуманизирует мир. Гуманизирующая роль творчества определяется еще и тем, что его продукт никогда не бывает реализацией только одной ценности. В силу того, что творчество есть открытие или созидание новых, неизвестных ранее ценностей, оно, создавая даже одноценностный предмет, вместе с тем обогащает и человека, раскрывает в нем новые способности, приобщает его к миру ценностей и включает в сложную иерархию этого мира.
Ценность того или иного объекта определяется в процессе его оценки личностью, которая выступает средством осознания значимости предмета для удовлетворения ее потребностей. Принципиально важно понять разницу между понятиями ценности и оценки, которая состоит в том, что ценность объективна. Она складывается в процессе социально-исторической практики, оценка же выражает субъективное отношение к ценности и поэтому может быть истинной (если она соответствует ценности) и ложной (если она ценности не соответствует). В отличие от ценности оценка может быть не только положительной, но и отрицательной. Именно благодаря оценке происходит выбор предметов, нужных и полезных человеку и обществу.
Одной из важнейших проблем современных научных исследований является проблема структурного строения и регуляционных функций ценностных отношений. Анализ их структуры включает соотношение смыслообразующей и стимулирующей функций, содержательной и динамической сторон, текущих и перспективных смысловых образований. Уяснение человеком смысла того или иного отношения к миру не дается ему прямо и автоматически, но требует сложной и специфической внутренней деятельности, оценивания своей жизни, решения особой «задачи на смысл», возникающей только на известной ступени развития сознания [111].
Анализ начального уровня ценностного отношения к институту семьи студентов вуза
Эксперимент проводился на базе Ставропольского государственного университета. Исследованием были охвачены студенты очного отделения 4 курсов в период с 2001 по 2005 год. Всего участвовало 96 студентов, из них 54 - оптанты экспериментальной группы (студенты, состоящие в браке и готовящиеся вступить в брак), 42 - оптанты контрольной группы (студенты, не состоящие в браке). Выборка была сделана из числа студентов физико-математического, юридического факультетов, факультета психологии, факультета физической культуры.
Экспериментальное исследование состояло из нескольких этапов: I - констатирующий - проведение эмпирического исследования, выявляющего первичный уровень ценностного отношения студентов к семье; II - формирующий - апробация экспериментальной программы формирования ценностного отношения к семье в условиях клубной работы вуза;
III - контрольный - анализ полученных результатов повторного диагностического исследования, сравнение полученных данных констатирующего и контрольного этапов, формулирование выводов.
На выборке испытуемых экспериментальной группы проводились констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента.
Перед тем как проводить первичное диагностическое исследование испытуемых мы составили критерии, наиболее соответствующие уровням сформированности ценностного отношения к семье у студентов. Однако необходимо отметить, что мы допускаем некоторые незначительные отклонения от предложенных нами критериев. Таким образом, нами были выделены следующие уровни:
1 уровень — низкий: - ролевые ожидания и притязания супругов абсолютно разные; - взгляды испытуемых по наиболее значимым в семейном взаимодействии сферам человеческой жизни расходятся; - для молодых супругов характерно несовпадение семейных ценностей; - существует существенная разница между представлениями супругов друг о друге и желаемым образом партнера; - семья относится к одной из категорий: абсолютно неблагополучные, неблагополучные или скорее неблагополучные. 2 уровень — средний: - ролевые ожидания и притязания в молодой семье имеют некоторую разницу; - взгляды супругов на значимые в семейном взаимодействии сферы жизнедеятельности в основном сходны, но не по всем пунктам; - оценка семейных ценностей совпадает по основным позициям; - разница между существующими представлениями о партнере реальном и «идеальном» незначительна; - семья относится к категории переходных или скорее благополучных семей. 3 уровень — высокий: - показатели ролевых ожиданий и притязаний мужа и жены сходны или отличаются в незначительной степени; - большинство сфер жизнедеятельности человека, значимых для семьи, в равной степени оцениваются обоими супругами; - вопросам, касающимся семейных ценностей, в молодой семье дается одинаковая оценка; - представления о реальном(й) супруге полностью совпадают с образом «идеального» партнера; - семья относится к одной из категорий: благополучные или абсолютно благополучные.
Для получения эмпирических данных и сравнения результатов формирующего этапа эксперимента помимо экспериментальной группы нами была взята контрольная группа испытуемых, которые участвовали только в констатирующем и контрольном этапах эксперимента. Данное сравнение результатов проведения эксперимента необходимо для подтверждения эффективности формирующего этапа эксперимента, в ходе которого была реализована экспериментальная программа организации клубной деятельности вуза с целью формирования ценностного отношения студентов к институту семьи.
