Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Духовно-экологическое содержание и формы народных игр как средство развития младших подростков Протасова Елена Владимировна

Духовно-экологическое содержание и формы народных игр как средство развития младших подростков
<
Духовно-экологическое содержание и формы народных игр как средство развития младших подростков Духовно-экологическое содержание и формы народных игр как средство развития младших подростков Духовно-экологическое содержание и формы народных игр как средство развития младших подростков Духовно-экологическое содержание и формы народных игр как средство развития младших подростков Духовно-экологическое содержание и формы народных игр как средство развития младших подростков Духовно-экологическое содержание и формы народных игр как средство развития младших подростков Духовно-экологическое содержание и формы народных игр как средство развития младших подростков Духовно-экологическое содержание и формы народных игр как средство развития младших подростков Духовно-экологическое содержание и формы народных игр как средство развития младших подростков Духовно-экологическое содержание и формы народных игр как средство развития младших подростков Духовно-экологическое содержание и формы народных игр как средство развития младших подростков Духовно-экологическое содержание и формы народных игр как средство развития младших подростков
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Протасова Елена Владимировна. Духовно-экологическое содержание и формы народных игр как средство развития младших подростков : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Москва, 1998 202 c. РГБ ОД, 61:99-13/2-0

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Проблема экологического воспитания подростков в современной педагогической науке и практике

1.1. Педагогическая наука и практика о содержании экологического воспитания подростков 13-30

1.2. Народные игры в контексте актуальных проблем экологического воспитания личности 31-56

1.3. Потенциальные возможности содержания и форм народных игр для развития младших подростков 57-78

Выводы по I Главе 79-80

Глава II. Методика использования народных игр в экологическом воспитании младших подростков

2.1. Типология народных игр духовно - экологического содержания и её использование в работе с детьми 10-12 лет 81-105

2.2. Опытно - экспериментальное изучение влияния духовно- экологического содержания и форм народной игры на развитие младших подростков 106-138

2.3. Условия эффективного включения народных игр в экологическое воспитание подростков 139-154

Выводы по II Главе 155-156

Заключение 157-162

Библиография 163-176

Приложения 177-202

Введение к работе

Духовное возрождение России, возвращение к здравому смыслу формирования личности, воспитание как приоритетное направление становления внутреннего мира человека - взаимосвязанные и логически предопределяющие друг друга явления современности. В самые сложные и противоречивые периоды в любой из цивилизованных стран оздоровление общества начиналось с образовательной политики, так как социальная аксиома «дети - наше настоящее и будущее» принимается в таких государствах априори. Сложен путь духовного обновления России: сознание перестраивается медленнее и труднее всего... Не спешит и современная школа с осознанием того, что не культура является частью образования, а образование есть та часть культуры, которая ответственна за передачу опыта.

Проблема становления духовного мира человека, той неповторимой сущности, вокруг которой формируется личность, на пороге III тысячелетия тесно связана с проблемой выживания человечества. Не случайно реалиями современности стали явления одного порядка: потребительское отношение к природе и рост жестокости, агрессивности внутри самого общества. Стремительное развитие науки, техники, производства оказало отрицательное воздействие не только на атмосферу, воду, ресурсы, но и привело к гибели памятников природы и культуры, отчуждению людей друг от друга, от самих себя.

Глобальные проблемы и противоречия складываются из региональных, а те во многом коренятся в человеческой личности, формирование которой сегодня немыслимо без осознания того, что Природа образует отправную точку целостного и нормального развития каждого индивида, а единство развитого экологического сознания, духовно-нравственного и деятельного отношения к

реальному миру выступает основополагающим фактором воспитания подлинно интеллигентной и цивилизованной личности. Культура общества, при участии которой складывается личность, - немаловажный аспект, ориентирующий подрастающее поколение в отношениях с природой.

Проблема человека, его отношения к природе, к другому человеку и самому себе во все времена являлась актуальной. Это есть то главное, что объединяет фундаментальные теории философской мысли (Платон, Демокрит, Аристотель, И.Кант, В.С.Соловьёв, В.И.Вернадский). Значение природы как воспитательного фактора раскрывали в своих трудах и педагоги-классики Я.А.Коменский, Ж-Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский, подчёркивая возможность гармоничного развития личности в условиях максимального приближения к природе.

