Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Артистизм педагога как компонент его творческой индивидуальности Ваганова Жанна Валентиновна

Артистизм педагога как компонент его творческой индивидуальности
<
Артистизм педагога как компонент его творческой индивидуальности Артистизм педагога как компонент его творческой индивидуальности Артистизм педагога как компонент его творческой индивидуальности Артистизм педагога как компонент его творческой индивидуальности Артистизм педагога как компонент его творческой индивидуальности Артистизм педагога как компонент его творческой индивидуальности Артистизм педагога как компонент его творческой индивидуальности Артистизм педагога как компонент его творческой индивидуальности Артистизм педагога как компонент его творческой индивидуальности Артистизм педагога как компонент его творческой индивидуальности Артистизм педагога как компонент его творческой индивидуальности Артистизм педагога как компонент его творческой индивидуальности
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Ваганова Жанна Валентиновна. Артистизм педагога как компонент его творческой индивидуальности : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Тюмень, 1998 197 c. РГБ ОД, 61:99-13/412-3

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Профессиональные требования к личности учителя на современном этапе развития отечественной школы. Педагогическая деятельность как реализация индивидуальных творческих способностей 11

1.1. Современная педагогика о творческой индивидуальности и индивидуальном стиле деятельности учителя 11

1.2. Педагог и актер как носители специфики личностного воздействия на аудиторию. Элементы актерского и режиссерского мастерства в педагогической деятельности 22

Выводы по 1 главе 35

Глава 2 Педагогический артистизм как профессиональная и личностная характеристика 36

2. 1 . Сущность и содержание артистизма учителя, его значение в учебно-воспитательном процессе и в творческой деятельности педагога 36

2. 2. Режиссура урока и педагогического действия 78

Выводы по 2 главе 90

Глава 3 Условия и пути развития педагогического артистизма 92

3.1. Способы изучения и критерии диагностики артистизма учителя 92

3. 2. Основные факторы и условия, влияющие на успешность выработки и практической реализации артистизма учителя. Источники педагогического артистизма 109

3. 3. Взаимосвязь общей и театральной педагогики в решении проблемы формирования артистизма учителя. Опытно-экспериментальная работа по развитию педагогического артистизма 128

Выводы по 3 главе 176

Заключение (общие выводы) 177

Библиография 180

Приложения 189

Введение к работе

В настоящее время в обществе все больше утверждается мысль о том, что образование из способа просвещения индивида должно превратиться в механизм развития творческой личности, ее индивидуальных способностей и дарований. В современных условиях резко возрастает культурообразующая роль образования и школы как важнейшего социокультурного института. Эффективность работы школы определяется качеством труда педагога, богатством и многогранностью его личности. Разнообразие типов школ, новые функции педагога, усложнение задач, стоящих перед ним, - все это требует научного осмысления, поиска путей повышения уровня творчества учителя, формирования его творческой индивидуальности, совершенствования стиля и характера школьных отношений, индивидуально- личностной реализации учителя.

С учетом изменения идеала образования - от «человека образованного», усвоившего и использующего достижения социума, к «человеку культуры», сопрягающего в своем сознании разные культуры, ориентированного на другого, предрасположенного к диалогу с ним, - необходимо формировать готовность учителя к такому диалогу. Овладение культурными богатствами невозможно без носителей культуры, служащих своего рода посредниками между формирующейся личностью ребенка и накопленными достижениями человеческой культуры. Творческая личность педагога и является таким посредником, стоящим на границе перевода культуры в личностную, внутреннюю форму культуры ребенка и помогающим процессу адаптации ребенка в обществе и культуре. Для этого требуется подготовка педагогов, владеющих культурно-образовательным мышлением. Культура и творчество должны присутствовать в качестве внутренней опосредующей формы любого акта профессиональной деятельности педагога.

Следствием замены информационно-репродуктивного обучения на активно-творческое является то, что педагог ориентируется на ученика, в какой-то степени сам «перевоплощается» в него. Он принимает и понимает ученика, открыт ему, позитивно относится к его личности, интересам, облегчает ребенку процесс учения, направляет к самообучению и саморазвитию. Именно сейчас, как никогда, нашей школе требуются учителя из редкой «породы артистов», которых в эллинской

педагогике называли «вдохновителями»; нужны педагоги с широким диапазоном эмоциональных реакций, способные творчески передать богатства человеческой культуры своим ученикам. Артистичность как важное профессиональное качество должно и может быть развито в той или иной степени у каждого педагога. Учебно-воспитательный процесс всегда имеет личностную, индивидуальную форму непосредственной связи конкретных людей - учителя и ученика. И от того, как будет строиться и направляться эта связь учителем, зависит в конечном итоге эффективность обучения и воспитания.

