Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия развития самопознания подростков средствами восточных единоборств Павличенко Алексей Васильевич

Педагогические условия развития самопознания подростков средствами восточных единоборств
<
Педагогические условия развития самопознания подростков средствами восточных единоборств Педагогические условия развития самопознания подростков средствами восточных единоборств Педагогические условия развития самопознания подростков средствами восточных единоборств Педагогические условия развития самопознания подростков средствами восточных единоборств Педагогические условия развития самопознания подростков средствами восточных единоборств Педагогические условия развития самопознания подростков средствами восточных единоборств Педагогические условия развития самопознания подростков средствами восточных единоборств Педагогические условия развития самопознания подростков средствами восточных единоборств Педагогические условия развития самопознания подростков средствами восточных единоборств
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Павличенко Алексей Васильевич. Педагогические условия развития самопознания подростков средствами восточных единоборств : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Хабаровск, 2001 180 c. РГБ ОД, 61:02-13/673-2

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Развитие самопознания подростков, занимающихся восточными единоборствами, как философско-психологическая и педагогическая проблема 13

1.1. Философско-психологические аспекты развития самопознания личности школьника средствами восточных единоборств 13

1.2. Педагогические основы развития самопознания детей подросткового возраста, занимающихся восточными единоборствами 45

1.3. Анализ состояния работы по организации занятий восточными единоборствами со школьниками в Хабаровске и Хабаровском крае 74

Глава 2. Обеспечение педагогических условий развития самопознания учащихся средствами восточных единоборств в детско-юношеском спортивном объединении 94

2.1. Расширение контекста жизнедеятельности подростков, занимающихся восточными единоборствами 94

2.2. Организация субъект-субъектных отношений в детско-юношеском спортивном объединении 111

2.3. Использование групповых и индивидуальных форм занятий восточными единоборствами 125

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 146

БИБЛИОГРАФИЯ 153

ПРИЛОЖЕНИЯ 174

Введение к работе

Актуальность исследования. Современная система образования и воспитания, находящаяся в стадии реформирования, принимает как изначальную основу своей деятельности идею саморазвития личности. Воспитание целостной личности, обладающей тонким миро- и самопониманием, способной гармонично сосуществовать с окружающим миром, быть свободной, творческой и продуктивной в этом сосуществовании, одновременно осознавая ответственность за те смыслы, которые определяют собственную деятельность и ее результаты, немыслимо вне гуманистически ориентированного процесса воспитания.

В духовном созревании, успешном саморазвитии человека определяющую роль играет процесс самопознания. В этой связи возрастает необходимость и актуальность психолого-педагогического осмысления проблем, связанных с организацией такой воспитательной работы, которая бы всячески стимулировала, поощряла активизацию самопознания детей. Эффективным пространством организации такого воспитательного процесса можно считать детско-юношеские спортивные объединения, составляющие значительную часть российской системы физического воспитания. Однако в области современной физической культуры и спорта сегодня ярко обозначают себя проблемы, связанные с духовным созреванием личности. Доминанта спортивной направленности, то есть преобладание стремления к высшим достижениям, результатам чисто внешнего характера подминает под себя человекосозидаю-щие, духовно-творческие функции физической культуры.

Очевиден тот факт, что данные проблемы не являются единичными и присущими лишь спортивному движению, а представляют собой отражение процессов в обществе в целом. Освоение и присвоение детьми культурных ценностей взрослого мира происходит в нестабильной социальной, политической, экономической, экологической, психологической обстановке, когда в ходе смены типов духовной культуры разрушаются традиционные ценности общества, негати виру ется нравственная атмосфера, а возникший духовный вакуум заполняется национализмом, экстремизмом, утилитарной, чисто прагматической идеологией.

Восточные единоборства как одно из направлений современного российского физкультурно-спортивного движения также не избежали этого недостатка. Между тем обращение к восточным единоборствам не как к виду спорта, а как к специфическому виду искусства позволяет значительно расширить сферу их воспитательных возможностей и использовать как эффективную систему личностного саморазвития, включающую стремление к реализации как физических, так и духовно-нравственных потенциалов человека. Это подчеркивает характер восточных единоборств не как спортивной дисциплины, что более характерно для западной цивилизации, а как боевых искусств, пути духовно-нравственного самовосхождения, бесконечного самопознания.

Самопознание как главный человекосозидающий механизм, как условие морально-нравственного становления, духовного саморазвития личности представлено в работах философов Востока и Запада (Г. Гегель, И. Кант, Конфуций, Дж. Локк, Сократ, Л. Фейербах и др.). В качестве важного условия самоосвобождения человека самопознание рассматривали Н.А. Бердяев, Б.П. Вышеславцев, К. Маркс, Э. Фромм и др.

Самопознание как наобходимое условие возвышения человека над самим собой, веры в себя-лучшего, в свою безграничность представлено в творчестве Ф. Ницше, А. Шопенгауэра и др.

Роль самопознания в раскрытии и реализации сущностных сил человека отражена в работах К.А, Абульхановой-Славской, А.С. Арсеньева, Г.С. Батищева, Л.Н. Когана, М.К. Мамардашвили, B.C. Соловьева, В. Франкла и др.