На современном этапе развития общества, когда экологически неблагополучными оказались многие территории России, а для разных стран мира вопросы кардинального изменения в системе «человек - природа» стали «Повесткой дня на XXI век», всё большее число исследователей приходит к выводу, что экологический кризис - это во многом мировоззренческий кризис. С этой точки зрения решение экологических проблем невозможно без изменения преобладающего в обществе антропоцентрического экологического сознания, а значит, и без преобразований в сфере воспитания.

В настоящее время исследование экологических проблем осуществляется
в различных научных отраслях. Социально-философские подходы к сущности
экологического воспитания представлены в работах Э.В.Гирусова,
Д.С.Лихачёва, Н.ММамедова, Н.Н.Моисеева, А.Д.Урсул, К.И.Шилина;
психологические аспекты рассматривают Н.Н.Вересов, С.Д.Дерябо, В.А.Ясвин;
разработке принципов экологического образования в средней школе, идее его
интегрированного содержания, взаимосвязи глобального, национального и
краеведческого раскрытия проблем в учебном процессе посвящены
исследования А.Н.Захлебного, И.Д.Зверева, Б.Г.Иоганзена,

А.П.Сидельковского, И.Т.Суравегиной; взаимодействие экологического,

эстетического и нравственного воспитания в целостном учебно-воспитательном процессе достаточно полно раскрыто в работах Б.Т.Лихачёва, Б.П.Юсова, Л.П.Печко; существующие технологии экологического воспитания представлены программными моделями «Экология и культура» (Н.С.Дежникова, И.В.Цветкова), «Экология и диалектика» (Л.В.Тарасова), системой начального естественно-научного и экологического образования (А. А. Плешаков).

Широко рассматривается экологическая проблематика в работах зарубежных учёных (П.Тейяр де Шарден, Ж.Дорст, Д.Ж.Маркович, Ю.Одум, А.Печчеи, К.Уайт), которые раскрывают диалектику противоречий между человеком и природной средой в процессе развёртывания научно-технического прогресса. Трудно не согласиться с Аурелио Печчеи, который в своей книге «Человеческие качества» отмечает: «Просто поразительно, сколько культурного богатства и разнообразия вложил человек за стовековую, а возможно, и ещё более длительную историю в свой язык, традиции устного творчества, письменность, обычаи, музыку, танцы, искусство подражания, памятники, изобразительное искусство... К несчастью, не менее поразительной ... была и его печальная способность уничтожать, сглаживать, осквернять и забывать это бесценное наследие» (131; 43). А.Печчеи убеждён, что через совершенствование самого человека, в том числе на основе культурного наследия, возможно «обуздание технической революции» и достойное будущее человечества.

Бесспорно, научно-познавательный аспект экологического образования, преобладающий в исследованиях, важен, но экологическое воспитание личности требует единства научного знания и чувственного, эмоционально-ценностного восприятия природных и социальных явлений. Следовательно, процесс экологического воспитания не сводим к усвоению определённых знаний; тесно соприкасаясь с нравственным, он оказывает влияние на состояние духа человека, его отношение к природе и всему живому, на сознательную организацию деятельности, в основе которой ответственность перед природой, обществом, другими людьми и самим собой.

Обращение педагогов к традиционной культуре воспитания, той её части, которая позволяет осваивать красоту и мудрость экологического опыта народа наиболее эффективно, - игре, открывает большие возможности для расширения всей системы экологического воспитания. В социально-педагогической практике многих поколений использование игры связывали с духовным и физическим здоровьем человека. Выступая как особый вид человеческой деятельности, игра придаёт развитию личности экологически здоровый, чистый характер, формирует специфические системы ценностей, позволяет задействовать в процессе экологического воспитания те позитивные внутренние ресурсы, которые заложены в природе ребёнка.

Известные исследователи игры Е.А.Покровский, Г.С.Виноградов, Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, В.Г.Яковлев, В.М.Григорьев, С.А.Шмаков отмечают ведущее значение игры в эмоциональном развитии детей, её способность стимулировать высокий уровень мотивации и эмоциональной включённости, выступать средством всестороннего развития личности. Отражённые в народной игре представления, взгляды, идеи, навыки и приёмы освоения отношений человека с миром природы находят у сегодняшних детей глубокий эмоциональный отклик. А по качеству воздействия на ребёнка непреходящих ценностей, заложенных в игре, со средствами традиционной культуры воспитания не сможет соперничать ни одна инновационная система или методика. Не случайно принцип народности в общественном воспитании, открытый и разработанный К.Д.Ушинским, на современном этапе развития школы получает новое звучание и актуальность.