Для выявления представлений студентов о семье, семейных ценностях и ролевых установках супружеских пар нами на констатирующем этапе эксперимента были использованы следующие методики: 1) методика «Ролевые ожидания и притязания в браке» А.Н. Волковой (РОП); 2) методика «Измерение установок в семейной паре» Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовской; 3) авторская анкета, выявляющая представления о семье и браке; 4) тест Лири «Диагностика межличностных отношений», модифицированный Ю.А. Решетняк и Г.С. Васильченко (ДМО); 5) тест-опросник удовлетворенности браком (ОУБ) В.В. Столина, Т.Л. Романовой, Г.П. Бутенко.
Необходимо отметить, что использованные нами методики научного исследования характеризуются двойственной направленностью: первые три методики ориентированы на выявление семейных ценностей и ценностных отношений студентов, рассматриваемых с различных точек зрения; другие две - на выявление взаимоотношений супругов и удовлетворенности ими. Все обозначенные методики проводятся с обоими супругами. Суть первых трех методик сводится к следующему: чем меньше разница в полученных результатах, тем более сходны ценностные представления супругов о браке, семье и семейных отношениях. Применение методики Лири и тестаопросника удовлетворенности браком обоснованно, так как, на наш взгляд, процесс формирования у студентов ценностного отношение к семье неразрывно связан с процессом развития супружеских взаимоотношений.
Перейдем к содержанию методик, нашедших применение в данном диссертационном исследовании.
1) Опросник РОП (ролевые ожидания и притязания в браке) предложен А.Н.Волковой для исследования семейных установок, позволяющий установить иерархию семейных ценностей и представления о распределении ролей при их реализации, а также ролевую структуру супружеской пары: кто и в какой мере берет на себя инициативу и ответственность за выполнение тех или иных функций семьи. Применение опросника «Ролевые ожидания и притязания в браке позволит выяснить установки людей в области распределения семейных функций и на основе этого определить значимость различных семейных ценностей.
Методика «РОП» позволяет определить: а) Представления супругов о значимости в семейной жизни сексуальных отношений, личностной общности мужа и жены, родительских обязанностей, профессиональных интересов каждого из супругов, хозяйственно-бытового обслуживания, моральной и эмоциональной поддержки, внешней привлекательности партнеров. Эти показатели, отражая основные функции семьи, составляют шкалу семейных ценностей (ШСЦ). б) Представления супругов о желаемом распределении ролей между мужем и женой при реализации семейных функций, объединенные шкалой ролевых ожиданий и притязаний (ШРОП). Оснащение: 1) Два набора по 36 карточек из плотной бумаги, (картона). На каждую карточку наносится номер и текст суждения (приложение 2). 2) Два набора по 4 карточки-классификатора с одной из следующих надписей на каждой: «Полностью согласен», «В общем это верно», «Это не совсем так», «Это неверно».
Порядок работы. Супругам предлагается самостоятельно ознакомиться с набором утверждений, соответствующих их полу, и с письменной инструкцией. После выполнения супругами задания, ответы мужа и жены регистрируются в протоколе консультационного исследования (приложение 3): утверждение, отнесенное к группе «Полностью согласен» оценивается в 3 балла, отнесенное к группе «В общем это верно»- в 2 балла, отнесенное к группе «Это не совсем так» - в 1 балл и отнесенное к группе «Это неверно» -в 0 баллов. Здесь же в протоколе консультант суммирует баллы по каждому показателю шкалы семейных ценностей (ШСЦ). По двум первым показателям эти результаты будут итоговыми и переносятся в последний столбец протокола. Итоговые баллы остальных показателей вычисляются как полусумма баллов по подшкалам «ожидание» и «притязание».
Апробация экспериментальной программы формирования ценностного отношения к семье в вузе
На формирующем этапе эксперимента нами была апробирована разработанная ранее экспериментальная программа «Аксиология семейной жизни». Ее реализация проходила в условиях клуба «Студенческая семья» в Ставропольском государственном университете. Клуб посещали студенты очного отделения 4 курсов в период с 2001 по 2005 год. Всего участвовало в формирующем этапе эксперимента 54 - студента экспериментальной группы. В их число вошли студенты, состоящие в браке, а также готовящиеся вступить в брак.
Виды деятельности клуба «Студенческая семья»: организационная работа; информационная деятельность; программы ценностных отношений студентов; взаимодействие с различными структурными подразделениями вуза, общественными советами и молодежными организациями; учебно-научная работа; культурно-массовая и спортивно-оздоровительная работа.
В программе «Аксиология семейной жизни» показано, что в современных условиях развития общества, преобразования многих социальных институтов возрастает роль института семьи как основы для вхождения молодого человека в общество.
Семья является важнейшей ценностью в жизни человека. Благополучие людей, семьи, качество их жизни мы привыкли рассматривать и оценивать в большинстве случаев по материальным ценностям, денежным доходам, уровню потребления. Это, конечно, важная составляющая, особенно в современных условиях, когда в обществе происходит смена ценностей. Однако нельзя забывать духовные и нравственные начала семьи, такие, как взаимопонимание, любовь, доверие друг к другу.