Рассматривая роль самопознания в поиске и овладении человеком своей «сущностью», «истинной природой», мы обратились к творчеству восточных мыслителей древности (Лао-цзы, Лин-цзы, Чжуан-цзы и др.) и современности (А.Говинда, В.Кью-Кит, Д.Сасаки, Д.Т.Судзуки, К.Сэкида, Ч.Трунгпа и др.), отечественных (А. Б. Орлов), а также западных психологов, исследующих эту проблему и использующих в своих работах идеи восточной философии (Р. Ассаджиоли, А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм, К.Г. Юнг и др).

Более глубоко и полно понять психологические аспекты восточных методов саморазвития человека нам помогли работы западных и восточных психологов и психотерапевтов, исследующих терапевтические возможности восточного психотренинга, сходство и различие тех психологических феноменов, которые проявляются во время различных видов медитативной практики, с одной стороны, и во время сеансов психотерапии, с другой (Д. Брэндон, Р. Дасс, А. Камм, Д. Корнфилд, М Миюки, Д. Нидлмэн, Э. Подвол, Д. Уэлвуд и др.).

Выразить свою точку зрения в полемике о целесообразности использования восточных единоборств как средства физического и духовного совершенствования личности россиянина нам помогли исследования историков-востоковедов (Н.В. Абаев, Л.С. Васильев, А.А. Маслов, Р.Х. Блис, Р. Бенедикт, А. Уотте), работы отечественных и зарубежных философов, историков, культурологов, рассматривающих различные аспекты диалога культур Востока и Запада (P.M. Бекк, В.И. Вернадский, Ю.Г. Волков, Б.П. Вышеславцев, П.Я. Гонтмахер, Н.И. Дубинина, М.И, Светачев, Л.А, Степашко, П. Рассел и др.), работы исследователей, изучающих сходство и различие целей и средств саморазвития личности в восточных единоборствах (И.А. Воронов, В.М. Смирнов) и славянских ратоборческих системах (А.К. Белов), исследования, раскрывающие медико-биологические (Л.П. Гримак) и валеологические ^ (А.Г. Щедрина) возможности восточных единоборств, а также их возможности в развитии нравственных качеств (И.А. Черкашин).

Рассматривая самопознание в структуре других компонентов саморазвития личности, мы опирались на исследования Л.Н. Куликовой и ее научной школы.

В качестве опоры при выделении подросткового возраста как сензи- — тивного для развития самопознания мы использовали работы отечественных психологов (Л.И. Божович, И.С. Кон, В.А. Крутецкий и др.) и педагогов (А.С. Белкин, В.А. Караковский, Н.К. Крупская, А.Н. Тубельский и др.).

Психологическое значение среды развития и деятельности как источника материала и системы отсчета для познания ребенком самого себя и саморазвития нам помогли осознать работы Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, П.И. Зинченко, И.С. Кона, Л.Н. Куликовой, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштей- ф на, В.В. Столина, Б.М. Теплова, Д.Б. Эльконина и др.

Педагогические аспекты «средового воспитания» как наиболее естественного для ребенка пути вхождения в воспитательный «поток» в процессе со- цианизации разрабатываются Ю.С. Мануйловым, Л.И. Новиковой, Н.И. Селивановой, Л.А. Пиковой, О.Л. Подлиняевым, Н.В. Тимофеевой, Е.Л. Федотовой и др. Понимание сути педагогической работы как организации равноправного, субъект-субъектного общения педагога с учеником представлено в исследованиях многих отечественных ученых - психологов и педагогов (Ю.П. Азаров, Н.А. Березовий, Н.Н. Быстрова, Л.А. Иванова, Э.И. Киршенбаум, ЯЛ. Коло-минский, В.Н. Мясищев, М.Н. Невзоров, В.Н. Никитенко, А.В. Петровский, А.Г. Петрынин, A.M. Печенюк, И.И. Рыданова, Н.Е. Шуркова и др.).

В практической и теоретической части нашего исследования мы опирались на методику коллективного творческого воспитания и детского общественного движения в русле педагогики сотрудничества, явившейся основой деятельности ряда педагогов (И.Д. Аванесян, Л.В. Алиева, Ш.А. Амонашвили, В.П. Бедерханова, О.С. Газман, В.К. Григорова, И.П. Иванов, В.А. Караков-ский, В.В. Ковров, М.Е. Кульпединова, А.С. Макаренко, А.В. Мудрик, С.Д. Поляков, К.Д. Радина, Н.Е. Седова, С.Л. Соловейчик, Е.Н. Сорочинская, В.А. Сухомлинский, Е.В, Титова, Т.В. Трухачева, А.Н. Тубельский, Н.П. Царева, С. А. Шмаков и др.).

