Содержание к диссертации
ВВЩЕНИЕ
ГЛАВА І. ПСИХОЛОГ0-ПЕДАГ0ГИЧЕСКЙЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К МУЗЫКАЛЬНОМУ ЖЖУССТ-ВУ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ. . . .
1* Проблема отношения и ценности в музыкально-эс
тетическом воспитании будущих учителей началь
ных классов .......... 15-32
2. Структура ценностного отношения будущих учителей начальных классов к музыкальному искусству. «33-41
3. Организация и методика констатирующего исследования ценностного отношения будущих учителей начальных классов к музыкальному искусству , . . . 42-60
ГЛАВА П. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНШ. ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К МУЗЫКАЛЬНОМУ ИСКУССТВУ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ............
1.
2.
3.
Дидактическая система формирования ценностного
отношения . . . 61-73
Организация опытно-экспериментальной работы по формированию ценностного отношения к музыкальному искусству у будущих учителей начальных классов... 74—105
Анализ динамики формирования ценностного отноше
ния студентов к музыке І06-ІІ5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЙ
Введение к работе
Актуальность исследования. Формирование духовно-ценностных отношений в подготовке современного учителя является наиболее актуальным среди проблем, стоящих перед обществом и высшей школой. Это связано, прежде всего, с тем, что характер развития начального,среднего и высшего образования во многом определяется социально-экономическими и политическими установками, сложившимися взаимоотношениями между школой, обществом и государством. Любые изменения в общественных или производственных отношениях прямо или косвенно сказываются на всех звеньях системы образования. Это особенно наглядно проявляется в последние годы: утрачены старые идеалы, происходит разрушение многих традиций и устоев. Вместе с тем, как записано во Всеобщей декларации прав человека, " образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности". В числе важнейших задач, по-прежнему, остается гуманитаризация образования и на первый план выходит проблема возрождения духовных ценностей.
Основы всестороннего развития подрастающего поколения закладываются б начальных классах. Й потому в области педагогического образования особая роль должна быть отведена подготовке учителей, которым предстоит работать в этом звене.
Одной из задач учебно-воспитательного процесса на факультете начальных классов является формирование готовности студентов к эстетическому воспитанию младших школьников» ибо наряду с учителями музыки, учителя начальных классов призваны решать важнейшие задачи духовно-творческого развития учащихся, приобщения их к серьезному искусству, воспитания эстетического вкуса*
_ 4 -
Б психолого-педагогической и методической литературе проблема .эстетической подготовки учителя начальных классов средствами искусства относится к числу малоразработанных. Имеются лишь работы,связанные с отдельными аспектами рассматриваемого вопроса. Так, эстетическому воспитанию учащейся молодежи средствами искусства посвящены исследования С.А.Аничкина,Э.Г.Ар-дашировой, Д«А-Веляиа,М,А.Бврба»й.и.КазимирскоЙ,Е.В.Квятков-ского, Б.Т.Лихачева, Т.В.Морозовой, Л Л.Печко,В,А.Разумного, А.В,Толстых, Е.М.Торшиловой, Д.В.Школяр.Б.п.йсова и др. Большой интерес вызывают рекомендации по подготовке студентов педагогических вузов к эстетическому воспитанию учащихся Н.МДо-нышеЕОй, Г.А.Петровой.
Общим вопросам музыкального образования посвящены труды Л.А.Варенбойма, Д.Б.Кабалевского, Г.М.Когана, Е.Д.Критекой, И.А.Мазеля, Г.Г.Нейгауза, В.АЦудо&рмана и др., музыкально-педагогической подготовке учителей музыки - О.А.Апраксиной, Л.Г, Арчажниковой, Г.м.Цыпина, &Н.Шацкой, музыкальному обучению учителей начальных классов - А.Й.Адищева, Г.С.РигиноЙ, Т.Д«Сусловой, А.Е.Трушина и др.
В работах некоторых исследователей, рассматривающих вопросы музыкального обучения студентов факультета педагогики и методики начального обучения ( Т.Л.Беркман, Г.К.Овакумова, В.И. Шарабуров и др.), проанализированы.различные аспекты музыкального образования студентов начфака* Среди них:
межпредметные связи как одно из условий совершенствования учебно-воспитательного процесса;
роль взаимосвязи музыкальных дисциплин, их единая направ-
ленноеть;
общее музыкальное развитие в активизаций фортепианной подготовки студентов педвуза;
соединение общепедагогического и специального музыкального образования студентов как основа музыкальной подготовки учителя начальных классов;
новые пути организации музыкальной подготовки будущего учителя начальных оассов, методы формирования навыков игры на фортепиано с учетом имеющегося музыкально-слухового опыта СТу-ДвНТОВ.
