Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования у старшеклассников ценностного отношения к феномену родительства 15
1.1 Потребность в родительстве как социокультурной ценности 15
1.2 Характеристика основных ценностей современной семьи 31
1.3 Диагностика уровня сформированности у старшеклассников ценностного отношения к родительству как основе полноценной семьи 56
Выводы по первой главе 85
ГЛАВА 2. Педагогические условия формирования у старшеклассников ценностного отношения к родительству как основы полноценной семьи 87
2.1. Формирование у старшеклассников ценностного отношения к родительству в учебно-воспитательной работе 87
2.2. Формирование у старшеклассников ценностного отношения к родительству как основе полноценной семьи в процессе изучения факультативного курса 110
2.3. Взаимодействие школы и семьи в формировании у старшеклассников ценностного отношения к родительству как основе полноценной семьи 150
Выводы по второй главе 176
Заключение 179
Список библиографических источников 183
Приложения 200
Приложение № 1 200
Приложение №2 209
Приложение № 3 217
Приложение №4 215
Приложение №5 223
- Потребность в родительстве как социокультурной ценности
- Характеристика основных ценностей современной семьи
- Формирование у старшеклассников ценностного отношения к родительству в учебно-воспитательной работе
- Формирование у старшеклассников ценностного отношения к родительству как основе полноценной семьи в процессе изучения факультативного курса
Введение к работе
На современном этапе Россия находится в нелегком периоде экономических и культурных преобразований. Многие ее трудности связаны с социальной и духовной нестабильностью в обществе - ухудшением материального благосостояния населения, ростом безработицы, молодежной преступностью, падением рождаемости, вследствие чего происходит неизбежная трансформация проблемы семьи из глобального внешнего социального явления во внутреннее. Кризисная ситуация перекочевала во внутренний мир семьи, разрушив привычные нормы жизни, сложившийся десятилетиями семейный цикл, актуализировав социальную депривацию, снизив ее экзистенциальные, социализационные и репродуктивные ресурсы.
Переход к новым экономическим условиям в социальной сфере происходит небезболезненно по многим обстоятельствам, в частности, не без основания исследованиями признается отсутствие концептуального подхода в синхронизации изменений общества и его социальных институтов. Особенно чревато негативными последствиями пренебрежение одновременными реформаторским акциями для такого сверхчувствительного института социализации как семья, которые самым непосредственным образом влияют на уровень ее жизни, нравственную стабильность и воспитательную дееспособность.
Ребенок, воспитанный в такой семье, как правило, недостаточно подготовлен к созданию собственной семьи, к выполнению в будущем родительских обязанностей. А это совершенно не выгодно как в личностном, так и в социальном плане, когда Россия находится в весьма серьезном демографическом кризисе: падение рождаемости, возросший уровень смертности, снижение продолжительности и качества жизни, рост внебрачной рождаемости и т.д. Трудно было представить себе, что в начале века каждый четвертый ребенок в России будет рождаться вне брака, что родители не в состоянии будут воспроизвести себя в детях. При нынешнем режиме рождаемости каждое
поколение родителей воспроизводит себя в детях чуть более чем наполовину. В стране по результатам последних демографических исследований (В .И. Бутов, Ю.А. Гаспарян, А.И. Антонов, В.М. Медков и др.) постепенно утверждается новая модель детности - однодетности с присутствием добровольной бездетности. Для многих солидных исследований становится необычным использование в семейном воспитании таких понятий, присущих российскому менталитету, как супружеская верность, целомудрие, невинность, таинства брака, что свидетельствует о возрастании нигилистического подхода к духовно-нравственным традициям русского народа.
Можно ли в таких условиях говорить об ответственности родительства в стабилизации прокреационной функции современной демографии? Скорее да, чем нет. Во-первых, вызывают оптимизм следующие обстоятельства. Наряду с вульгарным представлением «ответственности родительства» только лишь в выборе средств против деторождения (аборт, стерилизация, противозачаточные средства), еще не совсем выветрилось из сознания людей то, что это осознание себя отцом или матерью и выполнение в связи с этим множества обязанностей в воспитании ребенка, формирование гражданина и семьянина.
Во-вторых, в последние годы ведутся активные поиски государством в укреплении семьи как социального института, источника воспроизводства населения. Об этом свидетельствует принятая правительством Концепция государственной семейной политики, введение в действие Семейного Кодекса Российской Федерации, Федеральный Закон об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации, Указ Президента Российской Федерации «Об основных направлениях государственной семейной политики» и др.
Эти законодательные акты направлены на стабилизацию социально-экономического положения семьи и школы, улучшение их бюджетного финансирования, предоставлению им возможности выполнять свои прямые пе-
дагогические обязанности - воспитания будущего гражданина и семьянина, противостоянию произвольной индокринации школьной молодежи, внедрения в их сознании так называемого «безопасного секса», насилия и т.д.