Для нас молодой семьей должна являться та семья, которая в процессе становления обрела относительную материальную независимость, экономическую самостоятельность и способность нести на себе воспитательные функции и потенциал, обеспечивая воспроизводство населения в обществе.
В современных социально-экономических условиях семья как социальный институт испытывает множество проблем, в том числе педагогического и психологического характера, в связи с чем семья не выполняет своих функций - рождения и воспитания детей, социального контроля и регулирования, создание эмоционального комфорта всем членам семьи и обеспечение доверительных, интимных взаимоотношений.
Работа с молодыми семьями основана на системе мероприятий, направленных на воспитание чувства любви, как основы социальной, нравственной подготовки к будущей семейной жизни. Одним из главных направлений в деятельности является разработка программ по поддержке молодых семей.
Данная программа необходима для осуществления комплексного подхода в проведении социально-психологической адаптации молодых семей, направлена на создание необходимых условий для эффективного функционирования молодой семьи.
Цель программы - укрепление престижа семьи, усиление ее роли в студенческой среде, признание социальной ценности брака, создание условий для самореализации, развития потенциальных возможностей молодой семьи, ее способности к самопомощи и самообеспечению.
Задачи программы: - формирование ценностного отношения к институту семьи; - формирование у студенческой супружеской пары готовности и способности признавать и обозначать свои проблемы; работать над своими взаимоотношениями; - развитие практических методов самопознания, признания чужого и собственного «Я»; - формирование у молодых супругов таких семейных ценностей, как нравственный климат семьи, воспитание трудом, семейный досуг, потребности и бюджет семьи, эстетика быта; - осуществление профилактики нарушений семейных отношений.
Ожидаемые конечные результаты: сформированность ценностного отношения к институту семьи; близость ролевых ожиданий и притязаний мужа и жены; совпадение взглядов на сферы жизнедеятельности человека, значимых для семьи; сходство семейных ценностей; гармонизация семейных отношений, снижение конфликтности; снижение количества разводов.
Формы работы заседаний клуба: очные консультации; лекции и беседы;; ролевые игры; тренинги; мозговой штурм; досуговые мероприятия; семейные праздники, конкурсы и выставки семейного творчества; семинары по семейной тематике.
Тематический план и содержание данной программы представлены в приложении (приложение 8).
Необходимо акцентировать внимание на том, что в содержание программы включено раскрытие основных и наиболее важных семейных ценностей: нравственный климат семьи, воспитание трудом, семейный досуг, потребности и бюджет семьи, эстетика быта, профилактика нарушений семейных отношений. Особое внимание уделяется проблеме воспитания ребенка в молодой студенческой семье, проблеме его развития. Данный факт обусловлен тем, что, на наш взгляд, дети являются наивысшей ценностью в семье.
Содержание внеучебной клубной работы имело несколько направлений. Раскроем наиболее значимые из них.
1. Ценности института семьи. Являясь ячейкой общества, семья отражает его нравственные устои. В ряду духовных ценностей семьи важнейшее место занимают нравственные ценности. Семья - важнейшая школа нравов, здесь человек делает первые шаги по пути морального становления.
Активная трудовая деятельность отца и матери находит отражение в образе жизни семьи. У таких родителей вырастают трудолюбивые дети. Огромную роль в передаче нравственно-трудового опыта старших поколений младшим играют традиции (начало и окончание учебного года детей; дни совершеннолетия; получения паспорта и т.д.).
К ценностям семьи относятся семейные реликвии - документы, воспоминания, письма, награды. Каждая из них — свидетельство о жизни и делах близких, родственников. Бережное отношение к реликвиям — источник нравственной силы, духовной преемственности поколений.
2. Нравственные основы семьи. Мораль формируется в конкретных исторических условиях и соответственно, само её содержание меняется в зависимости от этих условий. Моральный кодекс провозглашает ведущий нравственный принцип, по которому живёт семья: «Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей». Но и другие принципы напрямую касаются семьи - так, например, -добросовестный труд. Или принцип «один за всех, все за одного». В семье учат гуманному отношению к людям, честности и правдивости, простоте и скромности. Нравственные принципы усваиваются с раннего возраста в семье. Усвоение нравственных норм происходит не со слов, а в деятельности, в поступках людей. Так, понятие «семейный долг» шире, чем «супружеский долг»: оно включает и родительский долг, и сыновний (дочерний) долг и долг брата, сестры, внуков и т.д. Супружеский, семейный долг -непреходящая нравственная ценность людей. Любовь немыслима без долга, ответственности друг за друга. Дети — главная нравственная ценность семьи, и родительский долг состоит в ответственности за то, чтобы в семье вырос достойный человек, здоровый физически и духовно. И участие детей в жизни семьи должно происходить на правах равноправных членов семейного коллектива.