Анализ перечисленной психолого-педагогической, методической, музыковедческой литературы показал, что в ней мало конкретизируются вопросы выработки социально-нравственной, жизненной» эстетической и профессиональной позиции будущего учителя начальных классов средствами искусства, не освещайтся в полной мере проблемы формирования ценностного отношения учащихся к искусству.
Исследование состояния эстетической подготовленности выпускников факультета начальных классов обнаружило ряд пробелов вузовской подготовки. Для большинства студентов характерно слабое представление о познавательных и воспитательных функциях искусства, о путях использования музыкально-художественных ценностей в учебно-воспитательном процессе.
Практика совершенствования массового музыкально-эстетического воспитания младших школьников обусловливает необходимость значительного улучшения профессиональной подготовки учителей начальных классов. Одним из критериев высокой квалификации преподавателя музыки является не только умение успешно обучать пе-
_ Q <>
нию, но и способность педагога посредством искусства воспитывать в учащихся личностные качества, социально ценностные черты. В связи со сложностью проблем музыкально-эстетического воспитания школьников, с решением которых сталкивается учитель начальных классов, его музыкальная подготовка должна быть весьма глубокой и разносторонней.
Однако с этой задачей начальные факультеты справляются,в основном, недостаточно по многим причинам. Во-первых,невысокий уровень музыкально-эстетической подготовки будущих учителей начальных классов объясняется ограниченностью времени, отведенного на индивидуальные занятия по фортепиано. Кроме того,немаловажно и то, что большинство абитуриентов приходит в вуз,не имея специального музыкального образования, и им приходится в кратчайшие сроки усвоить достаточно большой по объему, к тому же для них малоизвестный материал* Существует и такая причина, как отсутствие опоры на предшествующий, спонтанно приобретенный музыкальный опыт абитуриентов, добытый в процессе " бытового" общения с музыкой. Использование этого опыта в развитии музыкальной культуры - важное средство активизации музыкально-художественной подготовки студентов. Во-вторых, недостатки в образовании в известной мере связаны и с содержанием ныне действующих программ по предметам музыкального цикла.
К музыкальным дисциплинам относится, в частности, обучение игре на музыкальном инструменте. Содержание и процесс обучения студентов игре на фортепиано во многом не отвечают широким требованиям, предъявляемым к уаителю, ведущему музыкально-эстетическую работу в условиях общеобразовательной, школы.
Данный предмет, преподаваемый по принятой программе ( йн«
- 7 -дивидуальная музыкальная подготовка.М.,1989), не раскрывает в полной мере свой воспитательный потенциал по многим причинам» Во-первых, хотя этот предмет и включен в программу музыкально-художественного цикла, то есть должен представлять собой урок искусства, урок по выработке и привитию учащимся навыков художественного освоения мира, его чаще всего сводят к изучению различных теоретических положений по проблемам музыкознания, повышению исполнительского мастерства и т.д.; во-вторых, занятия лишены личностного смысла, так как при освоении материала не уделяется должного внимания критериям нравственной, эстетической оценки изучаемых музыкальных произведений» ориентации студента на эмоциональную отзывчивость, рефлексию; в-третьих,данная программа составлена без учета художественно-творческих, эмоционально-интеллектуальных возможностей студентов; в-четвертых, программа не нацелена на формирование внутреннего мира студента, его ценностных представлений, идеалов.
Понятие " отношение" выступает в качестве фундаментальной категории в ряде наук: философии, эстетике, психологии, социологии, педагогике и др. Современная психология указывает, что формирование человеческой личности есть формирование системы ее отношений к предметам и явлениям объективного мира. Вот почему педагоги считают, что их усилия должны быть направлены, прежде всего, на формирование нравственно-э^гтических, эстетических и других отношений личности, соответствующих требованиям сегодаяшнегддня.
Опыт практической работы в педвузе показывает, что в процессе изучения музыкальных произведений на индивидуальных занятиях по фортепиано студента вначале, как правило, затрудняют-
ся дать адекватную характеристику тому или иному музыкальному явлению.
При выполнении серии заданий на целостность восприятия и определение уровня развития эмоционально-интеллектуальных и творческих способностей студентов выяснилось, что обучаемые в большинстве случаев руководствуются лишь элементами логического анализа, в их оценках художественных ценностей отсутствует эмоциональная окраска в сочетании с желанием творческого "домысливания" подтекста художественного произведения, В результате широкого использования различных уровней педагогического -общения со студентами, опоры на их предшествующий музыкальный "слуховой опыт" С по выражению В.Б.Асафьева) повышается степень осмысления изучаемых музыкально-художественных ценностей, усиливается эмоционально-личностная окраска в их восприятии.