В-третьих, интерес науки к изучению семейной проблематики в последнее время становится более заметным. В науке известен интегративный подход к изучению семьи (Л.А. Богданович, И.В. Гребенников, И.С Кон, А.Г. Хрипкова), раскрывающий ее консолидирующую роль с другими социальными институтами воспитания; ценностный (Л.М. Архангельский, И.В. Бестужев-Лада, В.А. Караковский, А.В. Кирьякова, А.В, Петровский, B.C. Собкин и др.), раскрывающий ее аксиологический потенциал во взаимодействии с микро-, мезо- и макрофакторами; функциональный (В.А. Борисов, А.Ю. Гранкин, П.А. Гурко, А.П. Заостровцев, М.С. Мацковский, А.Г. Хрипкова), определяющий функциональные особенности семьи и школы, проявляющиеся в их взаимодействии; системно-структурный (И.В. Бестужев-Лада, СИ. Голод, А.Б. Орлов, Н.Я. Соловьев), раскрывающий типы семейных взаимосвязей; деятельностный (Ю.А. Азаров, И.В. Гребенников, Е.И. Наседкина, A.M. Низова, П.П. Пивненко), определяющий доминирующую роль школы в сотрудничестве с семьей; социологический (А.Г. Харчев, O.K. Васильева, Р.Г. Гурова, З.А. Янкова, А.И. Антонов, В.М. Медков), рассматривающий социальную сущность семьи и ее взаимодействие с другими социальными институтами общества.
В направлении подготовки школьной молодежи к семейной жизни и ро-дительству особо актуальными являются следующие исследования: социально-педагогическое значение роли брака, семьи и родительства, воспитание культуры чувств и опыта нравственных взаимоотношений между полами (Т.М. Афанасьева, В.Н. Дружинин, Е.Ф. Ильяная, В.Н. Колбановский, Я.Л. Коломинский, Р.А. Лемехова, Д.В. Луцык, Ю.Б. Рюриков, Ю.В. Флоров-ский); морально-психологический аспект подготовки молодежи к семейной жизни, будущему супружеству и родительству (И.А. Арабов, В.И. Барский,
В.В. Бойко, Б.М. Борлакова, Л.Я. Верб, Н.С. Верещагина, И.В. Гребенников, В.Г. Карпиков, Э. Г. Костяшкин, А. С. Макаренко, A.M. Прихожан, П.Ф. По-столатьев, Г.П. Разумихина, П.М, Якобсон); психофизиологические основы подготовки старшеклассников к браку и родительству (Г.С. Васильченко, И.С. Кон, Д.Н. Исаев, В.Е. Каган); демографические аспекты семейной жизни (А.Н. Антонов, В.М. Медков, В.И. Бутов, В.А. Борисов, Д.И. Валентей, А.Я Боярский, Б.Ц. Урланис).
Определенный интерес для решения задач подготовки старшеклассников к семейной жизни и родительству представляют работы зарубежных исследователей Р. Нойберта, Р. Бормана (Германия), К. Казакевич, Л. Старович, Л. Лапинска (Польша), Л. Ковач, К. Русев, Д. Трайков (Болгария), В. Квара-цеус, В. Питкин (США), А. Кейзи, Ф. Хэнкок (Великобритания), П. Анри, Ж. Друэ, Ж.-Ж. Натансон (Франция).
Однако, как показало исследование, содержание работ отечественных авторов 70-90-х годов было крайне идеологизировано и не отвечало потребностям школы, семьи в подготовке старшеклассников к семейной жизни и воспитанию детей, было далеко от индивидуальных запросов и интересов школьников, от прогнозирования собственного жизненного пути.
Несмотря на то, что ведущим звеном в системе социализации подрастающего поколения является школа, тем не менее, большинство российских педагогов полагают, что реализация воспитательной функции школы невозможна без опоры на семью. Педагогизация родительской общественности, особенно в рассматриваемом направлении, находится на очень низком уровне.
Снижение уровня рождаемости, воспроизводства населения, уменьшение количества зарегистрированных браков, рост внебрачной рождаемости, неблагополучных семей (в настоящее время в стране 2 млн. детей, оставленных без родительского присмотра, что в три раза превышает число беспризорных детей после второй мировой войны), превышение коэффициента смертности над коэффициентом рождаемости, низкий уровень здоровья на-
селения, высокие показатели материнской, перинатальной смертности, рост заражения ВИЧ-инфекцией и многие другие негативные явления требуют разумного и безотлагательного государственного вмешательства. Таким образом, можно констатировать следующее:
во-первых, задачи формирования ценностного отношения к родитель-ству как основе полноценной семьи не могут быть в полной мере реализованы без активной государственной поддержки семьи, поиска оптимальных путей выхода из глубокого демографического кризиса;
во-вторых, углубляется противоречие между подготовкой полноценного семьянина и отсутствием в стандартах общего и профессионального образования учебных дисциплин, ориентирующих молодежь на формирование нравственной потребности к созданию семьи и продолжению рода;
в-третьих, налицо противоречия между повышением роли школы и семьи в подготовке полноценного семьянина и отсутствием профессиональной и педагогической культуры самих воспитателей в этом направлении;
в-четвертых, существование противоречия между формированием ро-дительства как основы полноценной семьи и слабым использованием основного средства его достижения - взаимодействия школы и семьи;
в-пятых, наличие глубокого противоречия между стремлениями школы и семьи в воспитании будущего семьянина и откровенно непристойным отношением к вопросам брака, семьи, личным и семейным взаимоотношениям, пропагандируемым средствами массовой информации (СМИ).
В этой связи проблема исследования состоит в определении педагогических условий формирования у старшеклассников ценностного отношения к родительству как основы полноценной семьи. Решение этой проблемы составляет цель исследования.
Объектом исследования явилась подготовка старшеклассников к семейной жизни и воспитанию детей в школе и семье.
Предмет исследования - процесс формирования у старшеклассников ценностного отношения к родительству как основе полноценной семьи в образовательно-воспитательном процессе школы и семье.