Естественной основой процесса экологического воспитания являются складывающиеся в различные возрастные периоды отношения ребёнка с окружающей его природной и социальной средой. Каждый возраст в поступательном движении формирования экологической культуры личности как процесса освоения опыта и определённого результата воспитания важен по-своему. Но именно подростковый период занимает особое место, так как подростки начинают осознавать не только себя, свою личность и

субъективность, но и природу, социокультурную среду. В этом возрасте создаются условия для возникновения и развития сознательного взаимоотношения с природой и людьми, освоения культуры как области человеческого бытия, «...где следует искать ответы на экологические проблемы, поскольку в её основании лежат смысложизненные ценности, которые, в свою очередь, покоятся на фундаменте «абсолютных», «вечных» или, как сейчас чаще говорят, общечеловеческих ценностей» (31; 4).

Актуально развитие эмоционально-ценностного восприятия подростками мира природы и культуры ещё и потому, что «...экологию нельзя ограничить только задачами сохранения природной биологической среды. Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды - задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда так же необходима для его духовной, нравственной жизни, для его «духовной оседлости», для его привязанности к родным местам, для его нравственной самодисциплины и социальности» (101; 50).

По мнению Г.Н.Волкова, национальные традиции воспитания являются не только главным условием духовного становления личности, но и той основой, на которой происходит взаимообогащение культур. Традиционные народные игры, составляющие неотъемлемую часть культуры любого народа -универсальный путь проявления вечных духовных ценностей, способ миростановления ребёнка, условие его нормального развития; народная игра незаменима как фактор гуманизации отношений в мире детей и взрослых, основа знакомства и приобщения подростков к национальным традициям, путь обретения индивидуальной, семейно-родовой, общенародной памяти. Несмотря на чрезвычайно большие воспитательные возможности, заложенные в игре, в практике воспитания, в том числе экологического, она используется крайне редко.

Всё вышесказанное обусловило выбор темы исследования: «Духовно-экологическое содержание и формы народных игр как средство развития младших подростков», проблема которого определена следующим образом: каковы практические возможности содержания и форм народной игры в экологическом воспитании младших подростков?

Объект исследования - развитие младших подростков как результат взаимодействия внутренних сущностных сил ребенка и педагогических усилий.

Предмет исследования - механизм влияния духовно-экологического содержания и форм народной игры на развитие детей 10-12 лет.

Цель исследования заключается в теоретико-практическом обосновании возможностей содержания и форм народной игры для развития младших подростков и раскрытии педагогических условий, позволяющих использовать её духовный потенциал.

Рабочая гипотеза

  1. Содержание и формы народных игр могут являться эффективным средством развития детей 10-12 лет, если несут в себе потенциал духовности и направляют сущностные силы подростка (физические, нравственные, интеллектуальные) на развитие и саморазвитие.

  2. Духовно-экологическая направленность народных игр позволяет использовать их в экологическом воспитании младших подростков на основе специальных игровых комплексов, ориентированных на возрастные потребности детей и возможности разнообразного освоения содержания и форм народной игры подростками.

  3. Результативность включения народных игр в экологическое воспитание подростков обеспечивается рядом условий: профессиональной подготовленностью педагога к трансляции духовно-экологического потенциала народных игр, постепенным усложнением и обогащением игровых форм, целесообразным сочетанием активного отдыха подростков на основе народных игр и природоохранной деятельности детей и др.

В соответствии с данными предположениями и целью были определены задачи исследования:

выявить потенциальные возможности содержания и форм народной игры для развития младших подростков;

разработать типологию народных игр духовно-экологического содержания и направления её использования в экологическом воспитании детей 10-12 лет;

провести опытно-экспериментальное изучение практических возможностей развития младших подростков средствами содержания и форм народной игры;

обосновать педагогические условия, обеспечивающие результативное использование народных игр в экологическом воспитании подростков.

