Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия развития музыкально-творческих способностей младших школьников Жирнова Ирина Васильевна

Педагогические условия развития музыкально-творческих способностей младших школьников
<
Педагогические условия развития музыкально-творческих способностей младших школьников Педагогические условия развития музыкально-творческих способностей младших школьников Педагогические условия развития музыкально-творческих способностей младших школьников Педагогические условия развития музыкально-творческих способностей младших школьников Педагогические условия развития музыкально-творческих способностей младших школьников Педагогические условия развития музыкально-творческих способностей младших школьников Педагогические условия развития музыкально-творческих способностей младших школьников Педагогические условия развития музыкально-творческих способностей младших школьников Педагогические условия развития музыкально-творческих способностей младших школьников
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Жирнова Ирина Васильевна. Педагогические условия развития музыкально-творческих способностей младших школьников : 13.00.01 Жирнова, Ирина Васильевна Педагогические условия развития музыкально-творческих способностей младших школьников (На материале марийского фольклора) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Йошкар-Ола, 2005 278 с. РГБ ОД, 61:05-13/2436

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I . Теоретические предпосылки развития музыкально-творческих способностей младших школьников

1.1. Исторические предпосылки развития творческих способностей 13

1.2. Психолого-педагогический аспект развития музыкально-творческих способностей младших школьников 22

1.3. Культурологический и педагогический анализ марийского фольклора 43

Выводы по I главе 68

ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по развитию музыкально-творческих способностей младших школьников на материале марийского фольклора

2.1. Педагогические условия развития музыкально-творческих способностей учащихся средствами марийского фольклора 69

2.2. Содержание и результаты опытной работы 95

Выводы по II главе 124

Заключение 126

Библиография 130

Приложение 145

Введение к работе

Музыка, как и другие виды искусства, является специфической формой художественного отражения действительности. Глубоко воздействуя на чувства, волю людей, она способна благотворно сказываться на формировании их личности. Эффект воспитательной роли музыки, а также направленность и характер ее социального воздействия представляются важнейшими критериями, ее определяющими общественную значимость этого вида искусства, его место в системе духовно-культурных ценностей.

Сегодня, когда мир музыки представлен чрезвычайно широким спектром различных стилей и направлений, особенно актуальной становится проблема воспитания у слушателей хорошего вкуса, помогающего отличать высокохудожественные музыкальные произведения от низкосортных. Поэтому очень важно сформировать у юного поколения высокие духовные потребности и разносторонние художественные способности. Для этого необходимо широко использовать в повседневной практике обучения и воспитания детей лучшие образцы музыкального искусства различных национальных культур и, прежде всего, музыку своего народа.

Происходящие в современном обществе процессы роста бездуховности, снижение нравственного уровня вызывают все большую тревогу. Нам представляется, что одним из путей преодоления этих негативных явлений может стать музыкальное воспитание детей. Народное музыкальное творчество является прекрасной основой для образования и воспитания благодаря своей глубокой содержательности и отсутствию второстепенных, малозначительных элементов. Создаваясь в веках, народное искусство служит ярчайшим проявлением исторической достоверности, высоких идеалов и развитого эстетического вкуса. Нравственное и эстетическое содержание народных традиций, непреходящая ценность их педагогических возможностей убеждают в необходимости сохранения и многогранного применения фольклора в современной практике воспитания и образования. Обращаясь к народной культуре как к источнику воспитания, можно найти благодатную почву для формиро-

вания и развития у детей различных качеств: интеллектуальных, нравственных, эстетических. Об этом свидетельствуют исследования Б.В. Асафьева, Б. Бартока, Д.Б. Кабалевского, З.Кодая и др.

В последнее время в педагогике активно разрабатывается принцип культуросообразности, который заключается в следующем: обучение и воспитание должно быть интегрировано в контекст культуры, а воспитанник должен не пассивно потреблять ее результаты, а активно овладевать и творчески развивать лучшие образцы этой культуры. Культурологический подход является центральной идеей в этнопедагогике и определяет национальную культуру как базовую основу воспитания творчески развивающейся личности (В.А. Акцорин, К.Ш. Ахтияров, Г.Н. Волков, Р.А. Назимова, Е.Б. Овси-енко и др.). В решении вопроса национального музыкального образования школьников с учетом регионального компонента и влияния культуры марийского народа на развитие их творческих способностей мы опирались на исследования П.А. Апакаева, З.Г. Нигматова, З.И. Равкина, Г.А. Архипова, И.А. Богданова, Н.И. Бояркина и др.

В определении перспектив музыкально-эстетического воспитания и образования школьников путем творческого освоения музыкальной культуры значительную роль играют исследования в области психологии. Так, теории психологии творчества и художественно-эстетического воспитания, музыкального воспитания и музыкальных способностей, раскрытые в трудах Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, С.Л. Рубинштейна, В.М. Теплова и др., получили дальнейшее развитие в современной музыкально-педагогической практике.

В психолого-педагогических исследованиях (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков., В.И. Логинов, Р.Т. Казакова, М.А. Лебедева и др.) убедительно доказана необходимость раннего начала творческого развития ребенка. Развитие способностей, как общих, так и специальных, процесс взаимосвязанный. Существует целый ряд работ, в которых доказывается, что развитие специальных способностей индивида прямо пропорционально развитию общих способностей человека, так как приемы творческой деятельности, в принципе, оди-

наковы (Н.А. Ветлугина, О.М. Дьяченко, Э.Я. Степанков). Среди специальных способностей проблему музыкальных можно отнести к достаточно разработанным. Наиболее полно она была исследована в работах Б.М. Теплова, который выделил три основные музыкальные способности - ладовое чувство, способность к слуховому представлению и музыкально-ритмическое чувство. Кроме того, ряд ученых (О.П. Радьшова, Т.С. Ригина, К.В. Тарасова и др.) обращаются к изучению способностей, необходимых для вьшолнения конкретной деятельности — слушания, исполнения, творчества, каковыми являются: способность целостного и дифференцированного восприятия музыки, исполнительские способности, творческое воображение. Исследователи сходятся во мнении, что развитие творческих способностей в детском возрасте предполагает активную деятельность, в процессе которой реализуются потенциальные резервы личности ребенка.