Гипотеза исследования: процесс формирования у старшеклассников ценностного отношения к родительству как основе полноценной семьи будет протекать более успешно при соблюдении следующих условий:
определения сущностных и функционально- содержательных характеристик родительства и полноценной семьи как социально-ценностного института;
отбора и структурирования содержания моделируемого процесса формирования ценностного отношения к родительству как основе полноценной семьи;
консолидации социально-педагогических факторов (семья, школа, сверстники, СМИ), обеспечивающих старшеклассников системой социокультурных знаний, адекватным особенностям современного состояния брачно-семейных отношений и родительства;
в рамках специальной программы факультативного курса обеспечения старшеклассников знаниями о семейной и демографической политике страны, формирование умений прогнозировать жизненный цикл собственной семьи и умений практической самоорганизации жизнедеятельности в качестве будущего отца или матери.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования решались следующие задачи:
раскрыть роль и место родительства в структуре полноценной семьи;
обосновать потребность в родительстве как социокультурной и нравственной ценности;
спроектировать модель формирования у старшеклассников ценност-
ного отношения к родительству в учебно-воспитательной работе школы и семьи;
обосновать содержание и технологию реализации факультативного курса, направленного на обеспечение старшеклассников знаниями о браке, семейной жизни и воспитании детей;
раскрыть взаимодействие школы и семьи в формировании у старшеклассников ценностного отношения к родительству как основе полноценной семьи.
Методологической основой исследования являются аксиологический подход, в рамках которого человек является высшей ценностью общества и самоцелью общественного развития, теория целостного системного подхода к анализу педагогического процесса, изучению и формированию личности.
В качестве конкретных методологических принципов исследования выступают личностно-деятельный, диалогический, индивидуально-творческий подходы к познанию и преображению педагогической действительности.
Теоретической основой исследования послужили ориентиры, посвященные психолого-педагогической и социальной подготовке молодежи к семейной жизни, основанные на работах В.Г. Алексеевой, А.И. Антонова, Т.М. Афанасьевой, И.А. Арабова, В.И. Барского, Л.Я Богданович, И.В. Бестужева-Лада, В.В Бойко, В.А. Борисова, В.И. Бутова, И.В. Гребенников, Р.Г. Гуровой, Н.С. Верещагиной, Л.Я. Верб, И.В. Дубровиной, В.Г. Карпикова, Э.Г. Костяшкина, СВ. Ковалева, И.С. Кон, Р.А. Лемеховой, А.С. Макаренко, В.М. Медведкова, A.M. Прихожан, Г.П. Разумихиной, Н.Я. Соловьева, В.А. Сухо-млинского, А.Г. Харчева, А.Г. Хрипкова и др.
В ходе исследования использовались следующие методы: теоретические- теоретический анализ философской, психолого-педагогической, демографической, социологической, учебно-методической литературы, изучение нормативно-законодательных документов Российской Федерации «Об обра-
зовании», «О семейной политике», «О демографической политике», концептуальный анализ ранее выполненных диссертационных исследований по данной проблематике; эмпирические - обсервационные (прямое и косвенное наблюдение), диагностические (анкетирование, тестирование, опросы, интервьюирование), экспериментальные (констатирующий и формирующий эксперимент), статистические (методы измерения и математической обработки экспериментальных данных, полученных в ходе и результате исследования).
Организация, база и этапы исследования.
Исследование выполнялось в 2004 - 2006гг. на базе общеобразовательных школ №56, №1231 г. Москвы, №7 г. Чехова, Московской области и организованно включало три этапа. На первом этапе (2003 - 2005г.) изучалось состояние проблемы в педагогической теории и практике, уточнялись исходные понятия, разрабатывался научно-исследовательский аппарат, проводился констатирующий эксперимент и планировался формирующий.
На втором этапе (2005 - 2006гг.) велась разработка педагогических условий по формированию у старшеклассников ценностного отношения к ро-дительству как основе полноценной семьи; выполнялась программа формирующего эксперимента.
На третьем этапе (2006г.) был завершен формирующий эксперимент, уточнены теоретические положения, систематизированы и обработаны экспериментальные данные, оформлялись полученные результаты в виде диссертационной работы, осуществлялась редакция текста диссертации.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
определен статус «родительства» (основанное на брачных отношениях состояние мужа и жены после рождения ребенка) и «полноценной семьи» (добровольный союз мужчины и женщины, скрепленный брачным договором, логическим следствием которого является естественная и нравственная потребность к продолжению рода) в контексте современной социокультурной парадигмы социализации личности старшеклассника;
вычленена различная содержательная наполненность категории семейных ценностей: семейные функции как ценность (репродуктивная, со-циализационная, экзистенциальная), родительство, дети, родство, семейные взаимоотношения, чувство любви и взаимное уважение в семье, воспитание ребенка, физиологическая потребность, материальное благосостояние, нравственная культура межполовых отношений, общечеловеческие нормы морали, традиционная этническая культура, духовная культура;
разработана и апробирована интегративная модель учебно-воспитательного комплекса (учебная и внеучебная работа, факультативные занятия, взаимодействие школы и семьи), способствующая успешному формированию будущего семьянина, ее целевые, содержательные, процедурные и технологические характеристики;
уточнены особенности и содержание готовности старшеклассников к семейной жизни и родительству в условиях реализации межпредметного взаимодействия учебных дисциплин различного цикла (гуманитарного и естественного) и введения факультативного курса, содержащего в себе комплекс знаний о семье и ее основных функциях, семейной политике РФ, демографической политике страны, нравственной, материальной и правовой основе семьи, формировании хозяйственных умений у старшеклассников, эстетике быта, взаимоотношениях членов семьи, родительстве как основе полноценной семьи, семейных конфликтах и путях их разрешения.