Нам представляется важным сосредоточить внимание на таких аспектах деятельности учителя, как образность и гибкость мышления, творческое самочувствие, саморегуляция психических состояний, умение привлечь и удержать внимание учеников, выразительность, эмоциональность, умения в области невербальной коммуникации, способность импровизировать. В связи с этим актуальной как в теоретическом, так и в практическом плане, представляется проблема изучения артистизма педагога.

Педагоги нового времени, начиная с И. Гербарта, правильно понимали соотношение «техники» и «искусства» в деятельности учителя. С. Т. Шацкий много внимания уделял умению учителя влиять на детей; ему принадлежит мысль о том, что учитель должен заботиться не только о содержании своих требований, но и форме и тоне их предъявления. А. С. Макаренко писал о коммуникативном использовании особенностей собственной личности (о том, что в социальной психологии называется «самоподачей»). В. А. Сухомлинский призывал педагогов управлять тоном своего обращения к школьникам. Ф. Н. Гоноболин говорил о важности экспрессивных или выразительных способностей в деятельности педагога; он также отмечал существенную роль мимики и внешнего вида учителя.

На современном этапе развития педагогической науки сложились объективные предпосылки, способствующие успешному теоретическому рассмотрению проблем педагогического творчества. Основательно разработаны психологические аспекты творчества в работах С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Я. А. Пономарева. Педагогическое творчество учителя рассматривали Н. В. Кузьмина, В. И. Загвязинский, В. А. Сластенин,

Ш. А. Амонашвили. Проблему педагогического артистизма как профессионально значимого качества в той или иной степени затрагивали в своих работах А. С. Шафранова, В. А. Кан-Калик, М. О. Кнебель, П. М. Ершов, Ю. П. Азаров, Ю. Л. Львова, И. А. Зязюн, Щуркова Н. Е., И. И. Рыданова, В. А. Петров, М. В. Жабровец и др. Специфика театральной деятельности и пути профессиональной подготовки, воспитания творческих способностей режиссера и актера раскрываются в работах А. Д. Попова, Ю. А. Завадского, А. В. Эфроса, А. А. Гончарова, Г. В. Кристи, С. В. Гиппиус, 3. Я. Карагодского, В. А. Петрова и др.

Однако единство художественных и педагогических компонентов в деятельности учителя пока только декларируется. В научной литературе нет какого-либо устоявшегося определения педагогического артистизма, трактовки этого понятия разноречивы, имеются лишь краткие характеристики данного явления. Недостаточно выявлены конкретные черты и качества артистичного педагога, основные пути реализации артистизма в деятельности учителя; выделяются лишь отдельные внешние атрибуты педагогического артистизма в целом; данный феномен не получает глубокого научного анализа и должного истолкования, недостаточно выявляются его подлинные основания, источники, слабо раскрывается его действительное значение для педагогической практики.

Анализ современного состояния дел показывает, что личностные, индивидуальные качества до сих пор подспудно понимаются только как условия (и не самые главные) успешного обучения и воспитания. Это затрудняет теоретическое рассмотрение сущности педагогического артистизма и снижает значимость изучения его проявлений в практической деятельности. К настоящему времени сложилось явное несоответствие между объективными потребностями школьной практики и уровнем подготовки учителей в плане педагогического артистизма. Обоснование средств и условий развития педагогического артистизма и разработка системы специальной подготовки учителей и составляют проблему исследования.

Исходя из актуальности отмеченной проблемы, ее недостаточной научно-теоретической и практической разработанности, мы определили тему настоящего

исследования - «Артистизм педагога как компонент его творческой индивидуальности». Кратко охарактеризуем диссертационное исследование.

Объект исследования - процесс становления творческой индивидуальности учителя.

Предмет исследования - педагогический артистизм как компонент творческой индивидуальности учителя.

Цель исследования - провести анализ сущности педагогического артистизма; раскрыть пути формирования педагогического артистизма и его роль в процессе становления творческой индивидуальности педагога.

В исследовании проверялась следующая гипотеза: педагогический артистизм правомерно рассматривать в контексте творческой индивидуальности учителя, как ее неотъемлемый и важный компонент; формирование артистизма педагога способствует скорейшему становлению его творческой индивидуальности. Развитие педагогического артистизма будет более эффективным, если у учителей будет сформировано понимание синтетической сущности профессии педагога, осознание художественных и педагогических компонентов его деятельности. Совершенствование психофизического аппарата учителя, расширение сенсорных и эмоциональных возможностей, воспитание пластической культуры, естественности и выразительности поведения в публичной обстановке, умения импровизировать, целесообразно действовать в условиях дефицита времени и информации эффективно стимулируют формирование педагогического артистизма.