Методологическую основу исследования составляют важнейшие философско-педагогические положения о сущности личности, её неразрывной взаимосвязи с природой и социальной средой, целеустремлённом и творческом характере развития; идеи психологов и педагогов о единстве развития, формирования и воспитания личности. В исследовании мы опирались на концептуальные идеи о роли игры как средстве развития личности, представленные в работах Е.А.Покровского, В.М.Григорьева, С.А.Шмакова, Д.Б.Эльконина, В.Г.Яковлева; на концепцию учёных лаборатории экологической культуры личности ИРЛ РАО (Б.Т.Лихачёв, Н.С.Дежникова и другие).

Для решения поставленных в исследовании задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы: теоретические (анализ, синтез, аналогия, абстрагирование, моделирование, конкретизация) и эмпирические (наблюдение, опрос, анкетирование, интервьюирование, беседа, метод экспертных оценок, изучение и обобщение передового педагогического опыта, изучение продуктов творческой деятельности детей и педагогов, опытно-экспериментальная работа).

В исследовании использовался 20-летний опыт творческой деятельности диссертанта в народном театре г.Соликамска Пермской области.

Организация и база исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе образовательных учреждений г.г. Соликамска, Красновишерска, Березники, Александровска, Кизела Пермской области, в летних оздоровительных центрах Соликамско-Березниковского района Пермской области, в Соликамском государственном педагогическом институте.

Исследование проводилось в несколько этапов:

I этап: 1992-1993 гг. - изучение состояния вопроса в педагогической науке
и практике, анализ теоретических основ экологического воспитания подростков,
систематизация опытного материала.

II этап: 1994-1995 гг. - определение целей, задач, общей стратегии
исследования, изучение практического опыта включения народных игр в работу с
подростками, разработка методических материалов для педагогов школ и
внешкольных учреждений.

III этап: 1995-1998 гг. - опытно-экспериментальная работа с целью
проверки теоретических положений исследования, обработка и анализ полученных
данных, оформление результатов работы.

Научная новизна и теоретическое значение исследования заключается в раскрытии потенциала содержания и форм народных игр для развития младших подростков, в разработке методики использования комплекса народных игр, ориентированных на возрастные потребности детей 10-12 лет и возможности разнообразного включения народных игр в экологическое воспитание, в выявлении совокупности педагогических условий, обеспечивающих результативное использование народных игр в экологическом воспитании подростков.

Практическая значимость исследования состоит в разработке методических материалов, которые прошли апробацию в школьной практике, вузовской и послевузовской педагогической подготовке; теоретические выводы и методические рекомендации, содержащиеся в исследовании, могут быть включены в разработку программ воспитания детей в различных типах образовательных

II учреждений; в работу проблемных групп студентов по изучению и обобщению передового педагогического опыта.

Достоверность и обоснованность результатов обеспечены совокупностью исходных методологических и теоретических положений, взятых в основу исследования, длительным характером изучения передовой педагогической практики, организацией опытно-экспериментальной работы в различных воспитательных учреждениях, применением методов, адекватных объекту, цели, задачам исследования, внедрением в практику методических материалов и их положительной оценкой педагогами, а также опорой на личный опыт работы диссертанта в школе и педвузе.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические и практические положения диссертации, результаты опытно-экспериментальной работы обсуждались на внутривузовских научно-практических конференциях преподавателей и студентов Соликамского государственного педагогического института (1994-1998г. г.), региональной научно-практической конференции «Проблемы образования на современном этапе» (Соликамск, 1995), IV научно-практической конференции молодых учёных «Актуальные проблемы воспитания и развития личности: теория и практика» (Москва, 1996), межвузовской научно-практической конференции «Экологические проблемы и способы их решения» (Соликамск, 1996), международной научной конференции «Российская наука в конце XX столетия» (Соликамск, 1996), всероссийской научно-практической конференции «Социально-экологические принципы гармонизации и активизации созидательной деятельности людей в промышленных центрах» (Березники, 1997), заседаниях лаборатории экологической культуры личности Института развития личности РАО (1994-1998).

Материалы исследования внедрены в учебно-воспитательный процесс Соликамского государственного педагогического института, использовались в практике работы школ и внешкольных учреждений Пермской области, на теоретических и методических семинарах директоров школ, организаторов

народного образования, учителей, в работе школьно-вузовского объединения педагогов г.Соликамска - кафедры игровых технологий, отражены в 11 публикациях. Отдельные материалы исследования были представлены на Всероссийский конкурс проектов по фундаментальным исследованиям в области гуманитарных наук (1997), который проводился Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Содержание и формы народных игр являются эффективным средством развития детей 10-12 лет, так как обладают потенциальными возможностями раскрывать сущностные силы младшего подростка, обогащать его мировосприятие, направлять активность подростка на духовно-нравственные устремления.