Теоретическая значимость исследования состоит в конкретизации сущностных характеристик процесса формирования у старшеклассников ценностного отношения к родительству как основе полноценной семьи, которая обеспечивается удовлетворением когнитивных интересов старшеклассников к вопросам брака, семьи и родительства, формированием педагогических и хозяйственных умений, развитие коммуникативных умений старшеклассников, формирование интереса к прокреационной, экзистенциальной, репродуктивной функциям семьи, нравственной потребности к созданию семьи и воспита-
нию детей; обеспечении интегрированного подхода, направленного на формирование у учащихся положительного отношения к браку и родительству, разработке подходов к проектированию и реализации системы подготовки будущего семьянина в семье и школе; в прогнозировании влияния социально-педагогических факторов на репродуктивные, социализационные, коммуникационные и экзистенциальные ресурсы современной семьи, способствующих всеобъемлющему раскрытию феномена полноценной семьи.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в нем представлена программа диагностико-формирующего эксперимента, содержащая в себе анализ и синтез задач, направленных на одновременное определение состояния и формирования у старшеклассников ценностного отношения к родительству; предложено системное проектирование модели подготовки будущего семьянина, включающее в себя основные функции, содержание образовательно-воспитательного процесса, педагогический инструментарий, критерии, показатели и уровни реализации рассматриваемого феномена; создан и апробирован факультативный курс «Родительство - основа полноценной семьи», в котором определена система требований к отбору учебного материала для урочных и внеурочных работ; показаны оптимальные возможности реализации педагогических технологий в образовательно-воспитательном процессе. Разработанные в ходе исследования дидактические материалы и методические рекомендации были использованы в учреждениях общего образования, а также в подготовке будущих учителей в осуществлении задач формирования у старшеклассников готовности к созданию полноценной семьи.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечена ориентацией автора на современные методологические подходы к проблеме брака, семьи и родительства; опорой на научные идеи и теоретические положения философии, социологии, педагогики и психологии; выбором и реализацией комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных предме-
ту и задачам исследования; полученными позитивными изменениями в уровнях готовности старшеклассников к семейной жизни и воспитанию детей. Положения, выносимые на защиту:
успешность формирования у старшеклассников ценностного отношения к родительству как основе полноценной семьи находится в непосредственной зависимости от умений педагогов использовать образовательно-воспитательные возможности межпредметного взаимодействия дисциплин различного цикла (литература, ОБЖ, обществознание, общая биология, анатомия и физиология человека, история);
реализация экспериментальной модели формирования будущего семьянина обеспечивается при условии осознания старшеклассниками роди-тельства как основы полноценной семьи, тесно связанного с пониманием его как социокультурной реальности; эффективного использования учебной и внеклассной работы; осознание специфической дифференциации половых ролей и стереотипов маскулинности (феминности); активизация поисковой и информационно-познавательной деятельности в педагогическом процессе и актуализация личностно-потребностной сферы старшеклассников в овладении знаниями о семье и родительстве; взаимодействие школы и семьи в подготовке будущего семьянина;
целостная модель формирования у старшеклассников ценностного отношения к родительству как основе полноценной семьи, содержащая в себе критериальный аппарат исследования, основные источники и средства формирования будущего семьянина, содержания образования и технологии реализации отдельных структурных элементов школы, позволяющих с новых позиций рассматривать брачно-семейные отношения и прокреационные убеждения старшеклассников;
использование факультативного курса с семьеведческим содержанием (о браке, семье, сексуальных отношениях, семейной политике, демографическом состоянии страны, полоролевых отношениях супругов в совре-
менных условиях и др.) и соответствующих технологических ресурсов (анализ проблемных ситуаций, ролевые игры, психолого-педагогические тренинги, библиотерапия и др.) обогащает мотивационно-ценностный, интеллектуально-познавательный, действенно-практический, эмоционально-волевой компоненты готовности старшеклассников к семейной жизни и родительству. Апробация и внедрение результатов исследования Основные теоретические положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и педагогических технологий Карачаево-Черкесского государственного университета. Они освещались в учебно-методических семинарах кафедры, а также в педагогическом колледже № 9 «Арбат» города Москвы.
Материалы исследования докладывались на Международной научной конференции «Педагогические основы развития креативности личности в процессе социализации» Москва, 2005г.; Международной научно-практической конференции памяти П.И. Петренко «Проблемы семьи и семейной педагогики: теория и практика, история и современность» Пятигорск, 2005г.; Всероссийской научно-практической конференции «Практическая психология: от фундаментальных исследований до инноваций» Тамбов, 2005г.; опубликованы в публикациях, в том числе рекомендованных ВАК изданиях «Среднее профессиональное образование», «Гуманитарные и социальные экономические науки». Научное издание. Спецвыпуск. «Педагогика». Теоретические и практические результаты исследования использованы при проведении занятий в общеобразовательных школах № 56, № 1231 г. Москвы и № 7 г. Чехова Московской области.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка библиографических источников, приложения. В диссертации имеется 12 таблиц. Список библиографических источников содержит 238 наименований.
