Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование у школьников ответственного отношения к природе средствами народной экологии Астраханова, Нурият Раджабовна

Формирование у школьников ответственного отношения к природе средствами народной экологии
<
Формирование у школьников ответственного отношения к природе средствами народной экологии Формирование у школьников ответственного отношения к природе средствами народной экологии Формирование у школьников ответственного отношения к природе средствами народной экологии Формирование у школьников ответственного отношения к природе средствами народной экологии Формирование у школьников ответственного отношения к природе средствами народной экологии Формирование у школьников ответственного отношения к природе средствами народной экологии Формирование у школьников ответственного отношения к природе средствами народной экологии Формирование у школьников ответственного отношения к природе средствами народной экологии Формирование у школьников ответственного отношения к природе средствами народной экологии
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Астраханова, Нурият Раджабовна. Формирование у школьников ответственного отношения к природе средствами народной экологии : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01.- Махачкала, 2004

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Психолого-педагогические подходы к. экологическому воспитанию учащихся 11

1.1. Экологическое воспитание как психолого-педагогическая проблема ... 11

1.2. Аспекты народной экологии в воспитании учащихся 22

1.3. Воспитательный потенциал народной экологии в содержании общего образования . 51

ГЛАВА II. Педагогические условия формирования ответственного отношения к природе у школьников средствами народной экологии . 82

2.1. Условия реализации воспитательного потенциала народной экологии .. 82

2.2. Эффективность педагогической модели экологического образования и воспитания учащихся на опыте народной экологии 89

Заключение 140

Библиография 144

Приложение 158

Введение к работе

Актуальность исследования. На современном этапе развития общества особо важное значение имеет поиск путей демократизации, гуманизации экологического образования и духовного возрождения народа. В этом значительна роль народной экологии - обширных знаний, накопленных народом при взаимодействии с природой.

В условиях растущей экологической опасности все более осознается «экологическая недостаточность» знаний у школьников. В настоящее время стало совершенно ясно, что важными приоритетами выживания человека являются экологическая грамотность, связь с окружающей средой, всемерное экологическое образование подрастающего поколения.

Человек не может быть экологически образованным, если не владеет знаниями о закономерностях развития природы, не видит причин ее изменения, не может предсказать последствий воздействия внешних факторов на природу. Экологическое образование и воспитание призваны систематизировать и развивать естественнонаучные знания с опорой на богатый и разнообразный народный природоохранный опыт.

Содержание экологии как межпредметной дисциплины призвано учитывать социальный опыт, включающий народные традиции рационального использования природных ресурсов, лесных, земельных и водных угодий, благоустройства и озеленения населенных пунктов, преобразования ландшафтов и т.д. Обобщенные знания о природопользовании даются в школе, на уроках природоведения, биологии, географии, физики и др.

Проблемы организации природоохранной деятельности, привития экологической культуры в процессе преподавания естественнонаучных, гуманитарных дисциплин разрабатывают А.А. Алимов (1988), И.Д. Зверев (1980), А.А. Иноземцев (2001), В.И. Козлов (1983), М.М. Ковалевский (1890), И.Я. Лернер (1991), Н.М. Мамедов (1995), Н.Н. Моисеев (1995), О.Н. Пономарева

(1997, 1999, 2002), У .А. Раджабов (1990), Г.В. Стадницкий (1995), Л.П. Семёнова (1969), И.Т. Суравегина (1999, 2001), З.И: Тюмасева (2001), МЛ; Шилов (1996,1998), А.В.Яблоков (1985), В .А. Левин (1998), Н.И. Яценко (1996) и др., исследования которых имеют важное научно-теоретическое значение.

Экологическое воспитание — это систематическое, планомерное воздействие на сознание и поведение людей в целях воспитания у них экологической культуры, выражающейся в бережном отношении к природе как важнейшей социально-нравственной ценности в жизни общества. Экологическая культура — неотъемлемый элемент духовного мира личности. Она представляет собой экологически ориентированное сознание и поведение, в основе которого лежат гуманистические ценностные ориентации и установки в отношении к природе.