  2. Практическая реализация потенциала народных игр в экологическом воспитании младших подростков обеспечивается специальными игровыми комплексами, ориентированными на возрастные потребности детей и возможности разнообразного освоения подростками содержания и форм народной игры.

  3. Педагогические условия результативного использования народных игр в экологическом воспитании подростков включают подготовленность педагога к трансляции духовно-экологического потенциала народных игр; создание культурной среды, позволяющей воспитанникам ориентироваться на общение, творчество, созидательную активность, расширение сферы взаимодействия детей и родителей.

Структура диссертации:

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Педагогическая наука и практика о содержании экологического воспитания подростков

В комплексе глобальных противоречий современного общества, представляющих концентрированное выражение сложностей социального и духовного развития нашей цивилизации, значительное место занимают экологические проблемы. Несмотря на то, что вся история возникновения и развития человечества связана с природой, «...осознание как глобальной проблемы современного человечества экологического кризиса, который часто выражается в локальных и межнациональных рамках, развивалось постепенно. Вначале, в период раннего столкновения с проблемами экологического кризиса, преобладало сознание, что их можно решить достаточно легко - при учёте знаний экологии и применении соответствующей техники и технологии, при одновременной ликвидации вредных действий» (109; 162).

За длительную историю своего развития человечество неоднократно испытывало разнообразные удары, наносимые природой. Сила этих ударов во многом зависела не от природных явлений, а от самого человека. Крупнейшая катастрофа XX века произошла в Чернобыле, в результате которой был поражён район с населением в несколько миллионов человек. Нет гарантий ни от подобных ядерных аварий, ни от других, в том числе природных катастроф, которые превращают целые районы Земли в зоны экологических бедствий. Достаточно назвать такие зоны, возникшие вследствие сейсмических толчков, как Армения (1988 г.), Калифорния (1989 г.).

Всё большее внимание обращают экологические бедствия, спровоцированные человеком, среди которых Чернобыль и Приаралье. В конце 90-х гг. экологические проблемы приобретают всеобъемлющий характер. По мнению Д.Ж.Марковича, мы вступили в тот период отношений общества и природы, когда человек меняет природу, но часто эти перемены ставят вопрос о самом существовании человека (109; 87). Наглядным подтверждением тому в России является увеличение количества территорий экологического неблагополучия, к числу которых относится и Уральский регион. Бездумная эксплуатация природных запасов, большое количество ресурсопотребляющих и энергоёмких предприятий, серии ядерных взрывов, проведённые в 70-е гг. в опытно-промышленных целях, привели к тому, что среди 35 наиболее загрязнённых российских городов каждый четвёртый - уральский. В их числе Пермь и Березники.

Беспрецедентное и зачастую слабо контролируемое развитие современной технологической цивилизации не могло не сказаться на здоровье россиян. Приведём примеры по Березниковско-Соликамскому району Пермской области, где атмосферная загрязнённость непосредственно влияет на заболеваемость населения, в том числе детей. В рамках программы медико-экологической реабилитации территорий Пермским научно-исследовательским институтом детской экопатологии выполнен анализ результатов химико-аналитического содержания токсичных примесей в биосредах детей города Соликамска. Полученные показатели сопоставлены с динамикой выбросов загрязняющих веществ в атмосферу воздуха в 1994-1996 годах.

Анализ показал, что «...в биосредах детей идентифицируются соединения, наиболее специфичные для выбросов данной территории», то есть обнаруживается их совпадение. При этом концентрации превышают предельно допустимые уровни в 2-4 раза. Так, содержание цинка зашкаливает в волосах в 1,5 раза, хрома - в 2,7 раза, никеля - в 4,3 раза, марганца - в 2 раза... Наличие названных концентраций в биосредах, по мнению учёных, пагубно сказывается на здоровье детей (105). Приведём ещё один пример. Состояние новорожденных Соликамские медики называют катастрофическим: из 1200 детей, появившихся на свет в 1997 году, 604 родились уже больными или заболели вскоре после рождения. Результаты медицинских осмотров детей дошкольного и школьного возраста также вызывают тревогу (Приложение 1; 177).