В ряде исследований можно обнаружить различные подходы к развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста на основе использования народного искусства (О.А. Апраксина, Ю.Б. Алиев, Е.Я. Гем-бицкая, Н.Л. Гродзенская, Т.Я. Шпикалова).

Вместе с тем вопросы развития музыкально-творческих способностей младших школьников на основе марийского музыкального творчества до сих пор не являлись предметом специального исследования.

Таким образом, налицо противоречие между огромным воспитательным и образовательным потенциалом марийского музыкального творчества и недостаточной научной разработанностью условий его использования для развития музыкально-творческих способностей младших школьников.

Выявленное противоречие позволяет констатировать актуальность педагогического исследования научной проблемы, которая может быть сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия развития музыкально-творческих способностей младших школьников на материале марийского фольклора? Решение данной проблемы и составляет цель исследования.

Объект исследования: музыкально-эстетическое воспитание младших школьников на внеурочных музыкальных занятиях.

Предмет исследования: развитие музыкально-творческих способностей (комплекс музыкальности, творческое воображение, исполнительские умения и навыки) младших школьников средствами марийского музыкального фольклора (музыкально-поэтического, танцевального, игрового).

Гипотеза исследования: развитие музыкально-творческих способностей учащихся младших классов на основе марийского фольклора будет проходить наиболее эффективно, если реализовать следующие педагогические условия:

— формирование у младших школьников мотивационно-ценностного отношения к художественным традициям марийского народа;

использование научно обоснованного комплекса форм и методов работы с учащимися младших классов, предполагающего широкое использование возможностей марийского музыкального фольклора на внеурочных занятиях;

наличие инструментария диагностики музыкально-творческих способностей учащихся младших классов (показатели, уровни развития);

создание учебно-методического обеспечения процесса занятий с детьми (учебные пособия, нотные издания, сценарии фольклорных праздников и т.п.).

Цель, предмет и гипотеза определили следующие задачи исследования:

проанализировать современное состояние проблемы развития музыкально-творческих способностей учащихся;

осуществить анализ марийского фольклора, раскрыть специфику марийского музыкального фольклора (обрядовость и ритуальность; особенность музыкального языка (пятиступенный лад, попевка - инвариант, полифоническое строение, кварто - квинтовое смещение и др.); отражение трудовой деятельности и т. д. ) и изучить возможности использования в развитии музыкально-творческих способностей младших школьников;

выявить теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия развития музыкально-творческих способностей школьников на материале марийского музыкального фольклора, определить основные пока-

затели и охарактеризовать уровни развития музыкально-творческих способностей младших школьников.

Методологической основой исследования являются философские, психолого-педагогические и эстетические исследования, связанные с темой диссертации. Изучались труды в области философских и искусствоведческих знаний (С.Ф. Анисимов, Е.С. Громов, А.В. Гулыга, В.Е. Давидович, Н.С. Зло-бин, М.С. Каган, А.С. Каргин, М.С. Кветной, Д.С. Лихачев, Е.В. Назайкинский и др.); психолого-педагогические исследования по проблеме формирования способностей (Б.Г. Ананьев, B.C. Библер, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Н. Лук, А.Я. Пономарев, С.Л. Рубинштейн); по проблемам формирования и развития музыкальных способностей (Л.А. Барен-бойм, Н.А. Ветлугина, К.В. Тарасова, Б.М. Теплов и др.); по вопросам осмысления роли народного искусства в воспитании (Б.В. Асафьев, В.А. Акцорин, П.А. Апакаев, З.Г. Нигматов, М.Ю. Новицкая, З.И. Равкин, В.А. Сокольникова, Г.Н. Швецова, Н.М. Швецов, Т.Я. Шпикалова и др.); по вопросам теории, методики, практики эстетического воспитания детей школьного возраста средствами различных видов искусства (Ю.Б. Алиев, Н.И. Киященко, Т.С. Комарова, B.C. Кузина, Г.П. Новикова и др.); по вопросам эстетического воспитания и формирования художественно-творческих способностей средствами музыкального искусства (Л.Г. Арчажникова, Н.А. Ветлугина, Л.Н. Комисаро-ва, И.А. МедведеваО.П. Радынова, Л.А. Рапацкая, Г.Г. Тенюкова и др.).

Для решения поставленных задач, обобщения результатов исследования применялись следующие методы:

теоретический анализ историко-философской, искусствоведческой, психолого-педагогической и этнопедагогической литературы по проблеме исследования;

изучение и обобщение передового педагогического опыта работы с учащимися по использованию национального музыкального искусства в процессе их эстетического развития;

педагогический эксперимент; наблюдение; беседы; анализ продуктов музыкально-творческой деятельности младших школьников во всех видах

исполнительской деятельности (пении, игре на музыкальных инструментах, музыкально-ритмических движениях).

- методы статистической обработки данных исследования.

Опытно-экспериментальной базой явились ГОУ РМЭ Центр образования № 18 и Президентская школа-интернат № 1 для одаренных детей, общеобразовательных школах №6, №24 г. Иошкар - Олы . В исследовании приняли участие 118 учащихся младших классов.

Этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа.