В настоящее время, когда увеличивается количество детей и юношей, занимающихся восточными единоборствами в России, и, в частности, в Хабаровске и в Хабаровском крае, все более актуальной становится необходимость задействовать ценностный, духовно-творческий потенциал данного вида физической культуры, что может оказать существенное влияние на саморазвитие современной молодежи. Рассмотреть возможные пути вхождения восточных единоборств в систему школьного физкультурного образования, внешкольной физкультурно-спортивной работы, а также в качестве регионального компонента физкультурного образования нам помогли работы В.К. Григоровой, А.С. Дорошенко, В.П. Каргаполова, A.M. Кузнецова, Т.В. Лузиковой, В.И. Ляха, Г.И. Мызана, В.А. Нестерова, СЕ. Оправхата, Л.Ю. Поповой, В.И. Столярова и др.

Однако, несмотря на достаточную разработанность отдельных вопросов развития самопознания детей и юношей, в педагогической литературе не уделено должного внимания созданию для этого педагогических условий. Тем более нераскрытым является вопрос о возможностях развития самопознания детей подросткового возраста, занимающихся восточными единоборствами.

Это и обусловило выбор проблемь1_исследования, которая состоит в разрешении противоречия между потенциальными возможностями восточных единоборств как средства развития самопознания детей подросткового возраста и недостаточной разработанностью теории и практики их реализации.

Исходя из актуальности проблемы развития самопознания детей, занимающихся восточными единоборствами, а также из ее недостаточной теоретической и практической разработанности, мы избрали для своего исследования тему: «Педагогические условия.развития .самопознания, подростков средствами восточных единоборств».

Объект .исследования: личностное развитие подростков на занятиях восточными единоборствами.

Предмет исследования: совокупность педагогических условий активизации и развития самопознания подростков, занимающихся восточными единоборствами.

Цель исследования: научно обосновать комплекс педагогических условий, способствующих развитию самопознания подростков средствами восточных единоборств.

Задачи_исследования.:

Определить воспитательные возможности восточных единоборств как одного из путей развития самопознания подростков, выявить и обосновать педагогические условия, способствующие этому процессу на занятиях восточными единоборствами.

Обосновать критерии развития самопознания подростков.

Разработать научно-методические рекомендации по педагогическому обеспечению развития самопознания подростков, занимающихся восточными единоборствами.

Гипотеза исследования:

Восточные единоборства представляют собой уникальное средство личностного самопознания, включающего стремление к реализации как физических, так и духов но-нравственных потенциалов человека, воспитание целостной личности, обладающей тонким миро- и самопониманием.

Процесс активизации развития самопознания подростков, занимающихся восточными единоборствами, будет проходить успешнее и эффективнее, если соблюдаются следующие педагогические условия: -воспитательный процесс направлен на расширение контекста жизнедеятельности ребят в детско-юношеском спортивном объединении; -взаимодействие педагога-тренера по восточным единоборствам с воспитанниками строится на основе субъект - субъектных отношений; -организация воспитательной работы с подростками основана на единстве педагогических форм, сочетающих специально разработанные индивидуальные и групповые занятия.

Методологической основой исследования является совокупность философских, психологических и педагогических гуманистических представлений о сущности человека, о возможностях его самопознания и саморазвития в соотнесении с идеями восточных философских школ, лежащими в основе восточных боевых искусств, а также данные о психологических особенностях и специфических характеристиках самопознания и саморазвития детей подросткового возраста, о педагогическом потенциале восточных единоборств.

В работе использовались различные теоретические и эмпирические методы исследования, адекватные его целям и задачам: синтез философских, исторических, психолого-педагогических, методических знаний о процессах развития элементов «само» структуры личности; наблюдение, беседа, анкетирование, интервьюирование, тестирование; опытно-экспериментальная работа; тренинги, практикумы, игры (спортивные, ролевые, комплексные) и др.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в следующем: -обобщены и проанализированы сложившиеся в философии, психологии и педагогических науках представления о смысле, сущности и механизме развития самопознания подростков; -представлена педагогическая концепция, в которой определены основные факторы (сензитивность подросткового периода, педагогические возможности восточных единоборств как культурной среды и детских объединений как социальной среды жизнедеятельности и саморазвития ребенка, наличие у подростка положительной мотивации к занятиям восточными единобор- ствами, творческая активность подростков, вдохновляющая личность педаго-га-фасилитиатора), условия (расширение контекста жизнедеятельности подростка, организация воспитательного процесса на субъект-субъектной основе, сочетание групповых и индивидуальных форм организации воспитательного процесса), предпосылки (приобретение и обогащение личностного опыта подростков, усиление субъективной значимости самопознания подростка, углубление диалога учащегося и учителя-фасилитатора, развитие межличностных взаимоотношений в детско-юношеском объединении), критерии (суждения подростка о системе своих ценностных ориентации в контексте занятий восточными единоборствами и жизнедеятельности детского сообщества; стремление самостоятельно использовать в самопознании умения и знания, полученные на занятиях; изменение ряда личностных показателей: приобретение и усиление интернального локуса контроля, повышение самооценки, снижение уровня тревожности) развития самопознания подростка на занятиях восточными единоборствами; выявлены закономерности (чем шире контекст жизнедеятельности подростка, тем богаче его личностный опыт, материал для самопознания; чем в большей степени воспитательный процесс выстраивается на гуманистической основе, тем выше субъективная значимость самопознания подростка; чем глубже межличностный диалог ученика и учителя, тем активнее самопознание подростка) и принципы (обогащения личностного опыта учащихся, субъективной значимости самопознания подростка, углубленного общения учителя и ученика) педагогического руководства этим процессом; -обоснована педагогическая целесообразность, возможность и необходимость использования занятий восточными единоборствами в качестве одного из средств развития самопознания подростков,

Практическая значимость исследования заключается в том, что: -выявлены и обоснованы конкретные педагогические условия развития самопознания школьника средствами восточных единоборств; -разработаны формы организации жизнедеятельности в детско-юношеском спортивном объединении, способствующие развитию самопознания личности подростка; -отражена целесообразность использования восточных единоборств в качестве средства духовно-физического саморазвития личности российского подростка.