Важная задача экологического воспитания — сделать природу объектом формирования нравственных патриотических и эстетических чувств личности.

Достичь высокого уровня экологической культуры человека невозможно без становления эмоционально-ценностного отношения к миру. Необходимо определить условия и пути, которые способствуют формированию у учащихся опыта эмоционально-ценностных отношений, соответствующих цели экологического образования. Эти задачи могут решаться путем ориентации учебной деятельности на осознание общественно значимых ценностей, чему способствует опыт народной экологии. По мнению И.Я. Лернера (1981), социальный опыт составляет достояние предыдущих поколений, воплощенный в сознании, навыках, системной деятельности, характеризующихся специфическим содержанием и определенными методами в их достижении.

Нравственно-эстетический аспект экологического образования и воспитания рассматривают А.Н.Захлебный, Т.В.Калугина, Л.П.Печко и др. Вопросы экологического воспитания и связи его с краеведением исследуют

Г.М.Абдурахманов, В.Л.Богдаренко, Ш.Ш.Гасанов, С.Н.Кравченко, З.А.Шахмарданов, М.М.Эльдаров, Н.И. Яценко и др.

Изучению и описанию дагестанских аграрно-календарных, традиционных праздников посвящены труды М.А.Агларова, С.Ш.Гаджиевой, А.Г.Булатовой.

По проблемам экологического воспитания имеются диссертационные исследования дагестанских ученых Ч.М.Алирзаева, М.Г.Ахмедовой, Б.Ш.Алиевой, Р.Д.Даудова, З.А.Садыковой, К.Г.Идрисова и др.

Народная экология, по утверждению МП. Шилова, как часть общей культуры населения, имеет мощный потенциал для дальнейшего развития и, несмотря на быстрый рост знаний научной экологии, не будет ею ассимилирована. Перед народной экологией постоянно возникает много бытовых экологических проблем, связанных, в частности, с экологическим жизнеобеспечением, оздоровлением окружающей среды, поддержанием устойчивого экологического равновесия. В последние годы усиливается внимание к изучению наследия народа, освоению его векового опыта и сложившимся общечеловеческим ценностям в различных областях жизни. Особое место принадлежит народной экологии, тем обширным знаниям, которые накоплены обществом при взаимодействии с природой.

Сведения из народной экологии являются руководством к действию по рациональному природопользованию и охране окружающей среды. Для современной действительности - это весьма актуальная и жизненно важная проблема.

Вопросы экологического образования и воспитания исследованы в определенной степени, рассмотрены цели, задачи, содержание, формы и методы воспитания. Но вместе с тем проблема экологического воспитания в процессе урочной (предметной) и внеклассной работы в школе на основе опыта народной экологии не получила достаточного освещения в научной литературе.

Построение педагогической системы экологического образования и воспитания на основе опыта народной экологии, используемого в качестве средства экологического воспитания учащихся средней школы в урочной и внеклассной работе, позволит формировать у школьников ответственное отношение к природе. Все вышесказанное и определило актуальность темы исследования.

Объект исследования - процесс экологического воспитания и образования учащихся в общеобразовательных учебных заведениях.

Предмет исследования - формирование у школьников ответственного отношения к природе средствами народной экологии.

Цель исследования - выявление и обоснование условий использования народной экологии в формировании ответственного отношения школьников к природе.

Гипотеза исследования состоит в том, что организация экологического воспитания будет наиболее успешной, если:

используется в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы опыт народной экологии;

активизируется деятельность учащихся в урочной и внеклассной работе в процессе формирования экологической культуры.

осуществляется экологизация учебного процесса в школе с учетом содержания учебных предметов;

формируется у школьников в процессе экологического образования ответственное отношение к природе.

Для достижения цели и проверки гипотезы определены следующие задачи исследования:

1. Изучить научную психолого-педагогическую, специальную литературу, специальную, учебные программы, раскрывающие сущность народной экологии в воспитании и образовании школьников.

  1. Определить и обосновать пути обеспечения экологизации в учебно-воспитательном процессе на основе использования традиционных и современных методов обучения школьников.