Общий замысел и цель исследования определили его основные задачи:

1. определить основные компоненты педагогического артистизма, раскрыть роль и
значение артистизма учителя в его педагогической деятельности;

2. исследовать важнейшие факторы, влияющие на проявления и успешность
формирования педагогического артистизма;

3. установить критерии и способы диагностики рассматриваемого явления;

4. выяснить условия и способы стимулирования педагогического артистизма,
разработать и экспериментально проверить технологию специального тренинга для
студентов и начинающих учителей.

Цель, задачи и специфика предмета исследования определили выбор комплекса методов. Среди них: теоретические методы - изучение и анализ научной литературы по данному вопросу (использовались источники из разных дисциплин); теоретическое моделирование; эмпирические методы - изучение и обобщение педагогического опыта, анализ результатов педагогической деятельности; педагогическое наблюдение, метод обобщения независимых характеристик; индивидуальные и групповые беседы, интервьюирование, анкетирование, тестирование (педагогическое, психологическое); опытно-экспериментальная работа.

Методологической и теоретической основой исследования являются: учение о личности и условиях ее творческого развития, теория развития личности средствами искусства, основные положения системы К. С. Станиславского и его последователей, определивших подходы к воспитанию творческой личности артиста, теория творческой педагогической деятельности, становления творчества учителя (Н. В. Кузьмина, В. И. Загвязинский, В. А. Кан-Калик, С. А. Гильманов), теория личностно-ориентированного обучения (Н. А. Алексеев, Ш. А. Амонашвили, В. В. Сериков, П. С. Якиманская и др).

Научная новизна исследования состоит в том, что был проведен анализ содержания понятия «педагогический артистизм»; выявлена и обоснована совокупность основных признаков педагогического артистизма (образность и нетривиальность мышления, эмоциональность; самопрезентационные умения, внешнее самооформление; эстетика манер, визуальная привлекательность; экспрессивные умения; вербальные и невербальные умения, импровизационные умения; самообладание, уверенность в себе; тактичность, чувство меры; режиссерские способности); рассмотрены пути и способы развития педагогического артистизма.

Теоретическое значение заключается в следующем: разработаны критерии диагностики педагогического артистизма; определены объективные психолого-педагогические механизмы овладения артистизмом, основания и условия, необходимые для его успешного формирования.

Практическая значимость исследования заключается в том, что была разработана методика и предложены научно-практические рекомендации по развитию педагогического артистизма, адресованные студентам и начинающим учителям. Построенные с использованием материалов данного исследования тренинг по развитию педагогического артистизма и специальный курс «Основы педагогического артистизма» могут помочь в повышении профессиональной квалификации учителей, формировании их творческой индивидуальности.

Исследование проводилось с 1995 по 1998 гг. Основные этапы диссертационного исследования:

7995-7996 гг. - постановочный этап - анализ научной литературы по проблеме, базовых понятий исследования, психолого-педагогическое обоснование основных положений, изучение педагогического опыта, конкретных проявлений артистизма.

7996-7997 гг. - поисково-теоретический этап - формулирование основных теоретических положений, разработка исходной теоретической модели деятельности артистичного педагога, проведение констатирующего эксперимента (в школах г. Тюмени); создание первого варианта программы и методических рекомендаций по развитию педагогического артистизма.

1997-1998 гг. - преобразующий этап - проверка эффективности подготовленной программы, надежности разработанной методики; разработка вариантов практического применения полученных теоретических и экспериментальных результатов; систематизация и внедрение результатов исследования в практику (проведение специального тренинга); формулирование выводов и литературное оформление работы.

Достоверность, надежность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются адекватностью логики и методов исследования его цели, задачам и предмету; привлечением обширного фактического материала и его разносторонним анализом; опорой на фундаментальные психолого-педагогические исследования при разработке исходных теоретических положений и категориально-понятийного аппарата; критическим сопоставлением результатов, полученных в

данном диссертационном исследовании и опубликованных в психолого-педагогической литературе; длительностью опытно-экспериментальной работы.

Апробация: Материалы диссертации были представлены в публикациях и выступлениях на научно-практических конференциях: «Культурологические традиции российского образования и перспективы их развития в начале третьего тысячелетия» (Тюмень, 1997г.); «Проблемы педагогической инноватики» (Тобольск, 1998г.); «Культурологические традиции российского образования и перспективы их развития в начале третьего тысячелетия» (Тюмень, 1998г.); «Образование и культура тюменского края в 18-20 вв.» (Тобольск, 1998г.); в ж. «Директор школы», №5, 1998 г. Внедрение результатов проведенного исследования осуществлялось в процессе проведения тренинга по развитию педагогического артистизма в школах г. Тюмени. На основе материалов диссертационного исследования подготовлена и опубликована методическая разработка, которая адресована студентам и молодым учителям и знакомит с основами педагогического артистизма.