Потребность в родительстве как социокультурной ценности
Современное общество выдвигает на первый план ориентацию на Человека как ценности. Это актуализирует комплексное изучение человека как субъекта интегративных отношений, в первую очередь, духовно-нравственное становление личности, горизонты ее самореализации и творческого развития. Главная целевая установка образования в современной социально-педагогической ситуации - это создание условий для самоактуализации и саморазвития личности.
В современном переходном состоянии общества, утраты многих культурно-нравственных традиций, этноисторических ценностей важное значение приобретает изучение отношений человека к семье, главным смыслооб-разующим компонентом которого является родительство. Родительство - это основанное на брачных отношениях состояние мужа и жены после рождения ребенка.
Осознание человеком чувства родительства как социокультурной ценности тесно связано с формированием у него, в первую очередь, потребности в потомстве.
Потребности в науке интерпретируются как объективные нужды каждого человека в определенных условиях, обеспечивающих его жизнь и развитие [103, С. 118]. Различают естественные потребности (в еде, одежде, сне, продолжении рода, самосохранении); социальные потребности (материальные и духовные); регулирующие взаимодействие личности с окружающим миром (потребность в общении, деятельности, в познании, безопасности, социальном признании, престижном положении, статусе и др.); потребности субъективного плана и саморазвития: в самопознании, самовыражении, самоуважений, самоутверждении, самореализации, самосовершенствовании и творчестве [117, С. 67].
Потребность в самовыражении является не только природным образованием, отражающим объективные нужды организма в естественном функционировании, логическим следствием которого является продолжение рода, но в ней и объективная нужда личности как продукта социума. «При образовании потребностей, так и при их проявлении захватывается деятельность всего организма, и в частности, как филогенетически (родовое развитие живого существа), так и онтогенетически (индивидуальное развитие живого существа) сложившиеся системы внутриорганических связей и связей организма с внешней средой» [103, С. 119].
Надо полагать, что потребность в родительстве соотносима и к сфере субъективного плана и саморазвития. Формирование потребности в родительстве в юношеском возрасте не может обойти такие характерные для этого возраста психические явления как самовыражение, самоутверждение.
Социальную сущность родительства можно проследить в ходе структурного анализа его смыслообразующих компонентов - мотивационно-ценностного, интеллектуально-познавательного, действенно-практического и эмоционально-волевого, о чем более подробно будет сказано в последующих параграфах данной главы. Здесь же потребность в потомстве как социокультурная ценность будет раскрыта через призму таких понятий как: - признаки семьи как социокультурной ценности и основного фактора социализации личности; - осознание личностью единства социальных и индивидуальных про-креационных потребностей; - убежденность личности в неполноценности семьи без ребенка; - сформированность потребности в потомстве.
Основание родительства как социокультурной ценности тесно связано с формированием у молодого поколения ответственного отношения к семье как основному фактору социализации личности.
Семья - это реальное воплощение воспитательного воздействия на формирующуюся личность ребенка. Современная семья формируется под воздействием ряда специфических обстоятельств. К ним относятся: место проживания, социальная и этническая принадлежность, материальное положение, уровень образования и культуры ее членов, традиции и ценностные ориентации членов семьи.
Существуют различные толкования понятия семьи. В словаре «Семейное воспитание» она определяется как «группа близких родственников (родители, дети и др.), живущих совместно» [117, С. 237]. «Психолого-педагогический словарь» определяет семью как «малую социальную группу, основанную на браке, кровном родстве, члены которого связаны общностью быта, взаимной материальной и моральной ответственностью» [166, С. 394]. В философском словаре «семья» определяется как «вид социальной общности, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть на многочисленных отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство» [208, С. 537]. «Словарь русского языка» СИ. Ожегова определяет семью как группу живущих вместе родственников (муж, жена, родители с детьми) [153, С. 633]. В социологии популярно определение семьи как «основанной на единой общесемейной деятельности общности людей, связанных узами супружества -родительства - родства» [6, С. 66].
Среди дефиниций, наиболее полно отражающих социокультурную сущность семьи, является определение, данное А.Г. Харчевым. Он определяет семью как «исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую социальную группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения» [216, С. 75].
В данном определении содержатся все основные признаки, характеризующие семью: «малая социальная группа», включающая все виды семейных отношений - супружество, родительство, родство и социально-историческая обусловленность этих отношений. Последняя особенность крайне важна. Она подчеркивает, что этот духовно-нравственный союз родителей и детей, обладающий устойчивым, постоянным характером, связан в единстве не только жилищем, экономической зависимостью, чувствами, основанными на кровном родстве, но и социально-исторической обусловленностью воспроизводства населения - «физическое и духовное воссоздание общества, не только рождение, но и соответствующее воспитание детей» [175, С. 18].
Семья как фактор социализации, как институт воспитания находится в русле рассматриваемой проблемы родительства.
Если семью рассматривать как концентрацию триединого отношения: супружества - родительства - родства, а это так и есть, то основу этого единства составляет родительство, ибо без него эта общность людей теряет самые главные функции: не осуществляет воспроизводство населения, не обеспечивает преемственность семейных поколений, обедняется ее социализирующая роль и т.д.
Характеристика основных ценностей современной семьи
Понятие «ценность» в науке характеризуется как общенаучная категория, используемая в философии, социологии, психологии, этике для выражения объектов и явлений действительности, их свойства, а также абстрактных идей в виде общественных идеалов и, в силу этого, выступающих как мерила должного.