В целом по России среди детей до 14 лет увеличилась частота болезней системы кровообращения (в 2,2 раза), костно-мышечной системы (в 2 раза), мочеполовой системы (в 1,8 раза), крови и кроветворных органов (в 1,7 раза), эндокринной системы (в 1,5 раза) и органов пищеварения (в 1,4 раза), выросла заболеваемость новообразованиями, активным туберкулёзом (61; 10-11). Появление экологозависимых болезней опасно для здоровья ребёнка, имеющего незрелые защитно-приспособительные механизмы. Природа и человек взаимосвязаны. Сегодня осознание этой аксиомы необходимо каждому, так как к концу XX столетия человечество, достигнув небывалых высот в различных областях, в то же время подошло к «зияющей пропасти», куда могут рухнуть вся современная цивилизация и культура. Угроза гибели жизни на Земле, расширяя фронт воздействия на окружающую среду, самым непосредственным образом приблизилась к человеку.

Проведение крупнейших международных конференций в Стокгольме (1972), Ванкувере (1976), Тбилиси (1977), Найроби (1982), Москве (1987), Рио-де-Жанейро (1992) свидетельствует о том, что экологическая проблематика не знает границ, а выход из кризиса предполагает не только технологические изменения, но и соответствующую деятельность в области просвещения. Так, в документах встречи глав государств и правительств 179 стран Земли, проходившей в 1992 году в Рио-де-Жанейро, указывается, что просвещение может помочь людям в усвоении таких экологических и этических норм, ценностей и отношений, профессиональных навыков и образа жизни, которые требуются для обеспечения устойчивого развития. Однако вопрос о том, каковы же эти нормы, ценности и отношения, был оставлен без ответа.

Потенциальные возможности содержания и форм народных игр для развития младших подростков

Мироощущение отдельной личности, основанное на сопричастности всему живому, обнаруживается и проявляется через общение, когда один человек проникает в духовный мир другого, отражается в нём, познаёт себя, получает возможность самовыражения, сравнения нравственно-эстетической оценки самого себя с оценками других людей. В свою очередь, общение с природой и забота о ней делают человека нравственнее и гуманнее. Процесс формирования экологического сознания сложен и противоречив, он тесно соприкасается с духовным становлением личности, обретением нравственного смысла и качества человеческого бытия.

Согласимся и с тем, что нравственное самоопределение личности возможно лишь при условии «открытости» культурного пространства, создания такой атмосферы непосредственной среды жизнедеятельности, которая способна облагораживать и укреплять духовное начало в ребёнке, гармонизировать его отношения с окружающим миром. Приобщение к культурному опыту поколений есть тот путь, который способен создать внутренний стержень личности, воспитать чувство сострадания, потребность заботиться о близких, сформировать историческую и национальную память, устремлённость в будущее, способность адаптироваться к существующим условиям в органичных для подростка индивидуальных формах. Действенным средством на этом пути является народная игра.

Многие отечественные и зарубежные учёные полагали, что игра возникает в свете духовности и служит источником духовного развития ребёнка. К.Д.Ушинский, родоначальник теории игры в отечественной науке, ценя двигательную активность ребёнка в игре, на первое место выдвигает потребности души. В широком обращении к народности, тесно связанной с задачами формирования личности, воспитания у детей любви к родине, гуманности, правдивости, чувства самолюбия в его правильном понимании, трудолюбия, ответственности, эстетического отношения к жизни К.Д.Ушинский видел путь к подъёму отечественного образования, так как все эти качества исходят от народа и соотносятся с его характером и традициями.

В своих работах «О народности в общественном воспитании» (153, Т.1, 194-256), «О необходимости сделать русские школы русскими» (153, Т.2, 358-363), «Три элемента школы» (153, Т.1, 177-193), «О нравственном элементе в русском воспитании» (153, Т.2, 27-57) он проводит следующую мысль: здоровое развитие и воспитание личности должно опираться на историю, культуру, традиции, без чего невозможно укоренение в сознании подрастающего поколения понятий, определяющих духовную жизнь нации: Родина, родной язык, родная природа, народ, его история, культура. Именно через эти понятия и происходит нравственное становление личности, обретение тех корней, без которых немыслимо существование человека.