Достоверность теоретических положений, выводов и рекомендаций, представленных в диссертационном исследовании, обеспечивается его теоретико-методологическими основаниями; анализом философских и психолого-педагогических работ зарубежных и отечественных авторов; опорой на целостную систему теоретических и эмпирических методов исследования; анализом полученных результатов, нашедших свое выражение в разрешении противоречий, обозначенных в проблеме исследования; шестилетним опытом исследователя в качестве педагога-экспериментатора, учителя физической культуры средней школы индивидуального развития личности «Алые паруса» г. Хабаровска, руководителя и наставника секции рукопашного боя детско-юношеского объединения «Кугуар» при кафедре физического воспитания Дальневосточной академии государственной службы г. Хабаровска, клуба рукопашного боя «Юность» г. Хабаровска, детского общественного объединения «Скауты Хабаровска», а также опытом проведения выездных семинаров в детско-юношеском спортивном клубе «Восток» г. Комсомолька-на-Амуре и в детско-юношеском оздоровительно-образовательном центре «Созвездие» Краевого государственного учреждения «Хабаровское краевое объединение детско-юношеских оздоровительно-образовательных центров».

Положения, выносимые на защиту: -восточные единоборства как часть физической культуры со своими культурными, философскими, мировоззренческими, психолого-педагогическими особенностями и оригинальной системой психофизического тренинга являются мощным средством саморазвития и самопознания личности российского подростка; -для развития самопознания подростка важно расширение контекста его жизнедеятельности в детско-юношеском спортивном объединении, в результате чего обогащается индивидуальный личностный опыт ребенка, расширяется сфера видов деятельности, которыми он овладевает, приобретается и обогащается материал для самопознания; -другим важным условием активизации и углубления самопознания подростков на занятиях восточными единоборствами выступает выстраивание субъект-субъектных взаимоотношений наставника и воспитанника, которые способствуют стремлению личности последнего опираться на свой внутренний мир, более полно осознавать свой собственный личный опыт, что востребует и повысит субъективную значимость самопознания; -третьим условием создания системы воспитательной работы, ведущей к активизации самопознания учащихся, является сочетание индивидуальных и групповых форм занятий,

Апробация и внедрение результатов исследования проводились через представление темы в различных формах научно-практической деятельности. Разные аспекты ее содержания докладывались на научных конференциях кафедры педагогики Хабаровского государственного педагогического университета (1998—2001 гг.); на городских и краевых научно-практических конференциях по дополнительному образованию, детскому и молодежному движению (1998—2001 гг.).

База и организация исследования:

Секция рукопашного боя детско-юношеского объединения «Кугуар» при кафедре физического воспитания Дальневосточной академии государственной службы (г. Хабаровск, 1996 -1998 гг.).

Спортивный клуб «Восток» (г. Комсомольк-на-Амуре, 1998-2001 гг.).

Спортивный клуб «Юность» (г. Хабаровск, 1998-2001 гг.).

Средняя школа индивидуального развития личности «Алые паруса» (г. Хабаровск, 2000-2001 гг.).

Детско-юношеский оздоровительно-образовательный центр «Созвездие» Комитета по молодежной политике администрации Хабаровского края (2000-2001 гг.).

6. Детское общественное объединение «Скауты Хабаровска» (2000-2001 гг.).

В целом исследование проводилось в течение 6 лет (1996-2001 гг.). Опытной работой было охвачено 600 школьников и 50 педагогов.

Этапы исследования:

На первом этапе (1996-1998 гг.) изучалась методическая литература, осуществлялось знакомство с опытом проведения занятий восточными единоборствами.

На втором этапе (1998-2000 гг.) проводился анализ философской и психолого-педагогической литературы; разрабатывалась педагогическая концепция; осуществлялись констатирующий и развивающий эксперименты в детско-юношеском спортивном клубе «Восток» г. Комсомольска-на-Амуре, в секции рукопашного боя спортивного клуба «Кугуар» г. Хабаровска, в секциях рукопашного боя, карате и таэйквондо спортивного клуба «Юность» г. Хабаровска, средней школе индивидуального развития личности «Алые паруса» г. Хабаровска, средней школе № 12 г. Хабаровска.