На защиту выносятся:

определение и содержание понятия «педагогический артистизм»; рассмотрение педагогического артистизма в качестве компонента творческой индивидуальности учителя;

способы диагностики педагогического артистизма (самонаблюдение и самооценка учителя; экспертная оценка, экспертное заключение; изучение отзывов учеников; тестирование, анкетирование); критерии оценки уровня сформированности педагогического артистизма;

- комплекс наиболее существенных факторов и условий, способствующих
формированию и развитию педагогического артистизма (характер требований
общества, предъявляемых современной школе; управленческие (организационные)
факторы; качества личности самого учителя - достаточно высокий уровень общей
культуры и педагогической компетентности, творческие качества, определенные
природные предпосылки - темперамент, некоторые психические свойства - развитое
воображение, фантазия, интуиция, высокая самоорганизация; духовно-эстетическая
культура учителя);

положение о целесообразности использования театральной педагогики в таких направлениях, как духовное развитие учителя, его эмоциональной сферы, внутренней этики и обаяния, усвоение учителем приемов саморегуляции и вызова творческого самочувствия, взятых из теории и практики актерского искусства; тренинг воображения и сценического внимания; овладение культурой движения, снятие мышечных зажимов; постижение элементов режиссерского мастерства; и др.

предложения по организации специального обучения начинающих учителей и разработанные рекомендации, способствующие эффективности становления творческой индивидуальности и развития педагогического артистизма молодого учителя.

Превращение школы в открытую систему меняет позицию учителя, предполагает развитие у него педагогического артистизма. Артистичность учителя повышает его самоуважение, приводит к большей уверенности в себе, приносит авторитет и признание со стороны окружающих. В условиях современной школы проблема взаимодействия участников педагогического процесса становится все более острой. Эффективное использование умения наладить контакт учителя и ученика в педагогической деятельности - условие успеха и удовлетворенности учителя своим трудом. Сейчас явно обнаружилась тенденция усиления замкнутости учеников и учителей, их отдаленности друг от друга. Сожаление вызывает не только то, что дети не тянутся раскрыть свою душу учителю, не стремятся решить свои проблемы с ним, а то, что они нередко видят в учителях своих недругов, испытывают к ним неприязнь, страх.

Дети перестали видеть в учителе своего наставника, старшего друга, готового в любое время разделить с ними горе и радость. Поэтому сейчас требуется кардинальное изменение всей системы подготовки и повышения квалификации педагогов. При этом нужно не ограничиваться усвоением знаний и формированием типовых умений и навыков, а идти на этой основе дальше: к отработке действий в сложных ситуациях; к ориентировке учителей на самостоятельное творческое решение многокритериальных педагогических задач. Еще А. С. Макаренко писал: «Я убежден, что в будущем в педагогических вузах обязательно будет преподаваться и

постановка голоса, и поза, и владение своим организмом, и владение своим лицом, и без такой работы и не представляю себе работы воспитателя» (Соч., т.5, с. 179).

Современная педагогика о творческой индивидуальности и индивидуальном стиле деятельности учителя

Вместе с усложнением нашей жизни растет и объем требований к учителю; динамика социальных изменений требует от учителя не только постоянного пополнения знаний в области преподаваемых им учебных дисциплин, разносторонней эрудиции, но и развития творческой индивидуальности, влияния на чувства школьника, способности импровизировать, открытого выражения своих отношений, эмоциональности и выразительности, чувствительности, быстрой реакции на то, что происходит рядом. Общие направления современного учебно-воспитательного процесса таковы: самоизменение, самосовершенствование личности педагога как условие развития личности ребенка; бережное отношение к ребенку, непрямое воздействие на него (Ш. А. Амонашвили: «Будь осторожен! Не ошибись! Не вреди!»). Преимуществами такого взаимодействия являются отсутствие сопротивления и принуждения, необходимости применения власти.

Мировая тенденция смены основной парадигмы образования состоит в переходе от знаниецентризма к выработке культурного построения режима самопроектирования, самовоспитания личности. Необходимым условием нормального существования и процветания общества признается учет и максимальное использование всех индивидуальных особенностей личности. Индивидуальный стиль творческой деятельности учителя наиболее ярко проявляется в таком своеобразном ее компоненте, как педагогический артистизм. Нам представляется, что педагогический артистизм правомерно рассматривать в контексте творческой индивидуальности учителя как ее неотъемлемый и очень важный компонент. Для развития педагогического артистизма наиболее благоприятен период творческого становления, формирования профессиональной пригодности и базовых характеристик индивидуального стиля деятельности.

Согласно философской теории индивидуализации на более высокой ступени исторического развития находится то общество, которое наравне с другими показателями характеризуется и более высоким уровнем индивидуализации своих членов. Индивидуальность - это своеобразие человека. В одних случаях она радует своей красотой, восхищает своей многогранностью, разносторонностью способностей. В других - она «зажата», «придавлена» неблагоприятными обстоятельствами, а ее потенциальные возможности как бы спрятаны в «закоулках» внутреннего мира человека, заслонены различными комплексами и переживаниями. Современному педагогу необходимо помочь отыскать «изюминку» собственной индивидуальности, освободить ее «дремлющие силы», дать простор их развитию.