Принятая в 1989 году Генеральной Ассамблеей ООН «Конвенция о правах ребёнка» - первый документ, в котором государства-участники, в том числе Россия, признали в статье № 31 «право ребёнка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством». В разных странах зародилось и развивается широкомасштабное движение за игру, создаются творческие ассоциации, союзы и коллективы для изучения игр и путей их внедрения в школьную практику. В России исследователей игры объединяет межрегиональная ассоциация «Народная педагогика» (президент - Г.Н.Волков). Большую роль в реализации научных достижений последних лет, в формировании исследовательских интересов в изучении мира детства играют проводимые с 1987 года Виноградовские чтения - конференции, посвященные памяти иркутского фольклориста и этнографа Г.С.Виноградова.

Несмотря на то, что в конце XX столетия различные игры широко используются в практических целях, народная игра, проверенная временем и основанная на интуитивно-правильном понимании ребёнка и его потребностей, занимает особое место. Воспитательное и развивающее значение традиционных игр отмечали известные мыслители разных эпох Платон, Аристотель, Ф.Рабле, Д.Локк, Я.А.Коменский, Ж.-Ж.Руссо, Е.А.Покровский, К.Д.Ушинский, Я.Корчак, отмечая их непреходящую ценность в физическом и духовном становлении ребёнка.

Много сделали для разработки педагогической теории игры и её практического применения в воспитании такие отечественные педагоги и психологи, как М.Я.Басов, П.П.Блонский, Л.С.Выготский, А. В. Запорожец, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, С.Т.Шацкий, Д.Б.Эльконин и др. Однако игра длительное время исследовалась как ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Выработаны общие принципы и конкретная методика педагогического руководства игрой прежде всего в дошкольном воспитании. Менее разработанными являются проблемы подростковой игры.

В различных педагогических аспектах игры подростков исследовали Н.П.Аникеева, Л.В.Былеева, О.С.Газман, В.М.Григорьев, О.С.Кель, Т.Е.Конникова, И.М.Коротков, Е.С.Махлах, Е.М.Минский, М.Н.Скаткин, В.А.Сухомлинский, С.А.Шмаков, В.Г.Яковлев; подростковым играм посвящены диссертационные исследования А.И.Ткаченко (1977), Л.Г.Ефимовой (1991), Л.С.Малик (1994), Г.Н.Назаренковой (1994), Н.В.Ивочкиной (1996) и др.

Несмотря на недостаточную изученность подростковых игр и крайне редкую практику применения целенаправленно организованных игр с заданным педагогическим влиянием, подчеркнём, что в силу специфических характеристик, присущих игре, она значима для данного возраста как средство оптимизации всей деятельности детей, гуманизации их жизни, улучшения душевного и физического здоровья. Для развития теории и практики подростковой игры большое значение имеют общетеоретические труды современных исследователей В.М.Григорьева и С.А.Шмакова, открывающие новые возможности для исследования игр и их включения в целостный учебно-воспитательный процесс.

Теоретико-методологические исследования В.М.Григорьева раскрывают сущность, специфику, возможности народной педагогики игры (НПИ), «...охватывающей народные игры и этнопедагогические способы применения других игровых средств воспитания, в том числе ещё не ставших традиционными народными играми, но близких или переходных к ним» (41; 4). В.М.Григорьев отмечает социально-педагогическое содержание НПИ, её синкретичность, самобытное сочетание свойств НПИ как специфической области культуры, способность моделировать актуальные для развития человека стороны действительности, близость к гуманистическому идеалу всестороннего и гармоничного развития личности, органичную соединённость в НПИ воспитания и развития и непротивопоставленность этих процессов в становлении личности (41).

В.М.Григорьевым разработана классификация народных игр по их функциям в воспитании и развитии человека. Исследователем выделен класс игр с освоением отдельных сторон культуры: физической (подвижные игры), эстетической (художественные игры), интеллектуальной (познавательные игры), предметно-трудовой, класс игр выбора направленности развития «как отдельной личности, так и различных групп, как сугубо индивидуальной, так и общественной направленности», класс игр массовой организации, «нулевой» класс форм, переходных от игры к другой деятельности или наоборот - к игре от предшествующих ей форм деятельности (41; 89).