На треггьем этапе (2000-2001 гг.) был завершен анализ литературы, уточнялась и дорабатывалась концепция развития самопознания детей в условиях школы и детско-юношеских спортивных объединений; был закончен развивающий эксперимент в средней школе индивидуального развития личности «Алые паруса», в спортивном клубе «Юность» г, Хабаровска и детском общественном объединении «Скауты Хабаровска» (средняя школа № 12 г. Хабаровска); обобщались результаты опытно-экспериментальной работы; подводились итоги; уточнялись теоретические и практические выводы.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Философско-психологические аспекты развития самопознания личности школьника средствами восточных единоборств

Самопознание есть особый познавательный процесс, объектом которого является сам субъект. Согласно современной философской трактовке, самопознание - это познание «Я», самости в его специфике, условиях и способах реакции, характерных для него, в предрасположениях и способностях, ошибках и слабостях, силах и границах собственного «Я» [227. С. 403]. «Познай самого себя»- это изречение Фалеса было написано над входом в храм Аполлона в Дельфах. Однако закрепилась эта заповедь за Сократом, поскольку ни один из античных мыслителей, кроме него, не сделал установки на самопознание основной частью своего учения и руководящим принципом деятельности.

Согласно Ксенофонту, смысл самопознания виделся Сократом в осознании своих возможностей и способностей, в полезности объективной самооценки. Из сократовского тезиса о добродетели как знании действительно следует вывод о полезности познания себя и других, о возможности избежать ошибки и неудачи на почве осознания своих способностей и сил.

Однако сократовское самопознание не равно «всезнайству» софистов, не является просто стремлением приобрести как можно более полную информацию о себе. Самопознание, по Сократу, означало, прежде всего, познание человеком своего внутреннего мира, осознание того, что осмысленная жизнь, духовное здоровье, гармония внутренних сил и внешней деятельности, удовлетворение от нравственного поведения составляют высшее благо, высшую ценность. С этой ценностью несравнимы никакие знания, какими бы полезными они ни были.

Сократ утверждал, что никакие знания и навыки не гарантируют благополучие и не делают человека счастливым. По мнению философа, жить благополучно и счастливо возможно не со знанием вообще, но только с тем, что относится к добру и злу [105. С. 104]. Кроме того, даже это знание не является подлинным благом, если оно остается только голым, мертвым знанием и не ведет к «врачеванию души», к укреплению ее здоровья. Сократовское понимание самопознания - это признание души руководящим началом в человеке, призыв к заботе о душе, к осмысленной духовной жизни, к воспитанию благородства духа. Это путь интеллектуального и морального проникновения в свое «Я», в свой внутренний мир, благодаря чему и возможны самосовершенствование, добродетель и «благая жизнь».

Цель самопознания, по Сократу, - ориентация на самопонимание, осознание человеком своей автономии, раскрытие им своей сущности как разумно-нравственного существа. Это прежде всего поиск общих этических определений, забота о душе, о своем назначении. «Ведь я только и делаю, что хожу и убеждаю каждого из Вас: и молодого, и старого, заботиться прежде и сильнее всего не о теле и не о деньгах, но о душе, чтобы она была как можно лучше» [Там же].

Описывая самость, «Я» человека как «мыслящую вещь, которая сомневается, понимает, утверждает, отрицает, желает, не желает, представляет и чувствует» [71. С. 262], Декарт отмечает, что для человека также характерно и побуждение задумываться о природе собственного «Я», то есть, по мнению философа, «Я» и есть, прежде всего, проблема самопознания.

Дж. Локк выделяет возможность и склонность человека к самопознанию. Он указывает, что «Я» и есть та сознающая мыслящая сущность, которая чувствует или сознает удовольствие и страдание, способна быть счастливой или несчастной и настолько заинтересована собой, насколько это сознание простирается.

Однако эта характерная «заинтересованность собой» предполагает наличие у человека не просто сознания, а самосознания. В частности, Кант отмечает, что разделение сознания и самосознания - важнейшее отличие и преимущество человека над животными. «То обстоятельство, что человек может обладать представлением о своем «Я», бесконечно возвышает его над всеми другими существами, живущими на Земле. Благодаря этому, он - личность, то есть существо, по своему положению и достоинству совершенно отличное от вещей, каковы неразумные животные, с которыми можно обращаться и распоряжаться, как угодно» [99. С. 357].

Кант замечает, что понятие «Я» противоречиво, поскольку, несмотря на внешне кажущуюся целостность самости, сознание самого себя уже заключает в себе двоякое «Я»: «Я» как субъект мышления, которое означает чистую апперцепцию (чисто рефлектирующее «Я») и о котором мы больше ничего сказать не можем, поскольку это совершенно простое представление; «Я» как объект восприятия, стало быть, внутреннего чувства, которое содержит в себе многообразие определений, делающих возможным внутренний опыт» [Там же. С. 365].

Далее философ отмечает, что, наряду с образом своего эмпирического «Я», «разум создает для самого себя» также образ какого-то другого лица, которое «может быть действительным или чисто идеальным лицом» и присутствие которого необходимо для совершения над человеком «внутреннего суда его совестью». Таким образом, в самопознании человек вольно или невольно должен соотносить свое поведение с мнениями других и с абсолютным, лежащим вне его нравственным законом. То есть в философии Канта самопознание приобретает ценностный, социально-нравственный аспект [Там же. Т. 4. С. 377].