Сказанное выше подтверждает мысль &.С.Кагана о том, что специфика искусства как ценности проявляется в полной мере только тогда, когда искусство входит в сферу духовного общения между людьми, общения, как:
коммуникативной связи субъектов;
их взаимодействия;
взаимного восприятия.
Современная психология разработала самые различные стороны проблемы общений. Ввиду ее многоаспектности она рассматривается во многих областях психологии; социальной ( А.А.Бода-лев, А.Б.Петровский, Е.Дубрович), возрастной и педагогическое психологии ( М.йЛисина, П.В.Гальперин, В.В.Давыдов, Д.Б.Элько-нин, А.АДеонтьев, Б.А.Кан-^алик).
Б общении открывается возможность обогащения индивидуаль-
. 9 -
ного опыта личности. Данная категория рассматривается в работах Б $ Ломова, М.ЙЛисиной, MX.Кагана. В трудах перечисленных авторов анализируются функции, формы общения, однако недостаточно внимания уделяется изучению возможностей.общения в процессе эстетического воспитания учащейся молодежи. Между тем, роль общения чрезвычайно велика в формировании мотивационно-ценностной сферы личности будущего учителя, его эстетачеоких идеалов, ориентации, которые складываются в диалектическом противоборстве мнений, позиций и т.д.
Проблема педагогического общения в музыкальной педагоги-ке-одна из менее разработанных. Вместе с тем?опыт известных музыкантов-педагогов ( Г.Г.Нейгауза» Г.М.Когана, Н.К.Meтавра и др.) показал определенное влияние форм межличностных контактов на характер усвоения художественно- образного содержания произведений, изучаемых в исполнительском классе.
Анализ существующей системы музыкально-эстетической подготовки будущих учителей начальных классов выявил существенную недооценку роли общения в учебном процессе и полное отсутствие научно-практических рекомендаций по этому вопросу. Педагогическое общение, как фактор совершенствования профессионально-педагогической подготовки учителя,несомненно способствует формированию духовной культуры.
Процесс формирования ценностного отношения будущих учителей начальных классов к музыке как виду искусства является одним из важнейших аспектов развития общей эстетической культуры выпускников вуза ( Т.Л.Беркман, Г.А.Петрова.ГХ.Ригина). Анализ образовательной практики в высшей педагогической школе свидетельствует о том, что наиболее уязвимой в ней сферой являет-
- 10 -ся проблема воспитания положительного отношения учащейся молодежи к искусству. Нельзя не отметить, что ослабление престижа, приоритета духовной культуры в современном обществе в обязательном порядке должно было привести ( и привело) к равнодушному, а нередко и негативному отношению студентов педвуза к серьезной музыке.
Таким образом, актуальность избранной для исследования темы не вызывает сомнения. Ее изучение бесспорно важно, так как без научно-теоретического обоснования не может быть и эффективной реализации заложенных в ней идей. Вместе с тем,воспитание гармоничной личное ти,безусловно, предполагает формирование ценностного отношения к явлениям действительности вообще и к искусству, в частности.
Цель исследования- разработка эффективных педагогических путей формирования ценностного отношения к музыкальному искусству у будущих учителей начальных классов.
Объект исследования- процесс эстетического воспитания будущих учителей начальных классов в системе высшего педагогического образования.
Предмет исследования - процесс формирования ценностного отношения к музыкальному искусству на индивидуальных занятиях по фортепиано со студентами факультета педагогики и методики начального обучения.
Гипотеза - процесс формирования у будущих учителей начальных классов ценностного отношения к музыкальному искусству будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий: а) проведение целостного анализа музыкального произведения, раскрывающего обцеящлоряческие и специфические закономер-
- II -
ности музыкального развития; б) ориентация восприятия студентов в процессе постижения художественно- образной сущности изучаемых произведений на музыкально-эстетические ценности» связанные с категорией красоты; в) использование приемов активизации умственной деятельности С выделение главного» сравнение, обобщение); г) внедрение разнообразных форм педагогического общения студентов и преподавателя ( беседы, диалога, дискуссии) как форм организации индивидуальных занятий по фортепиано. При-ступая к исследованию, мы исходили из предположения, что совокупное использование данных условий и их объединение в дидактическую систему должно способствовать повышению уровня ценностного отношения студентов к музыке, достижению целенаправленного педагогического руководства их художественно- оценочной деятельностью.