Индивидуализация образования дает возможность каждому учителю выработать свой индивидуальный стиль, который бы способствовал росту творчества. Творчески реализует себя в профессиональной деятельности учитель, для которого занимаемая им социальная позиция (роль) совпадает с его внутренней сущностью, адекватным образом «Я». Поэтому перед учителем встает задача познать самого себя, свои возможности, способности, соотнести их со своими потребностями. В последнее время профессионально важными качествами личности учителя стали такие характеристики, как умение управлять проявлением своих чувств, ярко и убедительно выражать свое отношение к действиям и поступкам учеников, владение голосом, мимикой и жестикуляцией, способность адекватно выражать свои намерения и стремления во внешних действиях, мгновенная реакция на ситуацию, умение найти верный тон и стиль общения с учащимися, овладеть и руководить их вниманием, выбрать нужный темп обучения.

Обезличивание, деиндивидуализация социальной жизни противоречит самим основам социальной жизни. Стационарная, пассивная модель человека - плата за принижение индивидуальности. Не случайно с середины 60-х годов в нашей философии, обществоведении возник и все время усиливался напряженный интерес к проблеме личности. Длительная и упорная борьба с индивидуализмом и любым своеобразием в нашей стране привела к своему закономерному результату -дефициту индивидуальности, который сегодня ощущается особенно остро. Именно поэтому закономерен и отраден наметившийся в последнее время поворот человековедческих наук к проблеме творческой индивидуальности. Феномен творческой индивидуальности многогранен и неисчерпаем, т.к. за ним стоит человеческая личность во всей ее сложности и глубине. Попытаемся кратко обозначить некоторые основные положения теории творческой индивидуальности педагога.

Философской основой для исследования индивидуальности является представление о наличии в человеческом развитии двух взаимосвязанных, хотя и противоречивых тенденций: социализации, состоящей в присвоении индивидом своей родовой сущности, и индивидуализации, связанной с обособлением личности, с ее автономией, с проявлением и развитием ее творческих дарований. На психологическом уровне единство этих тенденций находит выражение в действии двуединого механизма онтогенетического развития личности -«идентификация - обособление/отчуждение». Человек, несомненно, существо социальное, но усвоение выработанных человечеством ценностей, приобщение к духовному миру других людей не может не сопрягаться с осознанием своей уникальности, своего отличия от других, с обретением внутренней целостности и независимости, переживанием своей ценности.

Особенности личности учителя, соответствующие современным требованиям, можно классифицировать как общие, особенные и индивидуально неповторимые, к которым относится и педагогический артистизм. Учитель должен быть активным субъектом, реализующим в педагогической профессии свои личностные особенности и свой способ жизнедеятельности, а также воплощающим социальные требования, интересы общества. Таким образом, педагог достигает такой степени активности, когда он способен вырабатывать свою стратегию профессионального мышления, поведения и деятельности, повышать эффективность личностного влияния, создавать свой стиль, достигать подлинного творчества.

Педагог и актер как носители специфики личностного воздействия на аудиторию. Элементы актерского и режиссерского мастерства в педагогической деятельности

Опосредованность взаимоотношений ребенка с миром его личными взаимоотношениями с педагогом объясняет особое внимание к индивидуальности учителя, который должен нести в себе привлекательный для ребенка гуманистический потенциал. Можно обладать глубокими методическими знаниями, усвоить передовые технологии образования, но неэффективно воплощать их на практике, так как ученики могут отторгать обучающие и воспитывающие воздействия учителя по причинам, связанным с его личностными особенностями. Именно субъект-субъектные отношения между учителем и учеником, особая «технология прикосновения» к личности ребенка (которая складывается из мимических, пластических, интонационных умений педагога, его темпоритма, реактивности, чувства меры, искусства принятия решений, вдохновения, эмоциональной отдачи, творческого воплощения замысла и др.) придают педагогическому процессу черту, объединяющую педагогику и искусство, требуя овладения учителями артистическими и режиссерскими умениями, дать которые способна театральная педагогика.

Наши наблюдения выявили у учеников общий опасный изъян: плохо, однобоко развитую эмоциональную память, отсутствие художественного вкуса, стремление не создавать, а только потреблять красоту. И это не вина, а беда учащихся, ведь все начинается с учителя, нарушающего и разрушающего порой гармонию души и разума - самое бесценное, природой данное богатство «людей чувства», как справедливо называют детей. Предано забвению предупреждение Л. Толстого: нельзя заставить ум разбирать и уяснять то, чего не хочет сердце. Театральное искусство на протяжении векового развития и богатейших открытий способов и каналов влияния на человека, выработало систему формирования умений, благодаря которым такое воздействие осуществляется.