Синтез понятия «ценность» позволяет отметить существование двух подходов к ее решению: натуралистического и антинатуралистического или трансценденталистического.
Представители трансцендентального направления в аксиологии (Кант И., В. Виндельбант, Г. Риккерт и др.) рассматривают «ценности» как некие оторванные от человека неизменные абстрактные сущности или вообще отрицают объективный источник «ценностей», ставят их в зависимость от субъективных вкусов, настроения отдельных людей. Так, у Канта основными ценностями являются Бог, Истина, Добро. И только в другом мире, - по мнению Канта, - человек свободен и выбирает свои поступки и ответственен за них, за них можно его одобрять или осуждать - это мир иной, мир Бога, гарантирующий справедливость и вечную жизнь [98, С. 365].
В. Виндельбант классифицирует ценности как логические, эстетические, этические, религиозные. В иерархии ценностей на первом месте у него были ценности эстетические, выше всех остальных.
Другой неокантианец, Г. Риккерт, выделяет шесть сфер познания: логику, эстетику, мистику, этику, эротику, религию и им соответствующие типы ценностей: красота, добро, истина, нравственность, любовь, счастье, личная святость [172, С. 15].
В отличие от трансцендентального подхода натуралистический (Р.Б. Пери, Г. Беккер, Р. Линтон, К. Клахтон, Т Парсонс и др.) ближе к реальной проблеме ценностей.
Например, Р.Б. Перри выделяет ценности ложные и истинные, сложные и простые, развитые и неразвитые, позитивные и негативные, скрытые и активные. Он выдвигает четыре исходные позиции деления ценностей: правильность, интенсивность, предпочтительность, включаемость. Он считал, что такие критерии оценки ценностей позволят уйти от гипертрофированного отношения к нему. По его мнению, «не машины и вещи, а социализированные и насыщенные эмоциями устойчивые идеи образуют сущность культуры и цивилизации» [238, С. 27].
Другой ученый, Ричард Шуерман, говорит о приоритете ценностей, обогащающих личность. Главной целью является осознание значимости идеи личного достоинства каждого человека. По его утверждению, человек, «лишь, понимая ценность своей личности, может быть искренне предан идеям демократии. Достоинство личности состоит в том, что человек умеет выбирать цели, ставить перед собой и последовательно стремиться к их достижению. Но при этом он обязан хорошо знать свои возможности, свои сильные и слабые стороны» [125, С. 6].
Анализ подходов западных ученых к ценностям дает основание определить в них две тенденции. Первая основана на психологической, а вторая на социальной значимости ценностей. В действительности же, ценности существуют объективно, следовательно, социально значимы для него.
В отечественной науке классификации ценностей большое внимание уделяется в работах О.Г. Дробницкого, А.Г. Здравомыслова, А.В. Кирьяко-вой, М.С. Когана, С.Ф. Анисимова, В.Н. Сагатовского, В.А. Ядова и др.
Классифицируя ценности, О.Г. Дробницкий делит их на две категории: предметные, выступающие как объективно направленные потребности и ценности сознания, или ценностные представления. Предметные ценности являются объектом оценок, а ценности сознания являются высшим критерием таких оценок [75, С. 29]. Этой же позиции придерживается И.М. Попов, который утверждает, что «мир ценностей - это... сфера духовной деятельности человека, его нравственного сознания» [161, С. 160].
Ценности - одно из ключевых понятий общественной мысли. По существу, все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг предметных явлений может оцениваться в плане добра и зла, истины и неистины, красоты и безобразия, допустимого и запретного, справедливого и несправедливого [208, С. 765].
В каждый отдельный период жизни ценности играют свою роль и занимают свое место. Для формирования новых ценностей, не поддающихся однозначной внешней регуляции, требуется длительное время. Оно необходимо в первичных социальных группах для того, чтобы сформировалась атмосфера, благоприятная к созданию новых ценностей.
С.Ф. Анисимов различает три вида ценностей: абсолютные, псевдоценности и релятивные, т.е. относительные ценности. В первую группу входят безусловные ценности: жизнь, здоровье, знания, гуманность, духовность, справедливость. К антиценностям относит болезнь, голод, смерть и т.д. В третью группу входят изменчивые по своей природе ценности, они могут меняться в зависимости от обстоятельств, ситуаций: политические, религиозные, классовые, нравственные [5, С. 19].
В последнее время проблема ценностей стала предметом полемики ученых, психологов и педагогов. Ей посвящены работы Е.П. Белозерцева, В.П. Зинченко, И.Н. Ионова, В.А. Караковского, Н.Д. Никандрова и др.
В.А. Караковский к общечеловеческим ценностям относит такие, как человек, семья, труд, культура, отечество, земля, мир [100].
Духовные и общечеловеческие ценности - это основа в создании и воспитании личностной ценностной структуры человека, которая является фактором становления его членом общества.
Как правило, личностные ценности отличаются осознанностью, а в сознании человека они отражаются в виде ценностных ориентации и способствуют социальной регуляции поведения индивида, а также взаимоотношений людей.