  2. Установить в учебных дисциплинах основное содержание опыта народной экологии, разработать и экспериментально проверить педагогическую модель в учебно-воспитательном процессе школы.

  3. Разработать практические рекомендации по использованию опыта народной экологии в формировании экологической культуры школьников во внеклассной работе.

Методологическую основу исследован и я составляют философские положения о познании природных взаимосвязей, единстве природы, человека и общества; идея рационального природопользования, отражающая природоохранные ценности народа; идеи» традиции, положения народной экологии, рассматриваемые в научных трудах.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались теоретические и эмпирические методы: ретроспективный анализ литературы по теме исследования, программ, государственных документов по вопросам образования и документов по охране природы; беседа, опрос, анкетирование, наблюдение, педагогический эксперимент, констатирующий и формирующий педагогические наблюдения, различные формы оценки у учащихся экологических знаний (опрос), устные, письменные (контрольные работы, с помощью тестов и анкет), творческие работы учащихся.

Нами составлены проект «Аптекарский опытный участок Дагестанского госпедуниверситета», экологический паспорт на «Аптекарский опытный участок», «Азбука народной экологии», игры во внеклассной работе. Исследование проводилось в Республиканском эколого-биологическом 4eHVe, Институте повышения квалификации педагогических кадров, Дагестанском государственном педагогическом университете, в общеобразовательных школах

№39, № 29, школе-интернате г. Дербента, Кандикской, Чувекской школах Хивского района.

Исследование осуществлялось в три этапа:

Первый этап (1998-1999 гг.) предполагал изучение и анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме, что позволило сформулировать теоретические основы работы; исследование особенностей теоретических концепций и состояние практики; осуществление констатирующего эксперимента.

Второй этап (1999-2000 гг.) включал в себя проверку теоретически разработанной системы мер по повышению эффективности использования элементов народной экологии, урочной и внеклассной работы в школе как средства экологического воспитания на базе средних школ № 39, № 29, школы-интерната г. Дербента, Кандикской (экспериментальной, 180 учащихся), Чувекской (контрольной, 180 учащихся) школ Хивского района.

Третий этап (2001-2003 гг.) предполагал разработку методических рекомендаций реализации задач исследования, обобщение его результатов и оформление диссертационной работы в целом.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

выявлены возможности использования элементов опыта народной экологии в процессе экологического воспитания учащихся в урочной и внеклассной работе школы;

обоснованы необходимость и возможность осуществления экологизации в целях формирования у школьников ответственного отношения к природе и ценностных ориентации;

разработаны тесты, аптекарский опытный участок, анкеты, азбука народной экологии по экологическому воспитанию школьников и студентов педагогических учебных заведений;

- подготовлены определенные правила поведения учащихся в природе, гуманной позиции по ее охране на основе опыта народной экологии.

Практическая значимость исследования состоит в определении и разработке научно обоснованной экологизированной программы, педагогической модели экологического развития и воспитания учащихся на опыте народной экологии в урочной и внеклассной работе средней школы.

Созданная нами система урочной и внеклассной работы в средней школе способствует повышению эффективности экологического воспитания. Использование методики, предложенной в диссертации, позволит учителям в процессе обучения дисциплинам естественно-гуманитарного цикла определить уровень знаний и умений по экологии и экологической воспитанности школьников 6-11 классов, сформировать у них ценностные ориентации. Предложенные в исследовании тесты, проект «Аптекарский опытный участок», анкеты, игры, «Азбука народной экологии», методические рекомендации могут быть использованы в экологическом воспитании не только школьников, но и студентов педагогических учебных заведений.

Достоверность результатов исследования обеспечивается источниковедческой базой достижений психолого-педагогической науки, разнообразием и адекватностью методов исследования, соответствием их задачам, целям исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе опытно-экспериментальной работы в школах республики, в выступлениях на семинарах в Республиканском эколого-биологическом центре, на итоговых научно-практических конференциях и Дагестанского госпедуниверситета, лекциях для студентов в научных кружках, встречах с родителями и учащимися, отражены в 10 публикациях.