Обращение к театральной педагогике в деле совершенствования профессиональной подготовки учителя не случайно. Знания, которые она может дать учителю (овладение средствами актерской выразительности, приемами воздействия на внимание аудитории, управление своим психофизическим аппаратом и умение вызывать у себя творческое самочувствие для успешной организации общения, вхождение в образ) способны облегчить процесс взаимодействия и взаимопонимания между участниками педагогического общения, делая оптимальными передачу (для учителя) и принятие (для ученика) «инаковости» чужого опыта, активизируя способность учителя выявлять свои личностные и мировоззренческие установки и способность ученика принимать их.

П. П. Блонский писал: «Деятельность воспитателя аналогична деятельности художника, создающего свое произведение. Но если бы художник захотел творить по шаблонным правилам, он не создал бы художественного произведения, ибо последнее вышло бы не из творческих глубин души создателя, между тем как творчество всегда носит личный характер... Итак, воспитание как искусство... есть творчество, вытекающее из недр личности воспитателя, который отнюдь не ремесленник, но художник-творец» (Из книги «Курс педагогики», М., 1918).

На известное сходство актерских и педагогических способностей указывали в свое время К. С. Станиславский, А. С. Макаренко, В. Н. Гоноболин, П. М. Ершов, Ю. П. Азаров, В. А. Кан-Калик, Н. В. Кузьмина, А. С. Шафранова, М. О. Кнебель, Ю. Л. Львова, И. А. Зязюн, М. В. Жабровец, а также зарубежные исследователи С. М. Флеминг, Ф. Хиллз, О. Э. Ланкастер, М. Марланд и др. Если в творческой деятельности педагога не проявляется художественное начало и он не понимает преподавание как искусство, то такой педагог вряд ли соответствует своему назначению. «Подлинное творчество... проявляется тогда, когда с помощью микросредств достигаются макрорезультаты. Как отдельные мазки в живописи создают картину, так незначительные, казалось бы, частности в воспитании (жесты, взгляды, слова, даже молчание) творят атмосферу, воздействующую на ребенка» (1,0.415).

Человек - художник по своей природе: самое сильное, самое человеческое в нем именно то, что он строит или внутренне готов строить жизнь по законам красоты. Педагогическая деятельность - сложнейший многоплановый и многоаспектный процесс, воплощающий в себе своеобразное единство науки и искусства, логического и эмоционального. Творчество и технология, «гармония» и «алгебра» в педагогике теснейшим образом взаимосвязаны и постоянно переплетаются как в процессе, так и в результатах педагогической деятельности. Крен в ту или другую сторону дает то стихийную эмоциональность, легко «выветривающуюся» в беспомощность благих порывов, то в чрезмерные рационализм и рассудочность. Мы обратились к театральному искусству потому, что оно может быть использовано для понимания или уточнения отдельных сторон деятельности педагога, свойств его личности.

. Сущность и содержание артистизма учителя, его значение в учебно-воспитательном процессе и в творческой деятельности педагога

Долгое время в изучении и описании опыта учителей артистизм не улавливался, ускользал из поля зрения исследователей, а в лучшем случае интерпретировался как некий феномен, присущий данному педагогическому дарованию, без серьезных попыток его объяснения. Эта важная сторона творческой индивидуальности педагога оставалась «секретом» талантливых учителей, не раскрытым в курсах педагогических вузов и в системе повышения квалификации учителей. Мы предприняли попытку изучить, являются ли вопросы педагогического артистизма для учителей проблемой, сосредоточено ли их внимание на ее разрешении. В массе своей учителя заявили, что вопросы педагогического артистизма для них не являются проблемой, и вовсе не потому, что такой проблемы не существует вообще, а потому, что нет осознания ее важности, ее значения для повышения эффективности педагогической деятельности. Лишь 10% опрошенных из более чем 120 учителей ответили, что вопросами педагогического артистизма они интересуются и придают им важное значение.

Педагогический артистизм является индивидуальным, неповторимым явлением, сложным сплавом физических и духовных качеств, помогающих найти контакт с учениками, создать в классе предварительный позитивный настрой, получить определенный «аванс» детского доверия, и затем действовать, учитывая все обстоятельства данного урока. Артистичный учитель своей личностью одухотворяет и содержание учебно-воспитательного процесса, и его организацию. Это самобытный педагог со своим миром, тонкой и интенсивной внутренней жизнью, становящийся обаятельным в состоянии вдохновенной передачи знаний, действующий заразительно, захватывающе. Этот учитель умеет найти единственно верное, точное педагогическое решение, благотворно влияющее на воспитанника.