1-й этап (2001 - 2002) — поисково-теоретический. На основе теоретического анализа философской, психолого-педагогической, культурологической литературы определялись исходные параметры исследования, его предмет, структура, гипотеза, методология, методы, понятийный аппарат; были разработаны методы опытно-экспериментальной работы с учащимися, проведен отбор и систематизация музыкального материала; проведен констатирующий эксперимент с целью выявления уровня развития музыкально-творческих способностей с помощью специально разработанных диагностических заданий.

2-й этап (2002 — 2003) — опытно-экспериментальный. Выявлены и обоснованы педагогические условия развития музыкально-творческих способностей у детей младшего школьного возраста на основе марийского музыкального творчества. Определены основные показатели и уровни развития данных способностей. Проведены формирующий и контрольный этапы эксперимента, цель которых заключалась в проверке на практике разработанных нами педагогических условий.

3-й этап (2003 - 2005) - обобщающий. На данном этапе был проведен количественный и качественный анализ результатов опытно-экспериментальной работы; систематизированы и уточнены основные положения работы; осуществлено оформление результатов исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— определено значение марийского фольклора в развитии музыкально-
творческих способностей младших школьников;

предложен диагностический инструментарии, позволяющий судить об уровне развития музыкально-творческих способностей младших школьников (показатели и характеристика уровня развития по каждому их них);

адаптирован к работе с младшими школьниками по развитию у них музыкально-творческих способностей комплекс общих и специальных форм и методов, предусматривающий введение в учебный репертуар лучших образцов народного марийского творчества;

выявлены и обоснованы педагогические условия, обеспечивающие развитие музыкально-творческих способностей у учащихся младших классов средствами марийского музыкального творчества (формирование у младших школьников мотивационно-ценностного отношения к художественным традициям марийского народа во внеучебной деятельности; использование научно обоснованного комплекса методов с учащимися младших классов, предполагающего широкое использование марийского фольклора на внеурочных занятиях; наличие инструментария диагностики развития музыкально-творческих способностей у учащихся младших классов; создание фонда соответствующего дидактического материала: учебные пособия, нотные издания, сценарии фольклорных праздников и др.).

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно вносит определенный вклад в теорию и методику эстетического воспитания. Раскрыта педагогическая сущность художественных традиций марийского фольклора, разработаны новые подходы к их использованию в процессе развития музыкально-творческих способностей школьников. Материалы диссертации открывают перспективы для дальнейших исследований в области музыкально-эстетического развития личности.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты и рекомендации могут быть использованы в работе, в том числе в работе учителей музыки общеобразовательных школ и руководителей творческих коллективов. Материалы исследования могут служить основой для внесения корректив в вариативные программы школьного национально-регионального образования; обогащают содержание подготовки учителей на

музыкально-педагогических факультетах, в педколледжах, а также в системе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Разработанные автором календарный план занятий на учебный год, а также подготовленный им сборник «Марийские детские фольклорные и современные праздники» могут широко использоваться в музыкально-педагогической практике образовательных учреждений Республики Марий Эл и других регионов России с компактным проживанием марийцев.

Достоверность результатов исследования обеспечивается полнотой анализа теоретического и практического материала, последовательной реализацией методологической основы исследования на всех его этапах; применением взаимодополняющих методов исследования, адекватных целям и задачам исследования; объективностью и репрезентативностью результатов опытно-экспериментальной работы; сочетанием количественного и качественного анализа материала данного исследования; многолетним опытом работы диссертанта в качестве учителя музыки общеобразовательной школы и музыкального руководителя вокальной студии.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в младших классах ГОУ РМЭ Центр образования № 18 и Президентской школе-интернате для особо одаренных детей, общеобразовательных школах №№ 6, 24 города Йошкар — Олы. Экспериментальной программой было охвачено 118 школьников. Основные положения диссертации были обсуждены в ходе различных этапов эксперимента на российско-американских конференциях в МФ МОСУ (Москва — Йошкар-Ола), Всероссийских научно-практических конференциях «Вавиловские чтения» и семинарах, на межрегиональных, межвузовских научных конференциях. Материалы исследования были использованы при написании программ и методических рекомендаций по национальной музыке для работы учебных заведений Марий Эл. Основные результаты исследования отражены в 11 научных и методических публикациях автора.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Одним из эффективных средств развития музыкально-творческих
способностей у младших школьников является марийский музыкальный
фольклор. Его специфической особенностью можно считать тесную связь с
ремеслами и обрядами. Каждый календарный обряд марийского народа имеет
характерную только для него ритуальную игру. Синкретичная форма фольк
лора, подразумевающая комплексное использование слова, песни, игры, пля
совых движений в наибольшей степени способствует развитию у учащихся
комплекса музыкальности, творческого воображения, а так же исполнитель
ских умений и навыков.

2. Педагогические условия эффективного развития музыкально-
творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами
марийского музыкального фольклора:

формирование у младших школьников мотивационно-ценностного отношения к художественным традициям марийского народа;

использование на внеурочных занятиях научно обоснованного комплекса форм и методов работы с учащимися младших классов на основе марийского музыкального фольклора;

наличие инструментария диагностики музыкально-творческих способностей учащихся младших классов (показатели, уровни развития);

создание учебно-методического обеспечения включающего календарный план занятий, учебные пособия, нотные издания, сценарии фольклорных праздников и т.д.

3. В качестве показателей развития музыкально-творческих спо
собностей у детей младшего школьного возраста на материале марийского
музыкального фольклора выступают: специальные знания о культуре ма
рийского народа; наличие заинтересованности и эмоциональной отзывчи
вости на марийскую народную музыку; владение исполнительскими уме
ниями и навыками; степень выразительности исполнения; степень само
стоятельности выполнения творческих заданий на основе марийского
фольклора.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложения. Материал изложен на 279 с. текста компьютерной верстки, в том числе основной текст - на 129 с . Работа содержит 15 табл., 14 рис. Библиографический список включает 222 наименования.