Материалы исследования внедрены в практику общеобразовательных школ Дербентского, Хивского и Табасаранского районов Республики Дагестан. Успешно апробируется и используется разработанный нами учебно-

методический комплекс на этапах закрепления или повторения материала, при обобщении и систематизации знаний. На защиту выносятся:

педагогические условия использования народной экологии в образовании с целью воспитания ответственного отношения школьников к окружающей природной среде;

воспитательный потенциал народной экологии в образовательном процессе школы;

разработанные тесты, игры, азбука народной экологии, аптекарский опытный участок, способствующий экологическому воспитанию школьников.

Структура диссертации определена объектом исследования, состоянием разработки темы, целью и задачами работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Экологическое воспитание как психолого-педагогическая проблема

Сегодня нет необходимости убеждать кого-то в том, что одна из важнейших задач современной школы - формирование экологических знаний, умений и навыков учащихся, вооружение их экологическими навыками. Использование природных ресурсов, воспитание высокой экологической культуры поведения в трудовой деятельности ив быту, уровень экологической культуры граждан во многом определяются качеством экологического образования и воспитания в школе.

Экологическое воспитание - это систематическое, планомерное воздействие на сознание и поведение людей в целях воспитания у них экологической культуры, выражающейся в бережном отношении к природе как важнейшей социально-нравственной ценности в жизни общества. Экологическая культура - неотъемлемый элемент духовного мира личности. Эта культура представляет собой экологически ориентированное сознание и поведение, в основе которого лежат гуманистические ценностные ориентации и установки в отношении к природе.

Экологическая культура - это сплав знаний, умений и навыков в области взаимоотношений природы и общества, которые успешно используются в сфере производства, быта, межличностного общения. Важная задача экологического воспитания — сделать природу для личности объектом нравственных патриотических и эстетических чувств. Само понятие экология происходит от греческого языка. В буквальном смысле данный термин означает «учение о месте обитания» [33].

Необходимо выделить общие тенденции развития экологического воспитания. Это: единство научного, эмоционального и практического компонентов; учет возрастных и личностных особенностей ученика; развитие внешкольных и внеклассных форм обучения; соединение экологического воспитания с физическим, эстетическим и т.д.; приоритет глобального подхода к анализу экологических проблем; внимание к мировым общечеловеческим ценностям.

Проблему экологического воспитания рассматривали: И.Д. Зверев [64], В.И, Козлов [80], М.М. Ковалевский [79], ИЛ. Лернер [93], Н.М. Мамедов; [101], Н.Н. Моисеев [105], О.Н. Пономарёва [124], И.Т. Суравегина [144], JI.IL Семёнова [132], М.П. Шилов [170] и др.

На основе анализа литературы по этим проблемам можно выделить следующие положения:

— экологическое воспитание школьников представляет собой управляемый процесс, успешность которого определяется целесообразностью, научной обоснованностью его осуществления;

— для реализации экологического воспитания необходимо опираться на такие принципиальные положения, как единство интеллектуального и эмоционального познания природной среды и практической деятельности по её улучшению; системность и непрерывность глобального, регионального и локального подхода к экологической проблеме;

- экологический: аспект в воспитании ориентирует педагога в своей деятельности на взаимосвязь социальных и природных факторов среды в формировании личности;

- в системе экологических знаний можно выделить следующие идеи, понятия, научные факты, характерные для народных традиций (развитие и единство природы; её изменение в процессе труда; роль природы в нравственно-эстетическом развитии личности; оптимизация взаимодействия в системе «природа-человек-общество»); воспитание учащихся, умеющих экологически грамотно мыслить и решать сложные практические проблемы взаимоотношения с природой как в своей духовной жизни, так и в общественной практике в настоящем и будущем.

Конечной целью экологического воспитания является не овладение некоторой совокупностью экологических знаний и умений и даже не развитие учащихся, а формирование экологического сознания и гражданской позиции личности. Это надо понимать так: если школьник, даже экологически грамотный, не способен к осознанной экологической деятельности (вне школы, на практике), в своих поступках в жизни, то экологическое образование утрачивает изначальный смысл и значение [139]..