Важен также вопрос о сочетании морального долженствования и эмпирического самопознания и для Г.В. Лейбница, который аналогично полагал способность человека понимать смысл своих поступков и принимать ответственность за них как главное условие превращения сознания в сознательность [133. С. 204-206].

Идея внутренней диалогичности и социально-нравственного характера самопознания находит яркое отражение в творчестве Гегеля. По его мнению, соотнесение в самопознании себя с другими есть важный шаг в созидании своей индивидуальности как для себя, так и для других, в выражении и проявлении себя.

Для Гегеля самопознание - не только познание индивидом своей собственной единичности, поскольку а таком эмпирическом самопознании «мы видим только некую ограниченную собой и своим мелким действованием, себя самое высиживающую, столь же несчастную, сколь скудную личность» [59. С. 120], Таким образом, философ видит в самопознании не только интроспекцию, но открытие своего «Я» через других, в процессе общения и деятельности.

Педагогические основы развития самопознания детей подросткового возраста, занимающихся восточными единоборствами

Изучение идей психологов и педагогов позволяет утверждать, что развитие самопознания в подростковом и юношеском возрасте не представляет собой единичного, изолированного процесса. Напротив, оно является одной из составляющих сложного процесса саморазвития личности.

Полномасштабный анализ составляющих саморазвития, его слагаемых, своеобразных компонентов, обладающих при этом собственной самостоятельной ценностью для ребенка в применении к подростничеству и юношеству, подробно представлен Л.Н. Куликовой и ее научной школой (Е.Г. Врублевская, ГЛ. Звенигородская, ЮЛ. Скоринова, Н.В. Тимофеева, JI.A. Устинова-Баранова, ЕЛ. Федотова, Е.В. Шишмакова, А.В, Щеголева и др.).

Среди элементов этого процесса Л.Н. Куликова выделяет:

1. Самопознание, представляющее собой рефлексию на себя как движение от первоначального «Я» к развертыванию «Я - концепции».

2. Саморегуляция как сознательное управление собой.

3. Самовоспитание как развитие своей воли и характера.

4. Самосовершенствование как дальнейшее укрепление волевых качеств и стабилизация характера.

5. Самоэффективность как развитие способности к наращиванию качеств.

6. Самоукрепление как сознательное выделение духовно-нравственных приоритетов и ответственное следование им.

7. Самоопределение как непрерывный анализ своего «вписывания» в жизненные ситуации.

8. Самоактуализация как интеллектуальное выдвижение в зону интенсивного анализа для решения возникшей задачи необходимых для этого своих личностных ресурсов.

9. Самореализация как практическое проявление в деятельности и поведении своих возможностей с целью решения практических задач [128. С. 69 -70].

Саморазвитие является системным соединением вышеназванных процессов. Они развиваются не изолированно, так как взаимосвязаны и детерминируют друг друга. Изменение любого из них становится предпосылкой совершенствования другого [128. С. 215 - 223].

Одним из ведущих вышеназванных процессов является самопознание, которое, в свою очередь, складывается из следующих процессов: самонаблюдение, самоанализ, самосравнение (рефлексия на себя в контексте другого), самооценивание, непрерывное уточнение самооценки и движение к ее адекватности. Раскрывая их смыслы, Л.Н. Куликова исходит из положения, что «в каждый момент бытия сознание человека направлено двувекторно - вовне, на мир, и вовнутрь, на самого себя [124].

В настоящее время, исходя из гуманистической парадигмы воспитания пересмотрено положение о том, что ребенку необходима адекватная (максимально реалистическая) самооценка. Необходима «не столько адекватная, сухая и точно отмеренная самооценка для растущего человека», сколько и самооценка, и внешняя оценка, несколько завышенная и даже «авансирующая» личность, рождающая веру в собственные силы, надежду на успех. Наличие такой самооценки одновременно выступает критерием успешности развития самопознания подростка.

Данная позиция принадлежит А.С. Макаренко и В.А, Сухомлинскому. Она помогает нам понять, что «речь вдет не о лукавой с целью манипуляции ребенком необъективной оценке и на ее основе сформированной необъективной самооценке - имеется в виду несколько «романтизированная самооценка, когда воспитатели кропотливо выявляют и помогают человеку осознать доселе не проявлявшиеся потенциалы, личностные качества, которые, если ребенок их «включит» в работу, могут дать значительную прибавку в его деятельности, самочувствии, социальной позицию) [129. С 224].

Именно такую задачу - помочь каждому подростку и юноше сформировать у себя авансирующую самооценку и поддерживать ее позитивное развитие в деятельности и общении ставит перед собой педагог-наставник, тренер, инструктор, руководитель детско-юношеского объединения, организуя целостный педагогический процесс, объединяющий физическое развитие ребят и познание духовно-нравственных возможностей спорта, вообще, и восточных единоборств, в частности.