Говоря о структуре личности, нельзя не коснуться понятия «ценностные ориентации». Отметим такую особенность структуры личности: из множества социальных ролей, установок, ценностных ориентации лишь некоторые входят в структуру личности. По словам Б.Г. Ананьева, ценностные ориентации личности в ее общей структуре выполняют роль «стратегической линии поведения, функции «интегратора» различных форм деятельности человека». По определению Б.Г. Ананьева, «направленность личности на те или иные ценности составляет ее ценностные ориентации. Для психологии - это центр духовного развития личности, выступает как целостная совокупность или система сознательных отношений личности к обществу, группе, труду, самой себе...» [3, С. 317].
Ценностную ориентацию мы представляем как действие, направленное на глубокое овладение личностью социальными ценностями, обогащающими ее внутренний мир и сопутствующими ее целостному развитию.
Формирование у старшеклассников ценностного отношения к родительству в учебно-воспитательной работе
Главной целевой установкой опытно-экспериментальной работы (формирующий эксперимент) являлось обеспечение системного подхода к воспитанию будущего семьянина, реализация критериев (мотивационно-ценностный, интеллектуально-познавательный, действенно-практический, эмоционально-волевой) готовности старшеклассников к созданию будущей семейной жизни в учебно-воспитательной работе, факультативного курса, а также совместной педагогической деятельности школы и семьи.
Проектируется, что мотивационно-ценностный компонент готовности в этой системе должен выступать как ориентация на формирование нравственной потребности к продолжению рода, глубокое осознание моральных основ брачно-семейных отношений, их важности для развития общества; культуры интимных отношений; личностное осознание ценностей семьи и брака, роди-тельства для индивида и социума.
Интеллектуально-познавательная готовность должна проявляться в обеспечении учащихся комплексом знаний (правовых, моральных, экономических, медицинских и др.) о браке и семье.
Действенно-практический компонент готовности старшеклассников к семейной жизни должен найти свое проявление в необходимых умениях и навыках будущего семьянина. Они разнообразны, это и умение планировать развитие семьи в плане воспроизводства, экономики, культуры, и умение строить различные ситуации в семье для стабилизации семейных взаимоотношений, психологических особенностей членов семьи, упреждающих различные конфликтные ситуации.
Эмоционально-волевой компонент готовности проявляется в стремлении вложить максимум усилий в создание благоприятных условий для каждого члена семьи, иметь прочную ориентацию на сохранение, укрепление семьи, готовность трудиться на благо семьи.
Основными задачами формирующего эксперимента были: - удовлетворение когнитивных интересов старшеклассников к вопросам брака, семьи, родительства через учебные предметы и внеурочную работу; - формирование педагогических и хозяйственных умений в процессе анализа проблемных ситуаций, моделирования отношений в предстоящей семейной жизни; - развитие коммуникативных умений старшеклассников общения с детьми и со сверстниками; - формирование интереса у старшеклассников к демографической политике в стране; - формирование нравственной потребности к созданию семьи и воспитанию детей; - обеспечение интегрированного подхода (учебная и внеучебная работа, факультативные занятия, взаимодействие школы и семьи), направленного на формирование у учащихся положительного отношения к браку и родительству.
Формирующему эксперименту предшествовала соответствующая организационная работа. Были определены экспериментальные и контрольные группы. В качестве экспериментальной школы была взята школа № 1231 города Москвы. Контрольные группы учились в школах № 56 города Москвы и №7 города Чехова, Московской области. Была проведена необходимая работа с учителями-предметниками экспериментальных классов. Они были обеспечены соответствующими дидактическими материалами, а также с ними были оговорены технологии проведения занятий по исследуемой проблеме. Каждый педагог был обеспечен программой опытно-экспериментальной работы, проводимой с его участием.
Следует подчеркнуть, что при определении экспериментальных групп учащихся нами были подобраны те из них, которые по результатам констатирующего эксперимента имели средние показатели. Их было 87 человек в экспериментальной группе и 84- в контрольной группе. Учителей в экспериментальной и контрольной группах было, соответственно, 23 и 30.
В ходе экспериментальной работы, в соответствии с логикой исследования, предполагалось использование следующих методик: личные наблюдения, включенное наблюдение посредством третьего лица, беседы со школьниками и учителями, а также с родителями, методика независимых характеристик, анкетирование и опросы, экспертные оценки, методика "незаконченных предложений" и др. Смоделированная нами система формирования ценностного отношения к родительству как основе полноценной семьи, реализуемая в ходе формирующего эксперимента, выглядит следующим образом (см. схему 2).
Цель образования на современном этапе - не только приобщение учащихся к культурным, научным достижениям, но и формирование свободной, самостоятельной личности, высоконравственного гражданина и семьянина. Этот процесс - сложный, многогранный и многоступенчатый. Он, как правило, организуется, а при необходимости корректируется, педагогом, коллективом, семьей. Лишь при условии их взаимодействия можно добиться должного уровня нравственной готовности старшеклассников к созданию в будущем самостоятельной семейной жизни, родительству.
Формирование будущего семьянина немыслимо в отрыве от его базовой культуры. Так, в процессе обучения учащиеся приобретают необходимое количество систематизированных научных знаний, навыков, которые стимулируют развитие у них творческих способностей, выработку личностных качеств.
Формирование у старшеклассников ценностного отношения к родительству как основе полноценной семьи в процессе изучения факультативного курса
Одним из направлений работы по формированию у старшеклассников позитивного отношения к родительству стало изучение ими факультативного курса "Родительство как основа полноценной семьи", разработанного на базе семейной педагогики, психологии, этики, социологии и философии.