Задача общеобразовательных школ в области экологии — сформировать экологическое мировоззрение (сознание) учащихся, а через них и экологическую культуру нации. Отсюда следует, что экологическое образование должно быть достоянием и личности, и общества и иметь действенный характер, то есть проявляться не столько в эрудиции, сколько в поступках.

Для экологического образования характерна комплексность. Реализовать эколого-образовательный потенциал личности средствами одного учебного предмета, в границах одной образовательной области невозможно. Экологизация учебных предметов - наиболее рациональный путь общего экологического образования учащихся [152].

Задача экологии - определить наиболее рациональные практические способы взаимодействия общества с природой. Решить эту задачу возможно при условии экологизации всех областей науки, производства, искусства, морали и права. Как известно, экологизация производства, науки и права находится на стадии завершения, а экологизация искусства и морали еще требует глубокого научного осмысления

Воспитательный потенциал народной экологии в содержании общего образования

В условиях растущей экологической опасности все более осознается «экологическая недостаточность» общего среднего образования. Выявляется противоречие между запросами общества в людях, имеющих развитое экологическое, ответственное сознание, и отставанием школьного образования в экологической подготовке детей к жизни. Возникает задача поиска характерных особенностей экологического сознания, определения понятия экологизации школьного образования.

Когда речь идет об экологическом сознании, то имеют в виду ряд его характеристик: - интерес к проблемам окружающей среды; - озабоченность экологическими позициями родителей, педагогов, друзей, населения в целом; - сознание и чувство ответственности за состояние среды и причастность к тому, как экологические проблемы будут решаться; — готовность к экологической деятельности, которая становится важнейшей функцией человека, получившей название биосферной.

И.Т. Суравегина считает, что экологическое сознание - сложный феномен, его развитие предписывает необходимость воздействия на интеллект, эмоции и волю школьника. Этого трудно достичь при изучении какого-то одного предмета. Стало уже очевидным, что требуется широкая экологизация всего образовательного процесса [144].

В поисках смысла понятия экологизации можно предположить, что необходимо и достаточно проникновения законов экологии во все научные области. Таким и было первоначальное понимание этого важнейшего термина. Однако на сегодняшний день экологизацию следует понимать как взаимопроникновение понятий и теорий разных областей знания при описании любых систем с участием живого, т.е. экосистем. [152]. Речь идет именно о взаимопроникновении, интеграции, объединении разных областей знания в целях изучения взаимодействия живого существа с иными компонентами экосистемы как экологической единицы окружающей среды.

Экологизацию можно толковать и как взаимопроникновение знания об экологических взаимодействиях разного уровня в современные области естествознания, гуманитарные науки и технику; дополнительность разных областей знания при изучении человека и окружающей среды, взаимодействие общества и природы на разных уровнях познания - философском, естественнонаучном, гуманитарном.

По утверждению Н.М. Мамедова [101], следует различать экологическое образование и экологизацию образования. Экологическое образование - это непосредственное усвоение экологических знаний самого различного характера и уровня. Оно определяет, в частности, процесс подготовки специалистов-экологов, но не сводится к этому. Экологизация системы образования - это характеристика тенденции проникновения идей, понятий, принципов, подходов экологии в структуру других дисциплин, подготовки специалистов самого различного профиля: инженеров, врачей, экономистов, социологов и т.д.

Особенность экологических ценностей состоит в том, что они охватывают свойства природы как универсальной ценности - не только практической, утилитарной, но и познавательной, эстетической, нравственной. Субъективное восприятие (личная значимость) ценности природы школьником не всегда совпадает с ее общественной ценностью (значением). Поэтому важно, чтобы педагог направлял свои усилия на убеждение учащихся в изначальной ценности природы для всех людей, человечества в целом и для каждого человека.

Ценности включаются в структуру сознания и определяют систему норм поведения человека, так как его сознательные действия построены на том, что некоторые действия он может совершить, так как они разрешены, а другие не может, поскольку они запрещены соответствующей культурной средой (правилами).