Решение подобной задачи возможно только в условиях гуманистического взаимодействия педагога и воспитанников, причем здесь следует акцентировать внимание на средствах активизации и актуализации «авансирующего» самопознания. К ним Л.Н. Куликова относит:

-само построение образовательного процесса; -принципиально новую методику работы воспитателя с вс«питанниками, характеристиками которой выступают направленность на самостоятельную деятельность, моделирование процессов и явлений, выявление слабых мест, разложение их на составляющие, конструирование чего-то своего, самобытного;

-стиль педагогического и, вообще, межличностного общения, открытость, готовность идти на сближение друг с другом, способность не выпытывать сокровенное, а замечать то, что хотят, но стесняются сказать ребята учителю-мастеру, терпение, отказ от навязывания советов, невостребованных детьми, непрерывное «снятие напряжения», вместо «накручивания», организация неформальных занятий, особенно спортивных, - все те реальные возможности гуманизации психолого-педагогического климата в объединении, которые все еще недостаточно используются, хотя лежат практически на поверхности;

Расширение контекста жизнедеятельности подростков, занимающихся восточными единоборствами

В преобразующем эксперименте в качестве экспериментальной группы (34 человека) выступил совместный коллектив подростков (11-14 лет) из детско-юношеских объединений «Юность», «Алые паруса», «Скауты Хабаровска» (средняя школа № 12 г. Хабаровска). Все ребята занимаются кикбоксингом и рукопашным боем в соответствующей секции клуба «Юность».

В контрольную группу (34 человека - школьники 11-14 лет) входили подростки из секций таэйквондо и киокушинкай карате-до спортивного клуба «Юность».

Обосновывая необходимость создания данного педагогического условия для активизации развития самопознания подростка, мы исходили из трех основных положений, определенных нами в первой главе диссертации:

- во-первых, психологической составляющей данного условия является необходимость наличия определенного личностного «багажа», который выступает конкретным материалом для саморефлексии ученика. Развитие самопознания происходит взаимозависимо как с развитием основных психических функций, в частности, мышления, так и с расширением, обогащением сферы жизнедеятельности растущего, взрослеющего человека, что и приводит к необходимости возникновения и дальнейшего развития самопознания как механизма, обеспечивающего достижение более высокого и сложного уровня отношений, связи организма со средой [227].

- во-вторых, работа учителя, фасилитирующего развитие самопознания ребенка, должна вестись в направлении создания комплекса таких педагогических ситуаций, включение ученика в которые провоцировало бы разнообразные акты самопроявлений личности последнего, реализовывало бы полноту его эмоциональных реакций, душевных откликов, впечатлений, ощущений и, таким образом, создавало бы богатый личностный опыт, своеобразный внутренний материал для дальнейшего развития «образа-Я», самосознания в процессе самопознания ребенка.

- в-третьих, исследуя это условие, мы исходим из реально создавшейся ситуации в преподавании восточных единоборств. Теоретическое и констатирующее исследование показало несоответствие, с одной стороны, заложенных в восточных единоборствах потенциалов самопознания и саморазвития человека, а с другой, принятых форм организации занятий восточными единоборствами.

Ввиду того, что восточные единоборства представляют сегодня одно из направлений российского спортивного движения, они испытывают на себе влияние целевых установок спорта (направленность к высшим достижениям, конкурентно-состязательный характер деятельности, борьба за призовые места, спортивные звания и разряды, награды и др.). В связи с этим причины наблюдаемой девальвации нравственных и других духовных ценностей в восточных единоборствах лежат в сужении смыслового контекста жизнедеятельности ребенка в спортивном движении, вообще, и в своем детско-юношеском спортивном объединении, в частности, и выстраивании этого контекста с учетом лишь тренировочно-соревновательной направленности спортивно-физкультурной работы. Очевидно, что такой вариант построения воспитательного процесса не способствует выстраиванию у учеников смысловых связей между избранным ими видом деятельности, в частности, спортом, и другими сферами проявлений жизнедеятельности человека.

Как следствие, мы предполагали, что одним из наиболее важных условий, способствующих расширению и углублению самопознания учащихся, занимающихся восточными единоборствами в своем детско-юношеском спортивном объединении, будет использование таких форм организации педагогического процесса, в которых физическое развитие и самопознание ребят объединялись бы в контексте возможностей восточных единоборств как целостной системы духовно-физического саморазвития личности человека - системы, способствующей более полному вхождению последнего в различные сферы своего бытия и овладению ими. В частности, среди таких форм мы предполагали использовать различные дела, которые бы приоткрывали ребятам иные, отличные от лишь спортивно-состязательных и прикладных, смыслы боевых искусств, а также мероприятия, призванные ввести детей в различные области социальной, духовной, культурной жизни, то есть расширить контекст их жизнедеятельности в рамках их детско-юношеского объединения в целом.

В качестве параметров оценки первого условия мы использовали суждения подростков о системе их ценностных отношений в контексте занятий восточными единоборствами, уровень ценностно-ориентационного единства группы, высказывания ребят о системе ценностных ориентации в своем коллективе, показатель степени личностной осознанности детьми своей роли в реальной коллективной деятельности.

Организация субъект-субъектных отношений в детско-юношеском спортивном объединении

Проверяя второе положение гипотезы, мы опирались на тот факт, согласно которому активизация и углубление самопознания не будут протекать успешно, если последнее для ребенка неактуально и субъективно незначимо.