В соответствии с целью и гипотезой были намечены следующие задачи исследования:
1, Изучить условия индивидуального музыкального обучения
студентов на факультете начальных классов:
а) проанализировать содержание программы по предмету "Му
зыкальный инструмент";
б) изучить опыт по использованию форм педагогического об
щения ( беседы, диалога, дискуссии) в практике преподавания в
фортепианных классах.
2. Разработать критерии определения уровней ценностного
отношения к искусству у будущих учителей начальных классов.
3. Организовать музыкально-художественную оценочную деятельность студентов, направленную на формирование ценностного отношения к музыке в процессе педагогического общения*
Методологической основой исследования являются теоретические положения социологических и пеихолого-педагогическкх наук об отношении человека к явлениям действительности и к искусству, о взаимосвязи ценности и оценки ( В.Брожик, О.Г.Дроб-ницкий, А.Г.Здравомыслов, М,С.Каган, Н.К.Крупская, Б »Т Лихачев, А.С.Макаренко, В.Б.Мясищев, А.Б.Толстых, В.П.Тугаринов, С.Т.Шацкий, В.й.&дов), об основных категориях эстетики С А.И, Буров, А.Ф. Лосев, М,Ф, Овсянников, В.П.Шестаков и др.). Автор опирался на следующие положения психологии; а) о единстве деятельности и общения ( А.А.Водалев, А.А.Леонтьев); б) о межличностных контактах как форме сотрудничества ( Л.С.Рубинштейн);
в) о специфике восприятия искусства и художественно- эстети
ческого творчества ( Я.С.Выготский, В.М.Теплов, Е.М.Торшилова);
г) об активизации умственной деятельности С П.й.Гальперин,
В.Ф.Паламарчук, Н.Ф.Талызина). Теоретической базой послужили
также некоторые положения музыковедческой науки о восприятии,
анализе и оценке музыкального произведения ( В.В.Асафьев, В.Д.
Критская, Е.В.Назайкинский, В.Н.Холопова, Т.В.Чередниченко,
Г.М.Цыпин). В качестве методологической базы исследования ис
пользовались работы совремекныхи^еленоватёлейв области музыко
знания ( А.Г. Костюк, В.В.Медушевский, ^.НДолопов), а также
музыкально-педагогическая концепция Д.Б.Кабалевского.
Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования:
I. Теоретические:
а) анализ психолого-педагогической, методической , искус
ствоведческой, музыковедческой литературы;
б) моделирование.
2. Эмпирические:
а) анализ учебной документации по предмету;
б) обобщение личного педагогического опыта автора иссле
дования;
в) диагностирование, включающее анкетирование» беседу,
наблюдение, тестирование;
г) эксперимент ( констатирующий, формирующий, контрольный).
Научная новизна и теоретическая значимостьисследования ааключаются в следующем;
охарактеризован феномен ценностного отношения будущих учителей начальных классов к музыкальному искусству;
определена структура ценностного отношения студентов к музыке;
разработаны критерии определения уровней ценностного отношения к искусству у будущих учителей начальных классов;
теоретически обоснована и экспериментально апробирована дидактическая система формирования у студентов ценностного отношения к музыке, определены педагогические условия, которые способствуют развитию ценностного отношения. Беседа, диалог, дискуссия ( как формы организации индивидуальных занятий по фортепиано) представляют собой систему обучения, предусматривающую возможность различных творческих ценностных позиций.
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
- разработана методика целенаправленного формирования у
студентов ценностного отношения к музыке.
Теоретические положения исследования могут быть использованы преподавателями по фортепиано на факультете начальных клас-
- 14 _
сов, а также в качестве дополнительного методического материала при чтении курса " Методика музыкального воспитания".
Достоверность исследования обеспечена использованием методологических подходов, отражающих фундаментальные положения теорий отношения, ценности и оценки, общения, восприятия; анализов современных философских, социологических, психологических и педагогических работ по проблеме исследования; совокупностью исследовательских методов, адекватных предмету, объекту и цели исследования.
Апробация исследования и практическое внедрение его осуществлялось: а) в процессе опытно- экспериментальной работы на индивидуальных занятиях по фортепиано на факультете начальных классов Башкирского государственного педагогического института; б) в ходе выступления автора на научно-практических конференциях в гг.Бирске и Уфе ( 1993-1994 г.г.), на республиканской научно- методической конференции в г. Уфе ( 1995 г.); в) посредством публикации основных результатов диссертационной работы.