Экологизация означает поворот всех учебных дисциплин к жизни, живому человеку, к планетарному биоразнообразию [144].

Учение В.И. Вернадского о биосфере называют одним из мощных итогов естествознания XX в. В теории биосферы Вернадский осуществил синтез всех естественных наук; в учении о ноосфере — синтез естественных и общественных наук. Разносторонние характеристики получило понятие жизни в XX столетии: - живое вещество, биосфера, ноосфера (В .И. Вернадский); - законы гомологических рядов (СИ. Вавилов); - биологическое поле (А.Г. Гурвич); - концепция биогеоценоза (В.Л. Сукачев); - коэволюция человека и природы (Н.И. Моисеев). Одно из направлений экологизации связано с раскрытием понятия «экологическая деятельность человека», которая обеспечивает экологическую безопасность России. Состояние экологической безопасности в конце XX в. -реально более значимый компонент национальной безопасности, чем военная безопасность (А.В. Яблоков) [178].

Взаимосвязь экологических знаний с деятельностью человека выражается такими основными понятиями, как антропогенный фактор и защита окружающей среды. Каждое из понятий имеет сложный состав и формулируется поэтапно. Понятие антропогенного фактора предполагает рассмотрение видов деятельности человека (причина), изменений в окружающей среде (следствие) и реакций соответствующих биосистем.

И.Т. Суравегина [144] выделяет уровни экологизации: первым должен быть уровень базисного учебного плана, где обозначена учебная дисциплина экологического характера «Экология и устойчивое развитие», «Окружающая среда и развитие», «Человек: экология и культура». До сих пор проблема экологизации этого уровня встречает непонимание и сопротивление.

Условия реализации воспитательного потенциала народной экологии

Экспериментальная работа проводилась на базе школы 29, лицея 39, школы-интерната г. Дербента, Кандикской — экспериментальной, Чувекской - контрольной школ Хивского района. Всего участвовало 360 человек 5-8 классов.

В экспериментальных классах было 180 человек; Учебно-воспитательный процесс (в рамках экологизации) шел по разработанной нами экспериментальной методике (см. табл. 10, 11, 12). Проводилась экологизация отдельных тем на уроках биологии (5-6-8 кл.), литературы (5-6 кл.), истории (6-7 кл.), химии (8 кл.), географии (6-7 кл.).

В контрольных классах (180 чел.) учебно-воспитательный процесс шел по традиционной программе. После проведённого эксперимента мы сравнили в ходе исследования экологические знания учащихся в контрольных и экспериментальных классах (см. табл. 3). В нашей экспериментальной работе мы определили уровни усвоения. Первый уровень усвоения — высокий. К этой группе отнесены школьники с высоким уровнем воспитанности. Экологические знания здесь больше объема программы. Школьники свободно владели экологическими знаниями и применяли их на практике. Действия и поступки школьников в различных жизненных ситуациях согласуются с существующими нормами и правилами, поведения в природе, выполняются без внешнего контроля. Активно участвуют в природоохранной работе, испытывают любовь к природе, чувство жалости и сострадания к животным, растениям, нетерпимость к проявлениям жестокого отношения к ним. Учащиеся оперируют пословицами, знают сказки о животных, стихи, загадки..У них сформированы экологические потребности, развито понимание практической ценности природы, её важности для жизни человека.

Второй уровень - средний. Характеризуется достаточным объемом экологических знаний по сравнению с объемом, предусмотренным программой. Школьники имеют экологические знания, но используют их на практике не систематически, чаще всего после нацеливания на их актуализацию, порою — просто по рекомендациям, конкретным поручениям. Они проявляют неустойчивый, поверхностный интерес эмоционально-эпизодического характера к познанию природы. Участие в природоохранной деятельности применяют, однако чаще всего действуют без инициативы, как исполнители, добровольно выполняют только отдельные просьбы. Школьники бережно относятся к объектам фауны и флоры, но в отсутствии внешнего контроля проявляют равнодушие или даже небрежное отношение к ним. Правильная деятельность в природе не носит систематического характера. Школьники редко прибегают к произведениям фольклора о природе. У школьников в недостаточной степени выражены потребности в охране природных богатств, неукоснительном соблюдении норм и правил поведения в природной среде. Третий уровень.— низкий. Учащиеся знали незначительное количество экологического материала и затруднялись в ответе. Школьники не принимают участие в природоохранной деятельности, равнодушно и порой небрежно относятся к объектам флоры и фауны. Школьники не прибегают к произведениям фольклора.