ч>

Исторические предпосылки развития творческих способностей

Проблема творчества всегда была объектом серьезного научного исследования. В настоящее время она является одной из центральных в гуманитарном знании. В самом широком смысле под творчеством понимается особый вид деятельности (материальной и духовной), в которой создается что-то новое (206). В фундаментальных трудах В.И. Андреева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова и др. исследовались различные аспекты творческой деятельности.

В.И. Андреев (15), определяя творчество как вид человеческой деятельности, отмечает ряд признаков, характеризующих ее как целостный процесс, к которому относятся:

- наличие противоречия проблемной ситуации или творческой задачи;

- социальная и личная значимость и прогрессивность, которая вносит вклад в развитие общества и личности;

- наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок,

условий для творчества;

- наличие субъективных предпосылок для творчества (личностных качеств — знаний, умений, особенно положительной мотивации, творческих способностей личности);

- новизна и оригинальность процесса или результата.

Еще в XIX веке Г. Гельмгольц, А. Пуанкаре и ряд других авторов выделили четыре фазы любого творческого решения:

- фаза собирания материала, накопления знания, которые могут лечь в

основу решения или переформулирования проблемы; - фаза созревания или инкубации, когда работает в основном подсознание, а на уровне сознательных регуляций человек может заниматься совсем другой деятельностью;

- фаза озарения или «инсайта» — момент озарения (163), когда решение часто и совершенно неожиданно целиком появляется в сознании;

- фаза контроля или проверки, которая требует полной включенности сознания.

Однако, доминантную роль в творческом акте играет момент озарения — «инсайт». Сознанию же отводится роль корректора гипотез и результатов этого «момента озарения», схематично можно представить следующим образом:

обратная связь Другие авторы выделяют большее количество фаз или стадий, но принципиальная схема протекания творческого акта остается такой же. (П.М. Якобсон и др.).

Важным аспектом научного изучения творчества является его структура. В ней выделяются внешние — объективные элементы и внутренние -субъективные. Как отмечает большинство исследователей, творческий процесс обуславливается какой-то объективной ситуацией, которая ставит человека перед необходимостью или желательностью ее разрешить. Это «внешняя» мотивация служит как бы пусковым моментом активности творческой личности (ее самовыражением).

Сам же процесс творчества — субъективен, это состояние внутреннего мира человека и его творческая деятельность. При этом важное значение приобретают такие качества человека как богатое продуктивное воображение, воля, упорство, находчивость, интеллект, умение самоорганизовываться и регулярно трудиться.

В истории философской мысли существуют различные подходы к объяснению творчества.

При всем многообразии философских и культурологических теорий, посвященных творчеству, в истории философской мысли можно выделить два классических подхода: религиозно-идеалистический и традиционно-материалистический.

Первые попытки объяснить творческое начало в человеке имеются еще в античном идеализме. Сократ (469 - 399 до н.э.) учил, что в каждом человеке есть «гений» — некое духовное начало, которое определяет жизненный путь человека; человек должен постичь этот «гений» и следовать его воле.

Ученик Сократа Платон (427 - 347 до н.э.) развил эти представления и создал целостное представление о душе (эйдосе) человека. Платон считал, что человеческая душа имеет неземное происхождение. Она происходит из мира эйдосов. Этот неземной мир идеален, бестелесен, вечен, неизменен и первичен по отношению к телесному, материальному миру. Эйдосы - это духовные идеальные начала, которые составляют суть явлений (их идею). Облекаясь материей, эйдос превращается в какую-то конкретную материальную вещь или явление, то есть становиться растением, камнем, животным или человеком. Эйдосы не одинаковы. В идеальном космосе они находятся в строгой иерархии по отношению друг к другу, которую можно представить в виде пирамиды. На ее вершине находится самый совершенный эйдос - Благо. В одном ряду с ним - эйдосы Справедливости, Чести, Красоты, Любви и так далее. По мере удаления от вершины эйдосы становятся менее совершенными. В основании пирамиды находятся, как писал Платон, «тяжелые, темные» эйдосы. Эйдос каждого человека в этом идеальном мире имеет свое место: он или приближен к вершине, к Благу, и созерцает Справедливость, Добро, Кра соту и так далее; или, наоборот, удален от нее и поэтому не знает ничего об этом. Поэтому и люди, как считал Платон, бывают разные. Есть люди, душа которых знает от рождения Добро и Красоту. Это и есть творцы — они становятся писателями, поэтами, музыкантами, художниками. Таким образом, творческое начало человека Платон объяснял не воспитанием, не генетическими свойствами человека, а действием потустороннего, надчувственного идеального мира эйдосов, где есть Добро как таковое, Красота как таковая.

Учение Платона перекликается с христианским вероучением и всеми последующими теориями европейского идеализма. В соответствии с Библией и христианскими взглядами творческие способности человека — это дар Божий, а творческое вдохновение — это Божественное озарение (36).

Религиозно-философский взгляд на человека получил наиболее яркое выражение в трудах Августина (354 — 440 гг.) и Фомы Аквинского (1225 -1274 гг.). Как сторонники провиденциализма, они рассматривали историю общества лишь как проявление воли Бога. Они считали, что люди - актеры драмы, автором которой является Бог, а творчество как духовно-материальная деятельность по созданию общественно-полезных ценностей -удел Творца Мироздания, но не людей.