Типология народных игр духовно - экологического содержания и её использование в работе с детьми 10-12 лет

Опытно-экспериментальное исследование было посвящено изучению практических возможностей развития младших подростков средствами содержания и форм народной игры. В подростковых коллективах летних оздоровительных центров, досуговых объединений, общеобразовательной школы, гимназии, театральной студии отрабатьгоалась гипотеза, согласно которой народные игры, включённые в целостный учебно-воспитательный процесс, оказывают влияние на развитие эмоционально-ценностных отношений детей 10-12 лет к самим себе, другим, миру природы и культуры.

В данной главе диссертации представлена типология народных игр духовно-экологического содержания и её использование в работе с детьми 10-12 лет. Описание опытно-экспериментального исследования дано во взаимосвязи с различными направлениями деятельности школьных и внешкольных коллективов, через опыт конкретных учителей. Отдельные части исследования описаны в ретроспективе, что позволяет увидеть тенденцию развития игрового опыта. В реализации программы опытной работы принимала участие творческая группа педагогов, чей профессиональный опыт позволил углубить разработанные подходы.

Особое место мы отвели обобщению практики воспитания с целью вычленения наиболее существенных черт, особенностей передового опыта. Более детальному его изучению и развитию способствовала непосредственная деятельность диссертанта в качестве учителя истории, участника самодеятельного творческого коллектива, преподавателя Госпединститута г.Соликамска Пермской области. В общей логике исследования заключительный параграф главы содержит материалы по подготовке студентов и учителей к использованию народных игр в практике работы с детьми, обоснование условий результативного включения народных игр в экологическое воспитание подростков.

Возникший в последние годы интерес к использованию народных игр в педагогическом процессе нельзя назвать случайным. Именно в игре и через игру возможно предоставить личности позицию субъекта деятельности, создать пространство самореализации, перенести результаты разных игровых открытий на совершенствование дальнейшей практической деятельности. Игра необходима подростку для нормального физического и духовного развития, эмоционального обогащения, овладения экологической культурой. Обращение к народной игре как действенному средству развития младших подростков позволяет через специально отобранные игры, отвечающие возрастным потребностям детей, разработанные направления включения народных игр в развитие младших подростков, создание соответствующих педагогических условий обогащать эмоционально-ценностные отношения детей 10-12 лет.

Исходя из данного положения, мы ставили перед собой следующие задачи:

изучение практики использования потенциала народных игр в работе с подростками на основе анализа массового и передового педагогического опыта;

поиск в обширном традиционном наследии народных игр, которые могут быть включены в экологическое воспитание младших подростков, создание типологии игр;

определение направлений и специфики организации народных игр с детьми 10-12 лет с целью введения отобранных игр в оборот активных средств экологического воспитания;

проверка результативности разработанных подходов в процессе опытно-экспериментальной работы;

обоснование условий, способствующих эффективному включению народных игр в экологическое воспитание подростков.

Исследование проводилось в 3 этапа в течение 1995-1998 гг. на базе образовательных учреждений г.г. Соликамска, Красновишерска, Березники, Кизела, Александровска Пермской области, в летних оздоровительных центрах Соликамско-Березниковского района Пермской области, в Госпединституте г.Соликамска.

I этап: изучение практики включения народных игр в работу с подростками;

II этап: разработка типологии народных игр и направлений практического использования игры в работе с детьми 10-12 лет;

III этап: опытно-экспериментальное изучение влияния духовно-экологического содержания и форм народной игр на развитие младших подростков.

На протяжении 1995-1998 гг. проводилась целенаправленная подготовка студентов и учителей к включению народных игр в учебно-воспитательный процесс школ и внешкольных учреждений; апробация различных направлений по развитию игровой культуры взрослых явилась составной частью исследования.

Как показал теоретический анализ проблемы, влияние народных игр, составляющих остов традиционной культуры воспитания, на обогащение эмоционально-ценностных отношений подростков к себе, другим, природе и культуре приобретает специфическую направленность и включает в себя следующие ведущие идеи:

создание условий для формирования у младшего подростка адекватного образа «Я», осознания своей индивидуальности, самоценности в соотнесении с жизнью других людей, окружающего мира;

обогащение нравственного опыта подростка через развитие его интересов и творческих возможностей, обеспечивающих свободную ориентацию в различных жизненных ситуациях;

воспитание у детей 10-12 лет культуры межличностных отношений, совместной деятельности, способности строить отношения с людьми на нравственных началах и уважении.

Похожие диссертации на Духовно-экологическое содержание и формы народных игр как средство развития младших подростков