Уровень экологической воспитанности личности мы рассматриваем как степень развития экологических знаний, умений, навыков, привычек поведения в природной среде, соответствующих возрастным и психологическим особенностям школьников, устойчивым качествам личности (интеллектуальным, нравственным, эстетическим, действенно-волевым), связанным с отношением к природе и реальной практической деятельности [103].

Итак, естественнонаучные и экологические знания, как мы видим, базируются на общем объекте — природе, содержат общие компоненты процесса формирования; — представление о процессе познания, элементы научного мышления, и пользуются общими методами знаний.

Следовательно, экологические знания - необходимое условие гармонизации взаимодействия природы и общества.

Задача экологии - определить наиболее рациональные практические способы взаимодействия общества с природой. Решить эту задачу возможно при экологизации всех областей науки, производства, искусства, морали и права. Как известно, экологизация производства, науки и права на стадии завершения, а экологизация искусства и морали еще требует глубокого научного осмысления.

Особое место в процессе экологизации уделяется методам воспитания. Под методами воспитания подразумеваются способы воздействия воспитателя на сознание, волю и чувства воспитуемых в целях формирования у них убеждений и навыков определенного поведения. Методы воспитания делятся на две группы: 1) методы, способствующие формированию убеждений; 2) методы, способствующие выработке навыков и привычек нравственного поведения, К первой группе относятся следующие методы: лекции, беседы диспуты. Дискуссии, тексты, факты, события, образцы правила, законы... Ко второй группе: упражнения, проблемные уроки, деловые игры, экспериментальные уроки, наблюдения на природе, вечера вопросов и ответов по теме, экскурсии с попутным анализом позитивного и негативного воздействия человека на природу. В программах по экологическому образованию нами предусматривалось сочетание формального и неформального обучения. Неформальное обучение учащихся идет через увеличивающийся объем биологической, экологической, природоохранной информации в художественной, научно-популярной литературе, в средствах массовой информации, в практических мерах по охране окружающей среды. Формальное экологическое образование — это обучение по определенной программе (по специальной, педагогической и методической литературе) с последующей проверкой и оценкой знаний обучаемых. Общее экологическое образование неформальное, формальное специальное этническое. Литература по экологическому образованию и воспитанию делится на: специальную (естественнонаучную), педагогическую (по теории воспитания), методическую (по методике воспитания). Затем мы рассматривали экологическое воспитание как часть педагогической культуры народа.

Эффективность педагогической модели экологического образования и воспитания учащихся на опыте народной экологии

Как видно из таблицы № 8, учащиеся в экспериментальных группах большим числом используют общечеловеческие ценности, чем в контрольных, что составляет соответственно 90-100 %. Экспериментальная группа -от 50 до 70 % контрольной группы.

Это ещё раз подтверждает то, что использование в формирующем эксперименте методики, направленной на экологическое воспитание, формирует важные общечеловеческие ценности, в том числе с экологическим содержанием.