Если античные мыслители увязывали проблему человека, его активности с вопросом о деятельности ума, то Августин обратился к Воле, которой он наделял и человека, и Бога. Человек, стоящий над животными, обреченный трудиться и жить в поте лица, не может действовать без свободы Воли, но неизмеримо большей свободой Воли наделен всемогущей Творец. Непрерывно руководя человеком, он полностью противостоит ему (190). Проблема божественного и человеческого творчества найдет свое дальнейшее продолжение в трудах гуманистов Ренессанса (Н. Кузанский, Эразм Роттердамский, М.О. Лютер) (137). Так, начиная с эпохи Возрождения, проблема творчества стала обсуждаться в философской литературе через призму Свободы, понимаемой как выбор человеческих желаний и поступков. В конце XIX начале XX века центром развития философско-религиозной мысли стала Россия. Здесь появились учения, которые открывали простор для познания творческого начала человека. Русский философ-космист Н. Федоров (1829 - 1903) считал, что творческое начало дано человеку Богом, для того чтобы продолжить дело Христа на Земле - преобразить, улучшить, усовершенствовать «косную» материю и изменить мир человеческих отношений (109). По мнению авторов «Живой этики» (Е.И. Рерих, Н.К. Рерих), творчество - это процесс соединения земного сознания с космическим. Мысль, устремленная, сконцентрированная на определенном предмете, притягивает к себе высшие духовные энергии. В результате рождается качественно новое знание, произведение искусства или научное открытие. Истинное творчество - это всегда прорыв в мир высший, мир духовный, где важное значение имеет «сонастроенность» сознания человека, позволяющая ему достичь гармонии духовного и интеллектуального начала (17).

Еще более значимым для развития религиозно-идеалистических направления в философии явилось творчество другого русского мыслителя Н.А. Бердяева (1879 - 1948) (33). Как верующий человек, христианин, Н.А. Бердяев считал, что человек создан Богом и является, как сказано в Библии, богоподобным. Богоподобие человека, по Н.А. Бердяеву, проявляется, прежде всего, в творчестве, ибо Бог — демиург, творец, и человек — творец. Бог сотворил человека свободным и творческим существом. Однако первые люди не правильно воспользовались Свободой, их грехопадение привело утрата Свободы. Бытие человека материализовалось и стало подчиняться законам Природы. Однако при грехопадении, как писал Н.А. Бердяев, произошла неполная потеря богоподобия: в человеке остались и Свобода, и способность к творчеству. Проанализировав земную историю людей, Н.А. Бердяев сделал вывод о том, что эта история есть история восстановления человеком своей первоначальной Свободы, которая восстанавливается через творчество. Только через творческое отношение к природе человек победил холод и го лод, став свободным от природной необходимости. Благодаря творчеству он победил социальную необходимость и восстановил в себе свою первоначальную богоподобную природу.

Особое значение Н.А. Бердяев придает художественному творчеству человека. «Творчество художественное лучше всего раскрывает сущность творческого акта» (33). Художник, по его мнению, - всегда творец. «Во всяком художественном деянии уже творится мир иной, космос, мир просветленный - свободный» (33). Как считал философ, художественное творчество имеет не психологическую, а онтологическую природу. Целью творческого процесса он определял не Красоту как ценность, а Красоту как сущее, то есть претворение хаотического уродства мира в красоту космоса. Здесь Н.А. Бер ф дяев очень близок к пониманию Красоты, о которой писал Платон, поскольку каждый творческий акт Н.А. Бердяев понимал как «выход из этого мира...» в мир иной, божественный.

Таким образом, Н.А. Бердяев считал, что: творчество - это одно из проявлений богоподобия человека; благодаря творчеству человек восстанавливает в себе утраченную божественную природу, сутью которой является внутренняя Свобода; творчество является тем средством, которое, в конечном итоге, соединит «восстановленного» человека с Богом.

Культурологический и педагогический анализ марийского фольклора

Проблема нашего исследования требует обращения к вопросу эволюции марийского фольклора. Народное творчество является прекрасной основой для образования и воспитания благодаря своей глубокой содержательности и отсутствию второстепенных, малозначительных элементов. Создаваясь в веках, народное искусство служит ярчайшим проявлением исторической достоверности, высоких идеалов и развитого эстетического вкуса.

Мировое сообщество в лице ЮНЕСКО характеризует фольклор как коллективное и основанное на традициях творчество групп и индивидов, определяемое надеждами и чаяниями общества и являющееся адекватным выражением их «культурной и социальной самобытности» (129, 27).

А.Н. Сохор (193) рассматривает фольклор, как явление более узкое, чем народная художественная культура, поскольку он не включает ни искусство «народных профессионалов», ни любительство трудящихся. По мнению ученого, фольклор представляет собой систему ценностей, видов деятельности ее субъектов, социальных институтов, материальных средств, взаимодействующих с другими областями музыкальной культуры общества, любительства и профессиональной музыкой (193).

В результате обмена отдельными элементами образуются различные смешанные явления, при которых происходит либо обогащение фольклором, либо он сам обогащает смежные области. «Если народные танцы или песни не бытуют в народе, а живут только в исполнении профессионалов, то можно говорить о дефольклоризации фольклора» (193). Если же они находят вторую жизнь не только на сцене, то в этом случае мы можем говорить о фольклори-зации.

Фольклор не предусматривает разделения на профессиональное и любительское творчество и отражает самобытную фольклорно-культурную деятельность народа. Определение фольклора Б.М. Асафьева позволяет сделать вывод, что фольклор — это богатейшая образно-поэтическая система, основанная на действии обширного ряда компонентов - сюжетного, эмоционального, интонационного. В отечественной науке различают следующие сферы фольклора: материальная культура народа (быт и нравы, верования и обря ды); семейные отношения и историко-культурное взаимодействие с другими народами; духовная культура, связанная с художественным творчеством.

Фольклор как поэтическое, музыкальное, танцевальное искусство народа не существует вне его традиций. Он обладает особенным национальным стилем, формами, средствами выразительности, художественно-образной системой и способами отражения действительности. В современной марийской культуре фольклор представлен как в виде устного творчества, так и в форме и в виде музыкального исполнительства. Устная традиция песенного фольклора позволяет использовать его как основу для творческой импровизации в процессе развития музыкально-творческих способностей детей.