Артистизм - это категория личностная и профессиональная: как личностное качество оно становится значимым для педагога, когда реализуется в его профессиональной деятельности. Нужно отличать артистизм от желания во что бы то ни стало произвести впечатление, выделиться среди других учителей, поэффектнее смотреться на уроке. Порой учитель обладает привлекательными внешними данными, красивым голосом и общей нервной возбудимостью, которая в глазах малоискушенного и нетребовательного человека сходит за эмоциональность и актерский темперамент. Но это еще не артистизм.

Некоторые учителя аргументом против овладения педагогом элементами актерско-режиссерского мастерства считают мысль о том, что дети всегда «раскусывают» подыгрывание. Безусловно, ребята легко разгадывают актерство в негативном смысле этого слова. Если же речь идет об артистизме педагога, то в его игре, в его перевоплощении обязательно присутствует элемент педагогической устремленности (сверхзадача) и психологической гибкости. В понятие «артистизм» мы включаем умение воплощать мысль и переживание в образе, поведении, слове, своеобразное подыгрывание ученику как способ приспособления к нему. В целом педагогический артистизм может быть определен как способность целесообразного, гармоничного личностного взаимодействия педагога с учениками, основанная на выразительной образно - эмоциональной «инструментовке» педагогического процесса, умение войти на время в необходимую роль, используя ее для достижения совместного с учащимися успеха, в соответствии с определенными педагогическими задачами и конкретной ситуацией.

«Артист» в широком смысле слова - это виртуоз, искусник, мастер своего дела, а артистизм - это деятельность, поднятая до уровня искусства, тот высший уровень совершенства в работе педагога, когда уроки поднимаются на желанную духовную высоту. Артистизм проявляется в наборе педагогических приемов и средств, которые учитель выбирает для своего повседневного труда, т.е. и в содержательной стороне педагогической деятельности, и в ее формально-динамической стороне (темпе, разнообразии действий учителя, его общей эмоциональности и т.д.).

В практике подготовки учителей стали возникать немалые трудности из-за того, что о педагогическом артистизме имеются лишь фрагментарные сведения, а некоторые важные его элементы вообще не осваиваются. Педагогический артистизм - это сложный синтез личностных качеств, позволяющий учителю глубже, ярче выразить себя, донести до учеников свои мысли и чувства. Этот комплекс свойств личности учителя является динамическим, интегративным образованием, в реальных ситуациях происходит актуализация различных его сторон; ведущими и опорными для педагога становятся те или иные компоненты педагогического артистизма в зависимости от наиболее развитых особенностей его личности, характера педагогических задач и т.д. Вероятно, поэтому бывает столь разноречивым толкование сущности артистизма.

В педагогическом артистизме можно выделить два основных компонента: внешний, атрибутивный (самопрезентация) и внутренний (акцентуация, смысловые установки, образное мышление). Возможно ли разработать единую, четкую систему составляющих педагогического артистизма? Очевидно, что такая умозрительно разработанная система была бы рассчитана какие-либо абстрактные условия, на идеального учителя. Но необходимость определить основные элементы артистизма учителя не подлежит сомнению. Мы попытались выявить совокупность способностей, составляющих педагогический артистизм, и их проявление в педагогической деятельности, основываясь на следующем: изучение научной и художественной литературы, затрагивающей проблему педагогического артистизма; наблюдения за практической деятельностью артистичных учителей; вычленение параметров и характеристик, общих для театральной и педагогической деятельности. Мы полагаем, что устойчивое ядро (содержание) педагогического артистизма составляют:

1. Способность к личностному самовыражению, к «трансляции» внутреннего богатства своей личности, своих мыслей, чувств и настроений; экспрессивные способности, позволяющие учителю найти наилучшую эмоционально-выразительную форму изложения; «заразительность», личное обаяние; открытость, раскованность в выражении своих чувств, свобода и естественность поведения в публичной обстановке.

2. Умение гибко перестраиваться в зависимости от ситуации, оперативность, быстрота реакций; легкость приспособления к новым условиям преподавания, обязательная реакция на непредвиденные изменения хода урока, педагогический экспромт, умение удачно импровизировать, отсутствие штампов в общении (стереотипных реакций, механического следования запланированной схеме урока).

3. Способность к продуктивной и продолжительной деятельности в условиях эмоционального стресса, развитая воля; саморегуляция своего психического состояния, произвольный вызов, мобилизация творческого самочувствия, противостояние стрессу; умение создавать нужную психологическую атмосферу на уроке.

4. Способность к перевоплощению, эмпатии, рефлексии, эмоциональная идентификация; обеспечение внешнего коммуникативного вида, общительность, умение заинтересовать изучением своего предмета; «проживание» педагогом действий ученика, высокая чувствительность к внешним факторам и условиям деятельности.