Главной целевой установкой введения факультативного курса в старших классах в исследуемом направлении являются углубление и синтез знаний по указанным дисциплинам, имеющим направленность подготовки школьной молодежи к семейной жизни и воспитанию детей. К факультативному или элективному курсу обращались и использовали его в своих исследованиях такие ученые как В.И. Барский, Е.Ф. Ильяная, В.И. Гладких, Л.Я. Верб, И.А. Арабов, Н.С. Верещагина, В.Г. Карпиков, О.Р. Кунц, Е.И. Зритнева, Н.А. Максименко, П.Ф. Постолатьев и др. Внимательно изучив данные курсы, при создании своего спецкурса, мы, в основном, опирались на аналогичный курс, введенный Е.Ф. Ильяной и Е.М. Зритневой, которые не только по своей проблематике, но и по исполнению конкретных задач, были наиболее близки к разрабатываемому нами факультативу.
Хотим подчеркнуть, что разработанный курс под руководством Е.Ф. Ильяной, хоть и назывался "Основы советской семьи и семейного воспитания", и второй раздел его "Семейное воспитание" был сравнительно ближе к теме нашего разговора, но он осуществлялся в тот период развития общества, когда не было острых демографических коллизий и не особо акцентировалось внимание на воспроизводство населения.
Психолого-педагогический спецкурс для старшеклассников, разработанный Е.И. Зритневой, имеет склонность к раскрытию закономерностей психического развития личности, о чем свидетельствует наличие таких тем, как "Человек, индивидуальность, личность", "Характер человека. Характер семьянина", "Темперамент человека, "Задатки и способности", "Психология человеческих взаимоотношений" и др. Близким к теме нашего исследования является анализ автором прокреационных и воспроизводных тенденций развития демографической политики Российской Федерации в 90-е годы XX столетия.
Перед тем, как приступить к чтению курса старшеклассникам, была проведена серьезная работа с родителями и педагогами, мы постарались привлечь их на свою сторону и заручиться их моральной и практической поддержкой в ходе работы. Кроме того, мы повторно изучили мнение учащихся по поводу его введения и учли их пожелания, как по форме проведения занятий, так и по их содержанию.
Факультативный курс нами был назван "Родительство как основа полноценной семьи". Учащимся было предложено глубокое изучение материала по тематике, а также возможность самостоятельного изучения актуальных вопросов о семье и родительстве.
Степень успешности вводимого факультатива зависела от следующих условий:
- использования психолого-педагогической, социологической, философской, экономической, медицинской, юридической литературы;
- осуществления межпредметных связей - педагогики, психологии, анатомии и физиологии, литературы, биологии и других дисциплин, изучаемых в школе;
- создания условий для использования примеров из повседневной жизненной практики учащихся;
- использования деловых игр и моделирования семейных ситуаций для успешного усвоения материала;
- использования, наряду с традиционными, нетрадиционных форм проведения учебных и внеучебных занятий (занятия - "деловые игры", занятия - "пресс-конференции", занятия-соревнования, занятия-зачеты, занятия-конкурсы, занятия-аукционы, занятия-лекции, занятия типа КВН, театрализованные занятия и др.).
Введенный нами факультативный курс "Родительство как основа полноценной семьи" изучался в течение учебного года в 10-х классах и состоял из 34 часов (12 лекционных, 12 практических и 10 часов для самостоятельной работы). Занятия проводились еженедельно.
На первом же занятии совместно с учащимися нами был выработан этический кодекс: любая проблема обсуждается, не ущемляя достоинства присутствующих, сведения, полученные от старшеклассников, используются не в ущерб их интересам, любое мнение должно быть выслушано со вниманием, любая точка зрения имеет право на существование.
Работа над факультативом началась с темы "Семья и ее основные функции", в ходе которой учащиеся были ознакомлены с социально-психологической характеристикой семьи и ее функциями. Данное занятие проводилось в лекционной форме.
Современная семья - один из основных инструментов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, интеграцию и определение приоритетности их интересов и потребностей.
Семья - многоструктурное социальное образование. Она сочетает в себе свойства социальной организации, социальной структуры, института и малой группы, входит в предмет изучения социологи воспитания, образования, политики, права, труда, культуры и т.д., позволяет лучше понять процессы социального контроля и социальной дезорганизации.
По мнению А.Г. Харчева, специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального феномена, тогда как неспецифические функции - это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах [216, С. 117].
Специфические функции современной семьи - репродуктивная (рождения), воспитательная (социализации) и экзистенциальная (экономическая, т.е. содержание детей). Эти функции остаются при всех изменениях общества, поскольку человеческое общество всегда нуждается в воспроизводстве населения, его воспитании и содержании.
Неспецифические функции семьи связаны с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, отдыха и досуга, с заботой о здоровье и т.д.
Далее на занятии рассматривались технология семейных структур, моногамное и полигамное супружество, экзотические формы брака, давалось понятие нуклеарной семьи (состоит из взрослых и детей, которые от них зависят) и расширенной семьи (включает нуклеарную семью и родственников - бабушек, дедушек, внуков, сестер, братьев и т.д.); полные (есть отец и мать) семьи и неполные (есть только один из родителей).
В ходе занятия учащимся для самостоятельных письменных 5-минутных сообщений было предложено изучение взглядов на семью и родительство русских и зарубежных педагогов (Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, В.Г. Белинский, Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.), а также к практическому занятию подобрать отрывки из произведений, стихи, пословицы и поговорки о семье, семейных отношениях и родительстве.