Так, И.И. Земцовский характеризует фольклор как традиционное, танцевальное и музыкальное искусство трудящихся масс. Этим автор подчеркивает интегрированный характер народного творчества (102).

Современные исследователи (В.Е. Гусев и др.) определяют фольклор, как «область народного творчества», где художественное отражение действительности осуществляется в словесно-музыкально-хореографических и драматических формах коллективного народного творчества, выражающего мировоззрение трудящихся масс и неразрывно связанных с их жизнью и бытом.

В соответствии с этим А.С. Каргин предлагает следующую периодизацию эволюции фольклора:

1. Первобытная форма (славянские игрища, обряды);

2. Аутентичный крестьянский фольклор;

3. Рабочий фольклор и любительское творчество (116).

Исследователь считает, что развитие народного творчества характеризуется органичной взаимосвязью между различными формами и видами, а также с предшествующей и существующей профессиональной художественной практикой. В недрах каждой из форм зреют новые элементы, отвечающие сегодняшнему и завтрашнему дню (116). Сказанное означает, что форма фольклорного произведения и его содержание могут быть до конца поняты лишь тогда, когда принимаются во внимание реальные условия существования фольклора. Его творческая жизнь, его социальная функция — все это позволяет утверждать, что к изучению фольклора нужно подходить комплексно:

- все элементы фольклора рассматривать в единстве художественного комплекса;

- музыкальный фольклор рассматривать в единстве с другими видами творческой деятельности народа.

Поскольку фольклор представляет собой самостоятельную часть творчества народных масс, то его исследование, по мнению ученых, должно осуществляться по четырем направлениям:

Этнографическому (изучение традиций, обычаев данного народа). Надо помнить о том, что фольклор и этнография в плане отражения народной культуры не являются самостоятельными, они неразделимы.

Социологическому (изучение относительно становления и развития общества).

Искусствоведческому (изучение в связи с другими видами народного искусства.

Педагогическому. Задача комплексного изучения фольклора как интегративной области состоит в том, чтобы определить единство его содержания и формы и раскрыть особенности творческого процесса. Комплексное изучение фольклора также предполагает изучение его новых свойств, которые возникают в результате соприкосновения с разными элементами общественной жизни, культуры, искусства, причем в этом случае фольклор не только отражает окружающую действительность, но и активно на нее воздействует.

Опора нашего исследования на музыкальное творчество марийского народа предполагает изучения истоков марийского фольклора, к которым традиционно относят природу и языческую религию (В.А. Акцорин, С. Нурминский, А.Ф. Ярыгин).

Поскольку до сих пор значительная часть марийского населения живет в селах, дети с малолетства вовлечены в труд, быт и отдых родителей. Они непосредственно участвуют в танцах, обрядах, играют на музыкальных инструментах, изготовленных из натуральных материалов. Иначе говоря, дети в селе тесно соприкасаются с народной культурой (В.А. Акцорин, В. Блинов).

Как известно, сутью языческих представлений является поклонение природе и ее стихиям. Чимари (ошмари) до сих пор проводят свои моления на природе, обычно в березовой роще. Они поклоняются солнцу, небу, земле, огню, воде, деревьям. И сегодня на марийской свадьбе можно увидеть специально принесенную из леса и украшенную молодую березку.

В древности мари обожествляли озера, реки и лес. Исследователь марийского края С. Нурминский отмечал, что лес для марийца - это волшебный мир, который является основой его мировоззрения. Лес, по воззрениям марийцев, населен волшебными существами: в нем расхаживают Боги, там же живут злые демоны. Поэтому богослужения, религиозные торжества и жертвоприношения совершаются в лесу (164).

История марийского народа, его образ жизни на протяжении тысячелетий был действительно связан с природой. Поклоняясь природе, находясь с ней в непосредственном общении, марийские язычники не могли не понимать ее красоты, органичности, неповторимости. И это, несомненно, способствовало развитию их эстетического вкуса. Творческая одаренность мари имеет глубокие причины. Это доказывает в своих исследованиях по психологии марийского этноса В.А. Сокольникова, Г.М. Швецова, Н.М. Швецов и другие исследователи.

Педагогические условия развития музыкально-творческих способностей учащихся средствами марийского фольклора

Как известно, любой педагогический процесс может успешно функционировать при соблюдении определенных условий (Ю.К. Бабанский, Н.М. Яковлева и др.), следовательно, нам необходимо выделить условия развития музыкально-творческих способностей у младших школьников средствами марийского фольклора.

В научной литературе имеются различные подходы к определению понятия «условия». В философии «условие» трактуется как категория, выражающая отношение предмета к окружающим явлениям, без которых он существовать не может. Философское понимание состоит в том, что условие — это то, от чего зависит предмет, комплекс предметов, характер их взаимодействия, из наличия которого следует возможность существования, функционирования и развития данного предмета.

Условие — совокупность объектов (вещей, процессов, отношений и т.д.), необходимых для возникновения, существования или изменения какого-либо объекта; условия составляют ту среду, обстановку, к которой явление возникает, существует и развивается (Большой толковый словарь русского языка. Сост. и гл.ред. С.А. Кузнецов - 2000).

В современной психолого-педагогической литературе (В.И. Андреев, Р.А. Низамов, М.А. Ушакова и др.) категория «условие» рассматривается как видовая пара по отношению к понятиям «среда», «обстановка», «обстоятельства»; тем самым неоправданно расширяя совокупность объектов, необходимых для возникновения, существования или изменения педагогических явлений. Этой точки зрения придерживаются исследователи (Н.Ю. Посталюк, Н.М. Яковлева и др.), которые считают, что, во-первых, в эту совокупность объектов могут попасть случайные, которые не оказывают никакого влияния на определенный объект; во-вторых, такой подход обуславливает выделение тех условий, которые являются внешними по отношению к определенному объекту, в то время как в число условий входят и внутренние характеристики объекта.