Способы изучения и критерии диагностики артистизма учителя

Изучение проявлений педагогического артистизма в деятельности учителя - дело чрезвычайно сложное: никакие тесты, показания, установленные параметры и характеристики не обеспечат сами по себе точное выявление артистичности. Педагогический артистизм часто определяется интуитивно; однако это не значит, что невозможно диагностировать его наличие, а также совершенствовать процесс развития артистизма учителя. \ В нашем исследовании использовались такие методы, как анкетирование, наблюдение, самонаблюдение учителей за ходом собственной творческой деятельности; изучение биографических данных педагогов, анализ школьной документации; беседа, интервьюирование, сопоставление результатов самооценки и экспертной оценки; тестирование (для изучения способностей и качеств личности учителя). Наряду с собственно артистическими способностями обследовалось внимание (объем, концентрация, распределение, динамичность), воображение (продуктивность, тип) и некоторые другие психические качества. Для описания педагогического артистизма важно мнение учащихся. Кроме того, вычленение в определенной системе обобщенных эстетических черт поведения и деятельности артистичного учителя возможно в случае достаточно богатой «истории отношений» ученика с учителем и высокого уровня культуры этих отношений.

Изучение личностных, индивидуальных качеств учителя и использование этих знаний в школьной практике - задача чрезвычайно сложная. Важной является проблема способов изучения и «языков описания» артистизма учителя: чтобы понять его проявления и рассмотреть за ними уровень артистичности, нужно ориентироваться на весь накопленный в арсенале человеческой культуры потенциал обращения к рассмотрению личности. В связи с тем, что наше исследование проводится на стыке педагогики и искусства, необходимо соединение искусствоведческого и педагогического подходов, а также корреляция терминов педагогики и театрального дела.

Познание мира осуществляется человеком разнообразными путями, среди которых основные - это наука, искусство и философия. Научный подход к исследованию любого объекта, в том числе и человека, основан на стремлении к объективной истине и требованиях доказательности и логичности выдвигаемых положений. Для этого в науке создаются специальные средства (материальные, математические, логические и др.), с помощью которых и достигается результат в виде выявленных закономерностей, гипотез, теорий и т.п. Неверно будет утверждать, что научный подход неприменим к изучению педагогического артистизма; но он недостаточен для всестороннего его рассмотрения, и должен быть полидисциплинарным.

Психологические науки (психология личности, эмоций, способностей, труда, социальная психология, психология творчества) позволяют «вписать» признаки артистизма в структурную модель личности, вскрыть психические механизмы особенностей мотивационной сферы педагога, использовать методы психодиагностики, и в итоге разработать рекомендации по созданию условий развития и реализации артистизма в педагогической деятельности. Однако язык науки - это всегда однозначные, «бесстрастные», безоценочные понятия, описывающие и объясняющие человека как объект, извне, безотносительно к внутреннему смыслу, который имеют для человека эти понятия. Наука с ее приматом естественно-научного метода мышления, строгой объективностью, оказывается недостаточной для раскрытия внутреннего, субъективного содержания артистизма. Относительность замеров, невозможность свести их к количественным показателям не позволяют точно идентифицировать те или иные компоненты педагогического артистизма.

Для учителя педагогическая действительность - это часть его жизни, имеющая ценностное содержание, жизненный смысл. Поэтому при изучении педагогического артистизма имеют значение подходы к рассмотрению проблем на языках искусства и философии с их метафоричностью и эмоциональностью, интуитивностью и искренностью. Уникальность, своеобразие человека наиболее полно выражается в искусстве, составляя основное его содержание. Язык искусства - это язык многозначных, имеющих оценочный характер образов, метафор, воссоздающих внутреннее содержание человеческой субъективности. Художественное, эстетическое, этическое содержание языка искусства могут помочь полно воспроизвести и глубоко понять артистизм учителя. Метафоричность часто помогает точнее передать смысл педагогической информации, чем научное описание, строго привязанное к необходимости однозначного определения понятий.

Обращение при передаче элементов и признаков педагогического артистизма к средствам искусства означает, во-первых, язык искусства (эпитеты, метафоры, а не строгая терминологическая однозначность); во-вторых, использование форм и средств искусства, отражающих эстетическое измерение педагогических явлений: сюжетность (наличие завязки, кульминации, развязки) при свободе формы; обращенность в первую очередь к эмоциям, и только во вторую - к рациональному. В современной педагогической практике вполне приемлем такой способ «ухватывания» сущностных признаков артистизма педагога, как использование средств художественной публицистики (что не противоречит научному, систематизационному, объективному подходу), а также обращение к театральной педагогике. Научные методы, монологические по своим сущностным признакам, позволяют выявить педагогический артистизм как особенное, установить факт его наличия. Но они же несут в себе и опасность навешивания «ярлыков», если не учитываются конкретные и неуловимые ситуативные и жизненные контексты раскрытия артистизма, не вскрывается его глубинная сущность.

Похожие диссертации на Артистизм педагога как компонент его творческой индивидуальности