По мнению О.Н. Пономарёвой [121], комплекс эмпирических знаний по «народной экологии» может с успехом применяться на уроках биологии, природоведения, химии, краеведения, географии, литературы, истории, изобразительного искусства и, конечно, экологии. Поэтому нами на занятиях вводилась рубрика «Из родника народной мудрости» - например, на этапах закрепления или повторения материала, при обогащении и систематизации знаний. С этой целью нами использовалось несколько вариантов: I вариант. Удачной формой включения пословиц и поговорок к уроку, как показало исследование, может стать дискуссия с предварительным обсу ждением в группах. а) Если тема урока позволяет включить 3-6 поговорок и пословиц, каж дая из малых групп получает по одному изречению (все изречения пишутся на доске или листе бумаги). В течение нескольких минут (2-3 мин.) группы стараются определить закономерности (взаимосвязи, взаимозависимость), отраженные в пословицах или поговорках. Затем группы по очереди выносят свою трактовку на общее обсуждение. б) Если выбор поговорок и пословиц невелик, группы обсуждают все предложенные изречения и переходят к общей дискуссии. Например, пословица «Весной, что рекой прольет - капли не видать, осенью ситцем просеет, а воду хоть ведром черпай» дает возможность, в частности: - охарактеризовать количество осадков и влажность почвы как абиотические факторы; - показать их зависимость от других факторов (весной вода быстрее испаряется благодаря относительно высокой температуре воздуха и почвы); - сделать вывод о необходимости учитывать отмеченные особенности в сельском хозяйстве. II вариант. Игра в экологическое лото. Игру как метод обучения, способ передачи опыта старших поколений младшим люди использовали в древности. Каждое изречение разбивается на две смысловые части, они записываются на разных карточках. Было составлено около 30 карточек. Суть игры: так составить карточки, чтобы сложилась правильно пословица, чтобы участники могли поиграть в экологическое лото. Выбираем пословицы, имеющие экологическую окраску: «Не плюй в колодец - пригодится водицы напиться», «Аист на крыше - мир на Земле», «Одно дерево срубил - посади сорок».

Возможно использование и другого варианта. Например, в двух столбиках помещаются в беспорядке экологические пословицы и поговорки, В первом столбце - начало, во втором - окончание. Участники игры вырезают смысловые части и группируют их. Следовательно, на этой основе можно передать школьникам много экологической информации, повлиять на их сознание, воспитание, пробудить чувство ответственности за сохранность природы, используя принцип: «обучение и воспитание через развлечение».

Опыт народной экологии - это наследование культуры. Любое заметное изменение в народной экологии всегда сопровождается изменением в народном мышлении, привязанностях, убеждениях, поверьях. Однако эту народную мудрость мы не используем сегодня в полной мере.

Поговорки и пословицы создавались народом на использовании жизненных наблюдений. М.К. Диярханов отмечает, что в пословицах и поговорках есть народная мудрость, связывающая прошлое с настоящим и будущим. Они своего рода наблюдения народного ума, «энциклопедия народа», в которой содержатся ответы на многие вопросы жизни, крылатые слова, которые с удивительной меткостью выражают сущность сложных явлений [50]. «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества» [147], - писал выдающийся педагог В.А. Сухомлинский. Это же можно сказать и о пословицах и поговорках, пробуждающих любовь к науке, веру в справедливость, утверждающих трудолюбие, честность и мужество.

Удачно подобранные народные пословицы и поговорки дают учащимся свежий психологический заряд, новую эмоциональную окраску в настроении и в знаниях.

Кладезь народной мудрости можно использовать на уроке, чтобы ярким коротким изречением подкрепить свою мысль, образно раскрыть содержание темы.

Особое место среди других жанров фольклора по праву принадлежит пословицам, которые создаются всем народом, поэтому выражают его коллективное мнение. В них заключена традиционная оценка жизни, наблюдения народного ума. Конечной целью пословиц всегда было воспитание, они с древних времён выступали как педагогические средства. Дагестанский фольклор богат остроумными пословицами и поговорками— жемчужинами устного народного творчества. В чёткой и сжатой форме в них заключены социальные отношения, многовековой жизненный опыт народа, его культура, быт, мораль и взгляды на окружающую действительность., а также красота и выразительной родной речи.

Всем народам Дагестана присуще поклонение, трепетная любовь к родной земле. С большим почтением дагестанцы относились к ней, называли землю своей «матушкой». Доброе, разумное отношение к земле выражено в различных пословицах: «Родная земля - мать-кормилица», «От земли - запах хлеба», «Нет для человека ничего дороже родной земли».

Похожие диссертации на Формирование у школьников ответственного отношения к природе средствами народной экологии