В педагогической литературе ставится вопрос о необходимых и достаточных условиях. Под необходимыми условиями ученые понимают существенный компонент комплекса мер педагогического процесса, из наличия которого с необходимостью следуют существенные педагогические явления. Необходимые и достаточные условия — это условия достижения цели, без выполнения которых она (цель) не может быть достигнута (М.Е. Дуранов, А.Я. Наин, Н.М. Яковлева и др.) В научно-педагогической литературе под педагогическими условиями понимают совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных в педагогике задач (В .И. Андреев, М.Е. Дуранов и др.). При этом ученые к педагогическим относят только те условия, которые сознательно создаются в педагогическом процессе и реализация которых обеспечивает наиболее эффективное его протекание. Мы разделяем позицию, согласно которой педагогические условия нельзя сводить только к внешним обстоятельствам, к совокупности объектов, к обстановке, оказывающей влияние на процесс, т.к. развитие личности в педагогическом процессе представляет собой единство субъективного и объективного, внутреннего и внешнего, сущности и явления.

В контексте нашего исследования условия определяются как совокупность мер образовательного процесса, которая обеспечит достижение цели. Поэтому под педагогическими условиями мы будем понимать взаимодействующий комплекс мер педагогического процесса, который обеспечит развитие музыкально-творческих способностей младших школьников. К ним мы относим: формирование у младших школьников мотивационно-ценностного отношения к художественным традициям марийского народа; использование на внеурочных занятиях научно обоснованного комплекса методов работы с учащимися младших классов на основе марийского музыкального фольклора; наличие инструментария диагностики музыкально-творческих способностей младших школьников (разработка показателей и уровней развития); создание фонда соответствующего дидактического материала: учебные пособия, нотные издания, сценарии фольклорных праздников и др.

Для разъяснения первого условия обратимся к содержанию понятия «мотивация». Как известно, мотивы являются главными движущими силами любого процесса развития. Изучение и правильное использование действующих мотивов, формирование нужных, направляющих развитие личности — основа педагогического труда. Мотивация (от лат. — двигаю) — общее название для процессов, методов, средств, побуждений учащихся к продуктивной познавательной деятельности. Мотивация как процесс изменения состояний и отношений личности основывается на мотивах, под которыми понимаются конкретные побуждения, причины, заставляющие личность действовать. Мотивы можно определить и как отношение школьника к предмету деятельности, направленность на эту деятельность. В роли мотивов выступают во взаимосвязи потребности и интересы, стремления и эмоции, установки и идеалы. Поэтому мотивы — очень сложные образования, представляющие собой динамические системы, в которых осуществляются анализ и оценка альтернатив, выбор и принятие решения. Понимание мотивов и побуждений осложняется тем, что, во-первых, они всегда представляют собой комплексы, и в педагогическом процессе мы почти никогда не имеем дело с одним действующим мотивом, а во-вторых, мотивы не всегда осознаются учащимися.

Одним из постоянных сильнодействующих мотивов человеческой деятельности является интерес. Интерес — реальная причина действий, ощущаемая человеком как особо важная. Интерес можно определить как положительное оценочное отношение субъекта к его деятельности. Познавательный интерес проявляется в эмоциональном отношении школьника к объекту познанию (в нашем исследовании — это марийский музыкальный фольклор). Л.С. Выготский писал, что интерес является естественным двигателем детского поведения, указанием на то, что деятельность совпадает с его органическими потребностями. Вот почему внеурочные занятия по освоению школьниками художественных традиций марийского народа должны строится с учетом интересов детей. «Педагогический закон гласит: прежде чем ты хочешь призвать ребенка к деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только направлять его деятельность» (61, 84).

Грамотное построение музыкальных занятий способствует созданию среды, процессуально ориентированной на освоение и присвоение национально-культурных ценностей каждым учеником. Национально-культурная среда является педагогической системой, воздействующей на учащихся, вовлекая их в процесс усвоения этносоциального опыта, который постепенно становится личностным приобретением каждого ребенка. Это процесс не ограничивается лишь чувственной сферой, он включает обогащение познанием, учением.

Культура родного края должна быть представлена на занятиях в самых ярких ее образцах, в ценностях художественной культуры, на которую дети откликаются наиболее живо в силу эмоциональности возраста, желания пробовать, учиться, фантазировать. Предлагаемые учащимся творческие за дания призваны активизировать художественное восприятие, внося личностный смысл в деятельность, в которой наблюдается оптимальное сочетание психологического, художественного и эмоционального аспектов. На разработанных нами занятиях источником детского творчества является мотивация как побудительный компонент деятельности, поэтому мы старались учитывать побудительные силы среды, стимулирующие и подкрепляющие деятельность школьника:

- интерес, увлеченность деятельностью;

- эмоционально-нравственная атмосфера общения с образцами, ценностями художественной культуры;

- создание ситуации успеха;

- чувство причастности к истории народа, гордости за богатство художественных традиций родного края, желание идентифицироваться со всем этим.