Одной из наиболее важных педагогических задач, которые встают перед педагогом-наставником, выступает построение таких взаимоотношений в детско-юношеском спортивном объединении, в связке наставник - детский коллектив - ребенок, которые бы способствовали стремлению последнего более полно осознавать свои личностные проявления и предпочитать опору на свой внутренний мир, живые чувства и переживания, личный опыт в оценках происходящего и в ситуациях выбора, стремлению быть «своемерным», исходить «из себя», находя и выстраивая свой собственный, неповторимый «образ-Я», «Я-концепцию», что в целом востребует и повысит субъективную значимость самопознания для ребенка.

Стратегия педагогического взаимодействия ребенка и взрослого в воспитательном процессе, построенном на субъект-субъектной основе, должна носить характер диалога и взаимопонимания. Практическая реализация идей взаимодействия в воспитательном процессе становится возможной при соблюдении ряда условий:

- ребенок и педагог осознают значимость взаимодействия в воспитательном процессе, то есть признают необходимость установления доброжелательных взаимоотношений между субъектами воспитательного процесса;

- педагог в общении с ребенком признает его право на участие в воспитательном процессе, то есть считает его субъектом воспитательного процесса и предоставляет ему возможность проявить свои субъектные качества;

- осуществляемое взаимодействие способствует положительному результату осуществляемой деятельности (создается ситуация успеха, поддерживается благоприятный психологический климат, преобладает повышенный эмоциональный фон в общении).

Таким образом, педагогический процесс, понимаемый как интерактивный, гуманистически ориентированный процесс общения и взаимодействия и характеризующийся установлением положительного эмоционального фона общения и психологического климата в коллективе, призван способствовать осознанию ребенком значимости себя как личности, что, создавая атмосферу свободы, безопасности и ослабляя действие защитных психологических механизмов, барьеров, стимулирует его самопознание и дальнейшее личностное саморазвитие.

Педагогические наблюдения, имеющие место в течение констатирующего исследования, показали, что в большинстве случаев в изучаемых нами детско-юношеских объединениях был создан в целом благоприятный психологический климат, а отношения детей и взрослых были проникнуты взаимным уважением и доверием.

Однако очевидным при разработке данного условия гипотезы выступал для нас и тот факт, согласно которому построение воспитательной работы в рамках лишь соревновательно-тренировочного процесса и соответствующих ему задач не позволяет наиболее полно использовать возможности воспитательной системы, организованной на гуманистической основе. Календарь соревнований, тренировочные планы, график рекреационных мероприятий расписаны заранее с учетом принципов спортивной тренировки, физиологических особенностей ребят, которые, соответственно, не могут существенно повлиять на характер протекания спортивных событий в детско-юношеском спортивном объединении.

В этой связи, выстраивая интерактивный воспитательный процесс, мы учитывали, что для того, чтобы ребенок почувствовал себя и реально стал субъектом педагогических взаимоотношений с коллективом сверстников и руководителей, необходима организация такого протекания жизнедеятельности детей в клубе, когда наличествует большое количество ситуаций свободного выбора, самоопределения, оценки происходящих событий, когда ребенок оказывается на равных со взрослыми и в принятии решений, и в организации творческих дел, мероприятий, и в возможности повлиять на характер и направленность жизнедеятельности своего детского объединения.

Важной составляющей частью реализации данного условия гипотезы выступало создание динамичной, подвижной, «легкой на подъем», чуткой к инициативе ребенка, подвластной ему среды, в которой организация каких-либо дел, событий не представляла для подростка особой трудности и позволяла ему наглядно убедиться в эффективности, действенности, реальности своих инициатив и, соответственно, закрепить «состояние успеха», придавая ребенку силы, мужество и желание для дальнейших поисков своей индивидуальности, самопознания, самовыражения и саморазвития своей личности.

Для проверки этого условия мы воспользовались несколькими экспериментальными методиками, позволяющими исследовать изменения, произошедшие в личности ребенка за период преобразующего эксперимента и касающиеся самооценки, уровня субъективного контроля, а также уровня ситуационной и личностной тревожности.

В качестве экспериментальной группы выступил совместный коллектив детско-юношеских объединений «Юность», «Алые паруса», «Скауты Хабаровска» (средняя школа № 12 г. Хабаровска), представители которых (школьники 11-14 лет) занимаются рукопашным боем в соответствующей секции клуба «Юность». В контрольную группу входили подростки из секций таэйквондо и киокушинкай карате-до спортивного клуба «Юность».

Первоначальный срез, проведенный в самом начале эксперимента, обнаружил практически одинаковые показатели уровня самоотношения, уровня субъективного контроля, а также уровней ситуационной (реактивной) и личностной тревожности в обеих группах, что, наряду с их схожестью по возрастному параметру и по стажу занятий ребят избранным ими видом спорта (1 год), подтвердило правомерность формирования и выделения экспериментальной и контрольной групп для проведения преобразующего педагогического эксперимента.

Похожие диссертации на Педагогические условия развития самопознания подростков средствами восточных единоборств