В исследовании проблемы мотивации художественной деятельности младшего школьника, формирования мотивационно-ценностного отношения к художественным традициям марийского народа установлены следующие позиции: целевые состояния — ценностный момент — «ступени интереса» (ИТербарт) - «подкрепляющее поведение» (Х.Хекхаузен). Эта цепочка мотивации идентифицируется с эмоциональной драматургией, методом «проживания» произведения искусства как явления художественной культуры. В связи с этим возрастают требования к подбору учителем художественно ценных образцов народного творчества, восприятие которых учеником формирует у него систему мотивационно-ценностных отношений к художественным традициям своего народа. Условиями формирования этих отношений являются:

- включение в процесс освоения младшими школьниками культурных ценностей, багажа полученных ранее художественных впечатлений, опыта художественного творчества, приобретенного в семье, в ближайшем окружении;

Содержание и результаты опытной работы

С целью подтверждения гипотезы нашего исследования составлена программа опытной работы, где четко определена цель эксперимента — опытным путем доказать эффективность выделенных и теоретически обоснованных нами педагогических условий развития у младших школьников музыкально-творческих способностей на основе использования марийского фольклора. Объектом опытной работы выступала музыкально-творческая деятельность младших школьников на внеурочных музыкальных занятиях, построенных на материале марийского музыкального фольклора.

Предметом исследования явилась динамика развития музыкально-творческих способностей младших школьников в процессе освоения ими марийского фольклора на внеурочных музыкальных занятиях.

Опытная работа проводилась на базе ГОУ РМЭ Центра образования №18 и Президентской школы-интерната № 1 для одаренных детей г. Иошкар Олы в течение 2001 -

1 этапконстатирующий (2001-2002) 1. С помощью диагностики (показатели и уровни) определить исходный уровень развития музыкально-творческих способностей у учащихся экспериментальной и контрольной групп - выявление у школьников уровня развития комплекса музыкальности, творческого воображения, исполнительских умений и навыков (вокальных, танцевальных, игра на ДМИ) с помощью специально разработанных творческих заданий - педагогическоенаблюдение- беседы- метод экспертных оценок привыполнении индивидуальныхтворческих заданий- метод математической обработки экспериментальных данных констатирующего этапа

2 этапформирующий(2002-2003) 1. Апробировать педагогические условия развития музыкально-творческих способностей у младших школьников на материале марийского фольклора - формирование у школьников положительного мотивацион-но-ценностного отношения к народной музыке - педагогическийэксперимент- педагогическоенаблюдение- анализ фольклорных источников Окончание табл. № этапы задачи содержание методы

2. Разработать перспективный план внеурочных музыкальных занятий, основанный на материале марийской народной музыки и включающий различные виды творческой деятельности - разработка и использование комплекса методов развивающегообучения на музыкальных занятиях с младшими школьниками- создание фонда дидактического материала (учебные пособия,разработки фольклорных марийских праздников для детей, нотные издания и др.),удовлетворяющего потребностям современной педагогическойпрактики 3 этапобобщающий(2003-2004) 1. Проанализировать результаты опытной работы2. Сравнить уровни развития музыкально-творческих способностей у младших школьников в экспериментальной и контрольнойгруппах3. Оценить эффективность педагогическихусловий развития музыкально-творческих способностей у младшихшкольников на материале марийского фольклора - математический подсчет данных, полученных в ходе формирующего этапа эксперимента, их сравнение сисходным уровнем- построение сравнительных графиков, отражающих динамикуразвития музыкально-творческих способностей у младшихшкольников в экспериментальной и контрольной группах- текстовое оформление экспериментального исследования - анализ результатов эксперимента- математическаяи статистическаяобработка данных

На констатирующем этапе опытной работы выявлялся исходный уровень развития музыкально-творческих способностей у младших школьников в экспериментальной и контрольной группах, для чего детям было предложено выполнить ряд диагностирующих творческих заданий. Эти творческие задания были разработаны с использованием элементов разных жанров марийского музыкального фольклора. Диагностика проводилась как в группе, так и в ходе индивидуальной работы с учащимися. Уровень развития способностей оценивался несколькими экспертами: учителем музыки, педагогом-методистом и автором исследования. Выполнение тех или иных заданий оценивалось по четырехбальной шкале (от 0 до 4).

Рассмотрим подробнее, с помощью каких заданий диагностировались музыкально-творческие способности: комплекс музыкальности, творческое воображение, исполнительские умения и навыки.

Под комплексом музыкальности мы понимаем наличие у школьников эмоционального отклика на воспринимаемую музыку, музыкальной памяти, ладового и метроритмического чувства. Для определения уровня развития данного комплекса в процессе музыкальных занятий детям предлагалось вслед за педагогом спеть несложный мотив из марийской народной песни. Отслеживалось то, насколько выразительно, интонационно и ритмически точно учащиеся могут воспроизвести этот мотив. В ходе прослушивания фрагментов марийской музыки мы наблюдали за эмоциональной реакцией школьников. В беседах с детьми выявлялась их заинтересованность в дальнейшем получении информации о культуре марийского народа, потребность в изучении новых произведений, желание выразить свои чувства через участие в постановке фольклорных праздниках и т.д.

Результаты диагностики свидетельствуют о примерно одинаковом уровне развития комплекса музыкальности у младших школьников в обеих группах.

Уровень развития творческого воображения выявлялся на основе анализа словесной характеристики художественного образа, возникающего у школьников после прослушивания следующего музыкального фрагмента: Чаще всего наблюдался либо отказ учащегося рассказать о том, что он представил, слушая музыкальное произведение, либо ребенок соглашался и повторял за воспитателем словесное описание художественного образа. Реже учащиеся пытались дополнить это описание одной или двумя деталями.

Кроме того, об уровне развития творческого воображения свидетельствовало качество передачи характера музыки музыкально-ритмическими движениями. Как правило, движения не отличались разнообразием и выразительности, не всегда соответствовали характеру музыки.

Еще одним заданием, диагностирующим творческое воображение, было выполнение учащимися рисунков по мотивам услышанного музыкального фрагмента. В большинстве случаев цветовая гамма рисунков не отражала характер музыки. Данная тенденция прослеживалась в обеих группах учащихся.

Похожие диссертации на Педагогические условия развития музыкально-творческих способностей младших школьников